Биографии Характеристики Анализ

Рекомендованный список диссертаций.

  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 192

Глава I. Теоретические основы обучения сочинению в жанре эссе.

1.1. Проблема обучения и классификация юношеских сочинений из истории вопроса).

1.2. Эссе как жанр литературного произведения.

1.3. Эссе как жанр школьного сочинения и критерии его оценки.

3.1. Школьные программы по литературе и русскому языку и их методическое обеспечение в аспекте исследования.

3.2. Анализ методической литературы в аспекте исследования.

1.4. Состояние обучения сочинению-эссе в школьной практике.

Глава II. Методика обучению сочинению в жанре эссе (опытно-экспериментальная работа).

11.1. Исходные положения, организация, задачи и программа опытно-экспериментальной работы.

11.2. Основные этапы обучения сочинению в жанре эссе в старших классах.

11.3. Результаты опытно-экспериментальной работы.

Рекомендованный список диссертаций

  • Развитие коммуникативной компетентности старшеклассников при создании портретного очерка 2006 год, кандидат педагогических наук Груздева, Наталья Анатольевна

  • Сочинение в жанре киносценария на основе художественного текста как средство развития речи учащихся 5 - 6-х классов 2000 год, кандидат педагогических наук Апалькова, Ирина Викторовна

  • Методика обучения сочинениям разных жанров в 8-11 классах татарской школы 2006 год, доктор педагогических наук Скиргайло, Тамара Осиповна

  • Дифференциация обучения как средство повышения уровня литературного развития учащихся 2004 год, доктор педагогических наук Беляева, Наталья Васильевна

  • Методика обучения творческим письменным работам малого жанра в старших классах башкирской школы: На примере газетно-публицистических жанров 2002 год, кандидат педагогических наук Хуснутдинова, Фаурия Ахтямовна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сочинение-эссе в системе литературного образования старшеклассников»

Актуальность темы исследования. Проблема развития письменной речи учащихся, работа над сочинением имеет исключительное значение для школьного преподавания литературы, что нашло отражение в работах педагогов, ученых-филологов и писателей дореволюционного периода (А.Д.Алферова, С.Н.Браиловекого, Ф.Я.Буслаева, В.И.Водовозова В. П.Острогорского, В.Г.Павловского, В.Д.Сиповского, В.Я.Стоюнина, Л.Н.Голстого, К.Д.Ушинског о и др.), классиков отечественной методики (В.В.Голубкова, Н.В.Колокольцева, М.А.Рыбниковой и др.) М.А.Рыбникова, оставившая науке ценное методическое наследие, большое значение придавала системе письменных работ, которая призвана «научить думать с пером в руке».

Изучению вопроса обучения школьников различным видам творчества посвящены исследования ученых-методистов и учителей - практиков В. П. Александрова, Л.С.Айзермана, Г.А.Богдановой, О.Ю.Богдановой,

A.М.Грининой-Земсковой, Т.С.Зепаловой, Л.Г.Жабицкой, П.Ф.Ивченкова, Т.А.Калгановой, В.И.Капинос, Т.А.Ладыженской, С.А.Леонова,

B.В.Литвинова, В.Г.Маранцмана, В.Н.Мещерякова, Н.П.Морозовой, В.А.Никольского, Г.А.Обернихиной, Л.В.Овчинниковой, Ю.А.Озерова, И.П.Павлова, Ю.И.Равенских, Е.С.Романичевой, Л.А.Ходяковой и др.

В современном литературном образовании школьников используется более сорока видов письменных работ, среди них - изложение, анализ поэтического и прозаического текста, разнообразные жанры сочинений, реферат, отзыв, рецензия, эссе.

Истоки эссе как вида творческой деятельности учащихся находим в дореволюционном и советском периодах развития отечественной методики, когда активно пропагандировались такие сочинения, как творческие (М.А.Рыбникова, Н.В.Колокольцев), сочинения на отвлеченные рассулсде-ния и свободно-творческого характера (А.Д.Алферов, В.В.Голубков, В.В.Литвинов). свободные (В.Н.Никольский, Т.А.Ладыженская,

Л.Г.Жабицкая, И.П.Павлов и др.). В них, по мнению ученых, раскрывается творческий потенциал школьника, раскрепощается его мышление, проявляется его личность. Учитель-практик, известный методист В.В.Литвинов писал, что подобные жанры «исключают по самому своему характеру механическую компиляцию чужих мыслей, конгломерат чужих формулировок и фраз» (97, с. 70). Не случайно в современных условиях гуманизации и гуманитаризации образования, поиска личностно-ориентированных подходов в обучении возвращается интерес к эссе.

Это жанр, нацеленный на раскрытие внутреннего «я», на самопознание личности. В работе над ним используется конкретный жизненный и читательский опыт ученика, выявляется сфера его интересов, активизируется мыслительный аппарат, развивается ассоциативное мышление, умение находить аналогии, подбирать параллели, подобия, необходимые для построения собственного речевого высказывания в данном жанре. Осуществляется совершенствование коммуникативной и речевой культуры ученика, так как эссе соединяет в рамках одного текста разные типы и стили речи и позволяет познакомить с целым комплексом близких жанров: очерком, стихотворением в прозе, словом, беседой, письмом.

Этому способствует интегративное свойство эссе (возможность объединять разные системы описания мира - научную, религиозную, художественную) и определяемая жанром необходимость личностного восприятия действительности и творческого осмысления художественного текста в плане самостоятельной оценки тех или иных авторских концепций.

Эссе все шире входит в школьную практику как один из видов сочинения, предлагается на олимпиадах, турах интеллектуального марафона, где предметная область литература и русский язык, а также обществоведческие дисциплины, иностранные языки, экология. Этот жанр активно используется в электронных средствах информации, в телекоммуникационных связях, открывая новые технологические возможности для внеурочной деятельности школьников.

Задачи исследования:

На основе анализа и обобщения историко-теоретических источников в области изучаемой проблемы выявить общенаучное представление об эссе как литературном жанре, его жанрообразующих признаках;

Определить критерии оценки ученического сочинения-эссе;

Обозначить этапы обучения, найти общедидактические способы формирования умения писать эссе и условия использования межпредметных и внутри предметных связей в процессе освоения учениками этого жанра в школе;

Разработать типологию упражнений и заданий, способствующих обучению;

Проверить эффективность предложенной методики.

Теоретико-методологической основой диссертации стали современные гуманистические педагогические и психологические концепции, утверждающие идею ценности и уникальности человеческой личности, способной к самоактуализации и самоусовершенствованию: «личностно- центрированный» подход в западной психологии (К.Роджерс, А.Маслоу, Г.Олпорт и др.) и «личностно-ориентированный» в отечественной традиции (И.Д.Демакова, И.А.Зимняя, В.В.Сериков, В.Д.Шадриков, И.С.Якиманская и др.). Вслед за рядом ученых мы исходим также из философского и психологического понимания личности как творчески действующего человека (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов и др.) и эссеизме как мышлении (М.Монтень, Ф.Бэкон, Р.Музиль, В.Кругликов, М.Эпштейн).

На различных этапах исследования был использован следующий комплекс методов:

Изучение и анализ философской, психологической, педагогической, филологической, методической литературы;

Анкетирование учителей и учащихся, беседа с участниками опытной работы, наблюдение за процессом обучения, анализ результатов;

Опытно-экспериментальная работа.

На первом подготовительном этапе (1997-1998 гг.) изучалось состояние вопроса в теории и школьной практике: анализировалась учебная, научная и методическая литература по проблеме, в том числе программы и учебники по русскому языку и литературе; проводилось анкетирование учителей (с целью выявления уровня их методической подготовки к работе с учащимися над сочинением в жанре эссе); осмыслялся и обобщался собственный педагогический опыт подготовки школьников 9-1 1 классов гимназии к сочинениям различных жанров.

На втором аналитическом этапе (1998-1999 гг.) формулировались основные положения исследования и разрабатывались материалы подготовки учащихся к написанию творческой работы в жанре эссе для опытного обучения в 9-11 классах. Проводился анализ опытного материала, беседы-консультации с учителями.

На третьем опытном этапе (1999-2001 гг.) проходило опытное обучение учащихся старших классов. Систематизировался и обобщался материал исследования, подводились итоги и уточнялись выводы.

Апробация и внедрение осуществлялись посредством публикаций в педагогической печати, выступлений на второй междисциплинарной научной конференции аспирантов и соискателей АПК и ПРО (апрель 1999 г.), на лекционных чтениях и практических занятиях в системе повышения квалификации учителей из различных регионов России: г.Дудинки Таймырского автономного округа, г.Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского автономного округа, г.Твери и Тверской области и др. (1999-2001 гг.); на семинарах для учителей-словесников, организованных в различных школах и округах г.Москвы (2000-2001 гг.); на педагогических чтениях, практикуме для учителей-участников конкурса «Учитель года», в работе лагеря медалистов и творчески одаренных детей в Северо-Западном учебном округе г.Москвы (19992001 гг.).

В опытно-экспериментальной работе нашла отражение педагогическая деятельность автора в школе в течение 17 лет, двухлетний стаж на кафедре филологии АПК и ПРО (1998-2000гг.).

Научная новизна исследования заключается в том, что

С опорой на научно-теоретические источники выявлены жанрообра-зующие признаки и закономерности построения эссе;

Сформулированы критерии оценки сочинения-эссе в сравнении с требованиями, предъявляемыми к традиционным жанрам сочинения;

Показаны взаимосвязи между уроками литературы, русского языка и другими предметами в аспекте проблемы в условиях урочной и факультативной деятельности старшеклассников;

Отобраны методические приемы и разработаны варианты уроков, виды упражнений и заданий, активизирующие способности учащихся и готовящие к созданию творческой работы.

Практическая значимость исследования.

С целью реализации методики обучения сочинению в жанре эссе подготовлены следующие разработки: а) программа учебного курса «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы старшеклассника», включающая основное содержание, понятия, межпредметные связи, б) тематическое планирование учебного материала; в) задания и упражнения для учащихся. Реализация данной методики возможна на уроках развития речи, во время проведения факультативов по литературе и индивидуальных занятий с учащимися.

Указанные материалы могут быть использованы авторами школьных программ, учебников и другой методической литературы, преподавателями при подготовке спецкурсов для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации учителей русского языка, литературы и других предметов гуманитарного цикла.

На защиту выносятся следующие основные положения:

В систему литературного образования старшеклассников необходимо включить сочинение-эссе, способствующее становлению их творческой самостоятельности, развитию речевой, коммуникативной, ассоциативной культуры.

Поэтапная подготовка школьников основывается на комплексе теоретико-литературных, речеведческих знаний и речевых умений и учитывает внутрипредметные и межпредметные связи в преподавании.

Повышение квалификации учителя в аспекте указанной проблемы будет способствовать успешности проводимой работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

  • Использование межпредметных связей в процессе развития речи на уроках русского языка 1997 год, кандидат педагогических наук Бабкина, Марина Валентиновна

  • Детские письма в системе уроков русского языка в начальных классах как средство формирования культуры письменной речи учащихся 1997 год, кандидат педагогических наук Иванкина, Надежда Константиновна

  • Творческие сочинения на литературную тему в 5-8 классах 1998 год, кандидат педагогических наук Старцева, Ирина Леонидовна

  • Учебно-творческий дискурс в сфере письменной коммуникации: формирование языковой личности человека пишущего 2006 год, доктор педагогических наук Дорожкина, Татьяна Николаевна

  • Развитие речевого творчества учащихся эмоционально-ценностными средствами 2004 год, кандидат педагогических наук Каландарова, Наталья Ниловна

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Карнаух, Наталья Леонидовна

1. Анализ результатов опытного обучения подтвердил выдвинутую нами в начале исследования гипотезу о том, что эффективность обучения сочинению в жанре эссе повысится, если: учащиеся получат специальные теоретические знания об эссе как об определенном жанре словесной культуры, его истории, развитии, познакомятся с его разновидностями, осознают зависимость содержания, структуры и языкового оформления от цели, задачи и адресата жанра; будут обучаться указанному умению в определенной системе, предусматривающей динамику и постепенное усложнение заданий от репродуктивных, сравнителыюсопоставительных, проблемных и частично поисковых до творческих, доля которых должна возрастать от этапа к этапу; обучение будет строиться с учетом достижений истории философии и литературоведения по этому вопросу и на основе речеведческих и теоретико-литературных знаний и речевых умений учащихся в области русского языка и литературы.

2. Успешному овладению умением создавать эссе способствует организация процесса обучения в четыре этапа (подготовительный; этап введения понятия об эссе, разъяснение его признаков и закрепление; сопоставительный, рассматривающий эссе в кругу близких жанров; самостоятельный - творческий).

3. Опытно-экспериментальная проверка методики выявила определенные трудности: показала, что в старшем школьном звене творчество не носит массового характера, можно говорить об отдельных примерах написания эссе.

4. Обучение учащихся этому виду работы способствует развитию самостоятельности мышления, поиску форм творческого самовыражения.

5. Происходит обогащение речи учащихся, наблюдается стремление к совершенствованию стиля и манеры изложения пишущего.

6. Разновидности эссе (исторические, философские, литературно-критические, экологические и др.) развивают представления учащихся о целостной картине знаний о мире, позволяют намечать связи с различными предметами гуманитарного цикла (эссе может быть написано на одном из изучаемых иностранных языков, на историческую или другую тему).

7. Эссе позволяет школьникам входить в новое информационное пространство: этот жанр - активная форма телекоммуникационного обмена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленное исследование посвящено разработке методики обучения сочинению в жанре эссе.

Данное умение не формируется само собой на основе анализа в классе изучаемых произведений, да и доля текстов-эссе, представленных в концепциях литературного образования школьников, минимальна, в то время как умение писать эссе предусмотрено программами по литературе и по русскому языку.

Анализ методической литературы позволил определить некоторые формы, приемы работы над эссе. Не отрицая их значимости, следует констатировать, что в сложившейся практике необходим комплексный подход к решению задач формирования умения создавать эссе (и в процессе литературной и речевой подготовки учащихся, и на уроках литературы, и на уроках русского языка, и во внеурочной деятельности учащихся). Следует отметить, что методической литературы по данной проблеме, как и учебных пособий для учащихся, недостаточно.

Таким образом, преодолевается разрыв между требованиями программ и методической теорией и практикой.

Умение писать эссе выходит за рамки литературного и речевого образования учащихся: этот жанр, как и другие личностно ориентированные жанры культуры, отвечает современным требованиям образования: воспи тания личности, способной к творческой самореализации.

В связи с этим актуальной оказалась проблема разработки теоретической базы исследования: разграничение понятий «эссе», «эссеистический стиль», особенности «эссеистического мышления», «разовидности» жанра; определение возраста учащихся, с которого следует начинать подготовку; создание многоступенчатой программы обучения.

В результате проведенного исследования выявлен объем теоретических сведений об эссе как жанре словесной культуры применительно к школьной практике, определено место эссе в классификациях школьных сочинений, предложенных методистами прошлого и современными исследователями, определено содержание обучения эссе на разных этапах; рассмотрены признаки, по которым эссе сближается и по которым отличается от школьного сочинения; доказана необходимость и разработаны приемы ознакомления с определенной суммой знаний о жанре, выявлена последовательность включения новых сведений об эссе, разработана типология упражнений и заданий для учащихся, направленных на формирование умения создавать эссе.

Систематическая работа по обучению умению писать эссе не только повышает интерес к данному виду творческих работ, но и знакомит с целым комплексом близких жанров (очерком, словом, письмом, беседой, стихотворениями в прозе и др.), что способствует развитию общей речевой и коммуникативной культуры учащихся.

В поэтапной подготовке к написанию эссе формируется коммуникативное умение строить речевые произведения, обращаясь к возможностям разных типов (повествования, описания и рассуждения) и стилей (художественного, публицистического, разговорного и научно-популярного, если речь идет о создании научно-исследовательского эссе) речи, что обеспечивает универсальное качество жанра - объединение в рамках одного текста разных типов речи, использование ее стилевого многообразия.

Особенно велика роль эссе в формировании ассоциативной культуры учащихся: умении подбирать аналогии, выстраивать параллели, подобия, - важные для построения собственного речевого высказывания в данном жанре.

Знакомство с текстами-эссе положительно сказывается на общей подготовке по предмету, демонстрирует творческие поиски художников слова, уже известных учащимся, и знакомит с новыми именами писателей русской и зарубежной литературы. А разновидности эссе позволяют формировать представления учащихся о целостной картине мира.

Многочисленные достоинства эссе как жанра (и прежде всего ориентированность и обращенность к собственной личности пишущего) отвечают требованиям современного образования, социальным запросам общества.

Таким образом, предложенные методические материалы:

Адресованы самим обучающимся (старшим школьникам) и педагогам (организующим работу в данном направлении);

Обеспечивают опору на содержание основного образования по литературе и развитию речи;

Ориентируют на широкое гуманитарное содержание и способствуют формированию у школьников целостного восприятия картины мира;

Стимулируют познавательную деятельность учеников, стремление к самостоятельному решению проблем и постоянному самообразованию;

Дают возможность попробовать себя в разнообразной учебной и творческой деятельности, развивают речевые и коммуникативные умения подростков и старших школьников;

Учитывают и помогают использовать конкретный жизненный опыт учащихся; создают культурную и эмоциональную среду, способствующую развитию личностных качеств учеников и раскрытию их творческих способностей.

Перспективы исследования в данной области мы видим в дальнейшем углублении методики обучения эссе: могут быть разработаны уроки по анализу литературно-критических эссе поэтов Серебряного века; целесообразно продолжить рассмотрение эссе в кругу близких жанров: например, речь и эссе, написанное в форме речи и др. Возможно создание модели обучения (на пути к эссе) в 5-6 классах, что потребует определения содержания работы для каждого конкретного этапа, отбора произведений для этого возраста учащихся, подбора дидактического материала.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Карнаух, Наталья Леонидовна, 2001 год

1. Абрамов К. Дар слова. Вып. третий: Искусство писать сочинения. - Издание 2-ое. - СПб., 1902. - 48 с.

2. Александров В.Н. Знаю, понимаю, могу: Пособие-тетрадь по литературному моделированию. - М.: Школа-Пресс, 1999. - с. 166-169.

3. Алферов А.Д. Родной язык в средней школе (опыт методики). 3-е изд., испр. - М.: Школа, 1916. - 439 с.

4. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. - 496 с.

5. Антонова Л.Г. Опыты жанра: историческая и современная практика решения. // Русский язык в школе. - 2000. - № 3. - с.21-27.

6. Антонова Л.Г. Ухова Л.В. Жанровые опыты. (Урок по стилистике в 11 классе) // Русский язык в школе. - 2000. - № 3. - с.28-32.

7. Асмолов А.Г, Психология личности: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.

8. Астафьев В.П. Затеей. Новая тетрадь. // Новый мир. - 1999. - №8. -с.5-78.

9. Астафьев В.Г1. Затеей. Из тетради о Николае Рубцове // Новый мир. - 2000. - №7. - с.7-36.

10. Ю.Айзерман Л.С. Сочинение о сочинениях. - М.: Просвещение, 1986. - 160 с.11 .Айзерман Л.С. Школьник пишет сочинение. - М.: Просвещение, 1977. - 64 с.

11. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Просвещение, 1982.- 192 с.

13. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Художественная литература, 1975. - 502 с.

14. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - 4-е изд. - М.: Советская Россия, 1979, 1979.- 318 с.

15. Бежин Л. Отсвет волшебного фонаря. // Слово. - 1990. -№ 1. - с.80-86.

16. Беленький Г.И. Теория литературы в средней школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1976. - 222 с. - (Б-ка учителя литературы)

17. Белль Г. Собрание соч.: В 5-ти томах: Пер. с нем. Романы, повесть, радиопьесы, рассказы, эссе, речи, интервью. - М.: Художественная литература, 1989. -Т.З. -716 с.; Т.4 - 783 с.

18. Белобратов A.B. Роберт Музиль. Метод и роман. - JL: Из-во Ленингр. Ун-та, 1990.- 160 с.

19. Бенюх Олесь От ноева Ковчега. Роман-эссе. - М.: Дика, 1999. - 488 с.

20. Березкина В.И. Античность и английский эссе: риторические корни жанра // Традиции и взаимодействия в зарубежных литературах. - Пермь, 1994.с. 136-147.

21. Бердяев H.A. Русский культурный ренессанс начала 20 века. Встречи с людьми / Собрание сочинений. Т.1. - YMCA-PRESS, Paris, 1989. - 654 с.

22. Бирюкова С.К. Словарь культуроведческой лексики русской классики. По литературным произведениям школьной программы. - М.: ИНПО, 1999. - 284 с.

23. Богданова Г.А. Отзыв на ученическое сочинение как одна из форм проверки знаний и умений учащихся. // Русский язык в школе. - 1977. - №2с.46-50.

24. Богданова Г.А. Отзыв о прочитанном произведении. И Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1999. -с.91-97.

25. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1998. - 192 с.

26. Богданова О.Ю., Овчинникова JI.B., Романичева Е.С. Экзамен по литературе: от выпускного до вступительного. - М., 1997. - 158 с.

27. Борхес X.-JI. Книга вымышленных существ. - СПб.: Азбука, 1999. - 170 с.

28. Борхес X.-JI. История ангелов. // Иностранная литература. - 1998. - №5.с.224-225.

29. Бродский И. Три эссе // Знамя. - 1996. - №4. - с. 15-18.31 .Браиловский С.Н. О школьном сочинительстве // Русский филологический вестник. - 1910. - №1. - с.23-39.

30. Бушманова Н.И. Литературная эссеистика Вирджинии Вульф / МГУ им. М.В.Ломоносова: Авгореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук: 10.01.05. - М., 1989. -22 с.

31. Вайль П., Генис А. Родная речь: Уроки изящной словесности.: Сб. литературно-критических эссе. - М: «Независимая газета», 1995. - 191 с.

32. Вайль П. Гений места. - М.: Издательство «Независимая газета», 1999. -481с.

33. Вайншгейн О. Для чего и для кого писать эссе? // Литературная учеба. - 1985. -№2. - с.215-217.

34. Васильева О., Пахомова С. Как написать экзаменационное сочинение. - СПб: СПГУ, 1996, - 120 с.

35. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины. / Л.В.Чернец, В.Е.Хализев ид. - М.: Высш. шк., Из-дат. Центр «Академия», 1999. - 556с.

36. Власенков А.И. Русская словесность. Интегрированное обучение языку и литературе: Программы. Содержание работы по классам. 9-11 классы. - М.: АРКТИ, 1998.-178 с.

37. Воронкевич A.C. Как писать вступительное сочинение. Из опыта экзаменов в МГУ им. М.В.Ломоносова. - М., 1993. - 387 с.

38. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: кн. для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.

39. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 519 с.

40. Гессе Г. Степной волк: Роман, рассказы, эссе / Пер. с нем. - Харьков: Фолио; Ростов-на-Дону: Феникс, 1999 - 352 с. - (Вершины Мастера).

41. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. - М.: Учпедгиз, 1962.- 495 с.

42. Горбунов A.M. Панорама веков: Зарубеж. худож. Проза от возникновения до 20 в.: Попул. библиогр. энцикл. / Гос. б-ка СССР им. Ленина. - М.: Кн. палата, 1991. - 576 с.

43. Гринина-Земскова A.M. Сочинения в газетных жанрах (4-8 классы). - М., 1977. - 160 с.

44. Громцева С.Н., Маранцман В.Г., Мурин Д.Н. Проверочные работы по литературе в 8-10 классах. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с. - (Библиотека учителя литературы).

45. Гроссман В. Рассказы и эссе // Знамя - 1989. - №5. - с.25-30.

46. Гулова И.А. «Жизнь, тайна которой есть наше вечное и великое мучение.» (Об эссеистичности рассказов И.А.Бунина «Ущелье») // Русский язык в школе - 1998. - №5. - с.59-63.

47. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Образование личности. - М.: Интер-пракс, 1994. - 136 с.

48. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1999. - 544 с.

49. Демакова И.Д. Воспитание в условиях гуманизации образования. - Ижевск: Библиотека психолого-педагогической литературы, 1998. - 42 с.52.3акон Российской Федерации «Об образовании». - М.: ИНФРА-М, 1999 - 52 с.

50. Дерягина А. Письменные работы в процессе изучения литературного произведения в старших классах. (На материале 8 класса) Автореф. дис. на со-иск. учен. степ. канд. пед. наук: 10.01.05. -■ М., 1970. - 25 с.

51. Домбровский К). Хранитель древностей. Роман. Новеллы. Эссе. / Пре-дисл. В.Непомнящего. - М.: Известия, 1991. - 224 с.

52. Ермаков Е.Д. Этюды. Эссе. - в кн.: Психоанализ литературы. Пушкин. Гоголь. Достоевский. - М.: Новое литературное обозрение, 1999. - 512 с.

53. Ерофеев В.В. Страшный суд: Роман. Рассказы. Маленькие эссе. - М., Тверь: Союз художников России, 1996. - 570 с.

54. Жабицкая Л.Г. Сочинение по литературе как средство развития самостоятельного мышления (опыты психологического анализа). - Кишинев: Лу-мина, 1967. - 71с.

55. Залыгин С.П. Собр. соч: В 4-х т. Т.З. Мой поэт (эссе об А.П.Чехове). - М.: Молодая гвардия. - С.375- 471,

56. Ивлева В.Н. История и культура России на уроках русского языка и развития речи на примере Санкт-Петербурга - Санкт-Петербургский гос. университет пед. мастерства, 1998. - 250с.

57. Ивченков П.Ф. Обучающие изложения: 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1994. - 224 с.

58. Ильин В.Н. Эссе о русской культуре. - СПб.: Акрополь, 1997. - 464 с.

59. Искандер Ф. Рассказы.Повесть. Сказка. Диалог. Эссе. Стихи. - Екатеринбург: изд-во « У-Фактория», 1999. - 704 с.

60. История литературного образования в школе: Хрестоматия / Автор-сост. В.Ф.Чергов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999 - 384 с.

61. Исследования но методике русского языка 5-8 кл. / Под ред. М.Т.Баранова. - М.: Просвещение, 1964. - 152 с.

62. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. - М., 1997. - 192 с.

63. Калганова Т.А. К проблеме интеграции русского языка и литературы. // Русская словесность. - 2000. - №5. - с.24-26.

64. Камю А. Бунтующий человек. - М.: Политиздат, 1990. - 415 с.

65. Камю. А. Избранное: Сборник. Пер. с франц. - М.: Радуга, 1989. -464 с.

66. Клех И. Инцидент с классиком. Рассказы и эссе. - М.: Соло; Новое литературное обозрение, 1998. - 256 с.

67. Княжицкий А.И. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 кл.: 4.1,2. - М.: Просвещение, 2000. - 304 с.

68. Колокольцев E.H. Межпредметные связи при изучении литературы в школе. -М., 1990.

69. Колокольцев Н.В. Письменные работы на уроках литературы. - М.: АПН РСФСР, 1955. - 128 с.

70. Колокольцев Н.В. Обучение изложению и сочинению на уроках литературного чтения. - М.: АПН РСФСР, 1955. - 100 с.

71. Коровина В.Я. Литература: 7 класс: Учебник-хрестоматия для общеобра-зоват. учреждений. В 2 ч. 4.1. - 8-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2001. -488 с.

72. Коровина В.Я. Литература в 7 классе: Методические советы. - М.: Просвещение, 2000. - 160 с.

73. Корчак Я. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. - 224 с. - (Антология гуманной педагогики).

74. Котельникова С.А. Аннотация - отзыв - рецензия - эссе // Русский язык в школе. - №1. - 1998. - с. 14-15.

75. Кохтев H.H. Сочинение: работа над содержанием и языком. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 75 с.

76. Краткая литературная энциклопедия под ред. А.А.Суркова. - М.: Советская энциклопедия, 1975. - с.961-962.

77. Крутиков В.А. Эстетика эссеизма. Опыт исследования словесной выразительности культуры / Российская академия наук. Ин-т философии: Автореферат дис. на соиск. учен. степ, д-ра философ, наук: 09.00.04. ■- М., 1993.-49с.

78. Крундышев A.A. Чтобы словам было тесно, мыслям - просторно: Как научиться писать сочинение. - М.: Альфа, 1992. - 73 с.

79. Курдюмова Т.Ф. «Литература» 7 класс. Учебник-хрестоматия. - М.: Дрофа, 2000. - 480 с.

80. Курдюмова Т.Ф. «Литература». 7 класс. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2000. - 192 с.

81. Кутузов Л.Г. и др. В мире литературы. 9 класс. Учебник-хрестоматия. - М.: Дрофа, 2000. - 560 с.

82. Кутузов А.Г. и др. В мире литературы. 10 класс. Учебник-хрестоматия. - М.: Дрофа, 2000. -400 с.

83. Ладыженская Т.А. Развитие речи учащихся (О подготовке учащихся 5-8 классов к устным и письменным сочинениям). - М.: Учпедгиз, 1960.- 75 с.

84. Ладыженская Т.А. К вопросу о системе работы учащихся над сочинением. // Русский язык в школе. - 1964. - № 32. - с.60-66.91 .Ладыженская Т.А. Сочинение на уроках литературы как речевое произведение. // Литература в школе. - 1981. - №4. - с.36-44.

85. Леонов С.А. Развитие речи учащихся на уроках литературы. - М.: Высш. шк., 1988.- 125 с.

86. Леонов С.А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах: Метод, приемы твор. изуч. лит. - М.: Флинта: Наука, 1999. - 222с.

87. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. - М.: Педагогика, 1983. -320 с.

88. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

89. Липина (Березкина) В.И. Формирование и пути развития жанра эссе в английской литературе 17-18 вв. / Моск. гос. ун-т: Авгореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра филол. наук: 10.01.05.- М., 1989. - 22 с.

90. Литвинов В.В. Сочинения в старших классах как самостоятельная работа. - М.: Учпедгиз, 1957. - 94 с.

91. Литература: Учебник-хрестоматия для 11 кл. нац.шк.: В 2-х частях / Авт-сост. С.К.Бирюкова, К.М.Нартов, Л.В.Тодоров. - СПб.: огд-ние изд-ва «Просвещение», 1998 - 463 с.

92. Литература. Начальный курс. 7 класс. Учебник-хрестоматия. В двух ч. / Под ред. Г.И.Беленького. - М.: Мнемозина, 1999 - 270с., 287с.

93. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в двух ч. / Авт.-сост.: Г.И.Беленький. - М.: Мнемозина, 2000 - 351с., 272с.

94. Литературный энциклопедический словарь под общ, ред. В.М.Кожевникова.-М., 1987. -с.516-517.

95. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном /Сост. и общая ред. Г.А.Дубровской - изд.З-е. - М.: Дет. лит., 1989. - 238с.

96. Львов М.Р. Тенденция развития речи учащихся: Пособие для студентов педагогического института. Вып. 1. - М., 1978. - 81 с. - В надзаг.: МГПИ им.Ленина.

97. Львов М.Р. Речь учащихся средней школы. // Русский язык в школе. - 1981. - №6.- с.38-44.

98. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Просвещение, 1988. - 192 с.

99. Юб.Мамардашвили М.К. Лекции о М.Прусте (Психол. топология пути) -

100. М.: Ас1 Ма^пет, 1995. - 547с. 107.Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М.: Прогресс, 1990. - 365 с.

101. Ю8.Маранцман В.Г. Литература: 6 кл.: - СПб.: Специальная литература, 2000. - 462 с.109,Маранцман В.Г. Литература: 7 кл.: - СПб.: Специальная литература,2000.-408 с.

102. Ю.Маранцман В.Г. и др. Литература, 8 кл. Учебник-хрестоматия. В 2 ч. -

103. М.: Просвещение, 2001. - 4.1, 2 по 320 с. 111 .Маранцман В.Г. Литература: 9 кл.: - СПб.: Специальная литература,2001. -443 с.

104. Маранцман В.Г. Сквозь даль времен. Первая половина 19 века: Учебник для 10 класса в 2-х частях. - СПб.: Специальная литература, 2000. - 446 е., 494 с.

105. Маранцман В.Г. и др. Литература: 10 кл.: В 2ч. - М.: Просвещение, 2001. -335 с., 334 с.

106. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 50 выдающихся психологов мира. Учебное пособие для студентов. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 192 с.

107. Методика преподавания литературы / Под ред. О.Ю.Богдановой и В.Г.Маранцмана в 2-х ч. - М.: Просвещение-Владос, 1995. - 400 с.

108. Нб.Методика преподавания литературы: Учебник для студ. пед. вузов / Под. ред. О.Ю.Богдановой. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 400 с.

109. Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей / Н.Е.Богуславская, В.И.Капинос, А.Ю.Купалова и др. / Под. ред. Т.А.Ладыженской. - М.: Просвещение, 1980. - 240 с,

110. Методика преподавания русского языка в школе Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений / М.Т.Баранов, Н.А.Ипполитова, Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов; Под. ред. М.Т.Баранова. - М.: Издат. центр «Академия», 2000. - 368с.

111. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебное пособие для студентов и учителей-словесников. - М.: Флинта: Наука, 1999. - 256 с.

112. Монтень М. Опыты. Т.1, 2, 3 // Литературные памятники. - М.: Наука, 1979. - 1,2 т. - 703с., 3 т. - 535 с.

113. Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. - М., 1987. - 128 с.

114. Музиль Р. Человек без свойств. Кн. 1. / Пер. с нем. С.Апта. - М.: Ладо-мир, 1994.- 751с.

115. Музиль Р. Малая проза. Избранные произведения в 2-х томах. Роман. Повести. Драма. Эссе. - М.: «Канон-пресс-Ц», «Кучково поле», 1999. - т.2 - 464 с.

116. Музиль Р. Эссе. // Литературное обозрение. - 1991. - № 8. - с.53-62.

117. Мудрик A.B. Личностный подход // Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993. - Т.1. - С.522.

119. Мурашов A.A. Как сердцу высказать себя? Диалог со школьниками и абитуриентами накануне сочинения. - М.: Фирма «Рипол», 1994. - 92 с. - («Библиотека лицея»)

120. Набоков В. Эссе и стихи из журнала «Карусель» // Звезда. - 1996. - №11. - с.42-45

121. Набоков В.В. Как я люблю тебя: Стихотворения, поэма, эссе о России / Владимир Набоков; (Вступ. Ст. З.Шаховской). - М.: Центр, 1994. - 160 с.

122. Начало.: Как пишут сочинения ученики одной московской школы. (Сборник) / Сост. З.А.Блюмина. - М.: Моск. ин-т развития обр. сист., 1992.- 134 с.

123. Никитина Е.И. Эссе-воспоминание // Русский язык в школе. - №3. - 1999. - с.3-10.

124. Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. - М.: Школа-пресс, 1994. - 253 с.

125. Павлов И.П. Сочинение и литературное творчество учащихся национальных школ: Указатель литературы в помощь учителю. - М.: НИИ национальных школ, 1985. - 219 с.

126. Павлов И.П. Темы и содержание сочинений учащихся 2-10 классов городских и сельских школ: Пособие для учителя. - М.-. НИИ школ, 1976. - 77с.

127. Павловский В.Г. Русский язык на краткосрочных курсах летом 1914 года. Отчет руководителя занятиями, преподавателя Тифлиского учительского института. - Издание Управления Кавказского учебного округа, 1915. - 43 с.

128. Паустовский К.Г. Собрание сочинений. В 9-ти т. Т.8. - М.: Худож. лит., 1984.-447 с.

129. Петровский В.А. Идея «Я = Мир» в развитии личности // Новые ценности в образовании: Десять концепций и эссе. - М., 1995. - с.27-37.

130. Пичугов Ю.С. Обучение сочинениям на свободную тему в 7-8 классах.

131. М.: Просвещение, 1986. - 206 с.

132. Пленкин H.A. Обучение школьников структуре текста. // Актуальные проблемы развития речи учащихся. - М.: Просвещение, 1981. - с.32-39.

133. Пленкин H.A. Умение создавать текст. // Русский язык в школе. - 1981.5.-с. 13-16.

134. Пленкин H.A. Уроки развития речи: 5-9 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1995. - 224 с.

135. Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. / Сост. Т.А.Калганова. - М.: Просвещение, 1998.- 256 с.

136. Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. / Сост. Т.А.Калганова. - 3-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2000, - 320с.

137. Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык 10-11 классы. / Сост.: Л.М.Рыбченкова. - М.: Просвещение, 1997.- с.1-13.

138. Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. / Сост.: Л.М.Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2000. - 160с.

139. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 1-11 классы / Под ред. Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого. - М.: Мнемозина, 2000. - 80с.

140. Программы общеобразовательных учреждений. Программа литературного образования 5-11 классы / Под ред. А.И.Княжицкого. - М.: Просвещение, 2000. - 175с.

141. Программы общеобразовательных учреждений. Программа литературного образования 5-11 классы / Под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение, 2000. - 77с.

142. Программа по литературе для 5-9 классов средней школы / Под ред. чл.-кор. РАО, проф. В.Г.Маранцмана. - СПб.: Специальная литература, 1998. - 184с.

143. Программа по литературе для 5-9 классов средней школы / Под ред. чл.-корр. РАО, проф. В.Г.Маранцмана. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит., 2000. -201с.

144. Программа по литературе для старших классов средней школы. / Под ред. чл.-корр. РАО, проф. В.Г.Маранцмана. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит., 2000. - 272с.

145. Пруст М. Против Сент-Бева: Статьи и эссе / Пер. с фр. Т.В.Чугуловой. - М.: Черо, 1999, -232 с.

146. Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» (7-8 классы) / Сост. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. - 4-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1990. - 175 с.

147. Развитие речи учащихся 4-10 классов в процессе преподавания литературы в школе: Пособие для учителя / Сост. В.Я.Коровина. - М.: Просвещение, 1985.- 143 с.

148. Рерих Н.К. Знамя мира (Документы, обращения, очерки, эссе, письма Н.К.Рериха / Вступ.ст. К.Смирнова). - М.: Междунар. Центр Рерихов: Фирма «БИСАН-оазис», 1995. -- 383 с.

149. Риторика: 8 класс: Учебное пособие для образовательной школы. В 2-х ч / Под ред. Т.А.Ладыженской. - М.: Издательский дом «С-инфо», Изд-во «Баллас ЛТД», 1998. - По 192 с.

150. Роджерс К. Вопросы, которые я бы задал себе, если бы был учителем // Семья и школа, - 1987. - №10. - с.22-24.

151. Розанов В.В. Еще о смерти Пушкина. // Слово. - 1990. - №2. - с.22-28.

152. Розанов В.В. Женщина перед великою задачею. / Религия и культура. Сб-к ст. - YMCA-PRESS, Paris, (по изданию П.Перцова. - С.-Петербург, 1899.) -с.193-198.

153. Розанов В.В. Семья как религия. II Розанов В.В.Уединенное. /Сост., вступ. статья, коммент., библиограф. А.Н.Николюкина. -М.: Политиздат, 1990. - с.442-454.

154. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. - М.: Московская Международная школа переводчиков, 1994. - 400 с.

155. Романичева Е.С. Сочинение в нетрадиционном жанре // Богданова О.Ю., Овчинникова Л.В., Романичева Е.С. Экзамен по литературе: от выпускного до вступительного. - М.: Просвещение - с. 101-103.

156. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т., Т.2. - М.: Педагогика, 1986. -328 с.

157. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973. - 423 с.

158. Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразовательных учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; Под ред. Разумовской и П.А.Леканта. - М.: Дрофа, 1999. - с. 189-198.

159. Руссий язык // Учебное пособие для средних специальных учебных заведений./ Под ред. В.Ф.Габдулхакова. - Казань: Министерство образования РТ, ИПКРО РТ, 1999. -с. 114-124.

160. Пб.Русова Н.Ю. Как писать сочинение, изложение, диктант. - Н.Новгород: «Деком», 1994. - 189 с.

161. Рыбникова М.А. Избранные труды. - М.: АПН РСФСР, 1958. - 594 с.

162. Саришвили В. К. Восхождение на Эверест, или исповедь переводчика. // Эдгар Аллан По. Эссе. Материалы. Исследования. - Краснодар, Кубанский госуд. ун-т, 1995. Вып 1. - с.61-66.

163. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. - 1994. - №5.- с. 16-21.

164. Соловьев И. Школьные сочинения с точки зрения самих учащихся. // Вестник воспитания. - 1914. - №9. - с. 180-203.181 .Сиповский В.Д. Избранные педагогические сочинения. - СПб.: Издание Я.Башмакова и К, 1911. - 315 с.

165. Система обучения сочинениям в 4-8 классах. / Под. ред. Т.А.Ладыженской - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1973. - 367 с.

166. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1986. - 255с.

167. Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев. - М.: Просвещение, 1974. - 509 с.

168. Снежневская М.А. Теория литературы в 4-5 классах средней школы: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978. - 178 с.

169. В.С.Соловьев. Судьба Пушкина.// Философия искусства и литературная критика / Вступ. Статья Р.Гальцевой и И.Роднянской. - М.: Искусство, 1991. - с.271-300.

170. Солженицын А.И. Рассказы, эссе. - М.: Современник, 1989. - 301 с.

171. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.1 / Сост. О.С.Богданова, В.З.Смаль. - М.: Педагогика, 1979. - 560 с.

172. Сухомлинский В.А. О воспитании (Сост. И авт. Вступ. Очерков С.Соловейчик) - изд. 2-е. - М.: Политиздат, 1982 - 270 с.

173. Сэй Сенагон Записки у изголовья. / Пер. М.Коровина, В.Марковой. - Санкт-Петербург: «Азбука», 1999. - 303 с.191 .Творческие работа учащихся в процессе изучения литературы: Сб. статей / Под. ред. Н.В.Колокольцева. - М.: Просвещение, 1964. - 47 с.

174. Творческие сочинения в старших классах (на литературные темы) / Под. ред. Н.В.Колокольцева. - М. Просвещение, 1966. - 165 с.

176. Толстая Т.Н, Толстая H.H. Сестры: Сборник. - М.: Подкова, 1998. - 400с.

177. Турчанинова Ю.И. Отчуждение в образовании: проблема преодоления // Директор школы. - 1996. - № 6. - с.60-65.

178. К.Тухольский. Эссе и «Обрывки». // Вопросы литературы. - Август - 1990. - с.112-149.

179. Усова A.B. Межпредметные связи в преподавании основ наук // Народное образование. - 1984. - №8. - с.78-79.

180. Ушаков H.H. О межпредметных связях в преподавании русского языка: Сб. Статей из опыта работы. - М.: Просвещение, 1977. - 176 с.

181. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова - 6-е изд., перераб. и доп.

182. М.: Политиздат, 199. - 560 с.

183. Фрейд Зигмунд Психоанализ и русская мысль. - М.: Республика, 1994384 с.

184. Фромм Э. Иметь или быть? Пер.с англ. / Общ. ред. и поел. В.И.Добреньков. - 2-е изд., доп. - М.: Прогресс, 1990. - 336 с.

185. Харитонов М. Способ существования. Эссе. - М.: Новое литературное обозрение, 1998. - 416 с.

186. Хайдеггер М. Бытие и время: Статьи и выступления. Пер. с нем. - М.: Республика, 1993. - 447 с.

187. Ходякова Л.А.: Живопись на уроках русского языка: Теория и методические разработки уроков: Учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, - 2000. - 352 с.

188. Хорев В.А. Под знаком эссезма: О польской лит. 1970-1980-х гг. // Славяноведение. - 1995. - №5. - с.50-55.

189. Цвейг С. Собрание соч. в 9-ти т. Т.9.Вчерашний мир. Встречи. Воспоминания. Эссе. - М.: Библиосфера, 1996. - 525 с.

190. Цвейг С. Собрание соч. в 7-ти т. Т.7. - М.: Библиотека «Огонек», Издательство «Правда», 1963. - 495 с.

191. Чернов Е. В минуты жизни трудной // Слово. - 1990. - № 9. - с. 67-70. 209.Черноземова E.H. Словесность: пособие по развитию навыков письменной речи. - М.: Мегатрон, 1998. - с.34-47.

192. Шадриков В.Д, Деятельность и способности. - М.: Изд-во корпорации «Логос». 1994. - 320 с.

193. Школьная риторика: 8, 9 кл.: Методический комментарий / Под ред. Т.А.Ладыженской. - М., 1998-1999.

194. Шмелев И.С. Собр. соч. Т. 7 (доп.). Это было: Рассказы. Публицистика. - М.: Русская книга, 1999. - 592 с.

195. Эльконин Д.Б. Диагностика учебной деятельности и интеллектуальноеразвитие детей: Сб. науч. трудов - М.: НИИОПГ1, 1981. - 157 с. 214.Эпшгейн М.Н. Парадоксы новизны. О литературном развитии 19-20 вв.

196. М.: Советский писатель, 1988. - 416с.

197. Эпштейн М.Н. Эссе об эссе. // Опыты = Ed. - СПб.; Париж, 1994. - №1.с.22-24.

198. Эпштейн М.Н. Бог деталей. Эссеистика 1977-1988. - М.: Издание

199. Р.Элинина, 1998. -240 с. 217.Эпштейн М.Н. Отцовство: Роман-эссе. - Эрмитаж, 1992. - 157 с.

200. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.

201. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию.

202. М.: ЦКФЛ РАО, 1997. - 248 с.

203. Hardison, -О. -В., -Jr. Binding Proeus: An Essay on the Essay: Sewanee-Review, Sewanee, TN (SR). 1981 Fall, 96: 4, 610-632 (Хардинсон.Связать Протея: эссе об эссе, Англия).

204. Материалы исследования нашли отражение в следующих публикациях;

205. Карнаух Н.Л. Эссе как жанр философского размышления. // Научные труды кафедры философии и культурологии: Сборник МПУ и АПКиПРО / Отв. редактор доктор философских наук, профессор К.Е.Ям. - М.: «Сигнал», 1999 - с.55-58.

206. Карнаух Н.Л Сочинение в жанре эссе // Обучение написанию сочинений разных жанров: Методические рекомендации: отв. редактор Г.А.Обернихина. - М.: АПКиПРО МОПО РФ, 2000 - с.23-24.

207. Кариаух Н.Л Эссе как один из видов школьного сочинения. // Русская словесность, научно-теоретический и методический журнал. -- 2000. - №5. - С.52-59; №6. - С.23-27

208. Карнаух Н.Л «Учимся писать эссе» // Литература: Рабочая тетрадь для учащихся 9-11 классов. - М.: Издательский Дом Генжер, 2001. - 40с.

209. Карнаух Н.Л Учимся писать эссе. К.Г.Паустовский «Предательская осень» // Русский язык в школе. - 2001. - №5. - С.27-31.

210. Карнаух Н.Л На пути к эссе // Русская словесность. - 2001. - №3. -- с.25-30.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

  • Дополнительная профессиональная программа «Технологии организации инклюзивного образования в вузе»
    (ноябрь-декабрь 2017 г. Московский государственный психолого-педагогический университет)
  • Дополнительная профессиональная программа «Электронная информационно-образовательная среда вуза»
    (апрель 2019 г. МГУУ Правительства Москвы)
ОСНОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ И НАУЧНЫЕ ТРУДЫ:

Учебные:

  • Русский язык и культура деловой речи: справочник —практикум / Е.П. Буторина, Н.Л. Карнаух. — М. : Термика. Ру, 2015. — 192 с.
    Оформление учебно-научной работы: методическое пособие / Н.Л. Карнаух, М.Б.Полякова. — М. : МГУУ Правительства Москвы, 2017. — 64 с.

Научные:

  • Карнаух Н.Л. Конкурирующие варианты в деловых текстах // Филологические знания на современном этапе: сборник научных трудов. Вып. 4. — Курган: Курганский гос. университет., 2015. — C.85-87.
  • Карнаух Н.Л. Официально—деловой стиль речи: школьная практика и вузовский опыт// Русский язык в школе. — 2016. —№ 5. — С.16—15.
  • Карнаух Н.Л. Деловой русский язык: учим писать грамотно / Н.Л. Карнаух, О.Н.Чернышова // Вестник университета Правительства Москвы. — 2016. —№ 2. — С.58—61.
  • Карнаух Н.Л. Правила оформления списка литературы в учебно-научных работах / Н.Л. Карнаух, М.Б.Полякова // Русский язык в школе. . — 2017. —№ 11. — С.58—64.
  • Карнаух Н.Л. Секреты эффективной коммуникации, или как подготовить ответ на обращение гражданина в медицинскую организацию / Н.Л. Карнаух, Л.Л.Логвина // Вестник университета Правительства Москвы. — 2017. —№ 3. — С.53—56.
  • Карнаух Н.Л. Об опыте оценки итоговых сочинений в вузе: размышления и выводы // Педагогические измерения. —2018. — № 1. — С. 37-40.
  • Карнаух Н.Л. Развитие культуры речи студентов-нефилологов с опорой на жанрово-стилевое многообразие литературы // Вестник Курганского государственного университета. — 2019. —№ 1. —С. 144-146.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.


  1. Общество как система.

  2. Общество и природа.

  3. Социальные институты.

  4. Формы общественных изменений.

  5. .

  6. Общественный прогресс.

  7. Традиционное общество и его особенности.

  8. Информационное общество и его особенности.

  9. Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности.

  10. Социально-демографические проблемы современности

  11. Процесс глобализации и его противоречия.

Ресурсы по теме «Технология подготовки учащихся к написанию эссе»:

Брандт М.Ю. Эссе на экзамене по обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе. № 1, 2004.

Карнаух Н.Л. Литература: Учимся писать эссе: Учеб.пос. (Рабочая тетрадь). – 2-е изд., доп. / Н.Л. Карнаух. – М.: Издательский дом «ГЕНЖЕР», 2004.

Киприянова Е.В. Как научиться писать эссе по обществознанию на «отлично»? // Преподавание истории и обществознания в школе. № 9, 2003.

Эпштейн М.Н. Опыты об эссе // Опыты-Ed. СПб.; Париж. № 1, 1994.

http:// www.krugosvet.ru

^ Некоторые образцы эссе можно найти на сайтах:

«Общество как система »

1) Понятие об обществе./ Общество – способ и форма жизнедеятельности людей.

2) Признаки общества как системы:

а) сложная система;

б) открытая система;

в) динамичная система;

г) саморегулирующаяся система.

3) Системное строение общества.

а) подсистемы и институты;

б) социальные нормы;

в) социальные коммуникации.

4) Качественная особенность общества – действие субъективного фактора (воли, желания, активности человека).

5) Специфика развития современного общества.

«^ Общество и природа »

1) Общество и природа – органические части материального мира.

2) Влияние природы (окружающей среды) на общественные процессы:

а) темпы и качество социальной динамики;

б) размещение производительных сил и хозяйственная специализация;

в) особенности ментальности, мироощущения и характера людей;

г) природные катаклизмы и их социальные последствия.

3) Воздействие общества на природную среду.

а) изменение ландшафтов под влиянием деятельности человека;

б) использование невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов;

в) использование флоры и фауны;

г) создание преобразованной человеком природной среды

4) Значение природы для человека и общества:

а) кладовая ресурсов;

б) естественная среда обитания;

в) источник вдохновения и красоты.

5) Специфика взаимодействия природы и общества на современном этапе общественного развития.

«^ Социальные институты ».

1) Социальные институты – элементы системного строения общества.

2) Основные функции социальных институтов:

а) служат удовлетворению общественных потребностей;

б) организуют совместную деятельность людей;

в) действуют в соответствии с определенными правилами и нормами;

г) обеспечивают социализацию индивидов.

3) Важнейшие социальные институты:

а) институты воспроизводства человека – семья;

б) институт передачи социального опыта и знаний – школа;

в) институты регулирования общественных отношений (право, политика, мораль, государство);
г) институты удовлетворения материальных потребностей общества (экономика, рынок, бизнес).

4) Процесс возникновения новых институтов и отмирания старых – суть социальной динамики:

5) Специфика формирования и развития институциональной сферы общества в современную эпоху.

«^ Формы общественных изменений »

1) Многообразие форм общественных изменений.

2) Революционные и эволюционные формы общественных изменений.

3) Признаки революционных изменений в обществе:

а) радикальный характер;

б) слом старых общественных структур;

в) рождение качественно новых социальных отношений;

г) катастрофический характер, значительные социальные издержки;

д) рождение новой социальной реальности.

4) Специфика реформаторских(эволюционных) процессов:

а) эволюционный характер;

б) органичность сочетания старых и новых структур;

в) постепенная замена старого новым;

г) затрагивание части общественных структур;

д) осуществление по инициативе властей.

5) Преимущественный характер эволюционных изменений.

6) Специфика общественных изменений в современную эпоху.

«^ Революция как форма социальных изменений »

1) Понятие о социальной революции. Социальная революция – как особая форма общественных изменений.

2) Основные признаки революционных изменений в обществе:

а) имеет радикальный характер;

б) сопровождается сломом старых общественных структур;

в) в результате формируются качественно новые социальные отношения;

г) имеет катастрофический характер;

д) сопровождается значительными социальными издержками;

е) рождение новой социальной реальности.

3) Предпосылки социальных революций:

а) неспособность прежних властей обеспечивать эффективное развитие общества и контроль над ним;

б) нежелание народа подчиняться существующим властям;

в) обострение кризисных явлений во всех сферах жизни общества.

4) Разновидности социальных революций в истории:

а) буржуазные;

б) пролетарские.

5) Специфика революционных процессов в современную эпоху.

«^ Общественный прогресс »

1) Сущность общественного прогресса/ Общественный прогресс – совокупность поступательных изменений в обществе.

2) Общественный прогресс, циклические процессы и общественный регресс, неразрывность связи и взаимодействия.

3) Характерные признаки общественного прогресса:

а) совокупность поступательных изменений;

б) противоречивость и сложность изменений;

в) неоднородность прогресса в различных сферах общества;

г) относительность прогресса в духовном саморазвитии личности;

д) усложнение общественных структур, развитие их от простого к сложному.

4) Критерии общественного прогресса:

а) обновление науки и техники, возникновение новых технологий;

б) гуманизация отношений между людьми;

в) совершенствование нравственных основ человеческого общества;

г) расширение спектра прав и свобод человека;

д) совершенствование способов взаимодействия общества и природы.

5) Особенности прогрессивного развития общества в эпоху информационной революции.

«^ Традиционное общество и его особенности »

1) Понятие о традиционном обществе/ Традиционное общество – фундамент формирования современной цивилизации.

2) Характерные признаки традиционных обществ:

а) аграрный характер экономики;

б) сращивание власти и собственности;

в) патриархальный характер общества и государства;

г) преобладание коллективистских форм общественного сознания;

д) низкие темпы общественных изменений и социальной мобильности.

3) Основные разновидности традиционных обществ:

а) общества древнего средневекового Востока;

б) античные общества Греции и Рима;

в) средневековое феодальное общество в Западной Европе;

г) древнерусское и средневековое российское общество.

4) Специфика социальной стратификации традиционных обществ:

а) кастовый или сословный строй;

б) преобладание предписанных статусов;

в) церковь и армия как важнейшие социальные лифты;

г) ограниченные возможности личности по изменению своего статуса.

5) Сохранение элементов традиционных обществ в современную эпоху.

«^ Информационное общество и его особенности »

1) Понятие об информационном обществе / Информационное общество – современный этап истории человечества.

2) Предпосылки рождения информационного общества:

а) научно-техническая революция;

б) формирование новой научной картины мира;

в) микропроцессорная революция.

3) Характерные признаки информационного общества:

а) приоритетное развитие сферы высоких технологий и сферы услуг;

б) развитие электронных средств массовых коммуникаций;

в) применение искусственного интеллекта во всех сферах жизнедеятельности общества и человека;

г) признание приоритетности прав и свобод человека.

д) изменение социальной структуры общества.

4) Противоречивый характер информационной цивилизации:

а) вытеснение человека из целого ряда сфер;

б) усиление зависимости человека от персонального компьютера;

в) вовлечение человека в мир виртуальных контактов и общения;

г) углубление отрыва человека от естественной природной среды.

5) Необходимость сохранения человечности, гуманистической культуры в информационном обществе.

«^ Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности»

1) Угрозы и вызовы современного человечества.

2) Международный терроризм как угроза мировому сообществу.

3) Причины возникновения международного терроризма:

б) агрессивное внедрение ценностей и норм западного общества в незападный мир, притеснение незападных культур и ценностей;

в) политическое доминирование западных стран в глобальном мире.

4) Особенности терроризма на современном этапе:

а) наднациональный характер;

б) использование современных сетевых технологий и ресурсов;

в) наличие значительных финансовых, интеллектуальных, людских ресурсов;

г) использование религиозных и социокультурных программных установок.

5) Основные направления деятельности международных террористов:

а) организация психологических атак с использованием медиатехнологий;

б) подготовка и проведение террористических актов;

в) организация атак в Интернете на крупные финансовые центры, банки.

6) Пути и способы борьбы мирового сообщества с террористами.

7) Роль РФ в противодействии террористической угрозе.

«^ Социально-демографические проблемы современности»

1) Социально-демографические проблемы как часть глобальных проблем современности. / Сущность социально-демографических проблем современного человечества.

2) Причины возникновения социально-демографических проблем:

а) разрыв в уровнях экономического и социального развития между странами и регионами мира;

б) изменение образа жизни людей со вступлением в информационную эпоху;

в) влияние мировых войн и деятельности тоталитарных режимов в XX веке.

3) Основные проявления глобальных проблем:

а) неконтролируемый рост рождаемости в развивающихся странах, неспособность обеспечить достойный уровень жизни людей;

б) постарение ряда европейских наций, снижение рождаемости;

в) высокий уровень смертности вследствие недостаточного развития системы здравоохранения и низкого уровня жизни.

4) Пути преодоления социально-демографических проблем:

а) укрепление семьи, традиционных семейных устоев;

б) повышение уровня жизни населения в развивающихся странах;

в) проведение целостной миграционной политики с учетом интересов стран с различными демографическими проблемами;

г) совершенствование и развитие системы здравоохранение и социального обеспечения..

5) Специфика социально-демографических проблем в РФ.

«^ Процесс глобализации и его противоречия»

1) Понятие о глобализации. / Глобализация – процесс формирования единого человечества.

2) Проявления глобализации в различных сферах жизни современного общества:

а) экономическая глобализация (формирование единого мирового рынка, единых наднациональных финансовых центров (Всемирный Банк, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация));

б) политическая глобализация (образование наднациональных центров принятия политических решений (ООН, «большая восьмерка», Евросоюз), формирование единых стандартов демократических институтов);

в) социальная глобализация (расширение круга общения, формирование сетевых социальных сообществ, сближение между собой стран и народов);

г) глобализация в духовной сфере (распространение массовой культуры, единых культурных стандартов).

3) Основные положительные последствия глобализации:

а) ускорение экономического развития, распространение экономических новшеств;

б) повышение уровня жизни и стандартов потребления в мире;

в) распространение универсальных представлений о гуманизме и демократии;

г) сближение между собой людей разных стран посредством сетевого общения.

4) Противоречивость и неоднозначность процессов глобализации:

а) угроза ряду отраслей национальных экономик;

б) вестернизация, навязывание незападным странам ценностей и традиций западного мира;

в) угроза сохранению ряда национальных языков и культур;

г) распространение некачественных образцов и продуктов массовой культуры.

5) Участие РФ в процессах глобализации.

Темы планов по разделу «Человек»
1.Человек и его природа. / Биологическое, психическое и социальное в человеке.


  1. Личность в системе общественных отношений.

  2. Социализация индивида.

  3. Деятельность и ее роль в становлении человеческой личности.

  4. Духовная деятельность и ее специфика .

  5. Роль познавательной деятельности.

  6. Межличностные отношения и взаимодействия.

  7. Общение и его роль в развитии личности.

  8. Игра и ее роль в формировании человеческой личности.

  9. Личность в современном обществе.

  10. Трудовая деятельность.

«Человек и его природа. / Биологическое, психическое и социальное в человеке»

1) Сущность человеческой природы. / Биопсихосоциальная природа человека. / Человек – продукт творения природы и общества.

2) Проявления человеческой природы:

а) биологические (раса, пол, возраст, особенности телосложения, генотип);

б) психические (эмоции, чувства, воля, свойства памяти, направленность личности и т.д.);

в) социальные (умения, знания, ценности, идеалы, жизненный опыт).

3) Свойства темперамента и их учет в жизнедеятельности человека:

а) флегматик;

б) холерик;

в) сангвиник;

г) меланхолик.

4) Сложность человеческой сущности:

а) человек как индивид;

б) человек как индивидуальность;

в) человек как личность.

5) Природные задатки – основа формирования способностей.