Биографии Характеристики Анализ

Сирия алеппо сакральное. Ситуация с доступом улучшается

АЛЕППО, СИРИЯ: Вид на город из цитадели в мирное время. До гражданской войны Алеппо был крупнейшим городом Сирии с населением около 2,5 миллионов человек. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Алеппо сегодня — это лоскутное одеяло. Город удерживают правительственные войска, ИГИЛ, еще какие-то повстанцы, они постоянно обстреливают друг друга… когда видишь это в новостях, то понимаешь, что в городе камня на камне не осталось. Это же Сталинград!

Центрировать карту

Движение

На велосипеде

Проездом

Дмитрий Воздвиженский, журналист, фотограф, путешественник.

В гостях у Сайта для любознательных путешественников — , мой давний коллега, журналист, фотограф, опытный путешественник. Этой статьей о сирийском городе Алеппо мы продолжим серию материалов под общим названием «Сирия до войны», расскажем о том, какой была эта страна еще совсем недавно, и о том какую Сирию мы безвозвратно потеряли.

«Алеппо я помню совсем другим, — говорит Дмитрий, — опрятные, одетые в школьную форму дети, идущие на экскурсию в музей, цитадель — возвышающуюся над городом средневековую крепость, помню улыбчивых студентов, мечтавших о своем будущем, молодые пары, беззаботно гулявшие по улицам, Великую мечеть и узкие улочки старого города, крестьян приехавших полюбоваться на местные красоты и, конечно, дружелюбных продавцов, ведь Алеппо всегда был царством торговцев! На протяжении многих лет это была торговая столица Сирии. Здесь можно было купить все! Однажды я целый день пробродил по местному базару, смотрел на все это, общался с людьми. В результате сделал зарисовку об Алеппо, которую хочу привести сейчас без изменений. Потому что менять что-либо тут бессмысленно. Ничего этого больше нет! Где теперь Адель и Ахмед? Что стало с этими людьми? Такие вопросы, думаю, уже можно не задавать, потому что ответа на них нет. Тени Алеппо не дадут ответа. Мой старый репортаж – вдруг стал документом, свидетельством военного преступления, совершенного под видом борьбы с «режимом» Башара Асада».

АЛЕППО, СИРИЯ: Ремесленник изготавливает медный чан. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Тот, кто впервые оказывался в Алеппо, бывал сильно поражен тем, что почти весь центр города – это один большой базар – сук. Одной стороной маленькие магазинчики выходят на крытые улицы, а другой упираются в бывшие караван-сараи. До войны их использовали как обычные склады. Раньше товары в них хранили только на первых этажах. На вторых размещались постоялые дворы, рестораны и гостиницы. А во внутренних двориках после дальних переходов через пустыни отдыхали верблюды. Сегодня, конечно, от верблюдов остались одни воспоминания.

В древности кроме торговцев в Алеппо процветали ремесленники, работавшие с медью. Традиции сохранились до 21 века. В старом городе было множество лавок и мастерских в которых трудились десятки жестянщиков, делавших металлическую посуду. Одна из версий названия города гласит, что оно произошло от слова «халеб», что значит «железо».


АЛЕППО, СИРИЯ: Двое пожилых мужчин в лавке. Фото: Дмитрий Воздиженский.

Да, колорит был уже не тот, что прежде, но страсть продавать и покупать, по признанию местных жителей, у них в крови. Только коммерция и позволяла им вести достойную жизнь. Адель когда-то учился в Советском Союзе, окончил институт культуры. Потом работал библиотекарем в Алеппо. Но, увы, библиотекари в Сирии до войны получали не больше российских. А у Аделя было двое сыновей и жена, кстати русская. Он познакомился с ней в Ленинграде. На скромную зарплату работника культуры семью не прокормишь. И тогда Адель занялся торговлей. В итоге у него было два магазина на центральном суке. В одном работал его сын, а в другом — он сам.

Адель, сириец, владелец магазина говорил: «Туристы, в основном, покупают вот эти платки, а местные жители покупают полотенца, халаты. Их мужчины одевают, есть зимние, есть летние. Зимнее плотнее, а летние легче».


АЛЕППО, СИРИЯ: Дети безмятежно играют в футбол на школьном дворе. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Конечно, мы не удержались от соблазна посмотреть, как на самом деле положено надевать настоящий мужской арабский платок. Адель с удовольствием согласился нам в этом деле помочь.

Потом он позвал своего сына, который, как и отец, прекрасно говорил по-русски, и пригласил нас к себе в лавку поговорить о жизни. За стаканчиком крепкого чая он с удовольствием рассказывал о сирийских нравах.

«Самое главное в Сирии — безопасность. Можете гулять, даже ночью, в три часа ночи, никто не тронет. Туристы приезжают с запада, из восточных стран. Все хвалят эту нашу особенность. Народ добрый. Туристов никто не трогает, наоборот хорошо принимают. Если надо показать дорогу, то продавец даже оставит свой магазин и пойдет показывать путь. У нас добрый, хороший народ».


АЛЕППО, СИРИЯ: Мужчины беседуют во дворе Великой мечети. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Потом наш разговор зашёл о политике и религии. Адель поделился своими мыслями об исламе. Он считал, что многие прикрываются им для осуществления своих личных целей. На самом же деле – это чистая и человечная религия.

Адель, сириец, владелец магазина: «Наша религия не против других религий. Вот, например, начало Корана, есть там сура, можно сказать часть. Наш бог говорит: Слава богу – Бог всех людей. Не мусульман только. Он Бог всех людей. Мы никогда не знали и не учили наших детей, чтобы быть расистами или быть агрессивными. Пожалуйста, мы живем с христианами в дружбе. Мы живем в одной стране, под одним мирным небом. Слава Богу. Как сказать, Слава Аллаху».


АЛЕППО, СИРИЯ: Женщины с детьми гуляют во дворе Великой мечети. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

После того, как Сирия стала независимой от Франции, началась теплая дружба с Советским Союзом. Многие люди до гражданской войны питали самые теплые чувства к России и искренно считали нашу страну Великой державой. Тогда в Алеппо было полным-полно вывесок на русском языке, хотя торговля шла в основном не с Москвой, а с Киевом. И не на государственном уровне. Новые коммерческие связи прочно связали Сирию с Украиной. Благодаря дешевизне сирийские товары пользовались большим спросом у украинских челноков.

Адель и другие торговцы Алеппо умели делать деньги практически из воздуха. Два небольших примера. Казалось бы, много ли можно заработать на семечках? Судя по нашим бабушкам, продающих их на рынках, не очень. Но все зависит от объемов продаж. На семечках и орехах можно заработать кучу денег.

АЛЕППО, СИРИЯ: Портрет мужчины в арабском платке во дворе Великой мечети. Фото: Дмитрий Воздвиженский. АЛЕППО, СИРИЯ: Мужчины беседуют на улице. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Ахмед Ассаб — хозяин лавки, оборот которой достигал впечатляющей цифры: 300 килограммов в день! Именно столько самых разных семечек и орехов ежедневно раскупали простые граждане Алеппо с восьми утра до пяти вечера.

Ахмед Асаб, хозяин магазина: «Не знаю, чтобы я делал без орехов. Мне кажется, что орехи – любимая еда множества самых разных людей. Все покупают – старые и молодые, женщины и мужчины. Орехи любят все».

Если передняя комната лавки, выходившая на улицу, была уставлена банками и мешками с товарами и выглядела вполне опрятно и благообразно, то заднее помещение, в котором готовили эти самые семечки, слегка смахивала на небольшую частную преисподнюю. Там было неимоверно жарко. В огромном котле, похожем на бетономешалку, прожаривали семечки. Процесс шел непрерывно. Один человек загружал и выгружал, другой просеивал, подносил в больших мешках сырые зерна или орехи и выносил готовую продукцию в переулок. Здесь она остывала и дожидалась покупателей. В маленькой каморке стоял постоянный чад, дым и пыль от сгоревшей шелухи. Проходя мимо подобного заведения даже с закрытыми глазами по одному запаху можно было определить, что здесь вам будут рады продать жареный миндаль, фундук, арахис, фисташки или какие-нибудь еще замысловатые орешки.

АЛЕППО, СИРИЯ: Улыбающиеся студенты на улице города. Фото: Дмитрий Воздвиженский. АЛЕППО, СИРИЯ: Школьная экскурсия у Цитадели Алеппо. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

На мыле сирийцы в Алеппо умудрялись тоже неплохо зарабатывать. В наши дни, когда этим простейшим гигиеническим средством никого не удивишь, придумать что-то новое довольно тяжело. Но сирийцы и не придумывали. Настоящее мыло должно быть таким, каким оно было изобретено. А изобрели его, по словам местных жителей, именно в Алеппо.

Захир, продавец: «Это наше знаменитое мыло. Делается очень долго. Особая смесь лаврового и оливкового масел заливается ровным слоем на герметичном полу. А потом нужно подождать несколько месяцев пока испарится влага. Тогда мы нарезаем загустевшую массу на куски и все, можно мыться».

По утверждениям сирийцев, мыло из Алеппо — лучшее в мире. Оно, как вино, с возрастом становится только лучше. Так что, если не хватало денег на старинные картины или коньяки, — до войны тут можно было купить немного выдержанного сирийского мыла.

Бассель, продавец: «Вот это мягкое однолетнее мыло. Стоит доллар за килограмм. Его можно разрезать проволокой. А вот это трехлетняя выдержка. А это пять лет. Его можно только пилить ножовкой. Стоит пять долларов за килограмм. А еще у меня есть для особых клиентов десятилетнее мыло!»


АЛЕППО, СИРИЯ: Вид на Алеппо из Цитадели.

До начала гражданской войны население Алеппо составляло два с половиной миллиона человек. Сегодня эта цифра уменьшилась более чем вдвое — менее одного миллиона человек. Началом боевых действий считается 10 февраля 2012 года, когда были взорваны два заминированных автомобиля. Уличные бои начались 19 июля и шли по нарастающей. Крупнейший в мире исторический рынок Сук-аль-Мадина , входящий в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, был уничтожен в конце сентября. Более 500 магазинов были сожжены…

АЛЕППО, СИРИЯ: Уникальный минарет Великой мечети Алеппо 11 века. Уничтожен в ходе боев. Фото: Дмитрий Воздвиженский. АЛЕППО, СИРИЯ: Тени Алеппо. Тени людей в арке в цитадели Алеппо. Их судьба не известна. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Алеппо считается вторым городом Сирии (после Дамаска), но много лет он пытается оспорить у столицы звание города древнейшего. Поводом для этого служат древние легенды. Имея такое не слишком фундаментальное обоснование своей древней истории, жителям Алеппо трудно вести борьбу за звание старейшего города Сирии. Тем не менее, делают они это весьма успешно.

Древняя и невероятно красивая страна, в которой тесно переплетаются христианство и ислам, а также множество культур и народов это Сирия. Алеппо (или же Халеб) второй по величине город государства, он также является одним из самых древних поселений на нашей планете. Когда-то именно через него проходил знаменитый Шелковый Путь, а сегодня сюда приезжают туристы со всей планеты для того, чтобы ознакомиться с древнейшими памятниками нашей цивилизации, которые дали начало мировым религиям и культурам.

Алеппо город, который расположен ближе к северу страны. Добраться туда можно прямо из Москвы буквально за несколько часов, однако подобные рейсы курсируют только по понедельникам. Во все остальные дни туристы добираются до этого исторического центра через столицу - Дамаск, а оттуда уже, пользуясь внутренними авиалиниями, за час долетают до Халеба. Следует помнить, что как и вся Сирия, Алеппо город далеко не пляжного отдыха. Чаще всего сюда приезжают для того, чтобы осуществить обыкновенные туристические туры или же религиозные и паломнические. Поэтому в стране прекрасно развита железнодорожная сеть. Поезда домчат вас быстро и с комфортом в любой другой город. Аналогично можно путешествовать на автобусах или же на арендованном авто.

Как выглядит сегодня Халеб

Как уже говорилось выше, страна-памятник, в которой хранится святая святых практически всего человечества, это Сирия. Алеппо является одним из тех древних центров, в котором сосредоточено огромное количество мечетей и христианских храмов, старинных крытых рынков и восточных бань. Практически весь город являет собой исторический центр, а новостройки тут можно встретить только на окраинах. Условно город поделен на два основных района Джейда и Тайба, в которых все эти достопримечательности и находятся. Все это охвачено средневековой цитаделью, выполненной в арабском фортификационном стиле. Главной достопримечательностью здесь является огромное отверстие в полу, в которое бросали преступников с высоты 20 метров.

Религиозные достопримечательности города

Если вы желаете в более полных красках осмотреть эту волшебную и сакральную страну, то в вашей программе, несомненно, должна быть ее столица. Сирия является живым музеем, где в каждом городе находится какой-то памятник религии или архитектуры, а в мегаполисах подобных мест просто масса. Тут есть караван-сараи, знаменитые бани хаммамы, мечети и усыпальницы. Ну а местные гиды любезно предложат прогулку на верблюдах в любую точку города, что позволит вам окунуться не только в жизнь Ближнего Востока, но и в его прошлое.

Сирия, Алеппо - город и его история

В средиземноморской стране Сирия Алеппо это город-история, который не может не привлекать туристов со всего мира. Помимо мягкого климата, близости к морскому побережью и теплого солнца, в Халебе также располагается целый ряд архитектурных памятников, которые имеют тысячелетнюю историю. Многие из них являются живыми свидетелями еще эпохи прокладывания Великого Шелкового пути, римских завоеваний и царствования прокураторов. Как любой другой восточный город, Алеппо (или же Халеб, как его именуют местные жители) может поведать нам историю не только восточных средиземноморских народов, но европейских этносов, которые неоднократно завоевывали его, возводя там свои памятники и сооружения.

На сегодняшний момент Алеппо (как почти вся Сирия) стал большим развлекательным центром, где рады туристам из разных уголков мира. На территории восточного мегаполиса расположились всевозможные отели, коттеджные поселки и хостелы. Наряду с этим сервисом в городе процветает развлекательный бизнес, который предлагает всем желающим посетить казино, рестораны, клубы и кинотеатры и провести таким образом не один прекрасный вечер в старинном городе. Стоит отметить, что все современные заведения, которые были построены в Халебе, выдержаны в едином восточном стиле, поэтому они отлично гармонируют с древними постройками, и город имеет целостный и красивый внешний облик.

Основной достопримечательностью города является цитадель Алеппо. Сирия лишь в XX веке признала данное архитектурное сооружение, которое долгие годы являлось основным городом, архитектурным памятником мирового масштаба. Эти гигантские стены, которые считались ранее крепостью, были возведены совместными усилиями крестоносцев и местных жителей еще в первом веке нашей эры. В пределах крепости заключался целый город, на территории которого располагались мечеть, мавзолей, дворцы правящей династии и поселки для войск государства Сирия. Алеппо, огражденный этим забором, ныне считается старой частью города, а также главной его достопримечательностью.

Среди исторически важных мест в Халебе также можно назвать многочисленные караван-сараи, которые на протяжении веков возводились для того, чтобы странники, путешествующие по пустыне, могли передохнуть, выспаться и собраться с силами для нового пути.

Эти караван-сараи окружены восточными рынками, где можно купить различные местные продукты, фрукты и овощи, а также всякие сувениры и безделушки, которые всегда будут напоминать об этом замечательном городе в южной стране Сирия Алеппо.

Город Халеб вот уже много лет носит гордый статус - Северная столица. Сирия, как и многие другие государства, имеет как официальный (основной) город, так и исторический, коим и является Алеппо. Именно здесь туристы могут приобрести такие сувениры, которые более нигде не изготавливаются, и среди них можно назвать ковры ручной работы, глиняные кувшины в старинном восточном стиле, обувь под заказ, талисманы и снадобья, а также все, чем богата Сирия. Алеппо это город, воспоминания о котором никогда не уйдут из памяти, и это именно то место, в которое всегда хочется вернуться.

В сирийском Алеппо горит исторический центр города

Во время боев между военными и мятежниками огонь охватил улицы, на которых располагается один из крупнейших на Ближнем Востоке крытых базаров, сообщают интернет-СМИ со ссылкой на оппозиционеров.

Ранее в сирийском городе Хомсе подразделениям правительственных войск удалось обнаружить туннель, которым пользовались сторонники свержения властей, чтобы нападать на армейские блокпосты. Через тайный ход противники президента Башара Асада поставляли оружие диверсионным группам, продолжающим сопротивление в населенном пункте.

Спецназ накануне преследовал повстанцев в районе Сулейманийя. Кроме того, бои велись в городах Алеппо и Растане. По заявлению властей, правительственным войскам удалось уничтожить несколько десятков мятежников. На подступах к Алеппо были выведены из строя колонны с джипами и пикапами.

Также сообщалось, что армия Сирии накануне отбила решающее наступление повстанцев в Алеппо. Боевики ССА хотели прорваться в центр города, где расположена большая часть государственных учреждений, однако это им не удалось — сирийские войска отбросили атакующих. Боевики, понеся потери, отступили. Наиболее ожесточенные бои шли в расположенном на севере Алеппо курдском районе Шейх Максуд.

Источники: www.syl.ru, fb.ru, n1.by, www.rosbalt.ru, ria.ru

Чип в мозг и нановакцинация

Гибель динозавров: тайна древнего мира

Хрустальный череп из Города павших камней

Аномальная зона Адыгеи

Призрачный замок Глэмис

Тайна племени

Живет ли в густых зарослях Южной Азии снежный человек? Ответить на вопрос исследователи пока что затрудняются, однако вероятность обнаружить...

Тайна саркофага Храма Надписей


Храм Надписей стал одним из самых загадочных объектов цивилизации майя. Среди других пирамид майя он отличается целым рядом особенностей, ...

Артефакты на Марсе

Джозеф Скиппер, известный исследователь Марса, обнародовал свои последние предположения, которые возникли при тщательном просмотре фотографий, сделанных марсоходом Curiosity. Фотографии с Марса публикуются...

Бамбуковое термобелье

Уникальные свойства термобелья из бамбука - обусловлены наличием большого количества эллиптических пор, которые сначала быстро вбирают влагу, а затем...

Спальный городок Ча Ам

Недалеко от Хуа Хин в Таиланде расположен спальный городок Ча Ам. Ночью здесь очень тихо, никакие шумные компании не нарушат ваш сон. А...

Причины Куликовской битвы

Дмитрий Донской. князь Московский, Великий князь Владимирский, с 1363 г. князь Новгородский. Родился 12 октября 1350 г. Сын Ивана...

Корабль «Монблан»

Рано утром французский транспорт “Монблан” входил в гавань Галифакса, чтобы спустя несколько дней присоединиться к военному конвою, под защитой которого...

Новейший российский ракетный комплекс "Авангард" запущен в массовое производство, начата...

Ядерная крылатая ракета Буревестник – характеристики и перспективы

Истребитель Су 57 – характеристики и возможности

Истребитель пятого поколения Су 57 разработан в ОКБ им. Сухого...

Почему не внедряется квантовый двигатель Леонова

В печати периодически появляются заметки о неизвестной разработке Брянского ученого...

История еды древних славян

Древние славяне, как и многие народы того времени, верили, что множество...

Народные приметы о жемчуге

В первую очередь, жемчуг является невероятно красивым камнем, который был...

Мотоциклы с карданным приводом

Мало купить мотоцикл и ездить на нём, заправляя его время...

Как получить электричество из воды

Сотрудники Университета Альберты нашли принципиально новый способ получения электроэнергии из...

Акулы в Балтийском море

Как-то получилось, что из акул в Балтийском море представлены лишь...

В северо-западной части Сирии, неподалеку от сирийско-турецкой границы (45 км), находится крупнейший центр этой ближневосточной страны - город Халеб, известный европейцам как Алеппо, а в еврейских источниках как Арам-Цова. Даты его основания расходятся, но в шестом тысячелетии до н. э. эти места уже были заселены, а к пятому тысячелетию здесь совершенно точно существовало достаточно крупное поселение, упоминаемое в вавилонских клинописных табличках. К 2500 г до н. э. встречаются упоминания о городе Алеппо тогда о нем говорилось в связи с близостью к древнему семитскому торговому городу-государству под названием Эбла. В этот период он был более известен как Арми в самой Эбле, около 2240 г до н. э. разграбленной вместе с Алеппо аккадским царем из династии Саргонидов.
Но город возродился и впоследствии упоминается как центр царства Йамхад (Ямхад; ок. XIX-XV вв. до н. э.) - одного из сильнейших государств на Ближнем Востоке того времени. Уже тогда на эти места распространилось название «земля Халеба». Но и эта древняя империя была сокрушена. Позже Алеппо находился в зоне интересов египтян и хеттов, которым и достался в итоге, к концу XVII в. до н. э. Причем для последних он имел особое значение, так как именно здесь был центр поклонения богу погоды, почитаемому среди хеттов.
Недолго побыв под властью государства Митанни, город к XIV-XIII вв. до н. э. вновь переходит к хеттам, которые и будут им владеть примерно до 1200 г до н. э. - времени падения Хеттского царства. Халпе, Халпа и Халибон - также древние имена Алеппо. Падение хеттской империи принесло городу свободу, и некоторое время он был центром одноименного царства - небольшого, но весьма влиятельного.
Позднее его прибирали к рукам правители династий Ахеменидов и Селевкидов. Так он и переходил от одних к другим, пока в 64 г не достался Риму и позднее - «по наследству» - Византии. Новая эра принесла ему и новые названия: Верией/Беройей он был для греков и римлян. В 636 г горожанам пришлось покориться арабам, давно испытывавшим интерес к этому великому центру древности, ко всему прочему находящемуся на Шелковом пути. Средневековые европейцы прозвали его на итальянский манер Алеппо.
Этимология древнего названия теряется в веках и в многочисленных исторических перипетиях, случавшихся с городом. «Халеб» то связывают с названием металла («железо» или «медь») - и это было бы вполне обоснованно, так как издавна город славился своими кузнечными изделиями. То вспоминают, что в переводе с арамейского близкое по звучанию слово «халаба» означает «белый», что может служить намеком на известное богатство региона мрамором.
Но самое необычное объяснение происхождения старого названия в буквальном смысле уходит своими корнями в библейские времена: говорят, неподалеку жил родоначальник еврейского народа, пророк Авраам, который всегда милостиво угощал путников молоком. Один из вариантов легенды сохранил звучание вопроса, который задавали путешествующие: «Халаб Ибрахим?», что означало «Доил ли Авраам?». Так слово «халаб»/«халеб» связывается с глаголом «доить». В то же время на иврите «халав"/"халяв» означает «молоко». А так как считается, что корова Авраама была рыжей (по-арабски «шахеб»), то будто бы и город прозвали Халеб-аш-Шахба. Эту этимологическую легенду рассказывают многие: например, ее вариант от XII в. хорошо сохранился в текстах еврейского путешественника Птахии из Регенсбурга (II пол. XII в.).
К моменту захвата монголами в 1260 г это был цветущий город, центр ремесел и культурной жизни, экономическая столица обширного региона. Не обошел своим вниманием его и Тамерлан (1336-1405 гг.). Из-под контроля государства мамлюков Халеб в 1516 г. перекочевал в состав Османской империи. Но потрясения и испытания на этом не закончились: землетрясение 1822 г снова разрушило его, как когда-то (в 1138 г.), дальнейшее существование города поставило под вопрос одно из самых смертоносных за всю историю человечества землетрясений, унесшее как минимум 230 000 жизней.
В 1827 г подрыв сил города продолжила сильнейшая эпидемия чумы, а в 1832 г холеры. И все же Халеб выстоял и к последней четверти XIX в. испытал новый экономический подъем. В это время здесь была развита промышленность: на весь Восток, и не только, славились шелковые, бумажные, шерстяные и парчовые материалы, изготовленные на местных мануфактурах. Это и сегодня - крупнейший в стране центр изготовления текстиля, ведь вокруг самого города сосредоточены хлопковые плантации.
Интересно, что мастерство изготовления тканей развито не только в промышленном масштабе, но и до сих пор передается из поколения в поколение («на дому» работает около 5000 ручных станков). Это особенно относится к шелкоткачеству. Шелковые товары местного производства востребованы по всему миру.
Помимо этого на экспорт город также отправляет шерсть и хлопок, воск и табак, фисташки и пшеницу, мыло. О последнем стоит сказать отдельно, ведь халебским мылом гордится не только сам город, но и вся Сирия. Его готовят на основе оливкового масла с примесью лаврового. Этот абсолютно натуральный и очень ценный продукт выдерживается месяцами, а особо дорогие сорта «созревают» годами, но зато подобное мыло годами и хранится. Секреты его изготовления тщательно охраняются тысячелетиями. А мыльный «деликатес» режется исключительно серебряным ножом и штампуется - как настоящая драгоценность.
Алеппо поражает не только своими самобытными традициями. Особого внимания заслуживает архитектура города, формировавшаяся на протяжении нескольких тысячелетий. Каждый «хозяин» стремился оставить в нем свой след, и теперь смешение архитектурных стилей делает городской ансамбль незабываемым. Гостиницы и хаммамы, школы и некоторые жилые строения зачастую относятся к XIII-XIV вв., стиль XVI-XVII вв. сохранился в облике домов буржуа, нередки образцы восточного барокко, а также строения в стилистике XIX - начала XX вв., в которые каким-то образом вкрапливаются еще и неоклассические, китайские и даже норманнские кварталы или отдельные здания.
Но, конечно, истинной жемчужиной алеппской архитектуры является (X в.), с 1986 г внесенная в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Форт выдержал множество сражений за город, но значительно пострадал от землетрясения 1822 г., после которого крепость восстанавливают до сих пор. Реставрация носит масштабный характер и с 2000 г реализуется при поддержке ЮНЕСКО. Но и это еще не все. Именно раскопки в районе Алеппо привели к обнаружению культуры древней Эблы, а каменный блок алеппской мечети Джами-Кыкан (XIII в.) сохранил в себе хеттские письмена, благодаря которым ученые обрели ключ к расшифровке языка хеттов.
От Средиземного моря город отделяет 120 км. Он является центром самой густозаселенной мухафазы Сирии. С востока к ней подбирается Сирийская пустыня. Градоначальники Алеппо имеют грандиозные планы по поводу будущего развития города: по ним Халеб должен расшириться к 2015 г с нынешних примерно 190 км 2 до 420 км 2 Но уже сейчас Алеппо считается одним из городов Ближнего Востока, демонстрирующим высокие темпы роста.


Язык: арабский (северо-сирийский диалект шави).

Этнический состав: арабы, курды, туркмены - большинство, прочие - армяне, греки и др.
Религия: более 80% - ислам (суннизм - большинство), около 12% - христианство, примерно 8% - прочие.

Денежная единица: сирийский фунт.

Аэропорт: международный Аэропорт Алеппо.

Цифры

Площадь: 190 км 2 .

Население: 2 132100 чел. (2004).
Плотность населения: 11 222 чел./км 2

Экономика

Промышленность: металлообрабатывающая, цементная, пищевкусовая, легкая (в том числе шелкомотальная, хлопкоочистительная, шерстеперерабатывающая, кожевенно-обувная).

Сельское хозяйство: животноводство, растениеводство (зерновые, хлопчатник, культивация фисташковых и оливковых деревьев, виноградарство).

Сфера услуг: туризм, торговля, транспорт.

Климат и погода

Субтропический, семиаридный.

Средняя температура января: +7°С.

Средняя температура июля: +29°С.
Среднегодовое количество осадков: 395 мм.

Достопримечательности

Крепость Алеппо (в нынешнем виде - ок. XIII в.); римский водопровод, фрагменты средневековых стен и пяти ворот (1390-нач. XVI в.)
Мечети : Большая мечеть Омейядов (VIII-XIII вв.). мечеть Джами-Кыкан (XIII в.). мечети - медресе.
■ Крытые соуки - торговые ряды (с XIII е., площадь - несколько га, протяженность - 13 км); дворец Бейт Джонблат (к. XVI в.). традиционные жилые дома разных эпох с богатым декором.
■ Археологический музей.
■ Около 700 заброшенных древних городов и окрестностях.

Любопытные факты

■ Жители Халеба приютили армянских беженцев после геноцида армянского населения, осуществленного в 1915 г. на территории Османской империи. Вывод французских войск из Киликии в 1923 г. привел к новой волне миграции армян, так что по сей день армянская община - одна из самых крупных в городе, что делает Халеб самым христианским городом Сирии.
■ В 1417 г. в Халебе оборвалась жизнь Насими, выдающегося азербайджанского поэта мирового масштаба, писавшего на нескольких восточных языках. Местное духовенство выдвинуло против поэта страшные обвинения, и султан города приказал содрать с Насими кожу и выставить его тело на всеобщее обозрение. По легенде, кровь поэта объявили проклятой, так что все, на что она попадала, должно было быть отрублено мечом и выжжено огнем. Народная молва приписывает это утверждение одному богослову, присутствовавшему на казни. По иронии судьбы капля крови Насими попала на клеветника, и, пока народ спорил с ним, требуя отрубить богослову проклятый палец, поэт успел сочинить последнее стихотворение. Считается, что в Алеппо находится гробница страдальца, а ключи от нее - у одного из его потомков.

■ В Халебе существовало одно из наиболее активных подразделений организации арабских нищих - харафиш. В их иерархии имелись собственные шейхи и султаны, к которым прислушивались даже местные правители, если хотели использовать нищих для каких-нибудь работ.
■ В X в. крепость Алеппо пробовал взять византийский император Никифор II Фока. Его племянник Теодор решил обратиться к воинам с поднимающей дух речью и повернулся спиной к крепости, откуда получил смертельный удар камнем в спину. Рассвирепевший Никифор вернулся в город, собрал 12000 жителей и, поставив их на колени перед непоколебимой крепостью, устроил массовую казнь, обезглавив всех. Не тронув крепость, Никифор отступил.

■ Монастырь Св. Симеона хранит память о праведнике V в. - Симеоне Столпнике, который уединился, построил себе столб (башню), на котором жил и проповедовал паломникам. 36 лет он надстраивал свой столб, доведя его, до 15-метровой высоты. Столб почти не сохранился, зато цела церковь, обозначающая это место.
■ На стадионе Халеба повара создали самый большой в мире торт: в общей сложности 4 тонны марципана, фисташек и прочих кондитерских ингредиентов уложились в форму длиной 20 и шириной 10 м. Больше всего ушло глюкозы - 3 тонны на 1,5 тонны миндаля и 630 литров воды.
■ В одном из залов крепости Алеппо сохранилось отверстие над ямой глубиной в 20 м: в него бросали неверных жен и прочих предателей.

В самом центре сирийского города Алеппо, где сейчас идут кровопролитные бои, на холме над городом гордо возвышается средневековая цитадель. Во времена крестовых походов она была оплотом мусульман, позднее пережила штурм и захват войсками монголов и страшного среднеазиатского завоевателя Тамерлана, каждый раз возрождаясь из пепла. Что останется от этого уникального памятника после современных боев?

Цитадель Алеппо расположена на вершине огромного холма высотой около 40 метров. Раньше, когда раскинувшийся у подножия холма город был намного меньше и в нем отсутствовали высотные здания, цитадель была заметной издали достопримечательностью. Каждый путник издалека видел цитадель, и она производила на него сильное впечатление. В свою очередь, и гарнизон цитадели заблаговременно замечал приближение неприятеля.

Селевкиды, римляне, сельджуки…

Холм, на котором стоит цитадель Алеппо, не полностью естественного происхождения — примерно на треть он искусственный. Он имеет форму усеченного конуса, а его склоны крутизной до 48° некогда были облицованы камнем, представляя собой как бы один массивный талус ниже стен и башен. Холм был опоясан широким и глубоким рвом, заполненным водой. Полагают, что первоначально ров имел ширину 30 м и глубину до 22 м.

Весь комплекс — заполненный водой ров, массивный каменный талус и стены с башнями наверху — тогда производил сильное впечатление. Даже сегодня, без воды во рву и с утраченной во многих местах каменной облицовкой холма, цитадель выглядит неприступной твердыней.

Алеппо имеет древнюю историю. В ходе раскопок в цитадели был найден храм бога грозы Адада бронзового и раннего железного века. Древнейшая же цитадель на холме, возможно, была построена селевкидами в период между 333 и 364 гг. до н.э. Неясно, использовали ли римляне холм в качестве своей военный базы после того, как Алеппо вошел в состав Римской империи. Хотя император Юлиан Отступник, правивший в 361-363 годах, на холме Алеппо совершал жертвоприношения Зевсу. Цитадель Алеппо под названием Beroea упоминается в византийских источниках VI века. В то время это уже была крепость, остатки которой, возможно, сохранились под средневековым дворцом.

После арабского завоевания в 637 года Алеппо приходит в запустение, но снова возрождается при Сайф-аль-Даула — первом правителе Алеппо из династии Хамданидов (правил в 944-957 гг.).

В сегодняшней цитадели очень мало остатков доайюбидских укреплений. Только небольшие остатки стены на западном склоне на середине высоты холма можно признать остатками древней фортификации. На сегодняшний день они считаются частью оборонительных стен, построенных Имад ад-Дином Занги I. Храбрость и военные таланты этого полководца в борьбе с крестоносцами привлекли внимание сельджукского султана Махмуда II, который в 1127 году сделал его мосульским эмиром, передав ему власть над Северной Сирией с Мосулом и Халебом (Алеппо). Занги I отстроил Алеппо и превратил его в центр сопротивления крестоносцам.

Основу дошедшей до наших дней цитадели заложил аль-Захир Гази (правил в 1186-1216 гг.), сын прославленного Салах ад-Дина. Аль-Захир Гази начал полную перестройку существовавших до него укреплений цитадели, а также городских стен. Этот грандиозный проект был завершен только его внуком ан-Насиром Юсуфом II (правил в 1236-1260 гг.).

Только что построенная цитадель была разрушена монголами. Несмотря на то, что ан-Насир Юсуф получил у великого хана ярлык на халебское владение, хан Хулагу в 1260 году осадил Алеппо. Ан-Насир и жители города мужественно сопротивлялись, но силы были не равны. Город пал и был разорен монголами.

Но в том же 1260 году египетские мамлюки разбили монгольскую армию в битве при Айн-Джалуте и отвоевали Сирию. Мамлюки управляли страной с 1260 до 1516 год. Они отстроили цитадель Алеппо. В 1400 году город и цитадель опять были разорены, на этот раз среднеазиатским завоевателем Тимуром. И снова после разрушения мамлюки отстроили цитадель. Для них Алеппо был важной базой у северной границы их владений. Большинство дошедших до наших дней сооружений в цитадели Алеппо относится как раз к мамлюкскому периоду, хотя встречаются и исключения.

В оттоманский период (1516-1918 гг.) и во время французского мандата (1920-1946 гг.) цитадель Алеппо была военной базой. Французы осуществили большую работу по восстановлению цитадели, фактически подняв ее из руин.

Башни и ворота

Стены цитадели, усиленные 44 выступающими башнями, проходят по краю всего холма. Периметр стен превышает 900 метров. Большинство башен прямоугольные, только две шестиугольные.

Самым впечатляющим сооружением эпохи аль-Захира Гази является гигантский воротный комплекс — один из лучших образцов айюбидской военной архитектуры. Снабженный многочисленными бойницами и прямоугольными бретешами воротный комплекс производит сильное и устрашающее впечатление. Бретеши — небольшие балкончики на консолях — позволяли вести эффективный огонь не только вперед, но и вниз лишая возможности атакующих обосноваться у ворот или у подошвы башни. Правда, внутри алеппские бретеши очень тесные, развернуться и вести огонь через боковые отверстия было крайне трудно.

К главной воротной башне ведет высокий мост на каменных арках. По-видимому, раньше мост имел подъемную деревянную секцию. Каменный виадук служил одновременно канализацией — по специальному каналу сточные воды из цитадели попадали в городскую канализацию. Мост снабдили ступеньками, чтобы вьючные животные не скользили по наклонной поверхности.

Снаружи мост защищает дополнительная внешняя башня, возвышающаяся прямо изо рва. Высота этой башни достигает 20 метров. Она была построена в 1211 году. В этой же башне можно видеть и старые ворота, датируемые по надписи все тем же 1211 годом.

Ворота в главной воротной башне располагаются под прямым углом к мосту и устроены в углублении башни. Это пространство в углублении перед воротами простреливается из фронтальной бойницы и через отверстия пяти бретешей наверху. Непосредственно над воротным проемом сделана щель, предназначенная не столько для поражения противника, сколько для тушения огня при попытке поджога ворот. Арка над воротами и стены углубления перед воротами богато украшены рельефами — растительным орнаментом и надписями арабской вязью.

За воротами идет длинный проход в воротном комплексе, который совершает пять поворотов. Он перекрывался еще двумя воротами внутри. По сторонам ворот и у поворотов расположены каменные изображения драконов и львов, которые, видимо, выполняли мистическую роль в охране входа.

При Айюбидах воротный комплекс заканчивался на уровне бретешей. Существующая сегодня верхняя часть воротного комплекса была сооружена по распоряжению мамлюкского султана аль-Ашраф Хал ила в 1290-1293 годах, что запечатлено в высокопарной надписи, повествующей о его свершениях. Впечатляющим мамлюкским архитектурным вкладом в этот воротный комплекс является и тронный зал, строившийся с 1406 по 1516 год и расположенный в воротном комплексе над воротами. Само по себе расположение необычно — в воротном комплексе вместо дворца внутри укреплений. Видимо, воротный комплекс рассматривался как последнее убежище защитников. Размеры зала впечатляют — 27×24 м. Зал, видимо, был украшен мозаикой и фресками. Раньше зал был покрыт девятью сводами, но при реконструкции в 1970-х годах своды были заменены плоской крышей.

Пройдя все повороты воротного комплекса, попадаешь на начало освещаемой дневным светом восходящей дороги. Здесь справа есть несколько дверей, последняя из которых ведет в подземелья и цистерну, построенные еще византийцами. Видимо, именно в этих темницах содержались плененные в битве лидеры крестоносцев, такие как Жослен II, граф Эдессы, и Рено де Шатильон, князь Антиохии.

Город в Цитадели

Выйдя из воротного коридора, путник попадал в некогда великолепный внутренний город с дворцами, садами, банями, мечетями и проходившими между ними улочками. Сегодня улочки открытые, но первоначально они, по-видимому, представляли собой крытые проходы, подобно ряду других мусульманских замков. В цитадели было два природных источника воды, колодец и пять соединенных между собой резервуаров для сбора дождевой воды, поэтому угроза умереть от жажды защитникам не грозила.

Сегодня внутри цитадели можно видеть остатки разрушенного монголами айюбидского дворца, мечети, турецкую казарму 1834 года, превращенную в музей, и руины других построек. Самый центр двора цитадели занимает театр, построенный в начале 1980-х годов. Хотя его очень любят поклонники музыки и театральных представлений, этот современный театр нарушает историческую атмосферу и закрывает часть айюбидских построек.

В айюбидский период цитадель Алеппо приобрела и широкий ров, и облицованный камнем склон холма. Облицовка склона каменными блоками существенно затрудняла штурм и предохраняла поверхность от эрозии. Но монголы все же захватили цитадель и сильно разрушили крепостные стены. Надстроенные мамлюками, последние сохранились только в основании ныне стоящих куртин и башен. На смену большим айюбидским башням в мамлюкский период пришли меньшие по размеру башни. Это хорошо видно на некоторых мамлюкских башнях, базирующихся на основании более массивных айюбидских. Различия заметны и в кладке: если в айюбидский период использовались большие квадры, то при мамлюках кладка состоит из меньших по размеру, но прекрасно отполированных блоков.

Изменился при мамлюках и парапет с боевым ходом: мамлюки применили ярусную оборону с внутристенной галереей с бойницами, что хорошо видно на северо-восточном участке цитадели. Отдельные участки айюбидских стен можно видеть на южной стороне цитадели перед более поздней мамлюкской стеной. Очевидно, в целях большей устойчивости при перестройке укреплений было принято решение немного отступить от края склона.

В большой мамлюкской башне восточнее главного воротного комплекса археологи обнаружили остатки вторых ворот эпохи Айюбидов. Эти ворота имели один поворот и вели, по-видимому, к дворцу Айюбидов.

После нашествия Тамерлана, в первые годы XV века, на северной и южной сторонах цитадели у подножия холма мамлюки добавили по отдельно стоящей массивной прямоугольной башне. Они должны были обеспечивать фланкирующий огонь вдоль рва и склонов холма. Южная башня также обеспечивала дополнительную защиту воротному комплексу. Южная башня отличается от северной наличием небольшого талуса, использованием многочисленных колонн, торцы которых выступают наружу, округлыми бретешами на углах. На фронтальной стороне южной башни красуется картуш с именем мамлюкского правителя Джакам мин Ивада, по приказу которого осуществлялись эти работы, и который, говорят, даже лично переносил каменные блоки на своей спине. И южная, и северная башни соединены извилистыми подземными ходами с цитаделью. Причем подземный ход из южной башни выводит к вырубленной в скале подземной лестнице, соединяющей цитадель с городом. А северная башня, помимо подземного хода, была соединена крытым каменным проходом с большой выступающей стеновой башней XV века.

3250