Биографии Характеристики Анализ

Синквейн раскольников преступление и наказание. Достоевский «Преступление и наказание» «Суть философии Раскольникова

Мысли вслух.

СИНКВЕЙН КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИЁМ.

(из опыта работы)

Синквейн…. Согласитесь, красивое слово, загадочное, ласкающее слух.

В нашей сельской школе оно такое же привычное, как любое другое: сочинение, тест, эссе. В форме синквейнов дежурные по школе сдают дежурства следующему классу, поздравлением в праздничной стенгазете тоже может быть синквейн, а включать его в любую творческую работу даже стало необходимостью для наших ребят.

Синквейн – это один из приемов новой образовательной технологии «РКМЧП», который не просто полюбился нам, но и стал своего рода визитной карточкой школы. Спросите у любого второклассника, что такое синквейн, и он, не задумываясь, ответит: «Белое стихотворение из пяти строк».

Да, всего пять строк, но какая возможность для полета мыслей, которая не ограничевается заданной грамматической формой, а она, эта форма, есть. В первой строке дается тема (это существительное или именное словосочетание), во второй строке – описание темы (два прилагательных или причастия), третья строка состоит из 3-ех глаголов, характеризующих действие темы (мы сочли возможным использовать наречия, пояснительные существительные при глаголах), четвертая строка – это фраза из 4-ех и более значимых слов, выражающая отношение автора к теме и являющаяся основной мыслью синквейна, пятая строка – синоним, который раскрывает или обобщает смысл темы (слово или словосочетание).

Синквейн – это универсальный прием, который можно использовать на разных стадиях урока (напомню: базовая модель урока в технологии РКМЧП состоит из 3-ех стадий: Вызов – Осмысление – Размышление). В начале урока русского языка перед объяснением нового материала предлагаю учащимся угадать слово 1-ой строки синквейна, т.е. его тему и тему урока.

****

Трудные, интересные

Обозначают (действие), передают (динамику), используются в повествовании.

Могут быть разными членами предложения.

Самостоятельная часть речи.

Пятиклассники, уже знакомившиеся с глаголом как частью речи в начальной школе, могут обобщить свои знания и сформулировать тему. Цель использования синквейна в данном случае – краткое обобщение имеющихся знаний.

На стадии Осмысления содержание составление синквейна – это вдумчивая работа с новыми понятиями. Цель приема будет интеграция новых и имеющихся знаний. Приведу пример синквейна, написанного уч-ся 7 класса после изучения темы «Наречие»:

Наречия.

Неизменяющиеся, сложные.

Обозначают (признак действия), делятся (на 2 разряда), имеют (степени сравнения).

В предложении наречия – обстоятельства.

Самостоятельная часть речи.

Но чаще всего мы используем синквейн на стадии Размышления. Вот синквейн восьмиклассника, являющийся характеристикой литературного героя в определенный момент жизни:

Петр Гринев (1-ый день самостоятельной жизни).

Неопытный, любопытный.

Интересуется, учится, проигрывает.

Петр считает делом чести вернуть долг.

Благородный человек.

Сложнее написать синквейн – общую характеристику героя, в которой надо продемонстрировать не только понимание образа, но и, обобщив информацию, высказать свое отношение, дать оценку. В 10 классе во время изучения романа Ф,М,Достоевского «Преступление и наказание» проводим дебаты по стандарту К.Поппера на тему «Рассольников может быть оправдан». Команда утверждения (3 спикера) оправдывает героя, команда отрицания (3 спикера) обвиняет. Затем всех учащихся (зрителей и судей, в том числе) разбиваю на 2 группы (утверждающие и отрицающие) и предлагаю синквейн, противоречащий их мнению:

Родион Раскольников.

Придавленный, отчаявшийся.

Убивает, мучается, раскаивается.

Раскольников хочет спасти себя и близких.

Жертва обстоятельств.

***

Родион Раскольников.

Эгоистичный, обреченный.

Не смиряется, создает (теорию), оправдывает (средства).

Раскольников разрешает себе «кровь по совести».

Преступник.

В синквейне десятиклассники ищут доказательства «чужой» точки зрения. Такое задание позволяет учащимся более внимательно прислушиваться к мнению других людей. Напоминаю ученикам:

Отстаивать свою точку зрения - Еще большее умение –

Достойное умение. Уважать чужую точку зрения.

Интересными представляются мне синквейны, подводящие итог изученной темы и демонстрирующие глубину знаний учащихся.

Лермонтов (и его поколение).

Ищущий, отчаявшийся.

Сочувствует, обвиняет, смотрит отчужденно.

Хочет видеть свое поколение активным участником жизни.

Все-таки оптимист.

***

Лермонтов (и Родина).

Отвергающий, любящий.

Не принимает самодержавную, воспевает народную, рисует картины природы.

Любит отчизну «страстною любовью», которую «не победит рассудок».

Патриот.

Бесспорно, синквейн очень полезен в качестве инструмента для синтеза и обобщения сложной информации. Нам, филологам, он позволяет оценить словарный запас учащихся, знание темы, а для ребят является средством творческого самовыражения (каждому хоть на время хочется стать филологом и творцом!). На начальном этапе обучения синквейн обогащает словарный запас ученика, учит формулировать идею (4-ая строка), подготавливает к краткому пересказу.

И в заключении о синквейне в рифмованных строчках:

Кратко и основное

Сказать дело непростое.

За внешней легкостью –

Работает активно мысль:

Ищи важное, не торопись!

Закрепляем морфологию –

Части речи,

Находим слово – резюме, а прежде

Из лексики синонимы вспоминаем,

Главную мысль определяем,

Фиксируем в глагольном предложении –

И готово синквейн – сочинение.

Урок литературы

10 класс.

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Тема урока: «Суть философии Раскольникова»

(Теория Раскольникова: «твари дрожащие» и «право имеющие»)

Цель урока : - раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах преступления;

Ввести учащихся в мир духовных испытаний Раскольникова;

Показать, какую власть над человеком может иметь «теория»;как ответственен человек за эту идею, которой он руководствуется;

Подвести учащихся к выводу Достоевского о страшной опасности, которую таит для человечества осуществление индивидуальных идей и теорий

Оборудование урока : портрет Ф.М.Достоевского;

портреты Р.Раскольникова(художник Д.Шмаринов 1955г;

художник П.Боклевский 80-е годы 19в)

Карточки для самостоятельной работы

Ход урока .

I . Вступительное слово учителя

II. Организационный момент

Ф.М.Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы как писатель – философ, потому что в центре его романов всегда стояла философская проблема. Писателя волновал внутренний мир человека, борьба в душах героев – решение вопроса о добре и зле. Современному миру, забывшему о нравственных идеалах, Достоевский Ф.М. противопоставляет идеал Христа, понимаемый им как духовная красота, которая спасет мир. (эпиграф зачитывается). Роман «Преступление и наказание» один из самых сложных в мировой литературе.

Проблемы выбора пути стоят перед героями Достоевского. От верного решения этих вопросов зависит не только их собственная судьба, но и судьба России.

«А почему все именно так именно так, кто виноват во всем? Или мир не есть божественное творение, где все происходит по законам, записанным в древнейших книгах человеческих, определяющих: это возможно, а это запрещено и греховно?»

Этот вопрос преследует Родиона Раскольникова, который усомнился в заповедях Христа. Забвение вечных святынь, по мысли Достоевского, ведет к страшной трагедии.

III .Сообщение цели урока

Цель нашего урока раскрыть суть теории Раскольникова: «твари дрожащие» и «право имеющие»; разобраться, какую власть над человеком может иметь «теория»;как ответственен человек за эту идею, которой он руководствуется; какую страшную опасность таит для человечества осуществление индивидуальных идей и теорий.

- Запишите в тетрадь число, тему урока, эпиграф урока.

IV. Проверка домашнего задания

1. Личность Раскольникова – идейный центр романа «Преступление и наказание»

а) Карточки для самостоятельной работы (Проверка по ходу урока)

Карточка №1

Просмотрите размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых и чтение письма матери(часть 1,гл.2-4). Данные эпизоды говорят о противоречивости героя.

- Какие противоречия вы можете назвать? Что можно сказать о характере героя на основе этого?

Карточка №2

Вспомните и перескажите наиболее запомнившийся сон Раскольникова. Каково его символическое значение?

Карточка№3

Режиссер – постановщик фильма по роману «Преступление и наказание» Лев Кулиджанов говорит: «История Раскольникова – это история заблудшей души». Вы можете согласиться с тем, что Раскольников – «заблудшая душа»?

Карточка №4

Анализ эпизодов:первое посещение Р.Раскольниковым Сони (ч.4,гл.4),

Второй визит к Соне (ч.5,гл 4). В чем правда Сони?

б ) Словесное рисования портрета Родиона Раскольникова.

Каким мы представляем главного героя романа?

(«замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно – рус, ростом выше среднего, тонок и строен». «Он был до того худо одет, что иной, даже привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу.» «Шляпа эта была высокая круглая, но вся уже изношенная, вся в дырах и пятнах, без полей…», «старое, ветхое студенческое пальто»

в) Анализ портретов Родиона Раскольникова

(худ.П.Боклевский 80 – е г.19 в.; худ.Д.Шмаринов1955г; ученица 10 класса Терентьева Ксения 2010 г)

Кто из художников, по вашему мнению, наиболее удачно показал внутренний мир героя? Докажите свою точку зрения.

г) Работа по вариантам

Многие эпизоды в романе говорят о противоречивости характера героя. Что можно сказать о чертах героя на основе этого?

I вариант (Положительные черты)

II вариант (Отрицательные черты)

Запишите в тетрадь

(Проверка карточки №1)

(Запись на доске под портретом)

Умеет сострадать, угрюм,мрачен,надменен,

сопереживать; горд, жесток, совершает убийство.

бескорыстно отдает преступник, чувств своих не любит

последние деньги высказывать, агрессивен

Катерине Ивановне(20 копеек);

жертвует,пытаясь спасти

встреченную на бульваре

15-летнюю девочку,изнасилованную

неизвестными подлецами;

нежный любящий сын (целует письмо матери);

страдает о судьбе Дуни, добр и великодушен,

совесть есть; человеколюбие

Итог работы. Синквейн. Раскольников .

(творческая работа)

V . - Что же привело героя к убийству?

Идея.

«Идея – сила, формулирующая человека, его характер…определяющая его поведение не меньше, чем «психология» и чем «среда».

Идея обхватывает его и владеет им … и уже раз поселившись в натуре, требует и незамедлительного приложения к делу». Для такого человека «измениться в убеждениях значит … тотчас же измениться и во всей своей жизни».

(Из записных тетрадей Ф.М. Достоевского).

Рассмотрим суть философии Р. Раскольникова

(Комментированное чтение отрывков романа «Преступление и наказание», анализ эпизодов(ч.3,ч.4.гл.4,7,8,ч.5.гл.4)

(Запись на доске и в тетради тезисов)

Общество и человек преступны, поэтому понятия «преступление» не существует.

Страстное желание помочь людям; (действовать, не выбирая средств; «простая арифметика»)

Теория, разделяющая людей на две категории

Статья Р. Раскольникова «О преступлении»; (за 2 месяца до преступления. Газета «Периодическая речь»)

Теория сильной личности;

Итог теории:

ПРЕСТУПЛЕНИЕ

- крушение теории Раскольникова

НАКАЗАНИЕ

Душевные муки

Несоответствие замысла и результатов

Сны Раскольникова (неминуемое наказание)

Случайное убийство Лизаветы (обыкновенный человек, грешник)

- «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку»

Публичное покаяние на Сенной. Явка с повинной. (внешнее, а не внутреннее раскаяние)

(Запись на доске и в тетради)

Теория Родиона Раскольникова

2 разряда

1) низший 1) «люди»

2) «твари дрожащие» 2) «право имеющие»

3) «обыкновенные люди» 3) «необыкновенные

Их назначение: 4) имеют право

4)должны жить в послушании а) делать всякие преступления и

и не имеют права переступать закона всячески преступать закон

5)материал, служащий единственно б) сам имеет право разрешить своей

для зарождения себе подобных совести перешагнуть через иные

препятствия,если исполнение его идеи

(для всего человечества того требует)

5)люди,имеющие дар или талант

сказать в среде своей новое слово

6) разрушители настроены во имя

7)если ему надо,для своей идеи,

перешагнуть хотя бы через труп,

через кровь,то он внутри себя,

по совести, может дать себе

разрешение(право на преступление)

господин настоящего

господин будущего

сохраняют мир и приумножают его численно

двигают мир и ведут его к цели

мало рождается гениальных людей-

из миллионов 1, а великие гении

(из многих тысяч миллионов людей

на земле 1)

«Уж не Наполеон ли какой будущий и нашу Алену Ивановну на прошлой недели топором укокошил?» - брякнул Заметов.

- Почему упоминается образ Наполеона?

Подкрепить теорию Раскольникова призваны имена выдающихся личностей, исторических деятелей, примеры из всемирной истории. (Наполеон, Сталин, Гитлер и т.д.)

(Власть над людьми и их ходом истории, над законами жизни)

(Идея Раскольникова о праве сильной личности) «сверхчеловеке»

Задание по группам

I группа II группа

В тексте первой части найдите найдите факты,раскрывающие

факты,подтверждающие правоту бессмысленность и отвращение

теории Раскольникова Раскольникова к задуманному

преступлению

Какой вывод вытекает из этих фактов?

К какому разряду людей принадлежит сам герой?

Докажите свою точку зрения.

«Старуха была только болезнь…

Я переступить поскорее хотел…

Принцип – то я и убил,а переступить – то не переступил, на этой стороне остался

Только и сумел, это убить.»

«Я вошь и больше ничего.»

    Итог урока .

Сжато сформулируйте идею Раскольникова о праве сильной личности. Ваше отношение к этой идее. (учебник стр.252)

    Д омашнее задание.

Сочинение – миниатюра:

«История Раскольникова – это развеянный миф о «сверхчеловеке»?». Ваша точка зрения.

Синквейн «теория Раскольникова»

Разделы: Литература

Класс: 10

Приемы: кластер, синквейн.

  1. Продолжить работу над знакомством с содержанием романа “Преступление и наказание”.
  2. Ознакомить учащихся с понятием “заповеди Христа” и их морально-нравственной основой.
  3. Выяснить, какие нравственные, общественные проблемы затрагивает Достоевский, развенчивая теорию своего героя о делении людей на “высших” и “тварей дрожащих”.
  4. Научить сопоставлять, анализировать мотивы поступков героя, делать выводы.

Оборудование: роман “Преступление и наказание”, раздаточный материал (текст для чтения и анализа), листы А3, фломастеры, презентационное сопровождение.

Ход урока

1. Стадия вызова. “Достоевский единственный, кто разгадал Христа”. (Ф.Ницше). Обращение к учащимся с вопросами: Какие заповеди Христа вы знаете? (Записать ответы учащихся на доске). Потом учитель показывает слайд с заповедями, предлагает учащимся добавить, сравнить свои ответы, сопровождая краткими разъяснениями: “Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим”

  • “Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им”
  • “Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно”
  • “Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Богу твоему
  • “Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе”
  • “Не убивай”
  • “Не прелюбодействуй”
  • “Не кради”
  • “Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего”
  • “Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего... ничего, что у ближнего твоего”
    • Беседа с опорой на знание текста романа. Какую заповедь(и), с вашей точки зрения, нарушил Р.Раскольников, герой романа? (Герой романа Ф. М. Достоевского нарушил несколько заповедей: “Не убивай”, “Не кради”, “Не делай себе кумира…”).
    • Почему Раскольников совершил преступление? Проблемный вопрос. Учитель просит учащихся озвучить идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи.

    (Ответов здесь может быть несколько. Например, учащиеся могут назвать такие причины преступления:

    • герой “был задавлен бедностью”,
    • ему нужны были деньги, продолжить учебу,
    • разговор с Мармеладовым в трактире,
    • получение письма матери,
    • встреча с пьяной девушкой на улице,
    • сон о забитой лошади,
    • подслушанный разговор студента и офицера
    • проверка собственной теории).

    2. Чтение текста. Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи. Учитель обращается с просьбой по ходу чтения статьи делать в тексте пометки.

    V- эту информацию знал, знаю, вспомнил;

    Это новая для меня информация;

    Эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы. Учащиеся самостоятельно читают статью, используя пометки.

    В своем романе "Преступление и наказание" Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другим, "наполеонизма". Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория, разбивается на практике, принося мучения, страдания и, в конце концов, раскаяние главному герою романа.

    Впервые идея вседозволенности появляется у Достоевского на страницах романа "Двойник" и она же раскрывается более глубоко в "Преступлении и наказании". В обоих произведениях показано крушение этой теории.

    Что же собственно представляет собой эта теория? По замыслам Раскольникова, есть люди, которым дозволено все. Люди, стоящие выше общества, толпы. Люди, которым дозволено даже убить. И вот Раскольников решает переступить черту, которая отделяет этих "великих" людей от толпы. Этой самой чертой становится убийство, убийство дряхлой, мелочной старушонки - ростовщицы, которой уже нечего делать на этом свете (по мыслям Раскольникова, конечно).

    "Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит единственно от одной трусости", - думает Раскольников. Однажды в трактире он в одной из бесед слышит теорию, подобную его, о том, что эту старушонку можно запросто убить и все за это только спасибо скажут. Но в ответ на вопрос: "Убьешь ты сам старуху или нет? " другой говорящий отвечает: "Разумеется, нет". Трусость ли это? Для Раскольникова видимо - да. Но на самом деле... Мне кажется, что это элементарные человеческие нравственные и моральные нормы. "Не убий", гласит одна из заповедей. Вот через что переступает Раскольников, и именно за это преступление последует наказание.

    Рассказывая о своей статье, опубликованной в одном из журналов, Раскольников выдвигает свою теорию вседозволенности сначала Порфирию Петровичу, затем Сонечке, когда они уже знают, что именно он совершил убийство, Раскольников как бы пытается самооправдаться. Но эта теория была бы даже интересна и занимательна, если бы он не перешел к ее практическому осуществлению.

    Ведь если сам Раскольников оправдывает свое преступление тем, что старуха-ростовщица приносила только вред людям, что никому она не нужна и жизни она не достойна, то, как быть с убийством Лизаветы, ни в чем не повинной, которая просто оказалась на пути осуществления "гениального" плана Раскольникова. Тут-то эта теория и дает первую брешь, во время практического исполнения. Именно это губит Раскольникова, и по-другому быть не могло.

    Убийство Лизаветы заставляет задуматься над тем, а так ли хороша эта теория? Ведь если случайность, вкравшаяся в нее, может привести к столь трагическим последствиям, то может быть корень зла таится в самой этой идее? Не может зло, пусть даже по отношению к бесполезной старухе, быть положено в основу благодеяния.

    Наказание за содеянное оказывается не менее страшным, чем само преступление - что может быть страшнее страданий и мучений человека, осознавшего свою вину, и, к концу повествования, полностью раскаявшегося. И успокоение Раскольников находит только в вере, вере в Бога, вере, которую он заменял теорией "сверхчеловека".

    Проблемы, поставленные Достоевским, остры и актуальны в наше время нисколько не меньше, а может быть даже и больше. Основной его идеей является то, что общество, построенное на сиюминутной выгоде, на делении людей на "нужных" и "ненужных", общество, в котором люди привыкают к страшнейшему из грехов - убийству, не может быть нравственным, и никогда люди не будут чувствовать себя счастливыми в таком обществе.

    3. Стадия размышления. Составление кластера “Суть теории Раскольникова, причины ее возникновения и ее последствия” Учащиеся объединяются в группы по 4 человека.

    4. Стадия рефлексии. Обмен мнениями. Беседа, обсуждения представленных кластеров (все работы групп учитель размещает на доске или стенде).

    5. Написание синквейнов. “Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”.

    Слово происходит от французского слова cinq (пять). Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

    1 строка – тема или предмет (одно существительное);
    2 строка – описание предмета (два прилагательных);
    3 строка – описание действия (три глагола);
    4 строка – фраза, предложение выражающие отношение к предмету;
    5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

    Примерный вариант

    Озлобленный, отчаявшийся

    Страдает, осознает, раскаивается

    Теория вседозволенности разрушает моральные и нравственные законы человечества

    Домашнее задание. Найти примеры из истории нашей страны и других государств XX и XXI веков, когда различные антигуманные теории приводят к преступлениям против человечества.

    При подготовке материала использована информация с сайтов:

    http://www.school-essays.infо