Биографии Характеристики Анализ

Призвание варягов путь из варяг в греки. Путь из варяг в греки и «из греков в варяги

Самый опасный и продолжительный торговый маршрут Европы, дорога святого Андрея — «варяжский» или путь из варяг в греки, как его называли на Руси. Он существовал и активно использовался в IX – XII веках. Это был речной торговый маршрут, соединивший бассейн Балтийского моря с Черным морем был проложен для торговли Северной Европы с неприлично разбогатевшей Византией.

Рассмотрим кратко основную историческую версию этого понятия, его значение для Древней Руси, почему он так называется,а также другие вопросы, которые непременно возникнут при сдаче экзамена.

Дорога апостола Андрея

Название «путь из варяг в греки» появилось с легкой руки летописца Нестора. Он же привел первое письменное описание этого маршрута. В его хронике, в не датированной части это звучало как, «путь из варяг в греки и из грек в…».

По свидетельству летописца, апостол Андрей, проповедуя святое Евангелие проплыл по воде от Черного моря по Днепру, речке Ловати, Ильмень-озеру, Волхов-реке, через Ладожское озеро и Неву к Балтийскому Морю. Нестор пишет и о том, что часть дороги от верховьев Днепра до Ловати лодку пришлось тащить по суше волоком. Это событие могло произойти в только в I веке нашей эры, что немного снижает достоверность этого повествования.

Волоком к Днепру

Если читать летопись, то все кажется простым в этом торговом пути. Но, когда начинаешь, прокладывать маршрут на карте, приходит осознание, насколько тяжелы и опасны были эти путешествия. Ведь только, расстояние от устья Невы и до Константинополя составляет почти 3500 километров, из которых, относительно пригодных для плавания, на небольших парусных лодках не больше половины.

Начиная, с устья широкой и полноводной Невы путешественников подстерегали опасности. Это и огромное Ладожское озеро с его морскими штормами и ураганными ветрами, пороги на реке Волхов, общей протяженностью почти 19 километров. Чтобы пройти Волховские пороги, надо было разгрузить судно и высадить людей, а потом тянуть его против течения, по бурной речке. И всё это по местам безлюдным, лесистым и болотистым.

Карта-схема пути

Потом озеро Ильмень, с его быстрым и непредсказуемым течением и мелкая, узкая речка Ловать, по которой надо плыть с особой осторожностью. После этого начинался сухопутный участок пути. Десятки километров, до верховьев Днепра, большие и тяжелые лодки тащили по суше (по волоку) при помощи бревен или деревянных катков. Относительно спокойное плавание было по Днепру, где до низовьев можно было передохнуть от тягот путешествия.

Но в низовьях подстерегали, знаменитые днепровские пороги, которые удостоились описания самим византийским императором Константином Багрянородным, как бушующие и ненасытные. Всего порогов было девять и чтобы их пройти без потерь, нужно было не только выгрузить весь груз и тянуть лодку веревками, но и беречься от степных кочевников, которые, постоянно, в этих местах устраивали засады на проплывающих. Для безопасности ладьи собирались в караваны от 5 и более единиц.

После прохождения самого опасного участка, обычно проходил ремонт судов, переоборудование их для морского прибрежного плавания. И вдоль берега Черного моря караваны судов наконец попадали в Константинополь.

Такое плавание занимало обычно 3-4 месяца, причем многие участки маршрута были проходимы только весной, при половодье или осенью, в период дождей. Часто, плывущим, в Византию и обратно, приходилось делать длительные остановки, поджидая высокого уровня воды. Поэтому плавание, вполне могло затянуться и на год.

Думаю, вы также понимаете, почему путь так назывался. Потому что по нему в основном торговали варяги с греками.

От рабов до икон

С VII века, еще до , по низовьям Днепра начинают плавать воинственные викинги, совершающие грабительские набеги на богатые города южного побережья Черного моря. Вплоть до начала XI века у водного маршрута, проложенного поперек Европы, было в основном военное значение. Дружины викингов, а позже и варяжские отряды русских князей по «пути из варяг в греки» плыли для грабежа Византии и подвластных ей племен.

Варяги

Торговым, его тоже сделали викинги. И первоначально, основным товаром, поставляемым в Константинополь стали славянские рабы, столь ценимые на невольничьих рынках Византийской Империи. В обратную сторону шло серебро в монетах, так как в Северной Европе еще не было чеканки собственной монеты, а скандинавские вожди нуждались в собственной казне.

В начале XI века, когда дорога по рекам, в Византию была уже хорошо изучена, а вдоль маршрута появились многочисленные поселения, жители которых привлекались для обслуживания проплывающих кораблей, направление от Ладоги в Константинополь, становится основной транспортной и торговой артерией, которая соединила моря: Балтийское (Варяжское) и Черное. Правящая элита и купцы Древнерусского государства нуждаются в товарах, поставляемых из Византии и Малой Азии.

Это в основном, предметы роскоши, ювелирные украшения, виноградные вина, пряности, дорогие ткани. От Новгорода до Киева снаряжаются купеческие корабли, которые везут для продажи на черноморских рынках: лес, лён, мёд, невыделанные кожи, смолу, керамику. Торговцы Северной Европы, активно пользуются речным маршрутом, чтобы сбыть богатым византийцам, награбленное викингами, во время походов. Везут в Константинополь и в другие крупные города, ценимый в империи янтарь с Прибалтики, качественное шведское железо и оружие, моржовую кость, меха.

Благодаря развитию торговли, стали развиваться и территории, по которым проплывали караваны с товарами. Возникали поселения,строились пристани, укрепления, небольшие верфи. Началось освоение территорий нижнего Приднепровья, где в устье была возведена крепость Олешье, которая стала опорным пунктом в торговле с Южной Европой и Малой Азией. Со стороны Византии этим путем в Древнерусское государство прибывали первые священники, иконы, книги.

Первые послы тоже прибывали на Русь по Днепру. Академик Лихачев в своих трудах, высказывал теорию, что речной путь из «варяг в греки» в X-XII веке был основным европейским транспортным коридором с севера на юг, с очень большим оборотом и его значение для всей европейской торговли было уникальным. Благодаря транзитному положению в это время очень разбогатели древнерусские города Великий Новгород, Киев, Чернигов, Смоленск. Славянские мастера научились строить более совершенные суда, называемые ладьями. На карте-схеме Древней Руси легко проследить,что государство расширялось по маршруту варяжского пути.

В течении почти 250 лет речной коридор от Балтики до Византии успешно использовался — развивал торговые, религиозные, культурные связи между Северной и Южной Европой. Но в первой половине XIII века движение по нему прекратилось. На это есть несколько причин: нашествие кочевников в среднее и нижнее Приднепровье, начинающийся затяжной кризис Византийской Империи и новые торговые пути с севера на юг, проложенные через другие реки.

Запомни главное

  • «из варяг в греки» – это основной торговый, транспортный и культурный коридор, который связывал Русь со всей Северной Европу с Византией в X — XII веках.
  • маршрут проходил из Балтийского Моря до Черного, по рекам, в том числе самый протяженный участок, по Днепру.
  • Название пути дал летописец Нестор в своей «Повести Временных Лет»
  • Хотя, «путь из варяг в греки» активно просуществовал, чуть более 250 лет, но за это время дал колоссальное развитие Древнерусскому Государству.

Стоит сказать, что на наших курсах подготовки мы разбираем углубленно все эти темы. Именно поэтому наши ребята получают не меньше 90 баллов за одну дисциплину на реальном егэ. .

Возникший в конце IX начале Х в., путь этот соединил северную Русь с южной, Прибалтику и Скандинавские страны с Византией. Как указывалось в "Повести временных лет", он шел "Из грек (Черного моря) по Днепру и вверх Днепра волок до Ловати, по Ловати внити в Ильмер (Ильмень) озеро великое из него же озера вытечет Волхов и втечет в озеро великое Нево (Ладожское) того озера внидеть устье (так называет летописец Неву) в море Варяжское (Балтийское)". Но такой волок невозможен, ведь верховья Днепра и Ловати нигде не соприкасаются, к тому же между Ловатью и Днепром находится Западная Двина. По-видимому, в "Повести временных лет" допущен пропуск и путь проходил по Балтийскому морю, Неве, Ладожскому озеру, Волхову, озеру Ильмень, Ловати, Кунье, Сереже, волок в Торопу, далее по рекам Торопе, Западной Двине, Каспле, озеру Касплинское, волок в речку Катынь и по Днепру в Черное море.

Среди историков существовало также мнение, будто путь "из варяг в греки" распадался на три основных направления: 1) Смоленско-Новгородско-Балтийское - по нему, начиная с XIII в., шла основная торговля с Ганзой; 2) "греческое" - по нему до половины XIII в. осуществлялись сношения Киева с Византией; 3) Киево-Новгородское - использовавшееся главным образом для внутренней торговли и сношений.

Путь "из варяг в греки" был связан и с другими водными путями Руси. Из Западной Двины можно было пройти в Прибалтику, в море Варяжское, а по выходе в Черное море сразу открывались три направления.

Направления путей.

1. Прямо, вдоль побережья в Царьград (имело наибольшее значение в Х--XI вв.). Из Северной Руси возили лес, меха, мед, воск, из Скандинавии - оружие, художественные изделия, из Южной Руси -- хлеб, изделия из серебра, а из Византии - ткани, книги, вина и пряности. По сведениям Константина Багрянородского (X в.) кривичи и другие племена весной возили в Смоленск, Чернигов большие долбленые ладьи на 30 - 40 человек - однодеревки, которые затем сплавляли по Днепру в Киев. Там их переоборудовали, загружали и отправлялись на них вниз по реке.

Пройдя волоком Ненасытецкий порог, а также узкое скалистое место - Крарийскую переправу, купцы делали остановку на острове Хортица, где, оснастив ладьи парусами, проходили лиман и плыли вдоль побережья Черного моря до Царьграда.

  • 2. От устья Днепра налево (на восток), через Перекопский перешеек Крыма в Азовское море, где существовал древний канал, "но с течением времени канал засыпался и обратился в густой лес" (Константин Багрянородский). Далее путь шел вдоль северного побережья Азовского моря к устью Дона, вверх по Дону, затем, по его левому притоку - Иловле, волок к правому притоку Волги - Камышинке и вниз по Волге в Каспийское море.
  • 3. Направо к устьям Южного Буга, Днестра и Дуная, ведущим в Западную Европу.

Благодаря большому количеству рек и озер северо-запад служил в древности своеобразным транспортным узлом. На Валдае сходятся верховья Днепра, Западной Двины, Ловати, Волги с близко текущими друг от друга притоками, что позволяло создать ряд путей с волоками из одного бассейна реки в другой.

Отсюда начиналось множество водных путей, связывавших центр тогдашней Руси с путем "из варяг в греки", а также ведших на север и восток. О существовании таких путей говорят названия населенных пунктов - Волок, Переволока, Наволок и др.

Значение путей.

Начало функционирования пути «из варяг в греки» относят к самому началу X века. Наибольшее значение путь имел в X -- 1-й трети XI вв. , то есть во времена княжения Святослава Игоревича и Владимира Красное Солнышко. Во 2-й половине XI -- начале XII вв. усилились торговые связи Руси с Западной Европой, и путь «из варяг в греки» уступил место Припятско-Бужскому, Западно-Двинскому и др.

Вначале этот путь, как и параллельные ему, использовались варягами для грабительских набегов на экономически и культурно более развитые города и страны Европы, а также Византию. Впоследствии этот путь стал важным торговым маршрутом между Скандинавией, Северной Европой, богатой Византией, Востоком.

По мере освоения этого пути варяги расселялись на прилегающие к нему земли и ассимилировались с заселенными славянскими, балтскими и финно-угорскими племенами. Существовавшие сильные славянские племенные союзы, которые вели суровую борьбу с германскими племенами. В пору создания племенных союзов у восточных славян прибалтийские славяне уже имели государственные образования с князьями, дружинами, детально разработанной языческой религией, очень близкой к восточнославянскому язычеству. Отсюда и шли постоянные переселения на восток, на берега озера Ильмень. Приглашение Рюрика на княжение у ильменских словен в городе Ладоге. Затем он перешёл в Новгород, что и способствовало дальнейшему развитию государства-княжества династии Рюриковичей. Случай этот был весьма типичен для всей европейской истории. Сохранились сведения, что приглашенные князья были родственниками прежней местной княжеской династии приильменских словен. Сначала в Новгороде (Рюриково Городище) и Старой Ладоге, а затем в Смоленске и Киеве.

Со временем значение торгового пути падало. Раздробленность Руси, централизация стран Скандинавии, упадок Византии, когда в 1204 году крестоносцы разрушили Константинополь и центр мировой торговли переместился в Венецианскую республику и, наконец, окончательно пришел в упадок, когда ордынцы захватили Нижнее и Среднее Поднепровье, и положили конец пути «из варяг в греки».

Основные плавательные средства.

Скандинавы для торгового плавания по Балтийскому морю и впадающим в него рекам использовали суда типа небольших кнорров, а с XII в. -- шнеккеры (новгородцы называли их «шнеками»). Достоинством северного пути была возможность пройти шхерами, то есть почти не выходя на открытое морское пространство, от берегов нынешней Швеции до устья Финского залива. Это позволяло использовать относительно небольшие корабли, которые могли подняться по рекам до Новгорода, где часть товаров продавалась, часть покупалась, а все грузы переваливались на более мелкие суда, пригодные для плавания по небольшим русским рекам.

Древние русские суда, использовавшиеся для плавания как по рекам, так и морям, принято называть общим термином ладья (лодья). Также существовали «корабли», насады, скедии, бусы и шитики. По сведениям Константина Багрянородного (X век) кривичи и другие племена весной возили в Милиниску (Смоленск) и Чернигогу (Чернигов) большие долбленые ладьи на 30-40 человек -- однодеревки, которые затем сплавлялись по Днепру в Киев. Здесь их переоборудовали, загружали и отправляли вниз по реке. По прошествии порогов, на острове Хортица или Березань ладьи оснащались парусами для плавания берегом Чёрного моря. На местах переволок -- в районах Торопца и Смоленска, очевидно, существовала инфраструктура, связанная с волоками -- бечевники в мелководных верховьях рек, древесный ход с дрогами на самом волоке и обслуживающие их люди и животные; здесь же были и верфи для небольших речных ладей.

Для плавания по Чёрному морю использовались и византийские торговые суда средиземноморского типа. Они не имели специального наименования и назывались просто «наус», то есть корабль.

Проводка кораблей по шхерам, заливам и рекам осуществлялась под руководством людей особой профессии: по-варяжски их называли штурманами, по-славянски -- кормчими, корщиками, а по-гречески -- кибернетами.

Путь «из варяг в греки» - условное название водного пути, который пролегал по рекам и вел из Балтийского моря в Черное, к берегам Византии. Это был один из ключевых маршрутов , важный для ее торговых и культурных связей.

Одно из самых известных древнерусских свидетельств о пути «из варяг в греки» содержится в Повести временных лет монаха Нестора: «Тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Неро, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река» . Несмотря на такое подробное изложение маршрута и данные исторических дисциплин, определить точную географию пути современная наука не может.

Историки продолжают спорить, кто же первым проложил этот маршрут. Сам Нестор описал его изначально, скорее, как путь «из греков в варяги», сделав акцент на движении с юга на север. Некоторые участки пути подразумевали плавание против течения рек, что до сих пор вызывает сомнения у исследователей. Тем не менее путь, вероятнее всего, был инициирован жителями северных земель. В течение IX столетия почти все регионы Европы затронула экспансия скандинавов, так называемое движение . Проникнув на север Восточно-Европейской равнины, викинги встретились со славянами, а один из их именитых конунгов - - стал во главе ильменских словен. Кроме того, одной из теорий происхождения самого термина «Русь» является «северная» концепция. Согласно ей, словом, образованным от скандинавского глагола «грести» в финском варианте ruotsi , называли себя дружины викингов, проходивших на гребных судах по рекам.

Что касается конкретных имен, если верить средневековым скандинавским сагам, слава первооткрывателя пути «из варяг в греки» принадлежит датскому конунгу Эйрику Путешественнику. Сага гласит, что вождь искал Одаинсак - мифические сады бессмертия, которые, по преданию, находились где-то на Востоке. В их поисках Эйрик Путешественник преодолел множество преград и оказался на территориях будущих Руси и Византии. События этой саги подтвердила и археология: ученые обнаружили в местах следования конунга скандинавские предметы быта, характерные для Средневековья.

Альтернативная точка зрения на этот вопрос принадлежит шведским ученым. Они утверждают, что путь «из варяг в греки» был известен раньше событий саги почти на 100 лет. Ученые приписывают открытие пути Ивару Видфамме - еще одному древнескандинавскому конунгу, побывавшему в Константинополе. Однако эта версия не подтверждается материальными находками.

В целом путь «из варяг в греки» стал магистральным как для формирования древнерусского государства, так и для торгового и культурного обмена между северными и южными странами. Он пережил свой расцвет при древнерусских князьях Святославе и Владимире Святом в X–XI веках, а окончательно лишился своего значения после захвата Нижнего и Среднего Поднепровья во время монгольского нашествия.

И рад бы в рай, да дверь то где?

Некрасов Николай Алексеевич

Становление государственности у Восточных славян принято связывать с выгодным географическим положением, в результате которого страна соединяла Север и Юг Европы, получая уникальные возможности для торговли. Выгодность положения связана с тем, что на территории проходил знаменитый путь из варяг в греки . Путь получил такое название, поскольку связывал Варяжское (Балтийское) море и Византийский (греческий) город Константинополь. Благодаря выгодному торговому положению вдоль Пути возвысились такие города как Новгород, Смоленск, Любеч, Чернигов, Киев.

Исторические источники

В отечественной истории вопрос торгового пути из варяг в греки рассматривается поверхностно. В результате многим известно, что этот путь был, но никаких деталей о нем неизвестно. Понять это легко, поскольку в школьных учебниках этому вопросу уделяется всего несколько абзацев, где говорится, что этот путь создал фундамент для образования государства Руси. Причем этот аргумент используется как в норманнской, так и в антинорманнской теории.

В исторических документах есть 2 источника, в которых прямо говорится о наличии торгового пути с севера на юг Европы:

  • Книга «Об управлении империей», глава 9 «О росах, отправляющихся с моносилами в Константинополь». Это книга византийского императора Константина 4.
  • Повесть временных лет. Историческая достоверность этого источника ненадежна, тем не менее рекомендую почитать отрывок из этой книги, где в данном торговом пути появляется еще 1 пункт назначения - Рим.

Получается, что Повесть временных лет не может использоваться в качестве источника. В этом документе говорится, что торговый путь шел не с севера на юг. Он шёл из Варяжского (Балтийского) моря к Риму, оттуда в Царьград и только потом к Днепру и вновь к Варяжскому морю. Поэтому обратимся к книге «Об управлении империей», которая считается более достоверной и именно по ней в основном и изучают ПВГ. Этот исторический источник очень объемный, но тезисно его основные положения касательно торгового пути:

  • Плавание происходило в июне.
  • Торговый маршрут был регулярным.
  • В качестве плавательных средств использовались лодки однодревки.

Маршрут пути и его особенности

Маршрут пути из варяг в греки включает в себя озера, реки и моря. Его изучения важно для понимания существования этого торгового пути. Ведь протяженность его очень велика и он соединяет большие территории. И это все в 9 веке.

Маршрут пути:

  • Балтийское (варяжское) море
  • Через реку Неву в Ладожское озеро
  • Через реку Волхов в озеро Ильмень
  • Река Ловать
  • Река Днепр
  • Через Черное море на Царьград/Константинополь/Стамбул

Географически действительно происходит соединение Северной и Южной Европы. Но есть важный момент - путь по Волхову и Ловати осуществляется против течения . А если рассматривать обратный путь (из Черного моря в Балтийское), то весь путь по Днепру идет против течения . Напрашивается вывод, что уже в 9 веке славяне должны были обладать кораблями, которые могли преодолевать большие расстояния против течения.
Внимательное рассмотрение Пути позволяет заметить, что соединения рек Ловать и Днепр нет. Путь между реками преодолевался сухопутно (волоком), а ведь это большое расстояние. Более того, таких волоков было 2: первый из Ловати в Двину, а второй из Двины в Днепр. Есть еще две нестыковки, касающиеся Днепра:

  • Это одна из крупнейших рек Европы, и на ней множество порогов. Сквозное судоходство по Днепру началось только в 1932 году, после строительства Днепрогэс, в результате чего образовалось Днепропетровское водохранилище и пороги выровнялись.
  • В устье реки нет порта. У любой реки, по которой осуществлялось судоходство имелся порт в устье реки. Такой порт есть на Дону, у Двины, на Волге и других реках. На Днепре порта нет.

На чем плавали из варяг в греки

Рассматривая маршрут торгового пути,в большинстве источников он просто описывается, но не проверяется. Мы уже говорили о странностях движения против течения и специфики судоходства по Днепру. Допустим, что все это незначительно и путь из варяг в греки действительно проходил по тому маршруту, который сегодня всем известен. Тогда возникает другой вопрос - на каких кораблях или других плавательных средствах осуществляли торговый путь из Балтийского моря в Черное? Ведь такие плавательные средства должны были быть пригодными для судоходства по морю, по рекам и по озерам. На флоте такие корабли называют классом «озеро - море» и «река - море». Впервые корабли такого класса появились в 20 веке. Поэтому обратимся к первоисточникам, чтобы разобраться на чем плавали славяне. В книге «Об управлении империей» императора Константина 4 говорится, что росы плавали на лодка однодревках. Еще их часто называют долбенками. Таки лодки строились из цельного куска дерева, откуда выдалбливалась оснастка. Внешний вид таких лодок примерно такой.


На такой лодке можно плавать по озерам, с ограничением - по рекам. Но как на такой лодке плавать по морям? Более того, в плавании брались товары, инструменты, продовольствие. На таких лодках этого просто не увести. В историческом музее Москвы выставлен экземпляр лодки однодревки - высота бортов - 70 сантиметров, длина - порядка 6 метров, толщина бортов - 1 сантиметр. Абсолютно непонятно, как на таких лодках можно было плавать на такие дистанции.

О чем это говорит

Исторические источники указывают, что путь из варяг в греки существовал, но сведения о нем настолько скудные, что нельзя однозначно ответить на вопрос где этот путь проходил, как по нему передвигались, зачем плавали в Царьград и как возвращались назад нет. Есть только обобщенные сведения. Все это говорится не для того, чтобы поставить под сомнения древнюю историю России, а чтобы показать, что в трактовке этого Пути не все однозначно. Мы просто перечислили факты, а выводы каждый делает сам.

Вопросы на засыпку

Наши предки в далекие времена национальность человека и название целого народа писали с большой буквы, проявляя тем самым уважение к предкам, к роду, к нации и к национальности, то есть к тому, кем себя человек ощущает и с кем соотносит, то есть идентифицирует.

В начале ХХI века на Российском телевидении можно было встретить незамысловатые передачи, где показывают негра, отбывающего наказание в колонии, а он доказывает, что он русский. Тележурналист то ли по неопытности, то ли от недалекого ума ставит под сомнение его национальность: «Ты – русский?» А он, действительно, русский, потому что родился от российской женщины, вырос в русской деревне, знает только русский язык, знаком только с русской культурой, если знаком. Впрочем, владение русским матом – это тоже факт приобщения к определенной культуре. Во Франции, в Германии или в США такая постановка вопроса о национальности невозможна: немец, к примеру, сегодня может носить любой цвет кожи. В США журналиста, поставившего такой вопрос, затаскали бы по судам.

Еще в документах XVIII века можно встретить, что Половца, Грека или Фряга писали с прописной буквы. Во времена Пушкина эта традиция уже была забыта, а потому с маленькой буквы у него найдем и фина, и турка, и еврейку, и цыганку, и француза. Сегодня фраза «из варяг в греки» состоит из строчных букв, не то, что ранее, если, конечно, существовал реальный путь из Балтики в Черное море по воде и по волокам.

В какие времена произошел отказ от традиции и почему? Это предстоит еще выяснить.

О пути «из варяг в греки» я, к примеру, узнал в четвертом классе, когда мы начали изучать отечественную историю, и наша учительница требовала, чтобы мы показывали этот путь по карте.

Почти все историки, освещающие период домонгольского развития России или Киевскую Русь – Карамзин, Нечволодов, Романов, Ключевский и другие – повторяют известную мысль, не пытаясь проверить, насколько она верна, и привести систему доказательств «за» или «против». Вслед за ними все берут на веру и другое положение, что Новгород Великий на реке Волхов в прошлом был оживленной торговой столицей большого государства.

В энциклопедии Брокгауза и Ефрона отмечается, что своего флота новгородские купцы не имели, нанимали в основном ганзейские суда: «Иностранцы привозили металлы, соль, сукна, полотна, изделия (кроме оружия), а вывозили меха, воск, сало, коноплю и др. сырье».

Обратим внимание: новгородские купцы считались очень богатыми, однако они не имели средств, чтобы содержать свою армию, как правило, отмечается во многих источниках, новгородцы откупались от тех, кто собирался на них нападать. Получается, что ни армии, ни флота новгородцы и не имели. За счет чего же формировалось их богатство?

Заметим: новгородская земля не очень-то богата природными ресурсами и сегодня. Думается, такая же ситуация была и в прошлом. Почвы заболочены, дерново-подзолистые. 50 процентов территории занято лесами: ель, сосна, береза, местами дуб. Много пойменных лугов и торфяных болот. Осадков выпадает много – до 700-800 мм в год. Вегетационный период – 119-132 суток, так что земледелием всерьез не займешься. Ни золота, ни железа здесь не добывают. Много глины, из нее можно делать кирпичи, для себя, но не на экспорт: много ли можно вывезти на речных судах, да еще принадлежащих иностранцам?

Возникают и другие вопросы. Что производили новгородцы на экспорт? Из чего складывалось баснословное богатство новгородских купцов? Насколько возрастает стоимость товаров, которые привозят в Новгород, если в пути приходится преодолевать два-три волока по 20 и более километров? Не слишком ли много преувеличений и в былинах о Садко, который не смог превысить богатств купцов новогородских? Действительно ли богат был сам Садко, заморский гость?

Поставим под сомнение и еще одно авторитетное мнение авторитетных отечественных историков. Вот, к примеру, Василий Ключевский указывает, что Новгород Великий «расположен по обеим сторонам реки Волхов, недалеко от истока ее из озера Ильмень. Новгород составился из нескольких слобод или поселков, которые сначала были самостоятельными, а потом соединились в одну большую городскую общину. Следы этого самостоятельного существования составных частей Новгорода сохранялись и позднее в распределении города на концы».

Взглянем на карту современного города Новгорода, и мы убедимся, что исторически город компактен, а его «концы» условны, как и в любом другом городе. Я вырос в Кыштыме, город на 50 – 60 тысяч жителей,сейчас и того меньше, состоит из двух частей: Верхнего Кыштыма и Нижнего Кыштыма, эти части заметны, несколько отдалены друг от друга, но городское управление во все времена было единым. Но в каждой части были свои концы: Солонцы, Шуранка, Егоза, Остров, Шанхай, Заречье, Коноплянка, Карпинка и другие. Значит ли это, что у каждого конца должны быть свои органы самоуправления?

В. Ключевский называет несколько концов Великого Новгорода.
По восточному берегу Волхова:
Торговый
- Плотницкий
- Славенский
По западному берегу Волхова:
Софийский (великий)
- Гончарский (Людин)
- Загородский
- Неревский

В 1211 году в Новгороде числилось 4300 дворов. Это меньше, чем в заводском Кыштыме XIX или XX века.

Самым доходным занятием новгородцев, читаем мы в энциклопедии Брокгауза и Ефрона, была торговля, внутренняя с Русью и внешняя (с варягами, с островом Готландом, с Любеком и друг.)

Повторим вопрос: за счет чего богато жили новгородцы, если не имели богатых природных ресурсов, не имели своей армии, а нанимали чужие, не имели своего торгового флота, а приглашали немецкий? И как тут не вспомнить другую пословицу из сферы торговли: «За океаном телушка – полушка, да рубль перевоз».

Такое ощущение, что история Великого Новгорода шита не очень грамотными историками да еще разноцветными нитками. Чем больше времени проходит, тем больше сомнений в подлинности всего того, что создано здесь.

Откроем энциклопедию «Города России» и посмотрим иллюстрации к статье о Великом Новгороде, а также иллюстрации в Большой Советской энциклопедии (любого издания). Кстати, великость города доказана соответствующим указом Президента России. Богатых особняков или роскошных храмов здесь нет. Архитектура проста и сурова. Такие храмы строили в монастырях или небольших городах. Столичным духом от такой архитектуры нисколько не веет.

Ну не могли очень богатые купцы ютиться в бедных лачугах или в каморках при сараях с добром на многие сотни пудов золота.

Новгородский кремль тоже не представляет из себя ничего столичного.

Как же мог этот город быть вторым центром Руси и даже одержать верх над Киевом?

Кострома, Владимир, Ярославль, Псков, Смоленск, Суздаль, Ростов, Нижний Новгород, Казань, Воронеж. В этих городах и крепостные стены повыше, и храмы попышнее, и башни покрепче. Какими же качествами привлекал Новгород заморских купцов?
Зарождается сомнение. А был ли Новгород крупным торговым центром России? А был ли Новгород вообще столичным городом? Может быть, сила и слава Великого Новгорода лишь на бумаге, как и славная история античной Греции и античного Рима?

Рассмотрев одну из важнейших точек на пути «из варяг в греки» – Великий Новгород, откроем современные карты России и совершим заочное (виртуальное) путешествие из Великого Новгорода по маршрутам, которые указаны историком Василием Ключевским в его трудах о древней Руси, и в былине о Садко. Начнем с последнего.

Садко – богатый заморский гость, он стал еще богаче, когда выменял свои три золотые рыбки из озера Ильмень на товары новогородские.

«Построил Садко тридцать кораблей…
Свалил товары новогородские,
Поехал Садко по Волхову,
Со Волхова во Ладожско,
а со Ладожска во Неву-реку,
а со Невы-реки во сине море.
… Как поехал он по синю морю,
воротил он в Золотую Орду,
Продавал товары новогородские,
Получал барыши великие».

Это цитата из былины о Садко, изданной «Детской литературой»..

Стоп. Что купил и что продавал Садко, какие-такие товары новогородские, чтобы получать барыши великие?

И еще стоп. Известно из истории, что столица Золотой Орды Сарай-Бату, а позже – Сарай-Берке находилась на Нижней Волге. Чтобы из Балтики попасть в Орду, надо ехать или снова мимо Новгорода, или огибать пол-Европы: Балтика, Северное море, Атлантика, Ла-Манш, снова Атлантика, Гибралтар, Средиземное море, Черное море, Азовское, река Дон, а после волоком в Волгу. Гигантский путь. Рубль за перевоз…

Почему же былинный герой не воспользовался ближней дорогой «из варяг в греки»? Если верить былине, то Садко трижды ездил (плавал в Орду) все тем же путем, через Балтику.

А как добирался в Орду национальный герой Александр Невский? Тоже через Балтику? Оказывается, нет. Он плавал по Волге. На обратном пути заболел и принял схиму возле Городца, что рядом с Нижним Новгородом. Когда он умирает в пути, то тело его понесли во Владимир, столицу земли Суздальской. Но это опять же не путь «из варяг в греки».

В. Ключевский, ссылаясь на «Повесть временных лет» отмечает, что «хозяйственная жизнь населения в этом краю направлялась одним могучим потоком, Днепром, который прорезывает его с севера на юг… Днепр был главной хозяйственной артерией, столбовой торговой дорогой для западной полосы равнины: верховьями своими он близко подходит к Западной Двине и бассейну Ильмень-озера, т.е. к двум важнейшим дорогам в Балтийское море, а устьем соединяет центральную Алаутскую возвышенность с северным берегом Черного моря». И еще там же: «по Днепру с незапамятных времен шло оживленное торговое движение, толчок которому был дан греками».

В. Ключевский дал перевод из «Повести» о начале Руси: шел «путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, и верх Днепра волок до Ловоти, по Ловоти внити в Ильмень озеро великое, из него же озера потечет Волхов и втечет в озеро великое Нево и того озера внидеть устье в море Варяжское, и по тому морю ити до Рима, а от Рима прити по тому же морю ко Царюгороду, а от Царягорода прийти в Понт море, в неже втечеть Днепр река».

Итак, получив подробное описание «из Варяг в Греки», сделаем отправной точкой столицу Незалежной Украины Киев. Отправляемся на юг, вплываем в Черное море, плывем до Стамбула (Istambul), а там за Босфором можно плыть и в нынешнюю Грецию, и в нынешний Рим. (Подчеркиваю слово нынешний, ибо неизвестно, где находились эти объекты лет 500 назад, ибо географические названия в эпоху до книгопечатания не были зафиксированы за каким-либо одним объектом, а могли передвигаться по планете.

Часть нашего пути по карте из Варяг в Греки прошла успешно. Отправляемся в другую сторону, на север, вверх по Днепру: Киев, Речица, Жлобин, Рогачев, Могилев, Орша, Смоленск, Дорогобуж, Верходнепровский. Далее мы упираемся в Бельскую возвышенность.
По притокам Вопь и Вопря можно подобраться к Ельше и Каспле, притокам Западной Двины. И через волоки попасть в Западную Двину.

По притокам Сож - Остер можно подойти к Десне.

По притоку Вязьма – к Касне и Вазузе, а это притоки Волги.

Словом, по рекам и речкам из Днепра с небольшими – до 20 километров – волоками можно попасть в Западную Двину и Волгу. Впрочем, в условиях гужевого транспорта волок в 20 километров может стать проблемным, это же один день пути, трудного пути.

Однако есть вопрос, на засыпку. Зачем делать значительный крюк в сторону Ильмень-озера и Великого Новгорода, если по Западной Двине проще попасть в Варяжское море, а из него морским путем в Рим? Через волоки можно пробраться и в волжские города. При любом раскладе Великий Новгород оказывается чужой спицей в колеснице.

Какие выводы следуют? Реального пути «из Варяг в Греки» не было и не могло быть в силу географического положения Великого Новгорода. Эта же причина заставляет усомниться и в обширных торговых связях этого города, а так же в том, что он мог стать столицей могучего государства.

Видимо, Новгородом был другой город или группа городов, которые в силу своего географического положения могли контролировать какие-то важнейшие торговые пути, без которых ганзейские купцы обойтись не могли, потому они дают этому городу в аренду свой флот. Но эта версия грешит отсутствием логики.

Ну, хорошо, русские в целях конспирации и защиты своих интересов могли построить столицу среди болот и лесов, но ганзейские-то купцы куда смотрели? Неужели они могли предоставить свои суда тем, кто сам изготовить, произвести ничего не мог, а наживал огромные барыши за счет перепродажи товаров? Почему сами ганзейцы не использовали торговую маржу? Количество вопросов нарастает с невероятной скоростью, а ответов в рамках традиционной истории и традиционной хронологии на них нет.

А это значит, что в истории кто-то что-то преднамеренно напутал, выдал желаемое за действительное или спрятал какие-то концы. Но зачем и почему? На эти вопросы предстоит еще ответить.