Обратная теорема пифагора если в треугольнике сумма. Урок "теорема, обратная теореме пифагора"
Формальный заряд атома в соединениях — вспомогательная величина, обычно ее используют в описаниях свойств элементов в химии. Этот условный электрический заряд и есть степень окисления. Его значение изменяется в результате многих химических процессов. Хотя заряд является формальным, он ярко характеризует свойства и поведение атомов в окислительно-восстановительных реакциях (ОВР).
Окисление и восстановление
В прошлом химики использовали термин «окисление», чтобы описать взаимодействие кислорода с другими элементами. Название реакций произошло от латинского наименования кислорода - Oxygenium. Позже выяснилось, что другие элементы тоже окисляют. В этом случае они восстанавливаются — присоединяют электроны. Каждый атом при образовании молекулы изменяет строение своей валентной электронной оболочки. В этом случае появляется формальный заряд, величина которого зависит от количества условно отданных или принятых электронов. Для характеристики этой величины ранее применяли английский химический термин "oxidation number", который в переводе означает «окислительное число». При его использовании исходят из допущения, что связывающие электроны в молекулах или ионах принадлежат атому, обладающему более высоким значением электроотрицательности (ЭО). Способность удерживать свои электроны и притягивать их от других атомов хорошо выражена у сильных неметаллов (галогенов, кислорода). Противоположными свойствами обладают сильные металлы (натрий, калий, литий, кальций, другие щелочные и щелочноземельные элементы).
Определение степени окисления
Степенью окисления называют заряд, который атом приобрел бы в том случае, если бы принимающие участие в образовании связи электроны полностью сместились к более электроотрицательному элементу. Есть вещества, не имеющие молекулярного строения (галогениды щелочных металлов и другие соединения). В этих случаях степень окисления совпадает с зарядом иона. Условный или реальный заряд показывает, какой процесс произошел до того, как атомы приобрели свое нынешнее состояние. Положительное значение степени окисления — это общее количество электронов, которые были удалены из атомов. Отрицательное значение степени окисления равно числу приобретенных электронов. По изменению состояния окисления химического элемента судят о том, что происходит с его атомами в ходе реакции (и наоборот). По цвету вещества определяют, какие произошли перемены в состоянии окисления. Соединения хрома, железа и ряда других элементов, в которых они проявляют разную валентность, окрашены неодинаково.
Отрицательное, нулевое и положительное значения степени окисления
Простые вещества образованы химическими элементами с одинаковым значением ЭО. В этом случае связывающие электроны принадлежат всем структурным частицам в равной степени. Следовательно, в простых веществах элементам несвойственно состояние окисления (Н 0 2 , О 0 2 , С 0). Когда атомы принимают электроны или общее облако смещается в их сторону, заряды принято писать со знаком "минус". Например, F -1 ,О -2 , С -4 . Отдавая электроны, атомы приобретают реальный или формальный положительный заряд. В оксиде OF 2 атом кислорода отдает по одному электрону двум атомам фтора и находится в состоянии окисления О +2 . Считают, что в молекуле или многоатомном ионе более электроотрицательные атомы получают все связывающие электроны.
Сера — элемент, проявляющий разные валентность и степени окисления
Химические элементы главных подгрупп зачастую проявляют низшую валентность равную VIII. Например, валентность серы в сероводороде и сульфидах металлов — II. Для элемента характерны промежуточные и высшая валентность в возбужденном состоянии, когда атом отдает один, два, четыре или все шесть электронов и проявляет соответственно валентности I, II, IV, VI. Такие же значения, только со знаком "минус" или "плюс", имеют степени окисления серы:
- в сульфиде фтора отдает один электрон: -1;
- в сероводороде низшее значение: -2;
- в диоксиде промежуточное состояние: +4;
- в триоксиде, серной кислоте и сульфатах: +6.
В своем высшем состоянии окисления сера только принимает электроны, в низшей степени — проявляет сильные восстановительные свойства. Атомы S +4 могут проявлять в соединениях функции восстановителей или окислителей в зависимости от условий.
Переход электронов в химических реакциях
При образовании кристалла поваренной соли натрий отдает электроны более электроотрицательному хлору. Степени окисления элементов совпадают с зарядами ионов: Na +1 Cl -1 . Для молекул, созданных путем обобществления и смещения электронных пар к более электроотрицательному атому, применимы только представления о формальном заряде. Но можно предположить, что все соединения состоят из ионов. Тогда атомы, притягивая электроны, приобретают условный отрицательный заряд, а отдавая, — положительный. В реакциях указывают, какое число электронов смещается. Например, в молекуле диоксида углерода С +4 О - 2 2 указанный в верхнем правом углу индекс при химическом символе углерода отображает количество электронов, удаленных из атома. Для кислорода в этом веществе характерно состояние окисления -2. Соответствующий индекс при химическом знаке О — количество добавленных электронов в атоме.
Как подсчитать степени окисления
Подсчет количества отданных и присоединенных атомами электронов может отнять много времени. Облегчают эту задачу следующие правила:
- В простых веществах степени окисления равны нулю.
- Сумма окисления всех атомов или ионов в нейтральном веществе равна нулю.
- В сложном ионе сумма степеней окисления всех элементов должна соответствовать заряду всей частицы.
- Более электроотрицательный атом приобретает отрицательное состояние окисления, которое записывают со знаком "минус".
- Менее электроотрицательные элементы получают положительные степени окисления, их записывают со знаком "плюс".
- Кислород в основном проявляет степень окисления, равную -2.
- Для водорода характерное значение: +1, в гидридах металлов встречается: Н-1.
- Фтор — наиболее электроотрицательный из всех элементов, его состояние окисления всегда равно -4.
- Для большинства металлов окислительные числа и валентности совпадают.
Степень окисления и валентность
Большинство соединений образуются в результате окислительно-восстановительных процессов. Переход или смещение электронов от одних элементов к другим приводит к изменению их состояния окисления и валентности. Зачастую эти величины совпадают. В качестве синонима к термину «степень окисления» можно использовать словосочетание «электрохимическая валентность». Но есть исключения, например, в ионе аммония азот четырехвалентен. Одновременно атом этого элемента находится в состоянии окисления -3. В органических веществах углерод всегда четырехвалентен, но состояния окисления атома С в метане СН 4 , муравьином спирте СН 3 ОН и кислоте НСООН имеют другие значения: -4, -2 и +2.
Окислительно-восстановительные реакции
К окислительно-восстановительным относятся многие важнейшие процессы в промышленности, технике, живой и неживой природе: горение, коррозия, брожение, внутриклеточное дыхание, фотосинтез и другие явления.
При составлении уравнений ОВР подбирают коэффициенты, используя метод электронного баланса, в котором оперируют следующими категориями:
- степени окисления;
- восстановитель отдает электроны и окисляется;
- окислитель принимает электроны и восстанавливается;
- число отданных электронов должно быть равно числу присоединенных.
Приобретение электронов атомом приводит к понижению его степени окисления (восстановлению). Утрата атомом одного или нескольких электронов сопровождается повышением окислительного числа элемента в результате реакций. Для ОВР, протекающих между ионами сильных электролитов в водных растворах, чаще используют не электронный баланс, а метод полуреакций.
Решение задачи:
252 = 242 + 72, значит треугольник прямоугольный и его площадь равна половине произведения его катетов, т.е. S = hс * с: 2, где с - гипотенуза, hс - высота, проведённая к гипотенузе, тогда hс = = = 6,72 (см)
Ответ: 6,72 см.
Цель этапа:
Слайд № 4
«4» - 1 неверный ответ
«3» - ответы неверные.
Предлагаю выполнить:
Слайд № 5
Цель этапа:
В заключении урока:
На доске записаны фразы:
Урок полезен, все понятно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
Просмотр содержимого документа
«Проект урока математики "Теорема, обратная теореме Пифагора" »
Проект урока «Теорема, обратная теореме Пифагора»
Урок «открытия» новых знаний
Цели урока:
деятельностная: формирование у обучающихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации;
образовательная: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.
Этап мотивации учебной деятельности (5 мин)
Взаимное приветствие учителя и обучающихся, проверка подготовленности к уроку, организация внимания и внутренней готовности, быстрое включение учеников в деловой ритм посредством решения задач по готовым чертежам:
Найти ВС, если АВСД – ромб.
АВСД – прямоугольник. АВ:АД = 3:4. Найти АД.
Найти АД.
Найти АВ.
Найти ВС.
Ответы к задачам по готовым чертежам:
1.ВС = 3; 2.АД = 4см; 3.АВ = 3√2см.
Этап «открытия» новых знаний и способов действия (15 мин)
Цель этапа: формулировка темы и целей урока с помощью подводящего диалога (приём «проблемная ситуация»).
Сформулировать утверждения, обратные данным и выяснить, верны ли они: слайд № 1
В последнем случае ученики могут сформулировать утверждение, обратное данному.
Инструктаж к работе в парах по изучению доказательства теоремы, обратной теореме Пифагора.
Я инструктирую обучающихся о способе деятельности, о месте нахождения материала.
Задание парам: слайд № 2
Самостоятельная работа в парах по изучению доказательства теоремы, обратной теореме Пифагора. Публичная защита доказательства.
Одна из пар начинает своё выступление с формулировки теоремы. Идёт активное обсуждение доказательства, в ходе которого с помощью вопросов учителя и учеников обосновывается тот или иной вариант.
Сравнение доказательства теоремы с доказательством учителя
Учитель работает у доски, обращаясь к ученикам, которые работают в тетради.
Дано: АВС – треугольник, АВ 2 = АС 2 + ВС 2
Выяснить, является ли АВС прямоугольным. Доказательство:
Рассмотрим А 1 В 1 С 1 такой, что ˂С = 90 0 , А 1 С 1 = АС, В 1 С 1 = ВС. Тогда по теореме Пифагора А 1 В 1 2 = А 1 С 1 2 + В 1 С 1 2 .
Так как А 1 С 1 = АС, В 1 С 1 = ВС, то: А 1 С 1 2 + В 1 С 1 2 = АС 2 + ВС 2 = АВ 2 , следовательно, АВ 2 = А 1 В 1 2 и АВ = А 1 В 1 .
А 1 В 1 С 1 = АВС по трём сторонам, откуда ˂С = ˂С 1 = 90 0 , то есть АВС – прямоугольный. Итак, если квадрат одной стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон, то треугольник прямоугольный.
Данное утверждение называют теоремой, обратной теореме Пифагора.
Публичное выступление одного из обучающихся о Пифагоровых треугольниках (заранее подготовленная информация).
Слайд № 3
После информации задаю ученикам несколько вопросов.
Являются ли пифагорывыми треугольниками треугольники:
с гипотенузой 25 и катетом 15;
с катетами 5 и 4?
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин)
Цель этапа: продемонстрировать применение теоремы, обратной теореме Пифагора в процессе решения задач.
Предлагаю решить задачу № 499 а) из учебника. Один из обучающихся приглашается к доске, прорешивает задачу с помощью учителя и учеников, проговаривая решение во внешней речи. В процессе выступления приглашённого ученика, я задаю несколько вопросов:
Как проверить, является ли треугольник прямоугольным?
К какой из сторон будет проведена меньшая высота треугольника?
Какой способ вычисления высоты треугольника часто используют в геометрии?
Используя формулу для вычисления площади треугольника, найдите нужную высоту.
Решение задачи:
25 2 = 24 2 + 7 2 , значит треугольник прямоугольный и его площадь равна половине произведения его катетов, т.е. S = h с * с: 2, где с – гипотенуза, h с – высота, проведённая к гипотенузе, тогда h с = = = 6,72 (см)
Ответ: 6,72 см.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (10 мин)
Цель этапа: совершенствовать самостоятельную деятельность на уроке, осуществляя самопроверку, учить давать оценку деятельности, анализировать, делать выводы.
Предлагается самостоятельная работа с предложением адекватно оценить свою работу и поставить соответствующую оценку.
Слайд № 4
Критерии выставления оценки: «5» - все ответы верные
«4» - 1 неверный ответ
«3» - ответы неверные.
Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (3 мин).
Сообщаю обучающимся о домашнем задании, разъясняю методику его выполнения, проверяю понимание содержания работы.
Предлагаю выполнить:
Слайд № 5
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (2мин)
Цель этапа: учить обучающихся оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности.
На этом этапе я предлагаю каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось.
Благодарственное слово учителя является завершающим. При этом я выбираю тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов.
В заключении урока:
На доске записаны фразы:
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
Дети подходят и ставят знак (галочку) у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.
Теорема Пифагора гласит:
В прямоугольном треугольнике сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы:
a 2 + b 2 = c 2 ,
- a и b – катеты, образующие прямой угол.
- с – гипотенуза треугольника.
Формулы теоремы Пифагора
- a = \sqrt{c^{2} - b^{2}}
- b = \sqrt {c^{2} - a^{2}}
- c = \sqrt {a^{2} + b^{2}}
Доказательство теоремы Пифагора
Площадь прямоугольного треугольника вычисляется по формуле:
S = \frac{1}{2} ab
Для вычисления площади произвольного треугольника формула площади:
- p – полупериметр. p=\frac{1}{2}(a+b+c) ,
- r – радиус вписанной окружности. Для прямоугольникаr=\frac{1}{2}(a+b-c).
Потом приравниваем правые части обеих формул для площади треугольника:
\frac{1}{2} ab = \frac{1}{2}(a+b+c) \frac{1}{2}(a+b-c)
2 ab = (a+b+c) (a+b-c)
2 ab = \left((a+b)^{2} -c^{2} \right)
2 ab = a^{2}+2ab+b^{2}-c^{2}
0=a^{2}+b^{2}-c^{2}
c^{2} = a^{2}+b^{2}
Обратная теорема Пифагора:
Если квадрат одной стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон, то треугольник прямоугольный. То есть для всякой тройки положительных чисел a, b и c , такой, что
a 2 + b 2 = c 2 ,
существует прямоугольный треугольник с катетами a и b и гипотенузой c .
Теорема Пифагора - одна из основополагающих теорем евклидовой геометрии, устанавливающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. Доказана она ученым математиком и философом Пифагором.
Значение теоремы в том, что с ее помощью можно доказать другие теоремы и решать задачи.
Дополнительный материал:
Рассмотрение тем школьной программы с помощью видеоуроков является удобным способом изучения и усвоения материала. Видео помогает сконцентрировать внимание учащихся на основных теоретических положениях и не упускать важных деталей. При необходимости школьники всегда могут прослушать видеоурок повторно или вернуться на несколько тем назад.
Данный видеоурок для 8-го класса поможет учащимся изучить новую тему по геометрии.
В предыдущей теме мы изучили теорему Пифагора и разобрали ее доказательство.
Существует также теорема, которая известна как обратная теорема Пифагора. Рассмотрим ее подробнее.
Теорема. Треугольник является прямоугольным, если в нем выполняется равенство: значение одной стороны треугольника, возведенной в квадрат, такое же, как сумма возведенных в квадрат двух других сторон.
Доказательство. Допустим, нам дан треугольник ABC, в котором выполняется равенство AB 2 = CA 2 + CB 2 . Необходимо доказать, что угол С равен 90 градусов. Рассмотрим треугольник A 1 B 1 C 1 , в котором угол С 1 равен 90 градусов, сторона C 1 A 1 равна CA и сторона B 1 C 1 равна BС.
Применяя теорему Пифагора, запишем отношение сторон в треугольнике A 1 C 1 B 1: A 1 B 1 2 = C 1 A 1 2 + C 1 B 1 2 . Произведя замену в выражении на равные стороны, получим A 1 B 1 2 = CA 2 + CB 2 .
Из условий теоремы мы знаем, что AB 2 = CA 2 + CB 2 . Тогда можем записать A 1 B 1 2 = AB 2 , из чего следует, что A 1 B 1 = AB.
Мы нашли, что в треугольниках ABC и A 1 B 1 C 1 равны три стороны: A 1 C 1 = AC, B 1 C 1 = BC, A 1 B 1 = AB. Значит, эти треугольники равны. Из равенства треугольников следует, что угол С равен углу С 1 и соответственно равен 90 градусов. Мы определили, что треугольник ABC прямоугольный и его угол С равен 90 градусов. Мы доказали данную теорему.
Далее автор приводит пример. Допустим, дан произвольный треугольник. Известны размеры его сторон: 5, 4 и 3 единиц. Проверим утверждение из теоремы, обратной теореме Пифагора: 5 2 = 3 2 + 4 2 . Утверждение верно, значит данный треугольник прямоугольный.
В следующих примерах треугольники также будут прямоугольными, если их стороны равны:
5, 12, 13 единиц; равенство 13 2 = 5 2 + 12 2 является верным;
8, 15, 17 единиц; равенство 17 2 = 8 2 + 15 2 является верным;
7, 24, 25 единиц; равенство 25 2 = 7 2 + 24 2 является верным.
Известно понятие пифагорового треугольника. Это прямоугольный треугольник, у которого значения сторон равны целым числам. Если катеты пифагорового треугольника обозначить через a и c, а гипотенузу b, то значения сторон этого треугольника можно записать с помощью следующих формул:
b = k x (m 2 - n 2)
c = k x (m 2 + n 2)
где m, n, k- любые натуральные числа, причем значение m больше значения n.
Интересный факт: треугольник со сторонами 5, 4 и 3 называют также египетским треугольником, такой треугольник был известен еще в Древнем Египте.
В данном видеоуроке мы ознакомились с теоремой, обратной теореме Пифагора. Подробно рассмотрели доказательство. Также учащиеся узнали, какие треугольники называют пифагоровыми.
Учащиеся с легкостью могут ознакомиться с темой «Теорема, обратная теореме Пифагора» самостоятельно с помощью данного видеоурока.