Биографии Характеристики Анализ

Синквейн по произведению. Как составить синквейн по истории добавить свою цену в базу комментарий

Многие школьники задаются вопросом о том, как составить синквейн. На уроках им часто дают такое задание.

Но что же это такое?

Синквейн - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале ХХ века под влиянием японской поэзии (форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение учителя МКОУ «Субботинская СОШ» Солнцевского района Курской области области

Субботиной Надежды Васильевны

ЧТО ТАКОЕ СИНКВЕЙН

История

Подлинная, гуманитарная

Расследует, устанавливает, черпает

Изучает человека в прошлом

Память

Это синквейн.

Многие школьники задаются вопросом о том, как составить синквейн. На уроках им часто дают такое задание.

Но что же это такое?

Синквейн - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале ХХ века под влиянием японской поэзии (форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси). Синквейн развился в практике американской школы в ХХ в. В дальнейшем стала использоваться (с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся

Синквейн - это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Синквейн - это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки. Это своеобразное стихотворение (в нем отсутствует рифма), содержащее пять строчек. В них заключены сокращенные сведения, взятые из пройденной темы. Это маленькое стихотворение позволяет передать самую главную информацию из изученного материала, и поэтому учителя часто прибегают к данному приему. Как составить синквейн? Функции синквейна? Синквейны выполняют две важнейшие функции: помогают преподавателям проверять знания ребят и экономят время, которого никогда не бывает много. Такое стихотворение позволяет учителям осуществлять контроль над детьми, ведь никому не удастся изложить суть в нескольких строчках, если не было ознакомления с необходимым материалом. Как составить синквейн по истории? Сначала нужно определиться с темой. Пусть это будет, например, война. Далее необходимо написать стихотворение по плану. Пример такого синквейна:

Война.

Беспощадная, кровавая.

Убивают, разрушают, страдают.

Война приносит горе в каждый дом Жестокость.

Требования по созданию синквейна по истории. Такое стихотворение должно писаться с соблюдением некоторых правил:

Строчка № 1 - название синквейна - содержит одно слово (как правило, местоимение либо существительное). Оно должно обозначать предмет (или вещь), о котором и будет рассказано.

Строчка № 2 - пара слов (как правило, причастий либо прилагательных). Они должны описывать качества или приметы предмета, положенного в название синквейна.

Строчка № З - содержит три деепричастия или глагола. Они рассказывают о типичных действиях предмета. У детей, пытающихся понять, как составить синквейн, затруднения часто возникают именно на этом этапе.

Строчка № 4 - какое-либо словосочетание. Оно должно включать в себя личное мнение создателя синквейна о вещи или предмете, положенном в название данного стихотворения.

Строчка № 5 - слово, с помощью которого следует подвести итог либо расширить содержание темы. Как правило, это существительное, посредством которого ученик высказывает свои ассоциации и чувства.

Синквейн является произведением, требующим передачи материала и сведений лаконичными фразами, таким образом, ребенок может что-либо кратко описать или повторить.

Синквейн можно использовать на любом этапе урока.

Приступает учитель к изучению новой темы и в начале урока дает синквейн: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете?» Проанализировав полученные результаты, можно корректировать представления ученика о данном понятии в ходе изучения темы.

Разгар урока. Тема очень трудна для восприятия. Ученики устали. Предложите им синквейн по какому-то разделу изучаемой темы, и вы узнаете, как идет восприятие школьниками нового материала. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы.

Изучение темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний покажут опрос, итоговый контрольный срез. А сейчас, в завершении урока - синквейн. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации подростков. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, учитель увидит, насколько ему удалось достичь прогнозируемого ранее результата.

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

При внешней простоте формы, синквейн быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк.

Создание синквейнов - пятистрочных ”стихотворений” - позволяет не только обобщить информацию по какой-либо теме, но и развивает критическое мышление. Чтобы составить удачный синквейн необходимо проанализировать всю информацию о событии, человеке, понятии, и выбрать самое важное.

Например:

Моисей.

Настойчивый, верующий.

Говорил с Богом, вывел евреев из Египта, совершал чудеса. Моисей передал людям законы. Пророк.

Средневековье.

Противоречивое, религиозное.

Воевало, молилось, строило.

Оставило много источников и загадок. Феодализм.

Синквейн - эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. В ходе составления синквейна у учащихся формируется деятельностный, информационный, личностный подход к теме урока.

Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Как работать с синквейнами:

Составление нового синквейна.

Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в синквейн.

Коррекция и совершенствование готового синквейна.

Анализ неполного синквейна без указания темы синквейна и определение названия темы этого синквейна.

Организационные формы работы с синквейнами .

  • Самостоятельно при выполнении домашней работы.
  • Самостоятельно на практическом занятии.
  • В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме.
  • В составе учебной группы при участии учителя, в качестве ведущего, помогающего группе составить синквейн.
  • При выполнении контрольного задания на составление синквейна, написание рассказа по синквейну или определение темы неполного синквейна..

Примеры синквейнов:

Закон

Строгий, справедливый

Соблюдается, нарушается, наказывает

Все должны соблюдать закон

Правило

Закон

Справедливый, нужный

Защищает, оберегает, Действует

Закон одинаков для всех

Порядок

Китай

Доблестный, объединенный

Производит, строит, изобретает

Высшая доблесть-уважение к старшим

Конфуций

Китай

Восточный, могущественный

Строит, объединяет, собирает Великая Китайская стена Конфуций.

монголо - татары

сильные, коварные

нападают, сражаются, проигрывают

Битва на реке Угре

победа русских

империя

российская, многонациональная развивается, содержит, поддерживает

закончилось территориальное оформление страны

государство

синквейн о П.А. Столыпине:

министр-реформатор,

”успокоение и реформы“

аграрная реформа, разрушение общины, отруб и хутор крестьянский банк, переселенческая политика

”Столыпинский галстук“

банк

аграрный, крестьянский

поощрял, кредитовал, действовал

важное положение реформы звено

Тема урока

Класс

Синквейн

«Россия на рубеже XIX -ХХ веков»

государство

крупнейшее, великое

развивалось, отставало, уступало

шло по капиталистическому пути

империя

(Внешняя политика России в начале ека. Русско - японская война»

война

беспощадная, тяжёлая захватывает, уничтожает, разбивает

война и кризис совпали

поражение русско - япоснкая война

внезапная, кровопролитная убивает, разделяет, пугает

преДпосылка назревания внутриполитического кризиса поражение

Революция 1905-1907г. в России»

революция нужная, своевременная нарастает, затухает, образовывает

меняет политическую систему России

породила 1917-й

урок истории

занимательный, интересный

любим, понимает, учим

патриотами должны быть все

знания

урок обществознания

познавательный, нужный

пытаемся, решаем, думаем

учим, чтоб сдать ГИА

подготовка

Особенно трудно дается детям синквейн по истории, и это нужно учитывать. Почему полезно писать синквейны? Каких результатов добивается преподаватель? В первую очередь развития у ребят учебных действий (познавательных, коммуникативных, личностных, а также регулятивных), формирования способностей к коллективной работе, приобретения навыков учебно-исследовательского труда. Синквейн помогает достигнуть всех перечисленных целей. Первоначально работа может осуществляться в группах, затем в паре и, наконец, поодиночке. Ребята узнают новые слова и термины, практикуются в составлении фраз и создании предложений. Одновременно с этим возникает необходимость высказать свое отношение к чему-либо, выразить эмоции, сформировать мнение о заданной теме. Еще один пример. Школьникам очень нравится подобная работа, они начинают самостоятельно придумывать темы, которые просто неограничены. Однако все зависит от того, по какому предмету необходимо составить синквейн, какой материал изучается. Но больше всего ученикам нравится писать такие стихотворения на свободные темы.

Многие желают составить синквейн «Семья». Как его написать? Да просто поразмышлять о своей семье, о родственниках, а затем приступать к делу. Рассмотрим пример, синквейна семья

Семья.

Дружная, крепкая.

Живут, поддерживают, помогают.

Семья является общественной ячейкой. Родственники.

Способности, которыми должен обладать ученик. Труд по составлению такого стихотворения - это хороший способ обобщить понятия. Школьник должен отлично знать предложенную тему, располагать творческим мышлением и личным мнением. Кроме того, ему нужно уметь отыскивать в учебном материале наиболее важные детали и подводить итоги. Помощь в развитии талантов. Ребята могут создавать синквейн в школе или дома. Этот прием позволяет лучше понять основные моменты, правила и определения из пройденной темы. Это творческое переосмысление материала, которое помогает некоторым ученикам развить свои таланты и способности. Каждый преподаватель, не желающий отставать от времени, использует на своих уроках данную методику. Теперь вы знаете о том, как составить синквейн. Это совсем несложно и доступно каждому. В этом деле, как и везде, важна практика. С каждым новым синквейном ученику все легче будет даваться составление подобных стихотворений. Многие школьники жалуются на то, что эта задача им не по силам, но это пустые слова, свидетельствующие лишь о том, что ребенок ленится и не хочет вникать в тему. А в детях необходимо воспитывать трудолюбие и объяснять им, что всегда нужно верить в свои силы, и тогда все обязательно получится.


В последнее время на школьных занятиях стало популярным использовать методический прием под названием «синквейн». Считается, что это стимулирует умственную активность учеников, способствует развитию творческого мышления, навыков письма и чтения, способности анализировать и делать выводы, коротко их формулируя. Кроме того, составлять синквейны очень интересно и дети с удовольствием этим занимаются.

Что такое синквейн?

Эта форма стихосложения появилась с подачи американки Аделаиды Крэпси в начале прошлого столетия, благодаря восточным принципам поэзии – хайку и танка. В результате получился синквейн – лаконичная пятистрочная стихотворная форма, несущая синтезированную информацию. Синквейн делится на несколько разновидностей, каждая из которых имеет определенные правила составления.

Крэпси придумала традиционную форму составления пятистишья, где произведение включало 22 слога и имело структуру такого вида: 2 – 4 – 6 – 8 – 2, где цифра означает количество слогов в каждой строчке.

Для обучения американских школьников стали использовать дидактическую форму синквейна. От других пятистиший она отличается тем, что важно не соблюдение слоговой структуры, а смысловая информация строк.

Классический традиционный синквейн составляется так:

  • Первая строчка – это тема, существительное или местоимение;
    • Вторая строчка – два прилагательных или причастия, они коротко характеризуют тему, описывая ее;
    • Третья строка – это три слова глаголов или деепричастий, раскрывающие действие;
    • Четвертая строчка – мнение автора об описываемой теме в четырех словах;
  • Пятая строчка – итоговая, суть темы, состоящий из одного слова и любой части речи.
  • Конечно, это общие основы написания синквейна, которых нужно стараться придерживаться. Но небольшие коррективы вносить можно, если от этого выигрывает смысл стихотворения. Чтобы пятистрочье не получилось беспорядочным набором слов, допускается увеличить слова в строке или заменять части речи и так далее. Главное, чтобы в результате автор создал интересное творение с важной информацией.

    Педагогическая ценность синквейна

    В российских школах применять эту стихотворную форму стали не так давно, в последнем десятилетии прошлого века. А вот в западных школьных программах она успешно используется уже почти 100 лет.

    С педагогической точки зрения синквейн – это прекрасный способ творческой реализации школьника. Такая стихотворная форма помогает в информационном поле находить и выделять самые важные моменты, компоновать их и кратко доводить до сведения окружающих.

    Синквейн помогает преодолеть речевое однообразие у ребенка, помогает обогатить словарный запас, ускорить умственное развитие. Составление пятистиший помогает формировать навыки аналитического мышления. Его удобно использовать как итоговое задание по проверке пройденного материала. Простота построения стихотворения делает этот метод развития очень эффективным для детей разных возрастов.

    Чтобы сосавить синквейн, нужно иметь знания и понимание пройденного материала. Данную форму можно применять не только в литературе или русском языке, но и в таких предметах как физика, химия, биология можно проверять уровень знаний ученика с помощью составления синквейна. Причем, хоть по времени это проходит быстрее, чем написание стандартной контрольной, но интенсивности работы мысли потребует не меньше. А результат окажется намного оригинальней, интересней и показательней.

    Попробуем пошагово разобраться в написании нерифмованного стихотворения, используя слово «книга».

    1 строка является темой, а значит, слово «книга» - это готовая начальная строчка нашего стихотворения. Но книги бывают разными, какую характеристику ей дать? Для этого нужно тему (в данном случае книгу) конкретизировать. Переходим ко второй строчке.

    2 строка дает описание предмета (темы). Что представляется при слове «книга»? у каждого возникают свои ассоциации, например:

  • Электронная, бумажная;
  • Интересная, увлекательная, с картинками и иллюстрациями;
  • Скучная, техническая, с формулами и схемами;
  • Старая, древняя, с пометками на полях.
  • Список может быть очень длинным и однозначно правильного определения нет,едь у каждого свое первое восприятие при произнесении слова. Кто-то представляет любимую детскую книжку, кто-то увесистый фолиант в кабинете отца, у кого-то абстрактный образ в виде магазинных полок со множеством творений. Нужно написать то, что представляется в связи с «вашей» книгой. Например:

    Со второй строки уже четко представляется характер нашей книги.

    3 строка должна описывать действие. Какие действия вообще происходят с книжкой? Она сочиняется, пишется, издается, продается, стоит на полочке и так далее. Но правильнее будет описывать действия по отношению к автору: захватывает, вгоняет в сон, наводит скуку, учит, рассказывает, заставляет переживать. Выбор характеризующих глаголов зависит от того, какое описание было дано. Допустим, скучная, нравоучительная во второй строке не может увлекать, будить воображение в третьей.

    При написании третьей строчки главное правило – придерживаться образа, который уже создан. Также нужно следить за использованием однокоренных слов, если книга была описана как интересная, то не стоит характеризовать действие, что она интересует. Получится переливание «воды». Лучше применить похожее по значению слово: интересная книга увлекает.

    4 строка пятистишья подразумевает выражение личного отношения к теме (книге). Как правило, именно эта строчка наиболее трудна для формулировки. Школьников постоянно учат, что мысли нужно выражать прямо и однозначно: я люблю читать, я считаю книги полезными и нравоучительными. На практике же синквейн не требует давать оценку и подразумевает вольную интерпретацию. Нужно определить, что наиболее важное по отношению к вам и вашей жизни, связанное с книгами.

  • ненавижу сидеть за книжкой;
  • научился читать в пять лет;
  • у меня дома много книг.
  • Если воображение рисует вырубку леса для производства бумаги для книг, то могут быть и такие формулировки:

    • выпустил книгу – погубил дерево;
    • книги из бумаги – планета без деревьев.
    • То есть выражение личного отношения к книгам в ясной и понятной форме. Если сложно сразу составить короткую емкую фразу, то можно написать свою мысль в свободной форме, не считая количество слов, а потом решить, как сократить его до нужных размеров. Например: « Я обожаю читать исторические романы и могу просидеть над книгой всю ночь до утра». В итоге сокращенный вариант будет выглядеть:

    • читаю ночь напролет;
    • прочту всю книгу до утра;
    • книга в руки – сон за порог.
    • 5 строка заключительная, ее задача одним словом подвести итог всего произведения. Для начала нужно написать получившиеся четыре строки и прочитать их. Это уже практически готовое нерифмованное стихотворение. Допустим, вспомнились детские произведения:

    • Яркая, сказочная.
    • Развлекает, завораживает, убаюкивает.
    • Читала мама перед сном.
    • Чтобы сформулировать главную мысль синквейна, нужно сделать вывод из получившегося произведения: «Я помню, как в детстве мне нравилось, когда мама читала на ночь сказки». Скорее всего, итоговое слово уже будет содержаться в заключительной фразе. В данном случае будет уместно слово «детство».

      Написание синквейнов – процесс творческий и увлекательный. Дети очень любят такие занятия и часто сами предлагают темы для стихотворений. Вот несколько примеров создания простых нерифмованных пятистиший для младших школьников.

      Прием синквейн на уроке. Что это такое и как писать синквейны?

      Синквейн - это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна - это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.

      Считается, что синквейн возник, основываясь на принципах создания восточных поэтических форм. Изначально большое значение придавалось количеству слогов в каждой строчке, расстановке ударений. Но в педагогической практике всему этому не уделяется много внимания. Основной акцент делается на содержание и на принципы построения каждой из строк.

      Правила построения синквейна

    • Первая строчка стихотворения - это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
    • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
    • В третьей строчке , посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
    • Четвертая строка - это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
    • Пятая строчка - всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
    • При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.

      В качестве примера приведем стихотворение, составленное детьми про сам данный метод обучения:

      Синквейн
      Образный, точный
      Обобщает, развивает, обучает
      «Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»
      Творчество.

      Как использовать синквейны на уроке?

      Тема, выбранная для составления синквейна должна быть близкой и интересной учащимся. Лучших результатов можно достигнуть, если есть простор для эмоциональности, чувственности.

      Не всегда дети сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, страхом ошибиться. Чтобы помочь ребятам, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление учеников, отвечать на возникающие у них вопросы.

      Основной задачей учителя, применяющего метод синквейна на уроке, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.

      Как научить детей писать синквейн?

      В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн - это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу.

      После завершения творческого процесса, дети, по желанию, зачитывают свои стихотворения. Если работа проходила, например, в качестве домашнего задания, учитель может зачитать (или попросить сделать это автора произведения) наиболее интересные варианты. В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске. Допускается работа в парах или группах. Но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников.

      Области применения

      Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.

      Синквейн - это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии вызова, когда дети, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет учителю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала.

      На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн - это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.

      А можно использовать на стадии рефлексии. Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.

      Составление синквейна - это творческая деятельность и чаще применяется при изучении гуманитарных предметов –- литературы, истории. Но для того, чтобы разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным, можно использовать данный прием и на уроках, физики, например. После ознакомления с темой «Свет», учитель предлагает детям составить синквейн.

      Ответьте, используя прилагательные, какой он? Яркий, теплый

      Расскажите, используя глаголы, что он делает? Горит, озаряет, мерцает.

      Составьте предложение или словосочетание, которое выражает отношение к теме, и является своеобразным выводом. Необходим людям.

      Подведите итог, выразив его одним словом. Сияние.

      На природоведении можно предложить детям составить стихи про времена года.

      Лето
      Жаркое, веселое
      Гулять, играть, отдыхать.
      Ждем с нетерпением.
      Каникулы!

      Варианты работы с синквейном

      Помимо традиционного составления синквейна, возможны и другие виды работы с пятистишиями на уроке.

      Составить рассказ, основой которого послужит уже готовое стихотворение. Желательно, при его составлении, использовать слова и фразы, использованные в заданном синквейне.

      Отредактировать готовый синквейн, с целью усовершенствовать его.

      Дописать синквейн. Для этого нужно проанализировать заданное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, можно предложить стихотворение, в котором не указана тема. Применяя слова, ее характеризующие и раскрывающие, учащиеся должны понять, о чем идет речь:

      Мимолетное, замирающее
      Бежит, останавливается, лечит
      Потрясающее явление
      Жизнь.

      Дети должны определить, что тема данного синквейна - «Время».

      Достоинства метода

      При составлении синквейна на уроках:

    • повышается интерес к изучаемому материалу;
    • развивается образное мышление;
    • развиваются творческие способности учащихся;
    • совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
    • развивается мышление и воображение;
    • вырабатывается способность к анализу;
    • уменьшается время, отводимое на запоминание информации;
    • расширяется словарный запас.
    • Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.

      В ходе работы по данной методике ученики способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.

      Примеры синквейнов

      На природоведении можно предложить детям составить синквейны про времена года.

      Весна
      Теплая, яркая
      Расцветает, зеленеет, радует.
      Природа просыпается.
      Здорово!

      На уроке литературы учитель, в качестве домашнего задания, предлагает детям составить синквейн про любимое произведение. Результат может быть таким:

      Нина
      Умна и смела.
      Путешествует, дружит, побеждает.
      Восхищаюсь я ей.
      Речь идет о книге «Девочка шестой луны» Муни Витчер.

      Можно предложить детям написать синквейн про солнце:

      Солнце
      Яркое, далекое
      Согревает, светит, радует нас.
      Я люблю солнце.
      Животворящая звезда.

      Синквейн - это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению своих мыслей. Это способ написания оригинальных и красивых стихотворений. Именно поэтому синквейн, как метод обучения, приобретает все большую популярность и все чаще применяется в образовательном процессе.

      Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
      стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
      и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

      Есть мнение?
      Оставьте комментарий

      Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

      Составление синквейнов в начальной школе (примеры синквейнов учащихся 4 класса). Система Л.В.Занкова.

      Предварительный просмотр:

      Панина Лидия Владимировна

      МБОУ СОШ №1 г. Павлово

      учитель высшей квалификационной категории

      Создание синквейнов в начальной школе (синквейны учащихся

      4 класса). Система развивающего обучения Л.В.Занкова.

      Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.

      Слово “ синквейн ” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

    • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
    • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
    • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
    • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
    • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
    • Универсальность этого приема поражает. Он нравится всем учащимся. Я использую синквейн на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии. Мы пишем синквейны, когда изучаем образы героев, говорим о нравственности, о долге, чести. Это дает учащимся возможность сказать то, что они думают, а мне понять насколько глубоко ребенок видит и понимает проблему, о которой мы говорим. Составляя синквейн, учащиеся реализуют свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.

      Как работать с синквейнами.

      Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.

      Коррекция и совершенствование готового синквейна.

      Анализ неполного синквейна и определение названия темы этого синквейна.

      Составление синквейнов в группах с последующим конкурсом на лучший синквейн.

      Написание рассказа по синквейну с заданиями творческого характера.

      Синквейны по литературному чтению.

      С. Чёрный « Дневник фокса Микки»(Литературное чтение, Н.А.Чуракова,4класс.

      2. Честная, крепкая.

      3. Доверять, понимать, помогать.

      4. Друзья познаются в беде.

      5. Доверие. (Серов Виктор)

    • Дружба.
    • Верная, честная.
    • Укрепляет, сплачивает, обязывает.
    • Дружба нужна каждому человеку.
    • Привязанность. (Рудакова Мария)
    • Нужная, неразлучная.
    • Понять, защитить, не предать.
    • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
    • Товарищество. (Чигирёв Егор)
    • М. Метерлинк « Синяя птица», Литературное чтение, Н. А. Чуракова,4класс.

      2. Счастливое, богатое.

      3. Задуматься, работать, создать.

      4. Будущее надо строить самому.

      5. Счастье. (Силантьев Александр)

    • Будущее.
    • Информационное, межпланетное,
    • Предвидеть, предугадать, тревожиться.
    • О будущем надо задуматься.
    • Неизвестность. (Малюгина Наталья)
    • Победители конкурса математических синквейнов (в рамках проведения «Недели Математики» в начальной школе)

    1. Математика.
    2. Познавательная, великая.
    3. Открывает, развивает, учит мыслить.
    4. Думать, решать — много знать.
    5. Царица наук. (Сорокина Алина)
    6. Сложная, занимательная.
      1. Считать, думать, мыслить.
      2. Гимнастика для ума.
      3. Арифметика. (Смакаева Ксения)
      4. среда, 30 марта 2016 г.

        План составления синквейна

        1-я строчка — одно существительное (обычно заголовок)
        2-я строчка — два прилагательных (описание темы)
        3-я строчка — три глагола (действие, относящееся к теме)
        4-я строчка — 4-5 слов-предложение (показывает отношение автора (тебя) к теме)
        5-я строчка — одно существительное — ассоциация, которая повторяет суть темы (синоним существительному в первой строке)

        1-я строчка — название
        2-я строчка — охарактеризовать произведение с помощью двух прилагательных
        3-я строчка — двумя глаголами дополнить характеристику музыки
        4-я строчка — одним предложением (4-5 слов) выразить собственное отношение к музыке
        5-я строчка — слово-заключение — ассоциация с первым существительным

      5. Первая строка - тема синквейна , заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
      6. Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
      7. Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
      8. Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
      9. Пятая строка - одно слово-резюме , характеризующее суть предмета или объекта.
      10. Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Например определение или дополнение.

        Или так


        А может, этот вариант будет понятней



        Примеры синквейнов:

        podckazka.blogspot.com

        Синквейн правила составления на примере «добро».

        Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

        Описание презентации по отдельным слайдам:

        Синквейн – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану. 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

        СИНКВЕЙН ТЕМА (имя существительное) ОПИСАНИЕ ТЕМЫ (имя прилагательное) ОПИСАНИЕ ТЕМЫ (имя прилагательное) ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЙ (глагол) ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЙ (глагол) ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЙ (глагол) Фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. Синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

        СИНКВЕЙН ТЕМА (имя существительное) ОПИСАНИЕ ТЕМЫ (имя прилагательное) ОПИСАНИЕ ТЕМЫ (имя прилагательное) ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЙ (глагол) ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЙ (глагол) ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЙ (глагол) Фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. Синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Добро Бескорыстное, великодушное Учит, помогает, распространяется Жизнь дана на добрые дела Милосердие

        Добро Милосердное, хорошее Делать, творить, дарить. Добро сеять – добро пожинать. Благородство.

      11. Горелова Александра Юрьевна
      12. 26.04.2018
      13. Номер материала: ДБ-1515490

        Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

        Не нашли то что искали?

        Вам будут интересны эти курсы:

        Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

        Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

        Сертификат о создании сайта

        Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

        Грамота за использование ИКТ в работе педагога

        Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО

        Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

        Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

        Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

        Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

        Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

        Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

        Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

        Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

        Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

        Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Синквейн - это пятистрочная стихотворная форма.

    История

    Родиной синквейна можно считать США в начале XX века. Удивительно, что синквейн появился благодаря японской поэзии. В дальнейшем синквейн использовался с дидактическими целями. Синквейн считают лучшим способом развития образной речи у ребенка, который позволяет получить быстрый результат. Очень многие методисты говорят о том, что синквейны полезны в качестве инструментов для синтезирования сложной информации, в качестве инструмента для синтезирования сложной информации. История возникновения синквейна В начале XX века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму. Она любила японскую поэзию в виде танка и хокку. Именно синквейны вошли в ее посмертный сборник стихов, вышедший в 1914 году.

    Ноябрьская ночь

    робкий, тихий,

    как призрака шаг,звук -

    мёрзлый лист срывается прочь.

    Снег

    с холмов светлых

    вздох зимнего ветра,

    первый аромат предзимья.

    Там снег!

    Виды синквейна

    Как и у любого другого поэтического произведения у синквейна есть свои правила составления: Здесь все зависит от вида синквейна.

    Традиционный синквейн состоит из пяти строк и его слоговая структура составляет 2-4-6-8-2 и состоит из 22 слогов. Если сравнивать с другими формами, то в хокку их 17, а в танка 31. авторы, которые предложили эту форму в дальнейшем разработали и ее варианты.

    1. Обратный синквейн - синквейн с обратной последовательностью стихов (2-8-6-4-2);

    2. Зеркальный синквейн - синквейн из двух пятистрочных форм, где первая - это традиционный, а вторая - обратный синквейн;

    3. Синквейн-бабочка - это девятистрочная форма стиха со слоговой структурой 2-4-6-8-2-8-6-4-2;

    4. Корона синквейнов - это 5 традиционных синквейнов объединенных в одно завершенное стихотворение.

    5. Гирлянда синквейнов - аналог венка сонетов, это корона синквейнов и добавленный к этой структуре шестой синквейн, где первая строка взята из первого синквейна, вторая -из второго, последняя и последнего.

    Дидактический синквейн

    Такой вид синквейна развился в рамках американской школы словесности. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

    Структура синквейна

    В первой строке синквейна задается тема , которая заключает в себе одно слово. Чаще всего это существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет описания.

    Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия) - они обозначают свойства предмета или признаков выбранного объекта или предмета , данного в первой строке.

    Третья строка образована тремя глаголами, а также деепричастиями. Она описывает характерные действия или события , происходящие с предметами.

    Четвертая строка - это фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

    Ну и в завершении пятая строка - резюме, итог, вывод. Четкое соблюдение правил в синквейне необязательно. Например, для того, чтобы синквейн был интересным и полным в четвертой строчке можно использовать вместо четырех слов может быть три или пять, а в пятой-три или два. Также возможны варианты использования и других частей речи.

    Синквейн с точки зрения педагогики

    Написание синквейна с точки зрения педагогики это свободное творчество, которое требует от автора умения находить в информационном материале самые важные и существенные моменты, затем обязательно подводить итоги. Делать выводы и резюмировать все сказанное выше. Все это должно быть кратко сформулировано. Кроме использования заданий по составлению синквейнов на уроке литературы, также синквейны используются как итоговое задание для заключительной проверки знаний. Для синквейна характерна простота построения. Именно при простоте построения делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста, который быстро позволяет получить результат. В частности, знакомство с самим словом и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своих мыслей.

    Примеры дидактических синквейнов

    Солнце

    Зимнее, неверное

    Прячется, охотится, стреляет

    И только Человек не видит

    Осень

    Тёплая и Мягкая

    Кружится, танцует и смеётся

    Только грустно сбрасывают листья

    Формирование аналитических способностей

    Составление синквейнов помогает формировать и развить аналитические способности . У ребенка вырабатывается способность к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, а эффективность в развитии многих способностей на порядок выше: как интеллектуальных, творческих и образных. Кроме того, его рамки более жесткие, чем при написании сочинения. Из всего этого можно сделать вывод, что процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать в себе элементы всех трех основных образовательных систем у человека: информационной, деятельностной, личностно-ориентированной. Еще одной чертой синквейна является его вариативность . Различные варианты синквейнов часто способствуют разноплановому составлению заданий. Синквейны могут составлять как один человек, так и группами до 5 человек.

    Возможны варианты с:

    составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

    коррекция и совершенствование готового синквейна;

    анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

    Синквейн - это уникальная форма стиха, выполняющая не только эстетическую и творческую функцию, но еще и функцию дидактического характера. Поэтому в современном образовательном мире есть целые методики, которые построены на составлении синквейнов.

    Синквейн на уроках литературы

    В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк . Данное стихотворение пишется по определённым правилам. Составление синквейна требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях.

    Как же пишется синквейн? Условия его написания таковы:

    1. На первой строке записывается одно слово – существительное . Это и есть тема синквейна.
    2. На второй строке пишутся два прилагательных , раскрывающих тему сиквейна.
    3. Третья строка – три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
    4. На четвёртой строке размещается целая фраза – афоризм , при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.
    5. Пятая строка включает слово-резюме , которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора синквейна к теме.

    Составляя синквейн, каждый реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.
    Для уроков литературы синквейны – это настоящее Эльдорадо. Ученики любят эти французские стихотворения, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. Учителя при этом не только экономят время, но и проверяют одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли. Если 45 минут урока позволяют зачитать вслух лишь несколько сочинений, то свой синквейн представить сможет каждый, да ещё останется время чтобы всё обсудить.

    Синквейны – превосходный способ контроля . Написать стихотворение грамотно, не прочитав текста, невозможно. Предлагаю познакомиться с несколькими синквейнами из моей собственной учительской практики. Ученики шестого класса составляли синквейны, посвящённые героям повести В. О. Богомолова «Иван» .

    Иван.
    Храбрый, смелый.
    Переплывает, мстит, разведывает.
    Иван никогда не сдаст.
    Разведчик.
    (Отмечу, что за этот синквейн ученица получила «4», поскольку главный герой представлен ею весьма однобоко).

    Иван.
    Настоящий, храбрый.
    Разведывает, убегает, погибает.
    Мальчик, который служит Родине.
    Разведка.
    (Синквейн на более высокую оценку, поскольку в нём проведено более глубокое исследование характера и судьбы героя).

    Гальцев.
    Дисциплинированный, любознательный.
    Служит, дарит, побеждает.
    Держит своё обещание.
    Солдат.

    Титков .
    Трусливый, корыстный.
    Предаёт, сдаёт, получает.
    Жажда наживы – источник зла.
    Предатель.

    А ещё синквейны очень удобно использовать для самоконтроля или же в мнемонических целях . Если Вы легко можете составить стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится квинтэссенция материала – ваше его эмоциональное восприятие. А потому впоследствии можно данную тему повторить, просто вспомнив свой синквейн.

    Что же касается литературы, то для неё синквейны – это даже больше, чем метод контроля или запоминания. Попробуйте написать синквейн про своего любимого книжного героя. И когда Вы будете подбирать для него единственно верные прилагательные, глаголы и афоризм, то обязательно почувствуете насколько ближе, понятнее и роднее стал Вам тот или иной персонаж. Вы словно пропустите искусство слова через себя. А это именно тот эффект, которого в идеале и должны добиваться уроки русской литературы.


    Синквейн - это стих без рифмы, который состоит из пяти строк. Каждая из них создается в соответствии с определенными ограничениями. Синквейн возник в начале двадцатого века под влиянием классической японской поэзии хокку (хайку) и танка. Создание синквейна включено в воспитательные и образовательные методики огромного числа преподавателей по всему земному шару. В этой статье предлагается рассмотреть основные принципы составления синквейна с примерами на разные темы.

    Зачем нужно сочинять синквейны?

    Написание такого стихотворения - достаточно сложная задача, требующая неоспоримых причин, чтобы включить его в образовательную программу и использовать в обучении детей и совершенствовании мастерства творческих людей. И такие причины действительно существуют.

    • Во-первых, написание требует от поэта большого словарного запаса и умения «играть со словом» для выражения своих идей и мыслей в форме, ограниченной жесткими правилами.
    • Во-вторых, какой бы ни была тема произведения, автору придется изучить ее в полной мере и с разных сторон, чтобы сделать свое произведение полным и глубоким. Поэтому для любого материала такое стихотворение может служить формой изучения и запоминания.
    • В-третьих, подобного рода творчество развивает в учениках начальной школы умение и желание познавать окружающий мир, описывать его и давать оценку происходящему.
    • В-четвертых, совместное создание синквейна (в парах или группах) способствует генерированию новых, уникальных идей и неожиданных решений.
    • В-пятых, работа над стихотворением требует воображения и развивает фантазию.
    • В-шестых, подобная практика на уроках способствует выявлению индивидуальных качеств учеников, полезных для формирования максимально эффективного подхода к преподаванию.

    Помимо перечисленных, любой может открыть для себя и другие преимущества написания синквейнов, но только после собственных «проб пера».

    Структура классического синквейна

    Существует множество вариантов синквейна: от классического (т. н. традиционного) пятистрочного стихотворения до более оригинально оформленных «бабочек» и «зеркал». В данной статье приведена классическая структура, рассмотренная на примере стихотворения о щенке. Выглядит она следующим образом:

    Строка синквейна

    Грамматический смысл

    Фактический смысл

    Количество слогов

    Одно существительное или (реже) местоимение

    Предмет или явление, о котором пойдет речь

    Два слога

    Милый, добрый

    Два прилагательных (какой?) или причастия (что делающий?)

    Две характеристики явления или предмета, названного в первой строке

    Четыре слога

    Лает, любит, растет

    Три глагола (что делает?)

    Действия предмета или явления, либо (реже) действия, производимые над ним

    Шесть слогов

    Дарит людям смех и радость

    Одно предложение из четырех слов, не считая служебные части речи (предлоги, союзы, частицы)

    Раскрытие сути предмета или явления, выражение авторского отношения к нему

    Восемь слогов

    Твой друг

    Одно слово или словосочетание

    Синоним слова из первой строки, ассоциация, пояснение или слово, выражающее отношение автора к нему

    Два слога

    Из-за ряда языковых особенностей правилом точного подсчета количества слогов часто приходится пренебрегать. Количество слов в четвертой строке также может варьироваться. На практике людям разных возрастов и профессий или преподавателям разных предметов можно менять, дополнять и расширять ограничения и правила написания синквейна по своему вкусу.

    Другие виды синквейнов

    Как и любое другое искусство, стихосложение на протяжении всего своего существования претерпевало множество изменений. Сложная силлабическая структура (количество слогов в строках) синквейна привела к тому, что в различных литературных направлениях возникли его вариации, значительно отличающиеся от оригинальной концепции.

    • Обратный синквейн представляет собой инверсию классического. Вместо привычной последовательности слогов "2, 4, 6, 8, 2" возникает обратная - "2, 8, 6, 4, 2".
    • Зеркальный синквейн состоит из двух стихотворений длиной в пять строк. Причем каждое стихотворение представляет собой самостоятельный синквейн: первое - классический или традиционный, а второе - обратный. Они объединены общей темой, заключенной в первой и последней строках.
    • Синквейн-бабочка - форма стихосложения, практически идентичная предыдущей. Последовательность слогов зеркального синквейна можно записать как "2, 4, 6, 8, 2, 2, 8, 6, 4, 2". В случае с бабочкой стихотворение сокращается до девяти строк - исключается пятая или шестая строка в предыдущем варианте. Получается последовательность "2, 4, 6, 8, 2, 8, 6, 4, 2".
    • Корона синквейнов - стихотворение из двадцати пяти строк или пяти классических синквейнов. Применений у такой формы стихосложения огромное множество. Так, можно рассматривать менее конкретные и более общие темы подробно, обращаться к различным их аспектам, со всей полнотой подходить к вопросу раскрытия темы. Более длинное стихотворение, как следствие увеличения количества слов-характеристик, становится более информативным, ценным с точки зрения смысловой нагрузки.
    • Гирлянда синквейнов - почти то же, что и корона, но из тридцати строк, где двадцать шестая соответствует первой, двадцать седьмая - второй, двадцать восьмая - третьей, и так далее.

    Использовать разные вариации синквейнов в дидактической деятельности вовсе не обязательно, поскольку детям обычно вполне хватает классического. А вот для расширения кругозора и поиска предела собственным возможностям вполне можно попробовать себя в составлении всех этих вариантов. Если кто-то из читателей решил заняться созданием таких стихотворений на серьезном уровне, знакомство с разными формами позволит найти собственный стиль.

    Русский язык и литература

    Это, наверное, самый популярный урок, на котором практикуется написание нерифмованных пятистрочных стихотворений. Связано это, скорее всего, с тем, что именно этот предмет ставит своей наивысшей целью развитие в учениках умения выражать свои мысли, используя все богатство родного языка.

    Прежде чем приступить к созданию собственных, рекомендуется хорошо познакомиться с примерами синквейнов по русскому языку. Составить как нечто подобное, так и что-либо совершенно особенное после этого не составит труда. Так, можно в стихотворной форме давать характеристику известным личностям из мира литературы:

    Владимир Маяковский.

    Эпатажный, футуристический.

    Любил, писал, рисовал.

    Вошел в историю как поэт-революционер.

    Такой подход к изучению авторов может заинтересовать даже самых безразличных к чтению детей и подростков. Кроме того, примеры синквейнов по литературе послужат прочной мотивацией для учеников. Они побудят их прочесть и внимательно изучить произведение.

    Так выглядит пример синквейна на тему «Преступление и наказание»:

    Раскольников.

    Бедный, запутавшийся.

    Убивает, рассуждает, раскаивается.

    Тварь дрожащая или право имеет?

    Таким образом, кроме прочего, можно проверить учеников на умение давать характеристику и оценку персонажам и анализировать их критически.

    Обществознание

    Наука о жизни в социуме буквально требует воспитания в учениках умения выражать личностную позицию, укладываясь в отведенные для этого формы и рамки. Поэтому синквейн станет отличным инструментом для усваивания материала. Так выглядит пример синквейна на тему «общество»:

    Общество.

    Толерантное, демократическое.

    Создает, защищает, координирует.

    В обществе существуют определенные нормы.

    Конкретно. Лаконично. Точно. Примеры синквейнов по обществознанию в данном случае следует поощрять в первую очередь не за богатый словарный запас, а за знания по искомой теме.

    Математика

    «Королева» точных наук требует запоминания огромного количества формул, теорем и аксиом. Несмотря на это, как ни парадоксально, лучший подход к усвоению - творческий. Через задание на тренировку фантазии ученики могут взглянуть на определенный аспект по-новому, изменить свое отношение к нему и отнестись к уроку с большим энтузиазмом.

    Теорема Виета.

    Простая, неполное (квадратное уравнение).

    Складывает, перемножает, приравнивает.

    Служит для решения квадратных уравнений.

    Дискриминант.

    Вот так на первый взгляд всегда кажется: серьезный и скучный предмет математика. Примеры синквейнов, однако, доказывают совершенно обратное. Поэтому почему бы попробовать себя в новом направлении?

    Учеников начальной школы примерами синквейнов и их составлением также можно увлечь:

    Полезные, разные.

    Считаем, складываем, вычитаем.

    Цифры обозначают количество предметов.

    А для более взрослых людей созданное ими самими произведение может стать лучшим алгоритмом для запоминания сложных тем:

    Метод Саррюса.

    Простой, удобный.

    Дописываем, перемножаем, складываем.

    Служит для нахождения детерминанта.

    Фокусироваться в данном случае стоит на понимании понятия и способности объяснить его своими словами.

    Биология

    Примеры синквейнов по биологии обычно очень забавляют и вдохновляют учащихся классов, в которых только начинается знакомство с животным миром.

    Млекопитающее, всеядное.

    Ловит (мышей), спит, заботится (о потомстве).

    Существуют породы диких котов.

    Как и в случае с математикой, некоторые старшие ребята тоже находят в нерифмованных стихах свою прелесть.

    Эритроциты.

    Красные, двояковогнутые.

    «Рождаются» в костном мозге, транспортируют кислород, «погибают» в печени.

    Эритроциты жизненно необходимы человеку.

    Физика и астрономия

    Этот предмет не так популярен в качестве плацдарма для творческих изысканий, однако и здесь можно найти интереснейшие произведения.

    Положительный, отрицательный.

    Притягивается, отталкивается, делится.

    Зависит от количества электронов.

    Величина.

    Или такой вариант:

    Прямой, проходящий.

    Отражается, преломляется, изменяет направление.

    Подчиняется законам отражения и преломления.

    География

    Страны и географические объекты часто становятся объектами стихотворных потуг начинающих сочинителей.

    Крупный, портовый.

    Экспортирует, добывает, развивается.

    Китай - лидер черной металлургии.

    Или такое стихотворение:

    Амазонка.

    Полноводная, опасная.

    Течет, впадает, кормит.

    Рекордсмен по площади гидрографической сети.

    История

    Несмотря на то что история не относится к точным наукам, ее редко сопоставляют с творчеством. Однако примеры синквейнов на исторические темы заставляют убедиться, что подобное отношение ошибочно и требует переосмысления.

    Отто фон Бисмарк.

    Талантливый, терпеливый.

    Победил, завоевал, укрепил.

    Прусский генерал, создавший империю.

    Германия.

    Иностранный язык

    Достаточно необычный повод проявить свои творческие способности, так как сочинить стихотворение, пусть даже и без рифмы, на языке, не являющемся родным, невероятно сложно. Тем не менее, если кто-то из читателей решится это сделать, синквейн непременно окажется одной из наиболее удобных, полезных и эффективных форм стихосложения. По сравнению с другими, у него есть целый ряд преимуществ:

    1. Возможность обогатить словарный запас. Для выражения своих мыслей непременно придется заглянуть в словарь, а это уже превосходный акт саморазвития.
    2. Языковая практика. Как известно, ее не бывает много.
    3. Отсутствие рифмы и гибкая силлабическая структура. Единственную сложность составит именно выбор слов и словосочетаний, то есть то, чему и нужно уделять внимание при изучении иностранного языка.
    4. Возможность взглянуть на вещи по-новому. Объясняя привычные понятия непривычными (иностранными) словами, человек всегда открывает для себя новые горизонты. Любой почувствует это, лишь начав составлять синквейн.
    5. Возможность обмена знаниями посредством стихосложения. Например, говоря об одном и том же предмете или явлении, разные люди отметят разные его характерные черты, действия, синонимы или ассоциации. Обмен ими позволит не только выучить новые понятия, но и изменить свое отношение к некоторым вещам в лучшую сторону.

    Еще немного красивых синквейнов

    Несмотря на то что эта форма стихосложения быстро обрела популярность среди преподавателей и воспитателей, изначально она создавалась с целью эстетической. И сейчас многие ценители оригинальных литературных решений могут найти в ней исключительное удовольствие. Например, рассуждая на философские темы:

    Иллюзорная, проходящая.

    Идет, удивляет, нравится.

    В ней главное счастье человека.

    Фантазия.

    И не только. Внутри этой литературной формы действуют лишь ограничения авторской фантазии. Очень часто встречаются различные вариации, тем или иным образом ссылающиеся на так называемых «предков» формы - японские хокку и танка. Поэтому очень популярны мотивы единения человека с природой и культа самой природы.

    Жаркое, далекое.

    Всходит, заходит, скалится.

    Греет, как улыбка любимого.

    Подводя итоги

    Синквейн - уникальная стихотворная форма, характеризующаяся одновременно жесткостью рамок и гибкостью изложения мысли. Ее можно использовать в воспитательных или образовательных целях, как методику для запоминания, привлечения внимания. Она может способствовать вовлечению ученика в критический анализ материала, развить его творческий потенциал и умение давать оценку окружающему миру. Синквейн также может стать отдушиной для творческого человека. Если, например, душа просит поэзии, а голова не дружит с рифмой, эти необычные стихотворения могут стать идеальным решением. Если вы изучаете иностранный язык, описанный способ стихосложения может помочь в обогащении словарного запаса. Кроме того, синквейн может служить методикой для запоминания информации. Некоторые люди намного лучше запоминают собственные формулировки изучаемого, чем те, что находят в учебниках или в интернете.