Биографии Характеристики Анализ

Новые приемы организации работы с первоклассников. Организация обучения первоклассников

СТАТЬЯ

«Формы и методы, используемые учителем для адаптации первоклассников»

Учитель

2012

Сотвори для ребенка маленькое чудо, и он ответит большой волшебной сказкой.

Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребенка поддерживают, он учиться ценить себя.
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Януш Корчак

Формы и методы, используемые учителем для адаптации первоклассников .

Большинство детей, поступающих в первый класс, достаточно подготовлены к школе. Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса: «я уже ученик!», готовность к выполнению стоящих перед ним задач помогают ребенку принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками, подчиниться новому режиму дня, распорядку занятий, иерархии дел и т. п. Несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно, воспринимаются они учеником как общественно значимые и неизбежные.

Как правило, опытный учитель и родители знают и понимают, насколько важно, чтобы требование соблюдения правил и норм поведения не было эпизодическим, зависящим от настроения. Учитель должен с самого начала разъяснить детям, что от них требуется. Важно сразу показать ученику отличие его новой позиции, прав, обязанностей от того, что было раньше, до школы.
От отношения учителя к ученикам на этом начальном этапе адаптации к школе во многом зависит то, как будут складываться взаимоотношения учитель – ученик, отношения, определяющие в значительной степени психологическую адаптацию ребенка в школе.


Проблема адаптации первоклассников к школе волнует многих педагогов-практиков. Каждый находит свое решение данной проблемы, исходя из особенностей детей своего класса.

Подход к такому сложному и ответственному периоду в жизни младшего школьника должен быть комплексным, соединяющим усилия всех участников образовательного пространства.

На сегодняшний день во многих школах сложилась своя система психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников – в первую очередь, это программа «Подготовка к школе». Главная цель, помочь шестилетним детям построить содержательный образ настоящего школьника, способствовать лучшей адаптации их к школе в условиях систематического обучения. Занятия проводит будущий учитель, в стенах школы, чтобы дети чувствовали себя более комфортно при поступлении в 1 класс . Содержание занятий носит развивающий характер и направлено на формирование у детей более точного представления о школе и роли ученика в ней. Эта программа позволяет дошкольникам не только усваивать учебные знания, умения и навыки, но также готовит их к предстоящей школьной жизни. Занятия проходят в игровой форме, решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение, мышление, речь. В свою очередь, учитель ведет наблюдение за индивидуальным развитием детей , через общение с их родителями накапливает богатейшую информацию о каждом ребенке и его семье. Все это помогает подготовиться ему к началу учебного года.

Адаптация ребенка к школе будет тем более успешна, чем более активно будет вовлечена в обучение его семья. Поэтому предусмотрена работа с родителями будущих первоклассников с целью повышения психолого-педагогической компетентности в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития. Это беседы, консультации на темы: «В игре готовимся к школе», «Готов ли мой ребенок пойти в школу?», «Портрет будущего первоклассника».

Среди психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации детей к школе, важное место принадлежит уменьшению учебной нагрузки на первом этапе обучения – уроки по 35 минут, обязательными являются 3 первых урока, родители могут забрать ребёнка после третьего урока, в уроки обязательно включаются элементы игры, физминутки, а четвёртый урок проходит в игровой форме, а если есть возможность, то на свежем воздухе

Например, организация уроков математики.

Начальный период адаптации совпадает с проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа, отношения, величины, действий с числами и др. (так называемый дочисловой период).

Наряду с расширением математического кругозора и опыта детей, формированием их коммуникационных умений и воспитанием личностных качеств, специальное внимание уделяется развитию математической речи детей, их общелогическому развитию.

В зависимости от характера заданий дети могут на уроке вставать из-за парты, свободно перемещаться, подходить к столу учителя, к полкам, игрушкам, книгам и т. д. Большое место на занятиях математикой отводится дидактическим играм, при проведении которых детям разрешается двигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке. Для развития пространственных представлений у первоклассников используются разнообразные дидактические материалы (строительные наборы, конструкторы, фишки, счётные палочки, счётный веер , мяч и пр.)


Очень нравится ребятам работать с компьютерными программами «математическими тренажёрами».

Больше внимания уделяется здоровьесберегающим принципам организации уроков. Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок на уроках окружающего мира, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром, обеспечивается накопление чувст венного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего. Но замена всех уроков окружающего мира прогулками и экскурсиями нецелесообразна, поскольку может значительно снизиться их эффективность. Проведенные наблюдения осмысливаются, обобщаются, встраиваются в формирующуюся систему представлений о мире, а это возможно именно на уроке. Экскурсии и целевые прогулки определены образовательной программой , по которой обучаются школьники .

В период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения урокам ИЗО и технологии принадлежит особая роль.

Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели художественных занятий предполагают свободные игровые фор мы общения.

Художественные занятия в период адаптации имеют различные формы: прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для художественных занятий; экскурсии в музеи; игры.

Чтобы ребенок понял и создал художественный образ, ему надо в него воплотиться, изобразить его через движения своего тела. Это создает разнообразие форм деятельности и полноту впечатлений на уроках изобразительного искусства, способствуя снятию напряжения.

Основные направления работы на первых уроках технологии включают в себя расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики рук, формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), координации движений, формирование первоначальных приемов работы с ручными инструментами и пр.

Так же как и другие уроки, часть уроков технологии проводится в форме экскурсий или игр: подготовительная работа к созданию художественного образа проходит на таких экскурсиях, как: «Красота окружающей природы», «Образы родного края», «Сказочные животные», «Птичий базар». Здесь происходит тренировка умения видеть образы в окружающих предметах, которые впоследствии дети будут воплощать в своих работах; сбор природного материала проводится на экскурсии «Природа – художник и скульптор» («Что дарит нам природа?»), которая включает в себя игры-соревнования: «Собери листочки одинаковой формы», «Кто больше придумает образов, которые можно сделать из шишки», «Из каких природных материалов можно сделать фигурки лисички», «Кого напоминает эта веточка»?», «Найди листочки, напоминающие по форме перо птицы» и т. д.; уроки-конкурсы с использованием изготовленных поделок (театрализованный конкурс «Озвучь тот персонаж, который ты изобразил», урок-игра «Бумажная авиация» и т. д.

Учитель обращает внимание на особенности организации урока в 1-м классе.

Учитывая особенности первоклассников, урок строится иначе, чем в следующих классах начальной школы. В уроке представлены три структурных элемента: оргмомент, основная часть урока и рефлексия.

Оргмомент используем для обучения детей умениям организовывать рабочее место (достать учебник, разложить кассу букв, расположить на парте правильно и удобно тетрадь и т. п.). Здесь требуется терпеливая, длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать (используется прием проговаривания последовательности действий).

Основная часть урока – «дробная» т. е. состоит из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Особое внимание уделяется использованию игр как структурной части урока. Необходимо использовать в качестве дидактиче ских игр не только игры с правилами, которые способствуют формированию новой ведущей деятельности – учебной, но и ролевые игры, способствующие развитию творческих способностей, основа которых – воображение.

Особое внимание педагоги уделяют организации учебного сотрудничества на уроках, как важнейшей части социальной адаптации. Так работая в «микро коллективе » (паре, группе) дети осваивают технологию групповой работы на уроках, осознают значение сплоченности в момент выполнения заданий. Работа в паре учит детей слушать и слышать другого, давать и принимать советы, работать дружно и в едином темпе. Этому способствуют совместное письмо на доске одним мелком, парное чтение, жонглирование мячами.

Контроль и оценка результатов обучения в 1-х классах осуществляется в со ответствии с Письмом МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырех летней начальной школы» от 01.01.2001 г. № 000/11-13: исключается система балльного (отметочного) оценивания. Оценочная деятельность педагогов направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность первоклассников. У каждого учителя имеется «копилка» контрольно-оценочных приемов и средств, среди которых распространены такие, как линеечка Рубинштейна-Дембо, листы индивидуальных достижений и т. д.

Большое значение уделяется рефлексии на различных этапах урока и в конце урока.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Часть первоклассников имеет несформированность школьно-значимых функций: многие быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Разные приходят ребята и по уровню интеллектуального, речевого, нрав ственно-волевого развития.

Можно использовать формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе:

Задания разной степени трудности;

Специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие
мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр., занимающие не
большую по времени часть урока. При этом по возможности дети объеди няются в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу;

Предлагаемый детям на уроке дополнительный материал, который создает благоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон обучения.

Не требуется от каждого ребенка запоминания дополнительного содержания, т. к. оно больше служит для поддержания интереса детей, чем увеличения их информированности .

Большое значение для педагогической поддержки адаптации ребенка к школе играет внеурочная деятельность первоклассников в режиме ГПД. Она организуется в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей.

Процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуации взаимодействия с учителем и одноклассниками. Специальные игровые упражнения помогают детям быстрее войти в непривычный мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника. Учитель должен создать в классе атмосферу доброжелательного и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться.

Проектирование системы педагогической поддержки первоклассников в период адаптации к школьной жизни

Организация обучения первоклассников в адаптационный период

Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие ему дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание.

Адаптированность – уровень фактического приспособления человека, его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью.

В современной образовательной практике, наряду с формированием знаний и умений, в число приоритетных, включены цели, связанные с общим личностным развитием и сохранением психологического здоровья учащихся. Существенное значение в их достижении имеет психолого-педагогическое сопровождение обучаемых.

Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что она обеспечивает возрастное развитие. Механизмы же приспособления, возникшие в процессе адаптации, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.

Процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

Первый этап – ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижается, бурная реакция начинает затихать.

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

Что же способствует успешной адаптации первоклассников?

В 1-е классы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни по заявлению родителей. Прием в образовательное учреждение детей 7-го года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Организация режима школьной жизни первоклассников.

Обучение детей в 1-м классе проводиться с соблюдением следующих требований:

    учебные занятия проводятся только в первую смену;

    продолжительность учебного года - 33 недели;

    5-дневная учебная неделя;

    максимально допустимая недельная нагрузка – 20 часов;

    проведение не более 4-х уроков в день

Согласно п. 10.10 Санитарных правил 2.4.2 2821-10, введенных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010, за № 189, в первом полугодии первого класса используется "ступенчатый" режим обучения:

В сентябре - октябре - 3 урока в день по 35 минут каждый, остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми

В ноябре - декабре - 4 урока по 35 минут каждый,

В январе - мае - 4 урока по 45 минут каждый.

    Согласно письму МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (от 25.09.2000г. № 2021/11-13), физкультминутки проводятся на каждом уроке продолжительностью по 1,5-2 минуты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока), ежедневная физзарядка до занятий . В комплекс физминуток включаются различные упражнения с целью профилактики нарушения зрения, простудных заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата, а также минутки отдыха, релаксации в комплексе с музыкотерапией;

    организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;

    организация питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;

    дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти (февраль);

    в первых классах после третьего (или второго) урока необходимо проводить динамическую паузу (прогулку на свежем воздухе или игры в помещении) длительностью не менее 40 минут.

Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна, согласно листам здоровья, которые заполняет для каждого класса медсестра.

Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке. По возможности учебники и дидактические пособия для первоклассников хранятся в школе.

Для снятия статистического напряжения школьников рекомендуется на четвёртых уроках использовать не классно-урочную систему, а иные формы организации учебного процесса. Уроки-театрализаций, уроки-экскурсий, уроки-импровизаций, т.е. на этих уроков обучение и закрепление учебного материала предлагается проводить в нетрадиционной форме. В классном журнале целесообразно указывать форму проведения урока, если урок проводится не в классно-урочной форме.

При проведении трех уроков в день в течение двух месяцев четвертые учебные часы следует планировать иначе, чем традиционные уроки. Эти сорок часов учебной нагрузки (8 недель по 1 уроку ежедневно) можно распланировать следующим образом: 16 уроков физкультуры и 24 нетрадиционных урока, которые можно распределить между разными предметами, гибко использовав расписание уроков. Например, провести последними уроками в течение сентября - октября 4-5 экскурсий по окружающему миру, 3-4 – по изобразительному искусству, 4-6 - по труду, 4-5 уроков театрализации по музыке и 6-7 уроков-игр и экскурсий по математике.

Окружающий мир

Тема урока

Форма проведения урока

Что такое Родина?

Урок-экскурсия

Что мы знаем о народах России?

Урок-викторина

Кто такие птицы?

Урок-викторина

Что у нас над головой?

Урок-путешествие

Кто такие птицы?

Урок-викторина

Изобразительное искусство

Тема урока

Форма проведения урока

Изображения всюду вокруг нас.

Урок-экскурсия

Изображать можно пятном.

Урок-сказка

Разноцветные краски

Урок-сказка

Художники и зрители

Урок- виртуальная экскурсия

Технология

Тема урока

Форма проведения урока

Материалы и инструменты. Организация рабочего места.

Урок-викторина

Что такое технология.

Урок- экскурсия в мастерские

Аппликация из природного материала

Урок-игра

Аппликация из пластилина

Урок-сказка

Один урок математики каждую неделю рекомендуется проводить на воздухе.

Перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы:

1. Признаки предметов (сравнение предметов по цвету, размеру, форме): экскурсии по школе, школьному двору; на спортивную площадку с включением игр «Как найти свою группу», «Кто первый», «Угадай-ка», «Кто дальше, кто выше, кто больше» и др.

2. Пространственные представления, взаимное расположение предметов: экскурсии в парк, по улицам города, на пришкольный участок; подвижные игры с различными заданиями.

3. Сравнение групп предметов по их количеству, счет предметов: экскурсии по школе, в парк, магазин.

Особенности организации урока в 1-м классе.

Учитывая особенности первоклассников, урок строится иначе, чем в следующих классах начальной школы. В уроке представляем два структурных элемента: организационный момент и основную часть .

Организационный момент используем для обучения детей умениям организовывать рабочее место (достать учебник, разложить кассу букв, расположить на парте правильно и удобно тетрадь и т.п.). Здесь требуется терпеливая, длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать (используется прием проговаривания последовательности действий).

Основная часть урока - «дробная» т.е. состоит из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Особое внимание уделяется использованию игр как структурной части урока. Необходимо использовать в качестве дидактических игр не только игры с правилами, которые способствуют формированию новой ведущей деятельности - учебной, но и ролевые игры, способствующие развитию творческих способностей, основа которых – воображение, широко используются дидактические игры с двигательной направленностью.

Индивидуальная работа с первоклассниками.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Уровень готовности ребёнка к школе может быть и высоким и очень низким. У некоторых первоклассников не сформированы школьно-значимые функции: многие быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Разные приходят ребята и по уровню интеллектуального, речевого, нравственно-волевого развития.

Формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе:

задания разной степени трудности;

специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие

мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр., занимающие не

большую по времени часть урока. При этом по возможности дети объединяются в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу.

Не требуется от каждого ребенка запоминания дополнительного содержания, т.к. оно больше служит для поддержания интереса детей, чем увеличения их информированности.

Домашние задания в первом классе не задаются (Письмо МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000 г. № 2021/11-13.) .

В соответствии с требованиями ФГОС на каждого ученика заведено «Портфолио», в котором фиксируются все достижения первоклассника за текущий учебный год.

Контроль и оценка результатов обучения.

Контроль и оценка результатов обучения в 1-х классах осуществляется в соответствии с Письмом МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000 г. № 2021/11-13:

    исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звёздочки, самолётики, солнышки и т.п.)

    Оценочная деятельность педагогов направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность первоклассников.

    Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Нельзя при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «не старался», «неверно», лучше использовать реплики «ты так думаешь», «это твоё мнение», «давай послушаем других» и др.

    Не подлежит никакому оцениванию темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.)

    В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20-25 апреля; в день можно проводить не более одной контрольной работы.

Всё выше перечисленное способствует снижению уровня невротизации, позволяет избежать стрессовых ситуаций, а значит сохранить психическое здоровье детей, создать условия для успешной адаптации. Помочь каждому ребёнку в промежутке между дошкольным и школьным детством войти в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой.

Перечень основных нормативно-правовых документов, регулирующих образовательный процесс в первых классах:

    Федеральный закона«Об образовании в Российской Федерации»;

    Письмо Минобразования России от 25 сентября 2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы»;

    Письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. № 408/13-13 «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период»;

    Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях 2.4.2.2821-10

У нас в доме завёлся первоклассник. Этот факт заставил разработать флай-приёмы для начинающего школьника. Имея опыт работы в школе и зная слабые места в организационных вопросах, стараюсь оптимизировать процессы и сформировать привычку действовать рационально и эффективно.

Выделила три этапа-процесса, которые необходимо оптимизировать:

  • возвращение из школы;
  • подготовка к новому учебному дню;
  • утренние сборы.

Как ни странно, начну я с процесса "возвращение из школы", потому что именно сбой в этом процессе приводит к нервотрёпке на всех остальных этапах. Итак,

Возвращение из школы

По пути из школы беседуем о том, что было на уроках. Нужно получить ответы на следующие вопросы:

  1. Какие уроки сегодня были? Что было на каждом из них (коротенько - о чём говорилось на уроке)
  2. Какой урок понравился больше всего? Почему? Что сегодня узнал самое интересное? Было ли что-то необычное, забавное?
  3. Что показалось трудным? непонятным? неприятным?
  4. Что задано на дом? Сколько будет завтра уроков и какие? Во сколько закончатся?

Это не допрос, это беседа, из которой можно понять в целом, насколько ребёнок привык слушать и запоминать важное, на какие события реагирует острее всего, что упускает из виду. Заодно оценить масштабы домашней работы.

Все дальнейшие действия стараемся делать не вместо ребёнка, а вместе с ним. Пусть он проделывает манипуляции сам - вынимает, вытирает, складывает. Если получилось не слишком аккуратно - лучше направить, подсказать, помочь, но не делать за него полностью всю работу.

Дома переодеваемся в домашнюю одежду. Школьную форму (или то, что служит заменой школьной формой) осматриваем вместе на предмет степени загрязнённости, наличия оторванных пуговиц. лопнувших швов и прочих повреждений. Если повреждения обнаружены - оцениваем, можно ли их ликвидировать прямо сегодня (и резервируем под это время) или нужно будет подобрать другой вариант одежды на завтра. Одежду убираем или в стирку, или на вешалку.

Дальше принимаемся за рюкзак. Выкладываем из него ВСЁ. Заглядываем в пустой рюкзак, не забывая про кармашки. Если там есть крошки, мусор - вытряхиваем. Если появились загрязнения - протираем. (Кстати, вы можете одновременно то же самое проделать со своей сумкой). Разбираем то, что выложили из рюкзака.

Проверяем пенал на предмет сломанных или потерянных вещей. Восполняем утраченное. Смотрим в расписание уроков, откладываем в стопку тетради и учебники, которые понадобятся завтра. Сверяемся с расписанием, что всё необходимое для уроков собрано в стопочку. Укладываем пенал, тетради и учебники в рюкзак.
После этого с чистой совестью можно отдохнуть, отвлечься, заняться домашними делами.

Подготовка к новому учебному дню.

Если нужно выполнить домашнее задание - тетради и учебники вынимаются из рюкзака, выполняется домашняя работа, потом все вещи убираются обратно в рюкзак.

Тут хочу пояснить: кажется более логичным не укладывать учебники и тетради в ранец до тех пор, пока не сделано домашнее задание. Но по опыту - если сразу по приходу домой прочитано расписание на завтра, отобраны и сложены нужные тетради и учебники, гораздо меньше шансов что на ночь глядя вспомнится, что завтра английский, ИЗО или физкультура. И вам не придётся в ночи решать возникшие проблемы.

Если просто отложить нужные учебники и тетради в стопку на стол - большая вероятность, что за время "свободного времени" часть из них перемешается с другими, свалится за стол, перекочует на полку и так далее.

Проверяем готовность одежды. Если нужно чистое бельё или замена одежде, в которой ребёнок пришёл из школы - подготавливаем вечером.

Перед сном ещё раз проверяем расписание, всё ли подготовили, выучили.

Если по дороге из школы ребёнок говорил о трудностях, проблемах, неприятностях, проговариваем их ещё раз, чтобы негатив не закреплялся и не накапливался.

Утро

Утром хорошо бы обеспечить запас в 10 минут, чтобы не было необходимости резко вскакивать с постели, а можно было потянуться, поздороваться, сделать 2-3 простых упражнения.
Одежда и рюкзак уже готовы. Умыться, причесаться, одеться. Если надо - позавтракать (способ оптимизации завтраков у каждого свой - можно это обсудить отдельно). Ну и непременно в хорошем настроении отправиться навстречу новому учебному дню.

Инструкция

Идеальный вариант, естественно, если у ребенка есть отдельная комната. В этом случае пространство следует разделить на зоны: игровая зона, рабочая зона и зона сна. Для рабочей зоны лучше всего подходит место у окна. Чтобы ребенок во время работы не отвлекался на происходящие на улице события, стол нужно поставить справа. Стены вокруг рабочего места нужно оформить в спокойных нейтральных тонах, яркие пестрые акценты будут постоянно отвлекать внимание ученика. В интерьере рабочей зоны не должно быть ничего лишнего, только все необходимое для учебы. Кроме стола и стула нужны стеллаж для книг, навесной шкафчик или полка. Не стоит располагать навесную мебель прямо над столом - это создаст ощущение дискомфорта. На этой стене лучше обустроить ученический органайзер в виде пробковой доски и нескольких кармашков из ткани неяркого оттенка для всяких школьных мелочей. А такие отвлекающие факторы, как любимые игрушки, компьютер и телевизор, должны находиться далеко за пределами рабочей зоны. Если же в комнате нет другого места для компьютера, тогда стоит приобрести угловой стол и расположить монитор в стороне, а не на рабочей поверхности.

Что же делать, когда квартира маленькая и нет детской? В этом случае в общей комнате нужно выделить место для рабочего уголка, где бы ребенок мог уединиться. Создать комфортное закрытое пространство можно с помощью разного рода выдвижных перегородок, стеллажей, и даже шкафа. В данной ситуации главное обеспечить для ребенка тишину и спокойствие во время работы.

Необходимый комплект состоит из ученического стола, удобного стула и какого-либо места для учебников и тетрадей (выдвижные ящики, стеллажи, полки, шкафчики). Будущий школьник обязательно должен принимать участие в выборе мебели для своего рабочего уголка. Можно смело покупать стол и стульчик для ребенка, если: спина удобно опирается на спинку стула; ноги, согнутые под углом, не висят, а стоят на полу; размер рабочей поверхности стола в пределах 60-80 см (глубина), и 120-160 см (ширина); расположение рабочей поверхности стола на уровне груди ребенка. Поверхность стола, расположена под наклоном, будет дополнительным удобством для осанки ученика.

Очень важно правильно продумать освещение рабочей зоны для работы в вечернее время. Естественно, на рабочей поверхности слева должна быть настольная лампа, но всего лишь в качестве дополнительного, но ни в коем случае не единственного источника света! Следует продумать комбинированное освещение комнаты, без резких перепадов, которые способствуют ухудшению зрения. Свет от настольной лампы должен равномерно рассеиваться по рабочей поверхности стола, и ни в коем случае не попадать ребенку прямо в глаза. Грамотная организация рабочего пространства для будущего школьника станет залогом его успешного обучения и позволит избежать серьезных проблем, возникающих в учебном процессе.