Биографии Характеристики Анализ

Она твердо отрицала все предъявленные ей обвинения. Она твердо отрицала все предъявленные ей обвинения Ведьмы из Северного Бервика

Анна была дочерью Фредерика II, короля Дании и Норвегии из Ольденбургской династии. В 1589 году между Данией и Шотландией был заключен договор о браке принцессы Анны и молодого шотландского короля Якова VI.
Свадьба по доверенности состоялась в Копенгагене, и невеста отплыла в Шотландию. Однако из-за штормов в Северном море корабль был вынужден вернуться в Норвегию. Нетерпеливый жених снарядил шотландский флот и прибыл к Анне в Осло, по пути сам чуть не погибнув в штормах.
Именно тогда Яков увидел как в Дании судили и сожгли на кострах с десяток "ведьм". Их обвинили в том что они колдовскими чарами наслали эти шторма и бури и на Анну и на Яковава с целью их гибели. "Ведьмы" во всем сознались. Король Яков с женой вернулись в Шотландию, но Яков призадумался о могуществе ведьм.

"Дело ведьм из Северного Бервика 1590-1592 гг. было спровоцировано любопытством Дэвида Ситона, заместителя шерифа из Транента, небольшого городка в 10 милях от Эдинбурга, вызванным подозрительными ночными передвижениями его молоденькой служанки Джилли Дункан. Джилли очень быстро прославилась своей способностью излечивать "всех, кого беспокоила какая-либо болезнь или немочь".
Ситону ее искусство показалось неестественным, или дьявольским; поэтому, чтобы подтвердить ее связь с сатаной, он пытал ее затянутой вокруг головы веревкой и тисками для пальцев, после чего обыскал на предмет печати дьявола, которая, по его мнению, обнаружилась на горле девушки. После этого служанка без утайки поведала ему "обо всех соблазнах и обольщениях, которым подвергал ее дьявол".
Только тогда наниматель передал ее властям, и довольно скоро ее заставили назвать имена сообщников, которых тут же одного за другим арестовали. Среди "неисчислимого" количества обитателей Эдинбурга и Лифа, на кого она указала, особенно выделялись пожилая образованная женщина Агнес Сэмпсон и доктор Джон Фиан, школьный учитель из Солтпенза, а также две женщины, Юфимия Маклин и Барбара Напье, "известные как честные женщины не хуже остальных, что жили тогда в Эдинбурге".

Агнес Сэмпсон, "положение и разумение которой было выше обычного, серьезную и выдержанную в ответах", допрашивал в замке Холируд сам король Яков Стюарт. "Она твердо отрицала все предъявленные ей обвинения". Тогда Агнес "обрили во всех частях тела", подвергли грубому обыску и нашли печать дьявола в половом органе.
Затем ее приковали к стене камеры так называемой ведьминой уздой, металлическим инструментом из четырех острых шипов, которые вталкивались в рот таким образом, что два из них давили на язык, а еще два распирали щеки. Женщине не давали заснуть.
Ей также сдавливали голову веревкой, чем причиняли "боль невыносимую". Только после этих мучений Агнес Сэмпсон подтвердила все 53 пункта выдвинутых против нее обвинений, в основном имевших отношение к лечебным заклинаниям.
Наконец, измученная пытками и допросами, Агнес Сэмпсон поведала о собрании примерно из 90 женщин и 6 мужчин в канун Дня Всех Святых. Напившись вина, которое у них было во фляжках, они сели в сита и поплыли в Северный Бервик. Там они высадились на берег и стали танцевать рил, а Джилли Дункан играла им на еврейской арфе.
Во время танца мужчины кружились «девять раз против часовой стрелки, а женщины шесть раз». Церковь была освещена черными свечами, а дьявол в человеческом обличье велел "целовать ему ягодицы в знак покорности и взгромоздил свой зад на церковную кафедру, к которой все подходили и целовали его, как было приказано".

Король Яков допрашивает ведьм.

Потом они стали договариваться причинить вред королю, вызвав для этой цели шторм, который должен был потопить его корабль, когда он отправится в Данию. Легковерного монарха эта история так заворожила, что он даже велел Джилли Дункан сыграть ему "Джиллитрипс" на своей еврейской арфе, "к его большому удовольствию и изумлению".
Король Яков, продолжив допрос Агнес, пришел к выводу, что все ведьмы "ужасные лгуньи". Но когда Агнес прошептала ему те самые слова, что он говорил своей пятнадцатилетней королеве Анне в Осло во время их первой брачной ночи, Яков согласился, "что она говорит правду, и после этого стал выражать больше доверия и к тому, что было сказано ранее". Не надо, однако, забывать, что единственным свидетелем этого случая экстрасенсорного восприятия был сам король.
Вместе с другими ведьмами она изготовила восковое изображение короля и растопила его. Она получила кусок савана и два сустава от трупа, из которых намеревалась изготовить магический порошок. Она помогла вызвать самую знаменитую в истории ведовства бурю, окрестив кошку, привязав к каждой ее лапе по человеческой конечности и бросив все это в море. Паутина признаний, которую несчастная Агнес плела для своих палачей, остановила пытки, но зато ее удушили и сожгли как ведьму.

Барбару Напье, приходившуюся невесткой лэрду Карсхогилла, обвинили в сообщничестве с Агнес Сэмпсон и Ричардом Грэмом, о котором шла слава злого колдуна. В частности, ей было предъявлено обвинение в "многочисленных предательских заговорах, осуществлявшихся при помощи ведовства, с целью уничтожить короля при помощи воскового изображения… а также в затоплении судна между Лифом и Кингхорном, в результате чего погибли 60 человек".
Выслушав эти обвинения, присяжные выездной сессии суда отказались рассматривать дело. Их решение привело короля Якова в такую ярость, что он потребовал нового созыва суда и велел удушить Барбару Напье и сжечь, а ее имущество конфисковать в пользу короны.
Присяжных, проголосовавших за оправдание обвиняемой, судили за "умышленную ошибку, допущенную во время заседания суда, которая заключалась в вынесении оправдательного приговора ведьме". Именно тогда король Яков произнес свою речь в Толбуте. Однако миссис Напье попросила отсрочки приведения приговора в исполнение, сославшись на свою беременность, а по прошествии некоторого времени, "видя, что никто не настаивает на дальнейших действиях против нее, женщину освободили".
Дама Юфимия Маклин была еще одной важной особой, замешанной в этом деле. Она приходилась дочерью лорду Клифтонхоллу и женой Патрику Москропу, человеку богатому и влиятельному. Шестеро адвокатов рискнули защищать ее.
Она отказалась подтверждать любые обвинения (в основном ей приписывали порчу и излечения). Присяжные заседали всю ночь, и понадобилось сменить старшину, чтобы вынести наконец вердикт "виновна". Возможно, по той причине, что она была дружна с графом Босуэллом и осталась верна католической вере, король Яков позаботился о том, чтобы ее сожгли без предварительного милосердного удушения - "сжечь до пепла живьем до смерти" - 25 июля 1591 г.

Доктор Джон Фиан (Джон Каннингем) - самый известный из 70 человек, проходивших по делу ведьм из Северного Бервика в 1590 г., и, возможно, храбрейший из шотландцев, когда-либо претерпевавших пытки.
Сила характера, проявленная Джоном Фианом, когда он отказался признать себя виновным в ведовстве, резко контрастирует с поведением суда и самого короля Якова VI Шотландского, который лично наблюдал за мучениями школьного учителя и сам вынес ему смертный приговор.
Доктора Фиана обвиняли в том, что он выступал якобы в качестве секретаря или протоколиста собрания ведьм, когда те замышляли убийство короля, и, следовательно, являлся заводилой. 26 декабря 1590 г. ему предъявили обвинение в ведовстве и государственной измене. Обвинительный акт состоял из 20 пунктов, среди которых были и следующие:
1. Сговор с сатаной с целью утопить корабль, на котором король Яков плыл в Норвегию с визитом к будущей королеве, для чего в море бросили мертвую кошку.
2. Соглашение с сатаной, который явился к нему, пока он лежал и раздумывал о том, как отомстить рабочему, не выбелившему вовремя его комнату; получение печати дьявола.
3. Воздаяние в церкви Северного Бервика почестей сатане, "большому черному человеку с черной бородой, торчащей вперед, как у козла, большим горбатым носом, загибающимся книзу, как клюв у ястреба, и длинным лохматым хвостом".
4. "Экстазы и трансы, когда обвиняемый лежал, словно мертвый, по 23 часа кряду, а его дух пребывал вне тела и позволял переносить себя к разным горам".
5. Разграбление могил в поисках трупов для использования их в заклинаниях (согласно признаниям, сделанным под пытками другими обвиняемыми).
Другие пункты обвинения касались различных магических действий, произведенных доктором Фианом, к примеру, он открывал запертую дверь, подышав на нее, привозил по ночам на своей лошади магические свечи, соблазнил вдову, летал по воздуху, вызывал бури, использовал любовное снадобье (безрезультатно) и составлял гороскопы.

Памфлет того времени "Известия из Шотландии" (1592), единственный экземпляр которого сохранился в библиотеке Ламбетского дворца в Лондоне, описывает, как пытали доктора Фиана.
"Сначала перевязав ему голову веревкой". Делалось это так: веревку завязывали вокруг головы, а потом сильно тянули за свободные концы в разные стороны. После часа этой пытки доктору Фиану предложили сознаться "по-хорошему", но он отказался.
Затем его подвергли "жесточайшей пытке в мире, называемой сапогами" - разновидность ножных тисков. После третьего сжатия доктор Фиан потерял сознание.
Судебные чиновники интерпретировали это как запирательство, дьявольский трюк; соответственно, по подсказке других обвиняемых, палачи заглянули ему в рот в поисках какого-нибудь заклинания и обнаружили две булавки, "воткнутые по самую головку".
Автор памфлета, вне всякого сомнения, поменял местами причину и следствие: палачи сами втыкали булавки ему в язык, пока он не упал в обморок. После пытки булавками, которая производилась в присутствии короля, доктор Фиан признал все, что от него требовали, "как истинную правду, не требующую подтверждения свидетелями", и отрекся от "волшебства, ведовства, чародейства, колдовства и тому подобного".

Библия написанная Королем Яковом.

На следующую ночь, как утверждает памфлет, доктор Фиан сбежал из тюрьмы и направился домой, в Солтпенз. Узнав об этом, король "распорядился учинить усердное разыскание для его поимки… По горячим следам отрядили погоню, так что его скоро поймали и вернули в тюрьму".
Побег этот, учитывая состояние, в котором должны были находиться ноги доктора Фиана после применения тисков, кажется измышлением автора памфлета с целью оживить повествование. Как бы там ни было, все протоколисты сходятся в одном: когда доктора Фиана снова привели к королю, он отрекся от всех сделанных ранее признаний.
Тогда его обыскали в третий раз, боясь, что во время побега он мог снова "вступить в союз с дьяволом". Не нашли ничего нового. Тогда, чтобы обесценить предыдущее отречение и заставить его вновь подтвердить свою вину, доктора Фиана "приказано было подвергнуть необычной пытке":
Все его ногти с пальцев рук сорвали щипцами, а потом на место каждого ногтя загнали по две булавки так, что они ушли в мясо по самые головки. Несмотря на все эти пытки, доктор Фиан ничего не выдал, как не сделал он этого и позже, после того как все пытки были испробованы на нем.

Одна пытка следовала за другой, и дело снова дошло до «испанских сапог». Доктор Фиан "выдержал столько ударов по ним, что его ноги стали такими тонкими, что дальше нельзя, а плоть и кости были так измочалены, что кровь и костный мозг брызгали из тисков во все стороны. Он никогда уже не смог бы больше встать на них".
Доктор по-прежнему отказывался делать признание и утверждал, что прежде сознался "из страха перед болью, которую он уже вытерпел". Несмотря на его отречение и отсутствие признаний, королевский суд вознамерился казнить его "для примера и в устрашение всем остальным, кто когда-либо попытается заниматься такими дурными и безбожными делами, как ведовство".
Процесс шел как по-писаному: обвинение предъявлено, смерть неизбежна. Она наступила через пять недель. Доктор Фиан отказался признаться и был сожжен. Его предполагаемая главная сообщница Агнес Сэмпсон созналась и тоже пошла на костер. Единственная разница заключалась в том, что ее не пытали так страшно, как доктора Фиана.
Согласно обычаю, его сначала удушили, а потом "немедленно бросили в большой костер, разожженный специально для этой цели на Замковом холме в Эдинбурге в субботний день в конце прошлого января" (23 или 30 января 1591 г.).
Графу Босуэллу, которого также содержали в Эдинбургском замке, удалось, по-видимому, уйти невредимым. Позднее Ричарда Грэма, проходившего по одному делу с Барбарой Напье, обвинили в том, что он помогал Босуэллу наслать порчу на короля. После допросов, которые проводил сам король Яков, Грэма вместе со многими другими обвиняемыми сожгли в феврале 1592 г. за "ведовство и колдовство".

Написанная Королем Яковом книга о ведьмах "Демонология".

Мания преследования ведовства, вдохновленная опубликованной в 1597 г. "Демонологией" короля Якова, захлестнула Абердин, где в результате сожгли 24 человека, как мужчин, так и женщин. Обвинения охватывали весь спектр ведовских занятий: танцы с дьяволом вокруг городского креста, использование лигатуры с целью заставить мужей изменять женам, порча молока, падеж скота или приворот при помощи гнутого пенни, завернутого в сукно вместе с кусочком красного воска.

Затем были процессы в Шотландии:

1607 г. Айсобел Грирсон: типичный ведовской процесс, который имел место в разгар охоты на ведьм. Его героиня - женщина, обозначенная как «обычная колдунья и ведьма».
1618 г. Маргарет Барклай: дело, основанное на угрозе со стороны ведьмы, результатом которого стали пытки и смерть четверых обвиняемых.
1623 г. Ведовской процесс в Перте: дословный отчет судебного процесса, в котором были упомянуты элементарные примеры белой магии.
1654 г. Гленлукский дьявол: типичный случай, когда подросток подражал полтергейсту.
1662 г. Айсобел Гауди: добровольное признание наделенной богатым воображением женщины, охватывающее весь спектр ведовства; двое обвиняемых предположительно осуждены.
1670 г. Томас Уир: семидесятилетний старик выжил из ума и сознался в чудовищных извращениях.
1697 г. Мошенница из Баргаррана: 24 женщинам предъявлены обвинения, семеро жительниц Ренфрюшира сожжены на основании утверждений одиннадцатилетней Кристины Шоу.
1704 г. Ведьмы из Питтенвима: пример насилия, совершенного толпой при попустительстве священников и судей, в результате которого погибли две обвиненные в ведовстве женщины.

Горелов Н. Бич и молот. Охота на ведьм в XVI-XVIII веках.


Agnes Sampson

Agnes Sampson (b.unknown- executed 28 January 1591) was a Scottish healer and purported witch . Also known as the "Wise Wife of Keith", Sampson is most famous for her part in the North Berwick Witch trials in the later part of the sixteenth century.

Sampson lived at Nether Keith, a part of the Barony of Keith , East Lothian , Scotland . She was considered to have healing powers and acted as a midwife for a large section of local society.

In the spring of 1590, James VI returned from Oslo after marrying Anne , daughter of the King of Denmark-Norway . The Danish court at that time was greatly perplexed by witchcraft and the black arts, and this must have impressed on the young King James. The regal voyage back from Denmark was beset by storms. "In the summer of 1590 a great witch hunt was instituted in Copenhagen. One of the first victims was Anna Koldings , who under pressure divulged the names of five other women, one of whom was Mail the wife of the burgomaster of Copenhagen. They all confessed that they had been guilty of sorcery in raising storms which menaced Queen Anne"s voyage and that they had sent devils to climb up the keel of her ship. In September two women were burnt as witches at Kronborg" [Anne of Denmark, Ethel Carleton Williams. Longman, 1970. ] James heard news from Denmark regarding this and decided to set up his own tribunal.

By the autumn of 1590, Scotland was aflame with witch hunts and many of those sent to trial were questioned by the King himself.

Agnes Sampson was arrested along "sundrie" others, questioned regarding her role in the storm raising, and that of others. She was put to the torture which she resisted at first but:

"This aforeaside Agnis Sampson which was the elder Witch, was taken and brought to Haliruid house before the Kings Maiestie and sundry other of the nobility of Scotland, where she was straitly examined, but all the perswasions which the Kings maiestie vsed to her with ye rest of his counsell, might not prouoke or induce her to confesse any thing, but stood stiffely in the deniall of all that was laide to her charge: whervpon they caused her to be conueied awaye to prison, there to receiue such torture as hath been lately prouided for witches in that country: and forasmuch as by due examination of witchcraft and witches in Scotland, it hath latelye beene found that the Deuill dooth generallye marke them with a priuie marke, by reason the Witches haue confessed themselues, that the Diuell dooth lick them with his tung in some priuy part of their bodie, before hee dooth receiue them to be his seruants, which marke commonly is giuen them vnder the haire in some part of their bodye, wherby it may not easily be found out or seene, although they be searched: and generally so long as the marke is not seene to those which search them, so long the parties that hath the marke will neuer confesse any thing. Therfore by special commaundement this Agnis Sampson had all her haire shauen of, in each parte of her bodie, and her head thrawen with a rope according to the custome of that Countrye, beeing a paine most greeuous, which she continued almost an hower, during which time she would not confesse any thing vntill the Diuels marke was found vpon her priuities, then she immediatlye confessed whatsoeuer was demaunded of her, and iustifying those persons aforesaid to be notorious witches."
"Item, the saide Agnis Sampson confessed before the Kings Maiestie sundrye thinges which were so miraculous and strange, as that his Maiestie saide they were all extreame lyars, wherat she answered, she would not wishe his Maiestie to suppose her woords to be false, but rather to beleeue them, in that she would discouer such matter vnto him as his maiestie should not any way doubt off. And therupon taking his Maiestie a little aside, she declared vnto him the verye woordes which passed betweene the Kings Maiestie and his Queene at Vpslo in Norway the first night of their mariage, with their answere eache to other: whereat the Kinges Maiestie wondered greatlye, and swore by the liuing God, that he beleeued that all the Diuels in hell could not haue discouered the same: acknowledging her woords to be most true, and therefore gaue the more credit to the rest which is before declared."(Newes from Scotland) [http://www.sacred-texts.com/pag/kjd/kjd11.htm Newes from Scotland ]

Prior to this last confession James had not been convinced of Sampson"s guilt, but afterwards he was convinced. Sampson was taken to the Scaffold on Castlehill, garotte d then burnt to ashes.

Edinburgh Burgh Treasurer"s accounts itemise the cost of Agnes Sampson"s execution, giving the date as the 16 day of January 1590 "quha wes burnt" as £6 8s 10d.

* Witchcraft
* Francis Stewart, 1st Earl of Bothwell

References

Julian Goodare, Lauren Martin, Joyce Miller and Louise Yeoman, "The Survey of Scottish Witchcraft", http://www.arts.ed.ac.uk/witches/ (archived January 2003, accessed 11 January 2006).

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Privative
  • Dimension (company)

Look at other dictionaries:

    Agnes (gallery) - Agnes was a Birmingham, Alabama photography gallery from 1993 to 2001. Shawn Boley, Jon Coffelt and Jan Hughes opened the gallery with the mission of attempting to raise awareness of social issues mdash; such as cancer, AIDS, death and dying, the … Wikipedia

    Agnes Broun - (17 March 1732 14 January 1820), the mother of the poet Robert Burns, was born on a farm near Kirkoswald, South Ayrshire. [ }