Биографии Характеристики Анализ

Проблема выбора средств достижения целей, аргументы из произведений для C1 в ЕГЭ по русскому. Аргументы для части С

Известное высказывание итальянского писателя и политика Никколо Макиавелли «цель оправдывает средства» многие десятилетия, даже столетия, будоражит человеческие умы и служит предметом для дискуссий. Неудивительно, что в итоговом сочинении при сдаче ЕГЭ на свободную тему это направление встречается очень часто.

Вконтакте

О чем писать во вступлении

Автор должен полностью раскрыть во вступлении к сочинению, оправдывает ли цель средства, этично ли это высказывание. Цели и средства их достижения неотделимы друг от друга, так как одно невозможно без другого.

Необходимы развернутые ответы о нравственной стороне вопросов:

  • Всегда ли цель оправдывает применяемые средства? Здесь можно поговорить о великих целях, что важнее – жизнь и счастье отдельного человека или общее благо.
  • Стоит ли цель затрачиваемых усилий и аморальных поступков? Рассуждения о том, какие бывают цели: истинные, ложные, мелкие, корыстные, недостижимые, духовные.
  • Нужно ли ставить перед собой цели в жизни? Что такое цели, зачем они нужны, как влияет целеполагание на развитие личности человека.
  • Заменяют ли цели смысл жизни? Можно провести сравнение между бесцельностью существования и стремлением к воображаемым или настоящим вершинам.

Вступление в обязательном порядке содержит авторскую позицию по поводу обсуждаемой темы . Желательно выразить обоснованное мнение по поводу стремления человеческого рода идти по головам ближних для достижения своих целей в контексте высказывания Макиавелли. В конце вступления рекомендуется обозначить, что направление широко освещалось в литературе.

Произведения, которые могут быть использованы

Нравственная позиция автора не должна быть голословной, поэтому надо привести соответствующие аргументы из литературы. В основной части сочинения приводятся литературные примеры. Рекомендуются отсылки к писателям, представляющим русскую классику.

Цель – общее благо

Наиболее распространенный пример, раскрывающий вопрос, оправдывает ли цель любые средства достижения, – роман Ф.М. Достоевского « ».

Главный герой Родион Раскольников пытается решить извечный вопрос через убийство другого человека, думая, что смерть ростовщицы поможет бедным людям, которых она лишила последних средств к существованию.

Чтобы избавиться от случайного свидетеля убийства, ему приходится заодно лишить жизни ее невинную сестру. Раскольников пытается представить себя сверхчеловеком , взяв на себя право судить, достоин ли другой индивид жизни.

По его мнению, великая цель – общее благо, она может оправдать любые страшные поступки. Опровергая утверждение, что цель оправдывает средства, в романе писатель проводит своего героя через череду нравственных мук раскаяния в совершенном убийстве.

Внимание! В конце романа герой понимает, что цель, достигнутая с помощью ужасного преступления, не должна иметь права на существование. Новой целью, которую ставит перед собой герой, становится искупление, вера и любовь.

Истинность целей по Лермонтову

К вопросу об истинных и ложных целях хорошо подойдет в качестве примера роман М.Ю. Лермонтова « ». Будучи умным, одаренным человеком, главный герой Григорий Печорин томится бесцельностью своей жизни.

Эта тоска порождает стремление добавить красок в жизнь с помощью удовлетворения мелких сиюминутных порывов. Цель и средства, употребляемые героем, несоизмеримы по своему значению. Чтобы одержать мимолетную победу, он готов пойти на низкие жестокие поступки:

  • похитить Бэлу, лишив ее чести и доведя до смерти;
  • унизить Грушницкого и убить его на дуэли;
  • разбить сердце княжны Мэри, обманув ее чувства.

Писатель не дает своему герою смысла жизни. Как бы в наказание за жестокость и аморальность поведения, Печорин продолжает страдать от беспросветности и бессмысленности своей жизни .

Важно! М.Ю. Лермонтов не дает прямого ответа, какая цель оправдывает средства, – сочинение ЕГЭ может содержать отсылку к вольнодумным веяниям времени, на которые намекал писатель.

Благородные цели требуют соответствующих средств

Методы сопоставления цели и средств в сочинении могут опираться на положительные примеры литературной классики. А.С. Пушкин в романе «Капитанская дочка» описывает двух молодых офицеров – Петра Гринева и Алексея Швабрина.

Оба они влюблены в Марию Миронову, но своей цели добиваются разными способами. Гринев, будучи человеком высоких моральных устоев, готов подвергнуть себя смертельному риску, чтобы спасти Машу. Его цели изначально благородны, а способы достижения не переходят рамок морали.

Чистота души героя происходит из воспитания. Он блюдет наказ отца, храня честь и верность клятвам. Перспектива лишиться головы не смогла сломить его понятия о чести офицера, присягнувшего государству. Его позиция вызывает уважение и любовь у окружающих людей. Швабрин является полной противоположностью Гринева. Он хочет разбогатеть, сделать карьеру и готов на многое ради реализации своих намерений.

Когда Пугачев на время захватывает власть в округе, Швабрин предает свой офицерский долг ради сохранения жизни. Он готов донести на своих вчерашних сослуживцев, чтобы выслужиться перед новым начальником. Маша отвергает его притязания, и Швабрин унижает ее клеветой, чтобы найти себе оправдание. Пушкин однозначно считает, что для благородных целей подходят только высокоморальные средства .

Разнообразие целей и средств у

Для освещения темы, всегда ли цель оправдывает поступки, в сочинении примеры можно найти в эпическом романе Л.Н. Толстого « ». Множество разнообразных героев, живущих на страницах этого романа, ставят перед собой неизмеримое количество целей.

Каждый достигает желаемого, исходя из собственных понятий о поступков . Элен Курагина ради выгодного замужества и поддержания привычного светского образа жизни вышла замуж за Пьера Безухова, не испытывая к нему никаких чувств, руководствуясь лишь холодным расчетом.

Какое-то время она наслаждается своими достижениями, ведь Элен вполне устраивает образ жизни светской красавицы. Однако поскольку ее чувства были фальшивыми, а использованные средства низкими, в конечном итоге она теряет мужа.

Ее брат Анатоль Курагин для удовлетворения своей прихоти готов разрушить жизнь другой семьи. Он соблазняет Наташу Ростову, чтобы тайком увезти ее из дома, лишив чести. Анатоля не волнуют страдания родных Наташи, для которых такое поведение является позорным, и не беспокоит сомнительное будущее девушки. Для удовлетворения своей страсти Анатоль может пойти на обман и похищение.

Положительные герои романа также обладают набором собственных целей. Андрей Болконский перед началом сражений мечтает о военной карьере полководца. Его восхищает жизненный путь Наполеона. Однако когда сражение заканчивается поражением и смертями многих бойцов, Андрей понимает тщетность и суетность своей эфемерной цели и отказывается от дальнейшего следования мечте. После поражения в войне и смерти жены Болконский на некоторое время теряет цель своей жизни и впадает в безразличную холодную апатию. Писатель на примере этого героя показывает, чтобы жизнь без целей – не жизнь . Человеческая душа должна стремиться к чему-то выше простого материального существования. И Толстой дарит своему герою новые высокие цели.

Обратите внимание! Используемую в сочинении литературу необходимо прочесть.

Примеры из зарубежной классики

Помимо русской классической литературы, зарубежная литература также предоставляет богатый выбор произведений. Для ответа на вопрос, оправдывает ли цель средства, аргументы можно привести из следующих произведений:

  1. Джек Лондон «Мартин Иден».
  2. Уильям Теккерей «Ярмарка тщеславия».
  3. Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея».
  4. Оноре де Бальзак «Шагреневая кожа».
  5. Жан-Батист Мольер «Тартюф».

К сочинению на выбранную тему отлично подойдет «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда. Главный герой преследует лишь одну цель – получать все возможные удовольствия от жизни, оставаясь безнаказанным и молодым. Он губит жизнь влюбленной в него девушки, предается безудержному пьянству, разврату, не гнушается преступлениями. Ради сохранения тайны своего портрета, на котором отражается его истинная порочная сущность, Дориан совершает убийство. Средства, используемые героем ради мимолетных удовольствий, вызывают презрение и ужас у читателей. Уайльд показывает, что низменная, никчемная цель требует таких же губительных средств .

Сочинение на ЕГЭ необходимо завершить заключением, в котором автор должен сделать выводы, полностью ли раскрыта тема. Рекомендуется подвести итог, высказав свои мысли и суждения, вынесенные из примеров произведений, использованных в ходе повествования.

Описание итогового сочинения

Подготовка сочинения к ЕГЭ

Проблема поиска смысла жизни, жизненного пути. Проблема понимания (утраты, обретения) цели жизни. Проблема ложной цели в жизни. (В чем заключается смысл жизни человека?)

Тезисы

Смысл человеческой жизни заключается в самореализации.

Высокая цель, служение идеалам позволяет человеку раскрыть заложенные в нем силы.

Служить делу жизни - вот главная цель человека.

Смысл человеческой жизни в познании истины, веры, счастья…

Человек познает окружающий мир для самопознания, для познания вечных истин.

Цитаты

Надо жить! У последней черты! На последней черте… (Р. Рождественский).

- «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость» (Л. Толстой).

- «Смысл жизни не в том, чтобы удовлетворить свои желания, а в том, чтобы их иметь» (М. Зощенко).

- «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни» (Ф.М. Достоевский).

- «Жизнь, зачем ты мне дана?» (А. Пушкин).

- «Без страстей и противоречий нет жизни» (В.Г. Белинский).

- «Жизнь скучна без нравственной цели» (Ф.М. Достоевский).

Литературные аргументы

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» раскрывается тема поиска смысла жизни. Для того чтобы понять ее трактовку, необходимо проанализировать пути исканий Пьера Безухова и Андрея Болконского. Вспомним счастливые минуты в жизни князя Андрея: Аустерлиц, свидание князя Андрея с Пьером в Богучарове, первая встреча с Наташей… Целью этого пути является обретение смысла жизни, понимание самого себя, своего истинного призвания и места на земле. Князь Андрей и Пьер Безухов счастливы тогда, когда приходят к мысли, что жизнь их должна идти не для них одних, что жить надо так, чтобы все люди не жили независимо от их жизни, чтобы их жизнь на всех отражалась и чтобы все они жили вместе.

И А. Гончаров. «Обломов». Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова.

М. Горький в пьесе «На дне» показал драму «бывших людей», которые утратили силы для борьбы ради самих себя. Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают для того, чтобы изменить свою участь. Не случайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же.

«Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар. Вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства свободного духа», — писал А.П. Чехов. Жизнь без цели есть существование бессмысленное. Но цели бывают разные, такие как, например, в рассказе «Крыжовник». Герой его — Николай Иванович Чимша-Гималайский — мечтает приобрести свою усадьбу и посадить там крыжовник. Эта цель поглощает его целиком. В итоге он достигает её, но при этом почти теряет человеческий облик («располнел, обрюзг... — того и гляди, хрюкнет в одеяло»). Ложная цель, зацикленность на материальном, узком, ограниченном уродует человека. Ему нужны для жизни постоянное движение, развитие, волнение, совершенствование...


И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.

Многие герои русской литературы ищут ответ на вопрос о смысле человеческой жизни, о роли человека в истории, о своем месте в жизни, постоянно сомневаются и размышляют. Подобные мысли волнуют и пушкинского Онегина, и главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорина: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?..» Трагизм их судьбы в ясном понимании «между глубокостью натуры и жалкостью действий» (В.Г. Белинский).

Евгений Базаров (И.С. Тургенев. «Отцы и дети») идет дальше своих литературных предшественников: он отстаивает свои убеждения. Раскольников даже идет на преступление, чтобы доказать верность своей теории.

Что-то похожее есть и в герое романа М. Шолохова «Тихий Дон». Григорий Мелехов в поисках истины способен к внутренним изменениям. Его не удовлетворяют «простые ответы» на сложные вопросы» времени. Все эти герои, конечно, отличаются, но они близки своей неуспокоенностью, стремлением познать жизнь и определить свое место в ней.

В повести А. Платонова «Котлован» затрагивается проблема поиска смысла жизни. Писатель создал гротеск, который свидетельствует о массовом психозе всеобщего послушания, овладевшем страной! Главный герой Вощев является выразителем авторской позиции. Среди коммунистических руководителей и омертвелой массы он засомневался в человеческой правоте совершающегося вокруг. Вощев не обрел истины. Глядя на умирающую Настю, он думает: «Зачем теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького верного человека, в котором истина была бы радостью и движением?» Платонов хочет выяснить, что же именно двигало людьми, продолжавшими рыть яму с таким усердием!

А. П. Чехов. Рассказ «Ионыч» (Дмитрий Ионыч Старцев)

М. Горький. Рассказы «Старуха Изергиль» (Легенда о Данко).

И. Бунин «Господин из Сан-Франциско».

Возможный вариант вступления/заключения

Человек в определенный момент жизни непременно задумывается, кто он и зачем пришел в этот мир. И каждый отвечает на эти вопросы по-разному. Для кого-то жизнь — это беспечное движение по течению, но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимается в поисках смысла жизни к вершинам истины.

Жизнь — это движение по бесконечной дороге. Одни путешествуют по ней «с казённой надобностью», задаваясь вопросами: зачем я жил, с какой целью я родился? («Герой нашего времени»). Другие пугаются этой дороги, бегут на свой широкий диван, ибо «жизнь трогает везде, достаёт» («Обломов»). Но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимаются к вершинам истины, обретая своё духовное «я». Один из них — Пьер Безухов — герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».

Проблема свободы нравственного выбора. Проблема выбора жизненного пути. Проблема нравственного самосовершенствования. Проблема внутренней свободы (несвободы). Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом.

Тезисы

От каждого человека зависит, каким будет мир: светлым или темным, добрым или злым.

Все в мире связано невидимыми нитями, и неосторожный поступок, нечаянное слово могут обернуться самыми непредсказуемыми последствиями.

Помни о своей Высокой человеческой ответственности!

Человека нельзя лишать свободы.

Нельзя насильно сделать человека счастливым.

Свобода - это осознанная необходимость.

Мы несем ответственность за чужую жизнь.

Спасай, пока можешь, и свети, пока живешь!

Человек приходит в этот мир не для того, чтобы сказать, какой он, а чтобы сделать его лучше.

Цитаты

Каждый выбирает для себя Женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку

Каждый выбирает для себя. (Ю. Левитанский)

Над этой темною толпой Непробужденного народа Взойдешь ли ты когда, Свобода, Блеснет ли луч твой золотой?.. (Ф.И. Тютчев)

- «Усилия есть необходимое условие нравственного совершенствования» (Л.Н. Толстой).

- «Даже падать свободно нельзя, потому что мы падаем не в пустоте» (В.С.Высоцкий).

- «Свобода в том, что каждый может увеличить свою долю любви, и потому благо» (Л.Н. Толстой).

- «Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой» (Ф. М.Достоевский).

- «Свобода выбора не гарантирует свободы приобретения» (Ж. Вольфрам).

- «Свобода - это когда никто и ничто не мешает тебе жить честно» (С. Янковский).

- «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться…» (Л.Н. Толстой).

Дата публикации: 06.09.2017

Итоговое сочинение 2017/2018: Вспоминаем аргументы на тему «Цели и средства»

Понятия «цель» и «средства» не являются противоположными, в отличии от «верности» и «измены», «смелости» и «трусости», «равнодушия» и «отзывчивости». Это значит, что в темах сочинения «цель» и «средство» будут тесно связаны и вряд ли встретятся по отдельности.

В данном контексте, цель - это конечное желание, стремление, намерение, а средство - способ достижения цели или путь к ней.

То есть в сочинении вам могут предложить по рассуждать о том, чем готов пожертвовать человек ради достижения цели или какой путь он выбирает: достойный или бесчестный (вопросы морали), верный или нет.


Чтобы подготовить аргументы по направлению «Цели и средства» достаточно вспомнить героев, которые:

столкнулись с нравственным выбором (Раскольников)

достигли (Мартин Иден)/не достигли (Швабрин) цели

преступили принципы морали или, наоборот, отказались делать это (Бурьянов в романе «Не стреляйте в белых лебедей», Соколов в рассказе «Судьба человека»)

были готовы пожертвовать чем-либо ради достижения цели («Сашка» Кондратьев)

Опрос в ВК показал, что, по мнению учащихся, самое сложное направление - «Цели и средства», надеюсь, теперь вы будете думать иначе.

Тема предательства в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот».

Одним из лучших произведений Л. Андреева является повесть «Иуда Искариот». В ней автор создает сложный и противоречивый образ Иуды, ставшего на путь предательства.

Вместе с Иисусом и его учениками следует Искариот в Иерусалим. Среди апостолов, учеников Христа, идет спор о первенстве в царствии небесном. Об этом мечтают Пётр, Иоанн, и Иуда стремится стать первым после Христа, по крайней мере быть рядом. Любя Иисуса, он хочет положить под ноги недостойный его мир. Иуда своего рода борец с земным устройством. По его мнению, люди злы и несправедливы, в них источник зла. И события, происходящие во время странствия, подтверждают это. В краже козленка обвиняют Иисуса, потом разъяренная толпа едва не убивает его и учеников. Но Иуда лжет людям, причем так яростно, что спасает Иисуса и апостолов. Он «ждет поздравлений, похвал и благодарности», но вызывает только гнев. «Ты солгал,- говорит ему Фома. – Ну да, солгал, - согласился спокойно Искариот. – Я им дал то, что они просили, а они вернули то, что мне нужно. И что такое ложь?.. Разве не большей ложью была бы смерть Иисуса?»

Ни в ком не найдя понимания, Иуда встает на путь предательства. За тридцать серебреников продал он своего учителя, все-таки еще веря, что люди не свершат зла. Но сцена суда, когда Пилат вывел Иисуса и поставил перед народом, вновь доказала правоту Искариота. «Все кончено. Вот сейчас закричат они: это наш, это Иисус, что вы делаете? И все поймут и…» Но народ кричал: «Смерть ему! Распни его!»

Когда вели Христа на казнь, ни одного из его учеников не было в толпе провожающих! Только Иуда, несмотря на удары бичей, старается быть рядом. «Я с тобой, - шепчет он. – Туда. Ты понимаешь, туда!» Даже когда вбивали гвозди в руки и ноги Христа, он думал, что еще не поздно, люди опомнятся. Но вот на темени земли вздымается крест и на нем распятый Иисус. Осуществился ужас и мечты Иуды. Кто теперь вырвет победу из рук Искариота? Уже после смерти Иисуса Иуда встает перед синедрионом и бросает надменным лицам: «Вы убили невинного. Иуда обманул вас!» Но не дрогнула земля под тяжестью беспощадной истины.

Искариот бросается к ученикам Христа и обвиняет их. Где были они, когда убивали Иисуса? Как они могли есть, спать? Но что такое правда в устах предателя? Разве не ложью становится она?

Оправдания предательству нет. Смертельно уставший Искариот оставляет землю. Он повесился на кривом полузасохшем дереве. Его тело бросили в глухой овраг, куда бросали падаль.

Обратившись к евангельскому сюжету, автор размышляет над вечными вопросами: что правит миром - добро или зло? истина или ложь? какая цель движет предательством? Весь ход повествования повести говорит о том, что Л. Андреев соглашается со своим героем в его суждениях о мире. Но трактовка персонажа доказывает неприязненное отношение автора к Искариоту. Иуда доказал свою правоту. Но какой ценой! Не может быть другой участи у предателя Христа, как остаться проклятым в памяти людской на веки вечные!

Ниже мы приводим пример итогового сочинения для 11 класса по теме «Цели и средства» с аргументами из литературы. Ознакомившись с приведенным ниже примером и структурой написания итогового сочинения, вы придете на экзамен с подготовленными тезисами и аргументами по теме!

«Всегда ли цель оправдывает средства?»

Вступление

Каждый деятельный человек с активной жизненной позицией ставит перед собой цели, из достижения которых и складывается смысл нашего существования. И во многом от нас зависит выбор средств для воплощения задуманного, которые могут быть нравственными, человечными, а могут быть, напротив, аморальными.

Проблема

Существует такое знаменитое выражение: «Цель оправдывает средства». Но всегда ли это так, или есть случаи, когда стоит реально оценить возможности и последствия своих действий?

Тезис №1

Порой ради достижения цели человек безрассудно приносит в жертву свое окружение, часто уничтожая самое безвредное, наивное и безобидное.

Аргументация

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников решил проверить, сможет ли он переступить через нравственные нормы и самого себя. Он убивает старуху-процентщицу, ее сестру, носящую ребенка под сердцем, ставшую случайной свидетельницей убийства.

Вывод

Следовательно, нельзя жертвовать не то что жизнью, но и благополучием, комфортом кого-то во имя своих устремлений.

Тезис №2

Ради воплощения своих мелочных, недостойных целей человек обиженный может выбрать слишком жестокие средства, не задумываясь о последствиях.

Аргументация

К примеру, Евгений Онегин из романа А.С. Пушкина «Онегин», поддавшись глупой обиде, отомстил лучшему другу. Ленский пригласил его на именины Татьяны, которой тот не так давно отказал в любви. Их посадили напротив друг друга, и Онегин испытал сильнейший дискомфорт. За это он начал заигрывать с невестой Ленского. Это привело к дуэли и смерти Владимира.

Вывод

Этот пример подтверждает, что прежде чем предпринять какие-то действия, как бы вам чего-то не хотелось, о чем бы вы ни мечтали, необходимо задуматься о последствиях. Иначе подобные игры могут разрушить чьи-то жизни, привести к утрате самоуважения и, в конце концов, к разрушению собственной личности.

Тезис №3

Бывает так, что человек жертвует собой ради достижения какой-либо цели.

Аргументация

Так в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» один из героев Данко вырвал из груди свое горящее сердце, чтобы осветить путь своему народу и вывести его из темного леса. Но его благие намерения не были оценены, кто-то просто раздавил его сердце ногой.

Вывод

Во имя добра мы можем делать все, что угодно, при условии, что это не ущемляет интересов других людей.

Заключение (общий вывод)

Все, на что мы имеем право – жертвовать самими собой, своими средствами, своим благополучием во имя реализации своих мечтаний. Так мы никому не причиним вреда, кроме себя, но и, вполне возможно, поможем окружающим.