Биографии Характеристики Анализ

Репетитор для учащихся. А нужен ли репетитор вообще? (Мнение репетитора)

Вне зависимости от школьных успехов ребенка, при подготовке вступления в вуз родителям часто советуют нанять репетитора, который смог бы подготовить абитуриента по основным вопросам и структурировать весь тот объем знаний, который годами давала ему школа.

К сожалению, особенность школьного обучения такова, что масса информации, ежедневно поступающая в голову ученика, поистине огромна и разнообразна. Сначала учишь то, что Париж – столица Франции, потом через 10 минут перескакиваешь на дифференциальные уравнения, а трамбуется это все на уроке физкультуры при километровой пробежке. Однако времени заботливо разложить ее по полочкам практически не остается. И вот с годами скапливается море хлама, и разобраться с ним – работа для специалиста.

И вот, прежде чем приглашать такого специалиста, будь он репетитор по географии или иностранному языку, по химии или пению, прежде всего, постарайтесь собрать отзывы о его работе. Не стоит доверять своего ребенка первому встречному, обещающему за небольшие деньги сногсшибательный результат к ближайшей пятнице. Причем отзывы лучше брать не из Интернета, их так легко подделывать, что всерьез их воспринимать не стоит. Лучше всего попросить о рекомендациях самого кандидата на ответственную роль репетитора. Если этот человек серьезно подходит к делу и заботится о своем портфолио, у него должен быть список телефонов семей, с которыми он работал и которые могут порекомендовать его как внимательного и знающего специалиста.

Также будьте осторожны и если при первом же телефонном разговоре репетитор, допустим, иностранного языка пообещает вам предоставить четкий результат в строго определенный срок и уже оговаривает количество занятий в неделю и их продолжительность, то лучше поищите кого-нибудь другого. Настоящий специалист только после первого занятия, на котором он познакомится с учеником, сможет говорить об организации работы, о нагрузках и предполагаемых датах достижения результата.

Кроме того, не стоит доверять обучение школьника преподавателям вузов – за исключением, конечно, случаев, в которых они могут составить протекцию при поступлении. Голова преподавателя вуза содержит очень много знаний о его предмете, которые далеко выходят за рамки школьной информации и могут запутать ученика.

Обратите внимание, спрашивает ли репетитор после первого занятия вас о физиологических и психологических особенностях ребенка, распорядке дня, работоспособности, привычках. Если да, то скорее всего перед вами настоящий профессионал, который сможет правильно выстроить тактику обучения ребенка.

И – самое главное – при выборе репетитора руководствуйтесь разумом, а не эмоциями. Не стоит приглашать первого попавшегося репетитора по географии только потому, что он опрятно выглядит, хорошо пахнет и красиво говорит. Поинтересуйтесь сначала его реальными достижениями. И, вместе с тем, не делайте скоропалительных выводов о результатах его работы. Даже если вам покажется, что успехи продвигаются слишком медленно, дайте немного времени – возможно, преподаватель с учеником только разрабатывают схема наилучшего усваивания материала в процессе занятий.

Родители, думающие о качестве знаний и об уровне развития своего ребенка, понимают, что лучшим вариантом в выборе формы обучения является сочетание школьных занятий с индивидуальными. Давайте проанализируем все преимущества такого решения и попробуем разобраться, как определиться с репетитором.

Действительно, наша система образования ставит ребенка в условия, в которых он вынужден заниматься так, как это задумано авторами программ и учебников, а не так, как позволяют его способности. Задания и методики по темам программы даются для некого абстрактного ученика с определенным и достаточным для изложения материала уровнем развития. Такой ученик обладает базовым набором знаний, располагает способностями разобраться в большом потоке информации, умеет выделять и запоминать главное, переключать и удерживать внимание в нужный момент, выполнять самостоятельно определенный объем работ в виде домашних заданий (часто довольно большой). Большинство существующих пособий позволяют именно такому ученику, изучая каждый пункт или параграф, подниматься ровно на одну ступеньку выше. Одна из функций учителя в школе — адаптировать материал учебника для конкретного класса. Подобрать задачи, форму работы, приемы объяснения материала соответственно способностям большей его части. Но даже если в этот класс ученики тем или иным способом отбирались, все равно кто-то сильнее, кто-то слабее. Кто-то понимает один язык и методы, кто-то другой. Кому-то интересно одно, а кто-то проявляет повышенное внимание к совершенно другому. И в подготовке уроков опять закладывается некая постоянная (средняя) планка с низким уровнем обратной связи от ученика к учителю. То есть ошибки, допущенные в определенный момент конкретным учеником, как правило, никак не анализируется и не влияют на общую стратегию работы учителя в классе.

Почему он сделал именно эти ошибки? Когда они проскочили? Как и с чем ученик в этот момент работал? Почему он не понял материал? На эти вопросы школа, как правило, не может ответить. А нерешенная задача почти всегда является только методом отбора детей в различные учебные заведения и классы. Причины допущенных учеником ошибок не изучаются — как по причине отсутствия времени, необходимых условий, так и по причине отсутствия достаточных знаний для выявления этих причин.

Школа не принимает во внимание индивидуальные особенности отдельно взятого ученика, его психологию, физиологию (а именно здесь кроются корни большинства проблем учащегося). На методику работы влияют только средние показатели успеваемости всего класса. Это в лучшем случае. А в худшем мы пожинаем плоды определенной политики государства и законов рынка, из-за которых в школу попадают люди, которых не учили работать с детьми.

Выпускники технических вузов (особенно с невысокими показателями профпригодности) часто не могут найти подходящую работу по специальности. Но поскольку у большинства из них математический аппарат как-то сформирован, то появляется ощущение, что этого достаточно для преподавания. Масса методических ошибок и неверных стратегий, которые проявляются в тетрадях учеников, только увеличивают непонимание ребенка и, как следствие, количество нерешенных задач и ошибок.

Преподаватель, не имеющий достаточного опыта общения со школьниками, не разбирающийся в методических вопросах построения учебников, обычно объясняет материал так, как он его понимает, как его научили, оперируя общими понятиями и терминами, планируя уроки, не обращая внимания на физиологию школьника, на особенности работы его памяти и внимания.

Между тем необходимо выявлять сильные и слабые?точки организма? ученика и уже потом в соответствии с ними строить индивидуальный план развития (и чем раньше, тем лучше). Частично проблему дифференциации обучения решают некоторые школы уже с 6-7-го класса, производя деление на профильные классы, классы разного уровня, математические классы и др. Но и в матклассы попадают разные дети. Многие одаренные дети при отсутствии к ним должного внимания со стороны преподавателя часто не могут полностью раскрыть свои способности.

В результате, ученик может попросту не знать о существовании некоторых более простых и эффективных подходов к решению задач. Он не умеет и не может научиться искать эти решения, выходить из нестандартных ситуаций. В лучшем случае он пользуется заученными, более общими и сложными алгоритмами. Реально оценить свои силы и возможности при недостаточной нагрузке ему очень сложно, и на том же ЕГЭ по математике он обычно получает результат ниже своих способностей. Особенно это относится к заданиям группы С. Не приходилось ли вам от ребенка слышать такое: ?Мама, с математикой всегда было нормально, я вроде бы все знал, все выучил, но почему-то на пробном ЕГЭ не справился с последними заданиями группы С…??

Максимальное развитие слабого ученика, как ни странно, сдерживается по сути теми же факторами, что и сильного. Разница в более низких показателях работы организма, объеме памяти, скорости обмена информацией между клетками головного мозга, временем ее удержания, способностью к концентрации и переключению внимания на определенном количестве объектов, работоспособности, возможного наличия заблокированных каналов поступления информации (например, определенные проблемы со слуховой памятью). И даже заниженная мотивация, которая часто присутствует у слабых учеников, может являться следствием нехватки некоторых ресурсов этого самого организма с последующим его отказом от выполнения определенной работы. Отследить и диагностировать проблемы слабого или сильного ученика как можно раньше, скорректировать методику в зависимости от их влияния, просто невозможно при отсутствии индивидуального подхода к каждому ученику.

Именно эта задачу необходимо и нужно решать репетитору. Грамотный репетитор максимально эффективно сможет использовать и развить способности ученика и, как следствие, лучше подготовить ребенка к предстоящим экзаменам, Но как его выделить из общей массы?

Вот несколько советов, которые хотелось бы дать родителям при выборе репетитора.

1) Ищите репетитора с педагогическим образованием и опытом работы.

Репетитор с педагогическим образованием имеет более высокую подготовку в работе со школьниками, владеет большим количеством способов организации учебного процесса и умеет правильно подобрать именно ту форму работы, которая соответствует уровню развития и возможностям роста ученика. Помните, что навыки индивидуальной работы с разными учениками и по разным программам приобретаются годами.

2) Дешевые занятия не всегда качественные.

Хороший урок требует не только знания предмета, но и знания различных методик преподавания. И плюс к этому — еще и значительных временных затрат на подготовку самого занятия, на анализ всех допущенных учеником ошибок. Учебники обычно не дают того количества упражнений, которое необходимо данному ученику. Приходится или составлять задания самостоятельно, или выбирать их из разных источников. Все предлагаемые репетитором задачи должны быть предварительно отобраны и решены самим репетитором, проверены на отсутствие каких-либо опечаток и ошибок, а затем выстроены в нужную последовательность (по нарастанию трудности) в зависимости от способностей ученика. Необходимо продумать, что и как будет на уроке записано, что будет решено устно, а что письменно, в каком объеме будут даны задания для запоминания материала, продумать содержание домашней работы. Низкая стоимость занятий часто обусловлена тем, что такая работа, скорее всего, проводиться не будет.

3) Соберите отзывы о работе репетитора.

Как это сделать? К сожалению, отзывы в Интернете не всегда объективны, их могут оставить родители способных учеников по настоятельной просьбе самого репетитора. Их могут заносить в анкеты случайным образом. Не все родители оставляют эти отзывы, но даже если они довольны работой репетитора, то часто не могут оценить, насколько оптимален полученный результат. В кратких отзывах редко указывается, с каким уровнем способностей ученика пришлось работать репетитору, в течение какого срока родители смогли увидеть положительные результаты, с какой интенсивностью проводились занятия с учеником.

Лучший способ — спросить у репетитора, кто может порекомендовать его услуги. За годы реальной работы у репетитора в записной книжке накапливается несколько десятков контактных телефонов родителей. Профессиональный репетитор может предоставить полный список этих контактов для получения положительных рекомендаций. Если репетитор не может предоставить список контактов учеников, с которыми он работал, то это свидетельствует либо о недостатке опыта репетитора, либо о его незаинтересованности в своем портфолио. Переговорив с теми, кто не так давно занимался с этим репетитором, можно получить более достоверную и полную информацию о ходе занятий и об эффективности их результатов.

4) Школьный учитель в качестве репетитора — не лучший выбор.

Не стоит ориентироваться на школьного преподавателя. Его квалификации и опыта работы в классе может не хватить для индивидуальных занятий со сложным учеником.. Работа в классе имеет несколько иные особенности. Обычно всегда можно выделить способных учеников, позволяющих реализовать то, что задумано учителем. Легче объяснять новый материал, легче разнообразить урок разными видами деятельности. Школьный учитель привык иначе контролировать работу учащихся. Когда в классе один ученик, то вся нагрузка ложится на него одного. Помимо этого школьный преподаватель обычно отягощен грузом обязанностей по проверке тетрадей, классному руководству, внеклассной работе и общественным поручениям. Проблемы ученика, результаты, ошибки должны быть постоянно в голове хорошего репетитора.

5) Помните, что знания одного человека по нескольким предметам могут быть поверхностными.

Будьте осторожны при выборе репетитора сразу по нескольким предметам. Специалист широкого профиля, как правило, менее компетентен в большинстве вопросов, чем специалист в узкой области. Даже сочетание физики с математикой несет в себе некую опасность. В лучших педагогических вузах эти предметы разделены по разным факультетам. Это РАЗНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ, с разной подготовкой и методологией преподавания. Точная наука одна — математика. Аксиоматического подхода и теорем в физике просто нет. Математический аппарат большинства физиков находится, конечно, в неплохом состоянии, но умение решать задачи и умение преподавать, не попадая в методические ловушки учебников и собственных записей, — это разные вещи. Встречаются грамотные преподаватели физики и математики, но их не много.

6) Узнайте репетитора-профессионала уже при первом телефонном разговоре.

Отнеситесь с подозрением при телефонном разговоре к репетитору, если он вам заранее говорит, какой режим занятий необходим, какой результат и в какие сроки будет получен. В некоторых случаях достаточно и раза в неделю, а бывает что и двух раз мало. Также если преподаватель заявляет, что он будет много задавать или наоборот мало, или вообще не задает, то вряд ли стоит рассчитывать, что ваш выбор будет оптимальным. Необходимо какое-то время понаблюдать за учеником, оценить методику параллельно работающего школьного учителя (чтобы, по возможности, не сильно с ним диссонировать), провести нужные тесты и только потом определиться с какой интенсивностью и какими методами идти вперед. Спросите репетитора о возможных приемах достижения поставленных вами целей занятий. Опытный преподаватель в общих чертах расскажет вам о каких-то приемах работы, но говорить о прогнозах и строить конкретные планы он сможет только после детального знакомства с учеником.

7) Изучите анкету репетитора.

Хороший репетитор обычно указывает в своей анкете не только информацию об образовании и опыте работы, но и о том, какого вида помощь он оказывает, с каким контингентом учащихся он занимается, какие методики при этом могут быть использованы.

8) Внимательно отнеситесь к результатам первого занятия с репетитором.

После первого урока обратите внимание, спрашивает ли репетитор вас о физиологических и психологических особенностях ребенка (особенно это важно для младших школьников). Интересуется ли он его распорядком дня, нагрузкой по другим предметам, временем сна, усидчивостью, физической активностью, зрением, работоспособностью, привычками, интересами и т. д. Ваши ответы помогут грамотному репетитору быстрее сформировать представление об ученике, о его вероятных возможностях роста, о склонности к тем или иным наукам и видам деятельности.

9) Репетиторы — преподаватели вузов часто неправильно работают со школьниками.

Существует мнение, что преподаватель вуза лучше других сможет подготовить ребенка к ЕГЭ, к экзамену в его вуз. Это мнение ошибочное. Голова преподавателя вуза обычно забита огромным количеством лишних для данного этапа развития школьника знаний, общих терминов и понятий, недоступных ему для понимания. Систематическое или случайное использование этих знаний может только запутать абитуриента. Преподаватель вуза лучше знаком с различными теориями, которые предлагаются студенту, чем с методологией школьных учебников. Свойственное репетиторам из вузов переоценка уровня способностей ученика рождает огромное количество методических ошибок в формировании его математического аппарата.

10) Руководствуйтесь разумом, а не эмоциями при оценке репетитора.

Дайте репетитору время на разработку стратегии занятий. Ни в коем случае не делайте скоропалительных выводов о том, хороший репетитор с вами работает или нет, только на основе ваших эмоций. Вопросы индивидуального подхода очень сложны. Репетитор должен изучить ученика и проанализировать первые результаты прежде чем окончательно определиться с методами. На это может уйти несколько занятий. Тесты на первом уроке помогут только вскрыть явные отклонения в развитии ученика, ?перекосы? в работе различных видов памяти (ребенок может, например, не воспринимать информацию на слух), явные провалы и пробелы в знаниях. Репетитору необходимо получить полное представление о том, как ученик выполняет домашнюю работу, отчего возникают ошибки, каков характер этих ошибок, как быстро стирается из головы полученная информация, какие формы подачи материала дольше удерживают внимание, как быстро усваивается новый материал.

Колпаков Александр Николаевич, репетитор математики

Вопрос, который интересует многих родителей. Составитель толкового «Словаря русского языка» С.И.Ожегов толкует слово «репетитор» как учитель, как правило, домашний, кого-нибудь репетирующий, то есть помогающий кому-либо в учении, в прохождении курса. В данной статье я постараюсь изложить свое видение роли репетиторства в получении современного и качественного образования.

В России репетиторство существовало, практически, всегда, то есть, появилось, по-видимому, с приходом в страну грамоты, письменности. Об этом свидетельствуют и упоминания о репетиторах во многих произведениях классической русской литературы. Среди литературных персонажей, занимавшихся репетиторством, – многочисленные наставники фонвизинского Митрофанушки, учителя, преподававшие в доме Фамусова (как сказал о них Чацкий — «числом поболее, ценою подешевле»). Тургеневский Базаров, скорее всего, давал частные уроки, чтобы оплачивать собственное обучение. Даже самый трагический персонаж русской литературы девятнадцатого века – Родион Раскольников также занимался репетиторством, а вся история, изложенная в романе «Преступление и наказание», возможно, никогда и не случилась, если бы у Раскольникова не износилась одежда, и ему уже не в чем стало ходить к своим ученикам.

В дореволюционной России абсолютно нормальным явлением считалось, когда студент преподавал гимназистам, подготавливая их к поступлению в университет. Такие уроки помогали студентам вовремя оплачивать собственное обучение, а иногда – и содержать свои семьи. Даже гимназисты, учившиеся в старших классах, подтягивали первоклашек и помогали детям подготовиться к поступлению в гимназию. К услугам репетиторов прибегали и в образованных, интеллигентных семьях, где мать хорошо знала родной язык, а также литературу, умела прекрасно музицировать и рисовать и учила этим премудростям своих детей. Причем мы не рассматриваем сейчас тот вариант, когда ученик отличался нерадивостью, поэтому нуждался в натаскивании. Разумеется, встречались и такие случаи, однако, конъюнктуру на рынке репетиторства они не определяли. Родители, приглашавшие к своим детям репетиторов, желали помочь сыновьям и дочкам усвоить материал, который в школе объяснялся учителем обычно всего лишь один раз, причем достаточно многочисленному классу. Главным же желанием родителей было расширение умственного потенциала их детей, желание обеспечить ребенка возможностью получить более глубокие и обширные знания, нежели те, которые давала им рядовая гимназия. Самым оптимальным был вариант развития событий, когда у учителя с учеником получалось найти общий язык, подружиться и превратить занятия в увлекательную игру (в случае, если ученик был маленький) либо в совместные серьезные штудии (если ученик был постарше). Таким образом, репетиторство в России никогда не считали позором для учителя либо ученика, либо же барством со стороны обеспеченных родителей.

Обратимся теперь к современности. После революции принято было считать, что советская школа обеспечивает учеников всеми необходимыми знаниями, поэтому какие-либо дополнительные занятия им не требуются. Лишь в 1960-х годах начали робко появляться отдельные полулегальные репетиторские занятия. Однако официальная пропаганда решительно осуждала репетиторство как явление, поощряющее лень учащегося, который не желал прилежно учиться и знания черпать у замечательных советских учителей. Постепенно эта проблема исчезла. Ученикам, а также их родителям ясно стало, что среднестатистическому школьному учителю зачастую бывает сложно дать всем детям обширные знания, поскольку в классах учится до четырех десятков учеников, отличающихся друг от друга по характеру, уровню своих знаний, темпераменту и способностям. Учителю приходится массу сил и времени затрачивать на объяснение необходимого. К тому же, в последнее время объем необходимой для получения аттестата знаний информации увеличивается в геометрической прогрессии, поэтому учителя иногда просто не состоянии усвоить и переработать все нужные знания, чтобы предоставить своим ученикам качественное образование.

В таких случаях и выручает репетитор, который, в соответствии с уровнем знаний, а также способностями ученика объясняет необходимый материал ему лично, разбирая каждую его ошибку. Особенно это важно при обучении физике и математике. Обучить этим объективно самым сложным школьным предметам одновременно несколько десятков учеников школьный учитель попросту не в состоянии. Сделать это возможно лишь на индивидуальных занятиях, где многократно прорабатывается и анализируется каждая возникающая ошибка ученика. Это помогает не допускать их при выполнении похожих заданий в будущем. Репетитор помогает формированию математического и физического мышления школьника, прививая ему умение мыслить логически, грамотно излагать свои мысли, видеть характерные общие черты и закономерности в окружающих предметах и явлениях.

Многие ученики делают нетипичные ошибки, поэтому нуждаются в индивидуальном подходе. Как правило, требуется систематизировать знания ученика и объяснить ему, что в каждом правиле и алгоритме имеется своя логика, поэтому их следует умело использовать, а не заучивать бессмысленно десятки примеров готовых решений. Задача репетитора – дать учащемуся знания, более глубокие, чем в школе и объяснить ему, что помимо кинофильмов и компьютера существуют еще и книги, в которых собраны все накопленные человечеством знания. Также профессиональный репетитор может коснуться и вузовского курса и подвести своего ученика к правильному выбору будущей профессии. Еще один важный момент. Часто подростки стесняются при всем классе задавать учителю интересующие их вопросы. С репетитором подобная проблема не возникает – ученик не боится выглядеть неспособным или непонятливым в глазах ровесников, поскольку его встречи с учителем происходят наедине.

Теперь несколько слов относительно подготовительных курсов. Безусловно, это полезная и нужная вещь, однако обучение на них сопровождается проблемами, которые аналогичны проблемам, возникающим при учебе в школе. Программа обучения на подготовительных курсах очень насыщенная и интенсивная, заключающаяся в повторении всего школьного курса, поэтому рассчитана, главным образом, на сильных учеников (подробнее о преимуществах индивидуального обучения перед занятиям на курсах читайте в ).

Что же касается оплаты труда репетиторов, сегодня всем стало ясно, что качество любого труда напрямую зависит как от морального, так и от материального стимула, поэтому репетитор вправе сам оценивать уровень своего преподавания и назначать оплату за свой труд.

В заключение заметим, что репетитор — это человек, который охотно делится своими знаниями, гордится успехами своих учеников, пробуждает в них тягу к знаниям и интерес к предмету, увлекает будущей профессией и в какой-то мере помогает определить жизненный путь.


Сергей Валерьевич

Марк Аврелий
«Размышления» («Наедине с собой»)
Книга первая

Деду Веру я обязан сердечностью и незлобивостью.

Славе родителя и оставленной им по себе памяти - скромностью и мужественностью.

Матери - благочестием, щедростью и воздержанием не только от дурных дел, но и от дурных помыслов. А также и простым образом жизни, далёким от всякого роскошества.

Прадеду - тем, что не посещал публичных школ, я пользовался услугами прекрасных учителей на дому и понял, что на это стоит потратиться .

Нас приучили к лозунгу, что школьное образование в нашей стране является бесплатным, и мы редко задумываемся, так ли это на самом деле. Безусловно, если ваш ребенок посещает не частную, а государственную школу, никто не посмеет требовать с вас платы за обучение. Это чистая правда, но…

Былая слава советской системы образования канула в Лету вместе с развалом СССР. Но знания, крепко засевшие в головах еще со школьных времен, стали нашим личным золотым запасом и до сих пор продолжают выручать в самых разных, порой неожиданных ситуациях. «Откуда я это знаю?» - часто спрашиваю я себя, автоматически давая ответ на какой-нибудь каверзный вопрос коллег или телевизионных викторин. И, порывшись в памяти, понимаю, что знаю со школы.

Это при том, что я никогда не была отличницей, а с математикой не дружила вовсе. Но разбуди меня среди ночи, я с закрытыми глазами скажу, чему равен квадрат суммы или разности. Другое дело, что эти «квадраты» (будь они неладны!) ни разу не пригодились мне в жизни, но ведь все равно же помню! Равно как и стихи, когда-то заученные наизусть, и отрывки из школьных произведений, и диалоги «по английскому».

В школе у меня никогда не было репетиторов. Разве что в старших классах задачки по алгебре или физике мне изредка помогал решать сосед Николай Иванович. Да и то потому, что его просили об этом мои родители, понимавшие, что я чистый гуманитарий и «взять с меня» по части точных дисциплин нечего. А потом, перед институтом, я две недели по-взрослому занималась с репетитором по «основному предмету» и поступила в вуз без особых хлопот. С тех пор прошло много лет, и теперь я могу судить о плюсах и минусах школьной системы образования с позиций педагога (после окончания института работала учителем) и родителя (двое моих детей уже закончили школу).

Итак, школьное образование у нас, слава богу, действительно бесплатное и доступное. Но декларируемый в педагогике индивидуальный подход к каждому ученику на деле сводится к разгрызанию одного на всех, общего куска гранита науки. Естественно, больше достается тому, у кого зубы покрепче и реакция получше.

Не стоит отрицать, что в каждом классе есть дети, которым учение дается удивительно легко - и точные предметы, и гуманитарные. Но таких, как правило, единицы. Все остальные делятся на «физиков» и «лириков» и разбиваются на два противоположных лагеря, мирно сосуществующих друг с другом. Все было бы ничего, если бы не «стан» учителей (или чиновников от образования), не желающих понять ни первых, ни вторых.

И хотя вся система школьного обучения рассчитана на то, чтобы ученик усваивал новый материал непосредственно в классе во время объяснения учителя, на деле получается, что кто-то «недотягивает» - ученик, учитель или сама система? Ответ напрашивается сам собой - система, потому что тот же самый ученик во время дополнительных занятий с тем же самым учителем достаточно прилично усваивает материал, который не понял в классе.

На самом деле, школьник сегодня совершенно бесправен. В ситуации, когда каждый учитель считает свой предмет главным (а это исключительно взрослые амбиции, не всегда подкрепленные профессионализмом), ребенку не остается ничего, кроме как из чувства самозащиты «забить» на непонятный предмет либо просто зазубривать ненавистные ему правила или формулы.

Давайте сразу оговоримся: речь сегодня не идет о неблагополучных детях, выросших без родительского внимания и предоставленных самим себе. Это особая тема, требующая специального рассмотрения. Мы говорим о нормальных учениках, которые должны понимать, зачем они ходят в школу и для чего им нужны знания. Скорее даже об их родителях, которые сумели (или нет) внушить им эти понятия и настроить на рабочий лад.

Как это ни прискорбно, сегодняшняя система среднего образования - это противостояние семьи и школы. И от того, насколько удачно будет найден компромисс, зависят качество полученных ребенком знаний и моральный климат взаимоотношений двух этих полюсов.

Причин, по которым ребенок не хочет или не может хорошо учиться, великое множество. Проще простого в такой ситуации переложить вину на кого-то, оттолкнув ее от себя. Обычно так и происходит. Школа «валит» на родителей: «плохо воспитали», а родители - на школу: «вы - педагоги, вот и воспитывайте!». И те, и другие неправы. По моему глубокому убеждению, школа должна давать знания, а семья - воспитывать.

Мы все заняты на работе, иначе не выжить, но ведь ребенок от этого не перестает быть нашим! Так почему мы перекладываем заботу о нем на плечи учителей - по большому счету, совершенно чужих для него людей? Педагоги обязаны дать ему знания, причем сделать это качественно, потому что от них зависит дальнейшая судьба ребенка, а вот развить и привить определенные навыки и черты характера, такие, как упорство и трудолюбие, научить отличать добро от зла - наша задача. Потому что (и это мое кредо) во всех ошибках и неудачах наших детей виноваты мы сами. Значит, где-то недоглядели, недоучили, недолюбили…

По каким причинам родители нанимают своему ребенку репетитора?

Но это лирическое отступление, реальность же такова, что родители все равно вынуждены прибегать к услугам помощников в воспитании и обучении своих чад, потому что ситуации бывают разные.

  1. Ситуация деловая. Время сейчас такое, когда карьерный рост и зарабатывание денег становятся для обоих родителей не самоцелью, а единственным способом поддержания достойного уровня жизни. У одних получается выкроить для ребенка часок-другой, для других это непозволительная роскошь. В такой ситуации появление в доме «родителезаменителя» - вынужденная необходимость.
  2. Ситуация амбициозная. Безусловно, мамы и папы стараются воплотить свои неосуществленные мечты и амбиции в детях. Их ребенок должен быть самым замечательным, самым умным и, конечно, отличником. И неважно, что какие-то предметы даются ему с трудом. Когда «троечки» ребенка начинают бить по самолюбию родителей, наступает момент истины - время выбирать, заниматься с ним самим или пригласить репетитора. Чаще всего побеждает второй вариант.
  3. Ситуация грустная. Новый уклад жизни создал класс «новых русских жен» - женщин, которые могут себе позволить (а главное, хотят) не работать. Многие из них полностью берут на себя дом и детей - этот нелегкий и неблагодарный труд, а некоторые предпочитают заниматься исключительно собой, полностью переложив заботу о детях на плечи няней, гувернанток и учителей. И тогда репетиторы появляются в семье чуть ли не с первого класса, с ранних лет приучая малыша к инфантилизму, отучая его от самостоятельности.
  4. Ситуация вынужденная. Мы уже говорили о том, что все дети делятся на гуманитариев и «технарей». Нет ничего странного в том, что из них вырастают такие же взрослые. И если в силу склада ума родители очень хотят, но не могут помочь своему чаду «подтянуться» по математике или, наоборот, написать сочинение, они вынуждены прибегать к услугам репетитора.
  5. Ситуация спровоцированная. Есть две мирные профессии, которые не позволяют ошибаться, - врач и учитель. Если ошибка доктора приводит к смерти физической, то ошибка педагога грозит смертью духовной. Вот почему учитель должен быть кристально чист перед собой и людьми. На практике же часто бывает все наоборот. Да, престиж профессии и учительская зарплата оставляют желать лучшего, но когда педагог намеренно занижает оценку по своему предмету, вынуждая родителей оплачивать дополнительные занятия, это выглядит как дешевое вымогательство, не имеющее ничего общего с честью и достоинством. То же самое касается непрофессионализма, когда учитель настолько «слабенький», что родители волей-неволей обращаются к репетитору, чтобы не допустить «белых пятен» в образовании своего ребенка.
  6. Ситуация правильная. Родители, всерьез думающие о будущем потомства, не оставят свое чадо без приличного образования, понимая, что от этого зависят его дальнейшая жизнь и карьера. И если они видят, что ребенок целеустремлен и упорен, хочет учиться и сам тянется к знаниям, но ему нужна помощь, которую он по тем или иным причинам не получает в школе, тогда - зеленый свет разумному репетиторству. Только в этом случае деньги, затраченные на дополнительное образование, не окажутся выброшенными на ветер, а «пустое пространство» в голове вашего чада заполнился умными мыслями. Потому что учение из-под палки вряд ли может дать позитивные результаты.

Честно говоря, я не завидую сегодняшним мамам и папам школьников, потому что на протяжении последних лет страшнее зверя, чем ЕГЭ, для них нет. Дебаты (профессиональные и телевизионные) по поводу жизнеспособности этого чудовища поражают полярностью мнений среди педагогов и популизмом чиновников, которые не могут привести, пожалуй, ни одного серьезного довода ни «за», ни «против».

Но от этого никому не легче. ЕГЭ уже стал неотвратимой реальностью, а как готовить к нему, толком не знают ни учителя, ни родители. И вот тут остро встает вопрос репетиторства. Если раньше дополнительные занятия сводились к тому, чтобы расширить круг знаний ребенка, то сейчас они должны, по идее, быть сужены до алгоритмов, требуемых ЕГЭ. Мои бывшие коллеги по школе говорят о том, что наступило время «автоматизации» знаний, которая неизменно приведет к шаблонности мышления. Воистину, «не дай нам, боже, жить в эпоху перемен»!

Но репетиторство, уже как массовое явление, появившееся как раз в эпоху перемен, прочно вошло в нашу жизнь. Я не говорю, что это плохо, просто родителям как людям взрослым и разумным нужно подходить к общению ребенка с незнакомым человеком (который еще за это деньги берет) со всей ответственностью. И если наши советы помогут вам, мы будем только рады.

Как выбрать хорошего репетитора для ребенка?

  1. Не прибегайте к услугам репетитора без веской причины, решите для себя, какую вы ставите цель: просто дать ребенку дополнительные знания и навыки, которые он еще не получал в школе, или подтянуть его по тому или иному предмету. В противном случае есть опасность переборщить и вызвать отвращение к учению. Так стоит ли игра свеч? Нужен ли ребенку репетитор ?
  2. Педагог-репетитор должен быть симпатичен вашему ре6енку, а не вам. Если с первой встречи контакт не установился, вряд ли стоит продолжать общение: учение должно быть без мучения. И не забудьте поинтересоваться уровнем квалификации учителя, а также его местом работы (предыдущей или нынешней). Неплохо было бы узнать отзывы о нем прежних клиентов или коллег по работе.
  3. Репетитор из агентства обойдется вам дороже - кроме оплаты работы педагога, вы должны будете заплатить фирме ее комиссионные. И не факт, что «учтенный» специалист окажется лучше «частника». Другое дело, что у вас на руках будет договор, на основании которою вы сможете предъявлять претензии, если что-то пойдет не так. Поэтому внимательно читайте договор - в нем должны быть предусмотрены ваши права и оговорены пункты, по которым принимаются рекламации. Не стесняйтесь настоять, чтобы в договор был включен пункт, который вы считаете нужным.
  4. Репетитор, преподающий в вузе, в который собирается поступать ваш ребенок, оправдывал себя вдоЕГЭшные времена. Сейчас вряд ли в этом есть смысл, если, конечно, вам важен не сам факт поступления, а знания, которые пригодятся будущему студенту во время учебы.
  5. Высокая оплата труда репетитора еще ничего не говорит о его профессиональных качествах - только о совести. Кстати, неплохим и недорогим помощником вашему ребенку могут стать студенты старших курсов профильных вузов: они еще не научились ненавидеть детей, да и знания у них свежи.
  6. Постарайтесь, чтобы учитель приходил к вам домой. Если это невозможно, всячески обезопасьте ребенка - пусть у него постоянно при себе будет мобильный телефон с видеокамерой или хотя бы диктофоном. И при малейшем подозрении в неладном попросите ребенка включить его на запись во время занятия.
  7. Контролируйте работу репетитора, спрашивайте об успехах вашего ребенка, сравнивайте прежние школьные оценки с отметками, полученными после занятий с репетитором. Если занятия проходят дома, прислушайтесь к тому, что и как говорит учитель, и не забывайте узнавать у самого ребенка, все ли ему нравится в этих уроках.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Репетиторство — бесполезная трата денег или панацея от всего на свете? Вопрос, конечно, интересный. И крайне спорный. Те родители, которым посчастливилось растить деток, не имеющих пагубной привычки загружать своих предков учебными проблемами, скорее всего, выберут первую составляющую вопроса. В самом деле, к чему бросать деньги на ветер, если твоё драгоценное чадо и без дополнительных затрат вполне успешно справляется со школьной премудростью? Как правило, если ребёнок не буксует, а справляется со своими обязанностями самостоятельно, приглашать и впрямь ни к чему, по крайней мере, до поры до времени. Вот когда уж деточка окончательно подрастёт, и дело будет двигаться к финалу, к поступлению в вуз, тогда... может быть. А может, и не быть. Все будет зависеть от того, как пойдут дела.

С одной стороны, точка зрения очень достойная. В самом деле, зачем тратиться, если и так всё складывается недурно — само собой, без дополнительных усилий, нервов и финансовых вложений? К тому же, вспоминая свою ещё не совсем забытую школьную жизнь, на ум приходит железный аргумент: мы же как-то учились без репетиторов! И ничего, никто дураком не вырос. В вузы все поступили, и даже почти все их окончили. Точно. Окончили. Но только лет двадцать — тридцать назад, верно?

На самом деле, двадцать лет назад никто с репетиторами и не занимался. По разным причинам, не только по материальным. Например, в мою школьную бытность ни мне, ни моим родителям даже в голову не могло прийти пригласить ко мне учителя по какому-либо предмету, хотя кое-кто из сверстников с репетиторами всё же занимался. Но никто не афишировал свои дополнительные занятия с преподавателем. Ну, занимаешься ты и занимайся, только не кричи об этом на каждом углу.

Причин тому было несколько, и причин на тот момент весьма существенных. Платные занятия после школы наводили на определённые мысли. Какие? Да очень даже немудрёные. Если ты, или, вернее, твои родители оплачивают тебе репетитора, то одно из двух: либо ты глуп, как пробка, и не можешь справиться со школьными предметами сам, либо в семье денег куры не клюют, вот и бесятся люди с жиру, не зная, куда их деть.

Глупо? По сегодняшним меркам — да. Но тогда, в семидесятые — восьмидесятые, всё было иначе. И с этим нельзя было не считаться. Общественное мнение тогда было необычайно весомо. Тогда вся жизнь была как на ладошке: пионерия, комсомольская организация, партийная ячейка, профкомы... Поколению, ещё помнящему эти времена, думаю, моя мысль ясна: в содержании репетитора, а тем более, специалиста, приходящего к деточке на дом, было нечто такое, что тянуло, ну, скажем, на некую буржуазную изнеженность. И казалось если не постыдным, то уж, как минимум, неудобным.

И вообще, в далёкие семидесятые — восьмидесятые о репетиторстве мы, простые смертные, знали не так уж и много, а вернее, почти ничего не знали. В нашем тогдашнем сознании вполне легко и непринуждённо укладывалась мысли о том, что дополнительный педагог может быть. Может быть даже оплачиваемый педагог, но официальный — например, учитель в государственной музыкальной школе. Такого рода оплачиваемое дополнительное образование даже поощрялось, поступление в музыкальные школы выглядело очень даже престижным мероприятием, наглядно демонстрирующим способности одарённых чад. Как было замечательно открыть крышку домашнего фортепиано, усадить за инструмент ребёночка и продемонстрировать перед умилённо улыбающимися соседями, родственниками, гостями результаты своих финансовых вливаний!

Другое дело — частные занятия по школьным предметам. Вот тут дело выглядело несколько иначе. То, что учителя у моих одноклассников были, я знала ещё в школе, но в основном это были учителя — "иностранцы", в большинстве своём "англичане". Сказать, чтобы учитель по иностранному был тогда у каждого третьего или, например, пятого или десятого, не возьмусь, потому что просто не знаю. Возможно, так оно и было, но, поскольку вслух говорить о таких вещах было не принято, создавалось ощущение, что почти все постигали школьную программу самостоятельно. По крайней мере, внешне это выглядело именно так. О том, что ты ходил в бассейн или в музыкалку, ты мог говорить прямо и открыто, никого не стесняясь. Как и занятиями в любых секциях (вспомним — на тот момент абсолютно для детишек бесплатных). Но о том, что тебя "тащат за уши" по математике, русскому или, к примеру, по физике, лучше было молчать.

Между прочим, как сейчас, так и двадцать лет назад, репетиторством занимались в основном "иностранцы", "русаки" и "математики". Что же до "физиков", "химиков", "биологов" — у тех учеников всегда было в разы меньше. А уж что касается такой "экзотики", как география или, допустим, обществоведение, — этим предметникам практически ничего не перепадало. Нет, конечно, бывали исключения, когда вдруг для поступления в какой-нибудь "мед" или куда-нибудь на "геофак" срочно требовалось подтянуть будущего студента по этим предметам, но это было скорее исключение, нежели правило. И уж о том, что твоё чадо тянут по какой-нибудь географии, родители вообще предпочитали молчать как рыбы, дабы не позориться.

Да, двадцать-тридцать лет назад было всё иначе. Теперь эти времена канули в далёкое прошлое. А репетиторство осталось, и не просто осталось, а перешло на качественно иной уровень, прочно отвоёвывая себе место под солнцем. То, что сейчас почти у каждого современного школьника есть репетитор по какому-либо предмету — не секрет, и количеством учителей, приглашенных родителями для удобства ребёнка или собственного спокойствия, уже никого не удивить. Наоборот, перевернувшись с ног на голову, жизнь заставляет нас смотреть на многие вещи в зеркальном отображении, а потому сейчас гораздо удивительнее, если у ребёнка нет ни одного репетитора. Согласитесь, в наше время о гениальности сына или дочери это не говорит никоим образом, скорее, о материальной несостоятельности семьи или о легкомысленности родителей, не желающих загружать себя мыслями о будущем своего чада.

Поступить в престижный вуз на бюджетное место сейчас практически невозможно. Конечно, конкурсы на место в вузе были всегда но они ничто по сравнению с сегодняшними на бюджетные места.

И времена, когда учителя, не щадя живота своего, разбивали лоб даром, тоже прошли. И больше не вернутся. Это точно. Теперь спасение утопающего — дело рук самого утопающего. А что, естественный отбор в действии, разве не так существует всё живое? И разве не должны выживать только сильнейшие? Только вот беда в том, что утопающему от понимания того, что он — винтик (шпунтик) естественного отбора, не легче, и от того, что никто не суёт нос в его личные дела — к сожалению, тоже.

Поначалу, ведя ребёнка в первый класс, мы как-то не особенно задумываемся надо всеми этими проблемами: к чему ломать голову, если впереди, до поступления в институт, ещё целых одиннадцать лет? Вроде как мой не хуже всех остальных: ранец на плечах приличный, обут — одет как полагается. Действительно, к чему бить тревогу и волноваться раньше времени, если ещё ничего неизвестно? А вдруг именно мой станет лучшим, чем чёрт не шутит? А может, все неприятности как-то стороной обойдут, мимо? И действительно, а почему бы им мимо и не пройти?

Замечательный первый класс — праздник души... Весёлые рожицы — пятёрки, обиженные, с опущенными уголками губ — судя по всему, менее хороший балл. Красота! Все отличники. Все хорошисты. Какие вопросы? Какое беспокойство? Ну, подумаешь, тройка где-то выскочила — бывает, исправит. В году-то всё равно как надо — четыре. И что бы вот именно тогда нам, взрослым, не задуматься: а почему вылезла эта "совершенно случайная" "трёшка"? А может быть, это первый звоночек, и ребёнку уже требуется помощь? Может быть, пока не поздно, пока хвосты не сплелись в один неподъёмный ком, — самое время напрячься?

А зачем? Первый трояк — не система, лучше, не обращая внимания на неудачную четверть, и не смотреть на неё совсем, а гордо улыбаясь, созерцать результаты годовых итогов! В конце концов, зачем подчёркивать недостатки, огорчая лишний раз любимую деточку, или акцентировать на неуместной тройке внимание других родителей? Гораздо грамотнее "отчитаться" годовыми, не забыв особо подчеркнуть, что ребёночек — какая умница, надо же, мамина и папина радость — хорошист? Разве не важнее итог? Подумаешь, нарисовал учитель со зла трояк — мало ли что ему в голову стукнуло? Мог бы и спросить лишний раз, ведь ребёночек ещё совсем маленький, мог бы закрыть на что-то глаза. Так нет, обязательно испортить дневник требуется! Понятное дело, не просто так всё это: или вредность прёт изо всех щелей, или подарка ждёт подороже. Ну, пускай ждёт.

Не узнали никого? Неужели, совсем никого? Нет, ну, понятное дело, не себя — хотя бы кого-нибудь из окружающих? Нет? Ну, ладно, значит, мимо, значит, не в ваш огород. Хорошо бы, если так. Но чаще бывает по-другому. Именно тогда, когда учитель пытается дать нам впервые понять, что у наших детей намечаются проблемы, над решением которых в старшей школе мы, скорее всего, сломаем всю голову, мы воспринимаем эту информацию в штыки. Как же так: единственный, неповторимый, любимый и зацелованный роднёй — и вдруг "трояк"? Да разве такое может быть? Нет, конечно.

Как-то незаметно вместе со своими детьми мы переплываем из "началки" в пятый. Всё новое: учителя, предметы, требования — и лишний повод оправдать очередные неудачи наших человечков. А что же вы хотите? Мы же все разные, кому-то подо всё новое подстроиться легко, просто нечего делать, а кому-то сложнее. Вот подождите, втянутся, а уж в шестом будет видно, кто и что из себя представляет.

Возможно, эта точка зрения имеет право на существование. Мало того, возможно, для кого-то совершенно очевидно, что до шестого-седьмого класса нечего завязывать ребёнка в узел, перегружая его попусту. Но такая точка зрения верна не всегда. Представьте, что до шестого или седьмого класса вы усиленно зажмуривали глаза, не желая видеть надвигающуюся проблему и перекладывая на послезавтра то, что нужно было бы сделать завтра, и на завтра то, что явно просило решения сегодня. А если вы задвигали её ещё глубже, откладывая "неприятности" на десятый—одиннадцатый, то, скорее всего, вы собственными руками топили своё ненаглядное чадо. Не верите? Ну, что ж, дело ваше. И право тоже ваше. И как строить дальнейшую жизнь вашего ненаглядного дитятки, тоже решать вам. А расхлёбывать вашу безалаберность — нам, учителям. И ещё вашим детям. На пару.

"По-соседски", "по-дружески", "по-родственному" каждому преподавателю хотя бы раз в жизни, но приходилось заниматься репетиторской деятельностью, и, если кто-то, честно глядя в глаза, скажет, что лично он никогда не имел к этому никакого отношения, не верьте, потому что это неправда. Все мы, учителя, сейчас или в прошлом, но соприкасались с репетиторством, а потому, мне думается, я имею право высказать здесь кое-какие суждения по этому поводу.

Первая и главная ошибка родителей, с моей точки зрения, состоит в том, что к репетитору мы ведём ребёнка только тогда, когда наступает тупиковая ситуация, выхода из которой уже не может найти никто: ни преподаватель в школе, ни родитель, ни сам ребёнок. Перепуганный, забитый двойками по ненавистному предмету, бедный ребёночек, в большинстве случаев, идёт к репетитору как наказнь, уверенный на все сто, что ничего хорошего из занятий всё равно не получится. И единственное, о чём он мечтает, каждый раз видя репетитора, — поскорее сбежатьот него. Ни о желании позаниматься, ни уж тем более о какой-то любви к предмету речи в таком случае идти уже не может. Всё, что принёс бедному страдальцу школьный предмет за последнее время, — это "неуды" и ссоры с родными. И теперь ко всему этому кошмару должен добавиться ещё один.

Допустим, родители всё же исхитрились взять за руку своё ненаглядное сокровище и дотащить его до дверей репетитора. Уже хорошо. Но дальше в большинстве случаев начинается театр абсурда. Переложив свою головную боль на репетитора, родитель легко вздыхает: ещё бы, теперь голову должен ломать не он, а кто-то другой, кому за это, между прочим, платят, а его, родителя, дело как работодателя — спрашивать за полученные деньги результат. И желательно спрашивать построже, чтобы не расслаблялись ни репетитор, ни чадо.

И вот, в лучшем случае выждав недели две или месяц, не заметив особенных сдвигов в оценках, родитель с удивлением сдвигает брови и задаёт свой первый вопрос: "А почему, собственно?"

Действительно, как же так, ребёнка доставляют к порогу учительской квартиры регулярно, уроки оплачивают исправно, а сдвигов всё нет и нет? А откуда им, сдвигам, спрашивается, взяться через месяц — по большому счёту, через восемь — девять занятий, если предыдущие восемь-девять лет школьной жизни ребёнок постигал азы знаний вхолостую? Конечно, нам всем хочется всего и сразу, тем более, если мы отплачиваем чей-то труд, но милые родители, учителя, даже самые талантливые из них, не волшебники, и вытащить ваших детей на счёт "три" в отличники не способны. И чем позже вы решитесь обратиться в случае сложностей к репетитору, тем дольше ему придётся распутывать затянувшийся узел.

И еще. Задавшись целью вытянуть своего ребёночка за уши из болота, хорошенько подумайте, что конкретно вы хотите получить от репетитора. Например, умение безошибочно писать и сдать ЕГЭ с целью получения баллов — абсолютно разные вещи. "Натаскать" на приличный балл можно и абсолютно неграмотного человека, научив его обходить расставленные ловушки относительно безболезненно. Естественно, если ребёнок "идет" по русскому на прочный "неуд", "пятёрку" за ЕГЭ гарантировать не будет ни один здравомыслящий преподаватель, но на "четвёрку" даже такого горе-ученика вытянуть можно, причём в достаточно быстро.

А вот что касается грамотного, безошибочного письма, тут дело сложнее. Во-первых, на это потребуется больше времени, это однозначно, и нужно гораздо больше терпения и старания всех сторон.

Во-вторых, быстрых сдвигов, как в тестовой системе ЕГЭ, здесь ждать не приходится, потому что грамотное письмо — не освоение отдельных разделов, за которые начисляются баллы, а некий комплекс навыков, позволяющих научить применять ученика теоретические знания на практике. Ведь очень часто бывает так, что и правила ребёнок учит, и домашнюю работу делает, а диктанты пишет на "два". Такая проблема есть. И она довольно часто встречается.

И в третьих, щёлкать тестовые задачки можно научить каждого, а вот грамотному письму — нет. Существуют различные заболевания, в том числе связанные с фонетическими проблемами, то есть с произношением, которые выявляются у детей ещё в дошкольном возрасте. Если репетитор не аферист, он никогда не возьмётся тащить такого ребёнка, обещая, что через год-другой тот станет писать хотя бы на уверенную "тройку". До тех пор, пока такой ребёнок занимается с учителем и буквально "разжёвывает" слова в домашнем упражнении на пару с педагогом, за "троя"к он цепляться ещё хоть как-то будет, но стоит ему пуститься в самостоятельное плавание, и уже через пару недель он снова прочно сядет на "двойку".

Конечно, подводных камней в репетиторстве много, затрат (и материальных и временных, и психологических, и всяких—всяких) это стоит огромных, но время диктует свои условия, и, подчиняясь этим жёстким временным рамкам, приходится признать, что без дополнительной помощи нашим детям "борьбу за выживание" сейчас не выдержать. Это к вопросу о нужности или ненужности репетиторства. Что же касается вопроса о грамотном выборе предметника и о сложностях, которые могут возникнуть во время этого чрезвычайно важного процесса, то об этом разговор особый.