Отзыв о сказке «Белая уточка. Сказка белая уточка
Русская народная сказка "Белая уточка"
Жанр: волшебная народная сказка
Главные герои сказки "Белая уточка" и их характеристика
- Княжна, она же Белая уточка. красивая, но доверчивая, не послушалась князя и попала в беду.
- Князь, молодой, горячий, не смог разглядеть в ведьме чужую женщину
- Ведьма, коварная, злая, жестокая, безжалостная.
- Сыновья княжны, молодые, непослушные, проказники.
- Свадьба князя и отъезд
- Женщина-обольстительница
- Превращение в уточку
- Князь ничего не подозревает
- Три сына
- Коварный замысел ведьмы
- Смерть братьев
- Плач уточки
- Превращение уточки в княжну
- Оживление братьев
- Смерть ведьмы
- Князь женится на молодой красавице и отправляется в поход
- Женщина завлекает княжну в сад, потом в пруд, и превращает ее в уточку
- Ведьма выдает себя за княжну
- Подрастают три сына и ведьма убивает их
- Уточка плачет над сыновьями и князь превращает ее обратно в свою жену
- Ведьму привязывают к хвосту и она погибает.
Нельзя доверять тем, кого видишь первый раз в жизни
Чему учит сказка "Белая уточка"
Эта сказка учит не доверять незнакомым людям, учит не разговаривать с незнакомцами, не слушать их предложений и не принимать подарки, учить осторожности и осмотрительности.
Пословицы к сказке "Белая уточка"
Меж дверей пальца не клади.
Осторожная нога оступается редко.
Зло пропадает, а добро побеждает.
Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Белая уточка"
Жил молодой князь и женился он на красивой девушке. Пришло время князю ехать в дальние края и оставил он молодую жену, наказав строго ни с кем не разговаривать и никого не слушать.
Сидит княжна одна в тереме. а тут к ней женщина приходит, добрая и обходительная. Позвала она княжну в сад гулять, та и согласилась.
А в саду пруд был, вот предложила женщина княжне искупаться, а та недолго думая в воду бросилась.
Ударила ведьма ее по спине и превратилась княжна в белую уточку.
А ведьма переоделась в ее сарафан, накрасилась и стала князя ждать. Князь приехал, ведьму за свою жену принял.
А Белая уточка снесла три яичка и родилось три сына, два нормальных. а третий заморыш. Выросли детки, стали по лужку гулять, да на княжеский двор забрели.
Ведьма их признала и решила погубить. Пригласила в терем, уложила спать, а сама огонь развела, да ножи точит.
Пошла проверить, как спят братья, а заморыш и отвечает, что не спят они. Второй раз пришла ведьма - опять тот же голос отвечает. Открыла ведьма двери, видит спят оба брата. Рукой она повела, братья и умерли.
А Уточка прилетела на княжеский двор, сыновей обнимает кричит человеческим голосом, про ведьму рассказывает. Услышал то князь, велел поймать уточка. А Уточка только к ему в руки дается. Приказал князь стать за спиной березке, а перед лицом девице, и встала перед ним его жена.
Послали тогда сороку за живой и мертвой водой. Оживили детей и стали жить весело.
А ведьму к хвосту привязали, да в поле пустили. Там ее разорвало на кусочки, а кости ветер разрушил.
Признаки волшебной сказки в сказке "Белая уточка"
- Волшебные превращения - княжна в уточку
- Волшебные существа - ведьма
- Победа добра над злом
-
- Русские народные сказкиРусские народные сказки Мир сказок удивителен. Разве можно представить себе нашу жизнь без сказки? Сказка - это не просто развлечение. Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Сказка учит быть преданным, честным, высмеивает наши пороки: хвастовство, жадность, лицемерие, лень. На протяжении столетий сказки передавались устным путем. Один человек придумал сказку, рассказал другому, тот человек что-то добавил от себя, пересказал третьему и так далее. С каждым разом сказка становилась все лучше и интереснее. Получается, что сказку придумал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому её и стали называть - “народная”. Возникли сказки в глубокой древности. Они представляли собой рассказы охотников, звероловов и рыбаков. В сказках - звери, деревья и травы разговаривают как люди. А в волшебной сказке возможно всё. Хочешь стать молодым - поешь молодильных яблок. Надо оживить царевну - спрысни её сначала мёртвой, а потом живой водой… Сказка учит нас отличать хорошее от плохого, добро от зла, смекалку от глупости. Сказка учит не отчаиваться в трудные минуты и всегда преодолевать трудности. Сказка учит, как важно каждому человеку иметь друзей. И тому, что если ты не бросишь друга в беде, то и он поможет тебе…
- Сказки Аксакова Сергея ТимофеевичаСказки Аксакова С.Т. Сергей Аксаков написал совсем мало сказок, но именно этот автор написал замечательную сказку «Аленький цветочек» и мы сразу понимаем, какой талант был у этого человека. Сам Аксаков рассказывал, как в детстве он заболел и к нему пригласили ключницу Пелагею, которая сочиняла разные истории и сказки. Мальчик был настолько понравилась история про Аленький цветочек, что когда он вырос, записал по памяти историю ключницы и как только она была издана, сказка стала любимой у многих мальчиков и девочек. Впервые эта сказка была напечатана в 1858 году, а потом по мотивам этой сказки снято множество мультфильмов.
- Сказки братьев ГриммСказки братьев Гримм Якоб и Вильгельм Гримм - величайшие немецкие сказочники. Первый сборник сказок братья выпустили в 1812 году на немецком языке. В этот сборник вошло 49 сказок. Регулярно записывать сказки братья Гримм начали с 1807 года. Сказки сразу же приобрели огромную популярность у населения. Замечательные сказки братьев Гримм, очевидно, читал каждый из нас. Их интересные и познавательные истории будят воображение, а простой язык повествования понятен даже малышам. Сказки предназначены для читателей разных возрастов. В сборнике братьев Гримм есть истории понятные для малышей, а есть и для более старшего возраста. Собиранием и изучением народных сказок братья Гримм увлекались ещё в студенческие годы. Славу великих сказочников принесли им три сборника «Детских И семейных сказок» (1812, 1815, 1822). Среди них «Бременские музыканты», «Горшок каши», «Белоснежка и семь гномов», «Гензель и Гретель», «Боб, Соломинка и уголек», «Госпожа Метелица», - всего около 200 сказок.
- Сказки Валентина КатаеваСказки Валентина Катаева Писатель Валентин Катаев прожил большую и красивую жизнь. Он оставил книги, читая которые мы можем научиться жить со вкусом, не пропуская того интересного, что нас окружает каждый день и каждый час. Был в жизни Катаева период, примерно 10 лет, когда он написал прекрасные сказки для детей. Главными героями сказок является семья. В них показаны любовь, дружба, вера в волшебство, чудеса, взаимоотношения между родителями и детьми, взаимоотношения между детьми и людьми, встречающимися на их пути, которые помогают им взрослеть и узнавать что - то новое. Ведь сам Валентин Петрович очень рано остался без матери. Валентин Катаев автор сказок: «Дудочка и кувшинчик» (1940), «Цветик - семицветик» (1940), «Жемчужина» (1945), «Пень» (1945), «Голубок» (1949).
- Сказки Вильгельма ГауфаСказки Вильгельма Гауфа Гауф Вильгельм (29.11.1802 – 18.11.1827) – немецкий писатель, наиболее известен как автор сказок для детей. Считается представителем художественного литературного стиля бидермейер. Вильгельм Гауф не столь известный и популярный мировой сказочник, но сказки Гауфа обязательно нужно читать детям. В свои произведения автор, с тонкостью и ненавязчивостью настоящего психолога, вкладывал глубокий смысл, который наталкивает на размышления. Гауф написал для детей барона Хегеля свои Märchen - волшебные сказки, впервые их опубликовали в «Альманахе сказок января 1826 года для сыновей и дочерей знатных сословий». Там имелись такие произведения Гауфа как «Калиф-Аист», «Маленький Мук», некоторые другие, которые сразу же приобрели популярность в немецко-говорящих странах. Ориентируясь поначалу на восточный фольклор, позже он начинает использовать в сказках европейские предания.
- Сказки Владимира ОдоевскогоСказки Владимира Одоевского В историю русской культуры Владимир Одоевский вошёл как литературный и музыкальный критик, прозаик, музейный и библиотечный работник. Много сделал он для русской детской литературы. При жизни он издал несколько книг для детского чтения: «Городок в табакерке» (1834-1847), «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея» (1838-1840), «Сборник детских песен дедушки Иринея» (1847), «Детская книжка для воскресных дней» (1849). Создавая сказки для детей, В. Ф. Одоевский часто обращался к фольклорным сюжетам. И не только к русским. Наиболее популярны две сказки В. Ф. Одоевского - «Мороз Иванович» и «Городок в табакерке».
- Сказки Всеволода ГаршинаСказки Всеволода Гаршина Гаршин В.М. - русский писатель, поэт, критик. Известность приобрел после публикации своего первого произведения «4 дня». Количество сказок написанных Гаршиным совсем не велико - всего пять. И практически все они входят в школьную программу. Сказки «Лягушка-путешественница», «Сказка о жабе и розе», «То, чего не было» знает каждый ребенок. Все сказки Гаршина проникнуты глубоким смыслом, обозначением фактов без излишних метафор и всепоглощающая грусть, проходящая через каждую его сказку, каждый рассказ.
- Сказки Ганса Христиана АндерсенаСказки Ганса Христиана Андерсена Ганс Христиан Андерсен (1805-1875) - датский писатель, сказочник, поэт, драматург, эссеист, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых. Читать сказки Андерсена увлекательно в любом возрасте, и детям и взрослым они дают свободу для полета мечты и фантазии. В каждой сказке Ганса Христиана есть глубокие мысли о смысле жизни, человеческой морали, грехе и добродетелях, нередко не заметные на первый взгляд. Самые популярные сказки Андерсена: Русалочка, Дюймовочка, Соловей, Свинопас, Ромашка, Огниво, Дикие лебеди, Оловянный солдатик, Принцесса на горошине, Гадкий утенок.
- Сказки Михаила ПляцковскогоСказки Михаила Пляцковского Михаил Спартакович Пляцковский - советский поэт-песенник, драматург. Ещё в студенческие годы начал сочинять песни - и стихи, и мелодии. Первая профессиональная песня «Марш космонавтов» была написана в 1961 г. с С.Заславским. Вряд ли найдётся такой человек, который ни разу не слышал таких строк: «напевать лучше хором», «дружба начинается с улыбки». Крошка енот из советского мультфильма и кот Леопольд поют песни на стихи популярного поэта-песенника Михаила Спартаковича Пляцковского. Сказки Пляцковского учат детей правилам и нормам поведения, моделируют знакомые ситуации и знакомят с миром. Некоторые истории не просто учат доброте, но и высмеивают плохие черты характера, свойственные детям.
- Сказки Самуила МаршакаСказки Самуила Маршака Самуил Яковлевич Маршак (1887 - 1964) - русский советский поэт, переводчик, драматург, литературный критик. Известен как автор сказок для детей, сатирических произведений, а также «взрослой», серьезной лирики. Среди драматургических сочинений Маршака особой популярностью пользуются пьесы-сказки «Двенадцать месяцев», «Умные вещи», «Кошкин дом» Стихи и сказки Маршака читать начинают с самых первых дней в садиках, затем их ставят на утренниках, в младших классах учат наизусть.
- Сказки Геннадия Михайловича ЦыфероваСказки Геннадия Михайловича Цыферова Геннадий Михайлович Цыферов - советский писатель-сказочник,сценарист, драматург. Самый большой успех Геннадию Михайловичу принесла мультипликация. За время сотрудничества со студией «Союзмультфильм» в соавторстве с Генрихом Сапгиром было выпущено более двадцати пяти мультфильмов, среди которых «Паровозик из Ромашкова», «Мой зеленый крокодил», «Как лягушонок искал папу», «Лошарик», «Как стать большим». Милые и добрые истории Цыферова знакомы каждому из нас. Герои, которые живут в книгах этого замечательного детского писателя, всегда придут на помощь друг другу. Известные его сказки: «Жил на свете слонёнок», «Про цыпленка, солнце и медвежонка», «Про чудака лягушонка», «Про пароходик», «История про поросенка» и др. Сборники сказок: «Как лягушонок искал папу», «Разноцветный жираф», «Паровозик из Ромашково», «Как стать большим и другие истории», «Дневник медвежонка».
- Сказки Сергея МихалковаСказки Сергея Михалкова Михалков Сергей Владимирович (1913 - 2009) - литератор, писатель, поэт, баснописец, драматург, военный корреспондент во время Великой Отечественной войны, автор текста двух гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации. Стихи Михалкова читать начинают в садике, выбирая «Дядю Стёпу» или не менее известный стишок “А что у вас?”. Автор возвращает нас в советское прошлое, но с годами его произведения не устаревают, а только приобретают шарм. Детские стихи Михалкова уже давно стали классикой.
- Сказки Сутеева Владимира ГригорьевичаСказки Сутеева Владимира Григорьевича Сутеев - русский советский детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-аниматор. Один из зачинателей советской мультипликации. Родился в семье врача. Отец был одаренным человеком, его увлечение искусством передалось и сыну. С юношеских лет Владимир Сутеев как художник-иллюстратор периодически публиковался в журналах «Пионер», «Мурзилка», «Дружные ребята», «Искорка», в газете «Пионерская правда». Учился в МВТУ им. Баумана. С 1923 – художник-иллюстратор книг для детей. Сутеев иллюстрировал книги К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, Д. Родари, а также собственные произведения. Сказки, которые В. Г. Сутеев сочинил сам, написаны лаконично. Да ему и не нужно многословие: все, что не сказано, будет нарисовано. Художник работает как мультипликатор, фиксирующий каждое движение персонажа, чтобы получилось цельное, логически ясное действие и яркий, запоминающийся образ.
- Сказки Толстого Алексея НиколаевичаСказки Толстого Алексея Николаевича Толстой А.Н. - русский писатель, чрезвычайно разносторонний и плодовитый литератор, писавший во всех родах и жанрах (два сборника стихов, более сорока пьес, сценарии, обработка сказок, публицистические и иные статьи и т. д.), прежде всего прозаик, мастер увлекательного повествования. Жанры в творчестве: проза, рассказ, повесть, пьеса, либретто, сатира, очерк, публицистика, исторический роман, научная фантастика, сказка, стихотворение. Популярная сказка Толстого А. Н.: «Золотой ключик, или Приключения Буратино», которая является удачной переделкой сказки итальянского писателя XIX века. Коллоди «Пиноккио», вошла в золотой фонд мировой детской литературы.
- Сказки Толстого Льва НиколаевичаСказки Толстого Льва Николаевича Толстой Лев Николаевич (1828 - 1910) - один из самых величайших русских писателей и мыслителей. Благодаря ему появились не только произведения, входящие в сокровищницу мировой литературы, но и целое религиозно-нравственное течение - толстовство. Лев Николаевич Толстой написал немало поучительных, живых и интересных сказок, басен, стихов и рассказов. Его перу принадлежит и множество небольших, но прекрасных сказок для детей: Три медведя, Как дядя Семён рассказывал про то, что с ним в лесу было, Лев и собачка, Сказка об Иване-дураке и его двух братьях, Два брата, Работник Емельян и пустой барабан и многие другие. Толстой очень серьезно относился к написанию маленьких сказок для детей, много трудился над ними. Сказки и рассказы Льва Николаевича и по сей день находятся в книгах для чтения в начальной школе.
- Сказки Шарля ПерроСказки Шарля Перро Шарль Перро (1628-1703) – французский писатель-сказочник, критик и поэт, был членом Французской академии. Нельзя, наверное, отыскать человека, который бы не знал сказу про Красную шапочку и серого волка, про мальчика с пальчика или других не менее запоминающихся персонажей, колоритных и таких близких не только ребенку, но и взрослому. Но все они своим появлением обязаны замечательному писателю Шарлю Перро. Каждая его сказочная история – это народная былина, ее писатель обработал и развил сюжет, получив такие восхитительные произведения, читаемые и сегодня с большим восхищением.
- Украинские народные сказкиУкраинские народные сказки Украинские народные сказки во многом перекликаются по своему стилю и содержанию с Русскими народными сказками. В украинской сказке уделяется много внимания бытовым реалиям. Украинский фольклор очень ярко описывает народная сказка. Все традиции, праздники и обычаи можно увидеть в сюжетах народных повествований. Чем жили украинцы, что у них было и чего не было, о чём они мечтали и как шли к своим целям так же чётко заложено в смысл сказочных историй. Самые популярные украинские народные сказки: Рукавичка, Коза-дереза, Покатигорошек, Серко, сказка про Ивасика, Колосок и другие.
-
- Загадки для детей с ответамиЗагадки для детей с ответами. Большая подборка загадок с ответами для проведения весёлых и интеллектуальных занятий с детьми. Загадка - всего лишь четверостишие или одно предложение в котором заключен вопрос. В загадках смешаны мудрость и желание знать больше, распознавать, стремиться к чему-то новому. Поэтому с ними мы часто сталкиваемся в сказках и легендах. Загадки можно разгадывать по дороге в школу, детский садик, использовать в разных конкурсах и викторинах. Загадки помогают развитию вашего ребёнка.
- Загадки про животных с ответамиЗагадки про животных очень любят дети разных возрастов. Животный мир разнообразен, поэтому существует много загадок про домашних и диких животных. Загадки про животных - это отличный способ познакомить детей с разными зверушками, птичками и насекомыми. Благодаря этим загадкам дети запомнят, например, что у слона есть хобот, у зайчика большие ушки, а у ёжика колючие иголки. В этом разделе представлены самые популярные детские загадки про животных с ответами.
- Загадки о природе с ответамиЗагадки для детей о природе с ответами В этом разделе Вы найдете загадки про времена года, про цветы, про деревья и даже про солнышко. При поступлении в школу, ребенок должен знать времена года и названия месяцев. И с этим помогут загадки про времена года. Загадки про цветы очень красивые, веселые и позволят детям выучить названия цветов и комнатных и садовых. Загадки про деревья очень занимательны, дети узнают какие деревья весной цветут, какие деревья приносят сладкие плоды и как они выглядят. Также дети узнают многое о солнышке и планетах.
- Загадки про еду с ответамиВкусные загадки для детей с ответами. Для того, чтобы детки кушали ту или иную еду, многие родители придумывают всевозможные игры. Мы Вам предлагаем забавные загадки о еде, которые помогут Вашему ребенку отнестись к питанию с положительной стороны. У нас Вы найдете загадки про овощи и фрукты, про грибы и ягоды, про сладости.
- Загадки про окружающий мир с ответамиЗагадки про окружающий мир с ответами В этой категории загадок, есть практически всё, что касается человека и окружающего мира. Загадки про профессии очень полезны для детей, ведь в юном возрасте проявляются первые способности и таланты ребенка. И он в первые задумается, кем хочет стать. Также в эту категорию входят весёлые загадки про одежду, про транспорт и машины, про самые разнообразные предметы, которые нас окружают.
- Загадки для малышей с ответамиЗагадки для самых маленьких с ответами. В этой рубрике Ваши малыши познакомятся с каждой буквой. С помощью таких загадок дети быстро запомнят азбуку, научатся правильно складывать слоги и читать слова. Также в этой рубрике есть загадки про семью, про ноты и музыку, про цифры и школу. Веселые загадки отвлекут малыша от плохого настроения. Загадки для самых маленьких отличаются простотой, юмором. Дети с удовольствием их разгадывают, запоминают и развиваются в процессе игры.
- Интересные загадки с ответамиИнтересные загадки для детей с ответами. В этой рубрике вы узнаете своих любимых сказочных героев. Загадки про сказки с ответами помогают волшебным образом превращать веселые моменты в настоящее шоу сказочных знатоков. А смешные загадки отлично подойдут на 1 апреля, Масленицу и другие праздники. Загадки обманки оценят не только дети, но и родители. Концовка загадки может быть неожиданной и нелепой. Загадки обманки повышают настроение и расширяют кругозор детей. Также в этой рубрике есть загадки для детских праздников. Ваши гости точно не будут скучать!
- Загадки для детей с ответамиЗагадки для детей с ответами. Большая подборка загадок с ответами для проведения весёлых и интеллектуальных занятий с детьми. Загадка - всего лишь четверостишие или одно предложение в котором заключен вопрос. В загадках смешаны мудрость и желание знать больше, распознавать, стремиться к чему-то новому. Поэтому с ними мы часто сталкиваемся в сказках и легендах. Загадки можно разгадывать по дороге в школу, детский садик, использовать в разных конкурсах и викторинах. Загадки помогают развитию вашего ребёнка.
-
- Стихи Агнии БартоСтихи Агнии Барто Детские стихи Агнии Барто известны и горячо любимы нами с самого глубокого детства. Писательница удивительна и многогранна, она не повторяется, хотя стиль ее можно узнать из тысячи авторов. Стихи Агнии Барто для детей – это всегда новая свежая идея, и писательница несет ее детям как самое драгоценное, что у нее есть, искренне, с любовью. Читать стихи и сказки Агния Барто одно удовольствие. Лёгкий и непринуждённый стиль очень нравится деткам. Чаще всего короткие четверостишия легко запоминаются, помогая развивать память и речь детишек.
Сказка Белая уточка
русская народная сказка
Сказка «Белая уточка» краткое содержание:
Сказка «Белая уточка» о том, как встретил князь молодую красавицу княжну и женился на ней. Но пришлось ему отправляться в дальние страны, и сказал он княжне никому не верить и с дурными людьми не общаться. Долго сидела княжна в тереме, никуда не выходила, но вот пришла добрая женщина и уговорила ее прогуляться в саду. Потом уговорила искупаться, и только княжна бросилась в воду, как добрая женщина обернулась ведьмой и превратила княжну в белую уточку.
А сама ведьма превратилась в княжну и встретила князя, который не заподозрил подмены. Уточка тем временем родила двух мальчиков красавцев и третьего заморыша. Пошли мальчики играть в княжий двор. Догадалась ведьма, чьи это дети. Тогда решила она их убить. Накормила и уложила спать. И все время проверяла, спят ли они. Заморыш отвечал, что не спят, но ведьма махнула мертвой рукой и они померли.
Положили их во дворе, и прилетела уточка и стала над телами плакать, рассказывая как все было на самом деле. Услышал это князь и велел поймать уточку. Только никому она не давалась, а ему сама села на плечи. Превратилась уточка в княжну. Принесли живой воды и ожили мальчики, а ведьму к хвосту привязали и убили. И стала у князя целая семья, и стали все жить-поживать, добро наживать, худо забывать.
Эта сказка о противостоянии добра и зла, которую нужно читать детям всех возрастов. Сказка учит любить и заботиться о своих родных в любые трудные минуты жизни. Она показывает, что добро всегда побеждает зло.
Сказка Белая уточка читать:
Один князь женился на прекрасной княжне и не успел еще на нее наглядеться, не успел с нею наговориться, не успел ее наслушаться, а уж надо было им расставаться, надо было ему ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках. Что делать! Говорят, век обнявшись не просидеть.
Много плакала княгиня, много князь ее уговаривал, заповедовал не покидать высока терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не ватажиться, худых речей не слушаться. Княгиня обещала все исполнить.
Князь уехал, она заперлась в своем покое и не выходит.
Долго ли, коротко ли, пришла к ней женщина, казалось - такая простая, сердечная!
Что, - говорит, - ты скучаешь? Хоть бы на божий свет поглядела, хоть бы по саду прошлась, тоску размыкала.
Долго княгиня отговаривалась, не хотела, наконец подумала: “По саду походить не беда”,- и пошла.
В саду разливалась ключевая хрустальная вода.
Что, - говорит женщина, - день такой жаркий, солнце палит, а водица студеная так и плещет, не искупаться ли нам здесь?
Нет, нет, не хочу! - А там подумала: “Ведь искупаться - не беда!”
Скинула сарафанчик и прыгнула в воду. Только окунулась, женщина ударила ее по спине:
- Плыви ты, - говорит, - белою уточкой!
И поплыла княгиня белою уточкой.
Ведьма тотчас нарядилась в ее платье, убралась, намалевалась и села ожидать князя.
Только щенок вякнул, колокольчик звякнул, она уж бежит навстречу, бросилась к князю, целует, милует. Он обрадовался, сам руки протянул и не распознал ее.
А белая уточка нанесла яичек, вывела деточек: двух хороших, а третьего - заморышка; и деточки ее вышли - ребяточки.
Она их вырастила, стали они по реченьке ходить, злату рыбку ловить, лоскутики сбирать, кафтаники сшивать, да выскакивать на бережок, да поглядывать на лужок.
Ох, не ходите туда, дети! - говорила мать.
Дети не слушали; нынче поиграют на травке, завтра побегают по муравке, дальше, дальше - и забрались на княжий двор.
Ведьма чутьем их узнала, зубами заскрипела. Вот она позвала деточек, накормила-напоила и спать уложила, а там велела разложить огня, навесить котлы, наточить ножи.
Легли два братца и заснули, - а заморышка, чтоб не застудить, приказала им мать в пазушке носить - заморышек-то и не спит, все слышит, все видит.
Ночью пришла ведьма под дверь и спрашивает:
- Спите вы, детки, иль нет?
Заморышек отвечает:
Не спят!
Ведьма ушла, походила-походила, опять под дверь:
- Спите, детки, или нет?
Заморышек опять говорит то же:
- Мы спим - не спим, думу думаем, что хотят нас всех порезати; огни кладут калиновые, котлы высят кипучие, ножи точат булатные!
Поутру белая уточка зовет деток; детки нейдут. Зачуяло ее сердце, встрепенулась она и полетела на княжий двор.
На княжьем дворе, белы как платочки, холодны как пласточки, лежали братцы рядышком.
Кинулась она к ним, бросилась, крылышки распустила, деточек обхватила и материнским голосом завопила:
Кря, кря, мои деточки!
Кря, кря, голубяточки!
Я нуждой вас выхаживала,
Я слезой вас выпаивала,
Темну ночь недосыпала,
Сладок кус недоедала!
Жена, слышишь небывалое? Утка приговаривает.
Это тебе чудится! Велите утку со двора прогнать!
Ее прогонят, она облетит да опять к деткам:
Кря, кря, мои деточки!
Кря, кря, голубяточки!
Погубила вас ведьма старая,
Ведьма старая, змея лютая,
Змея лютая, подколодная;
Отняла у вас отца рóдного,
Отца рóдного - моего мужа,
Потопила нас в быстрой реченьке,
Обратила нас в белых уточек,
А сама живет - величается!
«Эге!» - подумал князь и закричал:
- Поймайте мне белую уточку!
Бросились все, а белая уточка летает и никому не дается; выбежал князь сам, она к нему на руки пала.
Взял он ее за крылышко и говорит:
- Стань белая береза у меня позади, а красная девица впереди!
Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, и в красной девице князь узнал свою молодую княгиню.
Тотчас поймали сороку, подвязали ей два пузырька, велели в один набрать воды живящей, в другой - говорящей. Сорока слетала, принесла воды. Сбрызнули деток живящею водою - они встрепенулись, сбрызнули говорящею - они заговорили.
И стала у князя целая семья, и стали все жить-поживать, добро наживать, худо забывать.
А ведьму привязали к лошадиному хвосту, и не осталось от ней ни следа, ни памяти!
Введение
В мире много сказок,
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них!
Что такое сказка? Сказка - это не просто развлечение. Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Сказка учит быть преданным, честным, высмеивает наши пороки: хвастовство, жадность, лицемерие, лень... Учит без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести. Вспомним пословицу “Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
В сказках герои, и злые, и добрые, превращают или превращаются в разных зверей, птиц, насекомых. Меня заинтересовало, то почему они перевоплощаются. С какой целью? Поэтому я буду исследовать в сказках русского, якутского народов чудесные превращения.
Цель исследования : выяснить, какие чудесные превращения происходят в сказках, кто их совершает, почему это происходит; сравнить превращения в русских и якутских сказках.
Задачи:
Обратить внимание на характеры персонажей;
Выбрать из текста отрывки о волшебных превращениях и способах снятия заклятия;
Проанализировать превращения и сделать выводы.
Объект исследования: чудесные превращения
Предмет исследования: русские и якутские сказки.
Гипотеза. Превращения в сказках происходят неспроста, это поощрение за добрые дела сказочных героев или наказание за зло
Методы исследования: Размышления, чтение книг, анализ результатов.
Чудесные превращения в сказках
В своем докладе я попыталась c группировать разновидности превращений. Схематично их можно показать так:
1 группа
Превращения, которые совершил злодей
2 группа
Превращения в благодарность, которые совершает волшебник
3 группа
наказание при помощи превращений героев, совершивших плохие поступки
4 группа
Герои превращаются в кого-то или во что-то для достижения своих целей
5 группа
Превращения неодушевленных предметов в детей
6 группа
сказки, в которых персонажи имели возможность совершать волшебные превращения, но делали это необдуманно
Превращения, которые совершил злодей.
«Царевна-лягушка»
«Семеро братьев»
«Белая утка»
«Смелая девушка и двенадцатирогий олень»
А.Н.Толстой «Иван да Марья»
В русских народных сказках злодеем является Кощей Бессмертный. В сказке «Царевна лягушка» он превращает Василису Премудрую в лягушку.
«Василиса Премудрая хитрей, мудреней своего отца уродилась. Он за то осерчал на нее и велел ей три года быть лягушкой…» . Но смелый и добрый Иван-царевич сумел освободить Василису. На помощь Иван царевичу пришли звери, в благодарность за то, что он их когда-то пожалел.
Злая ведьма позавидовала счастью княгини и превратила ее в белую уточку в одноименной сказке «Белая уточка».
« Только окунулась, женщина ударила ее по спине:
– Плыви ты, – говорит, – белою уточкой!
И поплыла княгиня белою уточкой.»
Оборотилась ведьма в молодую княгиню и стала жить поживать да добра наживать. Но счастье ее длилось недолго, узнал царь в утке свою молодую княгиню и спас ее. А ведьму прогнал.
В сказке Алексея Толстого «Иван да Марья» Марья ослушалась брата и была превращена водяным в голую липку. «Я, братец; царь водяной взял меня в жены, теперь я древяница, а с весны опять русалкой буду…». Иван, чтобы спасти сестрицу, пошел по свету искать Полынь-траву. Нашел и бросил травку в липку и освободил сестрицу Марью.
У тойона из сказки «Семеро братьев» была украдена любимая дочь, он не знал, кто ее украл. К нему на помощь приходят братья, каждый из которых был одарен некими способностями. Старший брат Василий имел способность видеть все насквозь и увидел, что «посреди озера растет огромный дуб, а на вершине дуба – гнездо орла. Орел превратил дочь в золотой яйцо и сидит на нем». Братья с помощью своих сил спасли дочь тойона. Обрадовавшись спасению дочери, тойон выдал ее за младшего из братьев и зажили они все счастливо.
В сказке «Смелая девушка и двенадцатирогий олень» девушка встречает оленя, который ей рассказывает, что «…черный олень врагом моим был. Спрятал он счастье людей в синюю гору, а меня оленем сделал…». Одолев все свои страхи, смелая девушка освободила счастье, и спасла белого оленя, который превратился в красивого юношу. В благодарность юноша взял девушку в жены.
Анализируя эти сказки, я пришла к выводу, что, как бы ни старались завистливые и мстительные волшебники навредить сказочным героям, у злодеев, в конце концов, ничего не получилось. Потому что доброта, любовь, верность, самоотверженность, взаимовыручка оказались сильнее злых чар. Добро всегда побеждает зло!
Превращение в благодарность за добрые поступки
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
«Сказка про старика Оборуоччуна и дочку его Юрюмеччи Куо – прекрасный мотылек»
«Сивка-Бурка»
Резвый бегун Медвежий Глаз.
«Баба-Яга»
В "Сказке о царе Салтане" Пушкина Царевна –Лебедь в благодарность за спасение от смерти помогла Гвидону. Князь Гвидон превращался в разных насекомых, чтобы летать за море к своему отцу. Для первого полета превратила его Царевна-Лебедь в комара, для второго - в муху. В третий раз полетел князь Гвидон в образе шмеля.
"Грусть– тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца".
Лебедь князю: "Вот в чем горе!
Ну послушай: хочешь в море
Полететь за кораблем?
Будь же, князь, ты комаром".
И крылами замахала,
Воду с шумом расплескала
И обрызгала его
С головы до ног всего.
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал…»
В конце сказки Царевна-Лебедь выходит замуж за своего спасителя.
Добрым молодцем стал добрый герой Иванушка-дурачок из русской народной сказки «Сивка Бурка»:
«- Ну, влезай ко мне в правое ухо, в левое вылезай! Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез - и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать!»
Сивка Бурка в благодарность за то, что Иванушка отпустил его на волю превратил своего спасителя в доброго молодца.
В русской народной сказке «Баба-Яга», мачеха невзлюбила свою падчерицу, все думала, как бы от нее избавиться. И, наконец, додумалась, отправила девочку к своей сестре Бабе-Яге. Так как девочка была доброй, она сумела спастись. В благодарность за ее доброту кошка Бабы-Яги дает ей полотенце и гребешок со словами «брось гребешок - вырастет густой дремучий лес. Пока она будет сквозь лес продираться, ты далеко убежишь. А опять услышишь погоню - брось полотенце: разольется широкая да глубокая река».
В волшебной сказке «Сказка про старика Оборуоччуна и дочку его Юрюмеччи Куо-Прекрасный мотылек» в семье Юрюмеччи Куо была волшебная корова, которая давала вместо молока еду. Жили бы не тужили, но произошло несчастье, у них умерла мама. Отец во второй раз женился на женщине, которая невзлюбила корову и захотела ее съесть. Зная,что смерть близка, корова захотела спасти сиротинушку Юрюмеччи Куо и поэтому превращала ее в серебряную пташку, тем самым облегчая ей жизнь.
В сказке «Резвый бегун Медвежий Глаз» богатырь Медвежий Глаз из среднего мира сразился с волшебным стариком из нижнего мира. В неравной битве наш богатырь одолел старика. Старик стал просить пощаду и взамен за свою жизнь, он подарил дом из черного золота с красавицей. Этот дом Медвежий Глаз превратил в табакерку и унес собой в средний мир.
Прочитав эти сказки, я поняла, что волшебство случается только с теми, кто достоин этого. И за добро всегда отвечают добром
Наказание при помощи превращений героев, совершивших плохие поступки
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
«Харах симирики»
С.Маршак «Двенадцать месяцев»
«Девять сестер»
В третьей группе сказок нет злых волшебников, но, тем не менее, волшебные превращения происходят. И виноваты в этом сами сказочные персонажи, так как они непослушны или совершают плохие поступки.
В русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» братец не послушался сестрицу и превратился в козленочка.
«Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы.
Иванушка говорит:
- Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!
- Не пей, братец, козленочком станешь!
Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца.
Напился и стал козленочком…»
Некоторые сказочные персонажи ухитряются совершить не один, а несколько скверных поступков. Таковы мачеха и ее дочка в пьесе-сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Они не только обидели падчерицу и двенадцать месяцев, но и ухитрились перессориться друг с другом. За что и поплатились.
Старуха: Так я и отдала, держи карман шире!
(Обе быстро одеваются, переругиваясь)
Поторопилась! Собачью шубу выпросила!
Дочка: Вам собачья как раз к лицу! Лаетесь, как собака!
Старуха: Сама ты собака!
Обе героини превратились за свое зло в собачек.
В сказке «Харах симирики» Юлесит кыыс заблудилась и забрела в дом хозяина тайги, который за доброту и трудолюбие награждает ее ценными подарками. Юлесит-Кыыс становится хозяйкой своего просторного дома, а ее ленивая сестра стала кукушкой «Она хотела сказать: «Куда? Куда я лечу?- но забыла все слова и только твердила: «Ку-ку, ку-ку!». Стала ленивая и злая Сюряга-Суох кукушкой… » , а злая мачеха кошкой «….и стала она кошкой. Сколько кошке ни дай, она все кричит: «Ма-а-а-ло, ма-а-ло!»
В сказке «Девять сестер» все сестры не умели и не желали работать. И все пожелали одно «-Да лучше бы мы зверями или птицами родились, жили бы себе беззаботно, безбедно…». Впоследствии восемь сестер превратились в разных животных, кроме младшей сестры Туллук.
Я сделала такой вывод – все персонажи в этой группе сказок поступали плохо и получили по заслугам. Опять зло в сказке не осталось безнаказанным. Добро побеждает зло.
Герои сами себя превращают в кого-то или во что-то для достижения своих целей
«Иван крестьянский сын и чудо-юдо»
«Учугэй Уедуйээн»
«Финист Ясный сокол»
«Резвый бегун Медвежий Глаз»
«Чудесная рубашка»
Я обратила внимание на сказки, где герои сами обладают волшебными силами превращения.
В сказке «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» чудо-юдовы жены хотят отомстить Ивану и замышляют сговор: «- А я забегу вперед и обернусь яблоней. Захотят они по яблочку съесть - тут их и разорвет на мелкие кусочки!...» Три жены превращаются в три разных предмета:первая в колодца, вторая в яблоню, третья в ковер. Но в конце сказки Иван узанет про их сговор и не дает убить себя и своих братьев.
Перышко из сказки «Финист Ясный сокол» превращается в доброго молодца.
«- Любезный Финист - ясный сокол, явись ко мне, жданный мой жених! И явился ей молодец красоты неописанной. К утру молодец ударился об пол и сделался соколом. Отворила ему Марьюшка окно, и улетел сокол к синему небу….». Прекрасная Марьюшка спасает своего жениха и выходит за него замуж.
В русской народной сказке «Чудесная рубашка» Иван забрел в дом, где живут добрые молодцы, да совсем непростые. Каждый из них умел превращаться в разных птиц.
«Вдруг прилетает орел, ударился о землю и сделался молодцем; за ним прилетает сокол, за соколом воробей - ударились о землю и оборотились тоже добрыми молодцами…»
Учугэй Уедуйээн в одноименной сказке, чтобы узнать почему его брат дома не работает, оборотился в блоху и спрятался в дверную щель «Тахсыбыта буолан баран, былахы буолан, дьиэ ааныгар сыстан турбут».
Чтобы вернуть свою жену Учугэй Уедуйээн превращается в горностая . «Учугэй Уедуйээн кырынаас буолан о5отун би4игэр киирбит..».
Чтобы спастись от богатыря среднего мира в сказке «Резвый бегун Медвежий Глаз» старик превратился в синий дым. « На ходу синим дымом обернувшись, нырнул в черный зев и исчез…»
Сказочные герои, чтобы достичь своих целей, будь то коварных, то добрых, они превращаются во что угодно. В этих сказках в основном превращаются в зверей и птиц.
Превращения неодушевленных предметов в детей.
«Баба-Яга и Заморышек»
«Бэйбэрикээн эмээхсин»
«Снегурочка»
«Тесто богатырь»
«Удьур5ай Боотур»
У старика со старухою из сказки «Баба-Яга и Заморышек» не было детей. Но однажды старик встретил доброго деда, который помог им иметь детей. Для исполнения желания он посоветовал : « Я знаю, что у тебя в мыслях, ты все об детях думаешь. Поди-ка по деревне, собери с каждого двора по яичку и посади на те яйца клушку, что будет сам увидишь.»
Через какое-то время у старика со старухою появляются 41 детей.
В сказке «Снегурочка» у Ивана да Марьи не было детей.Поэтому они слепили из снега снежную бабу, которая превратилась в Снегурочку, живую девочку.
К этой группе можно отнести якутскую сказку «Бэйбэрикээн эмээхсин». В этой сказке старушка Бэйбэрикээн до старости лет жила одна. Однажды из поля принесла домой траву хвощ, завернула в сверток и положила под подушку. Вскоре трава превратилась в красавицу дочку « Керде5унэ - дьиэтин ханас еттугэр хандьытаал таас харахтаах, укулаат таас уостаах, икки киис атахта4ан сыппытын курдук хаастаах «…» учугэйкээн бэйэлээх кыыс о5о олорор. Били бэрдьигэс ото маннык буолан хаалбыт».
У старика со старухою в сказке «Тесто богатырь» из теста появляется ребенок. « Однажды, размешивая тесто для хлеба старуха нашла в нем маленького, словно бы игрушечного ребенка…»
В сказке «Удьур5ай Боотур »состарились старик со старухой, но Бог им не дал ребенка. Однажды, возвращаясь из работы, старик нашел большой удьур5ай. Удьур5ай был похож на ребенка, который вскоре превратился в настоящего мальчика. «Положила она однажды куклу рядом с собой и уснула. Вдруг сквозь сон услышала она плач. Просыпается старуха и видит – превратился деревянный человечек в живого ребенка…».
И в якутских и русских сказках у бездетных людей с помощью волшебства появляются из неодушевленных предметов дети. Я заметила, что вот эти предметы превращаются в детей как награда за их доброту, терпение, чтобы они имели в старости лет свою опору, защиту.
Выводы.
Проделанная мной работа позволяет сделать следующие выводы:
как бы не старались завистливые и мстительные волшебники навредить сказочным героям, у злодеев, в конце концов, ничего не получилось. Добро всегда побеждает зло.
волшебство случается только с теми, кто достоин этого. И за добро всегда отвечают добром
некоторые персонажи в сказках поступали плохо и получили по заслугам. Опять зло в сказке не осталось безнаказанным.
Сказочные герои, чтобы достичь своих целей, будь то коварных, то добрых, они превращаются во что угодно.
Волшебником быть не просто, надо сначала как следует подумать о последствиях.
В якутских и русских сказках у бездетных людей с помощью волшебства появляются из неодушевленных предметов дети. Я заметила, что вот эти предметы превращаются в детей как награда за их доброту, терпение, чтобы они имели в старости лет свою опору.
Все превращения неспроста. Превращения помогают нам лучше понять смысл сказки, посмотреть себя со стороны, и подумать, а все ли я и мои друзья правильно делаем.
Сравнив якутские и русские сказки, я пришла к выводу, что все сказки имеют одинаковую идейную направленность. Но наряду со многими сходствами каждая сказка имеет и свои национальные особенности, обладает местным колоритом.
Литература:
Золотая книга лучших сказок мира: «Царевна-лягушка» - русская народная сказка; М.: ТЕРРА, 1993;
А. С. Пушкин «Сказки»: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - М.: ООО «СТРЕКОЗА», 2008 г;
«Народные русские сказки»: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - М.: Детская литература, 1983;
С. Маршак: Собрание сочинений (пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»): Т. 2. - М.: Художественная литература, 1968;
Пропп В.Я.
«Якутские сказки» -Якутск, 1990
Толстой А.Н. «Сказки»-М.:Детская литература»,1991
«Иван-крестьянский сын»-М.:Детская литература, 1986
«Саха остуоруйалара» - Я.: Бичик,2011
«Сказки о животных»-М.:Планета детства, 2012
БЕЛАЯ УТОЧКА
Один князь женился на прекрасной княжне и не успел еще на нее наглядеться, не успел с нею наговориться, не успел ее наслушаться, а уж надо было им расставаться, надо было ему ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках. Что делать! Говорят, век обнявшись не просидеть.
Много плакала княгиня, много князь ее уговаривал, заповедовал не покидать высока терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не ватажиться, худых речей не слушаться. Княгиня обещала все исполнить.
Князь уехал; она заперлась в своем покое и не выходит.
Долго ли, коротко ли, пришла к ней женщина, казалось - такая простая, сердечная!
- Что, - говорит, - ты скучаешь? Хоть бы на божий свет поглядела, хоть бы по саду прошлась, тоску размыкала.
Долго княгиня отговаривалась, не хотела, наконец подумала: по саду походить не беда, - и пошла.
В саду разливалась ключевая хрустальная вода.
- Что, - говорит женщина, - день такой жаркий, солнце палит, а водица студеная так и плещет, не искупаться ли нам здесь?
- Нет, нет, не хочу! - А там подумала: ведь искупаться не беда!
Скинула сарафанчик и прыгнула в воду. Только окунулась, женщина ударила ее по спине:
- Плыви ты, - говорит, - белою уточкой!
И поплыла княгиня белою уточкой.
Ведьма тотчас нарядилась в ее платье, убралась, намалевалась и села ожидать князя.
Только щенок вякнул, колокольчик звякнул, она уж бежит навстречу, бросилась к князю, целует, милует. Он обрадовался, сам руки протянул и не распознал ее.
А белая уточка нанесла яичек, вывела деточек: двух хороших, а третьего - заморышка; и деточки ее вышли - ребяточки.
Она их вырастила, стали они по реченьке ходить, злату рыбку ловить, лоскутики сбирать, кафтаники сшивать, да выскакивать на бережок, да поглядывать на лужок.
- Ох, не ходите туда, дети! - говорила мать.
Дети не слушали; нынче поиграют на травке, завтра побегают по муравке, дальше, дальше - и забрались на княжий двор.
Ведьма чутьем их узнала, зубами заскрипела. Вот она позвала деточек, накормила-напоила и спать уложила, а там велела разложить огня, навесить котлы, наточить ножи.
Легли два братца и заснули; а заморышка, чтоб не застудить, приказала им мать в пазушке носить, - заморышек-то и не спит, все слышит, все видит.
Ночью пришла ведьма под дверь и спрашивает:
- Спите вы, детки, иль нет?
Заморышек отвечает:
- Не спят!
Ведьма ушла, походила-походила, опять под дверь:
- Спите, детки, или нет?
Заморышек опять говорит то же:
- Мы спим - не спим, думу думаем, что хотят нас всех порезати; огни кладут калиновые, котлы высят кипучие, ножи точат булатные!
«Что же это все один голос?» - подумала ведьма, отворила потихоньку дверь, видит: оба брата спят крепким сном, тотчас обвела их мертвой рукой - и они померли.
Поутру белая уточка зовет деток; детки нейдут. Зачуяло ее сердце, встрепенулась она и полетела на княжий двор.
На княжьем дворе, белы как платочки, холодны как пласточки, лежали братцы рядышком.
Кинулась она к ним, бросилась, крылышки распустила, деточек обхватила и материнским голосом завопила:
Кря, кря, мои деточки!
Кря, кря, голубяточки!
Я нуждой вас выхаживала,
Я слезой вас выпаивала,
Темну ночь недосыпала,
Сладок кус недоедала!
Жена, слышишь небывалое? Утка приговаривает.
- Это тебе чудится! Велите утку со двора прогнать!
Ее прогонят, она облетит да опять к деткам:
Кря, кря, мои деточки!
Кря, кря, голубяточки!
Погубила вас ведьма старая,
Ведьма старая, змея лютая,
Змея лютая, подколодная;
Отняла у вас отца рóдного,
Отца рóдного - моего мужа,
Потопила нас в быстрой реченьке,
Обратила нас в белых уточек,
А сама живет - величается!
«Эге!» - подумал князь и закричал:
- Поймайте мне белую уточку!
Бросились все, а белая уточка летает и никому не дается; выбежал князь сам, она к нему на руки пала.
Взял он ее за крылышко и говорит:
- Стань белая береза у меня позади, а красная девица впереди!
Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, и в красной девице князь узнал свою молодую княгиню.
Тотчас поймали сороку, подвязали ей два пузырька, велели в один набрать воды живящей, в другой - говорящей. Сорока слетала, принесла воды. Сбрызнули деток живящею водою - они встрепенулись, сбрызнули говорящею - они заговорили.
И стала у князя целая семья, и стали все жить-поживать, добро наживать, худо забывать.
А ведьму привязали к лошадиному хвосту, размыкали по полю: где оторвалась нога - там стала кочерга; где рука - там грабли; где голова - там куст да колода. Налетели птицы - мясо поклевали, поднялися ветры - кости разметали, и не осталось от ней ни следа, ни памяти!
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Аннинская СОШ с УИОП»
Конспект урока
литературного чтения
в 3 классе
«Русская народная сказка «Белая уточка»
Составитель Муратова О.В.
учитель начальных классов
пгт Анна, 2015
Цель: Создание условий для развития критического мышления через анализ русской народной сказки «Белая уточка».
Задачи:
Образовательные : познакомиться с русской народной сказкой «Белая уточка» и проанализировать её; актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом.
Развивающие: формировать познавательные универсальные учебные действия в ходе работы с текстом;
Воспитательные: воспитывать интерес к устному народному творчеству; пробуждать творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность; мотивировать ситуацию успеха и достижений, творческой самореализации учащихся; воспитывать сочувствие и сопереживание по отношению к близким людям.
Планируемые результаты:
Предметные: развитие смыслового чтения через анализ русской народной сказки «Белая уточка»;
Метапредметные:
Регулятивные:
Осознание значимости чтения для личного развития;
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Овладение логическими действиями анализа, обобщения; установление аналогий и причинно-следственных связей; построение рассуждений;
Познавательные:
Использование разных видов чтения (смысловое, выборочное, поисковое);
Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику сказки, участвовать в её обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
Коммуникативные:
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Личностные:
Формирование уважительного отношения к иному мнению;
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Самооценка своей деятельности на уроке;
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала
Технологии:
Методика «Основы смыслового чтения и работа с текстом»
Технология критического мышления
Технология деятельностного метода обучения
Материально-технические средства: компьютер, проектор, экран, учебник по литературному чтению Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий «Литературное чтение»; диск – электронное приложение к учебнику; карточка с задачами урока; портрет А.Н. Афанасьева.
Методические пособия: Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. – М.: ВАКО, 2014. – 400 с. – (В помощь школьному учителю); толковый словарь В.Даля; э тимологический русскоязычный словарь Фасмера
(интернет ресурс http://www.slovopedia.com)
СТРУКТУРНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
Этапы урока | ЗАДАНИЯ, направленные на достижение результатов | Деятельность обучающихся | Ожидаемые результаты |
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Цель: создание положительного настроя на работу | В мире много сказок грустных и смешных, И прожить на свете нам нельзя без них. Лампа Алладина, в сказку нас веди, Башмачок хрустальный, помоги в пути! Мальчик Чипполино, мишка Винни-Пух – Каждый нам в дороге настоящий друг. Пусть герои сказок дарям нам тепло, Пусть добро навеки побеждает зло. Кому хочется сегодня на уроке познакомиться с новой сказкой? Ну, тогда в путь! | Восприятие мотивов обучения, настрой на работу с литературным произведением. | Л: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Р: позитивный настрой на работу. |
2.Актуализация знаний. Постановка учебной задачи Цель: подведение детей к формулированию темы и цели урока. | Прочитайте с доски предложение: «В какой семье любовь да совет, в той и горя нет». Что можете сказать о прочитанном? (это пословица) Как вы понимаете данную пословицу? Как вы думаете, какое отношение она имеет к сегоднешнему уроку? (высказывание предположений) Откройте учебник на 81 стр. прочитайте название сказки, а на стр. 83 рассмотрите иллюстрацию. Выскажите свои предположения, о чём пойдёт речь в этой сказке? (высказывание предположений) Итак, сегодня мы знакомимся с РНС «Белая уточка». Как обычно мы знакомимся со сказками? Поставим задачи на сегодняшний урок. КАРТОЧКА НА ДОСКУ: Познакомимся со сказкой. Обсудим её. Попытаемся понять её основную мысль. | Чтение с доски предложения, ответы на вопросы учителя, высказывание своих предположений | Р: формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. П: активное использование речевых средств для решения познавательных задач. К: изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения. |
3. Знакомство со сказкой и первичное впечатление от сказки. Цель: первичное знакомство со сказкой и впечатление от неё. | Давайте прослушаем сказку в исполнении артиста и проверим свои предположения. ПРОСЛУШИВАНИЕ ДИСКА с произведением с одновременным слежением по тексту. Ваши впечатления от прочитанного? Какие чувства вы испытывали, слушая сказку? (радость, тревогу, огорчение, …) Понравилась ли вам сказка? | Слушание и слежение по тексту за диктором. Озвучивание впечатлений после первичного прочтения сказки, обмен мнениями с одноклассниками. | Р: овладение логическими действиями анализа, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений; К: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; |
4. Словарная работа. Цель: толкование непонятных слов, расширение словарного запаса детей | Смысл каких слов и выражений был непонятен вам? РАБОТА ПО ПАРАМ: Соедините слова с их толкованием по карточкам: ЗАПОВЕДОВАЛ (…заповедовал не покидать высока терема…) – завещал, наказывал НЕ ВАТАЖИТЬСЯ («…с дурными людьми не ватажиться…) – не собираться толпой, стаей, ватагой, гурьбой; не знаться, не общаться, не водиться, не связываться; не знакомиться, не дружиться. (толковый словарь В.Даля) РАЗМЫКАТЬ тоску – рассеять, забыть, развеять. НАМАЛЕВАЛАСЬ – накрасилась. | РАБОТА В ПАРАХ: объяснение непонятных слов через соотнесение с их толкованием |
|
РАБОТА ПО ГРУППАМ: Сейчас мы обсудим по группам, как вы поняли смысл сказки? Времени даётся на работу в группе – 3 минуты. Озвучивание мнений от группы. Давайте обсудим сказку и определим, кто из вас был ближе к истине. С чего начинается сказка? Послушалась ли жена князя? Что с ней случилось? Зачитайте. Какой вывод можно сделать? (Сказка учит тому, что нельзя доверяться чужим людям. В мире кроме добра есть и зло.) Какой матерью была княгиня? Легко ли ей жилось? Найдите и зачитайте из текста строки, подтверждающие вашу точку зрения. (Заботливая, трудолюбивая, любящая. Жилось тяжело, в нужде) Вы уже знаете, что никто лучше матери не позаботится о вас. О чём беспокоилась уточка, о чём просила детей? Зачитайте эти строки. Послушались ли дети матери? Что они сделали и что из этого вышло? В народе говорят: «Дети – радость, детки и горе». Как вы понимаете такое высказывание? (Когда дети себя ведут послушно – это для родителей радость. С непослушными детьми всегда что-то случается плохое) | РАБОТА ПО ГРУППАМ: участие в диалоге по определению смысла сказки. Выборочное чтение. |
||
Физкультминутка Цель: снятие физиологического утомления и напряжения | Раз - подняться, потянуться, Молодцы, дружно и послушно выполнили зарядку. | Коллективное выполнение динамической паузы под руководством 1 ученика | Снятие физиологического утомления и напряжения |
5. Эмоциональная оценка текста с помощью вопросов по содержанию. Цель: разбор текста по содержанию с эмоциональной оценкой её смысла. | Вернёмся к сказке. Как себя в сложной ситуации ведёт младший сын? Каким он показан в сказке? (Смелым, сообразительным, находчивым) Почему его тогда называют Заморышем, если он такой хороший? (Дело в том, что на Руси самых красивых, умных детей называли «дурак», «дурачок», «заморыш», чтобы уберечь от дурного завистливого взгляда и злых сил. Заморыш – особый ребёнок). Сердце матери чует беду. Почуяла её и уточка-мать, полетела на княжий двор и увидела своих деток, лежащих рядком. Как повела себя мать? (жалобно запела, запричитала) Рассмотрите иллюстрацию. Соотнесите её с текстом сказки. Прочитайте выразительно. Сравните, какой изображена уточка в сказке и на иллюстрации. (белая, красивая, горюющая) Какие цвета и оттенки использовал художник? (белые, светлые, яркие) Кто помог уточке в горе? (князь) С помощью чего были разрушены колдовские чары? Что стало с детьми? Зачитайте отрывок. Что стало с источником зла – ведьмой? Зачитайте отрывок. Какие слова непонятны были вам? МЫКАЛИ по полю – бродили, мотались. куст КОЛОДА – кустарник (Этимологический русскоязычный словарь Фасмера) Семья воссоединилась, злые силы побеждены. Как бы вы сейчас ответили на вопрос: в чём смысл сказки? Добро победило зло? Сказка о непослушании ? (сначала княжна ослушалась мужа, потом сыновья ослушались мать) | Ответы на вопросы учителя, высказывание своих предположений. Характеристика героев сказки, их поступков и последствий. Поисковое чтение Выборочное чтение Толкование слов | П: умение осознанно воспринимать и оценивать содержание сказки, участвовать в её обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; Л: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; К: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Р: овладение логическими действиями анализа, обобщения; установление аналогий и причинно-следственных связей; построение рассуждений; |
6. Подведение итогов Цель: соотнести поставленные задачи с достигнутым результатом. | К какому виду сказок относится данная сказка? (волшебная) Какие признаки волшебной сказки присутствуют? (чудесные превращения, троекратные повторы, присказки, сказочные помощники, невероятные события) Назовите положительных и отрицательных героев сказки. (запись на доске: княгиня, князь, сыновья - ведьма) Посмотрите, как много положительных героев. Так и в жизни бывает: добрых людей намного больше, чем плохих. Поэтому добро всегда побеждает зло. Обратимся к нашим задачам в начале урока. Всё ли мы выполнили? | Ответы на воросы учителя, высказывание собственных точек зрения. | Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; Л: развитие оптимистического взгляда на жизнь; |
7. Рефлексия Цель: оценить свою деятельность на уроке. | В народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Какой урок для себя вы вынесли, познакомившись с этой сказкой? Что нового для себя сегодня узнали? | Самооценка учебной деятельности на уроке | Р: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; Л: самооценка своей деятельности на уроке; |
8. Знакомство с А.Н. Афанасьевым. Цель: знакомство с собирателем русских народных сказок А.Н. Афанасьевым, его вкладом в русскую культуру. | Как вы думаете, откуда к нам пришла эта сказка? Оказывается много лет назад в нашей области жил один человек, который, собирал сказки, записанные другими писателями, и выпустил 3 тома сборника «Народные русские сказки». Звали его Александр Николаевич Афанасьев. Сам Александр Николаевич всего сказок 10 сам записал, а всего в его сборнике было около 640 сказок, собранных другими учёными. Например, В.И. Даль передал ему 150 сказок. Сборник «Народные русские сказки» - одно из главных сокровищ русской культуры. Сказки из этого сборника переведены на многие языки и пользуются мировой известностью. Афанасьев отобрал из своего сборника 88 сказок специально для детей. Они неоднократно издавались у нас в стране и за рубежом. | Знакомство с собирателем сказок А.Н. Афанасьевым. | П: знакомство с воронежским учёным и собирателем русских народных сказок А.Н. Афанасьевым, его вкладом у русскую культуру. |
9. Домашнее задание. | Прочитайте дома сказку родным, обменяйтесь с ними впечатлениями. Нарисуйте иллюстрации к понравившемуся отрывку. | Принятие домашнего задания | Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми |