Праздник жизни молодости годы. Анализ стихотворения некрасова праздник жизни молодости годы
Анализ стихотворения Н. Некрасова «Праздник жизни - молодости годы»
В стихотворении «Праздник жизни - молодости годы» Н.А. Некрасов поднимает тему собственной жизни и творчества. Он пишет, что моло дость он «убил под тяжестью труда». Это автобиографические строки, как и само стихотворение в целом. Далее Некрасов дает оценку собственным стихам
Все ж они не хуже плоской прозы
И волнуют мягкие сердца,
Как внезапно хлынувшие слезы
С огорченного лица.
По мнению поэта, его стихи вряд ли останутся в народной памяти. Автор отмечает это без сожаленья, так как в своей поэзии он был откровенен. Некрасов также критически отмечает особенность своей лирики - «суровый, неуклюжий стих». В конце стихотворения он пишет, что назначение своего творчества видел в проклинании злодея и глупца и в на деление беззащитного «венком терновым».
Как и вся лирика поэта, стихотворение «Праздник жизни - молодости годы» богато изобразительно-выразительными средствами. Некрасов ис пользует эпитеты: мягкие сердца, сдержанные муки, суровый стих и др. Стихотворение наполнено яркими метафорами: тяжесть труда, баловень свободы, праздник жизни - молодости годы. Есть и олицетворение: звуки подойдут. Анафора в четвертом и пятом четверостишье: нет в тебе поэзии свободной (...) нет в тебе творящего искусства; инверсированные оборо ты: памяти народной, венком терновым. В целом, в стихотворении преоб ладает прямой порядок слов.
Стихотворение «Праздник жизни - молодости годы» являет собой шeдевр некрасовской поэзии. Мне очень запомнилось это стихотворение и я постараюсь выучить его наизусть.
ПРАЗДНИК ЖИЗНИ - МОЛОДОСТИ ГОДЫ… - стихотворение Некрасов Н.А.
Если долго сдержанные муки,
Накипев, под сердце подойдут,
Я пишу: рифмованные звуки
Нарушают мой обычный труд.
И волнуют мягкие сердца,
Как внезапно хлынувшие слезы
С огорченного лица.
Уцелело что-нибудь из них…
Нет в тебе поэзии свободной,
Мой суровый, неуклюжий стих!
Нет в тебе творящего искусства…
Но кипит в тебе живая кровь,
Догорая, теплится любовь, -
Что клеймит злодея и глупца
И венком терновым наделяет
Беззащитного певца… 1
1 Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 102–103.
Впервые опубликовано: С, 1856, № 8 (ценз. разр. - 31 июля 1856 г.), с. 206, под заглавием: «Сознание», с датой: «1855» и подписью: «Н. Некрасов».
В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856, с заглавием: «Сознание» и посвящением: «(Николаю Боткину)». Перепечатывалось (без заглавия и посвящения) в 1-й части всех последующих прижизненных изданий «Стихотворений».
Черновой автограф с датой: «11 марта » - ИРЛИ, 21 195; подробное описание этого автографа: Степанов Н. Л. Как писал стихи Некрасов. - Лит. учеба, 1933, № 3–4, с. 73. Беловой автограф с датой: «1855» - ГБЛ (Солд. тетр. л. 3–3 об.); факсимиле начала этого автографа - ЛН, т. 53–54. М. 1949, с. 499. Беловой автограф (карандашом, относящийся, видимо, к 1856 г.) - ИРЛИ, P. I, оп. 20, № 142, л. 1–2 об. Все три автографа - с заглавием: «Сознание».
В Р. б-ке неверно датировано: «1854». Правильная дата: «1855» - в С и Ст 1879. Было написано (в черновом варианте) 11 марта 1855 г. доработано (как показывает наличие автографа в Солд. тетр.) до 7 июня 1855 г.
В черновом автографе концовка была другая: слово «любовь» осмыслялось в личном плане (см. в разделе «Другие редакции п варианты», с. 538, вм. 21–24, вариант б.). Переделка резко усилила социальное звучание концовки и всего стихотворения. Сторонник «чистого искусства» В. П. Боткин, выражая неудовольствие этой переделкой, писал Тургеневу 5 августа 1855 г. «Представь себе, Некрасов последнюю строфу своего прекрасного стихотворения „К своим стихам“, с которого я взял у тебя список, - переменил. Вышла дидактика, к которой он стал так склоняться теперь. Я разумею последнюю строфу, начинающуюся: „Та любовь etc“». (Боткин В. П. Тургенев. И. С. Неизданная переписка. М.-Л. 1930, с. 69).
Николай Петрович Боткин (1813–1869), которому стихотворение было посвящено в Ст 1856, - брат В. П. Боткина, путешественник.
Придавая стихотворению «Праздник жизни…» принципиальное значение, Некрасов в 1855 г. (как показывает Солд. тетр.) предполагал поместить его в начале сборника своих «Стихотворений».
Нет в тебе поэзии свободной, Мой суровый, неуклюжий стих! - По поводу этих стихов Чернышевский писал Некрасову 24 сентября 1856 г. «…я с этим не согласен. Свобода поэзии не в том, чтобы писать именно пустяки а в том, чтобы не стеснять своего дарования произвольными претензиями и писать о том, к чему лежит душа». Исходя из такого понимания свободы творчества, Чернышевский утверждал, что талант Некрасова вполне «свободен» (Чернышевский, т. XIV, с. 314). Некрасов согласился с этим замечанием: 31 марта/12 апреля 1857 г. он писал Л. Н. Толстому о своем творческом процессе: «…мысль, побуждение, свободно возникавшее, неотвязно преследуя, наконец заставляло меня писать. В этом отношении я, может быть, более верен свободному творчеству, чем многие другие».
слушать, скачать аудио стихотворение
ПРАЗДНИК ЖИЗНИ - МОЛОДОСТИ ГОДЫ… Некрасов Н.А.
к общему сожалению, пока аудио нет
анализ, сочинение или реферат о стихотворении
ПРАЗДНИК ЖИЗНИ - МОЛОДОСТИ ГОДЫ…:
Некрасов Николай (1821-1878)
Праздник жизни – молодости годы.
Я убил под тяжестью труда
И поэтом, баловнем свободы,
Другом лени - не был никогда.
Если долго сдержанные муки,
Накипев, под сердце подойдут,
Я пишу: рифмованные звуки
Нарушают мой обычный труд.
Всё ж они не хуже плоской прозы
И волнуют мягкие сердца,
Как внезапно хлынувшие слезы
С огорченного лица.
Но не льщусь, чтоб в памяти народной
Уцелело что-нибудь из них.
Нет в тебе поэзии свободной,
Мой суровый, неуклюжий стих 1 !
Но кипит в тебе живая кровь,
Торжествует мстительное чувство,
Догорая, теплится любовь,-
Та любовь, что добрых прославляет,
Что клеймит злодея и глупца
И венком терновым наделяет
Беззащитного певца.
Одно из программных стихотворений Некрасова, в котором полемически переосмыслены устойчивые формулы поэзии пушкинской поры («И поэтом, баловнем свободы, Другом лени - не был никогда. ») и в то же время сохранена преемственная связь с гражданской поэзией декабристов («Нет в тебе творящего искусства. Но кипит в тебе живая кровь, Торжествует мстительное чувство, Догорая, теплится любовь. »). Мотив «любви-ненависти», заостренный в окончательной редакции, вызвал критику В. П. Боткина. Назвав стихотворение прекрасным, он осудил последнюю строфу: «Вышла дидактика, к которой он стал так склоняться теперь. Я разумею последнюю строфу, начинающуюся: «Та любовь etc.».
1.
Нет в тебе поэзии свободной, Мой суровый, неуклюжий стих!
- По поводу этих стихов Чернышевский в письме к Некрасову от 24 сентября 1856 г. заметил: «. я с этим не согласен. Свобода поэзии не в том, чтобы писать именно пустяки [. ] а в том, чтобы не стеснять своего дарования произвольными претензиями и писать о том, к чему лежит душа». Тем самым, по мнению Чернышевского, талант Некрасова вполне «свободен». Некрасов принял это суждение и в письме к Л. Н. Толстому от 31 марта (12 апреля) 1857 г. писал: «. мысль, побуждение, свободно возникавшее, неотвязно преследуя, наконец заставляло меня писать. В этом отношении я, может быть, более верен свободному творчеству, чем многие другие».
Николай Некрасов - Праздник жизни - молодости годы
Праздник жизни - молодости годы -
Я убил под тяжестью труда
И поэтом, баловнем свободы,
№ 4 Другом лени - не был никогда.
Если долго сдержанные муки,
Накипев, под сердце подойдут,
Я пишу: рифмованные звуки
№ 8 Нарушают мой обычный труд.
Все ж они не хуже плоской прозы
И волнуют мягкие сердца,
Как внезапно хлынувшие слезы
№ 12 С огорченного лица.
Но не льстясь, чтоб в памяти народной
Уцелело что-нибудь из них.
Нет в тебе поэзии свободной,
№ 16 Мой суровый, неуклюжий стих!
Нет в тебе творящего искусства.
Но кипит в тебе живая кровь,
Торжествует мстительное чувство,
№ 20 Догорая, теплится любовь, -
Та любовь, что добрых прославляет,
Что клеймит злодея и глупца
И венком терновым наделяет
№ 24 Беззащитного певца.
Prazdnik zhizni - molodosti gody -
Ya ubil pod tyazhestyu truda
I poetom, balovnem svobody,
Drugom leni - ne byl nikogda.
Yesli dolgo sderzhannye muki,
Nakipev, pod serdtse podoydut,
Ya pishu: rifmovannye zvuki
Narushayut moy obychny trud.
Vse zh oni ne khuzhe ploskoy prozy
I volnuyut myagkiye serdtsa,
Kak vnezapno khlynuvshiye slezy
S ogorchennogo litsa.
No ne lstyas, chtob v pamyati narodnoy
Utselelo chto-nibud iz nikh.
Net v tebe poezii svobodnoy,
Moy surovy, neuklyuzhy stikh!
Net v tebe tvoryashchego iskusstva.
No kipit v tebe zhivaya krov,
Torzhestvuyet mstitelnoye chuvstvo,
Dogoraya, teplitsya lyubov, -
Ta lyubov, chto dobrykh proslavlyayet,
Chto kleymit zlodeya i gluptsa
I venkom ternovym nadelyayet
Bezzashchitnogo pevtsa.
Ghfplybr ;bpyb - vjkjljcnb ujls -
Z e,bk gjl nz;tcnm/ nhelf
B gjnjv. fkjdytv cdj,jls,
Lheujv ktyb - yt ,sk ybrjulf/
Tckb ljkuj clth;fyyst verb,
Yfrbgtd, gjl cthlwt gjljqlen,
Z gbie: hbavjdfyyst pderb
Yfheif/n vjq j,sxysq nhel/
Dct ; jyb yt а в том, чтобы не стеснять своего дарования произвольными претензиями и писать о том, к чему лежит душа». Тем самым, по мнению Чернышевского, талант Некрасова вполне «свободен». Некрасов принял это суждение и в письме к Л. Н. Толстому от 31 марта (12 апреля) 1857 г. писал: «...мысль, побуждение, свободно возникавшее, неотвязно преследуя, наконец заставляло меня писать. В этом отношении я, может быть, более верен свободному творчеству, чем многие другие»."">1 ! Нет в тебе творящего искусства... Но кипит в тебе живая кровь, Торжествует мстительное чувство, Догорая, теплится любовь,- Та любовь, что добрых прославляет, Что клеймит злодея и глупца И венком терновым наделяет Беззащитного певца...
Notes: Одно из программных стихотворений Некрасова , в котором полемически переосмыслены устойчивые формулы поэзии пушкинской поры («И поэтом, баловнем свободы, Другом лени - не был никогда...») и в то же время сохранена преемственная связь с гражданской поэзией декабристов («Нет в тебе творящего искусства... Но кипит в тебе живая кровь, Торжествует мстительное чувство, Догорая, теплится любовь...»). Мотив «любви-ненависти», заостренный в окончательной редакции, вызвал критику В. П. Боткина. Назвав стихотворение прекрасным, он осудил последнюю строфу: «Вышла дидактика, к которой он стал так склоняться теперь. Я разумею последнюю строфу, начинающуюся: «Та любовь etc.». 1. Нет в тебе поэзии свободной, Мой суровый, неуклюжий стих! - По поводу этих стихов Чернышевский в письме к Некрасову от 24 сентября 1856 г. заметил: «...я с этим не согласен. Свобода поэзии не в том, чтобы писать именно пустяки [...] а в том, чтобы не стеснять своего дарования произвольными претензиями и писать о том, к чему лежит душа». Тем самым, по мнению Чернышевского, талант Некрасова вполне «свободен». Некрасов принял это суждение и в письме к Л. Н. Толстому от 31 марта (12 апреля) 1857 г. писал: «...мысль, побуждение, свободно возникавшее, неотвязно преследуя, наконец заставляло меня писать. В этом отношении я, может быть, более верен свободному творчеству, чем многие другие».
Праздник жизни – молодости годы –
Я убил под тяжестью труда
И поэтом, баловнем свободы,
Другом лени не был никогда.
Если долго сдержанные муки,
Накипев, под сердце подойдут,
Я пишу: рифмованные звуки
Нарушают мой обычный труд.
Всё ж они не хуже плоской прозы
И волнуют мягкие сердца,
Как внезапно хлынувшие слезы
С огорченного лица.
Но не льщусь, чтоб в памяти народной
Уцелело что-нибудь из них…
Нет в тебе поэзии свободной,
Мой суровый, неуклюжий стих!
Нет в тебе творящего искусства…
Но кипит в тебе живая кровь.
Торжествует мстительное чувство,
Догорая, теплится любовь,-
Та любовь, что добрых прославляет,
Что клеймит злодея и глупца
И венком терновым наделяет
Беззащитного певца…
Весна 1855 г.
Анализ стихотворения Н.А. Некрасова
«Праздник жизни – молодости годы…»
1855 г.
Не описать в нескольких строках тяжести, выпавшей на долю поэта. Наблюдение за страданиями матери, живущей с деспотичным отцом. Встреча с бурлаками на Волге, потрясение от ужасающего вида подневольных крестьян, впряженных в кожаные лямки, их стон, что «у нас песней зовётся». Голодная, нищенская жизнь будущего поэта в Петербурге, лишённого отеческого благословения за нарушение его воли поступать в военную школу.
Некрасов обрёк себя на долгий, трудный путь к признанию его как поэта, нелёгкие повседневные заботы о существовании журнала «Современник» и постоянную душевную боль за униженное положение русского народа. «Я лиру посвятил народу своему», - скажет поэт позднее.
Поэзия Н.А. Некрасова узнаваема. В ней нет ярких красок, беспечного и беззаботного любования красотою жизни и природы. Наоборот. Это всегда тяжёлое раздумье, строгое аналитическое созерцание движущейся рядом жизни, извечные мотивы дороги и длинного пути. Счастье возможно, но только тогда, когда «счастлив народ». А у народа, увы, всё лишь впереди. «Увижу ли?» - мечтает поэт.
Весна 1855 года. Далеко до подведения итогов творчества, скорее – середина его. Но уже вот они – эти рассуждения – чёткое осознание своего трудного пути.
Праздник жизни –молодости годы –
Я убил под тяжестью труда
И поэтом, баловнем свободы,
Другом лени - не был никогда.
Поэт прекрасно понимает, что молодость – праздник жизни – прошёл мимо него. Праздник – это радость, счастье, веселье. Значит, молодость радостной не была. Безмятежной свободы не было и для написания стихотворений. Стихи появлялись, когда переполнялась страданиями душа. И только тогда останавливался повседневный труд.
Но поэт не льстит себя надеждой, что его стихи сохранятся в памяти народной из-за их суровости и неуклюжести, отсутствия показной лёгкости восприятия.
Некрасов не приверженец «чистого искусства», в его поэзии «кипит живая кровь» мыслящего гражданина, «торжествует мстительное чувство» несломленного трудностями патриота, «догорая, теплится любовь». Любовь, которая возвышает и прославляет добрых, клеймит злодеев и глупцов, наделяет терновым венком беззащитного певца.