Биографии Характеристики Анализ

Сочинение ЕГЭ. Роль русских женщин в Великой Отечественной войне - Сочинения, Рефераты, Доклады

Введение

Война – это страшные картины борьбы одних людей против таких же людей. Это явление, которое разрушает все общечеловеческие ценности: любовь, дружбу, мир, доброту. Война облачена злыми поступками, которые проявляются в жестокости, равнодушии, злобе. Убийства и ранения – это основные понятия на войне. Для человека становится важнее всего только одно – выжить. Поэтому часто люди поступают очень эгоистично. Война показывает истинное лицо человека. Кто-то предает Родину при первой же возможности, так как боится за собственную жизнь, а кто-то до последних минут жизни борется за спасение Отчизны. Несмотря на различные поступки со стороны людей, война никогда не сделает жизнь прежней, она полностью изменит мировоззрение человека, который собственными глазами увидел, что такое война.

Тема войны интересовала русских и зарубежных писателей и поэтов во все времена, так как, к сожалению, войны были всегда. Авторы произведений демонстрировали трудности войны, ее бесчеловечность и жестокость, а также то, как война раскрывает характеры людей.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Тема войны является одной из основных в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Это видно даже в самом названии произведения. Война становится не только фоном повествования, но и одним из действующих персонажей. Она раскрывает образы персонажей романа: князь Андрей стремится на войну, чтобы быть причастным к событиям, чтобы совершить подвиг и обрести славу, Пьер пытался понять самого себя, хотел приблизиться к русскому народу, быть наравне с простыми солдатами. В ходе повествования позиция Андрея Болконского меняется, теперь их с Пьером объединяет то, что ими двигали патриотические чувства и желание помочь своей Родине в борьбе против врага. Однако с войной связаны не только образы князя Андрея и Пьера Безухова. Тема семьи тесно переплетается с военной проблематикой. Простые люди всячески стремились к победе, поэтому делали для Родины все возможное. Таким примером может послужить поступок Наташи Ростовой, которая отдала предназначенные для перевозки вещей подводы раненым. Этот поступок говорит о единении всего русского народа в годы войны. Именно это позволило победить врагов. Л. Н. Толстой ярко описывает всех своих любимых персонажей, которые не похожи друг на друга, однако у них есть общее – дух патриотизма.

А.Т. Твардовский «Василий Теркин»

Война стала действующим лицом и в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Автор не только рассуждает по поводу военных действий и их влияния на человека в главах-лирических отступлениях, но и демонстрирует то, как простые русские солдаты участвуют в войне. Главный герой Василий Теркин – человек, искренне любящий свою Родину. Он делает все, чтобы защитить ее от врага. Василий Теркин не боится отдать собственную жизнь ради спасения Отчизны, поэтому его поступки отличаются смелостью, храбростью и героизмом. Василий Теркин стреляет в самолет врага, он вступает в поединок с немцем, берет на себя ответственность вести за собой целый взвод. Василий Теркин поддерживает своих товарищей, поднимает им настроение с помощью шуток и песен. Автор поэмы на протяжении всего повествования подчеркивает то, что Василий Теркин – человек «обыкновенный», он «свой среди своих», значит, такие героические поступки совершали все солдаты, а не только Василий Теркин. Данный образ является олицетворением целого народа, который и явился главным героем «Василия Теркина». А.Т. Твардовский показывает, что благодаря единству и героизму русского народа удалось победить противника.

Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие»

Тема войны поднимается и в повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие». В центре повествования находятся судьбы пятерых девушек, которым было суждено пойти на войну. С помощью такого сюжета автору удалось показать всю жестокость и беспощадность войны: в ней приходится участвовать даже молодым девушкам, которые даже не успели познать жизнь. Несмотря на молодость и неопытность, героиням удается внести определенный вклад в общее дело по борьбе с противником. Действия девушек можно назвать по-настоящему героическими поступками. Лиза Бричкина погибает при выполнении приказа: тонет в болоте, пытаясь добраться до подмоги. Соня Гурвич принимает смерть, когда пытается вернуть командиру Васкову кисет. Галя Четвертак умирает из-за боязни войны и смерти. Храбрая и смелая Женя Комелькова погибает тогда, когда пытается увести немцев от своего отряда. Рита Осянина во время борьбы с противниками получает ранение, после чего выстреливает себе в висок, не желая, чтобы она была обузой для Васкова. Все девушки отдали собственные жизни в борьбе за свою Отчизну. Б.Л. Васильев показывает жестокость войны и в то же время храбрость молодых девушек. Автор поднял важную проблему: война равнодушна к тому, кому погибать от ее руки: зрелые мужчины, молодые девушки, старики и старухи – у всех одинаковый шанс на жизнь и на смерть. Простые русские девушки погибают от рук фашистов, их жизнь обрывается раз и навсегда.

М.А. Шолохов «Тихий дон»

О жестокости войны писал и М.А. Шолохов. В романе-эпопее «Тихий дон» он продемонстрировал по-настоящему страшные картины, которые связаны и со смертью, и с нравственными ценностями: гражданская война стала причиной того, что родные и близкие люди становятся друг другу настоящими врагами. Сын встает против собственного отца, враждуют между собой братья. М.А. Шолохов показал, как такая война делает людей жестокими и злыми. Война – это то, что поменяло мировоззрение людей и их привычный уклад жизни. Теперь любовь, мир в доме, семья, дружба отошли на задний план, эгоизм, равнодушие и жестокость – оказываются превыше всего. Гражданская война фактически разрушает все семейные и нравственные ценности, превращая людей в животных. Автор показывает, что жизнь людей, участвовавших в Гражданской войне, уже никогда не будет прежней. Главный герой Григорий Мелехов навсегда запомнил свое первое убийство. Он понимал, что война бессмысленна, что против людей воюют такие же люди. М.А. Шолохов показывает, что любая война – и гражданская, и против вражеских войск – приносит человечеству боль и страдания. Автор призывает больше никогда не возвращаться к братоубийственной войне.

В. Быков «Сотников»

Человек на войне – основная проблема повести В. Быкова «Сотников». В центре повествования два персонажа-антипода: Сотников и Рыбак. Война показывает их истинные лица. Рыбак, оказавшись перед лицом смерти, не боится предать свою Родину, чтобы сохранить себе жизнь. Сотников же до самых последних минут своей жизни остается верным Отчизне и верным самому себе. Он не готов предать свою Родину, поэтому погибает, но принимает смерть смело и храбро. Сотников отказывается давать какую-либо информацию, понимая, что смерть намного лучше предательства. Этот поступок можно назвать настоящим подвигом. Нездоровый Сотников оказывается сильнее Рыбака в нравственном плане. Рыбаку остается жить и помнить о своем безнравственном поступке.

Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»

Страшные картины войны отразились и в романе Э.М. Ремарка «На западном фронте без перемен». В центре внимания лежат судьбы представителей «потерянного поколения». Это те люди, жизнь которых разрушили военные действия. Герои способны понять то, что война сделала их равнодушными к собственному существованию. Теперь они жестоки – а все из-за того, что какие-то люди захотели войну. Герои стали игрушками в руках других людей, которым была на руку война. Обычные же солдаты понимают, что война бессмысленна, она не сможет принести ни одному из них никакой пользы. Черствость и жестокость – вот чему их научила война. Те люди, которые развязали эту беспощадную войну, по мнению главного героя Пауля Боймера, фактически отправляют людей на смерть, при этом сами они не принимают участия в действиях. Автор романа показывает эгоистичность поступков таких людей. Э.М. Ремарк демонстрирует то, что власти, отправляющие собственный народ на гибель, совершают настоящее преступление. Война оказывает негативное влияние на всех участников событий: кто-то погибает, кто-то оказывается раненным. Но главное – это то, что раненной оказывается сама душа. Человек никогда не станет прежним после того, что он увидел своими глазами на войне: гибель товарищей, взрывы и выстрелы над головой.

М. Зусак «Книжный вор»

Тема войны отображена в романе М. Зусака «Книжный вор». Действие происходит в годы правления фашистов, а также в годы Второй мировой войны. Автор со смелостью рассказывает о том, как нацистская партия начинает преследование евреев. Показано, насколько семья главной героини Лизель находилась в опасности, когда приняла решение прятать в подвале еврея Макса. Ганс Хуберман оказывался в еще большей опасности, потому что отказался вступать в партию. От каждого шага и каждого стука в дверь зависела жизнь многих людей. М. Зусак показывает, что у людей не было выбора, потому что все хотели сохранить свою жизнь. Автор романа демонстрирует то, что в обществе царствует насилие в любом его проявлении. Преследовалась человеческая жизнь, сжигались книги, запрещалось высказывание собственного мнения. В «Книжном воре» раскрылась суть фашизма, который оказал влияние на весь мир в целом.

Вывод

Таким образом, война – это то, что разрушает человеческие судьбы. Но главное заключено в том, что она разрушает нравственные ценности, которые были главенствующими на протяжении многих веков. Жизнь человека, который находился на войне, никогда не будет прежней. Равнодушие и жестокость – вот чему учит война. Однако добрые поступки все же были на войне. Именно она показывает истинное лицо человека. Многие и русские, и зарубежные писатели писали о жестокости на войне, о ее губительном начале. Все эти произведения были направлены не только для того, чтобы рассказать правду, но и для того, чтобы призвать человечество больше не развязывать войны.

В чём заключается подвиг женщины на войне? Какую роль сыграла женщина в годы Великой Отечественной войны? Именно на эти вопросы пытается ответить в своём тексте писательница С.А.Алексиевич.

Раскрывая проблему подвига женщины на войне, автор опирается на свои рассуждения, жизненные факты. С одной стороны, женщина в первую очередь – мать, она даёт жизнь. Но в годы Великой Отечественной войны ей пришлось стать солдатом. Она убивала врага, защищая свой дом и детей. Бессмертие подвига русской советской женщины мы до сих пор постигаем. Объясняя героические поступки женщин, Алексиевич использует цитату Л.Н.Толстого, писавшего о «скрытой теплоте патриотизма».

Писательницу поражает тот факт, что вчерашние школьницы, студентки добровольно уходили на фронт, делая выбор между жизнью и смертью, и этот выбор оказался для них простой, как дыхание. С помощью риторических вопросов автор подчёркивает, что народ, женщина которого в тяжёлый час тащила с поля боя своего раненого и чужого раненого солдата, невозможно победить. С.Алексиевич призывает нас свято чтить женщин, низко кланяться им до земли.

Авторская позиция выражена прямо: подвиг женщин на войне заключается в том, что она страстно желала отдать все свои силы ради спасения Родины. Она воевала наравне с мужчинами: спасала раненых, вынося их с поля боя, подрывала мосты, ходила в разведку, убивала жестокого врага.

Обратимся к литературным примерам. В повести Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие» рассказывается о подвиге пяти девушек – зенитчиц. У каждой из них был свой счёт к фашистам. Муж Риты Осяниной, пограничник, погиб в первый же день войны. Оставив маленького сынишку на попечение матери, молодая женщина ушла на фронт, чтобы защищать Родину. Родных Жени Комельковой, как семью комсостава, расстреляли, и девушка видела расстрел из подвала, где её укрыла эстонка. Детдомовка Галка Четвертак приписала себе год, подделав документ, чтобы идти воевать. Зенитчицами стали и Соня Гурвич, ушедшая на фронт со студенческой скамьи, и Лиза Бричкина, мечтавшая о счастье в глухом лесном краю. Девушки гибнут в неравном поединке с шестнадцатью немецкими диверсантами. Каждая из них могла стать матерью, но ниточка, которая могла бы связать их с будущим, прервалась, в этом и есть противоестественность и трагедия войны.

Приведём ещё один пример. В повести В.Быкова «Его батальон» санинструктор Веретенникова Вера комиссована из армии как непригодная к строевой службе, так как ждёт ребёнка от гражданского мужа – ротного командира лейтенанта Самохина, но она отказывается подчиниться военному приказу, хочет быть рядом с любимым. Батальон Волошина должен взять хорошо укреплённую немцами высоту. Новобранцы боятся идти в атаку. Вера выгоняет их из болота и заставляет идти вперёд. Ей пришлось пережить гибель отца своего будущего ребёнка, но и сама она гибнет, так и не став матерью.

Мы пришли к выводу о том, что подвиг женщин в годы войны бессмертен. Они готовы были отдать свои жизни ради спасения Родины, участвовали в боях, спасали раненых.

Обновлено: 2017-09-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Вопросы, заданные человечеству войной

Предполагаемые темы-проблемы

1. «Победа без победителей».

2. Внутренняя «сохранность» человека на войне.

Война раскрывает возможности человеческого духа, истинную сущность человека.

4. «Война – страшная необходимость» (Л.Толстой)

Дети и война

Отношение государства к солдату-победителю

Мужество и незаметный героизм солдат на войне

Женщина на войне

Темы

1. Что помогает выжить на войне?

2. Какую роль играют воспоминания о мирной жизни для человека на войне? (Л.Н. Толстой «Война и мир». М. А. Шолохов «Судьба человека; Б. Васильев «А зори здесь тихие…»...)

3. В чем духовные истоки героизма? Что заставляет русского человека в минуты тяжёлых военных испытаний мобилизовать все свои силы на борьбу с врагом?

4. Можно ли отделить подлинно героическое от лжегероизма? (Л.Н. Толстой «Война и мир»…).

5. Что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств и на что он готов пойти, когда возможности с честью отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно? (О чести и бесчестии, о долге и предательстве. Нравственный выбор человека на войне). – (Л.Н. Толстой «Война и мир»; В. Быков «Сотников»; В. Распутин «Живи и помни»; М. А. Шолохов «Тихий Дон»; «Судьба человека»; К. Воробьев «Это мы, Господи!»...)

6. Каковы нравственные последствия предательства?

7. Можно ли забыть о своём долге в минуту тяжёлых испытаний? (В. Закруткин «Матерь человеческая»)

8 Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны? (Нравственная оценка факта войны).

9. Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность чувствовать, сострадать?

10. Что обнаруживает противоестественность всего происходящего на войне? (Дети и война. - В.Богомолов «Иван».

Женщина и война – Ю. Бондарев «Вечная женственность»; С. Алексиевич «У войны не женское лицо». Искусство и война. Красота природы и война…)

11. «Как совместить непреложные, бескомпромиссные законы справедливости и незаглушаемый голос милосердия?» (В. Захаров) - (Л.Н. Толстой «Война и мир»; В. Кондратьев «Сашка»…)

12. В чём проявляется патриотизм творческих людей в годы войны? (Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы», А.Т. Твардовский «Василий Теркин», К. Симонов. Стихи; Муса Джалиль «Моабитская тетрадь»…)

13. Почему нельзя забывать о прошедшей войне? Как сохранить мир на Земле? (Р. Рождественский «Реквием»; «Б. Васильев «А зори здесь тихие…»; Ю. Даниэль «Говорит Москва»…)



14. Художественное произведение о войне: есть ли место вымыслу?

Темы и комментарии

В чём проявляется стойкость и мужество человека на войне?

Мужество и стойкость на войне проявлялись в силе духа людей, преодолевающих страх смерти во имя победы: девушка-санинструктор умирает, помогая бойцам в блиндаже на передовой, бойцы преодолевают страх смерти перед танковой атакой; живые хоронят мёртвых, не оставляя их брошенными на поле боя, оставляя на дощечках имена погибших товарищей.

Как меняется мироощущение человека на войне?

Люди остро ощущают грань между миром и войной, в годы войны происходит переоценка ценностей: довоенный, мирный уклад жизни людьми воспринимается как истинная ценность. Картины смерти на войне, потеря друзей, ощущение постоянной смертельной опасности меняют человека внутренне, добавляют ощущение страдания, напряжённости и в то же время укрепляют мужество, волю к победе.

Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны?

Война безумна, бессмысленна, противоестественна по самой своей природе.
Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность чувствовать, сострадать?

Безумие войны способно притупить в человеке его лучшие душевные качества.
Как сохранить память о защитниках Отечества, погибших во время Великой Отечественной войны?
Обелиски с именами погибших - сохранение памяти о военных событиях живущими ныне людьми; но главное - сохранить в душе чувство благодарности к тем, кто трагически погиб, выполняя свой гражданский и человеческий долг в годы войны.
Почему на войне быстрее происходило взросление юношей?
Взросление человека (юноши) – это в первую очередь обретение готовности отвечать за свои поступки, принимать ответственность не только за себя, но и за других людей.
Способна ли война уничтожить в человеке запасы человеческого? Гуманизм, сострадание, верность слову и присяге в условиях военных испытаний.

Литературные аргументы

Василь Быков. Повесть «Сотников». Зима 1942 года... Партизанский отряд, обремененный женщинами, детьми, ранеными, окружен. На задание отправляются двое - Сотников и Рыбак. Рыбак - один из лучших солдат в партизанском отряде. Его практическая хватка, умение приспособиться к любым обстоятельствам жизни оказываются бесценными. Его противоположность - Сотников. Скромный, незаметный человек, без явных внешних признаков героя, бывший учитель. Почему, будучи слабым, больным, он пошел на ответственное задание? «Почему они, а не я должен идти, какое я имею право отказываться?» - так думает Сотников перед уходом на задание. Когда Сотников и Рыбак попадают в плен, тогда проявляются по-настоящему их моральные качества. Ничто не говорило о том, что крепкий и здоровый Рыбак струсит и станет предателем. А измученный болезнью, ранением, побоями Сотников до последней минуты будет держаться мужественно и примет смерть без слабости и страха. «Я партизан... - не очень громко сказал Сотников. - Остальное ни при чем. Берите одного меня».
Истоками его мужества являются высокая нравственность, убежденность в правоте своего дела, поэтому ему не стыдно было смотреть в глаза мальчика. «Вот и все кончено. Напоследок он отыскал взглядом застывший стебелек мальчишки в буденовке».
В повести В. Быкова нет абстрактного человека. В одном случае страх смерти уничтожает в человеке все человеческое, как это произошло с Рыбаком; в других случаях в тех же обстоятельствах человек преодолевает страх и выпрямляется во весь свой нравственный рост. Такими показали себя и Сотников, и староста Петр, и крестьянка Дёмчиха.

Повесть "Сотников" - повесть-рассуждение о вечных философских вопросах - цене жизни и смерти, трусости и героизме, верности долгу и предательстве, - вопросах, со всей непримиримостью заданных героям Василя Быкова войной.

Что случилось с Рыбаком? Он не одолел судьбы заплутавшегося на войне человека. Он искренне хотел повеситься. Но обстоятельства помешали, и остался шанс выжить. Но как выжить? Начальник полиции полагал, что «подобрал еще одного предателя». Вряд ли начальник полиции понимал, что творится в душе этого человека, запутавшегося, но потрясенного примером Сотникова, который был кристально честным, выполнившим долг человека и гражданина до конца. Начальник увидел будущее Рыбака в служении оккупантам. Но писатель оставил ему возможность иного пути: продолжение борьбы с врагом, возможное признание в своем падении товарищам и, в конечном итоге, искупление вины.

Рыбак соглашается служить полицаем. Он надеется воспользоваться этим, чтобы бежать к своим. Но Сотников не ошибся, предвидя то, что мощная гитлеровская машина уничтожит Рыбака, что хитрость обернется предательством. Финал повести весьма трагичен: бывший партизан по приказу гитлеровцев казнит своего бывшего товарища по отряду. После этого жизнь Рыбака, ранее такая дорогая ему, вдруг теряет свой смысл, оказывается настолько невыносимой, что он задумывается о самоубийстве. Но и это ему не удается сделать, так как полицаи сняли с него ремень. Такова «коварная судьба заплутавшегося на войне человека», - пишет автор.

Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить веру, не поддаться той низменной мысли, которой поддался Рыбак. «Все равно сейчас смерть не имеет смысла, она ничего не изменит». Это не так - страдания за народ, за веру всегда имеют смысл для человечества. Подвиг вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру.

Человеческое «можно подавить, но не уничтожить».
Хочу вспомнить произведение В.Закруткина «Матерь человеческая », в котором описываются события Второй Мировой Войны. Оккупировав хутор, в котором жила Мария, главная героиня повести, её сын Васятка и муж Иван, фашисты всё разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребёнка. Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, повстречав раненого молодого немца, кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и мужа. Но немец, беззащитный мальчик, крикнул: «Мама! Мама!» И сердце русской женщины дрогнуло.

Мария -- человек сильный; в труде находит она смысл своего существования. Женщина в одиночку собрала урожай на брошенных полях, сберегла колхозный скот. Все это для живых, во имя жизни. И поэтому опускается перед Марией на колени и целует с благодарностью ее маленькую натруженную руку воин -- командир кавалерийского полка.
Нет таких темных, злых сил, которые могли бы сломить народную волю, народную душу, победить добрые начала в человеке, убить жизнь.

Листая страницы повести, сопереживая Марии, разделяя страх Вернера Брахта, мы понимаем, что война - страшная катастрофа, которая несёт смерть. Но даже во время войны человек может побороть в себе желание отомстить и оказать помощь безоружному, страдающему человеку, который больше не представляет реальную угрозу.

Книга повествует о женщине Марии, которая смогла сбежать с хутора, прежде чем его сожгли, а всех жителей угнали в Германию. Убегает после того, как на ее глазах вешают ее сына и мужа. Убегает, чтобы сохранить другую жизнь, которую вынашивает под сердцем. Несколько дней она живет где-то неподалеку от хутора, укрываясь листьями кукурузы, а затем приходит к сгоревшему своему дому и поселяется в погребе. За те месяцы, что живет она в погребе и ждет прихода нашей армии, она становится матерью всему живому и...мертвому. Она хоронит девочку Саню, которую застрелили враги, пытается выходить молоденького тяжелораненого 17-летнего солдата-немца и хоронит, не сумев спасти. А затем опять хоронит, но уже нашего молодого политрука... И спасает жизни домашним животным, которые в страхе разбегались, когда горел хутор, а затем пришли к ней, как единственному человеку. Спасает жизни семерым детям, которые прибились к колхозным полям после блужданий и скитаний. А затем дает жизнь тому самому человечку, ради которого и постаралась выжить.

Проблема взросления на войне не раз поднималась в поизведениях русских писателей. Например, в повести В.О. Богомолова "Иван" главный герой - двенадцатилетний мальчик-разведчик, ровесники которого в мирное время лишь играют "в солдатиков", уже награжден медалью "За отвагу". Он бесстрашно сражался против фашизма, выполнял самые опасные задания в тылу врага. За борьбу против захватчиков этот ребенок был безжалостно растрелян немцами.

Л.Н.Толстой «Война и мир»

Л.Толстой считает, что рассказать правду о войне очень трудно. Его новаторство связано не только с тем, что он показал человека на войне, но главным образом с тем, что, развенчав ложную, он первым открыл подлинную героику войны, представил войну как будничное дело и одновременно как испытание всех душевных сил человека в момент их наивысшего напряжения. И неизбежно случилось так, что носителями подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие как капитан Тушин и Тимохин, забытые историей генералы Дохтуров и Коновницын, никогда не говоривший о своих подвигах Кутузов. Именно они влияют на исход исторических событий.

В.Л.Кондратьев «Сашка»

Сашка не расстреляет случайно взятого им в плен немца («этого гада»), не выполнит безрассудный приказ комбата, пребывающего в страшном состоянии ярости после гибели медсестры Катеньки. И напишет Кондратьев удивительные слова: «Сашка вздохнул глубоко, полной грудью…и подумал коли живой останется, то из всего им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабываемым…». Не убитый им немец – это сила души, борющейся с таким могучим злом. И Кондратьев убеждает, что мы победили не потому, что были сильнее, а потому, что были выше. Духовнее, чище.

Сашка вызывает симпатии, уважение к себе добротой, участливостью. Гуманностью. Война не обезличила, не обесцветила Сашкин характер. Он любознателен и пытлив. На все события имеет свою точку зрения. Сашке не по себе от почти неограниченной власти над человеком, он понял, какой страшной может стать эта власть над жизнью и смертью. Мы ценим в Сашке и огромное чувство ответственности за всё. Даже за то, за что отвечать он не мог. Стыдно перед немцем за никудышную оборону. За ребят, которых не похоронили: он старался вести немца так, чтобы не видел тот наших убитых и не захороненных ещё бойцов, а когда всё-таки натыкались они на них, стыдно было Сашке, словно он в чём-то виновен.

М.А.Шолохов «Донские рассказы»

М.А.Шолохов был одним из немногих писателей, кто не только понял, но и не стал умалчивать главный результат гражданской войны в России: в непримиримой братоубийственной войне, навязанной людям, победителей не оказалось: поражение потерпели все.

Обоюдная жестокость и ненависть приводит к обоюдной же трагедии. Выразительнейшей иллюстрацией этой мысли может служить рассказ «Родинка ». Гражданская война ставит лицом к лицу восемнадцатилетнего Николая Кошевого, командира эскадрона красных, и его отца, «пропавшего в германскую войну», впоследствии атамана одной из банд. Интересно, что автор описывает не только трагедию сына, не узнанного собственным отцом и убитого им, но и размышляет над трагедией атамана, жизненным финалом которого становится самоубийство над трупом сына, случайно узнанного им по родинке.

Трагичен выход из вражды к миру как для побежденных, так и для победителей.

Бесчеловечность и бессмысленность войны

Как повлияла гражданская война на судьбы людей?Острая классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи. Отец и сын оказываются по разные стороны баррикады. Таким образом, конфликт между красными и белыми всё больше уступает место другому, более важному конфликту – между веками складывавшимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны. Гражданская война для М.Шолохова - катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей

Проблема Пример
1.Проблема войны. В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека » эта проблема раскрывается на образе Андрея Соколова, который был строителем, человеком мирной профессии. На войне он становится одним из бойцов, частью войска. Война перечёркивает жизнь героя, как и жизнь всей страны. В первый момент он растворяется в общей массе. И это временное отступление от человеческого Соколов вспоминает потом с самой острой болью. Война для героя, весь путь унижений, испытаний, лагерей – это борьба человека и бесчеловечной машины, которая загубила миллионы невинных жизней.
2. Проблема патриотизма В рассказе М. Шолохова "Судьба человека" получили развитие идеи о великой ненависти мирных советских людей к войне, к фашистам "за все то, что причинили они Родине", и в то же время – о великой любви к Родине, к народу, которая хранится в сердцах солдат. Автор показывает красоту души и силу характера русского человека. Точны слова М. Луконина о том, что русские солдаты готовы возвратиться с войны «лучше с пустым рукавом, чем с пустой душой».
3. Проблема нравственности Война для героя рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрея Соколова - это не только бесчеловечная машина, уничтожающая всё живое, против которой нужно бороться за свою жизнь, но и испытание на человеческое достоинство. В лагере он впервые убивает человека, не немца, а русского, со словами: «Да какой же он свой?». Это и испытание потерей «своего». Попытка бегства оказывается неудачной, так как таким способом из-под власти уйти нельзя. Сцена в комендантской, когда он не стал пить за победу Германии, а сказал о том, что думал, доказывает, что герой – это человек, для которого в этой ситуации высшее благо – смерть. Этот поступок вызывает уважение даже у врага - садиста-коменданта. И сила человеческого духа побеждает! Герой остаётся жив.
4. Проблема чести и достоинства русского солдата Много испытаний, которые он выдерживает, пришлось пройти герою рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрею Соколову. Не предав в комендантской чести русского солдата, он не теряет достоинства и перед своими товарищами. "Как будем харчи делить?" – спрашивает мой сосед по нарам, а у самого голос дрожит. "Всем поровну",– говорю ему. Дождались рассвета. Хлеб и сало резали суровой ниткой. Досталось каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку, каждую крошку брали на учёт, ну а сала, сам понимаешь, – только губы помазать. Однако поделили без обиды". Такое нравственное поведение тяжкие годы испытаний достойно уважения.
5. Проблема силы духа. Сила духа помогает Андрею Соколову, герою рассказа М. Шолохова, сохранить в себе человеческое достоинство. Сначала детдом, затем война. После бегства Соколов попадает не в лагерь, а в стрелковую часть. И тут ещё одно испытание – весть о смерти жены Ирины и дочерей. А девятого мая, в День Победы, Соколов теряет своего сына. Самое большое, что даёт ему судьба, – это увидеть мёртвого сына перед тем, как похоронить его в чужой земле. Сколько же нужно силы, чтобы сжать в комок эту щемящую боль! Но герой делает это и продолжает жить!
6.Проблема милосердия Проблему милосердия поднимает М. Шолохов и в рассказе «Судьба человека». В первый же послевоенный год Андрей Соколов возвращается к мирной профессии и случайно встречает маленького мальчика Ваню. У героя появляется цель, появляется человек, ради которого стоит жить. Соколов говорит: "Ночью-то погладишь его сонного, волосёнки в вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится легче, а то ведь оно у меня закаменело от горя..." Да и Ваня тянется к Соколову, обретает в нём отца. Не смогла война уничтожить человеческое в человеке, не сломала его.

Сочинение по тексту:

Федор Александрович Абрамов (1920 – 1983) – Русский писатель, литературовед, публицист; один из наиболее ярких представителей «деревенской прозы» . В своей статье автор описывает проблему определения роли русской женщины в Великой Отечественной войне.
Эта тема актуальна в наши дни, так как в этом году отмечается 70 лет со дня победы русских солдат в войне с Германией.
Федор Александрович пишет, «русская баба, своей сверхчеловеческой работой еще в сорок первом году открыла второй фронт, тот фронт, которого так ждала».
Писатель говорит, «У этих женщин бесконечная самоотверженность, обостренная русская совесть и чувство долга …»
Публицист повествует, «А как, какой мерой измерить подвиг все той же русской бабы в послевоенную пору, в те времена, когда она, зачастую сама голодная, раздетая и разутая, кормила и одевала страну, с истинным терпением и безропотностью русской крестьянки несла свой тяжкий крест вдовы – солдатки, матери погибших на войне сыновей».
Автор считает, что в годы минувшей войны русская женщина совершила великий подвиг. Она «открыла второй фронт», на своих плечах вынесла все тяготы, боль потерь; в течение долгих военных лет кормила и одевала страну.
Я согласна с Федором Александровичем Абрамовым. Действительно, роль женщин во время войны была велика.
Во-первых, давайте вспомним произведение Б. Васильева «А зори здесь тихие». В этом произведении было множество ярких женских образов. Но, на мой взгляд, самой яркой и поразительной была Женя Комелькова. Сила и мужественность этой девушки, ее оптимизм и уверенность в себе заставляет каждого читателя восхищаться ею. Женя Комелькова разыграла сценку, чтобы обмануть немецких диверсантов и заставить их идти в обход реки. Девушка умерла героической смертью, вызвав в последние минуты жизни вражеский огонь на себя, чтобы спасти раненую Риту и Васкова. Даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась.
Во-вторых, в моем роду было много людей, которым пришлось побывать на войне. Моя бабушка была на войне переводчицей. Она помогала многим своей работой. Она делала все, что могла. Но несчастный случай, произошедший в штабе, убил молодую 26 – летнюю девушку.
Таким образом, я хочу сделать вывод. В образах русских женщин запечатлены лучшие черты национального характера, душа нашего народа, мужественность, любовь к труду, к родной земле и ко всему живому.

Текст Федора Александровича Абрамова:

(1)Старая деревня с её тысячелетней историей уходит сегодня в небытие. (2) А это значит-рушатся вековые устои, исчезает та многовековая почва, на которой выросла вся наша национальная культура: её этика и эстетика, её фольклор и литература, её чудо-язык. (3) Деревня-наши истоки, наши корни. (4) Деревня-материальное лоно, где зарождался и складывается наш национальный характер.
(5) И вот сегодня, когда старая деревня доживает свои последние дни, мы с новым,особым,обострённым вниманием вглядываемся в тот тип человека,который был создан ею,вглядываемся в наших матерей и отцов,дедов и бабок.
(6) Ох, немного выпало на их долю добрых слов! (7) А ведь именно на них, на плечах этих безымянных тружеников и воинов, прочно стоит здание всей нашей сегодняшней жизни!
(8) Вспомним,к примеру,только один подвиг русской женщины в минувшей войне. (9) Ведь это она, русская баба, своей сверхчеловеческой работой ещё в сорок первом году открыла второй фронт, тот фронт, которого так ждала Советская Армия. (10)А как, какой мерой измерить подвиг всё той же русской бабы послевоенную пору, в те времена, когда она, зачастую сама голодная, раздетая и разутая, кормила и одевала страну, с истинным терпением и безропотностью русской крестьянки несла свой тяжкий крест вдовы- солдатки, матери погибших на войне сыновей!
(11) Так что же удивительного, что старая крестьянка в нашей литературе на время потеснила, а порой и заслонила собой других персонажей? (12) Вспомним «Матренин двор» А.Солженицына, «Последний срок В.Распутина, героинь В.Шукшина, А.Астафьева и В.Белова. (13) Нет, не идеализация это деревенской жизни и не тоска по уходящей избяной Руси, как с бездумной лёгкостью и высокомерием вещают некоторые критики и писатели, а наша сыновняя, хотя и запоздалая благодарность.
(14) Это стремление осмыслить и удержать духовный опыт людей старшего поколения, тот нравственный потенциал, те нравственные силы, которые не дали пропасть России в годы самых тяжких испытаний.
(15) Да, эти героини тёмные и малограмотные, да, наивные и чересчур доверчивые, но какие душевные россыпи, какой душевный свет! 16) Бесконечная самоотверженность, обострённая русская совесть и чувство долга, способность к самоограничению и состраданию, любовь к труду, к земле и ко всему живому – да всего не перечислишь.
(17) К сожалению, современный молодой человек, взращённый в иных, более благоприятных условиях, не всегда наследует эти жизненно важные качества. (18) И одна из главнейших задач современной литературы-предостеречь молодёжь от опасности душевного очерствения, помочь ей усвоить и обогатить духовный багаж, накопленный предшествующими поколениями.
(19) В последнее время мы много говорим о сохранении природной среды, памятников материальной культуры. (20) Не пора ли с такой же энергией и напором ставить вопрос о сохранности и защите непреходящих ценностей духовной культуры, накопленной вековым народным опытом...

Все привыкли к тому, что память о войне и представление о ней – мужские. Ведь воевали в основном мужчины. Женщина и война — понятия несовместимые. Именно над этим и размышляет автор. Чем объяснить, что прошло уже много лет, как мы победили, а писатели вновь и вновь обращаются к военной теме? Видимо, существует какая-то общественная, нравственная потребность, заставляющая нас возвращаться в эту . Когда пришла Великая Отечественная война, в которой решалась судьба народов, многие женщин взяли в руки винтовки и надели солдатские шинели. Обаяние женственности, незащищенности, чистоты и бесстрашия с необыкновенной заостренностью до комка в горле — обнажает всю несправедливую, нестерпимую, слепую жестокость войны.

В своём рассказе В. Ерашов описывает боевой день молодой женщины – Кати, у которой война отняла юность, семью, мечты о счастливой жизни…. «Терять в бою ей, по сути, было нечего – кроме собственной жизни». Катя выполнила свою боевую задачу, за что была награждена орденом и стала не матерью, не женой, не хранительницей домашнего очага, а командиром танка.

Мне близка позиция автора. На мой взгляд, автор наиболее точно отразил мнение каждого из нас на эту проблему: не женская это доля – убивать. Подвиг женщин запечатлён в произведениях художественной литературы. Разве можно без волнения читать повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие»? Со слезами на глазах мы узнаём о девчонках, ещё не поживших, не познавших жизнь, сразившихся с вымуштрованными фашистскими головорезами. Когда погибает первая из девушек — Соня, главный герой говорит: «Стихи читала, а главное, детишек могла бы нарожать, а они бы внуков и правнуков, и не оборвалась бы ниточка. А они по этой ниточке ножом…» Страшно ли было им умирать? Конечно, страшно. Но они понимали: нельзя пропустить врага, за ними – народ, страна…

Теме «женщина и война» посвящено стихотворение Ю.В. Друниной: «На ничьей земле пылают танки. Удалось дожить до темноты… Умоляю: «Летние портянки И белье сдавайте на бинты». Я стираю их в какой-то луже, Я о камни их со злостью тру, Потому как понимаю – нужно Это все мне будет поутру».

Война – дело не женское. Изначальное предназначение женщины — продолжение человеческого рода, сохранение домашнего очага, воспитание детей. Мы должны помнить о том, что войны, будь они даже маленькие, — для женщины всегда великие, потому что женщина отвергает смерть, она призвана любить и продолжать Жизнь.

Валерия Гумовская ©