Биографии Характеристики Анализ

Процессы модернизации в мусульманских странах востока. Бабидские восстания в иране Вопросы для самоконтроля

Феодальный гнет и проникновение иностранного капитала вызвали в Иране широкую волну народного недовольства, вылившегося в середине XIX в. в так называемые бабидские восстания. Со второй четверти XIX в. экономическое положение Ирана резко ухудшилось. Отсталый феодальный строй, деспотизм шахских властей и произвол феодалов еще и прежде препятствовали развитию производительных сил страны и вызывали все возрастающее обнищание трудящихся. Теперь ко всему этому добавилась новая причина разорения Ирана — усиленное проникновение иностранного капитала (русского — на Севере и английского — на Юге), нанесшее тяжелый удар иранским крестьянам, ремесленникам, мелким и средним торговцам.

Экономический упадок Ирана

Усилившаяся заинтересованность феодальных землевладельцев в разведении ценных экспортных культур способствовала тому, что стала расти барщина, ранее слабо распространенная. Возникала новая прослойка помещиков, преимущественно из купеческой среды, приобретавших на праве частной феодальной собственности бывшие ленные земли. Крестьяне, переходившие к новым хозяевам, подвергались еще более тяжелой, чем прежде, эксплуатации. Арендные платежи и другие сборы достигали двух третей и даже четырех пятых урожая. В огромной степени возросла ростовщическая кабала. «Уверяют, — писал один путешественник, побывавший в Иране в конце 30-х годов XIX в.,— что в этой стране из десяти земледельцев нет двух, которые не были бы в долгах».

Тяжелые условия жизни создались и для трудящихся слоев города. Иранские города не имели самоуправления и, за исключением нескольких крупных торгово-ремесленных и культурных центров, целиком зависели от феодальных правителей. Даже в больших городах, где было относительно многочисленное торгово-ремесленное население, экономическая жизнь носила застойный характер. Развитие капиталистических отношений происходило в крайне замедленных темпах. Внешняя торговля обогащала иностранцев и ничтожную группу иранских купцов. Добившись от шаха распространения на Англию льгот и привилегий Туркманчайского трактата, английские капиталисты в короткий срок наводнили Иран своими фабричными изделиями, которые стали вытеснять предметы местного производства. Множество ремесленников осталось без куска хлеба. Ремесло, мелкое товарное производство и внутренняя торговля приходили в упадок. Низкий таможенный тариф (5% от стоимости товара) создавал благоприятные условия для иностранной торговли и лишал слабую местную промышленность всякой возможности конкурировать с иностранными фабричными товарами. Например, распространенная в Иране грубая ткань, так называемый кадак, исфаханского производства стоила в 1843г. от 7 р. 50 к. до 9 руб. (на русские деньги) за кусок, а привозной английский кадак фабричной выделки — З руб. Хотя английская ткань была хуже по качеству, иранцы раскупали ее охотнее, чем исфаханскую. Ничем не ограниченный ввоз иностранных товаров довел иранский рынок до того, что уже в 1836—1837 гг. в стране разразился жестокий кризис сбыта, сопровождавшийся массовым разорением местных купцов, прекращением кредита со стороны иностранных фирм и переходом значительной части внешнеторговых операций в руки иностранцев.
Из года в год Иран поражали стихийные бедствия: засухи, недороды, эпидемии чумы и холеры. Численность населения за первую половину XIX в. сократилась на несколько миллионов человек.

Шахиншах и его министры, губернаторы провинций, высшее мусульманское духовенство, ханы кочевых племен умножали свои богатства за счет эксплуатации широких масс населения. Сбор налогов сдавался на откуп. Внеся в казну установленную сумму, откупщик затем с помощью полицейского аппарата взыскивал с населения вдвое и втрое больше положенного по закону. Так как откупщиком часто являлся сам губернатор провинции или его доверенное лицо, то жаловаться было некому.

Система откупов распространялась на все отрасли государственного управления. Административные, судейские и военные должности также сдавались на откуп или продавались. Обязательно нужно было дать и пишкеш — узаконенную взятку, без которой вообще никто не мог обратиться к вышестоящему лицу. Крестьяне давали пишкеш помещику, помещики — губернаторам, министрам, сановникам, а последние — самому шахиншаху и его семье.

Огромные средства тратились на содержание шахского гарема, многочисленных членов каджарской династии, сановников, придворной челяди, на постройку дворцов и мечетей, на подачки вождям кочевых племен и т. д. Все это ложилось тяжелым бременем на иранский народ. Крестьяне, измученные невыносимыми условиями жизни, массами бежали в города в надежде найти если не работу, то хотя бы подаяние на базарах. Целые деревни оставались без жителей. Русский путешественник, проезжая летом 1840 г. из Исфахана в Хамадан, отмечал, что знакомая ему деревня, «еще недавно цветущая», теперь насчитывала лишь несколько обитаемых домов, а остальные брошены и разрушаются.

Начало бабидского движения

Особенно остро проявлялось народное недовольство в городах. Именно здесь в первую очередь сказывались пагубные для Ирана результаты проникновения иностранного торгового капитала, разорявшего тысячи ремесленников, кустарей, мелких и средних торговцев, которые и явились главной движущей силой во вспыхнувших стихийных выступлениях протеста. Активную роль в этих выступлениях играло мусульманское низшее духовенство. В противоположность высшему духовенству - муджтехидам и улемам низшее духовенство мало отличалось по условиям своей жизни от народных масс. Многие его представители, в том числе сеиды (лица, претендовавшие на то, что они являются «потомками Мухаммеда»), добывали себе средства к существованию земледелием, ремеслом, мелкой торговлей. Поэтому низшее духовенство также было охвачено волной народного недовольства. Оно и выступило в качестве идеолога развернувшегося народного движения, придав ему религиозную окраску. Вместе с тем, поскольку движение было направлено против господствующего общественного строя, постольку религиозная идеология движения оказалась направленной также и против официальной религии - шиизма.

В 1844 г. в г. Ширазе 23-летний сеид по имени Али-Мохаммед объявил себя «бабом», т. е. посредником между народом и грядущим мессией - «имамом махди» (арабское слово «баб» означает «дверь», в данном случае посредник). Сама по себе мессианская идея не была новой. Предстоящий приход «махди» признавала также и официальная шиитская религия, и различные мусульманские секты - исмаилитов, шейхатов и др.

Но пропаганда Баба отличалась тем, что он предвещал приход мессии не в отдаленном будущем, не в день «страшного суда», а в самое ближайшее время и притом не вообще на землю, а именно в Иран. Согласно шиитским верованиям имам махди должен явиться людям в момент, когда земля будет переполнена несчастиями и бедами. Баб заявил: такой момент настал; гнет и притеснения со стороны властей и улемов переполнили чашу терпения народа; поэтому нужно считать, что уже наступило время пришествия махди. С приходом махди, учил Баб, в Иране наступит царство справедливости, в котором исчезнет всякое насилие, и все люди, мужчины и женщины, будут равны и станут жить в довольстве и счастье. До прихода махди он, Баб, призван открыть народу истину и подготовить людей к предстоящему переустройству всей жизни на новых началах.

Пропаганда Баба носила таким образом не столько религиозный, сколько социально-политический характер. В короткий срок число последователей Баба - бабидов - стремительно возросло. «Люди толпами собирались на поклонение Бабу, - писал один из его учеников,- задавали ему различные вопросы и многие уверовали в него».

Власти пытались задушить бабидское движение. В 1847 г. Али-Мохаммед был арестован и заключен в крепость в городе Маку. Но гонения привлекли к бабидам еще большее сочувствие масс. Сидя в макинской крепости, Баб поддерживал при помощи преданных ему людей связь со своими сторонниками. Здесь он завершил свое основное произведение «Беян» («Откровение»), ставшее руководящей книгой бабидов, как бы новым кораном. Тогда же Баб объявил, что он и есть ожидаемый имам махди.

Социальные требования в учении Баба отличались умеренностью; ближайшей целью его пропаганды было моральное воздействие на иранских правителей, которых он наивно надеялся обратить в новую веру. Баб происходил из купеческой семьи, сам некоторое время занимался торговлей, и в его проповедях нашли заметное отражение интересы купцов. Так, например, он отводил торговле почетное место среди всех профессий и обещал, что в новом обществе, которое построят бабиды, будет осуществлена полная свобода торговли. Отвергая право властей насильственно взыскивать налоги, он в то же время признавал обязанность уплаты долгов и законность взимания процентов в случае продажи товаров в кредит.

В дальнейшем последователи Баба, теснее, чем он, связанные с народными массами, выдвинули более радикальную программу. Мулла Мохаммед-Али из Барфоруша, возглавивший бабидское движение в Мазандеране, смело призывал к неповиновению властям и к захвату имущества у богатых. Коран и шариат, заявлял он, утратили свою силу. Люди теперь свободны от выполнения всяких повинностей по отношению к своим господам, в том числе и от уплаты налогов. В наступающем Царстве справедливости, утверждал Мохаммед-Али, «все люди, бывшие до сих пор высокими и важными, станут низкими, а люди низкие - высокими». На земле не должно быть частной собственности: тот, кто владеет каким-либо предметом как частный собственник, лишает других людей возможности пользоваться этим предметом. В царстве махди все будет по-иному: «Люди пойдут по базарам и, читая молитвы, будут брать из лавок все, что хотят».
Взгляды эти были утопичны, но они отражали чаяния обездоленных масс иранского народа. В Хорасане с пламенной проповедью таких взглядов выступал мулла Хосейн из деревни Бушруйе. В Казвине огромной популярностью пользовалась проповедница по имени Заррин Тадж, получившая прозвище Куррат-уль-айн (Прохлада очей). Молодая женщина редкой красоты и большого поэтического дарования, она покинула свой дом и семью, чтобы бороться за осуществление идеалов бабизма.

Летом 1848 г. большая группа бабидов, возглавляемая Мохаммедом-Али и Куррат-уль-айн, собралась в селе Бедашт (на границе между Мазандераном и Хорасаном). В течение нескольких дней при участии многочисленных приверженцев, прибывших из соседних городов и деревень, бабиды обсуждали принципы нового учения. На бедаштских собраниях и была сформулирована демократическая программа бабидов, положенная в основу их дальнейшей деятельности.

Это был новый этап в развитии бабидского движения. Заботы Баба об интересах Торговцев как бы отходили на второй план. Наибольшее внимание бабидами уделялось теперь требованиям широких народных масс. Попытки Баба повлиять на правящие круги были отброшены. В бедаштских выступлениях горячо прозвучал призыв к открытой борьбе против господствующего строя.

Иранские власти направили в Бедашт вооруженный отряд и разогнали бабидов;. некоторые из них были схвачены {в том числе и Куррат-уль-айн). Мохаммед-Али ушел в город Барфоруш, где к нему примкнул с большой группой бабидов мулла Хосейн, бежавший от преследований из Мешхеда. Барфоруш сделался главным центром бабидского движения.

Приход к власти Мирзы Таги-хана

Бабидское движение свидетельствовало о резком обострении классовых противоречий в Иране. Но были и другие признаки нараставшего политического кризиса.

Еще в начале 40-х годов иранское правительство оказалось в чрезвычайно затруднительном положении в результате углубления конфликта с Турцией, за которой стояла Англия. Непосредственной причиной конфликта были ирано-турецкие пограничные столкновения. В 1841 г. иранские войска заняли Мохаммеру, незадолго до этого захваченную турками у зависимых от Ирана арабских племен. В следующем году иранские войска вступили в пределы Ирака, разгромили турецкие войска и заняли священный для шиитов город Кербелу. Но в самом начале 1843 г. турецкие войска напали на Кербелу, перебили находившихся там иранских солдат и учинили резню местного населения.

Известия об этих событиях вызвали в Иране всеобщее возмущение. Иранское правительство готовилось ответить Турции войной, но, сознавая свою слабость и опасаясь осложнений с Англией, было вынуждено вступить с Турцией в переговоры при участии также держав-посредниц - Англии и России, из которых первая поддержала Турцию, а вторая - Иран. Согласно заключенному Эрзурумскому трактату (вступившему в силу в 1847 г.), Мохаммера была признана владением Ирана, но Иран уступил туркам важную в стратегическом отношении западную часть Зохабского округа и признал ирано-турецкую границу по левсму берегу Шатт-эль-Араба.

Правительство Англии усилило в эти годы давление на Иран при посредстве феодалов-сепаратистов. В 1846 г. хорасанский хан Салар, получив денежную поддержку от англо-индийских властей, поднял открытый мятеж против иранского правительства. Салар предъявил шаху требование вернуть из эмиграции его отца Аллаяр-хана, высланного из Ирана, и назначить его на пост садразама (первого министра) и хорасанското правителя.

Все это порождало тревогу в правящем классе и вызывало у отдельных его представителей стремление укрепить центральную власть, создать боеспособною армию, упорядочить финансы, устранить вмешательство иностранных держав. Выразителем этих взглядов явился видный иранский дипломат и государственный деятель Мирза Таги-хан. Одно время он был командующим армией в Тебризе с титулом амир-низама (князь войск) и уже тогда проявил большую энергию в деле реорганизации армии, хотя его усилия вследствие общей обстановки в Иране остались по существу безрезультатными. Столь же бесплодными были попытки Таги-хана бороться со взяточничеством и подкупами, царившими среди офицеров и чиновников. В 1843-1847 гг. Таги-хан вел дипломатические переговоры с Турцией, завершившиеся подписанием Эрзурумского трактата. Ознакомление с реформами, проводившимися в Турции в период танзимата, укрепило Таги-хана в. решимости добиваться аналогичных преобразований и в Иране.

По возвращении из Турции Таги-хан снова отправился в Тебриз и находился там при валиахде (наследнике престола), шестнадцатилетнем принце Насер-эд-дине, Валиахд по традиции являлся правителем Иранского Азербайджана. Таги-хан пользовался у него полным доверием и фактически управлял этой провинцией.

В сентябре 1848 г. умер Мохаммед-шах, после чего Насер-эд-дин во главе войска, которым командовал Таги-хан, прибыл в столицу и вступил на престол. Воцарение Насер-эд-дина означало укрепление позиций Мирзы Таги-хана, занявшего пост первого министра.

Бабидские восстания в Мазандеране, Зенджане и Нейризе

Слабость шахского правительства позволила бабидам перейти от пропаганды своих идей к решительным действиям. В октябре 1848 г., вскоре после получения известия о смерти Мохаммед-шаха, около 700 бабидов во главе с муллой Мохаммедом-Али, вынужденные покинуть Барфоруш, заняли расположенную неподалеку от этого города гробницу Шейх-Таберси и прилегающую к ней местность. Гробница считалась святыней и по старинным обычаям рассматривалась как непририкосновенное убежище (бест). Здесь бабиды и решили обосноваться, с тем чтобы провести в жизнь свои общественные идеалы.

Окрестные ханы попытались было захватить Шейх-Таберси, но бабиды отбили, нападение. Вслед за тем бабиды соорудили у Шейх-Таберси земляную крацость с башнями и бойницами, окружили ее валом и рвом, наполненным водой, а внутри крепости построили дома для жилья. К тому времени, как к Шейх-Таберси подошли правительственные войска, посланные для подавления восстания, число бабидов, укрывшихся в крепости, возросло до 2 тыс. На помощь защитникам Шейх-Таберси шли люди из соседних и даже отдаленных городов и сел, стремившиеся принять участие в борьбе за установление бабидского «царства справедливости». Крестьяне привели с собой много скота, доставили продовольствие и фураж. Ремесленники занялись производством оружия и боевых припасов, изготовлением орудий труда, шитьем одежды. Главными руководителями борьбы стали Мохаммед-Али барфорушский и отважный Хосейн из Бушруйе.

Бабиды жили в Шейх-Таберси в соответствии с провозглашенными ими принципами. Все имущество они считали общим и пользовались им сообща. Продовольственные и другие запасы находились в общественных амбарах и распределялись специально выделенными для этого уполномоченными. Питались бабиды из общего, котла. «...Выделили повара для варки пищи, - писал об этом один из учеников Баба, - на каждых двух человек дали по миске, усаживались в круг и по-братски, в крайней степени радости и веселья наслаждались жизнью, не зная бедности и горя».

Шахское правительство, не полагаясь больше на местных ханов, которым бабиды нанесли еще одно серьезное поражение, направило в ноябре 1848 г. в Шейх-Таберси двухтысячный отряд регулярных войск.Шахская армия осадила крепость. Но в январе 1849 г. бабиды совершили смелую вылазку и разбили правительственные войска. Под влиянием этой победы бабидское движение развернулось в Зенджане (Иранский Азербайджан), а также в провинции Фарс. Пропаганда бабизма, усилилась и в Тегеране.

В правительственных кругах и среди провинциальных феодалов царила паника. Мирза Таги-хан признавал бабидов более опасными противниками, чем даже хорасанского хана Салара. Таги-хан в это время исчислял количество бабидов в Иране в 100 тыс. человек, а русский посол в Тегеране князь Долгорукий, устрашенный революцией 1848 г. в Европе, даже утверждал, что бабиды «насаждают коммунизм вооруженной силой».

Правительство направило в Мазандеран новые, еще более многочисленгые отряды войск с артиллерией. Но попытки взять Шейх-Таберси штурмом не удалось. Тогда бабидская крепость была подвергнута полной блокаде. Бабиды стали испытывать голод; обнаружилась нехватка оружия и пороха. Артиллерийским огнем были разрушены дома. Осажденные продолжали тем не менее бороться с изумительной храбростью. Редко у кого из них были ружья. Обычно они шли в атаку с самодельными саблями, копьями и кинжалами. Сомкнутым строем они бросались на врагов и сражались до последнего человека.

В одной вылазке был убит Хосейн. В боях и от голода погибло много людей. К весне число защитников крепости уменьшилось до 250, тогда как количество осаждавших их шахских войск достигло 10 тыс. Измученные голодом и лишениями бабиды вступили в переговоры. Командующий правительственными войсками торжественно поклялся отпустить всех бабидов прекративших борьбу. Но когда в первых числах мая 1849 г. уцелевшие бабиды вышли из крепости, всех их немедленно окружили и обезоружили. Рядовые бабиды были тут же истреблены, а руководители во главе с Мохаммедом-Али закованы в кандалы, доставлены в Барфоруш и там после зверских пыток публично казнены. Построенная бабидами крепость была сравнена с землей.
Так закончилось мазандеранское восстание бабидов, длившееся семь месяцев. Однако волнения в стране не прекратились. В начале 1850 г. произошло бурное хотя и кратковременное восстание бабидов в Йезде. Почти в то же самое время группа тегеранских бабидов подготовила покушение на шаха и Мирзу Таги-хана. Заговор был раскрыт, и семеро бабидов публично казнены на главной площади столицы.

Перед смертью они мужественно подтвердили свою верность учению Баба. В народе о них сохранилась память как о мучениках за справедливое дело.

Летом 1850 г. вспыхнули новые крупные восстания в мае - в городе Зенджане, в июне - в Нейризе (в провинции Фарс). Шахское правительство решило, что для устрашения бабидов нужно казнить Баба, что и было выполнено в июле 1850 г. Но восстания продолжались. В Зенджан шахские власти направили армию в 30 тыс. человек. Занятая бабидами часть города подверглась жестокой бомбардировке, но повстанцы не сдавались. Тогда их окружили, и началась длительная осада. Зенджанские бабиды проявили такую же отвагу, как и защитники Шейх-Таберси. В боях участвовали не только мужчины, но и женщины и даже дети. Командиром одного отряда была молодая девушка, принявшая имя легендарного иранского героя Рустама.

Зенджанское восстание было подавлено только в декабре 1850 г. Как и в Шейх-Таберси, сдавшиеся на милость победителя бабиды подверглись безжалостному истреблению.

Меньшим по размерам и менее организованным было Нейризское восстание. В отличие от предыдущих выступлений бабидов в нем участвовали главным образом крестьяне. Через месяц после начала восстания шахские войска овладели занятой бабидами крепостью и перебили ее защитников, но вскоре нейризские крестьяне снова восстали. На этот раз они сопротивлялись долго и упорно. Укрепившись в горах, повстанцы повели против шахских войск партизанскую войну и прекратили борьбу только после того, как иссякли боеприпасы. Над захваченными в плен бабидами учинили зверскую расправу: их сжигали, расстреливали; руководители восстания после мучительных истязаний были публично казнены.

Неудача реформаторской деятельности Таги-хана

Яростно подавляя бабидские восстания, Мирза Таги-хан в то же время пытался осуществлять свою программу реформ, при помощи которых он надеялся реорганизовать армию, ликвидировать феодальную раздробленность, подчинить ханов и устранить наиболее вопиющие пороки правительственного аппарата. Однако, выступая против народного движения, Таги-хан тем самым ослаблял свои силы в борьбе с феодальной реакцией, для которой были неприемлемы даже самые верхушечные реформы. Феодальная знать и высшее мусульманское духовенство заняли враждебную позицию по отношению к Таги-хану и его реформам. Его действия осуждались и иностранными державами ввиду открыто заявленного им намерения не допускать иностранного вмешательства в иранские дела. Но до тех пор, пока не разгромили бабидов, противники Таги-хана были вынуждены терпеть его на посту первого министра.

Покончив в 1850 г. с наиболее крупным феодально-сепаратистским мятежом Салар-хана, Таги-хан сделал попытку провести преобразования в области государственного управления и финансов: установить регулярный рекрутский набор, отобрать земельные пожалования у части каджарских принцев и придворных сановников, упорядочить налоговую систему, уменьшить расходы правительственного аппарата и даже ограничить привилегии высшего духовенства. Для нужд армии Таги-хан создал ряд мануфактур по изготовлению оружия, одежды и обуви. Были восстановлены медные рудники в Карадаге. Принимались меры к оживлению производства ковров, шалей, стеклянных изделий и других отраслей старинного иранского ремесла. С целью поощрения внутренней торговли в Тегеране построили новые крытые базары. Была проявлена и некоторая забота о развитии культуры. При Таги-хане начала выходить первая иранская газета «Дневник происходящих событий». По его же инициативе был создан «Дом наук» - нечто вроде лицея.

Когда были подавлены крупные бабидские восстания и правящие круги Ирана избавились от панического страха перед народным движением, положение Таги-хана резко ухудшилось. Против него был организован заговор с участием представителя тегеранских улемов. В ноябре 1851 г. Таги-хана отрешили от должности, его заменил Ага-Нури-хан, тайно состоявший в английском подданстве. Вскоре Таги-хан был сослан, а затем убит (1852 г.).

Разгром движения бабидов

Восстание в Нейризе было последним массовым выступлением бабидов. В течение 1851-1852 гг. бабиды неоднократно поднимали вооруженную борьбу, но широкие массы уже отошли от движения. Разрозненные вспышки бабидских восстаний в Иранском Азербайджане и в некоторых других провинциях теперь быстро подавлялись правительством.

Уцелевшие руководители бабидов вступили на путь индивидуального террора. В августе 1852 г. было совершено покушение на Насер-эд-дин-шаха. Покушение не удалось: шах получил легкое ранение, а покушавшиеся были схвачены и после мучительных пыток казнены. Началась свирепая расправа над всеми заподозренными в сочувствии бабидам. Сотни людей, иногда даже не участвовавших в бабидском движении, были преданы зверской казни. Их избивали до смерти палками и камнями, душили, расстреливали. Во многих случаях палачами являлись высшие правительственные сановники, придворные и духовные чины, которым шах намеренно поручал это, желая, чтобы они разделили с ним ответственность за расправу над бабидами. Во время казней погибла и Куррат-уль-айн, содержавшаяся с 1849 г. под арестом.

Только немногим руководителям бабидов удалось избежать казни. Некоторые из них эмигрировали за границу и попытались создать там ядро новой бабидской организации. После недолгой борьбы на первый план среди эмигрантов-бабидов выдвинулся новый идеолог, считавший себя учеником Баба, Мирза Хосейн-Али, принявший имя «Беха-Улла» («Блеск божий»). В действительности его программа, получившая название бехаизм, носила реакционный характер. Отбросив демократические требования бабизма, сторонники этого учения решительно осуждали стремление к национальной независимости, проповедовали классовый мир и необходимость создания царства справедливости мирными средствами, без борьбы и жертв.

С разгромом бабидов феодальная знать полностью восстановила старый режим. Непосредственным результатом этого было дальнейшее ухудшение внутреннего и международного положения страны.

Облеченное в религиозную форму, движение бабидов еще не носило характера сознательной освободительной борьбы. Но это был важный подготовительный этап к борьбе, развернувшейся в Иране позднее. Вот почему бабидское движение и бабидские восстания, подрывавшие господство феодального строя, имели большое прогрессивное значение.

Англо-иранская война 1856-1857 гг.

Английское правительство воспользовалось ослаблением Ирана для того чтобы окончательно разрешить в своих интересах вопрос о Герате. В начале 1853 г. оно заставило шаха официально отказаться от претензий на Герат.

Крымская война 1853-1856 гг. на время отвлекла внимание Англии от Ирана, и шахское правительство стало готовиться к походу на Герат. В октябре 1856 г. иранские войска овладели Гератом. Однако Англия, заключив союз с афганским эмиром, объявила Ирану войну.

В декабре 1856 г. английская эскадра беспрепятственно вошла в Персидский залив, и высаженные ею десанты заняли остров Харг и порт Бушир. Иранское правительство немедленно запросило мира, но англичане затянули переговоры, продолжая продвигать свои войска в глубь Ирана. Один отряд английских войск захватил Мохаммеру, а другой поднялся по реке Каруну вплоть до Ахваза. Иранскому представителю, посланному шахом для переговоров о мире, англичане предъявили требование о признании «особых интересов» Англии на побережье Персидского залива.

Только тревожные вести из Индии, где назревало освободительное движение, а также затруднения во внешней политике (в частности, из-за наметившегося в это время франко-русского сближения) побудили английское правительство 4 марта 1857 г. заключить с Ираном мирный договор. Иран обязался эвакуировать Герат и впредь не предъявлять никаких претензий на эту территорию, равно как и на территорию Афганистана; в случае споров с Гератом или Афганистаном Иран обязывался обращаться к посредничеству Англии.

Опыт истории Афганистана и других стран Востока дает поучительные примеры выхода из кризисных ситуаций содержит уроки ошибок и просчетов при решении проблем модернизации. Научная значимость определяется тем что исторический опыт модернизации Ирана и Афганистана является ключевым для понимания значения взаимосвязи всех факторов экономической общественнополитической религиозной жизни при осуществлении реформ и способов проведения модернизации. Целью данной работы является рассмотрение процессов модернизации в мусульманских странах...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE 3


ВВЕДЕНИЕ


1. Модернизация в Иране

2. Модернизация в Афганистане


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной работы заключается в том, что история Афганистана и Ирана XX века представляет собой сложный, противоречивый и драматический процесс развития, в котором имели место войны, государственные перевороты, мятежи, революции, междуусобные вооруженные конфликты. Продолжающаяся ныне гражданская война в Афганистане втянула страну в полосу новых тяжелейших испытаний. Война отодвинула назад решение назревших острых проблем, таких как восстановление разрушенного хозяйства, ликвидация экономической отсталости, обнищания масс, неграмотности и других вопросов социальной сферы.

Опыт истории Афганистана и других стран Востока дает поучительные примеры выхода из кризисных ситуаций, содержит уроки ошибок и просчетов при решении проблем модернизации. Понятие «модернизация» в контексте настоящего исследования подразумевает комплекс политических, социально-экономических и социокультурных усовершенствований, отвечающий современным требованиям и закрепленный правовыми государственными актами.

Научная значимость определяется тем, что исторический опыт модернизации Ирана и Афганистана является ключевым для понимания значения взаимосвязи всех факторов экономической, общественно-политической, религиозной жизни при осуществлении реформ и способов проведения модернизации.

Целью данной работы является рассмотрение процессов модернизации в мусульманских странах Востока. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:

1. Показать особенности процесса модернизации в Иране.

2. Раскрыть содержание процесса модернизации в Афганистане.

Хронологические рамки данного исследования – конец XIX – середина XX веков, территориальные рамки – Иран и Афганистан в их современных границах.

Историография трудов по данному вопросу достаточно обширна. Среди них коллективные работы «История Афганистана», «История Афганистана с древнейших времен до наших дней», «История народов Восточной и Центральной Азии», а также монографические исследования и публикации Р.Т. Ахрамовича, А.Х. Бабаходжаева, М.А. Бабаходжаева, Ю.В. Ганковского, Л.Р. Гордон-Полонской, Н.М. Гуревича, А.Д. Давыдова, В.Н. Зайцева, Ш.З. Имомова, В.Г. Коргуна, П.С. Котляра, В.Г. Кухтина, Т.И. Кухтиной, В.М. Массона, Х.Н. Назарова, М.Г. Пикулина, Я.Д. Очильдиева, В.А. Ромодина, А.Я. Соколова, Л.Б. Теплинского, А.Ю. Умнова Р.К. Урмановой, Н.А. Халфина, и др.


1. Модернизация в Иране

С тех пор, как европейские страны сделали в XVII – XVIII вв. формационный прорыв в своем развитии и страны Востока все более и более стали отставать от них по уровню своего экономического развития, проблемы модернизации для Ирана оказывались тесно связанными с усвоением опыта европейских стран, постепенным включением Ирана в мировое капиталистическое хозяйство.

Иранский опыт экономической модернизации оказался одним из самых своеобразных на Востоке, вобрав в себя и "белую" и "исламскую" революции. Нельзя не видеть в этом влияния созданной в процессе длительного исторического развития экономической системы, способной еще в начале ХIX в. обеспечивать активный баланс в торговле с европейскими странами готовыми изделиями, воздействия на начальных этапах проникновения в Иран капитализма разных его вариантов – английского и российского 1 .

Процесс экономической модернизации, включающий в себя совершенствование не только производительных сил, но и производственных отношений, оказался наиболее труден в отношении последних, оказавшихся более устойчивым компонентом традиционной иранской экономики, тесно связанным с религиозными, культурными и бытовыми особенностями иранского общества. И хотя осознание экономического превосходства европейских стран совершенно отчетливо произошло уже в начале XIX в., проблема модернизации путем использования европейских форм организации экономического порядка разрешалась в процессе ожесточенной социально–политической и идеологической борьбы между сторонниками почти безоговорочного подражания западным образцам организации общества и столь же яростными защитниками национальных традиций, вплоть до осуществления идей автаркизма. Наиболее ярким отражением соприкосновения в середине XIX в. иранской социально-политической системы, достигшей в своем развитии достаточно высокого уровня, и молодой набирающей силу формационной системы Запада стали бабидские восстания и реформы Таги-хана. Несмотря на разгром движения, одним из его главных последствий стало то, что оно зародило осознание необходимости институтов личной неприкосновенности и частной собственности. По мнению некоторых иранских ученых движение бабидов оказало значительное влияние на восприятие Ираном необходимости присоединиться к европейскому типу развития. Особенно важную веху в экономической истории Ирана сыграли реформы Таги-хана, который став в 1848 г. первым министром Насер ад-Дин-шаха, смог за три года своей реформаторской деятельности оставить незабываемый след в истории и памяти народа. Проведение реформ он начинает под несомненным влиянием турецких реформ Танзимата, в свою очередь вызванных необходимостью адаптации восточного общества к европейским влияниям. Эта была попытка ускорить экономическое развитие Ирана путем внедрения капиталистических форм предпринимательства, использования технических достижений европейских стран на государственных и частных предприятиях, и одновременно создания системы защиты национальных форм промышленности и торговли, которые по убеждению реформатора в это время еще не исчерпали своих потенциальных возможностей для развития или усвоения западного опыта 2 . Падение Мирзы Таги-хана, которое фактически означало отказ от дальнейшего углубления реформ, объяснялось многими причинами, в том числе вмешательством соперничающих в Иране держав, а главное неподготовленностью иранского общества к их восприятию. Иранская система все более и более стала обнаруживать свою неспособность к ускорению развития на самостоятельной основе, а освоение элементов нового формационного порядка приобрело крайне затяжной характер. Уже в конце Х I Х в. болезненное национальное чувство отсталости и необходимости использования западных принципов экономического развития нашло компромисс в признании лишь технико-финансового превосходства Запада, не подвергая при этом сомнению приоритета собственно иранских культурных, а главное религиозных ценностей, что отчетливо проявилось в воззрениях Малькольм-хана. В современном Иране подобное представление о модернизации как заимствовании лишь технических достижений Запада нашло свое отражение в концепциях идеологов исламского режима 3 .

Сам процесс модернизации шел не постепенно, а скачкообразно. И это может служить подтверждением тому, что сам процесс и уровень развития зависел главным образом от объемов вносимых элементов нового мирового порядка, а также от структуры этих элементов, одни из которых сразу могли прижиться на иранской почве и дать результаты, а другие нет.

В условиях сохраняющегося государственного суверенитета большую роль при этом имела политика центральной власти. С установлением в 20-х годах власти новой династии Пехлеви происходит скачок в процессе модернизации страны, главными составляющими которой явились национализм и государственный капитализм.

Уже первые годы правления Реза-шаха произвели ошеломляющее впечатление на современников, главным образом, из-за массовости и скорости привнесения в иранское общество элементов европейской цивилизации и капиталистических форм хозяйствования. Силой подавив сепаратистские движения и добившись концентрации в своих руках сильной государственной власти. Реза-шах создает современную экономическую и социальную инфраструктуру, обращая особое внимание на расширение светского образования, внедрение европейских норм поведения и быта, вводит нормы буржуазного права, которые подготовили отмену в 1928 г. капитуляционного режима, юридически подтвердившего равный подход к понятию права, свободы личности и собственности в Иране и в европейских странах. Была сделана попытка прорыва в процессе модернизации, которая требовала комплексного заимствования новых форм организации хозяйства и общества. Необходимо было наращивать производительные силы и менять менталитет общества с тем, чтобы оно могло воспринять и использовать эти производительные силы. Отличительной особенностью этого периода модернизации, ориентированного на привнесение западного опыта, стало ограничение связей с мировым хозяйством лишь торговыми. Следуя принципам национализма, правительство Реза-шаха отказалось от привлечения внешних займов, а выдвигавшиеся Ираном условия использования иностранных инвестиций фактически преградили им путь в страну. Конечно, продолжала действовать Англо-Иранская Нефтяная компания, но эволюция ее капитала и его строения практически не влияли на формирование современных форм предпринимательства, так как развитие нефтяной промышленности в Иране носило настолько анклавный характер, что даже вблизи нефтепромыслов не возникало никаких сопутствующих национальных производств. Тем не менее, влияние АИНК на развитие страны, в том числе на процессы модернизации, были велики, так как за счет концессионных платежей осуществлялось техническое и организационное переоснащение армии, и частично были профинансированы работы по завершению строительства Трансиранской железной дороги. Кроме того, на предприятиях АИНК работали тысячи иранских рабочих, инженеров и служащих, приобретая мировоззрение работников капиталистически организованных форм производства 4 .

2. Модернизация в Афганистане

В конце XIX – начале XX вв. положение Афганистана несколько отличалось от положения других стран Востока, схожих с ним по статусу. Подвергаясь через внешнюю торговлю воздействию капиталистического рынка, Афганистан, однако, не был превращен в объект экспорта капитала. Афганское государство не имело внешних долгов, на его территории не существовали иностранные концессии и банки. В XX век Афганистан вступил страной, сохранившей самостоятельность во внутренних делах, но с неполным суверенитетом во внешней политике. Он был изолирован от внешнего мира, что негативно сказывалось на политическом и экономическом положении страны.

В экономической жизни господствовали феодальные отношения. Наряду с патриархально-натуральным хозяйством с примитивными орудиями труда, появились ростки товарно-денежных отношений, которые однако не имели заметного влияния на экономику. Неблагоприятные природные условия, частые засухи были причиной малой продуктивности земледелия. В значительной части крестьянских хозяйств земледелие было основано на поливном орошении. Тяжелое налоговое бремя, многочисленные подати в эмирскую казну, злоупотребления государственных чиновников, притеснение феодалов были причиной недовольства крестьян. В результате этого часто вспыхивали крестьянские мятежи и восстания. В целом, в результате сложившихся к началу XX в. исторических условий Афганистан заметно отставал в своем политическом и социально-экономическом развитии. Задачи перехода к новым производственным отношениям, разрушение феодальных основ хозяйствования были поставлены всем ходом исторического развития Афганистана 5 .

При эмире Абдуррахмане-хане (1880-1901) в основном завершилась централизация Афганского государства. При нем были предприняты меры по усовершенствованию государственного аппарата, административной системы. Проведенные эмиром мероприятия в области экономики способствовали росту городов, торговли, приобщению к ней части феодалов, формированию национального купеческого капитала и внутреннего рынка. Во внешней политике эмир Абдуррахман-хан стремился обеспечить самостоятельное существование государства, искусно используя англо-русские противоречия.

Эмир Хабибулла-хан (1901-1919) пытался следовать политическому курсу своего отца во внутренней и внешней политике. Выражая интересы крупных феодалов, он направил свои усилия на укрепление государственного аппарата и реорганизацию армии с целью обезопасить существующий режим от народных восстаний, главную роль в которых играли крестьянские массы. Вместе с тем он вынужден был пойти на некоторые уступки представителям феодальной оппозиции, учредив в 1904 году Государственный совет, представлявший собой совещательный орган при эмире 6 .

Правительством Хабибуллы-хана были проведены некоторые мероприятия, способствовавшие укреплению позиций национального купечества. Однако внутренняя торговля развивалась медленно. Натуральные и полунатуральные формы хозяйства, устаревшая система сбора налогов препятствовали росту товарно-денежных отношений. Вместе с тем в Афганистане происходили определенные положительные перемены: продолжался рост городов, развивались торговля и ремесла, расширялась ирригационная сеть, укреплялись рыночные связи, в крупной торговле повышалась роль национального купечества, стала формироваться национальная торговая буржуазия. В стране были предприняты первые шаги создания промышленных предприятий, в первую очередь обслуживающих интересы армии. Строились дороги, мосты, прокладывались телефонные линии. Приглашались иностранные специалисты. Определенные преобразования были предприняты в области просвещения, издательского дела, культуры, здравоохранения.

Эти реформы, проведенные в период правления эмира Хабибуллы-хана, при всей своей ограниченности и непоследовательности в реализации имели немаловажное значение, создавая в известной мере предпосылки экономической модернизации. Однако процесс обновления существенно отставал от потребностей развития страны. Это осознавали представители просвещенной части общества из среды феодальной знати, интеллигенции, офицерства, купечества, составившие оппозицию политике эмира Хабибулла-хана. В оппозицию входила небольшая, но влиятельная группа так называемых младоафганцев, сторонников социально-экономической и политической модернизации страны. Они отражали интересы связанных с рынком слоя помещиков и зарождавшейся национальной буржуазии, страдавшей от господства феодальных порядков, пережитков родового строя, от засилья иностранных купцов, внешнеполитической и внешнеэкономической изоляции Афганистана. Эти группы были заинтересованы в правовом признании частной собственности на землю, отмене внутренних таможен и устранении других преград на пути развития товарно-денежных отношений 7 .

Кроме того, против Хабибуллы-хана выступала группа консервативно настроенных представителей знати, отражавших интересы племенной аристократии, феодалов, не связанных с рынком, и части духовенства. Политическую платформу этой группы составляла идеи возврата к старине, былому величию Афганистана, ликвидации различных нововведений.

Обе эти группы выступали против политики Хабибуллы-хана, отказавшегося фактически от поддержки антианглийской борьбы афганских племен Индии. Отказ Хабибуллы-хана использовать благоприятную международную обстановку в целях освобождения страны от английской зависимости был главной причиной возникновения оппозиционного движения, которое находило поддержку среди широких слоев населения.

В обстановке растущего недовольства антипатриотическим режимом эмира Хабибуллы-хана возник дворцовый заговор. 21 февраля 1919 года эмир был убит. Борьба за трон между братом покойного эмира Насруллой-ханом и сыном Хабибуллы-хана Амануллой-ханом закончилась в пользу последнего. Поражение Насруллы-хана, пользовавшегося поддержкой мусульманского духовенства и значительной части влиятельных ханов и феодально-родовых вождей пограничных афганских племен, создало благоприятные предпосылки для модернизации страны. Аманулла-хан был представителем младо афганского движения. Появилась реальная возможность для реализации реформаторских идей младоафганцев. Однако главной проблемой оставалось восстановление государственного суверенитета Афганистана. 28 февраля 1919 года состоялась церемония коронации Амануллы-хана. Большое влияние на окончательный исход борьбы за власть в пользу Амануллы-хана оказал его первый манифест, в котором провозглашалась независимость Афганистана.

В начале марта 1919 года власть Амануллы-хана была признана во всех областях афганского государства. На повестку дня вплотную встал вопрос о завоевании независимости 8 .

Модернизация страны осуществлялась в два этапа. На первом этапе (1919-1924 гг.) была создана основополагающая правовая база реформ. Принятие в 1923 году первой в истории страны Конституции имело историческое значение. В Основном законе Афганистана провозглашались личная свобода граждан, равноправие всех подданных, представителей всех племен и народов. Не изменив сущности монархического строя, Конституция учредила Государственный совет, формировавшийся на смешанном принципе назначения и выборов депутатов. Исполнительным органом власти стал Кабинет министров. Были созданы органы местного управления.

На втором этапе реформ (1924-1928 гг.) процесс модернизации был продолжен. Преобразования внутри страны были дополнены активными внешнеполитическими акциями. Дипломатические отношения, установленные Афганистаном с рядом стран в начале 20-х годов, получили свое развитие в результате турне Амануллы, принявшего титул короля, по странам Азии и Европы. В ходе переговоров с руководителями зарубежных стран были установлены торговые отношения, заключены выгодные соглашения. Политический авторитет суверенного Афганистана заметно вырос.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После первой мировой войны большинство населенных мусульманами территорий попали под колониальное управление ведущих стран Запада. Исключение составили только Турция, предпринявшая при Мустафе Кемале Ататюрке попытку построить полностью светское государство, отказавшись от имперского османского наследия, а также старые монархические режимы в Иране и Афганистане и вновь образованный в Саудовской Аравии.

Все попытки модернизации традиционного исламского общества в ХХ веке предпринимались сверху. Потребность в модернизации отвечала интересам традиционной элиты, осуществлявшей, по сути, светскую власть в мусульманских государствах. Модернизация общественно-экономической жизни мусульманского государства выглядела как совершенно логичный и оправданный шаг для улучшения качества системы управления государством и обществом.

Естественно, что модернизация в тот момент могла происходить только по западным стандартам. Особенно это было актуально для большинства мусульманских сообществ, являвшихся в период между двумя мировыми войнами колониями ведущих западных стран. Для более эффективного осуществления функции управления, традиционной элите в мусульманских странах необходимы были подготовленные по западным меркам сотрудники аппарата управления, офицеры для армии, инженеры, врачи. Тем более что во время существования в качестве колонии в большинстве мусульманских стран начало этому процессу положила колониальная администрация, проводя первоначальную подготовку необходимых кадров.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Бабаходжаев А.Х. Война Афганистана з а независимость в 1919 году. – М., 1960.
  2. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке: Очерки общей теории. – М., 1990.
  3. Ерасов Б.С. Цивилизации: Универсалии и самобытность. – М., 2002.
  4. Мамедова Н.М. Проблемы модернизации и либерализации экономической системы Ирана (Исторический аспект) // Ближний Восток и современность. Выпуск второй. – М., 1996. – С. 86 – 97.
  5. Массой В.М., Ромодин В.А. История Афганистана. В 2-х т. – М., 1965.
  6. Ромодин В.А. Очерки по истории и истории культуры Афганистана середина X I X – первая треть XX вв. – М., 1983.

1 Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке: Очерки общей теории. – М., 1990. – с. 76.

2 Мамедова Н.М. Проблемы модернизации и либерализации экономической системы Ирана (Исторический аспект) // Ближний Восток и современность. Выпуск второй. – М., 1996. – С. 86.

3 Мамедова Н.М. Проблемы модернизации и либерализации экономической системы Ирана (Исторический аспект) // Ближний Восток и современность. Выпуск второй. – М., 1996. – С. 87.

4 Ерасов Б.С. Цивилизации: Универсалии и самобытность. – М., 2002. – С. 73.

5 Массой В.М., Ромодин В.А. История Афганистана. В 2-х т. – М., 1965. – Т. 1. – С. 173.

6 Ромодин В.А. Очерки по истории и истории культуры Афганистана середина XIX – первая треть XX вв. – М., 1983. – С. 234.

7 Бабаходжаев А.Х. Война Афганистана за независимость в 1919 году. – М., 1960. – С. 112.

8 Бабаходжаев А.Х. Война Афганистана за независимость в 1919 году. – М., 1960. – С. 163.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

10489. ВРАЧЕВАНИЕ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 37.52 KB
Древний Восток явился колыбелью всемирной истории человеческих цивилизаций, классовых обществ и государств. Здесь ранее, чем где-либо на земном шаре, совершился переход от первобытно-общинного строя к раннему рабовладению.
13589. Процессы модернизации в Индии и Китае 17.81 KB
Новизна данной работы определяется тем что сравнение процессов модернизации двух близлежащих стран имеющих практически сходную культуру может показать особенности исторического развития многих современных стран Востока и объяснить причины их взлётов и падений. Особенности модернизации в Индии В самом общем виде можно отметить что в плане жесткости социальной структуры и ее сопротивляемости любым нововведениям Индия не представляла собой некого уникального феномена на фоне других восточных цивилизаций. Васильев традиции и институты во...
13573. Сравнение процессов модернизации в странах Японии и Китае на рубеже XIX – XX веков 33.52 KB
Запад принес концепцию прогресса а вместе с нею и концепцию реального – а не идеального как было например в Китае – распространения влияния своего этноса далеко за пределы изначального ареала. в Цусимском проливе адмирал Того наголову разбил мощную эскадру адмирала Рождественского – эскадру России которая к тому времени уже два полных века была морской державой. Япония вынуждена была отказаться от политики самоизоляции открыть ряд портов для иностранных кораблей. Правительство было низложено.
16187. .А. Обеспечение организационной вовлеченности в процессы модернизации: особенности сферы образования. 14.55 KB
Обеспечение организационной вовлеченности в процессы модернизации: особенности сферы образования Модернизация системы образования осуществляемая в настоящее время в России предполагает реализацию совокупности действий по производству инноваций их содержательному определению включению в организационные управленческие образовательные исследовательские производственные подсистемы образовательного учреждения разработка на основе новационного знания и технологий принципиально нового продукта – образовательных услуг а также достижение...
6782. Псиихические процессы - процессы, условно выделенные в целостной структуре психики 3.61 KB
Выделение психических процессов сугубо условное разделение психики на составные элементы появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёныхпсихологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX начала XX века. Особенность психических процессов в том что они наиболее кратковременные быстропротекающие. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике и классификация психических процессов имеет скорее...
17465. Философия Востока 15.38 KB
Понятие философия происходит от греческих слов phileo - любовь и sophi - мудрость и означает любовь к мудрости. В практическом понимании философия- это форма общественного познания мировоззрения система идей взглядов на мир и на место человека в нем. Одна из категорий обращается к богу другая к человеку; одни утверждают что самодостаточность философии очередные говорят что философия призвана на службу обществу человеку и пр.
12837. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОСУДАРСТВА ВОСТОКА 61.05 KB
Халифат как средневековое государство сложился в результате объединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров.
12943. Климат Дальнего Востока 28.11 KB
Качественно и количественно физическое состояние атмосферы и процессы, совершающиеся в ней, выражаются при помощи определенных величин, так называемых метеорологических элементов и атмосферных явлений. Наиболее важным для жизни и хозяйственной деятельности человека являются следующие из них: давление воздуха
12838. ПРАВО СРЕДНЕВЕКОВЫХ СТРАН ВОСТОКА 75.75 KB
После падения Арабского халифата мусульманское право не только не потеряло свое былое значение но приобрело как бы вторую жизнь подобно римскому праву в средневековой Европе и стало действующим правом в целом ряде средневековых стран Азии и Африки принявших в той или иной степени ислам Египет Индия Оттоманская империя и т. Но не они определили в конечном счете неповторимость и своеобразие шариата как самостоятельной и оригинальной правовой системы. Шариат с самого начала сложился и развивался по крайней мере в первые два века как...
13185. Изучение особенностей костюмов народов Ближнего Востока 7.4 MB
В гардеробе должно быть достаточное количество изделий разнообразного функционального назначения повседневных торжественных для отдыха занятий спортом и др. Коллекции от кутюр предполагают ручной пошив изделий по индивидуальным меркам для конкретного человека. Источником вдохновения для разработки коллекции послужило использование исторического костюма. Целью настоящей выпускной квалификационной работы является изучение особенностей костюмов народов Ближнего Востока для последующей разработки коллекции моделей женской одежды.

приход к власти мирзы таги-хана в иране

Бабидское движение свидетельствовало о резком обострении классовых противоречий в Иране. Но были и другие признаки нараставшего политического кризиса.

Еще в начале 40-х годов иранское правительство оказалось в чрезвычайно затруднительном положении в результате углубления конфликта с Турцией, за которой стояла Англия. Непосредственной причиной конфликта были ирано-турецкие пограничные столкновения. В 1841 г. иранские войска заняли Мохаммеру, незадолго до этого захваченную турками у зависимых от Ирана арабских племен. В следующем году иранские войска вступили в пределы Ирака, разгромили турецкие войска и заняли священный для шиитов город Кербелу. Но в самом начале 1843 г. турецкие войска напали на Кербелу, перебили находившихся там иранских солдат и учинили резню местного населения.

Известия об этих событиях вызвали в Иране всеобщее возмущение. Иранское правительство готовилось ответить Турции войной, но, сознавая свою слабость и опасаясь осложнений с Англией, было вынуждено вступить с Турцией в переговоры при участии также держав-посредниц Англии и России, из которых первая поддержала Турцию, а вторая Иран. Согласно заключенному Эрзурумскому трактату (вступившему в силу в 1847 г.), Мохаммера была признана владением Ирана, но Иран уступил туркам важную в стратегическом отношении западную часть Зохабского округа и признал ирано-турецкую границу по левсму берегу Шатт-эль-Араба.

Правительство Англии усилило в эти годы давление на Иран при посредстве феодалов-сепаратистов. В 1846 г. хорасанский хан Салар, получив денежную поддержку от англо-индийских властей, поднял открытый мятеж против иранского правительства. Салар предъявил шаху требование вернуть из эмиграции его отца Аллаяр-хана, высланного из Ирана, и назначить его на пост садразама (первого министра) и хорасанското правителя.

Все это порождало тревогу в правящем классе и вызывало у отдельных его представителей стремление укрепить центральную власть, создать боеспособною армию, упорядочить финансы, устранить вмешательство иностранных держав. Выразителем этих взглядов явился видный иранский дипломат и государственный деятель Мирза Таги-хан. Одно время он был командующим армией в Тебризе с титулом амир-низама (князь войск) и уже тогда проявил большую энергию в деле реорганизации армии, хотя его усилия вследствие общей обстановки в Иране остались по существу безрезультатными. Столь же бесплодными были попытки Таги-хана бороться со взяточничеством и подкупами, царившими среди офицеров и чиновников. В 1843-1847 гг. Таги-хан вел дипломатические переговоры с Турцией, завершившиеся подписанием Эрзурумского трактата. Ознакомление с реформами, проводившимися в Турции в период танзимата, укрепило Таги-хана в. решимости добиваться аналогичных преобразований и в Иране.

По возвращении из Турции Таги-хан снова отправился в Тебриз и находился там при валиахде (наследнике престола), шестнадцатилетнем принце Насер-эд-дине, Валиахд по традиции являлся правителем Иранского Азербайджана. Таги-хан пользовался у него полным доверием и фактически управлял этой провинцией.

В сентябре 1848 г. умер Мохаммед-шах, после чего Насер-эд-дин во главе войска, которым командовал Таги-хан, прибыл в столицу и вступил на престол. Воцарение Насер-эд-дина означало укрепление позиций Мирзы Таги-хана, занявшего пост первого министра.

Реформы Таги-хана

Реформы Мохаммада Таги-хана Ферахани, известного также как Амир Кабир (Великий Эмир). Был первым министром Насер эд-Дин-шаха (1848-1851). Его комплекс реформ фактически стали первой серьёзной попыткой модернизации Ирана с целью оздоровить социально-экономический и политический строй и противодействовать проникновению иностранных держав в страну.

Иран постепенно превращался в рынок сбыта и источник сырья для капиталистических держав. Экономика была в состоянии упадка, ухудшению положения способствовали коррупция государственного аппарата, расточительство правящей династии, ослабление государственной власти, проявлявшееся в дезорганизации и падении боеспособности армии, децентрализации и усилении сепаратистских тенденций.

Особенно в реформах были заинтересованы не принадлежащая к феодальной аристократии, пака ещё не значительная прослойка мулькадаров – помещиков, связанных с внешним рынком и торговым земледелием, и купечество.

Административно-политические и военные преобразования.

· Создание новой администрации началось с проверки состава служащих государственных учреждений. На пример в личной охране шаха числилось 4 тыс. человек, а на деле их было 300. Офицеры же получали жалование на всех. – Так была значительно сокращена численность служащих, снижено жалование, запрещалось занимать два поста одновременно.

· Борьба со взяточничеством, продажей гос. постов, казнокрадством.

· Приняты меры по возвращению бератов (право на сбор подати с деревни и района) в казну. Это должно было восстановить финансы страны.

Накануне военной реформы вооружённые силы состояли из регулярной армии – незам и иррегулярных ополчений – лашкар. Регулярная армия подразделялась на три рода войск: пехота, кавалерия и артиллерия. Основное подразделение полк – фоудж численность её от 200 до 500 чл. Фоуджи объединялись в бригады – тип. На бумаге армия из 100 тыс. а на деле 10 тыс.

Согласно планам Таги-хана, предусматривалось создание централизованной регулярной армии, которая комплектовалась бы по системе бониче. Набор рекрутов предусматривался пропорционально сумме малиата (налога) на ту или иную деревню. Часть налогов – анъам шли на содержание солдат, другая – хань-вари – шла на нужды семьи рекрута. Тяжесть военной службы ложилась на крестьян т. к. городское население и ремесленники освобождались от службы.

Реорганизация армии.

· Ввёл обязательное воинское обучение

· Строгие дисциплинарные правила

· 1851 г. Принят и введён новый устав

Вооружённые силы должны были состоять из 50 пехотных полков, 12 кавалерийских батальонов, 27 тыс. артиллеристов и 200 пушкарей.

Регулярное войско делилось на две армии: азербайджанскую и иранскую во главе каждой отдельный главнокомандующий. В основе воинской структуры оставался фоудж – полк, возглавляемый полковником – сартипом. Полки состояли из батальонов во главе с сархенгами. Батальон подразделялся на 10 рот, 2 полка составляли бригаду – тип, пять бригад объединялись в дивизию. Таги-ханн ввёл новые подразделения – туман (корпус из 6-11 дивизий) под командование амир-тумана. Ополчение состояло из пехоты и кавалерии.

Армия состояла из действующей армии и запаса.

· Срок службы 12 лет – 2 года в войсках, 4 года в запасе потом 2 года на службе и 4 запас. В период запаса проводились военные учения.

· Солдаты получали 6 туманов в год и 300кг пшеницы.

· Годовое жалование командира полка 1000 туманов, батальона 500, командира роты 70, кавалерии 10-15 туманов.

К концу правления мирзы в случаи всеобщей мобилизации было 100-120 тыс. чел., а регулярной армии 20 тыс.

Военная реформа имела социальные последствия. Введение системы бониче оказало серьёзное воздействие на иранскую деревню. Усилилось внеэкономическое принуждение крестьян и зависимость от землевладельцев т. к. они сами формировали воинские части на своих территориях.

Экономическая политика.

· Таги-хан в первую очередь принял меры по улучшению работы арсеналов в Тегеране и Тебризе, а так же по строительству оружейных мастерских. Правительство содействовало строительству предприятий связанных с выполнением военных заказов.

· Программа преобразования предусматривала как развитие ремесленного производства, так строительство ряда крупных предприятий мануфактурного типа и даже фабрично-заводского.

· Из Австрии и Пруссии были приглашены мастера для обучения производству тканей с применением современной Европейской техникой. В Тегеране было открыта прядильная мануфактура с станками из Франции. Было открыто 2 сахарных завода и др. мануфактуры.

· В добывающей промышленности были запрещены беспорядочные раскопки и установлен правительственный контроль над добычей и для контроля было учреждено ведомство.

· Восстанавливали заброшенные медные рудники.

В торговле

· Таги-хан распространил контроль над внешней торговлей

· В 1851г. Установили внутренние пошлины для иностранных товаров. Стали исправно изымать с иностранцев все пошлины. Иранцы в некоторой степени уровнялись с иностранцами.

· Он проводил политику протекционизма.

· С целью увеличения экспорта иранское правительство предприняло шаги по развитию экспортных отраслей сельского хозяйства, производство риса, сахарного тростника, хлопка и садоводческих культур.

· Строилась плотина в г. Шустере на р. Карун. Это увеличивало посевные площади тростника.

· Развёрнуто строительство рынков и караван-сараев

Преобразования требовали больших денежных затрат, что требовало реорганизации финансовой системы.

· При ревизии государственных и частных земель выявили нарушения прав на владение тиульными землями, прежде всего превращение их в наследственное держание. Такие земли были конфискованы, забрали земли и у тех кто уклонялся от гос. службы.

Меры Таги-хана по конфискации земель объективно способствовали постепенному вытеснению государственно-феодального землевладения частнофеодальным мулькадарским землевладением.

· Что бы укрепить денежную систему правительство установило конкретную шкалу монет, курс других монет в провинциях был значительно снижен.

Культурно-просветительские преобразование

Упрощение литературного письма, развитие переводов научной и общественно-политической литературы, создание типографий, строительство первой государственной больницы, введение прививок и распространение брошюр по борьбе с оспой, восстановление исторических памятников, складывание системы светского образования.

Создание военной школы Дар – оль – фонун. Основан в 1849. Школа значительно способствовала распространению просвещения, явилось центром культурной жизни, Она содействовала росту интеллектуального образования иранцев.

В 1851 г. Основана газета Рузнаме – йе вакайе – йе эттеораки – ей. На персидском языке. Она проводила правительственную линию

Контроль над духовенством. Духовенство имела своего рода монополию в судебной системе и в образовании. (шариат – духовный суд, урф – светский суд). Мирза ввёл новые процессуальные правила – все дела и решения шариатского суда должны были направляться в диван-хану. Деятельность духовного суда в провинции так же было поставлено под контроль.

Провели проверку духовных землевладений и часть земель вернули в казну.

Центральное место в преобразованиях Таги-хана занимали военно-политические реформы. Военная реформа поднимая боеспособность иранской армии позволила правительству успешно бороться с сепаратистами, укрепила государственную власть и тем самым обеспечила предпосылки для осуществления реформ в целом.

Административные преобразования предусматривали создание эффективно действующего государственного аппарата призванного подчинить центру провинции, бороться со взятничеством. Что бы увеличить гос. средства упорядочили налоговую систему, что давала возможность не обращаться к западным державам за деньгами.

Реформы Таги-хана прежде всего отражали стремление правительства к укреплению экономического и политического положения страны, что в свою очередь должно было привести к повышению её сопротивляемости внешней экспансии.

Преобразования Таги-хана далеко не охватывали всей совокупности важнейших сторон соц-эк. жизни общество, что является свидетельством умеренности политической платформы первого министра. Нужно учитывать что реформы шли в обстановке внутриполитической борьбы и внешнеполитических преград.

Наиболее активным сторонником проведения реформ в Иране был Мирза Таги-хан.

Амир Кабир

Мирза Мохаммад Таги-хан Фарахани (1808-09.01.1852). Мохаммад Таги был сыном Махмуда Курбана Кербелаи, повара в семействе правителя Персидского Ирака - Иса Фарахани. После назначения Иса Фарахани на должность каем-макама при наследнике престола Аббас-Мирзе, семья М.К.Кербелаи переезжает в Тебриз, где он становится управляющим в доме Фарахани. Мохаммад Таги воспитывался вместе с детьми и внуками каем-макама, с детства был знаком с наследником престола и будущим шахом Насер ад-Дином.

Личные качества Таги-хана - природный ум, образованность, работоспособность, умение вести канцелярскую работу, организаторские способности, поддержка каем-макама и наследника способствовали его выдвижению. Таги-хан стал чиновником в канцелярии наследника Аббас Мирзы в Тебризе. В составе «извинительного» посольства Хосров Мирзы в 1829 г. он посетил Петербург.

Таги-хан в 1831 г. стал заместителем командующего армией наследника в Азербайджане, получил титул хана. В 1843 г. он был назначен на пост амир-незама (командующего) армией наследника.

Семейные связи также обеспечивали Таги-хану необходимую поддержку; он был женат на одной из дочерей Фатх Али-шаха, сестре Насер ад-Дина. Мирза Таги-хан в 1843–1847 гг. возглавлял иранскую миссию в Эрзеруме при определении границ с Турцией. Общаясь с европейцами, работавшими в комиссии по разграничению, проживая длительное время в Турции и посещая Россию, а также занимая высшие административные и военные посты при наследнике престола в Азербайджане, мирза Таги-хан приобрел необходимый опыт и знания в управлении страной.

Вступив на престол в 1848 г., Насер ад-Дин-шах назначил Таги-хана садр-азамом (премьер-министром) и присвоил ему титул «Амир Кабир» («Великий эмир»). Таги-хан получил неограниченные права по управлению страной.

За время короткого пребывания на посту первого визиря (1848–1851) Мирза Таги-хан пытался провести реформы в целях укрепления власти центрального правительства и ограничения влияния иностранных держав, главным образом Англии. В первую очередь он занялся реорганизацией армии, повел борьбу с недисциплинированностью воинских частей и их командиров, с кражей казенных денег, предназначенных для уплаты жалованья солдатам.

Вместе с тем стремясь несколько разрядить недовольство крестьян, Мирза Таги-хан сделал попытку ограничить эксплуатацию крестьян ханами. Разработанный им проект устанавливал размеры повинностей крестьян в пользу ханов. Эта мера, так же как и другие проекты реформ Мирзы Таги-хана, должна была укрепить власть центрального правительства, что было необходимо для подавления народных восстаний, мятежей непокорных ханов, а также для отпора давления на Иран со стороны иностранных держав.

Среди других государственных деятелей Ирана Мирза Таги-хан был наиболее решительным противником усиления английского влияния в стране. Он пытался не допустить закабаления Ирана иностранными державами и стремился вернуть Ирану фактическую самостоятельность во внешних и внутренних делах.

В течение трех лет Мирза Таги-хан был фактическим правителем Ирана и заложил основу всеобъемлющих, обновляющих страну реформ. В 1849 г. он основал школу-лицей Дар оль-фонун (Дом науки) и пригласил группу европейских специалистов, которые преподавали медицину, фармакологию, естественные науки, инженерное дело, геологию, военное дело. Из среды выпускников Дар оль-фонуна впоследствии вышли видные иранские политические деятели, дипломаты, просветители.

В стране начали действовать разного рода кружки и общества, служившие целям просвещения, развитию частных школ. В феврале 1851 г. в Тегеране под руководством и при активном участии Таги-хана была основана газета «Рузнаме-йе вакайе-йе эттефаки-йе», которая была официальным изданием и служила руководством для государственных служащих. Значительное место в газете занимали материалы зарубежной прессы, освещавшие проблемы политики, экономики и культуры.

Амир Кабир был убежден в необходимости создания в Иране промышленности европейского типа. По его инициативе были выстроены два сахарных завода, заводы по изготовлению оружия и пушек, прядильная фабрика, фабрики по производству хрусталя, бязи и сукна. Одной из основ его экономической политики было поощрение и развитие частной промышленности.

Для успешного осуществления реформ Мирза Таги-хан сильно ограничил власть духовенства, не допуская его вмешательства в государственные дела. Он считал, что при наличии сильных позиций духовенства никакие реформы невозможны.

Амир Кабир внес изменения в судебную систему. Он ограничил компетенцию шариатских судов. Судебные дела представителей религиозных меньшинств не должны были подпадать под юрисдикцию судов шариата и сразу передаваться в светские суды. Всем губернаторам провинций была направлена инструкция, согласно которой религиозные меньшинства должны пользоваться полной свободой религиозных отправлений и их права должны охраняться на основе абсолютной справедливости.

За короткий период правления Мирза Таги-хан, несмотря на ограничения, существовавшие на протяжении столетий, и противодействие, оказываемое ему со всех сторон, провел разнообразные реформы. Однако его деятельность, попытки ограничить власть и финансовые возможности правящей верхушки вызывали недовольство двора и духовенства.

Против Амир Кабира сложился заговор, активную роль в котором сыграло английское посольство. В результате дворцовых интриг в ноябре 1851 г. Таги-хан был лишен всех титулов и званий, отстранен от всех должностей, а вскоре по приказу шаха был убит.

Со второй половины XIX в. обостряется борьба великих держав за Иран. Наиболее остро эта борьба развернулась между Англией и Россией, сначала в Центральной Азии, а затем и в самом Иране.

Составной частью колониальной политики, которую проводила в середине XIX в. Великобритания, стала англо-иранская война 1856–1857 гг. Однако в результате этой войны Англия практически не получила уступок от Ирана, ее влияние было ослаблено, в стране резко возросли антианглийские настроения. В то же время в Иране усилились позиции России, Франции и отчасти США. Война показала слабость Каджарского государства и облегчила дальнейшее проникновение в Иран иностранного капитала. Воспользовавшись военно-политическим ослаблением страны, западные державы навязали Ирану ряд неравноправных договоров и создали благоприятную почву для получения концессий, монополий и всякого рода привилегий, превративших Иран в конце XIX в. в зависимую страну.

Одной из первых сфер деятельности иностранного капитала в Иране стали телеграфные концессии. Соглашения о них были подписаны в 1862,1865, и в 1872 г. Телеграф полностью находился в ведении «Индо-европейской компании». Персидскому правительству предоставлялась треть доходов от эксплуатации линии, проходящей по иранской территории, и льготный тариф при подаче телеграмм. Из девяти основных телеграфных линий лишь две контролировались иранским правительством, еще две эксплуатировались русскими, а остальные - англичанами. Телеграф, обслуживаемый английскими чиновниками и охраняемый персидской стражей, состоящей на жаловании английского правительства, был инструментом усиления британского влияния в Иране.

С начала 70-х годов обострилась борьба между Россией и Англией за концессии на строительство шоссейных и железных дорог в Иране. Это строительство имело экономическое и стратегическое значение.

25 июля 1872 г. с английским финансистом Ю.Рейтером было подписано соглашение о концессии на строительство трансиранской железной дороги от Каспийского моря до Персидского залива сроком на 70 лет. Рейтер получил такие привилегии, что, по признанию лорда Керзона, эта концессия представляла собой небывалый и самый экстраординарный факт полной продажи всех богатств государства иностранцам.

Соглашение о концессии вызвало резкий протест царского правительства. Во время пребывания Насер ад-Дин-шаха в Петербурге осенью. 1873 г. был фактически решен вопрос об отмене концессии. 5 декабря 1873 г. шах расторг договор о концессии с Рейтером. Царское правительство решило взять инициативу железнодорожного строительства в свои руки с целью подорвать влияние англичан.