Биографии Характеристики Анализ

Роль пейзажа в раскрытии характера мцыри. 

Произведение Лермонтова "Мцыри" было написано в 1839 году. В его основу легла реальная история, услышанная Лермонтовым от одного монаха.

Главный герой - Мцыри - живёт в монастыре. Он хочет из него сбежать. Он хочет свободы, увидеть мир. Монастырь в этом произведении - образ неволи, "тюрьмы", а природа - образ свободы. Когда Мцыри сбегает, бушует буря, клубятся тёмные тучи, сверкают молнии, на небе нет ни одной звезды, даже луны: "Обняться с бурей был рад!/ Глазами тучи я следил/ Рукою молнии ловил.../.

" Потом гроза утихает, ночь быстро проходит и наступает прекрасное утро. Природа отражает чувства Мцыри. Даже буря и ночь его не пугают, он счастлив очнуться на свободе. Но его всё равно "грызут" страхи, "гложат" сомнения, "мучают" вопросы, такие как "А вдруг погоня?" "Что будет, если найдут меня?", и т.д. Но сомнения быстро покидают его. Это отражается и на времени суток - наступает прекрасный рассвет. Главный герой понимает, что его долгожданный побег удался, он наконец-то на свободе, которую он так давно жаждал получить.

Мцыри оказывается в Божьем саду. Там много прекрасных растений и птиц, которые поют чудесными голосами. Природа отражает счастье и свободу, которые испытывает беглец. Автор передаёт это, используя различные эпитеты в своей поэме: "растений радужный наряд", "кудри виноградных лоз", "прозрачная зелень листов", "волшебные голоса", "торжественный хваленья час".

Потом Мцыри уходит из Божьего сада и слышит песню, которую поёт грузинка. Он засыпает, убаюканный её голосом. Она сниться ему. Её образ навевает Мцыри мысли и воспоминания о родном доме. Когда Мцыри снова просыпается, то уже наступила ночь, на небе полная луна, озаряющая всё своим светом. Вдалеке он видит Кавказские горы и решает пойти к ним. Он решает идти через густой и тёмный лес, но он, к сожалению, заблудился в нём. Ночь и тёмный лес олицетворяют сомнения, мучающие главного героя, его потаённые страхи и пугающие мысли. "И я пробудились/ Уж луна сияла./ Из виду горы потерял/ И тут с пути сбиваться стал/."

Мцыри очутился на лесной полян, где потом его заметил барс. Поляна - арена схватки главного героя с барсом. Мир будто застыл, наблюдая за их борьбой за жизнь. Барс - ночной хищник, образ самого потаённого и жуткого страха. Но Мцыри победил барса, победил свой страх.

Мцыри вышел из леса и увидел туман. Ему кажется, что он слышит голоса, доносящиеся из аула, но он исчезает и на его месте возникает монастырь, разносящий звон колоколов. На Мцыри нахлынуло разочарование, что он вновь вернулся к своей "тюрьме", что ему никогда не удастся побывать в родном крае, увидеться со своей семьёй.

Далее мцыри рассказывает старцу про цветок, с которым он олицетворяет себя и свою жизнь. Главному герою становится плохо, его мучает жажда, он видит миражи и теряет сознание. В таком состоянии его находят монахи и везут в монастырь.

Перед тем как умереть, он просит старца похоронить его не в стенах монастыря, а на свободе. В саду, где цветут чудесные белые акации, растёт мягкая ярко-зелёная травка, свежий и чистый воздух, откуда видны высокие Кавказские горы.

Большую роль в поэме Лермонтова "Мцыри" играет природа. Именно через неё и её изменения автор передаёт внутренние чувства, страхи, переживания, надежды и мечты главного героя Мцыри.

Поэма "Мцыри" написана в 1839 г., незадолго до смерти Лермонтова. Это одно из его последних произведений, своеобразный итог всего творческого пути. В поэме воплотился поздний, зрелый лермонтовский романтизм – направление, которому в той или иной степени поэт следовал всю свою жизнь. Все идеи поздней лирики поэта отразились в этом произведении. К концу жизни ведущей темой в творчестве Лермонтова стала тема одиночества. Но, по сравнению с ранней лирикой, теперь одиночество лирического героя воспринимается как его свобода, то есть он по-новому рассмотрел для себя принцип романтического дуализма (традиционный принцип романтиков, построенный на различии для поэта мира "здесь" и мира "там", противопоставлении идеального и реального). Таким образом, поэт пришел к новому восприятию отношений героя и внешнего мира. Огромное значение в раскрытие образа одинокого, страдающего и свободного Мцыри имеет романтический пейзаж. Он вообще является одним из наиболее содержательных композиционных компонентов художественного произведения. Самостоятельной ценности он не несет, он почти никогда не является просто объективно-реальным изображением природы, тем более в произведении романтическом, где он резко субъективирован, символичен и подчиняется принципу психологического параллелизма – то есть уподобления внутреннего состояния человека живой природе. Иными словами, для романтиков природа – это своеобразный способ видения и изображения мира. "Мцыри" – типичная романтическая поэма. Она построена на идее двоемирия и контрасте. Отличительная черта Лермонтова-романтика состоит именно в том, что в его поэмах можно найти множество разнообразных конфликтов. Один из основных – это контраст между миром монастыря, тюрьмой для Мцыри, и миром природы, воплощением свободы, к которому не раз прибегал Лермонтов и в своей ранней лирике. Конфликт двух противоположных миров монастыря резко контрастирует с живым описанием леса, реки, бури и барса. На протяжении всей поэмы пейзаж – фон действия, который не только добавляет красок в разгорающееся противостояние, но и помогает понять природу конфликта. Пейзаж мира, который находится за стенами монастыря, формирует в основном и образ самого Мцыри. Герой отождествляется с природой, путем изображения различных ее состояний поэт художественно передает различные состояния души юноши – от бури, способной разрушить все на своем пути, до тихой зари, поражающей своей гармонией. Природа у Лермонтова – это живое существо. Ему не чужды человеческие страдания, с помощью пейзажа автору удается необыкновенно точно описать внутренний мир героя. От предельно скупых набросков пейзажа монастыря Лермонтов переходит к воплощению свободы – природе леса, он описывает необыкновенное, демоническое буйство звуков и красок. Один из кульминационных моментов поэмы – встреча героя с барсом. В ней автор показывает полное единение Мцыри с природой. Описание битвы идеально гармонирует с пейзажем, мир как бы застыл под луной, наблюдая за сражением; сказочная поляна в лесу является ареной для схватки романтического героя со зверем, воплощением самой природы. В сцене боя с барсом наряду с антитезой используется прием олицетворения. Автор отступил от описания общего образа природы. Он наделяет человеческими качествами барса, месяц и лес. Это органично дополняет классический романтический пейзаж. Чувствуется своеобразное напряжение, витающее в воздухе, которое не может оставить читателя равнодушным. В этой сцене все буйство природы, описанное при побеге Мцыри, теперь отражается в душе читателя; этим автор подчеркивает важность эпизода. Но не менее интересны и другие описания. В самом начале поэмы автор устами Мцыри делает необыкновенно точные зарисовки пейзажей, которыми несчастный юноша успел насладиться за три короткие дня пребывания на воле. И здесь широко использован прием олицетворения: деревья, обнявшись, как братья, пляшут круговую пляску, два утеса над рекой мечтают соединиться друг с другом, их желание так понятно бывшему затворнику: они тоже жаждут свободы, как жаждал он, томясь в своей тюрьме, объединиться с природой. Здесь появляется мысль о том, что мечта Мцыри тоже не осуществится до конца. Вид горного пейзажа напомнил беглецу его детство, родной аул. И вот уже перед глазами видение – лунные вечера, блеск оружия, отец на коне. Он вспоминает и звуки песен и речей своих сестер, и рассказы стариков. Один из наиболее ярких и важных образов – образ горного потока: …Хотя без слов Мне внятен был тот разговор, Немолчный ропот, вечный спор С упрямой грудою камней. Мцыри понимает поток, потому что это его душа; тоже усиленная грозой, она восстала и сломала старое русло. Но спорить с тяжелыми камнями бесполезно, сокрушается герой. Обилием различных образов и комбинаций пейзажей Лермонтов достигает полного раскрытия образа главного героя. Как и в любом романтическом произведении, в этой поэме пейзажи формируют образ героя, заставляя его играть всеми возможными оттенками чувств. Вообще же можно говорить о том, что пейзаж в "Мцыри" представляет собой типичный образец романтического пейзажа, со всеми его функциями, особенностями и характерными чертами, что, безусловно, свидетельствует о чистоте стиля произведения.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Пейзажные зарисовки в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Урок литературы в 8 классе (проверка знания текста, умения анализировать текст)

(урок 2 в системе уроков по творчеству М. Ю. Лермонтова) Цели: проверяем знание текста, учимся понимать взаимосвязь между чувствами автора, лирического героя и читателя, развиваем творческие способности, воспитываем умение воспринимать прекрасное. Информационные источники: текст поэмы «Мцыри» (любое издание), альбом репродукций «М. Ю. Лермонтов». Урок проводится в компьютерном классе в связи с необходимостью использования графического редактора Paint .

1. Повторение: проверка знания текста Что значил для Лермонтова Кавказ? Вспомните, какие произведения Лермонтов посвятил ему (просмотр репродукций картин Лермонтова в альбоме). Пересказ сюжета поэмы «Мцыри». Какие эмоции вы уловили во время чтения? Переход к проверке домашнего задания: каким образом пейзаж в этом произведении помогает понять состояние лирического героя?

2. Проверка домашнего задания: чтение выбранных пейзажных зарисовок. Ты хочешь знать, что видел я На воле? – пышные поля, Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, шумящих свежею толпой, Как братья в пляске круговой. Я видел груды тёмных скал, когда поток их разделял, И думы их я угадал: Мне было свыше то дано! В ущелье там бежал поток. Он шумен был, но неглубок; К нему, на золотой песок, Играть я в полдень уходит И взором ласточек следил, Когда они перед дождём Волны касалися крылом.

И было всё на небесах Светло и тихо. Сквозь пары Вдали чернели две горы. Наш монастырь из-за одной Сверкал зубчатою стеной. Внизу Арагва и Кура, Обвив каймой из серебра Подошвы свежих островов, По корням шепчущих кустов Бежали дружно и легко… Уж луна Вверху сияла, и одна Лишь тучка кралася за ней, Как за добычею своей, Объятья жадные раскрыв. Мир тёмен был и молчалив; Лишь серебристой бахромой Вершины цепи снеговой Вдали сверкали предо мной Да в берега плескал поток.

Когда я стану умирать, И верь тебе недолго ждать, Ты перенесть меня вели В наш сад, в то место, где цвели Азалий белых два куста… Трава меж ними так густа, И свежий воздух так душист, И так прозрачно-золотист Играющий на солнце лист! Там положить вели меня. Сияньем голубого дня Упьюся я в последний раз. Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он с своих высот Привет прощальный мне пришлёт, Пришлёт с прохладным ветерком… И близ меня перед концом Родной опять раздастся звук! И стану думать я, что друг Иль брат, склонившись надо мной, Отёр внимательной рукой С лица кончины хладный пот И что вполголоса поёт Он мне про милую страну… И с этой мыслью я засну, И никого не прокляну!..

3. Беседа о прочитанном: проверка умения ориентироваться в тексте Мы увидели разные картины природы как бы глазами главного героя. В какие моменты нам показаны яркие, жизнеутверждающие образы? Как поэт использует приём олицетворения? О каких особенностях мировоззрения лирического героя говорит его видение мира? Какие необычные эпитеты встретились в поэме? Чем удивил нас Лермонтов?

4. Исследование текста (письменная работа) Какие краски использует автор в пейзажных зарисовках? Какие образы привлекают внимание в первую очередь? Почему? Как настроение героя отзывается во всём, что видит он вокруг? Какие картины природы, увиденные Мцыри, произвели на вас самое глубокое впечатление? Почему?

5. Творческая работа (в графическом редакторе) Попробуйте создать картину, которая передаст ваши чувства после прочтения поэмы «Мцыри». Используйте краски и образы, о которых говорили во время подготовительной работы.

Результат проделанной работы: Альбом «Картины природы в произведениях М. Ю. Лермонтова»

Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, шумящих свежею толпой, Как братья в пляске круговой. Я видел груды тёмных скал, когда поток их разделял

Внизу Арагва и Кура, Обвив каймой из серебра Подошвы свежих островов, По корням шепчущих кустов Бежали дружно и легко…

Уж луна Вверху сияла, и одна Лишь тучка кралася за ней, Как за добычею своей, Объятья жадные раскрыв. Мир тёмен был и молчалив

Трава меж ними так густа, И свежий воздух так душист, И так прозрачно-золотист Играющий на солнце лист!

После просмотра творческих работ: Посмотрим на репродукции картин самого Лермонтова. Получилось ли некоторое сходство в выборе красок, образов? Попробуем подобрать подписи к картинам М. Лермонтова из его же произведения.

Вид Тифлиса

Окрестности селения Караагач

Вид Пятигорска

Военно-Грузинская дорога близ Мцхета

Крестовый перевал

6. Итог урока Каким образом М. Ю. Лермонтову удалось так полно передать чувства своего героя? Можем ли мы сказать, что природа в этой поэме – тоже в какой-то мере действующее лицо?

Домашнее задание Указать композиционные части поэмы. Выбрать эпизоды, характеризующие главного героя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В презентации к уроку литературы в 11 классе по теме "А. Блок. Поэма "Двенадцать" представлен большой материал, который иллюстрирует не только само произведение, но и эпоху революции в России. А со...

Интегрированный урок «Предприниматель или приобретатель?» (по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души")

Интегрированные уроки по русскому языку и литературе по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души" "Предприниматель или приобретатель?" для 9 класса рассматривает образ Чичикова с то...

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Пейзаж в поэме «Мцыри» имеет особую роль, поскольку он, с одной стороны, помогает глубже проникнуть в душу героя и понять его. А с другой стороны - он и сам выступает в произведении в роли активно действующего персонажа.
Действие поэмы разворачивается неподалеку от Кавказского горного хребта, близ слияния двух рек, Арагвы и Куры. Чем-то диким и первозданным веет от этих мест, и легко поверить, что здесь могла вырасти такая гордая и непокорная натура, как Мцыри. Этот пейзаж идеально отвечал всем замыслам автора и полностью соответствовал понятию романтического пейзажа: необычного и контрастного. Кроме того, для читателя-современника Лермонтова само понятие Кавказ служило синонимом свободы и свободомыслия, поскольку туда ссылали всех неугодных режиму (так оказался там и сам автор).
Пейзаж в поэме представлен с двух точек зрения: так, как его видит автор, и так, как его видит Мцыри. Первый пейзаж, который предстает перед читателем - это унылый и печальный монастырский пейзаж. Описывая его, в противовес последующим изображениям живой природы, скупо и сухо, Лермонтов сразу же намечает романтический конфликт между двумя мирами: миром свободы и несвободы. Отметим, что нигде в поэме подробно не упоминается о том, насколько плохо жилось Мцыри в монастыре. Но об этом можно с легкостью догадаться по его восторженному рассказу об увиденном в краткие три дня побега. Солнечный свет, легкое дуновение ветерка, цветущие растения и поющие птицы - вот все то очарование жизни, которого Мцыри, запертый в каменных стенах, был лишен. Благодаря открывшимся перед ним видам гор главный герой вспоминает свою семью. Так к Мцыри приходит осознание того, что для него в жизни наиболее важно, так в его душе зарождается мечта добраться на родину.
На протяжении всего повествования пейзаж отображает изменения в настроении Мцыри, он видоизменяется вместе с ним. В самом начале странствований Мцыри все изображено в мажорной ноте, краски природы яркие и живые: «голубое небо», «белый караван», «прозрачная зелень» и «озолотившийся восток». Пространство ощущается огромным и свободным: «пышные поля», «разросшиеся деревья». Но затем Мцыри осознает, что его мечта неисполнима, и окружающий мир преображается. Теперь перед ним темный лес, сбивающий героя с пути, палящая жара, «терновник, спутанный плющом». Пространство сужается, выталкивая Мцыри назад, в его келью-тюрьму. Тут видно, что роль пейзажа в поэме «Мцыри» не сводится к одному фону, на котором разворачивается повествование. Напротив, местами пейзаж как бы сам формирует дальнейшие события, подводя героя к вполне закономерному финалу.
Во второй части поэмы Лермонтов использует прием олицетворения природы. Его поэтическое мастерство особенно ярко проявляется в кульминационном эпизоде с барсом: ночной лес застывает, наблюдая за страшной битвой, и сам напоминает читателю живое и недоброе существо.
Сам барс также воспринимается как разумное существо со своей недоброй волей - он, как и лесная чаща, преграждает Мцыри путь на родину. Пейзаж обретает человеческие черты и становится антагонистом Мцыри. Даже природа восстает против героя, и мы видим, какова роль пейзажа в поэме Лермонтова «Мцыри» - она состоит в создании мотива абсолютного одиночества. Трагедия Мцыри в том, что ни один из двух миров, ни монастырский, ни природный, не оказался ему родным по-настоящему, он изгнан отовсюду. Да, природа дала ему ощущение свободы, но она же его и погубила…

Поэма “Мцыри” написана в 1839 г., незадолго до смерти Лермонтова. Это одно из его последних произведений, своеобразный итог всего творческого пути. В поэме воплотился поздний, зрелый лермонтовский романтизм – направление, которому в той или иной степени поэт следовал всю свою жизнь.

Все идеи поздней лирики поэта отразились в этом произведении. К концу жизни ведущей темой в творчестве Лермонтова стала тема одиночества. Но, по сравнению с ранней лирикой, теперь одиночество лирического героя воспринимается как его свобода,

То есть он по-новому рассмотрел для себя принцип романтического дуализма (традиционный принцип романтиков, построенный на различии для поэта мира “здесь” и мира “там”, противопоставлении идеального и реального). Таким образом, поэт пришел к новому восприятию отношений героя и внешнего мира.

Огромное значение в раскрытие образа одинокого, страдающего и свободного Мцыри имеет романтический пейзаж. Он вообще является одним из наиболее содержательных композиционных компонентов художественного произведения. Самостоятельной ценности он не несет, он почти никогда не является просто объективно-реальным

Изображением природы, тем более в произведении романтическом, где он резко субъективирован, символичен и подчиняется принципу психологического параллелизма – то есть уподобления внутреннего состояния человека живой природе. Иными словами, для романтиков природа – это своеобразный способ видения и изображения мира.

“Мцыри” – типичная романтическая поэма. Она построена на идее двоемирия и контрасте. Отличительная черта Лермонтова-романтика состоит именно в том, что в его поэмах можно найти множество разнообразных конфликтов. Один из основных – это контраст между миром монастыря, тюрьмой для Мцыри, и миром природы, воплощением свободы, к которому не раз прибегал Лермонтов и в своей ранней лирике. Конфликт двух противоположных миров монастыря резко контрастирует с живым описанием леса, реки, бури и барса. На протяжении всей поэмы пейзаж – фон действия, который не только добавляет красок в разгорающееся противостояние, но и помогает понять природу конфликта.

Пейзаж мира, который находится за стенами монастыря, формирует в основном и образ самого Мцыри. Герой отождествляется с природой, путем изображения различных ее состояний поэт художественно передает различные состояния души юноши – от бури, способной разрушить все на своем пути, до тихой зари, поражающей своей гармонией.

Природа у Лермонтова – это живое существо. Ему не чужды человеческие страдания, с помощью пейзажа автору удается необыкновенно точно описать внутренний мир героя.

От предельно скупых набросков пейзажа монастыря Лермонтов переходит к воплощению свободы – природе леса, он описывает необыкновенное, демоническое буйство звуков и красок.

Один из кульминационных моментов поэмы – встреча героя с барсом. В ней автор показывает полное единение Мцыри с природой. Описание битвы идеально гармонирует с пейзажем, мир как бы застыл под луной, наблюдая за сражением; сказочная поляна в лесу является ареной для схватки романтического героя со зверем, воплощением самой природы.

В сцене боя с барсом наряду с антитезой используется прием олицетворения. Автор отступил от описания общего образа природы. Он наделяет человеческими качествами барса, месяц и лес. Это органично дополняет классический романтический пейзаж. Чувствуется своеобразное напряжение, витающее в воздухе, которое не может оставить читателя равнодушным. В этой сцене все буйство природы, описанное при побеге Мцыри, теперь отражается в душе читателя; этим автор подчеркивает важность эпизода.

Но не менее интересны и другие описания. В самом начале поэмы автор устами Мцыри делает необыкновенно точные зарисовки пейзажей, которыми несчастный юноша успел насладиться за три короткие дня пребывания на воле. И здесь широко использован прием олицетворения: деревья, обнявшись, как братья, пляшут круговую пляску, два утеса над рекой мечтают соединиться друг с другом, их желание так понятно бывшему затворнику: они тоже жаждут свободы, как жаждал он, томясь в своей тюрьме, объединиться с природой. Здесь появляется мысль о том, что мечта Мцыри тоже не осуществится до конца.

Вид горного пейзажа напомнил беглецу его детство, родной аул. И вот уже перед глазами видение – лунные вечера, блеск оружия, отец на коне. Он вспоминает и звуки песен и речей своих сестер, и рассказы стариков.

Один из наиболее ярких и важных образов – образ горного потока:

…Хотя без слов

Мне внятен был тот разговор,

Немолчный ропот, вечный спор

С упрямой грудою камней.

Мцыри понимает поток, потому что это его душа; тоже усиленная грозой, она восстала и сломала старое русло. Но спорить с тяжелыми камнями бесполезно, сокрушается герой.

Обилием различных образов и комбинаций пейзажей Лермонтов достигает полного раскрытия образа главного героя. Как и в любом романтическом произведении, в этой поэме пейзажи формируют образ героя, заставляя его играть всеми возможными оттенками чувств. Вообще же можно говорить о том, что пейзаж в “Мцыри” представляет собой типичный образец романтического пейзажа, со всеми его функциями, особенностями и характерными чертами, что, безусловно, свидетельствует о чистоте стиля произведения.