Биографии Характеристики Анализ

Соединение Ливонского ордена с Тевтонским. – Закрепощение туземцев

Небольшим кружком богатых немцев с целью оказывать материальную помощь больным и бедным паломникам германского происхождения. Небольшой кружок быстро разросся в целое общество, члены которого стали называться братьями св. Марии Тевтонской.

Тевтонскому ордену пришлось в своих завоевательных стремлениях столкнуться с Русью; в Александр Невский разбил его войска на льду Чудского озера. Поднялось восстание. Положение Тевтонского ордена было шаткое, тем более, что Христиан к этому времени был выкуплен из плена и заявил притязания на владения ордена; но папа поддерживал орден, а Христиан скоро умер.

Положение ордена было критическое. Тщетно папы Урбан IV и Климент IV взывали о помощи ордену: в Германии царила анархия. Правда, Оттокар, по настоянию папы, двинулся крестовым походом, чтобы «одолеть воскресшее в Пруссии чудовище прежнего идолослужения»; но поход его был неудачен.

Было основано много замков и городов Эльбинг , Мариенвердер [Квидзын], Мариенбург , Гольдинген [Кулдига], Виндава [Вентспилс], Митава [Елгава] и т.д. Было вызвано множество немцев-колонистов, которые осели частью на земле, частью в городах; города получили право самоуправления (магдебургское, любекское); прибыло много и германских дворян; местное население обратили в крепостное состояние и обращались с ним ужасно - оно было вне закона.

Война продолжалась, собственно говоря, около 55 лет - с по . К началу XIV в. Пруссия представляла собой настоящую германскую провинцию; даже левый берег Вислы был в руках Тевтонского ордена и здесь стоял цветущий г.

Тевтонский орден не отказался от своей политики захватов за счет Литвы и Польши, но и соседи ордена в свою очередь объединяли свои силы. Началась многолетняя опустошительная война между орденом и Литвой , а затем Польшей .

Источники

  • Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.

По другим данным - в 1198 г.

Тевтонский рыцарский орден, или Братство Тевтонской церкви Святой Марии Иерусалимской, возник в феврале 1191 года. Воины-монахи, принявшие обет целомудрия, послушания и бедности очень быстро превратились в реальную силу, с которой считались все в Европе. Эта организация сочетала в себе дух и боевые традиции тамплиеров с благотворительной деятельностью госпитальеров, одновременно являясь проводником захватнической политики на Востоке, проводимой Западной Европой. Статья посвящена истории Тевтонского ордена: зарождению, развитию, гибели и наследию, прошедшему сквозь века.

Положение христиан на Святой земле во времена Третьего Крестового похода

Крестовые походы на Святую землю стали благодатной почвой для появления первых духовных рыцарских орденов. Они стали воплощением средневекового религиозного духа, настроений европейского общества, жаждущего защитить христианские святыни и единоверцев от агрессии ислама. С одной стороны, это была вынужденная необходимость в консолидации всех резервов, а с другой - этим умело воспользовалась Римско-католическая церковь для упрочения собственного влияния.

История Тевтонского ордена берет свое начало во времена Третьего крестового похода (1189-1192-й). Ситуация для христиан на тот момент была крайне сложной: их выдавили из Иерусалима. Только город Тир в княжестве Антиохия выстоял. Правивший там Конрад Монтферратский успешно сдерживал натиск мусульман, но его силы таяли. Ситуацию изменило прибывшее из Европы подкрепление, состав которого был весьма пестрым: воины, паломники, торговцы, ремесленники и множество непонятного люда, следовавшего за любым войском во времена средневековья.

Первое появление немецкоязычного рыцарского братства на Святой земле

На южной стороне полуострова, омываемого заливом Хайфа, в те времена расположился портовый город Акра. Благодаря своей прекрасной защите порт имел возможность производить выгрузку и загрузку грузов практически в любую погоду. Этот лакомый кусочек не мог остаться без внимания смиренных «воинов Господа». Барон Ги де Луизиньян предпринял отчаянную попытку осадить город, даже несмотря на то, что гарнизон оборонявшихся превышал его силы в несколько раз.

Однако самым большим испытанием и бедой во времена всех средневековых войн было отсутствие медицины. Антисанитария, огромная концентрация людей в одном месте были прекрасными условиями для развития различных болезней, таких как тиф. Рыцари Тевтонского ордена, госпитальеры, тамплиеры как могли боролись с этой напастью. Богадельни стали единственным местом, где оказывалась помощь силами паломников, пытавшихся таким образом попасть в рай за свои деяния. Среди них были представители торговых кругов Бремена и Любека. Их первоначальной задачей было создание немецкоязычного рыцарского братства для оказания помощи больным и пострадавшим.

В перспективе рассматривалась возможность построения некой военной организации для защиты и поддержки своих торговых операций. Это делалось для того, чтобы больше не зависеть от ордена тамплиеров, имевшего огромное влияние в данном регионе.

Сын утонувшего императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы благосклонно отнесся к этой идее и на первых порах поддержал создаваемые богадельни. Этим и объясняется то, что у рыцарей Тевтонского ордена были прекрасные отношения со Священной Римской империей. Очень часто они даже выступали как посредники между ее правителями и главами Римско-католической церкви. Имея такую всестороннюю поддержку, созданное в 1198 году Братство Тевтонской церкви Святой Марии Иерусалимской делало все возможное, чтобы оправдать высокое доверие.

Вскоре, как и их коллеги, организация рыцарей Тевтонского ордена обзавелась крупными земельными владениями не только на Святой земле, но главным образом в Европе. Именно там были сосредоточены главные, наиболее боеспособные силы братства.

Структура Тевтонского ордена

Провинции (комтурии) ордена находились на территории Ливонии, Апулии, Тевтонии, Австрии, Пруссии, Армении и Романии. В хрониках упоминается семь крупных провинций, но имелись и более мелкие владения.

Каждая должность и титул в ордене были выборными. Даже глава ордена Великий Гроссмайстер избирался и был обязан совещаться с 5 гроссгебитерами (Великими Повелителями). Каждый из этих 5 постоянных советников отвечал за определенное направление в ордене:

  1. Великий комтур (правая рука главы ордена и его интендант).
  2. Верховный маршал.
  3. Верховный госпитальер (управлял всеми больницами организации).
  4. Квартирмейстер.
  5. Казначей.

Управление определенной провинцией осуществлял Ланд-комтур. Он также обязан был совещаться, но уже с капитулом. Даже командир гарнизона крепости (кастелян) принимал то или иное решение с оглядкой на мнение находившихся под его началом воинов.

Если верить летописям, то рыцари-тевтонцы не отличались дисциплиной. У тех же тамплиеров порядки были куда жестче. Тем не менее на первых порах организация довольно эффективно справлялась с поставленными перед ней задачами.

Состав организации

Члены рыцарского братства делились на категории, каждая из которых имела определенные функции. На самой вершине, как и полагалось в те времена, находились братья-рыцари. Это потомки знатных родов, составлявшие элиту войск ордена. Чуть ниже по статусу в этой структуре были братья-священники, организовывавшие церемониальную, идеологическую составляющую служения в ордене. Кроме этого, они еще занимались различными науками и были, пожалуй, самыми образованными членами сообщества.

Простолюдинов, занимавшихся как военной, так и церковной службой, именовали прочими братьями.

Рыцари Тевтонского ордена привлекали в свои ряды и мирян, не связанных торжественными обетами, но тем не менее приносящих немалую пользу. Они были представлены двумя основными категориями: полубратья и фамилиары. Фамилиары - это щедрые спонсоры из числа наиболее богатых слоев населения. А полубратья привлекались к различной хозяйственной деятельности.

Посвящение в рыцари Тевтонского ордена

Существовал определенный отбор для всех кандидатов, желающих примкнуть к движению «освободителей» Гроба Господнего. Он происходил на основе беседы, в ходе которой уточнялись важные детали биографии. Перед тем как начать расспросы, капитул предупреждал о жизни, полной тягот. Это служение высшей идее до конца жизни.

Только после этого необходимо было убедиться в том, что новоприбывший не состоял до этого в другом ордене, не имеет супруги и долгов. Сам не является ничьим кредитором, а если является, то простил или уже уладил этот щекотливый вопрос. Псы-рыцари Тевтонского ордена не терпят стяжательства.

Наличие тяжелой болезни являлось существенным препятствием. Кроме этого, необходимо было иметь полную личную свободу. Все тайное рано или поздно становится явным. Если вскрывались неприятные факты обмана, то, даже несмотря на свои заслуги, такой член братства изгонялся.

При посвящении в рыцари Тевтонского ордена давалась священная клятва о соблюдении целомудрия, послушания и бедности до самой смерти. Отныне пост, молитвы, ратные дела, тяжелый физический труд должны были укротить тело и дух на пути к обретению места в раю. Несмотря на такие жесткие условия, все больше и больше людей желало стать частью «воинства Христа», огнем и мечом нести его слово в земли язычников.

Религиозный фанатизм в неокрепших умах толпы, не желающих думать и жить самостоятельно, во все времена умело подогревают различного рода проповедники. В эпоху Средневековья романтический ореол, окружавший грабителей, насильников и убийц, а по совместительству еще и «защитников христианской веры», был настолько ослепляющим, что многие юноши из наиболее знатных и уважаемых родов того времени, не колеблясь, выбирали стезю воина-монаха.

Девственный рыцарь Тевтонского ордена мог найти утешение только в молитвах и в надежде, что рано или поздно его душа устремится в рай.

Внешний вид и символика

На белом фоне - один из самых ярких и узнаваемых символов ордена. Так в массовой культуре принято изображать тевтонца. Однако подобное одеяние имели право носить далеко не все члены этого сообщества. Для каждой иерархической ступени регламент четко определял символику. Она находила свое отражение в гербах, одеяниях.

Герб главы ордена подчеркивал его вассальную преданность германскому императору. На черный крест с желтой каймой накладывался другой крест желтого цвета со щитом и орлом. Вопрос геральдики других иерархов вызывает множество споров и разногласий. Зато точно известно, что у руководства более мелких административных единиц имелись специальные жезлы, указывающие на их главенство и право проводить суды.

Только рыцари-братья имели право носить белые плащи с черными крестами. В отношении всех остальных категорий рыцарей Тевтонского ордена облачение составляли серые плащи с Т-образным крестом. Это распространялось и на командиров наемников.

Аскетизм

Еще Бернард Клервоский, духовный лидер и один из идейных вдохновителей крестовых походов, провел четкую черту между рыцарями-монахами и мирскими. По его словам, традиционное рыцарство было на стороне Дьявола. Пышные турниры, роскошь - все это отдаляло их от Господа. Истинный воин-христианин - грязный, с длиной бородой и волосами, презирающий мирскую суету, сосредоточенный на выполнении священного долга. Укладываясь спать, братья не снимали одежду, сапоги. Поэтому ничего удивительного в том нет, что тиф и рыцари Тевтонского ордена всегда шагали рука об руку.

Впрочем, практически вся «культурная» Европа еще долго, даже после крестовых походов, пренебрегала правилами элементарной гигиены. И как наказание - многосменные вспышки чумы и оспы, уничтожавшие большую часть ее населения.

Имея огромное влияние в обществе, Бернард Клервоский (к его мнению прислушивалось даже папство) без особого труда протолкнул свои идеи, которые еще долго будоражили умы. Описывая быт рыцаря Тевтонского ордена 13 века, следует упомянуть, что, несмотря на высокий ранг в иерархии организации, любой ее член имел право иметь только определенный набор личных вещей. К ним относились: пара рубах и две пары сапог, тюфяк, сюрко, нож. Замков на сундуки не вешали. Носить любой мех было запрещено.

Запрещалось носить свои гербы и кичиться своим происхождением во время охоты, турниров. Единственным разрешенным развлечением являлась резьба по дереву.

Предусматривались различные наказания за нарушение порядков. Одним из таких являлась «снятие мантии и трапеза на полу». Провинившийся рыцарь не имел права садиться за общий стол с другими братьями до тех пор, пока не снимут взыскание. К такому наказанию чаще всего прибегали за серьезные нарушения в походе. Например, нарушение строя.

Доспехи

Основу защитного снаряжения рыцаря Тевтонского ордена в полный рост составляла кольчуга с длинными рукавами. К ней прикреплялся кольчужный капюшон. Под ней носили стеганый гамбизон или кафтан. Голову поверх кольчуги укрывал стеганый чепец. Наверх перечисленного обмундирования надевался панцирь. Немецкие и итальянские кузнецы уделяли самое пристальное внимание вопросу модернизации доспехов (их английские и французские коллеги такой прыти не проявляли). Результатом явилось значительное усиление пластинчатого доспеха. Его нагрудные, наспинные части соединялись в плечах, имея шнуровку по бокам.

Если примерно до середины 14-го века нагрудник был сравнительно небольшого размера, рассчитанный на защиту грудной клетки, то впоследствии эту оплошность исправили. Живот теперь также был прикрыт.

Эксперименты со сталью, нехватка квалифицированных кадров, сочетание немецких и итальянских стилей в оружейном деле привели к тому, что основным материалом для изготовления такого снаряжения стала «белая» сталь.

Защиту ног обычно составляли кольчужные чулки, стальные наколенники. Они надевались на набедренники. Кроме этого, имелись поножи, выполненные из одной пластины. Шпоры рыцарей были шипованными и золоченными.

Вооружение

Форма и вооружение рыцарей Тевтонского ордена отличались прекрасной эффективностью. Наблюдалось влияние не только лучших традиций Запада, но и Востока. Если коснуться темы стрелкового оружия того времени, то, судя по сохранившимся документам, подробно описывающим характеристики и тип взводимого механизма, напрашиваются некоторые выводы:

  • выделялись обычные, стрелковые и композитные арбалеты;
  • с энтузиазмом осваивалось огнестрельное оружие;
  • часть этого вида вооружения орден имел возможность изготавливать самостоятельно.

Мечи считались более благородным оружием, а вот арбалеты некоторые из глав католической церкви предавали анафеме. Правда, мало кто на это обращал внимание. На войне все средства хороши.

Наиболее излюбленным средством ближнего боя считались боевые топоры и молоты. После пребывания в Палестине там была заимствована форма лезвия топора. Им можно было легко пробить броню. Меч такими характеристиками похвастаться не мог.

Боевые традиции

Рыцари Тевтонского ордена выгодно отличались от рыцарей-мирян своей дисциплиной. Устав ордена регламентировал каждую мелочь не только в бою. Обычно рыцаря сопровождали несколько его оруженосцев с походными лошадьми, которые не участвовали в боевых действиях. Боевой конь использовался только в бою, но даже при наличии нескольких запасных животных воины чаще всего преодолевали большие расстояния пешком. Садиться на коня или надевать броню без приказа категорически запрещалось.

В военных вопросах тевтонцы были прагматичны. Традиционное рыцарство на полях сражений легко могло затеять свару за право первым пойти в атаку, дабы покрыть имя славой. Даже находясь в бою, они могли с легкостью поломать строй или самовольно подать сигнал. А это уже прямая дорога к поражению. У тевтонцев такие проступки карались смертной казнью.

Их боевое построение производилось в три линии. Резерв размещался в третьей линии. На передний край выходили тяжелые рыцари. За ними в форме вытянутого четырехугольника выстраивались обычно всадники и вспомогательные силы. Замыкала построение орденская пехота.

В таком распределении сил имелся определенный смысл: тяжелый клин нарушал боевые порядки неприятеля, а идущие следом менее боеспособные отряды добивали пошатнувшегося врага рыцарства.

Грюнвальдская битва

Больше всего Тевтонский орден досаждал полякам и литвинам. Именно они являлись его главными врагами. Даже имея численное превосходство, Ягайло и Витовт понимали, что победа в этом сражении достанется тому, чей моральный дух окажется крепче. Поэтому они не торопились, даже несмотря на недовольные шепотки своих наиболее ярых воинов, ввязываться в бой.

Перед тем как явиться на поле брани, тевтонцы преодолели под дождем огромное расстояние и расположились на открытом пространстве под прикрытием своей артиллерии, изнывали от жары. А их противники укрылись в тени леса и, даже несмотря обвинения в трусости, не торопились выходить.

Битва началась с боевого клича «Литва», и конница литвинов уничтожила пушки. Грамотное построение позволило добраться до тевтонцев с минимальными потерями. Это посеяло панику в рядах немецкой пехоты, а затем и гибель, но уже от собственной кавалерии - Великий магистр Ульрих фон Юнгинген в пылу сражения никого не щадил. Легкая кавалерия литвинов свою задачу выполнила: пушки были уничтожены, а тяжелая конница тевтонцев включилась в рубку раньше положенного срока. Но и на стороне объединенных сил были потери. Татарская конница бежала без оглядки.

В жестокой рубке схлестнулись поляки и рыцарство. Литвины тем временем заманивали крестоносцев в леса, где их уже поджидала засада. Все это время поляки и воины из Смоленска мужественно противостояли лучшей армии Европы того времени. Возвращение литвинов подняло боевой дух поляков. А далее в бой был введен резерв обеих сторон. Даже крестьяне литвинов и поляков устремились на выручку в этот тяжелый час. Великий Гроссмайстер также участвовал в этом жестоком, беспощадном рубище, где и нашел свою гибель.

Предки поляков, белорусов, русских, украинцев, татар, чехов и многих других народов остановили верных псов Ватикана. В наши дни можно увидеть только фото рыцаря Тевтонского ордена или побывать на ежегодном фестивале Грюнвальдской битвы - еще одной общей победы, объединившей судьбы разных народов.

Тевтонский Орден

Очерк истории

Для нас в России Тевтонский Орден однозначно ассоциируется с немецкими рыцарями, крестоносцами, Германией, германской экспансией на восток, битвой князя Александра Невского на Чудском озере с псами-рыцарями, агрессивными устремлениями пруссаков против России. Тевтонский Орден для нас своего рода синоним Германии.

Однако это не вполне так. Орден и Германия - это далеко не одно и то же. В предлагаемом читателю историческом очерке отслеживается история Тевтонского Ордена с момента его возникновения и по сегодняшний день. Правда, с 1809 это уже просто тень Ордена.

Я в некоторых местах даю пояснения о моментах мало известных русскому читателю.

Некоторые пояснения и справки даются до начала текста очерка. Работая над источниками, я встретил определенные трудности в переводе имен собственных, названий ряда местностей и населенных пунктов, замков. Дело в том, что эти названия весьма разнятся на языках английском, немецком, русском, польском. Поэтому имена и названия по возможности даются в переводе и на языке оригинала.
Ряд названий известен мне только по русски, поэтому они могут отличаться от немецких, польских или английских названий. К тому же с течением веков некоторые названия изменились. Это следует иметь в виду.

Прежде всего о названии этой организации.

Официальное название на латинском языке (т.к. эта организация была создана как католическая религиозная, а латинский является официальным языком католической церкви) Fratrum Theutonicorum ecclesiae S. Mariae Hiersolymitanae.

Второе официальное название на латинском языке Ordo domus Sanctae Mariae Teutonicorum in Jerusalem

На русском - Тевтонский Орден

На немецком полное название - Bruder und Schwestern vom Deutschen Haus Sankt Mariens in Jerusalem
-первый вариант сокращенного названия на немецком - Der Teutschen Orden
- распространенные в немецком варианты - Der Deutsche Orden и Deutsche Ritterorden.

На английском языке - The Teutonuc Order of Holy Mary in Jerusalem.

На французском - de L"Ordre Teutonique our de Sainte Marie de Jerusalem.

На чешском и польском языках - Ordo Teutonicus.

Высшие руководители в Ордене в различных обстоятельствах и в различные времена носили следующие наименования (титулы):

Gross Meister. В русской исторической литературе обычно употребляется само немецкое слово в русской транскрипции "Гроссмейстер" или же "Великий магистр". А вообще то правильнее всего - "Гроссмайстер". Это титул главы ордена.

Meister. В русской исторической литературе обычно употребляется термин "магистр", хотя точнее было бы говорить "майстер". Обычно это руководитель более или менее значительной территории, принадлежащей Ордену.

Landmeister. На русский язык переводится как "ландмайстер", "руководитель", "глава". В русской исторической литературе обычно употребляется термин "магистр". Этот титул был присвоен представителю Ордена, который руководил всей завоеванной Пруссией.

Hoch- und Deutshemeister. Обычно в русскоязычных источниках этот титул переводится тоже как Гроссмейстер или Великий магистр. Однако так стали именоваться главные руководители Ордена после того, как в первой четверти XVI века Орден был изгнан из Пруссии и перестал существовать в двух ипостасях (Орден как организация и Орден как государство). В общем то смысл этого титула - Глава всего Ордена и глава Ордена в Германии.

Administratoren des Hochmeisteramptes in Preussen, Meister teutschen Ordens in teutschen und walschen Landen. Этот длинный титул можно перевести как "Администратор Главномагистрата в Пруссии, магистр тевтонского Ордена в тевтонских и подконтрольных Землях (Областях)".
Hoch- und Deutschmeister. Можно перевести как "Верховный майстер и майстер Германии"
Hochmeister. Можно перевести на русский как "Великий майстер", но чаще употребляется в транскрипции как "Хохмайстер"

Другие старшие руководители в Ордене:


Grosskomtur
- можно сказать, заместитель гроссмайстера, организатор исполнения решений гроссмайстера.
Marschall - главный руководитель военной составляющей Ордена. Можно сказать - министр обороны в Ордене
Komtur он же Kommandeur. В русском языке используется термин "командор", хотя суть этого слова значит "командующий", "командир". Комтурство (командорство) - минимальная территориально-административная единица (область, район) в Ордене.
Drapier - лицо, отвечающее за все вопросы вооружения, снабжения, обеспечения, размещения, питания, финансирования.
Spitler - лицо отвечающее за деятельность госпиталей, гостиниц, странноприимных домов, благотворительную деятельность.
Tressler - глава финансовой службы Ордена. Он в подчинении у драпиера
Capitularies. На русский язык не переводится, транскрибируется как "капитульер". Суть титула - руководитель капитула (собрания, совещания, комиссии).
Rathsgebietiger. Можно перевести как "член Совета".
Deutschherrenmeister. На русский не переводится. Означает примерно "Главный магистр Германии".
Balleimeister. На русский можно перевести как " руководитель имения (владения)".

Иные титулы на немецком языке:
Fuerst. Переводится на русский как "князь", но для обозначения иностранных титулов подобного ранга часто используется слово "герцог".
Kurfuerst. Переводится на русский язык как "великий князь", но также в русской ист.литературе используются слова "эрцгерцог", "курфюрст".
Koenig. Король.
Herzog. Герцог
Erzherzog. Эрцгерцог

Девиз Тевтонского Ордена: "Helfen - Wehren - Heilen" (Помогать-Защищать-Лечить)

Высшие руководители Ордена:

Резиденция в г.Акра с 1196 по 1230 на Святой Земле (носили титул Гроссмайстер):

1. 1196-1200г. Heinrich von Walpot (Rhineland)
2. 1200- 1208 Otto von Kerpen (Bremen)
3. 1208- 1209г. Herman Bart (Holstein)
4. 1209-1239 Herman von Salza (Meissen)

Резиденция в замке Штаркенберг (Монфор) с 1230 по 1271 на Святой Земле (носили титул Гроссмайстер)

5. 1239 - 9.4.1241 Conrad von Thuringen
6. 1241 -1244 Герхард фон Мальберг
7. 1244-1249 Heinrich von Hohenlohe
8. 1249-1253 Гюнтер фон Вюллерслебен
9. 1253-1256 Popon von Osterna
10. 1256-1273 Annon von Sangershausen

Резиденция в г.Акра с 1271 по 1291 на Святой Земле (носили титул Гроссмайстер)

11.1273-1283 Hartman von Heldrungen
12.1283-1290 Бурхард фон Шванден

Резиденция в Венеции с 1293 по 1309 (носили титул Гроссмайстер)

13. 1292 -1296 Conrad von Feuchtwanger
14. 1297 - 1303 Godfrey von Hohenlohe

Резиденция в Мариенбурге с 1309 по 1457 (носили титул Гроссмайстер)

15. 1303-1311 Зигфрид фон Фойхтвангер
16. 1311-1324 Карл фон Триер
17. 1324-1330 Вернер фон Орзельн
18. 1331-1335 Лютер фон Брауншвейг
19. 1335-1341 Dietrich von Altenburg (Дитрих фон Альтенбург)
20. 1342-1345 Людольф фон Кёниг
21. 1345 -1351 Генрих Дуземер фон Арфенберг
22. 1351-1382 Винрих фон Книпроде
23. 1382-1390 Конрад Цолльнер фон Ротенштайн.
24. 1391-1393 Conrad von Wallenrod
25. 1393-1407 Conrad von Jungingen
26. 1407 -15.7.1410 Ulrich von Jungingen
27. 1410 - 1413 Heinrich (Reuss) von Plauen
28. 1413-1422 Михель Кюхмайстер
29. 1422- 1441 Пауль фон Руссдорф
30. 1441- 1449 Конрад фон Эрлихсхаузегн

Резиденция в Кёнигсберге с 1457 по 1525 (носили титул Гроссмайстер)

31. 1450-1467 Людвиг фон Эрлихсхаузен
32. 1469-1470 генрих Ройс фон Плауэн
33. 1470-1477 Heinrich von Richtenberg (Генрих фон Рихтенберг)
34. 1477-1489 Мартин Трухсез фон Ветцхаузен
35. 1489- 1497 Иоганн фон Тифен
36. 1498 -1510 Friedrich Sachsisch (Фридрих Саксонский)
37. 1511- 1525 Albrecht von Brandenburg-Ansbach

Резиденция в Мариенталь с 1527 по 1801 (до 1529 титул Майстер, затем Хох и Дойчмайстер)

38. 1527 -1543 Walther von Cronberg
39. 1543 - 1566 Wolfgang Schutzbar
40. 1566-1572 Георг Хунд фон Венкхайм (Georg Hund von Wenckheim)
41. 1572 – 1595 Генрих фон Бобенхаузен (Heinrich von Bobenhausen)
42. 1595 – 1618 Максимилиан фон Остеррейх (Maximilian von Oesterreich)
43. 1619 - 1624 Карл Габсбургский (Karl von Habsburg)
44. 1625-1627 Johann Eustach von Westernach (Иоганн Ойстах фон Вестернах)
45. 1627-1641 Johann Kaspar von Stadion (Иоганн Каспар фон Штадион)
46. 1641-1662 Leopold Wilhelm von Oesterreich (Леопольд Вильгельм Австрийский (Габсбургский))
47. 1662-1664 Karl Joseph von Oesterreich (Карл Йозеф Австрийский (Габсбургский))
48.1664-1684 Johann Caspar von Ampringen (Иоганн Каспар фон Ампринген)
49. 1684-1694 Ludwig Anton von Pfalz-Neuburg (Людвиг Антон Пфальц-Нойбургский
50. 1694-1732 Franz Ludwig von Pfalz-Neuburg (Франц Людвиг Пфальц-Нойбургский)
51. 1732-1761 Clemens August von Bayern (Клемент Август фон Байерн)
52.1761-1780 Karl Alexander von Lothringen (Карл Александр Лотарингский)
53. 1780-1801 Maximilian Franz von Osterreich (Максимилиан Франц фон Остререйх)

Резиденция в Вене с 1800 по по 1804 (титул Хох и Дойчмайстер)

54. 1801-1804 Karl Ludwig von Osterreich (Карл Людвиг фон Остререйх)

Декретом императора Франции и главы Рейнской Конфедерации Наполеона Бонапарта от 24 апреля 1809г. Тевтонский Орден распущен.

Часть I

Предыстория Ордена.

Первый крестовый поход (1095-1099) на Святую Землю "за освобождение Гроба Господня" закончившийся успешно основанием на Святой Земле (Палестине) королевства Иерусалим, в основном осуществлялся французскими рыцарями и в некоторой степени итальянскими. Участие германцев было весьма незначительным.

Поскольку письменных источников того времени крайне мало, за предысторию возникновения Тевтонского Ордена принимают легенду о неком немецком купце из Любека, несколько ранее осевшем на Святой Земле и приютившем в своем доме в Иерусалиме в 1099 году тяжело раненого германского рыцаря.В последующие годы купец и его супруга расширили свою милосердную деятельность, и с благословения патриарха Иерусалима Стефана открыли в своем доме нечто вроде странноприимного дома или гостиницы для немецких паломников и выбрали в качестве небесной покровительницы Святую Деву Марию Иерусалимскую.

Супруги завещали все свое состояние и дом немецким монахам и после из смерти он стал именоваться госпиталем Святой Марии Иерусалимской.

Насколько эти сведения достоверны, неизвестно. Единственный документ,подлинность которого многим историками ставится под сомнение, датирован 9 декабря 1143г. Это булла Папы Римского Целестина IIо передаче госпиталя Святой Марии Иерусалимской в ведение Ордена Госпитальеров Св. Иоанна (Орден известен у нас как Мальтийский).

Епископ Акры XIIIвека Жак де Витри в своей исторической работе упоминает о существовании госпиталя в 1118 или 1128 году.

В рамках настоящей статьи нет смысла перечислять все версии и смутные данные историков, спорящих об истоках возникновения Тевтонского Ордена. Более или менее достоверны следующие факты:

1. В середине XII века в Иерусалиме существовал госпиталь для немецких паломников.

2. Во главе госпиталя стоял немецкий руководитель.

3. Госпиталь был подчинен Ордену Госпитальеров Св. Иоанна (мальтийцам).

После взятия Иерусалима мусульманами под предводительством Саладина в 1187г.госпиталь, как и все другие христианские организации в городе, прекратил свое существование.

Собственно, связывать между собой этот госпиталь Иерусалиме с Тевтонским Орденом, образовавшимся несколько лет спустя в городе Акра едва ли правомерно. Это уже просто попытки сделать Орден более древним, чем он был в действительности.

В 1189 году германский император Фридрих Барбаросса с собранной им армией принял участие в Третьем крестовом походе и 29 августа 1189г. начал осаду сирийской крепости Акра.

Справка .

Город Акра находится в Западной Галилее (Израиль) и расположен примерно в 18 км севернее города Хайфа, на берегу Средиземного моря. Известен также под названиям Акко, Сен Жан д"Акр. В европейских языках известенпод названиями Acre, St. Jean d’Acre.
Первое упоминание об этом городе относится примерно к 1456 году до н. э.

Конец справки.

Зарождение Ордена.

В период осады купцы из Любека и Бремена организовали полевой госпиталь для раненых крестоносцев. В документах того времени указывается, что немецкий госпиталь был расположен "за кладбищем св. Николаса между горой и рекой".

Король Иерусалима Ги де Лузиньян подписал хартию, по которой госпиталю было дано право организовать странноприимный дом в Акре после того как город будет взят. Точной датировки этой хартии нет.

Скорее всего это имело место между 29 августа 1189 и серединой сентября 1190г. В этой хартии упоминается имя Сибрад (Зибард?) как руководителя немецкого госпиталя.

Многие историки называют Сибарда первым руководителем Ордена, хотя как такового его еще не существовало. Правда современный историк Ордена Guy Stair Sainty называет создателями госпиталя в Акре неких капеллана Conrad и каноника Вурхарда.

Папа Римский Клемент III своей буллой от от 6 февраля 1191 года провозгласил госпиталь как "Тевтонское братство церкви Св.Марии Иерусалимской (Fratrum Theutonicorum ecclesiae S. Mariae Hiersolymitanae) .

Можно полагать, что с этого времени госпиталь это монастырь, занимающийся лечением раненых и больных немцев>. Ну или госпитальный монастырь.

После взятия Акры 13 июля 1191г. госпиталь перебрался за ее стены и стал именоваться Госпиталь Святой Марии в Иерусалиме .

Почему госпиталь "…в Иерусалиме", а не в "…Акре" остается неясным. Возможно потому, что большую часть персонала составляли сотрудники госпиталя, прекратившего свое существование в 1187г.

Госпиталь довольно быстро становится своего рода представительством Священной Римской империи германцев. Во всяком случае, госпиталь получает поддержку и покровительство Фридриха Швабского брата главы империи Генриха VI.
В госпитале останавливаются приезжающие в Акру немцы, через него они поддерживают между собой связь, хранят свое золото и имущество. Госпиталь получает много подарков, земельных участков, зданий.

2 февраля 1192 Папа Римский Целестин III издает документ, официально подтверждающий существование независимого "Германского госпиталя в Акре". Руководитель госпиталя в документе в одном месте именуется "Приором германского госпиталя, действующего в Акре", а в другом Майстером (Meister).
Указывается и имя - Жерар (Герхард?).

От автора . Ряд историков, которым ну очень хочется сделать Тевтонский Орден более древним, чем он есть на самом деле, считают, что раз Герхард назван майстером, то это говорит о том, что Орден уже существует. Думается, что это основание притянуто за волосы.
И еще. У нас слово Meister почему то переводят как "магистр". Я же намерен именовать так, как это звучит на немецком.

С какого времени госпиталь начинает обладать военной силой, неясно. Можно полагать, что в те сложные и беззаконные времена любая организация, общество должны были иметь вооруженную охрану для защиты от разбойников и прочих любителей чужого добра, коими кишели окрестности.

Во всяком случае, уже в 1193 г. Иерусалимский король Ги де Лузиньян возлагает на госпиталь охрану и оборону одного из укреплений Акры в случае вражеского нападения. А с 1198г. госпиталь отвечает за оборону крепостной башни Шатр, городских ворот Св. Николаса.

5 марта 1196 в храме Акры состоялась церемония преобразования Госпиталя в духовный Орден.

На церемонии присутствовали магистры госпитальеров и тамплиеров, а также светские и духовные лица Иерусалима.

Папа Римский Целестин III 2 декабря 1196г. издает буллу, которой признается существование монашеского Ордена Святой Марии Немецкой Иерусалимской.

Орден отныне подчиняется лишь Святому Римскому Престолу и императору Священной Римской империи. Уставом Ордена предписано иметь Устав Св.Августина.

Папа Римский Иннокентий III своей буллой от 19 февраля 1199г. закрепляет за Орденом статус военно-монашеского Ордена.

Папа определил задачи Ордена:
*защита немецких рыцарей,
*лечение раненых и больных крестоносцев,
*борьба с врагами католической церкви.

Отныне в Ордене существуют три категории - братья рыцари-монахи, братья священники и служители (их еще называют сержантами).
Братьям рыцарям-монахам определено орденское одеяние - синяя или белая туника, белый плащ с черным крестом на левом плече, а сержантам серая туника с черным крестом без верхнего конца на левом плече (собственно по форме это не крест, а буква Т).

На других видах одежды орденские кресты могли рас полагаться на груди и/или спине.

Впрочем, ожидать точного ношения одежды рыцарями не приходится. В XII веке еще не существовало понятия "единая форма одежды".

Устав военных дел списан с Устава Ордена госпитальеров, за образец уставов церковного и мирского взят Устав Ордена тамплиеров.

Таким образом за дату основания Тевтонского Ордена как военного можно полагать 19 февраля 1199г.

Орден быстро приобретает силу и значимость. Стоит пояснить, что в это время Орден представлял собой некое военно-религиозное сообщество, состоящее в первую очередь из представителей феодальных классов.

Центральным элементом общества была резиденция гроссмайстера в Акре.

При этом во владение Ордена поступают как подаренные монархами, герцогами, так и перешедшие во владения Ордена землевладения лиц, вступивших в Орден. Эти землевладения именовались комтурствами .

В 1200 году Орден создает свои комтурства на территории Священной Римской империи в Зонтаге (Штирия), два госпиталя в г.Галле и в Тюрингии.

В 1202 году госпиталь в Бозене.

В 1204 комтурства в Вене и в Праге.

В 1206 госпиталь на Сицилии.

В 1207 комтурство в Рейхенбахе (Гессен).

В 1209 комтурство в Нюрнберге, владения в Греции.

В 1210 комтурства в Айхахе и Регенсбурге (Бавария).

От автора. Историки Тевтонского Ордена, как и историки других военно-монашеских Орденов, среди множества которых Тевтонский, Мальтийский и Тамплиерский самые крупные и сильные, толком не объясняют и не анализируют причины возникновения и быстрого развития самого орденского движения.

Они приводят малоубедительные обоснования. Мол, рыцари Европы, будучи очень религиозными и в силу этого очень чистыми в своих побуждениях вдохновились идеей "освобождения Гроба Господня от неверных" и самоотверженно из побуждений Истинной веры Христовой взялись за оружие, жертвуя своими жизнями и имуществом во имя Господа Бога.

Но ведь сами то крестовые походы организовывались монархами Европы и для завоевания Палестины они использовали ими же создаваемые и им подчиненные армии, основой которых и главной ударной силой были светские рыцари.

Ордена же стали возникать уже в самой Палестине как независимые военно-монашеские сообщества, состоящие под юрисдикцией Римского Святого Престола.

Да, они взаимодействовали с монархами Иерусалима, сражались против мусульман вместе со светскими рыцарями, дислоцировались на землях, принадлежащих монархиям, но Ордена не были составными элементами средневековых государств.

Думается, истинных причин и предпосылок здесь две.

1. Действительным побудительным мотивом крестовых походов была элементарная жадность европейских феодалов, желание обогатиться за счет процветающего богатого Ближнего Востока. Проще говоря, жить и богатеть за счет разбоя и грабежа.

Некоторые любители грабежа, в основном из числа мелких и особо мелких феодалов, были недовольны тем, что в ходе разбойничьих походов основные доходы уходили в казну монархов. Проще говоря, они были недовольны тем, как распределяется награбленное.

Кроме того, их интересы нередко расходились с интересами монархов. Вот поэтому, обделенные разбойники и стали сбиваться в банды, которые затем и вырастут в рыцарские Ордена.

Дабы избегать преследований со стороны монархов Иерусалима и других княжеств, возникших в Палестине, Ордена прибегли к покровительству Римского Папы.
Святой Римский Престол остро нуждался в собственной военной силе, дабы противостоять давлению монархов Европы, и в деньгах, которые могли поступать от Орденов.

Впрочем, и монархам было удобно существование Орденов. Хорошо вооруженные, отлично обученные, существующие постоянно и имеющие грамотное командование, Ордена выгодно отличались от фактически ополчения, которое имели императоры, герцоги.

Напомню, что по обычному европейскому юридическому праву тех времен сюзерен имел право собрать под свои знамена вассалов лишь на очень ограниченный срок (в среднем два-шесть месяцев). Остальное время его военные силы были очень ограниченными. Как правило это гарнизон замка, в котором проживал феодал со своей семьей. ну еще может быть два-три замка. Наемники ведь стоили очень дорого.

А вот на содержание рыцарского Ордена Монарх не нес никаких расходов. Орден жил и кормился за свой счет.
И в то же время Орден дислоцировался на его территории, а значит, так или иначе зависел от монарха.
Тем более, что военные интересы обеих по большей части совпадали.

2.В те нестабильные времена быть мелким или средним феодалом и удерживать свои владения было сложно. Обязательно нужно было быть чьим то вассалом, т.е. искать покровительства более крупного и сильного феодала. А те постоянно враждовали и воевали друг с другом. В случае поражения сюзерена вассал легко и быстро лишался своего феода, который победивший сюзерен отдавал кому либо из собственных приближенных. Да и собственный сюзерен мог в любой момент отнять у вассала его феод. С слабыми тогда не особенно церемонились.

В таких условиях вступить в рыцарский Орден и юридически передать в его владение свой феод, означало приобрести покровительство могущественной организации, с которой не очень охотно ссорятся даже короли. Означает приобрести уверенность в завтрашнем дне, безопасность и стабильность своей жизни, жизни семьи и своих крестьян.
Вчерашний вроде бы независимый, а реально зависимый от любого более сильного соседа мелкий феодал, теперь становился рыцарем и командором Ордена, а его феод становился комтурством Ордена.

Нужно ли спрашивать почему в этот исторический отрезок рыцарские Ордена столь бурно развиваются, в них очень озхотно вступают феодалы, почему комтурства и владения Орденов в эти годы растут как грибы, и прежде всего в Европе?

Таким образом, за несколько лет Тевтонский Орден развился как Религиозные Вооруженные силы, сопоставимые с Орденом Госпитальеров и Орденом Тамплиеров (последний известен также под названием Ордена св.Храма или храмовников). Германский характер этого нового Ордена и защита его германским императором и германскими герцогами давал ему возможность постепенно утверждать фактическую независимость от Ордена Иоаннитов (известного также под названием Госпитальеров). Первое имперское постановление исходило от германского короля Otto IV, который взял Орден под свою защиту 10 мая 1213 года, и это сопровождалось почти немедленно дальнейшим подтверждением королем Иерусалима Фридрихом II 5 сентября, 1214 года. Эти имперские подтверждения усиливали независимость Тевтонских рыцарей от Госпитальеров. В середине XIV столетия эта независимость будет подтверждена Папским престолом.

Приблизительно сорок рыцарей были приняты в Тевтонский Орден при его основании королем Иерусалима Фридрихом из Швабии (Frederick von Swabia), который выбрал их первого магистра от имени Римского папы и императора.

Рыцари нового братства были должны быть немецкой крови (хотя это правило не всегда соблюдалось), что было необычным для Орденов крестоносцев основанных в Святой Земле. Они были выбраны из людей благородного класса, хотя это последнее обязательство формально не было включено первоначально в правило.

Первый гроссмайстер Ордена Генрих фон Валпот (Heinrich von Walpot) (умер в 1200 году), был родом из Рейнской области (Rhineland). В некоторых источниках его называют Генрих Вальпот фон Бассенхайм. В истории Ордена он станет первым носителем титула ""Гроссмайстер".

Он составил первые уставы Ордена в 1199 году, которые были утверждены папой Инокентием III в булле "Sacrosancta romana" от 19 февраля 1199 года. Они разделили членов на два класса: рыцарей и священников, которые были обязаны принять три монашеских обета - бедности, безбрачия и повиновения, а также обещать помогать больным и бороться с неверующими.

В отличие от рыцарей, которые с начала тринадцатого столетия были должны доказать "древнее благородство", священники были освобождены от этого обязательства. Их функция состояла в отправлении святой мессы и других религиозных служб, причащать рыцарей и больных в больницах и следовать за ними как медики на войну. Священники Ордена не могли стать магистрами, комтурами или вице-комтурами в Литве или Пруссии (т.е. там, где велись боевые действия), но могли стать командорами в Германии. К этим двум рангам был добавлен третий класс - обслуживающий персонал (Сержанты, или Graumantler), которые носили подобную одежду, но более серого оттенка, чем чисто синий и имели на одежде только три части креста, чтобы указать, что они не были полноправными членами братства.

Рыцари жили вместе, спали в спальнях на простых ложах, ели вместе в столовой, имели денег в количестве не более, чем достаточно. Их одежда и броня были аналогично просты, но практичны, они ежедневно трудились, обучаясь для сражения, следили за своим снаряжением и работали с лошадьми.

Гроссмайстер был избираем, как в Ордене Иоаннитов, и как в других Орденах его права были ограничены рыцарями.
Представитель гроссмайстера (главный) командор, которому были подчинены священники, управлял Орденом в его отсутствие.
Маршал (главный) также подчиненный магистру, был начальником в команде рыцарей и обычных войск, и был ответствен за обеспечение их, с тем чтобы они были должным образом экипированы.
Госпитальер (главный) отвечал за больных и раненых,.
Драпиер был ответствен за строительство и одежду, казначей управлял имуществом и финансами.

Каждый из этих последних руководителей избирался на короткий срок, сменяясь ежегодно, Поскольку Орден распространялся по Европе, стало необходимо назначить провинциальных майстеров для Германии, Пруссии и позже Ливонии с соответствующими главными руководителями.

Валпота сменил Otto von Kerpen из Бремена, а третьим стал Herman Bart из Гольштейна, что говорит о том, что рыцари Ордена происходили из всех уголков Германии.

Резиденция всех гроссмайстеров Ордена до 1230 года находилась в крепости Акра, где кроме тевтонов находилось еще множество различ ных организаций и учреждений. По мере развития Ордена и его становления это становилось все менее удобным и все больше считалось несовместимым со статусом и престижем Ордена.

Еще в 1220 г. французский рыцарь de Milly продает свое поместье Монфор (Monfort) и окружающие его земли Тевтонскому Ордену На этм месте тевтоны строят мощную крепость, которой дают название Starkenberg. Собственно, это перевод на немецкий французского слова Монфор, что в свою очередь по русски означает Крепкая гора. Крепость находится в Верхней Галилее на севере Израиля, примерно в 35 км к северо-востоку от города Хайфа и в 16 км к югу от границы с Ливаном. Т.е. недалеко от крепости Акра.

На снимке слева: руины крепости Starkenberg (Monfort) в конце XX века.

в 1230 году четвертый и самый выдающийся гроссмайстер Ордена Herman von Salza из Майсена переносит резиденцию из Акры во вновь построенную орденскую крепость Старкенберг.

Становление Тевтонского Ордена.

Четвертый гроссмайстер Ордена Герман фон Зальца (Сальца?) (Herman von Salza) родился в Тюрингии где то между 1170 и 1180 годами. в семье мелкого феодала. Это сословие в Германии называли министериалами. Как младший сын, он не мог наследовать поместье. Поэтому он отправился в Палестину и вступил в Тевтонский Орден. Очевидно это произошло около 1196 года. Можно полагать, что молодой фон Зальца оказался в числе первых рыцарей-монахов Ордена.

Остается лишь предполагать, что фон Зальца был прекрасным аналитиком и намного раньше других понял, что у христианских государств в Палестине нет будущего.
Эта земля оказалась не такой щедрой, как полагали европейцы, затевая крестовые походы. Сопротивление мусульманских владык этих земель оказалось куда более сильным, а военные возможности куда большими, чем ожидалось.
Местное население иудеи и мусульмане отнюдь не стремились стать христианами, а заселение Палестины христианами из Европы оказалось проваленным. Тяжелый и не подходящий для Европейцев климат, бесплодная земля, отсутствие воды, бесконечные стычки с летучими отрядами мусульман приводили к быстром сокращению численности христианских подданных Иерусалимского королевства.
К тому же идея крестовых походов в Святую Землю стала чадить и гаснуть, поскольку они не приносили тех дивидендов, каких хотелось.

В 1209 (1210 ?) году фон Зальца становится гроссмайстером Ордена. Он оказался искуссным дипломатом и смог значительно укрепить престиж Ордена. С первых же лет правления фон Зальца стал прилагать усилия для распространения влияния Ордена в Европе и готовить почву для переезда всего Ордена на Европейские земли

Его посредничество в конфликтах между Римским папой и императором Священной Римской империи обеспечивали Ордену покровительство обоих, увеличивая число рыцарей, давая ему богатство и имущество.

Под его руководством Орден получил не меньше чем тридцать два Папских подтверждения или предоставления привилегий и не менее тринадцати имперских подтверждений.

Влияние фон Сальца простирались от Словении (тогда Штирия), через Саксонию (Тюрингию), Гессен, Франконию, Баварию и Тироль, с замками в Праге и Вене. Имелись также владения у границ Византийской Империи, в Греции и в теперешней Румынии. Ко времени его смерти влияние Ордена простиралось от Нидерландов на севере к западу от Священной Римской империи, на юго-запад к Франции, Швейцарии, дальше на юг к Испании и Сицилии, и на востоке до Пруссии.

Сальца получил золотой крест от короля Иерусалима как знак своего главенства после выдающегося поведения рыцарей в осаде Damietta в 1219 году.

Имперским распоряжением от 23 января 1214 года гроссмайстеру и его представителям были даны права Имперского Суда. Как владельцы непосредственных феодальных владений они пользовались местом в Имперском Совете в княжеском ранге с 1226/27 года.

23 января 1214 г. император Священной Римской империи Фридрих II объявил гроссмайстера фон Зальца и будущих его преемников полноправным членом императорского двора.

Присутствие Ордена в средневековой Европе давало возможность ему играть существенную роль в местных политических событиях. Несмотря на ограничение принадлежности к Немецкой аристократии, немецкое правление распространилось в Италию, и особенно в Сицилию при германских королях Генрихе VI и Фридрихе II Барбаросса, который учреждал женские монастыри Ордена в местах, отдаленных от Германии.

Тевтонский Орден в Палестине.

К 1215 году ситуация в Палестине резко обострилась. Новый король Иерусалима Жан де Бриени безуспешно пытался укрепить королевство и удержать его границы. Египетский султан аль-Адиль медленно, но упорно отвоевывал участки территории.
Обеспокоенный происходящим Папа Римский Гонорий III объявил Пятый Крестовый поход, который начался в 1217 году. Тевтонский Орден принял в этом походе самое деятельное участие.
Наибольшим успехом похода стало взятие 5 ноября 1219 крестоносцами крепости Дамьетта, после чего новый султан Египта Малик аль-Камиль запросил мира. Однако в стане крестоносцев произошел раскол. Папский легат требовал продолжения похода, тогда как король Иерусалима Жан де Бриени, которого поддержал Тевтонский Орден, склонялся к миру. К тому же большинство монархов Европы, занятые своими междинастическими проблемами не проявляли никакого энтузиазма и не пылали желанием отстаивать Иерусалим для Жана де Бриени. Пятый Крестовый поход постепенно затух.

Лишь под сильным давлением Папы Римского Григория IX, угрожавшего отлучением от Церкви император Священной Римcкой империи Фридрих II начал Шестой Крестовый поход в 1228 году.
Дипломатическое искусство фон Зальца позволило без крупных сражений добиться от султана Египта уступок и по договору, заключенному в Яффе 18 февраля 1229г. удалось возвратить Иерусалимскому королевству ранее утраченные земли.

Император Священной Римской Империи Фридрих II становится еще и королем Иерусалима. Коронация состоялась14 марта 1229 года.

Главнейшую роль в успехе Фридриха в Шестом Крестовом походе сыграл Тевтонский Орден и его гроссмайстер фон Зальца.
В награду Орден получает замок Торон, бывший дворец короля Иерусалима, обширные земли возле Сидона.

В Палестине воцарился более или менее прочный мир.

Первая попытка Тевтонского Ордена закрепиться в Европе.

Орден в начале XIII века имел прочные позиции в Европе, однако смысл его существования, как и других Орденов состоял в вооруженной борьбе за распространение христианства, расширении владычества Святой Римской Церкви, подчинении Римскому Престолу все новых стран и народов. Без этого Орден рисковал превратиться просто в крупного феодала, конкурирующего с монаршьими домами Европы. Это привело бы к политической и вооруженной междуусобице и распаду Ордена.

От автора. Складывается впечатление, что в отличие от руководителей госпитальеров и тамплиеров гроссмайстеры Тевтонского Ордена почти за 70 лет до изгнания христиан из Святой Земли понимали и принимали во внимание два основополагающих фактора:
1.Любой военно-монашеский Орден существует и пользуется поддержкой Рима и европейских королей лишь пока существует внешняя опасность для католического христианства в лице иноверцев, а точнее пока Орден распространяет католицизм среди других народов.
2. Орден не должен сосредотачиваться лишь в одной территории, а должен продвигать католицизм разнонаправлено. По меньшей мере в двух географических направления

Это и спасет Тевтонский Орден от распада после оставления христианами Святой Земли в конце XIII века. Непонимание этих двух факторов приведет Орден тамплиеров к разгрому и гибели уже в 1307 году, хотя он был самым сильным и крупным среди всех, обладал большими военными силами и огромными финансами.
Второй по значимости и силам Орден госпитальеров мгновенно утратит все свое значение и, с трудом закрепившись на острове Мальта, быстро выродится в фактически морскую пограничную службу Европы на Средиземноморье. Никакого серьезного политического и военного значения мальтийский Орден никогда больше играть не будет.

Осознавая это, фон Зальца искал область применения тевтонов в Европе. Однако найти эту область в полностью христианизированной Европе оказалось непросто.

Помогло то,что венгерское королевство испытывало огромные трудности на своей южной границе, которая постоянно подвергалась набегам половцев (в разных источниках называемых гуннами, печенегами, куманами)

Справка.
Половцы, половчане (в европейских и византийских источниках - куманы) - тюркоязычный кочевой народ. В начале XI века из Заволжья продвинулись в причерноморские степи, вытеснив оттуда печенегов - огузов. Подчинив себе эти племена, половцы пересекли Днепр и дошли до устьев Дуная, таким образом став хозяевами Великой Степи от Дуная до Иртыша, которая с этого времени стала называться Половецкой степью.

Конец справки.

Опасность со стороны половцев стала столь значительной, что король Венгрии Андраш II (Andrew II) в 1211 году пригласил рыцарей разместиться на границе Трансильваниив ее юго-восточной части. Он предоставил в полное владение Ордена область Барца (Бурцеланд) площадью около 1500 кв. километров.
Выполняя свою миссию Орден в период до 1222г. построил четыре каменные крепости и принялся заселять эти земли немецкими колонистами, развивать торговлю. Фактически образовывалось независимое от венгерского королевства государство.

И как раз в этот период опасность Венгрии со стороны половцев резко исчезла. Половцам самим теперь с востока угрожало татаро-монгольское нашествие и им пришлось боро>ться за свое существование. Боле того, половцы стали искать укрытие и защиту от татаро-монголов в Венгрии
В этих условиях король Андраш потребовал вернуть короне Бурцеланд. Несмотря на то,что Орден поддерживал Папа Римский, рыцарям в 1225 году пришлось покинуть Бурцеланд. Позиция Римского Престола оказалась подорвана тем,что под угрозой истребления татаро-монголами половцы почти полностью бежали на территорию Венгрии и массово стали принимать христианство.
А Орден отсюда утратил основания своего присутствия в Трансильвании.

Первая попытка Ордена утвердиться в Европе оказалась неудачной.

От автора. Венгерская неудача не была связана с ошибками гроссмайстера или неспособности рыцарей одерживать военные победы. Просто в Трансильвании исчезла причина нахождения там Ордена. Половцы, ранее угрожавшие южным границам Венгрии под натиском татаро-монголов с востока были вынуждены бежать на территорию Венгрии, просить у короля убежища и под давлением обстоятельств принять христианство.

Тевтонский Орден покидает Святую Землю.

Жизненый путь Германа фон Зальца завершился 20 марта 1239 года в местечке Балетта в Анулии. К этому времени Тевтонский Орден уже имел прочные позиции как в Европе, так и в Палестине.

Преемником фон Зальца становится ландграф Тюрингиии Конрад (Conradf von Thuringen). Напомним, что главной резденцией гроссмайстеров Тевтоенского Ордена с 1230 года являлась крепость Starkenberg (Monfort), хотя фон Зальца практически в своей резиденции никогда не жил, разрываясь между двором Фридриха II, Римом и Акрой.

Еще с 1235 года Папа Римский Григорий IX начинает добиваться нового Крестового похода в Святую Землю.

От автора. Какая разительная разница между тем, что проповедуется в Библии и реальной практикой Церкви. Именно Святая Римская Церковь в раннее Средневековье постоянно является главным инициатором и возбудителем кровавых войн. Именно она навеки рассорила между собой две главнейшие религии мира - Ислам и Христианство. Именно благодаря католической церкви в сегодняшний XXI век из века IX протянулась непримиримая вражда мусульман и христиан.
Ведь до Первого Крестового похода в Палестине мирно уживались между собой иудеи, христиане и мусульмане. Султаны и шейхи не притесняли местных христиан и не препятствовали паломникам из Европы посещать Святые места. Словом, с уважением относились к чужим верованиям.

В 1239 году армия крестоносцев численностью 1000-1500 рыцарей, в основном из Франции прибывает в Акру. Хрупкий мир между мусульманами и христианами, которого с большим трудом добился фон Зальца в 1229 году рухнул. В ответ правитель Трансиордании (название местности, существующее с начала XX века) аль-Назир Дауд нападает на город Иерусалим и берет его штурмом.
Крестоносцы решают атаковать Аскалон. Султан Египта без промедления выдвигает свои войска к Газе. В битве 13 ноября 1239 крестоносцы терпят поражение и только междуусобные конфликты мусульманских правителей позволяют христианам добиться в 1240 году перемирия на очень выгодных условиях.
Достойный ученик фон Зальца гроссмайстер Конрад сумел воспользоваться распрями и вбить клин между Египетским султаном и правителями Сирии, заключившими союз с крестоносцами.

К моменту смерти фрн Зальца в Палестине рыцарей (несколько сотен) Ордена оставалось меньше, чем в европейских комтурствах.

Глава палестинского комтурства имел резиденцию в крепости Штаркенберг (Монфор).
Ордену в тот момент принадлежали пятьдесят угодий возле крепости; в Акре храм, госпиталь, несколько жилых домов, часть крепостной стены с Немецкой башней.
В городе Иерусалим госпиталь.
В окрестностях города Тир Ордену принадлежали сорок деревень.

В Палестине в начале сороковых годов складывается сложная политическая обстановка из-за постоянной борьбы между христианскими владыками за господство. Не меньшая политическая грызня шла и между мусульманскими владетелями.

Следует целая серия различного рода союзов, в которых на первый план выходили политические и экономические интересы, а отнюдь не религиозные.

Положение еще больше обостряется, когда египетский султан смог воспользоваться силами хорезмийцев, выдавливаемых из Хорезма татаро-монголами.

В начале июля 1244 года хорезмийцы вторглись в Палестину и осадили г.Иерусалим. 23 августа 1244 Иерусалим пал, а его защитники перебиты.

В этих условиях крестоносцы смогли объединиться и дать сражение 17 октября 1244 возле Газы, в котором приняли участие и все три Ордена.
Битва, известная в исторических источниках как сражение при Форбии, закончилась полным разгромом христиан.
Погибли 312 из 348 рыцарей тамплиеров вместе с гроссмайстером.
Из 350 рыцарей госпитальеров погибло 325, а гроссмайстер взят в плен.
Из тевтонских рыцарей в живых осталось только трое.

Гроссмайстер Конрад проявил трусость и бежал с поля боя. Это стоило ему поста. Он был отстранен великим капитулом от власти. Его сменил Герхард фон Мальберг, а в 1244 новым гроссмайстером был избран Генрих фон Гогенлоэ.

В этот период начинается постепенное изгнание христиан из Палестины.

В 1247 году армия египетского султана вторгается на Святую Землю и захватывает Тивериаду, Аскалон.

Тевтоны вместе с другими Орденами пытаются удержаться в Палестине. Из Европы прибывает несколько сотен тевтонских рыцарей под командованием майстера Эберхарда фон Зейнсхама. В

1248 начинается Седьмой Крестовый поход, который был организован французами. Основная цель похода разгром Египта как главного врага христиан в Палестине. После нескольких побед армия крестоносцев потерпела поражение в 1250 году.

Король Франции Людовик Святой, возглавлявший поход и армию крестоносцев высоко оценил участие Тевтонского Ордена в походе. Он добавил к гербу Ордена четырехлепестковую лилию на золотом иерусалимском кресте, подарил 2 тысячи злотых монет и несколько поместий во Франции.

Бейбарс султан Египта и Сирии с 1263 года начинает систематически выдавливать христиане из Палестины. Сначала он завоевывает Галилею, 27 февраля 1265 под его властью оказыватся Цезарея, 29 апреля город Асуф.

В 1266 году султан пытается захватить Штаркенберг (Монфор), но тевтонам удалось отбить нападение.

В 1268 году султан захватывает Яффу и Бофор, затем Антиохию.

12 июля 1271 года Бейбарс принуждает к капитуляции главную резиденцию Тевтонского Ордена замок Штаркенберг (Монфор) . Рыцарям позволено покинуть крепость и уйти в Акру.

На 20 лет до 1291 г. главная резиденция Ордена вновь в Акре. Причем резиденция размещается всего лишь в одно крепостной башне.

Присутствие Ордена в Палестине с этого момента лишь номинальное.

Ведь еще с 1226 года еще при жизни фон Зальца основной сферой приложения сил становится Прибалтика, и прежде всего Пруссия.

Многочисленные политические события, в которых весомым аргументом являлись татаро-монголы привели к тому, что султан Египта в апреле 1291 года осадил Акру, которую защищали все три Ордена и светские крестоносцы.

Боевые действия тевтонских рыцарей в Акре до 1290 года возглавлял сам гроссмайстер Бурхард фон Шванде, затем майстер Конрад фон Фейхтвангер.

18 мая 1291 года Акра пала . Рыцари Ордена, которым удалось избежать резни и добраться до кораблей, бежали в Венецию.

Тевтонский Орден навсегда покинул Святую Землю .

Источники и литература

1.Guy Stair Sainty. THE TEUTONIC ORDER OF HOLY MARY IN JERUSALEM (Сайт www.chivalricorders.org/vatican/teutonic.htm)
2. Геральдический сборник ФПС России. Москва. Граница. 1998г.
3. В.Бирюков. Янтарная комната. Мифы и реальность. Москва. Изд."Планета". 1992г.
4. Справочник - Калининград. Калининградское книжное издательство. 1983г.
5. Сайт "Боруссия" (members.tripod.com/teutonic/krestonoscy.htm)
6.А.Богдан.Тевтонские рыцари. Евразия. Санкт-Петербург.2008г.
7. В.Урбан. Тевтонский Орден. АСТ. Хранитель. Москва.2003г.

Во время 3-го крестового похода, когда рыцарями осаждалась Акра, купцы из Любека и Бремена основали полевой госпиталь. Герцог Фридрих Швабский преобразовал госпиталь в духовный орден, во главе которого встал капеллан Конрад. Орден подчинялся местному епископу и был отделением ордена Иоаннитов. 6 февраля 1191 Папа Римский Климент III одобрил основание Ордена. 21 декабря 1196 Орден попал под покровительство Папы Целестина III под названием "Госпиталь св. Марии немцев в Иерусалиме".

5 марта 1196 в храме Акры состоялась церемония реорганизации Ордена в духовно-рыцарский Орден. На церемонии присутствовали магистры госпитальеров и тамплиеров, а также светские и духовные лица Иерусалима. Папа Римский Иннокентий III подтвердил это событие буллой, датированной 19 февраля 1199, и определил задачи Ордена: защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами католической церкви. Орден был подвластен Папе Римскому и императору Священной Римской империи. Официальное название ордена - "Орден братьев госпиталя святой Марии Немецкого дома в Иерусалиме" (Ordo domus Sanctae Mariae Teutonicorum in Jerusalem).

В 13 в. Тевтонский орден воевал с мусульманами в Палестине. При поддержке папы Римского и императора "Священной Римской империи" Орден приобрeл ряд земель в Малой Азии, Южной Европе и особенно много в Германии. В 1211 Орден был приглашeн в Венгрию защищать Трансильванию от половцев. В 1224 - 1225 из-за стремления создать своe отдельное государство на территории Венгрии Орден был выгнан венгерским королeм Эндре II. По соглашениям 1226-1230 с мазовским князем Конрадом Орден получил в своe владение Кульмскую (Хелменьскую) и Добжинскую (Добрыньскую) земли и право расширять своe: влияние на соседние земли. Право управлять захваченными литовскими и прусскими землями подтвердили в 1234 папа Римский Григорий IX и в 1226, 1245, 1337 императоры Фридрих II и Людвиг IV. В 1230 первые части Ордена, 100 рыцарей под командыванием магистра Германна фон Балка, построили на Кульмской земле замок Нешаву и начали нападать на пруссов. С 4-го десятилетия 13 в. Орден был главным организатором и исполнителем Крестовых походов в Восточную Прибалтику, объявленных папой Римским. В 1237 после битвы при Сауле к ордену был присоеденeн орден Меченосцев, реорганизованный в Ливонский орден. До 1283 Орден при помощи немецких, польских и др. феодалов захватил земли пруссов, йотвингов, западных литовцев и занял территории до Немана. Прусские восстания 1242 - 1249, 1260 - 1274 были подавлены. На захваченных территориях в 13 в. образовалось немецкое теократическое феодальное государство. Столицей Ордена была Акра, пока еe в 1291 не перенесли в Венецию. Столицей и резиденцией гроссмейстера в 1309 - 1466 являлся город Мариенбург. 2/3 земель были разбиты на комтурии, 1/3 находились под властью епископов кульмского, памедского, сембского и вармского. В 1231 - 1242 было построено 40 каменных замков. Около замков (Эльбинга, Кeнигсберга, Кульма, Торна) образовывались немецкие города - члены Ганзы.

С 1283 под предлогом распространения христианства Орден стал нападать на Литву. Он стремился захватить Жемайтию и земли у Немана, чтобы соединить Пруссию и Ливонию. Опорными пунктами агрессии Ордена были расположенные у Немана замки Рагнит, Христмемель, Байербург, Мариенбург и Юргенбург. Велeна, Каунас и Гродно были центрами литовской защиты. До начала 14 в. обе стороны организовывали небольшие нападения друг на друга. Крупнейшими битвами были Медининкская битва (1320) и оборона Пиленай (1336). Опустошeнные литовские земли становились т.н. дикрой. Орден также нападал на Польшу. В 1308 - 1309 было захвачено Восточное Поморье с Данцигом, 1329 - Добжинские земли, 1332 - Куявия. В 1328 Ливонский орден передал Тевтонскому Мемель и его окрестности. В 1343 по Калишскому договору орден вернул Польше захваченные земли (кроме Поморья) и сосредоточил все свои силы на борьбе с Литвой. В 1346 Орден приобрeл у Дании Северную Эстонию и передал еe Ливонскому ордену.

Наибольшей силы Орден достиг в середине 14 в. во время правления Винриха фон Книпроде (1351 - 1382). Орден совершил около 70 крупных походов в Литву из Пруссии и около 30 из Ливонии. В 1362 его войско разрушило Каунасский замок, а в 1365 впервые напало на столицу Литвы Вильнюс. В 1348 состоялась большая битва у Стревы. В 1360 - 1380 крупные походы на Литву совершались каждый год. Литовское войско совершило в 1345 - 1377 около 40 ответных походов, один из них закончился битвой у Рудавы (1370). После смерти Альгирдаса (1377) Орден разжигал войну между его наследником Йогайлой и Кестутисом с его сыном Витаутасом (Витовт) за княжеский трон. Поддерживая то Витаутаса, то Йогайлу, особенно сильно нападал Орден на Литву в 1383 - 1394, в 1390 вторгся в Вильнюс. За мир с Орденом в 1382 Йогайла и в 1384 Витаутас отказались от Западной Литвы и Занеманья. Орден ещe больше усилился, заняв в 1398 остров Готланд (до 1411) и в 1402 - 1455 Новую Марку. Против агрессии Ордена Литва и Польша в 1385 заключили Кревский договор, который менял соотношение сил в регионе не в пользу Ордена. После крещения в 1387 Литвы (Аукштайтии) Орден потерял формальную основу для нападения на Литву. По Салинскому договору 1398 Витаутас отдал Ордену земли до Невежиса. В 1401 восставшие жемайтийцы выгнали со своих земель немецких рыцарей, и Орден снова начал нападать на Литву. В 1403 папа Римский Банифаций IX запретил Ордену воевать с Литвой. C 1404 по Рационжскому договору Орден вместе с Польшей и Литвой управлял Жемайтией. В 1409 жемайтийцы восстали. Восстание послужило поводом для новой решающей войны (1409 - 1410) с Литвой и Польшей. Орден проиграл т.н. Великую войну в Грюнвальдской битве; Торуньский мир и Мельнский мир обязали Орден вернуть Литве Жемайтию и часть земель йотвингов (Занеманье).

Неудачные войны (с Литвой и Польшей в 1414, 1422, с Польшей и Чехией в 1431 - 1433) спровоцировали политический и экономический кризис, обострились противоречия между членами Ордена с одной стороны, светскими феодалами и горожанами, недовольными возроставшими налогами и хотевшими учавствовать в управлении государством, с другой. В 1440 был образован Прусский союз - организация светских рыцарей и горожан, боровшаяся против власти Ордена. В феврале 1454 союз организовал восстание и объявил, что все прусские земли будут находится отныне под покровительством польского короля Казимира. Из-за этого началась Тринадцатилетняя война Ордена с Польшей. В итоге Орден лишился Восточного Поморья с Данцигом, Кульмской земели, Мириенбурга, Эльбинга, Вармии - они отошли к Польше. В 1466 столица была перенесена в Кeнигсберг. В этой войне Литва объявила нейтралитет и упустила шанс освободить остальные литовские и прусские земли. В 1470 гроссмейстер Генрих фон Рихтенберг признал себя вассалом польского короля. Стремление Ордена освободиться от польского сюзеренитета потерпели поражение (из-за этого произошла война 1521 - 1522).

В 20-30-х 16 в. во время начавшеяся реформации в Германии гроссмейстер Альбрехт Гогенцоллерн со множеством братьев перешe:л из католичества в лютеранство. Он секуляризовал Тевтонский орден, объявив его территорию своим наследственным княжеством, которое получило название Пруссия. 10 апреля 1525 Альбрехт признал своим вассалом польского короля Сигизмунда Старого. Тевтонский орден прекратил своe существование как самостоятельное государство. В ходе Ливонской войны прекратил существование и Ливонский орден.

Валерия Уэрд (Valerya Werd)