Биографии Характеристики Анализ

Синквейн о космосе. Что такое синквейн: традиционная и дидактическая формы

Ответ оставил Гость

ВОТ ВАМ РЕШЕНИЕ.
Синквейн

СИНКВЕЙН - это пятистрочный стих

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.

Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пять. Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Когда вы знакомите учащихся с синквейнами, сначала объясните им, как пишутся такие стихотворения. Затем дайте несколько примеров (ниже приводится несколько синквейнов). После этого предложите группе написать несколько синквейнов. Для некоторых людей сначала будет трудно писать синквейны. Эффективным средством введения синквейнов является разделение группы на пары. Назовите тему для синквейна. Каждому участнику будет дано 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники с слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами. Если имеются кодоскопы, то полезно показать пару синквейнов. Каждый из них может быть представлен обоими авторами. Это способно породить дальнейшую дискуссию.

Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.

Правила написания синквейна:
1 строчка – одно слово (название стихотворения, тема, обычно существительное).
2 строчка – два слова (описание темы, прилагательные или причастия).
3 строчка – три слова (действие темы, глаголы).
4 строчка – четыре слова – предложение (фраза, которая показывает отношение автора к теме, заявленной в первой строчке).
5 строчка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот).

Синквейн на тему Гагарин-
Гагарин
советский знаменитый
полетел прославился погиб
первый человек, полетевший в космос
герой

Космос
Вечный необузданный
Безумствует страшит манит
Космос-это неизмеримость пространства
Тайна

Планета
Безжизненная, удаленная
Прилетают, разбирают, спасают
...Воды нет...полезных ископаемых нет....населена роботами..
Шелезяка

Млечный путь
Космический, прекрасный
Манит, успокаивает, сближает
"Забудь об одежде всяк туда входящий"
Умиротворение.

Бродило Екатерина Борисовна,
учитель-логопед ГБУДО
Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи

Логопедическая работа по развитию лексико-грамматических компонентов речи осуществляется по следующим направлениям:

1. расширение объема словаря;

2. формирование структуры значения слова;

3. развитие лексической системности и семантических полей;

4. формирование парадигматических и синтагматических связей слов;

5. развитие словообразования;

6. уточнение грамматического значения слова.

Одним из эффективных методов речевого развития ребенка, позволяющим быстро получить результат, является работа над созданием дидактического синквейна.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain)-пятистрочная стихотворная форма.

В начале XXвека ее разработала американская поэтесса Аделаида Крэнси, опиравшаяся на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хайку и танка.

Классический (традиционный) синквейн составляется из 22 слогов и пяти строк. При этом количество слогов строго определенно, и считается в каждой строчке отдельно.

Дидактическое правило составления синквейна разработали уже намного позже, в процессе применения методики составления синквейнов в американском образовании.

При составлении дидактического синквейна количество слогов уже не имеет значения. В нем самое главное это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.

Правила составления дидактического синквейна.

В первой строке должна находиться сама тема синквейна. Обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи это существительное.

Во второй строке находятся два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это прилагательные или причастия.

В третьей строке содержатся уже 3 слова, которые описывают действия, обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы.

В четвертой строке автор пишет уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из 4 слов, но это не так принципиально. Также это может быть просто известный афоризм.

Пятая строка содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления, о котором говорится в синквейне. Как часть речи это также существительное.

Таким образом, чтобы правильно составить синквейн, важно:

· иметь достаточный словарный запас в рамках темы;

· владеть:

Анализом, обобщением,

Понятиями: слово-предмет (живой-неживой), слово-действие, слово- признак;

· уметь подбирать синонимы;

· научиться правильно понимать и задавать вопросы;

· согласовывать слова в предложении;

· правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Использование дидактического синквейна на занятиях позволяет логопеду гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Мною разработаны следующие синквейны.

Синквейны по лексической теме «Лес».

Земляника.

Алая, сочная.

Цветет, зреет, пахнет.

Я люблю ее собирать.

Ягода.

Береза.

Стройная, кудрявая.

Стоит, шелестит, покачивается.

Береза - красавица русских лесов.

Дерево.

Волк.

Злой, голодный.

Воет, нападает, рыскает.

Я видела его в зоопарке.

Хищник.

Заяц.

Длинноухий, пушистый.

Прыгает, прячется, линяет.

Я дам ему морковку.

Животное.

Соловей.

Невзрачный, маленький.

Летает, вьет, клюет.

Соловей - певец русского леса.

Птица.

Муравьи.

Рыжие, трудолюбивые.

Бегают, ловят, тащат.

Муравьи - санитары леса.

Насекомые.

Гадюка.

Ядовитая, длинная.

Ползает, шипит, кусает.

Я боюсь гадюк.

Змея.

Ландыш.

Красивый, хрупкий.

Распускается, белеет, увядает.

Мне нравится аромат ландышей.

Цветок.

Подосиновик.

Съедобный, высокий.

Растет, краснеет, прячется.

Я люблю жареные подосиновики.

Гриб.

Мох.

Мягкий, упругий.

Зеленеет, стелется, разрастается.

Мох - это украшение леса.

Растение.

Синквейны по разным лексическим темам.

Бобр.

Травоядный, коричневый.

Грызет, строит, ныряет.

Я видела хатку бобра.

Грызун.

Лев.

Большой, могучий.

Ревет, охотится, лежит.

Лев - царь зверей.

Хищник.

Павлин.

Разноцветный, длиннохвостый.

Расхаживает, распускает, высиживает.

Павлин очень красивый.

Птица.

Акула.

Зубастая, свирепая.

Плавает, выпрыгивает, пожирает.

Акула - самый опасный хищник моря.

Рыба.

Жираф.

Пятнистый, длинношеий.

Тянется, срывает, жует.

Жираф - очень милое создание.

Животное.

Солнце.

Лучистое, яркое.

Греет, светит, скрывается.

Солнце дает всему жизнь.

Звезда.

Лимон.

Желтый, кислый.

Висит, спеет, падает.

Лимон очень полезный.

Фрукт.

Пчелы.

Полосатые, медоносные.

Жалят, опыляют, гудят.

Пчелы - наши маленькие друзья.

Насекомые.

Космонавт.

Умный, здоровый.

Тренируется, исследует, сообщает.

Космонавт - смелый человек.

Профессия.

Черепаха.

Морская, сухопутная.

Зарывается, высовывается, засыпает.

Черепаха очень медлительная.

Рептилия.

Метеорит.

Каменный, железный.

Несется, приближается, сталкивается.

Меня интересуют метеориты.

Небесное тело.

Мороженое.

Сладкое, вкусное.

Охлаждает, утоляет, тает.

Мороженое - мое любимое лакомство.

Еда.

Буратино.

Деревянный, шаловливый.

Помогает, доверяет, мечтает.

Буратино - веселый, беспечный человечек.

Персонаж.

Литература.

1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.-Ростов/нД.: Феникс, 2011-111с.

2. Кабаченко Е.И., Кабаченко Н.А. Дидактический синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи детей. Логопед,2012, №8, 31-35

3. www.samosoverhenstvovanie.ru