Биографии Характеристики Анализ

Полное описание мальчиков из рассказа бежин луг. Как объяснить, почему рассказ называется «Бежин луг»? Какие еще произведения, названные по месту происходящих в них событий, вы читали

Характеристика Мальчиков из произведения «Бежин луг» И.С.Тургенев

Ночь. На лугу около костра пять мальчиков. В котелке варится картошка. Поблизости пасутся лошади. Вдруг собаки залаяли и бросились в темноту. Широкоплечий неуклюжий парнишка, молча, вскочил, прыгнул на лошадь и поскакал вслед за собаками.
Это был Павел, один из героев рассказа Ивана Сергеевича Тургенева "Бежин луг". Павел понравился мне больше других ребят. Он был из бедной крестьянской семьи и одет был очень бедно, лицо изрыто оспой, а голова, как говорится, с пивной котел. Павел - немного неказист, но в нём чувствовалась железная воля.
Но было в Павле что-то очень привлекательное. Особенно ясный умный взгляд, сильный голос, спокойствие и уверенность. Еще больше привлекает в нем его деятельность. Все ребята сидели, а он варил картошку, следил за костром. И рассказы его отличались от рассказов других ребят. Павел всегда говорил только о том, что сам видел, в его рассказах был юмор. И когда он рассказывал, как ждали дня, когда Тришка-антихрист должен был спуститься на землю, все ребята смеялись.
Еще из мальчиков мне понравился Костя. Правда, он во многом отличался от Павла. Костя на два года младше Павла. У него худое лицо, с острым, как у белки, подбородком, большие черные глаза смотрели всегда немножко грустно, как будто хотели что-то сказать, но на языке таких слов не было. Худенький, он был одет так же бедно, как и Павел. А лицо у него было усталое, с болезненным выражением. оказался ночью в лесу, то, наверное, тоже испугался бы ночных криков. Но не потому, конечно, что вообразил себе леших, а просто так, потому что как-то страшно в темноте.
Мальчики, о которых пишет Тургенев, были неграмотными, суеверными, и они всерьез верили тому, что рассказывали Костя, Илюша и Федя.

Но мне понравились не только Павел и Костя, но и остальные мальчики: Федя, Илюша и Ваня. Федя был одним из заводил, сын зажиточного крестьянина. Ваня был самый тихий, неразговорчивый мальчик лет семи. А у Илюши было неприметное лицо, но зато он знал много прибауток, легенд.

Зато они многое знали и умели делать: пасли лошадей, помогали взрослым в поле и дома, собирали в лесу ягоды, грибы, особенно хорошо чувствовал себя в ночном Павел. Он лучше всех знал природу, объяснял ребятам, какая птица кричит, кто в реке плещется.
Костя сказал, что проходил мимо бучила, а там кто-то застонал жалостливо. Костя испугался, вообразив себе водяного. А Павлик сказал, что так могут кричать маленькие лягушки.
В то же время Костя лучше всех описывал природу в своих рассказах. Он очень красочно описал, как плотник Гаврила встретил в лесу русалку. Павел любил настоящую жизнь леса и поля, а Костя видел во всем этом что-то сказочное.
Мне, как и Тургеневу, в речи Павла понравился его юмор и здравый смысл, а в речи Кости - мечтательность, поэтичность.
Было между ними еще одно отличие. Павел был смелым, решительным мальчиком. Я уже написала в начале, как Павел решительно поскакал на лошади. Это он хотел отпугнуть волка, а с собой не взял ничего, кроме хворостины. А когда вернулся, и не подумал похвастаться свой смелостью. А Костю даже сам Тургенев назвал трусишкой. И не зря. Ведь Костя пугался всего непонятного, даже крика лягушки в бучиле.
Костя был добрым мальчиком. Он очень жалел Феклисту, мать утонувшего Васи. Когда Павел пошел к реке, Костя предостерег его, сказал: "Осторожно, не упади!"
А Павел заботился о других не на словах, а на деле он бросился спасать от волка не свою лошадь, а всех лошадей. И картошку варил не для себя, а для всех ребят.

Все пятеро ребят не похожи друг на друга. Они очень разные, но все-таки нашли общий язык, и были очень дружны между собой.

1) История создания сборника И.С. Тургенева «Записки охотника».

В 1845 году И.С. Тургенев решил полностью посвятить себя литературной деятельности. За два года до этого Иван Сергеевич знакомится с известным критиком В.Г. Белинским, который и явился идейным вдохновителем будущего сборника «Записки охотника». Летние месяцы И.С. Тургенев проводил в деревне, где всё свободное время отдавал охоте. Охотники в силу особой странствующей сущности своей профессии отличались от простых крепостных: они были более открытыми, чуткими к красотам природы, сохранили вольный и независимый ум. Встречаясь с разными охотниками из народа, слушая их рассказы, Тургенев постепенно погружался в стихию народной жизни, у писателя начинал формироваться замысел будущего литературного произведения. Так, в 1847 году в журнале «Современник» был опубликован первый рассказ И.С. Тургенева «Хорь и Капиныч», положивший начало сборнику, названному писателем «Записки охотника». Уже при жизни Ивана Сергеевича сборник был очень популярен.

2) Особенности жанра произведения И.С. Тургенева «Бежин луг». Произведение И.С. Тургенева «Бежим луг» является рассказом. Рассказ - небольшое по объему эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях из жизни человека.

3) Характеристика героев рассказа «Бежин луг». Характер героя раскрывается Тургеневым через описания внешности, через отношение к тем историям, которые рассказывают мальчики.

Образ Павлуши. Павлуша - один из пяти мальчиков, с которыми познакомился рассказчик у костра, который жгли ребята. Весь облик мальчика говорит о бедственном положении его семьи: вся его одежда «состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов». Внешне нескладный: «волосы...всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее», Павлуша привлекает своим умным и прямым взглядом, а также силой, звучавшей в голосе. Именно Павлуше доверено наблюдать за варившимся на костре котелком. Значит, это дело привычно для мальчика. Со знанием говорит герой и о рыбе, блеснувшей на реке, и о покатившейся звезде: «...Вишь плеснула, - прибавил он, повернув лицо в направлении реки, - должно быть, щука... А вон звёздочка покатилась». Павел ведет себя по сравнению с другими ребятами наиболее смело. Когда после рассказа Илюши о лесной нечисти все вздрогнули, услышав чей-то шипящий свист, Павел крикнул: «Эх вы, вороны!., чего всполохнулись?» - и перевел сразу разговор на бытовую тему, сказав о том, что картошка сварилась. Хорошо разбирается герой в повадках лесных зверей и птиц: то он слышит крик цапли, то объясняет, что белый голубок отбился от дома и теперь ищет места для ночлега. Вернувшись с реки, Павел говорит о том, что ему показалось, будто его звал водяной. Всего боявшийся Илюша отмечает, что это плохая примета. Но Павел не боится примет, так как верит в судьбу и считает, что «своей судьбы не минуешь». В финале рассказа читатель узнает о трагической гибели мальчика, но не в воде: «он убился, упав с лошади». Именно Павлуша вызывает наибольшие симпатии рассказчика, так как, не испугавшись, «с криком бросился вслед за собаками». В этот момент он был особенно хорош: «Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью. Без хворостинки в руке, ночйо, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка...»

Кто является главным героем рассказа? (крестьянские мальчики из соседних деревень, которые стерегли табун)

Как рассказчик попал на Бежин Луг? (он заблудился)

Охарактеризуйте каждого из пяти мальчиков (Федю, Павлушу, Илюшу, Костю, Ваню) по следующему плану (внимательно работайте с текстом художественного произведения):

Возраст;
- внешность, особенности одежды;
- отношение к другим мальчикам;
- рассказываемая история;
- поведение во время какого-либо неожиданного шороха.
- Кто из мальчиков вызывает наибольшие симпатии рассказчика? Почему? (Павлуша, так как наиболее смелый.)
- Кто из мальчиков лучше всех разбирается в народных поверьях? На основании чего вы сделали такой вывод? (Илюша, так как именно он рассказывает наибольшее количество различных историй.)
- Кто из мальчиков ведет себя наиболее покровительственно? Почему? (Федя, так как он старший - ему около четырнадцати лет - и из богатой семьи, поэтому выехал в поле не по нужде, а для забавы.)

4) Образ рассказчика в рассказе.
Рассказчик в тургеневском рассказе - сторонний наблюдатель, охотник, заблудившись, случайно оказавшийся на Бежином Лугу. Образ рассказчика в «Записках охотника» очень нужный и активный, выступает в нескольких обликах. То как охотник, сталкивающийся с интересными лицами, когда вовсе не важна его принадлежность к привилегированному сословию. То он случайный зритель или невольный свидетель встречи, разговора («Свидание», «Контора»). То чувствуется сословная дистанция: он - барин, встречающийся с господами, вспоминает о прежних встречах с лицами, проливающих свет на происходящее («Ермолай и мельничиха»). То рассказчик как бы совершенно растворяется в повествовании («Певцы»). Но он всегда симпатичен, благороден, стоит ближе к крестьянам-праведникам, чем к господам. Он даже берёт сторону угнетённых: уговорил Бирюка помиловать крестьянина, брезгливо относится к Пеночкину и ему подобным. Это, несомненно,- просвещённый «друг человечества» в духе сороковых годов, проповедующий социальное равенство, видящий пороки крепостнической системы, угнетающей униженных и оскорбленных.

5) Роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». Страстно любивший природу, Тургенев широко пользовался в «Записках охотника» описаниями природы. Тургенев относился к природе, как к стихийной силе, живущей самостоятельной жизнью. Пейзажи Тургенева поразительно конкретны и вместе с тем овеяны переживаниями рассказчика и действующих лиц, они динамичны и тесно связаны с действием. Пейзаж в тургеневском рассказе не только фон, но и через описание природы раскрываются чувства, переживания героев произведения.

Рассказ «Бежин луг» начинается с описания прекрасного летнего июльского дня. Здесь И.С. Тургеневым используются эпитеты: «заря... разливается кротким румянцем», «солнце - не огнистое, не раскаленное», «лиловый... туман», «цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый», метафоры: «солнце... мирно всплывает», «облака... почти не трогаются с места», «краски все смягчены», сравнения: «облака исчезают... как дым», «как бережно несомая свечка, ... вечерняя звезда», которые передают красоту, разлитую в природе. Пейзажные зарисовки отражают отличное настроение, прекрасные впечатления рассказчика. Состояние безмятежного покоя, тишины, исходящее от природы, передается и читателю, который становится как бы соучастником событий и чувствует, гак же как и рассказчик, все грани июльского дня и наступающего вечера: и «алое сияние... над потемневшей землей», и «печать какой-то трогательной кротости», и «накопившийся зной», и запах полыни, ржи, гречихи. Смена пейзажа передаёт изменяющееся настроение рассказчика, его тревогу, волнение. Вместо ярких красок летнего дня появляются тёмные и чёрные цвета: «тёмным и круглым буром», «угрюмый мрак», «чернея», «синеватая воздушная пустота». Природа отражает состояние охотника, поэтому используемые писателем эпитеты и метафоры создают атмосферу страха: в лощине «было немо и глухо», «места, почти совсем потонувшие во мгле», «нигде не мерцал огонёк, не слышалось никакого звука», «очутился над страшной бездной». Вместе с рассказчиком читатель ощущает страх и волнение. Пейзаж в тургеневском рассказе «Бежин луг» помогает читателю глубже передать изменяющееся настроение рассказчика.

Как начинает писатель свое произведение? (с описания природы)

О каком времени года идет речь в рассказе? (июль)

Найдите в тексте эпитеты к слову солнце, («не огнистое, не раскаленное... не тускло-багровое... но светлое и приветно-лучезарное»)

Подберите к слову солнце синонимы, используемые писателем в тексте рассказа, («могучее светило», «алое сияние» и др.)

Как постепенно меняется цветовая гамма произведения? Как читатель понимает, что рассказчик заблудился? (Постепенно на смену светлым цветовым эпитетам приходят: «темным и круглым бугром», «места, ...потонувшие во мгле», «над страшной бездной» и др.)

Иван Сергеевич Тургенев – замечательный русский писатель XIX в., снискавший уже при жизни читательское призвание и мировую известность. Его творчество служило делу отмены крепостного права, вдохновляло на борьбу с самодержавием.

В произведениях Тургенева поэтически запечатлены картины русской природы, красота подлинных человеческих чувств. Автор умел глубоко и тонко постигать современную жизнь, правдиво и поэтично воспроизводя ее в своих произведениях. Подлинный интерес жизни он видел не в остроте ее внешних проявлений, не в интриге, а в сложном мире человеческой психологии, в конечном счете определяющей истинный драматизм отношений между людьми. Рассказ «Бежин луг» ввел в русскую литературу проблему изображения детского мира и детской психологии. Появление этого рассказа означало новый поворот и расширение темы русского крестьянского мира. В детских его представителях показана его одаренность, красота и в то же время трагизм положения.

В рассказе «Бежин луг» Тургеневым описаны пятеро героев: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Подробно рассказывая о внешности и особенностях одежды мальчишек, автор показывает разницу их характеров. Федя, мальчик четырнадцати лет, «был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал‑то в поле не по нужде, а так, для забавы». У Павлуши «волосы были всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой», но в то же время чувствуется его характер: «глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила». Ильюша был совсем другой: «лицо… было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую‑то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились – он словно все щурился от огня». Косте было лет десять, «все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что‑то высказать, для чего на языке, – на его языке по крайней мере, – не было слов». Ваня, мальчик лет десяти, «лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из‑под нее свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь».

Тургеневская ночь духовно раскрепощает человека, тревожит его воображение бесконечными загадками мироздания: «Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь… Бесчисленные золотые звезды, казалось, текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, Вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли…»
Ночная природа наталкивает детей на красивые сюжеты легенд, предлагает загадки и сама же рассказывает об их возможном разрешении. Объясняя таинственные явления природы, крестьянские дети не могут избавиться от впечатлений окружающего их мира. Природа тревожит своими загадками мысль человека, дает возможность почувствовать относительность любых открытий, разгадок ее тайн. Она смиряет силы человека, показывая свое превосходство.

С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг» крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы. Писатель стремился не только пробудить в читателе чувство любви и уважения к деревенским ребятишкам, но и заставлял задуматься над их дальнейшей судьбой.

Автора всегда привлекали к себе люди, духовно и эмоционально одаренные, честные и искренние. Такие люди живут и на страницах его произведений, и живут, так же как бывает и в действительности, очень непросто, потому что это люди высоких моральных принципов, высокой требовательности к себе и к другим. Образы мальчиков – героев рассказа – овеяны лирическим настроением грусти и сочувствия. Но заканчивается он жизнеутверждающей, праздничной картиной наступающего утра.

Тургеневские пейзажи представляют воплощение авторского, тургеневского восприятия природы, героев, которые ему близки и выступают в рассказе как бы его представителями.

  1. Новое!

    (1 вариант) Природа помогает писателю глубже проникнуть в изображаемое событие, охарактеризовать героя, точнее определить время и место действия. В своих произведениях И.С. Тургенев не раз пользуется описаниями природы, которые делают художественный...

  2. Иван Сергеевич Тургенев - замечательный русский писатель, перу которого принадлежат знаменитые «Записки охотника». Это сборник, который включает очерки, рассказы и новеллы. В отличие от большинства других писателей, которые в своих произведениях представляли...

  3. Новое!

    Обратимся к 1-2 историям и проследим, как они рождались,- а это происходит чуть ли не на наших глазах. Автор помогает следить за рождением быличек, и будем внимательны к его подсказке. Припомним первую историю Ильюши, которую прервал приход заблудившегося...

  4. Ночь. На лугу около костра пять мальчиков. В котелке варится картошка. Поблизости пасутся лошади. Вдруг собаки залаяли и бросились в темноту. Широкоплечий неуклюжий парнишка молча вскочил, прыгнул на лошадь и поскакал вслед за собаками. Это был Павел,...

  5. Новое!

Презентация по рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг» ученицы 6 «Б» класса ГБОУ школы № 1324 (797) Курановой Марии

«Это просто были крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун. Кругом не слышалось почти никакого шума. Одни огоньки тихонько потрескивали. Мальчики сидели вокруг них… Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня.»

«Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги - не отцовские. (…) Федя лежал, опершись на локоть и раскинув полы своего армяка.»

1. - Ну, слушаем, - с покровительствующим видом сказал Федя. (Имеет право первого голоса как старший, его уважают ребята, слушают). 2. - Эка! - проговорил Федя после недолгого молчанья, - да как же это может этакая лесная нечисть хрестиянскую душу спортить… (верующий). 3. - А что, Ваня, - ласково заговорил Федя, - что, твоя сестра Анютка здорова? …что она к нам…не ходит?..Ты ей скажи, чтобы она ходила. (…) я ей гостинца дам. - А мне дашь? - И тебе дам. (добрый, заботливый) Характеристика Феди

«…торжественно и царственно стояла ночь; сырую свежесть позднего вечера сменила полуночная сухая теплынь, и еще долго было ей лежать мягким пологом на заснувших полях; еще много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари. Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила. Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути…»

Мое отношение к герою и к рассказу Из пяти представленных мальчиков в рассказе «Бежин луг» И. С. Тургенева мне больше всех понравился Федя. Он самый старший, самый умный, имеет опрятный вид. Немногословный, умеет слушать. Федя добрый, к ребятам обращается ласково - Павлуша, Илюшка. Заботливый – спрашивает маленького Ваню о здоровье его сестры Анютки, гостинец двоим обещает. В беседе вставляет свои реплики и комментарии по делу. Ночное для него не труд, а забава, повод пообщаться с крестьянскими ребятишками, которых он не гнушается и не презирает. В нем нет спеси. Образные описания жизни прошлой России в рассказе перерастают в размышления о загадке русской души. Природа оказывается необходимым фоном рассказа. Фольклор и литературная проза, свет и тени переплетаются здесь в неповторимых, причудливых образах. Рассказ интересный и какой - то родной. Я тоже со своим дедушкой в темноте на природе часто говорю о домовых и других поверьях.

И. З. Суриков «В ночном» Летний вечер. За лесами Солнышко уж село; На краю далеком неба Зорька заалела; Но и та потухла. Топот В поле раздается: То табун коней в ночное По лугам несется. Ухватя коней за гриву, Скачут дети в поле. То-то радость и веселье, То-то детям воля!.. «Редко соединялись в такой степени, в таком полном равновесии два трудно сочетаемых элемента: сочувствие к человечеству и артистическое чувство», - Ф. И. Тютчев о «Записках охотника»

Как объяснить, почему рассказ называется «Бежин луг»? Какие еще произведения, названные по месту происходящих в них событий, вы читали?

Рассказ называется «Бежин луг» по месту, где происходили его события. Бежин луг находится в тринадцати кило­метрах от имения И. С. Тургенева Спасское-Лутовиново. Кроме маленьких рас­сказов, названных по месту, где происхо­дили события, в них описанные, есть большие произведения, например роман- эпопея «Тихий Дон» М. А. Шолохова.

На какие приметы хорошей летней погоды, которые знал русский земледелец, указывает Тур­генев?

Рассказ «Бежин луг» начинается с очень подробного описания всех примет стойкой хорошей погоды летом в средней полосе России. Это описание не только точно, но и красиво. Мы вместе с автором наблюдаем за тем, как изменяется небо над нами, и учимся связывать красоту живой природы с теми явлениями, кото­рые эта красота помогает понять. Перед нами своеобразный прогноз погоды, кото­рый умел составлять русский крестьянин XIX века.

Читаем в начале рассказа:

«С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем…»;

«Солнце — не огнистое, не раскален­ное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но свет­лое и приветно лучезарное…»;

«Верхний, тонкий край растянутого об­лачка засверкает змейками…»;

«Но вот опять хлынули играющие лу­чи, — и весело и величаво, словно взле­тая, поднимается могучее светило…».

Попробуйте описать состояние летней приро­ды: утром, днем, вечером.

Мы только что вспомнили, как в рассказе описано утро. Сейчас понаблюда­ем за вечером: «К вечеру эти облака ис­чезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розо­выми клубами напротив заходящего солн­ца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над по­темневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда».

Можно взять и другой фрагмент, но каждое описание доносит до нас и красоту природы, и точную характеристику зна­комых крестьянам примет летней погоды.

Основные изобразительные средства (олицетворения и метафоры)

Картина пробуждения утра

В олицетворениях

В метафорах

«Свежая струя пробежала по моему лицу»; «еще нигде не румянилась заря»; « и жидкий ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею»; «все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило»

«Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали, отсырела земля, запотели листья»; « полились кругом меня... сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света»; «всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы»

Картина наступления ночи в изобразительных средствах языка

Сравнение

Метафора

Олицетворение

Эпитет

«Ночь приближалась и
росла, как грозовая туча»;
«кусты словно вставали вдруг из земли перед
самыми моими ногами»

«Отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота»;
«с каждым мгновением
надвигаясь, громадными
клубами вздымался
угрюмый мрак»;
«сердце у меня сжалось»

«На дне ее (лощины)
торчало стоймя несколько белых камней, - казалось, они сползлись туда для тайного совещания»

«Ночная птица пугливо нырнула в сторону»;
«вздымался угрюмый мрак»; «в застывающем воздухе»; «странное чувство», «угрюмый мрак»

Призраки ночи

Картины ночи

Впечатления мальчиков

Зрительные образы

«Темное, чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием»; «я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь»; «бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного пути..»

«Картина была чудесная!»

«Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки,- раздался вдруг детский голос Вани,- гляньте на божьи звездочки,- что пчелки роятся!». «Глаза всех мальчиков поднялись к небу и не скоро опустились»

«Кругом не слышалось почти никакого шума... Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной... одни огоньки тихонько потрескивали»

Таинственные звуки

«Вдруг где-то в отдалении, раздался протяжный звенящий, почти стенящий звук...»; «казалось., кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке»; «странный, резкий болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и спустя несколько мгновений повторился уже далее»

«Мальчики переглянулись, вздрогнули»; «Костя вздрогнул. - Что это? - Это цапля кричит, - спокойно возразил Павел»

«Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах - запах русской летней ночи»; под утро

Значение природы в рассказе «Бежин луг»

Описаний утра, дня, вечера, ночи

I Описание пейзажных зарисовок

II Звуковая сторона картин

I группа

II группа

III группа

Темно-серое небо; облитые тенью; пруд едва дымится; край неба алеет; светлеет воздух, видней дорога; яснеет небо; белеют тучки; зеленеют поля; в избах красным огнем горят лучины; заря разгорается, золотые полосы протянулись по небу; в оврагах клубятся пары; водянисто-зеленые луга; влажный блеск, разлитый в воздухе; зеленой чертой ложится след ног по росистой, побелевшей траве и т.д.

Слышится сдержанный, неясный шепот ночи; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит; громко застучала телега; воробьи чирикают; за воротами слышны заспанные голоса; жаворонки звонко поют; чибисы с криком вьются; звучный лязг косы раздается за нами и т.д.

Влажный ветер набегает легкой волной; вам холодно немножко, вам дремлется; сердце в вас встрепенется, как птица; свежо, весело, любо; как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханием весны; вы раздвинете мокрый куст - вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи; воздух весь напоен свежей горечью полыни, медом, гречихи и «кашки» и т.д.

Опишите первую встречу охотника с крестьян­скими ребятишками из соседних деревень. Подоб­но автору дайте общую характеристику мальчиков.

«Детские звонкие голоса раздались во­круг огней, два-три мальчика поднялись с земли… Это… были крестьянские ребя­тишки из соседних деревень…»; «Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня». Мальчики вы­ехали в ночное и до появления охотника были заняты беседой. Им было от семи до четырнадцати лет. Все ребята были из разных по достатку семей, и поэтому они различались не только одеждой, но и ма­нерой держаться. Но мальчики были дружны между собой и с интересом разго­варивали, их беседа привлекла внимание охотника.

Создайте портрет одного из мальчиков по ва­шему выбору.

Чаще всего ученики выбирают для опи­сания Павлушу как самого смелого и ре­шительного мальчика. Но некоторые де­вочки выбирают Ильюшу за то, что он знал много страшных историй и их можно включить в рассказ, что делает повество­вание интересней. Те, кто хочет ответить покороче, выбирают портрет Вани.

Рассказ о любом мальчике должен быть небольшим. Мы предлагаем построить его по общему плану.

  1. Внешний облик мальчика.
  2. Его роль среди приятелей у костра.
  3. Рассказанные им истории.
  4. Отношение к чужим рассказам.
  5. Представление о характере мальчика.
  6. Отношение автора к этому герою.

Если вы выбираете для рассказа Павлу­шу, то нужно обязательно решить, как вы объясняете причину его гибели. Чаще все­го говорят о нелепой случайности, но нельзя не учитывать, что Павлуша был очень смелым и пошел на неоправданный риск, а это могло его погубить.

В рассказе очень коротко и четко дан портрет каждого из мальчиков и подробно рассказаны их истории. Так что выбрать из текста нужные предложения и соеди­нить их в один рассказ по приведенному выше плану нетрудно.

Иллюстрации А.Ф.Пахомова * к рассказу И.С.Тургенева

"Бежин луг"


Федя

Федя был одним из заводил, сын зажиточного крестьянина. Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Держится сдержанно, немного снисходительно – положение обязывает. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку,чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок.Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги - не отцовские.

Федя стройный мальчик с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой.

На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой, небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги - не отцовские.

Федя лежал, опершись на локоть и раскинув полы своего армяка. покровительственно относится к другим мальчикам. Федя покровительственно относится к другим мальчикам.

Он внимательно слушал всех мальчиков, но всем видом показывал, что не верит в их рассказы. Чувствуется, что он получил хорошее домашнее образование и поэтому ему не свойственна та наивность, которая присуща остальным детям.

У второго мальчика, Павлуши , волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый - что и говорить! - а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной (домотканой) рубахи да из заплатанных портов.

Павлуша наблюдал за картошкой и, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипавшую воду.

Рассказывает Павлуша три истории: о небесном предвидЕнье, о Тришке, о голосе Васи.

Павлуша отличается деловитостью, смелостью. Он не побоялся пойти посмотреть, отчего собаки забеспокоились.

Ильюша - некрасивый, но опрятный мальчик. Его лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое, о выражало какую-то тупую, болезненную заботливость. Желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку. И ему и Павлуше на вид было не более двенадцати лет.

Рассказывает Ильюша 7 историй: историю о домовом, которая случилась с ним и с его товарищами, про оборотня, о покойном барине Иване Ивановиче, о гаданье в родительскую субботу, о Тришке-антихисте, о мужике и лешем, и про водяного. Ильюша отличается от всех деревенских мальчиков умением увлекательно рассказывать страшные истории.

В описании Кости , мальчика лет десяти, автор отмечает задумчивый и печальный взор. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить, но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что то высказать, но у него не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно.

Костя понурил немного голову и глядел куда-то вдаль. Он задумчив и печален.

Костя пересказывает историю о русалке, которую слышал от отца, о голосе из бучила и о мальчике Васе из его деревни

Портретной характеристики Вани автор не дает, только пишет, что ему было всего лет семь. Он лежал и не шевелился под своей рогожей.

Ваня робок и молчалив, он не рассказывает никаких историй, потому что мал, однако он смотрит на небо и восхищается божьими звездочками.

Вася очень добрый мальчик. Он с любовью говорит о своей сестре.

Как связаны рассказы детей с ночным пейзажем?

Все страшные истории в рассказе подобраны так, что они гармонируют и с ночным пейзажем, и с волнением детей, жаждущих чего-то необыкновенного. Сам рассказчик как бы присоединяется к их восприятию окружающего.

Что хотел передать образами мальчиков у костра И.С.Тургенев?

Тургенев показал их природную одарённость, поэтичность. У каждого из них своя манера рассказа, но все они говорят просто, метко, образно. Мальчики рассказывают страшные истории о злых силах, но они верят в победу добра.

Однако рассказы мальчиков свидетельствуют не только о богатстве их воображения, но и о том, что они находятся в плену суеверий, рождённых темнотой и бесправным положением народа.

«Бежин луг» — один из самых поэтичных рассказов в «Записках охотника». Он пробуждает в человеке способность воспринимать прекрасное, раскрывает красоту и русской природы, и выросших среди неё, на первый взгляд ничем не приметных героев.

Какой персонаж вам понравился больше всех? Кто из мальчиков, как вам кажется, больше всего нравится автору? Попробуйте доказать это текстом.

Когда обсуждают тех мальчиков, кото­рых мы видим у костра, симпатии боль­шинства оказываются на стороне Павлу­ши. И его преимущества легко доказать: он смел, решителен, менее своих товари­щей суеверен. Поэтому каждый его рас­сказ о таинственных событиях отличает стремление понять причины того, что происходит, а не желание искать в этих событиях страшную тайну. Но Павлуша нравится не только большинству читате­лей, сам И. С. Тургенев говорит о своей симпатии к нему на страницах рассказа: «Малый был неказистый, — что и гово­рить! — а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голо­се у него звучала сила».

Тургенев назвал истории, рассказанные маль­чиками, сначала россказнями, затем преданиями, потом поверьями. Современные ученые называют их быличками. Объясните, что обозначает каждое из этих слов. Какое из них точнее передает особен­ности рассказов детей?

Россказнями обычно называют недо­стоверные рассказы людей, которые пы­таются обмануть своих слушателей. Чаще всего это слово используют, пренебрежительно оценивая чей-то неправдивый рас­сказ о событиях. Преданием чаще всего называют устный рассказ об историче­ских событиях или деятелях, который пе­редается из поколения в поколение. Этот жанр фольклора часто заменяют словом легенда, которая также повествует о дав­но прошедших событиях. Близкое значе­ние имеет и слово поверье. Слово былин­ка было создано недавно и используется при характеристике произведений фольк­лора, в которых речь идет о событиях, где участвовали сами рассказчики или близ­кие им люди.

Перескажите близко к тексту одну из быличек. Попробуйте объяснить, как она могла появиться.

Можно использовать самую первую быличку, которую охотник услышал от Ильюши. Это рассказ о том, что произош­ло на рольне — крохотной бумажной фаб­рике, на которой работали мальчики. Ос­тавшись ночевать на своем рабочем месте, они только начали рассказывать всякие страшные истории и вспомнили о домо­вом, как сразу же услышали чьи-то шаги. Они испугались прежде всего потому, что были уверены: домового можно услы­шать, но нельзя увидеть. А шаги и возня над их головами были отчетливо слышны, да еще кто-то стал спускаться по лестни­це… И хотя дверь в ту комнату, где все они лежали, распахнулась и никого там они не увидели, это их не успокоило. По­том вдруг кто-то «как закашляет, как за­перхает, словно овца какая…».

В каждом классе находятся ученики, которые тут же говорят об овце, которая, наверное, случайно забрела на бумажную фабричку и стала бродить по ее лестни­цам, а перепуганные ребята приняли зву­ки, которые слышали, за проделки домо­вого.

Так, бытовыми наблюдениями можно объяснить каждую из рассказанных у ко­стра историй. При этом важно не то, что страхи чаще всего оказывались плодом выдумки, а то, как изобретательны были рассказчики и как они стремились разоб­раться в причинах самых разных проис­шествий.

Сравните рассказы Павлуши и Ильюши о све­топреставлении. Чем отличаются представления мальчиков? Выберите для пересказа одно повество­вание и объясните свой выбор.

Рассказы об одном и том же эпизоде — о солнечном затмении (светопреставле­нии) — у Павлуши и Ильюши резко отли­чаются друг от друга. Павлуша рассказы­вает очень лаконично, коротко, он видит в событиях, которые вызвали светопрестав­ление, смешную сторону: трусость своих односельчан, неумение понять, что же про­исходит. Ильюша же, напротив, полон вос­торга перед необычным событием, и ему не приходят в голову никакие шутки. Он даже склонен немного попугать слушате­лей и утверждает, что «придет он (Триш­ка), когда наступят последние времена».

Выбирая одно повествование для своего пересказа, нужно объяснить, почему сде­лан выбор. Обычно мальчики выбирают рассказ Павлуши за лаконизм речи, за ве­селую усмешку над тем, что пугает дру­гих. Девочки же часто сочувствуют Илью­ше, а некоторые даже склонны сопережи­вать его страхам.

Как вы можете объяснить финал рассказа «Бежин луг»?

Финал рассказа «Бежин луг» прост и естествен. Охотник проснулся раньше мальчиков, которые спали у костра, и от­правился к своему дому. Таков финал многих рассказов сборника «Записки охотника» И. С. Тургенева, в который входит и «Бежин луг». В каждом из них охотник покидает то место, где с ним про­изошли какие-то события, и отправляется домой. Но в финале рассказа «Бежин луг» есть примечание, которое сделал автор: «Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не уто­нул: он убился, упал с лошади. Жаль, славный был парень!» Так, в повествова­ние о судьбе героя, который вызвал у ав­тора симпатию, добавлено трагическое за­вершение.

Проследите за приемами, которыми пользу­ется автор, создавая портрет Павлуши: «Его некра­сивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью». Какие ху­дожественные приемы использует автор?

Перескажите близко к тексту фрагмент рас­сказа, где автор дает описание природы.

Готовя пересказ, нужно поработать с художественным текстом: разметить ло­гические ударения, паузы. Вот так может выглядеть разметка части текста.

«Не успел я отойти двух верст,| как уже полились кругом меня по широкому мок­рому лугу,| и спереди, по зазеленевшимся холмам,| от лесу до лесу,| и сзади по длин­ной пыльной дороге,| по сверкающим, обагренным кустам,| и по реке,| стыдливо синевшей из-под рдеющего тумана, — Го­дились сперва алые,| потом красные, золо­тые потоки молодого горячего света…» Материал с сайта http://iEssay.ru

Подготовьте речевые характеристики мальчи­ков из рассказа «Бежин луг».

Мальчиков у костра было пятеро, и каждый из них отличается голосом, мане­рой общения, речью. Ильюша говорит «сиплым и слабым голосом», он очень многословен и склонен к повторениям. У Павлуши «в голосе звучала сила», он четок и убедителен. Костя говорил «тон­ким голоском» и при этом умел описать события. Федя «с покровительствующим видом» поддерживал беседу, но сам до рассказов историй не снисходил. Не сразу услышали мы и «детский голос» Вани, которому было еще рано быть рассказчи­ком.

Можно очень подробно рассказывать о манере говорить Павлуши и Ильюши, ко­торые сильно отличаются друг от друга своими речевыми характеристиками.

Павлуша говорит четко, мыслит логич­но, при рассказе стремится обосновать свои суждения. Он, пожалуй, один наде­лен чувством юмора, умением видеть ко­мическую сторону событий, которые на­блюдает.

Ильюша многословен и склонен к по­вторениям, он эмоционально переживает то, о чем рассказывает, и даже не пы­тается организовать свою речь или найти сколько-нибудь убедительные доказатель­ства правдивости своих рассказов.

Там, где Павлуша смеется, Ильюша пу­гается, там, где Павлуше ясны бытовые причины событий, Ильюша все рисует в мрачном тумане таинственности.

Можно сделать вывод, что речевая ха­рактеристика помогает понять характер человека.

Как удается автору показать различное отно­шение к каждому из мальчиков в рассказе «Бежин луг»? Найдите слова, которые показывают это от­ношение.

Сначала И. С. Тургенев собирается прос­то познакомить читателя с мальчиками. Описывая каждого из них, он об одном сказал — «а все-таки он мне понравил­ся…», а о Косте — он «возбуждал мое лю­бопытство своим задумчивым и печаль­ным взором». Но после первого знакомст­ва автор не раз добавляет попутные уточ­нения. Ильюша отвечает «…сиплым и слабым голосом, звук которого как нельзя более соответствовал выражению его лица…», немного спустя слышим мы и «дет­ский голос Вани».

Однако самое убедительное доказатель­ство отношения автора к каждому из сво­их героев звучит в описании самих исто­рий, рассказанных мальчиками, в словах автора, которые сопровождают эти исто­рии. Стоит вспомнить, как об одном и том же событии рассказывали Павлуша и Ильюша, и мы сразу же скажем, что сим­патии автора на стороне Павлуши.