Биографии Характеристики Анализ

Развитие ребенка буква ф. Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки

Выпуск 24

На урок по русскому языку первыми пришли Зубок и Коксик и в ожидании остальных увлеклись мальчишескими делами. Коксик показывал «волшебный» шуруп, который двигался по листу бумаги якобы исключительно по его желанию. А Зубок не верил — волчонку казалось, что всё дело в том, что спрятано у Коксика в лапе под листом бумаги. Но хитрый котёнок не захотел показывать свою лапу. За жарким спором их и застала Василиса. Тут уж Коксику пришлось показать, что в лапе у него был магнит, и именно он и притягивал шуруп через бумагу, заставляя двигаться в разные стороны. Зубок обиделся: «Ты, Коксик, обманщик!». Но ведущая урока не согласилась: «Нет, Коксик не обманщик, а — фантазёр». И цирковая лисичка Веснушка поддержала: «Конечно это не обман, идея с шурупом — это фокус. Я сама его в цирке показывала, и всем нравилось».

Василиса предложила изучить новую букву «Ф», ведь и фокусник и фокус и фантазёр — это слова, начинающиеся на букву «Ф». В этой букве прячется звук «Ф» и он согласный, потому что петь его не получается. Ученикам понравилось изучать новую букву. Оказывается, она похожа на фонарь или филина - кстати, это тоже слова, начинающиеся на «Ф». И игру со словами Василиса предложила на букву «Ф» — фанты. Нужно отдать ведущему какую-нибудь свою вещь, и выбирая ее, ведущий назначит интересное задание хозяину этой вещи. Первому фанту достался такой вопрос: «Без чего не может обходиться на кухне хорошая хозяйка?». Веснушка быстро догадалась: «Это — фартук. Хорошая хозяйка следит за своими вещами и защищает их фартуком». Второму фанту нужно было назвать то, из чего строят скворечник. Хозяин фанта Зубок задумался: «Вроде бы дом для птиц строят из досок, но ведь надо назвать слово, начинающееся на «Ф»… А! Вспомнил! Это — фанера!» И третьему фанту велено было вспомнить — что же остаётся от конфет. Коксик удивился: «Ничего не остаётся. Конфеты такие вкусные!» Но Веснушка помогла другу вспомнить, что от конфет остаются фантики.

Василиса похвалила дружных и сообразительных учеников и предложила сыграть в ребус. На доске было написано:

ФО
РИ

Друзья стали размышлять: ФО написано сверху, а РИ — снизу. Как будто ФО стоит на РИ. Так нашлась разгадка ребуса — ФОНАРИ. Осталось только собрать изученную букву «Ф».

Два кольца соединим.
В центре палку прикрепим.
Отгадайте — чей портрет?
Буква «Ф», сомнений нет!

Скачать –

Рассмотрите с ребёнком картинку на 1 слайде. Выделите последний звук в слове жираф. Это звук [ф] – твёрдый согласный. Когда мы произносим звук [ф], воздух встречает преграду (губы, зубы). При произношении мы слышим только шум, значит это глухой звук.

Рассмотрите картинки на 2 слайде. Назовите слова. Спросите ребёнка, есть ли новый звук в этих словах? В словах фасоль, фрукты, фотоаппарат, формочки этот звук слышится в начале слова. Произнесите слово фея. В начале этого слова слышится другой звук – звук [ф"]. Это мягкий глухой согласный. Звуки [ф] и [ф"] обозначают буквой “эф”.

Прочитайте стихотворение о букве “эф”. Попросите ребёнка внимательно послушать и определить, в каких словах встретились новые звуки (футбол, футболистка, форме).

Посмотрите с ребёнком ролик о букве, обсудите его содержание. Следите за речью ребёнка. Помогайте правильно строить предложения. Назовите слова с новыми звуками. Определите место звука в слове (в начале слова, в середине слова, в конце слова).

Напишите букву в альбоме, подумайте на что похожа буква. Можно дорисовать букву до образа.

Посмотрите фрагмент мультфильма. Спросите у ребёнка, почему этот фрагмент вы смотрели на уроке про букву “эф”. Назовите слова с новыми звуками (Фунтик, фокус).

Распечатайте раскраску с буквой, заштрихуйте букву или раскрасьте. Прочитайте стихотворение, попросите ребёнка повторить его, чётко проговаривая звуки. Назовите слово с новым звуком. Какой звук в слове – мягкий или твёрдый?

Сделайте вывод: мы познакомились со звуками [ф] и [ф"], эти звуки обозначают буквой “эф”. Звуки [ф] и [ф"] согласные, глухие.

Слайды с написанием письменных букв для первоклассников. Удачи!

Предлагаем обучение детей английскому языку в центре изучения английского языка UK Clab. Ребята быстро освоят разговорную речь с героями мультфильмов. Опытные педагоги не дают скучать на уроке – смена упражнений, проведение игр, обязательный просмотр видео, постеры, картинки – гарантия хорошего настроения и отличных знаний Вашего ребенка.


Букварь - первая книга, с которой начинают обучение грамоте. Предлагаем вашему вниманию лучший в Рунете вариант онлайн Букваря. При разработке Букваря использовались проверенные временем разработки психологического центра Адалин. Букварь содержит мультимедийные интерактивные...


Материалы для занятий по букварю Не все дошкольники с желанием занимаются по Букварю. Предлагаемые материалы содержит 750 карточек и бланков с интересными и разнообразными заданиями. Они обязательно помогут превратить изучение букваря в увлекательное занятие. ...


Развитие фонематического слуха В этой статье мы расскажем вам об играх, которые подготавливают ребенка к обучению грамоте. Речь пойдет о специальных упражнениях на развитие фонематического слуха у дошкольников. Дошкольнику с хорошо развитым фонематическим слухом будет гораздо проще овладеть чтением и письмом...


Буквы. Упражнения и игры. Повторить и закрепить пройденный в Букваре материал вам помогут упражнения и развивающие игры из этого раздела. Наши развивающие игры позволят дошкольнику запомнить образ (написание) печатных букв русского алфавита, научат на слух идентифицировать звуки и...


Слоги. Уроки по чтению слогов В наших уроках по чтению слогов несколько типов заданий и упражнений. В заданиях и упражнениях к урокам используются хорошо известные ребенку слова, состоящие из 2-3 слогов. Слоги состоят из двух букв, гласной и согласной. Как правило, у ребенка не...


Учимся читать слова Переходить к урокам по обучению чтению слов рекомендуется после занятий по нашему Букварю и по заданиям подразделов "Игры с буквами", "Уроки чтения слогов". Одного умения правильно читать слова ребенку недостаточно. Он должен понимать смысл прочитанного. В предыдущих...


Игры учимся читать. Книжка-игрушка Если ваш маленький ученик уже более или менее неплохо читает двух- и трехсложные слова, то можно переходить с ним к чтению простых предложений. Но, согласитесь, что это очень скучно читать банальные фразы типа "Мама моет раму". Как же сделать процесс обучения чтению более увлекательным?...


Уроки чтения Раздел содержит 20 компьютерных онлайн уроков по чтению. Каждый урок включает в себя 6 игр на чтение. Часть игр направлена на развитие общих способностей, необходимых ребенку для обучения чтению. Другие игры по обучают звукам, буквам и слогам, помогают...


    Игры для девочек Игры для Девочек — на нашем сайте предоставлены ОНЛАЙН и БЕСПЛАТНО для девочек, мальчиков и детей. Все игры обновлены к новому 2019 году, здесь доступны подборки с любыми жанрами игр для девчонок: Пони, Девушки Эквестрии, Макияж, Кошка Анжелла, Одевалки, Ви


    «Учим букву Ц» – познавательная онлайн игра, которая поможет вашему ребенку познакомиться с двадцать четвертой буквой алфавита. Игра состоит из двух частей – обучения написания буквы и умения распознать ее среди множества предложенных вариантов. За правильное выполнение элементов


    Флеш игра «Учим букву У» – это прекрасная возможность познакомиться с новым материалом и закрепить его на практике. Контуры новой буквы обозначены зелеными кружочками, вашему малышу останется лишь обвести их. Затем нужно выполнить еще одно задание посложнее – найти среди предложе


    Подготовка к школе – занятие непростое, и начинать ее следует с изучения букв с помощью онлайн-игры «Учим букву О». Эта буква встречается в словах очень часто, так что важно научиться ее правильно писать. Обведите все зеленые точки, чтобы выучить новую букву алфавита. Затем надо


    «Учим букву З» – познавательная онлайн игра, которая поможет вашему ребенку познакомиться с девятой буквой алфавита. Игра состоит из двух частей – обучения написания буквы и умения распознать ее среди множества предложенных вариантов. За правильное выполнение элементов вам будут


    «Учим букву Ж» — познавательная флеш игра, посвященная изучению восьмой буквы алфавита. Детям довольно непросто дается ее написание, поэтому важно основательно закрепить его на практике. Обводите следом за подсказкой контуры новой литеры, а затем найдите ее в предложенном н

Шиманская Елена Михайловна
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [ф, ф’]. Буква Ф»

Конспект НОД по обучению грамоте

«Звуки [ф , ф"]. Буква Ф »

для детей группы общеразвивающей направленности

от 6-х до 8-ти лет

Цель : Познакомить со звуком и буквой Ф .

Задачи :

Образовательные : Закрепить правильное произношение звуков [ф , ф"].

Продолжать учить выделять звуки [ф , ф"] на фоне слова.

Закреплять умение определять место звука в слове .

Учить писать букву Ф .

Развивающие :

Развивать фонематическое восприятие : умение выделять звуки [ф , ф"] в ряду звуков , слогов, слов.

Развивать навык звукового и слогового анализа и синтеза.

Воспитывающие :

Воспитывать чувство ответственности, выдержку, умение слушать товарища.

Повышать речевую активность.

Материалы и оборудование : Две игрушки : Фома (в синей одежде) и Филя (в зеленой одежде, фотоаппарат. Картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [ф , ф"]; фотоаппараты с вкладышами; звуковые линейки и фишки ; картинки с изображением буквы Ф ; простые карандаши.

Методы и приёмы : Словесный (вопросы, объяснение, наглядный (показ картинок, игровой, практический (звуковой анализ , составление предложений) .

Предварительная работа :

Звуковой анализ слов .

Составление схем предложений.

Д. и. «Поймай звук »

Ход НОД:

1. Организационный момент

Воспитатель : Ребята, к нам в гости пришли два друга : Фома и Филя. Они принесли с собой фотоаппарат. Как называют человека, который фотографирует? Чем фотографирует фотограф? Что получается у фотографа, когда он фотографирует? Куда можно вставить фотографии? Как называется альбом с фотографиями? Где работает фотограф? (Ответы детей.)

2. Выделение первого звука в словах , характеристика звуков

Воспитатель : Я сейчас еще раз назову эти слова, а вы скажите, какой первый звук в этих словах (фотограф, фотография, фотоальбом, фотоателье) .

Какой он, звук [ф] ? (Твердый, согласный.)

В слове Филя – первый звук (фь) . Расскажите о звуке [ф"] . (Мягкий, согласный.)

Звуки [ф , ф"] звонкие или глухие? (Глухие.) Объясните, почему эти звуки глухие ?

3. Сообщение темы

Воспитатель : Сегодня мы будем слушать и произносить звуки [ф , ф"].

4. Дифференциация на слух звуков [ф , ф"] в ряду слогов

Воспитатель : Ребята, я буду называть звуки , а потом слоги. Вы, если услышите в звук [ф] , хлопните в ладоши, а если – звук [ф"] , топните ногой.

Называю слоги (фа, фы, фи, фо, фё, фя, фе, фэ) .

5. Дифференциация на слух звуков [ф , ф"] в ряду слов

Воспитатель : А сейчас я буду произносить слова. Если услышите звук [ф] в слове – хлопните в ладоши, а если – звук [ф"] , подпрыгните.

Называю слова (футбол, филин, Африка, туфли, шарф, кофе) .

6. Игровое упражнение на развитие слогового синтеза

Воспитатель : Наши гости благодарят вас за помощь и предлагают поиграть в игру, которую они очень любят и часто в нее играют.

Я буду бросать мяч и называть два звука . А вы поймаете мяч и составите из этих звуков слоги .

Воспитатель бросает мяч, называя пару звуков , а дети составляют слоги (ф…а – фа, фь…и – фи, о…ф – оф и т. д.)

Затем воспитатель предлагает придумать слова с этими слогами : Филя и Фома пробовали подбирать слова с этими слогами, но, к сожалению, у них не получилось. Ребята, пожалуйста, помогите им, назовите слова со слогами, которые вы сейчас составили.

(Дети называют слова : фата, фотография, фикус, фуражка)

7. Дифференциация звуков [ф , ф"] на слух

Воспитатель : Сейчас я буду произносить звуки . А вы, если услышите твердый звук [ф] – поднимите синий кружок, а если мягкий звук [ф"] – поднимите зеленый кружок.

Произношу звуки (ф, ф, фь, ф, фь,фь,ф, а дети поднимают соответствующие кружки.

8. Игровое упражнение «Найди нужную фотографию»

Воспитатель : Фома и Филя сделали фотографии. Но перепутали их. Спорят, где чья фотография. Давайте им поможем, найдем авторов фотографий.

На фотографиях, которые делал Фома, изображены предметы, в названии которых есть твердый звук [ф] , а на фотографиях, сделанных Филей, изображены предметы, в названии которых есть звук [ф"] .

Воспитатель раскладывает «фотографии» , а дети по очереди берут картинки, определяют наличие в них звуков [ф , ф"] и отдают Филе или Фоме.

9. Физминутка

Воспитатель : Филя и Фома, когда отдыхают, любят делать такую зарядку :

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали.

Спрятали за спину их и оглянулись

Через правое плечо, через левое еще.

Дружно присели, пяточки задели.

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

10. Определение места звуков [ф , ф"] в слове

Воспитатель : А теперь друзья просят вас помочь узнать, где же в словах, которые им очень нравятся, находятся звуки [ф , ф"] – в начале, в середине или в конце слова. Например, Филе очень нравится слово «флажок» . Звук Ф в этом слове находится в начале. Сейчас Филя и Фома будут называть вам слова, а вы определите, где находятся звуки [ф , ф"] – в начале, в середине или в конце слова.

(Дети выполняют задание при помощи специальных звуковых линеек .)

11. Звуковой анализ слова Фома

Воспитатель : Я рассказала Фоме и Филе, что вы можете в их именах обозначить каждый звук цветной фишкой . И Фома попросил, чтобы вы на звуковой линейке выложили его имя.

12. Составление предложений по схеме

Воспитатель : Фоме и Филе прислали фотографии схем предложений. Но они сами не могут составить по ним предложения. Давайте поможем им.

13. Знакомство с буквой Ф

Воспитатель : Мы сегодня слушали и произносили звуки [ф , фь]. Эти звуки обозначают буквой Ф . Показываю картинку с изображением буквы Ф .

Воспитатель : На что похожа буква Ф ?

(Дети отвечают.)

После того, как дети выскажут свое мнение, показываю картинки-символы и читаю стихи :

– Филин, два огромных глаза,

Букву Ф напомнит сразу .

– Всем известно без подсказки :

Буква Ф – как ключ от сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас.

Воспитатель : Встаньте и вы, поставьте руки на пояс. Посмотрите, вы стали похожи на букву Ф .

13. Печатание буквы Ф

Воспитатель : Посмотрите, как надо правильно писать букву Ф .

Показываю письмо буквы на доске . Затем дети пишут ее в тетради в клетку.

Воспитатель : Ребята, кто приходил к нам сегодня? Чему мы сегодня научились? Что узнали? С какой буквой познакомились ?

Молодцы! Филя и Фома прощаются с вами и желают вам успехов!

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [б], [б’] и буква Б» Цели: Создавать условия для закрепления навыка четкого произношения звуков: [б], [б’], их дифференциации на слух и в произношении. Создавать.

Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь". Задачи: коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Ф], [Ф’] и буква Ф» Тема: Звуки Ф, Фь и буква Ф. Цель: Познакомить детей с глухими согласными звуками ф, ф’, буква Ф, ф. выделение заданного согласного звука.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [о] и буква О» Тема: «Звук (О) и буква О». Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках. Задачи: Обучающая задача: Выделение заданного.