Биографии Характеристики Анализ

Печальная береза у моего окна и прихотью. Печальная береза

Береза по праву считается одним из главных символов России. О ней сложено множество песен, легенд, написаны глубокие по своей лиричности стихотворения. Чаще всего березу сравнивали, конечно, с русской красавицей. Ведь и стан у нее белый и тонкий, и пышные зеленые косы, и даже сережки - все, как у деревенской девушки. Особенно сильно тосковали по русским березам писатели-эмигранты, оказавшиеся вдали от родины. Например, Тэффи в своем рассказе "Ностальгия" с болью писала: "У нас каждая баба знает - если горе большое и надо попричитать - иди в лес, обними березоньку и качайся вместе с нею, слезами изойди вся вместе с нею, с белою, со своею, с русской березонькой!" Поэтому сопровождала береза русских людей и в горе, и в радости. Так в Троицу, один из самых известных и любимых церковных праздников, молодая березка символизировала силу пробуждающейся земли, поэтому ее ветвями украшали дом внутри и снаружи, особенно тщательно выкладывая веточки за иконы и за оконные наличники. Перед праздником березку "завивали", т.е. ветви сплетали косичкой и скручивали венком, а потом вешали на нее бусы, ленты, платки. Непосредственно в праздник Троицы вокруг березы водили хороводы, а потом "развивали" ее и топили в пруду, чтоб отдала она всю свою силу первым всходам на полях и способствовала благополучию людей.

Так как Троица отмечается летом, то зимой, очевидно, начинается тоска по этому радостному теплому времени года. Может быть, именно поэтому русский поэт XIX века Афанасий Фет написал стихотворение о березе, но уже в названии наделил ее эпитетом "печальная" . Естественно, зимой у нее уже нет сережек, зеленых кос, а белый ствол сливается с белым снегом.

Почему же у Фета береза печальна? Возможно, потому что "прихотью мороза разубрана она" , то есть, по сути, зависит от внешних стихийных сил, и форма страдательного причастия как нельзя лучше подчеркивает эту обреченность. С другой стороны, слово "разубрана" обычно употребляют по отношению к тому, кто блистает нарядами. Невольно возникает образ пышной красавицы, как раз в стиле XIX века. Поэтому в первой строфе стихотворения Фета слышится некоторое удивление: зимняя береза печальна, но при этом нарядна.

Во второй строфе радость поэта нарастает, потому что ветви зимней березы напоминает ему гроздья винограда, и это сравнение, на первый взгляд, кажется неуместным зимой. Впечатление усиливается оксюмороном "радостен для взгляда весь траурный наряд" . Как такое возможно? Разве траур совместим с радостью? Самое удивительное, наверное, для читателя XXI века, почему белый цвет является траурным, ведь привычней ассоциировать траур с черным цветом. Возможно, в середине XIX века (а стихотворение написано в 1842 году), традиционней было воспринимать покойника в саване - погребальном наряде, а он, как правило, белого цвета. И все-таки этот наряд "радостен для взгляда" поэта.

В последней строфе игра света утренней зари ("денницы" ) так оживляет березу, что поэт боится любых изменений в ней и не хочет, чтобы птицы стряхнули снег с ее ветвей. Тогда она потеряет прелесть очарования печали, и герой уже не испытает той гаммы чувств, которую он уже пережил. Важно отметить, что герой стихотворения очень открыто выражает свои чувства по отношению к описанному дереву: "у моего окна" , "радостен для взгляда" (понятно ведь, чей взгляд имеется в виду), "люблю... я замечать" , "жаль мне" . Подобное отношение не характерно для пейзажной лирики, поэтому, наверное, и нельзя считать подобное стихотворение пейзажем. Это, скорее, выражение чувств, переживаний, что больше характерно для элегии.

В заключение остается добавить, что слова "ветви" , "денница" , свойственные стилю XIX века и стилю самого Фета, в наше время уже архаичны, но зато придают звучанию стиха высокопарность, торжественность.

Анализ «Печальной березы» - не единственное сочинение по творчеству Фета:

  • Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
  • «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета
  • «Буря», анализ стихотворения Фета

Афанасий Афанасьевич Фет

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, —
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

Береза — один из наиболее распространенных образов русской пейзажной лирики. Кроме того, она считается важнейшим символом нашей страны. Существует множество народных поверий, связанных с этим деревом, причем как положительных, так и негативных. Согласно одним традициям, береза могла выступать в роли защитницы от нечистой силы. По другим верованиям, в ее ветвях селились русалки и черти. В дохристианские времена символика, связанная с березой, встречалась не только у славян, но и у кельтов, скандинавов, финно-угорских народов. У них в большинстве случаев растение ассоциировалось с переходом от весны к лету. В более широком понимании оно становилось символом смерти и последующего воскрешения.

Стихотворение «Печальная береза» создано в 1842 году. Оно относится к раннему периоду творчества Фета. Произведение представляет собой небольшую пейзажную зарисовку, состоящую всего из трех четверостиший. Поэт изображает березу, которая растет под окном лирического героя, при этом наделяя ее эпитетом «печальная». Возможно, выбор прилагательного обусловлен тем, что дерево описывается в зимний период. Лишенное листьев или сережек оно словно умирает. При этом лирическому герою импонирует траурный наряд растения. Ему нравятся ветви, усыпанные снегом. Кажется, для него не радостен будет приход весны, когда дерево возродится и скинет белое платье. Скорей всего, лирическому герою близка именно печальная береза из-за собственного душевного состояния. Это придает миниатюре оттенок трагизма.

Произведение звучит торжественно, возвышенно, что достигается за счет точного подбора лексики. Фет использует устаревшее слово денница, обозначающее последнюю «утреннюю звезду», планету Венеру. Также в заключительной строфе употреблено существительное «краса» (в значении «красота»). В первом четверостишии встречается страдательное причастие «разубрана».

Стихотворение Фета часто сопоставляют с известным произведением Есенина «Береза», написанным в 1913 году. Оба поэта изображают зимнюю березу. Вот только у Сергея Александровича она предстает в образе невесты, а Афанасий Афанасьевич практически рядит ее в похоронный саван. Кроме того, в «Печальной березе» Фета ярче выражена позиция лирического героя. У Есенина он косвенно присутствует только в начале. Что же объединяет два произведения? В первую очередь — бесконечная любовь к родине, которую смогли передать поэты.

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, -
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

Анализ стихотворения Фета «Печальная береза…»

Береза - один из наиболее распространенных образов русской пейзажной лирики. Кроме того, она считается важнейшим символом нашей страны. Существует множество народных поверий, связанных с этим деревом, причем как положительных, так и негативных. Согласно одним традициям, береза могла выступать в роли защитницы от нечистой силы. По другим верованиям, в ее ветвях селились русалки и черти. В дохристианские времена символика, связанная с березой, встречалась не только у славян, но и у кельтов, скандинавов, финно-угорских народов. У них в большинстве случаев растение ассоциировалось с переходом от весны к лету. В более широком понимании оно становилось символом смерти и последующего воскрешения.

Стихотворение «Печальная береза…» создано в 1842 году. Оно относится к раннему периоду творчества Фета. Произведение представляет собой небольшую пейзажную зарисовку, состоящую всего из трех четверостиший. Поэт изображает березу, которая растет под окном лирического героя, при этом наделяя ее эпитетом «печальная». Возможно, выбор прилагательного обусловлен тем, что дерево описывается в зимний период. Лишенное листьев или сережек оно словно умирает. При этом лирическому герою импонирует траурный наряд растения. Ему нравятся ветви, усыпанные снегом. Кажется, для него не радостен будет приход весны, когда дерево возродится и скинет белое платье. Скорей всего, лирическому герою близка именно печальная береза из-за собственного душевного состояния. Это придает миниатюре оттенок трагизма.

Произведение звучит торжественно, возвышенно, что достигается за счет точного подбора лексики. Фет использует устаревшее слово денница, обозначающее последнюю «утреннюю звезду», планету Венеру. Также в заключительной строфе употреблено существительное «краса» (в значении «красота»). В первом четверостишии встречается страдательное причастие «разубрана».

Стихотворение Фета часто сопоставляют с известным произведением , написанным в 1913 году. Оба поэта изображают зимнюю березу. Вот только у Сергея Александровича она предстает в образе невесты, а Афанасий Афанасьевич практически рядит ее в похоронный саван. Кроме того, в «Печальной березе» Фета ярче выражена позиция лирического героя. У Есенина он косвенно присутствует только в начале. Что же объединяет два произведения? В первую очередь - бесконечная любовь к родине, которую смогли передать поэты.

(1820-1892)

Афанасий Афанасьевич Фет — один из самых вдохновенных певцов русской природы. Он родился в усадьбе Новосёлки на Орловщине (Россия) в семье богатого помещика А. Шеншина. Его образованием занимались недоучившиеся семинаристы 1 . Однако в немецком пансионе, куда отдали учиться будущего поэта, благодаря способностям и трудолюбию он быстро навёрстывал упущенное. В это время юноша начинает писать стихи. Закончив пансион, А. Фет блестяще сдаёт экзамены в Московский университет на словесное отделение.

Несмотря на многочисленные удары судьбы, поэту удаётся сохранить радостный и светлый взгляд на мир — полный восторга, изумлённый его красотой. Основное настроение поэзии А. Фета — настроение душевного подъёма.

Поэтические пейзажи А. Фета необычайно тонко раскрывают разнообразные оттенки человеческих переживаний. Он умеет уловить и воплотить в образы даже мимолётные движения, которые трудно обозначить и передать словами. Особенностью лирики А. Фета является и то, что поэтические описания природы соединяются с безукоризненным знанием её жизни. В стихах поэта зримо представлена природа средней полосы России. Именно благодаря такому сочетанию поэт создаёт изумительные произведения, поражающие читателя своей эмоциональностью и точностью наблюдений.

1 Семинарист, — ученик духовного (богословского) учебного заведения.

Бабочка

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем —

Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я лёгкий опустилась

И вот — дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,

Дышать хочу?

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

Вопросы и задания

1. От чьего имени написано стихотворение? Знаете ли вы другие произведения, написанные от лица животных, насекомых, живых и неживых предметов?

2. Как вы охарактеризуете бабочку? Какие слова и выражения из текста для этого используете?

3. Прочитайте стихотворение вслух так, чтобы передать характер бабочки, интонации её «речи».

4. Бабочка изображена поэтом как живое существо, способное чувствовать, мыслить. А как вы думаете, нет ли связи между образом бабочки и хрупкой незащищённостью красоты природного мира?

Весенний дождь

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым медом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листям барабанит.

1. Наблюдали вы когда-нибудь приближение дождя? Перечитайте стихотворение «Весенний дождь» и скажите, совпадают ли ваши наблюдения над природой с авторскими.

2. Каким настроением наполнено стихотворение? Всегда ли дождь вызывает такие эмоции?

3. В стихотворении ярко представлена картина весеннего дождя — тёплого и праздничного. Проследите, при помощи каких деталей автор показывает его приближение. Какие подробности подсказывают вам, что это «слепой» дождь?

4. В тексте стихотворения поэт не называет прямо цвета и краски. Прочитайте стихотворение внимательно и назовите краски, которыми нарисован словесный пейзаж.

5. Какими запахами наполнена весенняя природа? О каких запахах автор пишет, а какие вы можете извлечь из своего опыта и дополнить картину?

6. Найдите в данном стихотворении эпитеты и определите их назначение. Обратите внимание на эпитет золотой — он уже встречался в стихотворениях о природе. В чём особенность его использования А. Фетом?

8. Прочитайте выразительно стихотворение, при этом постарайтесь передать своё настроение, вызванное им.

9. Устно опишите рисунки, которые вы нарисовали бы к этому стихотворению. Не забудьте про радугу — ею обычно заканчивается «слепой» дождь. Возможно, ваши наблюдения над природой дополнят картину летнего дождя.

Печальная береза

Печальная береза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она.

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят,-

И радостен для взгляда

Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы

Я замечать на ней,

И жаль мне, если птицы

Стряхнут красу ветвей.

1 Денница (трад.-поэт.) — утренняя заря.

1. Прочитайте выразительно стихотворение «Печальная берёза...». Какое настроение оно создаёт?

2. Сравните названия двух стихотворений о зимней природе: «Чародейкою Зимою» и «Печальная берёза...». Какое из них указывает на чувства и переживания самого автора?

берёза? Она на самом деле печальная или такой её видит поэт? Обоснуйте своё мнение, опираясь на текст.

4. Испокон веков белый цвет на Руси считался цветом памяти и забвения, то есть траурным. Является ли он таковым для поэта? Предложите свой вариант или выберите один из ответов.

А поэт наблюдает берёзу постоянно, он знает, что весной она оживёт, и красота её будет другой. Поэтому траурный наряд — это только белый цвет, а не знак смерти Б берёза покрыта инеем — это очень красиво, но при первых солнечных лучах иней растает или его собьют птицы. Поэт любуется зимней берёзой, но при этом грустит, думая о недолговечности её красоты

5. Не кажется ли вам странным сравнение зимних ветвей берёзы с летними гроздьями винограда? Как вы думаете, что хотел сказать этим автор?

6. В каких словах поэт выражает своё отношение к красоте природы, родство с ней?

7. О какой игре денницы пишет поэт?

8. Случалось ли вам видеть, как красиво искрится иней или снег под солнцем? Расскажите об этом. Сходны ли ваши наблюдения с образами стихотворения А. Фета?

Картину «Февральская лазурь» Игорь Грабарь написал зимой-весной 1904 г. Художник не раз признавался, что из всех деревьев средней полосы России он больше всего любит берёзу, а среди берёз — «плакучую».

И действительно, в «Февральской лазури» берёза — единственный на полотне художественный образ. В самом облике этого дерева, в умении

увидеть её очарование в общем строе русского пейзажа сказалось радостное восприятие художником природы российского края.

Рассмотрите внимательно репродукцию картины И. Грабаря «Февральская лазурь» и сопоставьте её со стихотворением А. Фета «Печальная берёза». Найдите общее и отличное.

Сравните отношение к природе А. Фета и И. Грабаря, отвечая на вопросы: пейзаж какой части России они воспевают, есть ли сходство в изображении образа берёзы у поэта и художника, какую берёзу любит И. Грабарь, что общего в эмоциональном отношении к природе у А. Фета и И. Грабаря.

В фортепианном цикле П. Чайковского «Времена года» одна из пьес называется «На тройке». Прослушайте фрагмент музыкального произведения. На фоне грустной мелодии постарайтесь услышать весёлый перезвон колокольчиков, отголоски раздольной народной песни.

Сравните стихотворения А. Фета с музыкальной пьесой. Что их объединяет и в чём различие? Созвучна ли музыка настроению стихотворений? Какому из них в большей степени и почему?

Я пришёл к тебе с приветом

Я пришёл к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришёл я снова,

Что душа всё так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь, — но только песня зреет.

На украинский язык поэзию А. Фета переводили М. Рыль-ский, Г. Кочур, Р. Лубкивский и др.

Прочитайте стихотворение в переводе М. Вороного. Услышали вы музыку и поэтическую интонацию стихотворения А. Фета?

Я прийшов до тебе, мила

Я прийшов до тебе, мила,

Розказать, що сонце встало,

Що його живуща сила

В листі променем заграла, —

І у лісі щохвилини

Кожна брунька оживає,

І лунає спів пташиний,

І нове життя буяє;

Вопросы и задания

Що до тебе з тим же палом Б’ється серце, ллється мова, Що душа, пойнята шалом, Вся тобі служить готова,

Що на мене повіває Щастя, радість відусюди... Що співатиму — не знаю, Але співів — повні груди!

1. Как вы понимаете название стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом...»? Найдите слово, близкое по значению слову привет.

2. Чем взволнован поэт?

4. Подумайте: разве это новость, что солнце каждое утро встаёт, а вечером садится? Разве этого никто и никогда не видел? Почему же поэт стремится об этом рассказать и с каким чувством он это делает?

5. О чём желает рассказать поэт близкому человеку? В каких словах он выражает свою любовь и привязанность?

6. Красота природы и любовь рождают в душе поэта песню. В каких строках он говорит о приближении вдохновения и радости творчества?

7. Прочитайте стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом...» так, чтобы передать восторг и радость жизни.

8. До сих пор вам обо всём рассказывал поэт. А теперь попробуйте вы рассказать о его душевном состоянии. Если не хватает слов, обратитесь к словесному ряду и используйте в своей речи «подсказку»: восторг, наивная радость, радость открытия мира, способность удивляться обычному, весенняя жажда жизни, находить красоту во всём, готовность служить, дарить радость и счастье, рождение вдохновения. Для подтверждения мыслей обращайтесь к стихотворению А. Фета.

Цели урока:

1) научить детей сопоставлять поэтические тексты;
2) способствовать формированию умения пользоваться выразительными средствами языка для создания художественного образа;
3) воспитывать любовь к природе, к родному краю.

Оборудование: портреты С.Есенина, А.Фета, иллюстрации, тексты стихотворений

Ход урока

1. Вступительное слово.

Хочу начать урок с загадки.

Есть дерево об четыре дела:
Первое дело – мир освещать,
Другое дело – мир унимать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвертое дело-чистоту соблюдать.

А вы знаете загадки, стихи о березе? (на проекторе)

  • Все эти стихи, загадки напоминают нам о том, что береза – самое любимое дерево русского народа и одно из наиболее почитаемых у славян.

2.

Сегодня на уроке мы будем работать по исследованию двух текстов. Это стихотворение С.Есенина “Береза” и А.Фета “Печальная береза”

Наша задача – выяснить, какие языковые средства используют поэты для создания художественного образа и выражения своих чувств;

Сопоставив их, найти, что общего в данных стихотворениях и в чем их различие.

Итак, перед нами два стихотворения (на проекторе). Портреты поэтов.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.

Печальная береза
у моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, –
И радостен для взгляда
Их траурный наряд.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу с ветвей.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Выразительно прочитайте стихотворения.

Какова тема?

– береза;
– человек и природа;
– взаимоотношение человека и природы.

Она раскрывается на конкретном примере художественного образа березы и чувств лирического героя.

Прочитайте высказывание Н.В.Гоголя.(на проекторе)

…человек идет рядом с природой, с временами года, соучастник и собеседник всего, что совершается в творении.

– Прокомментируйте его в связи с данными стихотворениями.

Обратите внимание на первые две строчки стихотворений.

  • Слово какой части речи свидетельствует о сопереживании лирического героя, о его сопричастности?

– притяжательное местоимение мой

  • А в каком стихотворении появляется и личное местоимение?
  • Как вы думаете, для чего?

– Оно придает оттенок искренности, взволнованности, выразительности

Оба поэта начинают стихотворение с прилагательного, определяющего существительное береза.

У Есенина – “белая” – цветовой эпитет. У Фета “печальная” – эпитет для субъективной оценки.

– Белый цвет в старину отождествлялся с божественным. В древних памятниках прилагательное белый обозначало причастность к Богу: белый ангел, белые ризы, белые одежды святых…

  • Какие чувства вызывает у вас образ белой березы?

– Образ белой березы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни…

– Она предстает перед нами легкая, изящная, ослепляющая белизной…

Учитель : Очень важно, что именно с этих эпитетов начинается раскрытие художественного образа зимней березы, потому что каждое слово у поэта несет определенную смысловую нагрузку.

…В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно… Н.В.Гоголь.

(На проекторе)

Назовите глагольные формы в первых четверостишиях, которые работают на создание образа.

– В чем разница? Прокомментируйте.

У Есенина создается как бы живой образ березы, во многом похожей на женщину. В одном ее движении угадывается и желание быть красивой, и стремление спрятать, сберечь то, что таится внутри.

Можно подобрать контекстуальный синоним – принарядилась

О чем говорит краткая форма причастия “ разубрана”?

Прихоть – капризное желание, причуда.

– Какие строчки убеждают нас, что в отличие от есенинской кокетливой красавицы береза Фета печалится, ее не радует зимний наряд?

И радостен для взгляда
Весь траурен наряд.

Использование краткой формы не случайно. Она свидетельствует о переменном, изменчивом во времени признаке. Краткая форма придает особую экспрессию

Отличаются ли по настроению березы?

У Есенина кокетливая красавица, легкая, изящная.

У Фета печальная, ее не радует зимний наряд

Какие тропы помогают увидеть красоту зимнего наряда берез?

– Сравнения.

У Есенина – “точно серебром”, “белой бахромой”

У Фета – “как гроздья винограда”

– Эпитеты:

Итак, природа прекрасна в любое время года. И настроение лирического героя Есенина созвучно с настроением зимней березы. Настроение покоя, тишины, умиротворенности.

Какой еще образ возникает в стихотворениях?

– Он оттеняет красоту берез.

– Заря-денница (устар., книжн., поэт.)

Какими строчками Есенина можно пояснить метафору Фета “игра денницы”

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,

– Почему эта игра происходит в “ сонной тишине”?

Интересно об этом явлении пишет К.Паустовский:

…Рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово “заря” – одно из прекраснейших слов русского языка. Это слово никогда не говорят громко. Нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. Потому что оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. “Развидняет”, как говорят об этой поре суток в народе”.

Итак:

  • Что объединяет эти два стихотворения? (художественный образ березы).
  • А в чем различие?
  • Что помогает поэту раскрыть образ? (художественно-изобразительные средства языка).

Вывод:

Одно и то же явление природы воспринимается каждым поэтом по-своему, вызывает разные ассоциации, чувства. Для раскрытия одного и того же образа поэты используют свои неповторимые языковые средства.

3.

Попробуйте угадать, какие эпитеты подобрал А.Прокофьев в стихотворении “Береза”.

На проекторе:

Люблю березу русскую,
То ……… , то ………. ,
В беленом сарафанчике,
С. ............. застежками,
С ………… сережками.
Люблю ее нарядную,
………… , ненаглядную.
То ясную, кипучую,
То ………., ………… .
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную.
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.

(А.Прокофьев)

Слово “береза” в общеупотребительном смысле означает дерево. Но в поэтической речи приобретает другой смысл. Это и образ Родины, и образ русской женщины, образ русской природы.

4.

Представьте себя художником.

Леонардо да Винчи сказал: “Живопись – это поэзия, которую видят, но не слышат, а поэзия – это живопись, которую слышат, но не видят”.

С помощью каких красок вы попытались бы представить картину, изображенную с помощью слова, в стихотворениях Фета, Есенина?

– ярких, белых, голубых, серебристых…

  • Обратите внимание на репродукцию картины Игнатия Эммануиловича Грабаря “Февральская лазурь”.
  • Смог ли художник красками передать настроение, ощущение радости, счастья от созерцания березы?

Средства создания художественного образа у поэта и художника могут быть разные, но их объединяет способность увидеть необычное в обыкновенном, прекрасное в обыденном.

Это же стремление по-своему представить одно и то же явление, увидеть “свою” березку, выразить свои чувства, ассоциации я ощутила в ваших ответах, над которыми вы работали на сегодняшнем уроке.

5.

Д/з: выучить наизусть или сочинить самим стихотворение о березе.