Биографии Характеристики Анализ

Почему так быстро летит время. Почему иногда нам кажется, что время пролетает незаметно

Недавно я переехал в новую квартиру. Так получилось, что она находится на 24-м этаже. По понятным причинам каждый день приходится ездить на лифте. Правда, один раз я всё-таки попробовал подняться по лестнице и даже засёк время - пришлось потратить пять минут. Не знаю, зачем я это написал.

Вернусь к лифту. Спустя несколько дней я стал замечать, что время в лифте, когда ты едешь один и когда с незнакомыми людьми, ощущается по-разному. Я понял, что это связано с неловким молчанием и желанием побыстрее выбраться из замкнутого помещения, которое вы делите с незнакомцем. Но мне стало любопытно:

В нашей жизни хватает ситуаций, когда время течёт то быстрее, то медленнее. Почему так происходит?

Естественно, когда мы стоим в очереди, в лифте или просто занимаемся чем-то неинтересным, время не замедляется. Равно как и интересные моменты не проходят быстрее. Но что-то меняется, ведь не зря кажется, что время действительно течёт по-другому.

Меняется наше восприятие времени. К примеру, люди, которые когда-либо находились в экстренных ситуациях, вспоминали, что всё словно замедляется и включается режим slow motion (замедленной съёмки). Это когнитивная ошибка, помогающая нам быстрее реагировать на события.

Причём время замедляется таким же образом не только в ситуациях, когда мы на грани жизни и смерти, но и когда испытываем сильные эмоции страха или отвращения. Клаудия Хаммонд, автор книги Time Warped , вспоминает эксперимент, в котором подопытным, страдающим арахнофобией, показывали пауков в течение 45 секунд, а затем просили ответить, сколько прошло времени. Подавляющее большинство называло цифры на порядок больше, чем 45 секунд.

Иногда время течёт быстрее. И не всегда это хорошо. К примеру, многие люди в зрелом возрасте говорят о том, что время движется быстрее, чем в детстве. Это легко объясняется теорией пропорциональности:

Время течёт быстрее, когда вам 40 лет, потому что оно составляет всего одну сороковую (1/40) от всего прожитого времени. В то время как у восьмилетнего ребёнка оно составляет одну восьмую (1/8).

Однако теория пропорциональности не выдерживает никакой критики. По версии Хаммонд, мы не можем оценивать день или неделю как отдельную единицу времени. В таком случае для сорокалетнего человека сутки превратились бы во вспышку, так как они равняются всего 1/14 000 его жизни.

Один день в 40 лет может быть настолько же скучным или весёлым, как и в восемь. Теория пропорциональности игнорирует такие факторы, как эмоции и рассеянность внимания человека.

Поэтому Клаудии Хаммонд пришлось искать другую теорию, объясняющую, почему с возрастом время идёт быстрее. Ответ также нашёлся в когнитивных искажениях и называется «эффект телескопа». Гипотезу, связывающую отчётливость воспоминаний и оценку того, когда они произошли, впервые высказал психолог Норман Брэдберн :

Чем меньше мы помним о произошедшем в прошлом событии, тем больше считаем, что оно произошло раньше, чем на самом деле.

Однако у Хаммонд получилось объяснить и ещё один очень интересный парадокс, связанный с путешествиями. Почему во время отдыха нам кажется, что время пролетает незаметно, но, оглядываясь, мы понимаем, что это не так?

Повседневная жизнь - это перечень привычных событий, которые текут в обычном ритме. Отдыхая же, мы получаем большой поток новых ощущений, из-за чего нам кажется, что время течёт быстрее.

Парадокс замедления и ускорения времени в нашем сознании - это очень интересное явление. Мы не умеем его контролировать и вряд ли научимся в будущем. Это ещё один необычный механизм выживания, который не всегда работает так, как нужно, но без которого мы бы не были людьми в привычном понимании.

Дайана Раэб (Diana Raab)

Американский писатель, психолог, преподаватель и мотивационный оратор.

Почему время с возрастом начинает течь быстрее

Бесконечное лето из детства заканчивается, время начинает двигаться всё быстрее и быстрее. С этим печальным фактом рано или поздно сталкивается каждый.

Существуют различные теории, почему так происходит. Наиболее логичная заключается в том, что в детстве и юности мы постоянно делаем что-то впервые. Первый поцелуй, первая ночёвка вне дома, первая любовь, первый день в школе или университете, первый автомобиль… Каждое такое первое событие завораживает и заставляет нас запоминать мельчайшие детали. А чем подробнее мы его помним, тем более насыщенным оно кажется.

Когда же мы переживаем подобный опыт снова и снова, уже нет той новизны. Поэтому время ускоряется.

Аналогичное состояние мы испытываем в . Первые несколько дней пролетают не так быстро, как последующие. Это происходит из-за того, что во второй части поездки окружение становится всё более и более знакомым.

Нейробиолог Дэвид Иглман (David Eagleman), который изучает восприятие времени, называет его эластичной вещью, которая меняется в зависимости от того, насколько плотно мы взаимодействуем с нашим опытом. Чем сильнее эта связь, тем медленнее движется время.

Время замедляется, если мы внимательны. Потому что мы просто начинаем больше замечать.

Подобное особенно часто бывает во время чрезвычайных ситуаций или каких-то травматических событий, так как в этом случае мы более склонны сосредотачиваться на деталях. Если вы когда-то попадали в автомобильную аварию, то наверняка помните ощущение, будто скорая едет целую вечность.

Как замедлить время

Если время зависит от нашего восприятия, значит, мы способны его замедлить.

Хороший путь - тренировать осознанность.

Это можно делать во время еды, медленно и долго смакуя каждый кусочек пищи. В это называется осознанным питанием.

Другой способ - побыть на природе, наблюдая за водой или деревьями и слушая пение птиц.

Вот несколько тем, которые вы можете использовать для этого упражнения:

  • Напишите об особых моментах прошлого года.
  • Напишите обо всех моментах, связанных с рождением или смертью, которые подействовали на вас.
  • Напишите о достижениях, которыми вы гордитесь.
  • Напишите письмо благодарности тому, кто сделал для вас что-то доброе.
  • Напишите о новой страсти.
  • Напишите о каких-либо позитивных трансформациях в вашей жизни.

Другие способы развития осознанности описаны в этих статьях.

Почему время то быстро летит, то медленно тянется?

Ответ редакции

То, как мы ощущаем продолжительность времени внутри себя, независимо от внешних индикаторов, таких как часы или календари, психологи называют субъективным или переживаемым временем. Это ощущение времени может отличаться от реального хода времени. Если мы в хорошем настроении или занимаемся привычным делом — время пролетает быстрее, если же человек погружён в депрессию или тяжело осваивает новое дело — его время может тянуться очень медленно.

Как настроение влияет на восприятие времени

Наиболее распространенной является точка зрения, что хорошее настроение ускоряет время (т.е. наше субъективное время оказывается меньше, чем реальное, «внешнее» время), а плохое — растягивает его. Если вы переживаете радостные моменты в жизни или общаетесь с приятными вам людьми, то время летит незаметно — как известно, «счастливые часов не наблюдают». То же относится и к работе: когда мы увлечены работой, стремимся к успеху — то время пролетает незаметно, а если — это симптом слабого интереса к своему делу.

Депрессия и болезни заставляют воспринимать нас ход времени мучительно долгим. То же относится и к общению с неприятными нам людьми — каждому знакомо неловкое состояние, когда вы ждёте и не дождётесь, чтобы вас покинул неприятный вам собеседник.

Усилия по получению нового опыта тоже сказываются на восприятии времени: если мы занимаемся привычным делом, то время пролетает незаметно, а вот освоение нового предмета даётся нам с трудом, что отражается и в субъективно большем времени. Например, дорога с работы домой в вашем родном городе покажется вам короче по времени, чем такое же путешествие, которое вы совершаете в незнакомой местности.

Как на ход времени влияют события и информация

Другим важным фактором является количество событий, которые воспринимает человек — их ещё называют когнитивными маркерами. Когда сознание человека насыщено массой событий — это могут быть и внешние события, в которых мы участвуем, и большой поток усваиваемой информации — то у нас возникает ощущение большой скорости времени: поток когнитивных маркеров проносится, как телеграфные столбы за окном быстро идущего поезда.

Если же событий или интересной информации мало, то время словно замирает — человеческому сознанию не за что ухватиться, чтобы почувствовать его ход. Этим, кстати, можно объяснить и то, почему восприятие времени современного человека значительно ускорилось по сравнению с размеренной жизнью людей в доиндустриальную эпоху. Сегодня мы за год принимаем больше решений, совершаем больше поездок, встречаемся с большим количеством людей или узнаем больше нового из книг и СМИ, чем, например, крестьянин 18-го века за всю свою жизнь.

Другим интересным феноменом является то, что монотонный период растягивается надолго только в настоящем, т.е. тогда, когда мы его переживаем. Но как только он оказывается в прошлом, т.е. когда вы вспоминаете этот период, он покажется вам удивительно коротким. Причина в том, что череда монотонных событий записывается в памяти, как одно событие, как один опыт.

Как влияет возраст на восприятие времени

Возраст тоже влияет на восприятие хода времени. Время ребёнка более насыщено событиями и переживаниями, чем время пожилого человека — поэтому неделя или год для ребёнка продолжается намного дольше, чем для взрослого и, тем более, для пожилого человека. Есть любопытная точка зрения, что на восприятие времени влияет эффект «пропорциональности»: для 5-летнего ребенка один год — это 20% его жизни, а для 33-летнего взрослого — всего 3%. Поэтому в восприятии ребёнка и взрослого этот год занимает разное количество времени.

Сказывается с возрастом и накопленный опыт, в том числе эмоциональный. С возрастом мы не так драматично воспринимаем разные события, лучше понимаем себя и окружающих — поэтому ряд исследователей считает, что удовлетворённость жизнью, настроение у людей старшего возраста улучшается по сравнению с молодыми годами. Опыт означает и меньшие усилия, которые нужно приложить для получения результатов в работе. Всё это приводит к тому, что с возрастом время начинает пролетать незаметно.

Когда человек становится старше, то замечает, что время идет быстрее, чем раньше. Иногда мы вспоминаем прошлое и с удивлением отмечаем, что от какого-то события прошло уже 15, 20, 30 лет, хотя кажется, что оно было вот только что.

Если в детстве время тянется как-то долго, то постепенно оно все ускоряется и ускоряется. Кажется, что вот только что лето началось, а уже конец зимы и новое лето впереди.

Пока люди заняты делами, то не ощущают этого движения. Однако, однажды они останавливаются и понимают, что молодость уже прошла, а потом также внезапно понимают, что старость уже у порога. Но как же так? Только что ведь были молодыми и вдруг всё.

Когда наша жизнь только начинается, то нам предстоит пройти много этапов: садик, школа, армия, институт. И все это так долго тянется, всё ждёшь чего-то, когда наконец жизнь-то настоящая начнется. И вот ба-бах! Началось! И впереди космос, в котором уже нечему тебя притормозить, только вперёд, только с ускорением.

Наша жизнь, как ракета, поднять в воздух ее тяжело, а как выйдет за пределы атмосферы… Эй, скажите кто-нибудь, как остановить эту штуку?! А никого вокруг умного не осталось, мама и папа остались где-то там позади. Да и они не знают ответа на этот вопрос, сами летят куда-то. Так и движемся мы вперед с ускорением, пока топливо не иссякнет.

Почему время идет быстрее, чем раньше?

Дело в устройстве нашей памяти. Ведь наша память — это не пленка, в которой все разложено в хронологическом порядке. Если бы для того, чтобы что-то вспомнить, нам приходилось бы долго-долго отматывать память назад, то тогда бы мы чувствовали масштаб времени.

Наша же память — это банк данных, все воспоминания одинаково доступны. Вот тебе рядышком твой пятый день рождения и свадьба. Твой первый день на работе и увольнение спустя 10 лет. Нет никакой меры измерения, по которой можно было бы мерить память.

Кстати, наша память еще и очень изменчивая штука. Согласно психологическим исследованиям, если мы что-то помним, то еще совсем не факт, что это было.

Мне кажется, что когда люди предаются воспоминаниям, то удивляются они не тому, как много времени прошло, а тому, что что-то вообще было. Бывает, что помнишь такую седую древность, что удивляешься, что такое вообще возможно. Но при этом может казаться, что еще более раннее воспоминание было, как сейчас.

Это происходит потому, что для нашего сознания времени не существует. Ведь что такое время? Это просто констатация того, что мы не можем вернуться назад. А в воспоминаниях можем. И вот это несоответствие и создает чувство ностальгии и страх, что время летит слишком быстро. Это как в детстве, когда слишком далеко уходишь от дома. Хочешь вернуться домой, а не можешь. Ветер времени уносит тебя всё дальше.

Что с этим можно сделать?

А может не так уж это плохо, а? Ну несет нас куда-то? Ну и что? Когда задаешь себе эти вопросы, то понимаешь, что страшно не оттого, что время тебя откуда-то унесло, а потому, что не знаешь, куда оно принесет. Точнее знаешь, но как-то тебе не нравится этот пункт назначения. Тут мы упираемся в . Кажется, что нас кто-то обкрадывает. Мало того, что фильм про нашу жизнь не бесконечный, так еще как-будто его кто-то проматывает с ускорением.

Время нельзя замедлить, но можно сделать кое-что другое. Понять, что время вообще не имеет значения, как не имеют значения пройденные километры. Имеем значение только мы, здесь и сейчас. Путь не имеет значения, имеет значение только путник.

Время и воспоминания — это всего-лишь иллюзии. Когда человек не обращает на них внимания, то он счастлив, ведь может наслаждаться настоящим. Так что, если вы не замечаете как бежит время, это очень хорошо, это значит, что вы счастливы, что вы в настоящем живете.

Когда человек живет прошлым или будущим, то время замедляется, но вместе с тем человек чувствует себя плохо. Так что не переживайте особенно, что время идет быстрее, чем раньше. Суть не во времени.

Почему время летит все быстрее? August 18th, 2016

Задумайтесь, ведь это действительно так было в детстве - летним каникулам, казалось, не было конца, и ждать новогодних праздников приходилось вечно. Так почему же с годами время как будто набирает ход: недели, а то и месяцы пролетают незаметно, и времена года меняются с такой головокружительной скоростью?

Не является же такое очевидное ускорение времени результатом навалившихся на нас в нашей взрослой жизни обязанностей и забот? Впрочем, на самом деле, исследования показывают, что ощущаемое время действительно движется быстрее для взрослых, наполняя нашу жизнь хлопотами и суетой.

Есть несколько теорий, которые пытаются объяснить, почему наше ощущение времени ускоряется, по мере того как мы становимся старше.

Одна из них указывает на постепенное изменение наших внутренних биологических часов. Замедление обменных процессов в нашем организме, по мере того как мы становимся старше, соответствует замедлению нашего пульса и дыхания. Биологические кардиостимуляторы у детей пульсируют быстрее, а это означает, что их биологические показатели (сердцебиение, дыхание) выше в установленный период времени, поэтому по ощущениям и время длится дольше.

Другая теория предполагает, что течение времени, которое мы ощущаем, связано с количеством новой информации, которую мы воспринимаем. С возникновением большого количества новых раздражителей нашему мозгу требуется больше времени, чтобы обработать информацию — таким образом, этот период времени ощущается дольше. Этим можно было бы объяснить и «медленное восприятие действительности», которое, как часто сообщается, имеет место за секунды до аварии. Столкнуться с непривычными обстоятельствами означает получить лавину новой информации, которую надо обработать.

На самом деле, может такое быть, что, сталкиваясь с новыми ситуациями, наш мозг запечатлевает более подробные воспоминания, так что это наше воспоминание о событии проявляется медленнее, а не само событие. То, что это соответствует действительности, было продемонстрировано в ходе эксперимента с людьми, испытывающими свободное падение.

Но как все это объясняет постоянное сокращение ощущаемого времени по мере того как мы стареем? Теория гласит, что чем старше мы становимся, тем привычнее становится наше окружение. Мы не замечаем деталей окружающей нас обстановки дома и на работе. Для детей же мир — это часто незнакомое место, где много новых впечатлений, которые можно получить. Это означает, что дети должны задействовать значительно больше интеллектуальной мощи для преобразования своих умственных представлений о внешнем мире. Эта теория предполагает, что таким образом время идет медленнее для детей, чем для взрослых, застрявших в рутине обыденной жизни.

Таким образом, чем привычнее для нас становится ежедневная жизнь, тем быстрее, как нам кажется, пробегает время, а, как правило, привычка и формируется с возрастом.

Было высказано предположение, что биохимический механизм, лежащий в основе этой теории, представляет собой ничто иное как высвобождение нейротрансмиттерного гормона при восприятии новых раздражителей, которые помогают нам научиться измерять время. После 20-ти и до старости, уровень этого гормона счастья падает, поэтому нам и кажется, что время идет быстрее.

Но все же, кажется, ни одна из этих теорий совершенно точно так и не может объяснить, откуда берется коэффициент ускорения времени, увеличивающийся чуть ли не с математическим постоянством.

Очевидное сокращение продолжительности определенного периода, по мере того как мы взрослеем, предполагает существование «логарифмической шкалы» по отношению ко времени. Логарифмические шкалы используют вместо традиционных линейных шкал при измерении силы землетрясения или громкости звука. Поскольку величины, которые мы измеряем, могут варьироваться и достигать огромных степеней, нам нужна шкала с более широким диапазоном измерений, для того чтобы действительно понять, что происходит. То же самое можно сказать и о времени.

На логарифмической шкале Рихтера (для измерения силы землетрясений) увеличение магнитуды от 10 до 11 отличается от увеличения наземных колебаний на 10%, что не показала бы линейная шкала. Каждый пункт приращения по шкале Рихтера соответствует десятикратному увеличению колебаний.

Младенчество

Но почему наше восприятие времени также должно измеряться с помощью логарифмической шкалы? Дело в том, что мы соотносим любой период времени с частью жизни, которую мы уже прожили. Для двухлетних малышей год составляет половину их прожитой жизни, вот поэтому, когда вы маленькие, и кажется, что дни рождения приходится ждать так долго.

Для десятилетних год - это лишь 10% от их жизни, (что делает ожидание немного более терпимым), а для 20-летних — это всего лишь 5%. Если взять логарифмическую шкалу, то видно, что 20-летнему, чтобы испытать то же самое пропорциональное увеличение времени, которое испытывает 2-летний малыш в ожидании следующего дня рождения, нужно было бы подождать, пока ему не исполнилось бы 30. С учетом всего этого не удивительно, что время, как нам кажется, ускоряется, по мере того как мы становимся старше.

Обычно мы думаем о нашей жизни в масштабах десятилетий — наши 20-е, наши 30-е и так далее - они представляются, как равнозначные периоды. Однако, если взять логарифмическою шкалу, то окажется, что мы ошибочно воспринимаем различные периоды времени как периоды одинаковой продолжительности. В рамках этой теории, следующие возрастные периоды будут восприниматься одинаково: от пяти до десяти, от десяти до 20, от 20 до 40 и от 40 до 80 лет.

Я не хочу заканчивать на депрессивной ноте, но получается, что пятилетний ваш опыт, охватывающий возраст от пяти до десяти лет, по восприятию равноценен периоду жизни, охватывающий возраст от 40 до 80 лет.

Что ж, занимайтесь своими делами. Время летит, независимо от того, получаете ли вы удовольствие от жизни или нет. И с каждым днем оно летит все быстрее и быстрее.

Вот еще немного связанная с этим тема, почему мы не помним, как были детьми

По Фрейду

На детскую забывчивость обратил внимание еще Зигмунд Фрейд. В своей работе 1905 года «Три очерка по теории сексуальности» он, в частности, размышлял об амнезии, которая охватывает первые пять лет жизни ребенка. Фрейд был уверен, что детская (инфантильная) амнезия не является следствием функциональных расстройств памяти, а вытекает из желания не допустить в сознание ребенка ранние переживания - травмы, наносящие вред собственному «Я». Такими травмами отец психоанализа считал переживания, связанные с познанием собственного тела или основанные на чувственных впечатлениях от услышанного или увиденного. Фрагменты воспоминаний, которые все же могут наблюдаться в детском сознании, Фрейд называл маскирующими.

«Активация»

Результаты исследования ученых из Университета Эмори, Патриции Байер и Марины Ларкиной, опубликованные в журнале «Memory», подтверждают теорию о времени рождения детской амнезии. По мнению ученых, ее «активация» происходит у всех без исключения жителей планеты в семилетнем возрасте. Ученые провели серию экспериментов, участниками которых стали трехлетние дети, которых попросили рассказать родителям о самых ярких впечатлениях. Годы спустя исследователи вернулись к тестам: они вновь пригласили тех же самых детей и попросили их вспомнить рассказанное. Пяти-семилетние участники эксперимента смогли восстановить в памяти 60% происходящего с ними в возрасте до трех лет, в то время как восьми-десятилетние - не более 40%. Таким образом, ученым удалось выдвинуть гипотезу о том, что детская амнезия наступает в возрасте 7 лет.

Среда обитания

Канадский профессор психологии Кэрол Петерсон считает, что среди прочих факторов на формирование детских воспоминаний влияет среда. Подтвердить свою гипотезу он смог в результате масштабного эксперимента, участниками которого стали канадские и китайские дети. Им предложили вспомнить за четыре минуты самые яркие воспоминания первых лет жизни. В памяти канадских детей ожило вдвое больше событий, чем в памяти китайских ребят. Интересно также, что канадцы преимущественно вспоминали личные истории, в том время как китайцы поделились воспоминаниями, соучастниками которых была их семья или группа сверстников.

Без вины виноватые?

Специалисты медицинского центра при государственном исследовательском университете штата Огайо считают, что дети не могут совместить свои воспоминания с конкретным местом и временем, поэтому в более позднем возрасте восстановить эпизоды из собственного детства становится невозможно. Открывая для себя мир, ребенок не затрудняет себя привязкой происходящего к временным или пространственным критериям. По мнению одного из соавторов исследования Саймона Денниса, дети не испытывают необходимости запоминать события вместе с «накладывающимися обстоятельствами». Ребенок может помнить о веселом клоуне в цирке, но вряд ли скажет, что шоу начиналось в 17.30.

Долгое время считалось также, что причина забывания воспоминаний первых трех лет жизни кроется в невозможности связать их с конкретными словами. Ребенок не может описать произошедшее из-за отсутствия речевых навыков, поэтому его сознание блокирует «ненужную» информацию. В 2002 году в журнале «Психологическая наука» было опубликовано исследование о взаимосвязи языка и детской памяти. Его авторы Габриэль Симкок и Харлин Хейн провели серию экспериментов, в ходе которых пытались доказать, что дети, не научившиеся пока говорить, не способны «закодировать» происходящее с ними в воспоминания.

Клетки, «стирающие» память

Канадский ученый Пол Франкланд, активно изучающий феномен детской амнезии, не согласен с коллегами. Он считает, что формирование детских воспоминаний происходит в зоне кратковременной памяти. Он настаивает, что маленькие дети могут помнить своё детство, красочно рассказывать о происходящих событиях, участниками которых они были недавно. Однако со временем эти воспоминания «стираются». Группа ученых во главе с Франкландом предположили, что утрата младенческих воспоминаний может быть связана с активным процессом образования новых клеток, который получил название нейрогенез. По словам Пола Франкланда, ранее считалось, что образование нейронов приводит к формированию новых воспоминаний, но последние исследования доказали, что нейрогенез способен параллельно стирать информацию о прошлом. Почему же тогда люди не помнят чаще всего первые три года жизни? Причина в том, что на это время приходится наиболее активный период нейрогенеза. Затем нейроны начинают воспроизводиться с меньшей скоростью и оставляют нетронутыми часть детских воспоминаний.

Опытным путем

Для проверки своего предположения канадские ученые провели эксперимент на грызунах. Мышей помещали в клетку с настилом, по которому пускали слабые электрические разряды. Повторный визит в клетку приводил взрослых мышей в панический ужас даже по истечении месяца. А вот молодые грызуны охотно посещали клетку уже на следующий день. Ученым также удалось понять, каким образом нейрогенез влияет на память. Для этого у подопытных искусственно вызвали ускорение нейрогенеза, - мыши быстрее забывали о боли, которая возникала при посещении клетки. По мнению Пола Франкланда, нейрогенез, скорее, благо, чем зло, ведь он помогает защитить мозг от переизбытка информации.

источники