Биографии Характеристики Анализ

Револьверы русско турецкой войны 1877 1878. О войне выигранной, но неудачной

Русско-турецкая война 1877-1878 годов - война между Российской империей и союзными ей балканскими государствами с одной стороны, и Османской империей - с другой. Была вызвана подъёмом национального самосознания на Балканах. Жестокость, с которой было подавлено Апрельское восстание в Болгарии, вызвала сочувствие к положению христиан Османской империи в Европе и особенно в России. Попытки мирными средствами улучшить положение христиан были сорваны упорным нежеланием турок идти на уступки Европе, и в апреле 1877 года Россия объявила Турции войну.

Отряд донских казаков перед резиденцией императора в Плоешти, июнь 1877 год.


В ходе последовавших боевых действий русской армии удалось, используя пассивность турок, провести успешное форсирование Дуная, захватить Шипкинский перевал и, после пятимесячной осады, принудить лучшую турецкую армию Осман-паши к капитуляции в Плевне. Последовавший рейд через Балканы, в ходе которого русская армия разбила последние турецкие части, заслонявшие дорогу на Константинополь, привёл к выходу Османской империи из войны.

На состоявшемся летом 1878 года Берлинском конгрессе был подписан Берлинский трактат, зафиксировавший возврат России южной части Бессарабии и присоединение Карса, Ардагана и Батума. Восстанавливалась государственность Болгарии (завоёвана Османской империей в 1396 году) как вассальное Княжество Болгария; увеличивались территории Сербии, Черногории и Румынии, а турецкая Босния и Герцеговина оккупировалась Австро-Венгрией.

Император Александр II

Великий князь Николай Николаевич, главнокомандующий Дунайской армией, перед главным штабом в Плоешти, июнь 1877 год.

Санитарный обоз для перевозки раненых русской армии.

Мобильный санитарный отряд Ее Императорского Величества.

Полевой лазарет в селе Пордим, ноябрь 1877 год.

Его Величество Государь Император Александр II, великий князь Николай Николаевич и Кароль I, князь Румынии, с офицерами штаба в Горной Студене, октябрь 1877 год.

Великий князь Сергей Александрович, принц Александр Баттенберг и полковник Скариалин в селе Пордим, сентябрь 1877 год.

Граф Игнатьев среди сотрудников в Горной Студене, сентябрь 1877 год.

Переход русских войск на пути в Плевну. На заднем плане — место, куда 10 декабря 1877 года Осман-пашой был нанесен главный удар.

Вид на палатки, в которых размещены раненые русские солдаты.

Врачи и медсестры полевого лазарета русского Красного креста, ноябрь 1877 год.

Медицинский персонал одной из санитарных частей, 1877 год.

Санитарный поезд, перевозящий раненых русских солдат, на одной из станций.

Русская батарея на позиции у Корабии. Румынский берег, июнь 1877 год.

Понтонный мост между Зимницей и Свиштовом со стороны Болгарии, август 1877 год.

Болгарский праздник в Бяле, сентябрь 1877 год.

Князь В. Черкасский, руководитель гражданского управления в освобожденных русскими землях, со своими соратниками в полевом лагере у села Горна Студена, октябрь 1877 год.

Кавказские казаки из императорского конвоя перед резиденцией в селе Пордим, ноябрь 1877 год.

Великий князь, престолонаследник Александр Александрович со своим штабом рядом с городом Русе, октябрь 1877 год.

Генерал Струков перед домом жителей Горной Студены, октябрь 1877 год.

Князь В. Черкасский в своей штаб-квартире в Горной Студене, октябрь 1877 год.

Лейтенанты Шестаков и Дубасов, подорвавшие монитор Сельфи в Мачинском рукаве реки Дунай, 14-15 июня 1877. Первые кавалеры Георгиевского креста в Русско-турецкой войне, июнь 1877 год.

Болгарский воевода из свиты великого князя Николая Николаевича, октябрь 1877 год.

Великий князь Сергей Александрович со своим адъютантом перед шатром в Пордиме, 1877 год.

Гвардейская гренадерская артиллерийская бригада.

Его Величество Государь Император Александр II, великий князь Николай Николаевич и Кароль I, князь Румынии, в Горной Студене. Фотография сделана непосредственно перед штурмом Плевны 11 сентября 1877 года.

Генерал И. В. Гурко, Горна Студена, сентябрь 1877 год.

Группа генералов и адъютантов перед резиденцией Александра II в Пордиме, октябрь-ноябрь 1877 год.

Передовые рубежи кавказцев.

Борьбу за море выиграл русский флот – он смог прикрыть свои берега и сохранил основные коммуникации. В то же время турки, имевшие многократное численное превосходство, не смогли надежно защитить даже мореплавание у собственных берегов, а успех их операций у Кавказского побережья оказался временным. Однако войны выигрываются не обороной и защитой коммуникаций, а наступательными действиями – к ним и намеревалось перейти русское флотское командование. Не имея возможности противостоять туркам в классическом морском бою, русские решили использовать новейшее корабельное оружие – мины.

Рождение минных катеров

К 70-м годам XIX века морские мины разделялись на неподвижные и подвижные. Первые ставились под водой на якоре на определенной глубине и взрывались либо от собственного ударного взрывателя, либо по электрическому кабелю с берега. Впервые они были применены в Крымской войне, активно использовались в ходе гражданской войны в США и используются до сих пор без принципиальных изменений.

Подвижные мины требовали носителя – небольшого катера, который бил в борт вражеского корабля длинным шестом с подвешенной к нему миной, либо подводил к противнику мину на буксире. В России эксперименты с минными катерами начались в 1862 году, когда генерал-майор барон Е. Б. Тизенгаузен предложил конструкцию шестовой мины, названную им «минным тараном» . Мина с зарядом в полтора пуда взрывчатки на шесте длиной 15 м испытывалась на канонерской лодке «Опыт» – ею была подорвана стоявшая на якоре шхуна «Метеор». В 1868 году в отчете комиссии адмирала Е. В. Путятина, проводившей испытания шестовых мин, уже говорилось о необходимости «безотлагательно… разработать вопрос о применении у нас подводных мин к миноносным судам» . К середине 1870-х годов на вооружении русского флота состояло около десяти типов шестовых мин с зарядом от 3,2 до 182 кг артиллерийского пороха. Такими минами предполагалось вооружать самые различные корабли – от малых катеров до канонерок и даже крейсеров.

Первый специальный минный катер, предназначенный для действий шестовыми минами, был построен в Англии в 1873 году – он имел водоизмещение в 7,5 т и огромную по тем временам скорость в 15 узлов. В России подобные катера начали заказываться заводу Берда с осени 1876 года, в преддверии войны с Турцией – они вооружались как шестовыми минами, так и буксируемыми минами-«крылатками». Последние были менее надежны и более сложны в использовании, но несколько безопаснее, так как не требовали подводить катер вплотную к цели.

Самодвижущаяся мина Уайтхеда

Главным недостатком подвижных мин оставалось крайне небольшое расстояние для атаки, делавшее корабли-носители этого оружия чрезвычайно уязвимыми не только для артиллерии, но даже для ружейного огня. Это подталкивало к созданию мины, способной достичь вражеского корабля самостоятельно. Такое оружие разрабатывалось в разных странах, но наибольшего успеха достиг английский инженер Роберт Уайтхед, работавший в мастерских австрийского порта Фиуме – ему первому удалось создать надежное и технологичное гидростатическое устройство, позволявшее мине устойчиво двигаться на заранее заданной глубине.

«Рыбовидное торпедо» Лупписа-Уайтхеда впервые было испытано в Австрии в 1868 году. Годом позже патент на производство самодвижущихся мин купила Англия, в 1872 году партию этого оружия приобрела Франция, в 1873 году – Италия и Германия. В России адмирал А. А. Попов настаивал на завершении разработки отечественной самодвижущейся мины системы И. Ф. Александровского, поэтому контракт с Уайтхедом был заключен лишь в марте 1876 года. До конца года в Россию были поставлены первые три партии торпед (20 штук), в 1877 году – еще 55 экземпляров, в 1878 году – 25. Новое оружие было очень дорогим, поэтому для войны с Турцией его… попросту не выдали.

Минные катера отправляются на Дунай

В конце 1876 года началась массовая отправка на Дунай минных катеров – они должны были действовать только шестовыми и буксируемыми минами. От железной дороги катера приходилось доставлять на подводах, поэтому на Нижний Дунай они прибыли только к началу боевых действий (в середине апреля), а на Среднем Дунае их сосредоточение завершилось в начале июня. Из состава Балтийского и Черноморского флотов были выделены специальные отряды моряков (Балтийский – 445 человек, Черноморский – 200 человек), предназначенные для укомплектования Дунайской речной флотилии. Уже в ноябре 1876 года оба отряда были отправлены в Кишинев в распоряжение командующего русской армией в Бессарабии.

Турки держали на Дунае сильную Дунайскую эскадру под командованием адмирала Мехмет Арифа-паши, основу которой составляли башенные броненосные корветы «Лютф-ю Джелиль» и «Хивз-ур Рахман», стоявшие в Тулче. Это были крупные мореходные корабли водоизмещением по 2540 т, защищенные броневым поясом толщиной до 140 мм. Каждый из них нес по два 229-мм и два 178-мм дульнозарядных орудия, а также одну 120-мм казнозарядную пушку.

Кроме того, здесь находились малые речные мониторы «Хизбер» и «Сейфи» (404 т, по два 120-мм дульнозарядных орудия), а также пять бронированных канонерок типа «Фетх-уль-Ислам» (335 т, по два 150-мм дульнозарядных орудия). Оба монитора и канонерка «Семендире» стояли в порту Сулин в самом устье Дуная, остальные корабли размещались выше по реке: в Мачине – колесные пароходы «Килиджи Али» и «Аркадион», в Габрово – бронированная канонерка «Фетх-уль-Ислам», деревянная канонерка «Аккия» и колесный пароход «Хайредан». В Силистрии стоял колесный пароход «Ислахат», в Рущуке – бронированные канонерки «Бопортлен» и «Искодра», деревянные канонерские лодки «Варна» и «Шефкет-Нума». В Видине находились бронированная канонерка «Подгорице», железная канонерка «Сунна» и колесный пароход «Нусретие». Кроме того, в Дунайской эскадре имелось 9 транспортных пароходов и два десятка мелких судов.

Однотипный с «Сейфи» турецкий речной монитор «Хизбер», 1875 год.
B. Langensiepen, A. Guleryuz, J. Cooper. The Ottoman Steam Navy 1828–1923

Главным недостатком турецких кораблей было отсутствие горизонтального бронирования – лишь мониторы типа «Хизбер» в дополнение к 76-мм борту несли 32-мм броневую палубу.

Основные базы турецкой эскадры находились в Сулинском гирле и Мачинском рукаве Дуная – вне видимости русских наблюдателей с левого берега реки. Вместе с Дунайской армией Абдулкерима Надир-паши и цепью крепостей эскадра должна была помешать русским и румынским войскам форсировать Дунай и вторгнуться в Добруджу и Болгарию. Таким образом, успех сухопутной кампании целиком зависел от победы в речной войне.

Начало минной войны

Боевые действия начались 12 (по новому стилю – 24) апреля 1877 года, когда русские войска вступили в Румынию, формально вассальную османскому султану. К середине мая была занята почти вся территория Румынии по левому берегу Дуная.

Турки не собирались защищать северный берег Дуная, но сама линия реки по границе с Болгарией прикрывалась цепью мощных крепостей: Видин, Никопол, Рущук, Туртукай, Силистра. Главным местом переправы была назначена Зимница, лежащая между Никополом и Рущуком – сюда были стянуты основные силы русской армии. Помощь в форсировании реки оказывала Дунайская речная флотилия, основу которой составили переброшенные по суше паровые катера, вооруженные шестовыми либо буксируемыми минами.


Общий ход боевых действий на европейском театре русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Морской атлас. Том III военно-исторический. Часть первая

Одновременно в нижнем течении Дуная против Добруджи действовал Нижнедунайский отряд в составе 14-го пехотного корпуса. Еще в апреле для его поддержки был сформирован и переброшен по морю в Килийское гирло Черноморский отряд судов в составе 4 паровых минных катеров, 2 буксирных пароходов, приспособленных для постановки мин («Взрыв» и «Заграждение»), а также румынских судов: одной канонерской лодки, двух вооруженных пароходов и одного парового катера.

Уже в ночь с 17 на 18 (с 29 на 30) апреля Черноморский отряд в составе парохода «Заграждение» и нескольких гребных шлюпок под командой капитан-лейтенанта Беклешева поставил у Рени (в устье реки Прут) первое минное заграждение из 9 автоматических и 12 гальваноударных мин. 18 (30) апреля два паровых катера из состава отряда поставили на реке Серет ниже Браилова заграждение из 9 гальваноударных мин. Днем 18 (30) апреля отряд с катеров и гребных шлюпок поставил на реке Серет перед Барбошским железнодорожным мостом минное заграждение из 5 гальванических мин в одну линию (позже оно было усилено второй линией). Для прикрытия заграждений на левом берегу Дуная устанавливались крупнокалиберные полевые батареи.

Первые победы русских

29 апреля (11 мая) произошло одно из самых ярких событий той войны. Из низовьев Мачинского рукава вышли несколько турецких кораблей во главе с броненосцем «Лютф-ю Джелиль». Вскоре они вступили в перестрелку с русскими полевыми батареями у Браилова. В ходе перестрелки снаряд 229-мм полевой мортиры попал в незащищенную палубу турецкого броненосца. На корабле взорвались погреба, и он почти мгновенно затонул, а турецкая эскадра спешно укрылась в Мачинском рукаве. Это случайное попадание произвело огромное впечатление на русских моряков – 229-мм мортиры были сочтены настолько эффективным оружием, что ими пытались вооружать даже броненосец «Петр Великий».


Турецкий броненосный корвет «Лютф-ю Джелиль».

Однако корабли в контролировавшемся турками Мачинском рукаве все еще представляли серьезную опасность, поэтому 4 (16) мая отряд Дунайской флотилии в составе минных катеров «Ксения» (командир – лейтенант Шестаков), «Джигит» (командир – мичман Персин) и «Царевна» (командир – мичман Баль) вместе с пятью гребными шлюпками под огнем турецких судов выставил в нижней части Мачинского рукава (выше Браилова) заграждение из 32 гальванических мин в две линии. 12 (24) мая русские корабли произвели демонстративную постановку – на глазах у турок сбрасывали в воду на выходе из Мачинского рукава мешки с песком.


Минный катер «Ксения».

В ночь с 13 на 14 (с 25 на 26) мая русские моряки одержали первую победу. Отряд в составе четырех минных катеров («Царевич», «Ксения», «Джигит» и «Царевна») вышел из Браилова в Мачинский рукав, чтобы атаковать место стоянки турецких судов. У Мачина катера обнаружили стоящий на середине реки монитор «Сейфи», а левее него – броненосную канонерку «Фетх-уль-Ислам» и вооруженный пароход «Килиджи Али». Катера развернулись в две колонны и под огнем противника атаковали вражеские корабли. «Царевич» ударил монитор шестовой миной в кормовую часть правого борта, а «Ксения» – в левый борт под башню. После второго взрыва «Сейфи» быстро затонул.


Потопление монитора «Сейфи» у Мачина в ночь с 13 на 14 мая 1877 года.

27 мая (8 июня) отряд судов в составе румынской канонерки «Великий князь Николай», а также минных катеров «Царевич» и «Ксения», вышедший из Гура-Яломицы к занятому турками Гирсову (ныне – румынский город Хиршова), встретил здесь турецкий монитор и атаковал его. Монитор счел за лучшее отступить, а катера преследовали его вплоть до Гирсова с целью определить зону огня турецкой береговой артиллерии, после чего вернулись назад. На следующий день те же корабли и катер «Джигит» обнаружили в верхней части Мачинского рукава две турецкие канонерки, которые сразу же отступили, открыв вход в рукав. После этого русские катера поставили в верховьях Мачинского рукава минное заграждение.

Из-за весеннего паводка форсирование Дуная было намечено на середину июля. Подготовка к операции началась за месяц: с 7 по 11 (с 19 по 23) июня по обе стороны от места намеченной переправы (между Систово и Никополом) были выставлены минные заграждения. При этом 8 (20) июня отряд под командованием капитана 1-го ранга М. Д. Новикова в составе 10 паровых катеров встретил у Парапан турецкий военный пароход «Эреклик», шедший со стороны Рущука. Пароход открыл по катерам и шлюпкам с минами картечный огонь и в ответ был атакован катером «Шутка» (командир – мичман Нилов). Атака прошла неудачно – пулями были перебиты электрические проводники к заряду шестовой мины, и она не взорвалась, даже ударившись о борт корабля. Решив не испытывать судьбу, «Эреклик» развернулся и ушел к Рущуку. В результате этой операции турецкие корабли оказались разделены и заперты в своих базах (Рущуке и Никополе). Интересно, что на «Шутке» в качестве волонтера находился художник В. В. Верещагин, получивший в бою 8 июня пулевое ранение.


Минный катер «Шутка».
Журнал «Морская кампания». 2011, №1

11 (23) июня во время постановки катерами Верхнедунайского отряда мин у Фламунды из Никополя вышел турецкий монитор «Подгорице». Катера «Мина» (командир – гардемарин Аренс) и «Шутка» пытались атаковать его, но были отбиты картечным и ружейным огнем; монитор также повернул обратно.

12 (24) июня на фарватере у Корабии (выше Никопола) гребными катерами капитана 1-го ранга М. Д. Новикова было выставлено еще одно заграждение из 23 гальваноударных мин в две линии, а с 13 по 15 (с 25 по 27) июня заграждение у Фламунды усилили еще одной линией из 36 мин.

Форсирование Дуная

Первым начал действия Нижнедунайский отряд, имевший целью отвлечь внимание турок от направления главного удара. Рано утром 10 (22) июня русские войска начали переправу через Дунай у Галаца и Браилова, где Дунай резко поворачивает к Черному морю. При этом отряд в составе канонерской лодки «Великий князь Николай», катеров «Царевна» и «Птичка» совершил отвлекающий выход к турецким батареям. В итоге Галацкий отряд (два полка) успешно переправился через Дунай, занял Буджак и овладел Буджакскими высотами.

У Браилова в этот день переправлялись основные силы 11-го корпуса Циммермана. 11 (23) июня катера «Царевич» (командир – лейтенант Шестаков), «Птичка» (командир – мичман Аркас) и «Царевна» (командир – мичман Баль) произвели разведку у Мачина и обнаружили, что город оставлен турками. 13 (25) июня корпус Циммермарна занял Галац, 14 (26) – Тулчу и Исакчу, 15 (27) – Браилов. 26 июня (8 июля) ударом с севера был занят Гирсов, после чего весь Мачинский рукав оказался под контролем русских. К началу июля русские войска заняли всю Северную Добруджу, выйдя к линии Чернаводе–Констанца. Турецкая Дунайская эскадра оказалась блокирована в устье Дуная – труднодоступном районе между Килийским и Сулинским гирлами.


Боевые действия на Дунае в 1877 году.
Морской атлас. Том III военно-исторический. Часть первая

В ночь с 14 на 15 (с 26 на 27) июня основные силы русских начали переправу через Дунай у Зимницы напротив города Систова. Первым на железных гребных понтонах реку форсировал отряд генерала М. И. Драгомирова . Турки имели в месте переправы около 4000 человек и не смогли оказать серьезного сопротивления – все их силы были отвлечены на другие участки и оборону крепостей. Из Никопола к переправе вышел турецкий корабль (по некоторым данным, броненосный корвет «Хивз-ур Рахман»), но демонстрация атаки катеров «Петр Великий», «Опыт» и «Генерал-Адмирал» заставила его повернуть назад.

К исходу 15 (27) июня на южный берег Дуная было переправлено уже 30 000 человек. Началась постройка понтонного моста через остров Ада, которую удалось завершить через три дня. Еще через две недели все четыре русских корпуса уже находились на болгарском берегу.


Переправа русских войск через Дунай у Зимницы и ее обеспечение.
Морской атлас. Том III военно-исторический. Часть первая

В ночь с 16 на 17 (с 28 на 29) июня заграждение у Парапан на главном фарватере Дуная было усилено еще 25 минами, выставленными в шахматном порядке. Теперь турецкие корабли не имели шансов прорваться из Рущука вверх по Дунаю. 18 (30) июня команда гвардейских саперов с гребных шлюпок выставила у острова Вардин заграждение из 42 гальванических мин в три линии, а 19 июня (1 июля) заграждение у Фламунды было усилено постановкой со шлюпок новых мин. В эти дни русскую флотилию постигла и первая неудача: 17 (29) июня у Турну-Северина пароход «Ада» был настигнут турецким монитором и затоплен командой во избежание захвата.

23 июня (5 июля) была взята Бяла, еще через два дня – Тырново. 2 (14) июля русские войска вышли на Ханкиойский перевал, 5 (17) июля заняли Шипкинский перевал. Корпус генерал-лейтенанта Н. П. Криденера приступил к осаде крепости Никопол – утром 3 (15) июля русские войска начали бомбардировку, а днем заняли несколько редутов, прикрывавших крепость. Штурм был намечен на следующий день, но так и не начался – рано утром 4 (16) июля турецкий гарнизон выбросил белый флаг. В тот же день на реке Осьма у Никопола были обнаружены частично поврежденные полевой артиллерией речные канонерки «Подгорице» и «Искодра» с выведенными из строя котлами. Канонерки были отремонтированы, включены в состав русской Дунайской флотилии и переименованы в «Никополь» и «Систово».


Турецкая речная бронированная канонерская лодка «Фетх-уль-Ислам». К этому же типу принадлежали «Искодра» и «Подгорице».
Журнал «Морская кампания». 2011, №2

Бои в низовьях Дуная и завершение кампании

С этого момента турецкая флотилия на Дунае была рассечена на три части: выше Никопола; на участке от Рущука до Силистры (выше Чернаводе); в низовьях реки (Сулинском гирле). Даже сохранившие боеспособность турецкие корабли более не представляли существенной опасности. 9 (21) июля русский отряд (канонерка «Великий князь Николай», катера «Царевич» и «Птичка») вышел из Чернаводе вверх по Дунаю для разведки местоположения отступавших к Силистрии войск противника и у деревни Буджаки вел бой с вражескими судами; по донесениям экипажей, от огня 10-фунтового носового орудия канонерки на турецком корабле, опознанном как монитор, возник пожар.

После этого активность речных флотилий окончательно переместилась в низовья Дуная, где турки имели наиболее сильные корабли, а главное – выход в море через Сулин. Здесь русским требовалось как минимум запереть противника в гирлах, не давая ему подняться выше, а при возможности – атаковать врага и лишить его ударной силы. Для этой цели 28 июля (9 августа) в помощь Нижнедунайскому отряду из Одессы в Килийское гирло прибыла флотилия капитан-лейтенанта Дикова, державшего флаг на вооруженном пароходе «Опыт». 12 (24) августа «Опыт» при поддержке четырех минных катеров поставил на входе в Георгиевское гирло заграждение из 20 гальванических мин в две линии.

В начале сентября отряд Дикова был усилен пришедшими из Одессы судами – шхуной «Ворон», пароходом «Сестрица» и тремя минными катерами. 27 сентября (октября) Диков попытался атаковать Сулин, расположенный в самом устье рукава, а с суши прикрытый плавнями и болотами. Пароход «Опыт», вооруженные паровые шхуны «Ворон», «Утка» и «Лебедь», а также мортирная баржа спустились по Сулинскому гирлу до третьей мили, где ночью катерами было поставлено минное заграждение. Навстречу им вышли пароход «Картал» и канонерская лодка «Сунне». Огонь шхуны «Ворон» (900 т, три 153-мм пушки) вынудил «Картал» отойти к Сулину, а канонерка «Сунне» (200 т, 4 пушки) наскочила на мины и затонула. Отряд Дикова прошел еще дальше и вступил в перестрелку с броненосцами «Хивз-ур Рахман» и «Мукадем-и Хаир». В 13:00 из-за наползшего тумана бой был прекращен, и отряд Дикова отошел вверх по реке.


Бой отряда Дикова у Сулина 27–28 сентября 1877 года.
Морской атлас. Том III военно-исторический. Часть первая

На следующий день отряд Дикова вновь спустился к Сулину и, прикрываясь минным заграждением, вступил в перестрелку с двумя турецкими мониторами. «Хивз-ур Рахман» получил попадание 153-мм снаряда со шхуны «Ворон» и отошел, после него к устью Дуная отступил и «Мукадем-и Хаир».

На этом попытки штурмовать Сулин из верховьев Дуная прекратились. В январе 1878 года пришедший из Одессы отряд Чихачева сделал неудачную попытку атаковать Сулин с моря, однако стратегического значения это уже не имело – турецкий флот бездействовал.

В среднем течении Дуная боевые столкновения также носили эпизодический характер. Так, 2 (14) октября отряд лейтенанта Дубасова в составе канонерки «Опыт» и четырех минных катеров попытался сжечь шестью брандерами турецкие суда у Силистрии – единственный случай применения брандеров в эту войну. Один брандер был пущен по течению на сторожевой турецкий пароход, но безрезультатно. 30 ноября (12 декабря) монитор «Никополь» вел перестрелку с тремя турецкими судами у острова Мечка возле Рущука, а также обстреливал расположение вражеских войск.

«Великий князь Константин» – носитель минных катеров

Вооруженный пароход «Великий князь Константин» (в прошлом – один из лучших лайнеров Российского общества пароходства и торговли) стал самым активным русским крейсером войны 1877–1878 годов. Огромная заслуга в этом принадлежала его командиру – лейтенанту (позднее – капитану 2-го ранга) С. О. Макарову, впоследствии знаменитому адмиралу и кораблестроителю.

Однако Макаров, назначенный на эту должность 13 (25) декабря 1876 года и лично занимавшийся переоборудованием «Константина», мечтал превратить его в настоящий ударный корабль, способный бороться не только с транспортами, но и с турецкими броненосцами. По его мнению, главным оружием крейсера должны были стать четыре минных катера – «Чесма», «Синоп», «Наварин» и «Минер». Три последних являлись обычными судовыми катерами, а «Чесма» отличалась быстроходностью, развивая скорость в 12 узлов (вдвое больше, чем остальные). Вооруженные шестовыми и буксируемыми минами, катера Макарова должны были атаковать турецкие корабли в гаванях и на рейдах, куда их доставлял мореходный «Константин».


Пароход «Великий князь Константин».
Журнал «Морская кампания». 2011, №1

Увы, первая атака на Батумском рейде в ночь с 28 на 29 апреля (с 10 на 11 мая) оказалась неудачной: «Чесма» смогла подвести буксируемую мину под корму турецкой яхты «Султание», но не сработал электрический запал. Ровно через месяц катера с «Константина» пытались атаковать турецкие корабли на Сулинском рейде, но не смогли форсировать боновые заграждения; буксируемая мина «Чесмы» вообще запуталась в этом заграждении. В итоге в атаку вышли только две более крупные и быстроходные миноноски №1 и №2 (водоизмещением в 6 и 24 т, куплены перед самой войной в Англии и Дании соответственно). Обе они смогли взорвать свои мины у борта броненосного корвета «Иджалие» – увы, слишком рано, так что турецкий корабль не пострадал. Миноноска №1 получила повреждения от ружейного и картечного огня и затонула, весь ее экипаж попал в плен.

Следующая попытка атаки минными катерами имела место вечером 11 (23) августа в бухте Сухум-Кале. К этому времени турки уже защищали все свои порты и якорные стоянки бонами, но русские моряки использовали новую тактику: катер «Синоп» подвел свою мину под заграждение и взорвал ее, после чего «Наварин» и «Минер» вошли в гавань и атаковали буксируемыми минами турецкий корабль, оказавший броненосным корветом «Ассар-и Тевфик». Одна из мин взорвалась у борта, броненосец получил подводную пробоину, но остался на плаву и был отведен для ремонта в Батум.

Макарову стало ясно, что и шестовые, и тем более буксируемые мины – оружие крайне ненадежное. Если на реках с их узкими фарватерами мины еще имели шансы на успех, то в открытом море оказались совершенно бессильны. Угнаться за мореходным кораблем катер не мог, то есть, атаковать врага можно было только в гаванях, защищенных бонами, сторожевыми кораблями и артиллерией. В этих условиях шансы минного катера приблизиться к жертве вплотную становились призрачными. Таким образом, требовалось оружие, способное поразить врага с расстояния хотя бы в несколько десятков метров – самодвижущаяся мина. Такие мины в России уже были, и Макаров, в сентябре 1877 года произведенный в капитаны 2-го ранга, приложил все усилия для их получения. Новым оружием были оснащены катера «Синоп» и «Чесма». «Синоп» тащил плотик с миной на буксире, при атаке подтягивал его к борту и наводился корпусом. На «Чесме» же под килем была устроена деревянная труба, в которую и помещалась мина Уайтхеда.

Торпеды вступают в бой

Первая атака самодвижущимися минами состоялась 15 (27) декабря 1877 года. Поздно вечером «Великий князь Константин» подошел к Батумском рейду и спустил катера на воду. Боновое заграждение «Чесма» и «Синоп» преодолели успешно, ни за что не зацепившись. В темноте южной ночи у берега были обнаружены три мачты, и моряки решили, что это большой трехмачтовый корабль, стоящий бортом к берегу. В действительности это были три броненосца, стоявшие в ряд кормой к берегу. Выпущенные торпеды прошли между ними и выскочили на берег – позднее турки заявили, что обнаружили их невзорвавшимися и даже объявили их заводские номера. Однако по донесениям команд катеров, один взрыв все-таки произошел – возможно, одна из торпед ударилась о якорную цепь и разломилась надвое, боевая часть упала на дно и взорвалась, а хвостовик с винтами пошел дальше.

Неудача не обескуражила Макарова. В следующий выход к Кавказскому побережью он решил снова атаковать корабли у Батума. В ночь с 13 на 14 (с 25 на 26) января 1878 года «Чесма» и «Синоп» вновь проникли на Батумский рейд. Здесь стояло множество судов, в том числе, три броненосца, но рейд освещался луной, а команды катеров были строго проинструктированы атаковать наверняка. Поэтому в качестве жертв они выбрали отдельно стоявшее сторожевое судно и выпустили в него торпеды с дистанции 30–40 сажен (64–85 м). Обе торпеды попали в цель, судно взорвалось и быстро затонуло, при этом погибли 23 турецких матроса.

Позднее выяснилось, что торпедами потоплена маленькая канонерская лодка «Интибах» водоизмещением в 163 т, вооруженная тремя 18-фунтовыми дульнозарядными пушками. Большого военного значения потопленный корабль не имел, зато взрыв на Батумском рейде стал символическим завершающим аккордом войны: 19 (31) января в Адрианополе было подписано перемирие.


Турецкая канонерская лодка «Интибах».
Журнал «Морская кампания». 2011, №2

Русско-турецкая война 1877–1878 годов не была первым конфликтом, в котором активно применялись мины, но она впервые продемонстрировала, что это оружие может стать решающим в морской войне – этому способствовала и пассивность турецкого флота. В итоге это привело к некоторому преувеличению возможностей минных катеров как средства, способного нейтрализовать превосходство противника в крупных кораблях. Именно с 1878 года во всем мире началось массовое строительство носителей торпедного оружия – миноносок и миноносцев.

Источники и литература:

  1. Морской атлас. Том III военно-исторический. Часть первая. ГШ ВМФ,1959
  2. Морской атлас. Том III военно-исторический. Часть первая. Описания к картам. ГШ ВМФ,1959
  3. Боевая летопись русского флота: Хроника важнейших событий военной истории русского флота с IX в. по 1917 г. М.: Воениздат, 1948
  4. Н. В. Скрицкий. Корсары России. М.: Центрполиграф, 2007
  5. В. Чубинский. Об участии моряков в войне с Турциею 1877–1878 гг. СПб, 1899
  6. В. Г. Андриенко. Круглые суда адмирала Попова. СПб: Гангут, 1994
  7. Уильям Аллен, Павел Муратов. Битвы за Кавказ. История войн на турецко-кавказском фронте. 1828–1921. М.: Центрполиграф, 2016
  8. Журнал «Морская кампания». 2007, №1
  9. Журнал «Морская кампания». 2007, №2
  10. В. В. Яровой. Пароход «Великий князь Константин» // Журнал «Гангут», 2001, №21
  11. B. Langensiepen, A. Guleryuz, J. Cooper. The Ottoman Steam Navy 1828–1923. Conway Maritime Press, 1995


Во время русско-турецкой войны 1878- годов применялось два вида оружия: холодное -клинковое и огнестрельное -винтовки.По техническим характеристикам винтовки разделялись на две группы: однозарядные под унитарный патрон и многозарядные (магазинные). Однозарядные винтовки были на вооружении враждующих сторон,многозарядные только у иррегулярных формированиях и добровольцев(башибузуков). ВИНТОВКА БЕРДАНА №2 обр. 1870 г. Именно это ружье калибром 10.67 мм и стало той самой знаменитой "Берданкой", продержавшейся на вооружении армии двадцать лет вплоть до 1891 года, когда на смену ему пришла не менее знаменитая "трехлинейка" калибра 7.62 мм (Винтовка Бердана), выработанная полковником американской службы Хайремом Берданом совместно с командированными в Америку русскими офицерами полковником Горловым и капитаном Гуниусом, - была принята в России для вооружения стрелковых батальонов; а образец 1869 г. - для вооружения всех вообще частей русских войск.

Винтовки и карабин системы Бердан-2 образца 1870 г.: 1 - пехотная винтовка, 2 - драгунская винтовка, 3 - казачья винтовка, 4 - карабин.

штык к винтовке бердан№2

Лучшая винтовка Европы

Бердан-2 обр. 1870 года

M1868 Russian Berdan I: На вооружении турецкой армии применялись австрийские винтовки систем Венцеля (Венцля) обр. 1867 года и Вердля обр.1877 года.

Австрийская винтовка системы Венцеля (Венцля) обр. 1867

Австрийская винтовка системы Вердля 1877 года

Также турецкая армия была снабжена винтовками системы Снайдера и винтовками конструкции Мартини.


Казнозарядная винтовка системы Снайдера образца 1865 г. с откидным затвором, Англия
Казнозарядная
винтовка
системы Мартини - Генри образца 1871 г. с качающимся затвором (фрагмент). Англия

Источник: http://firearmstalk.ru/forum/showthread.php?t=107 Башибузуки и турецкая регулярная кавалерия применяли американские винтовки и карабины систем Генри и Винчестера с подствольным трубчатым магазином.Американское ружье Винчестера явилось одной из первых систем оружия под металлический патрон. Оно было сконструировано, однако, вовсе не Винчестером, а американским оружейником и инженером Б. Т. Генри под специальный металлический патрон бокового огня калибра 44 (11,2 мм). В 1860 г. он уступил патент и все права на это ружье фирме «Нью Хэвен Арме Компании"" принадлежавшей О. Ф. Винчестеру. Сам же Генри стал директором фабрики Винчестера, и это оружие начало именоваться по имени владельца фирмы; с 1867 г. и фабрика стала называться «Винчестер Репитинг Арме Компания. В 1866 г. наполнение патронами магазина стало производиться через зарядное отверстие в ствольной коробке, а не с передней части магазина, как было вначале у Генри. Магазинка Винчестера отлично зарекомендовала себя в период Гражданской войны в Америке (1861- 1865 гг.), а позднее - как охотничье ружье. http://corsair.teamforum.ru/viewtopic.php?f=280&t=1638

винчестеры

В ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов широко применялось боевое клинковое оружие - ятаганы, палаши и сабли.В литературе ятаганами иногда называют скимитары и сабли, а иногда это название закрепляется исключительно за кинжалами янычар. Это неправильно. Ятаганом можно называть только оружие с небольшим двойным изгибом. Длина клинка могла быть разная. У янычар ятаганы действительно были короткими, но кавалерийские образцы могли иметь клинки длиной до 90 см. Вес же ятаганов, независимо от их размеров, составлял, как минимум, 0.8 кг. При меньшем весе оружием становилось трудно рубить.

ятаган

Ятаган. Балканы, начало 19 века.

Ятаган в ножнах. Турция. 19 век.


Ятаганом можно было колоть, рубить и резать. Причем рубящие удары наносились верхней частью клинка, а режущие нижней - вогнутой - частью. То есть резали ятаганом, как шашкой или катаной, поэтому гарды он не имел. Но была разница. На ятаган не требовалось наваливаться двумя руками, как на японский меч, его не надо было медленно вести, как шашку. Пешему бойцу достаточно было резко дернуть ятаган назад. Всадник же должен был его просто удерживать. Остальное, что называется, было делом техники. Вогнутый клинок “вгрызался” во врага сам. А чтобы ятаган не вырвался из руки, его рукоятка снабжалась ушами, плотно охватывающими кисть бойца сзади. У наиболее тяжелых образцов под обычной рукояткой располагался упор для второй руки.
О пробивной силе ятаганов достаточно сказать, что даже 50-сантиметровые кинжалы янычар пробивали рыцарские латы.(www.mirf.ru/Articles/art) ПАЛАШ (польск. Palasz, нем. Pallasch, венг. pallos, от тур. pala - меч, кинжал), рубящее и колющее холодное оружие с прямым и длинным клинком.

Палаш_Осман-паши

Может иметь двустороннюю (ранние образцы), одностороннюю и полуторную заточку. Длина клинка - до 85 см. К началу 19 века на вооружении русской армии было несколько образцов палашей: гвардейские кирасирские палаши, армейские кирасирские палаши, драгунские палаши, за исключением драгун на Кавказе, которые вооружались саблями. Конная артиллерия также имела особые конно-артиллерийские палаши.

Палаш морской офицерский образца 1855/1914. Россия. 19 век.
Дина клинка - 83,3 см;
Ширина клинка - 3 см;
Общая длина - 98 см.
Клинки русских палашей с первого десятилетия 19 века были только однолезвийными. В первой трети 19 века были унифицированы различные типы палашей: драгунский образца 1806 года, кирасирский образца 1810 года и заменивший его кирасирский образца 1826 года. Палаши были на вооружении кирасир до переформирования их в драгуны в 1882 году, после чего палаши остались только в некоторых воинских частях в качестве парадного оружия.Морской палаш является разновидностью кавалерийского, он отличается несколько изогнутым, но чаще прямым клинком и наличием на боевом конце с обеих сторон косо поставленных ребер, являющихся продолжением обуха и доходящих до острия.

Палаши кирасирские офицерские образца 1826 г. Изготовлены в 1855 и 1856 гг. Златоуст.

Морской палаш использовался с 16 века в качестве абордажного оружия. В России морские палаши были введены на флоте при Петре I. Русские морские палаши 19 века отличаются от кавалерийских меньшими размерами, формой клинков и эфесов. Большое количество морских палашей было изготовлено в Златоусте в 1852-1856 годах и позднее.
http://www.megabook.ru

Русская кавалеристская сабля образца 1827года, кладенец

"Сабли и тесаки пехотные. Златоустовская оружейная фабрика, середина XIX века
Cвой вклад в разгром турецких войск внес военно-морской флот России.Вице-адмирал Российского Флота Степан Осипович Макаров (1848-1904 гг.) сыграл огромную роль в становлении морского подводного оружия на флоте России. К его заслугам в этом деле необходимо отнести, в первую очередь, идею создания минных катеров (прообраза миноносцев) и вооружение их шестовыми минами, а в дальнейшем и торпедами; модернизацию шестовых мин с применением кормового крепления; создание буксируемых мин «крылатка». В тактике ведения боевых действий Степан Осипович впервые применил мины как наступательное оружие у берегов неприятеля во время русско-турецкой войны 1877- 1878 гг., и провел первую боевую атаку неприятельского корабля торпедами Уайтхеда. Макаров оказал неоценимую помощь своему флагманскому минеру К. Ф. Шульцу в создании первого в мире трала.Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. катера с шестовыми минами, усовершенствованными С. О. Макаровым, широко применялись в русском флоте. Ими был потоплен турецкий монитор Сельфи. Тогда же С. О. Макаров разработал и с успехом применил мину-крылатку, буксируемую катером. Такой миной был подорван турецкий броненосец Ассари. были созданы торпедные катера и миноносцы.
Идея создания торпедных катеров принадлежит талантливому русскому адмиралу С. О. Макарову, который первый применил торпеды в боевой обстановке с катеров, специально оборудованных для торпедной стрельбы. Россия, первая оценившая значение этого нового оружия, построила несколько миноносок водоизмещением 12 т. торпеды и удачное применение мин русским флотом в русско-турецкую войну 1877-1878 гг. произвело сильное впечатление на морские круги других государств, обладавших большим числом крупных кораблей, повидимому, беззащитных против этого нового оружия, так как казалось, что сильная артиллерия и толстая броня - ничто перед малым по величине судном, несущим гибель крупному кораблю. (ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА --[ Техника и вооружение ]-- Шершов А)

Накануне войны русская артиллерия имела 48 артиллерийских бригад, предназначенных для действий с пехотными дивизиями. Каждая бригада была шестибатарейного состава - но 8 орудий в каждой батарее. Батарея являлась отдельной частью и могла действовать самостоятельно. Первый дивизион бригады (3 батареи) был вооружен 9-фн пушками, второй - 3 - 4-фн медными пушками, заряжающимися с казны! В четырех кавказских артиллерийских бригадах по одной батарее было вооружено 3-фн горными пушками.

Конная артиллерия состояла из 26 регулярных и 22 казачьих батарей. Вер батареи были шестиорудийными и имели на вооружении А~фн нарезные медные пушки, заряжающиеся с казны. Каждая кавказская дивизия имела по 2 батареи. В осадной артиллерии было 630 орудий различного калибра.

Крепостная артиллерия имела 44 крепостных батальона. Личный состав на случай мобилизации предназначался для комплектования осадной артиллерии, которая в мирное время своих кадров не имела. В военное время формировалось 48 запасных артиллерийских батарей (по количеству артбригад). В организационном отношении русская артиллерия стояла выше турецкой. Наличие в дивизии 48 орудий давало возможность ее командиру решительно влиять на ход боя. Самостоятельность батарей позволяла им действовать в отрыве от остальных частей бригады. В мирное время содержался запас материальной части на 48 батарей, а с началом мобилизации могло быть сформировано 68 батарей. Это мероприятие позволяло быстро восполнять потери артиллерии на войне. Обращает на себя внимание тщательная продуманность организации артиллерии и ее мобилизационного развертывания. Подобной системы не было у турок и в других армиях Западной Европы. К началу войны в русской армии было 365 батарей с 2 808 нарезными орудиями. За короткий срок артиллерийская промышленность России обеспечила создание соотношений в нашей артиллерии - 4 орудия на 1000 штыков, в конной артиллерии - 6 орудий на 1 ООО сабель.

У турок в это время было 2 орудия на 1000 штыков, а кавалерия вообще не имела артиллерии. Каждое орудие имело запас боеприпасов в составе одного боевого комплекта, размещающийся в передках и зарядных ящиках. Подвоз осуществлялся артиллерийскими передками, которые при наступательных действиях приближались к войскам. . В турецкой кампании 1877 - 1878 годов русский солдат снова показал свою доблесть, а офицеры и генералы - незаурядные способности. Русская артиллерия оказала решающее влияние на весь ход войны. Первым событием, ошеломившим Западную Европу, было успешное форсирование Дуная главными силами русской армии у Зцмницы, проведенное за 3 - 4 дня при минимальных потерях. Русская артиллерия искусно обеспечила эту переправу, сковав сильные группировки противника в крепостях Рущук и Никополь и очистив Дунай от турецких кораблей,. Всего в обеспечении форсирования Дуная участвовало до 100 осадных и 100 полевых.орудий, действующих на 160-километровом фронте. Успешному действию, артиллерии способствовало хорошее обеспечение боеприпасами.

6 боях за Никополь участвовало 1^6 полевУу, 33 осадных И 4 скорострельных орудия. Бои требовали больщого количества снарядов. Так, с 25 июня по 1 июля 1877 года» русская артиллерия выпустила по крепости Рущук 3248 снарядов, что обеспечило блокаду турецкой флотилии на Дунае.

Знаменательным событием явились боевые действия отряда генерала Гурко на Шипкинском перевале в Болгарии. Вначале на Шипке было всего 27 орудий, а у турок 48. Турецкие войска занимали командные высоты. Однако они не овладели перевалом. К концу августа на перевале уже было 55 орудий и более 15 тысяч солдат. Здесь сказалась трудность подачи боеприпасов. В среднем артиллерия имела по 130 снарядов нй орудие, остальные боеприпасы были в тылу. Четыре месяца продолжалась борьба, и туркам, несмотря на целый ряд очевидных преимуществ, овладеть перевалом не удалось. При очень трудных условиях подвоза боеприпасов русская артиллерия за период боев на перевале израсходовала 18 930 снарядов, в отдельные дни расход превышал 50 снарядов на орудие. Потерь материальной части было очень мало, почти все повреждения устранялись на огневых позициях. В истории русско-турецкой войны 1877 - 78 годов борьба за Плевну занимает особое место. Она началась в июле 1877 года и продолжалась до 10 декабря. В первой атаке на Плевну участвовало 40 орудий, которые израсходовали 1 980 снарядов. Атака не удалась. Во второй атаке участвовало до 170 орудий, но из-за плохой организации штурма русские войска снова потерпели неудачу.

В третий раз было принято решение предварительно овладеть Ловчей - крупным опорным пунктом южнее Плевны. 3 августа 1877 года Ловча была взята. Атаку турецких позиций обеспечивали 98 орудий, которые за один день израсходовали 5375 снарядов, что в среднем составляло по 58,5 снаряда на орудие. Пехота же израсходовала 245 тысяч патронов - по 14 патронов на винтовку. Сравнение не нуждается в комментариях. При третьей атаке Плевны было сосредоточено 424 орудия.

Однако в результате неумелого применения артиллерии 7 сентября огонь вели только 152 орудия, 8 сентября - 214, 9 и 10 сентября - 226 орудий из 424. Остальные находились во вторых линиях и бездействовали, За период подготовки и в ходе штурма полевая артиллерия израсходовала 4^200 снарядов, что составляло в среднем по 170 снарядов на орудие. После этого началась осада Плевны. К концу осады у русских было в боевой линии 349 орудий и 186 орудий в резерве. Орудия были исправные, хорошего качества. 10 декабря П левейский гарнизон капитулировал. Далее русскаяармия форсировала Балканские горы и поставила турецкую армию на грань катастрофы, что заставило турецкое правительство запросить перемирия. t. , 6 января 1878 года в своем приказе, обращаясь к солдатам, генерал Гурко писал; „Окончился переход через Балканы.

Не знаешь, чему удивляться больше: храбрости ли и мужеству вашему в боях с неприятелем или же стойкости и терпению в перенесении тяжелых трудов в борьбе с горами, морозами и глубоким снегом. Пройдут годы, и потомки наши, посетив эти дцкие горы, с гордостью и торжеством скажут: „Здесь прошли русские войска и воскресили славу суворовских и румяндевских чудо-богатырей". Важным условием успешных действий артиллерии в горах явилось обеспечение ее снарядами. С этой задачей служба артиллерийского снабжения успешно справилась, несмотря на растянутость коммуникаций и отставание тылов. Снаряды в достаточном количестве были накоплены в подготовительный период. Подвижные парки были приближены к войскам. Каждое орудие имело запасы снарядов в передках и зарядных ящиках.

Начало военных действий . Русская армия на Балканах, которую возглавлял брат царя Николай Николаевич, насчитывала 185 тыс. человек. При штабе армии находился и царь. Численность турецкой армии в Северной Болгарии составляла 160 тыс. человек.

15 июня 1877 г. русские войска переправились через Дунай и развернули наступление. Болгары восторженно встречали русскую армию. В ее состав влились болгарские добровольные дружины, показавшие высокий боевой дух. О них рассказывали, что они шли в бой, как «на веселый праздник» .

Русские войска быстро продвигались на юг, торопясь овладеть горными проходами через Балканы и выйти в Южную Болгарию. Особенно важно было занять Шипкинский перевал, откуда шла кратчайшая дорога на Адрианополь. После двухдневных ожесточенных боев перевал был взят. Турецкие войска в беспорядке отступали. Казалось, открывался прямой путь на Константинополь.

Контрнаступление турецких войск. Бои на Шипке и под Плевной. Однако ход событий вдруг круто изменился. 7 июля крупный турецкий отряд под командованием Осман-паши, совершив марш-бросок от сербской границы и опередив русских, занял крепость Плевну в Северной Болгарии. Возникла угроза флангового удара. Две попытки русских войск овладеть Плевной успеха не имели. Турецкие войска, не выдерживавшие натиска русских в открытых сражениях, неплохо держались в крепостях. Наступление русских войск было приостановлено.

Перехватив инициативу, турецкие войска вытеснили русских из Южной Болгарии. В августе начались кровопролитные бои за Шипку. Пятитысячный русский отряд, в который входили и болгарские дружины, возглавлял генерал Н. Г. Столетов. Противник имел пятикратное превосходство. Защитникам Шипки приходилось отбивать до 14 атак в день. Нестерпимая жара усиливала жажду, а ручей находился под обстрелом. На исходе третьего дня боев, когда положение стало отчаянным, подошли подкрепления. Угроз окружения была устранена. Через несколько дней бои затихли. Шипкинский проход остался в руках русских, н~ южные его склоны удерживали турки.

Подкрепления из России стягивались к Плевне. Третий ее штурм начался 30 августа. Под покровом густого тумана отряд генерала Михаила Дмитриевича Скобелева (1843—1882) скрытно подошел к противнику и стремительной атакой прорвал укрепления. Но на других участках атаки русских войск были отбиты. Не получив поддержки, Скобелев на следующи день отвел свой отряд. В трех штурмах Плевны русские потеряли 32 тыс., румыны — 3 тыс. человек. Из Петербурга приехал герой Севастополя генерал Э. И. Тотлебен. Осмотрел позиции, он посоветовал полностью блокировать крепость. Без тяжелой артиллерии новый штурм мог лишь увеличить число напрасных жертв.

Падение Плевны и перелом в ходе войны . Началась зима. Турки удерживали Плевну, русские — Шипку. «На Шипке все спокойно», — сообщало командование. Между тем число обмороженных доходило до 400 в день. В метель прекращался подвоз боеприпасов и продовольствия. С сентября по декабрь 1877 г. русские и болгары потеряли на Шипке 9500 человек обмороженными, больными и замерзшими. В наши дни на Шипке стоит памятник-гробница с изображением двух воинов, склонивших головы, — русского и болгарина.

В конце ноября в Плевне закончилось продовольствие. Осман-паша сделал отчаянную попытку прорыва, но был отброшен обратно в крепость. 28 ноября Плевна сдалась. В русском плену оказались 43 тыс. человек во главе с самым талантливым турецким военачальником. В ходе войны произошел перелом. Сербия возобновила военные действия Чтобы не упустить инициативу, русское командование решило идти через Балканы, не дожидаясь весны.

13 декабря главные силы русской армии во главе с генералом Иосифом Владимировичем Гурко (1828—1901) начали путь на Софию через труднейший перевал Чурьяк. Войска двигались днем и ночью по крутым и скользким горным склонам. Начавшийся дождь перешел в снег, закружилась метель, а затем ударили морозы. 23 декабря 1877 г. в обледенелых шинелях русские вступили в Софию.

Тем временем войска под командованием Скобелев должны были вывести из борьбы группировку, которая блокировала Шипкинский перевал. Скобелев перешел через Балканы западнее Шипки, по обледенелому и покатому карнизу над пропастью и вышел в тыл укрепленного лагеря Шейново. Скобелев, которого прозвали «белым генералом» (он имел привычку появляться в опасных местах на белом коне и во всем белом), ценил и берег солдатскую жизнь. Его солдаты шли в бой не плотными колоннами, как тогда было принято, а цепями и быстрыми перебежками. В результате боев у Шипки-Шейново 27—28 декабря 20-тысячная турецкая группировка капитулировала.

Трехдневное сражение к югу от Пловдива завершило военную кампанию. 8 января 1878 г. русские войска вступили в Адрианополь. Преследуя поспешно отступавших турок, русская конница вышла на берег Мраморного моря. Отряд под командованием Скобелева занял местечко Сан-Стефано, в нескольких километрах от Константинополя. Войти в турецкую столицу не составляло труда, но, опасаясь международных осложнений, русское командование не решилось на такой шаг.

Через несколько лет после войны Скобелев внезапно умер в расцвете сил и таланта в возрасте 38 лет. Многие улицы и площади в Болгарии названы его именем.

Военные действия в Закавказье. Командующим русскими войсками в Закавказье формально считался великий князь Михаил Николаевич, младший сын Николая I. Фактически же командование осуществлял генерал М. Т. Лорис-Меликов. В апреле-мае 1877 г. русская армия взяла крепости Баязет и Ардаган и блокировала Каре. Но затем был ряд неудач, и осаду Карса пришлось снять.

Решающее сражение произошло осенью в районе Аладжинских высот, недалеко от Карса. 3 октября русские войска штурмом овладели укрепленной горой Авлияр — ключевым пунктом турецкой обороны. В Аладжинском сражении русское командование впервые использовало телеграф для управления войсками. В ночь на 6 ноября 1877 г. был взят Каре. После этого русская армия вышла к Эрзуруму.

Сан-Стефанский мирный договор . 19 февраля 1878 г. в Сан-Стефано был подписан мирный договор. По его условиям Болгария получила статус автономного княжества, самостоятельного в своих внутренних делах. Сербия, Черногория и Румыния обрели полную независимость и значительно расширили свою территорию. России возвращалась Южная Бессарабия, отторгнутая по Парижскому договору, и передавался Каре.

Временная русская администрация, управлявшая Болгарией, разработала проект конституции. В Болгарии провозглашалась конституционная монархия. Гарантировались права личности и собственности. Русский проект был положен в основу болгарской конституции, принятой Учредительным собранием в Тырново в апреле 1879 г.

Берлинский конгресс . Англия и Австро-Венгрия не признали Сан-Стефанский договор. По их настоянию летом 1878 г. состоялся Берлинский конгресс с участием Англии, Франции, Германии, Австро-Венгрии, России и Турции. Россия оказалась в изоляции и была вынуждена пойти на уступки. Западные державы категорически возражали против создания единого Болгарского государства. В итоге Южная Болгария осталась под властью Турции. Русским дипломатам удалось добиться лишь того, что в состав автономного Болгарского княжества были включены София и Варна. Территория Сербии и Черногории была значительно урезана. Конгресс подтвердил право Австро-Венгрии оккупировать Боснию и Герцеговину. Англия выторговала себе право ввести войска на Кипр. В докладе царю глава русской делегации А. М. Горчаков написал: «Берлинский конгресс есть самая черная страница в моей служебной карьере ». Царь пометил: «И в моей тоже» .

Тем более была потрясена русская общественность, не знавшая о секретном Будапештском соглашении. Неудача в Берлине всецело приписывалась промахам русской дипломатии. На всю страну прогремела негодующая речь Ивана Аксакова в Московском славянском комитете. Правительство, не терпевшее критики в свой адрес, выслало из Москвы этого заслуженного общественного деятеля.

Берлинский конгресс, несомненно, не украсил дипломатическую историю не только России, но и западных держав. Движимые мелкими сиюминутными расчетами и завистью к блистательной победе русского оружия, правительства этих стран продлили турецкое владычество над несколькими миллионами славян.

И все же плоды русской победы были уничтожены лишь отчасти. Заложив основы свободы болгарского народа, Россия вписала славную страницу в свою историю. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. вошла в общий контекст эпохи Освобождения и стала ее достойным завершением.

Михаил Дмитриевич Скобелев Из воспоминаний художника В. В. Верещагина
На поле русско-турецкой войны Скобелев явился генерал-майором, уже с Георгием на шее (имеется в виду орден св. Георгия Победоносца, которым награждались за храбрость генералы и офицеры. Знак отличия Военного ордена могли получить и солдаты. Его называли «солдатским Георгием), и хотя вначале над туркестанскою его славою смеялись, говорили, что он еще должен заслужить эти кресты, что, пожалуй, и роту солдат опасно доверять этому мальчишке, — он взял свое и кончил войну с репутацией первого боевого офицера, храброго из храбрых, народного героя-воина!

Во время второй атаки на Плевну Скобелеву решились доверить, кроме казаков, еще батальон пехоты, и с этим батальоном он положительно спас наши отбитые, разбитые войска... С горстью людей он дошел до самой Плевны и крепко нажал на турок, никак не полагавших, что они имеют дело лишь с несколькими сотнями людей, никем не поддерживаемых...

Здесь кстати привести рыцарскую черту характера Скобелева: он призвал покойного брата моего Сергея, которому обыкновенно доверял самые опасные поручения, и сказал:
— Уберите всех раненых: я не отступлю, пока не получу от вас извещения, что все подобраны.
Уже поздно было, когда брат мой... и сотник Ш. явились к Скобелеву и донесли, что «ни одного раненого не осталось на поле битвы».
— Я вам верю, — сказал Скобелев и только тогда приказал отступать...

Битва под Ловчею была первою, в которой Михаил Скобелев, 34-летний генерал, самостоятельно распоряжался отрядом в 20000 человек. Он был под началом князя Имеретинского, благоразумного генерала, не стеснявшего Скобелева в его распоряжениях и совершенно вверившего ему все силы.

Когда форты, которые, пожалуй, никто другой из русских генералов не осилил бы, были-таки взяты, после самого кровопролитного боя, князь Имеретинский в своем донесении главнокомандующему назвал Скобелева «героем дня»...
Что мне случалось слышать от Скобелева в дружеских беседах, то теперь, конечно, не приходится рассказывать. Довольно заметить, что он был сторонником развития России и движения ее вперед, а не назад... повторяю, что распространяться об этом неудобно.
Скобелев очень много занимался, много читал, еще больше писал... Записки, поданные Михаилом Дмитриевичем во время этой войны главнокомандующему о положении офицеров и солдат и вероятной причине наших временных неудач, полны наблюдательности, верных, метких замечаний. Живя вместе с Скобелевым в Плевне, я читал некоторые из этих записок, по словам его, очень не понравившихся...

Скобелев прекрасно владел французским, немецким и английским языками и литературу этих стран, в особенности военную, знал отлично... Он особенно высоко ценил военный талант Наполеона I, а из современных — Мольтке, который, с своей стороны, по-видимому, был неравнодушен к юному, бурному, многоталантливому собрату по оружию; по крайней мере, когда я говорил с Мольтке о Скобелеве, после смерти последнего, в голосе «великого молчальника» слышалась нежная, отеческая нота, которой я не ожидал от прусского генерала-истребителя.

О большинстве наших деятелей во время турецкой войны Скобелев отзывался неважно — по меньшей мере...

Надобно сказать то, что Скобелев положительно совершенствовал свой нравственный характер. Вот, например, образчик военной порядочности из его деятельности последних лет: на второй день после Шейновской битвы я застал его за письмом.

— Что это вы пишите?
— Извинительное послание: я при фронте распек бедного X., как вижу, совершенно напрасно, поэтому хочу, чтобы мое извинение было также гласно и публично, как и выговор...

Кто не был в огне с Скобелевым, тот положительно не может себе понятия составить о его спокойствии и хладнокровии среди пуль и гранат, — хладнокровии тем более замечательном, что, как он сознавался мне, равнодушия к смерти у него не было; напротив, он всегда, в каждом деле боялся, что его прихлопнут и, следовательно, ежеминутно ждал смерти. Какова же должна была быть сила воли, какое беспрестанное напряжение нервов, чтобы побороть страх и не выказать его!

Благоразумные люди ставили в упрек Скобелеву его безоглядную храбрость; они говорили, что «он ведет себя, как мальчишка», что «он рвется вперед, как прапорщик», что, наконец, рискуя «без нужды», он подвергает солдат опасности остаться без высшего командования и т. д. Надобно сказать, что это все речи людей, которые заботятся прежде всего о сбережении своей драгоценной жизни — а там что Бог даст... Не для того же дослужился человек до генеральских эполет, чтоб жертвовать жизнью за трусов.

— А почему бы и нет! — рассуждал Скобелев. — Понятие о трусости и храбрости относительное; тот же самый солдат, в большинстве случаев, может быть и трусом, и храбрым, смотря по тому, в каких он руках. Одно верно, что солдат обыкновенно не дурак: увлечь его можно, но заставить идти, не показавши примера, трудно.

Этот-то пример и солдатам, и офицерам Скобелев считал себя обязанным показывать.