Биографии Характеристики Анализ

Стоит ли им пользоваться.

Учебник В. В. Бабайцевой «Русский язык. 10–11 класс» предназначен для школ с углубленным изучением русского языка. Несмотря на то, что он не входит в перечень книг, утверждённых Министерством образования, его часто используют преподаватели русскоязычных школ. В учебник входит вся информация, необходимая для соответствия требованиям государственного стандарта.

Учебник имеет две части. Первая часть – теоретическая, в ней собраны все правила, таблицы и схемы, которые ученики изучали в 5-9 классах. Она позволяет систематизировать весь пройденный материал, повторить и изучить его более углубленно. Во второй части даны упражнения, которые позволят закрепить полученные знания, проверить насколько хорошо они усвоены. При необходимости всегда можно вернуться к теоретической части и заново прочитать нужную тему.

Особенностью данного учебника является то, что в нём много внимания уделяется развитию речи, умению формулировать и ясно излагать свои мысли. Также пособие поможет научиться проводить анализ текста, писать сочинения, что пригодится не только на уроках, но и при сдаче экзамена. Учебник воспитывает любовь и трепетное отношение к языку, литературному творчеству. Он хорошо подойдёт как для подготовки к урокам, так и для самостоятельного изучения.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Русский язык. 10–11 класс" Бабайцева Вера Васильевна бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Коллекция «Диктанты - русский язык» Российского общеобразовательного портала

Культура письменной речи

Крылатые слова и выражения

Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система

Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка

Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово»

Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты

Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку

Свиток – История письменности на Руси

Справочная служба русского языка

Тесты по русскому языку

Центр развития русского языка

Электронные пособия по русскому языку для школьников

1.3. Место и роль учебного курса «Русский язык» в учебном плане.

Уровень изучения учебного материала – углубленный. На изучение русского языка в 10 Б классе учебным планом на 2016-2017 учебный год предусматривается 102 учебных часа – из расчета 3 часа в неделю.

1.4. Планируемые результаты освоения курса.

В результате изучения русского языка на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

оценивать устные основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь

проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

проводить лингвистический и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

аудирование и чтение

использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

говорение и письмо

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования.

1. Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Развитие речи

Кол-во часов

Контрольная работа

Кол-во часов

Введение

Повторение в начале года

Контрольная работа №2 (Тест)

Общие сведения о языке

Текст. Синтаксис текста.

Изложение

Мини-эссе.

Сжатое изложение.

Типы речи.

Сочинение-повествование

Сочинение – описание

Сочинение - рассуждение

Устная и письменная речь

Контрольная работа №4 (Тест)

Резюме.

(Тест)

Репортаж как речевой жанр

Синонимика русского языка

Культура речи

Сочинение-рассуждение

Роль Пушкина в истории языка

Количество часов

Итого

сочинений – 8

изложений – 5

диктантов - 3

тестов- 4

1 Введение в науку о языке. Общие сведения о языке.

Функции языка. Значение языка. Язык - орудие мышления. Язык - средство общения. Экспрессивная и коммуникативная функции языка.

Язык и речь. Язык, речь и слово как синонимы в речи. Термины «язык», «речь», «слово». Речевая деятельность.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации.

Русский язык как национальный язык русского народа. Русский язык как средство межнационального общения в РФ. Русский язык среди других языков мира. Русский язык как один из рабочих языков в ООН.

Индоевропейская семья языков. Славянские языки. Русистика на современном этапе.

2 Повторение.

Язык как система /механизм/ устройство. Понятия фонемы, открытого и закрытого слогов, фонетической позиции (сильная и слабая). Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Звуковая организация художественного текста. Звуковая гармония.

Соотношение графики и единиц звуковой системы языка.

История формирования орфографической системы и графики в русс

ком языке. Реформы орфографии 1918, 1956 гг.

Основные принципы и нормы современной русской орфографии.

3 Общие сведения о русском языке.

Состав современного русского языка. Литературный язык как центр системы современного русского языка. Общенародная разговорная речь.Просторечие. Диалектизмы. Жаргонизмы.

4 Русский язык - один из богатейших языков мира. Текст.Признаки текста. Цельность и связность. Логическая последовательность предложений. Единство темы, ключевые слова и предложения. Средства связи частей текста: лексический повтор, употребление однокоренных слов, союзы, частицы и др. Цепная и параллельная связи частей текста.

5Типы речи: повествование, описание и рассуждение. Их признаки. Комбинация разных типов речи в одном тексте. Отбор языковых средств для построения текста в зависимости от темы, цели, типа речи, адресата и речевой ситуации.

6 Устная и письменная формы речи. Их специфика.Сведения об устной и письменной формах речи, их особенностях и сферах употребления.

7 Литературный язык и его нормы.

Орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические нормы.

8 Стили литературного языка - разговорный и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный. Их признаки. Сфера употребления. Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля.

9 Синонимика русского языка. Лексические, морфемные, морфологические и синтаксические синонимы. Источники пополнения синонимов. Роль синонимов в речи.

10 Культура речи. Содержательность речи, соблюдение норм русского литературного языка, точность словоупотребления, ясность, чистота, выразительность, эмоциональность речи и др.

11 Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники Пушкина. Пушкин - создатель современного русского литературного языка.Роль А. С. Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники А. С. Пушкина. А. С. Пушкин - создатель современного русского литературного языка.

12 Обобщение и систематизация пройденного в 10 классе.Источники расширения словарного состава современного русского языка: словообразование, книжная лексика, периферийная лексика (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы), заимствования.

Приложение

Критерии оценивания учебной деятельности обучающихся по русскому языку.

Нормы оценки призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:

1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);

2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;

3) объем различных видов контрольных работ;

4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта для X – XI классов - до 200 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант IX -11 классов - 35 – 40 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать в себя основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2 - 3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1 - 3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в IX – XI классах - 24 различных орфограммы и 15 пунктограмм.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В IV классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибках, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Оценка дополнительного задания:

Оценка контрольного словарного диктанта:

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 - 2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3 - 4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

Таблица оценивания тестовых заданий.

Тестовые задания оцениваются по пятибалльной шкале.

Каждая оценка соответствует проценту выполнения работы

Предмет

оценка

Русский язык

От 72

58-71

24-57

0-23

Класс

диктант

изложение

сочинение

350-400

350-400

Оценка

Диктант

Грамматические задания

«5»

Выставляется за безошибочную работу, а также за работу, в которой допущена негрубая орфографическая или пунктуационная ошибка.

Выставляется, если все задания выполнены верно.

«4»

Выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок; или 1 орф. и 3 пункт.; или 4 пункт. при отсутствии орфографических 2-2, 1-3, 0-4

Выставляется, если правильно выполнено не менее 2/3 заданий.

«3»

Выставляется, если в работе допущены 4 орфогр. и 4 пункт. ошибки, или 3 орфогрф. и 5 пункт., или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических. 4-4 , 3-5 , 0-7

Выставляется, если правильно выполнено не менее половины заданий.

«2»

Выставляется, если в диктанте допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орф. и 8 пункт., или 5 орфографических и 9 пунктуационных. 7-7, 6-8, 5-9

Выставляется, если в работе не выполнено более половины заданий.

«1»

При б о льшем, чем за отметку «2», количестве ошибок

Выставляется, если работа не выполнена.

Критерии оценки диктантов и грамматических заданий

Основные критерии сочинения и изложения

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Примерный объем текста для подробного изложения в 10 классе-450-500 слов

Требования к сочинениям и изложениям:

  1. соответствие содержания работы теме и основной мысли;
  2. привлечение необходимого объёма литературного материала для освещения темы;
  3. убедительность доказательств, аргументированность суждений и выводов;
  4. композиционную стройность работы, последовательность изложения, соразмерность и логическую согласованность её частей;
  5. стилевое единство, ясность и точность изложения мысли;
  6. самостоятельность подходов к раскрытию темы;
  7. обоснованное использование литературных цитат, критического материала в рамках темы;
  8. речевую грамотность, разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  9. соответствие текста грамматическим нормам языка.

С помощью сочинений и изложений проверяются:

умение раскрывать тему;

умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и целью высказывания; соблюдение языковых норм и правил правописания.

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • число речевых недочётов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Критерии оценки сочинений:

Оценка

Грамотность

«5»

  1. Содержание полностью соответствует теме.
  2. Фактические ошибки отсутствуют.
  3. Содержание излагается последовательно.
  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотреблений.
  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1-2 стилевых недочёта. 1 - 2

Допускается:

1 орфографическая или

1 пунктуационная, или

1 грамматическая ошибка.

1 – 0 – 0

0 – 1 – 0

0 – 0 – 1

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения).
  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные неточности.
  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мысли.
  4. Лексический и грамматический строй достаточно разнообразен.
  5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов. 2 - 4

Допускается:

2 орфографическая и 2 пунктуационных

или 1 орфографическая и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических, а также 2 грамматические ошибки.

2 – 2 – 2

1 – 3 – 2

0 – 4 – 2

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются фактические неточности.
  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна

В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов. 4 – 5

Допускается:

4 орфографическая и 4 пунктуационных.

или 3 орфографических. и 5 пунктуационных, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических, а также 4 грамматические ошибки.

4 – 4 – 4

3 – 5 – 4

0 – 7 – 4

«2»

  1. Работа не соответствует теме.
  2. Допущено много фактических неточностей.
  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов. 6 – 7

Допускается:

7 орфографическая и 7 пунктуационных

или 6 орфографических и 8 пунктуационных, или 5 орфографических и 9 пунктуационных., или 8 орфографических и 6 пунктуационных, а также 7грамматических ошибок.

7 – 7 – 7

6 – 8 – 7

5 – 9 – 7

8 – 6 - 7

«1»

В работе допущено более 6 недочётов в содержании и более 7 речевых недочётов.

Более 7 орфографических.

Оценка устных ответов учащихся .

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку и литературе. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, показывать его умение применять определения, правила и т.п. в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

  • Полнота и правильность ответа;
  • Степень осознанности, понимания изученного;
  • Языковое оформление ответа.

«5»

Ставится, если ученик:

  1. полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых и литературоведческих понятий;
  2. обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры (в том числе и самостоятельно составленные);
  3. излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

Ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1 – 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 – 2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

Ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

  1. излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий;
  2. не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
  3. излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

«2»

Ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определённое время), но и за рассредоточенный во времени, то есть сумму ответов, данных учеником на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения, применять знания на практике .

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается «1»

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

10 класс Б 2016 – 2017 учебный год

1. Учебно - тематический план

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Развитие речи

Кол-во часов

Контрольная работа

Кол-во часов

Введение

Повторение в начале года

Контрольная работа №1(Диктант с грамматически заданием)

Контрольная работа №2 (Тест)

Общие сведения о языке

Контрольная работа (№3). Диктант с дополнительными заданиями и его анализ

Сочинение-рассуждение «Русский язык среди других языков мира».

Русский язык - один из богатейших языков мира

Урок-дискуссия на тему «С какого времени литературный язык можно считать современным?»

Текст. Синтаксис текста.

Изложение

Мини-эссе.

Сжатое изложение.

Типы речи.

Сочинение-повествование

Сочинение – описание

Контрольный словарный диктант.

Сочинение - рассуждение

Устная и письменная речь

Контрольная работа №4 (Тест)

Русский литературный язык и его нормы

Контрольная работа №5 Контрольное изложение с творческим заданием (по Ф.М. Достоевскому)

Контрольная работа (№6) по теме «Нормы русского литературного языка» и её анализ. (Тест)

Стили русского литературного языка

Резюме.

Контрольная работа (№7) Урок-зачет по теме «Стили русского литературного языка».

(Тест)

Репортаж как речевой жанр

Изложение по памяти с творческим заданием.

Синонимика русского языка

Культура речи

Сочинение-рассуждение

Роль Пушкина в истории языка

Обобщение и систематизация пройденного в 10 классе

Контрольная работа (№8). Контрольный диктант с дополнительными заданиями.

Количество часов

Итого

Количество контрольных работ:

сочинений – 8

изложений – 5

диктантов - 3

тестов- 4

III Календарно – тематическое планирование

Дата

Номер урока

Тема

Планируемые результаты и уровень их усвоения

Тип урока

Виды и формы контроля

Введение (1ч.)

Вводный урок

Роль языка в жизни общества. Специфика курса русского языка в старших классах

Знать: роль русского языка как национального языка русского народа, об отражении в язык истории и культуры народа.

Уметь: объяснять с помощью словаря значения слов с национально-культурным компонентом

Урок введения нового знания

Упражнения учебника. Сообщение о взаимосвязи языка с обществом, историей, культурой.

Повторение (7ч.+3ч.)

Контрольная работа №1. Входной контрольный диктант с грамматическим заданием

Орфограммы. Знаки препинания в сложном предложении на стыке союзов. Грамматические разборы.

Знать: пройденные орфограммы и пунктограммы

Уметь: писать безошибочно

Урок контроля знаний

Контрольный диктант

Вспомним изученное. Фонетика. Орфография.

Фонетика. Графика. Орфоэпия. Звук. Буква. Звуки согласные и гласные. Согласные звуки: сонорные, звонкие, глухие, твердые, мягкие. Гласные звуки: ударные, безударные. Повторение написаний, опирающихся на фонетические принципы орфографии. Морфологический принцип. Фонетические, традиционные, дифференцирующие написания. Типы орфограмм. орфографические нормы современного русского литературного языка

Знать: средства языковой выразительности и способы их создания в русской фонетике;

типы орфограмм, орфографические нормы современного русского литературного языка

Уметь: пользоваться алгоритмом при выборе буквы;

понимать эстетическую ценность художественного текста, своеобразие языка писателя

Работа по таблице, выборочный диктант. Комплексный анализ текста

Вспомним изученное. Морфемика. Словообразование.

Корневая морфема, аффиксальные морфемы. Основа слова. Производная/непроизводная основа. Простая, сложная основа. Правописание морфем

Словообразование. Однокоренные слова. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Стилистические возможности частей слова. Морфологический принцип правописания

Знать: морфемный состав слова, понятия производящая основа, синонимия и антонимия аффиксов; морфемные, словообразовательные и этимологические словари.

Уметь: подбирать примеры слов с указанным морфемным составом и способом словообразования, сопоставлять морфемный строй слов, способы их образования, применять алгоритм морфемного и словообразовательного анализа.

Урок - практикум

Морфемный и словообразовательный анализ слов. Практическая работа: определение функции морфем в слове, нахождение информации о происхождении слов в этимологическом словаре, образование слова по заданной словообразовательной модели. Анализ текста

Вспомним изученное. Морфология.

Морфология. Часть речи. Систематизация представлений о системе частей речи русского языка, о грамматических признаках, образовании, правописании и использовании в речи слов разных частей речи. Основные морфологические нормы современного русского литературного языка

Знать: морфологические признаки частей речи

Уметь: использовать словари для выяснения грамматических норм употребления слов разных частей речи, анализировать сопоставлять, трансформировать синтаксические единицы, заменять их синонимичными

Повторительно – обобщающий урок

Сопоставление морфологических явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию.

Вспомним изученное. Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение.

Единицы синтаксиса. Отличие словосочетания от простого предложения. Виды подчинительной связи. Двусоставное и односоставное предложение.

Простое осложнённое предложение.

Знать: предмет изучения синтаксиса. Отличие словосочетания от простого предложения.

Уметь: осознавать словосочетание и предложение как основную синтаксическую единицу, предназначенную для осуществления коммуникативной функции. Систематизировать представление о типах простого предложений, грамматической основе и средствах её выражения, видах словосочетаний, односоставных предложений, типах сказуемых, видах второстепенных членах предложения. Производить анализ словосочетаний и простых предложений, определять способ осложнения предложений.

Повторительно – обобщающий урок

Тестовые задания в формате ЕГЭ. Комплексный

анализ текста

7-9.

Вспомним изученное. Синтаксис. Сложное предложение.

Знаки препинания в сложном предложении на стыке союзов.

Повторительно – обобщающий урок

Выполнение заданий по алгоритму. Конструирование предложений, замена синонимичными конструкциями. Решение тестовых заданий.

10-11.

Контрольная работа (№2) по типу ЕГЭ и ее анализ. (Тест)

Типы сложных предложений. Типы придаточных частей в сложноподчинённом предложении. Союзы и союзные слова.

Знаки препинания в сложном предложении на стыке союзов. Проверка правописных умений и навыков

Знать: типы сложных предложений, виды грамматических отношений в сложносочинённом предложении и выражающих их союзах, виды придаточных в сложноподчинённом предложении, строение многочленного сложного предложения, способы подчинения придаточных, различие союзов и союзных слов.

Уметь: производить комплексный анализ текста, включающий работу с графическим объяснением орфограмм и знаков препинания,

выполнять пунктуационный и синтаксический разбор предложений, расставлять знаки препинания в соответствии с пунктуационными нормами.

Урок контроля знаний

Контрольная работа

Общие сведения о языке (10ч.+3ч.+2ч.)

Функции языка.

основные функции языка: экспрессивная (эмоциональную), коммуникативная, когнитивную (познавательную), аккумулятивная, т. е. функция накопления, хранения и передачи общественного опыта и знаний, эстетическая, функция воздействия, речь как форма существования языка и источнике его развития, речевой деятельности

Знать: некоторые особенности развития русского языка, что такое речь, формы речи, речевая ситуация.

Уметь: оперировать терминами при анализ языкового явления.

Комбинированный урок

Анализ текста

13-14.

РР Подробное изложение с сохранением авторских изобразительных средств.

Тема, главная мысль, микротема, ключевые слова. Стилистика: стиль речи. Анализ текста: тип речи. Соблюдение правописных норм при создании связного высказывания

Знать: отличительные признаки подробного изложения

Уметь: определять тему, основную мысль, определять стилистические особенности текста, выделять ключевые слова и с их помощью выстраивать текст.

Уроки развития речи

Подробное изложение

6.10.16

15-16.

Функции языка. Язык, речь, слово. Речевая деятельность.

Язык как духовная, нравственная и культурная ценность народа, как многофункциональная развивающаяся система.

Знать:основные функции языка: экспрессивную (эмоциональную), коммуникативную, когнитивную (познавательную),аккумулятивную, т. е. функцию накопления, хранения и передачи общественного опыта и знаний, эстетическую, функцию воздействия, речь как форме существования языка и источнике его развития, речевой деятельности.

Уметь: перерабатывать
и преобразовывать информацию из одной формы
в другую

Комбинированный урок

Сопоставительный анализ, составление опорной схемы

Повторение орфографии. Правописание безударных гласных в корне.

Знать: классификацию безударных гласных, приемы проверки гласных в корне слова.

Уметь: применять знание орфографических норм для аргументированного выбора написания, выполнять тестовые задания

Повторительно – обобщающий урок

Объяснительный диктант, тестовые задания

Повторение орфографии. Правописание чередующихся гласных в корне.

Морфологический принцип. Фонетические, традиционные, дифференцирующие написания. Типы орфограмм

Знать: классификацию безударных гласных

Уметь: видеть опознавательные признаки орфограммы, графически объяснять орфограмму.

Повторительно – обобщающий урок

Распределительный диктант. Комплексный анализ текста.

Русский язык – государственный язык Российской федерации.

сферы деятельности, в которых русский язык функционирует как государственный. Разновидности русского языка, составляющих понятие «национальный язык».

Самобытность русского национального языка.

русский язык как средство общественно-политических, экономических, научных, культурных и др. связей между народами России.

Знать: общие сведения об истории славянской письменности, о происходящих в русском язык изменениях, его взаимосвязи с другими языками. Уметь: оперировать терминами при анализе языкового явления, организовывать совместную учебную деятельность

Комбинированный урок

Индивидуальные сообщения учащихся. Составление опорного конспекта

Русский язык среди других языков мира.

русский язык как один из индоевропейских языков, русский язык в кругу других славянских языков,

Знать: понятие о социальную роли русского языка в обществе, политико-правовой статус русского языка как государственного языка РФ, связь языка и истории.

Уметь: использовать ознакомительно-изучающее чтение, извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов

Комбинированный урок

Работа с таблицей, анализ текста

РР Сочинение-рассуждение «Русский язык среди других языков мира». (ч.С ЕГЭ)

Русский язык как один из индоевропейских языков, русский язык в кругу других славянских языков,

признаки славянизмов в современном русском языке, их роль; давать исторический комментарий к языковым явлениям

Знать: понятие о социальной роли русского языка в обществе, политико-правовой статус русского языка как государственного языка РФ, связь языка и истории.

Уметь: использовать ознакомительно-изучающее чтение, извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов. Писать сочинение - рассуждение на заданную тему.

Урок развития речи

Сочинение-рассуждение». (ч.С ЕГЭ)

Русистика на современном этапе.

Русистика как наука о русском языке, ее основные разделы и направления развития, виднейшие ученые-лингвисты

Знать: понятия филология, русистика, статус русского языка как государственного, роль русского языка в среде официального общения, основные этапы развития науки о русском языке.

Уметь: вести диалог, владеть основными нормами построения устного и

Урок ведения новых знаний

Наблюдение, работа с текстом, словарный диктант

23-24.

Повторение орфографии. Правописание согласных в корне.

Проверяемые, непроверяемые, удвоенные согласные

Знать: виды орфограмм.

Уметь: владеть способом действия при выборе согласных на письме

Повторительно – обобщающие уроки

Объяснительный диктант, тест

25-26.

Контрольная работа (№3). Диктант с дополнительными заданиями и его анализ.

Проверка правописных умений и навыков

Знать: изученные правила орфографии и пунктуации.

Уметь: соблюдать
в практике письма основные правила орфографии
и пунктуации

Урок контроля знаний

Контрольный диктант

Русский язык - один из богатейших языков мира. (1ч.+1ч.)

27.

Лексика. Состав современного русского языка.

Исконно-русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы. Роль старославянизмов в создании высокого стиля. Попутное повторение орфографии и пунктуации

Диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы. Стилистические особенности употребления лексики, имеющей ограниченную сферу употребления. Попутное повторение орфографии.

Устаревшая лексика: архаизмы, историзмы. Неологизмы. Индивидуально-авторские неологизмы. Употребление устаревшей лексики и неологизмов в художественной литературе.

Знать: понятия лексическое значение слова, лексическая норма, группы слов в зависимости от происхождения, сферы употребления.

Уметь: производить лексический анализ слова, выбирать из синонимичного ряда нужное слово с учетом его значения и стилистических свойств, соблюдать лексические нормы.

Повторительно – обобщающий урок

Лексический анализ. Комплексный анализ текста.

28.

РР Урок-дискуссия на тему «С какого времени литературный язык можно считать современным?»

История развития, формирования русского современного языка, нормы современного литературного языка

Знать: нормы современного литературного языка; правила ведения дискуссии.

Уметь: формулировать свою точку зрения, аргументировать ее.

Урок развития речи

Выступления учащихся.

Сочинение- миниатюра

Текст (8ч.+4ч.)

29.

Текст. Понятие о тексте.

Текст. Признаки текста. Цельность и связность. Логическая последовательность предложений. Единство темы, ключевые слова и предложения. Средства связи частей текста: лексический повтор, употребление однокоренных слов, союзы, частицы и др. Цепная и параллельная связи частей текста.

Знать: определение понятия текст как единицы общения, раскрывающейся в соответствии с авторским замыслом, характеризуется законченностью.

Уметь: комментировать и оценивать информацию исходного текста, передавать содержание текста в виде планов, схем, таблиц, тезисов, конспектов, создавать текст в соответствии с коммуникативной задачей и ситуацией; определять микротемы.

Повторительно - обобщающий

Составление памятки «Как определить тему, основную мысль и проблематику текста» в виде плана действий.

30.

Способы выражения темы. Заглавие. Начало и конец текста.

Структурные элементы текста.

Языковые способы и средства организации текста.

Знать: роль заглавия, начала и конца текста.

Уметь: акцентировать внимание на роли заглавия в выражении темы текста и создании его тематической целостности

Повторительно – обобщающий урок

Анализ текста. Конструирование текста

31-32.

РР Способы выражения темы. Изложение.

Композиционная структура текста. Тема текста, ее характеристика. Основная мысль текста. Возможность ее отражения в формулировке темы

Знать: основные понятия: идея, проблематика, тематика.

Уметь: определять тему, идею, проблематику текс

Урок развития речи

Изложение.

33-34.

Группы приставок.

Знать: условия выбора приставок на –з,-с; приставок ПРЕ-, ПРИ-

Уметь: правильно писать слова с неизменяемыми приставками, с приставками с затемненным значением, приставки на –з,-с; приставок ПРЕ-, ПРИ-

Повторительно – обобщающий урок

Комментированное письмо, распределительный диктант

35.

Способы выражения темы. Ключевые слова.

Тема, главная мысль, микротема, ключевые слова. Стилистика: стиль речи. Анализ текста: тип речи. Соблюдение правописных норм при создании связного высказывания Анализ текста с точки зрения темы и идеи, функциональной разновидности языка. Аспектный анализ текста.

Знать: понятия: текст, тема, идея, ключевые слова, способы выражения темы

Уметь: создавать тексты на основе данного

Комбинированный урок

Комплексный анализ текста

36.

Синтаксис текста. Предложение в составе текста.

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.

Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.

Уметь: Определять тему текста, круг поставленных в нём проблем, аргументировано устанавливать авторскую позицию. Выделять микротемы в тексте, оценивать правильность абзацного членения. Устанавливать правильную последовательность предложений в тексте, восстанавливать недостающее звено в цепочке предложений, производить текстоведческий анализ, выявлять средства образности и выразительности в тексте. Находить и исправлять композиционные, логические, стилистические ошибки в тексте.

Урок - семинар

Анализ текста

1.12

37.

РР Количество и характер предложений в тексте.

Мини-эссе.

Структура текста разных типов речи, стилистические особенности текста.

Знать: структуру текста разных типов речи, стилистические особенности текста.

Уметь: определять тему текста, круг поставленных в нём проблем, аргументировано устанавливать авторскую позицию. Выделять микротемы в тексте, оценивать правильность абзацного членения. Устанавливать правильную последовательность предложений в тексте, восстанавливать недостающее звено в цепочке предложений, производить текстоведческий анализ, выявлять средства образности и выразительности в тексте.

Урок развития речи

Мини-эссе.

2.12

38.

Способы связи предложений в тексте.

Состав современного русского языка. Литературный язык как центр системы современного русского языка. Текст. Признаки текста. Цельность и связность. Логическая последовательность предложений. Единство темы, ключевые слова и предложения. Именительный представления.

Знать: понятие о способах связи предложений в тексте.

Уметь: определять способы связи предложений в тексте, выделять на письме обороты с союзом как

Комбинированный урок

Работа с текстом, оформление основной мысли в виде цитаты

39.

Средства связи частей текста.

Средства связи частей текста: лексический повтор, употребление однокоренных слов, союзы, частицы и др. Цепная и параллельная связь частей текста.

Знать: структурные особенности текста, способы выражения темы.

Уметь: использовать при составлении текста различные средства связи предложений (различные виды повторов, сочинительные союзы, согласованное употребление форм времени, различных обстоятельств, лексические и контекстуальные синонимы, вводные слова и др.), цепную и параллельную связь предложений

Комбинированный урок

Осложненное списывание

40.

РР Сжатое изложение.

Знание приемов сжатия текста, умение выделять ключевые слова, словосочетания.

Знать: понятия: тема, идея, тип, стиль текста, приемы сжатия текста

Уметь: понимать текст, воспринимаемый на слух, сохранять типологию текста, стилистические особенности текста, выразительные языковые и речевые средства, использовать все известные приемы сжатия текста.

Урок развития речи

Сжатое изложение

Типы речи (6ч.+3ч.)

41.

РР Типы речи. Повествование.

Сочинение-повествование.

Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Их признаки. Медитативные тексты. Комбинация разных типов речи в одном тексте. Отбор языковых средств для построения текста в зависимости от темы, цели, типа речи, адресата и речевой ситуации.

Знать: композицию сочинения – повествования.

Уметь: составить текст сочинения – повествования в соответствии с темой, логикой изложения, авторским замыслом.

Уроки развития речи

Сочинение-повествование

42 - 43.

Повторение орфографии. Правописание приставок.

Группы приставок.

Знать: правописание неизменяемых приставок, условия выбора гласной или согласной в приставках на –з, -с, приставок ПРЕ-, ПРИ-

Уметь: безошибочно писать слова с приставками

Повторительно – обобщающий урок

Цель: раскрыть понятие “синонимическое богатство русского языка”.

Задачи :

    углубить знания учащихся о синонимах;

    выявить роль синонимов в тексте, их выразительно-изобразительную функцию;

    рассмотреть, как используют синонимическое богатство русского языка мастера художественного слова.

Использован учебник : Бабайцева В.В. Русский язык: Сборник заданий: 10-11 классы: Пособие для школ и классов с углубл. изучением русского языка к учебнику В.В. Бабайцевой “Русский язык. Теория. 5-11 классы”. – 2-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2000.

Методическое обоснование . Тема “Синонимы” знакома учащимся, они изучали ее в разделе “Лексикология” в 5-ом классе:

    определение: синонимы (гр. synonymos – одноименный) - слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению;

    понятие “синонимический ряд”;

    роль синонимов в речи (делают нашу речь более точной, разнообразной, выразительной);

    роль синонимов в тексте (помогают связывать части текста, позволяют избегать неоправданные повторы одного и того же слова);

    контекстуальные (текстовые);

    лексические и синтаксические синонимы (морской ветер - ветер с моря - синтаксические синонимы; говорить - выражаться - лексические синонимы);

    синонимы: общеупотребительные, нейтральные в стилистическом отношении слова и стилистически окрашенные, эмоциональные, оценочные.

На уроках литературы и риторики дети узнали такие стилистические фигуры речи, как градация, амплификация, антитеза; такие тропы, как эпитеты (в т.ч. цветовые), перифраза.

Все эти знания будут необходимы на данном уроке.

На уроке учащиеся узнают о делении синонимов на следующие группы:

    абсолютные;

    идеографические;

    контекстуальные;

    однокоренные;

    стилистические.

Также десятиклассникам будет дана краткая информация о морфологических и синтаксических синонимах.

Анализируя тексты мастеров слова, ученики систематизируют знания о выразительно-изобразительной функции синонимов, что позволит им самостоятельно отобрать тексты, где налицо использование синонимического богатства мастерами слова.

Дети должны не просто извлечь информацию, но главное – составить связный, убедительный, яркий ответ на тему “Синонимическое богатство русского языка”. Подобные уроки помогают детям грамотно анализировать тексты, составлять собственные.

ХОД УРОКА

I. Интеллектуальная разминка.

4-ое лишнее. Обосновать ответ.

Песенный, временный, утренний, лиственный.

Ответ: лишнее слово “утренний” (с точки зрения морфемики), т.к. оно имеет морфемный состав: C U y , остальные: C U U y

Весной, утром, шагом.

какое значение отличает эти слова друг от друга?

Ответ: лексическое.

какое значение объединяет эти слова?

    грамматическое: все слова - наречия;

    имеют одинаковый морфемный состав: C ^ с какой частью речи наблюдается этимологическая связь?

Ответ: с существительными: ранней весной, солнечным утром, вольным шагом.

Дополнение учителя: переход частей речи в разряд наречий называется адвербиализацией (запись слова и значения в индивидуальный словарь, который ведет каждый ученик).

Методическое пояснение: интеллектуальные игры помогают в подготовке детей к олимпиадам, учат грамотно, с научной точки зрения обосновывать свой ответ.

Индивидуальное задание (в тот момент, когда идет интеллектуальная разминка, один ученик работает у доски, после выполнения им задания он включается в работу класса).

Словообразовательный разбор:

Безверье вера (приставочно-суффиксальный).

Транскрипция: [ б? и э зв? эр? й? ь]

По окончании интеллектуальной разминки проверка индивидуальной работы.

Вопрос: что произошло на конце слова?

Ответ: редукция.

Задание: дайте объяснение данного термина.

Ответ: ослабление артикуляции звука и изменение его звучания.

II. Проверка домашнего задания.

Дома учащиеся должны были:

познакомиться с написанием и лексическим значением следующих слов: аббревиация, артикуляция, аффикс, префикс, редукция (использование словаря лингвистических терминов);

выборочный анализ текста: задание 241 (В.В. Бабайцева. Русский язык. Сборник заданий. 10-11 классы):

    выразительное чтение;

    тема, тип речи (с доказательством), стиль речи (без доказательства);

    найти предложения со сравнением, определить вид сравнительной конструкции (придаточное предложение или обстоятельство);

    выписать синонимы, обозначающие красный цвет, уточнить значение каждого цвета (использование толкового словаря);

    назвать другие синонимы (самые яркие), выявить их значение.

Первое задание позволит детям повторить термины (тема предыдущего урока), их характерный признак и, следовательно, отличие терминов от синонимов.

Второе задание непосредственно связано с темой урока.

Под диктовку учителя дети пишут слова, произносят по слогам и дают лексическое толкование.

Аббревиация (от лат. сокращаю) - способ образования слов от других слов или словосочетаний;

Артикуляция (членораздельно выговаривать) - работа органов речи, направленная на производство звуков;

Аффикс - служебная морфема, общее название всех морфем, за исключением корня;

Префикс (прикрепленное впереди) - приставка;

Редукция (объяснение см. выше).

Вопрос: Что объединяет все эти слова?

Ответ: это термины - лексика, ограниченная в употреблении.

Вопрос: Какой характерный признак терминов?

Ответ: однозначность.

Задание 241. (текст представляю полностью: отрывок из очерка М. Горького “Пожары”).

А ночью лес принял неописуемо жуткий, сказочный вид: синяя стена его выросла выше, и в глубине ее, между черных стволов, безумно заметались, запрыгали красные мохнатые звери. Они припадали к земле до корней и, обнимая стволы, ловкими обезьянами лезли вверх, боролись друг с другом, ломая сучья, свистели, гудели, ухали, и лес хрустел, точно тысячи собак грызли кости.

Бесконечно разнообразно струились фигуры огня между черных стволов, и была неутомима пляска этих фигур. Вот, неуклюже подпрыгивая, кувыркаясь, выкатывается на опушку леса большой рыжий медведь и, теряя клочья огненной шерсти, лезет, точно за медом, по стволу вверх, а достигнув кроны, обнимает ветви ее мохнатым объятием багровых лап, качается на них, осыпая хвою дождем золотых искр; вот зверь легко переметнулся на соседнее дерево, а там, где он был, на черных, голых ветвях зажглись во множестве голубые свечи, по сучьям бегут пурпуровые мыши, и при ярком движении их хорошо видно, как затейливо курятся синие дымки и как по коре ствола ползут, вверх и вниз, сотни огненных муравьев.

Иногда огонь выползал из леса медленно, крадучись, точно кошка на охоте за птицей, и вдруг, подняв острую морду, озирался - что схватить? Или вдруг являлся сверкающий, пламенный медведь-овсяник и полз по земле на животе, широко раскидывая лапы, загребая траву в красную огромную пасть.

Выбегала из леса толпа маленьких человечков в желтых колпаках, а вдали, в дыму, за ними, шел кто-то высокий, как мачтовая сосна, дымный, темный, шел, размахивая красной хоругвью, и свистел. Прыжками, как заяц, мчится куда-то из леса красный ком, весь в огненных иглах, как еж, и сзади его машет по воздуху дымный хвост. И по всем стволам на опушке леса ползают огненные черви, золотые муравьи, летают, ослепительно сверкая, красные жуки.

Задания по тексту:

Прочитайте текст выразительно.

Определите тему текста.

Ответ: Ночной пожар в лесу.

Определите тип речи, докажите.

Ответ: 1) В тексте говорится о признаках ночного пожара в лесу. 2) Ко всему тексту можно поставить вопрос: каково вокруг? 3) Текст можно сфотографировать в одном кадре.

Следовательно, тип речи - описание состояния среды. Язык текста соответствует данному типу речи: частое употребление прилагательных, широкое использование выразительно-изобразительных средств языка: метафор (“мохнатые звери”, “фигуры огня”, “рыжий медведь”, “обнимает ветви... мохнатым объятием багровых лап”, “осыпая хвою дождем золотых искр”, “зверь”, “зажглись голубые свечи”, “бегут пурпуровые мыши”, “сотни огненных муравьев”, “пламенный медведь - овсяник”, “толпа маленьких человечков в желтых колпаках” и др. - речь идет об огне), эпитетов, сравнений (об этом позже) и др.

Глаголы в данном описании выступают в форме несов. вида настоящего и прошедшего времени, формы глагольного времени обозначают не последовательную смену деталей, частей, а их расположение на одной плоскости.

Определите стиль текста (без доказательства).

Ответ: художественный стиль.

Найдите предложения со сравнением. Определите вид сравнительной конструкции: придаточное предложение или обстоятельство?

Ответ: придаточные предложения:

И лес хрустел, точно тысячи собак грызли кости. (Предмет сравнения: лес во время пожара, образ сравнения: тысячи собак; признак сходства: хруст леса во время пожара - собаки грызут кость). Далее можно без пояснения.

Иногда огонь выползал из леса медленно, крадучись, точно кошка на охоте за птицей... (придаточное предложение - неполное предложение: пропуск сказуемого “выползала”)

Обстоятельства (выборочно):

Ловкими обезьянами лезли вверх...(сравнение в форме творительного падежа)

Шел кто - то высокий, как мачтовая сосна...

Прыжками, как заяц, мчится куда-то из леса красный ком, весь в огненных иглах, как еж... и др.

III. Тема урока.

На доске тема “Синонимическое богатство русского языка”.

Продолжаем беседу, опираясь на знания учащихся, домашний текст и дополнительные сведения о синонимах, имеющиеся на печатных листах, полученных каждым учащимся. Весь раздаточный материал выдан детям для использования при написании ответа на вопрос билета.

Учитель: Работая над текстом, вы должны были выполнить, кроме предыдущих, еще задания: повторить сведения о синонимах, найти в тексте синонимы, обозначающие красный цвет, определить, чем отличаются эти синонимы по значению, какова их роль.

Дайте определение синонимов.

Ответ: Синонимы - слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению (красный, багровый).

В раздаточном материале имеются следующие сведения:

1-ая карточка . Состав синонимов русского языка изучается уже более 200 лет. Первый синонимический словарь вышел в 1783 году, автор - Д. И. Фонвизин. Современная наука достигла больших успехов в изучении и описании лексической синонимии.

Словари синонимов:

    “Словарь синонимов русского языка” под редакцией Л.А. Чешко. Автор З.Е. Александрова (1968, 1986).

    “Словарь синонимов русского языка” под редакцией А. П. Евгеньевой (1970) (2 тома).

    “Словарь синонимов. Справочное пособие” под редакцией А. П. Евгеньевой (1975).

(Пояснение: первые сведения представляет детям учитель, материал остается у них. Кроме раздаточного материала, у детей остаются записи, сделанные ими самостоятельно по ходу урока, необходимые для написания билета).

2-ая карточка .

I. Группы лексических синонимов:

    абсолютные (языкознание - лингвистика);

    идеографические (отличаются оттенками значения: робкий, боязливый, трусливый, несмелый);

    контекстуальные (текстовые) (гордый, храбрый вид);

    однокоренные (синонимичный - синонимический);

    стилистические (лицо - рожа).

По ходу знакомства со второй карточкой, которая также остается у учащихся, предлагаю следующие задания детям:

Подобрать синонимы к словам (слова на доске)

(благозвучие)

полисиндетон

(многосоюзие)

асиндетон

(бессоюзие)

антитеза

(противопоставление)

(единоначатие)

(единоокончание)

Вопрос: к какой группе синонимов относятся данные слова? (абсолютные)

Какую роль играют синонимы в данном случае? (дают лексическое толкование слов).

3-я карточка .

Морфологические синонимы:(образуются при взаимодействии разговорного и книжных стилей речи)

разговорные формы существительных с нулевым окончанием в родительном падеже множественного числа вытесняют формы на - ов:

без погонов - без погонy

сто граммов - сто граммy

книжные формы (чашка чая, много народа) теснят разговорные формы (чашка чаю, много народу)

полные формы прилагательного в функции сказуемого вытесняют краткие: книга интересная - книга интересна.

Но есть случаи, когда полная и краткая формы не образуют синонимических пар:

а) Ты, Машка, злая. (полная форма смягчает оценку)

Ребенок очень

Дедушка еще

живой (подвижный)

простая форма сравнительной степени прилагательного допустима во всех стилях речи, а сложная форма свойственна в основном книжной (научной и деловой) речи; (смелей - более смелый), простая форма превосходной степени оценивается как книжная, а сложная - более нейтральна (высочайший - выше всех)

Синтаксические синонимы

в словосочетании: варенье из черники - черничное варенье;

в простом предложении:

двусоставные

односоставные (б/л)

Пахнет сирень.

Пахнет сиренью.

Всех не переспоришь.

Всех не переспорить.

Кто не знает Пушкина?! - Все знают Пушкина.

в сложном предложении:

Дует ураганный ветер - выйти невозможно.

Выйти невозможно: дует ураганный ветер.

Дует ураганный ветер, и выйти невозможно.

Выйти невозможно, потому что дует ураганный ветер.

Дует ураганный ветер, так что выйти невозможно.

Синонимы - простое и сложное предложения:

Пережитое не прошло даром. - То, что я пережил, не прошло даром.

Синонимы - причастные, деепричастные обороты и придаточные предложения:

Проводив товарищей, Тоня долго стояла молча. - Когда Тоня проводила товарищей, она долго стояла молча.

Синонимы, различающиеся способами передачи чужой речи:

Алеша сказал, что болен.

Алеша сказал: “Я болен”.

Пояснение: данный материал на уроке очень кратко сообщается; учащиеся 10 класса способны самостоятельно усвоить данную информацию дома.

Обращаемся к домашнему тексту.

Задание: Назовите синонимы, обозначающие красный цвет.

    красные звери

    рыжий медведь

    огненная шерсть

    багровые лапы

    огненные муравьи

    пламенный медведь - овсяник (медведь, истребляющий овес на полях)

    пурпуровые мыши

    красная пасть

    красной хоругвью (хоругвь - войсковое знамя)

    красный ком

    огненные иглы

    огненные черви

    красные жуки

    “красный” - 5 раз

    “огненный” - 4 раза.

Задание : Уточните значение каждого цвета.

    рыжий - красно-желтый;

    огненный - цвет огня, красный (искрящийся);

    багровый - красный густого, темного оттенка;

    пламенный - цвет огня (оттенок возвышенности, это цветовой эпитет)

[Задание: приведите пример, чтобы слово “пламенный”стало метафорическим эпитетом.
Ответ: пламенная любовь (сильная, страстная, горячая,
пылкая)].

    пурпуровый - темно- или ярко-красный (однокоренной синоним - пурпурный).

Вопрос: синонимы образуют гнезда или ряды. Какое слово из данного синонимического ряда будет опорным?

Ответ: Красный. Недаром оно повторяется 5 раз. Слово “огненный” тоже повторяется 5 раз, так как описывается картина пожара. Поэтому повтор в тексте вполне оправдан.

Вопрос: Какую функцию выполняют данные синонимы?

Ответ: Являются цветовыми эпитетами; вместе с существительными образуют метафоры: “красные звери”, “рыжий медведь” и т. д.

Синонимы-прилагательные помогают создать яркий, поэтический образ пожара. Кроме того, оттенки красного цвета позволяют более точно нарисовать предмет, избежать неоправданных повторов.

Нагнетание в тексте синонимических тропов создает такую стилистическую фигуру, как амплификация.

Вопрос: Назовите еще самые яркие, на ваш взгляд, синонимы. Определите их роль.

Они (мохнатые звери) ... свистели, гудели, ухали...

Свистеть - издавать свист (резкий высокий звук).

Гудеть - издавать длительный, однотонный звук.

Ухать - издавать громкий, низкий и отрывистый звук.

Синонимы передают звуки, которые слышатся в ночном лесу во время пожара.

Иногда огонь выползал из леса медленно, крадучись (украдкой, тихо, скрытно) - прием градации - расположение ряда слов в порядке нарастания (убывания) их смыслового и эмоционального значения (в данном случае нарастания)

Шел кто - то высокий... дымный, темный...(градация)

На черных, голых ветвях (контекстуальные синонимы) и др.

Учитель: Продолжаем рассматривать, как мастера слова используют синонимы в своих произведениях.

Раздаточный материал (тексты набраны для каждого учащегося, их они могут использовать при составлении ответа на тему “Синонимическое богатство русского языка”).

Письма не было и не было, он теперь не жил , а только изо дня на день существовал в непрестанном ожидании. (И. А. Бунин. Митина любовь.)

Уста и губы - суть их не одна.
И очи - вовсе не гляделки !
Одним доступна глубина,
Другим - глубокие тарелки.
А. Марков.

Задание: Найдите синонимы в первом и втором текстах. Какая стилистическая фигура построена на синонимах?

Ответ: 1) не жил - а существовал;

уста - губы; очи - гляделки.

Стилистическая фигура - антитеза (со - или противопоставление контрастных понятий, положений, образов).

Учитель: Синонимы могут в тексте противопоставляться и сопоставляться, если автор хочет обратить внимание именно на те оттенки значений, которыми отличаются эти близкие по смыслу слова. Чтобы научиться использовать синонимическое богатство русского языка, необходимо помнить, что важно не столько то, что объединяет синонимы, сколько то, что их разъединяет.

Обратимся к заданию 245 учебника.

Д. И. Фонвизин оставил нам “Опыт российского сословника”, в котором он дает образцы тончайшего толкования различий между синонимами. Так, он пишет о словах “робкий” и “трусливый”: “Робкий бежит назад, трусливый нейдет вперед; робкий не защищается, трусливый не нападает. Нельзя надеяться ни на сопротивление робкого, ни на помощь трусливого”.

Вопрос: Какие чувства вызывают у вас робкий человек и трусливый?

Ответ: Робкий вызывает чувство жалости, трусливый - презрения.

Задание 246.

Вставьте вместо точек слово из скобок. Мотивируйте свой выбор.

Слышалось (грустное, печальное) пение детских голосов, это из улицы выходила похоронная процессия (А. Н. Толстой).

Вот и старушку - то мою с (грустным, печальным) чувством припоминаю теперь! (Ф. Достоевский).

Ответ: В первом предложении: “печальное пение”, во втором: “с грустным чувством”. Слово “печаль” вызывает чувство сожаления.

Учитель: Для писателей использование синонимов - одна из сложных проблем - “муки слова”: предстоит найти единственное, точное слово.

Задание: Выбрать, на ваш взгляд, самое точное слово, объяснить пропущенную орфограмму и расставить знаки препинания, графически объяснить. Из какого произведения взято предложение, о ком говорится?

У каждого на парте карточка с предложением.

Его (грязные, запачка...ые) перчатки казались нарочно сшитыми по его (маленькой, небольшой) аристократической руке и когда он снял одну перчатку то я был удивлен худобой его (бледных, белых, бескровных) пальцев.

Ответ: Роман “Герой нашего времени” М.Ю. Лермонтова, повесть “Максим Максимыч”. Портрет Печорина (через восприятие Максима Максимыча).

Его за пачканн ые перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев.

Объяснение выбора слов: Печорин - аристократ, всегда аккуратен, поэтому слово “грязные” неуместно; слово “запачканные” обозначает временный признак (обстоятельства жизни).

Аристократическая рука - маленькая (оттенок изысканности, утонченности).

Пальцы бледные , так как их просто не коснулось солнце, но они еще и слабые (“удивлен худобой”).

сложное синтаксическое целое, состоит из двух частей, соединенных сочинительной связью. I ая часть - простое предложение, II ая - сложноподчиненное с придаточным времени.

Учитель: Слово производит эстетическое впечатление тогда, когда в художественной речи соответствует идейной направленности произведения, способствует благозвучию фразы.

Задание: Карточка с текстом.

К тому ж они так непорочны,
Так величавы, так умны,
Так благочестия полны,
Так осмотрительны, так точны,
Так неприступны для мужчин,
Что вид их уж рождает сплин (хандра).

Ответ: А. С. Пушкин “Евгений Онегин”.

Задание: Выписать синонимичные слова и словосочетания. Что отражает данный подбор синонимов?

    непорочны - благочестия полны;

    величавы - неприступны;

    умны - осмотрительны.

Данный подбор синонимов отражает последовательное движение мысли поэта при создании образа чопорной светской дамы.

Задание: Карточка.

Во время сессии трудно приходится тем студентам, у которых много пропусков и прогулов, пробелов и недоработок.

Задание: Найдите синонимы. Уместно ли здесь их употребление?

Ответ: пропуски - прогулы; пробелы - недоработки.

В данном случае неумелое использование синонимов порождает речевую избыточность. Проще сказать: Во время сессии трудно приходится студентам, которые пропускали занятия и не усвоили тех или иных разделов программы.

Учитель: Использование нескольких синонимов подряд лишь тогда эстетически оправдано, когда каждый новый синоним уточняет, обогащает значение предыдущего или вносит иные оттенки экспрессивной окраски.

Например, В. Г. Белинский о стихах А. С. Пушкина:

“Все акустическое богатство, вся сила русского языка явились в нем в удивительной полноте; он нежен, сладостен и мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря”.

IV. Итог урока.

Вопрос: Какова роль синонимов в речи?

    С помощью подбора синонимов можно объяснить лексическое значение слова.

    Делают речь более точной, выразительной, позволяют избежать неоправданных повторов, связать части текста.

    На основе синонимов строятся такие средства, как эпитеты, метафоры, градация, амплификация, антитеза.

    Правильное, умелое употребление синонимов помогает понять идею произведения, авторскую позицию.

V. Домашнее задание.

Подготовить рассказ на тему “Синонимическое богатство русского языка”, используя материалы с урока.

Русский язык 10-11 класс

Учебник (Углубленный уровень)

Бабайцева

Те дети, которые изучают эту дисциплину по более углубленной программе, несомненно будут знать ее лучше. Однако и заморочек у них намного больше, не говоря уже о том, что д/з занимают много времени. Вполне естественно, что школьникам хочется заниматься чем-то другим помимо учебы, но чаще всего у них это просто не получается. Решебник к учебнику "Русский язык 10-11 класс" Бабайцева поможет ребятам лучше распределить свои обязанности, вникнуть во все аспекты предмета и быстро, а так же грамотно справляться с возникающими ошибками.

Что входи в состав сборника.

В пособии имеется шестьсот семьдесят одно упражнение, а так же задания для повторения, которые охватывают все разделы данного предмета. ГДЗ по русскому языку 10-11 класс Бабайцева направлен на более глубокое изучение дисциплины, поэтому все номера относятся к разряду более сложных. Подробные ответы помогут школьникам разобраться в затруднительных моментах.

Стоит ли им пользоваться.

Школьная программа разнится в зависимости от направленности учебного заведения. Поэтому если в одной школе ребятам задают относительно простые задания, то в других - им предстоит весьма трудное и напряженное время. Чем выше сложность материала, тем большая ответственность ложится на плечи учащихся. Но так как преподаватели лишь поверхностно освещают новую тематику, им порой бывает весьма трудно разобраться во всех коллизиях д/з. Некоторые дети предпочитают просто списать у одноклассников или найденную в интернете заготовку, что в принципе неверно, так как подобное действие не несет в себе особой пользы. Но вот тщательная проработка заданий посредством решебника к учебнику "Русский язык 10-11 класс" Бабайцева поможет не только вникнуть во все нюансы предмета, но и освободить больше свободного времени. "Дрофа", 2017 г.