Биографии Характеристики Анализ

Произведение куст сирени. Николай Алмазов в рассказе “Куст сирени” Куприна: описание в цитатах

Сочинение

В центре рассказа Куприна «Куст сирени» находятся два героя — молодой офицер Алмазов и его жена Верочка. Мы узнаем, что Алмазов третий год пытается поступить в Академию генерального штаба. Для героя это очень важно — Алмазов на пределе своих возможностей сдает экзамены, потому что не хочет возвращаться обратно в свой полк, да еще с полным поражением. Это очень самолюбивый человек, обладающий большими амбициями. Но, в то же время, Алмазов слаб, его опорой, «сильной рукой» является жена Верочка.

Эта женщина — более сильная, смелая и яркая, чем ее муж. Однако героиня не живет своей жизнью, вся она в заботах и делах мужа. Его поступление в Академию — это дело ее жизни. Именно поэтому Верочка решается на обман профессора, принимавшего у Алмазова последний экзамен — план местности. Из-за случайной небрежности, помарки педантичный немец не принял чертеж. Отчаявшийся офицер приходит домой чуть ли не плача. Конечно, Верочка не могла видеть мужа в таком состоянии. Поэтому она решается на дерзкий, но неблагородный поступок — обмануть профессора, посадить кусты в том месте, где они были на плане Алмазова.

Заложив в ломбарде последние драгоценности, ночью, героиня убеждает садовника послать своих людей за город, сама едет вместе с ними и мужем, контролирует весь процесс до конца. И лишь когда Алмазов получает долгожданную оценку, Верочка успокаивается. Доволен и герой — мечта его сбылась, он наконец-то поступит в Академию.

Никто из этих героев не думает о том, что совершили аморальный поступок. Для Алмазова этого неважно, главное — он добился своей цели, удовлетворил свои амбиции. Для Верочки это также неважно, потому что она сделала все, что могла, для горячо любимого мужа.

Таким образом, герои «Куста сирени» очень разные, но отлично дополняют друг друга. Алмазов — слабый и трусливый, но чрезмерно честолюбивый, и Верочка — сильная, решительная, яркая, но полностью поглощенная любовью к своему жалкому мужу.

Рассказ написал в 1894 году. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Куста сирени». Произведение относится к литературному направлению неореализм, однако в школе на уроках русской литературы обычно рассматривается как реалистическое. В рассказе автор раскрывает темы любви, семейного счастья.

Основные персонажи рассказа

Главные герои:

  • Николай Евграфович Алмазов – молодой небогатый офицер.
  • Верочка – жена Алмазова, очень любит мужа, живет его интересами.
  • Профессор – «немец» и «педант».

Куприн «Куст сирени» кратко по плану

Чертеж Алмазова

Молодой небогатый офицер Николай Алмазов служит в военной Академии в Петербурге. Он тщательно готовится к важному экзамену. На чертеже Алмазов допускает неточность: он указывает деревья, которых на самом деле нет на местности. Профессор хорошо знает местность и замечает это. Профессор предлагает Алмазову поехать на местность завтра, чтобы убедиться, что деревьев там все-таки нет.

Идея Веры

Алмазов приходит домой расстроенный: провалив экзамен, он будет вынужден вернуться на службу в полк. Но неунывающая жена Алмазова, Вера, находит необычное решение. Она предлагает Алмазову посадить деревья там, где они указаны на чертеже Алмазова, чтобы чертеж совпадал с реальностью.

Посадка кустов

Для покупки кустов нужны приличные деньги. Вера и Алмазов идут в ломбард и закладывают свои драгоценности. Ночью Алмазовы идут к садовнику и уговаривают его помочь. За ночь Алмазов и садовник высаживают кусты сирени.

Успех Алмазова

На следующий день профессор и Алмазов приезжают на местность. Профессор удивляется тому, что на местности все-таки растут кусты. Профессор извиняется перед Алмазовым за свою “плохую память”. На следующий день профессор засчитывает Алмазову экзамен. Алмазов и Вера счастливы.

Короткий пересказ «Куста сирени» Куприна

Куст сирени Куприн краткое содержание:

Для того, чтобы муж сдал главный экзамен и получил образование, жена продаёт свои драгоценности и обманывает профессора.

Николай Евграфович Алмазов, молодой небогатый офицер, учится в Академии генерального штаба. Два года подряд он проваливается и, наконец, на третий, поступает. Все экзамены он проходит благополучно. Наступает последний, решающий.

Все это время Алмазова поддерживает его жена Верочка. Она отказывает себе во всём необходимом, пытаясь создать мужу условия для учёбы, поддерживает в нём бодрость духа.

С последнего экзамена Алмазов приходит домой, насупившись. Ему нужно было представить профессору план местности. Алмазов чертил его накануне вечером и от усталости посадил на карту чернильное пятно.

Чтоб его замаскировать, он нарисовал на пятне кусты. Профессор попался очень педантичный. Он сказал, что знает эту местность лучше, чем свою собственную спальню, никаких кустов там нет, и выгнал Алмазова с экзамена.

Подумав, Верочка отвозит в ломбард все свои драгоценности. Она выручает намного меньше, чем они стоили на самом деле, но этой суммы ей хватает. Поздним вечером Верочка приезжает к садовнику и уговаривает его сейчас же посадить на указанном месте кусты.

Садовник проникается сочувствием и предлагает посадить сирень. Верочка следит за рабочими и успокаивается только когда те заравнивают землю. Теперь не видно, что кусты только что посажены.

На следующий день Алмазов показывает профессору растущий куст сирени. Удивлённый профессор извиняется перед Алмазовым, которому становится стыдно за свой обман.

С тех пор сирень становится у Верочки любимым цветком.

Читайте также: Повесть А. И. Куприна «Олеся» была написана в 1898 году. Читать по главам вы можете на нашем сайте. Ведущей темой повести является трагическая любовь паныча Ивана Тимофеевича и молодой девушки Олеси. В образе главной героини Куприн воплотил тип «естественного человека», характерного для многих произведений автора.

Алмазов вернулся домой в плохом настроении. Жена сразу поняла, что «произошло очень большое несчастие ».

Мужчина слушал лекции в Академии генерального штаба. В академию Алмазов поступил с третьего раза и только благодаря своей жене Верочке, которая «постоянно поддерживала в нем бодрость » и создавала «необходимый комфорт ». До этого все экзамены проходили благополучно. Сегодня он представлял профессору самую трудную работу – «инструментальную съемку местности ».

Однако чертя накануне вечером план, Алмазов случайно «посадил » на чертежах зеленое пятно и, чтобы его замаскировать, нарисовал в том месте «кучу деревьев ». Увидев работу, профессор удивился, так как он знал эту местность, и никаких кустов там не было. Профессор отказался принять чертеж, желая завтра лично туда съездить и все проверить.

Видно было, что от огорчения Алмазов готов заплакать. Верочка тут же начала собираться, чтобы посадить на том месте «дурацкие кусты ». «Если уж сказал неправду, - надо поправлять ». Они сдали в ломбард Верочкины драгоценности и выручили «около двадцати трех рублей ». Уже ночью приехали к садовнику.

Тот сначала решительно отказывался помогать, но, узнав подробности, проникся сочувствием. Из «подходящих » у садовника были только кусты сирени. Верочка не отходила от рабочих до тех пор, пока не удостоверилась, что кусты выглядят так, словно растут тут давно.

На следующий день Алмазов пришел довольный. Мужчина рассказал, что, когда они приехали, профессор был очень удивлен и извинился.

Радуясь, Верочка сказала мужу, что сирень теперь будет навсегда ее любимым цветком.

Заключение

В рассказе «Куст сирени» Куприн показал, насколько может быть сильна любовь и как важно поддерживать близких людей в любой ситуации. Верочка делает все, чтобы ее муж не падал духом, окружая его заботой и любовью.

Это интересно: Рассказ «Гранатовый браслет», написанный в 1910 году, занимает значительное место в творчестве писателя и в русской литературе. Для ознакомления с сюжетом и героями предлагаем прочитать Куприна по главам. Он даст возможность осмыслить произведение, постичь прелесть и легкость языка писателя и проникнуть в замысел.

Видео краткое содержание Куст сирени Куприна

Рассказ показывает глубокие чувства мужа и жены. Вера была готова пожертвовать всем ради успехов Николая. Несмотря на ночь она приложила много усилий для спасения. Кроме того, не могла дождаться прихода супруга дома, поэтому вышла встречать на улицу и долго радовалась за него. Готовность помогать и поддерживать очень много значит для близкого человека.

с творчеством А.И.Куприна, текстом рассказа «Куст сирени»; на основе работы с литературным произведением научить анализу поступков героев, их характеров, а также видению и пониманию учащимися смысла прочитанного;

2)совершенствование навыков анализа художественного текста путём прогнозирования фрагментов сюжета и сопоставления с авторской версией, развитие творческих способностей, креативности; развитие коммуникативной компетенции;

3)обращение к нравственным семейным ценностям; воспитание чуткого отношения к любви, способности переживать, понимать другого человека.

Оборудование:

Портрет А.И.Куприна

Видеоклип: Рахманинов «Сирень»

Утверждение

Верно или нет

Александр Иванович Куприн родился в небольшом городке Наровчате Пензенской губернии

Да

Соседние городки, по русской охальной привычке, дразнили: «Наровчат, одни колышки торчат»

Да

Куприна воспитывал отец

Нет (Отец умер, когда Куприну было около года, детские годы его прошли в Москве в сиротском пансионе)

Армейская служба продолжалась долго. Ушел в отставку в 35 лет.

Нет (Армейская служба продолжалась недолго, ушёл в отставку в 24 года)

Печатает свои произведения в московских газетах.

Нет (Сотрудничает в киевских газетах)

Во время Гражданской войны оказывается за границей.

Да

С 1920 года живёт в Финляндии.

Нет (В Париже)

Юнкерская служба подсказала многие сюжеты, образы, характеры персонажей произведений Куприна.

Да

«Поединок» - это моё завещание русской молодёжи», - говорил о романе писатель.

Нет (Так сказано о романе «Юнкера»)

«Куст сирени» - раннее произведение Куприна.

Да

Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с ранним произведением А.И.Куприна – рассказом «Куст сирени». Сейчас мы посмотрим видеоклип, а вы подумайте, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «куст сирени».

На доске запись: куст сирени.

О чём говорит вам это словосочетание? Какие ассоциации у вас возникают? (Запись ассоциаций на доске. Предположительно, что дети назовут ассоциации: весна, тепло, солнце, счастье, любовь)

Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье. И тема нашего урока: «Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье.»

По названию предположите, о чём будет рассказ. (Запись предположений на доске).

Тема нашего урока: «Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье.»

Итак, рассказ А.И.Куприна «Куст сирени»

(Первая часть – прослушивание аудиозаписи)

Николай Евграфович Алмазов едва дождался, пока жена отворила ему двери, и, не снимая пальто, в фуражке прошел в свой кабинет….

Во все время разговора он вытаскивал из стоявшей перед ним пепельницы

горелые спички и ломал их на мелкие кусочки, а когда замолчал, то с

озлоблением швырнул их на пол. Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать.

Как можно озаглавить эту часть рассказа? («Горе») Почему?

Сбылись ли ваши ожидания?

Что было неожиданным?

Что вы можете сказать о героях?

Какие события могут произойти в описанной обстановке далее?

Какое событие является завязкой рассказа?

(Николай Евграфович Алмазов возвращается домой в очень плохом настроении. Жена, увидев его, сразу поняла, что произошло большое несчастье)

Сразу ли мы узнаём, что случилось с Николаем Евграфовичем?

Кто же помог ему преодолеть все «препятствия»?

(Николаю Евграфовичу помогла его жена Верочка. Верочка не давала ему падать духом, отказывала себе во всём необходимом, бывала переписчицей, чертёжницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой.)

Как ведёт себя Вера, увидев насупившееся лицо Алмазова?

(Она в ту же минуту поняла, что случилось большое несчастье, молча пошла следом за мужем)

(Алмазов прошёл в свой кабинет, не снимая пальто и фуражки, выпустил из рук портфель, бросился в кресло…)

Сочувствует ли ему Верочка?

(Она любит мужа и по-настоящему тревожится за него. Она заговорила первая, обвила рукой шею Алмазова)

Что ей удалось добиться?

(Благодаря терпению и ласке Верочки, Алмазов немного успокоился и рассказал жене, что так расстроило его.)

Как выглядит герой в этой ситуации? Вызывает ли он наше сочувствие?

(Алмазова по-настоящему жаль. Он уже в третий раз сдаёт экзамены в академию, упорным трудом преодолевает препятствия, чертит и ночью, нечаянно посадил пятно.)

Удалось ли Николаю Евграфовичу сдать работу?

(Нет. Старый профессор, отлично знавший местность, сказал, что кустов, изображённых на карте, в природе не существует.)

Чем закончился спор героев?

(Профессор потребовал, чтобы Алмазов ехал с ним на местность и показал эти кусты.)

Сочувствует ли Николаю Евграфовичу автор?

(Вторая часть – чтение учителя)

Как можно озаглавить эту часть рассказа? («Надежда») Почему?

Как реагируют герои на происходящие события, какие принимают решения?

Какие ваши ожидания подтвердились?

Что было неожиданным?

Как вы думаете, чем закончится этот рассказ? Как бы вы закончили его?

Кто из героев прервал тяжкое молчание?

(Верочка, энергично вскочив с кресла, сказала мужу, что они немедленно должны ехать.)

Как отреагировал на это Николай Евграфович?

(Алмазов подумал, что она предлагает ему извиниться перед профессором. «Это значит над собой прямо приговор подписать. Не делай, пожалуйста, глупостей»)

Что же на самом деле придумала Верочка?

(Она решила посадить кусты на том месте, где Алмазов изобразил их на плане.)

Как вы относитесь к этому решению героини?

(Это очень остроумный выход из создавшейся ситуации. Вера здесь похожа на героинь русских сказок, которые выручали своих мужей в трудные минуты жизни, помогая выполнять им невыполнимые задания)

Как ведёт себя Верочка, приняв решение?

(Она становится деятельной и энергичной, топает ногой, командует мужем, ищет драгоценности)

Куда же отправляются герои?

(Они едут в ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог какого-нибудь имущества, чтобы, заложив свои драгоценности, получить хоть немного денег)

В рассказе появляется ещё один, правда, эпизодический, но яркий герой. Кто он? Что говорит о нём автор? (Оценщик. Видно, что он привык к ежедневным зрелищам человеческих несчастий, методично и долго рассматривает привезённые вещи, отвечает с видом усталого равнодушия, закрыв глаза.)

Напряжённость нарастает, когда Алмазовы отправляются к садовнику. Как автор подчёркивает это? (Был очень изумлён и не доволен произошедшим, отказался посылать рабочих ночью в такую даль)

Как Верочка спасает положение? (Она рассказывает подробно всю историю с пятном)

Как автор показывает изменения в отношении садовника к заказчикам? (Он слушает Веру сначала недоверчиво, почти враждебно, но, узнав о желании посадить куст, делается внимательнее и несколько раз сочувственно улыбается)

(Третья часть – самостоятельное чтение учащимися. Учебник, стр. 73)

Как можно озаглавить данную часть рассказа? («Счастье») Почему?

Почему герои решили посадить именно куст сирени? («Из всех пород, какие были у садовника, ни одна не оказывалась подходящей: волей-неволей пришлось остановиться на кустах сирени»)

А как вы думаете, почему Верочка, договорившись с садовником, поехала не домой, а за город с мужем? (Преданная и любящая Верочка не может успокоиться, пока не доведёт дело до конца.)

Что произошло на другой день? (Верочка не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. По походке мужа и его сияющему лицу она поняла, что история закончилась благополучно.)

Мы вновь встречаемся с профессором и вновь о нём рассказывает Алмазов. Как изменилось отношение Николая Евграфовича к своему экзаменатору? (Один из лучших профессоров он у нас. Жаль, что я его обманул)

Почему Вера вновь и вновь заставляет мужа повторять, как он разговаривал с профессором, интересуясь мельчайшими деталями? (Они по-настоящему любят друг друга, вместе пережили много трудностей)

Почему Верочка сказала, что сирень будет теперь её любимым цветком? (События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)

Что будет с героями после событий рассказа?

Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? (Вера – верить. Фамилия в рассказе только одна Алмазовы. Алмаз – неотшлифованный драгоценный камень. Можно предположить, что, наделяя своих героев такой фамилией, Куприн подчёркивает, что, в сущности, они очень хорошие люди, обладающие редкостными душевными качествами, в том числе умением любить. А преодоление жизненных трудностей «отшлифует» их характеры и отношения до «бриллиантового блеска»).

Что для поэта главное в алмазе? (Хранитель вечной чистоты, эта чистота есть и в отношениях Алмазовых.)

Давайте посмотрим на ваши записанные ассоциации и предположения. Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых? (Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)

Что бы вы хотели перенести на свои будущие отношения с молодыми людьми, девушками?

III стадия «Рефлексия» Приём «Синквейн»

В чём смысл названия рассказа? (Куст сирени стал для героев любимым цветком, т.к. будет постоянно напоминать им о произошедшем. События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)

На какие размышления навёл рассказ? В чём вы согласны, а в чём, может быть, не согласны с автором? Может быть, хотели бы поспорить?

А теперь давайте проявим творчество – напишем синквейн по теме нашего урока. Какие слова можно взять для первой строки? (Вера, Алмазов, Куст сирени, Счастье). Правила написания синквейна на слайде. Объявляю конкурс на лучший синквейн. Задание групповое. Для тех, кто имеет желание, может сделать это индивидуально.

(Прослушивание синквейнов)

Домашнее задание

На следующем уроке мы продолжим с вами разговор о счастье, поэтому прошу вас дома нарисовать, каким вы представляете счастье и написать сочинение-рассуждение «Счастлива ли Вера Алмазова?»

>Краткие содержания >Произведения Куприна

Быстрый переход:

Очень краткое содержание (в двух словах)

Офицер Алмазов, делая для экзамена план местности, случайно поставил пятно. Чтобы скрыть это, он нарисовал там кусты. На экзамене профессор заметил это, но Алмазов стал с ним спорить, утверждая, что они там растут. Тогда профессор предложил поехать туда утром и посмотреть. Жена Алмазова Вера предложила посадить на то место кусты. Они наняли садовника и посадили ночью кусты сирени. Утром профессор был сильно удивлён, но признал себя не правым и извинился.

Краткое содержание (подробно)

Офицер Алмазов вернулся домой, ему отворила дверь жена Вера и сразу поняла, что случилось что-то неприятное. Она прошла с ним в кабинет, где начала расспрашивать его о том, что произошло. Вера знала, что сегодня он сдавал самый сложный экзамен по плану местности. Оказалось, что вчера, когда он доделывал этот план, он, случайно, поставил пятно, и чтобы скрыть его, нарисовал на этом месте кусты. Но профессор, который принимал экзамен, хорошо знал ту местность, и сразу указал на несоответствие. Алмазов, вместо того, чтобы рассказать правду, начал с ним спорить и утверждать, что кусты там растут. Тогда профессор, чтобы разрешить спор, предложил с утра поехать на то место и выяснить, есть там кусты.

Алмазов сидел в кресле опустошённый и понимал, что завтра правда выяснится, и его выгонят из Академии, ему придётся с позором возвращаться в полк. Неожиданно, Вере пришла в голову мысль посадить кусты на то место, где он их нарисовал на плане. Они взяли драгоценности, заложили их в ломбард и поехали к садовнику. Тот долго не соглашался, так как уже близилась ночь, но потом, после рассказанной правды, согласился. Для посадки они выбрали кусты сирени. Вера поехала на местность вместе со всеми, и не уехала домой пока не убедилась, что кусты вписались в местность идеально, и невозможно было понять, что они посажены только сегодня.

Поутру, Николай Алмазов вместе с профессором посетили то место, и профессор был так удивлён увиденными кустами, что даже попробовал их листик на вкус. После чего он извинился перед Алмазовым и принял его план местности. А сирень, после этого случая, стала любимым цветком четы Алмазовых.

Куприну очень близка тема человеческих отношений, счастья, любви. История отдельной семьи, где привыкли решать проблемы вместе подтолкнула автора к идее произведения. В рассказе Куприна “Куст сирени” герои сталкиваются с серьёзной проблемой, которая решается благодаря мудрости и любви Верочки – супруги главного героя. Описание главной героини, её быстрых взвешенных решений, желания добиться идеального результата, самоотдачи – самые важные сцены в рассказе, они раскрывают секрет счастливых отношений. Автор не даёт прямой характеристики Верочке, её поступки очень ярко раскрывают внутренний мир и душевные качества женщины.

Характеристика героев “Куст сирени”

Главные герои

Алмазов Николай Евграфович

Два года подряд молодой офицер пытается поступить в академию. На третий год сдав все экзамены, он провалил последний проект. Профессор оказался хорошим знатоком ландшафта, и ухищрения Николая не помогли исправить ошибку. Благодаря жене он на следующий после провала день доказывает профессору наличие кустов. Тот извиняется, и Алмазова принимают в академию. Трудолюбивый, упорный, старательный молодой человек побеждает благодаря вере жены в него и её мудрости и находчивости.

Его жена, Вера

Супруга Верочка настоящий друг и помощник Николая. Она верит в него, помогает в подготовке к экзаменам, делает чертежи, тратит семейные средства, исходя из нужд супруга. Умная, добрая, самоотверженная женщина. Её мудрость выручает мужа, когда его последний проект терпит крах. Она предлагает посадить кусты там, где он указал их на чертеже (из-за пятна зелёных чернил Николай изобразил кусты, однако профессор поспорил с ним, что в той местности растительности нет). Мудрая жена сдаёт в ломбард последние дорогие вещи, супруги закупают у садовника кусты сирени и той же ночью высаживают их.

Профессор

Немец, отличный специалист, прекрасный преподаватель, принципиальный, честный человек. Алмазов называет его чудовищным педантом. Профессор извиняется перед молодым офицером, ссылаясь на возраст. Пробует на вкус лист сирени, недоумевая, как он не замечал кустов раньше. Сирень становится – символом молодой семьи, любимым цветком супруги Николая.

Второстепенные персонажи

Заключение

Главные герои “Куст сирени” объединены общей целью, но морально и интеллектуально женщина преобладает. Она духовно сильнее, спокойнее, мудрее супруга. Она – ангел-хранитель семьи, её основа. Примечательно, что мужчина сам виноват в проблеме со сдачей проекта. Супруга помогала ему с теорией, с чертежами, однако он поставил “кляксу” зелёными чернилами, пытался затереть, чем окончательно испортил работу. В этом моменте чувствуется безответственность и незрелость поступка молодого офицера: такое отношение к итоговой работе – недопустимо. Николай измучен экзаменами, нервным напряжением, непосильной учебной нагрузкой. От срыва его сохраняет только вера и настойчивость супруги, он не может предать её надежд. Куприн пишет о любви настоящей, жертвенной, способной посвятить себя другому человеку, раствориться в нём. Такая семья обречена быть счастливой, ведь идея рассказа взята писателем из личного опыта.