Биографии Характеристики Анализ

Памятка «как понять, что тебя вербуют в игил? Советы бывалого разведчика: как понять, что вас вербуют.

Искусные в оценке предполагаемых клиентов, вербовщики чаще всего обращаются к тем, кто находится в данный момент в непривычном, неустойчивом или неприятном социальном и психологическом положении. И поскольку люди, переживающие смерть близкого, находятся в состоянии одного их самых тяжелых стрессов, то они очень часто попадают в поле зрения вербовщиков культов.

Субъектами внимания вербовщиков могут стать люди на отдыхе, студенты вузов (особенно первый и последний годы учебы), пожилые люди (недавно ставшие пенсионерами или оказавшиеся в длительном одиночестве), наивные подростки с их кризисом самоопределения, любой человек, переживающий какой-то стресс (болезнь, смерть близких, развод и т. п.), мигранты, беженцы, безработные, из которых все, вероятно, испытывают потребность в дружественности, сердечности и ищут установления связей.

Группу риска составляют личности, занятые интенсивными духовными поисками, стремящиеся «к полной и абсолютной Истине» (часто понимаемой как простые и однозначные ответы на сложные вопросы), а также индивиды с художественным складом мышления.

Отдельно следует выделить группу людей, переживающих смерть близкого. В силу того, что потеря родного человека – один из самых тяжелейших стрессов, горюющие на определенных этапах переживания горя находятся в очень неустойчивом психологическом состоянии, чувствуют себя одинокими и никому не нужными, часто стремятся поменять свое окружение, ища поддержки и понимания среди совсем незнакомых людей. Если же горюющий человек до смерти близкого был далеким от веры, то в период горевания он часто испытывает огромную потребность в поисках доказательств бессмертия души, часто ищет и соглашается на любую возможность узнать о загробной участи родного человека. В связи с этим горюющие часто становятся мишенью для психологической обработки вербовщиками культом.

Портрет вербовщика (признаки):

Это самый дружественный человек, какого вы когда-либо встречали.
- Это человек, СЛИШКОМ заинтересованный в том, что и вам, как он выяснил, нравится делать.
- Тот, кто осыпает вас комплиментами и похвалами и хладнокровно оценивает, что с вас можно взять: энтузиазм, энергию, физическую или интеллектуальную силу, деньги, квартиру и т. п.
- Тот, у кого есть все ответы на все вопросы.

ТАКТИКИ ВЕРБОВКИ

Коль скоро предполагаемый клиент выглядит восприимчивым, вербовщик предпринимает преднамеренную, рассчитанную попытку вовлечь его в беседу, разжечь его интерес и увлечь следующими средствами:

Показывая заботу о благополучии предполагаемого клиента;

Выражая необычно хорошую осведомленность о его чувствах и эмоциональном состоянии, что заставляет предполагаемого клиента поверить, что его действительно понимают. Например, узнав о поездках вербуемого, вербовщик может сказать: "Итак, ты был в дороге два месяца. Ты, должно быть, устал, чувствуешь себя одиноко, без каких-либо реальных корней?";

Демонстрируя острый, объединяющий интерес к идеям вербуемого, интересам, надеждам, целям, говоря, например: "О, ты музыкант. Ну, мне как раз случилось жить с группой музыкантов...";

Удерживая контакт глазами, поддерживая тесную физическую близость, "нападая" сексуально (в психологическом смысле);

Извлекая личную информацию о текущем положении вербуемого, о его заботах, проблемах, стрессах. Например, вербовщик может спросить: "что твои родители думают о твоих путешествиях через всю страну?" или "Есть ли у тебя интимные отношения с кем-нибудь?" или "Знаешь ли ты, что хочешь делать со своей жизнью?".

Тактические приемы, используемые деструктивными культами, чтобы добиться обращения:

Контроль времени и деятельности (поведения) , то есть подчинение потенциальных новообращенных рассчитанному строгому временному графику, в пределах которого каждый момент связан с физически и эмоционально напряженной деятельностью. Это оставляет мало времени или вовсе его не оставляет для уединения и размышления.

Такой график может включать: лекционный марафон, длительные заседания - встречи группы, интенсивные консультации один на один, произвольные танцы или энергичные виды спорта, гипнотические упражнения, создание отчетливых зрительных образов (визуализация), медитация, монотонное пение, жаркие молитвенные собрания, недостаточные сон и еда.

Результаты: пониженная психологическая защита, снизившееся внимание, физическое и эмоциональное истощение, ослабленная способность критически оценивать группу, трансоподобные состояния, которые часто являются отвлекающими и делают человека в высшей степени поддающимся внушению.

Информационный контроль , например: отсечение или клевета на внешние источники информации, такие как телевидение, радио, газеты, связь с людьми за пределами группы; "бомбардировка" вербуемых культовой литературой, записями и лекциями по идеологической обработке; классифицирование определенной информации о культе как "секретной" (например, кто является лидером; какие жертвы, изменения в стиле жизни и финансовые обязательстве требуются от культистов; на что уходят деньги); искажение ("Мы собираем деньги для детей, лишенных благоприятных условий") и открытая ложь ("Никто из наших последователей не дает деньги лидеру", "Мы не верим, что наш гуру - Бог").

Результаты: Информационный контроль мешает информированному принятию решений и таким образом предотвращает критическую оценку культа.

Манипуляция языком . Это может быть осуществлено путем приписывания новых и дополнительных значений обычным словам. Например, в Миссии Божественного Света слово "знание" означает четыре методики медитации, которым учат в течение начального занятия, что предположительно дает человеку знание Бога; слово "разум" синонимично дурным мыслям и силам внутри людей, которые уводят их от Бога и от Истины; "мир" относится к тому, что находится за пределами Миссии Божественного Света и поэтому является непросвещенным.

Дополнительная тактика включает: использование особенного словарного запаса (например, искусственные слова и фразы); введение иностранного языка(ов) в разговор и пение; стремление отбить охоту к "банальному" разговору о некультовой деятельности, интересах и идеях; ограничение выражения личных мыслей и чувств о своем прошлом и будущем.

Результаты: Вербуемые чувствуют себя посвященными в исключительный язык, словарный запас и новое знание. Они начинают ощущать себя более удобно, общаясь с культистами, и, в конце концов, как только этот язык становится частью их повседневной речи, чувствуют себя заторможено в общении с людьми вне культа, которые явно не могут этого понять. Это вносит свой вклад в поляризованный менталитет "мы-они", причем потенциальные новообращенные начинают больше отождествлять себя с культом и меньше - с некультовым миром.

Отучивание от критического, рационального мышления . Например, многие культы отделываются от сомнений, критики и вопросов культистов утверждениями типа "Все станет ясно со временем" или угрозами типа "В корне всякого сомнения Сатана", или увещеваниями вроде "Если ты хочешь узнать Бога, ты должен выйти за пределы рациональности".

Результаты: Вербуемые испытывают чувство вины из-за сомнений, вопросов или использования своих интеллектуальных способностей для оценки культа. Многие даже начинают рассматривать свой разум как нарушителя спокойствия, генератор ядовитых сомнений, оружие Сатаны и тому подобное.

Обучение методикам, вызывающим транс . Оно может включать в себя: медитацию, монотонное пение, говорение на языках (глоссолалия, т. е. произнесение бессвязных и бессмысленных звукосочетаний в состоянии индивидуального или группового экстаза), самогипноз, создание ярких мысленных образов (визуализация) и контролируемые дыхательные упражнения (приводящие к обеднению или перенасыщению крови кислородом и изменяющие процесс мозговой деятельности).

Результаты: Эти методики, особенно если они раскрываются перед новообращенным в ходе напряженных особых церемоний посвящения, часто заставляют вербуемых чувствовать себя причастными особенным и/или божественным силам. Стимуляция трансов и тому подобное может быть очень действенно в подавлении сомнений и возрастании внушаемости к дальнейшей идеологической обработке. У некоторых особенно уязвимых людей применение подобных методик может привести к психическим срывам.

Исповедальные сессии , во время которых культистов принуждают выдавать крайне личную информацию о прошлых и настоящих проступках и грехах, реальных или воображаемых.

Результаты: Вербуемые, которые открывают такую информацию, могут испытывать начальное чувство вины и стыда, а затем ощущение облегчения после признания. Они могут даже стать зависимыми от этой самоопорочивающей деятельности как от способа облегчения чувства вины. Однако те, кто хочет покинуть культ, часто боятся, что культ может воспользоваться раскрытой ими информацией, чтобы шантажировать или клеветать на них.

Групповое давление , то есть предложение позитивного подкрепления, такого как одобрение, привязанность или повышенный статус, когда культисты соглашаются с целями группы, и отказ от такого подкрепления или наказание тех, кто говорит или действует вопреки культовым предписаниям.

Результат: Вербуемые могут поддаться групповому давлению, несмотря на устойчиво удерживающиеся убеждения, противоречащие культовым верованиям и практике. Если вербовщик добивается успеха, вербуемый ощутит эмоциональную связь с вербовщиком, а также готовность или желание поддерживать контакт.

Когда вербуемые клиенты считаются готовыми, - а это может быть после пятнадцати минут разговора или после нескольких случайных встреч, их могут пригласить присоединиться или посетить группу.

Вербовщики часто подгоняют свои описания группы таким образом, чтобы они соответствовали интересам вербуемого. Например, вербуемый клиент, ищущий духовного свершения, может быть приглашен в "духовную дискуссионную группу", в то время как тот же самый вербовщик может пригласить другого вербуемого, интересующегося психологией, на "семинар по человеческому потенциалу".

Намерения вербовщика: быстро оценить, будет ли вербуемый клиент ценным приобретением для группы, то есть способным приносить деньги и привлекать новых последователей. Если его считают заслуживающим "вложения", на вербуемого будет обрушиваться ливень внимания и щедрой заботы до тех пор, пока он не примет обязательство присоединиться к группе. В этот момент первоначальная забота вербовщика перемещается на других вероятных кандидатов. К несчастью, новый рекрут часто слишком охвачен энтузиазмом своей новой преданности, чтобы заметить, что этот хороший приятель и вербовщик покинул его для кого-то другого...

ОБРАЩЕНИЕ В ПОЛНОГО ПРИВЕРЖЕНЦА

Цель обращения в деструктивных культах заключается в том, чтобы вербуемый безусловно принял верования, практику и характерные черты личности, предписанные группой.

Некоторые культы пытаются совершить полное обращение в течение интенсивного уик-энда; другие имеют более смягченный подход, раззадоривая аппетиты потенциальных новообращенных в течение недель или месяцев перед тем, как позволить им формально быть принятыми в группу. Некоторые индивиды так полностью до конца и не обращаются. Эти люди остаются на краях группы, считаются временными и никогда не достигают высокого статуса среди культистов.

Частичное или неудачное обращение может возникнуть из-за неспособности подчиниться ожиданиям группы, необычайной способности сопротивляться давлению группы, скуки или внекультовых обязательств и ответственности, которые оказались слишком привлекательными и/или настоятельными даже для высокого давления религиозных убеждений группы.

Успешное обращение часто сопровождается радикальным изменением новообращенных:

Они принимают на себя идеальную культовую личность (соглашаются с требованием культа, чтобы они "стали как дети", "стали полностью спокойными", "были отделенными от материального мира" и тому подобное);

Заменяют свой прежний жизненный стиль, словарный запас, интересы, друзей и ценности тем, что предписано культом.

Этот разительный разрыв с прошлым может первоначально вызывать мощные стрессы у новообращенных, которые часто чувствуют разорванность своей прежней и теперешней жизни... Непрерывное подчинение практике и верованиям культов, однако, часто ослабляет эти стрессы, и, в конце концов, прежние убеждения, стили жизни и даже прошлый жизненный опыт выглядят отдаленными, частично забытыми и существенно отделенными (диссоциированными) от сегодняшнего сознания.

ПОДДЕРЖАНИЕ ВЕРНОСТИ НОВООБРАЩЕННЫХ

Деструктивные культы осознают, что даже самые преданные обращенные поддаются сомнениям и могут отступиться, если только они не подвергаются интенсивной и постоянной программе поддержки. Поэтому много времени и усилий вкладывается в поддержание верности обращенных, путем использования тактик, подобных описанным ниже.

Убедить обращенного придерживаться сурового стиля жизни , который отражает культовые ценности. Многие культы содержат своего рода общежития (“монастыри”, “ашрамы” и т. п.), где вся деятельность концентрируется вокруг культовых целей. На культистов часто оказывается давление посредством обещаний более высокого статуса с целью заставить их жить в этих домах, например: "Гуру любит всех своих детей, но он особенно любит тех, кто присоединяется к его монашескому дому и посвящает ему всю свою жизнь."

Результаты: Строгое следование культовому стилю жизни служит подчинению и усилению преданности обращенного верованиям культа. Кроме того, энергичные программы добывания средств, вербовки и другой ориентированной на культ деятельности истощает обращенных, не оставляя времени или энергии на то, чтобы подвергать сомнению культовые верования.

Обучение и чрезмерное использование методик, вызывающих транс , таких, как медитация, монотонное пение, самогипноз и говорение на языках.

Результаты: Подобные методики могут иметь своим результатом: подавление мыслей, чувств и сомнений; ослабленную интеллектуальную и критическую способность; подчас психопатологию.

Обратите внимание: Эти методики сами по себе не вредны при умеренном, уместном и строго контролируемом (профессиональным врачом или психологом) применении. Они причиняют вред в деструктивных культах потому, что используются для подавления самостоятельного здравого мышления, а не для понимания и "проработки" умственных затруднений.

Публичное заявление о верности , такое как: поощрение новых обращенных вербовать других (некоторые культы предлагают более высокий статус и другое вознаграждение преуспевающим вербовщикам), делать торжественные заявления на публичных встречах, подписывать заявления о верности.

Результаты: Публичное заявление усиливает преданность обращенных культу и заставляет уходящих казаться предающими доверие.

Повторяющиеся угрозы санкций за уход , такие как: "Если ты уйдешь, твоя жизнь развалится на куски"; или "твоя душа сгниет"; или "ты отправишься в ад"; или "пострадают твои родственники"; или "твоя жизнь будет в опасности".

Результат: Обращенные боятся покинуть культ.

Обещание немедленного осуществления, мира, спасения , например, говоря обращенным, что если они "только чуть-чуть сильнее постараются, отдадут немного больше" себя, они достигнут любого обещанного культом вознаграждения.

Результаты: Обращенные постоянно стремятся достичь утопических идеалов и обвиняют себя самих за то, что стараются недостаточно усердно.

Ограниченный доступ к внешним источникам информации или его отсутствие.

Результат: Нет противоположных точек зрения, чтобы стимулировать критическое мышление о культе. Укрепление представления, что сомнения относительно группы отражают недостатки сомневающегося, но не группы.

Отсутствие некультовых связей и эмоциональной поддержки.

Результаты: Обращенные становятся зависимыми от культа в дружбе, близости и эмоциональной поддержке; чувства отчуждения, враждебности и паранойи в отношении некультового мира все более усиливаются.

Контроль интимных отношений внутри культа : например, лидер может диктовать, стоит ли, когда и на ком жениться...

Результаты: У обращенных может развиться искаженный, обезличенный взгляд на сексуальность и половые сношения. Лидеры защищены от возможности того, что близкие друзья поделятся сомнениями относительно группы и укрепят их.

Постоянная исповедь и самоопорочивание.

Результаты: Обращенные испытывают стыд, затем облегчение, затем чувствуют себя в долгу перед культом за спасение от их "дурной натуры".

Чрезмерные финансовые обязательства , часто требующие передачи в пользу культа наследства, банковских счетов, платежных чеков и другого материального имущества (дома, машины, аудио и видеотехника и т. п.).

Результаты: Культисты остаются фактически без гроша и в финансовом плане зависят от группы. Также, если было пожертвовано много денег, обращенные могут оправдывать свои вложения, закрывая глаза на деструктивные элементы группы.

по материалам статьи Е.Н. Волкова
«Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах» //
Журнал практического психолога. М.: Фолиум. 1996. # 3. С. 76-82

Деятельность спецслужб всегда привлекало к себе повышенное внимание, хотя та информация, которая становится доступной общественности лишь ничтожно малая доля от всей деятельности осуществляемой этими службами. Одной из основных задач необходимых для успешного осуществления секретной деятельности является разветвлённая и хорошо законспирированная сеть агентуры, вербовка новых агентов.

Раскачивание на эмоции. Пример вербовки.

Понятие вербовки

Вербовка - это комплекс разнообразных агентурно-оперативных мероприятий, направленных на завлечения интересующего спецслужбу лица, к сотрудничеству с ними, для выполнения определенных задач разведывательного характера.

Работа спецслужб разных стран в этом направлении в основном построена везде одинаково. Конечно это очень кропотливая, секретная и опасная работа. Примеры вербовки мы можем наблюдать в повседневной жизни со стороны маркетинга. Принцип современных продаж – сотворить заинтересованность и удовлетворить ее, заставляет приобретать товар, даже если он вам и не сильно нужен. В вербовки людей применяется тот же принцип только на более высшем психологическом уровне. Привлечения лица в свою агентуру является для разведчика работой экстра- класс.

Этапы вербовки агентов

В основном процесс вербования агента подразделяется на несколько этапов. Вначале происходит предварительная подготовка к проведению вербованию агента. На этой стадии определяется круг лиц, которые могут подходить для выполнения определенных задач разведывательного характера, так называемый вербовочный контингент. Специалисты проводят тщательное изучение профессионального потенциала выбранного окружения. Их этой группы лиц подбирается кандидатура, которая по тем или иным соображением может согласиться на сотрудничество со спецслужбами. Определившись с кандидатурой, разработчики операции тщательно исследуют выбранный объект, изучаю его все положительные и отрицательные стороны характера, профессиональная полезность персоны, разыскиваются компрометирующие его материалы, скрупулёзно выясняют все стороны личной жизни и политических, религиозных убеждений. Досконально изучив всю информацию, создав психологический портрет будущего агент, оценив его внутренний и внешний мир, специалисты спецслужб находят те стороны, с помощью которых можно привлечь индивидуум к сотрудничеству. Вся полная картина интересующего объекта предоставляется на рассмотрение руководителям и в случае положительного решения вопроса создаётся совместный план действий направленных на вербования нового агента.

Разработка объекта

Определившись с кандидатом, сотрудники спецслужб начинают вербовочную разработку будущего агента. Собирается вся необходимая информация из окружения объекта, используется технические возможности для получения информации и проводится наружное наблюдение. Все эти мероприятия, дают понять, с помощью какого мотива, можно оказать влияние на интересующее лицо. После этого вырабатывается тактика и основа вербования, которая зависит от окружающей ситуации, личных и бытовых проблем, сложившийся политической обстановкой, обстоятельств, которые могут влиять на жизненные потребности человека.

Вербовка. Как это делается

Основы вербовки агента

Существует несколько основных идей, на основе которых проводят вербования агентов:

  • идейно-политическая;
  • компрометирующая;
  • материально – бытовая;
  • морально-психологическая.

Вербование, которое происходит на идейно-политической основе, развивает наиболее крепкие связи между агентом и спецслужбой. В этот стиль вербования особенно эффективен при разочаровании в политической обстановке в стране, в ущемлении религиозных верований, в раскрутке национализма. Агенты, завербованные на этой платформе готовы ради идеи к самопожертвованию, они являются очень ценными и преданными агентами, если только не произойдёт разочаровании в своих идеях.

Агенты, которые завербованы с помощью компроматов тоже достаточно большое количество. При изучении досье на интересующие объекты специалисты спецслужб могут найти компрометирующие материалы в сексуальной жизни агента (гомосексуализм, любовная связь на стороне, секс с несовершеннолетними), в личной биографии, в биографии ближайших родственников. Завербованные таким способом агенты работают на спецслужбы плодотворно и долго, пока находятся на крючке.

Самым простым и понятливым способом является вербование агента на основе материального вознаграждения. Деньги являются самым лучшим стимулом. Количеством материальных вознаграждений можно стимулировать активную деятельность агента или наоборот ликвидировать по мере ненадобности его.

Самым неуправляемым является агент, завербованный на морально-психологической основе. Черты характера (тщеславие, жадность, месть и другие) являются не очень хорошим фундаментом для создания крепкой агентуры. Конечно же, как таковых границ между этими основами не наблюдается и завербованной агент на основе одной платформы, может воспринимать взгляды и идеи другой. Также немаловажным аспектом при всех формах вербования объектов всегда было и остаётся материальная оплата.

Некоторые спецслужбы зарубежных стран применяют при вербовании методы реальной угрозы жизни вербуемого объекта и его ближайших родственникам.

Ловушки для вербования
Ловушка Описание
«Медовая ловушка» Создаётся ситуация, при которой планируемый вербуемый объект вступает в сексуальный контакт с партнёром своего или противоположного пола. Все это действие тщательно фиксируется на видеокамеру. После этого планируемой вербовке кандидатуре ставится выбор или работа на спецслужбы, или обнародование всех компрометирующих материалов перед семьёй, начальством обществом.
«Любовная ловушка» Находят подходящую кандидатуру в которую вербуемый объект может влюбиться. Любовь великая сила. Возможно, найти множество примеров, когда любовь толкала на безумные поступки.
«Финансовая ловушка» Очень распространённый вид вербования при получении информации или создании ситуации, которые повлекли финансовое неблагополучие вербуемого. Работа на спецслужбы является вариантом погашения финансовых проблем.
«Карьерная ловушка» Разведывательные организации спецслужб, которые функционируют в этой стране, будут делать все возможное, чтобы их агент как можно выше поднялся по карьерной лестнице. Это выгодно как спецслужбам, так и самому агенту.
«Ловушка с использованием компромата» Обладая какими-нибудь компрометирующими данными на человека, сотрудники спецслужб нередко прибегают к обычному шантажу.
«Ловушка для авантюристов» Среди интересующих спецслужбу лиц, есть такие, что хотят поучаствовать в этом приключении ради адреналина. В реальной жизни намного всё сложней и попав раз на крючок спецслужбам, вряд ли когда сможешь с него спрыгнуть.
«Идеологическая ловушка» Получив сведения, что кандидат на вербовку недоволен существующим политическим строем, проведением экономической политикой государства агентурная сеть легко находит выход на объект, который после соответствующей обработки поддаётся вербованию.
«Ловушка для любителей разных секретных обществ» Вовлёкши кандидата на вербовку в одно секретное общество, спецслужбами не составит труда завербовать его и на другую секретную работу.
«Ловушка для националистов» Проживающие в стране люди других национальностей при правильной подаче национальной идеи становятся хорошими кандидатами для вербовки. Особенно в этом преуспели спецслужбы Израиля и мусульманских стран.

Это только небольшой перечень распространённых ситуаций, которые возникают при вербовании агентов.

Технология вербовки

Роли при вербовании агента

Конечно же, привлекать всю агентурную сеть для вербования нового агента никто не будет. Каждый агент в этом процессе будет выполнять отведенную для него роль согласно заранее разработанному плану вербования. Обычно определяют три главных роли, которые и производят вербовку агента.

«Наводчик» определяет необходимую кандидатуру способную быть полезной спецслужбам, он же собирает и передаёт всю информацию по объекту вербовки. Все личные, финансовые, карьерные проблемы входят в заинтересованность «наводчика». Обычно этот агент не засвечивается в самом процессе вербовки перед разрабатываемым объектом. Ведь результаты вербовки не известны и агент может оказаться на грани разоблачения.


«Вербовщик» агент, который непосредственно принимает участие в процессе вербования. Он встречается с кандидатом на вербовку, заставляет подписать необходимые документы, производит первые выплаты. Этот сотрудник спецслужб может быть даже не с этой страны и прибыть на встречу только на определённое время. Этот специалист должен быть высокого класса, обладать даром убеждения, и иметь определённые полномочия.


«Куратор» агент из центрального аппарата, который разрабатывает, контролирует успешность проведения операции. Конечно, в каждом правиле бывают исключения, и вербовщик при возникновении определённой ситуации может взять на себя ответственность за вербования нового агента.

Большой процент провала агентурной сети случается во время передачи информации, так что связь с новым агентом должна быть очень законспирирована.

Методы вербования

В разработке процесса вербования определяют два метода вербования: постепенного втягивания и прямого предложения. Так же учитывая данные о вербуемом объекте, нужно определиться, под какой вывеской спецслужб предлагать сотрудничество.

Выбирая метод постепенного втягивания, агент вербовщик проводит неоднократные встречи с потенциальным агентом, проводит с ним беседы, входит в его личную жизнь. Постепенно кандидат на вербовку привыкает к своему собеседнику, начинает прислушиваться к его мыслям, делится своими проблемами. Спустя некоторое время установятся доверительные отношения, которые опытный агент может использовать в свою пользу. Заем денег, совместное употребление спиртного, участие в различных неприличных мероприятиях и объект сам того не замечая становится на путь сотрудничества со спецслужбами. Заключительный этап этого метода окончательная беседа с подписанием бумаги с согласием о сотрудничестве. После этого вырабатывается план о задачах, определяются условия работы, разрабатывается способ передачи информации и проводится инструктаж.

Метод вербования прямым предложением заключает в себя прямой разговор с объектом вербования, имея на то веские основания на, то, что согласие на сотрудничество будет достигнуто. Вся эта уверенность даётся после предварительной разработки кандидата. Также этот метод используется при недостатке времени, отъезда объекта в другую территориальную зону или при сложившихся обстоятельствах. Этот метод увеличит риск разоблачения, поэтому для этой цели целесообразно использовать приезжего « вербовщика». Это позволит обезопасить имеющуюся агентурную сеть.

С развитием научного прогресса агенты спецслужб используют для вербования агентов электронную почту, мобильные телефоны. Ну как бы ни хороши были новые методы, личную встречу в вербовке не заменит ни что.

Вербовка – верх профессионализма

Вербовка агента в работе спецслужб является важной деталью в создании всего механизма функционирования агентурной сети. Заставить потенциального агента работать против своей страны на другую спецслужбу, для этого надо иметь навыки психолога, оратора, демагога, быстро реагировать на создавшуюся обстановку все это профессиональные черты высококлассного разведчика. Да вербование агента, создание агентурной сети это показывает не только успехи спецслужб, но и говорит о величие страны.

Сразу оговоримся: несмотря на название статьи, написана она, прежде всего, для того чтобы желающих завербоваться в “Исламское государство” не возникало. Однако дабы победить врага, необходимо знать его в лицо, а также пути, по которым он вербует своих последователей. Как вступить в ИГИЛ, живя при этом в России? И осуществимо ли это в принципе?

Милая, мне нужно уйти от тебя… к ИГИЛ!

Итак, каковы этапы в процессе превращения порядочного мужа / отличного налогоплательщика и просто адекватного человека в исламистское чучело и машину для убийства?

  • Первый этап — это социальные сети. После того, как исламистов вежливо попросили покинуть Твиттер, они прочно подсели на “Вконтакте”. Первым сообществом, поддерживающим террористов, официально стало Islamic State News. Затем оно было заблокировано с кратким и емким объяснением “за призывы к насилию”. Однако особого действия это не возымело, так как стали появляться масса других групп, в которых можно пообщаться даже с реальными террористами. Некоторые из них призывают помочь террористам материально или даже физически, присоединившись к ИГИЛ.
  • Так как основная цель террористов — максимальное расширение своих рядов — они не стесняются прибегать к различным методам пропаганды. Лучше всего ведутся на уловки боевиков малообразованные молодые люди, которые судят о действиях ИГИЛ по демотиваторам и запрещенным пропагандистским роликам. Более искушенную публику исламисты вербуют на особо опасных религиозных курсах или в мечетях.
  • Следующий этап касается пересечения границы. Здесь, как ни странно, все просто: переброс пушечного мяса осуществляется через Турцию.
  • И последний этап касается собственно службы у боевиков. А она далеко не так сладка, как может показаться на первый взгляд. Выходцам из европейских стран обычно поручают очень тяжелую работу, а до участия в боевых действий и вовсе не доходит.

Как вступить в ИГИЛ: самые известные случаи вербовки европейцев

  • август 2014 года — студентка-мусульманка выложила фотографию, на которой исламисты в центре Лондона распространяют свою продукцию. Что самое смешное (и пугающее одновременно), британской полиции правонарушителей так и не удалось поймать.
  • октябрь 2014 года — был задержан студент одного из университета в Японии, который активно интересовался, как вступить в ИГИЛ, и даже намеревался ехать в Сирию.
  • февраль 2015 года опять студент — но на сей раз новосибирского университета — также активно пытался завербовать неофитов в “Исламское государство”.