Биографии Характеристики Анализ

Стихотворение "о нет, я не тебя любила" ахматова анна андреевна. Анализ стихотворения «О нет, я не тебя любила…» (Ахматова Анна)

О нет, я не тебя любила,
Палима сладостным огнем,
Так объясни, какая сила
В печальном имени твоем.

Передо мною на колени
Ты стал, как будто ждал венца,
И смертные коснулись тени
Спокойно юного лица.

И ты ушел. Не за победой,
За смертью. Ночи глубоки!
О, ангел мой, не знай, не ведай
Моей теперешней тоски.

Но если белым солнцем рая
В лесу осветится тропа,
Но если птица полевая
Взлетит с колючего снопа,

Я знаю: это ты, убитый,
Мне хочешь рассказать о том,
И снова вижу холм изрытый
Над окровавленным Днестром.

Забуду дни любви и славы,
Забуду молодость мою,
Душа темна, пути лукавы,
Но образ твой, твой подвиг правый
До часа смерти сохраню.

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. У меня для тебя столько ласковых слов и созвучий. Их один только я для тебя мог придумать любя. Их певучей волной, то нежданно крутой, то ползучей, Хочешь, я заласкаю тебя?...
  2. Я на подвиг тебя провожала, Над страною гремела гроза. Я тебя провожала И слезы сдержала, И были сухими глаза. Ты в жаркое дело Спокойно и смело Иди, не боясь ничего!...
  3. – Что ты хочешь найти? – Я не знаю… Все тетрадочки перебрала, перемерила платья, вздыхая, смотрит в розовый лес из угла. – Что ты хочешь увидеть?.. – Не слышит. Лес...
  4. Двадцать четыре часа в сутки Если кривишь душой, Будет неприятно и жутко Перед самим собой. Право, не надо творить чудеса. Люди! Попробуйте сами, Сделайте двадцать четыре часа Приятными часами. Я...
  5. Я люблю тебя в дальнем вагоне, В желтом комнатном нимбе огня. Словно танец и словно погоня, Ты летишь по ночам сквозь меня. Я люблю тебя — черной от света, Прямо...
  6. Птица Сирин, птица Сирин! С животным упорством снег идет, как мерин сивый, сиротлива поступь. Медный всадник — медный символ алчно пасть разинул. Птица Сирин, птица Сирин! Где твоя Россия? Слушай:...
  7. Я не дам тебя в обиду и другому не отдам. Я ничем себя не выдам, не взгляну на прочих дам. Ты красивая, не злая. Нам бы вместе жить да жить....
  8. Путь далек у нас с тобою, Веселей, солдат, гляди! Вьется знамя полковое, Командиры впереди. Солдаты, в путь, в путь, в путь! А для тебя, родная, Есть почта полевая. Прощай! Труба...
  9. Осенний скучный дождь, звенят по трубам струи. И за окном висит сырая темнота. Мы погребли с тобой в заботах поцелуи, И чувства унесла на гребне суета. Пусты мои слова, душа...
  10. Тебя так любят все! Один твой тихий вид Всех делает добрей и с жизнию мирит. Но ты грустна; в тебе есть скрытое мученье, В душе твоей звучит какой-то приговор; Зачем...
  11. Любила очень плакать тайно, Молчать, как будто бы взлетать. Невидимое – видеть явно. До острой боли сострадать Цветку, травине и птенцу, Соседской бабке и слепцу… Еще – тому в ямщицкой...
  12. Скажи, за что тебя я полюбил? Люблю и не люблю встречать твой образ милый, Как свежий крест знакомой мне могилы Между чужих, неведомых могил. Да! взор мой на тебе, но...
Вы сейчас читаете стих О нет, я не тебя любила, поэта Ахматова Анна Андреевна

«О нет, я не тебя любила…» Анна Ахматова

О нет, я не тебя любила,
Палима сладостным огнем,
Так объясни, какая сила
В печальном имени твоем.

Передо мною на колени
Ты стал, как будто ждал венца,
И смертные коснулись тени
Спокойно юного лица.

И ты ушел. Не за победой,
За смертью. Ночи глубоки!
О, ангел мой, не знай, не ведай
Моей теперешней тоски.

Но если белым солнцем рая
В лесу осветится тропа,
Но если птица полевая
Взлетит с колючего снопа,

Я знаю: это ты, убитый,
Мне хочешь рассказать о том,
И снова вижу холм изрытый
Над окровавленным Днестром.

Забуду дни любви и славы,
Забуду молодость мою,
Душа темна, пути лукавы,
Но образ твой, твой подвиг правый
До часа смерти сохраню.

Анализ стихотворения Ахматовой «О нет, я не тебя любила…»

Произведение, посвященное памяти Григория Фейгина, появилось в середине лета 1917 г. Адресат, принадлежавший к театральным кругам, был знаком автору по петербургской жизни. Стихотворный текст стал поэтическим откликом на трагическую смерть, которая нашла актера спустя считанные недели после отправки на фронт добровольцем в составе ударной части.

В художественном тексте сильно диалогическое начало: лирическая героиня ведет воображаемый разговор с адресатом. В отношениях двоих нет места любви-страсти, и об этом свидетельствует категорическое заявление, открывающее стихотворение. Однако ситуация не так проста: исключая любовную составляющую, лирический субъект признает, что личность героя чем-то интересна и притягательна.

Кульминационная часть истории взаимоотношений лирического «я» и адресата представлена во втором четверостишии. Классическая сцена признания в любви омрачается неясными предчувствиями, навеянными грозной атмосферой эпохи. Зловещие «смертные тени» касаются юного, полного жизни лица.

Разлука с адресатом, решившим отдать себя военному поприщу, окончилась гибелью последнего. Тоска и скорбь воцарились в душе лирического субъекта, тяжело переживающего потерю друга.

После трагической смерти связь между героями не исчезла, а парадоксальным образом стала теснее. Чтобы передать это странное ощущение, поэт прибегает к художественному приему, применявшемуся в фольклорных источниках. Лирическое «я» расценивает различные явления природы как особые знаки, которые посылает родная душа, покинувшая землю. Мимолетные пейзажные образы «белого солнца» и полевой птицы подчеркнуто символичны. Их связь с миром, находящимся за порогом смерти, несомненна и восходит прежде всего к христианской традиции.

Правильно «прочтенные» знаки рождают в воображении лирического «я» трагическую картину последних минут жизни адресата - ту, которой в реальности она видеть не могла. Момент внезапного прозрения снова обращает читателя к реминисценциям из области религиозно-мистической литературы. Изменившиеся акценты лирической ситуации преображают облик пары: не наивного мальчика, а достойного сына Отечества оплакивает печальная и набожная героиня.

В финальном пятистишии звучит торжественная клятва, закрепляющая приоритет патриотической темы: святая память о «подвиге правом» выше личных воспоминаний о любви, популярности и молодости.

У А. А. Ахматовой своеобразная лирика. Я долго не могла выбрать стихотворение для анализа, потому что у нее много хороших стихов и у каждого из них свои особенности. Мне пришлось изучить целый сборник произведений поэтессы, прежде чем остановиться на каком-нибудь одном. Когда я прочитала стихотворение «О нет, я не тебя любила…», то сразу поняла, что оно именно то, которое я ищу. И мне не пришлось жалеть о своем выборе. Произведение оказалось трогательным по содержанию и интересным для анализа.

«О нет, я не тебя любила…» было создано летом 1917 года. Поводом для его написания послужили, по-видимому, обстановка в России и события перед революцией, а также развод с Гумилевым, что было решительным и тяжелым шагом для поэтессы.

В стихотворении тесно переплетаются темы любви и патриотизма.

Конкретный сюжет здесь не назван; мы можем лишь догадываться о том, что происходит с главными героями. Вероятно, когда-то они встречались, но одному из них пришлось идти на войну, где он и погибает. Девушка честно признается, что она не его любила, о память о нем сохранит «до часа смерти». Для нее очень важен поступок этого юноши, ведь он сражался за Родину, за свою страну, за таких, как она.

В произведении прекрасно переданы чувства, эмоции, волнения, которые создают общую картину, не нагромождаясь друг на друга и не делая произведение тяжелым для восприятия. Поэтому стихотворение читается на одном дыхании.

С первого прочтения трудно сразу догадаться, о чем данное стихотворение. Дело в том, что произведения А. Ахматовой, как и всех акмеистов, нужно читать вдумчиво, обращая внимание на каждое слово. Только при дальнейшем многократном чтении начинаешь видеть его истинную суть и глубину разнообразного мира образов, заложенного в произведении.

Понять это стихотворение помогают разные языковые средства. Но для начала лучше рассмотреть его структуру, которая способствует лучшему восприятию. Во-первых, стихотворение написано ямбом, а это самый легкий для восприятия стихотворный размер. Конечно, с этим многие могут не согласиться, но для меня это так. Во-вторых, сам принцип рифмовки: в четверостишиях первая строка рифмуется с третьей, а вторая – с четвертой; в последних пяти строках первая рифмуется с третьей и четвертой, а вторая с пятой.

Эмоциональность произведения достигается различными синтаксическими средствами. Например, восклицанием («О нет…»), обращениями («…Так объясни…», «ангел мой», «убитый»). Волнение помогают передать однородные сказуемые, например, «не знай, не ведай». Вообще, глубина чувств достигается с помощью контраста коротких и длинных предложений («И ты ушел. Не за победой, за смертью. Ночи глубоки! О, ангел мой, не знай, не ведай моей тревожной тоски…»)

В целом языковые средства создают несколько мрачную картину, где иногда пробиваются лучики света. Это достигается различными оборотами («палима сладостным огнем…», «как будто ждала венца…»), эпитетами («в печальном имени…», «белым солнцем», «колючего снопа», «окровавленным Днестром», «подвиг бравый»), олицетворениями («осветиться тропа…», «коснулись тени»). Как уже было сказано, каждое слово в произведении несет определенный смысл, и для привлечения внимания к конкретным словам применяется инверсия (« в имени твоем..», «холм изрытый», «подвиг бравый»). Только анализируя это стихотворение, можно постичь глубину заложенного в него смысла.

Несмотря на грустное содержание, произведение заканчивается оптимистически. Глаголы в форме будущего времени подчеркивают еще раз значимость поступка юноши. Он сражался, и его смерть не оказалась напрасной. Эта жертва была во имя Родины.