Биографии Характеристики Анализ

«Преклоняем колена перед памятью павших»:сценарий литературно – музыкальной композиции к дню Победы. Литературно-музыкальная композиция ко Дню Победы в школе

ГПБОУ Департамента культуры г. Москвы «Театральный художественно-технический колледж»

Преподаватель литературы И.Л. ВЛАСОВА

В нашем колледже давно стало традицией к Дню Победы проводить историко-литературный урок в форме альманаха. Перелистывая страницы альманаха, мы словно перелистываем страницы нашей памяти. Потому мы и назвали наш альманах строкой из знаменитого стихотворения Давида Самойлова «Перебирая наши даты…» В этом году мы подготовили к 70-летию Великой Победы литературно-музыкальную композицию «Я не участвую в войне – война участвует во мне».

Сценарий Музыкально-литературной композиции

«Я не участвую в войне – война участвует во мне»

(Ю. Левитанский)

1. Громкий звук метронома (несколько секунд), затем на экране плывут слова эпиграфа. На пару секунд в полной тишине застывают. После этого под мелодию из к/ф «Был месяц май» (реж. М. Хуциев) начинают наплывать военные фотографии – лица солдат, хроника военных лет.

После этого студент читает стихотворение Д. Самойлова «Сороковые, роковые» (приложение №1)

2. Дальше звучит песня на слова Б. Окуджавы «До свидания, мальчики». У нас ее замечательно исполняет студентка. (Именно за исполнение этой песни наша Ирочка Саркисян, сейчас уже студентка 4-го курса, заняла второе место на фестивале Алтарь Отечества в 2013 году)

3. На экране – хроника начала войны (бомбардировки наших городов, бои, немецкие солдаты, марширующие по-хозяйски по улицам наших городов и т.п.) После этого кинофрагмента студент читает стихотворение Ю. Левитанского «Ну что с того, что я там был » (приложение №2)

4. Звучит песня на стихи А. Коваленкова «Солнце скрылось за горою» (вместо нее можно взять песню «Я сегодня до зари встану»). У нас эту песню исполняет ансамбль «Добро».

Сразу после этого на экране идет фрагмент из к/ф «А зори здесь тихие…», реж. С. Ростоцкий (в красном тумане – лица всех девочек, затем сцена боя, потом опять лица девчат)

6. Песня «Вальс фронтовой медсестры» (композитор Д. Тухманов, стихи В. Харитонова). Очень проникновенно ее пела наша студентка.

После стихотворения на экране идет фрагмент из к/ф «Жди меня» (финал, героиня поет любимую песню, засыпает; просыпаясь, видит мужа: «Как долго тебя не было!»)

8. Стихотворение К. Симонова «Открытое письмо» (приложение №5 ).

Так как это стихотворение и некоторые другие (стихи Левитанского, Симонова, Твардовского) большие по объему, были сделаны их сокращенные варианты.

Фрагмент «Полчаса до атаки» В. Высоцкого. (Есть замечательный клип, в нем использованы хроникальные кадры времен войны, из к/ф «Баллада о солдате» с замечательными В. Ивашовым и Ж. Прохоренко. Мы скачали его с Youtube.com)

9. Потом студентка читает стихотворение С. Орлова «Недели две разыскивала почта»

10. Песня из к/ф «Белорусский вокзал» (реж. А. Смирнов). Можно использовать фрагмент из фильма, где ее потрясающе исполняет Нина Ургант. У нас пела студентка.

11. Стихотворение Н. Старшинова «Ракет зеленые огни» (приложение №6 )

12. На экране идут кадры из к/ф «Летят журавли» (гибель Бориса, где на вопрос товарища: «Ты ранен?» он шепчет: «Я не ранен, я убит»)

13. Песня «На безымянной высоте» (музыка В. Баснера, стихи М. Матусовского). Это песня из к/ф «Тишина» реж. В. Басов. В нашей композиции она исполнялась ансамблем «Добро», можно взять фрагмент из фильма (как и в случае с песней из «Белорусского вокзала»)

14. Опять несколько секунд тишины. На экране из глубины появляется надпись: «Отцам и дедам нашим посвящается. Из семейных архивов наших преподавателей». Одновременно с первым слайдом презентации начинает звучать песня из к/ф «Офицеры» («У героев былых времен…»). Медленно плывут военные фотографии с надписями, объясняющими, чьи отцы и деды изображены на них. Фотографии расположены на фоне коллажей из орденов и медалей. Мы постарались сделать таким образом, что начало и конец презентации совершенно совпали с началом и концом песни.

15. Через несколько секунд тишины на экране появляются хроникальные кадры победы (водружение Знамени Победы на Рейхстаге и т.п.). Звуки хроники очень тихие, чтобы не заглушать звучащий за экраном голос, читающий фрагмент стихотворения А. Твардовского «» ). Желательно, чтобы и в этот раз текст и изображение на экране совпадали по времени. (приложение №7)

16. После этого несколько секунд тишины, потом громкий звук метронома (не больше 5 – 7 ударов). Затем на экране плывут кадры с изображением памятников Неизвестным воинам (в Трептов-парке, в Будапеште, Бресте, Сталинграде, «Могила Неизвестного Солдата», мемориалы в Бухенвальде, Хатыни и т.д.). Одновременно с первым кадром громко звучит «Реквием» В.-А. Моцарта.

17. После этого студент читает стихотворение А. Твардовского «Я знаю, никакой моей вины» (приложение №8 )

18. Завершает композицию песня «Журавли» на стихи Р. Гамзатова. У нас ее исполняла студентка. Фоном шел фильм «Журавли», подготовленный нашими студентами с отделения «Анимация» специально для этой композиции. В фильме потрясающие военные фотографии чередуются с журавлиным клином, мультипликационными журавлями и т.п. (Можно найти подходящие клипы все на том же www.youtube.com)

Приложения

Приложение №1

Давид Самойлов.

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку...

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало -
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые...
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

Приложение №2

Юрий Левитанский


Я был давно, я всё забыл.
Не помню дней, не помню дат,
Ни тех форсированных рек.

Я неопознанный солдат,
Я рядовой, я имярек.
Я меткой пули недолёт,
Я лёд кровавый в январе.
Я прочно впаян в этот лёд,
Я в нём, как мушка в янтаре.

Ну что с того, что я там был?
Я всё избыл, я всё забыл.

Не помню дат, не помню дней,
Названий вспомнить не могу.

Я топот загнанных коней,
Я хриплый окрик на бегу,
Я миг непрожитого дня,
Я бой на дальнем рубеже,
Я пламя Вечного огня
И пламя гильзы в блиндаже.

Ну что с того, что я там был,
В том грозном быть или не быть?
Я это всё почти забыл.
Я это всё хочу забыть.

Я не участвую в войне -
Она участвует во мне.
И отблеск Вечного огня
Дрожит на скулах у меня.

Уже меня не исключить
Из этих лет, из той войны,
Уже меня не излечить
От тех снегов, от той зимы.
Вдвоём - и с той землёй, и с той зимой
Уже меня не разлучить,
До тех снегов, где вам уже
Моих следов не различить.
Ну что с того, что я там был

Приложение №3

Роберт Рождественский

Как разглядеть за днями
след нечёткий?
Хочу приблизить к сердцу
этот след…
На батарее
были сплошь –
девчонки.
А старшей было
восемнадцать лет.
Лихая чёлка
над прищуром хитрым,
бравурное презрение к войне…
В то утро
танки вышли
прямо к Химкам.
Те самые.
С крестами на броне.

И старшая,
действительно старея,
как от кошмара заслонясь рукой,
скомандовала тонко:
- Батарея-а-а!
(Ой мамочка!..
Ой родная!..)
Огонь! –
И –
залп!
И тут они
заголосили,
девчоночки.
Запричитали всласть.
Как будто бы
вся бабья боль
России
в девчонках этих
вдруг отозвалась.
Кружилось небо –
снежное,
рябое.
Был ветер
обжигающе горяч.
Былинный плач
висел над полем боя,
он был слышней разрывов,
этот плач!
Ему –
протяжному –
земля внимала,
остановясь на смертном рубеже.
- Ой, мамочка!..
- Ой, страшно мне!..
- Ой, мама!.. –
И снова:
- Батарея-а-а! –
И уже
пред ними,
посреди земного шара,
левее безымянного бугра
горели
неправдоподобно жарко
четыре чёрных
танковых костра.
Раскатывалось эхо над полями,
бой медленною кровью истекал…
Зенитчицы кричали
и стреляли,
размазывая слёзы по щекам.
И падали.
И поднимались снова.
Впервые защищая наяву
и честь свою
(в буквальном смысле слова!).
И Родину.
И маму.
И Москву.
Весенние пружинящие ветки.
Торжественность
венчального стола.
Неслышанное:
«Ты моя – навеки!..»
Несказанное:
«Я тебя ждала…»
И губы мужа.
И его ладони.
Смешное бормотание
во сне.
И то, чтоб закричать
в родильном
доме:
«Ой, мамочка!
Ой, мама, страшно мне!!»
И ласточку.
И дождик над Арбатом.
И ощущенье
полной тишины…
…Пришло к ним это после.
В сорок пятом.
Конечно, к тем,
кто сам пришёл
с войны.

Приложение №4

Константин Симонов

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Приложение №5

Константин Симонов

Я вас обязан известить,

Что не дошло до адресата

Письмо, что в ящик опустить

Не постыдились вы когда-то.

Ваш муж не получил письма,

Он не был ранен словом пошлым,

Не вздрогнул, не сошел с ума,

Не проклял все, что было в прошлом.

Когда он поднимал бойцов

В атаку у руин вокзала,

Тупая грубость ваших слов

Его, по счастью, не терзала.

Когда шагал он тяжело,

Стянув кровавой тряпкой рану,

Письмо от вас еще все шло,

Еще, по счастью, было рано.

Когда на камни он упал

И смерть оборвала дыханье,

Он все еще не получал,

По счастью, вашего посланья.

Могу вам сообщить о том,

Что, завернувши в плащ-палатки,

Мы ночью в сквере городском

Его зарыли после схватки.

Стоит звезда из жести там

И рядом тополь - для приметы...

А впрочем, я забыл, что вам,

Наверно, безразлично это.

Письмо нам утром принесли...

Его, за смертью адресата,

Между собой мы вслух прочли -

Уж вы простите нам, солдатам.

Быть может, память коротка

У вас. По общему желанью,

От имени всего полка

Я вам напомню содержанье.

Вы написали, что уж год,

Как вы знакомы с новым мужем.

А старый, если и придет,

Вам будет все равно не нужен.

Что вы не знаете беды,

Живете хорошо. И кстати,

Теперь вам никакой нужды

Нет в лейтенантском аттестате.

Чтоб писем он от вас не ждал

И вас не утруждал бы снова...

Вот именно: «не утруждал»...

Вы побольней искали слова.

И все. И больше ничего.

Мы перечли их терпеливо,

Все те слова, что для него

В разлуки час в душе нашли вы.

«Не утруждай». «Муж». «Аттестат»...

Да где ж вы душу потеряли?

Ведь он же был солдат, солдат!

Ведь мы за вас с ним умирали.

Я не хочу судьею быть,

Не все разлуку побеждают,

Не все способны век любить,-

К несчастью, в жизни все бывает.

Ну хорошо, пусть не любим,

Пускай он больше вам не нужен,

Пусть жить вы будете с другим,

Бог с ним, там с мужем ли, не с мужем.

Но ведь солдат не виноват

В том, что он отпуска не знает,

Что третий год себя подряд,

Вас защищая, утруждает.

Что ж, написать вы не смогли

Пусть горьких слов, но благородных.

В своей душе их не нашли -

Так заняли бы где угодно.

А бывший муж ваш - он убит.

Все хорошо. Живите с новым.

Уж мертвый вас не оскорбит

В письме давно ненужным словом.

Живите, не боясь вины,

Он не напишет, не ответит

И, в город возвратись с войны,

С другим вас под руку не встретит.

Лишь за одно еще простить

Придется вам его - за то, что,

Наверно, с месяц приносить

Еще вам будет письма почта.

Уж ничего не сделать тут -

Письмо медлительнее пули.

К вам письма в сентябре придут,

А он убит еще в июле.

О вас там каждая строка,

Вам это, верно, неприятно -

Так я от имени полка

Беру его слова обратно.

Примите же в конце от нас

Презренье наше на прощанье.

Не уважающие вас

Покойного однополчане.

По поручению офицеров полка

К. Симонов

Приложение №6

Сергей Орлов

Недели две разыскивала почта

Четырехзначный номер ППС,

И почтальон доставил темной ночью

Открытку в роту, в обожженный лес.

Но адресат погиб на переправе,

И ротный писарь написал в углу:

«Вернуть за невозможностью доставить», –

И почтальон ушел в ночную мглу.

Она вернулась, наконец, обратно…

Такой же писарь в блиндаже лесном:

«Доставить невозможно адресату», –

Отметил молча на углу другом.

Потом подумал: «Час лишь, как убит он», –

Глазами строчки пробежал и встал:

Все было как положено в открытке, –

О жизни мертвый мертвому писал.

Приложение №6

Николай Старшинов

Ракет зеленые огни
По бледным лицам полоснули.
Пониже голову пригни
И как шальной не лезь под пули.
Приказ: «Вперед!»
Команда: «Встать!»
Опять товарища бужу я.
А кто-то звал родную мать,
А кто-то вспоминал – чужую.
Когда, нарушив забытье,
Орудия заголосили,
Никто не крикнул: «За Россию!..»
А шли и гибли
За нее.

Приложение №7

Александр Твардовский

В тот день, когда окончилась война

Особая для наших душ минута.

Мы с ними шли дорогою войны

Суровой славой их озарены,

Исполненный величья и печали,

В тот день, когда окончилась война

И все стволы палили в счет салюта,

В тот час на торжестве была одна

Особая для наших душ минута.

В конце пути, в далекой стороне,

Под гром пальбы прощались мы впервые

Со всеми, что погибли на войне,

Как с мертвыми прощаются живые.

До той поры в душевной глубине

Мы не прощались так бесповоротно.

Мы были с ними как бы наравне,

И разделял нас только лист учетный.

Мы с ними шли дорогою войны

В едином братстве воинском до срока,

Суровой славой их озарены,

От их судьбы всегда неподалеку.

И только здесь, в особый этот миг,

Исполненный величья и печали,

Мы отделялись навсегда от них:

Нас эти залпы с ними разлучали…

Приложение №8

Александр Твардовский

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В то, что они - кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же...

Сценарий литературно-музыкальной композиции ко Дню Победы

Ведущий – Веремеенко Даниил (9 класс), Бойко Анастасия (8 класс)

Слайд 1

Ведущий: Добрый день, уважаемые ветераны, приглашенные гости, ребята! Мы приветствуем Вас на торжественном мероприятии, посвящённом открытию месячника «Памяти павших будем достойны!" В этом году месячник посвящен 71 годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Разрешите мероприятие считать открытым.

Слайд 2

(звучит гимн)

Ведущий: Сегодня в этом зале присутствуют почётные гости (перечислить их)

Ведущий: Слово предоставляется

2) слово предоставляется….

(После слов выступающих вручение цветов)

СЦЕНАРИЙ

Слайд 3

Июнь 1941 года. Мирная жизнь. В школе выпускной вечер. На сцене нарядные выпускники танцуют, смеются. (звучит мелодия «Рио-Рита»).

Слайд 4

Музыка обрывается из-за рева самолетов, разрывающихся снарядов и пушек.

Звучит за кулисами стихотворение:

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывая люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

(Девушки надевают мальчишкам пилотки, а мальчишки девочкам дают санитарные сумки, произносят слова)

Слайд 5

1-я ДЕВУШКА:

Ах, война, что ты сделала, подлая,

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На дороге едва помаячили,

И ушли, за солдатом-солдат…

До свидания, мальчики!

Мальчики! Постарайтесь вернуться назад!

1-й ЮНОША:

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

Вместо свадеб – разлуки и дым,

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Сапоги – ну куда от них денешься!

Да зеленые крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки,

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идете войной наугад…

До свидания, девочки! Девочки, постарайтесь вернуться назад!

Слайд 6

(Звучит 1 куплет «Священная война», потом на фоне этой же мелодии читают стихи)

ЧТЕЦ 1: Война была священной.

В этом не усомнится даже тот,

Кто, прилетев с другой планеты,

Земли историю прочтет.

Прочтет о том, как под луною

Страна возмездием жила……..

Война священна, если Зоя,

Не дрогнув, к виселице шла.

ЧТЕЦ 2: Вчера мы писали диктанты,

Чертили на досках круги,

А утром уже интенданты

Нам выдали сапоги.

ВЕДУЩИЙ: Началась жестокая, героическая война против фашистских захватчиков.

ВЕДУЩАЯ: Война проверяла нас на верность и самоотверженность, честность и благородство, мужество и бесстрашие…

ЧТЕЦ: Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Пламя ударило в небо!- ты помнишь, Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» Родина.

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.

Просто был выбор у каждого: я или Родина.

ВЕДУЩИЙ: Люди не думали о своей жизни. В мыслях было только одно: остановить врага! Хоть на день, хоть на час, хоть на немного, чтобы дать собраться, подготовиться и дать отпор врагу.

Слайд 7

ВЕДУЩАЯ: Первыми приняли на себя удар пограничники. Несмотря на огромный перевес врага, герои-пограничники держались до последнего патрона, до последней гранаты, мужественно защищая каждую пять родной земли. В условиях круговой обороны в глубоком тылу противника стоял насмерть гарнизон легендарной Брестской крепости. Отважные воины держали оборону даже тогда, когда были полностью разрушены крепостные сооружения. Засыпанные в подвалах, казематах, они пали…

Слайд 8

ЧТЕЦ: не раз, не второй и не сотый

От крепости немец отбит,

Уже как пчелиные соты, все стены, а крепость стоит.

Ну что там, ну кто там остался?

Форты разбомбили дотла

И доты, а стяг не шатался, а стяг не окутала мгла.

Убьет знаменосца осколком, но стяг поднимет другой.

Полотнище алого шелка пылает над Бугом-рекой.

ВЕДУЩИЙ: Вся страна – армия и народ, тыл и фронт – объединились под лозунгами: «Смерть немецким оккупантам!», «Все для фронта, все для Победы!» Страна превратилась в единый грозный военный лагерь.

ВЕДУЩАЯ: В результате стремительного наступления фашистов осенью 1941 года над Москвой нависла смертельная угроза. На защиту столицы встали все ее жители. Было создано многочисленное народное ополчение. Москвичи, в основном женщины и дети, копали противотанковые рвы, траншеи, окопы, сооружали заграждения. В холод, голодные, нередко под огнем противника были прорыты сотни километров противотанковых рвов.

ВЕДУЩИЙ: Здесь каждый дом стоит, как дот, и тянутся во мгле

Зенитки с крыши в небосвод, как шпили на Кремле.

На окнах белые кресты мелькают второпях.

Такой же крест поставишь ты, Москва, на всех врагах!

ВЕДУЩАЯ: Несмотря на тяжелейшее положение, сложившееся в Москве, 7 ноября 1941 года было решено провести парад на Красной площади. Парад воодушевил воинов и весь советский народ.

ВЕДУЩИЙ: Прямо с Красной площади солдаты шли на передовую, они стояли насмерть, но не пропустили врага к сердцу Родины.

ВЕДУЩАЯ: Сильнейшая, более чем миллионная группировка отборных немецких частей разбилась о железную стойкость, мужество и героизм советских войск, за спиной которых были народ, столица, Родина.

ВЕДУЩИЙ: Разгром фашистских войск под Москвой был первым крупным поражением Германии во Второй мировой войне, началом ее перелома.

Слайд 9

ВЕДУЩАЯ: С невиданной в истории силой развернулась партизанская война. Уже в первые дни после начала наступления гитлеровцев были подготовлены основные базы для борьбы в тылу врага. Партизаны наносили колоссальный ущерб врагу.

ВЕДУЩИЙ: Рождались различные формы борьбы: диверсии, разгром штабов, разрушение линий связи, дорог, мостов, побег военнопленных. Подпольные группы выпускали газеты, листовки, распространяя сведения о положении на фронтах.

Слайд 9

ВЕДУЩАЯ: В декабре 1941 года всю страну облетела весть о героической гибели 18-летней москвички, партизанки-разведчицы Зои Космодемьянской, которая была казнена фашистами в подмосковном селе Петрищево.

ЧТЕЦ: (девочка) Как морозно! Как светла дорога, утренняя, как твоя судьба!

Поскорей бы! Нет, еще немного! Нет, еще не скоро…

От порога… по тропинке…. До того столба…

Надо ведь еще дойти дотуда, этот длинный путь еще прожить…

Может ведь еще случится чудо. Где-то я читала…может быть…

Жить… потом не жить…что это значит…видеть день…потом не видеть дня….

Это как? Зачем старуха плачет? Кто ее обидел? Жаль меня?

Почему ей жаль меня? Не будет ни земли, ни боли…

Слово «жить»… будет свет, и снег, и эти люди,

Будет все, как есть.

Не может быть! Если мимо виселицы прямо все идти к востоку – там Москва.

Если очень громко крикнуть: «Мама!» Люди смотрят. Есть еще слова….

Граждане, не стойте, не смотрите! Я живая, -голос мой звучит.

Убивайте их, травите, жгите! Я умру, но правда победит!

Слайд 10

ВЕДУЩИЙ: В 1942 году Зое Космодемьянской было присвоено звание Героя Советского Союза.

ВЕДУЩАЯ: Партизан-героев во время войны было много – сотни и тысячи… Партизанское движение внесло неоценимый вклад в победу нашего народа над фашистскими захватчиками.

ВЕДУЩИЙ: Тяжелую войну вынес на плечах наш народ. Он проливал кровь, голодал, отдавал фронту последнее.

(звучит песня "Последний бой") Веремеенко Даниил (9 класс), Буторин Владимир (9 класс). Поют под «минус»

Слайд 12

ВЕДУЩАЯ: Трудовой героизм …Это особая страница истории Великой Отечественной войны. Рабочие почти круглосуточно работали на заводах по изготовлению оружия, техники, одежды и обуви для солдат. Главным лозунгом тех лет был призыв: «Все для фронта, все для победы!» У станков работали даже дети 12-14 лет.

ВЕДУЩИЙ: Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла?

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на завод работать мальчишки Урала,

Подставили ящики, чтобы достать до станка….

ВЕДУЩАЯ: В труднейших условиях работали колхозники. Не хватало людей, машин, лошадей, а самое главное - продовольствия. Все приходилось «тащить на себе» (в прямом и переносном смысле) женщинам, детям, старикам…

ВЕДУЩИЙ: А как оценить подвиг русской женщины, которая осталась в тылу и которая во имя Победы «…рубила, возила, копала…»?

ЧТЕЦ: …Да разве об этом расскажешь, в какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть на женские плечи легла!

В то утро простился с тобою твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою осталась один на один.

Один на один со слезами, с несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

И все - без конца и без счета – печали, труды и заботы пришлись на тебя на одну.

ВЕДУЩАЯ: Отечественная война – это не только кровь, страдания и смерть, но еще и высшие взлеты человеческого духа, высшее мерило мужества, благородства, верности…

ВЕДУЩИЙ: Образы далеких любимых помогали нашим солдатам в их нелегких фронтовых буднях, в тяжелых боях, придавали им сил и мужества.

(На пеньке сидит солдат, е него в руках лист бумаги и карандаш. Он писал письмо жене и задумался, вспоминая довоенное время. Солдат читает стихи)

Теплее на фронте от ласковых писем.

Читая, за каждой строкой любимую видишь и родину слышишь, как голос за тонкой стеной…

Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю. И время такое придет:

Останутся грусть и разлука за дверью

И в дом только радость войдет.

И как-нибудь вечером вместе с тобою, к плечу прижимаясь плечом,

Мы сядем и письма, как летопись боя,

Как хронику чувств перечтем.

(Чтение стихотворения «Жди меня, и я вернусь!»)

(исполняется военный вальс)

Слайд13-16

ВЕДУЩАЯ: Сталинградская битва была самой ожесточенной из всех битв Великой Отечественной войны. Ни одна из мировых битв не может сравниться по масштабам, ожесточенности и своему значению с Сталинградской битвой.

ВЕДУЩИЙ: Мамаев курган – господствующая над городом высота. В период Сталинградской битвы здесь шли самые ожесточенные бои. Здесь разгромлены несметные полчища врагов, взято в плен до 90 тысяч гитлеровцев.

ЧТЕЦ: В парке у Мамаева кургана посадила яблоню вдова,

Прикрепила к яблоне дощечку, на дощечке вывела слова:

«Муж мой был на фронте лейтенантом, он погиб в 42 году.

Где его могила, я не знаю, так сюда поплакать я приду».

Посадила девушка березу: «Своего не знала я отца,

Знаю только, что он был матросом, знаю, что сражался до конца».

Посадила женщина рябину: «В госпитале умер он от ран,

Но свою любовь я не забыла, потому хожу я на курган».

Пусть с годами надписи сотрутся, их никто не сможет прочитать.

Будет к солнцу дерево тянутся и весною птицы прилетать.

И стоят деревья, как солдаты, и в буран стоят они, и в зной.

С ними те – погибшие когда-то – оживают каждою весной.

ВЕДУЩАЯ: После тяжелых боев солдатам необходим отдых, хотя бы короткий, иначе невозможно выдержать чудовищное напряжение.

ВЕДУЩИЙ: Солдаты знали, что многих ожидает смерть – может быть, уже завтра. Но все же звучали на войне шутки, веселые песни.

СОЛДАТ: И забыто – не забыто, да не время вспоминать,

Где и кто лежит убитый и кому еще лежать.

И кому траву живому на земле топтать потом,

До жены прийти, до дому,- где жена и где тот дом?

А гармонь зовет куда-то, далеко, легко ведет…

Нет, какой вы все, ребята, удивительный народ.

Хоть бы что ребятам этим, с места – в воду и в огонь.

Все, что может быть на свете, хоть бы что – гудит гармонь.

(песня "Эх, путь-дорожка, фронтовая...") мальчики6-7 классов, поют под «минус»

Слайд 17-23

ВЕДУЩАЯ: «На войне детей не бывает». Так ли это? Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова.

ВЕДУЩИЙ: Многие дети прибавляли себе года и уходили на фронт. Во время Второй мировой войны на Земле погибло 30 миллионов детей. Что есть у нас дороже детей? Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца?

Слайд 24-26

ВЕДУЩАЯ: Нельзя без гнева и боли вспоминать о зверствах нацистов, которые расстреляли, задушили в газовых камерах, замучили миллионы людей.

ВЕДУЩИЙ: За колючей проволокой концлагерей загублено 12 миллионов человек. Это больше, чем все потери на полях сражений в годы Первой мировой войны.

Слайд 27

ВЕДУЩАЯ: В ночь на 1 мая 1945 года Знамя Победы было водружено над Рейхстагом и гордо развевалось над поверженным Берлином.

ВЕДУЩИЙ: Несмотря на нечеловеческую усталость, на огромное нервное напряжение, лица советских воинов светились радостью. Это была радость победителей!

Слайд 28-29

ВЕДУЩАЯ: То, чего так долго ждали, к чему непреклонно шли тяжелой солдатской дорогой войны, свершилось!

ЧТЕЦ 1: Не властно время над победой

Словно нет сороковых,

Хоть внуки стали выше дедов,

Еще оставшихся в живых.

Пройдя военные бураны,

Без смен на вахте трудовой,

Стареют наши ветераны,

Редеет их железный строй.

Чтец 2: Их фронтовые раны косят,

Тревожат фронтовые сны…

Все меньше тех средь нас,

Кто носит медаль участников войны.

Увы, их старость беспокойна –

С тревогой, болью и нуждой.

Так отдадим им дань достойно,

Поздравив их с Победой той.

Слайд 30-47

(песня "Прадедушка") Ермоченко Кристина (4 класс), поет под «минус»

ВЕДУЩИЙ: Дорогие ветераны, участники Великой Отечественной войны, вам мы обязаны жизнью. Низкий поклон вам! Это вы отстояли наше детство. Вышли в бой с думой о тех, кто ждал и верил. Вам сегодня наша признательность!

Ведущая: А сколько не вернулось с той страшной жестокой воны! Но они не забыты нами. Давайте почтим память павших за мир и нашу свободную, спокойную жизнь, за наше отечество минутой молчания.

Минута молчания

Слайд 48

Слайд 49

(Звучит финальная песня «День Победы») поют все участники под «минус»

Ведущий: Наш праздник подошел к концу. Мы благодарим всех присутствующих. Особую благодарность выражаем ветеранам Великой Отечественной войны. Желаем всем здоровья, мира, хорошего настроения.

Ведущая: Мероприятие, посвящённое открытию месячника патриотической работы «Памяти павших будем достойны!" разрешите считать закрытым.

Государственное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение «Новокашировская санаторная школа-интернат» для детей, нуждающихся в длительном лечении Альметьевского муниципального района РТ.

Внеклассное мероприятие

Валиахметова Гульшат Шамгуновна,

Новокашировская санаторная школа-интернат,

воспитатель

село Новое Каширово, 2014 год

Я создала сценарий внеклассного мероприятия, посвященный ко Дню Победы. Мероприятие прошло на нужном уровне. Дети приняли активное участие. Развивали устную речь, коммуникативные качества. Ветераны остались довольны. Литературно – музыкальная композиция, посвященная ко Дню Победы

Цель: Прививать чувства патриотизма, гордость за русских солдат, воспитывать любовь к Родине, к людям, одержавшим победу над фашизмом.

Оформление и оборудование : Стенд рисунками «День Победы», зал украшается цветами.

На праздник приглашаются бабушки и дедушки – ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети, пережившие войну.

Звучит песня «Журавли» (музыка Я.Френкеля, слова Р. Гамзатова).

Ход мероприятия

Ученик:

Что может быть страшнее, чем война?

Лишь слезы да страдания несет она.

И счастья разбивает у людей,

Любимых разлучая и друзей.

Ученица:

Чем оправдать детей невинных муки,

Скорбь матерей, седых от горя и разлуки,

Надежд, ласкавших жизнь, крушенье

И мира варварское разрушенье.

Ведущий: О, Русская земля! Много ты видела на своем веку за долгие годы столетий. Много горя пришлось пережить нашему народу во время войны 1941 – 1945. Зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь и испепеляющие все, что встает на их пути. Искажённые ужасом лица женщин, прижимающие насмерть перепуганных детей, душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. Всюду боль, грязь, ненависть и смерть. Вот это и есть война. Самое страшное, что может случиться в судьбе человека и всей страны.

Ведущий: Наш народ пережил Великую Отечественную войну. И не только пережил, но и вышел побидетелем.1418 дней и ночей продолжалась эта война. Почти 26 миллионов жизней унесла она. Потоками крови и слез была омыта земля наша. Но сила человеческого духа оказались сильнее металла и огня. Мы должны с великим уважением смотреть на тех, кто прошел через ад и сохранил в себе лучшие человеческие качества.

Звучит песня «Священная война» (музыка Ал. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача).

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идёт война народная,
Священная война!

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идёт война народная,
Священная война!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идёт война народная,
Священная война!

Ученик:

Без малого четыре года

Гремела грозная в

И снова вся наша природа

Живого трепета полна

И вот дорогою обратной,

Не покоряемый вовек

Идет, свершивший подвиг ратный,

Наш стойкий, смелый человек.

Он сделал все, он тих и скромен

Он мир, от темной смерти спас.

И мир, прекрасен и огромен,

Его приветствует сейчас

Звучит песня «В Землянке» (музыка К. Листова, слова А. Суркова).


Ведущий: Тысячи невинных людей разных национальностей загублены фашистами в концлагерях. Каждый год на местах бывших лагерей смерти зацветают маки. Они алеют, как брызги крови жертв фашизма, напоминая о трагедиях войны.

Ученик:

Цветут в Бухенвальде цветы -

Алые маки.

В музейном покое щиты,

А рядом бараки.

Цветут в Бухенвальде цветы –

Алые вспышки.

На маки глядят с высоты

Бессменные вышки.

На вышках эстонцев нет.

Дым не клубится.

Цветы пламенеют, и свет

Ложится на лица.

Не ходит по лагерю смерть,

Не лают собаки,

А всю – таки жутко смотреть

На алые маки,

Звучит песня «Бухенвальдский набат» (музыка В. Мурадели, слова А. Соболева) .

Это раздается в Бухенвальде

Это возродилась и окрепла

В медном гуле праведная кровь.

Это жертвы ожили из пепла

И восстали вновь, и восстали вновь!

И восстали,

И восстали,

И восстали вновь!

Сотни тысяч заживо сожженных

Строятся, строятся в шеренги к ряду ряд.

Интернациональные колонны

С нами говорят, с нами говорят.

Слышите громовые раскаты?

Это не гроза, не ураган -

Это, вихрем атомным объятый,

Стонет океан, Тихий океан.

Это стонет,

Это стонет

Тихий океан!

Люди мира, на минуту встаньте!

Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –

Это раздается в Бухенвальде

Колокольный звон, колокольный звон.

Звон плывет, плывет над всей землею,

И гудит взволнованно эфир:

Люди мира, будьте зорче втрое,

Берегите мир, берегите мир!

Берегите,

Берегите,

Берегите мир!

Ученица:

Победой кончилась война,

Те годы позади,

Говорят медали, ордена

У многих на груди.

Кто носит орден боевой

За подвиги в бою.

А кто – за подвиг трудовой

В своем родном краю.

Ведущий: Память павшим – минута молчания!

Ведущий: Память о войне, о жертвах войны. Она набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить мир, завоёванный ценой 20 миллионов человеческих жизней. Почет и вечная слава всем, кто в годы войны защищал Родину от врага, то в тылу стоял у станков и выращивал хлеб на полях, всем тем, кто своим трудом и ратным подвигом приближал долгожданную победу.

Победителей, наших дорогих ветеранов, мы чувствуем сегодня цветами. Героям, павшим за наше счастье, возлагаем на могилы венки и цветы.

Звучит песня « День Победы»

День Победы, как он был от нас далек,
Как в костре потухшем таял уголек.
Были версты, обгорелые, в пыли, -

Припев:
Этот День Победы
Порохом пропах,
Это праздник.

С сединою на висках.
Это радость,
Со слезами на глазах.
День Победы!
День Победы!
День Победы!
Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей.
Дни и ночи битву трудную вели -
Этот день мы приближали, как могли.
Припев:
Здравствуй, мама, возвратились мы не все...
Босиком бы пробежаться по росе!
Пол-Европы прошагали, полземли, -
Этот день мы приближали, как могли.

Ученик:

День памяти – победы праздник!

Несут венков живую вязь.

Тепло букетов красок разных,

Чтоб не терялась с прошлым связь.

И плиты скорбные согреты цветов дыханьем полевым.

Прими боец, как дар, все это,

Ведь это нужно

Нам,

Живым!

Маленькая девочка:

Войны не хотим мы, нигде, никогда.

Пусть мир будет в мире везде и всегда.

Ученица:

Да будет светлой жизнь детей!

Как светел мир в глазах открытых!

О, не разрушь и не убей –

Земле достаточно убитых!

Пусть птицы щебечут и пчелы гудят,

И дети на мирное небо глядят.

Звучит песня «Улица Мира» (музыка: А. Пахмутова Слова: Н. Добронравов)

На улице Мира - весёлый народ.
Над улицей Мира - в сто солнц небосвод.
На улице Мира мы выстроим дом.
И сами с друзьями мы в нём заживём!

Припев:
Дом, что мы построим,
Время не разрушит,
Солнце не уступит чёрной мгле,
Потому что дружба - сильное оружье,
Главное оружие на земле!
На улице Мира о мире тревога,
У мира надёжных защитников много.
Окончиться может любая дорога,
А улице Мира не видно конца!

На улице Мира работа с утра,
Там с детства проходят науку добра,
Над улицей Мира из радуги мост,
Он с улицы Мира проложен до звёзд.

На улице Мира сто тысяч чудес,
Там алые травы, там лес до небес,
На каждом балконе бананы растут,
И в каждой квартире там сказки живут.

Ведущий: Сегодня на нашем празднике гости, ветераны. Давайте
поздравим их с праздником Великой Победы.
Дети дарят цветы ветеранам.

Литературно-мызыкальная композиция, посвященная Дню Победы, участниками которой являются учащиеся разных классов. В ней используется краеведческий материал, поддерживаемый презентацией. Две пары исполняют вальс. Наряду с грамзаписями звучат песни в исполнении солистов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературно – музыкальная композиция «День Победы»

(участники - учащиеся 5, 7, 8, 9, 10, 11 классов)

Оформление: шары

Оборудование: музыкальный центр (компьютер), диск «Военные песни», записи песен, презентация о героях (А, Иванов, А. Ковалевский, И. Графов)

Ответственный за музыкальное оформление Лукин (9 б)

Зарубина Анастасия

Говорить о любви может тот, кто любил…

И писать о войне может тот, кто там был…

Тот, кто видел, кто знает тот ужас и страх,

Кто винтовку держал в ослабевших руках,

В чьих глазах отражался смертельный огонь,

Кто стремился пробить нерушимую бронь,

Кто старался расслышать товарища крик,

Был со смертью «на ты», знал что жизнь-это миг!

Только он может вспомнить и всё рассказать!

Ну, а я…

И всё-таки не говорить об этом нельзя!

Звучит песня «Священная война» (№14, 3 мин. 18 с. или отдельная запись)

1 ученик (Мухина Арина, 8 б)

С чего начинается память – с берез?

С речного песочка? С дождя на дороге?

А если – с убийства! А если – со слез!

А если – с воздушной тревоги!

А если с визжащей пилы в облаках,

Со взрослых, в пыли распростёртых!

А если с недетского знания –

Как живое становится мертвым!

1 и 2 ученики (Мухина Арина, Веселкина Екатерина) вместе

И в 5, и в 15, и в 25 лет

Войной начинается память. (К.Симонов)

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Ещё не может быть и нет. (А.Твардовский)

4 ученик (Брыкина Дарья, 8 б)

Я помню страны позывные,

Они раздавались везде –

На пункты идти призывные,

Отечество наше в беде.

Живыми вернуться просили.

Живыми вернутся не все,

Вагоны идут по России,

По травам ее, по росе.

2 ученик (Веселкина Екатерина, 8 б)

И брат расставался с сестрою,

Покинув детей и жену.

Я юностью связан с войною,

И я ненавижу войну.

3 ученик (Кондратьева Валерия, 8 б)

Я знаю, я понял, как важно

Веслом на закате грести,

Сирени душистой и влажной

Невесте своей принести.

5 ученик (Чухмарева Анастасия, 8 б)

Я видел и радость, и горе,

И я расскажу молодым,

Как дым от пожарища горек

И сладок Отечества дым.

Зайцев Игорь, 6 в

Кингисеппский поэт П.Петров «На той войне»

До сих пор душа войной больна.

Для меня не кончилась война.

До сих пор, как будто наяву,

в старом доме я в войну живу.

В доме нет ни капельки тепла.

Под ногами мертвый хруст стекла -

взрыв унес все переплеты рам.

Дом стоит. А как - не знает сам.

Только печка русская цела -

пламенем веселым расцвела.

С треском кушает дрова огонь...

Я, ржаной сухарь зажав в ладонь,

заберусь на печку под тряпье -

вот оно, убежище мое...

До сих пор душа войной больна -

ведь она войной опалена.


Катковская Анастасия, 9 б

Г.Горбовский

На военных дорогах помимо людей
убивало железо собак, лошадей.
В реках рыб убивало. И птиц в небесах.
А ещё убивало деревья в лесах.
Это очень печально - в эпоху чудес
После боя войти в обезглавленный лес.
Как же странно он выглядит - солнечный свет -
на обрубках, в которых дыхания нет!..
И потом, если взглянешь под ноги свои,
непременно увидишь: бегут муравьи.
Даже как бы - трава, и кряхтя, и сопя,
переносит на новое место себя.
Не туман, - расстилается саваном чад.
По ночам равнодушные звёзды молчат.
А когда на момент захлестнёт тишина,
над Землёй довоенная песня слышна…

Звучит песня «Катюша» (исполняет Вагапова Карина, 10 б, отдельная минусовка)

Стаценко Ирина, 11 а

Комбат

Ю. Друнина

Когда, забыв присягу, повернули

В бою два автоматчика назад,

Догнали их две маленькие пули -

Всегда стрелял без промаха комбат.

Упали парни, ткнувшись в землю грудью,

А он, шатаясь, побежал вперед.

За этих двух его лишь тот осудит,

Кто никогда не шел на пулемет.

Потом в землянке полкового штаба,

Бумаги молча взяв у старшины,

Писал комбат двум бедным русским бабам,

Что... смертью храбрых пали их сыны.

И сотни раз письмо читала людям

В глухой деревне плачущая мать.

За эту ложь комбата кто осудит?

Никто его не смеет осуждать!

Свидлова Наталья, 5 б

Три товарища

С.Михалков

Жили три друга-товарища

В маленьком городе Эн.

Были три друга-товарища

Взяты фашистами в плен.

Стали допрашивать первого.

Долго пытали его -

Умер товарищ замученный

И не сказал ничего.

Стали второго допрашивать,

Пыток не вынес второй -

Умер, ни слова не вымолвив,

Как настоящий герой.

Третий товарищ не вытерпел,

Третий - язык развязал:

"Не о чем нам разговаривать!"-

Он перед смертью сказал.

Их закопали за городом,

Возле разрушенных стен.

Вот как погибли товарищи

В маленьком городе Эн.

1937

Хмыров, 5 Б

Он не вернулся из боя

В. Высоцкий

Почему все не так? Вроде все как всегда:

То же небо, опять голубое,

Тот же лес, тот же воздух и та же вода,

Только он не вернулся из боя.

Мне теперь не понять, кто же прав был из нас

В наших спорах без сна и покоя.

Мне не стало хватать его только сейчас,

Когда он не вернулся из боя.

Он молчал невпопад и не в такт подпевал,

Он всегда говорил про другое,

Он мне спать не давал, он с восходом вставал,

А вчера не вернулся из боя.

То, что пусто теперь, не про то разговор:

Вдруг заметил я - нас было двое...

Для меня словно ветром задуло костер,

Когда он не вернулся из боя.

Нынче вырвалась, будто из плена, весна,

По ошибке окликнул его я:

"Друг, оставь покурить", - а в ответ - тишина...

Он вчера не вернулся из боя.

Наши мертвые нас не оставят в беде,

Наши павшие - как часовые...

Отражается небо в лесу, как в воде,

И деревья стоят голубые.

Нам и места в землянке хватало вполне,

Нам и время текло для обоих...

Все теперь одному, только кажется мне,

Это я не вернулся из боя.

Гуменюк Николай, 5 Б

Салют Победы, наш парад!

На землю свастики летят,

На лицах счастье, а в глаза

А в глаза о павших катится слеза.

Все меньше вас, кто в том строю

За Родину стоял свою.

И вам, кто с нами в эти дни,

Поклон глубокий до земли.

Звучит песня «Майский вальс» (№45, диск). Танцуют Брыкина Дарья, Казаков Олег, Мухина Арина, Данилевский Константин 8 б).

Тынянова Полина, 9 б

О.Берггольц

О друг, я не думала, что тишина

Страшнее всего, что оставит война.

Так тихо, так тихо, что мысль о войне

Как вопль, как рыдание в тишине.

Здесь люди, рыча, извиваясь, ползли,

Здесь пенилась кровь на вершок от земли...

Здесь тихо, так тихо, что мнится - вовек

Сюда не придет ни один человек,

Ни пахарь, ни плотник и ни садовод -

никто, никогда, никогда не придет.

Так тихо, так немо - не смерть и не жизнь.

О, это суровее всех укоризн.

Не смерть и не жизнь - немота, немота -

Отчаяние, стиснувшее уста.

Безмирно живущему мертвые мстят:

Все знают, все помнят, а сами молчат.

1940, Финляндия

Песню о войне исполняет Грибкова Анна, 8 б

Роотс Руфина, 9 б

Зинка

Ю.Друнина

1.Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, сырой земле.

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый.

У меня лишь она одна.

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле,

Вдруг приказ: "Выступать вперед!"

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

2. С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,

Мы со славой хотели жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав.

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

3. Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб она тебя не ждала. 1 слайд презентации

Казаков Олег, Белявский Сергей, Иванов Артем рассказ о А. Иванове, А. Ковалевском и И. Графове с использованием презентации

Казаков Олег 2 слайд презентации

Иванов Алексей Александрович - стрелок-бомбардир, старший сержант.

3 слайд презентации

  • Родился в Тверской области, с 1928 года семья жила в Кингисеппе. Окончил Кингисеппскую среднюю школу № 1 в 1938 году.
  • Окончил 9-ю Харьковскую военную авиационную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей.
  • Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 старший сержант Иванов А.А. совершил 16 боевых вылетов на уничтожение живой силы и техники противника в районах Львова, Новоград-Волынского, Киева, Полтавы, Харькова, Белгорода, Ростова-на-Дону.

4 слайд презентации

17 ноября 1941 года в семнадцатый раз вылетел на боевое задание в составе экипажа бомбардировщика Су-2. В завязавшемся воздушном бою получил смертельное ранение, но продолжал вести бой, а затем прицельно сбросил бомбы на вражеские позиции. Когда самолёт совершил посадку на аэродроме, старший сержант Иванов был уже мёртв. Командир полка и командир дивизии представили его к ордену Красного Знамени, но 6 декабря командующий фронтом маршал Тимошенко написал на представлении резолюцию: «Достоин звания Героя Советского Союза».

5 слайд презентации

Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении старшему сержанту Иванову Алексею Александровичу звания Героя (посмертно) был подписан 27 декабря 1941 года.

  • Награждён орденом Ленина.

Белявский Сергей

6 слайд презентации

Ковалевский Анатолий Николаевич

В Великой Отечественной войне принимал участие с её первого дня - 22 июня 1941 года. 13 августа, командуя танковой засадой, на трех "КВ" и двух "Т-28" лейтенант Ковалевский уничтожил 14 тяжелых фашистских танков. Бил фашистов под Псковом, героически сражался, обороняя Ленинград, на Лужском рубеже, на Кингисеппском участке, Ораниенбаумском плацдарме.

7 слайд презентации

В одном из населенных пунктов в районе Волосово немцы сконцентрировали большое количество танков "Тигр" и самоходных установок, на помощь которым прибыли свежие силы пехоты и артиллерии врага. Наметился контрудар по нашим войскам. Разведчики своевременно доложили о скоплении вражеских сил командиру полка. Анатолий Ковалевский повел свой полк в тыл врага, окружил опорный пункт и разгромил группировку противника. Прямо на поле боя подполковнику Ковалевскому был вручён орден Красного Знамени, а за овладение 1 февраля 1944 года городом Кингисеппом в ходе Ленинградско-Новгородской операции Ленинградского фронта той же награды был удостоен и 222-й отдельный танковый полк.

8 слайд презентации

27 января 1945 года в боях за город Нейберун (Силезия) танкистам пришлось, схватив автоматы, вместе со стрелками пойти в наступление. В этом бою, идя в атаку во главе своих бойцов, 29-летний полковник А.Н. Ковалевский был смертельно ранен немецким снайпером…

Иванов Артем

9 слайд презентации

Графов Игорь Александрович

  • Графов Игорь Александрович - командир зенитно-пулеметного взвода 803-го армейского зенитно-артиллерийского полка 2-й ударной армии Ленинградского фронта, младший лейтенант.
    Родился 14 ноября 1923 года в городе Ленинграде.

В январе 1944 года, после снятия блокады Ленинграда, войска Ленинградского фронта перешли в наступление. В кровопролитных боях, длившихся несколько недель, гитлеровцы были изгнаны из Ленинградской области. В начале февраля советские воины вышли к реке Нарва и, форсировав ее, укрепились на небольшом плацдарме. Среди подразделений, форсировавших реку, был и зенитно-пулемётный взвод младшего лейтенанта Игоря Графова.
10 слайд презентации
Взвод попал под сильный огневой удар противника. 22 февраля разыгралось сражение, которое продолжалось целых 17 часов. После каждой атаки всё меньше оставалось в строю бойцов взвода Графова. Артиллерийский огонь противника не давал возможности подбросить с восточного берега реки свежие силы и боезапас. В разгаре боя командир вдруг заметил, что один из пулеметов замолчал. Он подбежал к нему и занял место убитого. Точными прицельными очередями Игорь Графов отбил шесть атак гитлеровцев, свыше четырёх часов он непрерывно находился за пулеметом. Был ранен, но остался в строю. Когда немцы в седьмой раз пошли в атаку, пулемёт Графова замолчал окончательно - кончились патроны.

11 слайд презентации

Фашисты окружили Игоря и стали подходить к нему с разных сторон. Он схватил пистолет, завязалась рукопашная схватка. Игорь ударил одного из вражеских солдат по лицу рукояткой пистолета и крикнул: "Живым не сдамся!"

12 слайд презентации

Автоматная очередь фашистов сразила бесстрашного советского офицера.

13 слайд презентации (на его фоне читают стихи)

1 ученик (Смирнова Кс., 7 а)

Помните!

Через века,

Через года, -

помните!

О тех,

кто уже не придёт

Никогда, -

помните!

2 ученик (Гришакова А., 7 а)

Не плачьте!

В горле

Сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти

Павших

Будьте

Достойны!

Вечно

достойны!

3 ученик (Вендель Эвелин, 7 а)

Хлебом и песней,

Мечтой и стихами,

жизнью

Просторной,

каждой секундой,

каждым дыханьем

будьте

достойны!

4 ученик (Егорова Оксана, 7 а)

Люди!

Покуда сердца

Стучатся, -

помните!

Какою

ценой

завоёвано счастье, -

пожалуйста,

Помните!

5 ученик (Гришакова А., 7 а)

Песню свою

Отправляя в полёт, -

помните!

О тех,

кто уже никогда

Не споёт, -

помните!

6 ученик (Егорова Оксана, 7 а)

Детям своим

Расскажите о них,

чтоб

запомнили!

Детям

Детей

расскажите о них,

чтобы тоже

запомнили!

7 ученик (Вендель Эвелин, 7 а)

Во все времена

Бессмертной

Земли

помните!

К мерцающим звёздам

Ведя корабли, -

о погибших

помните!

8 ученик (Гришакова Анастасия, 7 а)

Встречайте

Трепетную весну,

люди Земли.

Убейте

Войну,

прокляните

войну,

люди Земли!

9 ученик (Смирнова Ксения, 7 а)

Мечту пронесите

Через года

и жизнью

наполните!..

Но о тех,

кто уже не придёт

Никогда, -

заклинаю , -

помните! (хором)

Звучит песня «День Победы» (№ 41, 3 мин.54 с.)

14 слайд презентации (на его фоне звучит песня)


Музыкально -поэтическая композиция для школьников 7-8 класса "Войны священные страницы навеки в памяти людской"

Составитель : Куди Марина Александровна, учитель музыки ГБОУ «Школа №1222 им. Маршала Советского Союза И. Х. Баграмяна»
Описание:
Данное мероприятие может быть использовано организатором по внеклассной работе, классным руководителем, учителем музыки для проведения в школе дней Памяти в рамках празднования Дня Победы.
Целевая аудитория - ученики 7/8 классов общеобразовательных школ.

Цели и задачи:
* привлечение молодого поколения к великому прошлому нашей страны,воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину;
*систематизация знаний детей о войне;
*расширение знаний песенного и поэтического наследия военного содержания.

Ход мероприятия:
На экране слайд с символикой и названием мероприятия.

В исполнении вокальной группы звучит песня Е. Плотниковой « О той весне» (возможны варианты)
(голос за сценой)


И никогда не сможем позабыть!
Каким он будет,каждый новый век.
(голос за сценой)

Давайте вспомним как это было в том далеком для нас 41…

Чтец:
Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны

Чтец:
Такою все дышало тишиной
Что вся земля еще спала, казалось
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.

(слышны звуки войны: «вой серены, автоматные очереди, взрывы,гаснет на сцене свет,луч прожектора высвечивает фигуру солдата.).

Провожали меня на войну, до дороги большой провожали.
На село я прощально взглянул, и вдруг губы мои задрожали.
Ничего б не случилось со мной, если б я невзначай разрыдался, -
Я прощался с родной стороной, сам с собою, быть может, прощался.
А какая стояла пора! Лето в полном цвету медовело.
Собирались косить клевера, рожь от жаркого солнышка млела.
Поспевала высокая рожь, наливалась густая пшеница,
И овес, что так быстро подрос, прямо в ноги спешил поклониться.
Заиграла, запела гармонь, все сказала своими ладами,
И платок с голубою каймой мне уже на прощанье подарен.
В отдалении гром громыхнул, был закат весь в зловещем пожаре...
Провожали меня на войну, до дороги большой провожали.
(Федор Сухов)


(На экране кадры хроники)
На фоне песни А. Александрова « Священная война» (на сцене группа старшеклассников в военной форме, за плечами вещмешок, они строем проходят по сцене и покидают зал)

Чтец:
Уходили мальчики-на плечах шинели
Уходили мальчики – храбро песни пели
Отступали мальчики пыльными степями
Умирали мальчики-где, не знали сами

(на экране сменяются слайды войны,
звучит куплет песни Б.Окуджавы « Ах война» в исполнении вокальной группы)

Чтец:
Ах война,что ты сделала подлая
Стали тихими наши дворы
Наши мальчики головы подняли
Повзрослели они до поры
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат
До свидания, мальчики
Мальчики,постарайтесь вернуться назад.


(На экране сменяются слайды: разбитая дорога, распутица, тяжелые солдатские будни….


Слайды проходят под песню А.Новикова «Эх, дороги»)
(Чтец на фоне минус -фонограммы читает 3 куплет песни)

Эх, дороги...
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Край сосновый,
Солнце встает.
У крыльца родного
Мать сыночка ждет…
(На экране слайд «Солдатская мать»)


Чтец: - Солдатские матери… Это они вырастили и воспитали бойцов,
которые в трудный для Родины час встали на ее защиту.
Это они провожали детей на фронт,перекрестив их пред дальней дорогой.
Это они не спали ночами и ждали, ждали, ждали….

Звучит песня « Москвичи» в исполнении вокальной группы (возможны варианты исполнения) ..

Стихотворение А. Дементьева « Баллада о матери»

Постарела мать за двадцать лет.
А вестей от сына нет и нет.
Но она все продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война.
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мертвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село,
Мальчиков безусых, не пришло!

…Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.
Все пришли в кино - и стар и мал,
Кто познал войну и кто не знал.
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно было это вспоминать…
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг.
И пронесся материнский крик:

Алексей! Алешенька! Сынок!… -
Словно сын ее услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой.
Встала мать прикрыть его собой.
Все боялась - вдруг он упадет.
Но сквозь годы мчался сын вперед.
- Алексей! - кричали земляки.
- Алексей! - просили, добеги…
Кадр сменился. Сын остался жить.
Просит мать о сыне повторить.
И опять в атаку он бежит,
Жив-здоров, не ранен, не убит.
Дома все ей чудилось кино.
Все ждала - вот-вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын ее с войны.



Чтец:
Качается рожь несжатая
Шагают бойцы по ней
Шагаем и мы –девчата
Похожие на парней (Ю.Друнина)


Чтец:
Женщина на войне…. Как это страшно,как уродливо и не естественно,но так было…девчонки после выпускных балов уходили на фронт.

Выходит девушка в форме санитарки
На хрупких девичьих плечах
Что раньше локоны носили,
Лежали голод, холод, страх,
На них держалась вся Россия!


Выходит девушка в рабочей одежде:

И чтоб бойцы громить врага
Могли на фронте неустанно
Из сил последних у станка
Снаряды делали сверх плана!

Выходит девушка в пилотке
За нами наш народ, мы знали,
Россия –матушка за нами!
И жизнь свою мы отдавали за Родины любимой дали!

На передний план сцены выходят все участники музыкально-литературной композиции говорят по строчке
(на заднике слайд- победный салют)


- Перед нашей Родиной мы сочтемся славою
- Все кто кровью собственной породнился с ней
- Шла война великая, шла война кровавая

1418 дней (все)

Нами было сделано все для нашей Родины
- И еще послужим мы Родине своей
- Все теперь под силу нам
- Если нами пройдены

1418 дней. (все)

Звучит музыка «Одинокий пастух» муз. Э. Мариконе,на фоне музыки произносятся слова



Чтец:
Сегодня должен думать человек,
Каким он будет,каждый новый век?
Пускай не повторятся никогда
Для нашей Родины суровые года
А мы …мы будем помнить,будим чтить
И мы не можем Это позабыть!
Всегда обязан думать человек,
Каким он будет,каждый новый век.