Биографии Характеристики Анализ

Основным показателем готовности ребенка к обучению является. Показатели математической готовности ребенка к школе

Дошкольное образование

Секреты успеха подготовки к школе

Важнейшим критерием готовности ребенка к начальной школе является обучаемость, то есть способность воспринимать и обрабатывать информацию. Если в детском саду и дома практикуется познавательное развитие, то ученик в первом классе будет чувствовать себя комфортно. Старший научный сотрудник Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Елена Кочурова представила в вебинаре требования ФГОС и развивающие действия для успешной подготовки дошкольника.

Требования ФГОС

Дошкольное образование направлено в первую очередь на развитие навыков обучения. Школа не имеет права требовать от детей, пришедших в первый класс, такие предметные навыки как чтение или написание цифр. А вот неразвитая моторика или неумение выразить мысль – действительно могут привести к проблеме. Согласно официальным нормам, выпускник подготовительной группы должен выполнять познавательные действия, иметь представления о себе, других людях и объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях этих объектов (по форме, цвету и так далее), быть способным к коммуникации, самостоятельным действиям и саморегуляции.

Если ученик умеет воспринимать информацию, отвечать на вопросы, сравнивать, удерживать инструкцию учителя, то он легко освоит предметные навыки, предусмотренные программой первого класса. Для быстрой адаптации ребенка в условиях школьной регламентированной учебы нужна психологическая готовность. Как показывает практика, не всем первоклассникам свойственна и физическая готовность к старту обучения.

Хрестоматия включает художественные произведения разных жанров, позволяющие учителю организовать дифференцированное обучение четвероклассников с учетом уровня подготовки каждого ученика.

Показатели готовности ученика к школе

В начале первого класса учителям рекомендуется проводить педагогическую диагностику, и на основе ее результатов выстраивать программу первого полугодия. Пособия корпорации «Российский учебник» для дошкольного образования представляют все основные направления подготовки к школе. Издание «Педагогическая диагностика. Русский язык, математика. 1 класс» в свою очередь помогает определить, насколько хорошо ребенок усвоил необходимые учебные навыки.

Основные показатели и упражнения для их формирования, диагностики:

  • Способность к зрительному восприятию информации.

Пример задания: Нарисовать сложную фигуру по образцу.

  • Способность к слуховому восприятию информации, развитый фонематический слух.

Пример задания: Составить слово из первых звуков в названиях нарисованных объектов (шишка, арбуз, рыба), записать, найти на странице рисунок, иллюстрирующий полученное слово.

  • Владение пространственными представлениями.

Пример задания: Выполнить упрощенный графический диктант, закрашивая определенные квадраты на разделенном поле (ориентир – черная клетка, нужно закрасить квадрат в четырех клетках справа от нее, в одной клетке слева).

  • Развитая моторика и зрительно-моторная координация.

Пример задания: Провести линию внутри витиеватой дорожки, не выходя за границы поля.

  • Способность составлять связную речь.

Пример задания: Составить рассказ по представленным картинкам (мальчики, футбольные ворота, хоккейная клюшка).

  • Умение проводить классификацию и выделять признаки.

Пример задания: Дать названия представленным группам животных и птиц, дополнить каждую группу.

  • Наличие дочисловых представлений и умение сравнивать множества по числу элементов

Пример задания: Рассмотреть группы разных предметов, соединить группу с четырьмя тарелками с теми группами, в которых столько же объектов.


Учебник и три рабочие тетради составляют полный комплект учебных материалов для обучения первоклассников грамоте, чтению и письму. В основе курса лежат идеи Д.Б. Эльконина. Особенностью учебника и рабочих тетрадей является специальная направленность на формирование учебной деятельности. Значительно увеличенный подготовительный период обеспечивает мягкую адаптацию шестилетнего школьника к обучению, введение его в языковую действительность, подготовку руки ребёнка к письму. Один раз в неделю проводится урок литературного слушания. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (2009 г.).

Познавательное развитие

Полноценному познавательному развитию способствует:

    Общение со взрослыми, их внимание к высказываниям ребенка.

    Помощь в развитии восприятия, представлений, внимания, памяти, мышления, воображения.

    Развитие интереса ребенка к самостоятельному поиску путей выполнения заданий, таких как исследование, сравнение, установка соответствия, объяснение действий.

    Поддержка проявлений сообразительности: постановка понятных вопросов, вызывающих активную мысль ребенка, радостное удивление.

    Содействие развитию математических способностей, среди которых способность выделять главное, отвлекаясь от несущественного.

    Формирование интереса к рассуждению, состоящему из доказательств, обоснований и выводов.

    Создание ситуаций, вызывающих любопытство, создающих атмосферу творчества.

В начальной школе, согласно нормам, дети осваивают логические действия анализа, синтеза, обобщения, классификацию по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов. Налицо преемственность обучения, о которой нужно задумываться до поступления ученика в первый класс.

Прежде чем предъявлять те или иные требования, нужно знать возможности ребенка и объективно оценивать его способности, так как у каждого ребенка своя физиология, свои особенности развития и свои способности к обучению .

Итак, готовность к школе имеет биологические, психологические и социальные аспекты. Мы рассматриваем только биологические, в частности - морфологические и физиологические. Морфологически ребенок должен быть достаточного размера, чтобы поместиться за партой (рабочим столом). Его пропорции должны соответствовать двигательным задачам, которые ему предстоит решать в процессе обучения, а также должны отражать тот факт, что полуростовой скачок уже прошел. Физиологические системы организма должны приобрести свойства, обеспечивающие необходимый уровень надежности, то есть дееспособности ребенка в режиме умеренной умственной и физической нагрузки. Должны созреть нервные центры, управляющие разнообразными видами деятельности. В частности, способность к достаточно тонкой координации движений - это свойство нервной системы, которое реализуется только на определенном уровне ее зрелости. Именно с этими способностями связано обучение письму. И наконец, должны произойти качественные изменения в обменных процессах, благодаря которым ребенок приближается к взрослому по внутреннему ощущению времени. Дело в том, что наши «внутренние часы» работают от тех биохимических реакций, которые происходят непрерывно в клетках нашего тела. Но у детей до полуростового скачка скорость этих реакций намного выше, чем у взрослых. Поэтому они не могут долго заниматься одним и тем же делом, трудно им и сидеть на уроке, даже если он укорочен до 30-35 минут. Новое качество приобретается детьми в этом отношении именно в возрасте 6-7 лет, и это очень важно для того, чтобы можно было успешно организовывать совместную деятельность взрослых и детей.

Большинство детей, не обладающих достаточной функциональной готовностью к школе, не справляется с требованиями учебной программы и школьного распорядка. Неготовность детей к школе неблагоприятно отражается на их работоспособности, успеваемости и состоянии здоровья. Поэтому для содействия наиболее благоприятной организации учебно-воспитательного процесса на первоначальном и последующих этапах обучения, нахождения причин тех или иных отклонений в развитии ребенка, оказание ему соответствующей помощи, возникает необходимость тщательной своевременной диагностики степени готовности дошкольника 6-7 летнего возраста перед поступлением в школу.

Цель диагностики? выявить закономерности развития каждого ребенка и дать рекомендации по коррекции учебно-воспитательного процесса, его формированию и организации, чтобы каждый ребенок достиг более высокого уровня развития.

Основными показателями морфофункциональной готовности являются следующие .

1) Состояние здоровья. Критерии: анализируется на основе четырех критериев: наличия или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний; функционального состояния основных органов и систем (особенно нервной, сердечно-сосудистой); устойчивости организма к возникновению острых хронических заболеваний; уровня развития и степени гармонизации всех систем организма;

2) Физическое развитие. Критерии: определяется по параметрам длины тела (рост), масса тела (вес) и окружности грудной клетки в сопоставлении с местными возрастно-половыми стандартами.

3) Развитие анализаторов. Критерии: функциональные возможности; отклонение от нормы.

4) Нейродинамические свойства. Критерии: исследуются при помощи специальных методик такие свойства нервной системы, как скоростные характеристики, уравновешенность, подвижность, динамичность и др.

5) Развитие речевого аппарата. Критерии: диагностируется на основе анализа правильности звукопроизношения (частота речи), наличия дефектов речи.

6) Развитие мышечного аппарата. Критерии: точность, координирован-ность движений; зрительно-моторная координация кисти руки; развитие мелкой моторики пальцев, которое выступает в качестве важного показателя готовности дошкольников к овладению навыками письма.

7) Работоспособность-утомляемость. Критерий: определяется на основе изучения способности детей выдерживать определенное время физические и интеллектуальные нагрузки; т.к. повышенная утомляемость препятствует усвоению материала, приводит в конечном итоге к низкой результативности деятельности.

При диагностике очень важно использовать целый комплекс методик, который бы позволил рассмотреть личность ребенка с разных сторон и составить целостное представление о его психическом и физическом развитии; она помогает определить те сферы, в которых ребенок не готов к школе; выявить причины нарушения; определить качества, которые сформированы хуже всего.

Определение готовности детей к обучению в школе проводится по медицинским и психофизиологическим критериям .

1) Медицинские критерии

Медицинский осмотр детей имеет особое значение для подготовки ребенка к школе, так как позволяет не только своевременно выявить отклонения в состоянии его здоровья, но и провести максимально полное оздоровление.

При решении вопроса о возможности обучения с 6 или 7 лет одним из основных медицинских критериев является биологическое созревание организма. Биологическую зрелость расценивают, как замедление, соответствующее возрасту или ускоренное развитие, состояние здоровья в момент осмотра, острая заболеваемость за предшествующий год. Установлено, что дети, имеющие замедленный темп развития, длительно адаптируются к занятиям и имеют сниженную успеваемость на первом году обучения.

Одним из показателей являются темпы прорезывания постоянных зубов (табл. 2) :

Таблица 2. Оценка биологического возраста (появление постоянных зубов, по зубной формуле)

Исследование физического развития детей проводится по общепринятой антропометрической методике: длина тела, масса, (соответствие длины тела возрасту, соответствие массы тела длине тела) окружность грудной клетки, для оценки гармоничности физического развития рассчитывался индексы Вервека и Кетле. Полученные данные сравниваются с таблицами биологического развития, где имеются средние показатели по данному возрасту, степени гармоничности развития. Данная методика позволяет, прежде всего, определить величину и соотношение основных размеров тела ребенка, характеризующие процессы роста и развития его организма, а также функциональные возможности, свидетельствующие о степени его дееспособности.

Изучаются также основные показатели гемодинамики чистота сердечных сокращений (ЧСС) и артериальное давление (АД). Для оценки состояния ССС использовался метод вариационной пульсометрии, являющийся индикатором состояния регуляторных механизмов организма .

Для определения биологической зрелости готовности ребенка к школьному обучению, как уже было сказано выше, используется «филиппинский» тест , так как биологическая зрелость тесно коррелирует с типом телосложения и развитием психических функций. Установлено, что между физическим и умственным развитием детей существует определенная закономерность. Суть «филиппинский теста» сводится к тому, что ребенок через голову кончиками пальцев должен коснуться мочки противоположного уха и закрыть ухо ладошкой). К пяти годам пальчики ребенка только приближаются к уху, к семи годам он закрывает ухо (тест положителен).

а) рост ниже М-1 сигма по местным стандартам физического развития;

б) прибавку в росте за последний год менее 4 см;

в) полное отсутствие постоянных зубов.

Определяется уровень резистентности, при этом учитывается частота и длительность заболевания. В случае часто (более 4 раз в год) и длительно (более 25 дней по одному заболеванию) дети относятся в группе со сниженной резистентность. Уровень резистентного здоровья: хороший - не более 3 острых заболеваний в год, предшествующий поступлению в школу.

Оценивается состояние здоровья, функциональные отклонения и наличие (отсутствие) хронических заболеваний за прошедший год.

На основании комплекса признаков (наличие или отсутствие хронического заболевания, уровень функционального состояния основных систем организма, частота заболеваний, уровень физического и нервно-психического развития) определяет группу здоровья:

К 1 группе относятся здоровые дети с хорошими функциональными показателями, нормальным физическим развитием.

2 группу составляют тоже здоровые дети, но имеющие более низкие показатели мышечной силы, жизненной емкости легких, с небольшими отклонениями со стороны зрения, речи, осанки и часто болеющие.

К 3-4 группам относят детей, которые имеют какие-либо хронические заболевания. Установлено, что наилучшим образом адаптация осуществляется у детей, относящихся к 1 группе здоровья (около12%), наихудшие результаты отмечались у детей 3 группы здоровья. У 88% детей из этой группы адаптация протекала неблагополучно: наблюдались нервно-психические отклонения, снижение содержания гемоглобина. У 40% из них в этот период ухудшалось состояние здоровья, и они были отнесены к 4 группе (частые обострения основного заболевания). У детей с заболеваниями нервно-психической сферы хорошая адаптация - явление очень редкое (8%), у 42% отмечается затруднение адаптации, у 50% - не наступает вовсе.

Плановые осмотры в ДОУ проводятся каждые 3 месяца, наблюдение за состоянием здоровья детей необходимо для того, чтобы выявить малейшие отклонения на самых ранних стадиях, своевременно оказать ребенку необходимую помощь и полностью оздоровить к моменту перехода в школу . Детям с отставанием биологического развития рекомендуется временная отсрочка от приема в школу:

1) рост ниже среднего по местным стандартам физического развития;

2) прибавка в росте за последний год менее 4 см;

3) полное отсутствие постоянных зубов.

Напомним, что отставание биологического развития имеет глубинный смысл и свидетельствует о морфофункциональной незрелости различных структур (например, мозга) и органов.

2) Психофизиологические критерии .

Проводится оценка уровня функциональной зрелости детей. В настоящее время имеется целый ряд методов для выявления взаимосвязи морфо функциональных показателей с психофизиологическими.

Одним из наиболее распространенных является ориентировочный тест А. Керна (1955) в модификации Я. Ирасека (1966). По мнению многих авторов, тест является весьма информативным и характеризующим состояние основных функциональных систем организма. Успешность выполнения заданий данного теста свидетельствует об уровне наблюдательности, внимания, памяти, характеризует степень развития мелких мышц кисти, а также дает представление об уровне социального развития ребенка. Психофизиологическое обследование детей проводится с целью выявления у них отставания в развитии школьно-необходимых функций моторики, аналитических и синтетических функций коры головного мозга.

Определение степени «школьной зрелости» по тесту Керна-Ирасека может проводиться индивидуально или одновременно у группы из 10-15 детей. Остальные исследования проводятся с каждым ребенком отдельно в специально отведенном помещении. Тест Керна-Ирасека включает 3 задания:

Рисование мужской фигуры (она должна иметь голову, на которой нарисованы волосы (возможны шапка или шляпа), шею, соединяющую голову с туловищем, на лице - глаза, нос, рот; конечности, руки должны заканчиваться пятью пальцами. Одежда должна иметь признаки мужской одежды);

Графическое копирование фразы из трех коротких слов (она ела суп);

Срисовывание 10 точек, расположенных в форме пятиугольника.

Эти задания дают общее представление об уровне психического развития ребенка, о его глазомере и способности к подражанию, степени развития координационных движений, способности к целенаправленному действию.

Одним из критериев готовности ребенка к школе является также характер звукопроизношения (наличие дефектов), отражающего функцию сложного рече-двигательного аппарата. Для определения чистоты речи ребенку предлагается по картинкам перечислить последовательно вслух предметы, в названиях которых встречаются звуки, относящиеся к группам:

1) сонорные - [Р] - твердый и мягкий; [Л] - твердый и мягкий;

2) свистящие - [С] - твердый и мягкий; [З] - твердый и мягкий;

3) шипящих - [Ж], [Ш], [Ч], [Щ].

Картинки или рисунки подбираются таким образом, чтобы каждый из перечисленных звуков встречался в начале, середине и конце слова. Наличие дефектов произношения затрудняет обучение и расценивается как неготовность к школе.

Один из важных показателей готовности к школьному обучению служит уровень развития мелкой моторики кисти рук ребенка. Методик по развитию этого показателя множество, назовем некоторые.

Исследование координации руки при обведении ребёнком нарисованного круга (В.В. Орлова) определяет уровень развития готовности руки к обучению письму. Обследуют детей 6 и 7 лет. Перед каждым сидящим за столом ребенком кладут карточку с изображенными на ней двумя окружностями диаметром 2,5 см. Просят ребенка обвести окружность по контуру, не отрывая руки. Если вся линия окружности, изображенная ребенком, извилистая, - это свидетельствует о наличии тремора, т.е. легкого дрожания руки, который резко снижает качество письма при обучении в школе и, кроме того, служит признаком неблагополучного состояния центральной нервной системы. Этот тест позволяет определить способность ребенка под зрительным контролем выполнять задание, а также зрелость тонкой моторики. Если у ребенка недостаточно гибкие и подвижные мелкие мышцы кистей рук, слабые моторные (двигательные) навыки, то он не сможет успешно овладеть письмом. С первых же дней такой ребенок может попасть в число неуспевающих.

Оценка мелкой моторики по шкале Н.И. Озерецкого представляет собой тестовую батарею исследования уровня развития двигательных умений, отдельных компонентов моторики у детей и подростков. Методика предложена Н.И. Озерецким в 1923 г. под названием «Метод массовой оценки моторики у детей и подростков» . Шкальный принцип построения аналогичен традиционным тестам интеллекта. Предусматривается возможность как индивидуального, так и группового обследования. Тесты объединены в пять групп (по 5 тестов в каждой). Состав и направленность тестов по отдельным компонентам развития двигательной сферы следующие:

Статическая координация (способность стоять с закрытыми глазами в течение 15 с; то же поочередно на правой и левой ногах; на цыпочках, на носках, при различных положениях туловища);

Динамическая координация и соразмерность движений (передвижение прыжками на правой и левой ногах; прохождение лабиринтов попеременно правой и левой руками; вырезание кружка из бумаги (время ограничено: 1 мин для правой руки и 1,5 для левой); прочерчивание линий; прыжки с места в высоту);

Скорость движений (укладывание 20 монет по одной копейке в коробку (время 15 с); рисование вертикальных линий; раскладывание спичек; прокалывание отверстий в листе бумаги с нанесенными на нем кружками (бланк пробы внимания по Россолимо); нанесение точек на бумагу;

Сила движений (сгибание, распрямление различных предметов). Сопровождающие движения (синкинезии) - поднимание бровей; наморщивание лба; движения кистями рук. Тесты считаются невыполненными, если наряду с требуемыми у испытуемого отмечаются другие движения, например, движение кистью вместе с движением всей руки, поднимание бровей и движения губами и т.д.

Испытания начинаются с тестов на динамическую координацию, затем следует оценка скорости движения, силы, синкинезии и статической координации. В протоколе обследования фиксируется количество выполненных тестов по всем пяти группам моторных качеств (за каждый выполненный тест - 1 балл) и суммарная оценка. Продолжительность процедуры обследования - 45-65 мин. По суммарному результату в соответствии с таблицами норм для испытуемых определяется тот или иной возрастной уровень моторного развития. В результате теста отчетливо выявляется общий фактор моторного развития.

Важным дополнением к сведениям о «школьной зрелости» являются представления об умственной работоспособности детей и ее динамике в процессе обучения, характеризующие функциональные состояния центральной нервной системы. При изучении умственной работоспособности у дошкольников рекомендуется пользоваться фигурными таблицами. Оценка выполненного задания проводится по объему (количеству просмотренных фигур за определенный промежуток времени) и качеству работы (количеству допущенных ошибок в пересчете на 100 просмотренных знаков).

Определить координацию движений пальцев кисти руки можно и по мотометрическому тесту Н.И. Озерецкого «вырезание круга». Тест позволяют определить способность ребенка под зрительным контролем выполнять задание, а также зрелость тонкой моторики кисти. На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. При этом должно быть вырезано не менее 68 круга и отклонений не более 2-х раз. Тест считается невыполненным, если для выполнения потребовалось более 1 минуты и при большом количестве ошибок.

Изучение особенностей зрительно-моторной координации, используя методику «Змейка» (тест Н.Л. Локаловой). На листе бумаги рисунок извилистой дорожки шириной 5 мм. Ребенок должен как можно быстрее провести карандашом линию внутри этой дорожки, не касаясь при этом ее стенок. Качество выполнения задания оценивается по числу касаний.

Диагностика мелкой моторики по методике «Домик» (Н.Н. Гуткиной) представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать: какой рукой он рисует - правой или левой; как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти; быстро или медленно проводит линии; отвлекается ли во время работы; высказывается и задает вопросы во время рисования; сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом. По окончании работы взрослый предлагает ребенку проверить, все ли у него верно. Ребенок может исправить неточности (это необходимо отметить психологу). Обработка экспериментального материала производится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. В зависимости от суммы баллов делается вывод об уровне сформированности произвольного внимания, умения действовать по образцу и др.

Методика «Дорожки» (по Л.А. Венгеру) представляет собой задание на проведение ребенком линий, соединяющих разные элементы рисунка. Методика позволяет определить уровень развития точности движений, степень подготовленности руки к овладению письмом, сформированность внимания и контроля за собственными действиями. На рисунке изображены дорожки, у одного конца которых стоят машины, у другого - дом. Машина должна «проехать» по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожек усложняется от первой к последней. Высокий уровень выполнения считается, если выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от листа не более 3 раз; низкий - три и более выходов за пределы «дорожки», неровная, дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, рвущим бумагу, с многократным проведением по одному и тому же месту рисунка.

Методики «узоры» и «линии» (по В. Мытацину), каждая из которых представляет собой задание на дорисовывание, усложняющихся узоров или линий различной траектории. Методика позволяет определить готовность ребенка к овладению письмом. На листе нелинованной бумаги педагог изображает начальную часть узора или линии определенной траектории, а ребенок продолжает их выполнение. По мере необходимости узоры и линии усложняются. Если ребенок хорошо справляется с заданием, значит достаточно готов к работе, которая ожидает его при обучении письму. Если же нарисованные им узоры и линии не соответствуют образцу по величине, стройности, ритму, элементам и т.п., это свидетельствует о том, что ребенок плохо управляет движениями своей руки, пальцев, также у него недостаточно развита координация глаза и руки, зрительный контроль.

Методика «фигуры» (по В. Мытацину) - задание, связанное с вырезанием ребенком фигурок по заданным контурам. Методика позволяет определить уровень развития координации движения глаза и руки ребенка, степень дифференцированности усилий пальцев рук. На листе плотной бумаги рисуются четкими линиями различные фигуры. Ребенку предлагается вырезать эти фигуры по контурам. Ширина линий подбирается так, чтобы была достаточно трудной, но доступной ребенку. Тип фигур с каждой попыткой усложняется. Уровень выполнения считается низким, если ребенком допущены следующие ошибки: линия среза выступает за внешний контур более чем на 1 мм; линия среза выступает с внутренней стороны более чем на 1 мм; наличие углов при вырезании плавного контура.

По результатам диагностики выносится решение о готовности ребенка к обучению в школе:

Готовые к обучению в школе - это дети, успешно осваивающие программу детского сада, имеющие нормальный уровень психического развития и школьной зрелости (по всем тестам). Биологический возраст соответствует паспортному, редко болеют, не имеют хронических заболеваний и дефектов произношения;

Условно готовые к обучению в школе - это дети, имеющие хронические компенсированные заболевания, с определенными трудностями справляющиеся с программой воспитания в детском саду, их биологический возраст отстает от паспортного, они имеют начальные отклонения в поведении и нервно-психическом развитии. У них не полностью сформированы навыки школьной зрелости по результатам тестов;

Не готовые к обучению в школе - это дети, имеющие хронические заболевания, выраженные функциональные отклонения, отклонения в поведении, несформированные школьные навыки (по результатам тестов и при повторном исследовании). Биологический возраст не соответствует паспортному; нет осознанного отношения к учебе, не справляются с программой детского сада, имеют множественные дефекты звукопроизношения.

Таким образом, правильная и своевременная диагностика - это первый шаг в организации коррекции морфофункциональных других отклонений. Дошкольникам, у которых выявлено отставание в развитии школьно-необходимых функций (моторика, речь), рекомендуется комплекс упражнений по их коррекции. Занятия по устранению дефектов звукопроизношения проводятся врачом- логопедом. Упражнения или занятия по развитию моторики (рисование, лепка, игры с мелкими конструкторами и т.д.) и физических качеств проводятся воспитателями ДОУ, а также родителями.

При этом, необходимо сказать, что при диагностике готовности к школе не все компоненты готовности обязательно должны быть максимально развиты, важнее, чтобы присутствовали все эти компоненты, даже если уровень сформированности некоторых из них недостаточно высок. То есть, главным должно быть определение условий, наиболее благоприятствующих их дальнейшему развитию. Важны не различия в уровне готовности, а поиск путей более эффективного их выравнивания.

Готовность к школе подразумевает наличие определенных компонентов : развитие всех видов деятельности детей (предметной, игровой, трудовой, изобразительной, особенно конструктивной), обеспечивающих в единстве развитие всех внутренних сил дошкольников — мышления, волевых качеств, чувств, творческих возможностей, речи, а также усвоение этических норм и выработку нравственного поведения.

Термин «готовность к школе » традиционно воспринимается педагогами дошкольного воспитания и школьными учителями достаточно однозначно, в основном с точки зрения готовности к изучению конкретных школьных предметов, что породило собственно систему предварительного тестирования знаний, умений и навыков дошкольников при поступлении в школу на конкретном содержательном материале (счет, решение примеров «в уме» и решение простых задач, чтение текстов, списывание слов и фраз и т.п.).

Сформировать готовность к обучению в школе означает создать условия для успешного усвоения детьми учебной программы и нормального вхождения их в ученический коллектив.

Одним из важных показателей специальной (математической) готовности является наличие у дошкольников определенных знаний, умений и навыков . Как показывает анализ педагогической работы, уровень усвоения этих знаний, умений и навыков зависит от возраста, индивидуальных особенностей детей, а также от состояния учебно-воспитательного процесса в детском саду.

Для педагога дошкольного учреждения особое значение приобретает выявление этого уровня перед поступлением детей в школу. Этому способствуют диагностические тесты: индивидуальные беседы, дидактические игры и упражнения с детьми, выполнение ими специальных заданий и т. п.

При этом следует выделить основные компоненты готовности ребенка к усвоению математики в школ е: мотивационный, содержательный и процессуальный.

Мотивационный компонент готовности включает:

Положительное отношение к школе и учебной деятельности в целом;

Интерес к математической стороне действительности;

Желание изучать математику.

Объем и качество математических знаний: осознанность, прочность запоминания, возможность усвоения их в самостоятельной деятельности (гибкость);

Особенности развития речи (усвоение математической терминологии);

Уровень познавательной активности в целом.

Процессуальный компонент — это:

Умения и навыки учебной деятельности (планировать, самостоятельно выполнять деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку).

Уровень усвоения знаний определить легче, чем степень овладения приемами учебной деятельности, тем более степень сформированности познавательной активности.

В связи с этим для выявления общеучебных умений надо подбирать задания попарно : например, первое задание — угадай, расскажи, посчитай, покажи и т. п., второе — сравни, объясни, докажи, расскажи и др. Второе задание для детей сложнее, но именно выполнение таких заданий свидетельствует об уровне подготовленности ребенка к обучению в школе.

Важные показатели готовности к школе - продуктивность внимания (по адаптированным корректурным таблицам), особенности умственного развития и учебной деятельности .

В подготовке к школе большое значение имеет правильная организация и целенаправленное развитие внимания детей в процессе обучения. У детей старшего дошкольного возраста значительное место в деятельности занимает произвольное внимание . В этом возрасте значительно увеличиваются объем и устойчивость внимания. Воспитатель детского сада организует учебную деятельность ребенка, учит его понимать задания, цели и условия выполнения познавательных заданий.

Успешность обучения детей в школе связана не только с наличием у дошкольников определенного объема знаний. Даже умение считать и решать задачи не имеет при этом решительного значения. Школьное обучение основные требования предъявляет прежде всего к умственной деятельности.

В связи с этим уровень развития умственных способностей - один из важных показателей готовности ребенка к школе . Нужно учить детей наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы. Интеллектуальные возможности расширяются в процессе активного и целенаправленного ознакомления с объектами и представлениями окружающего, законами природы, особенностями отношений между людьми.

Исследования показывают, что высокий уровень интеллектуального развития ребенка не всегда совпадает с его личной готовностью к школе. В ряде случаев в начале обучения в школе у детей отсутствует положительное отношение к новому способу жизни, предполагающее соответствующие изменения условий, правил, требования режима обучения, жизни и деятельности в целом.

Поэтому в детском саду воспитатели должны также формировать положительное отношение дошкольников к обучению , которое включает стремление ребенка достичь нового социального положения, - т.е. стать школьником. Ребенок должен понимать важность школьного обучения, уважать учителей и его труд, уважать старших товарищей по школе, любить книгу, добросовестно относится к ней.

Изучать уровень готовности детей шести-, семилетнего возраста к обучению в школе можно с помощью как группового, так и индивидуального обследования.

Индивидуальное обследование дает возможность воспитателю создать представление об особенностях мышления, речи детей, общем уровне знаний и специальной математической подготовке .

В качестве диагностических (тестовых) упражнений можно использовать задания такого типа.

1. Ребенку предлагают ответить на вопросы: «Когда ты пойдешь в школу? Что ты знаешь о школе? Хочется ли тебе учиться в школе?»

2. Ребенку предлагают ответить на вопросы: «Любишь ты занятия по математике? А как ты думаешь, что делают ученики на уроках математики?»

3. Ребенку показывают карточку с цифрами, размещенными в случайной последовательности, и просят назвать и показать их.

4. Ребенка просят назвать числа, смежные с названными, — игра «Найди соседей».

5. Перед ребенком лист бумаги с изображением на нем двух рядов кружочков. Верхний ряд — восемь больших кружочков, нижний — девять маленьких, которые размещаются на меньшем расстоянии один от одного, чем большие. Ставится вопрос: «Каких кружочков больше? Каких меньше?»

6. Ребенку показывают по очереди три картинки: «Яблоня», «Аэропорт», «Девочка с флажками». Предлагают придумать по каждой картинке задачу и решить ее.

7. Ребенку показывают картинку «Домики». Предлагается внимательно посмотреть на картинку и сказать, какие геометрические фигуры он узнает на картинке. (Окна квадратной формы, двери — прямоугольные и т. д.)

8. Перед ребенком лежит восемь фигурок четырех цветов: три красные, две зеленые, две синие, одна желтая. Воспитатель спрашивает: «Сколько тут разных цветов?»

9.Перед ребенком лежит картинка, на которой изображено десять разных предметов, размещенных в ряд. Ребенка просят ответить на вопрос: «Сколько всего тут предметов? Как ты посчитал? На котором по счету месте домик? Сколько всего пирамидок?» и т. д.

10. Ребенку предлагают рассмотреть рисунок (узор), затем нарисовать в тетради в клеточку. После этого дети сравнивают собственные результаты с образцом, т. е. демонстрируют навыки самоконтроля и самооценки.

Дети рисуют внизу в уголке страницы флажок: если выполнено правильно, красный, если неправильно — синий.

11.Ребенку предлагают выложить из цветных палочек: квадрат, треугольник, пятиугольник, лодочку, елочку и т. д.

По степени успешности выполнения задания можно выявить уровень математической готовности ребенка к школьному обучению . Эти данные следует дополнять систематическими наблюдениями, индивидуальными беседами с детьми.

Условно можно выделить три уровня готовности детей к школе.

К первому уровню следует отнести готовность детей, которые хорошо усвоили программные требования предыдущих групп, имеют хорошие навыки в счетной деятельности, обследовании, измерении, делении целого на части, решении задач и т. п. При этом дети подготовительной группы умеют выполнять несложные действия в уме без опоры на наглядность, при сравнении предметов по форме пользуются геометрической фигурой как эталоном, умеют классифицировать, обобщать, действовать в соответствии с инструкцией педагога, имеют навыки самоконтроля, проявляют интерес к обучению, умеют работать сосредоточенно, не отвлекаясь, адекватно использовать математическую терминологию, правильно, качественно, в установленный срок выполнять задания, объективно оценивать свою работу.

Ко второму уровню можно отнести готовность детей, которые овладели программой данной группы ; имеют определенные навыки в счетной деятельности, измерении величин, делении целого на части. Вместе с тем у них недостаточно развита умственная деятельность: им трудно объяснить выбор арифметического действия, обобщать и классифицировать; самоконтроль у этих детей неустойчивый, они не проявляют интереса к учебной деятельности; математический словарь их беден; самооценка чаще всего занижена, иногда завышена.

К третьему уровню относится готовность детей, которые слабо усвоили программу по математике. Эти дети имеют некоторые навыки в выполнении операций счета, но во всех других видах математической деятельности имеют слабые навыки или вообще их не имеют. Дети, которые принадлежат к третьему уровню усвоения математических знаний, ощущают значительные трудности при выполнении умственных операций сравнения, обобщения, классификации. Эти дети не проявляют интереса к учебной деятельности, неправильно используют специальную математическую терминологию, часто не могут выполнить задание воспитателя, сравнить его с образцом.

Педагогическую работу по подготовке детей к школе следует направить на полную ликвидацию третьего, низшего, уровня сформированности математических знаний, умений и навыков и на достижение у них достаточно качественной математической готовности к школе .

Усилия педагогического коллектива должны обеспечить формирование у детей прочных знаний и умений в объеме Программы воспитания в детском саду, развитие у них речи, мышления, познавательной активности, интересов и способностей.

Готовность ребенка к школьному обучению – способность ребенка выполнять те требования которые школа ему будет представлять. Показателем готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению - значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н Леонтьев, В.С. Мухина, А.А. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

Готовность к школьному обучению – способность ребенка выполнять те требования, кот.школа ему будет представлять. Показателем готовности реб. к обуч. явл. уровень его умств. развития. Л С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к шк. обуч. закл. не столько в колич. запасе представлений, сколько в уровне разв. познав. процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению - значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н Леонтьев, В.С. Мухина, А.А. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практич., осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

Готовность к школе и методы ее определения Маркова

Физическая

здоровье (характеризуется на основе изучения мед.карты, внешнего вида реб., особенностей его физич. разв. (вес, рост), мышечный тонус, кожный покров, сост.зрения, слуха,

ловкость движений (наблюдается во время его передвижения по классу, во время к-либо деятельности)

точность (анализ насколько точно реб. копирует изображения в прописях, в тетрадях, бросает мяч в нужное место и др.)

координация движений (наблюдается при физичюдеят-ти а) согласованы ли у реб.разл.виды движений, б) правильно ли выполняет указания учителя, направленные на согласование движений рук, ног, туловища, головы и т.д.)

моторика руки (реб.просят вырезать изображение фигуры при пом.ножниц)

Психическая

1) интеллектуальная – это соответствующая возр. уровню зрелость всех познавательных психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление).

Ориентировочный тест шк.зрелости (тест Ирасека – верб.мышл.) (Небо голубое, а трава…? Который час? (показать на бумажных часах) Почему у всех автомобилей есть тормоза?) Изуч.процесса мышления: «Противоположные понятия» (большой - …, громкий - …) изучение кратковрем.памяти (повторить ряд цифр: 3-1-7-5-9) методика для изучения интелл.готовности детей Л.И. Переслени, Л.Ф. Чапрова (1 субтест на осведомленность (назвать месяцы зимы), 2 субтест на классификацию, сформировнность понятий (Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля), 3 субтест на словесно-логическое мышл. (огурец - овощ, гвоздика - …) 4 субтест на обобщающее слово, сформированность понятий (окунь, карась - …) тест Керна-Ирасека (Рисование мужской фигуры – зависимость м\ду изобраз.деят.и 2й сигн.сис-мой, абстр.мышл. Срисовывание точек и копирование фразы - способность произвольного поведения). методика домик

2) личностная готовность - это зрелость системы отнош. : отнош. к взр., отнош. к сверстникам (умение общаться со сверстниками); отнош. к самому себе (отсутствие заниж.самооценки и страха неудачи); отношение к школе и учению. Методики: беседа содержания: Хотел ли ты идти в школу? Если бы ты перестал ходить в школу, чем бы ты занимался? изучение общего пониманиясмысла жизн.ситуаций: Определи, глупые фразы или нет: Ты очень хорошо отвечал во время урока, поэтому я ставлю тебе 2. Определение направленности реб. на школу: загадки.

3) Мотивационная - развитие познавательной мотивации и мотивации достижения)

4) Эмоционально-волевая : считают сформированной, если реб. умеет ставить цель, принимать реш., намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия.

5) социальная: коммуникативные навыки - способность адекватно устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.

Уровни: каждый вид готовности оценивается на трех уровнях: низкий, средний, высокий.

Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:

1) это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме; 2) это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание, Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плача - делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется; 3) формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.

Можно выделять отдельные стороны готовности к школе: физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.

Общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста в стране. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения, формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.

Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов в том числе мотивационную готовность, объединяют термином психологическая готовность в отличие от нрав­ственной и физической.

В зависимости от выбора той или иной концепции готовности ребенка к систематическому школьному обучению практический психолог выбирает основные ее критерии и подбирает соответствующие методики для их диагностики.

Например, интеллектуальная подготовленность ребенка к обучению может быть изучена с помощью методик Л А. Венгера и В.В Холмовской, шкалы исследования интеллекта дошкольников и младших школьников Д. Векслера, прогрессивных матриц Дж, Равена (цветной вариант), ориентационный тест школьной зрелости Я. Йирасека и В. Тихой, тест школьной зрелости А Керна помогут проверить общую готовность к школе (общее развитие, умение подражать образцу, развитие мелкой моторики руки, координации зрения и движения руки).

В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели; 1) нормальное физическое развитие и координация движений. Готовность по первому критерии предполагает достаточно развитую мускулатуру, точность движений, готовность руки I выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки I глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой. 2) желание учиться; Второй критерий включает наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям. 3) управление своим поведением; Содержание третьего критерия включает произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке; произвольное управление внутренними психическими действиями для целенаправленного наблюдения явлений, сосредоточенности внимания для запоминания излагаемых учителем или содержащихся в учебнике сведений. 4) владение приемами умственной деятельности; В четвертом критерии фигурирует владение приемами умст­венной деятельности, которое предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владеть логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала 5) проявление самостоятельности; Пятый критерий - проявление самостоятельности - можно рассматривать как стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи 6) отношение к товарищам и взрослым; Шестой критерий предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения 7) отношение к труду; В содержание седьмого критерия входит умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми. 8) умение ориентироваться в пространстве и тетради. Восьмой критерий связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.

Одной из задачи дошкольного обучения является подготовка детей к школе. (Крылова С.А., Тарунтаева). Переход ребенка в школу – качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан с изменением «социальной ситуации развития», с личностными новообразованиями, которые Л.С. Воготский назвал «кризисом семи лет».

Результатом подготовки является готовность к школе (Козлова С.А., Куликова Т.А.). Эти два термина связаны между собой причинно-следственными отношениями: готовность к школе непосредственно зависит от качества подготовки.

Психологи и педагоги выделяют общую и специальную готовность к школе. Следовательно, в дошкольных учреждениях должна осуществляться общая и специальная подготовка.

Под специальной подготовкой понимается приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечивают ему успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтения, письмо, окружающий мир).

Между обозначенными направлениями подготовки и готовности существует тесная, взаимообуславливающая результат связь. Поэтому, очень важно, чтобы педагог знал специфику работы по каждому направлению и вместе с семьей помогал ребенку достичь готовности к школе. (Комарова Т.С., Баранова С.П.).

При переходе в школу меняется образ жизни ребенка, его социальная позиция. Новая социальная позиция требует умений самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, быть организованным и дисциплинированным, произвольно управлять своим поведением и деятельностью, знать и соблюдать правила культурного поведения уметь общаться с детьми и взрослыми.

Недооценка необходимость общей подготовки к школе приводит формализации процесса обучения, к снижению внимания к решению главной задачи формированию личности ребенка.

Нередки случаи, когда при хорошей интеллектуальной готовности ребенок все же плохо учиться. Значит, причину следует искать в дефектах не специальной готовности к обучению в школе, а общей.

Готовность к обучению в школе – совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованному школьному обучению, которая обусловлена созреванием организма к ребенка, в частности его нервной системы, уровнем развития психических процессов, степенью сформированности личности и т.д. В широком плане под готовностью к систематическому обучению понимается такой уровень развития ребенка, который даст ему возможность достаточно легко адаптироваться к новым условиям жизни и деятельности.

Прежде всего, надо, чтобы ребенок физически был готов к смене образа жизни и занятий. Физическая готовность к школе предполагает: общее крепкое здоровье, низкую утомляемость, работоспособность, выносливость. Ослабленные дети будут часто болеть, быстро утомляться, их работоспособность будет падать – все это не может не отразиться на качестве обучении и состоянии здоровья. поэтому уже с раннего возраста ребенка, воспитателю и родителям следует заботиться о его здоровье, формировать выносливость. /С.М. Громбах, А.В. Запорожец, М.Ю. Кистяковская, О.А. Лосева, Н.Т. Теехова и др./

Овладевать новыми знаниями, умениями, нормами, правилами поведения, проявлять при этом необходимый уровень активности.

Интеллектуальная готовность включает в себя в первую очередь, сформированность у ставших дошкольников образного и основ словесно-логического мышления (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, Н.Н. Подъяков, Т. В. Тарунтаева и др.), навыков учебной деятельности, культуры умственного труда (которая тесно связана с формированием предпосылок учебной деятельности).

Готовность к учению (обучению) предполагает наличие определенного уровня развития самостоятельности. Исследователями К.П. Кузовковой, Г.Н. Годиной установлено, что самостоятельность начинает формироваться уже с младшего дошкольного возраста и при внимательном отношении взрослых к этой проблеме она может приобрести характер довольно устойчивых проявлений в разнообразной деятельности. Возможно и формирование ответственности (К.С. Климова). Старшие дошкольники способны ответственно относиться к заданиям, которые предлагает взрослый. Ребенок запоминает поставленную перед ним цель, способен удерживать е довольно долго и выполнять. Для того, чтобы быть готовым к учению, ребенку надо уметь доводить дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированным, усидчивым. И эти качества, по данным исследований (Н.А. Стародубова, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре) и практики, успешно формируются к концу дошкольного возраста. Непременной характеристикой готовности к обучению служат наличие интереса к знаниям (Р.И. Жуковская, Ф.С. Левин-Щурина, Т.А. Куликова), а также способность к произвольным действиям (З.И. Истомина).



Готовность к новому образу жизни предполагает умение устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками (Т.А. Репина, Р.А. Иванкова и др.) умение общаться с детьми и взрослыми (М.И. Лисина, А.Г. Рузская). Новый образ жизни требует определенных личностных качества, таких, как честность, инициативность, умелость, оптимизм и др. При установлении взаимоотношений с одноклассниками дети не всегда умеют без конфликтов и обид отстаивать свою точку зрения, не заискивать перед другими, но и не противопоставлять себя другим. Эта наука дается ребенку легко, как показывают исследования Е.В. Субботского, Т.И. Пониманской, Л.А. Пеньевской, если в дошкольном детстве заложить ее фундамент.

Перечисленные выше характеристики социальной, нравственно-волевой готовности формируются постепенно в процессе всей жизни ребенка от рождения до 6 лет в семье и дошкольном учреждении на занятиях и вне них.

По мнению Д.В. Сергеевой, Т.А. Куликовой, К.С. Климова, готовность к обучению можно формировать путем сближения дошкольных и школьных форм организации и методов обучения. Конечно, не следует превращать детский сад в школу, но должно быть общее: обязательность, систематичность проведения занятий. Это вырабатывает стереотип поведения, создает психологическую обстановку на обязательность обучения; аналогичными могут быть и отдельные методы, приемы (игровые); могут совпадать и отдельные требования к детям: отвечать по одному, не мешать товарищам, слушать их ответы, выполнять задания воспитателя и др.

С точки зрения нравственно-волевой подготовки к школе важно обратить внимание на интерес ребенка к занятиям, на то, что рождает желание заниматься. Р.С. Буре отмечает, что желанию заниматься способствуют такие факторы: как возможность удовлетворения потребности в познании; наличие трудностей, связанных с содержанием, объемом, способами выполнения; возможность эти трудности преодолевать и получать положительную оценку взрослого. Оценку, а не отметку, как это будет в школе. Ш.А. Амонашвили не рекомендует ставить отметки даже первоклассникам. Отметка представляет собой педагогическую Бабу – Ягу, переодетую в добрую фею, - так образно выразил свое отношение к отметке ученый.

Стимулом нравственно-волевого развития служат соподчинение мотивов, введение мотивов общественной пользы (Г.Н. Годин, С. А. Козлова)

Подготовка к новому образу жизни происходит в повседневной жизни, где закрепляются нравственные нормы, создаются условии для практики морального поведения. Говорить о социальной (в том числе и нравственно-волевой) готовности к школе допустимо только тогда, когда необходимые качества сформированы прочно и могут быть перенесены ребенком в новые условия.

Психологическая готовность к школе предполагает также сформированность мотива учения. Известно, что интерес к школе у детей проявляется очень рано. происходит это под влиянием наблюдений за старшими детьми – учениками, рассказов взрослых о школе, как о привлекательной для ребенка перспективе его развития; действует также эффект «привлекательного неизвестного» (С.А. Козлова). Отвечая на вопрос, почему им хочется в школу, дети старшего дошкольного возраста зачастую отвечают: «Потому, что мне купят ранец», «Потому, что там учится мой брат» и т.п. Среди этих мотивов нет главного – мотива учения (Хочу многому научиться, хочу научиться читать, писать, решать задачи). Лишь появление таких мотивов может свидетельствовать о психологической, мотивационной готовности ребенка к обучению в школе. Формируются такие мотивы постепенно. Они «вырастают» из прочных познавательных интересов, умения прилагать усилия для получения новых знаний и подкрепляются положительной оценкой взрослого.

Из наблюдений Азарова Ю.П., Куликовой Т.А., следует, что в последние год учителя, родители, стали чаще говорить о трудностях адаптации детей к условиям школьного обучения.

Исследователями выявлено, что указанные трудности – следствия не только внешних условий: недостаточно квалифицированные учителя, переполненные классы, сколько внутренних, отражающих особенностей развития детей поступающих в школу.

Специальная готовность к обучению в школе уделяет особое внимание тем областям знаний, которые будут востребованы именно в начальной школе: чтению, письму, математике, знакомству с окружающим миром / Н.В.Дурова, А.Н. Давидчук, И.Е. Журова, Л.Н. Невская, Т.В. Тарунтаева и др./.

К концу дошкольного возраста, овладев элементами грамоты и специфическими детскими видами деятельности /прежде всего игрой, конструированием и рисованием/ ребенок начинает проявлять осознанность и произвольность, которые делают возможным контроль и планирование, осознание и обобщение способов решения различных задач, что и является основной предпосылкой учебной деятельности.

По мнению Т.В. Тарунтаевой, Е.Е. Шулешко и др., готовность к школе можно охарактеризовать как комплекс определенных умений; сохранять по собственному желанию рабочую позу. Входить в общий ритм и теми работы на занятиях, поддерживать совместные усилия и находить партнера по работе, следовать в ходе занятия единому для группы детей замыслу общего дела, доводить свой замысел до конца.

Подготовка детей к школе должна быть для педагогов ДОУ не самоцелью, а результатам полнокровной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности детей, удовлетворяющей их интересам и потребностям на протяжении всего дошкольного детства.

Для решения проблемы преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и начальной школы не обходима координация деятельности педагогических коллективов данных образовательных учреждений.

Правильно организованная координационная работа, основная цель которой заключается в решении проблемы адаптации первоклассников к условиям школьной жизни, включает в себя следующие параметры:

1. Выработать общие взгляды на ребенка, как субъекта образовательного процесса, на процесс его вхождения в школьную жизнь, организацию его подготовки к школьному обучению в детском саду, дома и в дальнейшем в школе.

2.Согласовать учебные программы, по которым работают ДОУ и начальная школа, чтобы избежать дублирования знаний и умений.

3.Организовать взаимодействие воспитателей ДОУ и учителей начальной школы на таком уровне, когда они смогут на своем педагогическом языке говорить о будущем первокласснике, вырабатывать текущие оперативные оценки, определяющие успешность и неспешность выбранных самим педагогом способов работы с конкретным ребенком. Это позволит им высказываться более свободно и доверительно, постепенно превращая взаимоотношении с детьми в субъект - субъектные.

Основные формы преемственности в работе ДОУ и начальной школы на этапе модернизации российского образования:

* Проведение совместных /ДОУ и школа/ Советов педагогов, совещаний и круглых столов по координации проблемы преемственности;

* Организация приема детей в начальную школу на базе ДОУ;

* Общение учителей 1ых классов со своими будущими учениками /в подготовительной группе детского сада/;

* Организация совместных /дошкольники и первоклассники/ календарно - обрядовых праздников на базе ДОУ и начальной школы;

* Взаимосвязь психологических служб ДОУ и начальной школы и др.

Таким образом, необходимо рассматривать преемственность ДОУ и начальной школы как связь и согласованность каждого компонента образования /целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации/, обеспечивающих эффективное развитие ребенка. Только при таком подходе реализация преемственности между указанными звеньями образования станет одним из условий непрерывного образования детей.

Краткое содержание.

Одной из задач дошкольного учреждения является подготовка детей к школе. неподготовленность к школе как фактор препятствует освоению ребенком задач школьного обучения.

Переход ребенка в школу - новый этап в его развитии, связанный с изменением «социальной ситуации развития», личностными новообразованиями, которые Л.С. Выготский назвал кризисом 7 лет. Результатом подготовки является готовность к школе.

Готовность к школе - внутренняя позиция, направленная на достижения, присущие школьникам. Психологи и педагоги выделяют общую и специальную готовность к обучению в школе.

Специальная подготовка - это приобретение ребенком знаний и умений, обеспечивающих ем у успешное овладение содержанием обучения в первом классе школы.

Психологическая готовность – включает интеллектуальную, социальную, мотивационную, нравственно-волевую, личностную готовность, а также достаточный уровень развития зрительно - моторной координации.

Врачи рассматривают школьную зрелость как определенный уровень морфофункциональных систем, развития глазомера, руки, что немаловажно при обучении письму.

Педагоги используют термин «готовность к школе », связывая уровень развития ребенка с процессом подготовки. Общая готовность понимается как всесторонняя: умственная, физическая, нравственная, трудовая, эстетическая.

Специальная готовность включает развитие речи, знание основ математики, подготовку к письму, формирования представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению уровень развития ребенка, обеспечивающий школьного обучения.

Компонентами готовности являются: физическая, интеллектуальная, эстетическая, нравственная, трудовая, готовность в сфере общения.

Базовую основу составляет физическая готовность , предполагающая высокий уровень здоровья, основных движений, физических качеств, высокую работоспособность, низкую утомляемость. Показатели физической подготовленности разработаны А.В. Кинеман, Д.В. Хухлаевой, Т.И. Осокиной, в образовательных программах «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки» даны содержательные характеристики физической готовности по возрастным группам.

Социально-нравственная готовность включает: готовность к сфере общения, новой позиции школьника, социальному статусу (ученик), другому образу жизни.

Коммуникативная готовность - умение детей стоимость свои отношения со взрослыми и сверстниками. Педагогическими условиями являются: организация различных видов и форм общения ребенка со взрослыми и детьми. Развитие произвольности поведения, изменение позиции ребенка по отношению к взрослому и детям. Формирование социально-нравственной готовности предполагает учет типа поведения детей в условиях обучения - приход от игровой ситуации общения со взрослыми к коммуникативной.

Психологическая готовность к школе предполагает сформированность мотивов учения. Показателями мотивационной готовности: желание идти в школу; осведомленность о школе как социальном институте; ярко выраженный познавательный интерес; позитивное отношение к школе, учителю, будущей деятельности.

Основные идеи готовности ребенка к школе в исследованиях: развитие самостоятельности /К.П. Кузовкова, Г.Н. Година/, формирование ответственности /К.С. Климова/, уметь доводить дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированными, усидчивым /Н.С. Стародубова, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре/, а также наличие интереса к знаниям /Р.И. Жуковская/, умения устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками /Т.А. Репина, Р.И. Иванова/, общаться с детьми и взрослыми /М.И. Лисина, А.Г. Рузская/, развитие личностных качеств: честность, умелость, оптимизм /Е.В. Субботский, Л.И. Пеньевская и др/.

Для успешного функционирования системы «детский сад – школа» необходимо тесное сотрудничество между двумя этими социальными институтами. Преемственность – основная форма связи между детским садом и школой. Варианты взаимодействия ДОУ с общеобразовательными учреждениями:

¶ Начальные классы общеобразовательных учреждений размещаются в ДОУ.

¶ Объединение общеобразовательных учреждений в комплексы. /На основе заключения договоров о сотрудничестве по различным направлениям их образовательной деятельности/

Основные линии преемственности при различных вариантах взаимодействия ДОУ с общеобразовательными учреждениями: преемственность образовательных программ, стандартов дошкольного и школьного образования, диагностических требований к достижениям детей.

В условиях модернизации образования, перехода на 12 летний срок обучения остро ставится вопрос об особенностях шестилетних детей. Разработана Комплексная программа педагогической поддержки адаптации младших школьников в образовательно-развивающей среде /2007/. Данная программа направлена на формирования и развитие навыков, которые помогут первоклассникам преодолеть проблемы, возникающие в процесса школьной адаптации.