Биографии Характеристики Анализ

Позиционная мена согласных звуков русского языка. Позиционная мена согласных звуков


Согласные русского литературного языка в том их составе, который был определен выше, выступают в положении перед гласными, причем перед [а], [о], [у] могут употребляться все согласные, т. е. в русском языке есть сочетания всех согласных с этими тремя гласными; перед [и] выступают только мягкие согласные, а перед [ы] - только твердые. Что же касается позиции перед [е], то она требует специального рассмотрения, так как в современном литературном языке она превращается из позиции, в которой происходит позиционная мена твердого согласного на мягкий, в позицию, в которой могут выступать все согласные, что связано с распространением произношения твердых перед [е] в заимствованных словах и аббревиатурах (см. подробнее ниже). Однако в целом можно сказать, что позиция согласных перед гласными является такой позицией, в которой не происходит ни позиционной мены (за исключением частично позиции перед [е]), ни позиционных изменений согласных.
Позиционная мена согласных в русском литературном языке связана"прежде всего с отношениями глухих-звонких шумных в положении перед шумными. Согласно синтагматическим законам, в русском литературном языке в положении перед глухими шумными звонкие шумные позиционно меняются на глухие (лу[пк]а (от лубок), ла[фк]а, гря[тк]а, ся[т’-к]а сядь-ка, нй[ск]о, лё[с’т’] лезть, ло[шк]а, но[кт’]и), а глухие шумные перед звонкими - на звонкие (о[дг]адать, [Зд]ать, [здІелать, [г-дому]); в абсолютном конце слова выступают только глухие шумные (бо[п], сы[п’], кро[ф], кро[ф’], су[т], ся[т’], во[с], ле[с’], му[ш], до[ш’], сне[к]), т. е. происходит мена звонких на глухие.
Таким образом, если в положении перед гласными равно могут выступать глухие и звонкие [п] - [б], [п’] - [б’], [ф] - [в], [ф’] - [в*], [ті - [д], [т’] - [д’І, [с] - [з], [с’] - [з’], [ш] - [ж], [ш’] - [ж’], [к] - [г], [к’] - [г’], то в положении перед глухими шумными выступают только [п], in’], [ф], [ф’], [т], [т’], [с], [с’], [ш], , [к], [к’], а в положении перед звонкими - только [б], [б’], [в], [в’], [д], [д*], [з], Із’], [ж], [ж’1, [г], [г’]. В абсолютном конце слова возможны только те же глухие, что и перед глухими шумными, за исключением [к’], который отсутствует в современном литературном языке в этой позиции.
Надо иметь в виду, что в словарном составе русского языка и в его морфологических формах могут отсутствовать образования с сочетаниями некоторых глухих согласных, особенно глухих мягких, перед глухими шумными: в одних случаях это отсутствие связано с нерас- пространенностью сочетаний мягких согласных с последующими согласными, в других - со случайным отсутствием таких образований; сказанное относится и к звонким согласным в положении перед звонкими шумными.
В результате позиционной мены в русском литературном языке образуется перекрещивающийся тип позиционно меняющихся глу- хих-звонких шумных согласных, когда в одной позиции - перед гласными - выступают глухие и звонкие, а в других - или только глухие, или только звонкие. Этот ряд позиционно меняющихся согласных образуют следующие группы глухих-звонких:
п б п’ -б’ ф - в ф’ -в’ т - д т’-д’
\/ \/ \/ \/ \/ \/
п
1
п’
1
ф ф’
1
т т’
1
б
1
б’
в 1
в’
д д’
С 3 с’ - з’ ш-ж 1*
1
Га
к - г к’ - г
\/ \/ \/ \/ \/ \/
с
1
с’
1
ш ш’ к к’
1
1
3
1
3’
ж і г 1
г’

ж’
Позиционная мена согласных в русском литературном языке связана также с отношением твердых мягких согласных перед [е]. Это значит, что если с гласными [а], [о], [у] равно сочетаются как твердые, так и мягкие согласные (например, [мол] - [м’-ол], [пат] - [п’-ат]ый, [бал] - [б’а]зь, [форт] - [ф’-о]дор, зат[вор] - ко[в’-6р], [тот] - [т’б]тя, [дол] - [д’-орн], [сор] - [с’-б]ла, [зов] - [з’о]рна, [шолк] - [жо]ны, [ш’-о]тка, , [ч’-о]лка, яй[цом], [нбр]ы - [гн’-от], [рот] - в[р’-о]т, [ло]б - [л’-о]г, [кол] - [к’більн), то в сочетании с [е], как правило, выступают только, мягкие согласные (например, *по[ра]- за[р’-а], но по[р’ё]- за[р’ё]; ви[ном] - ко[н’-ом], но ви[н’ё1 - ко[н’ё], се[лу] - ру[л’-у], но се[л’ё] - ру[л’ё] и т. д.). При такой позиционной мене образуется также перекрещивающийся тип позиционно меняющихся твердых-мягких согласных, когда в одних позициях - перед [а], [о], [у] - выступают как твердые, так и мягкие согласные, а в другой - перед [е] - только мягкие. Этот тип позиционно меняющихся согласных образуют следующие группы твердых-мягких согласных:
\/ \/ л’ р’
В силу малой распространенности в русском литературном языке мягких [к’], [г’], [х’] заднеязычные в образовании рядов позиционно меняющихся твердых-мягких согласных не участвуют.
Однако вопрос о позиционной мене твердых-мягких согласных перед [е] осложняется тем, что в современном литературном языке такой мены перед данным гласным может и не быть: во-первых, перед [е] выступают твердые шипящие [ш] и [ж] и аффриката [ц] (например, [шэ]сть, [жэ]сть, [цэ]лый), а во-вторых,- и это главное - в широко распространенных заимствованных словах и аббревиатурах в сочетании с lei выступают и другие твердые согласные, например: [пэр], [купэ], [бэк] (футбол.), [вэф] ВЭФ, [мэр], [клфэ], бре[тэл’], мо[дэл’], шо[сэ], каш- [нэ] и т. д. Это обстоятельство приводит к тому, что позиция перед [е] перестает быть такой, в которой могут выступать только мягкие согласные. Следовательно, синтагматический закон, диктующий необходимость позиционной мены твердых-мягких перед [е], в современном ’ языке действует ограниченно: ему абсолютно подчинена такая позиционная мена только на стыке морфем (прежде всего - на стыке основы и флексии, корня и суффикса); внутри морфем позиционной мены твердых-мягких перед [е] может и не быть.
Позиционные изменения согласных в русском литературном языке связаны прежде всего с соотношениями тверд ых- м_я г к и х согласных при их сочетаемости в потоке речи. Конкретно с.тем, что твердые согласные, попадая в положение перед следующим мягким, испытывают влияние этого согласного и произносятся мягко, однако при этом не все согласные смягчаются перед мягкими согласными, так же как не перед любыми мягкими согласными происходит подобное смягчение: одни согласные больше поддаются такому смягчению, другие - меньше, перед одними согласными смягчение наблюдается чаще, перед иными - реже.
Кроме того, смягчение согласных перед мягкими согласными в современном русском литературном языке во многом уступило место произношению твердых согласных, тогда как в старомосковском произношении, характерном для литературного языка второй половины XIX - начала XX в., смягчение согласных перед мягкими согласными было распространено гораздо шире. Так, например, нормой современного литературного языка является сохранение твердости [р] пцред мягкими губными и перед мягкими зубными звуками, а также перед [ч’] и [ш’]: ко[рп’]ёть, ско[рб’]ёть, ко[рм’]йть, со[рв’]ёшь, в ша[рф’]е, ка[рт’]йна, се[рд’]йтый, фо[рс’]йть, ко[рз’]йна, вто[рн’]ик,
у.мс[рл’]и, го[рч’]йца, нату[рШ’]ик и т. д. Точно так же обстоит делоЩ с произношением губных перед мягким заднеязычным [к’]: в совре«|и менном литературном языке они произносятся твердо, тогда как ранЫЙ ше они произносились мягко; ср.: ла[пк’]и, ля[мкЧи, ла[фк’]и, гри*Щ 1пк’]Й. Щ;
Что касается существующего в современном литературном язык^Щ смягчения согласных перед мягкими согласными, то оно наблюдаетсдЖ прежде всего при произношении зубных [т], [д], [с], [з], [и] перед мягЗЁ ктгми зубными [т’], [д’], [с’], [з’], [и’], [л’], а также перед [ч’](ІШ’Ьд такое смягчение наблюдается чаще всего в корнях слов: [з’д’]есь, вЩ ка[с’сЧе, [с’н’]ег, ка[з’кЧи, по[с’л’]е, кб[з’л’]ик, мё[с’тЧи, пё[т’л’]и;Щ баїн’т Чик, о[д’н’]й, пё[н’с’]ия, бе[н’з’]йн и т. д. То же самое наблюда-Я стся и на стыке корня и суффикса: за{д’нЧий, пу[т’н’]ик, карма[н’чЧик|В Реже такое смягчение осуществляется на стыке согласных [з], "ЩЩД kojphh й Суффикса -л-: сле[з’л’]йвый и сле[зл’]йвый, га[дтл’]йвый и» гаТдлЧйвый и т. п.
Смягчение согласных перед мягкими отмечается и на стыке пристав-» ки и корня, хотя и непоследовательно. Так, всегда мягко произносится Я к гаечный согласный в приставках раз-(рас-), из-(ис-), без-(бес-)/Щ еоз-(вос-), чрез-(чрес-) перед мягкими [с’І, [ЗЇ корня: ра[с’с’]ёять,Щ бЧз"зЧемёльный, чре[с’с’]едёльник, бе[с’с’]йльный, во[с’с’]едал и» т. д. Перед иными же мягкими зубными конечный согласный этих:» приставок может произноситься и мягко, и твердо: ра[с’т’]ирать иgt; ра[ст’]ирать, бе[з’д’]ёлка и бе[зд’]ёлка, ра[з’л’]ёчься и ра[зл Чёчьсщщ воІз’нЧйк и во[зн’]йк. В отличие от указанных приставок приставка щ lt;¦- перед всеми мягкими зубными произносится мягко: (з’д’]ёлать, Я Іс’нЧимать, [с’л’]ивать. Ж
Точно так же всегда мягко произносится и предлог с перед на-‘Ж чальным мягким зубным последующего слова: [с’-т’]ёми, [з’-д’]ёлоь},";ж ’]йми, [с’-л’]йпой, [з’-з’]имы, к’-с’]ёном и т. п.. В предлогах же"Ж из, без, через (так же как "и в приставках подобного типа) конечный Ж согласный всегда мягко произносится лишь перед начальными [с’]_и Щ [з’1 корня, а перед остальными мягкими зуб:іьі.ми;-которме начинают Щ слово,- то мягко, то твердо: и [с ’ -с ’ Тебя. бёТс’~-с~’ Ієна.^беїз’-з" Іемлйг Ж чере[с’-сЧёть, но: бе[с’-т’)ебя и бе[с-т’]ебя, чере[з’-дЧёнь’ и чере-[з- дЧёнь, и[з’-нЧйх и и[з-нЧйх и т. д.
Что касается сочетаний [т] и [д] с последующими мягкими зубными щпстыке приставки и корня, то в сочетании с [т’] и [дЧ конечные согласные. приставок могут произноситься и мягко, и твердо, в зависимости от чего при образовании долгого согласного на стыкеАзозникает мягкий или твердый затвор (пауза перед размыканием органов речи): о!т’тЧеснйть, о[д’дЧирать, о[т’тЧянуть, о[д’дЧёлать и о[ттЧеснйть, оІддЧирать, о[ттЧянуть, о[ддЧёлать. При сочетании же [т], [д] с [сЧ,
[зЧ первые произносятся твердо: по[тсЧёсть, на[дзЧирать и т. д.
Смягчение зубных перёд мягкими губными наиболее последовательно происходит внутри корня слова, ср.: вё[т’вЧи, чё[т’вЧерть, (д’вЧе, ме[д’вЧёдь, [з’вЧерь, и[з’бЧё, [з’мЧей, [с’вЧет, [с’вЧинья, [с’п’Ійчка, [с’пЧегь, [с’мЧеть. Однако отмечается и твердое произношение согласных перед мягкими губными.
Приставки с-, раз-(рас-), из-(ис-), без-(бес-), чрез-(чрес-) перед | мягкими губными обычно произносятся с мягким конечным соглас- I ным: [с’п’]илйть, [с’в’]ернуть, [с’м’]ёрить, и[з’б’]йть, и[з’в’]инйть,У бг[з’м’]ёрный, чре[з’м’]ёрный, ра[з’в’]ёл и т. п. Наоборот, приставки под-, над-, пред-, от- перед мягкими губными в современном литературном языке произносятся твердо: по[дб’]ежал, на[тп’]исать пре[дв’]ещать, о[дб’]йть, о[тп’]исаться. Очень слабо представлено смягчение зубных перед мягкими губными на стыке предлога и корня. В основном в данном положении смягчается предлог с: [с’-в’]едрбм, [з’-б’]едбй, [с’-м’]ёста. Предлоги же из, без, через чаще произносятся с твердым зубным: и[с-п’]ёсни, и[з-б’]ёлки, бе[з-в’]ёса, чере[с-п’]ёнь и т. д. (хотя, впрочем, возможно и смягчение зубного в конце предлога). Наконец, предлоги от, над, под, перед произносятся перед мягкими губными твердо: о[т-м’]еня, на[д-м’]йром, на[т-п’]исьмбм, по[т- п’]ёной, пере[д-м’]ёстью.
Смягчение губных перед мягкими губными в современном русском языке очень редко. В старомосковском произношении такое смягчение наблюдалось шире. Так, твердый губной произносится/п/ред мягким на стыке предлога и корня: о[б-б’]ёрег, о[п-п’]ёнь; почтй всегда твердо произносится первый согласный в сочетаниях [фм’], [мб’], [мп’1: ри[ф- м’]е, бо[мб’]йт, ла[мп’]е. Сочетание [бв’] на стыке приставки и корня произносится с твердым [б]: о[бв’]ёл, о[бв’]йл, Но внутри рорня - с мягким: лк)[б’в’]й. Всегда смягчается [м] перед [м’1: га[м’м’]е, су[м’- м’]е; приставка или предлог в всегда смягчается перед [в’], [ф’], [м’1: [в’в’]ёл, [ф’-ф’]йльме, [в’м’]ёсте, но перед [п’] и [б’] чаще произносится твердо: [в-б’]едё, [фп’]ерёд, [в-б’]ёлой, [ф,-п’]ёсне. \ /
Колебания^ смягчении согласных пёред согласными, разнажсте- j пень этого смягчения (мягкость, иногда полумягкость или сохранение/ твердости), его неустойчивость - все это свидетельствует о том, что: в данном явлении обнаруживается не позиционная мена согласных, обусловленная синтагматическими законами, а позиционные их изменения, вызванные возможным влиянием соседних звуков.
К позиционным изменениям принадлежат и изменения глухих аффрикат [ч’] и [ц] в звонкие [д’ж’] и [дз] и глухого фрикативного [х]в звонкий фрикативный [у] на стыке двух слов перед звонкими шумными, например: [доч’] - [дод’ж’-бы] дочь бы, [лт’ёц] -¦ [лт’ёдз-бы] отец бы, [плтух] - [плтуу-бы] потух бы. Подобные позиционные изменения, возникающие при слитном произношении двух слов, могут и не возникать, если между этими словами будет хотя бы незначительная пауза.
Наконец, позиционным изменением является оглушение сонорных согласных в конце слова после глухого шумного и в начале слова перед глухим шумным: пухл [пухл], рыхл [рыхл], пёстр [п’остр], драхм [драхм], вопль [вопл’], вепрь [в’ёпр’], рта [рта], мха [мха] и т. д. ~ ~ ~
Позиционная мена воспринимается и осознается слушающими и говорящими, так как она отражает законы функционирования фонетический системы: нарушение этих законов означает разрушение фонетической системы данного языка. Позиционные же изменения не воспри- j нимаются и не осознаются, так как они не связаны с синтагматике- скими законами фонетической системы и поэтому могут осуществляться или не осуществляться: для функционирующей фонетической системы# позиционные изменения в принципе безразличны. Характер позицион-,^ кых изменений согласных, описанных выше, вполне это подтверждает/*?

1. Сильные и слабые позиции согласных по звонкости-глухости.

Сильные и слабые позиции согласных звуков разнообразны. Различают сильные и слабые позиции согласных
по звонкости/глухости и твердости/мягкости.
Сильной позицией согласных по звонкости-глухости является та позиция, которая не оглушает и не озвончает звуки – перед гласными и сонорными, и звуками [в], [в`], а также у звонких перед звонкими, а у глухих перед глухими: подбирать [пъдбират`], слон [слон].
Слабая позиция по звонкости-глухости - в абсолютном конце слова: дуб - [дуп], зуб - [зуп], лов - [лоф], а также у глухих перед звонкими (кроме сонорных и в) и у звонких перед глухими: снег [сн`эк].
Абсолютно сильная позиция бывает у согласных при совпадении сильных по звонкости-глухости и твердости – мягкости позиций.
Абсолютно слабая позиция бывает у согласных при совпадении слабых по звонкости-глухости и твердости – мягкости позиций.

Слабые позиции по глухости / звонкости:
1) на конце слова: ко[с] от коза и коса;
2) перед шумным глухим: ло[т]ка, но ло[д]очка;
3) перед шумным звонким: [з]дать, но [с]верить.

Сильные позиции по глухости / звонкости:
1) перед гласным: [г]од, [к]от;
2) перед сонорными согласными: [c]лой, [з]лой;
3) перед [в], [в]: [т]вой, [д]вое.

2. Позиционная мена и изменения звонких и глухих согласных.

Позиционная мена для согласных звуков находит отражение в следующих звуковых законах:
1. Фонетический закон конца слова : шумный звонкий на конце слова оглушается. Такое произношение приводит в образованию омофонов: порог [ п/\ро´к] – порок [п/\ро´к]; молот [мо´лът] – молод [мо´лът]. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласных оглушаются: груздь [гру´с´т´] – грусть [гру´с´т´], подъезд [п/\дjэ´ст] – подъест [п/\дjэ´ст].
2. Закон ассимиляции согласных по звонкости и глухости. Ассимиляция - это уподобление одного звука другому. В современном русском литературном языке ассимиляция имеет регрессивный характер, то есть предыдущий звук уподобляется последующему: глухой перед звонким парным становится звонким: к деду [гд´э´ду], парный звонкий перед глухим становится глухим: ложка [ло´шкъ]. Заметим, что озвончение глухого перед звонким встречается реже, чем оглушение звонкого перед глухим. В результате ассимиляции создаются омофоны: дужка [ду´шкъ] - душка [д´шкъ], везти [в´ и э с´т´и´] – вести [ в´ и э с´т´и´].
Ассимиляция происходит:
1.На стыке морфем: сделал [з´д´э´лъл],
2.На стыке предлога со словом: с делом [з´д´э´лъм],
3.На стыке слова с частицей (постфиксом): год-то [го´ттъ],
4.На стыке знаменательных слов, произнесенных без паузы: раз пять [расп´ат´].

Все парные по мягкости смягчаются: перед гласными переднего ряда: [б´э´лый], [х´и´трый], [в´и э сна´].

Ассимиляция по месту образования

Ассимиляция зубных перед шипящими [ж], [ш], [ч´, [ш´] и заключается в полном уподоблении зубных [з] и [с]:
1. На стыке морфем: сшить [шы´т´], разжать [р/\ ЖА ´т´], счет [шо´т], с шаром [ ША ´ръм], без жара [б´ и э ЖА ´ръ];
2. Внутри корня: позже [по´ЖЪ ], езжу ,
3. Зубные [д], [т], находясь перед [ч], [ц], уподобляются последним: отчет .
4.Сокращение групп одинаковых согласных. При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога
или приставки со следующим словом, на стыке корня и суффикса сокращаются до двух: с ссылки [ссы´лк´и].

Ассимиляции согласных по мягкости-твердости. Перед мягкими согласными обычно смягчаются зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф] : [в´ и э з´д´э´], [с´н´э´ к], [гро´с´т´], [ус´п´э´х], [м´э´с´т´].
Однако ассимиляция по мягкости происходит непоследовательно. Так, зубные [з], [с], [н], [д], [т] перед мягкими зубными и [ч´], [ш´] смягчаются в корнях: [з´д´э´с´], [с´т´э´п´]; зубные перед мягкими губными могут смягчаться в корнях и на стыке приставки и корня: [с´в´э´т], [м´ и э д´в´э´т´], [из´м´а´т´]. Однако иногда в одной и той же позиции согласный может произноситься и мягко, и твердо: [в/\з´н´и´к] - [в/\зн´и´к]. Не смягчаются перед мягкими согласными заднеязычные и [л].
Поскольку ассимиляция по мягкости не имеет характера закона, можно говорить не о позиционной мене, а о позиционных изменениях согласных по мягкости.
Парные по твердости мягкие согласные могут подвергаться ассимиляции по твердости. Позиционные изменения по твердости наблюдаются на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: [с´л´э´сър´], но [с´л´ и э са´рный]. Перед губным [б] ассимиляция не происходит: [про´з´бъ].
Ассимиляции по твердости не подвергается [л´]: [н/\по´л´ный].

3. Позиционная мена согласных с нулем звука.

Другими словами - нейтрализация фонемы, представленной согласным нулем, и отсутствия фонемы. Здесь есть несколько случаев.

1.Сочетание фонем (стн) и (здн) реализуется звукосочетанием [сн], [зн]: честен - честный - че [сн] ый, звезда - звё [зн] ый.

Сравним: че[сн]ый и те[сн]ый; слышим в обоих случаях [сн], но в сильной позиции (не между [с...н]) есть различие: честен, но тесен. Значит, в словах че(стн)ый и те(сн)ый фонемосочетания (стн) и (сн) совпали по звучанию; фонема (т), реализованная в позиции между [с...н] нулем, совпала с отсутствием фонемы!
Эти чередования хорошо отражают рифмы (из стихотворений Н. А. Некрасова; рифма у поэта точная): известных - чудесных, бесстрастна - прекрасна, честный - тесный, несчастной - безгласной, самовластно- прекрасна, прелестней - песней, ненастный - ясный.
Замечания требует слово бездна. Это, собственно, не одно, а два слова. 1) Бездна - много. Слово бытовой речи: У меня бездна всяких дел. Произносится: [б’эзнъ]. Вряд ли можно говорить, что здесь фонема (д) представлена нулем согласного, так как связь с сочетанием без дна в настоящее время у этого слова бездна отсутствует.

Другое подобное же чередование: сочетание (нтк) реализуется звуком [нк]: студе[нк]а, лабора[нк]а. Такое чередование является позиционным (т. е. представлено во всех словах с фонемосочетанием (нтк)) лишь у некоторых лиц, владеющих литературным языком, преимущественно старшего поколения.

Такие слова, как стройка, строю, строй, строящийся или трамвай, трамваю, трамвайный; или свой, своя, свое... явно имеют корни, оканчивающиеся фонемой (j); она реализуется неслоговым гласным [и]. Но в словах строить, строитель, строишь; трамваи; свои никакого йота не слышно. Это потому, что фонема (j) в позиции после гласного перед [и] представлена нулем: свои - [свай] = (cBojft).

В словах могут быть сочетания двух одинаковых фонем, например(нн): ванна - [ван:ъ] = (ванна);

Такие сочетания реализуются долгими, «двойными» согласными (они не обязательно в два раза длиннее кратких, обычных [н]). Но долгие согласные возможны только между гласными, один из которых (предшествующий или последующий) является ударным. Когда же такое сочетание двух одинаковых фонем, например (нн), попадает в соседство с согласным, то вместо долгого звучит краткий: финны (с [н:]) - финский (с [н]); манная крупа - манка, тонна - двухтонка и т. д. Здесь даны примеры, где чередование
отражено в орфографии, но оно существует и там, где орфография не отмечает этого чередования: ветер в два ба[л:]а - двухбалльный (с обычным кратким [л’]). ;
Следовательно, в позиции «рядом с согласным» \ сочетание фонем типа (нн), (лл) и т.д. представлено кратким согласным; одна из фонем реализована нулем.
Нередко, говоря о позиционных чередованиях, употребляют глаголы подчеркнуто процессуальные: «ударный гласный [о] без ударения переходит в [а]», «звук [з] на конце слова превращается в [с]» и т. д. На самом деле налицо синхронные отношения, а не процессы. Правильные формулировки такие: [о] ударный в безударных позициях меняется на гласный [а]; звонкий согласный [з] чередуется с глухим согласным [с].

Позиционной меной согласных называется закономерные изменения звуков, обусловленных их позицией, то есть положением относительно других звуков и местом в слове.

Мена глухих и звонких согласных

Оглушение – шумные звонкие согласные меняются на парные глухие:

  • на конце слова: гру[б]ый – гру[п], здоро[в]ый – здоро[ф], ми[г]ом – ми[к], са[д]ы – са[т], но[ж]и – но[ш];
  • перед шумными глухими: бече[в]а – бечё[ф]ка, ло[д]очка – ло[т]ка, кру[ж]ечка – кру[ш]ка, ска[з]очка – ска[с]ка.

Озвончение – шумные глухие согласные меняются на парные звонкие:

  • перед шумными звонкими (кроме [в]): про[с"]ить – про[з"]ба, [с]тыть – [з]дать, моло[т"]тить – моло[д"]ба, [к]_лесу – [г]_берегу.

Перед [в] мены не происходит: [с]видетель – [з]вон, [с]ват – [з]вать.

Мена твёрдых и мягких согласных

Смягчение - позиционная мена твёрдых согласных на мягкие в положении перед мягким согласным: бли[н] – бли[н"]чик, же[н]ский – же[н"]щина, о[д]на – о[д"]ни, рабо[т]а – рабо[т"]ник, ка[з]на – в ка[з"]не, сви[с]т – сви[с"]теть.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ № 3 (10-11)

Тема: Принципы транскрибирования. Порядок фонетического анализа слова.

СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: знаки транскрипции, основные принципы транскрибирования, порядок разбора слова, особенности фонетического разбора слова в начальной школе.

СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: транскрибировать отдельные слова и отрывки текста с учетом действия фонетических законов, производить фонетический разбор слов на уровне ВУЗа и начальной школы, уметь объянять отличия в порядке разбора и их причины, опираясь на программу начальной школы по русскому языку.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 2 часа

план

1. Принципы транскрибирования.

2. Порядок фонетического анализа слова.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Земский, А.М., Крючков, С. Е., Светлаев, М.В. Русский язык. В 2-х ч. [Текст]: учебник. – М.: Просвещение, 1986. – ч.1., С. 3- 12.

2. Валгина, Н.С. , Розенталь, Д.Э., Фомина, М.И. Современный русский язык [Текст]: учебник / Под редакцией Валгиной Натальи Сергеевны. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: Логос, 2002, 528 с.

3. Программа для общеобразовательных учебных заведений 1-4 классы. Русский язык/ сост. ЛапшинаИ.М. и др.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Электронное пособие по русскому языку. [Текст]: пособие/ сост. Чечилова Г.З. – тема № 1.

2. Щерба, Л.В. Современный русский литературный язык. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.ruthenia.ru/apr/textes/sherba/sherba5.htm.

3. Взаимосвязь языка и культуры. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://zinki.ru/book/lingvokulturologiya/vzaimosvyaz-yazyka-i-kultury/

4. Воронцов, А.В. Русский язык в современном мире. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/russkiy-yazyk-v-sovremennom-mire

1. Законспектировать и изучить материал об основных принципах транскрипции (карточка – приложение к практическому занятию №1 «Правила транскрибции».)

2. Законспектировать §§ 61 (Земский, А.М., Крючков, С. Е., Светлаев, М.В. Русский язык. В 2-х ч. [Текст]: учебник. – М.: Просвещение, 1986. – ч.1.).

3. Перенести в рабочую тетрадь схему фонетического разбора для ВУЗа и для начальной школы, подготовить сообщение об отличиях в схеме разбора и их причинах.

Вопросы для самопроверки

1. Основные знаки транскрипции

2. Основные правила транскрибирования

3. Порядок фонетического разбора слова.

Форма контроля

Устные ответы, выполнение тестовых заданий

Тест №1

2. В каком слове произносится звук [т]?

o простите

В каком слове букв больше, чем звуков?

o праздник

o котлета

В каком слове количество звуков и букв совпадает?

В каком слове букв меньше, чем звуков?

o попугайчик

o приходишь

Тест №2

1. В каком слове произносится звук [о´]?

o колбаса

o под деревом

2. В каком слове произносится звук [с]?

o морозец

3. В каком слове произносится звук [п"]?

o наступить

o половина

o голубки

4. В каком слове произносится звук [з]?

o грузчик

o разжать

o сговориться

o мерзкий

5. В каком слове произносится звук [й"]?

o спрятаться

o дедушка

Тест №3

1. В каком слове произносится звук [а´]?

o тянучка

o счастливый

o телевизор

o удивиться

o течение

В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?

o всмятку

В каком слове твёрдый глухой шипящий согласный?

В каком слове твёрдый звонкий шипящий согласный?

o междометие

Тест №4

В каком слове все согласные мягкие?

В каком слове все согласные твёрдые?

o деревья

o дровосек

o дровяной

В каком слове все согласные глухие?

В каком слове при произношении происходит оглушение согласного?

o бабушка

В каком слове при произношении происходит озвончение согласного?

o экватор

o экзотика

o эстакада

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ

Приложение к практическому занятию №1

ФОНЕТИЧЕСКИЙ (ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ) АНАЛИЗ СЛОВА

Начальная школа

1. Запишите слово.

2. Поставьте ударение.

3. Разделите слово на слоги. Сосчитайте и запишите их количество.

4. Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.

5. Напишите справа от каждой буквы, в квадратных скобках, звук, который эта буква обозначает.

6. Опишите звуки:

o Гласный, ударный или безударный.

o Согласный, глухой или звонкий, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.

7. Сосчитайте и запишите количество звуков.

8. Иногда требуется объяснить особенности правописания (орфографические правила).

Примеры

Порядок разбора (для ВУЗов)

1. Запиши слово, обозначая деление на слоги, сосчитай количество слогов.

2. Определи ударный слог, поставь ударение.

3. Запиши слово в столбик буквами и транскрипцией. Обрати внимание на соотношение букв и звуков. Подсчитай количество букв и звуков. Запиши эти данные.

4. Дай характеристику звукам: гласным и согласным.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ № 4 (14)

тема: Особенности произношения гласных и согласных звуков в русском литературном языке.

СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: нормы орфоэпии по отношению к гласным и согласным звукам; влияние фонетических законов на их произношение.

СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: правильно произносить млова и связные тексты на русском языке; соблюдать орфоэпические нормы; пользоваться орфоэпическим словарем.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 1 час

план

1. Особенности произношения гласных звуков в русском литературном языке.

2. Особенности произношения согласных звуков в русском литературном языке.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Земский, А.М., Крючков, С. Е., Светлаев, М.В. Русский язык. В 2-х ч. [Текст]: учебник. – М.: Просвещение, 1986. – ч.1.

2. Электронное пособие по русскому языку. [Текст]: пособие/ сост. Чечилова Г.З. – тема № 1.

3. Орфоэпический словарь русского языка / под. ред Аванесова А. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://dazor.info/lingvistika/avanesov-pdf-a.htm

4. Словарь трудностей русского языка / под ред. Розенталя Д. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://dazor.narod.ru/russkie/slovari/trudnostej/slovar-trudnostej_0001.htm

Позиционная мена согласных связана со следующими отношениями:

1. Глухих-звонких шумных в положении перед шумными, т.е. перед глухими шумными звонкие шумные позиционно меняются на глухие (л а [ф к] а, л о [ш к] а), а глухие шумные перед звонкими - на звонкие ([зд"] е л а т ь, о [дг] а д а т ь).

В результате позиционной мены образуется перекрещивающийся тип пози­ционно меняющихся глухих-звонких согласных:

п − б п " − б " ф − в ф " − в "

т − д т " − д " с − з с " − з "

ш − ж ш " − ж " к − г к " − г "

(т.е. перед согласными выступают глухие и звонкие (П - Б), а в других позициях или только глухие (П), или только звонкие (Б)).

2. Твердых-мягких согласных перед [е], т.е. если с гласными [а], [о], [у] соче­таются как твердые, так и мягкие согласные ([м о л] - [м" о л] и т.д.), то в сочета­нии с [е], как правило, выступают только мягкие согласные (ф. по[ра] - [за[р" а], но по[р" е] - [за[р" е]).

В результате такой позиционной мены образуется также перекрещивающий­ся тип позиционно меняющихся твердых-мягких согласных:

п−п" б−б" ф−ф" в−в"

м−м" т−т" д−д" с−с"

з−з" н−н" л−л" р−р"

(т.е. в позициях перед [а], [о], [у] выступают как твердые, так и мягкие со­гласные (т - т" и т.д.), а в позиции перед [е] - только мягкие ([т"] и т.д.).

Однако синтагматический закон в современном русском языке здесь дейст­вует ограниченно:

1) перед [е] выступают твердые шипящие [ш], [ж] и аффриката [ц] (ш[э]сть, ж[э]сть, ц[э]лый);

2) перед [е] выступают твердые согласные в заимствованных словах и аббре­виатурах ([купэ], [мэр], [вэф] и др.).

Позиционные изменения согласных связаны со следующими соотношения­ми:

1. Твердых - мягких согласных при их сочетаемости в потоке речи, т.е. твер­дые согласные, попадая в положение перед следующим мягким, произносятся мягко . Это наблюдается:

1) при произношении зубных перед мягкими зубными, а также перед [ч"], [ш"]: [с"н"]е г, ба[н"т"]ик, пу[т"н"]ик, [з"д"]елать, [с" - т"]еми, и[с"- с"]ебя и др.;

2) при произношении зубных перед мягкими губными: вё[т"в"]и, [д"в"]е, [с"м"]ерить, и[з"б"]ить, [с"-в"]едром и т.д.;

3) при произношении губных перед мягкими губными: га[м"м"]е, су[м"м"]е, [в"в"]ёл, [в"м"]есте и др.

2. Глухих аффрикат [ч"], [ц] и глухого фрикативного [х] перед звонкими шумными на стыке двух слов при слитном произношении звуков, т.е. [ч"] изменя­ется в звонкие [д"ж"]: [доч"] - [дод"ж-бы"], [ц] изменяется в звонкие [дз]: [^т"ец] - [^т"едз-бы], [х] изменяется в звонкий фрикативный [γ]: [п^тух] - [п^туγ-бы].

3. Сонорных согласных после глухих шумных в конце слова и сонорных согласных перед глухими шумными в начале слова, сонорные согласные в этих позициях оглушаются : пухл [пухл], пёстр [п"остр], рта [р m а], мха [мxа].

§ 3. Позиционная мена и позиционные изменения гласных

Позиционная мена гласных зависит от их ударного и безударного положений.

Гласные звуки русского языка, выступающие под ударением и в остальных безударных слогах.

В результате такой позиционной мены образуется параллельно перекрещивающийся тип позиционно меняющихся ударных и безударных глас­ных, когда одни гласные в разных позициях сохраняют свое качество, а другие, не различаясь в одной позиции (под ударением), заменяются гласным другого качества в иных позициях.

Позиционные изменения гласных связаны с воздействием на них соседних предшествующих и последующих твердых и мягких согласных. Это воздействие наиболее ярко обнаруживается, когда гласные находятся в ударном слоге.

По отношению к соседним твердым и мягким согласным гласные под ударением могут быть в восьми позициях . Если любой согласный условно обозначить буквой t, а гласный - буквой а, то различные позиции ударного гласного можно представить в виде следующих формул:

Слогоделение

Слогоделение это реальная или потенциальная граница между слогами. Сло г отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними предшествующим и последующим. Слог , начинающийся неслоговым звуком, называется прикрытым :

[дом], [д^ска],[ jула].

Сло г, начинающийся слоговым звуком, называется неприкрытым :

[а - ист], [ он]

Слог , оканчивающийся неслоговым звуком, называется закрытым :

[ пол ], [ кран ], [ краи ]

Слог, оканчивающийся слоговым звуком, называется открытым :

[д^-рогъ], [стр^-на]

Слоговая граница, т.е. деление на слоги, происходит рядом со звуком наи­меньшей звучности.

Звучность - это слышимость звука на расстоянии. Наиболее звучными явля­ются гласные, а из согласных - сонорные.

Звучность можно обозначить цифрами:

4 звучность гласных;

3 звучность сонорных;

2 звучность звонких шумных,

1 звучность глухих шумных.

Слогоделение может быть представлено следующим образом:

[р^|сла], [ ку | пл"у]

Позиционная мена – это такая взаимная мена фонологически значимых единиц, которая определяется действующими в данном языке синтагматическими законами дистрибуции этих единиц. Синтагматические законы разрешают или не разрешают ту или иную сочетаемость или то или иное распределение фонем на синтагматической оси: в определенных позициях одни фонемы и их сочетания разрешены этими законами, а другие – не разрешены; в одних позициях могут выступать какие-либо определенные фонологически значимые единицы, а другие не могут. Так, например, в русском литературном языке действует синтагматический закон , который запрещает звонким шумным выступать в позиции перед глухими шумными и наоборот – запрещает глухим шумным выступать в позиции перед звонкими шумными; звонкие шумные запрещены и в абсолютном конце слова. Следовательно, если в позиции перед гласными, или, другими словами, в сочетании с последующим гласным, могут равно выступать звонкие и глухие шумные, то в позиции перед глухими шумными могут быть только глухие, а перед звонкими – только звонкие; в абсолютном конце слова могут быть только глухие шумные. Например: [кружок] - [пушок] и [кружка] - [пушка], [несу] - [везу] и [нести] - [вести], [пруда] - [прута] и [прут] и.д.т. Когда подобный закон обнаруживает свое действие в звуком составе разных форм одного слова или в разных образованиях от одного корня, позиционная мена выявляется наиболее ярко, но этот закон обнаруживает свое действия и вне таких образований, так как в русском языке может быть только такое распределение глухих и звонких шумных согласных на синтагматической оси.

В речевом потоке (т.е. на синтагматической оси фонологической системы) фонемы попадают в разные позиции, которые могут быть сильными и слабыми. Сильными позициями называются такие, в которых фонемы максимально различаются, т.е. в наибольшей мере способны различать слова и формы слов. Слабыми позициями называются такие, в которых фонемы полностью или частично перестают противопоставляться по разным признакам и, следовательно, их смыслоразличительная функция ослабевает или совсем исчезает. Рассмотрим сильные и слабые позиции для гласных и согласных фонем.

Гласные фонемы.

Сильная позиция – положение под ударением, именно под ударением различаются те 5 фонем, которые ранее были охарактеризованы по их конститутивным и дифференциальным признакам: гласные фонемы <и>, <у>, <э>, <о>, <а>, выступая в позиции под ударением и противопоставляясь друг другу, различают слова и формы русского языка. Например, д<а>л – д<о>л - д<у>л; в<е>с – вۥ<о>с – вۥ<и>с и т.д.



Слабые позиции – позиции без ударения, в них происходит позиционная мена фонем и различается меньшее количество фонологически значимых единиц. При этом гласные фонемы первого предударного слога и остальных безударных слогов характеризуется разным составом аллофонов.

фонема звук примеры звук
‹а› Λ сΛды́, мΛла́ Ъ па́лъчикъ, шъгΛмۥэ́р
’‹а› И э ч’и э сы, ¯ш’и э вۥэлۥ Ь пۥьтΛчо́к, вы́глۥьнул
‹о› Λ вΛда́, кΛса́ Ъ вы́къвътۥ, вълΛкно́
‹э› Ы э (э) ы э та́ж, ы э гза́мۥьн Ъ шъпΛто́к, кры́шъчкъ
’‹э› И э вۥи э сна́ Ь лۥьдۥи э но́ǐ, за́рۥвъ
После ж, ш, ц ‹э› Ы э жы э на́, цы э на́ шы э пта́л
‹у› У тупۥи́к, убра́тۥ У путۥи э во́ǐ
’‹у› У бۥуро́, чۥуло́к У бۥурΛкра́т, дۥа́дۥушкъ
(’) ‹и› → и, игла́, бۥилۥэ́т И инжы э нۥэ́р, ма́кۥи
→ ы дымо́к, жывоǐ Ы бытΛво́ǐ, жывΛпۥисۥьц


Согласные фонемы .

По звонкости – глухости (сильные позиции):

1) перед гласными (дом – том, кость - гость);

2) перед сонорными согласными (слой - злой);

3) перед [j] (съ ј езд – раз ј ъезд);

4) перед [в] (свой – взвой)

По звонкости – глухости (слабые позиции):

1) абсолютный конец слова (са[т], гро[п]);

2) перед шумными согласными (ска[с]ка – пля[с]ка, тра[ф]ка - ста[ф]ка);

По твердости – мягкости (сильные позиции):

1) перед гласным непереднего ряда (мать - мять);

2) в конце слова (граб - грабь)

По твердости – мягкости (слабые позиции):

1) перед гласными переднего ряда ([сۥ]ено – ру[кۥ]е, [пۥ]ена);

2) перед шумными согласными (ко[ф]ту – ко[ф]те, ла[м]па – ла[м]пе,)