Биографии Характеристики Анализ

Создание поэмы василий теркин. Василий теркин в фильмах

Конспект урока по литературе

Предмет : литература

Тема урока: А.Т.Твардовский. Замысел и история создания поэмы "Василий Тёркин"

Цель : познакомить учащихся с основными фактами жизни Твардовского, с замыслом и историей создания поэмы .

Задачи:

Обучающие :

    Познакомить учащихся с наиболее интересными фактами жизни писателя;

    Познакомить учащихся с историей создания поэмы «Васили Теркин»;

Воспитательные:

    Активизировать интерес учащихся к чтению.

    Выявить и формировать нравственные убеждения школьников.

    Содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания ответа товарища.

Развивающие:

    Содействовать развитию разных видов памяти при организации зрительного и слухового восприятия художественного текста.

    Развивать устную озвученную речь учащихся, через устные ответы.

    Развивать навыки озвученного выразительного чтения.

План урока:

Этап урока

Хронометраж

1.Организационный момент.

2. Знакомство с биографией писателя

3. Подготовка к первичному восприятию текста

4. Анализ главы «От автора»

5. Объяснение домашнего задания

2 минуты

13 минут

12 минут

13 минут

5 минут

Методическое обоснование: Данный урок является первым в системе уроков по творчеству А.Т.Твардовского. На первом этапе урока школьникам предлагается послушать биографию поэта и выписать в тетрадь основные факты его жизни, что позволяет акцентировать внимание на более важных событиях. Затем учащимся предлагается послушать историю создания поэмы «Василий Теркин», после чего проводится репродуктивная беседа Следующим этапом идет чтение первой главы «От автора» и ее анализ, что позволяет учащимся развивать устную монологическую речь. После анализа первой главы объясняется домашнее задание.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

Организационный этап

Здравствуйте, ребята. С сегодняшнего урока мы начинаем изучение творчества А.Т.Твардовского, а именно поэмы «Василий Теркин». На этом уроке мы познакомимся с его биографией, поговорим об истории создания поэмы и проанализируем первую главу «От автора». Откройте ваши тетради, запишите дату и тему урока.

Письмо.

Образец записи:

Одиннадцатое марта

Александр Трифонович Твардовский

(1910 – 1971)

Знакомство с биографией поэта

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, инструктирующее слово.

Ребята, сейчас я кратко расскажу вам биографию А.Т.Твардовского. Ваша задача – записать себе в тетрадь те моменты, которые покажутся вам наиболее важными и интересными.

Поэт, общественный деятель, Александр Трифонович Твардовский родился 21 июня 1910 года в Смоленской области. Учился в сельской школе, затем в Смоленском педагогическом институте. В 1939 году закончил Московский институт философии, литературы и истории. Писать стихи начал с раннего детства.

Твардовский участвовал в советско-финской войне 1939-1940 годов в качестве корреспондента военной газеты и написал цикл стихов «В снегах Финляндии». Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов поэт работал во фронтовых газетах, публикуя в них стихи и очерки.

Очень широкую известность получила поэма Твардовского «Василий Теркин». Главный герой этой книги – народ на войне. В поступках и действиях Василия Теркина проступает нравственный облик воюющего народа. Василий Теркин олицетворяет все лучшие черты советского народа: выдержку, любовь к шутке, выносливость, смекалку, открытку и щедрую душу, готовую прийти на помощь в любой ситуации. «Это поистине редкая книга, - писал И.А.Бунин. – Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык – ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно пошлого слова!»

В своем творчестве Твардовский правдиво и страстно запечатлел важнейшие, ключевые этапы жизни народа. Народность, доступность его поэзии достигаются богатыми и разнообразными средствами художественной выразительности. Поэт переводил стихи с белорусского, украинского и других языков. Его произведения были переведены на многие иностранные языки. Твардовский вел большую общественную работу. Он был главным редактором журнала «Новый мир», секретарем правления Союза писателей СССР, вице-президентом Европейского сообщества писателей.

Поэзия Твардовского – образец самобытного творчества народного художника, для которого служение народу было смыслом всей жизни, единственным подлинным счастьем.

18 декабря 1971 А.Твардовский скончался после тяжелой болезни.

Ребята, давайте теперь обсудим, то, что я рассказала.

В каком году родился А.Т.Твардовский?

Где он учился?

В какой войне принимал участие А.Т.Твардовский и в качестве кого?

Редактором какого журнала он был?

Какие еще должности занимал Твардовский в других общественных организациях?

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).

Письмо.

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).

Устные ответы учеников:

- А.Т.Твардовсикй родился в 1910 году;

- он учился в сельской школе, затем в Смоленском педагогическом институте, а затем в Московском институте философии, литературы и истории;

- А.Т.Твардовский принимал участие в советско-финской войне в качестве корреспондента военной газеты;

- он был редактором журнала «Новый мир»;

- Твардовский был секретарем правления союза писателей СССР и вице-президентом Европейского сообщества писателей;

Подготовка к первичному восприятию текста

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, инструктирующее слово.

Ребята, сейчас давайте поговорим об истории создания поэмы «Василий Теркин». Я буду рассказывать, а вы также, как и при работе с биографией поэта, будете записывать те факты, которые покажутся вам интересными и важными.

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово.

Вася Теркин, любимый многими литературный герой военных лет, появился во фронтовой печати еще до Великой Отечественной – в 1939–1940 годах, во время войны с Финляндией. Создан он был коллективом авторов, среди которых был и Твардовский. Это был удачливый и веселый боец, всегда побеждающий врагов. Герой этот напоминал персонажей комиксов или серий карикатур.

Тогда же, во время финской кампании, было задумано литературное произведение в стихах о неунывающем солдате "Васе Теркине". Крестьянская тема была для Твардовского главной. Финская война, на которой был корреспондентом Твардовский, открыла ему новый пласт жизни, целый новый мир. Наверное, точнее было бы сказать, что Твардовскому, хорошо знающему беды и заботы русского крестьянина, по-новому открылся во время войны все тот же русский крестьянин, русский характер, русский человек, но в его новой ипостаси: не хлебопашца и кормильца, а защитника Отечества, как не раз уже бывало в русской истории. Именно в этом заключался секрет будущей удачи поэта.

После завершения финской кампании Твардовский начал работу над поэмой, герой которой – Вася Теркин – был участником прошедшей войны. Предполагалось, что летом 1941 года поэма будет завершена.

С началом войны Твардовский был назначен на должность "писателя" в газету "Красная Армия" Киевского военного округа и выехал на фронт. В первые, самые тяжелые, месяцы войны Твардовскому было не до поэмы: вместе с армией он прошел всю войну, самыми трудными ее дорогами, выходил из окружения в 1941 году. К мысли о "Теркине" поэт вернулся в июне 1942 года, только это была уже поэма о новой войне и, по сути, о новом герое – прежде балагуре и весельчаке. Это был не " Вася Теркин ", а " Василий Теркин ". Сменилось имя, сменилась концепция героя: ничего не осталось теперь от квадратного подбородка, автор сосредоточился на характере Теркина, на его фронтовой (и не только фронтовой) философии, на его роли в судьбах других людей – персонажей поэмы. Новое название поэмы было объявлено в творческом отчете Твардовского 22 июня 1942 года – "Василий Теркин".

Поэма создавалась в течение всей войны, следовала за ее ходом, сочетая в себе, казалось бы, несочетающиеся качества: оперативность, едва ли не газетность, и в то же время высочайшую художественность. Первые главы были опубликованы летом 1942 года, после тяжелого и длительного отступления наших войск к Волге и Северному Кавказу, в тяжелейшее, непредсказуемое для дальнейшего хода войны время. Все были охвачены тревогой. Вряд ли тогда было "до литературы", "до поэзии". Но было в книге Твардовского то, что нашло отклик практически у каждого. Поэма сразу же стала знаменитой (задолго до своего завершения), газеты с главами поэмы, как свидетельствуют очевидцы, с нетерпением ожидались читателями, передавались из рук в руки.

Первоначально, до 1946 года, поэма печаталась разделенной на две, затем на три части, что отражало основные этапы войны: отступление, перелом, изгнание врага с родной земли. Однако впоследствии автор отказался от деления на части, от нумерации глав, сделав композицию книги более свободной, и того требовала особая художественная логика произведения. Поэма не имеет сюжетного, событийного завершения: с главным героем, Василием Теркиным, мы расстаемся незадолго до конца войны, когда враг был изгнан с родной земли.

Метод, прием: слово учителя, беседа, репродуктивная беседа.

Ребята, что показалось вам наиболее интересным в истории создания поэмы «Василий Теркин»?

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).

Слушание (глобальное, нерефлексивное, критическое, информативное).

Письмо.

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).

Устные ответы учеников.

Наиболее интересным в истории создания «Василия Теркина» мне показался тот факт, что поэма писалась во время войны, и то, что ее герой – вымышленный, а не реальный человек.

Анализ первой главы

Давайте теперь перейдем непосредственно к анализу поэмы. Вы дома уже должны были читать поэму, может некоторые уже прочитали ее полностью. Ответьте на вопрос, понравилось ли вам читать «Василия Теркина»? Если да, то почему, и если нет, то тоже почему?

А что вы можете сказать о языке написания поэмы? Понятен он был или нет?

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, инструктирующее слово.

Обратимся к тексту поэмы. Сейчас я прочитаю вам первую главу, которая называется «От автора». В учебниках ее у вас нет внимательно слушайте меня, потому что после прочтения мы будем анализировать эту главу.

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, беседа, эвристическая беседа.

Давайте обсудим эту главу.

Как объясняет поэт, что побудило его написать поэму о Василии Тёркине?

Как Твардовский оценил свою работу?

Что говорится об особенностях жанра "Книги про бойца"?

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).

Устные ответы учеников .

Мне понравилась поэма, потому что ее очень легко читать, сюжет довольно простой и интересный. Главный герой – обычный солдат, каких было много на войне, и мы можем понять, что чувствовали солдаты во время Великой Отечественной войны.

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).

Устные ответы учеников:

- «книга про бойца без начала, без конца»;

- начинается она не сначала, а с середины, и в ней нет конца, потому что автору жалко расставаться со своим героем, который ему так полюбился.

Объяснение домашнего задание

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, инструктирующее слово.

Ребята, ваша задача – дома прочитать главы «На привале», «Перед боем» и «Переправа». И выучить наизусть отрывок из главы «Переправа», начиная со слов «Переправа, переправа! Берег левый, берег правый…» до слов «Проходил с ружьем кремневым русский труженик-солдат»

Открываем дневники и записываем задание.

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).

Итог урока

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, обобщающее слово.

Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с биографией А.Т.Твардовского, узнали историю создания поэмы «Василий Теркин» и проанализировали первую главу поэмы. Надеюсь, что вам будет интересно читать это произведение и, также, как и Твардовскому, вам не захочется расставаться с Василием Теркиным.

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).

Одно из главных произведений в творчестве поэта, получившее всенародное признание. Поэма посвящена вымышленному герою - Василию Тёркину, солдату Великой Отечественной войны.

Поэма начала печататься с продолжением в газетном варианте с 1942 года и была закончена в 1945 году. Первое отдельное издание ещё незаконченного произведения вышло в 1942 году. Большей частью поэма написана четырёхстопным хореем (отдельные главы трёхстопным хореем).

Поэма состоит из 30 глав, пролог а и эпилог а, условно разделяясь на три части. Каждая глава - небольшая новелла об эпизоде из фронтовой жизни Тёркина, не связанная с другими каким-либо общим сюжетом. Василий Тёркин - балагур и весельчак, душа своего подразделения. В бою - пример для всех, находчивый воин, который не растеряется в самой сложной ситуации. На привале вокруг него всегда собирается компания - Тёркин споёт и сыграет на гармони, никогда не полезет в карман за острым словом. Будучи раненым, на волоске от смерти (глава «Смерть и воин»), находит силы собраться и вступить в схватку со Смертью, из которой выходит победителем. При встрече с мирным населением ведёт себя скромно и с достоинством. Отдельные новеллы в поэме были созданы по мотивам реальных событий войны (глава «Кто стрелял»). Некоторые истории рассказывают о победах, а некоторые о тяжёлых поражениях (глава «Переправа»).

Повествование поэмы не связано с ходом военной кампании 1941-1945 годов, но в нём присутствует хронологическая последовательность; упоминаются и угадываются конкретные сражения и операции Великой Отечественной войны: начальный период отступления 1941-1942 года, битва у Волги, переправа через Днепр, взятие Берлина.

История создания

Работу над поэмой и образом главного героя Твардовский начал в 1939-1940 году, когда он был военным корреспондентом газеты Ленинградского военного округа «На страже Родины» в ходе финской военной кампании. Имя героя и его образ родились как плод совместного творчества членов редколлегии газеты. Тёркин стал сатирическим героем нескольких небольших стихотворений-фельетонов Твардовского, написанных для газеты. Писали о Тёркине и другие авторы. Совпадение имени главного героя с именем героя романа писателя XIX века П. Д. Боборыкина чисто случайное.

Красноармеец Тёркин уже тогда начал пользоваться определённой известностью у читателей окружной газеты, и Твардовский решил, что тема перспективна, и её необходимо развить в рамках произведения крупной формы.

22 июня 1941 года Твардовский сворачивает мирную литературную деятельность и на следующий день уезжает на фронт. Он становится военным корреспондентом Юго-Западного, а затем 3-го Белорусского фронта. В 1941-1942 годах вместе с редакцией Твардовский оказывается в самых горячих точках войны. Отступает, оказывается в окружении и выходит из него.

«ВАСИЛИЙ ТЕРКИН»

История создания. Первые главы были опубликованы в 1942 году, хотя имя героя книги — Вася Теркин — было известно значи­тельно раньше, с периода Финской войны. На страницах фронтовой газеты «На страже Родины» стали появляться стихотворные фелье­тоны об удачливом, ловком бойце, создававшиеся содружеством во­енных писателей, среди которых был и Твардовский. Тогда у него и возник замысел создания большого, серьезного произведения с этим главным героем. Уже в 1940 году были написаны черновые вариан­ты отдельных глав («На привале», «Переправа», «О награде»), а гла­ва «Гармонь» даже напечатана в газете «Красная звезда» в виде сти­хотворения. Война с фашистской Германией прервала работу на некоторое время и скорректировала замысел. Вместо фельетонного Васи Теркина стал возникать образ советского бойца, воплотившего лучшие нравственные качества целого поколения предвоенных лет. Он приобрел характер широчайшего обобщения, сохраняя при этом живую конкретность образа, его узнаваемость. «Книга про бойца» — такой подзаголовок появился в поэме при первой публикации. По­пулярность «Теркина», ощущение необходимости этой книги читате­лям, и прежде всего солдатам, сражавшимся на полях войны, заста­вило Твардовского продолжить работу над поэмой. В конце 1942 года появилась глава «Кто стрелял?» из второй части поэмы, потом — другие главы, а в мае 1943 г. работа была завершена.

«ВАСИЛИЙ ТЕРКИН» История создания

1 (20%) 1 vote

На этой странице искали:

  • история создания василия теркина
  • история создания василий теркин
  • история создания василия теркина кратко
  • история написания василия теркина
  • анализ рассказа василий теркин

Многие читатели считают, что первые строки знаменитой «Книги про бойца» А. Твардовского появились в 1942 году и образ главного героя вызван исключительно событиями Великой Отечественной. Между тем, все обстоит несколько иначе, и первое упоминание о бравом Васе Теркине относится еще к периоду русско-финской войны. Вспомним, опираясь на свидетельства самого автора, какова история создания поэмы.

«Василий Теркин» - начало

В 1939 году, когда началась кампания с финами, А. Твардовский работал в газете «На страже Родины». В это время и приходит в голову творческому коллективу издательства придумать образ некоего занятного персонажа - условного удалого и веселого бойца, который появлялся бы на страницах издания, сопровождаемый стихотворными подписями. Имя героя появилось не сразу: перебрали несколько вариантов, пока не остановились на простом и теплом Васе - как его называли в то время. Так начиналась история создания «Василия Теркина», известного практически каждому советскому читателю.

Случайное совпадение

Кстати, в своих воспоминаниях Твардовский рассказывает о том, как однажды, уже в годы войны, получил письмо, автор которого интересовался, почему главный герой - славный воин - носит имя другого литературного персонажа. Как оказалось, отмечает Александр Трифонович, еще раньше появился роман П. Боборыкина с аналогичным названием. Только Василий Теркин в нем является нечистым на руку купцом, пройдохой и ханжой. Поэт признается, что, получив письмо, он нашел и без особого удовольствия прочитал указанное произведение, но имени своего героя решил не менять. Точнее, не придал подобному совпадению никакого значения - тем более, что история создания поэмы «Василий Теркин» действительно не имела к роману никакого отношения - и продолжил работу в прежнем русле.

Но вернемся к «Книге про бойца».

Развитие идейного замысла

Поэт вспомнил о бравом герое, уже полюбившемся читателю по газете «На страже Родины», в 40-м году. Так получилось, что в 39-м литераторы, как и задумывалось, написали по одному-два фельетона, а потом занялись другой работой. Лишь еще долгое время обращался к этому образу, которому мало кто придавал серьезное значение. Теперь Твардовский обдумывал, как совместить в своем художественном произведении - а это должна была быть поэма - того героя фельетонов с серьезностью, которой требовали реалии. И он стал перебирать в памяти все, что было связано с финской войной, включая свидетельства очевидцев, съездил в Выборг, перечитывал печатные статьи и т. п. Однако написать произведение, как планировалось, к 41-му не получилось, а затем началась война. В результате история создания «Василия Теркина» на какое-то время ограничится лишь обдумыванием композиции, сюжета, образа главного героя.

1942 год

С первых дней войны Твардовского отправили на фронт в качестве корреспондента. В первые месяцы, самые жестокие и горячие, было не до поэмы. Так давно уже возникший в голове замысел все откладывался вплоть до лета 42-го, когда история создания поэмы А. Твардовского «Василий Теркин» получает свое продолжение. Но теперь это должно было быть произведение о другой войне - советских людей против фашистских захватчиков. Да и герой из Васи превратился в Василия, олицетворявшего русского хлебопашца, рабочего, неутомимого труженика, вставшего на защиту Отечества.

Первые главы нового произведения Александра Трифоновича появились в одной из фронтовых газет в сентябре. Затем поэма по частям печаталась во многих изданиях, доступных как воюющим солдатам, так и тем, кто остался в тылу. Одним она помогала переживать тяготы фронтовой жизни, другим - ожидать родных с этой страшной войны. «Книга про бойца» полюбилась всем читателям, и каждый с нетерпением ожидал новых глав, героем которых был солдат с простым русским именем - новый образ его создал именно А. Твардовский - Василий Теркин.

История создания поэмы в годы войны

Произведение писалось вплоть до 45-го года, хотя еще в 43-м, после ранения, благополучного излечения и возвращения героя в строй, автор думал, что подошел к финалу. Вмешались читатели, требовавшие продолжения поэмы, с которыми спорить было нечестно, как отмечал Твардовский. Василий Теркин, история создания которого получает дальнейшее развитие, вновь зашагал по страницам газет и журналов.

В произведении нашли отражение основные этапы войны: трагические отступления в первые ее месяцы, сражения, ставшие переломными, победное шествие на запад. Было даже желание отправить героя в тыл к немцам, однако Твардовский вскоре отказался от подобного замысла, решив, что это нарушит общий замысел произведения и сделает историю бойца частной.

Автор за годы войны получал множество писем, из которых следовало, что читателей очень интересует история создания «Василия Теркина», в частности, существует ли человек, описанный в поэме, на самом деле. И хотя у героя было немало однофамильцев - один из них, Виктор Васильевич Теркин, даже просил поменять его имя на свое - ответ поэта всегда был категоричен: Василий Теркин - полностью выдуманный персонаж и не имеет реального прототипа. Он складывался из личных наблюдений автора и воплощал в себе лучшие черты русского защитника.

Прощание с героем

История создания «Василия Теркина» заканчивается победной весной 45-го. В мае Твардовский публикует заключительную главу «От автора», в которой сообщает, что прощается с солдатом. И несмотря на то, что его вновь убеждали в необходимости продолжения произведения, он был непоколебим: время Теркина прошло. По его мнению, теперь, в мирное время, нужен другой персонаж.

Такова история создания «Василия Теркина», кратко описанная на основе статьи А. Твардовского «Как был написан «Василий Теркин (ответ читателям)».

Вместо послесловия

Уже в послевоенные годы, зная о невероятной популярности поэмы и ее главного персонажа, многие недобросовестные литераторы создавали «продолжения» похождений героя и даже «подражания» известной книге. Ответом на них было то, что поэма - это неоднократно подчеркивал Твардовский - «Василий Теркин», история создания которой описана самим автором, однозначно окончена и возвращения к ней в будущем не предполагается.

Вася Теркин. История создания образа.

Прежде чем начать рассказ о самом известном сатирическом бойце Ленинградского фронта - Васе Теркине, хочется вернуться к истокам его появления на страницах газеты «На страже Родины». Произошло это еще во время советско-финляндской войны, зимой 1939/40 гг. Первый раз Вася Теркин появился в газете, как один из ее корреспондентов. Именно таким именем был подписан сатирический фельетон «Сивый мерин в своем репертуаре». Случилось это благодаря дежурившему в тот момент Николаю Щербакову, который заменил с одобрения ответственного редактора «На страже Родины» Д.С. Березина фамилию автора фельетона Кауфман на «более звучащую» Теркин.

Следующий раз он появился в газете с «Кратким словарем в помощь читателю», вышедшим под его редакцией. Написан «словарь» искусно, не понять его невозможно. В нем разъяснялось значение актуальных на тот политический момент терминов. Они и сейчас вызывают улыбку. Отчасти своей простотой, наивностью. Но так и надо. Значит, на читателя, воина-ленинградца, он своей простотой и доходчивостью произвел необходимое воздействие.

В номере за 31 декабря 1939 года был помещен портрет Васи Теркина. Здесь же сообщалось: «Специальный корреспондент нашего отдела «Прямой наводкой» Вася Теркин, пребывающий на передовых позициях, готовит материал, который будет печататься у нас в ближайшее время. Кстати, помещаем последний портрет Васи Теркина». На рисунке изображен лукаво улыбающийся боец в буденовке, перепоясанный ремнем. За плечами у него винтовка, карандаш и кисть художника. Эту публикацию и следует считать рождением легендарного героя. Таким образом, Васе Теркину исполнилось уже 75 лет.

Однако уже в следующей публикации Вася Теркин превратился из корреспондента газеты в героя, о котором пишут другие. Художники Вениамин Брискин и Василий Фомичев нарисовали серию рисунков, которые совпали со стихами Николая Щербакова (псевдоним «Снайпер»).

Именно Твардовский посоветовал давать и к первой и к последующим сериям заголовки, которые начинались бы одинаково: «Как Вася Теркин...» сделал то-то и то-то, поступил так-то и так-то. Так были сделаны серии: «Как Теркин «языка» добыл», «Как Теркин солдата от унтера спас», «Как Теркин поджигателей в плен взял», «Как Теркин донесение доставил» и т. д.

Первая биография Васи Теркина принадлежит перу Самуила Маршака , который по просьбе А. Твардовского тоже подключился к этому творческому процессу в редакции «На страже Родины».

Над образом Васи Теркина во время советско-финляндской войны работал большой коллектив авторов. Это и сотрудники газеты «На страже Родины» Николай Тихонов (псевдоним «Николай Семеныч»), Цезарь Солодарь (псевдоним «Иван Соленый»), Сергей Вашенцев (псевдоним «Сергей Ваш), и Сергей Михалков , прибывший в Ленинград в марте 1940 года как один из авторов сценария фильма «Фронтовые подруги», а также обычные командиры Красной Армии - замполитрука Кутько и военинженер 3-го ранга С. Рыбаков .

За время советско-финляндской войны, продолжавшейся с 30 ноября 1939 по 13 марта 1940, вышло около 30 публикаций о Васе Теркине. В короткой статье трудно рассказать все, что связано с появлением этого образа и его развитием на страницах газеты. Более подробно это описано в книге члена Союза писателей России капитана 2-го ранга О.В. Щеблыкина «Вася Теркин? Кто такой?», вышедшей в 2009 году и второе издание которой сейчас готовится к печати.

К очередной годовщине Красной Армии, в феврале 1940 года, издательство «Искусство» выпустило тиражом 5000 экземпляров альбом «Вася Теркин на фронте» в подарок бойцам и командирам, отличившимся в боях с белофиннами. В этот альбом вошли 16 серий рисунков, стихотворение А. Твардовского и биография Васи Теркина С. Маршака.

Основным автором стихотворных серий о Теркине в период 1939/40 гг. был Н. Щербаков. По окончании советско-финской войны Николай Александрович Щербаков был представлен к правительственной награде, но не получил ее.