Биографии Характеристики Анализ

Орфоэпический словарь — Произношение орфографического сочетания чн. Устранение недостатков произношения звуков ш, ж, ч, щ Выговариваем буквы З, С и Ц правильно

Недостатки произношения «ч» могут иметь разное происхождение. В одних случаях это лишь временное, возрастное явление - у ребенка еще не сложился фонематический слух (нет четкого различения звуков, и поэтому «ч» смешивается с другими, сходными) или недостаточна подвижность органов артикуляции. В других же случаях неправильное произношение звука «ч» оказывается стойким, с возрастом не проходит, а, наоборот, закрепляется. И в том и в другом случае в формирование правильного произношения необходимо активно вмешиваться, помня, что речь ребенка далеко не всегда выправляется без специального воздействия.

Весь процесс «перевоспитания» неправильного произношения состоит из трех этапов:

  • постановки нового звука,
  • его закрепления (автоматизации)
  • и дифференциации (различения) смешиваемых звуков.

Посмотрим, какова должна быть эта система при работе над звуком «ч».

Как правильно произносить звук ” ч”?

Звук этот сложный, представляет собой единство, тесное соединение «ть» и «щ», которые произносятся слитно один за другим. В первый момент произнесения язык смыкается передним краем с нёбом за альвеолами. Спинка и боковые края языка при этом занимают такое же положение, как при звуке “щ”. Мягкое нёбо поднято, проход в нос закрыт (звук ротовой), голосовые складки разомкнуты, между ними голосовая щель (звук глухой). Вслед за этим передний край языка отскакивает в положение, нужное для звука «щ», смычка переднего края языка с нёбом как бы взрывается.

Такова нормальная артикуляция данного звука. Мы рассказали, как правильно произносить звук ” ч” подробно потому, что занятия с ребенком нельзя вести вслепую, не представляя себе положения органов артикуляции при том или ином звуке.

Занятия с ребенком

Прежде всего надо убедиться, что фонематический слух у ребенка развит достаточно , а если нет, то необходимо заняться его развитием (например, в ходе следующих упражнений: определить, есть ли этот звук в слове, где он стоит - в начале, в середине или в конце слова; придумать слова с данным звуком; отобрать картинки, в названиях которых он содержится, и т. д.).

Необходимо делать артикуляционную гимнастику в виде упражнений-игр . Такая гимнастика должна прозодиться ежедневно (а еще лучше несколько раз в день) по 5-10 минут. Взрослые показывают малышу определенные движения губ и языка, а затем он сам контролирует себя с помощью зеркала. Заниматься с ребенком, конечно, может только тот, кто сам правильно произносит данный звук.

К исправлению звука «ч» можно приступать только в том случае, если правильно произносится звук «ш», так как мягкое произнесение «ш» - элемент правильного произнесения «ч». Если «ш» ребенок произносит верно, то можно заняться сразу самим звуком «ч». В момент отчетливого произнесения «ть», когда язык напряжен и поднят к верхним зубам, вы шпателем, палочкой или просто пальцем отодвигаете его слегка назад и вверх к альвеолам. Одновременно слегка нажимаете пальцами на углы рта, выдвигая тем самым губы вперед. При таком положении губ и языка вместо «ть» получается «ч». То же упражнение можно делать, произнеся не звук «ть», а слог «ать», получится слог «ач».

Звук ребенку мы «поставили». Но от единичного его произнесения, да еще с посторонней помощью, до правильного употребления в речи еще далеко. Переходим к закреплению (автоматизации) звука . Делать это лучше всего в обратных слогах: «ач», «оч», «уч», «ич». Затем произнесение закрепляется между гласными («ача», «ачо», «ачу») в прямых слогах. Далее надо провести закрепление звука в различных словах, фразах, стихотворениях.

После закрепления правильного звука ведется работа по его различению среди других , сходных по звучанию. Звук «ч» может смешиваться с «с», «з», «ш», «ж», «щ», «ц». Следует обратить внимание ребенка на разницу в артикуляции звуков, в звучании. Сначала научите его различать изолированные звуки, затем их же в составе слога, слова и предложения. Особое внимание в этой работе надо обратить на слова, в которых одновременно находятся оба смешиваемых звука, например: «ученица», «чернильница» и т. д. Ребенок или повторяет эти трудные для него слова за взрослыми, или называет картинки, или придумывает предложения.

Возможно ли исправить произношение звука “ч” полностью?

Нарушение произношения звука «ч» в большинстве случаев устранимо, и часто недостаток проходит сравнительно легко, только занятия с ребенком надо вести систематически, а не от случая к случаю. И малыш и взрослые должны быть терпеливы и настойчивы, у них должно быть желание во что бы то ни стало добиться правильной речи. Если результаты самостоятельных занятий невелики, то надо обратиться к педагогу по исправлению речевых нарушений – логопеду, если ребенок плохо выговаривает звук «ч» .

В работе помогут следующие пособия:

М. Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1971.
М. Ф. Фомичева. Учите детей говорить правильно. М., 1968.
А. Д. Филиппова и Н. Д. Шуравина. Говори правильно. М., 1967

С. Шаховская, кандидат педагогических наук, журнал “Семья и школа”, 1971 год

Речь ребенка формируется на протяжении дошкольного возраста. Следить за ней нужно с раннего возраста, чтобы к первому классу у ребенка полностью закрепилось правильное произношение букв. Но случается, что у детей школьного возраста наблюдается нечистая речь.

Причины, из-за которых ребенок может не выговаривать буквы

Неправильное произношение букв может объясняться неправильным воспитанием. Если родители, общаясь со своим ребенком, меняют голос, сюсюкаются или лепечут, то малыш привыкает к такому общению и у него закрепляется неверное произношение букв.

Поэтому нужно разговаривать с ребенком правильным и четким языком. Сразу пресекайте малейшие недостатки в речи своего малыша, потому как с возрастом исправить их будет в несколько раз труднее.

Неправильное отношение к разговорной речи. Бытует мнение, что обучение разговорной речи происходит без вмешательства со стороны взрослых. Но если родители не будут участвовать в процессе становления речи ребенка, то со временем станет проявляться отставание малыша в речевом развитии.

Учим ребенка выговаривать звуки

Существует множество разнообразных приемов по правильной постановке речи малыша. Но многие родители не знают, как научить ребенка выговаривать буквы дома, и поэтому сразу обращаются за помощью к логопедам. Хотя зачастую эту проблему можно решить в домашних условиях. Необходимо только правильно подойти к организации занятий. Родители должны помнить, что нельзя перегружать малыша, длительность каждого занятия не должна превышать 15 минут. Если ребенок проявляет нежелание заниматься, отложите занятия не некоторое время. Заставив силой малыша произносить буквы, можно навсегда отбить у него желание правильно разговаривать, да и вообще учиться.

Перед каждым занятием необходимо усадить ребенка, следя за тем, чтобы он сидел прямо. Убираются все отвлекающие предметы, выключается телевизор. Отличным вариантом станут занятия перед зеркалом, чтобы ребенок видел не только артикуляцию сидящего перед ним взрослого, но и свою собственную.

Упражнения для произношения звуков

Первоначально рекомендуется подготовить карточки, на которых будут изображены животные и предметы, в начале, середине или конце которых присутствуют проблемные буквы. Нужно понаблюдать, всегда ли произношение сложной буквы получается проблемным, или в некоторых позициях.

  • «Рельсы» (когда язык должен «ездить» по внутренней стороне верхних зубов).
  • «Тишина» (несколько раз повторяйте звук «т-ссс», растягивая букву «С»).

В качестве закрепления буквы нужно выбрать картинки или слова, где присутствует буква «С»: сани, сито, пояс, солнышко, свет. Можно использовать предложения: Саша сеет семена или стихи:

«В лесу темно,

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку она сидит».

2. Буква «З» является собратом «С», только звонким. Поэтому чтобы научить ребенка выговаривать букву «З», нужно произнести «с», только повысив голос. Покажите малышу, поднеся руку к его горлышку, как напрягаются мышцы, произнося звонкие звуки. Закрепляем букву словами: заяц, зверь, зуб, звезда, а также предложениями: Зайчик зимой как маленький зверек.

3. Букву «Ц» можно освоить, прибегнув к упражнению «Тишина», только произносить нужно не «т-ссс», а «тс-тс-тс». Закрепляем словами: цапля, цыпленок, цепь, пицца, и предложениями: Какой цвет у птицы?

4. Выговаривать букву «Ш» можно при помощи небольшого фокуса: попросите ребенка произнести букву «с», а сами ложечкой приподнимите язычок малыша к небу. Получится звук «ш». Закрепляется буква словами: шило, шепот, уши, шум; предложениями: Наша Маша шуршит; а также стихами:

«Милый мишка,
Славный мишка,
Весь из плюша
Сшит наш мишка».

5. Такой же фокус можно проделать, с буквами «з» и «ж». Закрепить букву «Ж» нужно словами: жук, еж, жаба. А также предложениями: Жанна ожидает книжки.

6. Чтобы освоить букву «Ч» , попросите малыша проговорить «ть-ть-ть», при этом нажав на щеки малыша пальцами. Тогда вы услышите заветное «ч». А чтобы букву закрепить, попросите малыша проговорить слова: чай, черепаха, дочка, мяч; предложения: Чистят ванночку чижи.

7. Самой распространенной для родителей является проблема букв «Р» и «Л». Приемы и упражнения для решения этой проблемы направлены на обучение ребенка рычать, не проглатывая сложные буквы и не заменяя сложную «р» на более легкую «л»:

«Лошадка» — изображайте вместе с ребенком цоканье и стук копыт лошадки.

«Зубки чистим язычком» — попросите малыша широко улыбнуться. Затем нужно провести языком по внутренней поверхности верхних зубов. Следите, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась без движения.

«Дразнилка» — ребенку предлагается подразниться. Для этого расслабленный язык высовывается и болтается вверх-вниз. Сопровождается дразнилка рычанием.

Отдельное внимание в обучении буквам «Р» или «Л» уделяется скороговоркам:

  • Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак.
  • На дворе трава, на траве — дрова: раз, два, три лежат дрова.
  • Съел храбрец тридцать три пирога, да все они с творогом.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь.

Секреты, помогающие быстро научить ребенка выговаривать буквы

Кроме непосредственных занятий с речевыми мышцами ребенка и упражнений на обучение сложной букве, необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики. Вместе с ребенком перебирайте крупы, нанизывайте бусинки на ниточку, лепите из пластилина или теста. И главное: работая, не молчите. Рассказывайте ребенку сказки, потешки или скороговорки.

Другим секретом является приучение ребенка часто повторять букву «Д». Произнося эту волшебную букву, тренируются мышцы языка, он правильно располагается во рту и при постоянных тренировках ребенок научится произносить сложную букву «р».

Когда родители должны «бить тревогу» и обращаться к логопеду?

Если ребенок не может освоить произношение звуков в течение длительного времени, необходимо обратиться за помощью к логопеду. Поскольку существуют случаи, когда неспособность выговаривать те или иные буквы объясняется физиологическими особенностями ребенка. Так, неправильный прикус может стать причиной картавости или шепелявости. В таких ситуациях врач может назначить специальные упражнения или хирургическую операцию, в зависимости от причин речевых трудностей. Также логопед как профессионал может найти другие причины плохого произношения и работать с ними на более серьезном, нежели родители, уровне.

Подрастая, наши дети все больше пополняют свой словарный запас. Потребность разговаривать растет у них с каждым днем. К сожалению, у большинства малышей возникают проблемы с произношением отдельных звуков. Можно ли научить кроху правильно выговаривать звуки в домашних условиях или для устранения дефектов речи потребуется помощь логопеда?

Что является причиной неправильного произношения?

Самой распространенной ошибкой взрослых при общении со своим ребенком является подражание его речи. Мы сюсюкаем с маленьким человечком, часто при этом коверкая слова. Получается, что наша речь опускается до уровня малыша. Вместо того, чтобы в разговорах с маленькими детьми говорить как можно лучше, четко выговаривая все звуки и буквы, мы намеренно делаем свою речь малопонятной.

Так как ребенок не слышит от вас правильной речи, он не сможет ее запомнить и повторить. Поэтому, чтобы малыш научился правильно говорить, ваша речь должна быть четкой и разборчивой.

Причиной неправильного воспроизведения отдельных звуков может быть особенность строения речевого аппарата

  • Связка, находящаяся под языком, короче, чем должна быть, и это затрудняет его движение.
  • Нормальной речи мешает размер языка (слишком маленький или, напротив, большой).
  • Очень тонкие или, наоборот, пухлые губки, что затрудняет их артикуляцию.
  • Отклонения в строении зубов или челюсти.
  • Дефект слухового аппарата, не позволяющий слышать некоторые звуки, а, значит, правильно их произносить.

Некоторые дефекты речи родители вполне могут исправить самостоятельно. Основные трудности малыш испытывает при произношении шипящих звуков — Ж, Ч, Ш, Щ, буквы Р, а также З, Г, К, Л, С и Ц.

Как помочь ребенку выговаривать шипящие звуки?

Научить малыша выговаривать буквы Ж, Ч, Ш, и Щ немного проще, чем, к примеру, букву Р. Чаще всего у детей отмечается проблема с произношением шипящих Ж и Ш. При этом звук Ш еще не так режет слух, как неправильно произносимая Ж.

Обычно проблема с шипящими возникает из-за того, что у малыша не получается расслабить язычок и растянуть его, чтобы края касались верхних боковых зубов.

Поэтому кроху надо научить нескольким простым упражнениям

  1. Расслабим язычок . Положить язык на нижние зубы, как будто блинчик, а верхними постучать по нему, говоря при этом «Та-та-та». После этого язычок должен расслабленно полежать. Потом надо пошлепать по нему верхней губой и сказать «Па-па-па».
  2. Подъем кончика языка вверх . Для выполнения задания нужна жевательная конфета или резинка (она будет для малыша хорошей мотивацией). Нужно, чтобы он открыл ротик на 2-3 см, распластал язычок по нижней губе, высунув при этом его кончик. Положите на него кусочек конфеты и попросите ребенка прилепить ее к небу за верхними зубками. Проследите, чтобы кроха использовал только язык, а не использовал челюсть.
  3. Выдуваем воздух через середину языка . Небольшой кусочек ваты положите на стол. Пусть малыш улыбнется, и расположит язычок как в предыдущем задании. Задача малыша — сдуть ватку на другой конец стола, не надув щечки. При этом он должен произнести подобие буквы Ф.
  4. Сдуваем вату с носа . Ребенок приоткрывает рот, укладывает язычок так, чтобы посередине него получился желобок, а края почти сходились. На нос помещаем кусочек ваты, Малыш должен глубоко вдохнуть воздух носом и резко выдохнуть ртом. Вата при этом должна полететь вверх.
  5. Произносим звуки Ж и Ш . Попросите кроху произнести слог СА, язык в это время должен быть за зубками. Затем нужно подвинуть язычок поглубже в ротик. По мере продвижения к альвеолам, звук из С превращается в Ш. Чтобы получить звук Ж, повторяем упражнения, произнося вначале слог ЗА.
  6. Больше слов с Ж и Ш . Вспомните или придумайте стишки или скороговорки, где в словах часто встречаются буквы Ж и Ш. Повторяйте их с малышом по нескольку раз.
  7. Произносим букву Ч . Если у малыша повышен тонус языка, поначалу справиться с упражнением ему будет сложнее. Звук Ч состоит из ТЬ и Щ. Сначала язычок должен ударить по альвеолам, произнося ТЬ, после чего расслабиться, пропуская через щелочку звук Щ. Эти два звука сначала медленно, а затем быстрее должны слиться в один Ч. После нескольких тренировок у малыша все получится!

Потренируйте произношение разными небольшими стишками. Например:

  • Были галчата в гостях у волчат,
  • Были волчата в гостях у галчат,
  • Ныне волчата галдят как галчата,
  • И как волчата, галчата молчат.

Учимся произносить букву Р

Хорошо выговаривать букву Р малыш начинает лишь к 5-6 годам. Если ваша кроха еще не достигла этого возраста, не стоит паниковать раньше времени.

Обычно с буквой Р связаны некоторые проблемы

  • Маленький человечек совсем не выговаривает рычащий звук , он просто выпадает у него из слова. Это случается, когда буква Р расположена между гласными. К примеру, гараж звучит, как «га — аж».
  • Малыш заменяет звук Р на Л, Ы или Й . Получается вместо розы — «лоза», рыжий — «ыжий», сорока — «сойока».
  • Малыш произносит звук Р, но не так, как он должен звучать в русском языке . Он или вибрирует, как у англичан, или грассирует, что характерно для французов.

Исправить недостатки при произношении буквы Р можно, делая некоторые упражнения. А выполнять их лучше, сидя и держа спинку ровно. При этом ребенок должен видеть себя в зеркале.

Так он может проследить, насколько правильно выполняет задание

  • Парус . Ребенку надо широко открыть рот, а кончик языка поднять за верхние зубки. Нижнюю часть язычка чуть прогнуть вперед, а края прижать вверх к коренным зубкам. Повторить это нужно 3 раза подряд по 10 секунд.
  • Лошадка . Нужно плотно прижать язычок к нёбу, и тут же резко отпустить его. При этом получится звук, напоминающий цоканье копыт. Повторить задание не менее 10-15 раз.
  • Индюк . Изобразите с крохой рассерженного индюка. Ребенок должен выбрасывать язычок изо рта, просовывая его между зубками. При этом нужно произнести похожие на «бл-бл» звуки. Задание выполняют в медленном темпе, постепенно ускоряя его.
  • Прикусим язычок . Конец языка высунуть наружу, а ротик растянуть в улыбке. Затем потихоньку прикусить язык зубками.
  • Чистим зубки . Малышу надо широко улыбнуться и кончиком языка поводить по внутренней стенке верхних зубов, не двигая нижней челюстью.
  • У кого длиннее. Предложите крохе сравнить, у кого язык длиннее. Получится ли у него дотянуться им до подбородка или кончика носа.
  • Дятел . Нужно широко открыть ротик и сильно постучать языком по внутренней части десны у верхних зубов. В это время нужно произнести «д-д-д».

Чтобы ребенок не устал от многочисленных упражнений, делайте перерывы, предлагая ему порычать как лев. Чтобы закрепить намечающиеся успехи, дополнительно можно выучить с малышом скороговорки и слова, в которых есть буква Р.

Выговариваем буквы З, С и Ц правильно

Когда ребенок не выговаривает букву С, одновременно он не может произнести и остальные свистящие буквы и слоги — З, Ц, ЗЬ, СЬ. Причина этого — недостаточно развитый артикуляционный аппарат.

Исправить ситуацию также помогут специальные упражнения

  1. Загони мячик в ворота . Цель этого задания — научиться выпускать длинную направленную струю воздуха. Сделайте на столе ворота из кубиков или других игрушек. Скатайте неплотный ватный шарик. Малыш должен, сложив губки трубочкой, подуть на шарик и загнать его в ворота. Выполняя упражнение, нельзя надувать щеки, а выдуваемый воздух должен идти одной длинной струей, без прерываний.
  2. Песенка язычка . Приоткрыв ротик, надо расположить язык на нижней губе. Затем нужно пошлепать губками — «пя-пя-пя» (язычок поет). Воздух при этом выходит плавной струйкой, не прерываясь. Затем, широко открыв рот, подержать мягкий язычок на нижней губе так, чтобы она не подворачивалась. Нужно, чтобы края языка касались уголков рта.
  3. Блинчик . Важно научить малыша расслаблять язычок. Для этого он должен улыбнуться, передний край языка положить на нижнюю губу. Улыбка не должна быть напряженной, а язык лишь чуть свешиваться с губки.
  4. Чистим зубки . Упражнение аналогично заданию для буквы Р, только чистить будем не верхние, а нижние зубы.

Буква З является парной для буквы С, поэтому его постановкой занимаются аналогично звуку С.

Звук Ц состоит из двух звуков — Т и С, которые быстро переходят от одного к другому. Важно научить малыша отделить один звук от другого. Попросите кроху произнести сначала длинный звук «тсссс», а затем короткие «тсс, тсс, тсс». В итоге у малыша получится звук Ц.

А как на счет К и Г?

Звуки К, Г и Х относятся к заднеязычным, что предполагает при их произношении высокий подъем языка. Когда ребенок не произносит эти буквы, чаще всего его язычок просто ленится (за исключением врожденных патологий, которые могут исправить только врачи). Чтобы заставить язык трудиться, нужно делать упражнения.

Катание с горки . Положите на ладошку крохе шарик из ваты. Малыш должен приоткрыть рот, и удерживать корень языка в приподнятом положении, а кончик его опустить. Затем нужно быстро выдохнуть так, чтобы сдуть ватку с ладони. Получится звук К.

Ложечка . Попросите малыша медленно сказать «та-та-та». Возьмите чайную ложку и осторожно отодвиньте язык, надавив на переднюю часть его спинки. Вместо «та» у крохи сначала получится «тя», а потом и «кя». Продолжая давить на язык, ловите момент, когда у малыша получится чистое «ка». Ему нужно запомнить, в каком положении в этот момент находился его язык. Не волнуйтесь, если это получится не сразу.

Независимо от того, упражнения для произношения какой буквы вы делаете с малышом, после занятий повторяйте с ним как можно больше слов, стишков или песенок с этой буквой.

При артикуляции звука ч

  1. Губы округлены и слегка выдвинуты вперед;
  2. Зубы не смыкаются;
  3. Кончик языка вместе со спинкой образует смычку с верхними зубами или альвеолами. Эта смычка незаметно переходит в щель между ними;
  4. Посередине языка идет короткая воздушная струя, которая ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту, как толчок воздуха;
  5. Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
  6. Голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

Звук «ч» - аффрикат, состоящий из звуков «ть» и «щ». Если доступна нормированная артикуляция указанных звуков, то постановка, как правило, не вызывает затруднений. Ребенку предлагается усиленно произносить звук «ть», несколько оттянув язык на зад, от верхних резцов к альвеолам, а затем протянуть язык.

Основная трудность – моментальная смена положений передней части языка и удержание смычки между коренными зубами и боковыми краями языка. В осмыслении этой позиции ребенку может помочь артикуляционный профиль, на котором подчеркивается мгновенная смена взрывного элемента африкативным.

На начальном этапе постановки звука можно прижать края языка к коренным зубам средним и указательными пальцами.

II этап работы

(проводится как часть занятия)
Тема . Уточнение произношения имеющегося звука ч или вызывание его по подражанию.
Цель . Вырабатывать у каждого ребенка умение правильно произносить звук ч и определять положение языка при произнесении звука ч.
Предшествующая работа . Подъем языка вверх отрабатывался на занятиях по звукам т, д, н, ш, ж.
Подготовительная работа . Выяснить, как дети произносят звук ч, чтобы, используя специальные приемы, добиться правильного произношении звука. Подобрать картинки с изображением кузнечика.

Игра «Поезд».

Краткое описание
Дети садятся в вагоны (на стулья, поставленные друг за другом). Выбирается машинист, который садится на первый стул. Он дает сигнал к отправлению: «ууу...» Поезд едет. Дети, делая движения согнутыми руками, произносят: «ч-ч-ч...» По сигналу воспитателя «остановка» поезд останавливается, и дети замолкают. Потом выбирают нового машиниста, и игра продолжается.

Упражнение «Кузнечики»

Краткое описание
Воспитатель показывает детям картинку с изображением кузнечика и говорит: «Когда летом мы были на даче, то слышали, как в траве стрекотали кузнечики: «ч-ч-ч». Как стрекочут кузнечики?.. Когда вы произносите ч, что делает кончик вашего языка? («Кончик языка стучит в нёбо за верхними зубами».)

Методические указания . Следить, чтобы дети произносили звук ч коротко, четко, без призвука ш. Обратить внимание детей на то, что кончик языка стучит в нёбо за верхними зубами. Если у ребенка звук не получается, надо предложить ему произносить слитно тш (при описанном выше положении органов артикуляции), все убыстряя темп, пока не получится звук ч.



III этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема . Воспитание правильного произношения звука ч в словах.
Цель . Упражнять детей в правильном произношении звука ч в словах.
Предшествующая работа . Проведено уточнение произношения изолированного звука ч.
Подготовительная работа . Приготовить чудесный сундучок - красиво оформленную в виде сундучка коробку, открывающуюся сбоку. Подобрать картинки, в названии которых звук ч находится в разных частях слова, например: чемодан, очки, чулки, точка, бочка, мальчик, девочка, пчела, качели, мяч, ключ и др.

Игра «Чудесный сундучок»

Краткое описание
Воспитатель показывает детям сундучок и говорит, что этот сундучок чудесный, потому что в нем лежит много интересного. Каждый сможет узнать, что там лежит; только надо сказать такие слова: «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок». Дети по очереди вынимают из сундучка картинки, показывают всем и четко называют их.
Методические указания. Следить, чтобы дети говорили слова достаточно громко, звук ч произносили четко.

Изучение любого языка - дело непростое, а русский не зря называют великим и могучим. Разнообразие сложных правил часто пугает иностранцев. Немалые трудности у изучающих русский язык как иностранный вызывают русские буквы. Даже спустя годы многие жители других стран не умеют правильно выговаривать некоторые из них. Преподаватели школы русского языка "Лидер" решили рассказать, какие буквы оказываются самыми сложными для слушателей и как научиться произносить их правильно.

Буквы И, Ы

Почти все иностранцы испытывают сложности со звуком [ы]. Как правило, «ти» говорится вместо «ты» или «мить» - вместо «мыть». Для того чтобы правильно выговорить этот непростой звук, необходимо отодвинуть язык вглубь рта и напрячь его заднюю часть.

Будет проще делать это, если вместе со звуком [ы] будут произноситься [к] и [г]. Эти звуки всегда легко даются слушателям, но, когда они их произносят, язык сам напрягается нужным нам образом. Поэтому эффективно будет использовать сочетания этих букв, постепенно переходя на другие, а далее - к словам.

Буква Й

Очень важно тщательно поработать со звуком [й], так как он используется чаще, чем сама буква, ведь мягкие гласные во многих случаях обозначают два звука. При этом иностранцы часто допускают ошибки, говоря, к примеру «твои», а не «твой».

Иностранцу следует понять, что звук [й] очень короткий. Если звук [и] можно произнести нараспев, то [й] выговаривается мгновенно: ай!

Не менее важно обратить внимание на написание этой буквы, ведь если перепутать «и» с «й», получится ошибка, в отличие от пары «е» и «ё».

Буква Р

Когда мы произносим звук [р], кончик языка напрягается и, вибрируя, дотрагивается до альвеол (бугорков над зубами). Как правило, сложности у иностранных слушателей вызывает именно эта вибрация кончика языка. Чтобы упростить задачу, стоит использовать простые для иностранцев звуки [т] и [д]. Когда мы их выговариваем, язык автоматически занимает правильное положение над зубами. Сочетания этих звуков, к примеру «др», поможет привыкнуть к сложному [р].

Буква Ж

Эта буква удивляет иностранцев не только своим произношением, но и написанием (нередко она именуется бабочкой или звездочкой).

Чтобы произнести этот звук, необходимо весь язык отодвинуть назад, а кончик его поднять к альвеолам.

Чтобы иностранцу освоить звук [ж], будет полезно использовать такие помощники, как звуки [о], [у] и [г]. Первые два гласных звука помогут правильно оформить губы, а согласный [г] отодвинет язык назад.

Буква Ц

Этот звук в русском языке - неделимый, что и вызывает затруднения у иностранцев. Зачастую его путают со схожим сочетанием звуков [т+с] и именно так и произносят звук [ц]. В таком случае стоит понять, что звук [т] должен произноситься как можно более кратко и быстро.

Чтобы освоить произношение этого звука, лучше использовать слова, в которых буква Ц следует за буквами Т или Д. Это позволит добиться большей четкости произношения.

Буквы Ш и Щ

Эти шипящие вызывают особые сложности при изучении русского языка, их нередко путают. Чтобы выговорить звук [ш], нужно отодвинуть язык назад и напрячь его заднюю часть. При этом кончик языка должен быть у альвеол, а губы следует вытянуть и округлить. Для произношения звука [щ] язык нужно наоборот продвинуть вперед и приподнять среднюю часть. Губы при этом растягиваются, как при улыбке.

Стоит заметить, что мягкий звук [щ] звучит дольше, нежели твердый [ш]. Для того, чтобы добиться от звука [щ] нужной мягкости, стоит обратиться к звуку [и].

Отработать навыки произношения всех букв русского алфавита вы можете на курсах русского языка как иностранного в нашей школе. Профессиональные преподаватели с радостью помогут вам овладеть этим интереснейшим языком. Ждем вас!