Биографии Характеристики Анализ

Предприимчивость в профессиональном бизнесе рассматривается как. Хэмминг

Все люди хотят получать больше, чем имеют. Недаром в народе бытует поговорка "Лучшее - враг хорошего". Некоторым людям приходится а кто-то получает все. Почему так происходит и что значит предприимчивый человек?

Значение слова по словарю

Словарь Ожегова рассматривает значение слова "предприимчивый" как:

  • человек, умеющий принять волевое решение в любой ситуации.
  • всегда находит нужный момент для действия.
  • обладает находчивостью и природной практичностью.
  • делец.

Качество личности

Предприимчивый человек - это пышущий энергией индивид, который может сделать все для достижения своей цели. Из любой ситуации способен найти положительный выход. Любую историю жизни способен повернуть в сторону, максимально выгодную для себя. Отличается особенной изобретательностью, которая помогает ему избежать рисков. Не боится пробовать новое, стремится к лучшему с неуемной энергией. Предприимчивый человек это:

  • убеждающий;
  • планирующий;
  • развивающийся;
  • целеустремленный;
  • пребывающий в постоянном поиске возможностей;
  • налаживающий контакты с людьми.

Богатство - удел предприимчивых

Тот, кто не боится перемен и идет напролом, получает все. Предприимчивый человек это понимает лучше других, поэтому он считает, что богатство - это естественная форма существования человека. в бедности, когда можно предпринять действие и получить желаемое. Визитная карточка, которой бравирует предприимчивый человек, - это новинки, идеи и деловая хватка.

Можно ли развить такое полезное качество личности?

Наглядным примером, почему нельзя развить предприимчивость, выступает эксперимент с крысами. Если грызунов поместить в конструкцию, поделенную на две части, одна из которых - рай для крысы, а вторая - ад. В первом помещении есть все для счастливого существования: приятная атмосфера, много вкусной еды и никакой опасности. В импровизированном крысином аду не может понравиться ни одному представителю семейства грызунов: там неприятный запах, опасные ловушки и возможная опасность в виде смерти. Естественно, сначала все представители эксперимента вдоволь наслаждались райской жизнью. Но со временем каждый из них стремился попасть во вторую половину помещения из чистого любопытства. Показательный момент заключается в том, что большинство крыс, поняв опасность ловушек, стремились вернуться в зону комфорта. Лишь 10-20 процентов крыс исследовали новый объект снова и снова, натыкаясь на опасность, но не отступая.

В статье, я расскажу тебе о качестве, которое отличает успешных личностей от неудачников (лузеров).

Для того, чтобы достигнуть успеха в чем-то = нужно пробовать.

Если ты не пробуешь — ты в принципе не можешь ничего достичь. Насколько же это простые и логичные вещи… но, я уже давно заметил, что самые простые вещи — самые сложные для понимания.

Я знаю много умных людей. Которые имеют массу полезных знаний. Но, фишка в том, что УМ = НЕ РАВНО УСПЕХ! Должна быть предприимчивость! То, что заставляет тебя БРАТЬ и ДЕЙСТВОВАТЬ!

Без этого (без предприимчивости) = знания не имеют смысла.

Что толку от знаний, когда ты их не применяешь? Знания = это здорово, кто владеет знаниями (информацией) тот владеет миром, факт, но без предприимчивости = толку от них, как от козла молока…

Вот тебе формула: ЗНАНИЯ + ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ = ЭФФЕКТ. Никак иначе. Никак. Если ты в конечном итоге, не пробуешь (не действуешь) — ты как был нулем, так и остаешься нулем. Точка.

Ты в принципе не можешь достичь чего-то (успеха в какой-то сфере) не попробовав. Пойми это)).

Мой 1 тебе совет: лучше попробовать и ошибиться = чем не попробовать вообще. Знаешь почему?

Потому что попробовав = ты сразу же начнешь развивать свою предприимчивость, ты начал, пойми, начал, ты сделал первый шаг, ты красава (абсолютное большинство людей даже этого не могут) = и даже если у тебя не получилось (не достиг желаемого, успеха) = ты получаешь бесценный опыт, который будет тебя развивать и в целом делать лучше, и в конечном итоге, ты все же достигнешь желаемого (успеха). Потому что ты пробуешь, ты делаешь, ты действуешь. Ты активен, ты не пассивен. Понимаешь?

Мой 2 тебе совет: очень часто САМ ПРОЦЕСС = важнее результата. Возьми это на вооружение.

Как прокачивать предприимчивость?

С*ка! Просто брать и качать! Предпринимать. Действовать. А не тупить, чё-то там размышлять до бесконечности, сомневаться, накручивать себя, придумывать отмазки и т.д. и т.п.

Хватит пи*деть и думать. Бери и делай. Самые простые вещи = самые сложные для понимания…

  • Как накачать мышцы? => Брать и качать мышцы.
  • Как похудеть? => Брать и худеть.
  • Как начать бегать по утрам? => Берешь и начинаешь бегать по утрам.
  • Как выучить иностранный язык? => Берешь и начинаешь учить нужный тебе язык.
  • Как научиться знакомиться с девушками? => Берешь и знакомишься с девушками.
  • Как развить в себе предприимчивость? => Берешь и развиваешь.
  • и т.д. прокачать можно все что угодно, было бы желание и тогда все будет.

Основная проблема в том, что люди не делают. А пи*дят пи*дят и ещё раз пи*дят. А было бы не плохо похудеть к лету. А было бы не плохо накачать мышцы. А было бы не плохо знать иностранный язык. А было бы не плохо познакомиться с той вон или той он девушкой и т.д. и т.п.

И давай отмазы, НО: у меня много работы, учебы. НО: у меня много дел, забот. НО: у меня нет времени. НО: у меня нет денег на абонемент. НО, НО НО. Это я описываю поведение неудачников (лузеров), которые не могут даже выйти из зоны своего комфорта. Поэтому и сидят в клетке, ни хрена не делая.

Запомни: одно из отличий победителя от лузера, заключается в том, что победители постоянно выходят из зоны своего комфорта, а лузеры (неудачники) — нет.

Если ты хочешь накачать мышцы = но ничего не предпринимаешь для этого, ты в принципе не сможешь их накачать. Если ты не начинаешь учить ин.язык = ты в принципе не сможешь его выучить. И т.д.

Для того, чтобы ПОБЕЖДАТЬ (достигать успеха) = нужно ДЕЙСТВОВАТЬ! Точка. Если ты бесконечно сомневаешься, сделать или не сделать, бесконечно думаешь, придумываешь отмазы, тупишь, размышляешь, накручиваешь себя = ты ПРОИГРЫВАЕШЬ. Ты ЛУЗЕР (неудачник).

Можешь ещё прочесть и эту статью: На этом все. Успехов тебе!

С уважением, администратор.

Приметой нового мышления является обращение к личности человека, признание ее суверенности и ценности, установление приоритетов при рассмотрении любых социальных и производственных процессов.

Предприимчивость является одной из важнейших черт делового человека. Специалисты, говоря о предприимчивости как о сложном, многомерном явлении хозяйственной жизни, выделяют ряд основных ее признаков:

  • 1) самостоятельность и нестандартность поведения хозяйствующих субъектов;
  • 2) новаторство и новизна в достижении целей с опорой на собственную инициативу;
  • 3) деловитость и практичность;
  • 4) смелость и изобретательность;
  • 5) состязательность и небоязнь хозяйственного риска;
  • 6) ориентация на достижение наивысших результатов, эффективное использование ресурсов.

Предпринимать, осуществлять какие-либо кардинальные хозяйственные мероприятия, связанные с хозяйственным риском, может лишь собственник средств производства, субъект хозяйствования, выполняющий функции владения, распоряжения и использования.

Иначе говоря, во всех без исключения общественно-экономических формациях хозяйственная предприимчивость является функцией собственника или владельца.

Сегодня деловой мир испытывает нехватку предприимчивых новаторов. Следует различать понятия творчества и новаторства.

Упрощенно можно сказать, что творчество означает выдумывать новые вещи, а новаторство -- делать новые вещи. Плодотворная новая идея может годами не использоваться не потому, что не признаются ее достоинства, а потому, что никто не взял на себя ответственность за ее воплощение. Пока идея не используется, она бесполезна.

Доказательством ее ценности служит только претворение ее в жизнь.

Поскольку предпринимательство есть институт, призванный «делать дело», творчество без ориентации на последовательно результативные действия представляется здесь несостоятельной формой поведения, в каком-то смысле безответственностью.

М. Вудкок и Д. Фрэнсис выявили семь главных факторов, которые ограничивают или сводят на нет творческие и новаторские способности предпринимателя: предприниматель имидж организаторский бизнесмен

  • 1) человеческая лень. Творчество требует времени и усилий. Чтобы посвятить время творческим усилиям, нужна дисциплина, а зачастую требуется и преодолеть скуку. В творческих задачах часто встречаются подлинные трудности и почти нерешаемые проблемы, но если не поддаваться лени, то можно испытать и освоить различные ступени творчества;
  • 2) устоявшиеся привычки. У всех людей вырабатываются стереотипы в движениях, работе, манере и мышлении, но привычки могут стать врагами творчества. Необходимость изучить устоявшиеся привычки, и здесь очень полезным средством может быть вопрос «Почему?»;
  • 3) излишняя напряженность. В своих творческих усилиях мы часто сталкиваемся с чувством неуверенности и смущения. Люди, находящиеся в напряженном состоянии, стараются держаться каких-либо хорошо известных им правил и норм, и в результате их силы и энергия используется не полностью;
  • 4) ослабленная целеустремленность. Говорят, что ни одно из значительных свершений не имело бы места, не будь осознанного стремления к переменам. Творческие деяния питаются желанием стать другим. Стремление к новому может возникнуть под влиянием внешних причин;
  • 5) недостаточные возможности. Многие исторические открытия были сделаны людьми, которые не могли нормально прожить свою жизнь из-за болезни, заключения в тюрьму, временной потери репутации. Для большинства людей нормально жить означает наполнять свою жизнь обыденными делами, поглощающими большую часть их времени и сил; в их жизни редко встречаются возможности для нововведений;
  • 6) излишняя серьезность. Чтобы выразить себя в творчестве, часто необходимо «поиграть» с идеями; иногда искомое решение находится среди самых эксцентрических и немыслимых предложений. Нехватка игровой установки затрудняет также общение с окружающими;
  • 7) плохая методология. Ослабляет творческие усилия нехватка подходящего или эффективного метода решения проблем. Творческий процесс можно изучить и анализировать, чтобы приобрести нужные навыки и развить соответствующие методы.

Способность людей к предприимчивому поведению становится их ключевой способностью к профессиональному предпринимательскому труду, ключевым элементом их рабочей силы, их профессиональной дееспособности. Чем более предприимчивым является человек, тем более работоспособным предпринимателем оказывается он в процессе профессиональной деятельности. Способность к предприимчивому поведению является важнейшим элементом личного конкурентного потенциала людей как профессиональных предпринимателей и важнейшим условием успешного предпринимательского бизнеса.

Техника творческого решения проблем требует наличия особых навыков. В творческом решении вопросов можно выделить пять явственных стадий.

Первая стадия: изучение проблемы. Чтобы создать основу для поиска решения проблемы, необходимо ее глубоко изучить. Требуется не только иметь перед собой цель, необходимо уяснить задачу также с интеллектуальной и эмоциональной точек зрения. Глубокое изучение проблемы имеет три достоинства. Оно дает возможность: более реалистично оценить масштабы задания; установить цели и критерии их достижения; спланировать подходящую организацию персонала и метод работы.

Вторая стадия -- выработка идей. Этого требуют все виды творческой работы. Идея -- это прыжок в неизвестность, и неизвестно, когда она возникнет. Поэтому важно увеличить количество вырабатываемых вами идей и добиться, чтобы уже появившиеся идеи не терялись. Есть разные методы выработки идей, наиболее эффективный -- «мозговой штурм. Он основан на том принципе, что идеи лучше всего вырабатываются и высказываются, если их оценка откладывается «на потом».

Это отличает «мозговой штурм» от обычной практики немедленной реакции на предложения. Есть несколько простых правил, содействующих повышению эффективности этого метода. Если вы хотите добиться результата, строго придерживайтесь процедуры «мозгового штурма». Вкратце она состоит из следующего: выбирайте краткое изложение проблемы; краткое изложение проблемы записывается лучше на пустом бланке (доске или экране); определяется время, когда будет прекращена дальнейшая работа; во время «мозгового штурма» любые идеи, какими бы странными и вроде бы неподходящими они ни казались, записываются, но не оцениваются; после окончания работы все идеи приводятся в логический порядок и каждая обсуждается.

«Мозговой штурм» позволяет быстро выработать идеи, а присущая этому методу свобода дает возможность оценивать фантастические и необычные идеи.

Третья стадия -- отсев применимых идей. Как только у вас появился запас идей, необходимо провести их жесткий отсев. Некоторые из них могут оказаться неэффективными, непрактичными, затратными, бессмысленными или аморальными. Однако разумно не позволять себе отбрасывать предложения до того, как будут оценены их достоинства. Существует искушение отделить «зерна от плевел» в процессе жесткого и быстрого поиска решений, но так можно отбросить тонкие идеи, имеющие смысл. Каждую идею необходимо проанализировать, исходя из трех критериев:

  • - насколько вероятна ее плодотворность?
  • - сможете ли вы заставить ее работать?
  • - является ли она лучшей среди других возможностей? Вашей целью является выбор подхода, имеющего наивысшие шансы на успех и осуществимого на практике. Если идея выбрана, следуйте ей разумно, храбро и настойчиво.

Четвертая стадия -- планирование нововведений. Идея должна быть применена на практике. Подобные новаторские действия необходимо планировать, а плохое планирование снижает их эффективность.

Для того чтобы процесс планирования протекал успешно, необходима ясная, прямая связь между участниками работы. Каждому необходимо составить себе представление о своей роли в общей системе и понять отношение своей работы к работе коллег. Конечно, личная инициатива важна, но се необходимо координировать в рамках общей работы.

Стадия пятая -- обратная связь и анализ. Процесс внесения новаций не всегда можно осуществить точно и аккуратно. Постоянно возникают новые факторы, которые влияют на информацию. Поэтому требуется регулярный анализ достигнутых успехов и изменение целей и планов Пелих А.С.Организация предпринимательской деятельности.- М., 2003.- С.296.

Вряд ли что может помешать творчеству сильнее, чем неэффективная организация личного труда и отсутствие порядка в приоритетах. Поскольку по своей природе новаторство означает рост неопределенности, очень важно найти возможности для проведения анализа и установления обратной связи. Это позволит сократить риск распределения сил на соответствующую цели деятельность.

История новаторства показывает, что выдающиеся открытия совершаются организациями и обществами. Их творческие достижения часто являются результатом объединения талантов многих людей. Творческие достижения были выношены коллективом или целой организацией, которые предоставили человеку ресурсы и поддержку, в которых он нуждался.

Отдельная личность может справиться с творческой работой над ограниченной задачей, но когда проблема становится сложнее, необходимо создание творческих коллективов. Не только ограниченность интеллектуальных способностей не дает возможность человеку самостоятельно осуществить широкомасштабные проекты. Здесь требуются энтузиазм, одухотворенность и задор. Активная поддержка окружающих может помочь человеку выстоять при тяжелом развитии событий или когда начинается осуществление его замыслов.

Практически у каждого есть таланты, которые можно использовать, но чтобы сделать работу новаторской, членам коллектива нужно знать об умениях, знаниях и возможном вкладе в работу коллег.

Творческой группе необходимо равновесие умений и способностей. Например, производственной бригаде потребуются люди, способные превращать конструкторские замыслы в планы действий, сочетать технические и организационные способности, иметь чутье на возможность сбыта и умение проводить серьезную исследовательскую работу.

Важнейшим фактором успеха группы является руководство, поскольку именно руководитель будет стремиться создать изобретательную и сбалансированную группу, в которой будут представлены всевозможные таланты. Условием сбалансированности и энергичности новаторской группы является сочетание различных умений, а также различных человеческих характеров. Каждый из членов коллектива исполняет двойную роль. Первая -- чисто функциональная, она вытекает из той должности, которую занимает работник в аппарате управления. Другая, которая называется «роль в группе», гораздо менее очевидна, однако именно она существенно важна для успеха деятельности.

Следует исходить из того, что профессиональный руководитель -- отнюдь не воплощение всех добродетелей сразу, а средний, обычный человек, обладающий специфическими качествами и хорошей подготовкой.

Участие в творчестве раскрывает в большинстве людей неожиданные возможности и значительные силы, что дает им воодушевленность, какой не бывает в обычной деятельности. Предприниматель стремится проявить свой интеллект в новаторской деятельности не только ради увеличения прибыли, но и морального удовлетворения.

Новаторство всегда содержит элемент риска, но и отсутствие новаторства в современном мире не менее рискованно. Риск неизбежен. Он обычно пугает, и люди вкладывают значительные усилия в его минимизацию, отступая от новаторства. В итоге -- низкие результаты и невыполнение планов.

Творчество, новаторство в обществе не всегда ценились, но сейчас это важные ценности и значение их будет расти.

Известный американский ученый экономист австрийского происхождения И.Шумпетер является создателем теории предпринимателя-новатора. Он рассматривал деятельность предпринимателя с точки зрения создания новых возможностей и комбинаций, разработкой новых планов, стремлением к самостоятельному делу и радостью творчества. В его представлении деятельность предпринимателя отличается способностью преодолевать сопротивление социальных сил, устанавливать сотрудничество нужными людьми и оказывать влияние на других, зависимость успеха от «чутья», усилий воли, духовной раскрепощенности, затрат и энергии.

П.Самуэльсон также отмечал, что предпринимательство связано с новаторством, а сам предприниматель является смелым человеком с оригинальным мышлением, который добивается успешного внедрения новых идей» Мочерный С. В., Некрасова В. В. Основы организации предпринимательской деятельности /Под общ. ред. проф. С. В. Мочерного. -- М., 2004. -- С.145.

Одним из главных личностных качеств предпринимателя является наличие организаторских способностей.

Организаторский потенциал как личное качество руководителя проявляется в системе его отношений к самому себе и к другим людям. Навыки руководства можно упрощенно определить следующим образом: анализ своей роли, определение рабочих задач для других людей, передача полномочий и ответственности, вознаграждение эффективной работы, умение работать с трудными людьми.

Роль предпринимателя как руководителя производства претерпела много изменений за последние годы, большинство которых привело к увеличению ее сложности и содержащегося в ней напряжения. В настоящее время люди более образованны, более свободно мыслят и менее склонны к чинопочитанию. Требования и трудности, с которыми сталкивается предприниматель, стали очень значительными, он испытывает воздействие со стороны рабочих и руководства, государственных органов (налоговая система, администрация), экономической ситуации в промышленности, профсоюзов, собственного возраста и стремлений. Сила давления постоянно изменяется, возникают новые факторы. Предприниматель вынужден искусно прокладывать курс между противоположными требованиями. Поэтому он должен обладать способностью творчески справляться с постоянно возникающими затруднительными ситуациями. Это требует быстрого восстановления душевных и физических сил.

Навыки предпринимателя связаны с определением работы для других людей, причем для каждого работа должна быть важной, многообещающей и продуктивной. Предприниматель способен объединить усилия одного человека и успех всей организации в целом. На практике это можно осуществить, развивая две темы: тему превосходства и тему приспособления. Первая из них -- превосходство -- представляет собой могучее орудие, предприниматель должен добиться серьезной поддержки со стороны рабочих, проводя идею: «Мы делаем это лучше других». И здесь не имеет значения важность задачи, поскольку превосходство в работе является одинаково мощным мотиватором и для водопроводчиков, и для банкиров. Вторая тема -- приспособляемость -- развивает чувство гордости за способность быстро и уверенно реагировать на перемены и вызовы ситуации. Обе они укрепляют чувство самоуважения, являющееся основой квалифицированной работы.

Предприниматель должен видеть дальше других и думать над целью или возможным вкладом в общую деятельность организации. Подобные вопросы необходимо регулярно задавать по отношению к любой работе или задаче: «Нужна ли она? Оправдана ли она, если учитывать то, чего удается с ее помощью достичь?»

Почти все организации наделяют своих руководителей ответственностью за более широкий круг задач, нежели тот, с которым они могли бы справиться лично. Для того чтобы они могли нести эту ответственность, им в помощь нужны другие люди. Это называется делегированием -- перераспределением ответственности вниз. Однако такая передача оказывается затруднительной для многих организаторов. Они боятся, что важными аспектами работы пренебрегут или выполнят их кое-как, и поэтому испытывают искушение брать все важные задачи на себя.

Несмотря на возможные затруднения, случаев, когда требуется передача ответственности, несчетное множество, и успех сопутствует тем менеджерам, которые делегируют свои полномочия квалифицированно. Передача ответственности представляет собой набор умений, который можно в себе развивать, Ключевым для успешной передачи ответственности являются следующие из них: оценивайте риск, передавайте полномочия способным людям, дозируйте передачу полномочий, добивайтесь общего ясного понимания целей, следите за продвижением вперед, регулярно проводите консультирование, ищите возможности для передачи полномочий, уясните себе предел вашей власти.

Существует два метода воздействия предпринимателя на подчиненных. Один -- называемый «негативным подкреплением -- состоит в поиске негативных сторон деятельности подчиненных. Этот метод давно используется людьми, наделенными властью, он действительно меняет поведение людей, но приводит к уклонению от работы и снижению воодушевления с обеих сторон.

Противоположный подход состоит в поиске полезных сторон в работе человека и поощрении и поддержке именно такого поведения. Психологи обозначают его термином «положительное подкрепление». В этом случае руководитель специально затрачивает усилия на выявление и вознаграждение позитивных сторон вклада человека в работу.

Все те, кем когда-либо управляли, признают, что хуже всего вознаграждает работу подчиненных начальник, который вообще не имеет обратной связи с ними. Работник испытывает нехватку реакции на его работу и со временем теряет интерес к ней. Каждодневные взаимоотношения между руководителем и подчиненными проявляются в различных видах вознаграждений.

Под предприимчивостью менеджера понимается его находчивость, соединенная с энергией и практичностью. В практической деятельности менеджера предприимчивость - это умение находить и использовать резервы повышения эффективности личной работы и деятельности коллектива, преодолевать трудности в работе, это наиболее полное удовлетворение запросов населения в товарах и услугах на основе хорошо налаженной коммерческой работы.

В условиях перехода к рыночной экономике для предприимчивого человека характерны такие качества, как творческий и ответственный подход к выполнению обязанностей, способность к самостоятельному, без административного вмешательства, решению возникающих хозяйственных проблем. Предприимчивость ориентируется на новизну управленческих решений. Она реализуется путем обоснования необычности, неординарности управленческих поступков. Предприимчивый менеджер - это человек, способный к самостоятельным нетипичным действиям, мыслящий гибко, масштабно и перспективно, умеющий анализировать, распознавать и использовать сложившиеся обстоятельства в интересах задуманного дела, своевременно решать сложные вопросы хозяйственной деятельности, умеющий идти на риск. Для предприимчивого менеджера характерно принятие решений на базе глубокого экономического анализа сложившихся обстоятельств и социальных явлений.

Часто как синонимы предприимчивости употребляются понятия «деловитость» и «инициативность». Но хотя эти слова близки по смыслу, они не являются синонимами. Деловитость представляет собой форму проявления собственно деловых качеств менеджера, которые выражаются в его компетентности и организаторских способностях, способности быстро реагировать на изменение конъюнктуры торговли, оперативно решать возникающие конфликтные ситуации, а также вовремя их предупреждать. Деловой руководитель активно участвует во внедрении всего нового, передового, организует подчиненных и добивается от них претворения в жизнь запланированного.

Предприимчивость - категория более широкая и содержательная, чем деловитость. Она предполагает непременно оригинальность подхода к оценке и реализации ситуации, базирующуюся на творческом свободном от стереотипов и предвзятости осмыслении этой ситуации. Для предприимчивости чужда узость мышления и действий. Предприимчивый человек (руководитель) видит свою важнейшую задачу в общности интересов всего коллектива, в его материальном обеспечении и социальном развитии. Деловитость следует рассматривать как составную часть предприимчивости.

По сравнению с инициативностью предприимчивость тоже понятие более широкое. Инициативность - это действие локальных интересов по какому-нибудь конкретному объекту как следствие предприимчивости, которая является ее генератором.

М. Вудкок и Д. Фрэнсис выявили семь главных факторов, которые оказывают влияние на предприимчивость:

Человеческая лень: творчество требует времени и усилий. Чтобы посвятить время творческим усилиям, нужна дисциплина, а зачастую требуется и преодолеть скуку. В творческих задачах часто встречаются подлинные трудности и почти нерешаемые проблемы, но если не поддаваться лени, то можно испытать и освоить различные ступени творчества;

Устоявшиеся привычки: у всех людей вырабатываются стереотипы в движениях, работе, манере и мышлении, но привычки могут стать врагами творчества. Необходимость изучить устоявшиеся привычки, и здесь очень полезным средством может быть вопрос «Почему?»; излишняя напряженность. В своих творческих усилиях мы часто сталкиваемся с чувством неуверенности. Люди, находящиеся в напряженном состоянии, стараются держаться каких-либо хорошо известных им правил и норм, и в результате их силы и энергия используется не полностью;