Биографии Характеристики Анализ

Образовательный портал. Наши помощники органы чувств Наши помощники органы чувств

Сюжетно – дидактическое занятие по ознакомлению с окружающим

«Наши помощники органы чувств»

в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности с использованием личных ощущений.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

Уточнить представление об основных функциях органов чувств человека;

Уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира;

Показать, что они в какой-то мере могут помогать друг другу и даже иногда заменять друг друга;

Продолжить формирование интереса к познанию своего тела;

Коррекционно – развивающие:

Развивать умение говорить полными ответами, высказывать личное мнение и выдвигать гипотезу, делать выводы и сравнивать с полученными результатами;

Развивать личные тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.

Активизировать мышления, вооб­ражение; развивать любознательность, инициативу, самостоятельность, способность принимать собственные решения в процессе экспериментальной деятельности.

Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать умение работать в парах и подгруппах, взаимодействовать со сверстниками;

Воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их

Воспитывать умение быть здоровым, беречь свое здоровье.

Методы и приемы:

    Наглядные (показ, демонстрация) ;

    Словесные (беседа, вопрос-ответ) ;

    Игровые (дидактические игры) ;

    Практические (упражнения, опыты) .

    Здоровьесберегающие технологи: дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз.

Предварительная работа: чтение художественной литературы В Драгунский «Что я люблю и чего не люблю», И. Семенова «Неболейка», С.А Козлова «Я и мое тело», рассматривание «Детской энциклопедии», познавательного пособия «Органы и системы человека», совместная с родителями деятельность по созданию коллажа правил безопасности для органов чувств.

Материалы и оборудование «Научной лаборатории»

шарфы для завязывания глаз (на каждого ребенка);

контейнеры с мелкими предмета­ми;

ширма с материалами для экспериментирования (бумага, 2 чашки (одна из них с водой), чайная ложка, колокольчик, кусочек легко рвущейся ткани;

небольшие кусочки продуктов (конфет, пече­нья, хлеба, сахара, моркови, яблок, соленых огурцов) по количеству детей;

полоски полиэтиленовой пленки, завязанные узлом, в каж­дую из которой завернуты пахнущие предметы: чеснок, лук, ку­сочек копченой рыбы, цедра любого цитруса, укроп или семена укропа, сухая чайная заварка, ватка, смоченная духами;

сильнопахнущие цветы (бархатцы).

Ход НОД:

1. Организационный момент

Ребята, давайте сегодня поиграем в ученых. Как будто мы с вами работаем в Институте Здоровья.

Как вы думаете, почему у нашего института такое название?

Вы правы, в нем изучают здоровье человека. А от чего зависит наше с вами здоровье?

А здоровье зависит от того, как работают различные органы нашего организма.

Мы отправляемся в лабораторию.

2. Отгадывание загадок про органы чувств:

Ребята, раз мы с вами ученые, значит, мы много знаем про наш организм. Давайте вспомним, а помогут на загадки.

Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса

Помогают нам …глаза

А зачем нам глаза? (глаза - это наш орган зрения, это самые удивительные, загадочные и совершенные органы в нашем теле).

О чём же мы узнаём с вами с помощью глаз? (благодаря глазам мы видим, что происходит вокруг нас, мы различаем цвета, форму, величину предметов, их расположение).

Два брата на одной голове живут.
Все слышат, а друг друга не видят
(уши)
А для чего нам уши? (ухо - это орган слуха, второй по важности орган чувств у человека).

Что мы слышим ушами? (мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку, звуки транспорта).

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит . (нос)

А нос для чего нам пригодится? (нос - это орган обоняния, страж воздушных ворот нашего организма).

Что мы чувствуем носом?

Возьмите по одному цветку (бархатцы), поднесите к носу, сделайте вдох. Что вы чувствуете? А теперь задержите дыхание ненадолго. Что происходит? Вы уже не чувствуете запаха, хотя цветочек находится у вас под носом. Запах, мы чувствуем только тогда, когда делаем вдох носом.

Какие бывают запахи?

Можем ли мы по запаху определить вкусная ли еда?

Плохо, когда при болезни нос заложен? Почему?

Всегда во рту,
А не проглотишь
. Что это?

Зачем человеку язык? (язык - орган вкуса у человека, определяет вкус пищи, помогает говорить)

3. Дидактическая игра «Определи на вкус»

Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Что это за вкусы вы мне назовёте сами, после того как мы поиграем с вами в игру.

(по очереди закрывают глаза, дают друг – другу попробовать продукты, имеющие сильновыраженный вкус – лимон, огурец, сол. Крекер, конфета).

Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое:
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша….. кожа

Кожа для нас важна? (кожа - это орган осязания, кожей человек чувствует шероховатость или гладкость поверхности, к которой прикасается, кожей мы ощущаем тепло и холод, ветер и жар, кожа может помочь решить нам, что для нас хорошо, а что плохо, кожа ещё один страж нашего организма).

Вы все знаете про органы чувств, вы самые настоящие ученые.

Вот мы с вами в научной лаборатории.

4. Научная лаборатория

Эксперимент 1 - Зачем нам два глаза и два уха?

Ребята, вы когда-нибудь задумывались над тем, зачем нам
два глаза и два уха?

Давайте закроем одно ухо рукой (слегка ударить ложкой по столу). Вам что-нибудь было слышно? Теперь закроем один глаз рукой. Вам что- нибудь видно?

Тогда зачем нам два уха и два глаза? Ведь вы только что убедились, что все хорошо слышно одним ухом и хорошо видно одним глазом.

Давайте снова закроем один глаз. Те­перь откройте этот глаз и закройте другой. Опять видно? Догада­лись, зачем нам два глаза? (чтобы помогать друг другу)

Значит, вы считаете, что два глаза помогают друг другу и два уха делают то же самое.

Эксперимент 2 - Вместо глаз могут работать уши и руки?

А если один орган почему-либо не может работать, могут ли его заменить другие органы? Например, совсем темно, ниче­го не видно. Может ли какой-нибудь другой орган заменить гла­за?

Вот это мы сейчас и проверим. Давайте разделимся на подгруппы, так нам удобней будет проводить эксперимент. (на 3 подгруппы)

Завяжите глаза шарфиками. Постарайтесь, чтобы ни один лучик света не проникал под шарфик. Ребята, помогите тем, кому трудно завязать глаза самому.

Я поставлю перед вами коробку, а что в ней вы должны определить сами.. Вы должны нащупать этот предмет, а затем определить, что это, Каждый определенный предмет кладите рядом с собой (ориентируясь на звук, дети и передвигаются к коробке, находят предметы и определяют их на ощупь).

Развяжите глаза и посмотрите, правильно ли вы определили предметы? (анали­зируют ситуацию, как можно определить предмет без помощи глаз)

Ничего не поняла. Вы сказали, что никакой орган не может заменить глаз, а сами правильно называли предметы, хоть не видели их. Как же так? Может быть, какой-то орган работал вме­сто глаз? (пальцы, руки, кожа)

Значит, вместо глаз иногда могут работать пальчики?

А чтобы наши глазки никогда не уставали, давайте сделаем гимнастику для глаз: «Белка»

Белка дятла поджидала, (Резко перемещать взгляд вправо - влево)

Гостя вкусно угощала:

Ну-ка, дятел, посмотри (Перемещать взгляд вверх - вниз)

Вот орехи: раз, два, три!

Пообедал дятел с белкой (Помигать глазами)

И пошел играть в горелки. (Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)
Эксперимент 3 - Вместо глаз могут работать уши?

Давайте выберем заведующего лабораторией. Сейчас поставим еще один опыт. Заведующий проходит за ширму. Наша задача ребята, узнать, что же он делает? (последо­вательно: мнется бумага, переливается вода из одной чашки в другую, размешивается ложкой «чай», звонит коло­кольчик, разрывается кусочек ткани) (дети определяют и называют действия)

Я опять ничего не поняла. Вы же не видели, что он делал. Кто же заменил вам глаза?

Чтобы наши уши всегда хорошо нам помогали, сделаем массаж ушных раковин:

Уши очень нам нужны (поглаживаем)

И для всех они важны

Уши есть у зайки (разминаем пальцами, двигаясь снизу вверх)

у подружки Райки

У щеночка Кешки (пальцами оттягиваем вверх)

У котенка Стешки

Чтобы слышать все, и знать (сильно сжимаем мочку уха указательным и

уши надо охранять большим пальцами)

Очень громко не кричать (мягко оттягиваем ухо вперед, слегка загибая)

От мороза защищать

Эксперимент 4 - Нос может быть заменен ртом?

Давайте покажем, как мы дышим. А если у вас насморк, и вы не можете дышать через нос, что де­лать? Проведем опыт: зажмите нос рукой и дышите. Кто заменил нос? А как вы думаете ртом дышать полезно?

Эксперимент 5 - Язык и нос заменяют друг друга?

Для следующего эксперимента нам надо разделиться на пары. В паре один ребенок завязывает другому глаза. Ребенок, у которого глаза не завязаны, кладет в руку товарищу пакетик с сильнопахнущим веществом.

Определите без помощи глаз, что это такое. (дети должны сами приду­мывать как определить что это такое)

Какой орган работал вместо глаз? (язык.)

Поменяйтесь с товарищем, завяжите глаза другим ребятам в паре.

Ребята дадут вам что то съедобное, но теперь определите это «что-то» без помощи языка: в рот его не берите. Развяжите узелок.

Развяжите глаза. Проверьте, правильно ли вы назвали предметы? Получилось у вас?

Какой орган заменил вам и глаза, и язык? (нос.)

Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику:

Раз, два, три, четыре, пять!

Отдыхать умеем тоже -

Голову поднимем выше

И легко - легко подышим.

Ребята, наши органы чувств большие труженики, ни на минуту не прекращают свою работу, и мы должны бережно к ним относится. Кто расскажет, что он узнал вместе с родителями, о том, что вредно, а что полезно для них.

5. Индивидуальные рассказы детей с использованием коллажей созданных совместно с родителями.

6. Заключительная часть

Ребята, а что вы сегодня узнали в нашей лаборатории? Что было для вас самым интересным? Что вы хотите еще узнать об органах чувств?

Мне очень понравились коллажи которые вы создали вместе с родителями.

Мы с вами знаем, что ученые все свои опыты и эксперименты описывают в книгах. Давайте и мы создадим книгу наших открытий. А в нее будет включено все, что мы сегодня узнали в нашей лаборатории, и то, что вы узнали вместе с родителями про правила безопасности для каждого из органов чувств.

Тема: Как мы узнаём мир. Наши помощники – органы чувств. Цели: – показать роль и специфику разных органов чувств; – показать связь между своими ощущениями и теми органами чувств, которые их обеспечивают; – прививать бережное отношение к своему организму; – учить сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются; - развивать умение ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни. Оборудование: а) мультимедийное оборудование, презентация «Наши помощники – органы чувств»; б) для работы в группах – мешочки с предметами: 1) фасоль, горох; 2) кофе, лук, чеснок; 3) палитра, кисточки, жёлтая и синяя краски; 4) стаканы разного цвета с кислой, сладкой, солёной водой; 5) коробочка со звонком. Ход урока Самоопределение Создадим хорошее настроение. - Улыбнитесь друг другу, садитесь! - Руки? - На месте! - Ноги? - На месте! - Локти? - У края! - Спина? - Прямая! Ι. Актуализация знаний Наш учебник называется «Я и мир вокруг». Что он помогает нам узнать? 4 – Посмотрите на картинки, что на них нарисовано? (Слайд 1). – Как вы догадались, что нарисовано на картинках? (По набору предметов.) – Перечислите предметы на первой картинке. На второй, на третьей. – Как вы отличали все предметы, которые перечислили? (По признакам.) – Что помогло вам распознать нарисованное на картинках? 3 (Увидели при помощи глаз.) – А что ещё нам помогает воспринимать окружающий мир? (Уши, рот, нос, кожа.) - К нам пришёл странный человек. Что вы заметили? А зачем нужны эти органы? Может ли такой человек узнать, что его окружает? 4 ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний 1. – Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? 1 – Что мы узнаем на уроке? – На какие вопросы вам хотелось бы получить ответ? 1. Какую работу выполняют глаза. 2. Какую работу выполняют уши. 3. Какую работу выполняет нос. 4. Какую работу выполняют рот и язык. 5. Какую работу выполняет кожа. 6. Почему органы чувств называют нашими помощниками. – Что мы сейчас сделали? (Составили план урока.) – Давайте его выполнять. 2. Работа с учебником. 4 3 – Давайте откроем учебники на с. 54. Посмотрите на картинку. Что вы видите? – Расскажите, что видит, слышит и чувствует Лена. – Что мы делаем с помощью глаз? (Слайд 2) – Что мы делаем с помощью ушей? – Какие признаки предметов мы определяем с помощью носа? – Что можно узнать о предметах с помощью рук? – Назовите ещё раз все части тела, которые помогают нам познать окружающий мир. – Кто знает, как все они называются? (Слайд 3) – Прочитайте, кто может, тему урока. – Почему в учебнике органы чувств названы нашими помощниками? (Помогают узнать предметы по их признакам.) Физкультминутка.(Игра. Покажите какие органы чувств помогают узнать предмет или его признак: холод, запах цветов, музыку, красоту природы, звонок на урок, свет солнца, его тепло, вкус лимона, узнать в тёмной комнате мяч, шелест листвы, сахар, арбуз круглый, сладкий, шум ветра, кислый лимон, гудок автомобиля, разноцветные краски, колючки ежа, мама печёт пирог, пожелтевшую листву, тишину в классе). 4. Работа в группах. 4 3 4 5 - Давайте проверим, как работают ваши помощники. (Слайд 4) Класс делится на 5 групп. Выбирают капитана группы. Каждая группа получает предметы для выполнения задания. Задания: I группе – на ощупь определить, что находится в мешочках. II группе – определить, не прикасаясь руками, что в пакетах. III группе – на палитре смешать жёлтую и синюю краски. Что получится? IV группе – определить, попробовав, что в стаканах. V группе – определить, что находится в коробке, не открывая её.. 5. Анализ работы в группах 4 Капитаны каждой группы дают ответ на вопрос, выбирая из плана урока символы – органы чувств, которые помогли выполнить задание и помещают его на фигуру человека. – Что помогает нам определить язык? (Мы пробуем ту или иную пищу, ощущаем вкус. Органом вкуса является язык. Благодаря ему мы чувствуем вкус пищи.) – Как помогает нам нос? (Умение человека различать запахи называется обонянием: мы чувствуем запах цветов, свежей зелени, вкусной пищи. Запахи предупреждают и об опасности: запах газа, гари, испорченной пищи.) - Как помогают нам глаза? (Глазами мы различаем цвета.) – Глаза – это орган зрения. – Какие ещё признаки помогают различать глаза? (форму, движение предметов) (Слайд 5) – Какое значение в нашей жизни имеют органы зрения? (Глазами мы видим предметы и можем определять их признаки: форму, цвет, величину. Также мы видим красоту окружающего мира, можем читать, смотреть кино и телевизор.) – Глаза надо беречь – потерянный глаз ничем не заменишь! 4 1 – Как помогает нам кожа? (В коже много чувствительных клеток, которые воспринимают тепло и холод, форму и величину предметов, их поверхность. Кожа – орган осязания.) – Как помогают нам уши? (Уши – это орган слуха.) - Уши, как и глаза надо беречь. Замену им найти невозможно. – Какой вывод можно сделать? Проверим себя по учебнику, с. 54, оранжевая рамка. – Совпал ли наш вывод с выводом учебника? В чём? ΙΙΙ. Применение нового знания – Посмотрим на иллюстрации в учебнике на с. 55. Работа в парах. Выполнение по вопросам учебника. 1 3 4 - Выберите для работы любой из двух рисунков, который вам больше понравится. – Расскажите, что «подсказывают» Мише и Лене их органы чувств. Физкультминутка. (Выполняется под музыку с показом движений учителем) (Слайд 6) - Какие органы помогли нам выполнить физкультминутку? – Что нового мы сейчас узнали? (Органы чувств часто «работают» вместе) 2. Работа в рабочей тетради. 1 3 – Посмотрите на картинки в рабочей тетради на с. 22, № 1. Что необычного в этих картинках? – Что нужно сделать, чтобы человечек смог почувствовать, что перед ним находится? Работа в парах. – Дорисуйте человечку необходимые органы чувств. Вопросы к ученику, озвучившему рассказ (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты выполнил правильно или были недочёты? – Ты сделал всё сам или с помощью товарища? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу в паре. – Молодец! 3. Самостоятельная работа. Задание по выбору: № 2 или № 3 Проверка: – Какое задание ты выбрал? Почему? - В конце страницы слева нарисуйте кружок и обозначьте цветом как, на ваш взгляд, вы справились с заданием. 4. Практическая работа. 3 5 - Для работы потребуются круги и квадраты двух цветов. Положите на парту красный квадрат, следующая фигура должна быть другого цвета и другой формы. Выложите таким образом 8 фигур. - Какие органы чувств помогли вам выполнить задание? - Смогли бы вы выполнить такое задание в темноте? - Какой орган чувств помог бы вам в этом? VΙ. Итог урока – Чему мы сегодня учились? 2 – Для чего это нужно знать? – Какие виды заданий мы выполняли? – Зачем человеку необходимы органы чувств? – Что у вас получилось лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Как бы оценили своё настроение после урока?

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Наши помощники - органы чувст

Гаврилова Светлана Анатольевна,

воспитатель ГБДОУ детский сад № 39
Фрунзенского района Санкт-Петербурга


В настоящее время и воспитатели, и родители обеспокоены проблемой здоровья детей. С нашей точки зрения, самым важным является формирование у ребенка правильного отношения к своему здоровью, навыков здорового образа жизни.
Но как это сделать? Как нацелить ребенка на то, что нужно ухаживать за своим телом, своей кожей, беречь глаза, уши, зубы, руки и ноги? Как научить его следовать определенному режиму дня, заботиться о сне и питании? Решить эти задачи путем простой передачи знаний невозможно. Необходимо создавать различные ситуации, ставить перед ребенком разнообразные вопросы, чтобы он мог сам думать, рассуждать. Главная задача - не вложить в голову ребенка сумму определенных знаний и правил, а помочь ему задуматься о своем здоровье. И если это действительно произойдет, если ребенок проявит активность в отношении своего здоровья, то, следовательно, мы справились с поставленной задачей. Но прежде чем это произойдет, необходима упорная работа взрослых, их терпение, выдержка, а также огромное желание вырастить каждого ребенка здоровым.
Конспект занятия.
Тема "Наши помощники - органы чувств"
Цель:
Дать детям представления об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира.

Задачи:
Образовательные:

  • показать значимость каждого органа чувств человека;
  • учить делать выводы на основе наблюдений, экспериментирования;
  • формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья.
  • закреплять гигиенические навыки, понимание необходимости бережного отношения к органам чувств.

Коррекционно-развивающие:
  • развивать навыки исследовательской деятельности, познавательной активности;
  • развивать логическое мышление и сообразительность;
  • развивать зрительное, музыкально-слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное восприятие, память, мышление;
  • продолжать учить детей отвечать на вопросы полным ответом;

Воспитательные:
  • воспитывать желание заботится о своём здоровье.
  • воспитывать дружеские взаимоотношения, отношения сотрудничества со сверстниками, взрослыми.
  • воспитывать умение слушать вопрос, воспринимать его, отвечать на вопрос, умение выслушивать ответы других детей.
Предварительная работа:
Беседа «Знакомимся со своим телом», игра «Дорисуй картинку», чтение стихотворения В. О. Свиридова «Для чего нужны глаза?», отгадывание загадок на данную тему; п/и "Жмурки", развивающие игры "Чего не стало?", "Найди отличия", "Повтори ритм"; дидактические игры "Зуб, Неболей-ка", "Сон. Питание. Кожа", "Нос. Глаза. Уши".

Оборудование:
Коллажи: «Наши глаза», «Кожа и уход за ней», «Чтобы уши слышали», «Береги зубы».
Схематичное изображение носа, рисунок-схема языка с изображением вкусовых зон, рисунок зубных щеток.
Игра «Сходство и различие». (Снеговики).
Игра «Чудесный мешочек»
Аудиозапись «Звуки леса».
Баночки с кусочками: лимона, шоколада, апельсина, лука, чеснока.
Тарелочка с кусочками фруктов овощей: яблоко, виноград, апельсин, лимон, банан, соленый огурец.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Игра "Узнай по запаху". Знакомство с носом.
3. Гимнастика для глаз
4. Игра "Найди отличия". Знакомство с глазами.
5. Игра "Узнай по вкусу". Знакомство с языком.
6. Игра "Музыкальная пауза". Знакомство с ушами.
7. Игра «Чудесный мешочек». Знакомство с кожей.
8 Итог занятия.
Ход занятия
Организационный момент
- Ребята, вы хотите отправиться в путешествие? Во время путешествия надо внимательно следить за знаками и за дорогой, чтобы не сбиться с пути. А какими мы должны быть мы? (дружными, внимательными, веселыми, ловкими и т. д.)
Игра "Узнай по запаху". Знакомство с носом.
-Ребята, посмотрите, что это за знак впереди? (изображение носа). Ответы детей.
- Для чего нужен он? (дышать, распознавать запахи)
- Правильно. А еще, ребята, внутри носа находятся мелкие волоски, которые, при вдыхании воздуха задерживают микробы, грязь и согревают холодный воздух.
-А сейчас давайте посмотрим, какие запахи мы сможем определить.(дети по запаху определяют, что находится в баночках - лимон, чеснок, яблоко…).
-Видите, каким замечательным органом обоняния наградила нас природа и надо помнить о том, что здоровье необходимо беречь.
- Вы, наверное, слышали такую пословицу «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали». Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей, анализ ответов)
Гимнастика для глаз
Ребята, в лесу стало темно, зажмурьте глаза, а затем откройте (3 раза). Давайте нарисуем солнышко глазами. Сначала нарисуем круг, а теперь слева направо и сверху вниз рисуем лучики.
Игра "Найди отличия". Знакомство с глазами.
-А мы отправляемся дальше. Перед нами два снеговика, посмотрите, одинаковые они или чем-то отличаются? (Дети называют отличия)
-А что помогло вам найти отличия? (ответы детей)
- Верно! Способность человека видеть называется зрением. Глаза - это один из ценнейших органов чувств.
Зачем человеку глаза? (ответы детей)
- Правильно, благодаря глазам мы получаем информацию об окружающем мире. Ребята, как сохранить зрение? (ответы детей)
Работа с коллажем «Наши глаза»

  • нельзя бросать в глаза песок и грязь;
  • нельзя приближать к глазам опасные предметы;
  • читать нужно сидя, а не лёжа;
  • нельзя сидеть близко к экрану и долго смотреть телевизор;
  • не тереть глаза грязными руками;
  • при чтении, рисовании, письме помещение должно быть хорошо освещено;
  • регулярно проверять зрение у окулиста;
  • нужно тренировать глаза, делать упражнения, гимнастику;
  • нужно кушать продукты с витаминами, полезными для глаз;
  • гулять на свежем воздухе.
-Запомните, что мы с вами узнали о зрении, эти правила помогут вам сохранить здоровье глаз. А мы отправляемся дальше.
Игра "Узнай по вкусу". Знакомство с языком.
-Пора нам пополнить силы. Но, что за угощение для вас приготовлено, вы должны будете сейчас определить с закрытыми глазами. (дети пробуют кусочки яблока, соленого огурца, банана, винограда, апельсина…)
-Что вы сейчас пробовали? А вы знаете, что помогает определять вкус? (ответы детей)
-Правильно, язык. На языке расположены участки, которые определяют вкус пищи. Кончик языка определяет сладкий вкус. Боковые стороны слева и справа от начала языка определяют соленый вкус, за ними участки, определяющие кислый вкус, а конец языка определяет горький вкус. А еще во рту вырабатывается слюна, которая помогает пережевывать и переваривать пищу. И, конечно же, зубы.
-Для чего они нужны? (ответы детей)
-Как ухаживать за зубами, чтобы они оставались здоровыми?
Работа с коллажем «Береги зубы»
  • чистить зубы утром и вечером;
  • после еды полоскать рот водой;
  • не ковырять в зубах;
  • посещать стоматолога регулярно;
  • есть больше полезных продуктов и меньше сладостей.
-Посмотрите на рисунок и выберите ту щетку, которая хорошо будет чистить зубы? Почему не выбрали две другие щетки? (ответы детей)
Игра "Музыкальная пауза". Знакомство с ушами.
-Ребята, послушайте, какие звуки вы слышите? (звучат звуки природы, дети называют, что они слышат)
-Вы внимательно слушали и верно назвали все звуки леса, которые здесь звучали. А что помогло вам? (ответы детей)
-Верно! Орган слуха - уши. Для чего нужны уши? (ответы детей)
- Как сохранить хороший слух?
Работа с коллажем «Чтобы уши слышали»
  • зимой надевать шапку;
  • купаясь в бассейне или в воде, надевать резиновую шапочку, защищать уши от попадания воды;
  • не допускать попадания посторонних предметов в слуховой проход;
  • не слушать громко музыку, не кричать;
  • чистить уши (только взрослые)
Игра «Чудесный мешочек». Знакомство с кожей.
-А сейчас мы посмотрим, кто живет в лесу и что дарит нам лес. Игра «Чудесный мешочек». (дети наощупь определяют фрукты, грибы, животных, птиц, ягоды…)
Ребята, а что помогло вам определить то, что находится в мешочке, ведь вы не могли увидеть? (ответы детей-пальцы, руки, кожа).
- Ещё один орган чувств - кожа. Самая чувствительная кожа на кончиках пальцев рук. Чувствовать кожей называется осязание.
Зачем человеку нужна кожа? (ответы детей)
-Какие правила необходимо соблюдать, чтобы кожа оставалась здоровой?
Работа с коллажем «Кожа и уход за ней»
  • зимой защищать кожу тёплой одеждой, не переохлаждаться;
  • летом беречь от солнца, не перегреваться;
  • если поранился, то нужно обратиться к взрослому за помощью, не облизывать ранки;
  • умыться утром и вечером;
  • тщательно мыть руки после улицы, вытираться тщательно; ухаживать за кожей.

Итог занятия.
-Пора нам возвращаться из путешествия. О чем мы говорили? Что нового узнали? Что больше всего понравилось? Это путешествие помогло нам узнать больше о том, как устроен наш организм, как заботится о своем здоровье.

- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»
- Тихомирова Л. Ф. «Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5-8 лет»; Ярославль: Академия развития, 2002.
- И. В. Чупаха, Е. З. Пужаева, И. Ю. Соколова «Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе»; М.: Илекса, Ставрополь: «Ставропольсервисшкола», 2001

Конспект занятия по валеологии с детьми подготовительной к школе группы с использованием
современной образовательной технологии: Здоровьесберегающая технология -

Технология обучения
здоровому образу жизни

Наши помощники - органы чувств

Малоземова Мария Николаевна,
воспитатель, детский сад №39
Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Цель:

Дать детям представления об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира.

Задачи:

Образовательные:

· показать значимость каждого органа чувств для человека;

· учить делать выводы на основе наблюдений, экспериментирования;

· продолжать учить детей отвечать на вопросы полным ответом;

· формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье,

О мерах профилактики и охраны здоровья;

Коррекционно-развивающие:

· развивать навыки исследовательской деятельности, познавательной активности;

· развивать логическое мышление и сообразительность;

· развивать зрительное, музыкально-слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное восприятие, память, мышление;

Воспитательные:

· закреплять гигиенические навыки, понимание необходимости бережного отношения к органам чувств.

· воспитывать желание заботится о своём здоровье.

· воспитывать дружеские взаимоотношения, отношения сотрудничества со сверстниками, воспитателем.

Предварительная работа:

Беседа «Знакомимся со своим телом», игра «Дорисуй картинку», чтение стихотворения В. О. Свиридова «Для чего нужны глаза?», отгадывание загадок на данную тему; п/и "Жмурки", развивающие игры "Чего не стало?", "Найди отличия", "Повтори ритм"; дидактические игры "Зуб, не болей-ка", "Сон. Питание. Кожа", "Нос. Глаза. Уши".

Оборудование:

Коллажи: "Наши глаза", "Кожа и уход за ней", "Береги слух", "Наш нос", "Уход за зубами".

Две картинки с изображением неряшливой девочки и аккуратной девочки.

Игра с пуговицами "Сосчитай и назови".

Музыкальные инструменты: деревянные ложки, бубен, погремушка, металлофон, колокольчик.

Повязки на глаза по количеству детей (5-6 штук).

Баночки с кусочками: лимона, шоколада, апельсина, лука, чеснока.

Тарелочка с кусочками фруктов: яблоко, виноград, апельсин, лимон, банан, соль.

План занятия:

1. Организационный момент

2. Игра "Найди отличия". Знакомство с глазами.

3. Игра с пуговицами "Определи на ощупь". Знакомство с кожей.

4. Игра "Музыкальная пауза". Знакомство с ушами.

5. Игра "Узнай по запаху". Знакомство с носом.

6. Игра "Узнай по вкусу". Знакомство с языком.

7. Итог занятия.

Ход занятия.

Восп.: Ребята, сегодня мы будем много играть, узнавать много нового и интересного. Слушайте внимательно задания, отвечайте полным ответом и не перебивайте друг друга.

Дети стоят у доски, на которой висят картинки двух девочек: неряхи и опрятной.

Восп.: Первая игра называется "Найди отличия".

Рассмотрите, пожалуйста, внимательно две картинки. Чем они отличаются?

Дети: находят отличия и называют их.

Восп.: Ребята, какой орган помог вам рассмотреть и найти отличия этих девочек?

Дети: Глаза.

Восп.: Верно! Способность человека видеть называется зрением. Глаза - это один из ценнейших органов чувств.

Зачем человеку глаза?

Дети: отвечают полным ответом.

Восп.: Правильно, благодаря глазам мы получаем информацию об окружающем мире.

Ребята, а как сберечь наши глаза здоровыми?

Дети:

· нельзя бросать в глаза песок и грязь;

· нельзя приближать к глазам опасные предметы;

· нельзя сидеть близко к экрану и долго смотреть телевизор;

· вытирать глаза только чистым платком;

· помещение должно быть хорошо освещено;

· регулярно проверять зрение у окулиста;

· нужно тренировать глаза, делать упражнения, гимнастику;

· нужно кушать продукты с витаминами, полезными для глаз;

· гулять на свежем воздухе.

Восп.: вывешивает коллаж "Наши глаза".

Воспитатель и дети перемещаются к столу, на котором лежит игра с пуговицами "Сосчитай и назови"

Восп.: Вторая игра называется"Определи на ощупь ".

Дети: каждый считает и говорит количество пуговиц.

Восп.: Проверяем. Все хорошо справились с заданием.

Ребята, а какой орган помог вам определить количество пуговиц, ведь вы не могли увидеть?

Дети: пальцы, руки, кожа.

Восп.: Ещё один орган чувств - кожа. Самая чувствительная кожа на кончиках пальцев рук. Чувствовать кожей называется осязание.

Зачем человеку нужна кожа?

Дети: Кожа защищает от микробов. Держит нужную температуру. Заменяет слепому человеку зрение.

Восп.: Ребята, а как сохранить кожу здоровой?

Дети:

  • · зимой защищать кожу тёплой одеждой, не переохлаждаться;
  • · летом беречь от солнца, не перегреваться;
  • · если поранился. нужно обратиться к взрослому за первой помощью, не облизывать ранки;
  • · умыться утром и вечером;
  • · тщательно мыть руки после улицы, вытираться тщательно;

ухаживать за кожей.

Восп.: вывешивает коллаж "Кожа и уход за ней". Технология обучения здоровому образу жизни.

Воспитатель и дети перемещаются к ширме.

Воспитатель встаёт за ширму так, чтобы видеть детей, но дети не видят руки воспитателя.

Восп.: Следующая наша игра называется "Музыкальная пауза".

Слушайте внимательно. Ваша задача определить какой инструмент звучит и назвать его.

Дети: слушают и по одному называют услышанный инструмент: бубен, металлофон, колокольчик, дер. ложки, погремушка.

Восп.: вы внимательно слушали и верно назвали все музыкальные инструменты. А какой орган вам помог?

Дети: уши.

Восп.: Верно! Орган слуха - уши. Для чего нужны уши?

Дети: ответы детей.

Восп.: ребята, а уши надо беречь?

Дети: Да!

Дети:

  • · зимой надевать шапку;
  • · купаясь в бассейне или в воде, надевать шапочку резиновую, защищать уши от попадания воды;
  • · не ковырять в ушах опасными предметами, не пихать ничего в уши;
  • · не слушать громко музыку, не кричать;
  • · чистить уши (только взрослые)

Восп.: выставляет коллаж "Береги слух"

Воспитатель и дети передвигаются к уголку эксперементирования.

На столе под полотенчиком стоят баночки с кусочками: лимона, шоколада, апельсина, лука, чеснока. Лежат повязки для глаз.

Воспитатель предлагает завязать детям глаза.

Восп.: А здесь я предлагаю вам поиграть в игру "Узнай по запаху"

Я каждому из вас дам в руки баночку. Ваша задача понюхать и определить, что лежит у каждого в баночке.

Дети: нюхают и говорят свои предположения.

Восп.: ребята, вы все справились с заданием. Откройте свои глазки. Что помогло вам выполнить задание?

Дети: Нос.

Восп.: Нос - это орган обоняния. А обоняние - это способность различать запахи.

Дети:

  • · не ковырять в носу предметами;
  • · чистить нос с помощью носового платка;
  • · не пихать в нос различные предметы;
  • · убирать от пыли помещения, проветривать и гулять на свежем воздухе.

Восп.: выставляет коллаж "Наш нос" Технология обучения здоровому образу жизни.

Воспитатель и дети перемещаются за стол, на котором под полотенчиком стоит тарелочка с кусочками фруктов: яблоко, виноград, апельсин, лимон, банан, соль.

Воспитатель предлагает детям завязать глаза.

В рот каждому ребёнку воспитатель кладёт по кусочку фрукта.

Восп.: ребята, следующая игра называется "Узнай по вкусу".

Прожуйте кусочек еды, которую я положила вам в рот и скажите, чем я вас угостила?

Дети: отвечают.

Восп.: как вы узнали? С помощью чего?

Дети: с помощью языка.

Восп.: Язык наш орган вкуса. А что ещё у нас во рту есть?

Дети: зубы.

Восп.: Как сберечь наш рот, язык, зубы здоровыми?

Дети:

  • · чистить зубы утром и вечером;
  • · после еды полоскать рот водой;
  • · не ковырять в зубах;
  • · посещать стоматолога регулярно;
  • · кушать больше полезных продуктов и меньше сладостей.

Восп.: выставляет коллаж "Уход за зубами" Технология обучения здоровому образу жизни.

Восп.: Ребята, сегодня мы играли и узнали, какие органы чувств нам помогают жить. Назовите их.

Дети: глаза, нос, кожа, язык, уши.

Восп.: Запомните правила бережного отношения к своим органам чувств.

Южанинова Татьяна
Занятие «Наши помощники - органы чувств»

Занятие "Наши помощники - органы чувств "

Цель :

Закрепление знаний детей об органах чувств , их роли при восприятии человеком окружающего мира.

Задачи :

Образовательные :

Закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание) ;

Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, обоняние, осязание, вкус в познании мира;

Уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира;

Учить бережно относиться к своему здоровью.

Развивающие :

Развивать тактильные, зрительные, слуховые ощущения;

Тренировать зрительные, слуховые ощущения, совершенствовать восприятие;

Развивать навыки исследовательской деятельности, познавательной активности.

Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение детей к органам чувств , культуру их охраны;

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Способствовать развитию уверенности в себе.

Методы и приемы :

Наглядные (показ иллюстраций, демонстрация) ;

Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ) ;

Игровые (пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент);

Практические (упражнения, опыты, исследования) .

Педагогические технологии :

Личностно-ориентированная, исследовательские, игровые.

Здоровьесберегающие технологии : - дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз, пальчиковая игра, самомассаж ушных раковин.

Средства обучения :

Демонстрационный материал (цветная таблица с изображением мозга, карточки с изображением органов чувств , ватные палочки с запахом чеснока и духов,).

Ход занятия:

Добрый день. Сегодня я приглашаю вас и других моих гостей в «Институт здоровья» . Пожалуйста, присаживайтесь на стульчики.

Ребята, как вы думаете, почему у института такое название? (Ответыдетей) .

Вы правы, здесь изучают здоровье человека. А здоровье зависит от того, как работают различные органы нашего организма .

Хотите узнать что-нибудь о них? (Да) .

Хорошо, я с удовольствием вам о них расскажу, но сначала ответьте мне на вопрос.

«Кто такой командир?» (Ответы детей) .

А знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой "командир"?

(Педагог показывает детям цветную таблицу с изображением мозга.)

Кто из вас знает, как его зовут? (Ответы детей)

Это головной мозг - самый главный наш орган , без которого мы не можем жить. (Воспитатель предлагает детям показать на себе месторасположение мозга) .

Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке.

А знаете, дети, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою?

У нашего "командира" - мозга есть память. Он может запоминать на долгие - долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать.

А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить? (Ответы детей.)

Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки.

Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками .

Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать её.

Загадка :

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

Давайте вместе скажем : «Глаз – орган зрения » . А для чего нужны глаза? (ответы детей) . Давайте проведем эксперимент. Закройте глаза (Показываю руку) .

Что я сделала? А теперь откройте глаза. Вот что я сделала. Ваши глазки были закрыты и вы не могли знать, что происходит вокруг. А теперь другой эксперимент, проверим, смогут ли ваши глаза различить контуры предметов.

Игра "Наложенные рисунки" (Цель : различить контуры 4-5 предметов, наложенных друг на друга)

Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека .

Так зачем же человеку глаза?

Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения? (Дети перечисляют правила) :

Нельзя тереть глаза грязными руками.

Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.

Нельзя близко и долго смотреть телевизор.

Нельзя долго играть в компьютерные игры

Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя !

Молодцы, правила вы хорошо знаете. А сейчас мы вспомним для глаз специальную гимнастику. (Проводится комплекс зрительной гимнастики)

Гимнастика для глаз "Белка"

Белка дятла поджидала, (Резко перемещать взгляд вправо - влево)

Гостя вкусно угощала :

Ну-ка, дятел, посмотри - (Перемещать взгляд вверх - вниз)

Вот орехи : раз, два, три!

Пообедал дятел с белкой (Помигать глазами)

И пошел играть в горелки. (Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)

А еще нужны для глаз витамины :

Помни истину простую –

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую,

Или сок морковный пьет.

А сейчас слушайте внимательно 2-ю загадку :

Загадка :

Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,

А для этого нужны нашей Маше : (ушки)

Ухо – это орган слуха . Проверим? Закройте плотно ладошками уши (говорю шепотом слова) . Что я сказала? Как, вы ничего не слышали? А почему? (ответы детей) .

Проведем еще один эксперимент (За ширмой наливаю воду из одного стакана в другой, мешаю ложкой в стакане, шуршу бумагой).

Что я делала? Молодцы, отгадали! Уши помогают нам различать звуки , и даже если мы будем в полной темноте, ваши ушки помогут вам сориентироваться в пространстве. Проверим.

Физминутка. Игра «Жмурки» с колокольчиком

Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их. А как? (мыть, не лазить в них острыми предметами, не слушать громкую музыку)

А еще полезно для наших ушей делать зарядку :

Мы ладошки разотрем,

Смело ушки мы возьмем,

Сверху-вниз мы их пощиплем,

Пальчиками разотрем.

Стихотворение

Доктор, доктор, как нам быть :

Уши мыть или не мыть?

Если мыть, то как нам быть :

Часто мыть или пореже?

Отвечает доктор : Еже!

Отвечает доктор гневно :

Еже, еже, ежедневно!

(Э. Мошковская)

Загадка :

Вот гора, а у горы -

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит :

То заходит, то выходит. (Нос)

А для чего человеку нос? (Ответы детей.)

Проверим, так ли это? Закройте одной ладошкой нос, а другой рот. Что вам хотелось сделать? (Вдохнуть) . Верно, значит, нос нам нужен для того, чтобы дышать. Но у него есть и еще одна обязанность. И это нам покажет следующий эксперимент. (Предлагаю детям понюхать ватные палочки – вата пропитана чесноком, духами).

Что вы почувствовали ? (запах чеснока и духов) .

Значит, нос нам нужен еще и для того. Чтобы различать запахи. Нос – орган обоняния (повторяем вместе) . А нос нужно беречь? А как, знаете? (не совать в него посторонние предметы, не лазить грязными пальцами, не нюхать резкие запахи)

Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика :

Раз, два, три, четыре, пять!

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше -

И легко - легко подышим.

Упражнение "Ракета" (Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз)

Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.)

А о чём пойдёт речь сейчас?

Загадка :

Всегда во рту, а не проглотишь?

(Язык)

Правильно. Все живые организмы питаются , поэтому всем необходимо различать вкусное и невкусное, полезное и вредное.

Скажите, что нельзя пробовать на вкус? (Лекарство, незнакомые ягоды, грибы, немытые овощи и фрукты, испорченные продукты).

А определить продукты на вкус нам помогает ? Правильно язычок. Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. ---Скажите, какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными) .

Ребята, а вы знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки.

Для того чтобы язык был чувствительным , и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения.

Ротик шире открывай

Язычок вперед давай

Влево – вправо, тик да так

Время точно на часах

Шире рот мы открываем

Язык вправо направляем

Еще шире открываем

Язык влево направляем

Влево – вправо, влево – вправо

Язычок и так и сяк

Это часики тик-так!

Молодцы. А сейчас давайте проверим, стали ли наши язычки чувствительней ?

Кто знает скороговорки?

Загадка :

Твои помощники , взгляни,

Десяток дружных братцев.

Как славно жить, когда они

Работы не боятся. (Пальцы)

Какие помощники нам в этом помогут (Руки, пальцы) .

Правильно, руки! Для чего нам руки? Что мы ими делаем? (Ответы детей)

А как называется верхний слой, которым покрыты руки? Загадка вам поможет :

Мягкое и твердое, острое, тупое,

Горячее, холодное, мокрое, сухое :

Разобраться в этом сложно.

Нам поможет наша : (Ответы детей)

Кожа - это орган осязания (повторяем вместе с детьми) . Именно кожей человек чувствует шероховатость или гладкость поверхности, к которой прикасается. Кожей мы ощущаем тепло и холод, ветер и жар. Кожа может помочь решить нам , что для нас хорошо, а что плохо. Кожа ещё один страж нашего организма .

Пальчиковая гимнастика «Доброе утро» :

Доброе утро, здравствуй Иван!

Доброе утро, здравствуй Степан!

Доброе утро, здравствуй Ирина!

Доброе утро, здравствуй Арина!

Здравствуй и маленькая Алина!

(Попарные пальцы начиная с больших соединяются (целуются, а потом перекрещиваются справа налево (обнимаются) .

Мы очень хорошо потренировали свои пальчики.

Ребята, посмотрите какой у меня есть чудесная коробочка, а вам хотелось бы узнать, что в ней лежит?

Дидактическая игра "Определи на ощупь".

Сейчас посмотрим, сможем ли мы узнать на ощупь друг друга.

Практическое задание «Соедини по точкам»

Для того, чтобы правильно соединить, нужно вспомнить счет от 1 до 10.

Вот, ребята, мы и узнали обо всех органах чувств человека !

Давайте вспомним их :

Один говорит,

Один нюхает,

Двое глядят,

Двое слушают,

Двое трогают

Кто такие? (Ответы детей)

В.: Как вы думаете, что надо делать обязательно, чтобы органы чувств "служили вам верой и правдой"? А чего лучше не делать?

Соблюдать следующие правила гигиены : относиться бережно, содержать в чистоте; не переохлаждаться; не обжигаться;не засиживаться долго у телевизора и компьютера, чтобы не уставали глаза;

Не включать громко музыку, особенно в наушниках.

Наша экскурсия по «Институту здоровья» подходит к концу. Мы говорили о важности наших органов чувств , о том, как они нам помогают . Что "командир" нашего тела называется….(дети продолжают) . Мы узнали, что у нашего мозга есть память. А помогают ему запоминать наши (органы чувств ) .

Какие вопросы по теме занятия вы хотели бы задать друг другу?

Как по вашему, кто сегодня занимался лучше всех?

Молодцы, кто сегодня хорошо занимался и правильно выполнил задание «Соедини по точкам» , я вам поставила оценку «Пять» и хочу вам сказать : (дети расставляют цифры по порядку, а затем их переворачивают) . Кто прочитает, что здесь написано? «СПАСИБО!»