Биографии Характеристики Анализ

Отношение студентов к выбранной профессии. Проблемы студенческой семьи Факультет гуманитарных наук и социальных технологий

Изучение студенческой аудитории с целью понять, что думает молодежь о работе по специальности после выпуска. Выявление отношения молодых людей к работе по специальности. Отношение студентов к выбранной профессии. Влияние заработной платы на выбор работы.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Цели и задачи исследования основных проблем трудоустройства молодых специалистов и студентов по специальности. Подготовка высококвалифицированных кадров, адаптированных к условиям рыночной экономики. Процесс социализации современной российской молодежи.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2014

    Рынок труда и трудовая социализация современной студенческой молодежи. Перспективы трудоустройства выпускников социологических факультетов. Подготовка исследования и изучение перспективы трудоустройства студентов с учетом их будущей специальности.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2010

    Всем известно, что молодые люди не желают служить в рядах Российской Армии. Цель данного социологического исследования – выявление основных причин уклонения от службы, отношение молодых людей к армии. Центральный вопрос проблемы данного исследования.

    практическая работа , добавлен 11.07.2008

    Выявление отношения молодежи к семейным традициям. Изучение деятельности городских организаций по работе с семьёй. Отношение религиозных конфессий к браку. Роль мероприятий по пропаганде семейных ценностей в формировании отношения молодежи к семье.

    презентация , добавлен 22.12.2016

    Исследование положения молодой семьи в современном российском обществе. Выяснение основных ценностей студенческой молодежи. Выявление взглядов студентов на институциональные проблемы молодой семьи. Обзор готовности студенческой молодежи к созданию семей.

    практическая работа , добавлен 19.04.2015

    Понятие, цели и задачи социальной работы как вида научной деятельности. Сферы профессиональной деятельности специалиста социальной работы. Знания, которые получают студенты во время обучения и прохождения практики по специальности "Социальная работа".

    презентация , добавлен 27.11.2014

    Социально-демографический портрет студенческой молодежи. Методы социологического изучения отношения молодежи г. Красноярска к искусству. Уровень информированности студентов СФУ о современном искусстве, направлениях и проектах создаваемых в данной сфере.

    дипломная работа , добавлен 10.12.2015

Коровяковская Наталья Вячеславовна
СОФ МГРИ-РГГРУ имени Серго Орджоникидзе (СПО)

Аннотация: Вопросы о том, как происходит выбор специальности, какими критериями руководствуются ребята при этом, как трансформируются их представления в процессе обучения, прохождения практики, меня волновали всегда. Социологическое исследование, о котором идет речь в статье, было проведено с целью выяснения определяющих факторов в отношении студентов к выбранной профессии, зависимости между ними.

Исходя из личного опыта работы в ССУЗе (преподавателем и классным руководителем), а также многолетних наблюдений за студентами различных специальностей, я сделала следующий вывод: современная молодежь зачастую безответственно относится к такому важному шагу, как выбор специальности. Вчерашние школьники поступают в СУЗы и ВУЗы, руководствуясь не своими талантами или знаниями о профессии, а соображениями по сложности и качеству обучения, престижу.

Поступив, они постепенно расслабляются, отодвигают учебу на задний план, жалуются на чрезмерную нагрузку по специализированным предметам. Что в итоге? Учебные заведения они покидают недоученными, не готовыми к профессиональной деятельности специалистами. А виноваты в этом они сами, их безответственное отношение к выбранной специальности.

По роду своей профессиональной деятельности мне приходится проводить профориентационную работу с учащимися школ города и района, принимать участие в проведении Дня открытых дверей, ярмарки рабочих мест, а затем работать со студентами всех четырех курсов СПО. Конечно же, меня не может не интересовать вопрос о том, как происходит выбор специальности, какими критериями и представлениями руководствуются учащиеся, выбирающие в качестве сферы своей деятельности геологию, как трансформируются их представления в процессе обучения, прохождения практики.

Анализ информации подобного рода по своим группам я делала всегда, прослеживая, в том числе, и трудовую деятельность выпускников, работающих как по специальности, так и выбравших другую сферу деятельности. В этом году в рамках работы со студентами первокурсниками (привлечения их к научно-исследовательской деятельности) решила провести социологическое исследование по данной проблеме. Какова же его цель? Прежде всего, нам хотелось понять, какие факторы являются определяющими в отношении студентов к выбранной профессии, установить зависимости между различными факторами, а также оценить отношение к выбранным специальностям студентов в целом. Предмет исследования: отношение студентов к выбранной ими специальности. Объект исследования: студенты 3-4 курса СОФ МГРИ-РГГРУ, обучающиеся по программе среднего профессионального образования геологоразведочного и гидрогеофизического отделения. Общее количество респондентов – 200 человек.

Что может влиять на отношение к специальности? При попытке найти ответ на этот вопрос, было выдвинуто несколько гипотез, в соответствии с которыми был сформулирован перечень вопросов для проведения социологического опроса. Это: ошибочные представления о специальности; качество преподавания в учебном заведении; неадекватная (слишком сильная или слишком слабая) нагрузка по специализированным предметам; ожидания от будущей работы по специальности; отношение к самостоятельной работе, совершенствованию своих навыков по специальности; ошибочные представления о рынке труда и реальных требованиях к специалисту.

Анкета, использованная для проведения письменного опроса, состояла из трех частей: вводной, основной и дополнительной. В вводной части были вопросы о поле, возрасте респондентов и о том, есть ли у них (или членов их семьи) какой- либо опыт работы по специальности. Основная часть анкеты состояла из десяти вопросов с выборами ответов:

1) Жалеете ли Вы о выборе своей профессии?;

2) Если «да», то перевелись бы Вы по возможности на другую специальность (в другое учебное заведение) без потери курса?;

3) Изменились ли Ваши представления о выбранной специальности за время обучения?;

4) Является ли изучение предметов по специальности трудной (обременительной) задачей для Вас?;

5) Как Вы считаете, соответствует ли получаемая квалификация требованиям рынка?;

6) Занимаетесь ли Вы дополнительно по специальности?;

7) Приносят ли занятия по специальности Вам радость, или это просто средство будущего заработка?;

8) Готовы ли Вы непрерывно обучаться и совершенствоваться по специальности после окончания ВУЗа?;

9) Согласны ли Вы выполнять часть работы дома?;

10) Что для Вас главное в будущей профессии? (Расставьте приоритеты от 1 до 5: условия труда, зарплата, удовольствие от работы, возможность быть в коллективе, самосовершенствование).

В дополнительной части анкеты студентам нужно было оценить по 10 бальной шкале предлагаемые утверждения, касающиеся сложности учебной программы в целом, для себя лично, адекватность программы, возможность ее изменения (имеются в виду только специальные предметы), а также оценить динамику развития рынка труда по специальности.

Каковы же результаты анкетирования? Ожидания о специальности оправдались у 72% респондентов, а не оправдались у 28%. Каким образом оценили студенты сложность учебной программы? Считают ее трудной 37% студентов, нормальной - 39%, легкой - 24%. Считают, что программа обучения специальности соответствует ситуации на рынке труда 77% респондентов, а 23% отметили ее недостаточную адекватность. Как относятся студенты к самостоятельной работе по специальности и самосовершенствованию? 62% считают, что все знания должно давать учебное заведение, а 38% утверждают, что самосовершенствование необходимо. Безразлично относятся к своей специальности 74% респондентов, считают ее своим хобби 17%, а 9 % думают, что нет ничего скучнее.

В ходе обработки результатов анкетирования было отмечено, что респонденты разделились на три группы, внутри которых наборы ответов практически совпадали. К первой группе относятся студенты, лично заинтересованные в том, чтобы действительно стать специалистами в своей области. Большинство из них интересовалось специальностью задолго до поступления. Они готовы заниматься дополнительно, считают, что учебная программа дает лишь базовый уровень знаний и понимают необходимость непрерывного обучения. На первое место в вопросе «ожидания от будущей работы» такие студенты ставят «самосовершенствование». Эта группа составляет 26% от выборки.

Студенты второй группы считают программу обучения нормальной (или с нагрузкой выше среднего) и полагают, что ВУЗ сможет дать все знания, необходимые для успешной работы по специальности. Большая часть этой группы безразлично относится к своей специальности и не выражает особого желания работать самостоятельно (хотя примерно половина осознает необходимость в этом). Таких студентов набралось 55%.

Третью группу составляют люди, считающие учебную программу чрезмерно сложной (как в целом, так и для них лично, что говорит о субъективности оценки). Как правило, они не желают заниматься дополнительно и не видят в этом необходимости. Почти все заявили, что их ожидания от специальности не оправдались.

Необходимо отметить, что чем более низкими были изначальные знания по специальности, тем более трудной и неадекватной оценивается программа обучения, такие студенты испытывают большие трудности в учебе, которая не приносит им радости. Среди студентов, недовольных выбранной профессией, необходимым условием перехода на другую специальность оказалась возможность не сдавать разницу в программах. Однако, очевидно, это приведет к неудовлетворительным результатам учебы на «новом» месте и, как следствие, очередным разочарованием.

Согласно проведенному опросу, чуть больше четверти студентов относятся к своему обучению по специальности ответственно, примерно столько же ошибается с выбором учебного заведения или специальности и испытывает большие трудности в обучении.

Тема профессионального становления студентов мне также очень интересна, ведь я, будучи классным руководителем, уже выпустила несколько групп и очень заинтересована, чтобы их профессиональные цели успешно реализовались. Профессиональные цели - это идеальное мысленное предвосхищение результата деятельности. Цель направляет и регулирует человеческую деятельность. Однако, на мой взгляд, студенты часто слишком идеализируют свои цели, и, они становятся больше похожими на мечты.

Преподаватели делают всё возможное, чтобы передать свои знания студентам, но наряду с теорией, необходимо давать возможность применить ее на практике, или хотя бы объяснять, как это можно использовать. Работодатели же хотят получить первоклассных специалистов, не давая при этом возможности пройти практику, требуют опыт работы от двух лет. Студенты оказываются в замкнутом кругу: с одной стороны учёба и получение диплома, с другой – профессиональная реализация, работа, которая требует к себе особого внимания, которое, в свою очередь, приходится отнимать от учёбы.

Профессиональные цели - это ориентиры, которых должен придерживаться студент. Профессиональные намерения – это чёткое представление того, что человек хочет. Личностные и физические качества – то, что он представляет собой как профессионал. Требования, предъявляемые деятельностью, профессиональной группой - то, что от него требуют. Всё это компоненты профессионального самосознания.

С приобретением опыта профессиональное самосознание расширяется за счет включения новых признаков развившейся профессии, которая предъявляет новые требования к человеку. Меняются также и критерии оценивания себя как специалиста. Расширение профессионального самосознания выражается в росте числа признаков профессиональной деятельности, отражающихся в сознании специалиста, в преодолении стереотипов образа профессионала, в целостном видении себя в контексте всей профессиональной деятельности.

Какова же динамика профессионального самопознания студентов?
Студенческий возраст - начало перехода от юности к взрослости, важнейший период развития самосознания и зрелой самооценки. Феноменально это проявляется в осознании своей индивидуальности, неповторимости, мотивов поведения и деятельности, интимизации внутренней жизни. В завершающей стадии находится и профессиональное самоопределение студентов. Это делает необходимой специальную работу по управлению процессом профессионального самосознания студента, формирования его профессиональной концепции.

Очень часто молодые специалисты сталкиваются с такими проблемами, как полное расхождение требований, которые предъявляет работодатель с теми знаниями, которые они получил во время обучения в ССУЗе и ВУЗе; неготовность приступить к работе после получения диплома, если у него отсутствует какой-либо опыт работы в желаемой должности. Тут опять же противоречие: если молодых специалистов берут с неохотой, то где же получать этот опыт?

Студенты вынуждены выбирать: образование или карьера. Хотя как тут определиться? Без законченного среднего специального или высшего образования студент никому не нужен, равно как и без опыта работы. Поэтому большинство ценностей, сформированных у студентов, находится в состоянии внутреннего конфликта.

Анализ опроса студентов позволяет говорить о том, что на первых позициях по степени внутреннего конфликта находятся ценности, связанные не с профессиональными экспектациями, а с формальными характеристиками организации (зарплата и карьерный рост). Затем идут ценности, связанные с расписанием трудового процесса и с графиком работы. Это объясняет, что еще до начала кризиса профессиональных экспектаций проходит кризис формальных ожиданий.

Полученные данные свидетельствуют о том, что в образовательном процессе необходимости уделять большее внимание профессиональной этике. Необходимо также организовывать образовательный процесс в соответствии с требованиями рынка, то есть быть более практико-ориентированным. В этом случае образование станет более конкурентоспособным, а у студентов будет меньше внутренних конфликтов.

Студенты, отмечая высокий уровень базового теоретического образования, серьезным недостатком считают слабую подготовку к реальной профессиональной деятельности. Суть проблемы состоит в том, что студентам не предоставляется возможность обрести опыт самостоятельного решения реальных профессиональных задач (пусть в модельном варианте) и, соответственно, опыт применения полученных теоретических знаний к решению этих задач.

К сожалению, во время обучения студенты не могут осуществить адекватную профессиональную самоидентификацию, чтобы понять, соответствуют ли их личные качества и психологические данные требованиям выбранной специальности. Такая самоидентификация во многом основывается лишь на интуитивной самооценке.

Студенты вынуждены сначала получать знания, которые никогда не будут применять на практике, точно так же, как и школьники вынуждены разрываться между школьной программой и требованиями ВУЗов, в которые они хотят поступать. Это главная проблема – несогласованность и несоответствие того, что требуется от человека (школьника, студента, работника) тому, что ему дают.

Однако, тот студент, который наметил себе цель, будет всеми силами её добиваться. Если одни организации не дают возможности стажироваться у них, он будет искать, пробовать, пытаться и, наконец, найдёт то, что ему нужно. И хотя большинство компаний не стремится взять себе молодых, существуют и такие, которые создают специальные программы для студентов, предлагают пройти практику в должности помощников каких-то специалистов.

Эти программы создаются для того, чтобы найти юных дарований, которые обладают теми качествами, которые нужны в современном мире – это желание изменить, в первую очередь, свою жизнь к лучшему, способность быстрой адаптации к столь же быстро меняющимся условиям, мобильность, коммуникабельность и т.д. Если эти качества развиты недостаточно, то такие программы-стажировки помогают их развить, или студент, попробовав себя в этой роли, понимает, что такая работа не для него и начинает искать что-то другое.

Молодой специалист должен чутко реагировать на изменяющуюся экономическую, политическую, социальную ситуацию в обществе, учитывать множество факторов, которые могут повлиять на его карьеру, точнее, на её успешность, а педагогический коллектив учебного заведения должен помочь ему научиться это делать.

Министерство образования и науки Российской Федерации

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н. Э. БАУМАНА

Факультет «Информатика и системы управления»

Кафедра «Компьютерные системы и сети»

Социологическое исследование

«Отношение студентов к выбранной профессии»

Студенты:

Группа: ИУ6-42

Преподаватель:

Москва 2010

Программа исследования. 3

Актуальность проблемы.. 3

Предмет исследования. 3

Объект исследования. 3

Цель исследования. 3

Гипотеза. 3

Выборка. 3

Анализ результатов. 3

Выявленные зависимости. 3

Программа исследования

Актуальность проблемы

Современная молодежь зачастую безответственно относится к такому важному шагу, как выбор специальности. Вчерашние школьники поступают в ВУЗы, руководствуясь не своими талантами или знаниями о профессии, а соображениями по сложности и качеству обучения. Поступив, они считают свою задачу выполненной и расслабляются – постепенно отодвигают учебу на задний план и жалуются на чрезмерную нагрузку по специализированным предметам. Как следствие, учебные заведения они покидают недоученными, не готовыми к профессиональной деятельности специалистами – и вина в этом лежит не на преподавателях, а на самих студентах из-за безответственного отношения к своей специальности.

Предмет исследования

Отношение студентов к выбранной ими специальности.

Объект исследования

Студенты МГТУ им. , обучающиеся на относительно «молодых» стремительно развивающихся специальностях, требующих более ответственной подготовки, таких как информатика и электронно-вычислительная техника.

Цель исследования

Понять, какие факторы являются определяющими в отношении студентов к выбранной профессии, установить зависимости между различными факторами. Оценить отношение к выбранным специальностям студентов в целом.

Гипотеза

В процессе логического анализа проблемы был выдвинут набор гипотез относительно того, что может влиять на отношение к специальности:

· Ошибочные представления о специальности

· Неадекватная (слишком сильная или слишком слабая) нагрузка по специализированным предметам

· Качество преподавания в ВУЗе

· Отношение к самостоятельной работе, совершенствованию своих навыков по специальности

· Ожидания от будущей работы по специальности

· Ошибочные представления о рынке труда и реальных требованиях к специалисту

В соответствии с выдвинутыми гипотезами был сформулирован перечень вопросов для опроса.

Выборка

В исследовании участвовало 25 респондентов.

Анализ результатов

Оправданность ожиданий о специальности (вопросы 1,2,3):

f) Это не является трудной задачей, но есть много обременительной рутины

5. Как вы считаете, соответствует ли получаемая квалификация требованиям рынка?

a) Да, полученных знаний вполне хватит для обеспечения конкурентоспособности

b) Да, знаний хватит, чтобы устроиться на работу

c) Да, но необходимо будет получить дополнительные знания непосредственно по профессии

d) Нет, обязательно необходимо достаточное количество дополнительной практики, перед тем, как устроиться на работу

e) Нет, для этого необходимо заниматься сверх программы, осваивая наиболее актуальные области

f) Нет, квалификация абсолютно не соответствует требованиям рынка

6. Занимаетесь ли вы дополнительно (читаете ли доп. литературу) по специальности?

b) Только когда это необходимо для освоения плановой учебной программы

c) Да, если это не представляет сложности и затрат времени

d) Да, в целях повышения качества моих работ

e) Да, даже если это требует времени и сил

7. Приносят ли занятия по специальности вам радость, или это просто средство будущего заработка?

a) Да, мне нравятся эти занятия, это моё хобби

b) По настроению, иногда просто нет желания что-либо делать

c) В зависимости от конкретной направленности задания

d) Это исключительно средство заработка

e) Работа не может приносить радость

8. Что для вас главное в будущей профессии? (Расставьте приоритеты от 1 до 5)

a) Условия труда

b) Зарплата

c) Удовольствие от работы

e) Самосовершенствование

9. Готовы ли вы непрерывно обучаться и развиваться по специальности после окончания ВУЗа?

a) Да, это непременный атрибут моей профессии

b) Да, если от этого будет зависеть моя зарплата

c) Только в крайнем случае

d) Нет, все необходимое должны дать в ВУЗе

10. Готовы ли вы выполнять в будущем часть работы дома (вне рабочего времени)?

a) Да, если это будут интересные проекты

b) Да, чтобы сэкономить время на работе

c) Да, если это будет оплачиваться дополнительно

d) Когда появится возможность, я могу обдумывать рабочие дела

e) Нет, я не хочу заниматься дома рабочими делами

11. Считаете ли вы, что можете улучшить программу обучения (только предметы по специализации)?

a) Да, она не соответствует текущим потребностям рынка

b) Да, небольшая корректировка не помешает

c) Да, мы выполняем много ненужной работы, часть можно убрать

d) Стоит перераспределить нагрузку по семестрам

e) Да, необходимо добавить предметы, которые мы не изучаем

f) Да, преподавателям не хватает времени на адекватную оценку работ всех студентов

g) Да, программа требует переработки, но я не знаю какой именно.

(Берутся только предметы по специальности)

0 – Учебная программа не представляет трудности в освоении

5 – При должном приложении сил можно сдать все вовремя, нет необходимости заниматься ночью/в праздники

10 – Сложность программы не позволяет понять её полностью

0 – Я уже знаком с преподаваемым материалом, нет потребности в его изучении

5 – Сложность умеренная, я успеваю большинство материала сдать вовремя, и мне не приходится заниматься ночью/в праздники.

10 - Я не в состоянии самостоятельно выполнить учебный план

0 – Качество преподавания и / или задаваемые задания не соответствуют разумным рамкам, в наличии техническая не компетенция.

5 – Программа вполне адекватна, преподаватели знают свою область, качество обучения на уровне.

10 – С каждым выполненным заданием я понимаю, как могу использовать полученные навыки в работе, преподаватели могут ответить на большинство возникающих вопросов

0 – Рынок труда практически не развивается, то, что было актуально при моем поступлении останется актуальным и после выпуска

5 – Рынок труда ничем не отличается от остальных молодых отраслей, все новшества по моей специальности можно без проблем осваивать

10 – рынок труда активно развивается, невозможно охватить все новшества в рамках моей специализации.

На практическом занятии каждому студенту необходимо выполнить социологическое исследование по одному из направлений. Направление исследования выбирается по номеру списка в учебном журнале. Тема может быть сформулирована таким образом, как она звучит или в более узком смысле. Например: «Жизненные ценности молодежи» - более широкая тема, «Жизненные ценности студентов» - более узкая тема исследования. Тема исследования может быть сформулированы по-другому, так как предлагаемые темы являются только направлением исследования. Исследования проводятся либо на выборке студентов, либо на других выборках молодежи. Объем выборки более ста человек. Результат социологического исследования, как самостоятельная работа студента, должен быть оформлен по образцу, представленному на практическом занятии.

Темы «Отношение студентов и молодежи к различным аспектам современной жизни»

Девиантное поведение молодежи.

Жизненные ценности молодежи.

Молодежная субкультура.

Отношение молодежи к бедным людям.

Отношение молодежи к богатым людям.

Отношение молодежи к деньгам.

Отношение молодежи к интеллигенции.

Отношение молодежи к карьерному росту.

Отношение молодежи к моде.

Отношение молодежи к молодежному жаргону.

Отношение молодежи к общественному мнению о молодежи.

Отношение молодежи к патриотизму.

Отношение молодежи к престижным тусовкам.

Отношение молодежи к проблеме одиночества.

Отношение молодежи к рок-музыке.

Отношение молодежи к СМИ.

Отношение молодежи к творчеству.

Отношение молодежи к труду.

Отношение студентов (молодежи) к общественной работе.

Отношение студентов к дополнительному платному образованию (параллельное образование).

Отношение студентов к кратковременным платным учебным курсам.

Отношение студентов к научно-исследовательской работе.

Отношение студентов к неуспешным студентам в учебе и в жизни.

Отношение студентов к отличникам в учебе.

Отношение студентов к предпринимательской деятельности.

Отношение студентов к учебе.

Отношение учащихся к семье и браку.

Отношение учащихся к школе.

Религиозность молодежи.

Экстремизм в молодежной среде.

Темы «Проблемы современной семьи»

Родственная структура семьи.

Однородность социального состава семьи.

Типы ведущих потребностей в семье.

Характер проведения досуга членов семьи.

Характер распределения обязанностей.

Типы главенства в семье.

Функции семьи.

Отношение к культуре и традициям.

Отношение членов семьи к Богу.

Психологические особенности добрачных отношений.

Отношение к гражданскому браку.

Представление молодежи о семье и браке.

Формирование установок на брак и семью.

Мотивы выбора брачного партнера.

Организация семейного быта, семейной экономики.

Семейные роли, их распределение.

Взаимодействие молодых супругов с родительскими семьями.

Подготовка семьи к рождению первого ребенка.

Семейные ссоры и супружеские конфликты.

Удовлетворенность браком и условия сохранения супружества.

Причины супружеских измен.

Социально-психологические особенности разводов.

Причины и мотивы разводов.

Типы семейного воспитания.

Роли ребенка в семье.

Родительские позиции и мотивы семейного воспитания.

Проблемы детско-родительских отношений.

Проблема «отцов и детей».

Взаимоотношение в системе «Семья - государство».

Патриотическое воспитание в семье.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство науки и образования Российской Федерации

Федеральное агентство образования

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

по теме: Отношение студентов к образованию

Выполнила:

студентка

группы №7044

Маслова Татьяна Андреевна

Руководитель:

Страхова Ирина Борисовна

Новосибирск 2009

I. Методологический раздел

1. Описание научной проблемы.

Обоснование актуальности:

· Научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество, определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся отрасли народного хозяйства, наука и культура обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи); во-вторых, возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функций учащихся вузов; в-третьих, студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции; в-четвертых, той большой ролью, которую играет студенчество в общественно-политической жизни нашей страны.

Необходимость специального изучения ценностного отношения студенчества к высшему образованию определена связью этого отношения с формированием и реализацией потребности будущих специалистов в данной форме специального образования.

Студент -- взрослеющий человек, определяющийся профессионально и потенциально включающийся в общественное разделение труда конкретной культурно-исторической эпохи. Эти факторы определяют специфику менталитета студента и отличают его от других.

· Студенты будущая рабочая сила, общество заинтересовано в ее качестве. А высшие учебные заведения непосредственно выпускают специалистов.

· Важное место в мотивации студентов отдается надежда в перспективе найти хорошую работу. В наибольшей степени эта ориентация выражена у юристов, несколько меньше - у экономистов, у студентов других вузов этот показатель колеблется от 20% до 28%.

· Студенчество - это довольно мобильная социальная группа, его состав ежегодно меняется, поэтому следует выявлять отношение студентов к образованию каждый год.

Высшие учебные заведения Российской Федерации (тысяч человек).

Число высших учебных заведений - всего

в том числе:

государственных и
муниципальных

негосударственных

Численность студентов - всего, тыс. человек

в том числе в учебных заведениях:

государственных и муниципальных

очно-заочных (вечерних)

экстернат

негосударственных

из них обучалось на отделениях:

очно-заочных (вечерних)

экстернат

На 10 000 человек населения приходилось студентов высших учебных заведений, человек

в том числе государственных и муниципальных

Распределение студенчества по полу в течение многих лет остается почти неизменным. В данном исследовании 43% составляют юноши и 57% девушки: такова их доля в вузе в среднем. Естественно преобладание юношей в технических вузах и девушек среди будущих гуманитариев.

2. Цель исследования

· Изучить отношение студентов к образованию.

3. Задачи исследования.

· Выявить потребность студентов в образовании.

· Определить место образования в системе ценностей студентов.

· Изучить факторы социализации студентов в отношении образования.

· Дифференцировать студентов по отношению у образованию.

4. Объект исследования.

· Студенты.

5. Предмет исследования.

· Поведение студентов в отношении образования.

6. Интеграция основных понятий.

· Студенчество - особая общественная группа общества, резерв интеллигенции - объединяет в своих рядах молодых людей примерно одинакового возраста, образовательного уровня - представителей всех классов, социальных слоев и групп населения.

· Отличительными чертами студенчества как общественной группы являются: характер труда студентов, заключающийся в систематическом накоплении, усвоении, в овладении научными знаниями, и его основные социальные роли, определенные положением студенчества как резерва интеллигенции и его принадлежностью к молодому поколению - молодежи».

· Рассматриваются проблемы лишь студентов высших учебных заведений, так как при изучении особенностей учащихся средних специальных учебных заведений возникло бы много трудностей при сопоставлении их учебной деятельности, досуге, мировоззрении и оценки своей будущей роли в жизни общества в качестве специалиста.

7. Гипотеза.

Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций, с определенными социально значимыми устремлениями и задачами, обладающую присущими только ей особенностями.

Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием.

Общность целей в получении высшего образования, единый характер труда - учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах вуза способствует выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов.

Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с различными социальными образованиями общества, а также специфика обучения в вузе приводят студенчество к большой возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения - это специфическая черта студенчества.

II. Методический раздел

Построение выборочной совокупности.

Генеральная совокупность: студенты Новосибирска.

Выборочная совокупность:

1 ступень - отбор крупных и престижных ВУЗов Новосибирска.

Это НГУЭиУ, НГУ, НГТУ.

2 ступень - отбор студентов по полу, курсу обучения, уровню успеваемости.

III. Организационный раздел

Связь потребности в образовании с потребностью в изменении социального статуса, то есть образование выступает не самоцелью, а средством, обеспечивающим личности определенный социальный статус, престиж в обществе, определенный уровень материальной обеспеченности.

Потребность в образовании органически переплетается и с потребностью в труде. Обе эти потребности взаимно дополняют друг друга: не существует внутренняя потребность в труде именно как первая жизненная потребность, если она органически не дополняется потребностью в овладении наукой, пополнении знаний, навыков и умений. С другой стороны, получение знаний требует их применения в практике, то есть в трудовой деятельности.

Потребность в образовании есть потребность в развитии и самовоспитании личности. И в данном случае она включает в себя познавательные потребности, образование - это не только процесс приобретения знаний, но и навыков и практических умений.

Отсюда следует, что перечисленные связи потребности в высшем образовании с другими потребностями вытекают из основополагающих функций высшей школы: социальной, профессиональной и общекультурной.

Сравнительные материалы социологических обследований позволяют увидеть, что среди ценностей, связанных с социальной функцией образования, наиболее значима для студентов получаемая в результате образования возможность своей работой приносить большую пользу людям. Эту точку зрения в 1995 году разделяло 75,8% опрошенных, в 2000 году - 78,6% и в 2002 году - 63,6%.

Значительно ниже была оценена возможность образования как средства достижения высокого положения в обществе и высокой материальной обеспеченности. Так, реальным достижение высокого социального статуса в 1995 году считало 22,4% опрошенных студентов, в 2000 - 34,3%, а в 2002 году эта цифра равнялась 30,3%. Добиться материальной обеспеченности считали возможным в 1995 году 14,9%, в 2000 - 40%, в 2002 году - 12,1% опрошенных.

При оценке студентами общекультурной функции образования, то есть образование дает возможность повысить свой общекультурный уровень, число давших положительный ответ в 1995 году было равно 73,1%. Однако в 2000 году эту точку зрения разделило уже 57%, а в 2002 42,4% опрошенных.

Профессиональная функция образования открывает возможности студентам заниматься интересной профессиональной деятельностью. От 54,5 до 81,1% опрошенных студентов разных лет считают эту возможность вполне реальной.

Общекультурная функция высшего образования во многом раскрывается в сфере студенческого досуга. Материалы проведенного обследования показали, что студенты в свободное время отдают предпочтение занятиям спортом, общению в кругу друзей и общению с любимым человеком. Такие занятия как: просмотр телепередач, прослушивание радио, музыкальных записей, посещение кинотеатра, а так же посещение театров, концертов, выставок, чтение художественной литературы не популярны в среде обследованных студентов. Для подтверждения сказанного отметим, что если в 1995 году посещение театров, концертов и чтение художественной литературы было любимым занятием для 22,2% опрошенных, то в 2000 году этот показатель был равным всего лишь 3,1%.

Ценностное отношение субъекта к высшему образованию обеспечивает превращение способности, готовности к обучению в действительный процесс обучения. Внутреннее условие возникновения у индивида потребности в образовании - наличие у него соответствующих условиям обучения в ВУЗе знаний, умений и навыков. По степени развития их можно судить об уровне развития потребности в образовании.

Профессиональные планы у молодежи возникают под влиянием различных средств воздействия - мнения родителей, учителей, друзей, книг, передач и т. д.

Более активная роль родителей в жизни студентов. Родители как никогда ранее опекают своих повзрослевших детей: сдают за них приемные документы, выторговывают льготы, заполняют регистрационные бланки и всячески опекают свое чадо, вмешиваясь в процесс обучения.

С другой стороны, массовое стремление к высшему образованию и среднему специальному образованию приводит к тому, что собственные возможности, склонности и способности оцениваются порой не в соответствии с избранной профессией, а по принципу «лишь бы с дипломом». И где уж тут думать о том, чтобы избираемая профессия соответствовала твоим склонностям и способностям, когда главным и определяющим становится принцип: «Не важно в какой вуз поступать, лишь бы поступить».

Для социологии образования важно изучение и самой личности студента. Характер будущей профессии во многом определяет и поведение студента. Студентов в этом отношении можно разделить на 3 группы:

1) Студенты, ориентированные на образование, потому что оно дает возможность получить профессию. Они хотят работать именно по этой специальности, у них есть интерес к работе, стремление реализовать себя именно в ней.

2) Студенты, ориентированные на бизнес. Отношение к образованию у них уже другое - для них учеба выступает в качестве инструмента, возможной стартовой ступени.

3) Неопределившиеся. Все параметры их отношения к учебе, профессии размыты, в их оценках и позициях нет ясности и определенности первых двух групп.

Типы культуры, поведения и всего образа жизни студентов:

1) Коллегиалы - общественники, которые отличаются активностью в студенческой жизни и тратят на это много своего времени.

2) Профессионалы - для которых будущая работа, профессия - самое главное, и этому подчиняется вся их студенческая жизнь.

3) Академики - будущие преподаватели университетов.

4) Нонконформисты - аристократическая богема, золотая молодежь, которая учится ради диплома, престижа, чтобы угодить родителям.

Современным студентам характерно:

Потребительское отношение к жизни (немедленное удовлетворении своих желаний, наиболее выгодные сделки, склонность торговаться. Студенты полагают, что имеют право на получение товара (курсового зачета или даже диплома) уже просто потому, что оплатили обучение), склонность торговаться, ориентация на развлечение (представления о том, что обучение должно быть увлекательным, легким и доставлять удовольствие плохо сочетаются с усердием и кропотливым трудом, необходимыми для получения серьезного высшего образования, студенты хотят получать хорошие оценки при минимуме усилий), несдержанность желаний, щепетильное отношение к личным потребностям, приспособляемость, высокая самооценка, они знают, чего хотят, недостаток воспитанности и отзывчивости, интеллектуальное равнодушие (для многих целью является вовсе не приобретение знаний - внимания удостаиваются лишь предметы, имеющие непосредственное отношение к будущим заработкам. Современная молодежь имеет доступ к небывало широкому объему информации, но не обладает способностью отличать важное от второстепенного. Они живо интересуются лишь тем, какой материал войдет в экзаменационные билеты и что потребуется, чтобы получить хорошую оценку), более активная роль родителей в их жизни, искушенность в технике (современные молодые люди прекрасно ориентируются в новых технологиях и нетерпимо относятся к технической некомпетентности других).

Стремясь завершить обучение в вузе и таким образом реализовать свою мечту о получении высшего образования, большинство студентов осознают, что ВУЗ является одним из средств социального продвижения молодежи, а это служит объективной предпосылкой, формирующей психологию социального продвижения.

Подобные документы

    Разработка программы социологического исследования по проблеме отношения студентов к образовательной деятельности. Место образования в системе ценностей студентов, уровень посещаемости и успеваемости. Оценка значимости образования и профессии для них.

    отчет по практике , добавлен 10.12.2015

    Программа социологического исследования. Описание проблемной ситуации. Проблема исследования. Цель исследования. Объект исследования. Метод исследования: выборочное исследование при помощи анкетирования. Алкоголь. Курение. Результаты исследования.

    практическая работа , добавлен 03.03.2002

    Изучение ценностных ориентаций как предмета социологического анализа, их отличительные черты в каждой социально-демографической группе. Факторы и динамика ценностных ориентаций российских студентов и влияние на них актуальных условий социализации.

    дипломная работа , добавлен 04.09.2011

    Определение содержательных основ применения математических и статистических методов в процессе социологического исследования отношения студентов и преподавателей к сессии. Использование программного обеспечения обработки социологической информации.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2013

    Специфика метода наблюдения в социологии, их преимущества и недостатки. Подготовка к проведению наблюдения. Программа социологического исследования на тему "Отношение студентов к представителям других национальностей". Процедура фиксации результатов.

    реферат , добавлен 13.03.2011

    Понятие культуры с точки зрения социологического подхода. Особенности культуры студенчества, как отдельной социальной группы. Социологическое исследование духовного мира студенческой молодежи и ее жизненных установок А.В. Соколова и Т.Г. Исламишиной.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2014

    Цель деятельности высшего образовательного учреждения. Проведение социологического исследования с целью выявления отношения студентов технического ВУЗа к гуманитарным наукам и усилению их значимости в процессе обучения. Анализ результатов анкетирования.

    контрольная работа , добавлен 09.07.2013

    Разработка программы учебного социологического исследования посещаемости студентов дневного отделения. Логический анализ основных понятий. Составление выборки и метод обработки информации. Практическая значимость исследования, оценка его результатов.

    практическая работа , добавлен 20.11.2012

    Характеристика и отличительные черты социологического подхода к культуре. Субкультуры и контркультуры - культуры отдельных групп и слоев, сформировавших свою систему и иерархию ценностей, норм поведения и стиль жизни. Этноцетризм и культурный релятивизм.

    реферат , добавлен 17.10.2011

    Понятие исследования в социальной работе. Программа, объект и предмет, выборка, цель и задачи социологического исследования. Гипотезы исследования, интерпретация основных понятий. Положения социологической теории и конкретных социологические явления.