Биографии Характеристики Анализ

Поурочный план проблемы развивающихся стран. Презентация на тему проблема преодоления отсталости развивающихся стран

Слайд 1

Проблема преодаления отсталости развивающихся стран.

Работу выполнили: Варбанский Илья, Мамедов О. Учитель Шиженская Н.Н. ГБОУ школа№104 Санкт-Петербурга

Слайд 2

Проблемы развивающегося мира:

1. Частые войны 2. Нищета 3. Голод

5. Низкий уровень образования

4. Слабо развитая медицина

Слайд 3

Войны в развивающихся странах

За постколониальный период в Африке было зафиксировано 35 вооруженных конфликтов, в ходе которых погибло около 10 млн человек, большая часть из которых (92 %) - гражданское население. В Африке насчитывается почти 50 % от общемирового количества беженцев (более 7 млн чел.) и 60 % перемещенных лиц (20 млн человек).

Слайд 4

Нищета в слаборазвитых странах

За годы, прошедшие после Конференции в Рио-де-Жанейро (1992 год), увеличилось число людей, живущих в условиях абсолютной нищеты, в частности в развивающихся странах. Весьма серьезная и сложная проблема нищеты может послужить причиной социальной напряженности, подорвать экономическое развитие, нанести ущерб окружающей среде и создать угрозу для политической стабильности во многих странах.

Слайд 5

Голод в Восточной Африке 2011 года - гуманитарная катастрофа, которая по данным международных организаций угрожает около 11,5 миллионам человек, прежде всего в Сомали (3,7 миллионов), Эфиопии(4,8 миллионов), Кении(2,9 миллионов) и Джибути (164 тысяч).

Слайд 6

Здравоохранение

В странах третьего мира слабо развита медицина. Из-за этого ежегодно гибнет огромное количество людей.

Слайд 7

Низкий уровень образования

Сейчас в отношении образования слабо развитые страны всё ещё отстаёт от других частей света. В 2000 г. в Чёрной Африке только 58 % детей обучались в школах; это самые низкие показатели в мире. В Африке 40 миллионов детей, половина из которых школьного возраста, которые не получают школьного образования. Две трети из них - девочки.

Слайд 8

Способы решения проблем:

1. Прекращение войн, введение конституции, наличие постоянной армии

2.Экономический подъем, путем налаживания и расширения предприятий, импорта и экспорта с другими странами, инвестирования в страну из-за рубежа, налаживанием отношений с соседними странами и высокоразвитыми

3. Улучшение медицины, обмен опытом с высокоразвитыми странами, закупка оборудования и строительство госпиталей

Слайд 9

4. Строительство учебных завидений, налаживание книгопечатания, широкое использование интернет ресурсов

5. Улучшение экологии, прекращение загрязнения водоемов, рек

6. Разведение домашнего скота, налаживание сельского хозяйства, импорт и экспорт с развитыми странами

Разделы: История и обществознание

Дидактические цели:

  1. Образовательные:
  • Выяснить причины возникновения глобальных проблем.
  • Охарактеризовать глобальные проблемы.
  • Определить пути решения глобальных проблем.
  • Развивающие:
    • Развивать умения извлекать нужную информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, схема, карта, аудиовизуальный ряд, мультимедиа), интерпретировать и переводить информацию из одной знаковой системы в другую.
    • Развивать умения критически осмысливать информацию, формулировать собственные суждения, обосновывать их.
    • Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи.
  • Воспитывающие:
    • Формировать у учащихся чувство ответственности за судьбу цивилизации.
    • Способствовать формированию у учащихся бережного отношения к природе.

    Методическая цель: формирование способов работы учащихся с различными источниками информации.

    Ход урока

    I этап. Организационно-мотивационный

    Задача: определение темы, постановка учебных задач, создание мотивационной установки на урок.

    Методы: наглядный, эвристический, стимулирования познавательного интереса, словесный (беседа), фронтальный, под руководством учителя.

    Слайд № 1

    Учитель: Начнем наш урок с просмотра фотографий и попробуем определить тему нашего урока.

    Слайд № 1-8

    Учитель: Что отражают эти фотографии?

    Ожидаемый ответ: Современные проблемы: загрязнение окружающей среды, нищета и голод в странах «третьего мира», войны, терроризм.

    Слайд № 9

    Учитель: А что мы видим на этой фотографии?

    Учащиеся: Это мегаполис, который затоплен мировым океаном.

    Учитель: Это фотоколлаж. Фотохудожники показали нам, что может произойти в недалеком будущем в результате катастрофического глобального потепления. Так какую же тему мы сегодня будем изучать?

    Слайд № 10

    Учащиеся: «Глобальные проблемы современности».

    Слайд № 11 (анимация)

    Учитель: Мы должны решить следующие задачи:

    • выяснить причины глобальных проблем;
    • охарактеризовать глобальные проблемы;
    • определить пути их решения;
    • продолжить освоение способов работы с различными источниками информации.

    II этап. Изучение нового материала

    1. Причины глобальных проблем

    Задача: выявить причины глобальных проблем.

    Методы: словесно-логический, наглядно-иллюстративный, репродуктивный, фронтальный.

    Учитель: Начнем с выяснения причин возникновения глобальных проблем.

    Слайд № 12

    Учитель: Один английский исследователь сказал: «До наших дней человечества как единого целого не существовало». Взаимосвязь и взаимозависимость государств, народов резко возросли. Как называется это явление современной жизни?

    Ожидаемый ответ: Глобализация.

    Учитель: Глобализация – усиление взаимосвязи и взаимозависимости мира - это первая причина возникновения глобальных проблем.

    Слайд № 12 (анимация)

    Учитель: Итальянский общественный деятель Печчеи говорил о том, что нынешняя фаза прогресса принесла человечеству множество щедрых подарков и в то же время грозит ему неслыханными бедами. Как вы думаете, что Печчеи понимал под щедрыми подарками, а что под неслыханными бедами?

    Учащиеся: «Подарки»: телевидение, возможность быстрого перемещения, связи, освобождение человека от тяжелого физического труда, лечение многих болезней, создание искусственных материалов. «Беды»: создание атомного оружия; деятельность промышленных предприятий, которые загрязняют окружающую среду; вырубка лесов и т. д.

    Учитель: И щедрые подарки и беды являются результатом активной преобразовательной деятельности человека. Другая причина возникновения глобальных проблем - активная преобразовательная деятельность человека, которая может носить и разрушающий характер.

    Слайд № 12 (анимация)

    2. Глобальные проблемы

    Задача: охарактеризовать основные глобальные проблемы современности.

    Методы: частично-поисковый, практический, наглядно-иллюстративный, словесно- логический, самостоятельной и групповой работы.

    Слайд № 13

    Учитель: Основными глобальными проблемами являются:

    • проблема «Север - Юг»: увеличение пропасти между бедными и богатыми странами;
    • экологический кризис;
    • терроризм и угроза новой мировой войны.

    Учитель: Сейчас наша задача охарактеризовать эти проблемы. Работать будем индивидуально и в группах. Каждая группа анализирует определенную проблему по различным источникам информации, а затем выступает с результатами своей работы. Результатом нашей общей работы будет заполненная таблица:

    Слайд № 14

    Проблема «Экологический кризис»

    Задание для группы (исследователи и интерпретаторы):

    1. из текста приведите примеры проявлений экологического кризиса;
    2. назовите возможные последствия экологического кризиса.

    Экологическая эмиграция

    Продолжающийся нагрев атмосферы способствует расширению пустынь. Во всем мире за последние годы жертвами этого процесса стали 10 млн квадратных километров. Больше всего пострадали Азия, Латинская Америка и Европа – северные берега Средиземного моря. Трагичны последствия опустынивания в Африке: леса там уступают место пескам. Доходит до того, что людям даже не на чем готовить пищу – нет дров.

    Непомерный рост народонаселения и вызванное этим увеличение нагрузки на экосистемы драматически сказываются на судьбах самих людей. Уже появилось понятие «эмиграция из-за разрушения природных условий обитания». Главной причиной бегства с родных земель стало изменение климата. В 1996 году, по данным ООН, таких экологических эмигрантов уже насчитывалось 26 млн. 173 млн. человек живет под угрозой покинуть насиженные места...

    Современные прогнозы на будущее несколько снизили тревогу, появившуюся в конце 80-х годов, когда, по расчетам демографов, население мира должно было к 2100 году достичь примерно 14 млрд человек. Сейчас специалисты считают, что к 2050 году население планеты составит самое большее 9,4 млрд человек.

    Большинство ученых считают: если человечеству уж совсем откажет разум и случится так, что численность населения Земли перейдет через верхнюю допустимую черту – 12 млрд, тогда все экосистемы будут разрушены, от 3 до 5 млрд человек окажутся в положении медленно умирающих от голода и жажды...

    Александровский Г. По материалам немецкого журнала «Фокус» // География в школе. – 1998. – № 3. – С. 50–51.

    Проблема «Север - Юг»

    Задание для группы (практики, экспериментаторы):

    1. По таблицам «ВВП на душу населения» перечислите страны, относящиеся к самым богатым и к самым бедным.
    2. По политической карте мира определите, в каких регионах мира находятся самые бедные и самые богатые страны, назовите регионы.
    3. Объясните, почему проблема разрыва в уровне жизни между богатыми и бедными странами получила название «Север – Юг»?

    Самые богатые страны

    Страны

    ВВП на душу населения (в долларах США)

    Лихтенштейн

    Швейцария

    Люксембург

    Норвегия

    Германия

    Самые бедные страны

    Страны

    ВВП на душу населения (в долларах США)

    Сан-Томе и Принсипи

    Мозамбик

    Таджикистан

    Кампучия (Камбоджа)

    Гвинея-Бисау

    Задание для группы (практики):

    Таблицы: «ВВП на душу населения самых бедных стран» и «ВВП на душу населения самых богатых стран»

    1. Определите средний показатель ВВП на душу населения для десятка самых бедных стран.
    2. Определите средний показатель ВВП на душу населения для десятка самых богатых стран.
    3. Сравните эти два показателя и сделайте вывод об уровне жизни в бедных странах.

    Задание для группы (исследователи, интерпретаторы, практики, экспериментаторы):

    1. По фрагменту предложенного текста определите, какие проблемы в развивающихся странах стоят наиболее остро.
    2. Как вы думаете, какие последствия могут иметь нерешенные проблемы развивающихся стран?

    На Юг приходится 90% прироста населения. Бурный рост населения в развивающихся странах происходит в условиях, когда значительная часть проживающих в них людей находится на грани или в состоянии ужасающей нищеты. В крохотной африканской хижине без окон ежегодно прибавляется на свет по ребенку, если у главы семейства одна жена, и больше, если жен несколько - и так до тех пор, пока женщина не умирает при родах или не наступает вторичное бесплодие. И эти девять-десять, а то и все два десятка ребятишек изо дня в день не доедают…

    Многомиллиардная помощь на развитие Юга - благо ли? Многочисленные теоретические анализы и практические исследования ситуации наглядно показали, какой вред эти миллиарды причинили странам, для развития которых они предназначались. Теперь неимущее население беднейших стран вынуждено платить проценты с тех сумм предоставленных кредитов, которые приносят богатеющим местным князькам обильные проценты с их лицевых счетов в швейцарских банках. Подсчитано, что за те годы, в течение которых происходило освобождение бывших колоний и молодые государства начали развиваться как самостоятельные, развитые государства выжали из них больше реальных ценностей, чем бывшие метрополии за предыдущие три столетия колониального господства. Развивающиеся страны задолжали развитым капиталистическим государствам более одного триллиона долларов…

    Все больше плодородной, нередко введенной в оборот благодаря дорогостоящему орошению земли изымается у местных производителей сельхозпродукции, столь необходимой для собственного потребления. Вместо нее возделываются доходные экспортные культуры. Положение еще больше усугубляется поставками избыточной сельскохозяйственной продукции из США и стран Европейского Союза, в сравнении с которой, продукция, произведенная трудом местных крестьян, попросту оказывается неконкурентоспособной. Одновременно военщина ряда африканских стран получит дополнительный стимул к тому, чтобы с помощью силы прибрать к рукам традиционные общинные земли - основу пропитания местного населения, - превратив их в крупные плантации. А это в свою очередь будет означать лишь, что, с одной стороны, еще больше разбогатеют единицы, еще больше возрастут суммы на счетах правящей элиты в швейцарских банках, еще больше увеличится могущество пищевых концернов, опутавших своими сетями весь мир, а с другой - еще больше возрастет зависимость правительств беднейших стран Юга, а главное, еще острее станет проблема голода для обездоленной части населения планеты.

    По материалам печати.

    Проблема «Угроза новой мировой войны»

    Задание для группы экспериментаторов:

    1. Каковы проявления данной проблемы?
    2. Каковы возможные последствия новой мировой войны?

    Работа в группах 7-10 минут. Выступление представителей от групп 10-12 минут и заполнение таблицы по ходу выступления групп.

    Слайды № 15-17

    Глобальная проблема

    Проявления

    Возможные последствия

    Экологический кризис

    Расширение пустынь, изменение климата, загрязнение окружающей среды, сокращение продуктивности живого покрова, истощение ресурсов

    Разрушение экосистем, смерть 3-5 млн. от жажды и голода

    «Север-Юг»

    Нищета в слаборазвитых странах, долг более 1 трлн. долларов, разорение местных производителей, политическая и военная нестабильность

    Рост разрыва в уровне жизни между Севером и Югом, рост нищеты и зависимости правительств беднейших стран Юга

    Угроза новой мировой войны

    Расширяется круг ядерных держав, растут запасы вооружений, локальные войны, терроризм

    Мировая война, уничтожение жизни на Земле

    Учитель подводит итоги по таблице: Таким образом, у нас теперь заполненная таблица по основным глобальным проблемам.

    3. Пути решения глобальных проблем

    Задача: познакомить учащихся с конкретными примерами решения глобальных проблем, определить пути их решения.

    Методы: частично-поисковый, исследовательский, самостоятельной и групповой работы, работы под руководством учителя, фронтальный.

    Учитель: Как вы видите, глобальные проблемы грозят гибелью всему человечеству. Чтобы этого не произошло, нужно действовать уже сейчас. Следующий вопрос «Пути решения глобальных проблем».

    Слайд № 18

    Учитель: Решением глобальных проблем озабочена прогрессивная часть человечества, которая осознает опасность глобальных проблем для самого существования человечества. Вклад в решение глобальных проблем вносят межгосударственные и международные соглашения, общественные организации и экологические движения.

    Слайд № 18 (анимация)

    Учащиеся записывают схему со слайда.

    Учитель: Сейчас наша задача - на примерах познакомиться со способами решения глобальных проблем. Работать будем индивидуально и в группах. Каждая группа работает по одному из этих направлений по различным источникам информации, а затем выступает с результатами своей работы.

    Работа в группах 8 минут.

    Международные и межгосударственные соглашения

    (по материалам Интернет-сайтов «374.ru от сложного к простому» и «Википедия»)

    1. Что такое Киотский протокол?
    2. Почему он носит глобальный характер?
    3. С какими проблемами столкнулась реализация Киотского протококола?

    Общественные организации. Римский клуб

    Задание для группы экспериментаторов и интерпретаторов:

    1. С какой целью и когда был создан Римский клуб?
    2. Чем занимается Римский клуб?
    3. Почему члены Римского клуба считают очень важным для решения глобальных проблем изменение сознания и мышления человека?
    4. Какие приоритетные направления в воспитании выделили члены Римского клуба? Попробуйте дополнить этот список.

    Экологические движения. Greenpeace

    Задание для группы практиков:

    (по материалам Интернет-сайта «Википедия»)

    1. Что такое Гринпис? Когда она основана?
    2. В чем специфика деятельности Гринпис?
    3. Действует ли Гринпис в России?
    4. Приведите пример (по выбору) успешной акции Гринпис.

    Выступление групп 6 минут.

    Слайд № 19

    Учитель: Большую роль в решении глобальных проблем играют усилия всего мирового сообщества. Рассмотрим на конкретном примере. Речь пойдет о Киотском соглашении.

    Выступление группы «Международные и межгосударственные соглашения».

    Учитель: Решить глобальные проблемы можно только усилиями всего мирового сообщества.

    Слайд № 19 (анимация)

    Учитель: Идея глобального моделирования возникла в конце 60-х начале 70-х годов. Особая роль в разработке и применении глобального моделирования принадлежит Римскому клубу - организации западных ученых, бизнесменов, политиков и общественных деятелей, озабоченных выработкой мер по предотвращению глобальных угроз.

    Выступление группы «Римский клуб».

    Учитель: Решение глобальных проблем невозможно без изменения мышления человека.

    Слайд № 19 (анимация)

    Учитель: Вклад в решение глобальных проблем вносят и экологические движения.

    Выступление группы «Greenpeace».

    Слайд № 20

    Учитель: «Человеческая история достигла водораздела, за которым изменение политики становится неизбежным. Более миллиарда человек, не могущих удовлетворить основные потребности, наши собственные дети и внуки и сама планета Земля требует революции. Она грядет. Мы знаем, что у нас есть возможность предотвратить опасность, хаос и конфликты, которые в противном случае неизбежны». Эти слова премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брундланд произнесла на конференции ООН в 1992 году, они не потеряли своей актуальности.

    III этап. Закрепление материала

    Задача: выделить тезисы урока, проговорить их.

    Методы: устный, фронтальный, наглядный, репродуктивный.

    Слайд № 21

    Тезисы урока:

    • Основными глобальными проблемами являются увеличение пропасти между бедными и богатыми странами, экологический кризис, терроризм и угроза новой мировой войны.
    • Причинами возникновения глобальных проблем являются возросшая взаимосвязанность и взаимозависимость мира, возросшая мощь преобразовательной деятельности человека, низкий уровень сознания.
    • Глобальные проблемы затрагивают жизненно важные интересы всего человечества и требуют согласованных международных действий.
    • Один из важнейших путей преодоления глобальных проблем – изменение мышления людей, осознание необходимости борьбы с голодом и нищетой, бережного отношения к природным ресурсам.

    IV этап. Подведение итогов, выставление оценок

    V этап. Домашнее задание:

    Слайд № 22

    1. Характеризовать глобальные проблемы.
    2. Глобальные проблемы (другие) и шаги по их решению (сообщение).

    Волык Наталья Анатольевна

    учитель географии

    Гвардейской общеобразовательной I-III ступеней школы №1

    Симферопольский район АР Крым

    10 класс

    Урок №12

    Тема. Глобальные проблемы человечества.

    Цель: сформировать у учащихся представление о глобальных проблемах человечества;

    способствовать развитию логического мышления учащихся, умению вести диалог.

    Оборудование: политическая карта мира, иллюстрации и фотографии с изображениями

    военных действий, экологических бедствий, промышленных предприятий, насе-

    ления. Изображение богини правосудия - Артемиды.

    Тип урока: нетрадиционный, урок-игра "Народный суд".

    Структура урока:

    I. Организационный момент………………………………………………..1 мин.

    II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся……………………2 мин.

    III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся……….1 мин.

    IV. Изучение нового материала……………………………………………...37 мин.

    V. Закрепление новых знаний и умений учащихся…………………………2 мин.

    VI. Итог урока…………………………………………………………………..1 мин.

    VII. Домашнее задание………………………………………………………….1 мин.

    Ход урока.

    I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

    II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.

    Беседа по вопросам.

    1)Как человек влияет на окружающий его мир?

    2)Каковы последствия этого влияния? Чем оно угрожает планете Земля в целом?

    3)Как вы понимаете выражение "глобальные проблемы человечества"?

    III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

    Рассказ учителя.

    Современные проблемы существования и развития человечества в целом - предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов; преодоление разрыва в уровне социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами, устранение голода, нищеты и неграмотности; регулирование стремительного роста населения в развивающихся странах; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды; обеспечение человечества необходимыми ресурсами - продовольствием, промышленным сырьем, источниками энергии; предотвращение отрицательных последствий развития науки и техники. Глобальные проблемы порождены противоречиями общественного развития, резко возросшими масштабами воздействия деятельности человечества на окружающий мир и связаны также с неравномерностью социально-экономического и научно-технического развития стран и регионов. Решение глобальных проблем требует развертывания международного сотрудничества.

    Запись в тетради:

    Глобальные проблемы - наиболее масштабные, актуальные и неотложные проблемы человечества, отчетливо оформились во второй половине ХХ века: проблемы мира и разоружения, экономического роста и социального развития, использование природных богатств и их истощения, проблема численности населения Земли (по А. А.Ене., А. В. Супрычеву).

    IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

    Состав участников: пять учащихся представляют себя в виде глобальных проблем (учащимся роздан вспомогательный материал).

    Ход игры.

    1). Учащимся предлагается сделать выбор в самой важной глобальной проблеме человечества и проголосовать (1-2 раза, в зависимости от количества учащихся в классе) за каждую "глобальную проблему" отдельно. Результаты записываются на доске.

    2). Каждый участник, представляя глобальную проблему, доказывает, что именно она является самой важной, опираясь на факты, изложенные в дополнительном материале и собственные знания по теме.

    (Например: дополнительный материал

    ВОЙНА: ядерное оружие, ядерные технологии. "Ядерные" державы США, Россия, Франция, Великобритания, Китай. I и II мировые войны, Афганистан, Чечня. Меняются границы государств, гибель людей, "отмывание" больших денег.

    ДЕМОГРАФИЯ: перенаселение (Китай и Индия), превышение смертности над рождаемостью в странах Европы, уровень образованности населения, перемещение населения, возрастание преступности.

    ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ: нефть, уголь, газ - основные источники тепла и энергии на Земле; все

    УРОК 21. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

    Учебная цель: охарактеризовать понятие «глобальные проблемы человечества»; определить причины возникновения, особенности каждой из проблем, возможные пути решения; развивать умение оценивать последствия проявления глобальных проблем на современном этапе развития человечества, умение самостоятельно прорабатывать различные источники географических знаний.

    Оборудование: физическая карта мира, политическая карта мира, экономическая карта мира, атласы, схемы, таблицы, графики, диаграммы (по возможности - в мультимедийном исполнении).

    Основные понятия: глобальные проблемы человечества, военный конфликт, терроризм, демографическая ситуация, демографический взрыв, альтернативные источники энергии, продовольственный кризис, экологический кризис.

    Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков (форма проведения - деловая игра).

    II. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

    Процесс взаимодействия общества и природы дошел количественной и качественной грани, когда возник феномен взаимодействия всего человеческого общества со всей природой планеты. Научно-техническая революция привела, с одной стороны, к формированию у человечества всеобъемлющей системы знаний и технологий, с другой - к увеличению антропогенного воздействия на природу. Сформировались сложные хозяйственные системы, влияние которых распространяется на весь мир. Как результат - начал расти взаимосвязь и взаимозависимость хозяйственной и политической жизни стран и народов мира. Сущность этих процессов и явлений порождает глобальные проблемы, то есть проблемы, касающиеся всего человечества. Они охватывают все аспекты отношений между государствами мирового сообщества, между обществом и природой, формирование условий жизнедеятельности человечества.

    Ученые насчитывают несколько десятков проблем, которые по своей всеохватностью можно считать глобальными. Все глобальные проблемы можно разделить на политические, экономические, демографические, социальные и экологические.

    Сегодня на расширенном заседании ООН с целью обсуждения и решения глобальных проблем человечества собрались не только официальные представители комитетов и комиссий, но и представители масс-медиа, которые будут задавать вопросы и смогут донести широким слоям населения результаты работы заседания.

    III. Этап применения знаний в нестандартных условиях

    Выступления групп, полемика

    1. Проблема сохранения мира

    Является важнейшей, поскольку в случае возникновения глобального военного конфликта в мире, нашпигованому ядерным оружием и ядерными технологиями (АЭС и др), все остальные проблемы теряют смысл.

    Две страны - США и Россия тратят почти половину средств на военные нужды. На удовлетворение спроса на военные товары и услуги, по оценке ЮНЕСКО, работает 50 млн. человек, в разработках военного характера принимают участие полмиллиона ученых и конструкторов, или 1/5 ученых мира.

    Официальные государства «ядерного клуба»: США, Россия, Великобритания, Франция, Китай. Неофициальные члены «ядерного клуба»: Индия, Пакистан, Израиль, Южная Корея. Пороговые государства, которые обладают технологиями производства этого оружия: Иран, Ирак, Южная Африка, Бразилия, Аргентина, Япония.

    От окончания Второй мировой войны до начала XXI в. произошло более 38 международных и около 100 внутригосударственных конфликтов.

    Международный терроризм. «Горячие точки».

    2. Демографическая проблема и проблема преодоления

    отсталости развивающихся стран

    Эта глобальная проблема человечества обусловлена, с одной стороны, «демографическим взрывом» в развивающихся странах, с другой - депопуляцией, т.е. нарушением воспроизводства населения и сокращение его количества в развитых странах.

    Подавляющее большинство населения мира живет в странах, что развиваются (4,7 млрд. человек). По прогнозам демографов, к 2025 г. население этих стран увеличится еще на 3 млрд. человек, что составит 95 % прироста населения мира.

    Потенциальная угроза развития современной демографической ситуации заключается в том, что население мира начало XXI в. с 1 млрд. безработных, 1 млрд. голодающих, 1 млрд. неграмотных, 2 млрд., живущих в условиях относительного или абсолютного перенаселения, 1,5 млрд. обездоленных, находящихся за «чертой бедности».

    С демографической проблемой перенаселения непосредственно связана проблема преодоления отсталости развивающихся стран.

    3. Экономические проблемы

    К этой группе проблем относятся преимущественно энергетическую, сырьевую и продовольственную.

    Основным путем решения ресурсно-энергетического кризиса является переход к материало - и энергосберегающих технологий, комплексного использования сырья, создания маловідходного и безотходного производств.

    4. Экологическая проблема

    В начале XXI века экологические проблемы можно рассматривать в нескольких аспектах: загрязнение атмосферы («парниковый эффект», «озоновые дыры», кислотные дожди, пылевое загрязнение и т.п.), загрязнение гидросферы, деградация земель (горные разработки, усиление водной и ветровой эрозии в результате человеческой деятельности, химическое загрязнение почв минудобрениями и ядохимикатами и т.д.), сокращение площадей лесов, опустынивание.

    5. Социальные проблемы

    Это проблемы здравоохранения (СПИД), образования, культуры, преступности и др. Возможности решения этих проблем зависят от уровня социально-экономического развития стран, поэтому особой остроты они набирают в слаборазвитых регионах мира.

    IV . Итог урока

    Учитель и ученики анализируют наиболее удачные доклады и вопросы, трудности, возникшие в ходе деловой игры, проводят оценивание и самооценивание.

    V . Д омашнє задачи

    · Проработать § .

    · «Корреспондентам» подготовить статьи о глобальных проблемах (каждый о 1-2 проблемы).

    · Подготовиться к итоговому уроку по темам: «Взаимодействие общества и природы», «Мировое хозяйство», «Глобальные проблемы человечества».


    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Курсовая работа

    по дисциплине: «Мировая экономика»

    Введение

    В современную эпоху, когда значительно уменьшается конфронтация между Востоком и Западом, всё более актуальной для человечества становится проблема преодоления бедности и отсталости развивающихся стран, которая носит глобальный характер. Многие ученые считают, что в проблемах стран «третьего мира» заложен взрывной потенциал, не уступающий по своей силе ядерному.

    Под «Третьим миром» принимается группа развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки и Океании, которые в прошлом являлись колониальной и полуколониальной периферией развитых капиталистических стран. Сегодня термин «третий мир» ассоциируется в первую очередь с комплексом нерешенных проблем в социальной, культурной и демографической сфере, которые нельзя оставлять без должного внимания.

    Особенности развития их культуры и экономики во многом объясняют причины возникновения глобальных проблем, имеющих свою специфику. На первом месте стоит проблема социально-экономической отсталости, заимствованная из колониального прошлого.

    Благодаря распаду колониальной системы в мире образовалось 120 новых государств, где проживает свыше половины населения всей планеты.Хотя эти страны и получили политическую независимость, они всё же продолжают страдать от последствий своего колониального прошлого, и в настоящее время подвержены негативному воздействию политики неоколониализма. Целью данной работы является комплексный анализ проблемы бедности и отсталости развивающихся стран, как глобальной проблемы человечества.

    Исходя из целей работы, ветекают задачи:

    1) Выявить характерные черты и проблемы развивающихся стран.

    2) Проследить тенденции в социально-экономическом развитии стран «третьего мира».

    3) Комплексно проанализировать проблему бедности, безработицы. Оценить роль теневого сектора экономики.

    4) Обозначить пути выхода из социально-экономического кризиса.

    Объектом исследования являются развивающиеся страны. Предмет исследования - глобальная проблема бедности и отсталости развивающихся стран.

    ГЛАВА 1. Характерные черты и проблемы развивающихся стран

    1.1 Сущность, причины и последствия отсталости

    Отсталость страны (точнее, её социально-экономическая отсталость) подразумевает, что эта страна по сравнению с другими, развитыми странами находится на более низком уровне социально-экономического развития. Основные показатели уровня развития, такие как отраслевая структура ВВП и индекс человеческого развития, производство ВВП и ВНД на душу населения, как правило, в развитых странах существенно выше, чем в развивающихся.

    Для начала нужно выявить причины отсталости огромной части стран. Следует отметить, что по сравнению с развитыми государствами, переход к рыночной экономике (капитализму), а затем и к современной рыночной экономике (современному капитализму), в этой группе стран произошел намного позже. Главную роль здесь сыграла отсталость их институтов, в особенности права и формы собственности, права организации и индивида, обычаи. Так, в условиях распространения общинной собственности слаба конкуренция, а значит и тяга к инновациям; не одобряется индивидуализм, а значит, и предпринимательство; в обычае скептическое отношение к зарабатыванию прибыли за счет предпринимательских способностей. Таким образом, именно отсталые социальные отношения порождают отсталую экономику, поэтому прежде чем решать проблему отсталости только экономическими и технологическими методами, следует уделить должное внимание ликвидации изъянов в социальных отношениях Максаковский В.П. Географическая картина мира. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Дрофа,Кн.2 - 2009, 480с-121..

    Отсталым странам пришлось встать на путь догоняющего развития, чтобы хоть как то уменьшить огромный разрыв в уровне развития, на фоне развитых стран. Однако при догоняющем развитии модернизация экономики невольно происходит не столько под влиянием внутренних, сколько внешних факторов. Ведь значительная часть капитала, предпринимательского опыта и основная масса знаний поступает в развивающиеся государства именно из развитых. Таким образом, возникает феномен зависимого развития, т.е. такого развития национальной экономики, ход которого сильно зависит от ситуации в нескольких зарубежных странах или даже одной. Бывшие колонии, большинство которых попали в зависимость к другим развитым странам или зависят от бывших метрополий, наиболее ярко демонстрируют феномен зависимого развития.

    В итоге мировое хозяйство невольно разделилось на так называемый центр, представленный группой развитых стран, откуда идут политические, экономические и культурные импульсы, и периферию, которая вынуждена развиваться под мощным влиянием этих внешних импульсов. Можно выделить крупные отсталые страны, имеющие большой внутренний рынок и сильное воздействие на соседние страны (Индия, Бразилия), которые менее подвержены зависимости, однако и их можно считать если не периферией, то полупериферией мирового хозяйства. Максаковский В.П. Географическая картина мира. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Дрофа,Кн.2 - 2009, 480с-254

    Отличительной чертой экономики развивающихся стран является многоукладность. Она представлена двумя содействующими секторами - современным и традиционным. Капиталистические предприятия, куда входят отечественные и иностранные общества и товарищества, индивидуальные и фермерские хозяйства, образуют современный сектор, а традиционный сектор представлен предприятиями докапиталистического типа (кустарные промыслы, помещичьи и общинные хозяйства). По мере повышения уровня развития страны доля в экономике первого сектора растет, второго - уменьшается. Чего на данный момент мы не можем наблюдать в развивающихся государствах.

    1.2 Проблема накопления

    развивающийся страна экономика кризис

    Важность проблемы накопления была отмечена Ростоу в его теории стадий экономического роста, где он обращал внимание на то, что на третьей стадии (активной индустриализации) необходимо резкое увеличение нормы валового накопления. Но в индустриализирующихся странах, которые обычно небогаты капиталом на данной стадии, это происходит с большим трудом из-за невысокой нормы валового сбережения.

    Таблица 1. Норма валового сбережения в мире, % к ВВП

    (прогноз)

    Развитые страны

    В том числе:

    (12 стран еврозоны)

    Новые индустриальные азиатские страны

    Отсталые страны

    В том числе:

    Азия (кроме Среднего Востока)

    Средний Восток

    Латинская Америка

    Источник World Economic Outlook. Septemper 2006/ IMF. Washington D.C., 2006. p.199, 205

    *1978-1985 гг.

    **1989-1996 гг.

    ***1992-1999 гг.

    Данная таблица демонстрирует, что ряд регионов «третьего мира» добился высокой нормы валового сбережения (например, в Азии она превысила 30%), что произошло благодаря повышению мировых цен на их экспорт (что характерно для Ближнего и Среднего востока), форсированию этими странами физических объемов экспорта товаров (наиболее характерно для Юго-Восточной Азии) и даже кредитной экспансии (здесь фигурирует Китай, который относится к развивающимся странам в международной статистике).

    Однако в отсталых регионах «третьего мира» норма валового сбережения намного ниже - лишь немногим более 20%, что недостаточно для высокой нормы валового накопления и, соответственно, быстрого экономического роста. Правда, и там она сильно колеблется по странам. Если в нефтеэкспортирующей республике Конго норма валового сбережения составила 27%, то в соседней Демократической Республике Конго- всего 7%, а в результате обе страны имели разные нормы валового накопления и противоположные темпы экономического роста в расчете на душу населения - в Республике Конго они были положительными в целом за 1995-2005 гг., а в Демократической Республике Конго - отрицательными.

    Мобилизация средств для инвестиций идет в развивающихся странах всеми возможными способами и во многом за счет максимального привлечения средств извне - не только через форсирование экспорта и даже кредитную экспансию, но также через привлечение иностранного частного ссудного и предпринимательского капитала и официальной помощи развитию. Подобная сильная ориентация развивающихся стран на внешние источники финансирования их развития является разумной, так как в современных условиях капитал перестал быть дефицитным ресурсом в развитых государствах, однако это ещё больше усиливает зависимость отсталых стран.

    1.3 Роль государства в экономике

    Государственное вмешательство в экономику развивающихся стран на протяжении большей части 20века нарастало. По данным Всемирного банка, в странах с низкими доходами на душу населения государственные расходы по отношению к ВВП составили 17,1% в 2000 г. и 20.1% в 2008г., в том числе в Южной Азии они выросли с 16.4 до 18.3%, в Африке южнее Сахары - с 5,3 до 25,9%. В этих странах многие ведущие отрасли находятся в руках государства, потому что оно их и создало. Мировая экономика: учебник/под ред. А.С. Булатова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2008.-С. 139, 860

    Хотя государственные расходы в развивающихся странах ниже, чем в развитых, это происходит, прежде всего, из-за разницы в размахе госрасходов на социальную сферу, в то время как в финансировании инвестиций государство в «третьем мире» обычно весит больше, чем в развитых странах.

    Большой вес государства в инвестициях и большой государственный сектор порождены догоняющим развитием. Если в развитых странах переход к системе современного капитализма происходил в условиях социальных и экономических потрясений, ликвидировать которые рынок не мог, и для смягчения которых понадобилось активное государственное вмешательство в виде большого госсектора и активной социальной политики, которая оказалась необходимой и для постиндустриализации, то в развивающихся странах причины были во многом другие. Здесь создание большого современного сектора часто оказывалось не под силу отечественному частному капиталу, и именно в этом выразились в развивающихся странах провалы рынка, известные в экономической теории как базовая причина государственного вмешательства в рыночную экономику. Поэтому индустриализация, тем более форсированная, могла проводиться здесь только при прямом участии государства (можно провести аналогию с Россией 19 века, где железнодорожная сеть создавалась за счет государственных расходов на железнодорожное строительство, а военно-промышленный комплекс создавался на базе казенных военных заводов). Егоров А.М. Мировая экономика. М.:Ифнра-М, 2007. - С.74

    Однако активное государственное вмешательство в экономику обернулось не только успехами в догоняющем развитии.

    Государственный сектор и государственный аппарат часто неэффективны, плодят коррупцию и даже нередко мешают развитию частного бизнеса, а не только ликвидируют провалы рынка. Так, по данным Всемирного банка на начало 2005 г., предпринимателю для регистрации своего дела в развитых странах (точнее, в странах с высокими доходами на душу населения) требуется в среднем 7 разрешений и согласований, которые занимают 24 дня и обходятся в 9% ВВП на душу населения, а в странах с низкими доходами - 10 процедур, 60 дней и 168%. Имаров К.А. Положение развивающихся стран в начале 21 века. // Вопросы экономики, №4, 2010.- С.45

    Второй базовой причиной государственного вмешательства в экономику является оформление и соблюдение «правил игры» в хозяйственной жизни, или, говоря по-другому - обеспечение институционально-правовой основы деятельности экономических агентов, Но государственные институты развивающихся стран обычно плохо справляются с соблюдением «правил игры», потому что намного слабее аналогичных институтов развитых стран. По данным Всемирного банка, если предпринимателю в странах с высокими доходами на душу населения в случае нарушения его контрагентом контракта требуется в среднем 19 процедур, которые занимают 267 ней и обходятся в 8% ВВП на душу населения, то в странах с низкими доходами - 28 процедур, 304 дня и 65%.

    Подобные, как говорят в экономической теории, провалы государственного регулирования экономики вынудили немалое число развивающихся стран начать с конца 20 века процесс либерализации. К этому их также подталкивали импульсы, идущие из развитых стран (которые начали этот процесс ещё раньше) и оформленные в виде вашингтонского и поствашингтонского консенсуса.

    Либерализация в «третьем мире» идет, прежде всего, по двум направлениям - либерализация внешнеэкономических связей и приватизация части госсектора. Если либерализация внешнеэкономических связей идет во всех регионах «третьего мира», то приватизация больше характерна для Латинской Америки.

    ГЛАВА 2. Тенденции социально - экономического развития

    2.1 Рост дифференциации «третьего мира»

    Следует отметить, что разные развивающиеся страны, их регионы и подгруппы имеют разную экономическую динамику, особенно если рассчитывать рост ВВП на душу населения (потому что только при более высоких, чем в развитых станах, подушевных темпах ВВП отсталые страны реализуют главную задачу догоняющего развития).

    В развивающихся странах в 50-60-е гг. (вплоть до нефтяного кризиса 1973г.) по темпам экономического роста в расчете на душу населения лидировали страны Юго-Восточной Азии и Ближнего и Среднего Востока (они составляли основу так называемых остальных стран Азии), а также Латинской Америки.

    В последующие два десятилетия картина изменилась. Темпы экономического роста указанных регионов снизились особенно у стран Латинской Америки, но ещё больше они упали у стран Африки, которые и в предыдущие десятилетия не отличались высокой экономической динамикой. Одновременно темпы экономического роста повысились у Индии (не говоря уже о Китае, и раньше отличавшемся высокими темпами). Эльянов А. Структурные реформы и дифференциация развивающихся стран. - М., 2005. - С. 245

    На рубеже веков картина вновь меняется. Восстанавливается экономический рост в Африке и на Ближнем Востоке, хотя он недостаточен для догоняющего развития, так как в расчете на душу населения уступает росту в развитых странах (Африка) или почти не превышает его (Ближний Восток). В остальной Азии сохраняются высокие темпы догоняющего развития, в то время как в Латинской Америке они остаются недостаточными.

    Таблица 2. Среднегодовые темпы роста ВВП в мире на душу населения

    Источник: World Economic Outlook. Septemper 2006/ IMF. Washington D.C., 2006. p.123, 205.

    По прогнозу ИМЭМО РАН (Института мировой экономики и международных отношений) на 2015г., более высокая по сравнению с развитыми странами динамика третьего мира сохранится, однако за счет ограниченной группы государств, прежде всего новых индустриальных стран, в то время как группа наименее развитых стран будет отставать всё дальше.

    Разная экономическая динамика обусловливает растущую дифференциацию развивающихся стран, даже если судить лишь по одному показателю уровня социально-экономического развития - ВВП/ВНД на душу населения (табл.3).

    Таблица 3. ВВП на душу населения (тыс. долл., в ценах и по ППС 1995г.)

    Развитые экономики*

    Западная Европа

    Переходные экономики

    ЦБЕ (включая ЕС)

    Из них Россия

    Развивающиеся экономики

    Ближний и Средний Восток

    Остальная Азия**

    В том числе Китай

    В том числе Индия

    Латинская Америка

    В том числе Бразилия

    Африка южнее Сахары

    В том числе ЮАР

    Источник: Мир на рубеже тысячелетий. М., 2007. С.561-565.

    * Исключая новые индустриальные азиатские экономики

    ** Включаются новые индустриальные азиатские экономики и КНР, но исключая Ближний и Средний Восток.

    Можно проследить тенденцию к увеличению разницы ВВП на душу населения между регионами. Так, например в 1950 г. он разнился между регионами «третьего мира» в 4-5 раз, а в 1980г. разница уже стала достигать 7 раз (во многом из-за скачка в нефтяных доходах стран Ближнего и Среднего Востока). Зато следующие два десятилетия разница восстановилась из-за падения ВВП на душу населения на Ближнем и Среднем Востоке и ускорения подушевного экономического роста в остальной Азии. По прогнозу ИМЭМО РАН в 2015г разница в уровне начнет нарастать - до 5-6 раз, в основном из-за продолжающегося быстрого подушевного роста в остальной Азии и очень медленного - в Африке южнее Сахары (следует обратить внимание, что ВВП на душу населения в этом регионе мира за последние полстолетия мало изменился). Мировая экономика: учебник/под ред. А.С. Булатова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2008.-С. 420, 860

    2.2 Отраслевые сдвиги в ходе индустриализации

    Отсталая отраслевая структура ВВП является одним из главных признаков социально-экономической отсталости. Если в развитых странах (точнее, в странах с высоким доходом на душу населения) на первичный сектор приходится около 2% их ВВП, на вторичный - 27% и третичный - 71%, то в Индии это соотношение выглядит по-другому - 23:26:51, Африке южнее Сахары - 14:29:57 (в связи с большим размахом добывающей промышленности по сравнению с Индией). Если в структуре обрабатывающей промышленности развитых стран преобладает машиностроение (39% обрабатывающей промышленности Японии в 2000 г.), то в обрабатывающей промышленности развивающихся стран - легкая и пищевая промышленность (25% обрабатывающей промышленности Индии и 41% - Нигерии).

    С другой стороны в отраслевой структуре развивающихся стран, особенно новых индустриальных, можно отметить быстрые и прогрессивные сдвиги. По прогнозу ИМЭМО РАН, в 2015 г. соотношение первичного, вторичного и третичного секторов составят в их ВВП 10:36:54, в том числе в Индии - 14:33:53. Даренцев А.М. Развивающиеся страны в соверменном мировом хозяйстве. М.:Экономика, 2009. - С. 64

    Несмотря на ощутимый и в бедующем рост сельского хозяйства и добывающей промышленности, основным двигателем экономического роста в третьем мире будет по-прежнему обрабатывающая промышленность, особенно тяжелая, что характерно для стадии активной индустриализации. Если в 2000-2015 гг. среднегодовой рост промышленности в развивающихся странах прогнозируется в размере 5,1%, то обрабатывающей - 5,6%, в том числе тяжелой - 6,2%.

    Отраслевые сдвиги стимулируются не только растущими потребностями внутреннего рынка развивающихся стран, но и растущей конкурентоспособностью их готовых изделий на мировом рынке, что характерно для модели экспортоориентированного развития. Повысившийся технологический уровень в сочетании с недорогой рабочей силой позволяет Бразилии теснить развитые страны с рынка ближнемагистральных самолетов, Индии - с рынка инструментов, десяткам других развивающихся стран - с рынка одежды. ТНК развитых стран также участвуют в этом процессе, налаживания в соответствии с моделью жизненного цикла продукта выпуск многих товаров в странах «третьего мира» как для экспорта, так и для сбыта на их внутренних рынках.

    2.3 Внешние факторы развития

    Участие в мировой торговле - одно из необходимых условий получения финансовых и технологических ресурсов для обеспечения экономического роста. Внешние факторы имеют огромное значение для стран зависимого развития.

    Если соотносить экспорт товаров с объёмом ВВП/ВНД по объемному курсу, то подсчитанная таким образом экспортная квота у развитых стран (точнее, у стран с высоким уровнем дохода на душу населения) в 2003 г. составила 19%, у остальных стран - 28%. Однако при более реалистическом подсчете, т.е. соотнося экспорт товаров с ВВП/ВНД по паритету покупательной способности, экспортная квота у развитых стран составит по-прежнему 19%, а у остальных стран - всего 9%, что позволяет сделать вывод о меньшей ориентации реального сектора развивающихся стран на внешний рынок. Подобный вывод подтверждается и сопоставлением экспортных квот у стран с примерно одинаковыми размерами ВВП/ВНД по ППС: 3% у Индии и 13% у Японии, 18% у Мексики и 29% у ее партнера по североамериканской интеграции - Канады, 17% у Нигерии и 25% у Израиля. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Учебник / Под ред. В.П. Колесова, М.Н. Осьмовой. - М., 2005. - С.287 Тем не менее, делать вывод о слабом значении внешней торговли развивающихся стран было бы неправильно. Экспортоориентированное развитие приводит к тому, что экспорт, на который работает лишь небольшая часть экономики, часто становится главным двигателем экономического роста. Так экономика Нигерии, где в нефтяной промышленности производится лишь около 1/10 ВВП, сильно зависит от экспорта нефти, который обеспечивает основной вклад в экономический рост страны, потому что нефтяная промышленность обеспечивает основную массу прибыли в стране с остальными менее конкурентоспособными отраслями и почти все средства для оплаты импорта в условиях отсутствия полной конвертируемости национальной валюты. Можно провести параллель с Россией, где в экспортоориентированных отраслях работает всего 2 млн. человек из 65 млн. занятых, но они обеспечивают от 1/3 до 1/2 экономического роста страны.

    Проблема сильной зависимости экономического роста от экспорта часто усугубляется монотоварностью экспорта. Небольшая, в отличие от развитых стран, номенклатура экспорта из развивающихся стран приводит к сильной зависимости всей национальной экономики от мировой конъектуры на один-три товара. Можно опять же провести параллель с Россией, экономическое развитие которой сильно зависит от мировых цен на энергоносители и металлы.

    Таким образом, сильная зависимость от монотоварного экспорта является следствием отсталости, в результате которой лишь небольшой круг отраслей опирающихся в основном на природные ресурсы или дешевый труд, конкурентоспособен на мировом рынке, а также зависимости, которая в условиях неконвертируемости национальной валюты диктует острую потребность в экспортной выручке для покрытия потребностей в импорте столь необходимых для зависимого развития импортных товаров и услуг.

    Зависимый характер развивающихся стран в социально-экономическом развития можно проследить через участие в международном движении капитала. Хотя в последние десятилетия эти страны все больше втягиваются в экспорт капитала (экспорт ссудного капитала и портфельных инвестиций из стран-нефтеэкспортеров и прямых инвестиций из новых индустриальных стран достиг сотен миллиардов долларов), однако большинство из них всё же продолжает оставаться по преимуществу импортерами капитала, который поступает к ним из международных организаций и развитых стран.

    Поступление ссудного капитала из-за рубежа в виде кредитов и займов играет важную роль, прежде всего для правительств «третьего мира», которые используют эти средства в основном для погашения дефицита госбюджета. Что же касается частных компаний, то лишь наиболее развитые или богатые страны третьего мира могут позволить своим фирмам рассчитывать на кредиты и займы на мировом рынке капитала.

    Иностранные инвесторы по мере укрепления национальной экономики и в рамках компаний по приватизации проявляют большой интерес к портфельному инвестированию в развивающиеся экономики. Однако иностранных инвесторов больше прельщают прямые инвестиции в экономику стран «третьего мира». Хотя основные потоки прямых инвестиций направляются в Латинскую Америку, Южную и особенно Юго-Восточную Азию, наиболее зависима от прямых иностранных инвестиций Африка южнее Сахары, где в отдельные годы эти инвестиции составляют до 30% всех капиталовложений. Этот регион мира имеет огромную зависимость и от притока финансовой помощи извне: так в 2006 г. официальная помощь развитию составила более 6% по отношению к их ВНД.

    ГЛАВА 3. Глобальная проблема бедности

    3.1 Безработица как глобальная проблема слаборазвитых стран

    Развивающиеся страны сталкиваются с серьёзными социальными проблемами. Помимо демографической проблемы, бедности и сильной социальной дифференциации, это также проблемы отсталой социальной инфраструктуры, большой безработицы и теневого сектора.

    Социальная инфраструктура в большинстве развивающихся странах слаба и отстала, прежде всего, из-за недостатка средств на нее в бюджетах государства и граждан. У них просто не хватает средств на содержание современной системы образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства. В результате в развивающихся странах велика неграмотность (в Бразилии неграмотны 11% населения в возрасте 15 лет и старше, Нигерии - 33, Индии - 39, Египте - 44%), низкая ожидаемая продолжительность жизни (46 лет в Африке южнее Сахары и 72 года в Латинской Америке против 78 лет в странах с высоким уровнем доходов в 2008 г.), невысок охват населения канализацией и водопроводом (менее 60% в Африке южнее Сахары, около 80% в Латинской Америке). Мировая экономика: учебник/под ред. А.С. Булатова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2008.-С. 498, 860

    Безработица в «третьем мире» распространена шире, чем в развитых странах, если учитывать скрытую безработицу. Здесь основная масса населения обычно живет в сельской местности, где часто наблюдается не регистрируемый никем избыток рабочих рук. Но и в городах службы занятости регистрируют лишь часть ищущих работу. Можно провести параллель с Россией, где в 2005 г. число зарегистрированных безработных составляло 1,8 млн. человек, хотя их общая численность оценивалась с Росстатом в 5,7 млн. человек.

    Безработица сильно колеблется по регионам. В 2002-2007 гг. зарегистрированная безработица составляла около 9% в латинской Америке и 4% в Восточной и Юго-Восточной Азии (считается заниженной из-за недоучета сельских безработных). В то время, даже по официальным данным, она приближалась к 30% на Северном и Юге Африки (в Алжире и ЮАР). Разница в уровнях безработицы - огромна ли она или просто велика - во многом объясняется сильной дифференциацией «третьего мира» по темпам роста экономики и населения. В Африке южнее Сахары с ее среднегодовыми темпами роста ВВП в 2002-2007 гг., равными 2,7%, и среднегодовыми темпами роста населения в 2,5% реальную безработицу можно оценить более чем в треть населения, в то время как в Латинской Америке с такими же темпами экономического роста в тот период, но более низкими темпами прироста населения (1,6%) реальная безработица редко превышала одну пятую (18%, по официальным данным, в Аргентине в кризисные 2000-2002 гг.). Population, resources and the environment, (N, Y., UN Population Fund, 2010), p.56

    Большие темпы роста населения в сельской местности (приводящие к так называемому аграрному перенаселению) толкают население к переезду в города, где больше шансов найти работу (создавая и там из не нашедших постоянную работу заметный слой горожан), или к эмиграции в другие страны.

    3.2 Роль теневого сектора экономики

    Размеры теневого сектора в развивающихся странах обычно больше, чем в развитых. По данным 90-х гг., масштабы теневой экономики составляли не менее 70% в Нигерии, Египте и Таиланде и около 60% - в Мексике и на Филиппинах по сравнению с 8-30% в развитых странах (в России - около 40%). В развитых странах сложилась дуалистическая экономическая и социальная структура: современный «официальный сектор» индустриальных предприятий и «неофициальный сектор» в услугах, мелком ремесленном и сельскохозяйственном производстве. В неофициальном секторе развивающихся стран занято 35-65% рабочей силы и производится 30-60% ВВП. Калесников А.М. Мировая экономика. М.:Инфра-М, 2007. - С.154 В этот сектор входят очень мелкие предприятия, а также индивидуальные торговцы и ремесленники. В неофициальном секторе развивающихся стран занято около 300 млн. человек, в том числе 75 млн. - на мельчайших промышленных предприятиях. Темпы роста занятости в неофициальном секторе нередко выше, чем в легальном производстве. Это связано во многих развивающихся странах с притоком в крупные города разорившихся крестьян, многие из них согласны работать на любых условиях и без всякой регистрации. Так же этика (в этом числе предпринимательская) во многом развивающихся стран невысока, и поэтому отношение общества к теневой экономике (нередко даже к такой ее части, как криминальная экономика) снисходительно.