Биографии Характеристики Анализ

Скачать презентацию на тему творчество солженицына. Презентация на тему "наследие солженицына моими глазами"

МКОУ Брединская средняя общеобразовательная школа №2

Презентацию выполнила ученица 8 класса, Вагнер Алина

Руководитель – учитель русского языка и литературы, Козлова Наталья Вячеславовна


Солженицын Александр Исаевич

Жизнь не по лжи

Используется с интернет - вложением


Великие люди не уходят

11 декабря 2018 года исполнится 100 лет со дня рождения Александра Солженицына. Александра Солженицына сегодня знают во всем мире. Лауреат Нобелевской премии, автор книги «Архипелаг ГУЛАГ», выдающийся социальный мыслитель – одна из ключевых фигур в истории XX века.


  • Детство, юность
  • Война
  • Арест
  • Первые публикации
  • Изгнание
  • Возвращение на Родину

Детство, юность

Отец - Исаакий Семёнович Солженицын русский крестьянин с Северного Кавказа.

Таисия Захаровна Щербак, ростовская гимназистка, будущая мать писателя



Солженицыну 6 лет

Солженицыну 2 с половиной года


1933 год Школьник

Декабрь 1937 года

На втором курсе физмата Ростовского университета


Первый выпуск ростовской школы № 15 Солженицын - во втором ряду четвёртый справа. 1936 год.

В 1924 году - Ростов - на - Дону. В младших классах подвергался насмешкам за ношение крестика и нежелание вступать в пионеры. Несмотря на постоянные материальные и жилищные трудности, Солженицын в 1936, закончив среднюю школу, поступил на физико-математический факультет Ростовского университета.


В 1940 г. он женится на своей сокурснице Наталье Решетовской, а в 1941 г., получив диплом математика, заканчивает также заочное отделение Института философии, литературы и истории в Москве

Апрель 1940 года Александр Солженицын и Наталья Решетовская в дни женитьбы.


Окончание физико-математического факультета Ростовского университета и вступление во взрослую жизнь пришлось на 1941 год. 22 июня, получив диплом, он приезжает на экзамены в Московский институт истории, философии, литературы. Очередная сессия приходится на начало войны.


С началом Великой Отечественной войны Солженицын не был сразу мобилизован, поскольку был признан «ограниченно годным» по здоровью. Активно добивался призыва на фронт. События лета 1941 - весны 1942 года описаны Солженицыным в неоконченной повести «Люби революцию» 15 сентября 1943 года ему присвоено звание старшего лейтенанта. С весны 1944 года - командир батареи звуковой разведки 68-й Севско-Речицкой пушечной артиллерийской бригады 48-й армии 2-го Белорусского фронта. Боевой путь - от Орла до Восточной Пруссии. С 7 мая 1944 года - капитан.


Арест

1945 год – А.Солженицын арестован, лишен звания и отправлен в Москву, в следственную тюрьму на Лубянке. Приговорен к 8 годам лишения свободы с последующей ссылкой в Сибирь за антисоветскую агитацию и пропаганду.

После ареста – лагеря: в Новом Иерусалиме, в Москве у Калужской заставы, где математики, физики, ученые других специальностей вели секретные научные исследования, в тюрьме № 16 в пригороде Москвы

(та самая знаменитая Марфинская «шарашка», описанная в «Круге первом»)


С 1949 года – лагерь в Экибастузе (Казахстан). В лагере для военнопленных у Солженицына обнаружили рак желудка. Дважды Александр Исаевич лечится в Ташкенте. В день выписки из больницы была задумана повесть о страшном недуге – будущий «Раковый корпус». С 1953 года Солженицын – «вечный ссыльнопоселенец» у глухом ауле Кок-Терек Джамбульской области, на краю пустыни.


1952 год – реабилитация и сельская школа недалеко от Рязани, где он учительствует и снимает с женой комнату у Матрены Захаровой, ставшей прототипом знаменитой хозяйки «Матрениного двора».

После чего он перебрался в Рязанскую область и работал учителем, одновременно занимаясь литературным трудом. В 1962 году в журнале "Новый мир" была опубликована первая принесшая Солженицыну всемирную славу повесть "Один день Ивана Денисовича", посвященная "лагерной" тематике.


Матрёна Васильевна Захарова у своей избы

1956 год.


Первые публикации

В 1959 году Солженицын написал рассказ «Щ-854» (позже опубликованный в журнале «Новый мир» под названием «Один день Ивана Денисовича») о жизни простого заключённого из русских крестьян, в 1960 году - рассказы «Не стои́т село без праведника» и «Правая кисть», первые «Крохотки», пьесу «Свет, который в тебе» («Свеча на ветру») [ . Пережил творческий кризис, видя невозможность опубликовать свои произведения. Рассказ «Для пользы дела» опубликован в журнале «Новый мир» № 7 за 1963 год. Четыре рассказа предложены редакциям «Огонька», «Октября», «Литературной России», «Москвы» - отвергнуты везде. Газета «Известия» набрала рассказ «Захар-Калита» - готовый набор был рассыпан, «Захар-Калита» передан в газету «Правда» - проследовал отказ Н. А. Абалкина, заведующего отделом литературы и искусства.


Изгнание

В 1974-1976 Солженицын жил в Цюрихе (Швейцария). После двух лет пребывания в Цюрихе Александр с семьей переезжает в США и поселяется в штате Вермонт, где писатель завершает третий том «Архипелага ГУЛАГ» (русское издание – 1976, английское – 1978), а также продолжает работу над циклом исторических романов о русской революции, начатым «Августом четырнадцатого» и названным «Красное колесо».


Дом в Кавендише (штат Вермонт)

Здесь Солженицын с семьёй жил с осени 1976 года до возвращения на родину в мае 1994 года.


Наталья Солженицына с мужем и сыновьями Слева направо: Степан, А. И., Дмитрий, Ермолай, Игнат. Кавендиш, июль 1988 года.


Наталия Дмитриевна Солженицына (Светлова) (р. 1939) (с 20 апреля 1973 года). Сыновья от второго брака: Ермолай (р. 1970; в 2010 году - управляющий партнёр московского офиса, Игнат (р. 1972), Степан (р. 1973). Ермолай и Степан живут и работают в России, Игнат - пианист и дирижёр, профессор Филадельфийской консерватории. Приёмный сын - сын Н. Д. Солженицыной от первого брака Дмитрий Тюрин (1962-1994, умер и похоронен в США). Внуки: Иван, Филипп, Всеволод, Андрей, Дмитрий, Анна, Екатерина, Татьяна (дочь приёмного сына Дмитрия Тюрина).


Возвращение

27 мая 1994 Солженицын вернулся в Россию. После своего приезда Солженицын поселился под Москвой, в выделенном ему владении в деревне Троице-Лыково, где продолжил заниматься литературным трудом.

В 1997 избран действительным членом Академии наук Российской Федерации.


Его похоронили 6 августа, в центральной части старого кладбища на территории Донского монастыря.

Последнее интервью с Солженицыным https://www.youtube.com/watch?time_continue=30&v=YQ-Vv_yvEqU


Использованные интернет-ресурсы

https:// ru.wikipedia.org/wiki

Слайд 1. Титульный слайд.
Слайд 2. Александр Исаевич Солженицын – человек удивительной судьбы, выдающегося мужества и уникального литературного дарования. Давайте вспомним, каким был его жизненный путь, его произведения.
Слайд 3. Кисловодск. Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске. Здесь он был крещён в храме Святого великомученика Пантелеймона.
Слайд 4. Родители А. И. Солженицына. Со стороны отца Солженицын происходил из старинной крестьянской семьи. Фамилия известна с 17 века, происходит то ли от слова «соложенье» (ращение зерна на солод), то ли от слова «соложавый» (сладковатый). Мать, Таисия Захаровна Щербак, была дочерью кубанского помещика. Она училась в ростовской гимназии, закончила учёбу с золотой медалью. Затем отец отправил дочь учиться в Москву. Здесь в 1917 году состоялось знакомство Таисии Захаровны и Исаакия Семёновича.
Слайд 5. "Красное колесо". Отец писателя погиб за шесть месяцев до рождения сына в результате несчастного случая: на охоте случайно выстрелило ружьё, ранение оказалось смертельным. Александр Солженицын, основываясь на воспоминаниях матери, изобразил отца под именем Сани Лаженицына в эпопее «Красное колесо».
Слайды 6 - 7. Кисловодск. Большая семья.
Слайд 8. Ростов-на-Дону. В 1924 году Солженицын с матерью переехал в Ростов-на-Дону, где с 1926 по 1936 год он учился в средней школе № 15. Все эти годы будущий писатель жил в крайней бедности.
Слайды 9-11. Школьные годы. В школе Александр Исаевич подвергался насмешкам за ношение крестика, за отказ вступать в пионеры, он даже получил выговор за посещение церкви. Под влиянием школы в 1936 году Александр Исаевич вступил в комсомол. Юный Солженицын – староста класса, любитель футбола, поклонник театра. Он увлекался историей и литературой, писал короткие рассказы и стихотворения.
Слайды 12-14. Учёба в Ростовском Государственном университете. В 1936 году Солженицын окончил школу с золотым аттестатом и подал заявление о приёме в Ростовский государственный университет на физико-математический факультет. Он был зачислен в университет без вступительных экзаменов. В университете Солженицын учился на «отлично», был сталинским стипендиатом, продолжал занятия литературой.
Слайды 15-19. А. И. Солженицын на фронте. В октябре 1941 года Солженицына призвали в армию, и после окончания артиллерийского училища в феврале 1943 года он в звании лейтенанта попал на фронт, был назначен сначала заместителем командира звуковой батареи, а затем командиром звукобатареи.
Но и на фронте Солженицын умудрялся выкраивать время для литературной работы. О Великой Отечественной войне писатель создал ряд рассказов и повестей, в которых размышлял о войне, порой жёстко критикуя бездумное её ведение («Любой ценой» - вот был сталинский лозунг). В переписке со старым другом Николаем Виткевичем Солженицын ругательно высказался о «Пахане», под которым угадывался Сталин. Письма вызвали подозрение военной цензуры, и в феврале 1945 года Александра Исаевича арестовали. Он был приговорён к 8 годам исправительно-трудовых лагерей (по статье 58, пункт 10, часть 2, и пункт 11 Уголовного Кодекса РСФСР).
Слайд 20. Шарашка «Марфино». В августе последовал этап из пересыльной тюрьмы в ОЛП (отдельный лагерный пункт) под Новым Иерусалимом. В 1946 году А. И. Солженицына перевели в систему спецтюрем НКВД, в сентябре направили в специнститут для заключённых («шарашку») при авиамоторном заводе в Рыбинске, через пять месяцев - на «шарашку» в Загорск, в 1947 году- в аналогичное заведение в Марфино (под Москвой). Дни, проведённые в Марфинской шарашке, были описаны позднее Солженицыным в романе «В круге первом», где сам он выведен под именем Глеба Нержина, а его сокамерники Дмитрий Панин и Лев Копелев - Дмитрия Сологдина и Льва Рубина.
Слайд 21. Экибастуз. В декабре 1948 года Наталья Решетовская заочно развелась с Солженицыным. Александр Исаевич не винил жену, понимая невыносимое положение «жены врага народа». В 1950 году А. И. Солженицын был отправлен в Экибастуз (Казахстан). Здесь Александр Исаевич освоил специальность каменщика. Вначале бригада строила дома для вольных, затем БУР (барак усиленного режима). Об этом написано было стихотворение «Каменщик»:
Слайд 22. "Дороженька". «Дороженька» – это одна из самых исповедальных книг писателя. Она создавалась за колючей проволокой, с риском для жизни. «Я складывал их в уме и нёс в памяти все лагерные годы, не доверяя бумаге. Они были моим дыханием и жизнью тогда. Помогли мне выстоять…», - писал Солженицын.
Слайд 23. Кок – Терек (Казахстан). В 1953 году Солженицына перевели из Экибастуза в Кок-Терек под гласный надзор районного МГБ. Здесь он работал в школе учителем математики и физики.
Слайд 24. Болезнь и исцеление. Зимой 1952 года у Солженицына обнаружили рак, в лагере ему была сделана операция по удалению злокачественной опухоли. К концу 1953 года здоровье резко ухудшилось. Солженицына направили в Ташкент, где он прошёл курс лечения. В феврале 1954 года выписывается из онкодиспансера и возвращается в Кок-Терек. Летом Солженицын прошёл повторный курс лечения в Ташкенте.
Слайд 25. Освобождение. 7 сентября 1991 года Генеральный прокурор СССР объявил о прекращении дела по статье 64 УК РСФСР («измена Родине»), возбуждённого в 1974 году, за отсутствием состава преступления.
Слайд 26. Рязань. В 1956 году произошло воссоединение Солженицына с бывшей женой. 2 февраля 1957 года Солженицын и Решетовская заключили повторный брак.6 февраля 1957 года решением Военной коллегии Верховного суда СССР Солженицын был реабилитирован. Он переехал в Рязань, работал учителем физики и астрономии в школе № 2.
Слайд 27. Первые публикации произведений А. И. Солженицына. В 1961 году А. И. Солженицын познакомился с А.Т. Твардовским, показал ему «Один день Ивана Денисовича». Твардовский предпринял невероятные усилия к тому, чтобы рассказ Солженицына увидел свет. Рассказ был напечатан в журнале «Новый мир» в 1962 году.
Слайд 28. Вхождение в литературу. 30 декабря 1962 года Солженицын был принят в Союз писателей СССР. В 1963 году в «Новом мире» были напечатаны рассказы «Матрёнин двор» и «Случай на станции Кочетовка».
Слайд 29. «Архипелаг ГУЛАГ». Первые публикации вызвали огромное количество откликов писателей, общественных деятелей, критиков и читателей. Письма читателей, бывших заключённых, положили начало «Архипелагу ГУЛАГ».
Слайд 30. Изгнание. В августе 1968 года Александр Исаевич познакомился с Натальей Светловой, у них завязался роман. Солженицын стал добиваться развода с первой женой. С большими трудностями развод был получен и Солженицыну удалось зарегистрировать брак со Светловой. В связи с выходом «Архипелага ГУЛАГ» началась травля Солженицына. В феврале 1974 года Солженицын был арестован, обвинён в измене Родине, лишён советского гражданства и насильно выслан за границу. В марте СССР покинула семья Солженицына.
Слайд 31. Нобелевский лауреат. В 1970 году Нобелевский комитет присудил А. И. Солженицыну премию по литературе. Премию писатель получил через пять лет, уже будучи изгнанным из Советского Союза.
Слайд 32. Вдали от Родины.
Вскоре после высылки Солженицын совершил путешествие по Северной Европе, в результате принял решение временно поселиться в Цюрихе (Швейцария), писатель с семьёй жил у Нобелевского лауреата Генриха Бёлля.
Позднее Солженицын поселился в штате Вермонт в США.
В 1974 - 1975 годах в Цюрихе собирал материалы о жизни Ленина в эмиграции (для эпопеи «Красное Колесо»), окончил и издал мемуары «Бодался телёнок с дубом».
В 1975 году совершил путешествие по Западной Европе, затем направился в Канаду и США. В 1976 году посетил Великобританию, Францию, Испанию. В своих выступлениях Солженицын резко критиковал коммунистический режим и идеологию.
Слайд 33.Возвращение в Россию. 7 сентября 1991 года Генеральный прокурор СССР объявил о прекращении дела по статье 64 УК РСФСР («измена Родине»), возбуждённого в 1974 году, за отсутствием состава преступления. Вместе с семьёй Солженицын вернулся на родину 27 мая 1994 года, прилетев из США во Владивосток, проехав на поезде через всю страну и закончив путешествие в столице.
Слайд 34. Последние годы жизни. В 1996 – 1999 годы писатель работал над новыми «Крохотками». В 1997 году он был избран действительным членом Российской Академии Наук, в 1998 году награждён Большой золотой медалью имени М. В. Ломоносова. В 2006 году Солженицын был награждён Государственной премией Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности.
Слайд 35. Прощание с писателем. Александр Исаевич Солженицын скончался 3 августа 2008 года на 90-м году жизни, в своем доме в Троице-Лыкове. Заупокойную литургию и отпевание 6 августа 2008 года в Большом соборе московского Донского монастыря совершил архиепископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов), викарий Московской епархии. В тот же день его прах был предан земле в некрополе Донского монастыря.
Слайд 36. Светлая память...
Слайды 37-40. Ссылки на использованные изображения.
Слайд 41. Ссылки на использованные Интернет-источники.


Александр Исаевич Солженицын-

человек, мыслитель, писатель

Он сформулировал свое жизненное кредо сам: «Смысл земного существования – не в благоденствии, а в развитии души ».

Он чувствовал свою неразрывную связь с народом, был требователен к себе как к художник, всегда боролся с насилием, злом и несправедливостью: «…писатель может многое в своем народе- и должен. Однажды взявшись за слово, уже потом никогда не уклониться: писатель- не посторонний судья своим соотечественникам и современникам, он – совиновник во всем зле, совершенном у него на родине или его народом»


Корни

Город Кисловодск

Ставропольского края.

в котором прошли

первые 6 лет жизни.

Город Ростов-на-Дону.

Дом, в котором жил

школьник Саня Солженицын

Родители писателя: Исаакий Семенович и Таисия Захаровна Солженицыны


Студенческие годы Ростовский государственный университет

Лучшие друзья: Кирилл Симонян и

Лида Ежерец


Война

Курсант артиллерийского

училища

Командир батальона

капитан Солженицын


Деревня Мальцево Владимирской области

Матрена Васильевна Захарова у своего дома. 1956 год


1970 год. Нобелевская премия: Неслыханная травля

1974 год. Кампания против Солженицына в советской прессе

Лауреат Нобелевской премии


1965-1973 «Архипелаг ГУЛаг»: « Опыт художественного исследования» государственной системы уничтожения людей в СССР

Наталья Светлова – жена, друг, незаменимый помощник

1970 г.


Великий русский писатель

Книги, перевернувшие общественное сознание


Солженицын вернулся

Встреча писателя.

Хабаровск и Новосибирск.


Снова в Москве

1994 год


Это была поистине могучая фигура. И в литературе, и в общественной жизни это была одна из самых могучих фигур за всю историю России. Сейчас, когда его не стало, это понимается в особенности. Один человек бросил вызов огромной системе - и победил. Ни у кого, будь то самые знаменитые личности в искусстве, науке и политике, не было столь огромной прижизненной славы, популярности, как у Александра Исаевича.

В эти дни должен скорбно ахнуть весь мир -

не стало великого нравственника, справедливца, таланта.

Валентин Распутин


Рассказ «Матренин двор» написан в 1959 году. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись из лагеря. Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог».


«Матренин двор»

Есть такие прирожденные ангелы, они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая”.

А. И. Солженицын


После реабилитации в 1957 году Солженицын жил в деревне Мальцево Курловского района Владимирской области у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой. Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительствовать.


«Матренин двор»

ЕСТЬ ЛИ В РАССКАЗЕПОРТРЕТ ГЕРОИНИ? КАКИЕ ДЕТАЛИ ВЫДЕЛЯЕТ АВТОР?

Матрена наделена неброской внешностью. Автору важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью».


«Матренин двор»

КАКИМ МЫ ВИДИМ БЫТ МАТРЕНЫ?

Все её «богатство» – фикусы, колченогая кошка, коза, мыши и тараканы. Весь окружающий мир Матрены в её темноватой избе с большой русской печью – это продолжение её самой, частичка её жизни. Все здесь естественно и органично: любимые фикусы «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой».


«Матренин двор»

КАКОВО ПРОШЛОЕ ГЕРОИНИ?

Нелегок жизненный путь героини. Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью. В судьбе одной Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины.


Один день из жизни Матрёны Васильевны

Лишь бы не запоздниться

(вставать в четыре-пять утра)

Кланяясь лесным кустам,

возвращаться домой

просветлённой,

с доброй улыбкой

Тихо, вежливо,

стараясь не шуметь

хлопотать утром по дому

Смысл повседневного

существования

Запасаться на зиму

топливом,

постоянно рискуя

попасть под суд

Бескорыстно помогать всем

(родственникам, соседям, колхозу)

Кормить козьих пастухов,

выкладываясь перед другими хозяйками

и вгоняя себя в большой расход


«Матренин двор»

КАКОВО ОТНОШЕНИЕ К МАТРЕНЕ ОКРУЖАЮЩИХ?

Герои рассказа распадаются на две неравные части: Матрена и понимающий и любящий её автор-повествователь и те, кто пользуется Матреной, её родня. Граница между ними обозначается в том, что главное в сознании и поведении каждого из них – интерес к общей жизни, желание участвовать в ней, открытое искреннее отношение к людям или сосредоточенность только на собственных интересах, собственном доме, собственном богатстве.


«Матренин двор»

Чем и кем «стоит село, город… вся земля наша»?

Матрена Васильевна - человек, живущий по заповедям Христа, сумевший сохранить чистоту, святость души в самых драматических обстоятельствах русской истории ХХ века.

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша».


Выводы

Жизнь и судьба Матрёны Васильевны Захаровой является для нас настоящим уроком жизни -уроком, добра, совести и человечности. Если бы каждый из нас смог услышать её тихий голос, напоминающий: «Ты человек, самое великое творение божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это». Мы раскрыли понятие праведника, возможно, в жизни каждого из нас есть такой человек. Если нет, то он появится. Важно увидеть его и распознать вовремя.


Слайд 1

Александр Солженицын. Жить не по лжи

Слайд 2

Александр Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске. В 1924 году переехал с матерью в Ростов-на-Дону. Детство его мало чем отличается от детских лет его сверстников: маленьким ходит с матерью в церковь, вступает в комсомол, переживает трудности и радости жизни обычного советского школьника. Юный Солженицын -староста класса, любитель футбола, поклонник театра.

Слайд 3

Мать – Таисия Захаровна Щербак – из семьи богатого землевладельца. Отец – Исаакий Семенович Солженицын во время Первой Мировой войны пошел на фронт добровольцем и служил офицером. Он погиб до рождения сына, 15 июня 1918 года, уже после демобилизации (в результате несчастного случая на охоте).

Слайд 4

Несмотря на постоянные материальные и жилищные трудности, Солженицын в 1936, закончив среднюю школу, поступил на физико-математический факультет Ростовского университета.
А в 1941 г., получив диплом математика, заканчивает также заочное отделение Института философии, литературы и истории в Москве.

Слайд 5

Началась война. Летом 1942 года – звание лейтенанта, а в конце – фронт: Солженицын командует звукобатареей в артиллерийской разведке. Военный опыт Александра Исаевича и работа его звукобатареи отражены в военной прозе «Желябугские выселки» и «Адмиг Швенкиттен».

Слайд 6

Офицером-артиллеристом он проходит путь от Орла до Восточной Пруссии, награждается орденами Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды. Произведен в капитаны.

Слайд 7

В 1945-м его переписка с другом "Кокой" попадает под надзор военной контрразведки Солженицын был арестован.

Слайд 8

После ареста – лагеря: в Новом Иерусалиме, в Москве у Калужской заставы, где математики, физики, ученые других специальностей вели секретные научные исследования, в тюрьме № 16 в пригороде Москвы (та самая знаменитая Марфинская «шарашка», описанная в «Круге первом»)

Слайд 9

В 1952 году Солженицын принимает участие в Экибастузской "смуте," после которой лагерный хирург в лагерной больнице оперирует его по поводу злокачественной опухоли в паху. Ткань, иссечённую при биопсии, отправляют на анализ в "вольную" лабораторию, результаты теряются, а больной поправляется и через две недели выписывается из больницы.

Слайд 10

1952 год – реабилитация и сельская школа недалеко от Рязани, где он учительствует и снимает с женой комнату у Матрены Захаровой, ставшей прототипом знаменитой хозяйки «Матрениного двора».

Слайд 11

В 1956 году Солженицын реабилитирован решением Верховного Суда СССР, в следующие годы живёт в Рязани и много работает: 1959 - "Один день Ивана Денисовича". 1960 - "Свет, который в себе". 1961 - " Крохотки" - стихотворения в прозе. 1962 - "Случай на станции Кочетовка".

Слайд 12

А в 1963 выходит «Матренин двор». Первые произведения приносят писателю известность, и 30 декабря 1962 года Александра Солженицына принимают в Союз писателей СССР. В 1966 году в «Новом мире» был опубликован его рассказ «Захар-Калита», после этого произведения писателя перестали публиковать.

Слайд 13

В 1974 году началась кампания против Солженицына в прессе. "Литературная газета" печатает статью "о предательской деятельности А.И. Солженицына". 13 февраля Солженицына арестовывают и заключают в Лефортовскую тюрьму. С этого времени он лишен советского гражданства и осуждён на изгнание.
Специальным самолётом его доставляют в Западную Германию. Солженицын живёт в Цюрихе. В октябре 1976 он поселяется в США, в штате Вермонт, близ городка Кавендиш.

Слайд 14

К концу 80-х общественное мнение в России по-новому оценило жизнь и творчество Солженицына. В июле 1988 года художник Илья Глазунов выставляет картину "Мистерия XX века", где среди прочих персонажей изображён Солженицын. Писатель Виктор Астафьев в телевизионной передаче упоминает Александра Солженицына и говорит, что когда-нибудь его внук посетит могилу великого писателя и попросит у него прощения за Родину.

Слайд 15

Главные книги А.И. Солженицына увидели свет, писатель возвратился на родину. В 1990 году "Литературная газета" и "Комсомольская правда" публикуют брошюру "Как нам обустроить Россию?", в которой Солженицын высказывает варианты проведения социально-экономических и политических реформ. В этом же году писателю присуждается Государственная премия РСФСР за "Архипелаг ГУЛаг", от которой он отказался, заявив: "Эта книга -о страданиях миллионов, я не могу собирать на ней почёт".

Слайд 16

После краха советского режима, 27 мая 1994 года Солженицын возвращается в Россию. Проехав страну от Дальнего Востока до Москвы, он активно включается в общественную жизнь.

Сегодня на уроках литературы все чаще используются современные технологии: к ним можно отнести и показ презентаций.

Данная презентация о жизни и творчестве А.И. Солженицына создана с целью использования на уроках литературы в 11 классе, посвященных писателю. В ней представлен набор изображений: фотографии писателя, мест, связанных с жизнью и творчеством А.И. Солженицына; а также несут краткую информацию об основных этапах литературной деятельности Александра Исаевича.

Изучение биографии писателя - самые распространенные из уроков с использованием ИКТ, так как дают возможность широко использовать иллюстративный материал (фотографии, репродукции, иллюстрации), который можно найти в сети Internet, на диске “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, помещать тексты цитат писателя, высказываний современников.

Цель урока-презентации по биографии А.И. Солженицына – не только способствовать созданию живого, яркого, и порой такого противоречивого образа писателя, но и воздействовать на разные сферы восприятия: эмоции, мышление, воображение, создание положительного настроя на работу; увеличить объем изучаемого материала за счет экономии времени учителя и учеников, активизировать самостоятельную деятельность школьников, расширить возможность применения дифференцированного подхода в обучении, осуществить межпредметные связи, а в целом- способствовать реализации целей, поставленных учителем, добиться наибольшей эффективности урока.

Формы проведения - лекция учителя, сообщения учеников, семинар, сопровождаемые показом слайдов. В конце урока возможно проведение итогового теста, проверяющего качество усвоения материала, беседы, письменной работы (“Какие качества характера позволили А.И. Солженицына стать величайшим писателем мира?”) Таким образом, показ слайдов может быть сопровождением всего урока или его части.

В отдельных случаях презентация может стать основой для урока заочной экскурсии. Оптимально использование презентации и на интегрированных уроках. При этом данная презентация может служить как основной формой проведения уроков (когда она несет значительную часть информационной нагрузки), так и дополнительной (в данном случае она играет роль наглядного пособия или опорного конспекта). Допустима и индивидуальная работа учащихся с презентацией, представленной на отдельных компьютерах. Ученики могут самостоятельно выбирать скорость прокрутки слайдов, иногда возвращаясь назад, иногда останавливаясь на выбранной странице, чтобы законспектировать нужную информацию или более детально ознакомиться с изображением. Кроме того, презентации могут быть одной из форм отчетности по завершении работы над литературным проектом.