Биографии Характеристики Анализ

Психологическое упражнение на принятие прошлого опыта. Тренинговое занятие «Мой жизненный путь

Психологические упражнения помогают участникам тренинга лучше познать себя, увидеть свои сильные и слабые стороны, наметить пути ближайшего развития. Ещё одна важная задача психологических упражнений — научиться лучше понимать других людей, проще договариваться с ними.

Психологические упражнения очень разнообразны. Но, в конечном счете, все они помогают участникам тренинга стать гармоничнее, успешнее, счастливее.

Психологические упражнения чаще всего используются на тренингах личностного роста. Но не только. Психологические упражнения тренеры также часто включают в программу тренингов коммуникации, уверенности, стрессоустойчивости, целеполагания.

Эксперты крупнейшего профессионального портала для тренеров подобрали для вас 7 интересных психологических упражнений , которые можно найти в открытом доступе.

Психологическое упражнение «Подарок»

Цель : Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой. Улучшает настроение участников и атмосферу в группе.

Время : 25-35 минут

Размер группы : 8-16 участников

Сядем в круг. Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать (вручить) молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча.

Когда все получат подарки (круг замкнется), тренер обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил. После того как тот ответит, тренер обращается к участнику, который вручал подарок, и спрашивает о том, какой подарок он сделал. Если в ответах есть расхождения, нужно выяснить, с чем конкретно связано непонимание. Если участник группы не может сказать, что ему подарили, можно спросить об этом у группы.

Итоги упражнения:

При обсуждении упражнения участники могут формулировать условия, которые облегчают понимание в процессе общения. Чаще всего к этим условиям относят выделение существенного, однозначно понимаемого признака «подарка», использование адекватных средств невербального изображения существенного признака, концентрацию внимания на партнере.

Психологическое упражнение «Мои недостатки»


Цель
: Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой.

Время : 25-35 минут

Размер группы : Любой

Очень важно попытаться найти новое название вашим воображаемым недостаткам. Обозначьте их так: свойства, которые можно совершенствовать. Слово «слабость» несет в себе оттенок безнадежности и неизменности. Заменив его на другое, допускающее возможность совершенствования, вы начинаете по-другому смотреть на жизнь.

В течение 5 минут напишите подробный список причин, по которым вы не можете полюбить себя. Если вам не хватит отведенного времени, можете писать дольше, но ни в коем случае не меньше. После того как напишите, вычеркните все то, что соотносится с общими правилами, принципами: «Любить себя не скромно», «Человек должен любить других, а не себя». Пусть в списке недостатков останется только то, что связано лично с Вами.

Теперь перед вами список ваших недостатков, список того, что портит вам жизнь. Подумайте, а если бы эти недостатки принадлежали не вам, а какому-нибудь другому человеку, которого вы очень любите, какие из них простили бы ему или, может быть, посчитали даже достоинствами? Вычеркните эти черты, они не смогли помешать вам полюбить другого человека и, следовательно, не могут помешать полюбить себя.

Отметьте те черты, те недостатки, которые вы могли бы помочь ему преодолеть. Почему бы вам не сделать то же самое для себя? Выпишите их в отдельный список, а из них вычеркните те, которые сможете преодолеть.

С теми, что остались, поступите следующим образом: скажем себе, что они у нас есть, надо научиться жить с ними и думать, как с ними справиться.

Мы же не откажемся от любимого человека, если узнаем, что некоторые его привычки нас, мягко говоря, не устраивают.

Психологическое упражнение «Я хочу изменить в себе»

Цель : Упражнение помогает формированию новых качеств в себе, ускоряет личностный рост участников.

Время : 25-35 минут

Размер группы : Любой

Чтобы начать упражнение, возьмите бумагу и ручку и разделите лист на две колонки.

Черты характера, от которых я хочу избавиться

Черты характера, которые я хочу приобрести

Теперь, положив заготовленную таблицу перед собой, постарайтесь расслабиться и подумать о себе. Вы можете выключить свет, но оставьте достаточное освещение, чтобы Вы могли писать. Потом посмотрите на первую колонку, начните «мозговой штурм» и быстро и не задумываясь запишите все черты, от которых вы хотите избавиться. Записывайте все, что приходит вам в голову, и не пытайтесь рассуждать, реально ли для вас избавиться от этого качества.

Например, если вы храпите, то, скорее всего, избавиться от такого недуга Вы не в состоянии — этот факт не мешает Вам записать его в первую графу Продолжайте, пока вы не запишете хотя бы 5-7 черт характера. Затем обратитесь ко второй колонке, начните «мозговой штурм» и быстро запишите все черты, которые вы хотите приобрести. В некоторых случаях они могут быть противоположны чертам, от которых вы хотите избавиться (например, вместо того, чтобы быть застенчивым, вы хотите быть более общительным, вместо того, чтобы быть нетерпимым к людям, вы хотите быть более толерантными).

Прекрасно!

Просто продолжайте этот процесс и записывайте все, что вам приходит в голову, не пытаясь критиковать или оценивать это. Кроме того, не пытайтесь сейчас рассуждать, реально ли для вас приобрести это качество. Вновь продолжайте записывать, пока не перечислите хотя бы пять черт или пока процесс не начнет замедляться. Когда вы почувствуете, что закончили, вы готовы к тому, чтобы определить приоритетность черт, от которых вы хотите избавиться или которые вы хотите приобрести.

Сначала исключите повторения. Например, если вы записали: «стать менее негативным и критично настроенным», противоположной чертой было бы «стать более позитивным и благосклонным». После того, как вы записали эту противоположную черту, вычеркните ту черту характера, от которой вы хотите избавиться. Для установления приоритетов поочередно рассмотрите каждую из черт в списке и определите, насколько она важна для вас, присваивая буквы:

  • А (очень важная)
  • В (важная)
  • С (желательно иметь, но не так важно)

Напишите эти буквы рядом с каждой чертой. Посмотрите на черты, отмеченные буквой А. Если в этой категории у вас имеется более чем одна черта, оцените их по приоритетности: 1, 2, 3 и т. д.

Сейчас вы установили приоритеты, и в первую очередь будете работать над развитием наиболее важных для вас черт. Но работайте над развитием максимум трех черт одновременно. Как только вы почувствуете уверенность, что сделали их своими индивидуальными качествами, переходите к следующим чертам в вашем списке в порядке их приоритетности (работайте по порядку над всеми чертами А, потом над чертами В и, наконец, над чертами С). Если вы почувствуете, что вы сильно изменились, составьте для себя новый список приоритетов.

Психологическое упражнение «Без оценок»


Цель
: Упражнение тренирует умение общаться безоценочно, вырабатывает более позитивное отношение к людям.

Время : 15-20 минут

Размер группы: Любой

Группа делится на пары. Партнерам надо по очереди рассказать друг другу об общих знакомых, избегая оценок. Высказывания должны быть в описательном стиле.

Каждый партнер работает 4 минуты. Во время его речи второй партнер отслеживает наличие оценок, маркирует (дает сигнал), если они есть.

  • Какие были трудности?
  • Что помогало избегать оценочных высказываний?
  • Какие новые качества в себе открыли?

Психологическое упражнение «Спутанные цепочки»

Цель : Упражнение учит эффективно коммуницировать между собой, помогает сплотить команду.

Время : 15-30 минут

Размер группы : 12-20 участников

Все участники группы встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. И сцепляются с той рукой, которую встретили первой.

Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного.

Участники открывают глаза.

Теперь их задача — распутаться, не разжимая рук.

В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

Подведение итогов упражнения:

  • Довольны ли вы своим результатом?
  • Что помогало, что мешало в процессе?
  • Кого хотите отдельно выделить, поблагодарить за ваш результат?

Психологическое упражнение «На риск»

Цель: Это очень короткое упражнение. Упражнение на доверие.

Время: 5 минут

Размер группы: Любой

Сейчас мы с вами проведем упражнение, связанное с определенным риском. Прошу Вас довериться мне и войти в круг тем, кто хочет мне помочь…»

После того, как все желающие войдут в круг, поблагодарите их и скажите, что на этом упражнение закончено.

Подведение итогов упражнения:

Спросите у вышедших, почему они это сделали? У тех, кто не вошел,— почему? Обсудите, как повлияла фраза «Доверьтесь мне» на их решение.

Почему люди часто доверяют другим, не задумываясь о последствиях, и т. д. ?

Психологическое упражнение «Жизненные цели»


Цель:
Упражнение помогает выработать жизненные цели.

Время: 25-35 минут

Размер группы : Любой

Шаг 1. Поговорим о ваших жизненных целях. Возьмите ручку, бумагу. В течение 15 минут подумайте над вопросом «Что я действительно хочу получить от своей жизни?» Долго не думайте, записывайте все, что приходит вам в голову. Уделите внимание всем сферам вашей жизни. Фантазируйте. Чем больше — тем лучше. Отвечайте на вопрос так, словно вы обладаете неограниченным ресурсом времени. Это поможет вспомнить все, к чему стремитесь.

Шаг 2. Теперь, за две минуты вам нужно выбрать то, чему бы вы хотели посвятить ближайшие три года. А после этого еще две минуты — чтобы дополнить или изменить список. Цели должны быть реалистичны. Работая на этом и на последующих шагах, в отличие от первого, пишите так, как если бы это были ваши последние годы и месяцы. Это позволит сконцентрироваться на действительно важных для вас вещах.

Шаг 3. Сейчас мы определим цели на ближайшие шесть месяцев — две минуты на составление списка и две минуты на его корректировку.

Шаг 4. Уделите две минуты работе над аудитом своих целей. Насколько они конкретны, насколько соответствуют друг другу, насколько ваши цели реалистичны в категориях времени и имеющихся ресурсов. Возможно, вам следует ввести новую цель — приобретение нового ресурса.

Шаг 5. Периодически пересматривайте свои списки, хотя бы для того, чтобы убедиться, что вы двигаетесь в выбранном направлении. Выполнение этого упражнения похоже на использование карты в походе. Периодически вы обращаетесь к ней, корректируете маршрут, возможно даже меняете направление, но главное, знаете куда идете.

Подведение итогов упражнения:

  • Как вы себя ощущаете после упражнения?
  • Какие интересные выводы вы для себя сделали?
  • Что было неожиданным для вас?
  • Что было труднее всего? Почему?
  • Кто составил реалистичный план и готов ему следовать?

Итак, мы представили вашему вниманию 7 качественных психологических упражнений. Но стоит учесть, что поскольку эти упражнения взяты из свободных источников, то они могут быть уже известны участникам ваших тренингов, т. к. доступны многим тренерам.

Когда вам понадобятся:

  • эксклюзивные и лучшие упражнения , известные только малому кругу тренеров-профессионалов
  • упражнения с подробно прописанной тренерской методикой их проведения , раскрывающей всю «подводную часть» тренерской работы, все тренерские «фишки» и секреты,

то вы всегда можете найти такие упражнения для тренингов на профессиональном тренерском портале

Этот портал вырос на базе крупнейшего психологического центра «Синтон» . За более чем 30 лет работы центром «Синтон» была собрана, наверное, крупнейшая база лучших игр и упражнений для психологических тренингов.

сайт — это команда тренеров-профессионалов, которые:

  • отбирают только самые лучшие, самые яркие и эффективные упражнения по самым разным тренерским темам
  • профессионально и подробно описывают скрытую методику их проведения!

Приобрести наши тренерские методички упражнений по самым доступным ценам вы можете в разделе .

Упражнение «Светофор» уникально, поскольку является авторской разработкой профессора психологии Н. И. Козлова.

Невероятное по своей эффективности упражнение, способное за какой-нибудь час совершить «революцию» в умах участников тренинга. Настоящая «жемчужина».

Многие люди не умеют ценить то, что в их жизни уже есть: материальные, духовные блага, отношения с близкими людьми. Если же неожиданным образом человек теряет то, что ранее у него было, то попадает в состояние эмоционального негатива. И чем сильнее по степени негатива событие, тем сложнее человеку удерживать свое позитивное отношение к людям в частности и к жизни вообще. С помощью этого инструмента тренер помогает участникам, не проходя ситуацию потери в жизни, произвести инвентаризацию своих ценностей, одновременно снижая для себя эмоциональную включенность в неприятную ситуацию.

Как думаете, что будет, если вы предложите участникам тренинга научиться технике, позволяющей совершенно понимать и чувствовать своего собеседника, вплоть до его самоощущения и хода мыслей? Вероятнее всего они подумают, что вы их либо разыгрываете, либо будете учить какой-нибудь сложной технике, которой надо учиться годами и обладать природной предрасположенностью.

А если вы скажете им, что это не шутка, и что за 30 минут вы действительно научите их несложной и доступной технике понимания своего партнера по коммуникациям , технике, которой может обучится любой человек? Конечно, они с радостью ухватятся за такую возможность.

Упражнение «Вчувствование» позволяет дать возможность попрактиковаться в этой самой технике и уже на первых этапах получить удивительные результаты.

Очень действенное и «глубокое» упражнение , способное вызвать реальные изменения в самооценке участников тренинга.

Упражнение «Суд» действительно похоже на судебное заседание, поэтому вероятнее всего станет самым ярким и важным событием тренинга для всех участников, которые получают возможность публично услышать обратную связь от своих коллег по группе. Несмотря на то, что обратная связь дается в конструктивной форме, оно все-такисодержит, как «позитивные», так и «негативные» замечания, и поэтому станет для группы настоящим испытанием . Зато на выходе участники тренинга получат возможность увидеть адекватность собственной самооценки , испытать свою способность спокойно выслушивать или озвучивать критику, получить более объективное представление о том, как их действия и проявления оценивают окружающие.

Упражнение просто необходимо на каждом тренинге уверенности (какая уверенность может быть без адекватной и устойчивой самооценки?). Идеально впишется в тренинг личностного роста, станет хорошим дополнением тренинга стрессоустойчивости.

Игровое упражнение, расширяющее представления участников тренинга о себе , повышающее уверенность и открывающее новые перспективы. Раскрывает творческий потенциал участников тренинга, настраивает и мотивирует группу на дальнейшую работу. Может быть как разогревом , так и основным тематическим упражнением .

Упражнение «Я отлично умею!» прекрасно подходит для тренингов личностного роста и мотивирующих тренингов . Будет хорошим вариантом для подростковых и молодежных групп. Его успешно можно совместить с задачами командообразующих тренингов, и сделать весьма показательным на тренинге уверенности . Кроме того упражнение незаменимо для тренингов открытия собственного дела и тренингов трудоустройства.

Очень хорошее и действенное упражнение на целеустремленность, предоставляющее участникам тренинга возможность проработать свои сомнения и возможные препятствия на пути к своей цели. Повышает энергетику и мотивацию группы на дальнейшее обучение.

Подходит к любым тренингам, касающихся темы достижения целей. В первую очередь это, конечно, тренинги целеполагания, уверенности в себе, мотивационные тренинги, а также тренинги личностного роста и стрессоустойчивости.

Тренер имеет возможность наглядно продемонстрировать участникам, как возникающие незначительные препятствия могут мешать достижению целей, и как легко их преодолеть, просто имея должную целеустремленность.

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Мой капитал

    Это игра-вызов, игра-соревнование, в начале которой все участники тренинга обладают равным количеством ресурсов, а в конце игры участники оказываются с очень разными результатами. В процессе данного упражнения участники группы выстраиваются в четкий ранжир, при этом больше шансов на победу имеет тот, кто умеет смотреть на происходящее беспристрастно, объективно, верно оценивать других людей.

    Это непростое упражнение, т. к. каждый участник тренинга видит свое место в группе относительно других людей, и у многих участников это может вызвать сильные и не всегда позитивные эмоции. А, значит, это упражнение может стать для участников тренинга сильной мотивацией для изменений, для развития, для роста , сильным вызовом. Обычно, игра «Мой капитал» вызывает множество различных эмоций, и дает богатую пищу для размышлений. И уж точно она никого не оставляет равнодушным!

    Упражнение «Мой капитал» эксклюзивно , его вы не найдете ни на одном другом ресурсе.

  • Пакет "5 лучших упражнений для тренинга продаж"


    Отличная возможность!
    Вы оплачиваете всего 990 руб . и получаете сразу 5 эксклюзивных упражнений для тренинга продаж . Ваша выгода составит более 1600 руб.(!)

    Уникальные рекомендации профессионалов! Все наши упражнения для тренинга продаж оформлены в виде подробной тренерской методички , содержащей массу уникальных подсказок и рекомендаций, тренерских секретов и "фишек", позволяющих провести упражнение наилучшим образом и с максимальным результатом . Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем каждой тренерской методички упражнения около 10 страниц.

    Это выгодно! Задумайтесь, чтобы разработать для вас одну методичку упражнения несколько тренеров-профессионалов высокого уровня работали над ней более 15 часов ! Приобретая данный пакет, вы получаете каждое из 5-ти упражнений по символической цене всего 158 руб.!
    Приобретайте лучшее и делайте свои тренинги по продажам уникальными!

  • Ролевая игра "Приходите в следующий раз!"

    Мощное упражнение , наглядно демонстрирующее участникам тренинга их привычные модели поведения в ситуации, когда большинство их контактов заканчиваются отказом.

    Многие люди при
    частом получении отказов начинает снижать количество контактов, снижать свою активность. И испытывают при этом негативные эмоции, стресс, неуверенность. Особенно наглядно это проявляется в активных продажах или при устройстве на работу. А для достижения успешного результата нужно действовать с точностью до наоборот!

    Упражнения позволяет в короткое время пережить подобную ситуацию, тут же проанализировать свои эмоциональные и поведенческие реакции и сделать личные выводы на основании осмысленного собственного опыта.

    Объем тренерской методички: 9 страниц. К методичке прилагаются: аудиофайл (12:04 мин.) и подробный блок теории к упражнению.

Рассматривание себя в зеркале может быть научно обоснованной терапией для улучшения пищевого поведения и образа тел...

Рассматривание себя в зеркале может быть научно обоснованной терапией для улучшения пищевого поведения и образа тел.

Нам потребуется: пустая квартира, секундомер, терпения и спокойствие.

Это очень простые, но эффективные упражнения, которые помогают принять себя и повысить осознанность, улучшить свой образ тела и принятие своего тела.

Зеркальная терапия

Нарушения образа тела часто связаны с нарушениями пищевого поведения.

Установлено, что люди, которые негативно воспринимают свое тело, имеют увеличенный риск нарушений пищевого поведения.

Негативное восприятие тела может быть выражено в «неузнавании» себя на фотографиях, негативной эмоциональной реакции на свое тело при рассматривании видео или себя в зеркале.

Ученые измеряли ряд физиологических параметров, от пульса со электропроводимости кожи.

Чем негативнее человека себя воспринимал, тем более выраженной была физиологическая реакция на свое тело на видео или в зеркале.

Однако зеркальная экспозиция (Mirror exposure (ME)) является весьма эффективным и научно обоснованным инструментом для улучшения образа тела.

Она включает в себя рассматривание и описание разных частей собственного тела.

Зеркальная экспозиция улучшает восприятие своего тела и улучшает пищевое поведение.

Более того, сейчас зеркальная экспозиция рассматривается как один из важнейших инструментов для работы с пищевыми нарушениями!

Если у вас есть устройства для отслеживания вариабельности пульса, то вы можете контролировать успех зеркальной терапии отмечая изменение своих параметров в ответ на вид своего тела и отмечать их возвращение в норму (и сколько времени это заняло).

Важно не просто рассматривать себя, но принимать при этом здоровую осанку, «развернутую», экспансивную позу вместо сжатой позы. Это улучшает результаты восприятия.

Помните, если мы направляем внимание на себя, на свою позу – это улучшает контакт с реальностью, делает наши представления о себе более реалистичными, а значит – и более здоровыми.


Четыре «зеркальных» упражнения на принятие своего тела

1. Осознанное зеркало

Техника очень простая. Вы становитесь перед большим зеркалом во весь рост. Включаете секундомер и рассматриваете себя.

Нажимаете стоп, когда в голову приходит негативная оценочная мысль. Следующий подход на следующий день.

Цель упражнения: осознанное рассмотрение: безоценочно, в настоящем моменте, намеренно.

Безоценочно - наблюдаем, а не оцениваем.

В настоящем моменте - не рефлексируем, не вспоминаем, а просто отмечаем, что есть сейчас.

Намеренно - фиксируя внимание и не давая ему ускользать.

Особенности выполнения: хвались себя необязательно, просто принимайте себя. Будьте внимательны и осознанны к себе.

Если становится скучно или ваши мысли убегают – просто возвращайтесь к выполнению упражнения на принятие своего тела.

Цель: добиться хоть пяти минут без единой критической мысли о своем теле.

2. Зеркало и вес

Вы можете использовать другой способ: найти телесные маркеры веса.

Например, степень видимости вен (просвечивают вены) отражает толщину подкожно-жировой клетчатки в данном участке тела, толщина складки, расправленность и глубина разных складок и борозд тела, упругость, рыхлость… и много другое.

Смысл в том, чтобы научится видеть изменение массы своего тела в зеркале, а не в весах.

3. Отражение в городе

Отслеживайте свою реакцию, когда видите свою отражение в зеркале, витрине, стекле.

Ваша задача притормозить реакцию «черт, какая я жирная» на «о, это я», а затем двигаться к реакции «о, я классная».

Тренируйтесь где угодно в городе, это неформальная практика, которая помогает улучшить принятие своего тела.

4. Не злоупотребляйте маленькими зеркалами для лица

Злоупотребление маленькими зеркальцами только для лица смещает ваше внимание и искажает образ тела.

Люди начинают уделять слишком много внимания своему лицу, игнорируя свое тело.

Совет: по возможности, большинство раз обращайтесь к большому зеркалу во весь рост. Это очень простые, но эффективные упражнения.опубликовано .

Если у вас возникли вопросы, задайте их

Андрей Беловешкин

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Если вы не очень понимаете о чем речь, что именно значит "быть собой" и почему это так важно, то тогда вам прямая дорога к . Эта [вторая] часть расскажет вам, что же конкретно нужно делать, чтобы прийти к тому, чем вы являетесь сейчас. Делается это при помощи 7 несложных упражнений. Итак:

Упражнение 1. «10 желаний»

Цель – научиться лучше «слышать себя», осознавать свои желания и получить опыт действия в соответствии со своими желаниями.

Выполняется ежедневно, длительность выполнения – по вашему выбору (терапевтично – от 21 дня, но почувствовать «вкус» к собственных желаний можно и за неделю).

Итак, каждое утро вы выбираете время и в специально заведенном блокноте записываете 10 или больше желаний – того, что вы хотите сделать в данный момент или в течение дня. Желания могут быть как «большими» (например, съездить в гости к такому-то), так и «маленькие», на минутку (сижу пишу желания – захотелось потянуться или пойти выпить стакан сока). Если ничего в голову не приходит – посидите подождите, пока изнутри придет еще одно желание. Не надо придумывать специально, лишь бы выполнить упражнение, например: «ага, можно захотеть еще позвонить маме, все равно ей обещала», – если действительно хотите с мамой пообщаться – пишите.

И затем в течение дня выполняете эти желания (или не выполняете, откладываете некоторые – это тоже интересный опыт), наблюдая, как вы себя чувствуете, когда делаете то, чего действительно хотите, а когда выполняете что-то другое.

Упражнение 2. «Стоп»

В течение дня, как только вспомните – тут же обращайтесь к себе с вопросом: «Чего я сейчас хочу?»

Вы можете обнаружить, что делаете то, что вам вовсе не нужно – и более того, что делать это вовсе не обязательно! Или вы отметите какие-то мелочи, изменение которых сделает вашу жизнь значительно комфортнее. Например, мне как-то пришлось «перелопатить» большое количество печатного текста – и меня очень раздражала необходимость это делать. В какой-то момент я отметила, что большая часть раздражения связана с тем, что мне недостаточно имеющегося освещения и приходится напрягаться, читая. Настольная лампа решила проблему!

Для облегчения задачи можете поставить себе будильник, который будет звонить раз или два в час, и в момент звонка обращаться внутрь себя.

3. Свое и чужое. Отождествление с окружающими.

Когда мы говорим «быть собой», то подразумевается, что в определенные моменты мы собой не являемся. Но если не собой – то «кем» же? Чьи цели, желания, привычки мы взяли себе на вооружение – и вкладываем в их реализацию?

Все начинается с родителей. С любви ребенка к родителям и огромного желания быть на них похожим – хорошим, ведь они же точно хорошие! Тогда мы начинаем неосознанно копировать мимику родителей, речь, способы поведения в различных ситуациях, эмоциональные реакции – и так далее, вплоть до известных «семейных сценариев», до подсознательного принятия на себя обязательства воплотить нереализованные мечты родителей – прожить за них ту жизнь, которую они хотели, но не смогли создать.

Это подражание – естественный, природно целесообразный процесс: так ребенок учится действовать в пока что не знакомом ему мире – сначала в мире предметов, потом – в социальном окружении. С другой стороны, став взрослыми, мы вправе провести ревизию взятого из детства багажа и определить, что для нас по-прежнему полезно, а от чего стоит отказаться. Об этом – Упражнение 3 в этом выпуске.

Многие вещи – решение первых серьезных конфликтов, выбор профессии, выбор жены или мужа, принятие решения сменить работу - происходят при участии (хотим мы того или нет) наших близких – родителей, супругов, друзей, коллег. Мы обсуждаем это или получаем непрошенные советы – но в любом случае подвергаемся влиянию других людей, с их представлениями о мире, их верованиями и страхами, их целями в отношении нас...

Для тех, кто чувствует, что поддается такому влиянию очень сильно, предложено Упражнение 4, а Упражнение 5 позволит взглянуть на сделанные выборы прошлого и увидеть, какие из них были сделаны , а какие могут быть пересмотрены для более полной реализации себя.

Упражнение 3. «Что я возьму с собой из детства?»

Для этого упражнения выделите себе достаточно времени. Можете коротко записывать свои результаты – это поможет затем проанализировать все, не упустив важного.

Итак, подумайте о своих родителях. Вспомните те моменты из детства, когда их поведение восхитило вас, когда вы решили, что папа или мама поступили очень правильно, или смело, или сделали что-то выдающееся. Вспомните, насколько сможете, свои чувства в тот момент – какие качества родителей, или действия, или способ поведения в сложно ситуации вызывали ваше восхищение? Было ли внутри желание – хочу так же?

Запишите результат. Эти качества вполне могли стать вашими идеалами. Посмотрите на них – что вы по-прежнему считаете важным, к чему стремитесь? Может быть вы, как ваш отец, любите радовать детей неожиданными подарками – и получаете от этого массу удовольствия? А может быть, в 8 лет вас поразило то, как отца чествовали после защиты докторской – и вы который год бьетесь над диссертацией, не испытывая к науке ни малейшей тяги? Действительно ли это ваша цель?

Возможно, вы вспомните ситуации, в которых, наоборот, вам что-то сильно не понравилось в поведении родителей – вам было страшно, или стыдно за них, или вы видели осуждение по отношению к ним со стороны других людей. Проанализируйте эти воспоминания с такой точки зрения: где вы приняли решение «что угодно, только не это»? «Если кто-нибудь узнает о моей ошибке, я буду опозорен, меня засмеют! Никогда не делать ошибок!» «Нельзя быть агрессивным, это ужасно!» Какие из этих убеждений вы хотели бы оставить себе?

То же самое можете проделать для других важных для вас в детстве людей, которые, по вашему мнению, оказали влияние на ваше как личности.

Упражнение 4. «Свое решение»

Итак, если вы замечаете, что часто меняете решения под влиянием других людей, если вам кажется, что вы не способны принять решение самостоятельно, если ваши решения не всегда являются действительно вашими – предлагаю следующий алгоритм.

Каково ваше отношение к этому событию / человеку / предложению? Что оно для вас значит? Какие перспективы дает? Какие трудности могут возникнуть?

В этот момент, исходя из имеющейся у вас информации, какое решение вы бы приняли? Какой информации вам не хватает для окончательного решения?

Затем спросите себя: чего вы хотите от человека, с которым намерены обсудить ваш вопрос, какова ваша цель?

Или может быть, вы не желаете брать на себя ответственность за решение и хотите, чтобы этот человек сказал вам, какое решение верное, или чтобы он принял решение за вас?..

Упражнение 5. «Выбор пути»

В течение своей жизни мы делаем много выборов, которые в результате формируют наш жизненный путь. Что делать, если вы вдруг обнаружили, что путь, по которому вы идете, не радует вас? Или что вы вообще не знаете, куда дальше идти, что выбрать? Или вдруг поняли, что нет каких-то больших, по-настоящему привлекательных целей?

Спросите себя: может быть, когда-то вы знали, как вы хотите жить и куда хотите идти, - но отказались от своего решения по тем или иным причинам? Испугались, сдались после первой неудачи, поддались чьим-то уговорам и убеждению? Скорее всего, ответ будет положительным – ну, может быть не четкое понимание, каким должен быть ваш путь, но, по крайней мере, ощущение, что он точно есть и что вы смутно его помните...

Предлагаем проделать такое упражнение.

Вспомните моменты, когда вы принимали важные решения, определяющие вашу дальнейшую жизнь. Например, выбирали будущую профессию, дело, которым будете заниматься, решали переехать в другой город, страну, родить ребенка или развестись... Все, что сочтете нужным. Можете записать эти события, чтобы в ходе упражнения обратиться к каждому из них.

Затем вы берете каждое такое решение по очереди и вспоминаете – как вы принимали его? С кем советовались, обсуждали? Какие были варианты?

Вспомните (может быть, это потребует чуть больше усилий) – а чего тогда хотели вы? Перенеситесь мысленно в то время, представьте себя и все, что окружало вас, максимально ярко – в образах, звуках, ощущениях. Что вы чувствовали, когда думали о предстоящем выборе? О чем мечтали, чего хотели на самом деле? Чего боялись? Кого не хотели огорчать и кому хотели понравиться?

Что вы выбрали? Чьи мечты, желания, цели?

Свои? Великолепно!

Чужие? Порадуйтесь тому, что вы открыли это! Возьмите свои мечты – те, что остались актуальными для вас с того времени, или те, которые придут к вам после этого упражнения, - и начните воплощать их!

4. Свое и чужое. Культура.

Есть еще один уровень влияния – на уровне культуры, на уровне общества.

Все мы рождаемся в определенной социальной среде, в которой существуют общепринятые правила – как жить, к чему стремиться, чем заполнять свою жизнь. Из этого предложенного набора мы выбираем то, что нам кажется лучшим – и иногда это действительно то, что нам нужно. Но как отличить те цели, которые действительно близки нам, и те, которые мы присваиваем неосознанно?

Есть хороший критерий: если ваша жизнь и то, что вы делаете, доставляет вам радость – значит, вы все делаете правильно для себя. Если же ваша жизнь вас не удовлетворяет и вызывает лишь усталость – стоит разобраться: возможно, вы тратите силы на достижение тех целей, которые вам не нужны.

Упражнения 6 и 7 также помогут вам отделить свои истинные желания от навязанных.

5. Автоматизмы

Вспомните свой обычный вечер. Вы приходите домой. Вы включаете телевизор / компьютер / радио, вы берете примитивную (по вашему собственному мнению!) книжку и просиживаете с ней весь вечер, вы съедаете за ужином полкило конфет (а утром меряете талию и вздыхаете)... и многое-многое другое. Зачем вы это делаете? Вы действительно этого хотите?

Ответ прост – это привычки, действия, доведенные до автоматизма. Огромный процент времени человек живет автоматически – ест, пьет, общается с людьми, ходит на работу, занимается важными (часто важными в кавычках) делами...

Как перестать тратить время впустую, делать бесполезные или вредные для себя вещи и, наконец, заняться тем, что для вас действительно важно?

Для начала – поставить перед собой такую цель. Быть осознанным, отмечать в каждый момент, чем вы заняты – на это тоже нужна привычка:) Тренируйте ее – и вы высвободите массу времени для себя и своего удовольствия!

Эффективное упражнение, позволяющее разорвать привычный круг автоматических действий и приблизиться к своим истинным желаниям, приведено ниже (Упражнение 7).

Упражнение 6. «Если бы мне осталось жить 1 год...»

Спросите себя: «Если бы мне осталось жить 1 год (совершенно точно, и никакой надежды на то, что вы проживете дольше!) – что бы я сделал? чем бы я занимался? чему бы я посвятил оставшееся мне время жизни?»

Дайте себе время – 10-15 минут, чтобы поразмышлять над этим. Затем запишите результат.

Что для вас действительно важно?..

Упражнение 7. «Праздник осознанности»

Выберите вечер (или целый день, если у вас есть желание и возможность), который вы проведете дома только с собой. Предупредите друзей, что сегодня вы не отвечаете на звонки, не назначаете встречи. Предупредите семью, что сегодня вы будете необычно молчаливы и погружены в себя.

Итак, в этот вечер вы:

Не смотрите телевизор

Не слушаете радио

Не читаете газеты и журналы

Не читаете книги с целью убить время

Не сидите в интернете

Не разговариваете по телефону

Не общаетесь без надобности с родственниками

Не делаете всего того «привычного», что делает каждый день

Что же тогда можно?

Осознать, насколько вы зависимы от внешних «развлечений» - от СМИ, культуры, людей, разговоров...

Осознать, насколько пусто становится внутри, когда вам нельзя занять себя этими привычными вещами.

Пойти в эту пустоту – и прикоснуться к собственной сути, к своим истинным желаниям.

И когда в какой-то момент вам захочется чем-то отвлечь себя, задайте себе вопрос: «А какими своими идеями я мог бы развлечь себя? Каким своим творчеством я могу развлекать себя? Как я хочу себя развлекать, пользуясь только своими ресурсами?»

Отпустите этот вопрос внутрь себя и подождите ответа. Он придет. Ваши истинные желания – всегда рядом с вами.

А после того, как вы осознаете, чем вам хочется себя развлекать, возьмите по очереди каждое из этих дел и представьте, что вы решили реализовать себя в этом деле и добились успеха. Не обязательно представлять, что вы занимаетесь этим делом всю жизнь, но обязательно – что доводите каждое из дел до максимума. Спросите себя: «Хочу ли я этого? Нравится ли мне это?»

Осознавайте!

Эмоционально травмирующие ситуации

И наконец, отдельная тема – это сложные или травмирующие ситуации, в которых мы переживаем неуспех (реальный или нам так кажется), в которых не находим для себя «хорошего» выхода, решения. Часто это ситуации из детства, но и в течение дальнейшей жизни подобные события могут возникать не раз.

Переживая неудачу, чувство беспомощности перед нежелательными событиями, мы можем выбрать (принять подсознательно) какие-то решения, которые в этой ситуации кажутся нам спасительными, но в дальнейшей жизни только мешают нам.

Например, в школьном опыте одной моей клиентки была ситуация, когда она с огромным интересом и усердием готовила доклад по литературе, но ее видение темы не нашло понимания у учительницы и та жестоко раскритиковала девочку перед всем классом, а ученики посмеялись.

Став взрослой, эта женщина испытывала сильный страх всякий раз, когда ей приходилось выдвигать свои идеи и предложения, достаточно талантливые, по оценке ее руководства (а работает она в сфере рекламы, занимает достаточно хорошую должность - но каких неимоверных усилий это от нее потребовало!), а самые интересные и «любимые» свои идеи (как тот доклад) часто так и не решалась выдвинуть на обсуждение. Решение, принятое ею в детстве в результате описанного случая: «Лучше не высовываться, тогда не будет позора» дополнялось идеей о собственной бездарности, сомнениями в качестве любых идей, которые она может выдвинуть.

Эта женщина, обладая сильным характером, нашла возможность реализовать себя в деле, которое ей нравится. Но сколько тех, кто после подобных событий поставил крест на своем творчестве, таланте, увлечениях – отказался от того, чтобы быть собой?..

Интернет и популярно-психологическая литература пестрят примерами того, как можно изменить себя, «проработав» такие ситуации. Качественные, грамотные подходы предлагают методики, позволяющие сделать главное – осознать, что внутри нас привело к возникновению трудностей и найти новые, комфортные решения для ситуации в прошлом и на будущее.

Иногда человек может справиться с этим сам, применяя действительно работающую методику. Но зачастую требуется помощь специалиста – ведь не так-то легко по-новому взглянуть на ситуацию, освободиться от тяжелых эмоций и найти «хороший» выход, особенно если ситуация эмоционально значима и решение для нее, естественно (иначе бы она не мучила и не оказывала влияния!) до сих пор не найдено.

Отвечая на вопрос: «как мы перестаем быть собой?» - мы одновременно находим ответы, позволяющие нам вернуться к себе. Знание «ловушек», в которых мы добровольно или неосознанно оставляем часть своей индивидуальности, позволяет научиться обходить их – иногда всего лишь одним сознательным решением быть более осознанным. Предложенные упражнения помогут вам на пути возвращения к себе.

Как позволить себе быть собой?

Часто спрашивают: а как быть собой, если тебя, такого как ты есть, могут осудить? Если ты не будешь похож на других, если твое мнение будет иным – от тебя могут отвернуться люди, даже друзья? Если твоим действиям будет оказано сопротивление?

Действительно, иногда платой за возможность быть собой является расставание с каким-то делом, человеком, определенным образом жизни, которые не совместимы с вашими истинными желаниями, целями, мечтами. Вам выбирать, что важнее...

Но обычно все не так печально. Только наши страхи и неумение принять себя с любовью делают наши особенности (о которых мы часто и говорим – «быть собой»), нашу индивидуальность «страшной», «неприемлемой» или такой непохожей на других. Чаще всего человек, следующий голосу своей сущности, расслаблен, позитивен и гармоничен, и создает вокруг себя комфортное для людей пространство. Начните проявлять себя – и вы увидите, как много людей готовы поддержать вас и рады вашим изменениям!

Что же касается опасений «не вписаться в социум», то мне очень нравятся слова Ошо. Он пишет: «Невроз представляет собой «расщепление». Если ваши части снова соединены мостом, то вы снова становитесь ребен­ком, снова становитесь невинными. А раз вы узнали эту невинность, то вы можете продолжать требуемым образом вести себя в обществе. Но теперь это поведение в обществе является просто спектаклем, просто игрой. Вы в нее не вовлечены. Общество требует этого, поэтому вы так себя и ведете. Но вы не входите в это действие, вы просто играете.

Вы будете использовать нереальные лица, поскольку вы живете в нереальном мире; в противном случае мир раздавит и убьет вас. ...Ведите себя так, как этого требует общество; не создавайте ненужных беспокойств для себя и для других. Но раз вы познали свою истинную суть и свою целостность, то фальши­вое общество не сможет сделать вас невротиком; оно не сможет сделать вас сумасшедшим».
Быть собой просто!

https://сайт/wp-content/uploads/2016/05/Bez-imeni4-150x150.png

Если вы не очень понимаете о чем речь, что именно значит "быть собой" и почему это так важно, то тогда вам прямая дорога к первой части статьи. Эта [вторая] часть расскажет вам, что же конкретно нужно делать, чтобы прийти к тому, чем вы являетесь сейчас. Делается это при помощи 7 несложных упражнений. Итак: Упражнение 1....

“В тот момент, когда человек принимает себя таким, какой он есть,
не оценивая и не сравнивая себя с другими,
исчезает и чувство превосходства, и ощущение униженности.
Исчезает напряжение, прекращаются безуспешные попытки
стать кем-то другим, уходят стрессы и депрессии,
которые возникали из-за неприятия себя.”

Мы так стремимся изменить себя , чтобы приблизиться к общепринятым стандартам красоты, успешности, что не обращаем внимания на себя настоящих.

Даже если получается похудеть или поправиться, приобрести очередную вещь, чтобы соответствовать определенному статусу в обществе, мы обнаруживаем, что это не делает нас счастливее и удачливее. Наоборот, внутри растет пустота .

А все потому, что мы упорно не хотим видеть себя такими, какие мы есть на самом деле, без прикрас.

Главный секрет положительных перемен — полное принятие себя . Но как принять то, что не нравится?

В этой статье я расскажу вам почему так трудно себя принять. Вы узнаете в чем разница между принятием и отвержением и как научиться себя принимать.

Бонус читателям:

С чего начинается принятие себя

С принятия своего тела. Большинство людей, даже тех, кто встал на путь духовного развития, часто отождествляют себя с телом.

Это и понятно. Тело — физический объект, его можно потрогать, увидеть. С телом проще себя отождествить. Тем более, что мы росли с этим пониманием.

Поэтому первым, что необходимо в себе принять — это тело.

Как часто вы заботитесь о своем теле осознанно, с любовью? Постоянно? Если — да, тогда вас можно поздравить. Этот этап вам не нужно осваивать.

А как быть тем, кто так и не в силах принять тело?

Можно сколько угодно питаться здоровой пищей, заниматься спортом, регулярно обследоваться, но если это делается не ради любви, заботы и самого процесса, а чтобы соответствовать каким-то внутри поставленным планкам, то это не любовь к телу.

Научитесь слушать свое тело , распознавать его сигналы. Самый эффективный путь к принятию своей физической оболочки — это .

Благодарите его за то, что оно у вас есть, за то, что помогает вам реализовать ваши потребности, желания.

Когда тело сигналит болью — не осуждайте его, а примите этот знак, сигнал.

Узнайте, как научиться чувствовать свое внутреннее тело из статьи .

Надеюсь, я вам помогла разобраться почему у вас не получается себя принять.

Ниже я предлагаю практики, которые помогут вам лучше узнать себя и научиться принимать.

6 способов научиться принимать себя

1. Отслеживайте моменты неприятия

Неприятие появляется из-за потребности быть хорошим, потребности нравиться окружающим. Чтобы отследить состояния неприятия, находитесь в полной осознанности практически все время.

Постоянно задавайте себе вопросы: “А я именно это сейчас хочу делать?” “А это пойдет мне на пользу?”

Освободиться от потребности быть хорошей вам поможет программа .

2. Проведите перепросмотр своих убеждений

Одним из признаков неприятия себя является самокритика. Критикуя себя, вы как бы сообщаете, что вы не такой, как надо, не соответствуете чьим-то ожиданиям .

Для начала разберитесь, чьи это ожидания, требования. Откуда они взялись и почему вы должны им соответствовать.

К вашему изумлению вы вдруг выясните, что некоторые требования — случайные высказывания каких-то знакомых или вообще абсолютно чужих людей.

Ваш мозг в свое время выдернул их из контекста разговора. И это, может, вообще вас на касалось. Но вам тогда почему-то это запомнилось. И вы стали придерживаться этого критерия.

Когда вы для близких хотите быть хорошими — это понятно, но потребность нравиться абсолютно всем приводит к потере себя .

Проведите тщательный перепросмотр ваших (ваших ли?) убеждений, критериев хорошего человека, жены/мужа, матери/отца, дочери/сына, сотрудника, друга и т.д.

Часть из них отпадет уже после осознания. С другими придется поработать.

3. Ведите дневник принятия

Если вам трудно себя принять целиком, принимайте себя по частям. Начните с отдельных черт характера, привычек, внешности.

Заведите дневник принятия, где описывайте случаи, когда вы себя не приняли и когда это получилось. Отслеживайте изменения и награждайте себя.

Не ждите, что если вы не принимали себя вообще, начав работать над собой, сможете принять себя сразу целиком. Все начинается с мелочей.

Собирайте эти крупицы, отмечайте малейшие изменения в себе, записывайте и перечитывайте в моменты спада, самоосуждения.

4. Практика “Кто Я есть?”

Чтобы научиться принимать себя, выполняйте такую практику.

Отвечайте себе на вопросы:

Кто я? Я — это мое тело? Нет. Я — это фамилия, имя? Нет.

Делайте это в медитативном состоянии.

Последовательно отвечая на такие вопросы, вы дойдете до своей сути . И поймете, что вы — не это тело, вы — не Иван Петров и не менеджер такой-то компании.

Вы — не просто личность, а нечто большее.

Вы — ничего и все одновременно. Вы — дух, часть общего, часть Вселенной, частица творца. Вы и есть Вселенная и есть творец.

Если вы научитесь отслеживать состояния непринятия, то в такие моменты вспомните кто вы есть истинный. И тогда сразу будет ясно, что не принимает себя эго, а не вы сами.

Вы поймете, что тело — просто инструмент, а ваше имя, профессия, принадлежность к определенной семье, стране — это элементы личности. Это роль, которую вы выбрали играть.

Эта практика поможет вам принять себя. Точнее не себя, а эту роль. Потому что истинную свою суть вы не можете не принимать .

5. Берите пример с маленьких детей

Приглядитесь как малыши любят себя, радуются своим маленьким достижениям.

Когда ребенок только учится ходить, он не осуждает себя за то, что упал. Он принимает себя в этот момент. Это любовь к себе и тотальное принятие в чистом виде.

Да, дети нуждаются в материнской любви. Она им необходима для роста и развития. Если ее не хватает, это все равно, что человека лишить солнца надолго. Вроде как жить можно, но тормозит развитие.

Чем младше ребенок, тем он больше себя принимает и любит. Маленькие дети еще не потеряли чувство безусловно любить себя и все, что их окружает.

А все потому, что они живут в моменте “здесь и сейчас”. Они не живут прошлым и не живут будущим. Они поглощены настоящим моментом.

6. Практика “Возрождение безусловной любви к себе”

Принять себя поможет работа с внутренним ребенком. Только разница в том, что обычно мы находим свои раненые аспекты и исцеляем будучи взрослыми.

А здесь, наоборот, маленький ребенок исцеляет все последующие травмы вплоть до нашей настоящей версии.

Войдите в медитативное состояние. Вспомните себя малышом. Прокрутите пленку своей жизни назад, в детство, до тех пор, пока не вспомните себя таким, когда вы себя принимали полностью.

Если вы этого уже не помните, это не значит, что этого не было.

Представьте, что бы вы чувствовали к себе, как бы вы себя любили, будь вы малышом, который еще не знает, что значит быть отверженным.

Отследите эти ощущения и запомните их. Перенесите их на себя сегодняшнего. Напитайте себя этими ощущениями. Отправьте лучики любви и принятия тем вашим аспектам, которые в этом нуждаются.

Если хотите, вспомните те моменты самоосуждения.

А лучше просто отправьте намерение, что вы исцеляете все свои аспекты той невинной детской чистой безусловной любовью. И заякорите это состояние в кристалле Земли.

Принятие — первый шаг на пути к открытию .

Это начало положительных перемен, самоисцеления, познания себя и обретения целостности .

Принимая, вы учитесь терпимости по отношению к близким, вы обретаете мудрость.

Поделитесь в комментариях, что вам уже удалось принять в себе, а что пока не получается!