Биографии Характеристики Анализ

Розенталь семья. Д

Родился 31 декабря 1900 г. (19 – по старому стилю) в гор. Лодзь Царства Польского Российской империи (ныне - Польша). Его отец был экономистом, мать - домохозяйкой. Родители Розенталя разговаривали на немецком, польском и идише, русский он изучал в школе. Семья переехала к родственникам в Москву в 1914 г. после начала Первой мировой войны.

В 1923 г. окончил историко-филологический факультет Московского государственного университета (МГУ, по специальности "итальянский язык"), в 1924 г. - экономический факультет Московского института народного хозяйства им. Карла Маркса (ныне - Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова). В 1924-1926 гг. - аспирант, научный сотрудник Ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук. В 1926 г. проходил стажировку в Италии, занимался изучением местных диалектов.

Кандидат педагогических наук (1949), ученая степень присвоена без защиты диссертации за учебник "Итальянский язык. Элементарный курс", изданный в том же году.

В 1922-1923 гг. преподавал в средней школе, в 1923-1936 гг. - на рабфаке им. Артёма в Москве. В 1927-1962 гг. работал на филологическом факультете МГУ, был преподавателем польского языка, соавтором самоучителя, русско-польского и польско-русского словарей. Также преподавал в Московском полиграфическом институте (1940-1962). В 1962-1986 гг. - профессор факультета журналистики МГУ, заведующий кафедрой стилистики русского языка.
Кроме этого, работал преподавателем во Всесоюзной плановой академии, Московском заочном педагогическом институте, Центральном институте усовершенствования учителей. Руководил группой дикторов телевидения и радио СССР. В 1938-1962 гг. – заместитель главного редактора журнала "Русский язык в школе". Входил в состав Орфографической комиссии Института русского языка АН СССР.
Розенталь опубликовал свыше 400 научных трудов. Основные достижения ученого в русистике - сбор и систематизация правил орфографии и пунктуации русского языка; исследования в области русского языка и культуры речи; создание (совместно с Константином Былинским) теории практической стилистики русского языка.
Работы Розенталя по вопросам правописания и стилистики на протяжении нескольких десятилетий пользуются авторитетом у большинства пишущих на русском языке: ученых, преподавателей, журналистов. Среди его трудов монографии "Практическая стилистика современного русского языка" (в соавторстве с Вячеславом Мамоновым), "Литературное редактирование", "Трудные случаи пунктуации" (обе – с Константином Былинским). Авторству ученого принадлежит ряд словарей-справочников, учебных пособий (в том числе для школьников и иностранцев), научно-популярных книг о русском языке. Также Розенталь был специалистом по польскому и итальянскому языкам, переводчиком.
Скончался 29 июля 1994 г. в Москве. Похоронен на Востряковском кладбище.

> Розенталь Дитмар Эльяшевич

ДИТМАР ЭЛЬЯШЕВИЧ РОЗЕНТА´ЛЬ

(1900-1994)

В 1923 г. окончил историко-филологический факультет Московского государственного университета, а в 1924 г. - экономический факультет Московского коммерческого института (ныне - Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова).

После окончания университетов поступил в аспирантуру Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук Института языка и литературы, специализировался в области итальянского языка и литературы. Во время обучения проходил стажировку в Италии, где изучал местные диалекты. По итогам стажировки написал учебник итальянского языка для вузов, составил итальянско-русский и русско-итальянский словари.

С 1922г. преподавал в школе II ступени, с 1923 г. - в высшей школе на рабфаке им. Артёма.

В 1927 г. был приглашён в Московский государственный университет преподавателем полонистики на этнологический факультет.

В 1940-1962 гг. преподавал в Московском полиграфическом институте, во Всесоюзной плановой академии, Московском заочном пединституте.

Входил в состав Орфографической комиссии Института русского языка АН СССР, осуществлял научное редактирование учебников и словарей, научно-методических сборников, был заместителем главного редактора журнала «Русский язык в школе» (1938-1962 гг.).

В 1949 г. за вузовский учебник «Итальянский язык. Элементарный курс» Д.Э. Розенталю была присуждена учёная степень кандидата педагогических наук. В 1961 г. он получил учёное звание профессора.

С 1962 по 1987 г. заведовал кафедрой стилистики русского языка факультета журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, затем стал профессором этой кафедры. В качестве профессора-консультанта оставался на этой кафедре до конца жизни.

В мае 1962 г. возглавил кабинет «Русский язык за рубежом» на филологическом факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Преподавал русский язык и выступал на конференциях в Италии, Германии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Польше, Австрии, Чехословакии.

Д.Э. Розенталь был членом многих Советов, в том числе Учебно-методического совета Министерства просвещения РСФСР, Научно-технического совета Министерства высшего и среднего специального образования СССР.

Основные работы : «Трудные вопросы грамматики и правописания», «Практическая стилистика русского языка», «Пособие по русскому языку для поступающих в вузы», «Литературное редактирование» (в соавторстве с К.И. Былинским), «Трудные случаи пунктуации», «Вопросы русского правописания. Практическое руководство», «Справочник по правописанию и литературному редактированию», «Орфография и пунктуация. Правила и упражнения. Учебное пособие», «Словарь-справочник лингвистических терминов» (в соавторстве с М.А. Теленковой), «Управление в русском языке. Словарь-справочник», «Современный русский язык» (в соавторстве с М.А. Теленковой и И.Б. Голуб).

В пособии содержатся теоретические сведения по всем основным разделам курса русского языка и разнообразные упражнения курса русского языка и разнообразные упражнения по орфографии, пунктуации, лексике и стилистике, грамматическому разбору.
Книга поможет учащимся систематизировать и углубить знания школьной программы при подготовке к письменным и устным экзамена по русскому языку.
Пособие предназначено для школьников старших классов и абитуриентов, учителей русского языка и преподавателей подготовительных курсов ВУЗов.

Непроверяемые безударные гласные в корне.
Существует немало слов, гласные в корнях которых нельзя проверить ударением. Это так называемые беспроверочные написания. Среди них есть слова исконно русские, но в большинстве своем подобные слова пришли из других языков. Написание их определяется по словарю.

Правописание наиболее употребительных слов следует запомнить: винегрет, возражать, дилемма, дирижёр, иждивенец, кавычки, наваждение, обаяние, обоняние, панорама, периферия, пескарь, смятение, тоннель, тоннельный, тоннельщик (в настоящее время такое написание употребительнее, чем написание туннель, туннельный, туннельщик), утилитарный и др.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Введение 4
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ
§1. Звуки и буквы 6
§2. Фонетический разбор и фонетическая транскрипция 11
§3. Слог 12
§4. Ударение 13
§5. Произношение отдельных звуков, звукосочетаний, некоторых грамматических форм 16
ОРФОГРАФИЯ
Принципы русского правописания 19
Правописание гласных в корне 20
§6. Проверяемые безударные гласные в корне 20
§7. Непроверяемые безударные гласные в корне 21
§8. Чередующиеся гласные в корне 22
Корень гар-/гор- 22
Корень зар-/зор- 23
Корень кас-/кос(н)- 23
Корень клан-/клон- 24
Корень лаг-/лож- 24
Корни мак-, мок- 25
Корни равн-, роен- 25
Корни плав-, плов-, плыв- 26
Корень раст-/рос- 26
Корень скак-/скоч- 27.
Корень твар-/твор- 27
Корни бер-/бир-, дер-/дир-, мер-/мир-, пер-/пир-, тер-/тир- 28
Корни блеет-/блист-, жег-/жиг-, чет-/чит-, стел-/стил- 29
Корни с чередованием а(я)/им, а(я)/ин 29
§9. Гласные после шипящих ир корне 30
§10. Буква э 32
Правописание согласных в корне 33
§11. Звонкие и глухие согласные в корне 33
§12. Двойные согласные в корне 34
§13. Непроизносимые согласные 36
Употребление прописных букв в именах собственных 37
Состав слова. Словообразование. Формообразование 42
§14. Состав слова 42
§15. Морфологический способ словообразования 45
§16. Неморфологические способы словообразования 48
§17. Способы образования форм слова 49
Разделительные ъ и ь 50
Правописание приставок 51
§18. Приставки на -з и приставка с- 51
§19. Приставки пре- и при- 54
§20. Гласные ы и и после приставок 56
Гласные после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях 57
§21. Гласные о и в после шипящих 57
§22. Гласные после ц 60
Перенос слов 61
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ
§23. Многозначность слова 63
§24. Омонимы 66
§25. Синонимы 67
§26. Антонимы 71
§27. Употребление иноязычных слов 73
§28. Фразеологизмы 74
МОРФОЛОГИЯ
§29. Части речи 78
Имя существительное 80
§30. Значение, разряды и категории существительных 80
§31. Правописание окончаний существительных 86
§32. Правописание суффиксов существительных 88
Имя прилагательное 92
§33. Значение, разряды и категории прилагательных 92
§34. Правописание окончаний прилагательных 94
§35. Правописание суффиксов прилагательных 95
§36. Буквы к и нн в суффиксах прилагательных 99
Правописание сложных слов 104
§37. Сложные слова с соединительной гласной 104
§38. Сложные слова без соединительной гласной 105
§39. Правописание сложных существительных 106
§40. Правописание сложных прилагательных 108
Имя числительное 114
§41. Значение и разряды числительных 114
§42. Правописание числительных 116
Местоимение 120
§43. Значение и разряды местоимений 120
§44. Правописание местоимений 121
Глагол 124
§45. Значение, категории и формы глаголов 124
§46. Правописание личных окончаний глаголов 129
§47. Употребление буквы ь в глагольных формах 131
§48. Правописание суффиксов глаголов 134
§49. Ударение в глагольных формах 139
Причастие 141
§50. Значение и формы причастий 141
§51. Правописание окончаний и суффиксов причастий 142
§52. Правописание к и нн в причастиях и отглагольных прилагательных 145
Деепричастие 151
Наречие 153
§53. Значение и разряды наречий 153
§54. Правописание наречий 156
§55. Слитное написание наречий 158
§56. Дефисное написание наречий 163
§57. Раздельное написание наречных выражений 165
Предлог 171
§58. Значение предлогов 171
§59. Правописание предлогов 172
Союз 174
§60. Значение и виды союзов 174
§61. Правописание союзов 176
Частицы 179
§62. Значение и разряды частиц 179
§63. Правописание частиц 180
§64. Употребление частиц не и ни 182
Междометие 197
Повторительные упражнения по орфографии 199
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Словосочетание 203
Предложение 207
§65. Типы предложений 207
§66. Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи 210
Простое предложение 211
§67. Главные члены предложения 211
Подлежащее 211
Сказуемое 215
§68. Тире между главными членами предложения 223
§69. Второстепенные члены предложения 227
Дополнение 228
Определение 229
Приложение 233
Обстоятельства 235
§70. Синтаксическое и стилистическое значение порядка слов 239
§71. Односоставные предложения 241
§72. Предложения с однородными членами 245
§73. Знаки препинания в предложениях с однородными членами 248
Однородные члены предложения, не соединенные союзами 248
Однородные члены предложения, соединенные союзами 249
Однородные и неоднородные определения 253
Обобщающие слова при однородных членах предложения 255
§74. Предложения с обособленными членами. 260
§75. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами 261
Обособление определений 261
Обособление приложений 271
Обособление обстоятельств 277
Обособление дополнений 287
Обособление уточняющих, пояснительных и присоединительных членов предложения 288
Слова, грамматически не связанные с членами предложения 293
§76. Вводные слова и предложения 293
§77. Обращение 306
§78. Знаки препинания при частицах, междометиях, утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах 309
Сложное предложение 313
§79. Сложносочиненное предложение 314
§80. Сложноподчиненное предложение 319
§81. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении 321
§82. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными 325
§83. Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем и т.п 333
§84. Бессоюзное сложное предложение 338
§85. Сложные синтаксические конструкции 348
Прямая и косвенная речь 351
§86. Понятие о прямой и косвенной речи 351
§87. Знаки препинания при прямой речи и диалоге 353
§88. Знаки препинания при цитатах, при выражениях, взятых из чуждого автору словаря или употребляемых в ироническом значении 363
Повторительные упражнения по орфографии и пунктуации 365
СТИЛИСТИКА
§89. Стили языка 375
§90. Употребление форм существительных 378
§91. Употребление форм прилагательных 384
§92. Употребление форм числительных 386
§93. Употребление местоимений 388
§94. Употребление форм глагола 390
§95. Строй простого предложения 392
§96. Согласование сказуемого с подлежащим 395
§97. Согласование определений и приложений 401
§98. Некоторые случаи управления 405
§99. Предложения с однородными членами 413
§100. Употребление причастных оборотов 415
§101. Употребление деепричастных оборотов 418
§102. Сложное предложение 420
Приложение. Не ошибайтесь в ударениях! 422
Условные сокращения 434.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Русский язык, Розенталь Д.Э., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


Скачать - pdf - Яндекс.Диск.

Дитмар Эльяшевич Розенталь (19 декабря 1900, Лодзь, Царство Польское, Российская империя - 29 июля 1994, Москва, Российская Федерация) - советский и российский лингвист, автор многочисленных трудов по русскому языку.

Кандидат педагогических наук (1952), профессор (1962).

Биография

Дитмар Розенталь родился в Лодзи (Польша) в еврейской семье. В ранней юности жил в Берлине, где работал его отец Зигмунд (Эльяшив) Моисеевич Розенталь (ум. 1930); мать, Ида Осиповна (Ушеровна) Розенталь (ум. 1934), была домохозяйкой. В Москве - с 1916 года. До 1918 года учился в 15-й московской (Варшавской) гимназии. С 1918 года - в Московском университете (окончил в 1923 году по специальности итальянский язык), Институте народного хозяйства имени К. Маркса (окончил в 1924); затем - в РАНИОНе (1924-1926; аспирант, научный сотрудник)

В Россию Розенталь впервые попадает в возрасте 16 лет, о чем сам говорит в интервью газете Комсомольская правда.

С 1922 по 1923 год преподавал в средней, с 1923-го - в высшей школе (рабфак имени Артёма, 1923-1936). Дальнейшие места работы - филологический факультет 1-го МГУ, с 1927; Московский полиграфический институт, 1940-1962; факультет журналистики МГУ. Профессор, заведующий кафедрой стилистики русского языка факультета журналистики МГУ в 1962-1986. Долгое время руководил факультетской группой дикторов телевидения и радио СССР.

Розенталь создал учебник итальянского языка для вузов, русско-итальянские и итальянско-русские словари; переводил на русский язык произведения итальянских писателей.

Розенталь не был академическим специалистом по лингвистике русского языка, степень кандидата педагогических наук была присуждена ему honoris causa за учебник итальянского языка. Тем не менее, он считается родоначальником (вместе с профессором К. И. Былинским) практической стилистики, одним из основных разработчиков и истолкователей правил современного русского правописания. Автор более 150 учебников (публиковались с 1925 года), пособий, справочников, словарей, популярных книг, а также исследовательских работ по русскому языку, культуре речи, стилистике, правописанию, лингводидактике.

Книги, подписанные именем Д. Э. Розенталя, продолжают издаваться в переработанных изданиях. Авторские права на труды Д. Э. Розенталя принадлежат наследнику Ю. Розенталю.

Брат - экономист Оскар Эльяшевич Розенталь (1897-1972).

Русский язык не был для Д. Э. Розенталя родным: с отцом он говорил по-немецки, с матерью и братом - по-польски. Всего он знал около двенадцати языков, включая итальянский, латынь, греческий, английский, французский, шведский.

Труды

Прижизненные

  • Мамонов В. А., Розенталь Д. Э. Практическая стилистика современного русского языка. - М., 1957.
  • Былинский К. И., Розенталь Д. Э. Литературное редактирование. - М., 1957; 2-е изд. - М., 1961.
  • Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1965.
  • Розенталь Д. Э. «Согласование по смыслу» сказуемого с подлежащим. - М., 1960.
  • Трудные случаи пунктуации. - М., 1959 (в соавторстве).
  • Вопросы русского правописания. Практическое руководство. - М., 1962.
  • Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. Для работников печати. - М.: Книга, 1967.
  • Орфография и пунктуация. Правила и упражнения. Учебное пособие. - М., 1970 (в соавторстве).
  • Редактирование: Букчина Б. З., Калакуцкая Л. Н., Чельцова Л. К. Опыт словаря-справочника: Слитно и раздельно. - М., 1972.
  • Розенталь Д. Э. Верный друг учителя-словесника // Русский язык в школе. - 1975. - № 3. - С. 90.
  • Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка: Учебник для вузов. - Изд. 4-е, испр. - М.: Высшая шк., 1977. - 316 с.
  • Розенталь Д. Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник. Для работников печати. - М.: Книга, 1981. - 207 с.
  • Розенталь Д. Э. Справочник по пунктуации: Для работников печати. - М.: Книга, 1984. - 272 с.
  • Розенталь Д. Э. Прописная или строчная? Опыт словаря-справочника / Отв. ред. Л. К. Чельцова. - М.: Рус. яз., 1984. - 328 с.
  • Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка: Ок. 30 000 слов. - 3-е изд., доп. - М.: Рус. яз., 1984. - 704 с.
  • Розенталь Д. Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов: Учеб. пособие для слушателей подгот. отд. вузов. - 2-е изд., стереотип. - М.: Высшая шк., 1989. - 224 с. ISBN 5-06-000198-9
  • Розенталь Д. Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. - 5-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 368 с. ISBN 5-211-03331-0
  • Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Междунар. отношения, 1994. - 560 с. ISBN 5-7133-0787-5

Дополненные после смерти

  • Розенталь Д. Э., Пишите, пожалуйста, грамотно! Пособие по русскому языку. - М.: Астра, 1995. - 336 с. ISBN 5-900481-09-3
  • Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. - М.: Рольф, Айрис-пресс, 1998. - 576 с. ISBN 5-7836-0043-1 (Учебные пособия для вузов)
  • Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Под ред. И. Б. Голуб. - 3-е изд., испр. - М.: Рольф, 2001. - 368 с. ISBN 5-7836-0393-7
  • Розенталь Д. Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001. - 240 с. ISBN 5-7107-4624-X
  • Розенталь Д. Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь. (Классический справочник) / Д. Э. Розенталь. - М.; 2011. 736 с. ISBN 978-5-488-02737-4 (Издательство «Оникс»). ISBN 978-5-94666-614-5 (Издательство «Мир и Образование»).

Литература

  • Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию] - Справочник, созданный на основе известного «Справочника по правописанию и литературной правке» Д.Э Розенталя, посвящен вопросам орфографии, пунктуации, произношения и литературного редактирования текста.

Ссылки

  • Могила Д. Э. Розенталя на Востряковском кладбище
  • Иванова В. Ф., «Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и стилистике» - Cправочник представляет собой переработанное и дополненное издание книги Д. Э. Розенталя «Справочник по правописанию и литературной правке»,

Биография Дитмара Эльяшевича Розенталя состоит из одних парадоксов. Еврей, родившийся в Польше, живший в Германии и изучавший итальянский язык в России, стал для многомиллионного населения советской империи – дикторов, журналистов, лингвистов и прочих – всесоюзным учителем русского языка, отцом русской практической стилистики и литературного редактирования, реформатором орфографии и пунктуации. А написанный им учебник «Пунктуация» по полноте освещения темы превосходит коллективные справочники современной Академии наук. Одновременно с филологическим получил еще и экономическое образование, в дальнейшем не востребованное. Окончил аспирантуру, но диссертацию не защитил. Степень кандидата наук – педагогических, что тоже неожиданно, – получил позже за учебник итальянского языка. «Патологически грамотный человек», «эталон русского языка» (хотя сам «эталон» считал родным языком польский), «последний, кто хорошо знал русский язык» – так говорят о нем биографы. А литредакторы и корректоры начинают с его имени каждый рабочий день.

Место под солнцем

Ди́тмар Элья́шевич Розента́ль родился 19 (31) декабря 1900 г. в польском городе Лодзь. Его отец, Эльяшив Моисеевич (взявший второе имя Зигмунд), был экономистом, амать, Ида Осиповна, – домохозяйкой. В семье говорили на трех языках: идиш, польском и немецком (отец работал в Берлине, и семья переезжала вместе с ним).

Дитмар, как и его старший брат Оскар, учился в лодзинской гимназии и русский язык выучил именно там: поскольку Польша входила тогда в состав Российской империи, русский был обязательной дисциплиной. Сам же Дитмар Эльяшевич родным языком считал польский (об этом он сказал в интервью «Московскому комсомольцу» за два месяца до смерти).

С началом Первой мировой войны Лодзь оказалась на линии фронта, и семья бежала в Москву, к родственникам. Дитмар, которому исполнилось 14 лет, продолжил учебу в 5-м классе 15-й Московской (Варшавской) гимназии. Позднее на вопрос о том, были ли у него трудности с русским языком в Москве, Розенталь ответит: «Я всегда был патологически грамотным».

Гранит науки

После гимназии, в которой он учился до 1918 г., Дитмар получил два высших образования: в 1923 г. окончил историко-филологический факультет Московского государственного университета (по специальности «итальянский язык»), а в 1924 г. – экономический факультет Московского коммерческого института (ныне – Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова) с дипломом экономиста-организатора. Вторую специальность он получил, скорее всего, под влиянием отца и брата, тоже экономиста.

Потом была Российская Ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН), в которую входил Институт языка и истории литературы. Эта организация была промежуточным звеном между старым и новым строем, Императорской академией наук и Академией наук СССР. Здесь в 1924–1926 гг. Дитмар учился в аспирантуре, а затем был научным сотрудником. В 1925 г. аспирант Розенталь прошел стажировку в Италии, где изучал местные диалекты. Эта практика дала ему богатый лингвистический материал, который впоследствии превратился в фундаментальные труды, такие какитальянско-русский и русско-итальянский словари и первый в Советском Союзе вузовский учебник итальянского языка («Итальянский язык. Элементарный курс»), за которыйв 1949 г. Розенталю присудили степень кандидата педагогических наук.


Мировой учитель русского языка

Преподавать Дитмар Эльяшевич начал в 1922 г., еще будучи студентом. Устроился учителем в школу II ступени, а с 1923 г. работал в высшей школе на рабфаке им. Артема.

В 1927 г. молодого ученого пригласили в Московский государственный университет преподавать полонистику (область филологии, изучающую польский язык, литературу, фольклор и культуру польского народа). В этот период в соавторстве с В. К. Василевской он написал самоучитель польского языка, составил русско-польский и польско-русский словари.

В 1936 г. он стал членом редколлегии, а в 1938-м – заместителем главного редактора журнала «Русский язык в школе» и занимал этот пост до 1962 г. На страницах журнала Розенталь публиковал методические разработки для учителей русского языка, консультировал по сложным языковым вопросам. В результате свет увидел двухтомник «Трудные вопросы грамматики и правописания» (М., 1955, 1960, в соавторстве).

Всех званий Дитмара Эльяшевича не перечесть: он был членом Научно-технического совета Министерства высшего и среднего специального образования СССР, Предметной комиссии Министерства просвещения РСФСР по русскому языку, Орфографической комиссии Института русского языка АН СССР по усовершенствованию русской орфографии, руководил группой дикторов телевидения и радио СССР...

Преподавал в Московском полиграфическом институте (1940–1962), Всесоюзной плановой академии, Московском заочном пединституте и Центральном институте усовершенствования учителей.

Особенно плодотворными были для лингвиста 1950-е гг. Именно к этому периоду относятся два важнейших научных достижения Розенталя: создание новых дисциплин – практической стилистики русского языка и литературного редактирования, а также разработка правил русской орфографии и пунктуации, которыми мы пользуемся по сей день. Дитмар Эльяшевич (наряду с К. И. Былинским, С. Е. Крючковым, Н. Н. Никольским и А. Б. Шапиро) был одним из основных реформаторов русского правописания. Благодаря ему произошла реформа русского языка 1956 г., были подготовлены «Свод правил русской орфографии и пунктуации» 1956 г. и «Правила русской орфографии» 1964 г. В 1957 г., вскоре после реформы, Дитмар Эльяшевич издал знаменитую «Практическую стилистику современного русского языка» (в соавторстве с В. А. Мамоновым) и «Литературное редактирование» (в соавторстве с проф. К. И. Былинским). А в 1959 г. – книгу «Трудные случаи пунктуации» (в соавторстве с К. И. Былинским).

Кроме того, в 1962 г. он возглавил на филологическом факультете МГУ кабинет «Русский язык за рубежом»: преподавал русский язык и выступал на конференциях в Италии, Германии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Польше, Австрии и Чехословакии.

Труд титана

Перечислим основные книги, необходимые издательским работникам:

Литературное редактирование . – 3-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Флинта, Наука, 2011. Скачать: формат DJVU.
Былинский К. И., Розенталь Д. Э. Трудные случаи пунктуации . – М., 1959. Скачать: формат PDF.

Иванова В. А., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке . – М.: Просвещение, 1995. Скачать: формат DJVU .

Розенталь Д. Э. Пособие по русскому языку: Поступающим в вузы . – М.: Мир и Образование, Оникс, 2007. Скачать: формат PDF .

Розенталь Д. Э. Прописная или строчная? Словарь-справочник . / Отв. ред. Л. К. Чельцова. – М.: Рус. яз., 1987. Скачать: формат DJVU .

Розенталь Д. Э. Пунктуация и управление в русском языке: Справочник для работников печати . – М.: Книга, 1988. Скачать: формат DJVU .

Розенталь Д. Э. Русский язык: Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2003. Скачать: формат DJVU .

Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов . М.: Просвещение, 1985.