Биографии Характеристики Анализ

Поведение в библиотеке для детей. Презентация «Правила поведения в библиотеке

Библиотека – культурное учреждение, где хранятся книги, доступные для прочтения каждому желающему. Сюда ходят школьники, студенты, аспиранты и все те, кто хочет обогатиться новыми знаниями. Каждая библиотека состоит из нескольких залов, основными из которых являются отделы абонемента и читальный зал.

Правила поведения

В библиотеку люди приходят работать и получать новые знания. Существует негласный свод правил поведения, этикет, действующий в этом учреждении. Правила поведения в библиотеке должны неукоснительно соблюдаться посетителями, только тогда для каждого пребывание в библиотеке будет комфортным и плодотворным.

Соблюдение тишины

Чтение книг требует высокой степени концентрации, чего невозможно достичь при посторонних шумах. Первое самое главное правило – в библиотеке необходимо соблюдать тишину, чтобы не мешать работать другим людям и работникам учреждения. В отделе абонемента, где люди просто выбирают книги из фонда, чтобы забрать их домой, можно разговаривать нормальным тоном.

В читальном зале, где люди непосредственно читают и работают, составляя доклады, курсовые, рефераты, необходимо соблюдать полную тишину. Во время выбора книг нельзя разговаривать с библиотекарем в полную силу, стоит «убавить» голос на два тона. Во время работы разговаривать нельзя совсем.

Если необходимо обменяться какой-либо информацией со спутником, это можно сделать с помощью шепота. Постоянно шептаться тоже нельзя, поскольку даже шепот способен отвлечь других сосредоточенных на чтении людей.

Как еще нужно соблюдать тишину?

  1. Нельзя громко сморкаться, постоянно кашлять и издавать любые другие звуки.
  2. Мобильный телефон следует перевести на беззвучный режим. Если вам нужно срочно переговорить с кем-то по телефону, выйдите из читального зала.
  3. Аккуратно двигайте стулья, когда садитесь или встаете. Тихо доставайте свои вещи из сумки и собирайтесь домой тоже без шума.

Бережное отношение

  1. Нельзя мять странички, вырывать их и загибать края.
  2. Запрещается оставлять пометки на полях карандашом, ручкой или любыми другими принадлежностями.
  3. Руки обязательно должны быть чистыми, иначе можно испачкать странички.

Относитесь к книгам бережно, ведь чем дольше они прослужат, тем большему количеству людей смогут «передать» ценные знания.

Отсутствие еды в учреждении

Библиотека предназначена для сосредоточенной работы с книгами, поэтому здесь нет места еде. Нельзя есть сухарики, чипсы и любые другие продукты во время работы с книгами в читальном зале.

Единственное, что допускается, - бутылочка воды. О спиртных напитках и говорить нечего: конечно же, они запрещены, так же как и посещение библиотеки в нетрезвом виде.

Запись в библиотеку

Записаться в библиотеку просто. Необходимо прийти в учреждение с документом, удостоверяющим личность. Если записывается ребенок, не достигший возраста четырнадцати лет (когда у него еще нет паспорта), документ должны предъявить его родители. Изучите правила пользования библиотечным фондом. Книги выдаются читателю на определенный срок, который нельзя нарушать.

Возвращать книги в библиотеку необходимо всегда в соответствии с поставленным сроком. Если человек задерживает книги, библиотекарь может позвонить ему домой с напоминанием. За каждый просроченный день начисляется штраф.

Для посещения читального зала паспорт не требуется. Вы должны сообщить библиотекарю названия необходимых книг или тему своего реферата или доклада, чтобы он подобрал необходимую литературу. После этого он зафиксирует количество выданных вам книг и вы сможете начать работу.

Памятка для детей

Особенно важно отдельно выделить правила этикета в библиотеке для детей.

Верхнюю одежду, а также большие сумки и пакеты следует оставить в гардеробе.

Не нарушайте общепринятые нормы этикета. Обязательно поздоровайтесь с библиотекарем при входе в помещение. После того, как он поможет вам подобрать нужную книгу, поблагодарите за помощь. Покидая учреждение, попрощайтесь с работниками. Если вы уходите из читального зала, сделайте это у стойки работника, сдавая книги. Не надо громко говорить «До », стоя в дверях и отвлекая всех от работы.

Переведите мобильный телефон на беззвучный режим.

При возникновении вопросов любого характера вежливо обращайтесь к библиотекарям. Недопустимы грубость и хамство по отношению к работникам, вести себя нужно корректно.

С книгой следует обращаться бережно, нанесение ущерба должно быть исключено. Берите книгу только чистыми руками.

Не берите с собой еду: чипсы, сухарики, бутерброды, мороженое.

Нельзя использовать в качестве закладок ручки и карандаши: это может испортить книгу.

Книги нужно возвращать в библиотеку в установленные сроки. Злоупотребление наказывается штрафом и является дурным тоном.

Запрещено играть на мобильном телефоне, в библиотеке нужно заниматься делом.

Покидая помещение, обязательно поблагодарите работников и попрощайтесь.

Важно знать правила поведения в библиотеке для детей во время массовых праздников. В детских библиотеках часто организуют различные мероприятия, приуроченные к знаковым датам или праздникам. На этих мероприятиях дети должны вести себя прилично. Нельзя выкрикивать с места, нарушать дисциплину и шуметь.

В библиотеке собрано огромное количество книг, каждая из которых содержит бесценное знание. Учреждение позволяет каждому желающему пользоваться книгами без ограничений. В свою очередь, читатели должны обеспечивать сохранность фонда, соблюдать незамысловатые правила поведения и следовать этикету в библиотеке.

Всем библиотекарям и юным читателям нашей страны посвящается

Дорогой ребенок! Знай, что библиотеки – это стратегические объекты, то есть очень важные для нашей страны места, а библиотекари – замаскированные суперагенты, призванные охранять одно из главных сокровищ мира – книги.

Мы поможем тебе стать достойным читателем и расскажем несколько секретных правил поведения в библиотеках. Но только – тссс, никому не говори о том, что узнал. Это государственная тайна, хранить которую доверено только избранным детям.

1.Все знают, что в библиотеке должна соблюдаться тишина. Но что делать, если тебе в руки попалась очень смешная книжка, и ты уже почти лопаешься от смеха? Выхода два: либо ты выходишь за дверь и там даешь волю своему чувству, либо осваиваешь технику бесшумного смеха. Не знаешь, какой вариант выбрать? Библиотекари-суперагенты помогут.

2.В библиотеке кушать можно, но только при одном условии. Если библиотекарь – твоя бабушка, и она привыкла повсюду носить за тобой термос с горячим супом, судок с тушеной картошкой и пакетик с пирожками. Даже если ты поел полчаса назад, а бабушке кажется, что ты уже проголодался, не гневи бабушку, поешь еще.

Остальные, знайте! Если ваши руки оставят на книге жирное или шоколадное пятно, вас обязательно найдут по отпечаткам пальцев. Вам не уйти!

3.В жизни некоторых не особо аккуратных детей иногда случаются настоящие трагедии – они теряют книги из библиотеки. Никакие отговорки вроде «это не я, это мой пес куда-то утащил книгу», «ее забрали инопланетяне, пожелавшие познакомиться с нашей культурой», «я очень медленно читаю, по три буквы в день» и особенно «Я НЕ БРАЛ», «Я НА САМОМ ДЕЛЕ ДАВНО ВЕРНУЛ» — не сработают. Повинись, признайся, что в буквальном смысле зачитал до дыр, разбей копилку и купи такую же. С суперагентами не шутят.

4.Теперь серьезно. Ни за что. Никогда. Даже не вздумай. Сделать это. Загнуть, помять или даже вырвать страницу, что-то нарисовать или подчеркнуть, а также оставить на полях свое аргументированное мнение по поводу прочитанного. Не заставляй библиотекарей сниться тебе по ночам. Они приведут еще и иллюстраторов, на чьих картинках в книге ты подрисовал рога, усы, бороду, синяки под глазами и др. Даже просто подрисованные цветочки на полянке тебя не спасут. Даже, если иллюстрация стала, по твоему мнению, ярче и лучше. Пожалуйста, не делай этого. Заслужить прощение суперагентов будет очень и очень сложно.

5.Теперь ты понимаешь, что библиотека – это не просто место, где взял-полистал-уронил-поставил на место. Это место, где работают настоящие супергерои, которые бдительно смотрят за тем, чтобы настоящее сокровище нашей страны находилось в целости и сохранности. Бери с них пример. И если книга попадает в беду, беги первым, предлагай свою помощь, спасай и «лечи» ее всеми доступными способами. Твой поступок оценят и запомнят. И в следующий раз обязательно подберут для тебя самую интересную книгу.

Мария Прохорова
Презентация «Правила поведения в библиотеке»

Этикет – общепринятые нормы и правила поведения людей в обществе . А дети, как и взрослые, должны знать как правильно себя вести . Поэтому, мы, воспитатели, должны помочь малышам в освоении этикета.

Что представляют собой правила этикета для детей ? Это такие правила поведения , зная которые и главное, соблюдая их, Вы не попадете в неудобную ситуацию, и будете выглядеть воспитанным, вежливым.

Сегодня в цивилизованном обществе без применения правил этикета не обойтись . Поэтому учить детей нужно начинать с самого рождения и демонстрировать на личном примере. По своей сути правила этикета - это правила уважительного отношения к другим.

Мною подготовлено шесть презентаций к занятиям по правилам этикета :

1. Правила поведения в библиотеке .

2. Поведение в общественных местах.

3. Как вести себя в театре.

4. Правила поведения за столом .

5. Правила поведения в общественном транспорте.

6. Вежливость.

7. Секреты сервировки.

Публикации по теме:

Каждую зиму на нашем участке детского сада сооружается из снега горка. Так и в эту зиму, горка была готова уже в конце декабря, но наступившие.

Правила безопасного поведения на льду Чтобы не произошла трагедия очень важно приучить себя не расслабляться на льду, все время помнить, что вы находитесь не твердой земле, и.

Буклет «Правила поведения в детском саду» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования "Светловский городской округ" – детский сад №.

Дидактическая игра «Правила поведения в природе» Сопроводительный лист к инновационному продукту. Муниципальное Дошкольное Образовательное.

Конспект беседы «Правила поведения» Цели: Познакомить детей с хорошими манерами и правилами поведения. Развивать у детей чувство такта, выработка у несовершеннолетних навыков.

Конспект занятия «Правила поведения дома» «Правила безопасности дома». Цели: Помочь детям запомнить основную группу предметов, опасных для жизни и здоровья и самостоятельно сделать.

Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому»: т. е. школьники должны ставить перед собой цели.

Презентация на тему: "Правила поведения в лесу" для детей дошкольного возраста Подготовила воспитатель МАДОУ ЦРР- д/с № 33 Болдырева Елена.

В каждой школе есть библиотека. Это особое место, где хранятся книги, учебники, журналы, газеты. Каждый школьник может приходить в библиотеку, брать там книги домой или читать их в читальном зале.

В библиотеке учащиеся работают. В ней царит атмосфера покоя и сосредоточенности. Всё в библиотеке направлено на то, чтобы сконцентрировать вни­мание и не отвлекаться на посторонние вещи. Здесь читатели получают знания, погружаются в чудесный и увлекательный мир книг, полный захватывающих приключений и всяческих тайн.

Книга - это источник знаний. Из книг мы узнаём о прошлом человечества, о достижениях науки и культуры, об особенностях обычаев и нравов других народов, об увлекательных путешествиях и приключениях, о талантливых людях.

Библиотечными книгами пользуются многие ученики. Поэтому, чтобы и после вас книгу могли читать другие, обращайтесь с ней бережно:

Не мните страницы книги (тем более не вырывайте их), не загибайте уголки страниц;

Листайте книгу осторожно, стараясь не повредить её; не бросайте книгу;

Взятые домой книги возвращайте в библиотеку вовремя;

Относитесь к библиотечным книгам так же бережно, как к своим собственным.

Правила поведения в библиотеке: памятка для школьников

У многих людей библиотека вызывает приятные воспоминания о детстве. Это особенное место, где хранятся книги, журналы и учебники. Однако не следует забывать, что это учреждение является общественным, поэтому каждый ребенок должен знать правила поведения в библиотеке. Памятка обычно висит в школе, но и родителям стоит уделить внимание этому вопросу.

Зачем нужна библиотека

В школьную библиотеку, как и в городскую, можно прийти почитать или взять книжку на дом. Кроме того, учащиеся получают здесь учебники, а некоторые делают домашние задания и готовятся к факультативам.

Библиотека всегда наполнена особенной атмосферой. Она предназначена в первую очередь для работы учеников и учителей. Чтобы посетители могли сосредоточиться, существуют правила поведения в библиотеке, памятка относительно соблюдения которых чаще всего располагается возле входа.

В библиотеку приходят за знаниями, поэтому каждому читателю важно, чтобы его не отвлекали. Покой и тишина, царящие здесь, помогают сконцентрироваться и настроиться на рабочий лад. Каждый ребенок должен соблюдать правила поведения в библиотеке и не мешать окружающим.

Как вести себя в библиотеке

Перед тем как зайти в помещение, ребенок должен отключить мобильный телефон и другие устройства, воспроизводящие звуки. Верхнюю одежду следует оставить в гардеробе.

Зайдя в библиотеку, первым делом нужно поздороваться. Не следует кричать и махать руками. Нужно помнить о вежливости.

Если ребенок не знает, как выбрать книгу или к кому обратиться, следует подойти к информационному табло, где расписаны правила поведения в библиотеке: памятка для учеников даст ответ на нужный вопрос.

Бегать вокруг стеллажей с книгами нельзя. Нужно ходить спокойно, не задевая других читателей. Если книжка находится высоко, следует попросить кого-нибудь из взрослых достать ее, а затем поблагодарить человека.

Нельзя разбрасывать книги. Они требуют аккуратного и бережного обращения.

Увидев знакомого, не надо спешить к нему. Если очень хочется поболтать, следует дождаться, когда приятель выйдет из библиотеки. Разговаривать в помещении, даже шепотом, запрещается.

Как найти нужную книгу

В библиотеке литература располагается на стеллажах в алфавитном порядке. Чтобы искать книгу было удобнее, полки с книгами разделены на тематики и подписаны, например: художественная литература, проза, поэзия, история, астрономия и т. д. Обходить стеллажи в поисках нужной книги нужно аккуратно, соблюдая правила поведения в школьной библиотеке.

Если не удается отыскать книжку, стоит подойти к библиотекарю и тихо, но внятно объяснить свою проблему.

Получив на руки экземпляр, следует положить его в чистый пакет или сумку. Если нет уверенности, что книгу захочется читать, можно пройти с ней в читальный зал и ознакомиться с содержанием.

При желании взять книжку на дом следует сообщить об этом библиотекарю и четко назвать свою фамилию, а также класс. Дождавшись заполнения формуляра, внимательно послушать, когда книгу нужно сдать, и уточнить возможность продления.

Как обращаться с книгами

Родители и учителя должны объяснить детям правила поведения в библиотеке и привить бережное отношение к книгам. Ребенку следует знать, что книга – это источник знаний, поэтому обращаться с ней нужно аккуратно. Литературой, находящейся в библиотеке, пользуется множество людей, поэтому ее следует сохранить в надлежащем виде для других посетителей.

Книгу следует беречь от влаги. Если листочки намокнут, они покоробятся и выпрямить их будет уже невозможно. В дождливую погоду и зимой книгу нужно обязательно убирать в пакет.

Чтобы книга не испачкалась, следует обернуть ее в обложку. Нельзя мять и загибать страницы. Следует пользоваться закладкой.

Бросать или класть книгу переплетом вверх запрещено. От такого обращения она может рассыпаться на отдельные листы.

Во время чтения не следует есть или пить, чтобы не испачкать книжку.

Нельзя делать пометки и разрисовывать листы. Следующему читателю это вряд ли понравится, да и книга будет испорчена.

Возврат книги

В библиотеке книги выдаются домой на определенный срок. Это нужно помнить и сдавать литературу вовремя. Перед тем как отнести ее библиотекарю, нужно пролистать книгу и убедиться, что она находится в надлежащем состоянии.

Не нужно оставлять прочитанное издание на стеллаже или бросать на стол. Библиотекарь должен сам принять книгу и сделать пометку.

Культура поведения в библиотеке при сдаче книги должна соблюдаться в полной мере. Нельзя прерывать библиотекаря, если он общается с другим читателем или занят поиском литературы. Следует терпеливо подождать своей очереди и быть вежливым со всеми людьми, которые находятся рядом.

Если книгу необходимо продлить, нужно попросить об этом библиотекаря. Не стоит бояться, ругать в этом случае никто не будет. Главное, чтобы книга не считалась просроченной.

Правила поведения в библиотеке: памятка

Каждый посетитель библиотеки обязан соблюдать следующие правила:

  • Соблюдать тишину.
  • Бережно относиться к печатным изданиям (не рвать, не мять и не делать пометок).
  • Возвращать литературу в установленные сроки.
  • Не выносить книги из библиотеки без отметки в читательском формуляре.
  • Внимательно просматривать экземпляр на наличие дефектов перед тем, как унести домой. В случае обнаружения следов порчи сообщить библиотекарю.
  • Не переставлять книги с одного места на другое.
  • Если экземпляр утерян, нужно приобрести равноценное издание и сдать в библиотеку, объяснив ситуацию.

Если ребенок не соблюдает правила поведения в библиотеке, к нему могут применить штрафные санкции, установленные законом и уставом школы.

Проведение мероприятий в библиотеке

Иногда в библиотеке проводят различные мероприятия и творческие вечера. Особенно это касается младших классов, когда учителя пытаются привить детям любовь к чтению и научить пользоваться печатными изданиями.

Также в библиотеке могут проводиться факультативные занятия. Перед тем как завести класс в помещение, учителя рассказывают правила, которые включает памятка поведения в библиотеке.

Ребята должны помнить, что классное мероприятие может отвлекать других посетителей. Вести себя нужно тихо, не кричать и не бегать. Разговаривать шепотом, не болтать с одноклассниками. Слушать учителя и библиотекаря.

Только соблюдение читателями вышеизложенных правил и норм позволяет создать в библиотеке спокойную атмосферу, располагающую к вдумчивой работе. Следить за этим – задача не только библиотекаря, но и всех посетителей, которые находятся в помещении. Ребенок должен уважать окружающих.

Какие правила поведения в библиотеке необходимо соблюдать детям

Библиотека – это общедоступное учреждение культуры. Дети сюда приходят для подготовки домашних заданий, чтения любимых книг, участия в различных интересных мероприятиях и конкурсах. Для того чтобы ребята чувствовали себя в этом заведении комфортно, им лучше заранее изучить правила поведения в библиотеке.

Сделать это можно самостоятельно. Обычно их размещают на библиотечных стендах или сайте. Любого читателя, прежде всего, записывают в библиотеку. Если речь идет о записи маленьких детей, то родители дают согласие на обработку их персональных данных.

Правила поведения в библиотеке для детей: памятка

Посещение библиотеки лучше начинать с гардероба. Кроме верхней одежды, здесь же следует оставить принесенные с собой большие сумки и пакеты. Следующий важный момент – это включение в телефоне беззвучного режима. Ведь разные шумовые помехи будут мешать сосредоточиться и самому ребенку, и другим читателям. К этому же пункту относятся разговоры, смех.

Если нужна помощь в выборе книг, то можно без стеснения попросить об этом библиотекаря. Работнику читального зала или абонемента проще сориентироваться в книжном фонде. Если какое-то издание приглянулось на библиотечной выставке, лучше опять-таки уточнить по поводу его выдачи на дом у сотрудников.

Мы говорим про правила поведения в библиотеке. Они касаются каждого читателя. Помня и соблюдая их, вы будете долгожданным читателем в любом учреждении такого рода.

Кстати, в сегодняшних библиотеках можно не только читать книги и периодику, но и выходить в интернет. Главное — знать, что пользование глобальной сетью ограничено по времени. Поэтому не стоит удивляться и обижаться, если через несколько минут вам напомнят об этом правиле и, возможно, попросят пустить за компьютер другого ребенка.

Участие в массовых мероприятиях

Правила поведения в библиотеке касаются и участия в различных конкурсах, викторинах, играх, беседах, которые сотрудники организуют достаточно часто. На подобных мероприятиях также неприемлемо вести себя шумно, перебивать других, выкрикивать ответы с места.

Обращаемся правильно с книгой

Правила поведения в библиотеке предполагают и соответствующее обращение с книгами. Грязные руки, еда, напитки – это одни из главных врагов бумажных изданий. Поэтому руки должны быть чистыми, а сами процессы чтения и еды лучше не совмещать. Ведь и самому потом будет неприятно читать заляпанную книгу, и библиотекарь может попросить оплатить ее реставрацию.

Использование закладки при чтении поможет уберечь книгу от перегибов и рассыпания на отдельные листы. Помните, что для собственных рисунков и заметок есть блокноты, а книжные поля лучше оставить чистыми. И уж тем более не стоит вырывать книжные страницы.

И еще один момент – это своевременный возврат книг. Ведь другим детям также может срочно понадобиться программное произведение или популярная повесть.

Итак, правила поведения в библиотеке для детей несложны. Во многом они перекликаются с основными правилами этикета. Поэтому, главное – это достойное и культурное поведение.

Моя библиотечка

Блог о работе школьного библиотекаря, о книгах, библиотеках, знаменательных датах,

ПАМЯТКА ЧИТАТЕЛЮ!

1. Книга не должна мокнуть – от этого коробятся страницы, разбухает и расслаивается переплет.

2. Идешь в библиотеку – положи книгу в пакет, который защитит ее от дождя и снега.

3. Не читай во время еды. Если класть книгу рядом с тарелкой, на страницах появятся жирные пятна, которые невозможно очистить.

5. Книга боится рассыпаться на отдельные листочки. Не бросай раскрытую книгу вверх переплетом, не загибай страниц. Пользуйся закладкой.

6. Если хочешь нарисовать что-то или записать, когда прочитал книгу, сделай это в альбоме или специальной тетради.

7. Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять, их может погрызть собака, разорвет страницы котенок.

8. С книгами обращайся аккуратно.

1. Учащиеся подписывают каждый учебник, полученный от школьной библиотеки.

2. Учебники должны иметь дополнительную съемную обложку.

3. Учащиеся обязаны возвращать школьные учебники в опрятном виде.

4. В случае необходимости учащиеся их ремонтируют (подклеивают, подчищают и т.д.).

5. В случае порчи или утери ими учебников учащиеся должны возместить их новыми или равноценными по согласованию со школьной библиотекой.

1. Заходя в библиотеку поздоровайся со всеми.

2. Прочитанную книгу не бросай, а аккуратно положи на стол.

3. Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу.

4. Выбирая новую книгу всё делай аккуратно, книги не разбрасывай.

5. В библиотеке не шуми, не кричи, не бегай.

6. Книги сдавай вовремя, не позднее 10 дней.

burlaki-library.blogspot.com

Апрелевская средняя общеобразовательная школа №1

Главное условие для создания такой атмосферы - это тишина. В библиотеке должно быть спокойно и тихо, здесь нельзя мешать другим учащимся заниматься, а библиотекарям - работать.

Не кричите, не шумите, не разговаривайте со своими соседями даже шёпотом.

Правила поведения в библиотеке. Правила обращения с книгой:

Выключите свой мобильный телефон; если вам надо позвонить, выйдите в коридор;

Старайтесь аккуратно двигать стул, когда встаёте; не шумите, когда достаёте свои вещи из сумки или когда собираетесь домой;

Сидите прямо, не разваливайтесь на стуле; читая, старайтесь не наклонять голову слишком низко: так вы сохраните правильную осанку и хорошее зрение.

Не делайте заметок на полях книги; ничего не подчёркивайте, ничего не пишите и не рисуйте на её страницах;

Цель

— научить правилам поведения в библиотеках и музеях.

Задачи

Рассмотреть правильное и неправильное поведение в библиотеке и на городской выставке.

После занятия провести групповой поход в городскую библиотеку или музей.

Ход мероприятия

Учитель . Сегодня мы посвятим занятие изучению правил поведения в музеях и библиотеках. Эти помещения считаются общественным местом. Давайте сначала определимся с вами, что же такое общественное место?

Ребята отвечают.

Учитель . Любое помещение, в котором мы сталкиваемся с другими людьми, называется общественным местом. Это может быть больница, магазин, библиотека, музей, театр и другие помещения. В каждом таком месте есть определенные правила поведения: очень часто они совпадают, но есть и определенные исключения, как необходимо себя вести в том или ином месте. Например, в магазине, в театре, в гардеробе нужно соблюдать очередность, а в библиотеке и театральном зале необходимо соблюдать тишину. Эти правила определяют, что можно делать в конкретном общественном месте, а что нельзя. Конечно, придумали их неспроста. Дело в том, что, зная их, вы не попадете в неловкую ситуацию, а всегда будете знать, как нужно поступить. Школьникам особенно необходимо соблюдать правила поведения, поскольку они представляют не только себя, но и свое учебное заведение.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В БИБЛИОТЕКЕ

Учитель . Сегодня можно найти нужный материал в интернете, но иногда и там нет того, что нужно. Школьникам часто приходится искать материал в книгах. Часто у учеников нет нужных книг, и они отправляются в библиотеку. Итак, давайте разберем правила поведения в библиотеке.

Вы знакомы только со школьной и городской библиотеками, поэтому будем оговаривать правила поведения именно в них. Кроме этих библиотек в мире существуют множество других специальных библиотек: редких книг, самых маленьких книг, самых больших книг. Конечно, правила поведения в них ненамного отличаются от обычных, может быть, только чуть-чуть построже.

Правило 1. Соблюдение тишины

Учитель . Итак, вы получили задание: написать небольшое сообщение. Для этого вы идете в библиотеку и берете книгу в читальном зале. Вы выписываете из книги нужную вам информацию, а за соседним столом сидят две подружки и обсуждают какую-то книгу. А за другим столом кто-то разговаривает по телефону. Смех с одной стороны и телефонный разговор с другой очень мешают вам, вы даже не можете сосредоточиться. Вы начинаете нервничать, потому что в полной тишине вы давно бы уже закончили свое сообщение. И единственное, что вам сейчас нужно, это именно тишина. Поэтому соблюдение тишины является первым правилом.

Информация, полученная из книги, воспринимается нашим мозгом медленнее, чем полученная с помощью органа слуха. А тишина помогает сосредоточиться на чем-то одном. Кстати, тишина — это не только отсутствие разговоров, это также отсутствие любых других посторонних звуков, таких, как шуршание, чавканье, вибрирование мобильного телефона. Все эти звуки отвлекают ничуть не меньше, чем разговоры. Поэтому, приходя в библиотеку, обязательно отключайте свой телефон, чтобы не мешать другим посетителям.

Правило 2. Бережное отношение к книге

Учитель . Книга — ценнейший источник информации. Некоторые книги хранят вековую мудрость. Конечно, такие книги хранятся в особых библиотеках, но это вовсе не означает, что вы можете рвать страницы и разрисовывать только что полученные книги.

Представьте, что вы пришли в библиотеку, попросили нужную вам книгу. Пока выждете, когда вам ее принесут, вы наблюдаете такую картину: за одним из столов сидит мальчик, который рассматривает новую книгу о машинах. Книга большая с красочными картинками. Вы бы сами с удовольствием почитали ее, но, к сожалению, ее уже взял другой человек, этот мальчик. Затем он берет гелевую ручку и рисует ею на книжной странице какие-то странные рожицы. После этого он сдает книгу и уходит как ни в чем не бывало. Вы понимаете, что эта книга уже испорчена навсегда. Если карандаш еще можно стереть, то ручку невозможно. Такую книгу уже не так приятно держать. Некоторые ребята даже не могут воспринимать информацию из книги, где на полях есть рисунки — они их отвлекают. Изрисованная книга уже не так ценится. Ее уже не так приятно листать, как тогда, когда она была новая.

Аккуратность по отношению к книге говорит о высоком культурном развитии человека. Если он бережно относится к книге, с которой работает, то он уважительно относится и к другим людям, которые будут работать с ней. Никогда не загибайте страницы книги, на которых вы остановились. Для этих целей существует закладка. Лучше, чтобы она была у вас всегда с собой, чтобы при надобности вы могли ей воспользоваться.

Если вы работаете с книгой дома и хотите сделать какие-то отметки в тексте, чтобы потом переписать какой-то кусочек, то делайте пометки простым карандашом. Не надавливайте сильно на него, чтобы потом можно было легко стереть ваши пометки. И ни в коем случае не используйте ручку, даже если вы работаете со своей собственной книгой.

Правило 3. Никакой еды в библиотеке

Учитель . Библиотека — это не столовая, куда люди приходят подкрепиться. Поэтому вход с едой и напитками в библиотеку строго запрещен. Попробуйте сказать — почему?

Ребята отвечают.

Учитель . Уже из двух вышеперечисленных правил мы можем сказать, почему еду приносить с собой не стоит. Во-первых, если вы будете что-то есть (конфеты или чипсы), вы обязательно будете шуршать пакетом или фантиками, а это является нарушением самого главного правила библиотеки — соблюдения тишины. Во-вторых, если вы будете что-то есть и уроните еду на книгу, то на ней останется пятно. А, если вы еще и что-то прольете, то вообще туши свет! Вас больше никогда не пустят в эту библиотеку! Поэтому во избежание ненужных конфликтов с библиотекарем не приносите с собой еду. Как вы считаете, можно ли брать с собой бутылочку минеральной воды?

Ребята отвечают.

Учитель . Воду брать можно, если бутылка закрывается крышкой. Но напитки в коробочках брать тоже нельзя. Обычно к таким коробочкам прилагается трубочка, при помощи которой вы бы пили. Вы можете случайно опрокинуть коробочку, и весь сок прольется на стол. Конечно, мы рассматриваем самые такие ситуации, в которых кто-то обязательно что-то проливает. Но ведь это самые распространенные случаи. К сожалению, лучше их исключить вообще.

Всего 3 простых правила, которые очень несложно соблюдать. Если бы все посетители библиотеки выполняли ее условия, то мы всегда могли бы рассчитывать на то, что нам принесут чистую красивую книгу. Но, чтобы попросту не наговаривать на других, нужно в первую очередь следить за собой. Вы же помните мальчика, который разрисовывал книгу ручкой? На вас он произвел неприятное впечатление, потому что вы видели его со стороны. Если бы он кого-то увидел за таким занятием, он бы тоже наверняка ужаснулся. Поэтому выполнения этих правил должен требовать каждый сам с себя.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ В МУЗЕЕ

Учитель . К сожалению, в музеи школьники ходят очень редко, чаще всего организовывают массовые походы всем классом. Вы должны знать, что в музеях нашего города есть очень много выставок, которые работают постоянно, и на них вы могли бы сходить со своими родителями. Существуют также специальные выставки, посвященные какой-то определенной теме, которые приезжают только на один день, а потом переезжают в другой город. Большинство таких выставок мы пропускам, хотя возможность посетить именно эти выставки выпадает крайне редко.

Выставки бывают разные. Для более масштабных предусматривается экскурсовод. Это человек, который вам расскажет о целях этой выставки и об ее экспонатах, а также ответит на все интересующие вас вопросы. В некоторых музеях можно посмотреть коллекцию выставки без экскурсовода, а в других это запрещено. Правила поведения в музее строже, чем в библиотеке. Давайте их и изучим.

Правило 1. Руками ничего не трогать!

Учитель. Это самое важно правило. С этим правилом знакомы все, кто хотя бы раз был в музее. Если вы не будете его соблюдать и вас застанут нарушившим его, то сделают замечание и даже вполне могут попросить удалиться из зала, несмотря на то, что вы заплатили за билет. Как вы считаете, почему до экспонатов нельзя дотрагиваться руками?

Ребята отвечают.

Учитель . Если выставка историческая, то экспонаты — это предметы другой эпохи. Чаще всего их помещают в отдельный застекленный бокс, чтобы до них нельзя было дотронуться. Но иногда это не делают. Представьте, что вы пришли в музей на выставку столовых приборов XVIII века. Эта выставка проходит в вашем городе первый раз, поэтому собрала огромное количество людей. Вокруг вас засервированы большие столы на 8—10 персон. Посуда очень красивая, и вам хочется поближе ее посмотреть. Вы подходите к столу, берете тарелку в руки, и тут вас кто-то толкает, и тарелка падает из ваших рук и разбивается. Вы понимаете, какой огромный штраф придется заплатить вашим родителям лишь за то, что вы хотели ближе рассмотреть экспонат. Поэтому лучше руками ничего не трогать.

В некоторых музеях, например, картинных галереях, для этого даже специально огораживают территорию, за которую нельзя заступать. За соблюдением этих правил следят дежурные зала.

Правило 2. Вопросы задавать только во время паузы

Учитель. Мы уже говорили, что для некоторых выставок предусмотрен экскурсовод. Часто по ходу его рассказа возникает множество вопросов, но почему их можно задавать, только когда экскурсовод делает паузы?

Ребята отвечают.

Правило 3. Делиться впечатлениями тихо

Учитель . Когда вы приходите в музей и видите множество красивых вещей, то очень трудно удержать в себе возгласы восторга. Представьте, что вы с другом пришли на выставку, посвященную динозаврам: там и найденные археологами остатки скелета динозавра, и чучела этих животных. Глаза разбегаются в разные стороны. Вдруг вы увидели огромное яйцо динозавра и зовете своего друга, который находится в другом конце зала. Он вас не слышит, и вы кричите еще громче. Тут к вам вместо друга подходит дежурный по залу и просит вести себя тише. Как вы думаете, почему вам сделали замечание?

Ребята отвечают.

Учитель . Если вы пришли на экскурсию не одни, а с друзьями, то постарайтесь не расходиться в разные стороны, иначе вы не избежите подобных ситуаций. Вам будет обидно, что вам сделали замечание, а друг вас так и не услышал. Кстати, по правилам этикета, впечатлениями можно делиться только с теми людьми, с которыми вы пришли на выставку. Не стоит приставать к другим с вопросом: «Вы видели этот экспонат?». Это просто невежливо, поскольку рассматривать или не рассматривать какие-то экспонаты — это дело сугубо индивидуальное.

Вы уже заметили, что правила поведения в музее очень несложные и соблюдать их не составит никакого труда. Зато польза будет неимоверная: и экспонаты будут в целости и сохранности, и вы довольные.

Подведение итогов