Биографии Характеристики Анализ

Повесть о борисе и глебе автор. Лекция: Сказание о Борисе и Глебе»

У князя Владимира Святославича было двенадцать сыновей от разных жён. Третьим по старшинству был Святополк. Мать Святополка, монахиня, была расстрижена и взята в жены Ярополком, братом Владимира. Владимир убил Ярополка и овладел его женою, когда она была беременна. Он усыновил Святополка, но не любил его. А Борис и Глеб были сыновьями Владимира и его жены-болгарки. Своих детей Владимир посадил по разным землям на княжение: Святополка - в Пинске, Бориса - в Ростове, Глеба - в Муроме.

Когда дни Владимира приблизились к концу, на Русь двинулись печенеги. Князь послал против них Бориса Тот выступил в поход, но врага не встретил. Когда Борис возвращался обратно, вестник рассказал ему о смерти отца и о том, что Святополк попытался скрыть его смерть. Слушая эту повесть, Борис заплакал. Он понял, что Святополк хочет захватить власть и убить его, но решил не сопротивляться. Действительно, Святополк коварно завладел киевским престолом. Но, несмотря на уговоры дружины, Борис не захотел прогнать брата с княжения.

Тем временем Святополк подкупил киевлян и написал Борису ласковое письмо. Но его слова были лживыми. На самом деле он хотел убить всех наследников своего отца. И начал он с того, что приказал дружине, состоявшей из вышгородских мужей во главе с Путыней, убить Бориса.

Борис же раскинул стан на реке Альте. Вечером он молился у себя в шатре, думая о близкой смерти. Проснувшись, он велел священнику служить заутреню. Убийцы, подосланные Святополком, подошли к шатру Бориса и услышали слова святых молитв. А Борис, заслышав зловещий шёпот возле шатра, понял, что это убийцы. Священник и слуга Бориса, видя печаль своего господина, горевали о нем.

Вдруг Борис увидел убийц с обнажённым оружием в руках. Злодеи устремились к князю и пронзили его копьями. А слуга Бориса прикрыл своим телом господина. Этот слуга был родом венгр по имени Георгий. Убийцы поразили и его. Раненный ими, Георгий выскочил из шатра. Злодеи хотели нанести князю, который был ещё жив, новые удары. Но Борис стал просить, чтобы ему позволили помолиться Богу. После молитвы же обратился князь к своим убийцам со словами прощения и сказал: «Братья, приступивши, заканчивайте повеленное вам». Так умер Борис в 24 день июля. Убили и многих его слуг, в том числе Георгия. Ему отрубили голову, чтобы снять с шеи гривну.

Бориса обернули в шатер и повезли на телеге. Когда ехали лесом, святой князь приподнял голову. И два варяга пронзили его ещё раз мечом в сердце. Тело Бориса положили в Вышгороде и погребли у церкви Святого Василия.

После этого Святополк задумал новое злодеяние. Он послал Глебу письмо, в котором писал, что отец, Владимир, тяжко болен и зовёт Глеба.

Юный князь отправился в Киев. Когда он доехал до Волги, то слегка повредил ногу. Он остановился недалеко от Смоленска, на реке Смядыни, в ладье. Весть о смерти Владимира тем временем дошла до Ярослава (ещё одного из двенадцати сыновей Владимира Святославича), который тогда княжил в Новгороде. Ярослав послал Глебу предупреждение, чтобы он не ездил в Киев: отец умер, а брат Борис убит. И, когда Глеб плакал об отце и брате, перед ним внезапно появились злые слуги Святополка, посланные им на убийство.

Святой князь Глеб плыл тогда в ладье по реке Смядыни. Убийцы находились в другой ладье, они начали грести к князю, а Глеб думал, что они хотят его приветствовать. Но злодеи стали перескакивать в лодку Глеба с обнажёнными мечами в руках. Князь стал умолять, чтобы они не губили его юную жизнь. Но слуги Святополка были неумолимы. Тогда Глеб начал молиться Богу об отце, братьях и даже о своём убийце, Святополке. После этого повар Глебов, Торчин, зарезал своего господина. И взошёл Глеб на небеса, и встретился там с любимым братом. Случилось же это 5 сентября.

Убийцы же вернулись к Святополку и рассказали ему о выполненном повелении. Злой князь обрадовался.

Тело Глеба бросили в пустынном месте меж двух колод. Проходившие мимо этого места купцы, охотники, пастухи видели там огненный столп, горящие свечи, слышали ангельское пение. Но никто не догадался поискать там тело святого.

А Ярослав двинулся со своим войском на братоубийцу Святополка, чтобы отомстить за братьев. Ярославу сопутствовали победы. Придя на реку Альту, он стал на том месте, где был убит святой Борис, и помолился Богу об окончательной победе над злодеем.

Целый день длилась сеча на Альте. К вечеру Ярослав одолел, а Святополк бежал. Его обуяло безумие. Святополк так ослабел, что его несли на носилках. Он приказывал бежать, даже когда погоня прекратилась. Так на носилках пронесли его через Польскую землю. В пустынном месте между Чехией и Польшей он скончался. Его могила сохранилась, и от неё исходит ужасный смрад.

С тех пор в Русской земле прекратились усобицы. Великим князем стал Ярослав. Он нашёл тело Глеба и похоронил его в Вышгороде, рядом с братом. Тело Глеба оказалось нетленным.

От мощей святых страсто­терпцев Бориса и Глеба стали исходить многие чудеса: слепые прозревали, хромые ходили, горбатые выпрямлялись. А на тех местах, где братья были убиты, созданы церкви во их имя.

Не многими оригинальными памятниками отмечена древнерусская литература. "Сказание о Борисе и Глебе" - один из них. Жаль, что многие произведения того времени затерялись в веках. Вероятно, мы не знаем о целом ряде шедевров древнерусского слова. Тем более ценным для нас является сохранившееся "Сказание о Борисе и Глебе". Краткое содержание и анализ его даст вам некоторое представление об этом произведении.

Оно было создано в середине 11 века и посвящено истории убийства Бориса и Глеба, которые позднее были канонизированы. На основании изысканий М. П. Погодина и митрополита Макария считается, что Иаков Черноризец создал "Сказание о Борисе и Глебе". Краткое содержание произведения, представленное ниже, даст вам представление о его сюжете. А анализ, который вы найдете во второй части статьи, поможет разобраться в его смысле.

Сыновья Владимира

Рассказом о сыновьях Владимира начинается "Сказание о Борисе и Глебе". Краткое содержание этой части произведения следующее. Двенадцать сыновей было у русского князя Владимира Святославича. Они были рождены от разных жен. Святополк - третий по старшинству. Мать его, монахиня, была расстрижена. Ее взял себе в жены брат Владимира, Ярополк. Однако Владимир убил его и овладел его супругой, когда та была беременна. Князь усыновил родившегося Святополка, однако не любил его. От жены-болгарки у Владимира родились Борис и Глеб. Князь посадил своих детей на княжение по разным землям: Бориса - в Ростове, Святополка - в Пинске, Глеба - в Муроме.

Смерть Владимира. Святополк захватывает престол

Когда уже подходили к концу дни Владимира, на Русь напали печенеги. Против них князь послал Бориса. Он отправился в поход, однако не встретил врага. Когда Борис уже возвращался назад, вестник сказал ему, что отец его умер. Он также сообщил, что Святополк хотел скрыть его смерть. Борис, слушая этот рассказ, заплакал. Он осознал, что цель Святополка - захватить власть в свои руки и убить его. Однако Борис решил не сопротивляться. Святополк действительно коварно завладел престолом. Борис, несмотря на уговоры своей дружины, не попытался прогнать его с княжения.

Убийство Бориса

Святополк тем временем подкупил киевлян. Он написал ласковое письмо Борису. Однако слова его были лживы. В действительности он жаждал смерти всех наследников Владимира. Святополк начал с того, что отдал приказ убить Бориса своей дружине. Она состояла из вышгородских мужей, а возглавлял ее Путыня.

Борис раскинул свой стан на р. Альте. Он молился вечером в своем шатре, думая о том, что скоро умрет. Проснувшись, Борис велел служить заутреню священнику. Подосланные Святополком убийцы подошли к его шатру и услышали слова молитв. Заслышав шепот, Борис понял, что пришли убийцы. Видя его печаль, священник и слуга горевали о нем.

Но вот Борис увидел убийц, которые шли с оружием в руках. Они пронзили князя копьями. Слуга Бориса попытался остановить их. Он прикрыл господина своим телом. Этого слугу звали Георгий, он был венгром. Убийцы пронзили копьем и его. Георгий, раненый ими, выскочил из шатра. Князь был еще жив, и злодеи хотели нанести ему новые удары. Однако Борис начал просить о том, чтобы ему разрешили помолиться Богу. Прочитав молитвы, он обратился к убийцам, попросив у них прощения, а затем сказал, чтобы они заканчивали свое дело. Так умер Борис. Произошло это 24 июля. Многие его слуги тоже были убиты, в том числе и Георгий. Для того чтобы снять гривну с шеи, ему отрубили голову.

Князя обернули в шатер, а затем повезли на телеге. Борис приподнял голову, когда ехали через лес. Два варяга снова пронзили его мечом в сердце. Тело князя положили в Вышгороде. Он был погребен у церкви Св. Василия.

Предупреждение Ярослава

Однако на этом не закончились драматические события произведения "Сказание о Борисе и Глебе". Автор пишет далее, что через некоторое время Святополк решил осуществить новое злодеяние. Князь послал письмо Глебу, в котором сообщал, что Владимир, его отец, тяжело болен и просит его приехать. Глеб поверил и отправился в Киев. У Волги он повредил ногу и остановился неподалеку от Смоленска, на р. Смядыни. Тем временем весть о смерти Владимира дошла до Ярослава, одного из 12-ти сыновей князя Владимира Святославича. Ярослав в то время княжил в Новгороде. Он послал предупреждение Глебу о том, чтобы тот не ехал в Киев, поскольку отец его умер, а Борис убит. Когда князь плакал о них, внезапно перед ним появились слуги Святополка, которых послали, чтобы убить его.

Убийство Глеба

Глеб плыл в это время по р. Смядыни на своей ладье. Убийцы были в другой ладье. Они принялись грести в его сторону. Глеб думал, что их намерение - поприветствовать его. Однако злодеи начали перескакивать в лодку князя с обнаженными мечами. Глеб принялся умолять их о том, чтобы они сохранили ему жизнь. Однако слуги Святополка оказались неумолимы. Глеб принялся молиться Богу о братьях, отце и даже о Святополке, своем убийце. После этого Торчин, его повар, зарезал своего господина. Глеб взошел на небеса, где повстречался с любимым братом. Это произошло 5 сентября.

Убийцы возвратились к Святополку. Они рассказали ему о том, что выполнили повеление. Обрадовался злой князь...

Чудеса на месте, где находилось тело Глеба

Тело Глеба было брошено меж двух колод в пустынном месте. Пастухи, охотники и купцы, проходившие мимо, видели там горящие свечи, огненный столп, слышали ангельское пение. Однако никто не догадался, что в этом месте находится тело святого.

Сеча на Альте, бегство Святополка

Тем временем Ярослав со своим войском двинулся на Святополка для того, чтобы отомстить ему за братьев. Победы сопутствовали Ярославу. Придя на р. Альту, он стал на месте, где Борис был убит, и помолился Богу о победе над злодеем.

Сеча на Альте длилась весь день. Ярослав к вечеру одолел врага, и Святополк (портрет его представлен выше) бежал. Безумие обуяло его. Он так ослабел, что его пришлось нести на носилках. Даже после того, как погоня прекратилась, князь приказывал бежать. Его пронесли на носилках через всю Польскую землю. Святополк скончался в пустынном месте между Польшей и Чехией. Могила его сохранилась. Ужасный смрад исходит от нее.

Княжение Ярослава

А на земле русской с тех пор прекратились усобицы. Ярослав стал великим князем. Он отыскал тело Глеба и похоронил его рядом с братом, в Вышгороде. Останки его оказались нетленными.

Чудеса на могиле Бориса и Глеба

Многие чудеса начали исходить от мощей св. Бориса и Глеба: хромые ходили, слепые прозревали, горбатые выпрямлялись. А там, где были убиты братья, во имя их были созданы церкви.

На этом заканчивается "Сказание о Борисе и Глебе". Краткое содержание произведения дополним его анализом. Из него вы узнаете об отношении автора к главным героям, об их образах и о значении произведения.

Анализ произведения

Прекрасным образцом житийного жанра является "Сказание о Борисе и Глебе". следует начать с того, что оно, безусловно, ценно для русской литературы, истории и культуры в целом. Это настоящая находка для людей, которые интересуются житийной литературой. Оригинально, образно, ярко написано это произведение. Всю свою душу вложил в свое творение автор, создавший "Сказание о Борисе и Глебе". Анализ его обязательно должен включать рассказ об образах Бориса и Глеба, которые являются центральными в произведении.

Отношение автора к Борису и Глебу

Перед этими братьями создатель произведения преклоняется. Он старается поведать читателю как можно больше об их идеальном поведении и духовной красоте. Читая произведение, проникаешься восхищением братьями, которым посвящено "Сказание о Борисе и Глебе". Тема произведения, конечно, шире, чем описание их деяний и героической смерти, однако они занимают центральное место в нем. Сегодня редко встретишь доброго, хорошего человека без задней мысли. Борис и Глеб - как раз такие люди. Это образцы чистоты и непорочности. Вы убедитесь в этом, если прочитаете "Сказание о Борисе и Глебе". Отзывы о произведении говорят о глубоком впечатлении, которое производят на читателей его главные герои.

Личные качества братьев

Удивительный след в душе оставляет кротость братьев, их ангельских характер. Покоряет также их готовность принять смерть во имя Господа. Братья решили нести свой крест до конца. Они добровольно приняли мученическую смерть, отказавшись пойти войной против своего старшего брата. Борис и Глеб просто не могли отнять власть силой.

Сказка и реальность

Красивую, трогательную, печальную историю рассказал нам автор. Он поведал нам о добре и зле, о силе и слабости, о молодости и любви (к отечеству, братской, сыновней). Известно, что Борис и Глеб - это не выдуманные персонажи, а реальные люди. В истории Руси имело место их убийство. Однако сказание об этих людях кажется красивой и доброй сказкой, которую по вечерам рассказывает бабушка. С замиранием сердца мы следим за происходящим. Нам жалко юношей. Однако зло, как водится, должно быть наказано. За братьев Святополку отомстил Ярослав. Борис и Глеб похоронены в одной могиле, которая является одним из символов Руси. Из поколения в поколение передавалось сказание о Борисе и Глебе. Анализ произведения, посвященного этим братьям, представляет большой интерес и сегодня. Ведь это творение большой художественной силы. Характеризуя "Сказание о Борисе и Глебе" кратко, можно сказать, что в нем утверждаются идеи христианства и патриотизма.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
  • Василий Шукшин "Срезал". Краткое содержание рассказа

1. Особенности жанра жития.
2. Исторический контекст жития Бориса и Глеба.
3. Особенности повествования в «Сказании...».

Житие — это литературное произведение биографического характера, созданное в соответствии с определенными правилами (канонами), прославляющее силу веры и достойные поступки человека, признанного церковью святым. Жанр жития возник достаточно давно. Пожалуй, можно сказать, что Евангелие является житием Христа, а в Деяниях апостолов рассказывается о первом христианском мученике Стефане. В первые века христианства жития в основном и были рассказами о судьбе мучеников, пострадавших за веру в Христа. Однако постепенно, с распространением новой веры в Европе, появились и другие жития, в которых рассказывается о жизни праведных людей, как монахов, так и мирян, которые были признаны святыми благодаря своим добродетелям и совершенным ими по воле Божьей чудесам.

Цель любого жития — это наставление читателей, пробуждение в них благоговейного трепета и смирения перед величием Бога. Достигается же эта цель благодаря рассказу о жизни святого. В житиях нередки пространные рассуждения, которые также должны настроить читателя на высокие размышления о Боге. Практически неотъемлемым элементом жития является рассказ о чудесах, совершенных святым при жизни или происходящих на его могиле после смерти. Также чудеса могут происходить со святым и до его рождения, как, например со св. Сергием Радонежским. Что же касается личностных, индивидуальных черт святого, то они зачастую опускаются. В житии важнее всего показать силу веры, упования на Бога, а не конкретные человеческие особенности.

Каноническое житие включает ряд обязательных элементов. Во-первых, оно должно начинаться с прославления Бога и заканчиваться тем же, ибо это и есть главная цель всех подобных литературных произведений. Во-вторых, в житии должна присутствовать похвала святому, о жизни которого идет речь. Ведь он стал святым, потому что угодил Богу, и его следует рассматривать как образец для подражания. В-третьих, прославлению святого противопоставляется самообличение автора жития, признающего себя грешным и недостойным взяться за описание жизни праведного человека. В-четвертых, в житии обязательно рассказывается о чудесах святого, зачастую начиная с его рождения. Как правило, родители святого также являются людьми высоконравственными и искренне верующими. В-пятых, в житии повествуется о кончине святого, что особенно важно, если речь идет о мученике. Ведь кончина в этом случае выступает в качестве свидетельства веры, то есть одновременно прославления Бога и своего рода чуда. Но и в тех случаях, когда святой умер естественной смертью, значение описания этого момента также играет большую роль. Авторы житий показывают, что высокие добродетели и вера, сопровождавшие святого в жизни, не покидают его и в последние мгновения перед переходом в мир иной.

А теперь посмотрим, насколько соответствует вышеприведенной схеме «Сказание о Борисе и Глебе», написанное неизвестным автором, жившим, по мнению исследователей, на рубеже XI—XII веков. Однако сначала вспомним, о каких исторических событиях идет речь в этом произведении. В 1015 году скончался князь киевский Владимир Святославич. Святополк Ярославич, племянник Владимира, захватил власть в Киеве. Незадолго до кончины Владимир приказал своему любимому сыну Борису отправиться в поход против печенегов, слухи о приближении которых дошли до князя. Однако Борис не обнаружил врагов и повернул обратно. Вскоре к нему прибыли гонцы от Святополка, извещавшего его о смерти Владимира, а также уверявшего его в дружеском расположении. Борису было известно, что Святополк намерен его убить, однако Борис отказался от предложения своей дружины выступить против Святополка. Разочарованная дружина покинула Бориса, и вскоре он был убит сторонниками Святополка. Через некоторое время был убит и его брат Глеб, который, узнав о смерти отца и гибели брата, поехал к Святополку, невзирая на предупреждение брата Ярослава. Борис и Глеб были похоронены в Вышгороде и скоро стали объектом почитания народа, а в 1071 года канонизированы церковью.

«Сказание о Борисе и Глебе», не являясь каноническим житием, тем менее обладает рядом характерных для этого жанра черт. Так, в «Сказании...» мы находим похвалу высоким добродетелям святых — их смирению, почитанию старших, незлобивости. Зная о том, что замышляет.Святополк, братья не пытаются помешать ему. Конечно, с обыденной, житейской точки зрения это кажется странным, но с точки зрения автора-христианина подобная кротость перед лицом смерти, прощение своих убийц расценивается как проявление высших добродетелей христианина. Автор жития восхищается и такими чертами характера Бориса, как его набожность, любовь к отцу и брату Глебу. Аналогичным образом автор описывает и Глеба: он горько сокрушается о смерти отца и гибели брата, не противится своим убийцам, но кротко умоляет их о милосердии, прощает их.

В «Сказании...» то и дело встречаются цитаты из Священного Писания. Правда, они характерны не только для житий, но и для других жанров древнерусской литературы, например подобных цитат достаточно много в «Поучении Владимира Мономаха».

Есть в «Сказании...» и упоминание о чудесах. На могиле Глеба порой люди видели свет и слышали ангельские голоса. Именно благодаря этим чудесам и были найдены останки Глеба, место захоронения которого сначала было неизвестно. О Борисе же, похороненном в Вышгороде, говорится, что, когда раскопали его могилу, чтобы положить рядом тело его брата, то оказалось, что тело Бориса нисколько не пострадало от времени. Относительно Глеба подобное, видимо, подразумевается, так как нетленность мощей — одно из существенных свидетельств святости человека. «Так Бог сохранил своего страстотерпца тело!» — это похвала и Богу, и святому, обязательная в житии. Однако несоответствие «Сказания...» канону жития очевидно. Невзирая на наличие некоторых обязательных элементов последнего. Так, автор «Сказания...» начинает свое повествование с небольшой цитаты из Священного Писания, которая звучит похвалой святым; обязательное для жития прославление Бога опущено. Рассказ о родственных связях Святополка с Борисом и Глебом, упоминание о родителях этих персонажей — всего лишь историческая справка. Нет похвалы родителям святых, напротив, о Владимире говорится, что он убил брата и сделал его вдову своей любовницей, имел много жен, а о матери Бориса и Глеба вообще ничего не сказано, кроме того, что она была «болгарыней». Нет и рассказа о детстве братьев, озаренного неземным светом веры. Отчасти это и понятно — речь идет не о будущих монахах, а о сыновьях князя, то есть будущих воинах. Зато «Сказание...» сближает с житием то, что в нем повествуется о мученической кончине братьев — их смерть от рук убийц и легла в основу сюжета «Сказания...».

"Сказание о Борисе и Глебе" - один из них. Жаль, что многие произведения того времени затерялись в веках. Вероятно, мы не знаем о целом ряде шедевров древнерусского слова. Тем более ценным для нас является сохранившееся "Сказание о Борисе и Глебе". Краткое содержание и анализ его даст вам некоторое представление об этом произведении.

Оно было создано в середине 11 века и посвящено истории убийства Бориса и Глеба, которые позднее были канонизированы. На основании изысканий и митрополита Макария считается, что Иаков Черноризец создал "Сказание о Борисе и Глебе". Краткое содержание произведения, представленное ниже, даст вам представление о его сюжете. А анализ, который вы найдете во второй части статьи, поможет разобраться в его смысле.

Сыновья Владимира

Рассказом о сыновьях Владимира начинается "Сказание о Борисе и Глебе". Краткое содержание этой части произведения следующее. Двенадцать сыновей было у русского князя Владимира Святославича. Они были рождены от разных жен. Святополк - третий по старшинству. Мать его, монахиня, была расстрижена. Ее взял себе в жены брат Владимира, Ярополк. Однако Владимир убил его и овладел его супругой, когда та была беременна. Князь усыновил родившегося Святополка, однако не любил его. От жены-болгарки у Владимира родились посадил своих детей на княжение по разным землям: Бориса - в Ростове, Святополка - в Пинске, Глеба - в Муроме.

Смерть Владимира. Святополк захватывает престол

Когда уже подходили к концу дни Владимира, на Русь напали печенеги. Против них князь послал Бориса. Он отправился в поход, однако не встретил врага. Когда Борис уже возвращался назад, вестник сказал ему, что отец его умер. Он также сообщил, что Святополк хотел скрыть его смерть. Борис, слушая этот рассказ, заплакал. Он осознал, что цель Святополка - захватить власть в свои руки и убить его. Однако Борис решил не сопротивляться. Святополк действительно коварно завладел престолом. Борис, несмотря на уговоры своей дружины, не попытался прогнать его с княжения.

Убийство Бориса

Святополк тем временем подкупил киевлян. Он написал ласковое письмо Борису. Однако слова его были лживы. В действительности он жаждал смерти всех наследников Владимира. Святополк начал с того, что отдал приказ убить Бориса своей дружине. Она состояла из вышгородских мужей, а возглавлял ее Путыня.

Борис раскинул свой стан на р. Альте. Он молился вечером в своем шатре, думая о том, что скоро умрет. Проснувшись, Борис велел служить заутреню священнику. Подосланные Святополком убийцы подошли к его шатру и услышали слова молитв. Заслышав шепот, Борис понял, что пришли убийцы. Видя его печаль, священник и слуга горевали о нем.

Но вот Борис увидел убийц, которые шли с оружием в руках. Они пронзили князя копьями. Слуга Бориса попытался остановить их. Он прикрыл господина своим телом. Этого слугу звали Георгий, он был венгром. Убийцы пронзили копьем и его. Георгий, раненый ими, выскочил из шатра. Князь был еще жив, и злодеи хотели нанести ему новые удары. Однако Борис начал просить о том, чтобы ему разрешили помолиться Богу. Прочитав молитвы, он обратился к убийцам, попросив у них прощения, а затем сказал, чтобы они заканчивали свое дело. Так умер Борис. Произошло это 24 июля. Многие его слуги тоже были убиты, в том числе и Георгий. Для того чтобы снять гривну с шеи, ему отрубили голову.

Князя обернули в шатер, а затем повезли на телеге. Борис приподнял голову, когда ехали через лес. Два варяга снова пронзили его мечом в сердце. Тело князя положили в Вышгороде. Он был погребен у церкви Св. Василия.

Предупреждение Ярослава

Однако на этом не закончились драматические события произведения "Сказание о Борисе и Глебе". Автор пишет далее, что через некоторое время Святополк решил осуществить новое злодеяние. Князь послал письмо Глебу, в котором сообщал, что Владимир, его отец, тяжело болен и просит его приехать. Глеб поверил и отправился в Киев. У Волги он повредил ногу и остановился неподалеку от Смоленска, на р. Смядыни. Тем временем весть о смерти Владимира дошла до Ярослава, одного из 12-ти сыновей князя Владимира Святославича. Ярослав в то время княжил в Новгороде. Он послал предупреждение Глебу о том, чтобы тот не ехал в Киев, поскольку отец его умер, а Борис убит. Когда князь плакал о них, внезапно перед ним появились слуги Святополка, которых послали, чтобы убить его.

Убийство Глеба

Глеб плыл в это время по р. Смядыни на своей ладье. Убийцы были в другой ладье. Они принялись грести в его сторону. Глеб думал, что их намерение - поприветствовать его. Однако злодеи начали перескакивать в лодку князя с обнаженными мечами. Глеб принялся умолять их о том, чтобы они сохранили ему жизнь. Однако слуги Святополка оказались неумолимы. Глеб принялся молиться Богу о братьях, отце и даже о Святополке, своем убийце. После этого Торчин, его повар, зарезал своего господина. Глеб взошел на небеса, где повстречался с любимым братом. Это произошло 5 сентября.

Убийцы возвратились к Святополку. Они рассказали ему о том, что выполнили повеление. Обрадовался злой князь...

Чудеса на месте, где находилось тело Глеба

Тело Глеба было брошено меж двух колод в пустынном месте. Пастухи, охотники и купцы, проходившие мимо, видели там горящие свечи, огненный столп, слышали ангельское пение. Однако никто не догадался, что в этом месте находится тело святого.

Сеча на Альте, бегство Святополка

Тем временем Ярослав со своим войском двинулся на Святополка для того, чтобы отомстить ему за братьев. Победы сопутствовали Ярославу. Придя на р. Альту, он стал на месте, где Борис был убит, и помолился Богу о победе над злодеем.

Сеча на Альте длилась весь день. Ярослав к вечеру одолел врага, и Святополк (портрет его представлен выше) бежал. Безумие обуяло его. Он так ослабел, что его пришлось нести на носилках. Даже после того, как погоня прекратилась, князь приказывал бежать. Его пронесли на носилках через всю Польскую землю. Святополк скончался в пустынном месте между Польшей и Чехией. Могила его сохранилась. Ужасный смрад исходит от нее.

Княжение Ярослава

А на земле русской с тех пор прекратились усобицы. Ярослав стал великим князем. Он отыскал тело Глеба и похоронил его рядом с братом, в Вышгороде. Останки его оказались нетленными.

Чудеса на могиле Бориса и Глеба

Многие чудеса начали исходить от мощей св. Бориса и Глеба: хромые ходили, слепые прозревали, горбатые выпрямлялись. А там, где были убиты братья, во имя их были созданы церкви.

На этом заканчивается "Сказание о Борисе и Глебе". Краткое содержание произведения дополним его анализом. Из него вы узнаете об отношении автора к главным героям, об их образах и о значении произведения.

Анализ произведения

Прекрасным образцом житийного жанра является "Сказание о Борисе и Глебе". следует начать с того, что оно, безусловно, ценно для русской литературы, истории и культуры в целом. Это настоящая находка для людей, которые интересуются житийной литературой. Оригинально, образно, ярко написано это произведение. Всю свою душу вложил в свое творение автор, создавший "Сказание о Борисе и Глебе". Анализ его обязательно должен включать рассказ об образах Бориса и Глеба, которые являются центральными в произведении.

Отношение автора к Борису и Глебу

Перед этими братьями создатель произведения преклоняется. Он старается поведать читателю как можно больше об их идеальном поведении и духовной красоте. Читая произведение, проникаешься восхищением братьями, которым посвящено "Сказание о Борисе и Глебе". Тема произведения, конечно, шире, чем описание их деяний и героической смерти, однако они занимают центральное место в нем. Сегодня редко встретишь доброго, хорошего человека без задней мысли. Борис и Глеб - как раз такие люди. Это образцы чистоты и непорочности. Вы убедитесь в этом, если прочитаете "Сказание о Борисе и Глебе". Отзывы о произведении говорят о глубоком впечатлении, которое производят на читателей его главные герои.

Личные качества братьев

Удивительный след в душе оставляет кротость братьев, их ангельских характер. Покоряет также их готовность принять смерть во имя Господа. Братья решили нести свой крест до конца. Они добровольно приняли мученическую смерть, отказавшись пойти войной против своего старшего брата. Борис и Глеб просто не могли отнять власть силой.

Сказка и реальность

Красивую, трогательную, печальную историю рассказал нам автор. Он поведал нам о добре и зле, о силе и слабости, о молодости и любви (к отечеству, братской, сыновней). Известно, что Борис и Глеб - это не выдуманные персонажи, а реальные люди. В истории Руси имело место их убийство. Однако сказание об этих людях кажется красивой и доброй сказкой, которую по вечерам рассказывает бабушка. С замиранием сердца мы следим за происходящим. Нам жалко юношей. Однако зло, как водится, должно быть наказано. За братьев Святополку отомстил Ярослав. Борис и Глеб похоронены в одной могиле, которая является одним из символов Руси. Из поколения в поколение передавалось сказание о Борисе и Глебе. Анализ произведения, посвященного этим братьям, представляет большой интерес и сегодня. Ведь это творение большой художественной силы. Характеризуя "Сказание о Борисе и Глебе" кратко, можно сказать, что в нем утверждаются идеи христианства и патриотизма.

Сказание о Борисе и Глебе - самый интересный и совершенный в литературном отношении памятник из цикла произведений, посвященных рассказу о гибели сыновей Владимира I Святославича Бориса и Глеба во время междоусобной борьбы за великокняжеский киевский стол в 1015 г. Борисо-Глебский цикл включает в себя: С., Летописную повесть о Борисе и Глебе, «Чтение о житии и о погублении блаженую страстотерпца Бориса и Глеба» Нестора, проложные сказания, паремийные чтения, похвальные слова, церковные службы. В той или иной степени, непосредственно или опосредованно, все эти тексты связаны между собой, и центральное место среди них занимает С. Самый ранний из дошедших до нас список С. - текст, находящийся в Успенском сборнике XII-XIII вв., где он озаглавлен так: «Въ тъ же день съказание и страсть и похвала святюю мученику Бориса и Глеба»

В 1015 г. умер князь киевский Владимир I Святославич. Киевский великокняжеский стол, в силу стечения обстоятельств, занял один из двенадцати сыновей Владимира (от разных жен) - Святополк, еще при жизни отца в союзе с польским королем Болеславом I Храбрым (Святополк был женат на сестре Болеслава) пытавшийся организовать против него заговор. Стремясь укрепиться на киевском столе, Святополк решает устранить наиболее опасных соперников. По его тайному приказу были убиты сыновья Владимира Борис, Глеб и Святослав. В борьбу за киевский княжеский стол вступил княживший в Новгороде сын Владимира Ярослав, прозванный впоследствии Мудрым. В результате упорной и длительной борьбы, продолжавшейся до 1019 г. и окончившейся поражением и гибелью Святополка, Ярослав утвердился на киевском столе и княжил до своей смерти в 1054 г. Так в общих чертах представляются исторические события 1015-1019 гг., которым посвящены памятники Борисо-Глебского цикла. Необходимо отметить, что такое освещение событий предстает перед нами из самих этих памятников, на самом же деле можно предполагать, что многие подробности взаимоотношений между участниками этой драмы были более сложными. Отдельные противоречия и различия в описании одних и тех же эпизодов в разных памятниках цикла дают основание полагать, что существовали разные предания о Борисе и Глебе.

Гибель Бориса и Глеба от руки подосланных Святополком наемных убийц была истолкована как мученическая смерть, и Борис с Глебом были признаны святыми. Это были первые официально канонизированные русские святые. Культ их активно насаждался и пропагандировался, он имел важное политическое значение для своего времени

Когда возник культ святых Бориса и Глеба не и зввест но. Большинство исследователей предполагает, что это произошло во время княжения Ярослава Мудрого, так как культ этих святых в значительной степени возвеличивал его: он был братом убитых и выступал как мститель за них.

В Успенском сборнике С. состоит из двух частей. В первой рассказано о гибели Бориса и Глеба, о борьбе Ярослава со Святополком, о перенесении при Ярославе тела Глеба из-под Смоленска в Вышгород и погребении его рядом с Борисом. Заканчивается эта часть похвалой святым. Вторая часть, имеющая свое заглавие - «Сказание чюдес святою страстотьрпьцю Христову Романа и Давида» - рассказ о чудесах, совершенных святыми, о построении посвященных им церквей в Вышгороде, о перенесении их мощей в 1072 и в 1115 гг. Во многих списках до нас дошла только первая часть Сказания. Одни исследователи считают, что С. исконно содержало Сч. Другие же видят в этих двух частях С.: сказании о гибели Бориса и Глеба и Сч разновременно созданные произведения, объединенные в единое целое на более позднем этапе литературной истории памятника.

А. А. Шахматов, исследовавший Борисо-Глебский цикл в связи с историей древнейшего периода русского летописания, пришел к заключению о зависимости С. как от Лeтоп., в том ее виде, в каком она читалась в Начальном своде, так и от Чт. С., по его мнению, возникло после 1115 г., Позже, под влиянием работ С. А. Бугославского, Шахматов пересмотрел свою точку зрения по вопросу о соотношении текстов Борисо-Глебского цикла, не изменив своего взгляда на время создания их. В книге «Повесть временных лет» он пришел к выводу, что, вероятнее всего, существовал не дошедший до нас общий источник для всех трех произведений:. Возможность существования недошедшего до нас источника (или нескольких источников), к которому (или к которым) восходят сохранившиеся памятники Борисо-Глебского цикла, допускали многие исследователи (и до и после Шахматова

С. А. Бугославский, которому принадлежит наиболее обстоятельное исследование памятников Борисо-Глебского цикла, отвергает гипотезу о несохранившемся общем источнике для С., Лп и Чт. Первоначальным письменным текстом о Борисе и Глебе, считает он, является Лп, но в более древнем виде, чем в дошедших до нас списках летописей. К этому древнему виду Лп восходит С., которое было написано по поручению князя Ярослава в начале второй половины XI в., это панегирик Ярославу, как брату святых.

Специально исследованию характера взаимоотношений С и Лп посвящена монография Н. Н. Ильина «Летописная статья 6523 года и ее источник»). Исследователь приходит к следующим выводам. Первоначальная редакция С. - текст только Саги, без Сч. С. представляет собой первоначальную литературную обработку преданий о Борисе и Глебе, и текст С. явился источником Лп. С., памятник агиографического жанра, составленный около 1072 г. По мнению Ильина, С. возникло под сильным влиянием хорошо известных в то время на Руси легенд о чешских святых X в. Людмиле и Вячеславе. Обстоятельства гибели Бориса и Глеба, сообщаемые С., как считает Ильин, - «в большинстве своем чистолитературного происхождения и представляют композиционно как бы переделку и, местами, перефраз отрывков однородного содержания названных выше чешских легенд» (Ильин. Летописная статья, с. 209). Лп представляет собой, как считает Ильин, сокращенную переработку С., которая придала тексту источника «видимость повествования о реальных исторических событиях» (там же, с. 209). Идейная направленность С. отражает политическую ситуацию в Киевской Руси при Изяславе Ярославиче - времени создания С. По мнению Ильина, С. «несомненно вышло из стен Киево-Печерского монастыря, прошло через редакцию Феодосия, если только не составлялось по его указаниям» (там же, с. 183). Гипотезу Ильина о создании С. в стенах Киево-Печерского монастыря поддерживает А. В. Поппэ.

#141 Анюта Сартакова

Таким образом, приходится признать, что литературная история С. до настоящего времени остается не до конца раскрытой и многие предположения на этот счет носят гипотетический характер.

С. дошло до нас в большом количестве списков. Наиболее полное текстологическое исследование С. (165 списков) было сделано С. А. Бугославским, который разделил эти списки на 6 редакций. 1-я редакция - Торжественник (50 списков; близки друг другу и архетипу), она была составлена во 2-й пол. XIV - 1-й пол. XV в. Сч. в архетипе этой редакции не было. 2-я редакция - Синодальная (54 сп.), XV в., текст этой редакции лег в основу С. в Степенной книге, где в качестве источников были также использованы Чт, Лп, паремийные чтения. 3-я редакция - Северозападнорусская (9 сп.), XV в. 4-я редакция - Сильвестровская (она же Минейная, так как входит в ВМЧ) (12 сп.). В этой ред. имеется несколько вставок из Лп, относится она к XIV в., названа по раннему списку - лицевому тексту С. в Сильвестровском сборнике. 5-я редакция - Чудовская (35 сп.), названа по сп. Чудовского м-ря XIV в. 6-я редакция - Успенская (4 сп.), названа по Успенскому сп. XII в. Как отмечает сам же Бугославский, Чудовская и Успенская редакции очень близки, но в Чудовской ред. не было Сч. По мнению Бугославского, архетипом Чудовской редакции был оригинал С. Бугославский отмечает, что в XVI-XVII вв. создавались новые ред. и переработки С. В издании текстов С. 1928 г. Бугославский издает помимо текстов всех названных редакций (с разночтениями по спискам) свою реконструкцию оригинала С. (за основу взят Успенский список). Следует отметить, что текстуальные отличия между редакциями (за исключением вставок из других текстов Борисо-Глебского цикла в отдельных редакциях) не велики, преимущественно в разночтениях отдельных слов, и принципы деления текстов на редакции недостаточно ясны. Показательно в этом отношении, что Д. И. Абрамович, издавая тексты Борисо-Глебского цикла, публикует С. по Успенскому списку и приводит к нему разночтения по тем спискам, которые по классификации С. А. Бугославского входят в 5 разных редакций. На вопросах текстологии списков С. кратко останавливался в своем исследовании княжеских житий Н. Серебрянский, отметивший ряд поздних редакций и переделок С. Приходится, таким образом, признать, что, несмотря на большую работу С. А. Бугославского, текстологическое исследование С. остается одной из актуальных задач изучения С. и всего Борисо-Глебского цикла.

#142 Анюта Сартакова

Из С. явствует, что автор его знал целый ряд памятников переводной житийной литературы: он ссылается на Мучение Никиты, Житие Вячеслава Чешского, Житие Варвары, Житие Меркурия Кесарийского, Мучение Димитрия Солунского. О популярности самого С. в Древней Руси прежде всего свидетельствует большое число списков С. Патриотическая направленность С. - Борис и Глеб выступают как защитники Руси от внешних врагов, как святые молебники перед богом о благоденствии Русской земли, - способствовала тому, что Борис и Глеб очень часто фигурируют помощниками русского воинства в различных воинских повестях. С. лежит в основе народного духовного стиха о Борисе и Глебе.

В русском Прологе помещено несколько текстов о Борисе и Глебе. Прежде всего это четыре варианта краткого проложного жития Бориса и Глеба: 1-й - извлечение из Лп (в том ее виде, в каком она читалась в Начальном своде) с вставками из Чт; 2-й и 3-й - восходят к С., 4-й - источник не ясен. Это Житие помещается в Прологе под 24 июля; 5 сентября - статья об убиении Глеба (в нескольких вариантах); 2 и 20 мая - статья о первом (в 1072 г.) и втором (в 1115 г.) перенесении мощей Бориса и Глеба; 11 августа - статья о перенесении мощей святых из Вышгорода в Смоленск на Смядынь в 1191 г.

Кроме проложных статей о Борисе и Глебе в Паремийник (сборник церковно-служебных назидательных чтений), включено чтение Борису и Глебу. Паремийное чтение Борису и Глебу делится на 4 редакции, составлено оно было в конце XI - нач. XII в. Последний его исследователь считает, что оно восходит к общему с Летоп. источнику. Паремийное чтение пользовалось большой популярностью у древнерусских писателей: заимствования из него имеются в Повести о житии Александра Невского, в Летописной повести о Мамаевом побоище, в Слове о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, в Сказании о Мамаевом побоище, в Повести о начале Москвы и об убиении Даниила Суздальского.

Есть похвальное слово Борису и Глебу. Текст, имеющий в древнерусской рукописной традиции заглавие: «Похвала и мучение святых мученик Бориса и Глеба» и «Месяца майя въ 2 день. Слово похвальное на пренесение святых страстотерпец Бориса и Глеба, да и прочий не враждуют на братию свою» - самостоятельный литературный памятник второй половины XII в., называемый в истории древнерусской литературы Словом о князьях.

Имеются церковные службы святым Борису и Глебу. Предполагается, что первоначальный вариант церковной службы был составлен в первой половине XI в. киевским митрополитом Иоанном (если принять гипотезу А. Поппэ о времени возникновения культа Бориса и Глеба, то эта точка зрения требует пересмотра). Окончательный вид служба приобрела не позже XV в.

Сохранилось несколько лицевых списков С., из которых самый ранний и наиболее интересный - Сильвестровский сборник. Велика иконография Бориса и Глеба. Попытки уточнить время создания произведений Борисо-Глебского цикла и характер соотношения этих произведений на основе данных миниатюр и иконографии сложно осуществить.

#143 Анюта Сартакова

я не знаю, много теорий происхождения С. добавила или нет. но если что,то может и пригодиться!