Биографии Характеристики Анализ

Современные проблемы науки и образования. Проектирование и разработка индивидуального образовательного маршрута — совместная деятельность педагога и обучающегося

Статья посвящена описанию практической модели индивидуальной образовательной деятельности учащихся, созданной в старшей профильной школе № 49 г. Ярославля. Автор анализирует предпосылки и актуальность новых форм организации образовательного процесса, рассматривает необходимость сочетания индивидуальной урочной и внеурочной деятельности учащихся. Данное исследование убеждает в преимуществах использования в современной школе принципов и технологий неформального образования. В условиях перехода к новым стандартам в старшей школе предлагаемый опыт приобретает особую актуальность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальная образовательная деятельность учащихся
и техники неформального образования

Астафьева Алина Сергеевна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 49

Аннотация . Статья посвящена описанию практической модели индивидуальной образовательной деятельности учащихся, созданной в старшей профильной школе № 49 г. Ярославля. Автор анализирует предпосылки и актуальность новых форм организации образовательного процесса, рассматривает необходимость сочетания индивидуальной урочной и внеурочной деятельности учащихся. Данное исследование убеждает в преимуществах использования в современной школе принципов и технологий неформального образования. В условиях перехода к новым стандартам в старшей школе предлагаемый опыт приобретает особую актуальность.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная деятельность, индивидуальный учебный план, неформальное образование, принципы неформального образования, техники неформального образования, внеурочная деятельность.

Абрис проблемы

В условиях формирования информационного общества и глобализации образовательного пространства формальное образование не успевает реагировать на изменение конъюнктуры спроса. Школа теряет свою монополию в обучении и познании. Использование стратегий и техник неформального образования позволяет преодолеть консерватизм и академичность действующих моделей общего государственного образования.

Исходная ситуация (условия «входа»)

Для учащихся: При переходе в старшую школу (10-11 класс) в соответствии с действующими нормативными документами формируются классы (или группы) определенной профильной ориентации. Перечень рекомендуемых профилей утверждается органами управления образования.

Противоречие

Программы и модели профильного образования традиционной школы не отвечают быстро меняющимся условиям рыночной экономики, требованиям общества и производства

Шаги к решению

Организация обучения в интересах обучающихся, т.е. «снизу вверх», с возможностью свободного формирования индивидуального учебного плана (ИУП) и выбора форм внеурочной деятельности.

Для родителей : Любая семья заинтересована в максимальном приближении процесса обучения к интересам, запросам и способностям своего ребенка. Провозглашение принципа индивидуализации и дифференциации образования «де-юре» далеко не всегда и не везде может реализоваться «де-факто».

Противоречие

Массовая школа объективно сориентирована на общее и обязательное образование, т.е. на «среднего» ученика. Индивидуальные запросы родители вынуждены удовлетворять через частное репетиторство и платные курсы.

Шаги к решению

Вовлечение родителей в учебный и воспитательный процесс школы: родители должны иметь реальные рычаги воздействия на формирование вариативной части учебных программ. Профессиональный потенциал семьи может стать дополнительным неформальным ресурсом в решении образовательных задач.

Для учителей: Подавляющая часть педагогов использует в повседневной практике традиционные («классические») методики и средства обучения: «учат так, как их учили». При выборе тех или иных педагогических технологий доминируют не интересы ребенка, а личные и профессиональные интересы самого учителя (результаты контрольных срезов, ЕГЭ, фронтальных проверок как главных критериев при очередной аттестации и экспертизе).

Противоречие

Современные учителя даже с большим опытом работы перестают чувствовать себя уверенно. Формальные методики и «старые сценарии» не дают позитивного результата. Складывается педагогическая ситуация для изменения стратегии преподавания.

Шаги к решению

Стратегии и техники неформального образования дополняют формальные методики обучения. Образовательные события адаптируются к потребностям и возможностям учащихся, к различным темпам освоения материала. Практическая направленность технологий НФО позволяет учащимся понять смыслы учения, активно сотрудничать с учителями.

Вывод

В условиях постоянных трансформаций общества и поэтапного внедрения новых образовательных стандартов предлагается использование в старшей профильной школе модели организации индивидуальной образовательной деятельности учащихся. Данный подход предполагает использование неформальных элементов в рамках формальной образовательной среды (так называемое «интраформальное образование» в классификации А.Роджерса). ИОД учащихся включает индивидуальное проектирование учебного плана (ИУП), самостоятельный выбор глубины освоения содержания предметов (базовый или профильный уровень), автономный самоанализ образовательных достижений, внеурочную деятельность как возможность для профессиональных и социальных проб.

Целевой компонент

Основная цель проекта – создание образовательной среды для осознанного и самостоятельного выбора старшеклассниками индивидуального образовательного пути.

Карта целевых приоритетов

Воспитательные задачи

  • Сформировать у обучающихся адекватное представление и осознание собственных способностей, интеллектуальных, психологических и профессиональных возможностей.
  • Развивать потребность в самообразовании и самосовершенствовании, приобретении навыков самоорганизации и социальной ответственности.

Организационно-педагогические задачи

  • Формировать саморефлексию и адекватную самооценку достижений учащихся.
  • Создать «поле деятельности» для практической реализации личностных и профессиональных проб.
  • Приобщить родителей к проектированию ИОД ребенка, использовать профессиональный потенциал семьи в образовательном процессе.
  • Применять в предметной и внеурочной деятельности инновационные, субъект-ориентированные технологии.

Концептуальные положения

Описание практики ИОД

Соответствие принципам НФО

Организация многопрофильного обучения на основе индивидуального выбора учащихся является попыткой отойти от единых стандартизированных форм и способов организации традиционного профильного образования.

Гибкость и вариативность содержания, ориентация на субъективные образовательные потребности учащихся, их родителей и конкретных местных условий.

Данная модель предполагает самостоятельный и добровольный выбор ребенком тех направлений, уровней и форм образовательных областей, которые он считает для себя актуальными и личностно значимыми. Обучение строится на основе индивидуального набора профильных, базовых и элективных предметов каждым учеником.

Добровольность и свобода выбора образовательной траектории.

Практическая направленность знаний и навыков, необходимых для «конкурентоспособности на рынке труда».

Возможность самостоятельного формирования образовательного пути повышает уровень учебной мотивации, степень ответственности учащихся за собственную деятельность.

Осмысленность, высокая степень мотивации к образованию, основанная на внутренних импульсах личности.

Активность обучающегося.

Ориентация не на результат, а на процесс.

ИУП ломает традиционную классно-урочную систему организации обучения. Состав обучающейся группы зависит от выбранного учениками уровня изучения каждого предмета и служит дополнительным фактором социализации старшеклассников.

Большая свобода в отношении форм обучения: тренинги, клубы по интересам, «круглые столы», семинары, форумы, Интернет-сообщества и т.д.

Диверсификация интересов побуждают педагогический коллектив к освоению и реализации современных технологий обучения, созданию атмосферы сотрудничества и взаимопонимания.

Новаторский характер методов обучения: технологии сотрудничества, коммуникационные стратегии, индуктивные подходы, конструктивистские и опытные приемы обучения, дискуссионные техники и т.д.

Образовательное пространство школы позволяет реализовать не только базовый и профильный предметные запросы, но и дополнительные субъективные потребности в форме творческих объединений и научных лабораторий во внеурочное время.

Разнообразие форм и форматов педагогического сотрудничества и социального партнерства.

Провайдерами образования могут быть различные общественные и коммерческие организации.

Негосударственное финансирование.

Комбинация формального и неформального контекста
индивидуальной образовательной деятельности

Формы внеучебной самодеятельности

Организационные особенности

Практические примеры

1) Дискуссионный клуб «Мосты»

Включает учеников 9-11 классов. Публичный характер предполагает привлечение к участию педагогов, школьников, родителей, представителей местного сообщества. Открытые мероприятия – 1-2 раза в четверть.

Темы дискуссий

«Какой должна быть школьная форма?»

«Зачем современному человеку классическая литература?»

«Как нам обустроить местное самоуправление?»

«Как наказывать ребенка?» и др.

2) Театральная студия

Участники – профильная группа по литературе.

В основе – программа сотрудничества с ЯГТА (Ярославская Государственная Театральная Академия)

Посещение и обсуждение учебных спектаклей ЯГТА, театра им. Ф. Волкова, ТЮЗа и др.

Школьные постановки: «Маленький принц»,

«Рождественские колядки»,

«Новогоднее шоу» и др.

3) Правовой десант

Члены сообщества – учащиеся профильной группы по праву.

В основе – сотрудничество с общественными и коммерческими организациями: «Гражданский голос», «КонсультантПлюс», Комитет по защите прав потребителей, Избирательная комиссия г.Ярославля и др.

Проекты:

«Правовой паспорт ученика школы 49»,

«Температура прав человека в школе»,

«Правовой путеводитель ученика школы 49»,

«Правила пользования телефоном в школе» и др.

Участие в городских интеллектуальных играх по праву – «Сам себе адвокат», «Я – гражданин», «Право и подросток» и др.

4) Школьное научное сообщество «Шаг вперед»

Победители и призеры предметных олимпиад и научных конференций.

Сотрудничество с городским центром «Олимп»

Обучение навыкам научно-исследовательской деятельности.

Участие в конференциях школьников «Отечество», «Открытие» и др.

Презентация тематических проектов в рамках предметных недель (например, к 200-

летию Отечественной войны 1812 года, к 60-летию полета В.В.Терешковой и др.)

Участие во Всероссийской олимпиаде школьников, дистанционных конкурсах и проектах.

5) Бизнес-инкубатор

Учащиеся экономического профиля.

Руководство осуществляет преподаватель ЯРГУ им. П.Г. Демидова, кандидат экономических наук Зеткина О,В.

Разработка бизнес-планов (например, школьная компания по организации детских праздников и др.)

Экскурсии на предприятия и в банки Ярославля

Интервью и встречи с успешными предпринимателями.

Выездные учебные сессии по экономике совместно с «Союзом молодых предпринимателей Ярославской области» и др.

6) Литературный журнал «ПтероДактиль»

Учащиеся 10-х классов профильного изучения русского языка и литературы.

Выпуск сборников в электронном и печатном варианте.

Подготовка сценариев школьных мероприятий (например, праздника «Честь и гордость школы» и др.)

7) Лаборатория программирования

Учащиеся 9-11 классов.

Сотрудничество с МЭСИ, ЯГПУ им. К.Д.Ушинского

Конструирование собственных контентов в сети Интернет.

Организация онлайн-форумов, например по конкурсу на лучшую школьную эмблему и др.

Проведение тематических интернет-опросов и обработка результатов.

Участие в конкурсах юных изобретателей и программистов и др.

Этапы реализации

I. Подготовительный этап:

  • разъяснительная работа с педагогическим коллективом: фокусирование внимания на важности индивидуализации обучения;
  • формирование потребности в переменах педагогического процесса; осмысление и принятие новых ценностных знаний и ориентиров.

Действия – педагогические советы, встречи со специалистами, семинары, сбор информации об эффективных практиках

II. Организационный этап

  • создание творческой группы по проектированию моделей ИОД и научно-методическому обеспечению;
  • анализ кадровых ресурсов и формирование перечня возможных профилей, элективных курсов;
  • знакомство детей и родителей с возможностью получения образования с учетом интересов и профессиональных планов ребенка;
  • разработка алгоритма конструирования индивидуального учебного плана учащегося, моделирование расписания для старшей школы.

Действия – заседания методических объединений, тренинги и практикумы, знакомство с реальными практиками (посещение ресурсных центров)

III. Диагностико-аналитический этап:

  • исследование и анализ интересов, способностей и возможностей учащихся 9-х классов, их жизненных и профессиональных планов;
  • изучение образовательного заказа родителей;
  • предоставление семьям возможности составить индивидуальный образовательный план - заказ.

Действия – анкетирование, собеседование, наблюдение, составление диаграмм и группировка по интересам.

IV. Проектировочный этап:

  • обучение детей и родителей алгоритму составления ИУП;
  • ознакомление с базовыми учебными планами, СанПиНами, объемом учебной нагрузки, возможностями внеучебной деятельности школьников для удовлетворения образовательных потребностей ребенка;
  • обсуждение и выбор варианта формы индивидуальной образовательной программы;
  • составление графика маршрута внеучебной деятельности ребенка;
  • разработка форм контроля и отчетности по реализации ИУП.

Действия – индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, классные часы.

V. Коррекционный этап

  • согласование проектов ИУП с педагогами, психологом и администрацией;
  • внесение корректив, уточнений, рекомендаций в намеченные программы и планы.

Действия – педагогический консилиум, административное совещание, индивидуальные консультации с детьми и родителями.

VI. Деятельностный этап

  • формирование межклассных профильных групп и индивидуального расписания, графика внеучебной деятельности;
  • закрепление педагогов-тьюторов за учащимися;
  • выполнение индивидуальных учебных планов;
  • организация внеучебной деятельности в соответствии с профессиональными планами;
  • предоставление возможности ребенку, семье изменить маршрут индивидуальной образовательной деятельности, характер, содержание и формы участия во внеучебной деятельности.

Действия – Психолого-педагогическое сопровождение реализации, родительские собрания, индивидуальные консультации, педагогические консилиумы, ситуаций создания свободного выбора.

VII. Адаптационный этап

  • внесение изменений в индивидуальный учебный план, индивидуальную программу;
  • дополнение плана работы школы новыми образовательными событиями; коррекция целевых и методических ориентиров педагогического коллектива.

Действия – собеседования с учащимися и родителями: административные совещания и методические семинары, организация сетевого взаимодействия учреждений, которые обучают учащихся по индивидуальным планам и программам.

VIII. Аналитический этап

  • подведение итогов и саморефлексия участников проекта;
  • празднование успехов;
  • обсуждение способов совершенствования и прогресса

Действия – мониторинг и оценка удовлетворенности образовательными услугами; презентация индивидуальных и групповых проектов учащихся, сдача ЕГЭ и поступление в вузы.

Критерии эффективности реализации
индивидуальных образовательных программ и планов

  • Формирование активного гражданина, умеющего делать самостоятельный выбор и нести ответственность;
  • повышение мотивации к обучению и рост общих результатов учебной деятельности;
  • снижение учебной нагрузки и сохранение физического и психического здоровья учащихся;
  • успешная социализация старшеклассников и готовность применять знания на практике;
  • рост коммуникативной культуры и снижение конфликтности внутри школы;
  • стимулирование педагогов к профессиональному поиску и росту, освоению новейших достижений психологии и педагогики;
  • совершенствование управления педагогическим процессом;
  • удовлетворенность родительской общественности и общее повышение рейтинга школы.

Методическое сопровождение

Для достижения максимального эффекта в реализации модели индивидуальной образовательной деятельности в профильной школе целесообразно сочетать педагогические технологии, которые уже зарекомендовали себя в отечественном образовании, и новейший зарубежный опыт в области неформального образования.

Библиографический список литературы:

  1. Постановление правительства РФ от 9 июня 2003г. №334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) образования»
  2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приложение к приказу Минобразования РФ от 18.07.2002 Москва N 2783)
  3. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся. Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 20 апреля 2004 г., № 14-51-102/13.
  4. Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы: Рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием. Для использования в эксперименте по предпрофильной подготовке. – М., 2003.
  5. Писарева С. А. Профильное обучение как фактор обеспечения доступности образования // Вестник Герценовского университета. 2007. №3.
  6. Лернер П.С. Инновационный потенциал, ресурсы и риски профильного образования учащихся старших классов // Интернет-журнал "Эйдос". - 2003. - 27 апреля. URL: http://www.eidos.ru/journal/2003/0427.html (дата обращения 13.06.2014)
  7. Куприянова Г.В. Образовательная программа как индивидуальный образовательный маршрут. //Индивидуализация в современном образовании: Теория и практика. – Ярославль, 2001. – 134 с.
  8. Байбородова, Л. В. Индивидуализация образовательного процесса в школе [Текст]: монография / Л. В. Байбородова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ имени. К. Д. Ушинского, 2011. – 215 с.
  9. Предпрофильная подготовка: структура и опыт организации. Учебно-методическое пособие / Под ред. Л. В. Байбородовой, Л. Н. Серебренникова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2005. – 165 с
  10. Образовательная программа - маршрут ученика: ч.П / Под ред. А.П.Тряпицыной.– Спб.,2000.– 228с.
  11. Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н. и др. Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности обучающихся. – Ярославль: Изд-во Канцлер, 2008. -168 с.

Проектирование и разработка индивидуального образовательного маршрута - совместная деятельность педагога и обучающегося

Федеральные государственные образовательные стандарты ориентируют систему образования на достижение новых результатов, которые связаны с необходимостью развития личности и определяют это основной целью и смыслом образования. При этом выделяют:

  • личностные результаты – это мотивы деятельности, система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам, которые сформировались в образовательном процессе;
  • метапредметные результаты – обобщенные способы деятельности, которые обучающиеся используют не только в рамках образовательного процесса, но и в реальных жизненных ситуациях, освоенные ими на базе нескольких или всех учебных предметов;
  • предметные результаты, которые выражены в усвоении обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках конкретного учебного предмета.

Для достижения поставленной государством цели основной задачей образования на современном этапе является смена приоритетов в образовательной деятельности и переход от структурированного, последовательного, ясного изложения теоретического материала для всей аудитории к индивидуальному контакту с обучающимися и формированию, развитию образованной, компетентной, творческой личности, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.

  • Содержательное направление - создание индивидуальной образовательной траектории, предоставляя ученику возможность осваивать то содержание образования и на том уровне, который в наибольшей степени отвечает его возможностям, потребностям и интересам.
  • Деятельностное направление - формирование индивидуальной образовательной траектории через современные педагогические технологии и IТ-технологии.
  • Процессуальное направление - организационные аспекты педагогического процесса.

При составлении образовательных программ учитываются следующие показатели:

  • школьная зрелость;
  • состояние здоровья, особенности развития, темп, режим работы;
  • профиль обучения;
  • склонность к конкретной предметной области;
  • уровень образования.

Для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей должна разрабатываться адаптированная образовательная программа, которая при необходимости обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

В практике инклюзивного образования также используется индивидуальная образовательная программа - документ, который отражает общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды, включающей учителя и родителей, в организации обучения и психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в рамках школы.

А.В. Хуторской рассматривает индивидуальную образовательную траекторию как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его организационных, деятельностных, познавательных, творческих и иных способностей.

Индивидуальный подход – это важный психолого-педагогический принцип, основанный на реализации в образовательном процессе индивидуальной модели взаимодействия педагога с отдельными обучающимися. Данная модель создается с учетом их личностных особенностей. Индивидуальный подход ориентирован на учет индивидуальных особенностей обучающегося в процессе обучения, что позволяет обучающемуся организовывать свою деятельность экономно, контролировать свои силы, работать в оптимальном темпе, что способствует достижению высоких результатов в учебной деятельности. Но в таком виде индивидуальное обучение в массовом образовании применяется ограниченно.

Термины «индивидуализация» и «дифференциация», как правило, рассматриваются в единстве. Характер их взаимосвязи рассматривают по-разному:

  • дифференциация приравнивается к индивидуализации;
  • индивидуализация является составляющей дифференциацией (как частный случай);
  • дифференциация является средством индивидуализации образования.

Индивидуализация – это учёт индивидуальных особенностей обучающихся в образовательном процессе, создание оптимальных условий для проявления и развития личности как индивидуальности через выбор соответствующий её возможностям, потребностям и интересам содержания, форм и методов обучения.

Дифференциация – разделение обучающихся для отдельного обучения на основании каких-либо индивидуальных особенностей. Важным дополнением является то, что эти группы могут быть как стабильными, так и относительно стабильными, а отдельное обучение – как постоянным, так и временным.

Индивидуальный образовательный маршрут – это заранее спланированный путь следования обучающегося, который направлен на его воспитание, развитие, обучение. Ученые определяют данный маршрут как целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, которая обеспечивает обучающемуся позицию субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогами педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Таким образом индивидуальный образовательный маршрут:

Целенаправлен, так как связан с конкретной целью и условиями её достижения;

Разрабатывается до начала реализации и определен уже имеющимися знаниями и опытом обучающегося;

Оформляется как индивидуальная образовательная программа.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями и разрабатывается с учетом способностей и возможностей обучающихся, а также с учетом существующих стандартов содержания образования и содержания базовой образовательной программы.

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:

– целевой (постановка целей получения образования, которые формулируются на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей обучающегося);

– технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);

– диагностический (определение системы диагностического сопровождения);

– организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей);

– результативный (формулируются ожидаемые результаты).

Разработка индивидуального образовательного маршрута осуществляется совместно педагогом, обучающимся и его родителями или законными представителями, но приоритетное право выбора варианта маршрута собственного образования принадлежит, в первую очередь, самому обучающемуся.

Основная задача педагога и родителей – это оказать помощь в проектировании и реализации своего проекта целенаправленного развития. Для этого в образовательном учреждении создаются специальные условия, а именно, условия для изучения интересов, потребностей и способностей обучающихся, обеспечение многообразия и разнообразия видов деятельности и программ, предоставление свободы выбора, повышение степени готовности педагога к реализации индивидуального образовательного маршрута, организация мониторинга.

Часто проектирование индивидуальных образовательных маршрутов вызывает у педагогов затруднения в связи с широким спектром индивидуальных различий у обучающихся. В связи с этим разработку маршрутов, чаще всего, рационально начинать с определения особенностей обучающихся. Критериями дифференциации могут быть:

Возраст обучающихся;

Гендерный признак;

Физические и психофизические особенности;

Социальная характеристика;

Уровень владения учебно-предметными знаниями и умениями;

Мотивация обучения детей.

Индивидуальные образовательные маршруты могут различаться по следующим признакам:

Степень сложности, выраженная в широте и глубине раскрытия конкретной темы, проблемы, понятийным аппаратом;

Темп освоения;

Логика преподавания;

Методы, приемы и способы организации образовательного процесса.

Но все они должны быть адекватны конкретному обучающемуся, содержанию и модели образовательного процесса.

Индивидуальный образовательный маршрут состоит из обязательной, вариативной, коррекционной и организационной частей.

1. Обязательная часть состоит из основных для изучения тем.

2. Вариативная часть состоит из набора тем, интересующих обучающегося, которые он может выбрать для дальнейшего изучения.

Эти две части (обязательная и вариативная) направлены на определение содержания изучаемого материала.

3. Коррекционная часть направлена на оказание помощи обучающимся в выборе тем из вариативной части с учетом их индивидуальных особенностей, а также на определение организационной части.

4. Организационная часть включает следующие компоненты методической системы: формы, методы, технологии, средства, контроль изучения выбранного содержания.

Важно помнить, что эта и все другие части индивидуального образовательного маршрута предполагают выбор обучающегося.

Для реализации индивидуального образовательного маршрута разрабатываются индивидуальные образовательные программы:

Программы, направленные на повышение качества обучения по образовательной программе;

Программы, направленные на творчество (участие в олимпиадах, проектах, конференциях, интеллектуальных играх).

Большое значение для успешного прохождения индивидуального образовательного маршрута имеет правильная организация работы на отдельных этапах деятельности.

Каждый обучающийся получает от педагога информацию о формах, расписании деятельности, периодичности и формах контроля. Индивидуальное расписание может включать время на самостоятельное изучение учебного материала, консультации, выполнение учебных проектов, подготовку к мероприятиям, участие в образовательной деятельности и другие формы организации образовательного процесса.

Педагог при разработке индивидуальной программы для конкретного ребенка опирается на содержание базовой программы. Основной вопрос каждой образовательной программы: «Как структурировать материал?». Поэтому, начиная разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут, педагогу необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его программе.

Существуют разные структуры образовательных программ. Рассмотрим их на примере геометрических линий.



Основная часть традиционных программ выстраивает структуру в аналогии с прямой линией, которая идет вверх. Здесь реализуется принцип систематичности и последовательности: от простого к сложному.

Выстроить программу, которая ориентирована на развитие творческого потенциала конкретного ребенка очень сложно, так как она предполагает задания творческого типа, особенностью которых является наличие множества правильных ответов. Решение подобных задач в рамках программы, основные требования которой системность и последовательность, довольно затруднительно.

Существует и другой способ структурирования учебного материала – по типу нескольких концентрических кругов. В структуру данной программы, как правило, входят несколько более мелких подпрограмм (допускается их автономность). Пройдя первый круг, обучающийся осваивает второй, затем третий. Это принцип возможен при разработке индивидуального образовательного маршрута.

Но наиболее продуктивным является третий вид программы – логарифмическая спираль. Благодаря такой структуре один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, с постепенным усложнением содержания за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. Данный тип структурирования материалов открывает большие перспективы для исследовательской деятельности обучающихся.

Индивидуальная образовательная программа имеет ряд функций:

Нормативную – она фиксирует нагрузку обучающегося, закрепляет порядок выполнения учебного плана и обосновывает выбор образовательного маршрута;

Мотивационную – информирует о совокупности образовательной деятельности обучающегося в течение определенного времени, определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности обучающегося;

Организационную – определяет виды образовательной деятельности обучающегося;

Самоопределения – позволяет реализовывать потребности в самоопределении на основе реализации образовательного выбора.

Следовательно, индивидуальный образовательный маршрут определяет программу конкретных действий обучающихся через индивидуальную образовательную программу и позволяет конструировать временную последовательность, формы и виды организаций взаимодействия педагогов и обучающихся, номенклатуру видов работы.

Рассмотрим схему построения индивидуального образовательного маршрута:

  • Диагностика. Данный этап ориентирован на проведение диагностики уровня развития способностей обучающегося и его индивидуальных особенностей.
  • Определение целей и задач. Проектируются цели и задачи, которые должен достигнуть обучающийся по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута.
  • Определение продолжительности проекта. По согласованию с родителями и самим обучающимся, определяется время, которое необходимо затратить обучающемуся на освоение базовой и специальной программы, в соответствии с поставленными целями и задачами.
  • Определение роли родителей (законных представителей) обучающегося в реализации маршрута. Предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей, совместной практической деятельности со своим ребенком.
  • Разработка учебно-тематического плана (почасового). Педагог совместно с воспитанником и родителями подбирают темы занятий дополнительно к основным темам, ориентируясь на интересы обучающегося.
  • Определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов.
  • Интеграция с другими специалистами. На основе анализа диагностики и выбранного содержания программы, педагог принимает решение о необходимости привлечения специалистов из других областей.
  • Определение способов оценки успехов обучающегося на каждом этапе освоения маршрута. Способы выбора оценки и самооценки выбирают педагог совместно с обучающимся. Возможные формы подведения итогов: концерт, показ, открытое занятие, показ достижений, участие в олимпиаде, научно-практической конференции, зачетная работа, экзамен, тест, рефлексия, персональная выставка.

Исходя из выявленных с помощью диагностики характеристик и качеств личности, можно определить формы и методы обучения в рамках технологии индивидуального образовательного маршрута.

Реализация индивидуального образовательного маршрута осуществляется также поэтапно, где предусмотрена деятельность каждого субъекта образовательного процесса.

1 этап «Диагностика».

Деятельность педагога: диагностирование уровня обученности, выявление интересов, уровня сформированности личностных качеств.

Деятельность обучающегося: участие в диагностическом тестировании.

2 этап «Разработка программы».

Деятельность педагога: постановка целей и задач, отбор учебного материала и его организация (адаптация к уровню обученности обучающегося).

Деятельность обучающегося: определение собственной цели и потребности, ознакомление с ожидаемыми результатами.

3 этап «Реализация индивидуальной образовательной программы».

Деятельность педагога: организация образовательного процесса, а именно инструктирование, обеспечение дидактическим материалом, установление благоприятного психологического климата, оказание поддержки обучающемуся.

Деятельность обучающегося: выполнение заданий, инструкций, требований, предусмотренных индивидуальным образовательным маршрутом.

5 этап «Презентация личных образовательных результатов».

Деятельность педагога: Организация контроля (текущего, взаимоконтроля, самооценки).

Деятельность обучающегося: итоговая работа, содержащая в себе теоретическое воспроизведение (демонстрация теоретической компетентности в изученном аспекте), практическое решение поставленных задач.

6 этап «Рефлексивно-оценочный».

Деятельность педагога: оценка путем анализа результатов, полученных в образовательном процессе.

Примерная схема самоанализа обучающегося, проходящего обучение по индивидуальной образовательной программе:

  • Какие цели я ставил перед собой в начале обучения по программе? (Что я хотел?)
  • Какие действия я спланировал для достижения цели? (Что я должен сделать?)
  • Удалось ли мне реализовать задуманное? (Что я сделал для достижения цели?)
  • Какая эффективность моих действий? (Чему научился? Что необходимо ещё сделать)?

Деятельность обучающихся: оценка проделанной работы, сопоставление поставленной цели и полученных результатов, решение о продолжении обучения по теме или её смене.

В процессе реализации индивидуального образовательного маршрута педагог осуществляет ряд функций:

- тьюторство – руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся, которое предполагает поддержку (решение проблем самим обучающимся), сопровождение учебной деятельности и фасилитацию (сопровождение личностного развития). Педагог-тьютор осуществляет разработку заданий, организацию обсуждения, работу с субъектным опытом обучающегося, анализ познавательных интересов, намерений, личных устремлений, продумывает способы мотивации и фиксации результатов, разрабатывает результаты деятельности.

- консультирование – взаимодействие между педагогом и обучающимся, организованное особым образом и направленное на решение возникающих проблем и внесение позитивных изменений в деятельность обучающегося.

- экспертная – оценка работ, выполненных обучающимся.

- проектная – сопровождение учебной деятельности обучающегося.

- процессная – сопровождение обучающегося во время реализации индивидуального образовательного маршрута.

Литература

  • Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? - М., 2005.
  • Вдовина С. А., Кунгурова И. М. Сущность и направления реализации индивидуальной образовательной траектории // Интернет-журнал Науковедение. 2013.
  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015 г.)
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 N 379н (ред. от 03.06.2013) «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2008 N 12189)
  • Алехина С. В. Принципы инклюзии в практике образования // Аутизм и нарушения развития. 2013. № 1. С.1-6.
  • Микерова Г.Ж., Жук А.С. Алгоритм построения индивидуальной образовательной траектории обучения // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 11-1. – С. 138-142

Используя некоторые общие принципы педагогического проектирования, разработанные М.И. Рожковым, дополним их и охарактеризуем те, которые целесообразно учитывать при проектировании деятельности ребенка, его жизненных и профессиональных планов.

Принцип прогнозирования. Каждый участник образовательного процесса, и в первую очередь педагог, должен предвидеть результаты деятельности, которые выражаются в изменениях ребенка и его отношениях с окружающим миром. Прогноз, как правило, базируется на анализе данных, которые получены в ходе диагностики его обучаемости, обученности, подготовленности, воспитанности, социализированности, а также материалов текущего наблюдения за поведением, деятельностью, отношениями ребенка в процессе деятельности, с окружающими.

При прогнозировании большое значение имеет не только анализ объективно имеющихся данных о ребенке и его отношениях, но интуиция педагога, основой которой является интериоризированный опыт педагогической деятельности. Педагогическая интуиция – это способность педагога предчувствовать последствия реализации педагогических действий.

Данный принцип требует:

Определяя цель, представлять те изменения, которые должны произойти в результате ее достижения (любой педагогический проект должен быть гуманистичен и не приносить вреда воспитаннику);

При создании проекта опираться на уже достигнутый образовательный и воспитательный результат;

Ориентироваться на близкие, а также средние и дальние перспективы развития ребенка;

Интуитивные предположения подтверждать материалами анализа объективных данных;

Чаще ставить себя на место воспитанника и мысленно проигрывать его поведение, чувства, возникающие под влиянием создаваемой для него системы.

Принцип саморазвития . Означает, что при проектировании деятельности ученика, его развития невозможно предусмотреть все многообразие жизненных ситуаций, поэтому создаваемые проекты должны быть гибкими, динамичными, способными по ходу их реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению. Жестко созданный проект почти всегда ведет к насилию над участниками воспитательного процесса.

Реализуя данный принцип, следует учитывать следующее:

Каждый ребенка имеет свои особенности развития и саморазвития, которые должны найти отражение при проектировании;

Жизнь и деятельность ребенка разнообразны, не предсказуемо появление и влияние ряда факторов на его развитие, все в проекте предусмотреть невозможно и не следует к этому стремиться;

Разрабатываемый проект должен быть таким, чтобы отдельные его компоненты легко заменялись, корректировались;

Важно предусмотреть возможность многократного использования проекта, приспосабливая его к изменившимся условиям;


Целесообразно иметь вариативную часть проекта или создавать несколько вариантов проектов.

Принцип мотивационного обеспечения проектировочной деятельности. Предполагает формирование положительного, заинтересованного отношения участников педагогического процесса к разработке и осуществлению проектов индивидуальной деятельности ученика, его развития, которое проявляется в их добровольном и активном участии в проектировочной деятельности.

Данный принцип требует осуществлять следующее:

Проводить разъяснительную работу о необходимости и целесообразности разработки проектов индивидуальной деятельности каждого воспитанника, опираясь на убедительные аргументы, мнение авторитетных педагогов, учеников, родителей, имеющих такой опыт;

Включать педагогов, родителей и детей в коллективное обсуждение достоинств, проблем, трудностей проектирования и путей их преодоления;

Привлекать участников образовательного процесса к разработке методического обеспечения проектировочной деятельности;

Учитывать интересы, потребности и возможности всех участников педагогического процесса при разработке проекта;

Обеспечивать добровольность участия педагогов, детей, родителей в проектировочной деятельности, не допускать навязывания проектов;

Осуществлять контроль за ходом проектирования, поощрять инициативу участников образовательного процесса в создании и реализации проектов.

Принцип субъектной позиции ребенка. Проект деятельности учащегося становится реальным, если он создается им самим, то есть сам ребенок является активным участником проектировочной деятельности на всех ее этапах, при этом необходимо обеспечить соответствующее психолого-педагогическое сопровождение такой деятельности.

Реализуя данный принцип, педагоги должны обеспечить следующее:

Организовать самодиагностику школьника, самоанализ его достижений, возможностей, проблем и трудностей, чтобы ребенок получил необходимую информацию о себе и возможных перспективах;

Осуществлять процесс целеполагания с участием ребенка, научить его определять свои образовательные и профессиональные планы, предоставить ему возможность составить самостоятельно вариант проекта, обосновать и защитить его;

Организовывать анализ и рефлексию деятельности ребенка на каждом этапе проектирования;

Давать возможность ученику первому высказывать свои мнения и суждения в процессе проектировочной деятельности;

Поощрять, поддерживать любую инициативу ребенка;

Обучать ребенка самоконтролю, помогая выполнить проект и получить намеченный результат, тем самым подтверждая целесообразность проектирования.

Принцип взаимодействия участников проектирования. В создании проекта ребенка, кроме него самого, могут участвовать в той или иной мере классный руководитель, учителя, администрация школы, психолог, родители, также специалисты-консультанты. К проектированию индивидуальных образовательных проектов на ряде этапов, например, в качестве экспертов, могут привлекаться его одноклассники, друзья и те, чье мнение для ребенка является значимым.

Для реализации принципа следует:

Изучить возможности участия в проектировании субъектов психолого-педагогического сопровождения развития ребенка;

Определить функции, обязанности, права каждого субъекта проектировочной деятельности;

Организовать совместную деятельность участников проектирования при решении вопросов психолого-педагогического сопровождения этого процесса, сообща обсуждать организацию и результаты проектировочной деятельности;

Регулировать взаимодействие педагогов, специалистов и семьи в процессе создания и реализации индивидуальных проектов развития ребенка на разных уровнях (класса, группы, семьи, конкретного ученика, УДО, кружка, школы).

Принцип технологичности. Проектирование индивидуальной образовательной деятельности учащегося можно представить как алгоритм действий педагогов, ребенка и его родителей, обеспечивающий в своей совокупности решение педагогической задачи (создание плана действий ученика, разработку индивидуальной образовательной программы и др.). В процессе проектирования осуществляется выбор технологий обучения и воспитания ребенка, которые станут основой взаимодействия педагогов и ребенка.

Этот принцип требует:

Определения конкретной цели (системы целей) для ученика;

Конкретизации критериев, по которым отслеживается его движение к цели (целям);

Разработки этапов деятельности и плана действий ребенка по достижению намеченной цели (системы целей);

Выстраивания последовательных действий, шагов педагогов и родителей, обеспечивающих продвижение школьника к намеченным целям;

Разработки мониторинга обучения и воспитания ребенка.

Принцип непрерывности и цикличности. Означает, что проектирование деятельности школьника целесообразно осуществлять на протяжении всего периода обучения и воспитания, создавая перспективные проекты (на год, два и более), ближайшие (полугодие, месяц) и текущие (неделя, день, конкретное занятие). Чтобы реализовать перспективный проект, необходимо выстроить серию промежуточных проектов, при этом ребенок проходит одни и те же этапы, совершает каждый раз сходные действия. Это позволяет определить некоторую цикличность в проектировании образовательной деятельности ученика.

Реализуя данный принцип, педагоги осуществляют следующее:

Систематически отслеживают результаты проектирования деятельности детей и вносят соответствующие коррективы как в сами проекты, так и в организацию проектирования;

Обеспечивают преемственность в проектировании, опираются на имеющийся опыт, постоянно его развивая, внося новые привлекательные для участников проектирования методики и технологии;

Организуют разработку системы перспективных и ближайших проектов, предлагая участие в этом процессе всем желающим педагогам, детям и родителям и мотивируя его.

Все принципы проектирования тесно взаимосвязаны. Реализация совокупности перечисленных выше принципов может обеспечить успешность проектирования деятельности ребенка, его развития и достижение намеченных образовательных и воспитательных целей.

Индивидуальная образовательная траектория учащегося - персональный путь реализации его личностного потенциала. При этом речь идет не столько о традиционном выделении типологических характерологических особенностей учащегося, сколько о его оргдеятельностных способностях - познавательных, творческих, коммуникативных и т. д. Их выявление, реализация и развитие осуществляются в ходе образовательного движения ученика. Индивидуальная образовательная траектория реализуется через составление индивидуальной образовательной программы (ИОП), которая является ее технологическим обеспечением.

Особенности проектирования индивидуальной образовательной программы

Проектирование индивидуальной образовательной программы предусматривает:

    наличие субъекта деятельности - учитель - ученик. Причем учитель - собирательный образ, т. к. ученик выступает в парах:
    - ученик - учитель-предметник;
    - ученик - классный руководитель;
    - ученик - психолог и т. д.;

    критерии оценки эффективности (они связаны с развитием субъекта деятельности, в данном случае ученика);

    владение специальными умениями (в первую очередь в проектировании), обеспечивающими перевод педагогических целей в конкретные задачи и содержание деятельности.

Учащиеся создают модель, которая удовлетворяет их познавательные и творческие интересы. Ученик становится субъектом обучения, т. к. он планирует свою учебную деятельность, определяет пути и средства достижения успеха, учится умению выстраивать свои отношения со сверстниками, учителями, руководителями кружков, факультативов и т. д.

Учащиеся разрабатывают индивидуальную образовательную программу на основе базисного учебного плана по заданному образцу ().

Перед тем как ученики приступят к проектированию индивидуальной образовательной программы, классный руководитель проводит с ними беседу о необходимости планирования и организации учебно-познавательной деятельности учащихся в рамках профессионального самоопределения; знакомит со структурой индивидуальной образовательной программы и алгоритмом ее построения ().

Особое место в процессе разработки индивидуальной образовательной программы отводится родителям. Они не только ознакомляются с ней, но и вносят коррективы после предварительного обсуждения, консультаций с классным руководителем, учителями-предметниками, психологом и администрацией школы.

С момента подписания учащимся, его родителями и администрацией школы индивидуальная образовательная программа является официальным документом, регламентирующим отношения между учеником, родителями и образовательного учреждения.

Реализация индивидуальной образовательной программы

Индивидуальная образовательная программа реализуется самим учеником и должна пониматься им как практическое руководство по самообразованию и самореализации жизненных планов.

Помимо предметов, предусмотренных учебным планом школы, индивидуальная образовательная программа включает в себя ресурсы дополнительного образования, формы участия обучающихся во внеклассной учебно-познавательной деятельности.

ПРИМЕР

Анализ индивидуальной образовательной программы

Учащийся самостоятельно или с помощью классного руководителя, учителей и родителей анализирует ход выполнения индивидуальной образовательной программы и вносит необходимые коррективы и изменения.

Классный руководитель анализирует индивидуальные образовательные программы сразу после их заполнения. Результат анализа может быть представлен в виде следующей таблицы.

Ф. И. ученика

Профессиональные предпочтения учащихся

Умения учащихся

Предложения учащихся по внесению изменений в процесс обучения

ставить цель

определять задачи

выбирать формы
и методы обучения

выбирать формы
и методы контроля

планировать свою учебную деятельность

Уровень оцениваемых умений учащихся высокий, если ученик может четко сформулировать цели и задачи на определенный срок, спланировать свою учебную деятельность, используя образовательные ресурсы школы и города, выбрать оптимальные для себя формы, методы обучения и контроля. Если перечисленные умения сформулированы учеником недостаточно четко или ученик не может их сформулировать, то, соответственно, уровень оцениваемых умений средний или низкий.

Анализ индивидуальной образовательной программы позволяет оказать практическую помощь ученикам, нуждающимся в ее составлении, и соотнести полученные данные с выбором профессиональных предпочтений; выработать рекомендации для учащихся, их родителей, учителей, администрации; внести предложения по организации учебного процесса в классе, в школе.

ПРИМЕР

Например, по результатам анализа индивидуальной образовательной программы учащихся администрация образовательного учреждения может:

    внести изменения:
    - в содержание образования (выбор элективных курсов, набор курсов по выбору, факультативов, дополнительных платных услуг и т. д.);
    - организацию учебного процесса, расписание уроков, консультаций, факультативов и т. д.;
    - работу с родителями учащихся;

Индивидуальная образовательная программа учит старшеклассника планировать и организовывать свою учебно-познавательную деятельность, анализировать ее с позиций достижений и успехов, выделять приоритеты, связанные с профессиональным самоопределением. Процесс правильного выбора предполагает наличие таких умений, как выделение альтернатив получения образования, соответствующих собственным потребностям и возможностям, оценку их преимуществ и недостатков, выбор из имеющихся вариантов наилучшего.

ОБРАЗЕЦ
индивидуальной образовательной программы
учащегося 10 класса __________________ (Ф. И.)

Приложение 1

I полугодие

1. Цели образования (Цель - это субъективный образ желаемого. Укажи свою цель на этот учебный год - в целом, по отдельным предметам.) ___________________________________________________________________________________________________

2. Задачи образования (Задача - это часть цели. Определи, как ты будешь добиваться своей цели.)

______________________________________________________________________________________________________________

3. Формы и методы обучения (в целом, по отдельным предметам).

Усваивать учебный материал тебе помогает: составление плана, просмотр видеофильма, составление конспекта, самостоятельная работа с учебником, объяснение учителя, технологическая карта, составление словаря понятий, таблицы, схемы, работа с электронными учебными пособиями, использование интернет-технологий, работа в парах, группах (подчеркни), другое (допиши) ______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

4. Формы и методы контроля (в целом, по отдельным предметам). Для тебя предпочтительнее: письменная работа по вопросам, тест, устный ответ по вопросам, работа с карточкой, пересказ по учебнику, компьютерный контроль, поиск ответа в учебнике, зачет (по теме), проект, реферат, эссе (подчеркни), другое (допиши)

______________________________________________________________________________________________________________

Как часто тебя надо проверять, чтобы ты хорошо учился: поурочный контроль, тематический контроль, четвертной контроль (подчеркни), другое (допиши) _______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

5. Предложения по внесению изменений в процесс обучения на II полугодие:

    в формы и методы обучения (в целом и по отдельным предметам) _________________________________________________
    _________________________________________________________________________________________________________

    в формы и методы контроля (в целом и по отдельным предметам) _________________________________________________

    в организацию учебного процесса ____________________________________________________________________________
    __________________________________________________________________________________________________________

Примечания:

    По всем предметам аудиторной нагрузки предусматривается промежуточная и итоговая аттестация, согласно Положению об аттестации выпускников основной школы.

    Учебный план изменяется при переходе из одного профильного класса в другой, всю ответственность в этом случае несут учащиеся и их родители.

    ИОП заполняется до 10 сентября текущего учебного года на основании предложений образовательных услуг.

Дата ____________________________

Подпись учащегося ________________

Подпись родителей _______________

Подпись администрации ОУ ________

АЛГОРИТМ
построения индивидуальной образовательной программы
(в помощь ученику)

Приложение 2

1. Сформулируй свою образовательную цель

Цель - это субъективный образ желаемого, предполагаемый результат деятельности. Поставить цель - значит предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат. Цель должна быть конкретной, т. е. необходимо указать:

    определенный срок;

    успехи, которых желаешь достичь в целом и по отдельным направлениям;

    способы получаемого образования после школы.

2. Определи задачи - пути достижения цели

Задачи - план твоих действий по достижению поставленной цели, который разрабатывается:

    на определенный срок;

    по конкретным видам деятельности;

    по отдельным предметам.

3. Выбери формы и методы обучения

Выбери те формы и методы обучения, которые помогают тебе эффективно усваивать учебный материал, или предложи свои. Ты должен:

    знать, чему и каким образом тебя обучают на уроках;

    уметь сформулировать предложение для учителя по применению наиболее эффективных способов обучения;

    уметь определить формы самообразования.

4. Определи формы и методы контроля

Выбери предпочтительные для себя формы и методы контроля:

    как часто тебя надо проверять, чтобы ты хорошо учился;

    каким способом лучше проверять твои знания по отдельным предметам;

    каким образом ты должен осуществлять самоконтроль.

5. Спланируй свою учебную деятельность.
Используй для этого учебный план на текущий учебный год, ресурсы школы и города.

6. Скорректируй ИОП
По окончании I полугодия (учебного года) проанализируй полученные результаты, соотнеси с поставленными задачами и внеси изменения в ИОП.

Г.Б. Клименко , зам. директора МОУ СОШ № 108, г. Трехгорный Челябинской обл.

Научно-методический журнал «Классный руководитель» № 1-2012

Байбородова Л .В.,

доктор педагогических наук, профессор,

заведующий кафедрой педагогических технологий

Ярославский государственный педагогический университет

им. , г. Ярославль

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА И ЕГО РАЗВИТИЯ

Педагогическое проектирование является функцией каждого педагога и может рассматриваться на разных уровнях, в разных масштабах и аспектах. Проектировать в педагогике - значит избирать или создавать на основе прогноза такие педагогические средства, технологии, использование которых направлено на достижение поставленных целей, развитие всех участников педагогического процесса. При проектировании создаются предпочтительные варианты предстоящей деятельности и прогнозируется ее результат.

Проектирование индивидуальной деятельности школьника и его развития можно характеризовать:

* как механизм взаимопроникновения и взаимосвязи внешней и внутренней индивидуализации педагогического процесса;

* как интегративную функцию психолого-педагогического сопровождения школьников в реализации их индивидуальной жизненной траектории;

* как способ взаимодействия всех субъектов психолого-педагогического сопровождения;

* как средство интеграции педагогических и учебно-методических средств школы, учреждений дополнительного образования , профессиональных учебных заведений.

Объектов педагогического проектирования много. Это может быть система, процесс, деятельность, ситуация, решение конкретной педагогической задачи. В реальной педагогической практике, например, педагог дополнительного образования сталкивается с проектированием занятия, воспитательного мероприятия, своей деятельности по решению конкретной задачи или принятию решения, деятельности конкретного ребенка или группы детей.


В современных условиях модернизации образования предпочтение отдается индивидуально-ориентированному обучению и воспитанию детей, что означает их активность и сознательность, формирование субъектной позиции, приобщение детей к проектированию своего жизненного пути.

Результатом проектирования являются проекты. Подчеркнем, что следует различать проекты самого школьника и проекты педагогов, обеспечивающие сопровождение образовательной деятельности ребенка и реализацию его индивидуальных проектов.

Какими могут быть проекты деятельности самого ребенка?

К основным проектам деятельности школьника мы относим:

* интуитивные предположения подтверждать материалами анализа объективных данных;

* чаще ставить себя на место воспитанника и мысленно проигрывать его поведение, чувства, возникающие под влиянием создаваемой для него системы.

Принцип саморазвития. Означает, что при проектировании деятельности ученика, его развития невозможно предусмотреть все многообразие жизненных ситуаций, поэтому создаваемые проекты должны быть гибкими, динамичными, способными по ходу их реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению. Жестко созданный проект почти всегда ведет к насилию над участниками воспитательного процесса. Реализуя данный принцип, следует учитывать следующее:

* жизнь и деятельность ребенка разнообразны, непредсказуемо появление и влияние ряда факторов на его развитие, все в проекте предусмотреть невозможно и не следует к этому стремиться;

* каждый ребенок имеет свои особенности развития и саморазвития, которые должны найти отражение при проектировании;

* разрабатываемый проект должен быть таким, чтобы отдельные его компоненты легко заменялись, корректировались;

* важно предусмотреть возможность многократного использования проекта, приспосабливая его к изменившимся условиям;

Я, папа, мама, бабушка