Биографии Характеристики Анализ

Проактивное и реактивное мышление, поведение и управление. Реактивная и проактивная модели поведения в бизнесе

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости моего блога. Сегодня я расскажу вам о таком психологическом свойстве, как проактивность. Если Вы не хотите быть марионеткой внешних обстоятельств, а хотите стать автором событий своей жизни, то эта статья для Вас. Ведь проактивность — это независимая свобода выбора, и при желании, каждый может развить в себе это качество.

Понятие “проактивность” было введено австрийским психиатром Виктором Франклом, автором книги “Сказать жизни “ДА”. Эту прекрасную книгу он написал после пребывания в нацистском концентрационном лагере. Именно навык проактивности помог ему пережить это тяжелое время, и при этом не потерять внутренней свободы и смысла жизни. Так что же такое проактивность?

Проактивность — это способность человека осознанно выбирать свои реакции на внешние раздражители. Другими словами это определение значит — независимая свобода выбора и принятие ответственности за свою судьбу. Потому что свобода без ответственности порождает хаос.

Проактвиность и реактивность — два отношения к жизни

Проактивность и реактивность это два противоположных подхода к жизненным обстоятельствам.

Реактивность — это пассивное отношение, неосознанная реакция на происходящие события. Проактивность — это осознанный контроль над своими эмоциями и поступками.

Реактивный человек плывет по течению. Его настроение зависит от внешних обстоятельств. Накричал начальник или испортилась погода — его настроение тоже испортилось. Проактивный человек берет ответственность за свою жизнь в свои руки. Даже если он не в силах повлиять на сложившуюся ситуацию, он сам выбирает свое отношение к ней.

Эти 2 типа личности можно легко определить по их высказываниям.

Высказывания, свойственные для реактивного и проактивного человека:

  • я ничего об этом не знаю--->где я могу найти информацию об этом?
  • вот такой я человек--->я могу выбрать другой подход
  • меня это раздражает--->я контролирую свои эмоции
  • меня никто не послушает--->я могу подобрать подходящие аргументы
  • я не умею--->я научусь
  • я вынужден--->я предпочитаю

Как видно из этих высказываний для реактивного типа личности свойственно находить отговорки и причины своего бездействия. Такие люди могут обвинять свое окружение, свое воспитание и даже погоду. То есть они пытаются снять с себя ответственность за свою жизнь.

Для чего нужна проактивность

В книге Стивена Кови “7 навыков высокоэффективной личности” принцип проактивности стоит на первом месте. Это качество — залог успешности.

Разберем ситуацию на примере. В стране кризис, цены подорожали. Реактивная реакция на данное событие: обвинение правительства, жалобы на нехватку денег. Проактивная реакция: забота о повышении своего дохода.

Посудите сами, вторая позиция более эффективна. Если Вы не можете повлиять на ситуацию (а я думаю, Вы не можете снизить уровень цен), то необходимо сместить акцент своего внимания. Вместо того чтобы впустую растрачивать свою энергию на жалобы, проактивная личность направляет ее в более полезное русло.

Еще одно неоценимое преимущество данного качества — личностное развитие. Это хорошо иллюстрирует цитата Виктора Франкла: “Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю”. Реакция проактивного человека основывается не на первичных импульсах, а на внутреннем выборе и личностных ценностях.

Как развить проактивность в себе

В первую очередь, для того чтобы воспитать проактивность в себе, необходимо принять на себя ответственность. Перестаньте винить во всем неудачные обстоятельства и свое окружение. Станьте капитаном своей жизни и возьмите штурвал в свои руки.

Во-вторых, старайтесь проявлять инициативу и быть активным. Как говорится, кто хочет действовать, тот находит возможности, а кто не хочет — ищет оправдания.

И в-третьих, выполняйте упражнения на развитие лидерства и проактивности.

Упражнение на проактивность

На протяжении 30 дней выполняйте следующие практические предложения, это может развить проактивность и сделает ее неотъемлемой частью вашей жизни.

  1. Выше я привел примеры реактивных и проактивных высказываний. Наблюдайте за своей речью и постарайтесь убрать из своего лексикона деструктивные выражения и заменить их на конструктивные.
  2. Давайте себе обещания выполнить что-то полезное для себя. Это может быть упражнение в йоге, обучение какому-то языку и т.д. Выполняйте свои обещания и уделяйте хотя бы 30 минут в день на выбранное занятие.
  3. Перед сном анализируйте свой день и отслеживайте свои реакции. Если в какой-то ситуации вы повели себя реактивно, то нарисуйте в своем воображении, что вы реагируете проактивно. Пообещайте себе, что в следующей схожей ситуации вы будете действовать именно так.

Примеры проактивности

Принципы проактивности применимы не только для успешной работы, но и во всех других сферах жизни.

В отношениях

Хороший пример проактивности в отношениях привел Стивен Кови. Как-то раз после семинара к нему подошел мужчина и сказал:

  • То что вы рассказываете не всегда применимо в реальности, вот например, моя семейная жизнь. Мы с женой разлюбили друг друга, что делать в такой ситуации?

На что Кови ответил ему:

  • Любите ее.
  • Но я ее уже не люблю.
  • Так полюбите ее!
  • Нет, вы не понимаете, никаких чувств больше нет.
  • Это вы не понимаете. “Любить” — это глагол, то есть это действие. Любите ее, цените, уважайте, служите ей и жертвуйте ради нее.

Если вашими действиями могут управлять только чувства, а не осознанный выбор, то вы в очередной раз сняли с себя ответственность за свою жизнь.

В психологии

В психологии есть один интересный тест для детей. Ребенку показывают картинку, на которой изображен мальчик, споткнувшийся об лавочку. Психолог задает вопрос: “Кто виноват?” Дети 3-4 лет обычно отвечают — скамейка. После 5 лет отвечают: мальчик, который не увидел скамейку.

Это тест на внутреннюю зрелость. Но есть и множество реактивных взрослых, у которых отношение к жизни как у трехлетних детей, и во всем виновата скамейка, т.е. внешние факторы.

В менеджменте

На западе существует множество тестов и тренингов на проактивность. Так как это считается одним из главных качеств успешных менеджеров и руководителей. К сожалению, в России к этому относятся по-другому, и порой проактивных людей считают выскочками с высокими амбициями.

Но на самом деле, работники с такими качествами способны не только подняться по карьерной лестнице, но и могут продвинуть вперед всю компанию. Так как проактивность — это одно из условий для эффективной реализации задач.

Надеюсь, эта информация была для Вас полезной, и Вы почерпнули для себя что-то новое и интересное. Оставляйте свои комментарии и делитесь с друзьями в социальных сетях. С уважением, Руслан Цвиркун.

Если вы просто реагируете на обстоятельства, опираясь на свои чувства, то ваше поведение является реактивным. К примеру, если на улице плохая погода, то ваше настроение падает. Если на улице солнечно и светло, то у вас настроение поднимается. То есть

Как вы реагируете, когда сталкиваетесь в жизни с проблемами или сложностями –

поддаетесь своим чувствам или же стараетесь удержаться от эмоциональных всплесков?

Если вы просто реагируете на обстоятельства, опираясь на свои чувства, то ваше поведение является реактивным. К примеру, если на улице плохая погода, то ваше настроение падает. Если на улице солнечно и светло, то у вас настроение поднимается. То есть реактивные люди зависят от внешних обстоятельств и окружающей среды, которые на них воздействуют. Кроме того, такие люди имеют склонность жаловаться на свою жизнь, на проблемы. Они ждут, что проблемы решатся сами собой.
Если же вы выбираете свою реакцию на происходящие события, исходя из своих ценностей, и мелкие неприятности не могут испортить вам настроение, то ваше поведение – проактивное. К примеру, для вас ценностью является качество выполненной работы. И если вы хорошо поработали, у вас будет хорошее настроение независимо от внешних обстоятельств. Здесь ваше эмоциональное состояние будет зависеть лишь от вас самих. Также проактивные люди берут на себя ответственность за происходящие события. Вместо жалоб они спрашивают себя: «Как я могу изменить эту ситуацию? Что я должен сделать, чтобы решить эту проблему?».

Как вы считаете, какое поведение показывает лидер?
Естественно, проактивное!

Хотите определить, реактивный вы человек или проактивный? Это очень легко. Достаточно просто вслушаться в свою речь.


Реактивные люди используют следующие высказывания:
- я хотел бы этим заняться, но у меня нет времени;
- у меня нет необходимой информации;
- я раньше этим не занимался и ничего об этом не знаю;
- у меня нет необходимых связей;
- у меня нет денег, чтобы начать это дело;
- они все равно не поддержат мое предложение;
- никому это не надо;
Опасность же таких высказываний состоит в том, что со временем эти высказывание становятся самореализующимися прогнозами. Чем больше вы употребляете реактивных высказываний, тем больше убеждаете себя в собственной безответственности и невозможности влиять на свою жизнь. На чём вы больше всего концентрируетесь, то и проявляется в вашей жизни.

Знакомо?

Если да, начните вслушиваться в свою речь и менять реактивные высказывания на проактивные:
- как я могу выделить время для этой деятельности?
- где я могу получить необходимую информацию?
- как я могу узнать об этом больше?
- как я могу приобрести необходимые мне связи?
- где я могу получить необходимые финансовые средства?
- как изменить или улучшить свое предложение, чтобы его поддержали?
- что я могу сделать сам для улучшения ситуации?

Круг забот и круг влияния.

По утверждению Стивена Кови, ведущего зарубежного консультанта, автора мирового бестселлера «7 навыков высокоэффективных людей»
КРУГ ЗАБОТ
- в жизни каждого есть то, на что мы влияем (круг влияния);
- в жизни каждого есть то, что нас заботит, но на что
мы пока не в силах повлиять (круг забот).
КРУГ ВЛИЯНИЯ
К сожалению, то, что нас очень сильно заботит, не всегда входит
в сферу нашего влияния.
Такое положение вещей вызывает всяческий дискомфорт, приводит
к страданиям и неудовлетворенности, снижению эффективности
действий, потери радость от жизни, падению общего уровня благополучия.
Проактивные люди всегда концентрируются на круге влияния, на том, что они могут изменить лично. А реактивные люди больше всего концентрируются на тех вещах, которые они изменить не могут. И, соответственно, просто жалуются на обстоятельства.
Концентрируясь на том, что вы можете изменить, вы будете расширять ваш круг влияния.
Концентрируясь лишь на круге забот, ваш круг влияния будет сужаться, так как вы будете лишь жаловаться.

Как стать настоящим лидером?


Во-первых, будьте проактивным человеком, берите ответственность за свои действия, не поддавайтесь сиюминутным эмоциям, ищите выходы из сложных ситуаций.
Во-вторых, концентрируйтесь на своем круге влияния. Как вы можете влиять на ситуацию – используйте навыки тайм-менеджмента, ставьте цели, управляйте сложными задачами, возьмите в руки управление своим временем и своей жизнью.
В-третьих, сформируйте правильное отношение к проблемам и ошибкам - признайте и извлеките урок из произошедшего, не зацикливайтесь на эмоциональном аспекте (чувство вины, гнев или агрессия, разочарование и т.п.). Любой опыт ценный именно тем, что это опыт!

Задания:
1. Ежедневно по возможности выполняйте простое упражнение: следите за своими реактивными высказываниями, задавайте себе вопросы: «А как я могу изменить эту ситуацию?». В любой ситуации, требующей разрешения, ищите те ее стороны, на которые вы можете повлиять.
2. Начните вести Дневник успеха – в своем ежедневнике или в отдельной тетради каждый день записывайте не менее 5 успехов, которых вы достигли в этот день. Это могут быть ваши достижения, комплименты окружающих, приятные эмоции, проекты и задачи, которые вам особенно удались.

Как изменить модель мышления и поведения - от реактивности перейти к проактивности? Следуя советам Стивена Кови, проанализируем свое мышление, отношение и поведение, а затем заново выстроим основы.

Проанализируйте, каким сферам своей жизни вы отдаете большую часть энергии и времени. У любого человека есть свой «набор» главных забот и важных вопросов. Все люди разные: для одних это семья и дети, для других - образование и карьера, для третьих - общественная деятельность или решение экологических проблем и т. д. Все то, что тревожит наше сознание, но не подвластно нам, Кови предлагает поместить в так называемый Круг Забот. А все то, что мы вполне можем контролировать, - в Круг Влияния. Затем смотрим, в каком из кругов оказались вещи, которые мы считаем самыми важными для себя. Реактивность - это внимание к заботам, а проактивность - к влиянию.

Ключевым показателем уровня проактивности является речь человека. «Ну что я могу с этим сделать?», «Я не могу переделать свой характер», «Мне не хватает времени», «Я вынужден это сделать» - все это мысли и суждения реактивных людей. Проактивно настроенный человек думает и говорит так: «Я могу», «Я сделаю», «Я выбираю», «Мое решение». Он всегда ищет конструктивное решение. Обращайте внимание на то, что говорите вы сами, и на речь окружающих. Мысленно отмечайте, как часто вы слышите и произносите фразы вроде «я не могу», «я вынужден», «если бы только».

Вообразите ситуацию, в которой вы можете оказаться в ближайшем будущем и, скорее всего, поведете себя реактивно. Проработайте данную ситуацию с позиции вашего влияния. Какая реактивная реакция является классической для вас в таких случаях, к каким последствиям она приводит? Какой может быть ваша проактивная реакция? Посвятите время тому, чтобы ясно представить себе образ того, как вы реагируете проактивно. Напоминайте себе о том, что между раздражителем и последующей реакцией находится свобода выбора. Дайте себе обещание, что будете постоянно пользоваться на практике этой свободой - выбирать осознанное решение с позитивными перспективами.


Выберите одну из проблем, которая тяготит вас больше всего. Это может быть рабочая или личная проблема. Установите ее категорию: проблема под прямым контролем, под косвенным контролем или вне вашего контроля. Каким будет ваш первый шаг на пути к решению проблемы в своем «Круге Влияния»? Определите и сделайте этот шаг.

Постоянно напоминайте себе, что у вас есть выбор. Вставать по утрам и ехать на работу - это ваша обязанность? Допустим, вы перестанете появляться в офисе и будете днями лежать на диване. Что произойдет? Вам не светит карьера, вы не будете получать зарплату, вашей семье будет нечего есть. Нравится такой сценарий? Скорее всего, нет, поэтому вы поднимаетесь и отправляетесь на работу - и это не обязанность, это ваш выбор. Если вы хотите чего-то иного, то новый проактивный выбор должен быть подкреплен конкретными действиями (получить новое образование, повысить квалификацию, открыть свое дело, наладить режим дня, привести в порядок дела, изменить стиль общения с людьми и т. д.).

Рассматривайте каждое событие как возможность сделать еще один шаг на пути к своим целям. Каждый день мы принимаем множество решений. Часть из них проактивны, но большинство все-таки реактивны. Устойчиво меняйте это соотношение в пользу проактивных реакций и поведенческих ответов. Не бросайте начатое - решение мыслить и жить проактивно «сделает» вам новый образ жизни, подарит более интересный круг общения и массу возможностей.

Прочитано: 7 348

Проактивный и реактивный? Вроде бы какая разница, если в обоих словах спрятался «активный» термин. А ведь большая! Реактивный и проактивный подход к жизни – настолько различаются, что нужно не только понимать разницу между ними, но и стремится к преобладанию одной поведенческой схемы. Но вот какой?

Проактивное и реактивное мышление: что важнее

Первым делом разбираемся в терминологии.

Проактивный человек – это тот, кто опирается только на себя. При любых событиях он оценивает свои действия, свои поступки и свои решения. Влияние окружающего мира для него незначительно и сведено к минимуму.

Реактивная личность , наоборот, склонна винить любые обстоятельства, которые встали у нее на пути. Хоть плохую погоду, хоть коллег, хоть детей. Всегда есть какой-то источник помех, который помешал добиться результата.

Если говорить более научным языком, то реактивный и проактивный подход различаются опорой на ресурсы. Проактивный человек видит источником ресурсов себя, реактивный находит их вне.

Из терминологии понятно, что реактивное и проактивное поведение, несмотря на красивый общий корень слова, сильно различаются. Что дальше?

Проактивные и реактивные люди: достижение результатов

Реактивная и проактивная модель поведения определяет все.

Общение в семье.

Поведение на работе.

Предпосылки к карьерному росту.

Склонность к планированию.

Любая сфера жизни зависит от выбранной схемы поведения.

Все успешные люди «идут и делают». Они ориентированы на результат, а значит проактивны.

Они просчитывают ходы наперед, оценивают риски и всегда имеют альтернативный план поведения. Им это нужно, чтобы никакие внешние факторы не повлияли на их движение.

Проактивность – это в первую очередь ответственность перед собой и принятыми решениями. А уж потом активность в плане осуществления замыслов.

Проактивный или реактивный: тест

Проактивная/реактивная позиция легко оценивается при помощи несложного теста. В нем нужно выбрать фразы, которые человек использует в разных ситуациях.

Нужно примерить оба варианта и выбрать предпочтительный. И оценить результаты.

Не стоит стремиться выбирать те сочетания, которые никогда не мелькают в голове и не звучат вслух. Это не верно. Да и не поможет дать истинное определение типа поведения.

Проактивный Реактивный
Я буду стремиться это изменить Вряд ли с этим вообще можно что-то сделать
Я изменю их мнение Их вряд ли возможно переубедит
Мне не очень нравятся люди, с которыми я работаю, но не так сильно, чтобы я принимал это близко к сердцу Меня раздражают мои коллеги
Я иду на работу Я вынужден идти на работу
Я решил (а), что поступлю именно так Мне придется поступить так из-за того, что…
Я найду время, которое посвящу этим делам Я бы помог, но у меня нет времени
Я придумаю, где найти средства для старта проекта У меня ограничены финансовые возможности, я не смогу начать этот проект
Странно, что это мало кого интересует, что сделать для того, чтобы это приносило пользу? Никому это не нужно, ну и я не буду ничего делать
Мне нужны связи. Я придумаю, где их найти Здесь необходимы определенные связи. У меня их нет
Я докажу, что лучше меня никто не сделает эту работу Мне не доверят эту работу

Что делать, если в списке есть «реактивные» фразы?

Работать с этим.

Есть простой алгоритм повышения проактивности, и если ему следовать то можно много добиться.

7 шагов к проактивной личности

Каждый из нас имеет черты и проактивности, и реактивности. Это просто манера поведения, которая легко меняется.

Хорошо, не легко. Но меняется.

Первое, что нужно – оценивать себя в каждой возможной ситуации:

  • Реактивно я себя веду или проактивно?
  • Какой правильный алгоритм поведения?
  • Что я могу сделать для повышения проактивности?

Это первый шаг.

  1. Самоанализ. Оцените не только ситуацию, но и жизнь в целом. Окружение, которое, как известно, нас формирует. Привычки близких. Типичные проблемы. Постоянные дела. Задачи, требующие решения.
  2. Работа с задачами. После самоанализа выберите самую важную задачу и сделайте по ней ряд действий. Среди них должен быть план достижения цели. Рассказ о своем плане близким.

Взятые вслух обязательства заставляют нас действовать проактивно.

Изучение опыта других. Движение к цели.

Итак, получилось 1+6 шагов к проактивной жизни. Всего 7.

Несложных и доступных любому.

Осталось их только сделать.

Вместо вывода

Суть проактивного и реактивного подхода к жизни понятна.

Одни действуют.

Вторые стонут.

Кто достигает цели, комментировать не нужно.

Осталось только решить, какой путь ваш. И привести примеры собственного проактивного и реактивного поведения, если удастся их поймать в текущих делах. Простой анализ, а получится ли? Пишите в комментариях.

Повышение эффективности отдела продаж за 50 дней Рязанцев Алексей

Реактивная и проактивная модели поведения в бизнесе

Крайне важным пунктом является прогнозирование ситуации на рынке. Надо регулярно анализировать рынок, чтобы выявить новые потребности клиента и новые тренды, тестировать новые продукты. В связи с этим приведу в пример небезызвестную компанию Kodak. Вспомните, когда вы слышали о ней в последний раз? Сегодня об этой компании мало кто знает, потому что она допустила две ошибки подряд в стратегическом планировании. Сначала Kodak не поверила в цифровые фотоаппараты и решила по-прежнему производить пленочные, осталась в этом сегменте (производство цифровой техники в свое время было дорогим). Но время показало, что цифровые технологии заменили пленочные на 99 %. Во второй раз компания не поверила в камеры мобильных телефонов: если они стоят всего несколько долларов, что на них можно заработать? Но производители не учли гигантские объемы нововведения – сейчас камера есть почти в каждом телефоне.

Существуют две модели поведения в бизнесе :

1) реактивная . Анализируя пример с компанией Kodak, можно понять, что ее поведение на рынке являлось реактивным: реакция на изменения была запоздалой. Если бы компания вложилась хотя бы в камеры для мобильных, может, и не успела бы снять сливки, но осталась бы на плаву;

2) проактивная . Это значит смотреть дальше и анализировать суть вещей, предсказывать цепь событий и потребности клиентов, тестировать и пробовать все новое. Здесь особенно важно «поймать волну», а для этого нужно ее искать.

Из книги Российская реклама в лицах автора Гольфман Иосиф

Из книги Управление жизненным циклом корпорации автора Адизес Ицхак Калдерон

Реактивная ориентация на сбыт На этапе Младенчества компании ориентируются на продукт, а на этапе «Давай–Давай» они поворачиваются лицом к своим рынкам. Однако поворот к рынку не означает наличия маркетинговой ориентации. Он указывает лишь на ориентацию на сбыт. Что же

Из книги Добавьте в корзину. Ключевые принципы повышения конверсии веб-сайтов автора Айзенберг Джеффри

Из книги Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие автора

Модели позитивного трудового поведения В деловой сфере проявляется такая модификация поведения, как трудовое поведение. Установление типа или диспозиции типов трудового поведения работника позволяет прогнозировать его на уровне обобщенных, укрупненных

Из книги Организационное поведение: учебное пособие автора Спивак Владимир Александрович

Модели предпринимательского поведения Следует упомянуть и о так называемом предпринимательском поведении. Конечно, любой предприниматель, будучи живым человеком, проявляет разные формы поведения, однако при этом наблюдается некоторая специфика. Вот несколько

Из книги Начальники и подчиненные: кто есть кто, взаимоотношения и конфликты автора Лукаш Юрий Александрович

Модели ролевого поведения Человек играет роли в группе, его поведение зависит от того, насколько он органичен в роли, насколько она ему нравится и удовлетворяет его амбиции, насколько его исполнение роли соответствует ожиданиям других людей, членов группы. Неверное

Из книги Организация сервиса в сбытовой политике предприятия автора Мельников Илья

1.3. Теории психологии и психологические модели поведения человека в организации Предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих

Из книги Прорыв в бизнесе! 14 лучших мастер-классов для руководителей автора Парабеллум Андрей Алексеевич

2.4. Модели трудового поведения и методы управления людьми в организации В деловой сфере проявляется такая модификация поведения, как трудовое поведение. Установление типа или диспозиции типов трудового поведения работника позволяет прогнозировать это поведение на

Из книги Чему не учат в российских школах бизнеса автора Богаченко Сергей Александрович

Лидерство в бизнесе Лидерство стало считаться одним из типов эффективного управления.В настоящее время развитие лидеров – одна из приоритетных задач многих корпораций. Лидеры, помимо всего прочего, должны обладать одним обязательным качеством – умением работать в

Из книги Пора проснуться. Эффективные методы раскрытия потенциала сотрудников автора Клок Кеннет

Модели покупательского поведения Чтобы работа была более успешной маркетолог должен знать некоторые особенности поведения покупателей и факторы влияния на него. Например, какие факторы влияют на процесс покупки, как принимается решение о покупке, какой может быть

Из книги Исполнение: Система достижения целей автора Боссиди Ларри

Модели поведения покупателей товаров конечного пользования Модель поведения покупателя товаров конечного пользования состоит из нескольких блоков. В первый блок входят факторы, оказывающие влияние на поведение покупателей; второй блок представляет собой процесс

Из книги автора

Модели поведения покупателя-предприятия Процесс принятия решения покупки покупателем-предприятием более сложный, чем процесс принятия решения у покупателей товаров конечного пользования. Он состоит из следующих стадий: возникновение и осознание потребности;

Из книги автора

Провалы в бизнесе Сет Годин написал небольшую книгу «Яма» (The Dip). Ее главная мысль сводится к следующему: при построении бизнеса в 100 % случаев между вложениями и результатами образуется яма.Когда бизнес начинается, от сильной мотивации и сознания, что это что-то новое и

Из книги автора

Карьера в шоу-бизнесе Поклонники, которые помогают творческим людям и коллективам и при этом зарабатывают деньги, организовали шоу-бизнес и менеджмент от искусства. Это целая профессия, столь же серьезная, как режиссура и книгоиздательство, которые тоже близки к