Биографии Характеристики Анализ

Советские бронепоезда: как они были устроены. Бронепоезд железнодорожный: история, описание, фото

По какой-то неведомой причине широкой общественности почти ничего не известно о бронепоездах времен Великой Отечественной войны. Возможно, это было вызвано тем фактом, что основными видами техники, «вытянувшими на себе» всю войну, были танки и самолеты. А может быть, специфика применения бронепоездов не позволила им завоевать такую же известность, как в ходе Гражданской войны. Но вне зависимости от причин недостаточной известности, бронепоезда более или менее активно использовались практически на всем протяжении войны.


Вопрос матчасти

На 22 июня 1941 года в Красной Армии было свыше полусотни бронепоездов, а в войсках НКВД – две дюжины. Качественный их состав был далеко не однороден. В войсках имелось даже некоторое количество бронепоездов, которым довелось воевать еще в Гражданскую. Естественно, с тех пор материальная часть этих «стариков» была солидно обновлена. Этот факт и стал одной из причин того, что немалое количество бронепоездов Великой Отечественной имело в своем составе паровозы серии О, чья началась еще в конце XIX века. Современный для начала войны состав бронепоезда сформировался уже к началу 30-х: в него входило один или два паровоза, несколько бронеплощадок, площадки с вооружением для противовоздушной обороны и контрольные платформы. Бронирование на разных бронепоездах отличалось, но в большинстве своем листы металла имели толщину от 10 до 20 миллиметров. Пытались устанавливать и более солидную броню. Однако увеличение массы бронеплощадки напрямую сказывалось на ходовых качествах всего состава, а порой даже требовало его изменения: либо добавить еще один бронированный паровоз, либо убрать «лишнюю» платформу.

Рассмотрим подробнее материальную часть бронепоездов. Основа их – бронепаровоз. По сути, это самый обычный серийный паровоз, на который в заводских или даже кустарных условиях устанавливалась броня. В качестве бронепаровоза мог использоваться локомотив любой модификации, однако чаще всего в СССР для этих нужд приспосабливали паровозы поздних модификаций серии О. Причина проста: в то время это был самый массовый тип подобной техники. Бронирование паровозов, как уже говорилось, имело толщину до 20 миллиметров. В период между мировыми войнами считалось достаточным защищать экипаж и агрегаты поезда только от пуль стрелкового и малокалиберных пушек. Бронированный локомотив обычно располагался в середине состава или близко к ней. Благодаря этому бронепоезд имел меньше шансов лишиться паровоза из-за заложенной на путях взрывчатки. Иногда на бронепаровозы устанавливалось оружие. Почти всегда это были пулеметы Максима.

Артиллерийские бронеплощадки представляли собой специально доработанные двух- или четырехосные железнодорожные платформы. На усиленную платформу устанавливался бронированный «короб», на котором монтировались орудийные башни. Чаще всего на одной бронеплощадке имелось две башни. По составу вооружения бронеплощадки разделялись на две основные группы: тяжелые и легкие. На тяжелых устанавливались орудия калибром до 107 мм, а также от пяти пулеметов Максима. Толщина стенок бронекорпуса подобных площадок зачастую превосходила «стандартные» 20 миллиметров. Однако, несмотря на солидную защиту и мощное вооружение, тяжелые бронеплощадки к концу 30-х уже устарели. В качестве основной платформы с вооружением для бронепоезда в то время предлагалась новая легкая площадка модели ПЛ-37. При броне толщиной в два сантиметра она имела две башни, вооруженные 76-миллиметровыми орудиями образца 1902/30 годов. В амбразурах корпуса находилось шесть пулеметов Максима. Общий боезапас оружия составлял 560 снарядов для пушек и без малого тридцать тысяч патронов для пулеметов. Бронекорпус собирался из 20-мм стальных плит. Площадка ПЛ-37 имела систему внутренней связи, паровое отопление и довольно объемные ящики для различного имущества, размещенные под полом боевого отделения.

Зенитные бронеплощадки по своей конструкции в некоторой мере напоминали артиллерийские, с той разницей, что имели вооружение для атаки воздушных целей. Вооружение это было самым разнообразным: на различных типах зенитных площадок устанавливались счетверенные пулеметы Максима, крупнокалиберные пулеметы ДШК и 37-мм автоматические пушки. К 1942 году на зенитные площадки также стали устанавливать и 76-мм орудия.

В начале и в конце состава устанавливались т.н. контрольные платформы. Это были самые обычные железнодорожные платформы, нагруженные балластом. В качестве последнего использовались мешки с песком или даже запасные рельсы со шпалами. Благодаря наличию контрольных платформ заложенные под путями мины нажимного действия не наносили вреда боевой части бронепоезда. Мина повреждала только платформу с балластом. Разбитые миной пути можно было починить силами экипажа бронепоезда. Наконец, бронепоезда имели т.н. базу. Она состояла из полутора-двух десятков товарных и пассажирских вагонов. В составе базы был штабной вагон, вагон-кухня, вагон-мастерская, вагон с боезапасом и т.д. В «походном положении» бронепоезда база перевозилась в общем составе, а когда поезд шел в бой, базу оставляли в безопасном месте, например, на своей железнодорожной станции в тылу.

Советский БЕПО №695 типа БП-35 (ПР-35 + 2 x ПЛ-37) всместе с БА-20жд и БА-10жд

На начало Великой Отечественной самым массовым отечественным бронепоездом был БП-35. Он имел в своем составе две артиллерийские площадки ПЛ-37 (незадолго до этого на них заменили устаревшие ПЛ-35) и одну зенитную СПУ-БП со счетверенными «Максимами». В целом, это был неплохой бронепоезд. Однако опыт реальной войны вскоре показал все его достоинства и недостатки. Пушки и пулеметы были вполне неплохой ударной силой, а вот ПВО и бронирование оказались недостаточными. Только за вторую половину 41-го года было создано сразу четыре (!) новых типа бронепоездов, артиллерийских и зенитных. Все они выпускались в различном количестве, а «рекордсменом» в этом плане стал зенитный бронепоезд образца 41-го – их было сделано более сотни.

Тем не менее, настоящий венец отечественного строительства бронепоездов пошел в войска только в 1943 году, когда возможности промышленности уже позволяли сделать упор на более перспективную технику, такую как танки. Бронепоезд БП-43 стали в некоторой мере «гибридом» классического бронепоезда и танка. Дело в том, что на артиллерийские площадки ПЛ-43 устанавливались башни от танков Т-34, вооруженные 76-мм пушками Ф-34 и спаренным пулеметом ДТ. Вдобавок к танковой башне на ПЛ-43 имелось два пулемета ДТ в амбразурах. Боекомплект одной бронеплощадки составлял 168 снарядов и 4500 патронов. Благодаря установке на бронеплощадку танковой башни боевой потенциал поезда увеличился. Это случилось из-за более эффективной пушки, новых прицельных устройств и возможности вести огонь по всем направлениям. Как результат, бронепоезд БП-43 мог успешно бороться с большинством немецких танков того времени. Две зенитные площадки ПВО-4 вооружались двумя автоматическими пушками 61К калибра 37 миллиметров либо двумя крупнокалиберными пулеметами ДШК. При создании бронеплощадок для БП-43 было применено несколько интересных ноу-хау. Так, ПЛ-43 и ПВО-4 делались на основе двухосных платформ, благодаря чему удалось разместить по одной танковой башне на площадку. Среди прочего, это повышало выживаемость орудийных расчетов – при поражении одной башни соседняя платформа почти не страдала. В случае с установкой двух орудий на одной бронеплатформе почти всегда одним попаданием снаряда достаточного калибра выводились из строя оба расчета. Также вместо привычного бронирования в виде «короба» размером со стандартный вагон на новых площадках защищенным был только необходимый объем, что позволило без потерь в защите понизить массу. Более того, в итоге защита ни капли не ухудшилась – новая конструкция дала возможность устанавливать более толстые листы брони (в некоторых местах до 40 мм).

Бронепоезд "Салават Юлаев" типа БП-43

В бою

Основной, а порой и единственной, задачей бронепоездов в ходе всей войны была поддержка подразделений, действовавших вблизи от железнодорожных путей. Также иногда бронепоезда помогали брать станции или даже вести контрбатарейную борьбу. Порой бронепоезда становились и средством перевозки десанта, но подобные задачи ставились не так уж часто. Тем не менее, даже такая «банальная» работа, как огневая поддержка подразделений, наглядно показала эффективность бронепоездов. В октябре 41-го Наркомат обороны СССР приказал до конца следующего года создать 32 дивизиона по два бронепоезда в каждом. Труженики тыла не подвели – за отведенный срок было построено не 64, а 85 поездов!

Экипажи бронепоездов тоже были примером для подражания. За годы войны все бронепоезда в общей сложности уничтожили почти четыре сотни вражеских танков, около 350 орудий, 840 пулеметов, свыше семи сотен автомобилей, 160 мотоциклов, 115 самолетов и два вражеских бронепоезда. И это с учетом того, что бронепоезд может действовать только там, где есть подходящий железнодорожный путь. Тем не менее, потери тоже были немалые. За 41-й год врагу удалось уничтожить 21 наш бронепоезд. В следующем году погибло в два раза больше бронированных составов – 42. В то же время, за 1943 немцы смогли разделаться только с двумя бронепоездами, и с тех пор подобная отечественная техника фатальных повреждений не получала. За 1944-45 годы мы не потеряли ни одного бронепоезда.

Главными причинами больших потерь в начале войны видятся особенности боев того времени. Зачастую бойцы-железнодорожники оставались прикрывать отход красноармейцев и фактически были смертниками. К тому же, немецкие танки и самолеты в первые два года войны представляли собой слишком большую силу, чтобы предвоенные бронепоезда могли с ней бороться на равных. Соответственно, когда появилась возможность строить достаточное количество танков и усиливать вооружение бронепоездов, потери последних значительно сократились. И даже привязанность поездов к железной дороге к этому времени перестала нести опосредованную угрозу для подвижного состава и экипажа.

Победы и поражения

На протяжении всей Великой Отечественной войны бронепоезда активно участвовали в боях и совершали подвиги. К сожалению, для перечисления всех их понадобиться писать довольно объемистую книгу, поэтому ограничимся только несколькими героическими эпизодами.

Украина, Жуляны, август 1941-го. Немцы захватили станцию, на которой находилось несколько вагонов с боеприпасами и оборудованием для авиации. Опасаясь возможной контратаки и потери ценного трофея, немцы разобрали пути и взорвали небольшой мост, ведущий к станции. В это время недалеко от Жулян находился бронепоезд «Литера А» (командир А. Тихоход), которому и было поручено отбить у врага ценный груз. Под покровом ночи отряд красноармейцев восстановил разобранные немцами пути и взорванный мост. В четыре часа утра по свежеуложенным рельсам бронепоезд ворвался на станцию и стал обстреливать все цели, которые только попадали в поле зрения. Захватчики понесли большие потери, но возможности окончательно отбить станцию не было. Поэтому вагоны с грузом для авиации подцепили к бронепоезду и увезли с собой.

4 ноября 41-го из ворот Севастопольского морского завода вышел бронепоезд «Железняков», или более официально, БП №5 Береговой обороны Главной базы Черноморского флота. Позже немцы придумают ему прозвище «Зеленый призрак», и не спроста. «Железняков» был в некоторой мере импровизированным бронепоездом. Но это ни капли не ухудшало его боевые качества, ведь бронепоезд №5 имел пять 100-мм орудий, восемь минометов и полтора десятка пулеметов. Кроме того, помимо основного бронепаровоза в составе «Железнякова» был дополнительный локомотив, значительно улучшавший ходовые характеристики. Уже в День Октябрьской революции «Железняков» сделал свой первый «подарок» немцам: обстрелял расположение пехоты рядом с деревней Дуванкой и уничтожил артиллерийскую батарею на склоне Бельбекской долины. К концу 41-го сформировался окончательный облик бронепоезда «Железняков». Одну из 100-миллиметровых пушек заменили на две автоматические зенитные, а половину 82-мм минометов убрали, чтобы освободить место трем 120-миллиметровым. Наконец, поезд получил еще три пулемета. Кроме вооружения, БП №5 получил и новую внешность – экипаж нанес на все поверхности поезда камуфляжную раскраску. По словам очевидцев, бронепоезд сливался с местностью даже на сравнительно небольшом расстоянии. Вероятно, именно поэтому до середины сорок второго немцам так и не удалось обнаружить «Железнякова». Вернее, они предпринимали попытки обстреливать предположительную позицию советского бронепоезда и поднимали авиацию. Да только все попытки были тщетны – командиры «Железнякова» лейтенант Чайковский, а потом инженер-капитан М. Харченко умело продумывали свои атаки, и поезд успевал отстреляться и уйти в укрытие значительно раньше, чем первые немецкие снаряды падали на уже бывшую позицию поезда. За почти полторы сотни выездов «Зеленый призрак», как немцы его прозвали за неуловимость, уничтожил около пяти-семи вражеских танков и броневиков, два с половиной десятка пулеметных гнезд и дотов, полдюжины блиндажей, три самолета, одну тяжелую артиллерийскую батарею и до полутора тысяч солдат и офицеров противника. В июне 42-го «Железняков» даже вступил в бой с колонной немецких танков и вышел из него победителем, уничтожив три бронемашины.

Конец прославленного бронепоезда начался 26 июня 1942 года. «Железняков» стоял в Троицком тоннеле и готовился к очередному выезду на позицию. Немецкое командование откуда-то узнало о его расположении и послало туда больше полусотни бомбардировщиков. Налет оказался отчасти удачным: один вход тоннеля оказался завален, а обрушившиеся конструкции внутри него погребли под собой одну из бронеплощадок поезда. Тем не менее, вторая площадка была выведена из оставшегося выхода тоннеля и начала обстрел вражеской авиации. Возможностей поврежденных паровозов хватило лишь на то, чтобы оттащить площадку обратно в тоннель. Бойцы так и не дождались помощи. Второй налет на следующий день привел к обвалу второго входа. В августе того же года немцы принялись за расчистку тоннеля, через который должны были пройти их поезда. Бронеплощадки «Железнякова» были восстановлены; новый бронепоезд получил имя «Ойген». Немецкой «версии» советского бронепоезда не удалось сравниться с «Железняковым» по результативности, а в мае 44-го «Ойген» был уничтожен отступавшими немцами.

В начале 42-го года муромские и горьковские железнодорожники по собственной инициативе собрали и передали Красной Армии однотипные бронепоезда «Илья Муромец» и «Козьма Минин» соответственно. Оба поезда вошли в 31-й отдельный особый Горьковский дивизион. Эти поезда можно с полным правом назвать прямыми предками поездов проекта БП-43, ведь именно на «Муромце» и «Минине» впервые были установлены танковые башни. Надо заметить, в отличие от БП-43, на муромском и горьковском поездах бронеплощадки оснащались двумя башнями и имели по четыре оси. Также бронепоезда 31-го дивизиона имели весьма значительную для начала 42-го толщину брони, местами она доходила до 45 миллиметров. Вскоре после начала эксплуатации «Илья Муромец» и «Кузьма Минин» стали первыми бронепоездами в мире, которые получили реактивную артиллерию в виде пусковых установок для снарядов М-13. Именно из-за этого дивизион получил статус особого.

Бронепоезд "Илья Муромец"

31-й отдельный особый дивизион успешно действовал на протяжении всей войны, поэтому примечательных боевых эпизодов за это время было великое множество. Пожалуй, самый интересный из них произошел в мае-июне 44-го года. Шли непростые бои за украинский город Ковель, и 31-й дивизион был направлен в помощь наступающим красноармейцам. В последних числах мая-месяца советские позиции подверглись трехминутному артиллерийскому обстрелу. Разведка примерно вычислила расположение вражеской батареи, после чего в район был направлен самолет с целью уточнить расположение вражеских орудий. Полет результата не дал – в указанном районе ничего не было. На следующий день в то же время обстрел повторился. Несколько дней в одно и то же время немцы стреляли по нашим позициям. Анализ карт местности показал, что орудия могут расположиться только рядом с железной дорогой или даже на ней. На следующий день после этого вывода с утра пораньше в предполагаемый район выдвинулись разведчики. На часах было без нескольких минут девять, когда вдалеке показались клубы дыма. Так и есть, наши позиции обстреливал бронепоезд. В сжатые сроки штаб 31-го дивизиона разработал план предстоящей дуэли. Было найдено место, откуда советский бронепоезд мог удачно бить по немецкому. 4 июня в восемь часов утра «Илья Муромец» уже был на этой позиции и приготовился открыть огонь. Немцев во второй раз подвела пунктуальность: они каждый день стреляли с одного и того же места в одно и то же время. Как результат, сразу же после первого выстрела с немецкого бронепоезда стрелять начал и «Илья Муромец». Следует отметить, что артиллерийская дуэль бронепоездов на закрытых позициях – дело интересное, но довольно сложное. Первым залпом уничтожить немецкий поезд не удалось. Немцы успели развернуть башни и попытались ответить «Илье Муромцу». Но они не знали, где именно находятся советские железнодорожники. Через 15-20 минут после начала дуэли «Муромец» ударил реактивными снарядами. Все было кончено. В советский бронепоезд не попало ни одного снаряда, зато немецкий был полностью разбит. По злой (для немцев) иронии судьбы погибший поезд назывался «Адольф Гитлер». Вот такой исторический факт с небольшими нотками былины.

31-й отдельный особый Горьковский дивизион дошел до Франкфурта-на-Одере. Наверное, «Илья Муромец» и «Кузьма Минин» могли бы дойти и до Берлина, только им помешал разрушенный мост через реку Одер. Паровозы обоих бронепоездов после войны были поставлены на вечную стоянку. Они стали памятниками себе и менее удачным собратьям.

По результатам боевых действий в ходе Великой Отечественной войны два бронепоезда Красной Армии и три бронепоезда войск НКВД были удостоены ордена Боевого Красного Знамени. Десять дивизионов за свои заслуги получили почетные наименования.

Бронепоезд «Железняков» - бронепоезд № 5 Береговой обороны Главной базы ЧФ «Железняков», прозванный немцами «Зеленый призрак»

Конец эпохи бронепоездов

Уже к концу Великой Отечественной войны стало ясно, что артиллерия достигла того уровня развития, при котором даже серьезно защищенные бронепоезда можно условно приравнять к легкобронированной технике. К тому же поезд намертво привязан к железнодорожным путям, что значительно снижает мобильность. Не стояла на месте и авиация, для чьих средств поражения бронепоезда перестали быть сложной целью. Одновременно с этим зенитное вооружение поездов уже не могло обеспечить надежной защиты от атак с воздуха. Становилось понятно, что время бронепоездов прошло. Разработка новых систем и модернизация имеющихся бронепоездов худо-бедно продолжалась почти до середины 50-х годов, а в 1958-м всю подобную технику сняли с вооружения по причине безнадежного устаревания. Но опыт размещения оружия на поездах не пропал. В конце 80-х годов на боевое дежурство заступили т.н. боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК). По своему виду они почти неотличимы от гражданских. При этом они перевозили стратегические ракеты и имели возможность их запуска на любом участке маршрута. Но это уже новая техника и совершенно другая история.

Бронепоезда стали ответом Российской Империи на развитие танкостроения в период ПМВ, впрочем Строили их не только в РИ. А положила начало Бронепонездостроению конечно-же США, времен гражданской войны. В СССР бронепоезда стояли на вооружении до середины 70-х годов, и вновь возродились в Чеченскую кампанию.

Артиллерийская блиндированная платформа 1880..

Броневагон для Южной Африки 1919 год.

Впервые пушки были поставлены на железнодорожные платформы во время Гражданской в США (1861−1865), в 1861 году в армии Северных штатов командиром 19-го Иллинойсского волонтёрского полка, полковником И. В. Турчаниновым (Джон Бэзил Турчин).

Артиллерия была быстро доставлена к расположившимся лагерем у линии железной дороги войскам Южных штатов и произвела внезапное опустошение в их стане. Этот удачный опыт потом неоднократно использовался.

В 1864 году на платформы были установлены уже 13-дюймовые мортиры, стрелявшие при осаде Питтсбурга снарядами массой примерно 100 кг с дальностью стрельбы до 4,5 км.

В Европе подобное использование железнодорожных платформ имело место в 1871 году при осаде Парижа прусской армией во время франко-прусской войны 1870−1871 гг.: удалось обстреливать укрепления города с разных сторон.

Британские войска в Египте 1880-е

1899. Южная африка.

К началу Первой Мировой войны несколько бронепоездов простейшей конструкции имелось на вооружении армий большинства европейских государств. После начала Первой мировой войны, создание новых бронепоездов было начато в Германии, Австро-Венгрии, России, Франции, Италии. На фронтах применяли и отдельные подвижные единицы — броневые дрезины.

Бронепоезд "Хунхуз". 1915 г.

На фото внизу — типовой бронепоезд Кавказской Армии, 1915 год. Согласно проекта состоял из двух бронеплощадок и полу-бронированного паровоза. Вооружение — две горных пушки 76,2 мм образца 1904 года и 8 пулеметов, команда — 4 офицера и 70 стрелков, толщина брони 12−16 мм. Всего было построено четыре поезда этого типа.

В России «бум бронепоездов» пришёлся на Гражданскую войну. Это было вызвано её спецификой, такой, как фактическое отсутствие чётких линий фронтов, большое количество иррегулярных войск и острая борьба за железные дороги как основное средство для быстрой переброски войск, боеприпасов, хлеба.

Бронепоездные части находились в составе практически всех воюющих сторон. Помимо Красной Армии, были они и в составе белогвардейской Добровольческой Армии (позднее в Вооружённых силах Юга России (ВСЮР)) генерала Деникина, чехословацкого корпуса (б/п «Orlik»), армии УНР (б/п «Слава Украины», «Сечевик») и др.

Широкое боевое применение бронепоездов во время Гражданской войны наглядно показало их главную слабость. Бронепоезд являлся большой, громоздкой мишенью, уязвимой для артиллерийского (а позднее — и воздушного) удара. Кроме того, он опасно зависел от железнодорожной линии. Для его обездвижения было достаточно разрушить полотно спереди и сзади.

Поэтому для восстановления разрушенных путей бронепоезда имели в своём составе платформы с путевыми материалами: рельсами, шпалами, креплениями. Темп восстановления пути солдатами бронепоездов был довольно высок: в среднем 40 м/ч пути и примерно 1 м/ч моста на небольших реках. Поэтому разрушение путей лишь на небольшое время задерживало движение бронепоездов.

Часть бронепоездов достались РККА от Русской Императорской армии, при этом было развёрнуто и серийное производство новых. Кроме того, вплоть до 1919 года сохранялось массовое изготовление «суррогатных» бронепоездов, собираемых из подручных материалов из обычных пассажирских вагонов в отсутствие всяких чертежей; такой «бронепоезд» мог быть собран буквально за сутки.

К концу Гражданской войны в ведении Центрального совета броневых частей (Центробронь) РККА находилось 122 полноценных бронепоезда.
К 1928 году количество бронепоездов было сокращено до 34.

Тем не менее, РККА в межвоенный период не отказалась от планов по дальнейшему техническому развитию бронепоездов. Во время Великой Отечественной войны бронепоезда и железнодорожная артиллерия (к бронепоездам не относилась) оставалась на вооружении. Был построен ряд новых бронепоездов, развёрнуты железнодорожные батареи ПВО.

Бронепоездные части сыграли определённую роль в Великой Отечественной войне, в первую очередь, в охране железнодорожных коммуникаций оперативного тыла

Кроме Красной Армии бронепоездами располагали и оперативные войска НКВД. Они имели 25 бронепаровозов, 32 артиллерийские бронеплощадки, 36 моторных броневых вагонов и 7 бронеавтомобилей.

Советский БЕПО №695 типа БП-35 (ПР-35 + 2 x ПЛ-37) всместе с БА-20жд и БА-10жд

На начало Великой Отечественной самым массовым отечественным бронепоездом был БП-35. Он имел в своем составе две артиллерийские площадки ПЛ-37 (незадолго до этого на них заменили устаревшие ПЛ-35) и одну зенитную СПУ-БП со счетверенными «Максимами». В целом, это был неплохой бронепоезд. Однако опыт реальной войны вскоре показал все его достоинства и недостатки. Пушки и пулеметы были вполне неплохой ударной силой, а вот ПВО и бронирование оказались недостаточными.

Катастрофическое начало войны, огромные потери в боевой технике и вооружении, невозможность их быстрого пополнения из-за эвакуации предприятий заставили командование армии и руководство промышленности искать выход из столь легкой ситуации.

Разбитый Бронепоезд "За Родину"

Уже в июне-июле 1941 года на просторах Советского Союза, на паровозостроительных и ремонтных заводах, мастерских, закипает работа по строительству импровизированных бронепоездов. В ход идет все, что попадается под руку: любые железные листы, вагоны, паровозы, оружие чуть ли не из музеев. Чем ближе противник, тем выше темпы строительства.

Только за вторую половину 41-го года было создано сразу четыре (!) новых типа бронепоездов, артиллерийских и зенитных. Все они выпускались в различном количестве, а «рекордсменом» в этом плане стал зенитный бронепоезд образца 41-го - их было сделано более сотни.

Блиндированный поезд:

Трофейный советский броневагон на службе вермахта.

Бронепоезд "Железняков"

Изготовление "Бронепоезда":

Каждый бронепоезд состоял из боевой части и базы. Боевая часть предназначалась для ведения непосредственных боевых действий и включала в себя бронепаровоз, две бронеплощадки и 2-4 контрольные платформы, которые присоединялись к бронепоезду спереди и сзади, служили для перевозки материалов для ремонта железнодорожного полотна (рельсы, шпалы и т.д.) и для защиты от минно-взрывных заграждений.

База бронепоезда обеспечивала ему достаточно высокую автономность действий и состояла из вагона для начальствующего состава, вагона-канцелярии, вагона-клуба, вагона-кухни и нескольких вагонов для размещения личного состава бронепоезда.

Успешное использование бронепоездов в первые месяцы войны способствовало развертыванию их строительства в вагонных депо ряда городов.

При этом конструкция и вооружение бронепоездов в значительной степени представляли собой импровизацию и зависели от наличия броневой стали, вооружения и технологических возможностей депо.

Начиная с конца 41 года начался серийный выпуск типового бронепоезда:

ОБ-3 Выпускали во время войны по упрощенной схеме Типа ВР-35, Однако бронирование было улучшено.Сделано их было около сотни,Свою роль в ВМВ они сыграли и к концу 1946 года были разобраны

А настоящий венец отечественного строительства бронепоездов пошел в войска только в 1943 году, когда возможности промышленности уже позволяли сделать упор на более перспективную технику, такую как танки. Бронепоезд БП-43 стали в некоторой мере «гибридом» классического бронепоезда и танка.

Бронепоезд "Салават Юлаев" типа БП-43

Начиная с 1943 года производство Мотобронеплатформ поставили на поток:

Самый везучий Бронепоезд:

Бронепоезд был построен в 1942 году в Муроме. Он был защищен броней толщиной 45 миллиметров и за всю войну не получил ни одной пробоины. Бронепоезд прошел путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере. За время войны он уничтожил 7 самолетов, 14 орудий и минометных батарей, 36 огневых точек противника, 875 солдат и офицеров. За боевые заслуги 31-ый отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов, в который входили бронепоезда "Илья Муромец" и "Козьма Минин", был награжден орденом Александра Невского. В 1971 году в Муроме был поставлен на вечную стоянку бронепаровоз "Илья Муромца".

Польские бронепоезда:

И бронедрезины:

Немецкие:

В 30-х годах германское военное командование считало приоритетным разработку авиации и танков, а проектирование новых бронепоездов оказалось ненужным. Лишь накануне начала Второй мировой войны в июле-августе 1939 года произошёл сдвиг, и было принято решение о создании семи новых бронепоездов. Однако, времени на создание настоящих бронепоездов не хватило. Тогда был найден компромисс: использовать «поезда защиты линий» и чехословацкие трофейные бронепоезда.

Однако, эффективность этих бронепоездов была весьма невысокой - неудачное расположение 75-мм орудий (которые были установлены не в башнях, а в казематах) существенно ограничивало их сектора обстрела. Но, несмотря на недостатки, эти бронепоезда эксплуатировали вплоть до 1944 года, кроме разобранного в 1940 году бронепоезда № 5 (который неоднократно модернизировался и ремонтировался).

С 1943 по 1944 год в распоряжении вермахта имелось около 70 бронепоездов разнообразной комплектации, основная часть находилась на восточном фронте (около 30 тяжёлых и 10 разведывательных бронепоездов), оставшиеся несли боевое дежурство на территории Балкан, Франции, Италии и Норвегии. С последующим отступлением германской армии с территории СССР бронепоезда стали активно использоваться в качестве средств мобильной обороны.

Зачастую несколько бронепоездов держали отдельные участки фронта, притом в самый критический момент.

Неоднократно им успешно удавалось удерживать оборону, противостоя не только пехотным, но и танковым частям (февраль 1943 года, оборона линии Дебальцево — Штеровка).

На севере против войск СССР действовали тяжёлые бронепоезда, а на юге против партизан действовали разведывательные и дрезинные составы. Но дальнейшее удержание фронта путём использования бронепоездов как «пожарных команд» не представлялось более возможным.

Так же, как и Вермахт, вышеупомянутый департамент не мог более возмещать потери и осуществлять ремонт.
В начале февраля 1945 года из оставшихся действующих тяжёлых бронепоездов была сформирована последняя оперативная группа (под командованием полковника фон Тюркхейма), основной задачей которой было удержание Берлинского направления.

В состав группы вошли 4 бронепоезда и последний новый образец, модернизированный состав «Берлин», который был вооружён башнями от танков «Пантера».

После ВМВ:

До 1953 года бронепоезда несли службу на Западной Украине по патрулированию железнодорожных магистралей в связи с частым нападением отрядов УПА на объекты железных дорог. Постановлением Совета Министров СССР от 4 февраля 1958 года дальнейшая разработка железнодорожных артиллерийских систем была прекращена. К концу пятидесятых годов на вооружении СССР не осталось ни одного бронепоезда.
В конце 1970-х годов в связи с напряженными отношениями СССР и КНР на Харьковском заводе тяжёлого машиностроения были созданы 4 (по другим сведениям, 5) бронепоезда БП-1, после улучшения советско-китайских отношений эти бронепоезда были переведены в резерв. Там они находились до начала 1990 года.

Бронепоезда в Чечне:

Жизнь отечественных бронепоездов началась в царской России и закончилась в СССР. Она была короткой, но весьма насыщенной. Бронепоезда сумели поучаствовать в Первой мировой войне, затем активно использовались воющими сторонами в ходе гражданской. Но все же наиболее массово бронепоезда применялись в период Второй мировой.

Бронепаровозы

На одной заправке топливом и водой бронепоезд мог преодолеть до 120 км с максимальной скоростью 45 км/ч. В качестве топлива использовались уголь или мазут. При этом каждый бронепоезд имел два паровоза. Обычный паровоз использовался при длительных переездах, а бронированный — во время военных действий.

Боевые поезда появились ненамного позже самих железных дорог и поездов на паровой тяге. Уже в ходе гражданской войны в США (1861−65 гг) орудия устанавливались на железнодорожные платформы. Это позволяло северянам стремительно по меркам того времени доставлять пушки прямо к позициям противника, ну никак не ожидавшего подобного сюрприза от рельсовой колеи.

Настоящие бронепоезда появились к началу XX в. и активно использовались в англо-бурской войне, ставшей, как известно, технологической репетицией грядущих мировых войн. Уже тогда этот новый вид боевой техники продемонстрировал свою уязвимость. В 1899 г. бронепоезд, на котором, в частности, ехал молодой военный корреспондент Уинстон Черчилль, попал в бурскую засаду и был захвачен.

Бронепоезда участвовали практически во всех крупнейших конфликтах первой половины XX в., но наиболее востребованными они оказались в ходе Гражданской войны в России (1918−1922 г). В этом конфликте, где решающее преимущество зачастую давал скоростной маневр, со всех сторон применялось около двух сотен бронепоездов.

Постепенно утратив свое значение в качестве средства борьбы с врагом, вооруженным тяжелой техникой, бронепоезда все еще сохраняли свою эффективность в операциях против легковооруженных боевиков. В этом качестве они дожили до наших дней, и в модернизированном варианте принимали участие в обеих чеченских войнах в качестве средства патрулирования железных дорог.

Между тем интерес массового читателя к бронепоездам довольно высок. Около выставленных на почетную стоянку бронепаровозов и бронеплощадок бронепоездов всегда толпится много людей, которых интересуют одни и те же вопросы. Что представляло собой общее устройство бронепоезда периода Великой Отечественной войны? Какие подвиги совершили экипажи бронепоездов? Сколько бронепоездов было потеряно в боях и по каким причинам? Краткие ответы на эти вопросы содержатся в данной статье.

Как устроен бронепоезд

Материальная часть отечественных бронепоездов обычно состояла из бронированного паровоза, двух-четырех бронеплощадок, площадок противовоздушной обороны и четырех (реже двух) контрольных платформ.

Советская бронедрезина Д-2. Использовалась как автономно, так и в составе бронепоездов.

Обычно бронепоезда водили паровозы серии О различных модификаций. Они были основными грузовыми паровозами 1920-х и могли вести состав массой до 700 т — вполне достаточно для бронепоезда. Бронирование паровоза составляло на разных бронепоездах от 10 до 20 мм. Бронепаровоз обычно располагался посередине бронепоезда за бронеплощадкой.

Бронеплощадка представляла собой усиленную четырехосную или двухосную железнодорожную платформу. Платформа имела стальной корпус и располагала одной или двумя артиллерийскими башнями. Артиллерийское вооружение этих башен было весьма различным. Бронепоезда вооружались 76-мм орудиями образца 1902 г., 76-мм орудиями образца 1926/27 гг., 107-мм орудиями и др.

Бронеплощадки в зависимости от калибра установленных на них орудий делились на легкие и тяжелые.

К началу Великой Отечественной войны Красная армия располагала несколькими типами легких бронеплощадок. Самыми новыми на момент начала войны считались бронеплощадки образца ПЛ-37 с толщиной брони 20 мм и артиллерийским вооружением из двух 76-мм пушек образца 1902/30г. и пулеметов. Боекомплект данной бронеплощадки составлял 560 снарядов и 28500 патронов к пулеметам. ПЛ-37 была усовершенствована по сравнению с ПЛ-35 и бронеплощадками более ранних годов постройки. Бронеплощадки ПЛ-37 были также более удобными для экипажа бронепоезда. Они располагали паровым отоплением, внутренним освещением и связью, имели под полом укладки для различного имущества.

«Илья Муромец» и «Козьма Минин» полностью оправдали возлагавшиеся на них надежды. В ходе войны данными ими были подавлены 42 артиллерийские и минометные батареи, сбито 14 самолетов, уничтожено 14 дотов, 94 пулеметные точки, эшелон и склад с боеприпасами, а также один вражеский бронепоезд. География участия этих бронепоездов в боях включала в себя не только территорию Советского Союза, но и Западной Европы.

В случае необходимости все бронеплощадки ПЛ-37 могли быть переведены на железные дороги с шириной колеи 1435 мм, то есть готовы к действиям в Западной Европе.

Тяжелые бронеплощадки имели на вооружении 107-мм орудия и пять пулеметов «Максим», а также достаточно мощное по сравнению с легкими бронеплощадками бронирование. Но к началу Великой Отечественной войны эти бронеплощадки считались уже устаревшими.

Следует отметить, что помимо непосредственно бронеплощадок и бронепаровоза бронепоезда имели в своем распоряжении так называемую базу. «База» служила для хозяйственных и служебных целей и состояла из 6−20 товарных и классных вагонов. В пути «база» крепилась к боевой части бронепоезда, а во время ведения боевых действий располагалась в тылу, на ближайшем железнодорожном перегоне. Обычно «база» имела вагон-штаб, вагон для боеприпасов, вагон для хранения запасов материально-технических средств, вагон-мастерскую, вагон-кухню, вагон-клуб и т. д.

Помимо бронепаровоза бронепоезд включал в себя бронеплощадки и вагоны «базы».

Огонь танковых башен

К 22 июня 1941 года среди бронепоездов РККА самым массовым считался тип БП-35. Однако он имел ряд недостатков, одним из которых была небольшая толщина брони. С учетом опыта боев первых месяцев войны был разработан новый тип бронепоезда- ОБ-3, на вооружении которого были четыре артиллерийские площадки и площадка ПВО. Наиболее же распространенным и совершенным типом бронепоездов во второй половине Великой Отечественной стал разработанный в 1942 году бронепоезд образца 1943 года — БП-43.

Как правило, БП-43 состоял из бронепаровоза ПР-43, размещенного в середине состава, четырех артиллерийских бронеплощадок ПЛ-43 с башнями от танков Т-34 (по две бронеплощадки по обеим сторонам бронепаровоза), двух бронеплощадок с зенитным вооружением ПВО-4, которые располагались по обоим концам бронепоезда, а также контрольных платформ.

Бронепоезда типа БП-43 обладали по сравнению со своими предшественниками рядом преимуществ, главным из которых было более мощное вооружение. Орудия в башнях от танков Т-34 имели высокую начальную скорость снаряда и в 1941—1942 годах могли уверенно бороться с любыми типами немецких танков, в том числе на дальних дистанциях боя. К тому же они имели круговой сектор обстрела, что резко повышало их боевые возможности, и располагали более совершенными прицелами, чем другие орудия, устанавливаемые на бронепоездах. Зенитное вооружение также было более мощным. Бронеплощадки ПВО-4 обычно имели на вооружении две 37-мм автоматические пушки и бронирование ходовой части, что выгодно отличало их от площадок ПВО бронепоездов более раннего выпуска.

Следует отметить, что в действительности бронепоезда даже одной типовой серии существенно отличались друг от друга по внешнему виду и бронированию.


Боевые задачи бропоездов

К началу Великой Отечественной войны на вооружении Советского Союза имелось 78 бронепоездов, 53 из которых состояли на вооружении частей Красной армии, а 23 входили в состав войск НКВД. Бронепоезда использовались советскими войсками на протяжении всей Великой Отечественной войны, но наиболее интенсивно они применялись в период 1941—1943 годов. Основной их задачей была огневая поддержка стрелковых частей, действовавших в полосе железной дороги. Кроме того, бронепоезда применялись для поражения войск противника в районе важных железнодорожных станций и ведения контрбатарейной борьбы.

Иногда в качестве усиления и закрепления достигнутого успеха некоторым бронепоездам придавались специальные десантные отряды и десантные роты. Организационно они закреплялись за бронепоездом и подчинялись командиру бронепоезда.

Большой вклад в защиту железнодорожных станций от ударов авиации противника внесли зенитные бронепоезда, вооруженные бронеплощадками с 25-мм и 37-мм скорострельными зенитными пушками и 12,7-мм зенитными пулеметами ДШК. Организационно они входили в состав войск ПВО.

Руководство СССР позитивно оценило деятельность и роль бронепоездов в первые месяцы Великой Отечественной войны, особенно когда потери в танках и артиллерии Красной армии были велики. Например, об этом свидетельствует выпущенная 29 октября 1941 года под грифом «совершенно секретно» директива Наркомата обороны СССР № 022сс. В ней предписывалось создать 32 дивизиона бронепоездов, каждый из которых, в свою очередь, имел в своем составе по два бронепоезда. Исполняя данную директиву, советские труженики тыла построили к концу 1942 года не 65, а 85 бронепоездов!

Бронепоезда не обманули возложенные на них надежды. Согласно опубликованным данным, в период Великой Отечественной войны бронепоездами было уничтожено и подбито 370 танков, 344 орудия и миномета, 840 пулеметов, 712 автомобилей, 160 мотоциклов и два вражеских бронепоезда! Кроме того, на боевом счету бронепоездов также числится 115 сбитых самолетов противника.

За участие в боевых действиях в Великой Отечественной войне два бронепоезда Красной армии и три бронепоезда войск НКВД были награждены Орденом Красного Знамени, десять отдельных дивизионов бронепоездов получили почетные наименования.

Сражение с десантом

Бронепоезда не только участвовали в огневой поддержке частей Красной армии, но и выполняли перевозку ценных грузов. Иногда они входе выполнения боевой задачи совмещали и то и другое. Например, в августе 1941 года немецкому десанту на Украине удалось захватить станцию Жуляны. Пользуясь внезапностью, немецкие десантники не только заняли здание станции, но и овладели несколькими вагонами, в которых находилось снаряжение для нужд авиации РККА. Чтобы обезопасить себя, немцы при въезде на станцию разобрали рельсы и взорвали небольшой мост. Однако это не остановило экипаж бронепоезда «Литер А». Этот бронепоезд состоял из бронепаровоза (типовой бронированный паровоз серии Ов) и трех бронеплощадок, на вооружении которых имелось 4 орудия и 24 пулемета. Командир бронепоезда А.С. Тихоход ночью послал команду ремонтников и группу бойцов для восстановления железнодорожного пути. После того как железная дорога и мост были восстановлены, бронепоезд на полном ходу в 4 часа утра ворвался на станцию и открыл ураганный огонь по ошеломленному противнику. В результате действий бронепоезда станция была освобождена от немецкого десанта. Воспользовавшись этим, экипаж бронепоезда прицепил вагоны с ценным грузом и вывез их в Киев в расположение частей Красной армии.

Бронепоезд НКВД вступает в бой

Кроме бронепоездов Красной армии в годы Великой Отечественной войны сражались с врагом также бронепоезда, находившиеся в распоряжении внутренних войск НКВД. Эти бронепоезда обычно воевали не в составе дивизионов, а самостоятельно. В качестве примера можно привести действия бронепоезда внутренних войск НКВД №46 на Закавказском фронте.

Только с 30 августа по 6 сентября 1942 года этот бронепоезд произвел девять огневых налетов и выпустил 337 снарядов. В результате огня бронепоезда немцы понесли существенный урон. Были подбиты танк, бронемашина, уничтожен станковый пулемет, три наблюдательных пункта. С помощью огня бронепоезда советские войска смогли занять разъезд «Тепловодный», заставив немцев отступить. За этот период бронепоезд шесть раз подвергался минометному и артиллерийскому обстрелу, однако добиться прямых попаданий немцы так и не смогли.

Германский вермахт также использовал бронепоезда на Восточном фронте. Иногда они вступали в дуэли с совтскими бронепоездами. На фото — советские солдаты осматривают поверженный гитлеровский бронпоезд в освобожденном Гомеле (ноябрь 1943 года).

10 сентября бронепоезд № 46 поддерживал своим огнем наступление 10-го гвардейского стрелкового корпуса на хутор Первомайский. В течение дня бронепоезд произвел пять огневых налетов, в ходе которых были уничтожены бронемашина, три минометные батареи и штаб противника. Кроме того, огнем бронепоезда было также подбито шесть танков и две бронемашины. Благодаря поддержке бронепоезда советским пехотинцам удалось к концу дня занять хутор Первомайский и станцию Терек.

Всего же в период с 24 августа по 29 ноября 1942 года бронепоезд №46 на Закавказском фронте произвел 47 огневых налетов. В результате его действий были уничтожены 17 танков, 26 автомобилей, шесть бронемашин, четыре минометные и две артиллерийские батареи, одно орудие, шесть мотоциклов и большое количество пехоты противника. Кроме того, огнем бронепоезда был подавлен огонь шести минометных и двух артиллерийских батарей, а также двух отдельных орудий и 18 пулеметов. За боевые действия на Северном Кавказе бронепоезд был награжден орденом Красного Знамени.

Охота за «зеленым призраком»

Восемь месяцев в составе Севастопольского оборонительного района действовал бронепоезд «Железняков», причем он выходил на задания в условиях полного превосходства немецкой авиации в воздухе и наличия мощной артиллерийской группировки противника, методически разрушавшей железнодорожные пути. Несмотря на эти обстоятельства, бронепоезд регулярно совершал стремительные вылазки, в ходе которых в течение нескольких минут вел обстрел противника, а затем неожиданно исчезал в туннелях Севастополя.

«Илья Муромец» и «Козьма Минин» изготовлены в Горьком в феврале 1942 года. В конструкции были учтен опыт боев бронепоездов в 1941 году. Каждый бронепоезд состоял из защищенного 20−45-мм броней бронепаровоза Ов, двух артиллерийских бро неплощалок и двух бронеплощадок ПВО, а также «базы».

Всего «Желязнякову» удалось совершить 140 боевых выездов. Своим неожиданным появлением на поле боя он доставлял много неприятностей немецким войскам, постоянно держа их в напряжении. За «Железняковым» немцы установили настоящую охоту: регулярно посылали авиацию, специально выделяли для его уничтожения артиллерийские части, но более полугода бронепоезду удавалось обманывать противника. Немцы окрестили его «зеленым призраком». К сожалению, 26 июня 1942 года легендарный бронепоезд все же был уничтожен: под ударами авиации он оказался погребенным в туннеле, своды которого не выдержали очередного мощного авианалета.

Героический дивизион

В ходе Великой Отечественной войны бронепоезда обычно действовали в составе дивизионов (ОДБП). Дивизион организационно включал в себя два бронепоезда и вагоны-мастерские. Кроме того, для ведения разведки в составе дивизионов бронепоездов числились бронедрезины и бронемашины (обычно БА-20).

В боях Великой Отечественной войны яркий след оставил 31-й отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов, в который входили два мощных однотипных бронепоезда «Илья Муромец» и «Козьма Минин». Об этих бронепоездах следует сказать подробнее, потому что и они сами, и их действия на полях сражений, и их награды действительно были особенными. Без преувеличения это были одни из самых совершенных и мощных бронепоездов в мире!


Вечная память

На любой войне не бывает без потерь. Несли потери в том числе и бронепоезда. Долгое время эта тема оставалась закрытой. Согласно архивным сведениям, опубликованным М.В. Коломийцем, в период с июня 1941 по май 1945 года потери Красной армии составили 65 бронепоездов. В эти официальные данные не включены потери бронепоездов войск НКВД.

Самым печальным стал 1942 год: в этот период было потеряно 42 бронепоезда, ровно в два раза больше, чем в 1941-м (!). Нередко бронепоезда погибали, одновременно отражая удары противника с неба и земли.

Большие потери бронепоездов в 1941—1942 годах можно объяснить рядом причин. Во‑первых, бронепоезда активно действовали в этот наиболее тяжелый для Красной армии период в условиях превосходства противника в воздухе и в танках. Во‑вторых, часто бронепоездам отводилась роль своеобразного «смертника»: они оставались в одиночку прикрывать отход советских частей с целью задержать противника на несколько часов.

С увеличением количества бронетехники в частях Красной армии участие бронепоездов в боевых действиях стало снижаться, что положительно сказалось на статистике потерь. В 1943 году было потеряно всего два бронепоезда, а в 1944—1945 годах бронепоезда не имели потерь.

Анализ боевых действий свидетельствует о том, что основными причинами уязвимости бронепоездов были привязанность к железной дороге, трудности маскировки во время ведения боевых действий, а также слабость зенитного вооружения на большинстве бронепоездов.

Тенденция увеличения калибра и мощности орудий в период 1941—1945 годов сделала броню бронепоездов недостаточной для надежной защиты механизмов и экипажа от вражеского артиллерийского огня. Возрастание роли авиации в боевых действиях против наземных сил противника, улучшение качества авиационных прицелов и мощности авиационного вооружения делали бронепоезда очень уязвимыми от атак с воздуха.

Опыт Великой Отечественной войны показал, что, несмотря на достигнутые успехи и массовость применения в 1941—1945 годах, время бронепоездов уже подходило к концу. Что, разумеется, никак не умаляет значения подвигов, совершенных железнодорожниками ради победы над врагом.

Артиллерийская бронеплощадка бронепоездов типа «Козьма Минин» и «Илья Муромец» имела на вооружении две пушки Ф-34 в башнях от танка Т-34 и шесть пулеметов ДТ. По сравнению с другими бронепоездами бронеплощадки бронепоездов типа «Козьма Минин» и «Илья Муромец» обладали также более мощным бронированием — 45 мм по бортам. Примечательно, что броня располагалась под наклоном, что резко повышало ее сопротивляемость.

Слово «особый» в своем названии 31-й ОДБП получил за то, что впервые среди всех советских бронепоездов «Козьма Минин» и «Илья Муромец» получили на вооружение бронеплощадки с новейшим и секретным на тот момент оружием — реактивными установками М-8−24, более известными как «Катюши».

География участия в боях 31-го дивизиона включала в себя не только территорию Советского Союза, но и Западную Европу. Например, в боях за освобождение пригорода Варшавы — Праги — дивизион совершил 73 артиллерийско-минометных налета. В результате огня бронепоездов было подавлено и уничтожено 12 артиллерийских и минометных батарей, шесть отдельных орудий и 12 пулеметов, не считая большого количества пехоты противника. Дивизион закончил Великую Отечественную войну во Франкфурте-на-Одере.

«Илья Муромец» против «Адольфа Гитлера»

Следует отметить, что бронепоездами располагала не только Красная армия, но и вермахт. Поэтому бронепоездам воющих сторон хоть и редко, но все же приходилось встречаться друг с другом на поле боя. В результате происходили дуэли бронепоездов. Весной 1944 года Красная армия с упорными боями освобождала территорию Волынской области Украины. Тяжелые бои разгорелись за город Ковель, которым овладеть сходу советские войска не смогли. В помощь наступающим советским пехотинцам был направлен 31-й отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов под командованием майора В.М. Морозова.

Однажды утром разведчики засекли немецкую артиллерийскую батарею. В течение трех минут она вела огонь, а затем прекратила стрельбу. Узнать ее точное месторасположение мешала местность и кроны высоких деревьев. Пехотинцы связались с воздушной разведкой, но получили ответ, что никакой батареи не обнаружено. На следующее утро в 9 часов неизвестная батарея вновь открыла трехминутный огонь. И снова засечь ее советским бойцам не удалось. Так продолжалось в течение нескольких дней, пока немцев не подвела присущая им педантичность. Сидевшие на заранее подготовленном наблюдательном пункте в кроне дерева разведчики ровно в 9 часов заметили клубы дыма. Их осенило — это действовал вражеский бронепоезд. Штабом 31-го дивизиона был разработан план по уничтожению вражеского бронепоезда. Основную задачу должен был выполнить бронепоезд «Илья Муромец»: найти подходящее место для засады, артиллерийским огнем своих пушек разрушить железнодорожное полотно и тем самым отрезать пути отхода для противника, а затем уничтожить немецкий бронепоезд.

4 июня 1944 года ровно в 9 часов утра состоялась дуэль бронепоездов. Бой был скоротечен. Выстрелы с обеих сторон раздались почти одновременно. Артиллеристы «Ильи Муромца» проявили высокое мастерство. Немецкий бронепоезд был накрыт первыми же выстрелами. Однако он успел повернуть дула орудий в сторону «Ильи Муромца» и произвести ответный залп. Но снаряды легли мимо советского бронепоезда. Залп «Катюши» с бронеплощадок «Ильи Муромца» завершил разгром вражеского бронепоезда. Вскоре для него все было кончено. Символично, что уничтоженный немецкий бронепоезд носил имя «Адольф Гитлер».

Сегодня само слово «бронепоезд» является анахронизмом. Однако бронепоезда были предтечами моторного периода войны с бронеавтомобилями и танками. Они заняли заслуженное место в военной истории и достойны внимания как отдельная область военной техники.

История бронепоездов началась, когда удачно соединились паровоз, артиллерия и вагон. Во время Гражданской войны в Северной Америке идея установить артиллерию на железнодорожные платформы осенила одного из северян. Сперва пушки не закреплялись, и свободно катались после каждого выстрела.

Дебют железнодорожной артиллерии в Старом свете пришёлся на 1871 год, время франко-прусской войны. Во время осады Парижа один из прусских военных предложил оснастить железнодорожные платформы пушками. Получившаяся в итоге батарея имела возможность вести обстрел города в движении, с различных участков. Некоторое время спустя французы взяли идею врага на вооружение. В 1884 году в цехах заводов Сен-Шамон строились специальные броневагоны, спроектированные инженером Муженом.

На рубеже столетий, в ходе англо-бурской войны 1899–1910 года, железнодорожная артиллерия использовалась весьма широко. Буры вели активную партизанскую войну, а ответом англичан послужило создание подвижных и хорошо вооружённых «гарнизонов на колёсах». На платформах из древесины или металла из подручных средств оборудовались блиндажи. Порой защиту поездам обеспечивали только связки канатов.

Британский бронепоезд периода англо-бурской войны.
Источник: http://boris-mavlyutov.livejournal.com/

Первая мировая война придала серьёзный импульс боевому применению защищённых ЖД-составов. Российская империя здесь не была исключением. На её территории наиболее развитой сетью железных дорог располагали западные губернии. Именно поэтому бронепоезда активнее всего использовались на Юго-Западном фронте (ЮЗФ) – первый из них появился там в самом начале войны. Конструкция состава была безыскусна, однако он успешно действовал в районе 8-й армии генерала А. А. Брусилова.


Бронепоезд 5-го Сибирского железнодорожного батальона с командой. Фото из журнала «Нива» за 1916 год

Накануне начала кампании 1915 года Управление военных сообщений ЮЗФ направило в железнодорожные батальоны запрос: необходимы ли им бронепоезда? Командование оных отнеслось к этой идее сдержанно – ведь главной задачей железнодорожных батальонов было не участие в боевых действиях, а обслуживание путей в ближнем тылу. Впрочем, армейское командование быстро смекнуло, сколь полезны могут быть бронепоезда в условиях современной войны. В марте 1915 года в Перемышле, Львове и Станиславе началось сооружение составов. Успешному завершению этих работ помешало «Великое отступление» русской армии. Единственный законченный в Перемышле блиндированный поезд по сути являлся отремонтированным австро-венгерским составом.


Трофейный бронепоезд австро-венгерской армии, захваченный русскими частями в крепости Перемышль. Весна 1915 года.
Источник: http://topwar.ru/

Всего к весне 1915 года на ЮЗФ находилось 2 бронепоезда, но и они действовали достаточно успешно. Начальник Управления военных сообщений Ставки генерал С. А. Ронжин в разгар летней кампании докладывал: «Неожиданный и удачный набег бронепоезда, действовавшего быстро и внезапно, наносит большое опустошение в рядах противника» .


Артиллерийский и пулемётный вагон (с наблюдательной башней) бронепоезда 9-го железнодорожного батальона. Юго-Западный фронт, 1915 год. Любопытная деталь: наружная обшивка пулемётного вагона выполнена из досок
Источник: http://topwar.ru/

Бронепоезда тогда представляли собой защищённый бронёй паровоз и от двух до четырёх броневагонов. Они были вооружены парой артиллерийских орудий и пулемётами, количество которых варьировалось от 6 до 24. Снаружи составы обшивались обычной сталью толщиной до 20 мм, достаточной для защиты от огня винтовок и поражения осколками снарядов. Обивка древесиной или пробкой изнутри была призвана обеспечить звукоизоляцию. Связь командира блиндированного поезда с командой поддерживалась с помощью рупора, использовалась и световая сигнализация. Специальные трубопроводы, идущие от паровозов, позволяли отапливать вагоны в студёное время года. Ну, а в состав команды бронепоезда входили, как правило, 3–5 офицеров и более полусотни нижних чинов. Впрочем, история сохранила и авангардные проекты боевых ЖД-составов – например, моторный вагон «Заамурец». Детище военного инженера полковника Бутузова из Управления военных сообщений ЮЗФ, эта машина создавалась в 1916 году в Одессе. Конструкция «Заамурца» была уникальна и заключалась в автономном броневагоне, приводящемся в движение автомобильными двигателями и вооружённом двумя 57-мм пушками Норденфельда наряду с 12 пулемётами. «Заамурцу» было суждено участвовать в боях на исходе Первой мировой войны, в хаосе Гражданской войны в России путь мотоброневагона лежал от Чёрного моря до Транссибирской магистрали и Дальнего Востока.


Мотоброневагон «Заамурец», захваченный чехословацкими войсками в Симбирске. Июль 1918 года
Источник: http://foto-history.livejournal.com/

Тактика ведения боя российскими бронепоездами в 1914–1917 годах сводилась к «огневому налёту»: по предварительно разведанному пути состав выдвигался на позицию и открывал огонь по обнаруженным целям. Продолжительность налёта была невелика – ведь противник сразу же начинал обстреливать бронепоезд в ответ. Их действия являлись успешными скорее в начале войны, пока не наступила стабилизация фронта и железнодорожное полотно на его протяжённости оставалось сохранным. За период Первой мировой войны в России всего были построены 14 бронепоездов различной конструкции, мотоброневагон и 3 бронедрезины. Для сравнения: Австро-Венгрия смогла создать только 11 единиц, кайзеровская Германия – и того меньше. Количественное превосходство России нивелировало несколько факторов: на бронепоездах стояло в основном трофейное вооружение, они не имели постоянных команд.

Превращение «империалистической войны» в Гражданскую ознаменовало эпоху расцвета бронепоездов. Темп их создания возрос на несколько порядков уже в конце 1917 года и являлся приоритетом в ущерб качеству конструкции. Зачастую обычные вагоны обшивались листами металла или оснащались импровизированными позициями из брёвен и мешков с песком. Всего за 1918–1922 годы промышленные мощности Советской России позволили изготовить 68 составов. Помимо постройки новых бронепоездов велась модернизация старых и ремонт трофейных.


В Рабоче-крестьянской Красной армии команды бронепоездов комплектовались путём специального отбора. С 1922 года критерии для назначения в бронепоездную часть были таковы: крепкое телосложение при небольшом росте, хороший слух и отличное зрение, крепкие нервы и твёрдость характера. Это объяснялось суровыми условиями службы на бронепоездах. Убедительной иллюстрацией тому может служить эпизод боя 8 июля 1918 года у моста через реку Шешму, описанный командиром бронепоезда «Свобода или смерть» А. В. Полупановым:

В бронеплощадках кромешный ад. Люди задыхаются от пороховых газов и жары, двое пулемётчиков потеряли сознание. Накалились стволы пулемётов, кипит в кожухах вода, в отводных трубках сухая горячая резина. Воды нет!..
В это время раздаётся звонок машиниста: вода в тендере кончается. Что делать?.. Бронепоезд подходит вплотную к реке.

Вторые номера и резерв на вылазку за водой!

Не с гранатами и винтовками, а с вёдрами, котелками и чайниками под свист пуль прыгают бойцы вниз… Есть вода! С новой силой разгорелось сражение. Противник стал отходить в степь .


«Революционный поезд» 10-го железнодорожного батальона (бывший Морской бригады особого назначения). Начало 1918 года


Бронепоездом называли бронированный железнодорожный состав, который предназначался для ведения боевых действий в полосе железной дороги. Широкое распространение такие поезда получили в войнах первой половины XX века. В СССР же они стояли на вооружении вплоть до 70-х годов, чтобы вновь «воскреснуть» в Чеченской компании.

Бронепоезда стали ответом Российской Империи на развитие танкостроения в период ПМВ, впрочем Строили их не только в РИ. А положила начало Бронепонездостроению конечно-же США, времен гражданской войны.

Артиллерийская блиндированная платформа 1880..

Броневагон для Южной Африки 1919 год.

Впервые пушки были поставлены на железнодорожные платформы во время Гражданской в США (1861−1865), в 1861 году в армии Северных штатов командиром 19-го Иллинойсского волонтёрского полка, полковником И. В. Турчаниновым (Джон Бэзил Турчин).

Артиллерия была быстро доставлена к расположившимся лагерем у линии железной дороги войскам Южных штатов и произвела внезапное опустошение в их стане. Этот удачный опыт потом неоднократно использовался.

В 1864 году на платформы были установлены уже 13-дюймовые мортиры, стрелявшие при осаде Питтсбурга снарядами массой примерно 100 кг с дальностью стрельбы до 4,5 км.

В Европе подобное использование железнодорожных платформ имело место в 1871 году при осаде Парижа прусской армией во время франко-прусской войны 1870−1871 гг.: удалось обстреливать укрепления города с разных сторон.

Британские войска в Египте 1880-е

1899. Южная африка.

К началу Первой Мировой войны несколько бронепоездов простейшей конструкции имелось на вооружении армий большинства европейских государств. После начала Первой мировой войны, создание новых бронепоездов было начато в Германии, Австро-Венгрии, России, Франции, Италии. На фронтах применяли и отдельные подвижные единицы - броневые дрезины.

типовой бронепоезд Кавказской Армии, 1915 год. Согласно проекта состоял из двух бронеплощадок и полу-бронированного паровоза. Вооружение - две горных пушки 76,2 мм образца 1904 года и 8 пулеметов, команда - 4 офицера и 70 стрелков, толщина брони 12−16 мм. Всего было построено четыре поезда этого типа.

В России «бум бронепоездов» пришёлся на Гражданскую войну. Это было вызвано её спецификой, такой, как фактическое отсутствие чётких линий фронтов, большое количество иррегулярных войск и острая борьба за железные дороги как основное средство для быстрой переброски войск, боеприпасов, хлеба.

Бронепоездные части находились в составе практически всех воюющих сторон. Помимо Красной Армии, были они и в составе белогвардейской Добровольческой Армии (позднее в Вооружённых силах Юга России (ВСЮР)) генерала Деникина, чехословацкого корпуса (б/п «Orlik»), армии УНР (б/п «Слава Украины», «Сечевик») и др.

Широкое боевое применение бронепоездов во время Гражданской войны наглядно показало их главную слабость. Бронепоезд являлся большой, громоздкой мишенью, уязвимой для артиллерийского (а позднее - и воздушного) удара. Кроме того, он опасно зависел от железнодорожной линии. Для его обездвижения было достаточно разрушить полотно спереди и сзади.

Поэтому для восстановления разрушенных путей бронепоезда имели в своём составе платформы с путевыми материалами: рельсами, шпалами, креплениями. Темп восстановления пути солдатами бронепоездов был довольно высок: в среднем 40 м/ч пути и примерно 1 м/ч моста на небольших реках. Поэтому разрушение путей лишь на небольшое время задерживало движение бронепоездов.

Часть бронепоездов достались РККА от Русской Императорской армии, при этом было развёрнуто и серийное производство новых. Кроме того, вплоть до 1919 года сохранялось массовое изготовление «суррогатных» бронепоездов, собираемых из подручных материалов из обычных пассажирских вагонов в отсутствие всяких чертежей; такой «бронепоезд» мог быть собран буквально за сутки.

К концу Гражданской войны в ведении Центрального совета броневых частей (Центробронь) РККА находилось 122 полноценных бронепоезда.

К 1928 году количество бронепоездов было сокращено до 34.

Тем не менее, РККА в межвоенный период не отказалась от планов по дальнейшему техническому развитию бронепоездов. Во время Великой Отечественной войны бронепоезда и железнодорожная артиллерия (к бронепоездам не относилась) оставалась на вооружении. Был построен ряд новых бронепоездов, развёрнуты железнодорожные батареи ПВО.

Бронепоездные части сыграли определённую роль в Великой Отечественной войне, в первую очередь, в охране железнодорожных коммуникаций оперативного тыла

Кроме Красной Армии бронепоездами располагали и оперативные войска НКВД. Они имели 25 бронепаровозов, 32 артиллерийские бронеплощадки, 36 моторных броневых вагонов и 7 бронеавтомобилей.

Советский БЕПО №695 типа БП-35 (ПР-35 + 2 x ПЛ-37) всместе с БА-20жд и БА-10жд

На начало Великой Отечественной самым массовым отечественным бронепоездом был БП-35. Он имел в своем составе две артиллерийские площадки ПЛ-37 (незадолго до этого на них заменили устаревшие ПЛ-35) и одну зенитную СПУ-БП со счетверенными «Максимами». В целом, это был неплохой бронепоезд. Однако опыт реальной войны вскоре показал все его достоинства и недостатки. Пушки и пулеметы были вполне неплохой ударной силой, а вот ПВО и бронирование оказались недостаточными.

Катастрофическое начало войны, огромные потери в боевой технике и вооружении, невозможность их быстрого пополнения из-за эвакуации предприятий заставили командование армии и руководство промышленности искать выход из столь легкой ситуации.

Разбитый Бронепоезд «За Родину»

Уже в июне-июле 1941 года на просторах Советского Союза, на паровозостроительных и ремонтных заводах, мастерских, закипает работа по строительству импровизированных бронепоездов. В ход идет все, что попадается под руку: любые железные листы, вагоны, паровозы, оружие чуть ли не из музеев. Чем ближе противник, тем выше темпы строительства.

Только за вторую половину 41-го года было создано сразу четыре (!) новых типа бронепоездов, артиллерийских и зенитных. Все они выпускались в различном количестве, а «рекордсменом» в этом плане стал зенитный бронепоезд образца 41-го – их было сделано более сотни.

Блиндированный поезд:

Трофейный советский броневагон на службе вермахта.

Изготовление «Бронепоезда»:

Каждый бронепоезд состоял из боевой части и базы. Боевая часть предназначалась для ведения непосредственных боевых действий и включала в себя бронепаровоз, две бронеплощадки и 2-4 контрольные платформы, которые присоединялись к бронепоезду спереди и сзади, служили для перевозки материалов для ремонта железнодорожного полотна (рельсы, шпалы и т.д.) и для защиты от минно-взрывных заграждений.

База бронепоезда обеспечивала ему достаточно высокую автономность действий и состояла из вагона для начальствующего состава, вагона-канцелярии, вагона-клуба, вагона-кухни и нескольких вагонов для размещения личного состава бронепоезда.

Успешное использование бронепоездов в первые месяцы войны способствовало развертыванию их строительства в вагонных депо ряда городов.

При этом конструкция и вооружение бронепоездов в значительной степени представляли собой импровизацию и зависели от наличия броневой стали, вооружения и технологических возможностей депо.

Начиная с конца 41 года начался серийный выпуск типового бронепоезда:

ОБ-3 Выпускали во время войны по упрощенной схеме Типа ВР-35, Однако бронирование было улучшено.Сделано их было около сотни,Свою роль в ВМВ они сыграли и к концу 1946 года были разобраны

А настоящий венец отечественного строительства бронепоездов пошел в войска только в 1943 году, когда возможности промышленности уже позволяли сделать упор на более перспективную технику, такую как танки. Бронепоезд БП-43 стали в некоторой мере «гибридом» классического бронепоезда и танка.

Бронепоезд «Салават Юлаев» типа БП-43

Начиная с 1943 года производство Мотобронеплатформ поставили на поток:

Самый везучий Бронепоезд:

Бронепоезд был построен в 1942 году в Муроме. Он был защищен броней толщиной 45 миллиметров и за всю войну не получил ни одной пробоины. Бронепоезд прошел путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере. За время войны он уничтожил 7 самолетов, 14 орудий и минометных батарей, 36 огневых точек противника, 875 солдат и офицеров. За боевые заслуги 31-ый отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов, в который входили бронепоезда «Илья Муромец» и «Козьма Минин», был награжден орденом Александра Невского. В 1971 году в Муроме был поставлен на вечную стоянку бронепаровоз «Илья Муромца».

Польские бронепоезда:

И бронедрезины:

Немецкие:

В 30-х годах германское военное командование считало приоритетным разработку авиации и танков, а проектирование новых бронепоездов оказалось ненужным. Лишь накануне начала Второй мировой войны в июле-августе 1939 года произошёл сдвиг, и было принято решение о создании семи новых бронепоездов. Однако, времени на создание настоящих бронепоездов не хватило. Тогда был найден компромисс: использовать «поезда защиты линий» и чехословацкие трофейные бронепоезда.

Однако, эффективность этих бронепоездов была весьма невысокой — неудачное расположение 75-мм орудий (которые были установлены не в башнях, а в казематах) существенно ограничивало их сектора обстрела. Но, несмотря на недостатки, эти бронепоезда эксплуатировали вплоть до 1944 года, кроме разобранного в 1940 году бронепоезда № 5 (который неоднократно модернизировался и ремонтировался).

С 1943 по 1944 год в распоряжении вермахта имелось около 70 бронепоездов разнообразной комплектации, основная часть находилась на восточном фронте (около 30 тяжёлых и 10 разведывательных бронепоездов), оставшиеся несли боевое дежурство на территории Балкан, Франции, Италии и Норвегии. С последующим отступлением германской армии с территории СССР бронепоезда стали активно использоваться в качестве средств мобильной обороны.

Зачастую несколько бронепоездов держали отдельные участки фронта, притом в самый критический момент.

Неоднократно им успешно удавалось удерживать оборону, противостоя не только пехотным, но и танковым частям (февраль 1943 года, оборона линии Дебальцево - Штеровка).

На севере против войск СССР действовали тяжёлые бронепоезда, а на юге против партизан действовали разведывательные и дрезинные составы. Но дальнейшее удержание фронта путём использования бронепоездов как «пожарных команд» не представлялось более возможным.

Так же, как и Вермахт, вышеупомянутый департамент не мог более возмещать потери и осуществлять ремонт.

В начале февраля 1945 года из оставшихся действующих тяжёлых бронепоездов была сформирована последняя оперативная группа (под командованием полковника фон Тюркхейма), основной задачей которой было удержание Берлинского направления.

В состав группы вошли 4 бронепоезда и последний новый образец, модернизированный состав «Берлин», который был вооружён башнями от танков «Пантера».

После ВМВ:

До 1953 года бронепоезда несли службу на Западной Украине по патрулированию железнодорожных магистралей в связи с частым нападением отрядов УПА на объекты железных дорог. Постановлением Совета Министров СССР от 4 февраля 1958 года дальнейшая разработка железнодорожных артиллерийских систем была прекращена. К концу пятидесятых годов на вооружении СССР не осталось ни одного бронепоезда.

В конце 1970-х годов в связи с напряженными отношениями СССР и КНР на Харьковском заводе тяжёлого машиностроения были созданы 4 (по другим сведениям, 5) бронепоезда БП-1, после улучшения советско-китайских отношений эти бронепоезда были переведены в резерв. Там они находились до начала 1990 года.

Бронепоезда в Чечне: