Биографии Характеристики Анализ

Несколько человек сколько орган созданный природой. Сергей есенин и максим горький

Сергей Есенин

В седьмом или восьмом году, на Капри, Стефан Жеромский рассказал мне и болгарскому писателю Петко Тодорову историю о мальчике, жмудине или мазуре, крестьянине, который, каким-то случаем, попал в Краков и заплутался в нём. Он долго кружился по улицам города и всё не мог выбраться на простор поля, привычный ему. А когда наконец почувствовал, что город не хочет выпустить его, встал на колени, помолился и прыгнул с моста в Вислу, надеясь, что уж река вынесет его на желанный простор. Утонуть ему не дали, он помер оттого, что разбился.

Незатейливый рассказ этот напомнила мне смерть Сергея Есенина. Впервые я увидал Есенина в 1914 году, где-то встретил его вместе с Клюевым. Он показался мне мальчиком 15-17 лет. Кудрявенький и светлый, в голубой рубашке, в поддёвке и сапогах с набором, он очень напомнил слащавенькие открытки Самокиш-Судковской, изображавшей боярских детей, всех с одним и тем же лицом. Было лето, душная ночь, мы, трое, шли сначала по Бассейной, потом через Симеоновский мост, постояли на мосту, глядя в чёрную воду. Не помню, о чём говорили, вероятно, о войне; она уже началась. Есенин вызвал у меня неяркое впечатление скромного и несколько растерявшегося мальчика, который сам чувствует, что не место ему в огромном Петербурге.

Такие чистенькие мальчики - жильцы тихих городов, Калуги, Орла, Рязани, Симбирска, Тамбова. Там видишь их приказчиками в торговых рядах, подмастерьями столяров, танцорами и певцами в трактирных хорах, а в самой лучшей позиции - детьми небогатых купцов, сторонников "древлего благочестия".

Позднее, когда я читал его размашистые, яркие, удивительно сердечные стихи, не верилось мне, что пишет их тот самый нарочито картинно одетый мальчик, с которым я стоял, ночью, на Симеоновском и видел, как он, сквозь зубы, плюёт на чёрный бархат реки, стиснутой гранитом.

Через шесть-семь лет я увидел Есенина в Берлине, в квартире А.Н.Толстого. От кудрявого, игрушечного мальчика остались только очень ясные глаза, да и они как будто выгорели на каком-то слишком ярком солнце. Беспокойный взгляд их скользил по лицам людей изменчиво, то вызывающе и пренебрежительно, то, вдруг, неуверенно, смущённо и недоверчиво. Мне показалось, что в общем он настроен недружелюбно к людям. И было видно, что он - человек пьющий. Веки опухли, белки глаз воспалены, кожа на лице и шее - серая, поблекла, как у человека, который мало бывает на воздухе и плохо спит. А руки его беспокойны и в кистях размотаны, точно у барабанщика. Да и весь он встревожен, рассеян, как человек, который забыл что-то важное и даже неясно помнит, что именно забыто им?

Его сопровождали Айседора Дункан и Кусиков.

Тоже поэт, - сказал о нём Есенин, тихо и с хрипотой.

Около Есенина Кусиков, весьма развязный молодой человек, показался мне лишним. Он был вооружён гитарой, любимым инструментом парикмахеров, но, кажется, не умел играть на ней. Дункан я видел на сцене за несколько лет до этой встречи, когда о ней писали как о чуде, а один журналист удивительно сказал: "Её гениальное тело сжигает нас пламенем славы".

Но я не люблю, не понимаю пляски от разума и не понравилось мне, как эта женщина металась по сцене. Помню - было даже грустно, казалось, что ей смертельно холодно и она, полуодетая, бегает, чтоб согреться, выскользнуть из холода.

У Толстого она тоже плясала, предварительно покушав и выпив водки. Пляска изображала как будто борьбу тяжести возраста Дункан с насилием её тела, избалованного славой и любовью. За этими словами не скрыто ничего обидного для женщины, они говорят только о проклятии старости.

Пожилая, отяжелевшая, с красным, некрасивым лицом, окутанная платьем кирпичного цвета, она кружилась, извивалась в тесной комнате, прижимая ко груди букет измятых, увядших цветов, а на толстом лице её застыла ничего не говорящая улыбка.

Эта знаменитая женщина, прославленная тысячами эстетов Европы, тонких ценителей пластики, рядом с маленьким, как подросток, изумительным рязанским поэтом, являлась совершеннейшим олицетворением всего, что ему было не нужно. Тут нет ничего предвзятого, придуманного вот сейчас; нет, я говорю о впечатлении того, тяжёлого дня, когда, глядя на эту женщину, я думал: как может она почувствовать смысл таких вздохов поэта:

Хорошо бы, на стог улыбаясь,

Мордой месяца сено жевать!

Что могут сказать ей такие горестные его усмешки:

Я хожу в цилиндре не для женщин -

В глупой страсти сердце жить не в силе -

В нём удобней, грусть свою уменьшив,

Золото овса давать кобыле.

Разговаривал Есенин с Дункан жестами, толчками колен и локтей. Когда она плясала, он, сидя за столом, пил вино и краем глаза посматривал на неё, морщился. Может быть, именно в эти минуты у него сложились и в строку стиха слова сострадания:

Излюбили тебя, измызгали...

И можно было подумать, что он смотрит на свою подругу, как на кошмар, который уже привычен, не пугает, но всё-таки давит. Несколько раз он встряхнул головой, как лысый человек, когда кожу его черепа щекочет муха.

Потом Дункан, утомлённая, припала на колени, глядя в лицо поэта с вялой, нетрезвой улыбкой. Есенин положил руку на плечо ей, но резко отвернулся. И снова мне думается: не в эту ли минуту вспыхнули в нём и жестоко и жалостно отчаянные слова:

Что ты смотришь так синими брызгами?

Иль в морду хошь?

Дорогая, я плачу,

Прости... прости...

Сумасшедшая, бешеная, кровавая муть!

Что ты? Смерть?

Но вскоре я почувствовал, что Есенин читает потрясающе, и слушать его стало тяжело до слёз. Я не могу назвать его чтение артистическим, искусным и так далее, все эти эпитеты ничего не говорят о характере чтения. Голос поэта звучал несколько хрипло, крикливо, надрывно, и это как нельзя более резко подчёркивало каменные слова Хлопуши. Изумительно искренно, с невероятной силою прозвучало неоднократно и в разных тонах повторенное требование каторжника:

Я хочу видеть этого человека!

И великолепно был передан страх:

Где он? Где? Неужель его нет?

Даже не верилось, что этот маленький человек обладает такой огромной силой чувства, такой совершенной выразительностью. Читая, он побледнел до того, что даже уши стали серыми. Он размахивал руками не в ритм стихов, но это так и следовало, ритм их был неуловим, тяжесть каменных слов капризно разновесна. Казалось, что он мечет их, одно - под ноги себе, другое - далеко, третье - в чьё-то ненавистное ему лицо. И вообще всё: хриплый, надорванный голос, неверные жесты, качающийся корпус, тоской горящие глаза - всё было таким, как и следовало быть всему в обстановке, окружавшей поэта в тот час.

Совершенно изумительно прочитал он вопрос Пугачёва, трижды повторенный:

Вы с ума сошли?

Громко и гневно, затем тише, но ещё горячей:

Вы с ума сошли?

И наконец совсем тихо, задыхаясь в отчаянии:

Вы с ума сошли?

Кто сказал вам, что мы уничтожены?

Неописуемо хорошо спросил он:

Неужели под душой так же падаешь, как под ношею?

И, после коротенькой паузы, вздохнул, безнадёжно, прощально:

Дорогие мои...

Хор-рошие...

Взволновал он меня до спазмы в горле, рыдать хотелось. Помнится, я не мог сказать ему никаких похвал, да он - я думаю - и не нуждался в них.

Если вы не устали...

Я не устаю от стихов, - сказал он и недоверчиво спросил:

А вам нравится о собаке?

Я сказал ему, что, на мой взгляд, он первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных.

Да, я очень люблю всякое зверьё, - молвил Есенин задумчиво и тихо, а на мой вопрос, знает ли он "Рай животных" Клоделя, не ответил, пощупал голову обеими руками и начал читать "Песнь о собаке". И когда произнёс последние строки:

Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег на его глазах тоже сверкнули слёзы.

После этих стихов невольно подумалось, что Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой "печали полей"*, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного - заслужено человеком. И ещё более ощутима стала ненужность Кусикова с гитарой, Дункан с её пляской, ненужность скучнейшего бранденбургского города Берлина, ненужность всего, что окружало своеобразно талантливого и законченно русского поэта.

А он как-то тревожно заскучал. Приласкав Дункан, как, вероятно, он ласкал рязанских девиц, похлопав её по спине, он предложил поехать:

Куда-нибудь в шум, - сказал он.

Решили: вечером ехать в Луна-парк.

Когда одевались в прихожей, Дункан стала нежно целовать мужчин.

Очень хороши рошен, - растроганно говорила она. - Такой - ух! Не бывает...

Есенин грубо разыграл сцену ревности, шлёпнул её ладонью по спине, закричал:

Не смей целовать чужих!

Мне подумалось, что он сделал это лишь для того, чтоб назвать окружающих людей чужими. -------- * Слова С.Н.Сергеева-Ценскогою.- Примеч. М.Горького.

Безобразное великолепие Луна-парка оживило Есенина, он, посмеиваясь, бегал от одной диковины к другой, смотрел, как развлекаются почтенные немцы, стараясь попасть мячом в рот уродливой картонной маски, как упрямо они влезают по качающейся под ногами лестнице и тяжело падают на площадке, которая волнообразно вздымается. Было неисчислимо много столь же незатейливых развлечений, было много огней, и всюду усердно гремела честная немецкая музыка, которую можно бы назвать "музыкой для толстых".

Настроили - много, а ведь ничего особенного не придумали, - сказал Есенин и сейчас же прибавил: - Я не хаю.

Затем, наскоро, заговорил, что глагол "хаять" лучше, чем "порицать".

Короткие слова всегда лучше многосложных, - сказал он.

Торопливость, с которой Есенин осматривал увеселения, была подозрительна и внушала мысль: человек хочет всё видеть для того, чтоб поскорей забыть. Остановясь перед круглым киоском, в котором вертелось и гудело что-то пёстрое, он спросил меня неожиданно и тоже торопливо:

Вы думаете - мои стихи - нужны? И вообще искусство, то есть поэзия - нужна?

Вопрос был уместен как нельзя больше, - Луна-парк забавно живёт и без Шиллера.

Но ответа на свой вопрос Есенин не стал ждать, предложив:

Пойдёмте вино пить.

На огромной террасе ресторана, густо усаженной весёлыми людями, он снова заскучал, стал рассеянным, капризным. Вино ему не понравилось:

Кислое и пахнет жжёным пером. Спросите красного, французского.

Но и красное он пил неохотно, как бы по обязанности. Минуты три сосредоточенно смотрел вдаль; там, высоко в воздухе, на фоне чёрных туч, шла женщина по канату, натянутому через пруд. Её освещали бенгальским огнём, над нею и как будто вслед ей летели ракеты, угасая в тучах и отражаясь в воде пруда. Это было почти красиво, но Есенин пробормотал:

Всё хотят как страшнее. Впрочем, я люблю цирк. А - вы?

Он не вызывал впечатления человека забалованного, рисующегося, нет, казалось, что он попал в это сомнительно весёлое место по обязанности или "из приличия", как неверующие посещают церковь. Пришёл и нетерпеливо ждёт, скоро ли кончится служба, ничем не задевающая его души, служба чужому богу.

ПРИМЕЧАНИЯ
СЕРГЕЙ ЕСЕНИН
о ч е р к

Впервые напечатано в «Красной газете» (вечерний выпуск), 1927, номер 61 от 5 марта, и затем - в сборнике М.Горького «Воспоминания. Рассказы. Заметки», издание «Книга», 1927.

Начиная с 1927 года, включалось во все собрания сочинений.

Печатается по тексту девятнадцатого тома собрания сочинений в издании «Книга», сверенному с рукописью (Архив А.М.Горького).

Подобный материал:

  • Шестерина Людмила Геннадьевна педагогический стаж 21 год высшая квалификационная категория , 119.16kb.
  • Сергей Александрович Есенин , 28.08kb.
  • Александр Блок, Владимир Маяковский и Сергей Есенин три великих русских поэта прошлого , 36.04kb.
  • Валентина Семеновна Чаплина чувашская писательница. Она автор многих книг о природе, , 81.29kb.
  • Лекция для начальной группы. №001 , 578.91kb.
  • Все перемены в натуре случающиеся такого суть состояния, что сколько чего от одного , 360.27kb.
  • Т. А. Боброва Для поэтов Октябрьского района характерны глубокая лиричность, связь , 37.15kb.
  • Выявление и коррекция страхов , 243.72kb.
  • Есенин, Сергей Александрович , 15.32kb.
  • Ментальный , 3330.28kb.
Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для выражения неисчерпаемой “печали полей”, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком. (М. Горький)

В школьной программе нам приходилось очень часто знакомиться с его замечательными произведениями. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому-то 7 октября мы отправились на экскурсию по родному краю Сергея Александровича.

Рязанскаий край известен не только благодаря Сергею Есенину. Рязань была родным городом для многих известных личностей, в их числе Иван Петрович Павлов.

Въехав в город, мы сразу же поняли, насколько он красив, чист, интересен. Экскурсовод дала нам много сведений о самом городе, его достопримечательностях, архитектурных ценностях. Из окон автобуса, конечно, разглядеть было всё сложно, но, тем не менее, нашему взору представились: драматический театр, здания многих учебных заведений, в числе которых есть «Политехнический институт». В его названии по-прежнему остался Ъ («еръ») на конце, что свидетельствует о времени возникновения постройки. Кроме всего, нам продемонстрировали некоторые из памятников, находящихся в центре Рязани.

Но вот автобусная экскурсия закончилась, и нам было предложено прогуляться по старинному городу, посетить его парки. Бросились в глаза современные постройки. Они нисколько не уступают своим великолепием старинным архитектурным памятникам.

В парке была сделана общая фотография рядом с памятником С.Есенина.

А вдали виднелись позолоченные купола. Осенний парк манил в свою глубь… Пройдя немного вперёд, мы увидели Кремлёвский вал.

Гид дала нам возможность осмотреться, полюбоваться местными красотами, пофотографироваться на память.

Следующим пунктом нашей экскурсии был Рязанский кремль. Его красоты перед вами.

В кремле ведутся раскопки. Найденное и тщательно изученное хранится на территории крепости, в музее, находящимся во дворце Олега. Перед вами некоторые из экспонатов.

Покинув Кремль, мы обратили внимание на пристань, стоящую у подножья. По словам экскурсовода, из-за отсутствия достаточного количества воды в русле сегодняшним летом катера не принимали гостей, хотя можно было совершить водную прогулку по Оке, находящейся неподалёку.

Именно Ока стала музой для Сергея Есенина. «Только синь сосёт глаза» - скажет он о ней.

Как же можно посетить Рязань и не заехать в знаменитое Константиново?

"На территории музея-заповедника для посещения открыты четыре экспозиции : усадьба родителей С.А. Есенина; начальное земское народное училище, в котором с 1904 по 1909 год обучался поэт, усадебный дом последней помещицы с. Константиново Л.И. Кашиной – музей поэмы «Анна Снегина», а также литературная экспозиция, где можно подробно узнать о жизни и творчестве С.А. Есенина.


Вся поэзия С. Есенина – это признание в любви родному краю, родной земле, Родине.

Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.

А что же включает в это понятие - Родина – поэт? Сергей Есенин говорил, что “чувство Родины” – основное в его творчестве. Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство родины – основное в моём творчестве. (С. Есенин)

М. Горький и Е. Евтушенко выделили то “основное”, что почувствовали в его лирике.

Романтик и лирик, влюблённый в поля и леса, в своё деревенское небо, в животных и цветы, он явился в город, чтобы рассказать о своей восторженной любви… (М. Горький)

Есенин, дай на счастье нежность мне
К берёзкам и лугам, к зверью и людям
И ко всему другому на земле,
Что мы с тобой так беззащитно любим.

(Е. Евтушенко)

О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку…

Природа и Родина… для Есенина эти слова – синонимы. А берёзка – извечный символ России

С такими знаниями мы посетили дом-музей, где жил со своими родителями Сергей Александрович. В нынешнем году отмечается 115 лет со дня его рождения.

Двадцать первого сентября (третьего октября н. ст.) 1895-го г. в селе Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии в семье крестьян Александра Никитича Есенина и Татьяны Федоровны, урожденной Титовой, родился сын Сергей. День рождения Есенина совпал с 800-летием города Рязани. Во всех храмах Рязанщины звенели колокола, всюду шли народные гулянья.

Мать будущего поэта, Татьяна Титова, была выдана замуж помимо своей воли, и вскоре вместе с трехлетним сыном ушла к родителям. Затем она отправилась на заработки в Рязань, а Есенин остался на попечении бабушки и дедушки (Федора Титова), знатока церковных книг. Бабушка Есенина знала множество песен, сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она давала "толчки" к написанию им первых стихов.

С отличием закончив Константиновское четырехклассное училище (1909), он продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе (1909-12), из которой вышел "учителем школы грамоты". После окончания Спасо-Клепиковского училища в 1912 Есенин вместе с отцом приезжают в Москву на заработки. В марте 1913 Есенин вновь отправляется в Москву. Здесь он устраивается помощником корректора в типографию И.Д.Сытина. Анна Изряднова, первая жена поэта, так описывает Есенина тех лет: "Настроение было у него упадочное - он поэт, никто не хочет этого понять, редакции не принимают в печать, отец журит, что занимается не делом, надо работать: Слыл за передового, посещал собрания, распространял нелегальную литературу. На книги набрасывался, все свободное время читал, все свое жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить...". В декабре 1914 Есенин бросает работу и, по словам той же Изрядновой, "отдается весь стихам. Пишет целыми днями. В январе печатаются его стихи в газете "Новь", "Парус", "Заря"...".


Ходит поэт и на занятия народного университета Шанявского - первого в стране учебного заведения, которое можно было бесплатно посещать вольнослушателям. Там Есенин получает основы гуманитарного образования - слушает лекции о западноевропейской литературе, о русских писателях. Тем временем стих Есенина становится все увереннее, самобытнее, порою его начинают занимать и гражданские мотивы (Кузнец, Бельгия и др.). А поэмы тех лет - Марфа Посадница, Ус, Песнь об Евпатии Коловрате - одновременно и стилизация под древнюю речь, и обращение к истокам патриархальной мудрости, в которой Есенин видел и источник образной музыкальности русского языка, и тайну "естественности человеческих отношений". Тема же обреченной скоротечности бытия начинает звучать в стихах Есенина той поры в полный голос... Известно, что в 1916 в Царском Селе Есенин посетил Н.Гумилева и А.Ахматову и прочел им это стихотворение, которое поразило Анну Андреевну своим пророческим характером. И она не ошиблась - жизнь Есенина действительно оказалась и скоротечной, и трагичной...



Тем временем Москва кажется Есенину тесной, по его мнению, все основные события литературной жизни происходят в Петербурге, и весной 1915 поэт решает перебраться туда. В Петербурге Есенин посетил А.Блока. Не застав того дома, он оставил ему записку и стихи, завязанные в деревенский платок. Записка сохранилась с пометкой Блока: "Стихи свежие, чистые, голосистые...". Так благодаря участию Блока и поэта С.Городецкого Есенин стал вхож во все самые престижные литературные салоны и гостиные, где очень скоро стал желанным гостем. Стихи его говорили сами за себя - их особая простота в совокупности с "прожигающими" душу образами, трогательная непосредственность "деревенского паренька", а также обилие словечек из диалекта и древнерусского языка оказывали на многих вершителей литературной моды завораживающее действие.


В конце 1915 - начале 1917 годов стихи Есенина появляются на страницах многих столичных изданий. Довольно близко сходится в это время поэт и с Н.Клюевым, выходцем из крестьян-старообрядцев. Вместе с ним Есенин выступает в салонах под гармошку, одетый в сафьянные сапожки, голубую шелковую рубашку, препоясанную золотым шнурком. Роднило двух поэтов действительно многое - тоска по патриархальному деревенскому укладу, увлечение фольклором, древностью. Но при этом Клюев всегда сознательно отгораживался от современного мира, а мятущегося, устремленного в будущее Есенина раздражали наигранное смирение и нарочито-нравоучительная елейность своего "друга-врага". Неслучайно несколько лет спустя Есенин советовал в письме одному поэту: "Брось ты петь эту стилизационную клюевскую Русь: Жизнь, настоящая жизнь Руси куда лучше застывшего рисунка старообрядчества...".

В разгаре Первая мировая война, по Петербургу расползаются тревожные слухи, на фронте гибнут люди: Есенин служит санитаром в Царскосельском военно-санитарном госпитале,
читает свои стихи перед великой княгиней Елизаветой Федоровной, перед императрицей.

Сначала в бурных революционных событиях Есенин прозревал надежду на скорые и глубокие преобразования всей прежней жизни. В эти же революционные годы, во времена разрухи, голода и террора Есенин размышляет об истоках образного мышления, которые видит в фольклоре, в древнерусском искусстве, в "узловой завязи природы с сущностью человека", в народном творчестве. Очень скоро Есенин понимает, что большевики - вовсе не те, за кого хотели бы себя выдавать. По словам С.Маковского, искусствоведа и издателя, Есенин "понял, вернее, почуял своим крестьянским сердцем, жалостью своей: что произошла не "великая бескровная", а началось время темное и беспощадное...".

В 1919 Есенин оказывается одним из организаторов и лидеров новой литературной группы - имажинистов. В имажинизме Есенина привлекало пристальное внимание к художественному образу, немалую роль в его участии в группе играла и общая бытовая неустроенность, попытки сообща делить тяготы революционного времени. Тягостное чувство раздвоенности, невозможность жить и творить, будучи оторванным от народных крестьянских корней вкупе с разочарованием обрести "новый град - Инонию" придают лирике Есенина трагические настроения. Я последний поэт деревни - пишет Есенин в стихотворении (1920), посвященному своему другу писателю Мариенгофу. Есенин видел, что прежний деревенский быт уходит в небытие, ему казалось, что на смену живому, природному приходит механизированная, мертвая жизнь. В одном из писем 1920 он признавался: "Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал... Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений". В то же время Есенин работает над поэмами Пугачев и Номах.В поэмах явственно звучит протест против современной Есенину действительности, в которой он не видел и намека на справедливость.



Осенью 1921 в Москву приехала знаменитая танцовщица Айседора Дункан. По воспоминаниям современников, Айседора влюбилась в Есенина с первого взгляда, да и Есенин сразу увлекся ею. 2 мая 1922 года Сергей Есенин и Айседора Дункан решили закрепить свой брак по советским законам, так как им предстояла поездка в Америку. Они расписались в загсе Хамовнического Совета. Когда их спросили, какую фамилию выбирают, оба пожелали носить двойную фамилию - "Дункан-Есенин". Супруги отправляются за границу, в Европу, затем в США. Поначалу европейские впечатления наводят Есенина на мысль о том, что он "разлюбил нищую Россию, но очень скоро и Запад, и индустриальная Америка начинают казаться ему царством мещанства и скуки. В это время Есенин уже сильно пьет, часто впадая в буйство, и в его стихах все чаще звучат мотивы беспросветного одиночества, пьяного разгула, хулиганства и загубленной жизни, отчасти роднящие некоторые его стихи с жанром городского романса. Недаром еще в Берлине Есенин пишет свои первые стихи из цикла Москва кабацкая. Эта страница жизни Сергея Есенина - самая сумбурная, с бесконечными ссорами и скандалами. Они много раз расходились и сходились вновь. О романе Есенина с Дункан написаны сотни томов. Делались многочисленные попытки разгадать тайну отношений этих двух таких не похожих друг на друга людей.



Брак с Дункан вскоре распался, и Есенин вновь оказался в Москве, не находя себе места в новой большевистской России. По свидетельству современников, когда он впадал в запои, то мог страшно "крыть" советскую власть. Но его не трогали и, продержав некоторое время в милиции, вскоре отпускали - к тому времени Есенин был знаменит в обществе как народный, "крестьянский" поэт. Несмотря на тяжелое физическое и моральное состояние, Есенин продолжает писать - еще трагичнее, еще глубже, еще совершенней.

5 марта 1925 года - знакомство с внучкой Льва Толстого Софьей Андреевной Толстой. Она была младше Есенина на 5 лет, в ее жилах текла кровь величайшего писателя мира. Софья Андреевна заведовала библиотекой Союза писателей. 18 октября 1925 года состоялась регистрация брака с С.А.Толстой. Софья Толстая - еще одна не сбывшаяся надежда Есенина создать семью. Вышедшая из аристократической семьи, по воспоминаниям друзей Есенина, очень высокомерная, гордая, она требовала соблюдения этикета и беспрекословного повиновения. Эти ее качества никак не сочетались с простотой, великодушием, веселостью, озорным характером Сергея. Вскоре они разошлись. В конце декабря 1925 Есенин приезжает из Москвы в Ленинград. В ночь на 28 декабря в гостинице "Англетер" Сергея Есенина убили спецслужбы инсценировав самоубийство.


“Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел…” - доносится из приёмника. И от пальцев ног, рук, от корешков волос, из каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, колет его, наполняет слезами и горьким восторгом, хочется куда - то побежать, обнять кого – нибудь живого, покаяться перед всем миром или забиться в угол и выреветь всю горечь, какая есть в сердце, и ту, что пребудет ещё в нём.

Какая очищающая скорбь!

… На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за деревней трактор. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озёр, с умолкшей церковью посередине, оплаканная русским певцом Россия.

Смолкни, военная труба! Уймись, велеречивый оратор! Не кривляйтесь, новомодные ревуны! Выключите магнитофоны и транзисторы, ребята!

Шапки долой - Россия!
Есенина поют”

…И не жалость – мало жил,
И не горечь – мало дал, -
Много жил – кто в наши жил
Дни, всё дал – кто песню дал.
М. Цветаева

А ведь на Руси для поэта дать песню – заслужить высшее признание.

Звучит романс “Отговорила роща золотая”…

Хорошо под осеннюю свежесть
Душу – яблоню ветром стряхать…
Облетает моя голова,
Куст волос золотистый вянет.

Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
Руки милой – пара лебедей –
В золоте волос моих ныряют.

И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом мёда и роз.
Все мы яблони и вишни голубого сада…
Как бабочка – я на костёр
Лечу и огненность целую. и т.д.

“Как бы ни было трудно, что бы ни случилось с тобой - не падай духом, не теряй надежды и будь благодарен судьбе, даровавшей тебе ни с чем не сравнимое счастье целовать любимого человека, валяться на траве, мять цветы и видеть эти златящиеся во мгле ивы… И – всегда люби Родину, умножай её славу своими деяниями…» Так говорил поэт…

«Сергей Александрович ЕСЕНИН (1895–1925) «Есенин не столько человек, сколько орган, созданный приро дой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко...»

Сергей Александрович ЕСЕНИН

«Есенин не столько человек, сколько орган, созданный приро

дой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой

«печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, ко

торое - более всего иного - заслужено человеком», - писал о

поэте М.Горький. Действительно, природный дар поэта огромен,

органична его связь с родной землей, которая во многом питала его

поэзию. Но Есенин не беспечный деревенский пастушок Лель, иг

рающий на свирели. За каждым его поэтическим озарением стояла серьезная литературная работа. Он хорошо знал русскую класси ку, свою поэтическую родословную вел от А.Кольцова. Всерьез изу чал народное искусство, собрал и записал четыре тысячи частушек.

В статье «Ключи Марии» (1918) осмыслил основы народной поэти ческой культуры, считая ее вершиной творчества. А в итоговой ав тобиографии (1925) подчеркивал огромное значение для него Пуш кина: «В смысле формального развития теперь меня тянет все боль ше к Пушкину». К пушкинской емкости, органичности он прихо дит в поздних стихах. Но в целом творчество, как и частная жизнь, полны противоречий и мучительных исканий. Блок, благословляв ший Есенина в литературу, как будто предчувствуя драматизм его судьбы, писал: «... я думаю, что путь Вам, может быть, предстоит не короткий, и, чтобы с него не сбиться, надо не торопиться, не нерв ничать. За каждый шаг свой рано или поздно придется дать ответ, а шагать теперь трудно, в литературе, пожалуй, всего труднее».



Есенин действительно прошел «трудный путь», что обусловлено субъективными и объективными факторами. Войдя в литературу в 1914 году, он вместе со своей страной пережил войны и революции, которые наложили свой отпечаток на его творческую эволюцию. Он - выходец из крестьянской семьи, человек корневой православной русской культуры, большую часть жизни прожил в городе, в эмоцио нально и духовно чуждом ему мире. И личность Есенина была сотка на из противоречий: он всегда стремился к духовному покою, согла сию с собой и людьми и одновременно был склонен к мятежности, страстности, не знающей границ. Кротость и бунтарство, ранимость и дерзость - эта полярность, двойственность натуры выразилась в есенинской лирике. Сергей Есенин всегда жил и писал на крайнем напряжении душевных сил. Такова его природа. Преисполненный любви к Родине, к человеку, природе, Есенин не щадил только себя.

Другого пути для художника он не знал:

Быть поэтом - это значит то же, Если правды жизни не нарушить, Рубцевать себя по нежной коже, Кровью чувств ласкать чужие души.

Есенин в богатейшей поэтической культуре «серебряного века»

с первых своих стихов показал собственное лицо: пришел со своим пониманием поэтического слова, стремился к ассоциативности, неоднозначности поэтического образа, создав метафорический язык с огромной нагрузкой на тропы:

Туча кружево в роще связала, Закурился пахучий туман.

При этом в синтаксисе избегал усложненности, тяготел к строй ности и простоте, предпочитая естественное течение стиха, «совпа дение фразы и строки». Эти черты поэтики, несмотря на эволюцию мировидения, в целом характерны для всего творчества поэта.

Сергей Есенин пережил признание, славу и нападки критиков.

А появившаяся после смерти статья Н.Бухарина «Злые заметки»

положила начало вытеснению Есенина из советской культуры.

Идеологическая оценка была беспощадной: «.

Идейно Есенин представляет самые отрицательные черты русской деревни и так называемого «национального характера». И хотя появился унизи тельный термин «есенинщина» и книги поэта изымались из биб лиотек, у Есенина всегда оставался читатель, для которого творче ство поэта было бесконечно близким и дорогим. Сегодня Есенин занимает свое полноправное место в русской поэзии XX века и в читательских сердцах. В современных исследованиях творчество поэта предстает в его объективной значимости.

Лирика «Край любимый! Сердцу снятся...», «Гой ты, Русь, моя родная...».

«Запели тесаные дроги...». Песнь о собаке. «Я последний поэт де ревни...». «Я покинул родимый дом...». «Не жалею, не зову, не пла чу...». Русь советская. Русь уходящая. Письмо матери. Письмо к жен щине. «Мы теперь уходим понемногу...». Персидские мотивы. «От говорила роща золотая...». «Спит ковыль. Равнина дорогая...». Со баке Качалова. «Неуютная жидкая лунность...»

1. Образ Родины и природы в лирике Есенина.

2. «Персидские мотивы». Темы, мотивы и образы цикла.

3. Эволюция лирического героя в поэзии Есенина.

4. Художественное своеобразие лирики Есенина.

Первые стихи Есенина появились в печати в январе 1914 года и поразили читателя искренностью, яркостью поэтического видения и цельностью мироощущения. Сближение в 1915 году с крестьян скими поэтами Н.Клюевым и С.Клычковым было не случайным: их объединяла ориентация на православие, крестьянскую культуру и опора на национальные культурные традиции. Все раннее творче ство и первый сборник стихов поэта «Радуница» (1916) связаны с этой философско эстетической установкой.

Образ Родины у Есенина, особенно в ранних стихах, связан с русской деревней, с родной рязанской землей, а разлука с ней при дает стихам особую лиричность и теплоту. Он почти интимно обра щается к родине, как к близкому человеку в стихотворении «Русь»

(1914): «Ой ты, Русь, моя родина кроткая...». И по лермонтовски называет необъяснимой, как всякое подлинное чувство, свою лю бовь к России. «Но люблю тебя, родина кроткая! / А за что - разга дать не могу...»: Родина для поэта - «край любимый». Образ роди ны сливается с образом природы и душой лирического героя. В этом органическом и гармоничном единстве радость и счастье лириче ского героя. Оно дает ему ощущение своей связанности с миром, оправданности собственного существования:

Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.

(«Край любимый! Сердцу снятся...» 1914) Земное и небесное, человеческое и природное проникают друг в друга, сливаясь в единый мир. Именно так в крестьянском созна нии природа, родина неотделимы от жизни человека.

Для Есенина раннего периода творчества «Русь, моя родная» под покровительством и заступничеством Миколы (святого Николая Чудотворца) - земной рай, где царят лад, гармония, единение с природой. Это «голубая» страна. «Голубой» цвет - цвет неба, - определяющий в цветовой палитре стихов о Родине, что подчерки вает духовную силу, святость Руси.

В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная...» (1914) бескрай ность ее просторов («не видать конца и края») имеет не только про странственно географический смысл, но и духовный. Русь - свя тая земля. Ключевой образ этого стихотворения - крестьянская изба (этот образ проходит как один из важнейших параметров есе нинской модели мира через все творчество) - сравнивается Есе ниным с иконой - «хаты - в ризах образа». А сам лирический ге рой подобен богомольцу.

Есть в стихотворении и образ храма:

Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас...

Религиозная лексика и образность подчеркивают духовное начало Родины.

Именно эта ипостась России определяет патриотическое чув ство лирического героя, безоглядную любовь и верность Родине:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».

Стихотворение «Запели тесаные дроги...» (1916) также харак терно для первого периода творчества поэта. Русь в этом стихотво рении необычайно духовна. Образный ряд стихотворения подчер кивает ее православную сущность. Всюду поэту сопутствуют «ча совни», «поминальные кресты», «на известку колоколен невольно крестится рука». Даже «родные степи звенят молитвословным ко вылем». Природа одухотворена в поэтическом мире Есенина. Русь не статична, все в ней находится в движении. Она необъятна и бесконечна: «О, Русь - малиновое поле / И синь, упавшая в реку».

В чувстве патриотизма лирического героя подчеркивается ирра циональное начало, как и в знаменитом стихотворении Лермон това «Родина». Любовь к Родине - глубокое чувство: «Но не лю бить тебя, не верить - / Я научиться не могу». Важным вырази тельным средством оказывается цвет. Именно он создает ощуще ние многомерности, загадочности Руси. Насыщенные, яркие цве та - малиновый, синий - цвета радости, праздника. Но есть в этом стихотворении и другая цветовая гамма, в ней цвет приглушен, выражен опосредованно («известка колоколен», «туманный бе рег»). Он знак вечной загадки Руси.

В стихах дооктябрьского периода Россия ассоциируется для Есе нина с деревенским патриархальным, православным миром, тема Родины сливается с темой природы. Поэтому цветовая гамма в изо бражении Родины - это естественные природные цвета. Голубой и синий - цвета неба; малиновый - цвет заката; золотой - цвет солнца и колосящегося поля пшеницы. Любовь к Родине одухотво ряла картины родной природы, придавала этим стихам эмоциональ ную приподнятость и гармоничность. Не случайно Есенин в статье «Быт и искусство» увязывал именно эти начала, критикуя друзей имажинистов: «у собратьев моих нет чувства родины во всем ши роком смысле этого слова, поэтому у них так и несогласовано все.

Поэтому они так и любят тот диссонанс, который впитали в себя с удушливыми парами шутовского кривляния ради самого кривля ния». (Подчеркнуто мной - И.С.).

С революцией 1917 года в поэзии Есенина появляется новое ощущение России, надежда на преображение мира, создание «му жицкого рая», что отразилось в поэме «Инония» (1918). Инония - страна с новым Спасом. Есенин еретически заявляет, что в «ином мире» будут жить без Христа: «Тело, Христово тело / Выплевываю изо рта». Поэт нигилистически относится и к столь дорогим еще совсем недавно православным символам.

Нигилизм и революционность Есенина были явлением времен ным. Очень скоро он увидел, что социализм как знак прогресса по сягает на крестьянскую, дорогую ему Русь и вообще на все живое, природное. В стихотворении «Сорокоуст» поэт говорит о гибели деревянной деревенской Руси. Город «тянет к глоткам равнин пя терни». Природа погибает. Символический смысл приобретает об раз «красногривого жеребенка», который тщетно пытается обо гнать поезд. Паровоз, как зловещее чудовище, символ змеи дьяво ла, одолевает живое трогательно беззащитное, божье создание.

Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница?

Этот мотив находит продолжение и развитие в стихотворении «Я последний поэт деревни...» (1920). Это стихотворение, посвя щенное Мариенгофу, проникнуто трагическим пафосом. Лириче ский герой оплакивает гибель старого мира, прекрасного и дорого го ему. Уходящий мир - это «голубое поле», «злак овсяный, зарею политый». На него беспощадно наступает новый, «чужой», «желез ный гость», который «черной горстью» соберет все живое. Образ трактора («железный гость») - образ символ бездуховной город ской культуры, - подчеркивает конфликт живого и неживого в сти хотворении. Поэт служит панихиду по уходящему миру. В новом мире он не видит места для себя. Трагически звучат последние строчки стихотворения: «Скоро, скоро часы деревянные / Прохри пят мой двенадцатый час!».

Тема Родины и в этом стихотворении, и в последовавших за ним осложняется размышлениями о собственном месте в новой жизни.

В маленькой поэме «Русь советская» (1924) «голубая Русь» превра тилась «в край осиротелый», а поэт в том краю чужой. «Крестьян ский комсомол» поет «агитки Бедного Демьяна». «Ни в чьих глазах не нахожу приют» - ключевая строчка, выражающая и человече ское одиночество и творческую невостребованность Есенина. Но даже трагическая отверженность не заставит его изменить своим идеалам и своей музе: «Отдам всю душу октябрю и маю, / Но толь ко лиры милой не отдам». Поэт не может жить без чувства органи ческой связи с Родиной, а Родины то как будто и нет, она кажется сном: «Что Родина? / Ужели это сны?» В этом ощущении Родины сна - трагический пафос стихотворения «Русь советская». Поэто му вопреки историческим реалиям (Россия уже именовалась СССР) Есенин в заключительных строчках называет столь дорогую ему «шестую часть земли» словом из прошлой жизни - «Русь».

В философском ключе осмысляется тема Родины в стихотворе нии «Спит ковыль. Равнина дорогая...» (1925). Традиционные об разы русского пейзажа - «ковыль», «полынь», «журавлиный крик», «плачут вербы» создают ощущение тоски, разлуки. «Чужая юность»

посягает на родные лирическому герою «поляны и луга». Но при очевидном драматизме противостояния старого и нового, поэт со храняет верность «золотой бревенчатой избе», «никакая родина другая» не сможет вызвать отзвук в его душе. Элегически спокойная интонация и ритм этого стихотворения, опорные последние строчки каждой строфы передают постоянство чувства Есенина к Родине, его готовность принять все, что посылает судьба, даже смерть. Эмоцио нальный всплеск - благодаря восклицательной интонации - возни кает в двух заключительных строках стихотворения:

Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!

Поэт философ, постигающий пушкинскую внутреннюю свобо ду, вытесняет в этом стихотворении бунтаря, мятежника.

В 1924–1925 годах Есенин работал над циклом стихов «Персид ские мотивы». Стихи цикла стали попыткой преодоления внутрен ней раздвоенности и тоски. Хотя образ Востока возник под непо средственным впечатлением поездки Есенина в Тифлис, Баку, Ба тум, Мардакяны, «голубая родина Фирдоуси» в этом цикле не столь ко конкретная, сколько мифологизированная страна. Русь совре менная утратила свои звонкие цвета, а душа поэта рвется к идеалу, ищет успокоения и красоты.

В традиции персидской поэзии женщина - средоточие красоты мира. Любовная тема одна из основных в цикле и получает сюжет ное воплощение в истории любви лирического героя - северянина к прекрасной персиянке. В духе восточной поэзии любовное пере живание показано как упоение любовью, счастье любви. К ногам любимой герой готов принести самые прекрасные подарки («Пода рю я шаль из Хороссана / И ковер ширазский подарю»). Он с радо стью признает ее совершенство («Я б порезал розы эти, / Ведь одна отрада мне - / Чтобы не было на свете / Лучше милой Шаганэ»), готов одарить возлюбленную самыми ласковыми словами («Как ска зать мне для прекрасной Лалы / По персидски нежное «люблю?»).

Но красота Востока только обостряет тоску по Родине, чувство любви к ней. Тема Родины властно входит в цикл. В стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!...» противопоставляются прекрасный Шираз и «рязанские раздолья». Воспоминание о «волнистой ржи при луне» затмевает красоты Шираза. Родина вошла в его плоть («Эти волосы взял я у ржи...»). Властное чувство любви к родной земле сильнее всех искушений Востока. Наивность, музыкальность и драматизм стиху придают повторы ключевых и по смыслу проти вопоставленных строчек: «Шаганэ ты моя, Шаганэ» и «Потому что я с севера, что ли».

В «Персидских мотивах» тема Родины занимает свое полноправ ное место. Герою никуда не уйти от тоски по России. Персидская сказка всего лишь миф, в который поэт так хотел поверить, чтобы обрести счастье и покой, вернуть юношеское чувство укоренен ности, связанности с родной землей и природой.

В стихотворении «Глупое сердце, не бейся!..» Есенин признается в самообмане:

Глупое сердце, не бейся!

Все мы обмануты счастьем, Нищий лишь просит участья...

Глупое сердце, не бейся.

Лирическое творчество Есенина едино, это роман, в котором главный герой сам поэт. Его переживания, мысли, потери и обрете ния, любовь и бурные страсти, родная природа и родительский «низ кий дом с голубыми ставнями» - все становится темой стихов, все пронизано лирической интонацией. Исповедальный характер но сят такие шедевры его лирики, как «Не жалею, не зову, не плачу...», «Мы теперь уходим понемногу...», Собаке Качалова, «Отговорила роща золотая...» Приходит зрелость, и вместе с ней рефлексия, го речь от осознания своих ошибок, чувство одиночества и предчув ствие смерти.

Такой «прощальной песней» исповедью можно назвать стихо творение «Не жалею, не зову, не плачу...» (1921). Тема прощания, расставания с молодостью заявлена уже в первом стихе трехкрат ным повтором отрицательных конструкций, они снова возникнут в последней строке первой строфы, в первой и последней - второй строфы. лирический герой подводит итоги, благословляет все то, что пришло «процвесть и умереть». Основная интонация стихотво рения элегическая, но три обращения героя - к «сердцу, тронуто му холодком», к «духу бродяжьему» молодости, к собственной жиз ни передают напряженность этого внутреннего монолога. Тради ционны для есенинской лирики образы среднерусского пейзажа - «белых яблонь дым», «страна березового ситца». Психологическое состояние лирического героя выражают выразительные метафоры - «увяданья золотом охваченный», «буйство глаз и половодье чувств».

Ушедшая молодость сопоставляется с такой же порой в жизни при роды, с временем пробуждения ее сил - весной. А сам герой видит себя скачущим на «розовом коне». «Розовый» не цветовое опреде ление, а метафорический эпитет, который указывает на подчерк нутую нереальность коня, переводя конкретный образ в многозна чительный символический план.

Как ни горько ощущение неиз бежности конца, смерти (оно усиливается повтором в последней строфе синтаксической конструкции «все мы» и элегической мета форой «тихо льется с кленов листьев медь...»), заключительные строчки стихотворения утверждают идею благодарности творцу за самый дар жизни:

Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу...» музыкально, песенно по своему звуковому строю, а лексические повторы («Все пройдет...», «Все мы...») и сходство семантической конструкции строф выделяют основные темы стихотворения как самостоятель ные музыкальные мотивы.

Лирика Есенина исповедальна и автобиографична. Не случайно в стихотворении «Мой путь» поэт так и говорит: «Стихи мои, / Спо койно расскажите / Про жизнь мою». А его жизнь - поэзия, в ко торой борются, как и в душе поэта, земное и небесное, вечное и преходящее, старое и новое, город и деревня. В художественном мире Есенина одушевляется природа, оживляется все неживое, а человек наделяется природными характеристиками (растительны ми и животными). Метафорический язык, символика цвета созда ют богатство поэтического мира есенинской лирики.

Вопросы и задания для самопроверки.

1. Какие художественные средства используются для создания образа Родины?

2. Какова символика цвета в поэтическом мире Есенина?

3. Какие сквозные образы, связанные с изображением русской природы, Вы можете отметить?

4. Каковы источники поэтической образности Есенина?

Анна Снегина (1925)

1. Жанрово композиционные особенности поэмы «Анна Снегина».

2. Проблема национального характера в поэме.

3. Своеобразие любовного сюжета в поэме.

Поэма «Анна Снегина» - одно из последних произведений С.Есенина. Это поэма о крестьянской России, о судьбе крестьянст ва в революции и о любви, пронесенной через всю жизнь. Поэма лироэпическая по жанру. Лирическое и эпическое начала в поэме проникают друг в друга. Личная жизнь лирического героя соизме ряется с судьбой России. Реалистически конкретно и объемно рас сказывается в поэме о жизни русской деревни в годы исторических потрясений. Из крестьянской массы выделен образ народного вожа ка Прона Оглоблина. Важнейшими средствами раскрытия характе ров и проблематики в поэме является язык. Есенин использует близ кий к фольклорному сказовый стиль, интонации и лексику просто народной речи. Индивидуализирована речь персонажей. Изображая нового, послереволюционного крестьянина, Есенин прибегает к иро нии. Он не видит в новом образе жизни и в новом человеке столь дорогих ему черт национального характера. Пожалуй, только стару ха мельничиха - истинно народный традиционный характер в по эме. Она предчувствует гибель деревни. Рассказывая о самочинной расправе крестьян над старшиной, она горько прибавляет: «Таких теперь тысячи стало / Творить на свободе гнусь. / Пропала Рассея, пропала... / Погибла кормилица Русь...». Революция не принесла в деревню благополучия и мира. Таков вывод автора. WP8 Государственное и муниципальное управление Москва ГУ ВШЭ УДК 351/354:303.442 ББК 63.3(2Рос)-3 А48 Редакторы серии WP8 "Государственное и муниципальное управление" А.В. К...» Converters ICs Информационный бюллетень компании Analog Devices Том 6, выпуск 11, 2006 Новый 16 разрядный АЦП семейства PulSAR В ЭТОМ НОМ...» основам построения систем управления базами данных и формирование представления о роли и месте баз данных в автоматизированных системах, о назначении и основных характеристи...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - различные документы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.











Послеоктябрьская лирика Неописуемый восторг Есенина после Октября вылился в стихи: Небо- как колокол Месяц- язык, Мать моя- родина, Я- большевик. В произведениях Есенина «крестьянский уклон» отражал те конкретные реальные противоречия, которые были характерны вообще для русского крестьянства. В лирике – боль поэта о невозвратной, обреченной на гибель патриархальной деревне. Главная тема - тема революции


Г. г. Посещение Есениным Италии, Франции, Бельгии, США. После увиденного за границей поэт пишет: «Боже мой! До чего прекрасна и богата Россия. Кажется, нет еще такой страны и быть не может». Образ Родины в лирике- иной. «И в чахоточном свете луны через каменное и стальное вижу мощь я родной стороны». Россия в поэзии Есенина возрождающаяся. «А жизнь кипит. Вокруг меня снуют и старые и молодые лица».


Гг. – годы небывалого творческого подъема Есенина. Он написал более ста стихотворений. Но многое изменилось в его лирике. Стало более проникновенным и тонким чувство русской природы, еще более крепкой любовь ко всему живому, к родному краю, к своей Родине. С образом Родины у Есенина слился образ самого дорогого человека- матери.





Конец ХIХ - начало ХХ веков в истории России - как для общества, так и для культуры - время жесточайших испытаний и грандиозных свершений. Развиваясь в экстремальных условиях, русская культура не только не выродилась, но и дала уникальные образцы, принадлежащие мировой культуре, своеобразие которых во многом было определено экстремальностью и многомерностью российской истории.

Именно в этот период заявили о себе такие яркие индивидуальности, как Максим Горький (А.М. Пешков) и Сергей Есенин. Личные встречи Горького (1868-1936) с Есениным (1895-1925) не были, видимо, особенно часты, но творчество поэта и сам он как человек постоянно занимали писателя. И Горький, и Есенин - фигуры неоднозначные, но абсолютно точно, что в их жизни и творчестве отразились трагизм и запутанность крайне двусмысленного периода истории России. Два мира, одно время.

Так как же пересекались судьбы Максима Горького и Сергея Есенина?

Начнем наше виртуальное странствование с детства двух литераторов, ведь именно там кроются истоки формирования «творческой души». Максим Горький старше Сергея Есенина на двадцать семь лет, при этом они схожи по социальному происхождению: оба вышли из народного «изножья» и выросли в провинции.

Максим Горький писал в своей биографии: «Отец и мать обвенчались «самокруткой», ибо дед не мог, конечно, выдать свою любимую дочь за безродного человека с сомнительным будущим. Мать моя на мою жизнь никакого влияния не имела, ибо, считая меня причиной смерти отца, не любила меня и, вскоре выйдя замуж второй раз, уже совершенно сдала меня на руки деда, который и начал моё воспитание с псалтири и часослова». «В семье его (деда), очень большой, так как с ним жили два сына, женатые и имевшие детей, меня никто не любил, кроме бабушки, изумительно доброй и самоотверженной старухи, о которой я всю жизнь буду вспоминать с чувством любви и уважения к ней». А Сергей Есенин вспоминал, как в годы раннего детства «по бедности отца и многочисленности семейства был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери...», часто бабушка водила его в монастырь, а дедушка рассказывал библию и священную историю.

Сергей Есенин упоминает время общения со своими сверстниками в автобиографии, называя его озорным, напротив, Максим Горький «школьные порядки ненавидел, товарищей тоже», ибо всегда «любил уединение».

Настоящего образования Максим Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище, поэтому жажда знаний утолялась самостоятельно. «Иногда и меня били. Среди такой обстановки о каких-либо умственных влияниях не может быть и речи, тем более, что все мои родственники - народ полуграмотный». Тяжелая работа и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. Грубость и невежество провинциального быта отравили его душу, но породили веру в человека и его потенциальные возможности. «Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться...», - писал Максим Горький.

Сергей Есенин же писал о первоначальном влиянии на творчество деревенских частушек и сказок. «Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам. В бога верил мало. В церковь ходить не любил». «Прежде всего я люблю выявление органического. Искусство для меня не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить». Поэт вдохновлялся природой родного края и ощущал свою причастность к истории. Он выражал свои чувства и мечты через мир природы, верил в мудрость трудового человека и его понимание свободы, всегда помнил о своих истоках. Патриархальный уклад семьи деда, в которой он воспитывался, сельская природа и фольклор сформировали возвышенные стороны восприятия будущего Сергея Есенина.

Максим Горький и Сергей Есенин познакомились в Петрограде в конце 1915- начале 1916 годов. Горький сразу же привлек молодого поэта к участию в только что организованном журнале «Летопись». Во втором выпуске журнала, в феврале 1916 года появилось стихотворение Есенина «Заглушила засуха засевки...». Тогда же Есенин подарил Горькому «Радуницу» с надписью: «Максиму Горькому, писателю земли и человека, от баяшника соломенных суемов Сергея Есенина на добрую память. 1916 г. 10 февр. Пт.». Это был первый поэтический сборник поэта. На тот момент Горький вернулся в Россию из Италии, куда он уехал после поражения революции 1905 года, и у него собрался значительный «литературный багаж». Свой творческий путь он начал в 1892 году рассказом «Макар Чудра», а его пьеса «На дне» в постановке К. Станиславского имела сенсационный успех.