Солдатская шинель
К стр. 43-44
1.Вы прочитали бытовую сказку о солдатской шинели, но только ли о ней хотели рассказать сказители?
Сказку «Солдатская шинель» мы называем бытовой, так как в ней обыденные для такового типа сказки персонажи: находчивый боец и глуповатый барин. Мы радуемся находчивости бойца и смеемся над выращивая пой-барином.
Предмет, который становится предпосылкой торга меж солдатом и барином, - солдатская шинель. Мы узнаем, что боец умеет так постелить шинель, что умудряется и в голова ее положить, и укрыться. Но притча не только лишь об этом умении бойца. Мы узнаем о том, что служба солдатская в королевские времена была очень грозной, что на походе никаких удобств у бойца не было: он был должен воспользоваться тем, что было под рукою, что он постоянно нес с собой. Потому шинель для него служила не только лишь одежкой, да и постелью. Бойцы много работали, времени для сна им отводилось не достаточно. Они очень утомлялись, и когда приходило время спать, от утомления стремительно засыпали даже на жесткой постели, изготовленной из шинели.
Барин жил в совсем других критериях: спал на кровати, лежал на перине, голова на подушке, укрывался одеялом. Барин не работал и не знал тягот солдатской жизни. Об этой разнице меж жизнью бойца и барина и ведает нам притча, причем симпатии рассказчика на стороне бойца.
2.Чем прочитанная вами бытовая сказка отличается от волшебных и от сказок о животных?
Персонажи бытовой сказки, в отличие от сказок магических и о животных, - люди определенных типов, живущие не в тридевятом королевстве, а в реальном мире. Сюжет не магический, а жизненный, окрашенный юмором. В бытовой притче всегда получает заслугу и одолевает радостный и находчивый герой.
3.Можно ли сказать, что концовка сказки похожа на пословицу? Почему?
Концовка сказки «Солдатская шинель» такая: «Вот как поработаешь да длительно не спишь, так и на камне заснешь; а кто ничего не делает, тот и на перине не заснет!» Она похожа на пословицу.
В пословицах очень принципиальна идея, которая выражена кратко и образно; в концовке мы лицезреем такую идея: кто трудится, тот всегда прочно дремлет.
Пословицы нередко бывают двухчастными, построенными на противопоставлении. В концовке мы лицезреем две части, где работящий человек противопоставлен человеку ничего не делающему.
Пословицы, обычно, бывают ритмичными, в их есть рифма. В этой концовке ощущается ритм и ясно видны слова, последние звуки которых близки по звучанию: «поработаешь» - «не заснешь», «не делает» - «не уснет».
4.Какие жанры сказок стали известны вам в 5 классе? Подготовьте краткий пересказ одной из них.
Мы исследовали три вида сказок: чудесные сказки, сказки о животных, бытовые сказки.
5.Какие художники иллюстрировали народные сказки? Расскажите об одном из них (например, о В. Васнецове, И. Билибине, одругих художниках) или об особенностях их иллюстраций.
Смотри ответы на вопросы 1-3 в рубрике «
Литература и изобразительное искусства» (к стр. 44).
Фонохрестоматия
Стр. 44
Сказка «Солдатская шинель» относится к бытовым сказкам. Различается ли манера оказывания бытовых сказок и волшебных? Чем?
Манеры сказывания бытовых и магических сказок отличаются. В магических притчах употребляются особые приемы: присказки, зачины, повторы и другие, а бытовые сказки больше похожи на обыденные рассказы.
Сказку «Солдатская шинель» мы называем бытовой, так как в ней обыденные для такового типа сказки персонажи: находчивый боец и глуповатый барин. Мы радуемся находчивости бойца и смеемся над выращивая пой-барином.
Предмет, который становится предпосылкой торга меж солдатом и барином, - солдатская шинель. Мы узнаем, что боец умеет так постелить шинель, что умудряется и в голова ее положить, и укрыться. Но притча не только лишь об этом умении бойца. Мы узнаем о том, что служба солдатская в королевские времена была очень грозной, что на походе никаких удобств у бойца не было: он был должен воспользоваться тем, что было под рукою, что он постоянно нес с собой. Потому шинель для него служила не только лишь одежкой, да и постелью. Бойцы много работали, времени для сна им отводилось не достаточно. Они очень утомлялись, и когда приходило время спать, от утомления стремительно засыпали даже на жесткой постели, изготовленной из шинели.
Барин жил в совсем других критериях: спал на кровати, лежал на перине, голова на подушке, укрывался одеялом. Барин не работал и не знал тягот солдатской жизни. Об этой разнице меж жизнью бойца и барина и ведает нам притча, причем симпатии рассказчика на стороне бойца.
2.Чем прочитанная вами бытовая сказка отличается от волшебных и от сказок о животных?
Персонажи бытовой сказки, в отличие от сказок магических и о животных, - люди определенных типов, живущие не в тридевятом королевстве, а в реальном мире. Сюжет не магический, а жизненный, окрашенный юмором. В бытовой притче всегда получает заслугу и одолевает радостный и находчивый герой.
3.Можно ли сказать, что концовка сказки похожа на пословицу? Почему?
Концовка сказки «Солдатская шинель» такая: «Вот как поработаешь да длительно не спишь, так и на камне заснешь; а кто ничего не делает, тот и на перине не заснет!» Она похожа на пословицу.
В пословицах очень принципиальна идея, которая выражена кратко и образно; в концовке мы лицезреем такую идея: кто трудится, тот всегда прочно дремлет.
Пословицы нередко бывают двухчастными, построенными на противопоставлении. В концовке мы лицезреем две части, где работящий человек противопоставлен человеку ничего не делающему.
Пословицы, обычно, бывают ритмичными, в их есть рифма. В этой концовке ощущается ритм и ясно видны слова, последние звуки которых близки по звучанию: «поработаешь» - «не заснешь», «не делает» - «не уснет».
4.Какие жанры сказок стали известны вам в 5 классе? Подготовьте краткий пересказ одной из них.
Мы исследовали три вида сказок: чудесные сказки, сказки о животных, бытовые сказки.
5.Какие художники иллюстрировали народные сказки? Расскажите об одном из них (например, о В. Васнецове, И. Билибине, одругих художниках) или об особенностях их иллюстраций.
Пришёл барин домой и говорит жене: «Какую я вещь-то купил! Теперь не нужно мне ни перины, ни подушек, ни одеяла; мою шинель постелить, в голова положить и одеться шинелью!» Жена стала его бранить: «Ну, ты будешь спать?»
«Солдатская шинель». Худ. В. Милашевский
И точно, барин постелил шинель, а в голова положить и одеться нечем, да и лежать-то на ней жёстко.
Пошёл барин к полковому командиру жаловаться на солдата. Командир велел фельдфебелю позвать его.
Привели солдата. «Что же ты, брат, - говорит командир, - обманул барина?» - «Никак нет, ваше высокоблагородие», - сказал солдат, взял расстелил шинель, голову положил на рукав и накрылся полою. Полковой командир ещё наградил солдата.
Вот как поработаешь да долго не спишь, так и на камне заснёшь; а кто ничего не делает, тот и на перине не уснёт!
Размышляем о своеобразии бытовых сказок
- Вы прочитали бытовую сказку о солдатской шинели, но только ли о ней хотели рассказать сказители?
- Чем прочитанная вами бытовая сказка отличается от волшебных и от сказок о животных?
- Можно ли сказать, что концовка сказки похожа на пословицу? Почему?
- Какие жанры сказок стали известны вам в 5 классе? Подготовьте краткий пересказ одной из них.
- Какие художники иллюстрировали народные сказки? Расскажите об одном из них (например, о В. Васнецове, И. Билибине, о других художниках) или об особенностях их иллюстраций.
- Сказка «Солдатская шинель» относится к бытовым сказкам. Различается ли манера сказывания бытовых сказок и волшебных? Чем?
- Подготовьте две-три сказки для устного сказывания.