Биографии Характеристики Анализ

Сколько жил раб на галере. Скандальный доклад бориса немцова "жизнь раба на галерах"

В ноябрьском номере журнала «Урал» за 2008 год была напечатана одноактная комедия Николая Коляды «Всеобъемлюще». Здесь имелся следующий диалог:

НИНА СЕРГЕЕВНА (снова стучит ладошкой по столу). Я, как раб на галерах, пахала тут почти пятьдесят лет, а они?!
ВЕРА ИВАНОВНА. Как кто, ты пахала?
НИНА СЕРГЕЕВНА. Как раб на галерах, я пахала! Как на галерах раб, я пахала!
ВЕРА ИВАНОВНА. Ой, Боже… Раб. Раб. Где то я это слышала.

Читатели прекрасно помнили где.

14 февраля 2008 года на итоговой пресс конференции в Кремле Владимир Путин сказал:
– Мне не стыдно перед гражданами, которые голосовали за меня дважды, избирая на пост президента Российской Федерации. Все эти восемь лет я пахал, как раб на галерах, с утра до ночи, и делал это с полной отдачей сил.

Месяц спустя в Тольятти состоялась инаугурация нового главы города Анатолия Пушкова. Главный федеральный инспектор по Самарской области не без намека подарил новому градоначальнику два весла.

Выражение «работать (вкалывать), как раб на галерах» встречалось давно, но не слишком часто. В сочетании с неожиданным «пахать» оно сразу же стало интернет мемом и вошло в речь.
Мало кто знает, что нечто подобное, хотя и не таким языком, говорили американские президенты. Вот ряд примеров по хронологии.

Джордж Вашингтон, 1 й президент США (1789–1797):
По его собственным словам, [став президентом] он чувствовал себя как преступник, идущий на место казни.
(У. Аллен, «Американский биографический и исторический словарь», 1809)

Томас Джефферсон, 3 й президент США (1801–1809):
Вторая должность в правительстве легка и почетна, но первая – это великолепная каторга (a splendid misery).
(Письмо к Элбриджу Герри от 13 мая 1797 г.)

Эндрю Джексон, 7 й президент США (1829–1837):
Поистине, мое положение – это почетное рабство (dignified slavery).
(Письмо к Роберту Честеру от 30 ноября 1829 г.)

Уильям Говард Тафт, 27 й президент США (1909–1913):
– Я рад, что ухожу. Это самое одинокое место в мире.

Так сказал Тафт новоизбранному президенту США Вудро Вильсону в день его вступления в должность, 4 марта 1913 года. С тех пор должность президента США именуют «самой одинокой профессией в мире».

Уоррен Гардинг, 29 й президент США (1921–1923):
Белый дом – это тюрьма. Я не могу скрыться от людей, преследующих меня по пятам. Я за решеткой.
(Слова, сказанные Гардингом за два месяца до своей скоропостижной смерти, в июне 1923 года, канзасскому журналисту Уильяму Аллену Уайту)

Гарри Трумэн, 33 й президент США (1945–1953):
В этой большой белой тюрьме чертовски трудно жить одному. Хотя я работаю с раннего утра до поздней ночи, это жуткое место.
(Дневник, запись 6 января 1947 г.)

Билл Клинтон, 42 й президент США (1991–2001), о Белом доме:
– Не знаю – то ли это самое лучшее государственное жилье в Америке, то ли жемчужина в короне пенитенциарной системы. Это жизнь в крайней изоляции.
(Телеинтервью для новостного канала NBC 7 ноября 1993 г.)

Мало кто знает даже в Америке, что выражение Эндрю Джексона «почетное рабство» взято из античных источников. Однако тогда оно имело существенно иной смысл.
Клавдий Элиан, писавший в начале II века, приводит легендарные слова царя Македонии Антигона I (?–301 до н. э.).

Заметив, что его сын самовластен и дерзок в обращении с подданными, он сказал: «Разве ты не знаешь, мальчик, что наша с тобой власть – почетное рабство?»
(«Пестрые рассказы», II, 20; перевод С. В. Поляковой)

В трактате Сенеки «Утешение к Полибию», написанном в изгнании и косвенно адресованному императору Клавдию, читаем:
Высокое положение – это большое рабство.

Цезарю, которому все позволено, по тем же причинам многое не позволено. Ведь сон всех людей охраняет его бдительность, для досуга всех – его работа, для ублаготворения всех – его деятельность, для приволья всех – его занятость.
(«Утешение к Полибию», гл. 6 и 7; перевод Н. Керасиди)

12 лет спустя Сенека написал трактат «О милосердии» – своего рода наставление молодому Нерону. Здесь говорилось:
Это рабство – невозможность опуститься ниже – присуще самому высокому положению; но это бремя, которое ты разделяешь с богами. (…) Ты не можешь говорить без того, чтобы все народы не услышали повсюду твой голос; ты не можешь гневаться, не заставляя трепетать все вокруг, поэтому ты не можешь ударить никого так, чтобы все остальные не содрогнулись.
(«О милосердии», I, 8)

На своей Пресс-конференции, в феврале 2008 года, глава Российской Федерации Владимир Владимирович Путин высказался о том, что доволен своей работой, что ему совершенно не стыдно перед голосовавшими за него гражданами России, ибо он трудился как раб на галерах.

«Жизнь раба на галерах» - обличающий доклад Бориса Немцова

Сопредседатель российской республиканской партии «Парнас», партии народной свободы - Борис Ефимович Немцов, в соавторстве с известным видеоблогером, автором скандального проекта названного «Ложь Путинского режима», Леонидом Мартынюком - активистом демократического движения «Солидарность», опубликовали с кричащим заголовком доклад «Жизнь раба на галерах» и уточняющей припиской «Дворцы, яхты, автомобили, самолеты и другие аксессуары». Речь в нем идет о президентском обмане избирателей, о мизере

официально декларируемых доходов в сумме чуть более трех миллионов рублей, в то время, как только коллекция часов, приобретенная Владимиром Владимировичем, стоит больше, чем 22 000 000 рублей. Такая покупка должна была оставить семью президента без пропитания лет на шесть, как минимум. Написанная доступным языком и обильно иллюстрированная работа, по замыслу авторов должна была открыть глаза россиян на образ жизни Владимира Путина, особенно на те, предметы роскоши и богатства, которыми окружил себя лидер государства. В докладе говорится, что тяжелая жизнь «раба на галерах» проходит в 20 дворцах и резиденциях, на 4 яхтах, поражающих воображение даже видавших виды олигархов, в распоряжении Владимира Владимировича авиапарк, состоящий из 43 самолетов, 15 вертолетов и автопарк из 700 автомобилей. Суммы, расходующейся на обеспечение роскошной жизни Путину и Управлению по делам президента в год, с лихвой хватило бы, чтобы покрыть годовой бюджет целой Нижегородской области, на территории которой проживает почти три с половиной миллиона человек. По словам авторов статьи, они специально не акцентируют внимание на данных о стоимости одежды, обуви, аксессуарах и повседневных вещей, которыми пользуется президент, поскольку в сравнении с виллами, самолетами и яхтами, пустяки.

Немцов отмечает «удушливую» и «репрессивную» атмосферу в стране. При одном только взгляде на обложку, типографии напрочь отказывались печатать «Жизнь раба на галерах» большим тиражом, и даже деньги не имели значения.

Реакция общественности

«Жизнь раба на галерах» западная пресса встретила едкими комментариями и язвительными замечаниями о том, что президент РФ возможно является самым богатым рабом мира. Его шикарный образ жизни, по их мнению, смутил бы даже самого Брежнева. Некоторые сравнивали Путина с Персидскими шейхами. Журналисты провели параллель с главами других ведущих держав, например, президенты США и Германии имеют только по 2 резиденции.

Пытаясь вызвать новую и яркую волну протестов против правления Путина, авторы статьи «Жизнь раба на галерах» похоже неожиданно столкнулись с равнодушием к новым разоблачениям простых россиян. По признанию москвичей, их уже сложно чем-то удивить, главное, по их мнению, чтобы президент справлялся со своими прямыми обязанностями.

Жизнь гребцов на галерах стала синонимом каторжной жизни. Но никто всерьез не задумывается: а были ли гребцы на галерах подневольными? Или мифы о галерных рабах были лишь военной дезинформацией? Еще Гомер описывал суда, имевшие 20, 50, 118 весел. Вероятно, имеются в виду биремы, гребцы на которых располагались в два ряда.

В египетских папирусах есть упоминание о том, что при правителях Птолемее II (285-246 годы до нашей эры) и Птолемее IV (222-203 годы до нашей эры) строились суда с 4 тысячами гребцов, то есть с населением среднего античного города. Реальность существования таких военных судов с рабами-гребцами очень невелика.

Самый распространенный тип военных судов в греческую и римскую эпохи — это триремы, или, как их называли греки, триеры — с тремя рядами гребцов. Обычно экипаж на триере состоял из 150-170 гребцов, 18-50 солдат и около 12-16 матросов. Нетрудно подсчитать, сколько воинов может уместиться на судне с 4 тысячами гребцов, если таковые действительно существовали.

Рабы-гребцы могли запросто подавить солдат и матросов судна. Особенно такая возможность предоставлялась при штурме неприятельского берега. Ведь тогда получается, что древние египтяне, греки и римляне, оставляя корабли на рабов, лишали себя путей к отступлению и в любой момент могли получить удар с тыла.

Можно, конечно, списать все это на фанатизм, жестокость и безжалостность к своим подчиненным полководцев древности. Хотя, скорее всего, гребцы на галерах вовсе не были бессловесными рабами, а отлично подготовленными «десантниками».

Судоходство в античную эпоху осуществлялось главным образом двумя видами судов: военными, у которых были удлиненные пропорции, съемная мачта и весла как основное средство передвижения, и торговыми — более короткими и широкими, движущимися при помощи парусов.

На галерах перевозился своеобразный античный спецназ, который первым высаживался на чужой территории, а уже за ним на торговых судах подвозились остальные войска. Наступающим выгодно было, чтобы неприятель считал гребцов рабами и измерял количество войск только «штатными» воинами, а значит, и выставлял при отражении удара соответственное количество своих, находясь в обороне.

Неожиданное появление сильных, атлетически сложенных, в силу своего основного занятия, да еще обученных правилам рукопашного боя гребцов приводило противников к панике, а часто и к беспорядочному отступлению.

Описание атаки гребцов в военной экспедиции финикийцев на остров Сицилия можно встретить в трудах греческого историка Диодора Сицилийского (примерно 90-30 годы до нашей эры): «Вышли гребцы из моря, и берег залился кровью поверженных, воинов, оборонявших свою землю».

Есть также упоминания о том, что Юлий Цезарь напал на 4 галерах, имевших примерно 500 воинов на борту, на пиратов острова Фармакуссы и разгромил их. Если бы гребцы на галерах Цезаря были рабами, то неужели отъявленные головорезы, которым терять было нечего, не справились бы с горсткой римских воинов с 4 галер?

В более поздний период появилось немало описаний страданий гребцов на галерах, в частности, пленных запорожских казаков, которых турки заковывали в кандалы, били нагайками, почти не кормили и не давали воды.

Невозможно представить, чтобы экипаж современного военного судна только и делал, что повреждал двигатель собственного корабля. А ведь гребцы и были своеобразным двигателем на галере, а галера, напомним, была военным судном. Использовать ее в торговом флоте было просто нерентабельно — слишком много места занимали гребцы, и товар, перевозимый на галерах, был бы поистине золотым.

Если гребцам не давать вдоволь воды, плохо кормить и держать в кандалах, от которых образуются раны, порой смертельные вследствие заражения крови, это значит лишать свой корабль дополнительной мощности.

В период военных походов это непозволительная роскошь, так как найти замену выбывшему гребцу не так-то просто — ведь гребля требует опыта и умения. А опасность бунта рабов-гребцов могла поставить на карту успех даже хорошо спланированной военной операции.

Однако опыт морской победы Цезаря римляне потом забыли. Чаще всего на римских военных галерах гребцами были рабы. Тяжелые медленные корабли имели несколько матросов и подразделение «морской пехоты».

Интересно, что бесправных гребцов кормили лучше, чем экипаж из свободных римлян. Физические нагрузки на веслах были неимоверные, и рабам требовалось высококалорийное питание. При максимальной скорости могучие гребцы нередко умирали от перенапряжения.

Впрочем, догнать быстроходные пиратские корабли все равно удавалось нечасто. У них и вес был поменьше, и весел побольше, а главное — гребцы тоже входили в команду. Поэтому при абордажной схватке команда пиратов всегда имела численный перевес.

Поэтому целые столетия пиратские республики Средиземноморья терроризировали купеческие суда. Пока вместо гребцов не стали использовать воинов.

Марк Раппорт

Рабы на галерах или обученные солдаты?

Жизнь гребцов на галерах стала синонимом каторжной жизни. Но никто всерьез не задумывается: а были ли гребцы на галерах подневольными? Или мифы о галерных рабах были лишь военной дезинформацией? Еще Гомер описывал суда, имевшие 20, 50, 118 весел. Вероятно, имеются в виду биремы, гребцы на которых располагались в два ряда.

В египетских папирусах есть упоминание о том, что при правителях Птолемее II (285-246 годы до нашей эры) и Птолемее IV (222-203 годы до нашей эры) строились суда с 4 тысячами гребцов, то есть с населением среднего античного города. Реальность существования таких военных судов с рабами-гребцами очень невелика.

Самый распространенный тип военных судов в греческую и римскую эпохи - это триремы, или, как их называли греки, триеры, с тремя рядами гребцов. Обычно экипаж на триере состоял из 150-170 гребцов, 18-50 солдат и около 12-16 матросов. Нетрудно подсчитать, сколько воинов может уместиться на судне с 4 тысячами гребцов, если таковые действительно существовали.

Рабы-гребцы могли запросто подавить солдат и матросов судна. Особенно такая возможность предоставлялась при штурме неприятельского берега. Ведь тогда получается, что древние египтяне, греки и римляне, оставляя корабли на рабов, лишали себя путей к отступлению и в любой момент могли получить удар с тыла.

Можно, конечно, списать все это на фанатизм, жестокость и безжалостность к своим подчиненным полководцев древности. Хотя, скорее всего, гребцы на галерах вовсе не были бессловесными рабами, а отлично подготовленными десантниками.

Морпехи древности

Судоходство в античную эпоху осуществлялось главным образом двумя видами судов: военными, у которых были удлиненные пропорции, съемная мачта и весла как основное средство передвижения, и торговыми - более короткими и широкими, движущимися при помощи парусов.

На галерах перевозился своеобразный античный спецназ, который первым высаживался на чужой территории, а уже за ним на торговых судах подвозились остальные войска. Наступающим выгодно было, чтобы неприятель считал гребцов рабами и измерял количество войск только «штатными» воинами, а значит, и выставлял при отражении удара соответственное количество своих, находясь в обороне.

Неожиданное появление сильных, атлетически сложенных, в силу своего основного занятия, да еще обученных правилам рукопашного боя гребцов приводило противников к панике, а часто - и к беспорядочному отступлению.

Описание атаки гребцов в военной экспедиции финикийцев на остров Сицилия можно встретить в трудах греческого историка Диодора Сицилийского (примерно 90-30 годы до нашей эры): «...вышли гребцы из моря, и берег залился кровью поверженных, воинов, оборонявших свою землю...»

Есть также упоминания о том, что Юлий Цезарь напал на 4 галерах, имевших примерно 500 воинов на борту, на пиратов острова Фармакуссы и разгромил их. Если бы гребцы на галерах Цезаря были рабами, то неужели отъявленные головорезы, которым терять было нечего, не справились бы с горсткой римских воинов с 4 галер?

В более поздний период появилось немало описаний страданий гребцов на галерах, в частности, пленных запорожских казаков, которых турки заковывали в кандалы, били нагайками, почти не кормили и не давали воды.

Можно ли до конца верить всем этим ужасам?

Невозможно представить, чтобы экипаж современного военного судна только и делал, что повреждал двигатель собственного корабля. А ведь гребцы и были своеобразным двигателем на галере, а галера, напомним, была военным судном. Использовать ее в торговом флоте было просто нерентабельно - слишком много места занимали гребцы, и товар, перевозимый на галерах, был бы поистине золотым.

Если гребцам не давать вдоволь воды, плохо кормить и держать в кандалах, от которых образуются раны, порой смертельные вследствие заражения крови, это значит лишать свой корабль дополнительной мощности.

В период военных походов это непозволительная роскошь, так как найти замену выбывшему гребцу не так-то просто - ведь гребля требует опыта и умения. А опасность бунта рабов-гребцов могла поставить на карту успех даже хорошо спланированной военной операции.

Они объедали господ!

Однако опыт морской победы Цезаря римляне потом забыли. Чаще всего на римских военных галерах гребцами были рабы. Тяжелые медленные корабли имели несколько матросов и подразделение «морской пехоты».

Интересно, что бесправных гребцов кормили лучше, чем экипаж из свободных римлян. Физические нагрузки на веслах были неимоверные, и рабам требовалось высококалорийное питание. При максимальной скорости могучие гребцы нередко умирали от перенапряжения.

Впрочем, догнать быстроходные пиратские корабли все равно удавалось нечасто. У них и вес был поменьше, и весел побольше, а главное - гребцы тоже входили в команду. Поэтому при абордажной схватке команда пиратов всегда имела численный перевес.

Поэтому целые столетия пиратские республики Средиземноморья терроризировали купеческие суда. Пока вместо гребцов не стали использовать воинов.

Да, в истории России был один видный деятель, который таки пахал на галерах.

Пахать на галерах - это примерно так.

В совесткой историографии ему отводилось значительное место: предводитель Первой крестьянской войны в России, Иван Исаевич Болотников стоял в одном ряду с такими знаковыми персонажами, как Разин и Пугачев. Даже на их фоне Болотников смотрелся выдающейся личностью. В самом деле, никогда после него восставшие не бывали так близки к успеху; никогда они не осаждали столицу; никогда не приходилось выступать против них под персональными царскими штандартами.

Тем не менее, известность Болотникова в народе, его представленность в книгах и фильмах была всегда на порядок ниже, чем у Разина и Пугачева (кино про него, кажется, так и не сняли). Одна из причин - скудость биографических сведений: не сохранилось не только его изображений, но даже описаний наружности, за исключением известия голландского посланника Исаака Массы - "он был детина рослый и дюжий" ("store groot kerel"). О происхождении Болотникова, его социальным статусе тоже нельзя сказать ничего внятного. Известно, только, что он был "холопом" князя Андрея Телятевского, но слово "холоп" могло обозначать кого угодно - от крепостного крестьянина до личного секретаря или вооруженнного телохранителя ("боевого холопа"). Судя по тому, как лихо потом Болотников воевал, как мастерски оборонял крепости и как борзо гонял по Подмосковью царских воевод, боевой опыт у него должен был быть немалый.

Первый достоверный факт его биографии - Болотников был взят в плен татарами и продан в рабство туркам. В те времена русские и польские пограничные рубежи ("украины", т.е. окраины) регулярно подвергались набегам крымских и ногайских хищников. Для татар это были не просто военные походы - это была основа их экономики.

Я уже неоднократно указывал на ряд черт, роднящих Россию с Африкой. Вот еще одна: как и Африка, наша Родина служила источником для самого выгодного и самого популярного гешефта в мировой истории - работорговли. Сколько бы ни писали в учебниках по экономике о том, что самый хороший работник - это тот, кто заинтересован в результате своего труда, на самом деле нет и не может быть ничего выгоднее, чем заставить человека пахать на себя задаром. Эксплуататоры во все века это хорошо знали и при малейшей возможности старались воплотить сию бизнес-стратегию в жизнь. Потому рабство и работорговля сопровождали человечество во все периоды его истории - от античности до Нового времени.

Самим татарам рабы были не сильно нужны - слишком примитивен был у них экономический уклад. Но зато пленников можно было продавать своим более развитым покровителям - османам. Турецкие владения были тут же, под рукой, по южному побережью Крыма. Феодосия (Кафа), Хазлев (Евпатория) служили главными невольничьми рынками. А еще шла бойкая торговля в Бахчисарае, Карасубазаре, Тузлери. По Черному морю к крымским берегам шли корабли с тканями, оружием и лошадьми; обратно уходили они с трюмами, до отказа забитыми живым отваром. Турецкие, арабские, греческиие, армянские, иудейские купцы развозили несчастных по всем подвластным "царю-салтану" странам, от Египта до Марокко.


Остатки крепости в Кафе (нынешняя Феодосия). Одно из самых страшных и значимых мест в истории нашего народа. "Этот город, ненасытная и беззаконная пучина, кровь нашу пьющая, лежит в удобном для морской торговли месте"

Крымские и ногайские татары, будучи кочевниками, не знали ни земледелия, ни ремесел. Все, что нужно было для жизни, они могли получить либо сразу в виде добычи, либо в обмен на добычу. На захваченных пленниках строилась даже налоговая система крымского ханства - хан устанавливал налог по столько-то копеек за каждого пленника. Под залог будущих невольников татары брали кредиты. Богатство и бедность определялись количеством "ясыра" - военной добычи. В удачные годы количество угнанных людей измерялось десятками тысяч.

Пользуясь непрерывной враждой России и Польши, крымчаки разоряли набегами и ту и другую. "Королевский", т.е фактически украинский "товар" котировался на этой людоедской бирже выше, поскольку "московские" считались народом коварным и склонным к побегам. Заключая "союзы" то с королем против царя, то с царем против короля, татары попеременно опустошали русские и польские рубежи, не опасаясь походов возмездия. К тому же за их спиной стояла Блистательная Порта, которую все в тогдашней Европе боялись как огня.

Рано или поздно эта лафа должна была закончиться. Но присаженные на работорговую иглу татары не желали об этом думать. Как следствие, экономика не развивалась, не было прогресса ни в искусстве, ни в ремеслах, ни в политическом устройстве. Даже военное дело, сведенное к тактике рабойничьх набегов, пребывало в застое, и татар спасала только труднодоступность Крыма для больших армейских контингентов и покровительство султана. Когда в восемнадцатом столетии русские коммуникации были доведены до Таврии и Перекопа, ханство пало без особого сопротивления.

Но это будет потом. А пока Болотников в числе других пленных был отправлен в Турцию. Условия, в которых находились перевозимые невольники, ничуть не отличались от тех, в которых транспортировали африканцев: теснота, голод, жажда, антисанитария, массовый мор. Но едва ли те, кто выживал, не завидовали умершим.


Галеры в битве при Лепанто


Участь раба, в любом случае, была незавидной. Но больше всего люди страшились попасть на галеры. Яворницкий в своей "Истории запорожских казаков" так описывал условия галерной (в буквальном смысле - каторжной) службы:

"Но самое ужасное положение было тех взрослых мужчин-невольников, которые попадали на турецкие суда-кадриги или галеры, называвшиеся у запорожских Козаков каторгами. Здесь их было не меньше, как и на общественных работах в городах: "На всех военных судах турок,- пишет православный серб Юрий Крижанич,- не видно почти никаких других гребцов, кроме людей русского происхождения". Галерою называлось большое морское судно на три паруса, два тента, три больших и четыре малых пушек, для 450 человек среднего числа людей экипажа, с 25 или 30 скамьями для гребцов. "Это было первобытное латинское судно- вроде того, какое можно видеть на колонне Траяна; века внесли в него мало усовершенствований. Вообразите себе плоское, длинное, очень узкое, очень низкое двухмачтовое судно, длиною почти 50 метров, шириною 10 метров, идущее в одно время и на веслах, и на парусах. Гребцы, в числе около 300, сидели прикованные на 25 или 30 скамьях, пересекавших и заграждавших палубу на половину с левой, на половину с правой сторон. Пять или шесть гребцов на каждой скамье приводили в движение одно весло, которое опиралось на подставку, торчащую сверх палубы. Левые скамьи отделялись от правых проходом -узким помостом, служащим для перехода с задней части в переднюю. В этом проходе, более возвышенном, нежели скамьи, прогуливался галерный пристав ("баша турецький, бусурманський, недовiрок християнський"), с кнутом в руке (в думах -"з червовою таволгою"), управляя невольниками, прикованными под его ногами. Волны постоянно хлестали галерных невольников, прикованных к очень низкой палубе и обнаженных во всякую погоду до пояса. Спали и ели они по сменам, не оставляя своих скамей и не останавливая хода своей галеры. Они не знали никакого отдыха, даже в праздники, не имея никогда права протянуться, переменить место, уйти на минуту от этой холодной скамьи. Единственно возможный отдых был для них тогда, когда корабль входил в гавань для поправок или для того, чтобы запастись съестными припасами. Тогда позволялось нескольким каторжникам, не всем без различия, но привилегированным, дворянам, потому что в числе галерных невольников были и дворяне,- работать в гавани над земляными и очистительными работами."

Но Болотникову повезло: судно, на котором он пахал как раб на галерах рабом на галерах, неудачно атаковало немецкий