Биографии Характеристики Анализ

Приказная реформа. Чем была вызвана необходимость реформы приказной системы? Основные недостатки приказного управления

Приказная форма управления - уникальное явление в истории русской государственности. Эта система развивалась на протяжении двух веков и имела важное значение в укреплении русской государственности. Чем была вызвана необходимость реформы приказной системы, почему она утратила свое значение - читаем ниже.

Возникновение приказов

Образование приказной системы управления приходится на конец 15-го века. Несогласованность действий местных властей не могла обеспечивать постоянный контроль государства над обширными и отдаленными регионами. Те учреждения, которые уже были сформированы на тот момент, не имели четких В период разрозненных и нечастых отношений между различными территориями удельных княжеств на короткое время возникали «приказы», иначе называемые «дворами» или «избами». Их функции были заточены на выполнение того или иного распоряжения верховной власти. Обычно князья поручали то или иное распоряжение - «приказ» - своим боярам для выполнения и контроля. Выражение «быть в приказе» в те времена означало ведать непосредственно поручением князя и следить за его выполнением.

Обязанности приказов

О том, что функции ранних приказов были весьма размыты, свидетельствуют такие факты:

Спонтанное возникновение различных приказов с коротким периодом действия;

Входящие документы адресовались определенным лицам, а не, собственно, учреждению;

Способ выполнения распоряжений основывался на так называемом «правовом обыкновении», таким образом, отсутствовал общий законодательный фундамент, необходимый для четкого и однозначного выполнения приказов, а значит - понижалась эффективность управления страной.

Это и есть основные причины того, чем была вызвана необходимость реформы приказной системы.

Первые приказы

Первые учреждения с более-менее четко выраженными государственными обязанностями возникли в середине 16-го века. управления в России в конце XV-XVII в. может быть классифицирована по функциональным, территориальным или сословным признакам.

Классификация приказов

В первую категорию можно отнести приказы, ведавшие дворцовыми и финансовыми делами. Это в первую очередь Дворцовый приказ, на котором лежала ответственность за ведение хозяйства князя, он управлял теми землями и людьми, которые отвечали за жизнеобеспечение княжеского дворца. Приказ Большой казны ведал сбором и чеканил монету, Ловчий приказ ведал заповедниками и охотничьими угодьями князя и прочее.

Третья категория приказов специализировалась преимущественно на судебной функции. Поместный приказ занимался имущественными тяжбами, Холопий, Разбойный (позже - Сыскной) ведал тюрьмами и уголовно-полицейскими делами, а Земский приказ осуществлял полицейский и судебный надзор над населением Москвы.

Четвертая группа - органы местной власти. Число областных и территориальных приказов росло вместе с количеством присоединенных к Так, возникают четвертичные приказы - Рязанский, Владимирский, Дмитровский, а позже - Сибирский, Малороссийский и прочие.

Пятая категория объединяла специальные органы управления. Например, существовал Каменный приказ, ведавший строительство каменных зданий и сооружений, Ямской, отвечавший за почтовые отправления. С течением времени возникали приказы Книгопечатный, Аптекарский, Посольский и другие.

Шестая группа приказов ведала церковными делами. Сюда можно отнести Монастырский приказ, Патриарший двор и другие.

Между различными приказами отношения формировались стихийно, четкого распределения обязанностей выработано не было. Одни приказы не могла давать указания другим. Чтобы отрегулировать эти отношения, были сформированы объединения приказов, которые можно было разделить на главный приказ и несколько присудов. Так, к 70-м годам 17-го века начал осуществлять руководство над Малороссийским и Новгородским. Прекращение полномочий того или иного приказа не было окончательным - с течением времени он вполне мог возродиться, как самостоятельное учреждение с определенным набором функций.

Финансирование приказов

Приказная система управления финансировалась в основном бессистемно. Для текущих дел финансирование бралось с определенной территории, с которой взимали налоги, для отдельных случаев могли перебрасываться средства с других приказов, или создаваться специальные налоги. Регуляция денежных потоков осуществлялась такими приказами, как Приказ Большой казны, Приказ сбора запросных денег и прочее. Еще одним ответом на вопрос о том, чем была вызвана необходимость реформы приказной системы, станет чрезвычайная запутанность денежных потоков и рассогласованность действий различных приказов.

Петровские реформы

С течением времени приказная система управления в России стала функционировать «под себя», требуя все больше и больше ресурсов, и все с меньшей отдачей. Реформы Петра І заменили устаревшие приказы коллегиями, которые отличались определенными функциями, четкими разграничениями законодательной, исполнительной и судебной власти. Все, чем была вызвана необходимость реформы приказной системы, должно было уйти в прошлое вместе с внедрением новых управленческих форм, которые пришли в Россию с приходом к власти царя-реформатора.

В середине XVI в. в России завершился переход от дворцово-вотчинной к приказной системе управления - сложилась разветвленная сеть приказов. Перерастание

дворцово-вотчинной системы в приказную было показателем централизации Российского государства, так как дворцовые органы, ведавшие ранее лишь княжеским доменом, теперь становились учреждениями, руководящими всем громадным Русским государством.

Приказы - это учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. Первые приказы

появились еще до реформы Ивана IV, когда функции управления теми или иными вопросами стали поручаться (приказываться) боярам. К середине XVI в. в стране существовало около 20 приказов. Ведущая роль в период становления приказной системы принадлежала военно-административным приказам. В числе реформ, проведенных Иваном IV, была военная реформа, реорганизовавшая армию. Основу русской армии составили дворянская конница и стрельцы.

Необходимость в стрелецком войске возникла в связи с развитием и совершенствованием огнестрельного оружия. Создание постоянного стрелецкого войска явилось большим шагом вперед в организации военных сил России. Первоначально стрельцов было три тысячи.

Для управления стрельцами был создан специальный Стрелецкий приказ. Военная реформа предусматривала усиление артиллерии

(для ее управления создан Пушкарский приказ), наем в русскую армию иностранцев привел к созданию Иноземного приказа. Для несения пограничной службы стали привлекать казачество - возник Казачий приказ, ведавший казачьими войсками. Личным составом боярской и дворянской конницы ведал созданный в начале XVI в.

Разрядный приказ, фиксировавший все назначения на службу, перемещения в должностях на основе принципа местничества, т.е. родовитости и знатности. Поместный приказ ведал поместными земельными владениями служилых дворян. В его функции входил контроль по обеспечению дворян поместными землями за военную службу в соответствии с установленными нормами.

В это же время появились специальные территориальные приказы, в ведении которых находилось управление территориями, присоединенными к России или осваиваемыми (Казанский приказ).

В период сословно-представительной монархии возник в России зародыш центрального полицейского органа. Сначала это была Боярская дума по разбойным делам, а затем Разбойный приказ, в компетенцию которого входила разработка для местных органов наказов по борьбе с общеуголовными преступлениями и назначение на места соответствующих должностных лиц. Этот приказ уже в середине XVI в. возглавил систему полицейско-сыскных органов. В данном приказе утверждались на должности губные старосты, целовальники и дьяки, приговоры губных изб; во второй инстанции рассматривались разбойные и тяжебные дела. В Москве полицейские функции выполнял Земский приказ.

Дворцовые приказы обслуживали личные потребности царя и его семьи. Их было несколько: приказ Конюшенный ведал царской конюшней, были Ловчий, Сокольничий, Постельничий и другие приказы.

Должности руководителей этих приказов считались особо почетными, и по принципу местничества их могли занимать наиболее родовитые феодалы. Специально для рассмотрения обращений к самому царю дворян и детей боярских как особая их привилегия при Иване IV был создан

Челобитный приказ. Для ведения дел о холопах создан Холопий приказ, тогда как прежде ими занимались местные органы управления и Каенный приказ. В Холопьем приказе в особых книгах регистрировались кабальные записи, рассматривались иски по делам о беглых холопах.

Особо важную роль выполнял Посольский приказ, ведавший многообразными внешнеполитическими вопросами, которыми до этого занимались многие органы, в том числе Боярская дума. Отсутствие единого центра посольского дела создавало значительные неудобства: прежде всего при большом числе лиц, участвовавших в регулировании межгосударственных отношений, трудно было со- хранить государственную тайну.

Посольский приказ вел переговоры с представителями иностранных государств, вырабатывал важнейшие документы по внешнеполитическим вопросам с обоснованием позиции Российского государства, решал пограничные конфликты, занимался обменом пленных и пр. Роль Боярской думы в результате создания Посольского приказа в решении вопросов внешней политики снизилась. Во главе приказа стоял боярин или дьяк - крупный государственный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. По мере усложнения задач государственного управления число приказов росло. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной, но в то же время создало значительный бюрократический аппарат и стиль его работы.

Приказы - органы системы централизованного управления, которые первоначально развились из единоличных и временных правительственных поручений, издаваемых Московским великим князем для бояр и вольных слуг. Вообще приказ - частное поручение, а не орган. Но в XVI-XVII вв. эти «единоличные поручения» превратились в сложные и постоянные присутственные места, получившие название «изб» или «приказов».

Выделение приказов происходило в результате постепенного перехода от дворцово-вотчинной системы управления.

Приказ происходит от слова «приказывать». Возглавлялись приказы боярами, которым подчинялись дьяки, подьячие и повытчики, приказные чиновники.

Приказные люди, помимо управления, чинили суд. Главный судья - глава приказа (боярин).

Система приказной системы управления :

Иван IV ввел особую систему террора - опричнину .

Появился новый высший орган власти (1549 г.) - Земский собор .

Это были представительные органы, в которые входила:

1) верхняя палата: царь, Боярская дума, духовенство;

2) нижняя палата: представители от дворянства и верхов посадских людей.

Земские соборы работали не постоянно, они созывались по указу царя. Продолжительность их работы зависела от существа обсуждаемых вопросов.

Инициатива созыва Земского собора могла принадлежать как собственно царю, так и сословиям. Компетенция земских вопросов не была четко установлена. Знаменательны соборы, на которых выбирался царь (16-летний Михаил Романов).

Значительному реформированию подвергся весь государственный аппарат. Была сформирована воеводско-приказная система управления.

Приказы формировались из ранее существовавших дворцовых управлений (конюшенный). Компетенция этих приказов была аналогичной управлениям.

Поместный приказ занимался поместьями служилых дворян, именно с введением этого органа связано формирование новой системы землевладения (поместьев), их правовое положение все более уравнивалось с вотчинами.

Особую группу составляли территориальные приказы (Казанский, Сибирский), введение которых связано с еще одной заслугой Ивана IV - присоединением Казани и Сибири. Особое место в системе приказов занимали военно-административные приказы .

Важное место среди реформ Ивана IV занимает реорганизация армии . Теперь основными войсками были дворянская конница и стрельцы (войска, использующие огнестрельное оружие). Для управления стрельцами был создан специальный Стрелецкий приказ . Военными формированиями (личным составом боярской и дворянской конницы) также ведал Разрядный приказ . Казачьи войска управлялись Казачьим приказом .

В годы правления Ивана Грозного все еще сохранялась система замещения должностей органов власти по принципу местничества, т. е. по родовитости, знатности.

Реформы государственной власти Ивана Грозного затронули и систему суда и следствия . Был сформирован центральный полицейский орган - Разбойный приказ . В его компетенцию входили разработка для местных органов рекомендаций по вопросам борьбы с преступлениями.

Иван IV изменил и систему местного управления (Мало-Пинежская земская уставная грамота). Были введены земские и губные избы, занимавшиеся: первые - вопросами управления уезда, последние - вопросами суда и следствия, за исключением особо тяжких преступлений (разбоя).

Земские и губные учреждения были выборными . Их члены избирались из числа населения, проживающего в уезде (по сословному признаку), а не как это было ранее назначались из центра. Начала зарождаться система местного самоуправления.

Сохранялась центральная власть на местах. В городах были воеводы, которые должны были обеспечить финансовый контроль государства на местах.

Начавшая формироваться при Иване III система органов центральной государственной власти, получила относительно законченный вид в ходе реформ Ивана IV в середине XVI в. Ядром административного аппарата стала приказная система. В конце XV - начале XVI вв. приказами называли распоряжения, отдаваемые государем своим приближенным, - поручения «ведать» тем или иным делом. Но приказы середины XVI - XVII вв. - это постоянно действующие ведомства, отвечавшие за определенные направления государственной деятельности. Первые подобного рода приказы возникли в системе дворцового управления: Казенный и Конюшенный приказы, приказ Большого Дворца и т. д. Внешней политикой занимался Посольский приказ, распределением земель среди служилых людей ведал Поместный приказ, сбором дворянского ополчения и назначением воевод - Разрядный, поимкой преступников - Разбойный и пр. Помимо отраслевых приказов, юрисдикция которых распространялась на всю страну, существовали и региональные, управлявшие определенными территориями: Новгородская Четь, Владимирский судный приказ, Казанский, Астраханский, Земский (управление Москвой) приказы.

Приказная администрация включала в себя приказных судей, приказных дьяков и подьячих.

Стоглавый собор

В 1551 г. в Москве по инициативе Ивана IV и митрополита Макария состоялся церковный собор (с участием светских представителей господствующего класса), выпустивший позже сборник своих постановлений - «Соборное уложение», состоявшее из ста глав. Поэтому и сам собор стал называться Стоглавым.

Этот церковный собор принял следующие основные решения:

1) об унификации церковных обрядов и пошлин на всей территории России;

2) о создании общерусского списка святых;

3) о принятии единого монастырского устава;

4) об определении норм поведения духовенства и ужесточении наказания за их нарушение;

5) о регламентации (создании канонов) иконописи и книгописания;

6) об учреждении училищ для священников;

7) о методах борьбы с ересями;

8) об утверждении структуры Русской православной церкви.

Под влиянием своего духовника Сильвестра Иван IV предлагал ограничить монастырское землевладение. Однако эта идея не нашла поддержки у большинства участников собора. Земли, полученные церковью до Стоглавого собора, остались в ее собственности, но отныне все территориальные приобретения (покупка и получение в дар) могли осуществляться только с ведома и разрешения царя.

Кроме того, духовенство отныне находилось в юрисдикции церковного суда.

Стоглавый собор сыграл большую роль в укреплении духовного авторитета Русской православной церкви, а «Стоглав» стал одним из самых важных церковно-юридических документов.

Военная реформа и реформа местного самоуправления

В 1550 г. в России впервые было создано постоянное стрелецкое войско, которое к концу XVI века насчитывало 25 тысяч человек. Оно было набрано из отрядов пищальников. Стрельцы за свою службу получали денежное жалованье, государство также выдавало им оружие (в том числе, огнестрельное) и униформу. Кроме того, стрельцы имели собственное дело - ремесленную мастерскую или мелкую торговлю, что приносило им основной доход. Стрельцы делились на приказы (полки), во главе которых стояли полковники или стрелецкие головы. Важно заметить, что стрельцы не только участвовали в войнах, но и несли караульно-патрульную службу в городах. Общее руководство стрелецким войском осуществляло особое центральное ведомство - Стрелецкий приказ.

В 1556 г. принято «Уложение о службе», устанавливавшее единый порядок организации военных сил. Теперь с определенного количества земли (100 четвертей) должен был выставляться вооруженный воин на коне. Военная реформа уравняла «в службе» боярскую вотчину и поместье, увеличила численность вооруженных сил, повысила их боеспособность. Служилые люди делились на две группы: служилые «по отечеству» (т.е. по наследству - бояре и дворяне) и «по прибору» (т.е. по набору - стрельцы, пушкари, городовые казаки).

В результате проведения реформы местного управления (1555-1556 гг.) была отменена система кормлений. Дворяне и «дети боярские» избирали губных старост, возглавлявших губную избу (территориальный округ). Губные избы, подчинявшиеся Разбойному приказу, занимались поиском и наказанием «лихих людей», отводом земель, межеванием и сбором налогов. Главными функциями местного самоуправления были раскладка, сбор и доставка в Москву прямых налогов. Вместо кормления (когда отдельная волость или город отдавалась "в корм" представителю "центра") введен налог в пользу государства, что способствовало централизации финансов. Основной налоговой единицей стала «большая соха», размеры которой зависели от количества и качества обрабатываемой земли.

Реформа центрального управления. Приказы

В царствование Ивана Васильевича окончательно оформляется приказная система. Приказы принимают значение отраслевых министерств. Прежде многие из них носили характер дворцовых ведомств, на что указывали их названия - приказ Ловчий (1509), Казённый (1512), Большого дворца (1534).

При царе Иване IV появляются следующие приказы: финансовый приказ Большого прихода (1554), Земский (1564), Печатный (1553), Полоняничный (начало 1550-х), Посольский (1549), Разрядный, Стрелецкий (1571), Холопий (1550-е), Челобитный (1550-е), Ямской (1550).

Военные реформы Ивана IV привели к созданию Разрядного приказа, ведавшего личным составом и службой поместного войска, а также Поместного приказа, который занимался обеспечением служилых людей землёй. К 1550-м относится появление Стрелецкого приказа, ведавшего регулярными подразделениями русской армии - стрелецким войском.

Упорядочивание системы «ямской гоньбы» привело к возникновению Ямского приказа - государственной службы связи.

Введение местных губных учреждений, занимавшихся сыском и наказанием уголовных преступников, вызвало организацию Разбойного приказа.

Расширение международных связей Московского государства способствовало созданию Посольского приказа.

Следствием «собирания земель» явилось учреждение, преимущественно в 1560-х, административно-финансовых и судебных приказов территориального характера. К ним относились приказы Костромской четверти, Новгородской четверти, Устюжской четверти, приказа Казанского дворца.

Несмотря на возникновение системы центрального управления, количество профессиональных бюрократов в московском государстве было ничтожным, не сравнимым ни с современными ей западно-европейскими странами, ни с Россией петербургского периода.

Столь любимые либеральными критиками ситуации, когда государственные чиновники больше работают на себя, чем на государство, были невозможны в эпоху Ивана Грозного. Казнокрадство, мздоимство, действия в интересах знати или своего кармана каралось быстро и однозначно - смертью.

Феодалов, вроде Курбского, бесило, что чиновников царь «избирает их не от шляхетского роду, ни от благородства, но паче от поповичей или от простого всенародства, а от ненавидячи творит вельмож своих».

Недовольный новыми порядками боярин Т. Тетерин писал боярину М. Я. Морозову: «Есть у великого князя новые верники-дьки… у которых отцы вашим отцам в холопстве не пригожалися, а ныне не только землею владеют, но и вашими головами торгуют».

Пропагандист Гваньини, работавший на польского короля, с возмущением замечает: «Простолюдинов он делает, большей частью по собственной воле (в чем ему никто не прекословит), дворянами, воеводами и чиновниками».

Что ж, дьяки (чиновники) в самом деле происходили из грамотных простых людей, преимущественно «поповского рода». Их квалификация была на голову выше чем у знатных персон, поэтому их действительно включали в состав правительства, где они становились «думными дьками», назначали комендантами крепостей и командирами гарнизонов.

Михалон Литвин с восхищением писал о порядках, установленных в Московии: «Москвитяне соблюдают равенство между своими и не дают одному много должностей. Управление одной крепостью на год или, много, на два поручают двум начальникам вместе и двум нотариям (подъячим). От этого придворные ревностнее служат своему князю и начальники лучше обращаются с подчиненными, зная, что они должны отдать отчет и подвергнуться суду, ибо осужденный за взятки бывает принужден драться на поединке с обиженным».

В течение 1550-х, благодаря новой системе управления, была проведена перепись и установлены справедливые налоги, которые должны были платить также бояре и монастыри.

Если ранее податные единицы - соха, выть, обжа - назначались произвольно и были свои в каждой области, то теперь вводились стандартные сохи. Они зависели от качества земли («хорошей», «средней», «худой»), каждой присваивался номер. Со всех одинаковых сох платились одинаковые подати.

Общая сумма государственных податей составляла для крестьянского двора около девяти процентов дохода.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Пётр Первый - проклятый император автора Буровский Андрей Михайлович

РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Со страниц множества книг звучит рефрен: «Пётр создал новые государственные учреждения! Пётр отменил прежнюю систему управления!»Но в первые годы правления Петра он и не думал ничего менять. Страна жила, управляемая все теми же

автора Щепетев Василий Иванович

Реформа местного управления Губернское правление. В начале своего царствования Петр I пытался использовать прежнюю систему местного управления, постепенно вводя выборные элементы управления. Так, указом от 10 марта 1702 г. предписывалось участие в управлении наряду с

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Реформа городского управления Вокруг вновь образованных промышленных предприятий, мануфактур, приисков, шахт и верфей при Петре I появлялись новые поселения городского типа, в которых стали формироваться органы самоуправления. Уже в 1699 г. Петр I, желая предоставить

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Реформа центрального управления Сразу же по восшествии Екатерины II на престол участник переворота Н. И. Панин (1718–1783) представил императрице проект изменений в центральном управлении. Он предлагал создать постоянный императорский совет, состоящий из четырех секретарей

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Реформа государственного управления В соответствии с Основными законами Российской империи император оставался неограниченным монархом. Первая статья Основных законов утверждала: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и не ограниченный. Повиноваться

автора

Судьба центрального управления по смерти Петра I Комиссия не выработала проекта нового уложения, но депутатские наказы и прения обнаружили нужды и стремления различных классов населения. С этой точки зрения ценила Комиссию и сама Екатерина; она писала, что «Комиссия

Из книги Курс русской истории (Лекции LXII-LXXXVI) автора Ключевский Василий Осипович

Устройство центрального управления по плану Сперанского Осуществленные части преобразовательного плана Сперанского все относятся к центральному управлению, и осуществление их сообщило последнему более стройный вид. Это был второй, более решительный приступ к

Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович

Сосредоточение центрального управления Централизация, хотя в меньшей степени, коснулась и центрального управления, где она была даже нужнее, чем в областном. Говоря о московских приказах XVI в., я уже имел случай заметить, что они и в XVII в. строились по-прежнему (лекция XXXVIII).

Из книги В тени Великого Петра автора Богданов Андрей Петрович

Реформа местного управления Кому-то может показаться, что Федор просто плыл по течению, принимая логичные решения, соответствующие интересам большинства в своем окружении. На самом деле он, пусть не всегда удачно, пытался переломить ход событий, диктовавшийся

Из книги История России с начала XVIII до конца XIX века автора Боханов Александр Николаевич

§ 3. Реформа местного управления Реформа центральных и местных органов власти была огромным шагом вперед по сравнению со старой приказно-воеводской системой государственной власти. Создана была система органов управления, каждое звено которой отличалось от других

Из книги «Вдовствующее царство» [Политический кризис в России 30–40-х годов XVI века] автора Кром Михаил Маркович

1. Жалованные и указные грамоты как источник по истории центрального управления 30–40-х гг. XVI в. (историографические заметки) Хотя актовый материал неоднократно привлекался исследователями при рассмотрении тех или иных аспектов внутренней политики 30–40-х гг. XVI в.,

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. [Книга 1] автора Коллектив авторов

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. [Книга 2] автора Военное дело Коллектив авторов --

№2п Справка Управления делами НКВМ по истории организации центрального аппарата военного управления в 1917-1928 гг. 28 июня 1928 г.Краткая историческая справка об организации центрального военного управления РККА (1917-1928)*Схема №1**. В июне 1917 г. постановлением Всероссийской

автора Красильников Рэм Сергеевич

Схема Центрального разведывательного управления

Из книги Призраки с улицы Чайковского автора Красильников Рэм Сергеевич

РУКОВОДИТЕЛИ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ США (В скобках указаны годы работы на посту директора ЦРУ). Ричард ХЕЛМС (1966-1973) Джеймс ШЛЕССИНДЖЕР(1973) Уильям КОЛБИ (1973-1976) Джордж БУШ (1976-1977) Уильям КЕЙСИ (1981-1987) Роберт ГЕЙТС (1991-1993) Джон ДЕЙЧ (1995-1997) Стэнсфилд

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. т 1 автора

№48 Предложение начальника Управления РККА В.Н. Левичева по пересмотру структуры центрального аппарата 25 августа 1924 г.**Общеармейское управление соответственно двум основным задачам Наркомвоенмора: подготовка страны и населения к войне и руководство прохождением