Биографии Характеристики Анализ

Судьба человека в поэзии 30 х годов.

Лирика 30-х годов

О лирике 30-х годов

Вступительная статья П. С. Выходцева

Сейчас уже трудно сказать, кто первым бросил тень на поэзию 30-х годов. Но случилось так, что в последние 10–15 лет все чаще стали раздаваться голоса о некоей неполноценности ее по сравнению с поэзией 20-х и особенно 60-х годов. Высказывались даже мнения, например, Н. Асеевым, что после 20-х годов в поэзии наступил период, когда она «стала просто рифмованной информацией о событиях» и вернулась «к тем средствам выразительности, какие были в ходу в восьмидесятых годах прошлого столетия» . Критик Б. Рунин шел дальше, утверждая, что именно в 30-е годы стало даже поощряться «бесскрылое подражательство, самое откровенное эпигонство», «поэзию стали подменять под один вкус» и т. д. и т. п.

Получается, что поэзия перестала быть поэзией. Оказалось почти перечеркнутым целое десятилетие ее истории.

Эти и подобные антинаучные и антиисторические и попросту необъективные суждения, к сожалению, оказали влияние на восприятие значительной частью читателей 50-60-х годов (особенно молодых) поэзии 30-х годов. Сказалось это обстоятельство и в ослаблении интересов исследователей к поэзии этого периода: при сравнительно интенсивном изучении ранних ее этапов за последние годы не появилось ни одной значительной работы о лирике 30-х годов.

Когда речь идет о поэзии 30-х годов, мы прежде всего не должны забывать, что эти годы были периодом рождения, творческого взлета (а для некоторых поэтов и завершением пути) таких ярких и самобытных талантов, как Михаил Исаковский, Александр Твардовский, Павел Васильев, Александр Прокофьев, Борис Корнилов, Дмитрий Кедрин, Алексей Сурков, Ярослав Смеляков, Николай Рыленков, Петр Комаров, Александр Яшин, Леонид Мартынов, Николай Дементьев, Борис Ручьев, Николай Заболоцкий, Василий Лебедев-Кумач, Александр Решетов, Сергей Смирнов, Александр Чуркин и другие.

Когда мы говорим о творческих поисках поэзии этого периода, мы не можем игнорировать того факта, что для многих поэтов старшего поколения (Н. Тихонов, Н. Асеев, Вс. Рождественский, Э. Багрицкий, В. Инбер, А. Ахматова, П. Орешин, М. Светлов, С. Щипачев, B. Луговской, Н. Ушаков и др.) это были годы интенсивного развития, новых открытий, а для некоторых из них - годы «второго рождения».

В 30-е годы начали определяться поэтические голоса таких поэтов, как Алексей Недогонов, Сергей Поделков, Ольга Берггольц, Константин Симонов, Михаил Дудин, Сергей Наровчатов, Алексей Фатьянов, Сергей Васильев, Маргарита Алигер и др.

Словом, как и в любое другое время, в 30-е годы поэзия жила напряженной жизнью, искала, открывала, испытывала трудности. Как и в любой другой период, в ней были свои противоречия и недостатки. Но, как всегда, она несла в себе неповторимую печать эпохи.

В чем же своеобразие развития поэзии, в частности лирики, этих лет? Что нового внесла она по сравнению с предшествующим десятилетием?

Тридцатые годы были, как принято называть их в истории, временем бурных строительных пятилеток, индустриального развития страны, покорения природы, годами крутого и сложного преобразования деревни, то есть периодом развернутого социалистического строительства. Все эти процессы существенно влияли на духовную жизнь общества, на социально-нравственные устремления личности. Активно формировался новый тип трудового коллектива и новый человек.

Советская литература буквально во всех родах и жанрах была обращена прежде всего к современности. Писатели были захвачены пафосом общенародных дел и событий.

Все это, естественно, не могло не повлиять на многие стороны как творческой деятельности отдельных писателей, так и литературы в целом. Изменения коснулись не только тематики (преимущественное внимание к коренным вопросам современности), не только изображения недавнего революционного прошлого (тяготение к более широкомасштабному воспроизведению исторических судеб народных масс), но и самих творческих принципов освоения новой действительности и человека новой эпохи. А это в свою очередь повлияло на характер типизации в лирике и эпосе, на жанровые особенности произведений и даже на поэтический стиль поэтов, разных поколений.

Тот факт, что многие старшие поэты, пережившие в 20-е годы известные трудности в художественном осмыслении социалистических преобразований (Н. Асеев, В. Луговской, Н. Тихонов, Н. Заболоцкий, В. Инбер, И. Сельвинский и мн. др.), как и прозаики, стали более активно и непосредственно изучать реальную действительность, сложные процессы, происходившие в жизни трудовых масс, - нельзя считать ни случайным, ни чисто внешним. Поездки по стране, участие в производственной практике народных масс, конкретные наблюдения над меняющимся духовным миром человека-труженика способствовали сближению творчества поэтов с потребностями времени, с жизнью страны в целом. Это благотворно влияло на их художественные поиски.

Николай Тихонов, начавший успешно преодолевать отвлеченно-революционную романтику уже в книге «Поиски героя» (1927), в конце 20-х годов еще немало блуждал в «словесных джунглях» и нередко приходил к абстрактному решению важнейших вопросов времени. В результате конкретного знакомства с жизнью страны, особенно республик Советского Востока (поездки в Туркмению, Грузию и т. п.), а также европейских стран Н. Тихонов создает такие значительные книги стихов, как «Юрга» (1930), «Стихи о Кахетии» (1935), «Тень друга» (1936) и другие, в которых воспевает простых и мужественных людей, преобразующих жизнь и природу. В их дерзких мечтах и упорном труде поэт видит проявление тех процессов раскрепощения человеческой личности, которые начались в Октябре 1917 года. Особый интерес обнаруживает Тихонов к теме пробуждения ранее угнетенных «малых» народов, к идее интернационализма как одной из главных идей социалистических преобразований. Сопоставление процессов, происходящих в нашей стране, и тех, которые он наблюдал за рубежом, порождает страстную и тревожную антивоенную книгу поэта - «Тень друга». В этих темах в дальнейшем укрепляется и развивается талант Тихонова.

Для Николая Асеева 30-е годы были периодом творческого подъема и освоения новых жизненно важных тем. С трудом преодолевая различного рода влияния, Асеев уже в 20-е годы стал автором ряда значительных произведений («Марш Буденного», «Синие гусары», «Русская сказка», «Семен Проскаков» и др.). Но только в 30-е годы ему удалось «сдуть со стихов постороннюю примесь». Решительное сближение с большими делами эпохи (посещение крупнейших строек - Магнитогорска, Кузбасса, Днепростроя и т. п.), новое ощущение собственных задач помогали ему не только успешнее освобождаться от формалистических увлечений и ложных концепций (лефовская «теория факта»), но и найти тот синтез политической тенденциозности и лирических интонаций, которые он безуспешно искал в начале революции (сб. «Бомба») и позже в агитстихах и агитпоэмах. Наиболее полно обнаружились эти особенности поэзии Асеева в поэме «Маяковский начинается» (1938).

Пожалуй, еще более значительным было воздействие новой действительности на творческую эволюцию Владимира Луговского. Романтически настроенный поэт долгое время не мог обрести твердой жизненной почвы. «Ветер революции», ворвавшийся, по выражению самого Луговского, уже в ранние его стихи, но не обогащенный серьезным знанием его внутренних течений и завихрений, был слабой защитой для поэта от разного рода внешних увлечений кажущейся новизной и свежестью. В книге «Сполохи» (1928), подытоживавшей поиски поэта 20-х годов, больше было молодого задора, формального эксперимента, сомнительных новшеств, чем серьезного стремления понять и воспроизвести многообразный и сложный мир нового человека и новой действительности. Порвав с конструктивизмом, Луговской с жадностью устремляется в живую жизнь. Поездки по стране, которые он неоднократно предпринимал начиная с 1930 года, знакомство с жизнью и трудом строителей и первопроходчиков помогают поэту острее и глубже ощутить пульс страстей и чувств современников, он находит выход своим романтическим устремлениям в воспевании напряженной и неспокойной жизни рядовых преобразователей земли. «Гром тракторов той весны, - вспоминал Луговской свою поездку в Туркмению в 1930 году, - героика колхозных будней Туркмении, тысячи лиц, море красок навсегда остались в моей памяти и определили целый этап в моем творчестве - эпопею «Пустыня и весна», которую я, то отходя от этой книги, то снова возвращаясь к ней, писал в продолжении почти четверти века» . Книга Луговского «Большевикам пустыни и весны» была характерным явлением поэзии 30-х годов и важным этапом поэта на пути к его главной книге - книге философских поэм «Середина века».

1830-е годы в творчестве Пушкина открывает «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), написанная в Болдине 8 сентября 1830 года

Поздний Пушкин достигает удивительной духовной просветленности не только в прозе, но и в лирическом творчестве.

Лейтмотивом «Элегии» является тема «печали»: от «печали минувших дней» до «печального заката» жизни вообще.

У Пушкина переход от молодости к зрелости, от «безумного веселья», юношеских надежд и страстей к жизненной мудрости не сводится к чувству разочарований и утрат.

Как природа очищается и обновляется в грозовом ненастье, так и душа, проходя через бурные чувственные искушения, воскресает в бескорыстном любовании красотой и гармонией окружающего мира. В стихотворении «Туча» (1835) Пушкин радостно приветствует эту гармонию, это душевное просветление.

В стихотворении «Осень», созданном в Болдине в 1833 году, Пушкин объясняет, почему он любит именно это время года, почему осенью испытывает он самые длительные приливы вдохновения. Осень глубоко умиляет поэта своей особой красотой - умиротворенной, тихой, смиренной, не возбуждающей страстных тревог.

Самые простые и в то же время самые важные начала человечности Пушкин выразил полно и глубоко в последних, по сути, в его жизни стихах так называемого "каменноостровского цикла" (написаны в Петербурге на Каменном острове летом 1836 г.): "Отцы пустынники и жены непорочны", "Подражание итальянскому", "Мирская власть", "Из Пиндемонти". Мудрость Пушкина получила свое высшее выражение и завершение в этих стихах.

Повести Белкина.

1830. «Гениальное новое слово» - достоевский.
Авторство идей повестей он приписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину

Сам Белкин когда-то был военным, ушёл в отставку, поселился в деревне, изредка выезжая в город по делам и останавливаясь на почтовых станциях. Белкин вообще характерное лицо русского быта.

Жанровое ядро новелл составляют предание (легенда), притча и анекдот. От характера смешения этих жанров в каждой новелле зависит её своеобразие.
Выстрел – чисто романтическое название и конфликт. Сильвио – плебей, его цель – унизить.
Мотив прощеной пощечины.
Метель – символ внутренней бури. Нет однозначности: храм одинокий, но он виден.
Станционный смотритель – мотив блудного сына/дочери. У Дуни не было жалости ни к себе, ни к отцу. Для чего жертва?

28. Пиковая дама.
1834.
«Сюжет Ракольникова». Германн верит в то, что является сатанизмом чистейшей воды, в астрологию, нумерологию. Финал вполне справедлив. Эгоизм и жажда его убили.
Раскольников и Германн - это, по сути, два несостоявшихся Наполеона. Оба одиноки и бедны, оба имеют неистовое желание победить судьбу. Тайное сознание своего превосходства над другими людьми не дает им покоя. И на совести каждого лежит грех человекоубийства - у каждого на душе убитая старуха. С одной стороны - старуха, с другой - Наполеон. Это как бы две оси координат, в которой мы первоначально определяем Германна и Раскольникова.

Капитанская дочка.

1836. Пушкин ездил по пугачевским местам.
Пафос нравственно-религиозный.
Только любовь может спасти на пути преодоления соблазна.
Отец – хранитель чести рода. Главная сюжетная линия – Гринев – Пугачев.
Ребенок,вдова и сирота – неприкосновенны.
В финале правосудие земного и человеческого суда.
Пугачев – человек бунта, Гринев – смирения.
Один из главных героев романа - Гринев-мемуарист, который по истечении многих лет после описываемых событий посчитал необходимым представить на суд читателя события двух лет его юношеской жизни.

Мемуарист Гринев - настоящий дворянин, никакие “насильственные потрясения” он не приемлет

Личность Лермонтова.

1814-1841. Бабушка из рода Столыпиных. зятя ненавидела.
Лермонтов показал в нас самое худшее. Он художник – ясновидец. Сами названия его стихов удивительны.
Болезнь заставила его рано повзрослеть. Друзей у него не было. Московский пансион – универ – военная школа.
Ранняя лирика – 28-36. Она автобиографична. Неверие. Нет чувства дома. «Молитва» «Я не унижусь пред тобой»
Он чувствовал,что его творчество цинично.
Для него Бог – нечто осязаемое. Гений гоним толпою.
29 – «Не обвиняй меня всесильный»
Сон - состояние полной свободы, блаженства.
Его руссксть очевидна.

Поэмы. Ранние – кавказские – 28-33.
«Пленник» «Измаил»
Русские – с гордым героем – 34-36
Поздние – с 37

31.Пафос лирики Лермонтова.
вопрос 30 +
молитвенность была состоянием его души. Великий дар божий приноси в его душу покой.
Лермонтов безумно любил Кавказ и его народы. Он поэт-христианин. Совесть его страдает. Сила чувст удивительна. Сила гениальности в его способности перевоплощаться.
Личность такого масштаба не могла участвовать различных кружках.

Тема русского богатырства.

Песня про купца Калашникова. 1837.
Не в силе бог, а в правде. Жалобы на настоящее покление, дремлющее и бездейств-е.
3 части, как былина: зачины, концовка, повторы, параллелизм, повествуют гусляры
1 часть – пир у Грозного.
2 – метод от противного – дубовый стол – символ вечности, красный угол с лампадой.
3 – поединок. Два типа морали.

Мцыри

1839. О мальчишке-сироте, о послушнике.
Это любимый идеал автора, отражение тени его собственной личности.
Перед нами горькая судьба его семьи.
Поэма – исповедь носителя этой судьбы.
Лермонтов подчеркивает родство по крови. Это пустыня, тк не Бога. Земная природа – тень божьего рая. Внутреннего дома у него в душе нет.
Исповедь – чисто романтичекая вещь, пейзажы четкие.

Демон

1839. В центре – библейский миф о низвергнутом Люцифере.
В экспозиции прошлое демона, его воспоминания («тогда»).
Он открыл для себя пучину гордого познанья. Абсолютное зло будет всегда.
Он жаждет любви, но он раб зла.
Для Тамары поцелуй – смерть.

Герой нашего времени.

1838-40. Роман с оглядкой на «горе» и «онегина».
Это психологическмя проза. Автор насыщает роман физиологическими очерками.
Жанр – несколько рам,вложенных в одну большую раму.
Каждая рама имеет самостоятельное значение.
Тамань – приключенческая новелла.
Бэла – путевые записки.
Мери – психологическая повесть.
Цель лермонтова – не рассказы про дуэли, а история души человеческой.
Рассказчик 1 – странствующий офицер
2 – максим максимыч
3 – печорин.
ММ видит в П всё – самолюбование, демонический характер.
Тамань – поединок с судьбой. Холодный рассудок.
Княжна – нравственное убийство невинной девушки.
Всех испытывает на высокие нравственные качества.
Фаталист – жизнь без всякой цели.
Утратил пыл благородных стремлений.

Личность Гоголя

1809-1852 (николай васильевич яновский)
Ближайшие друзья – Пушкин, Жуковский, Плетнев
Советская оценка – Гоголь-сатирик. После перестройки – художник-крестьянин.
«Г. сдвинул литературу от эстетики к религии» - Мачульский.
Родился в Полтавской губернии,Диканька,Миргород – родные места.
От матери у него исключительная впечатлительность. У нее была навязчивая идея страшного суда.
Нежинская гимназия высших наук – первая степерь.
Любил театр, очень хорошо играл Простакову.
В 28 лет уехал служить отечеству в Питер.
В театр его не приняли, тк в моде была декламация,а он играл естественно.
Поэма «Ганс Кюхельгартен» 1829 – псевдоним В.Алов - после он стихов не писал, тк никто не читал и не покупал.
Жуковский дал ему рекомендательное письмо к Плетневу.

Вечера на хуторе близ Диканьки

1831-32. Пасечник Рудой Панько – «Издатель».
Журнал «Бибилотека для чтения»: Гоголь писал для черни.
Сорочинская ярмарка – карнавал. Нагромождение метафор.
Вечер – любимое время Гоголя – время нечистой силы.
Пошлость – неразграничение добра и зла – главная его тема + мертводушие – черт внутри.
Для него Бог – страшный судья.
Вечер накануне Ивана Купала
Майская ночь, или Утопленница
Пропавшая грамота
Ночь перед рождеством
Страшная месть
Иван Федорович Шпонька и его тетушка

Миргород

1935. – продолжение «Вечеров».
Герои – небокоптители; жалкие домашние подробности.
Открываетя цикл Старосветскими помещиками .
Супружеская пара – люди бесхитростные. Жена мужа от переедания лечит едой.
Время рану не лечит: спустя 5 лет он от боли не избавился.
Внешнее проявление чувств – ложь. Жизнь их в неизменяемости и неповторяемости каждого дня.
Кошечка из-за забора – смерть.
Тарас Бульба – война против католических недоверков. Тарас не фанатик религии, нет увлечения внешней обрядности. Пафос – не в силе бог, а в правде.
Вий – начальник гномов на Украине. Перед нами будущие духовные пастыри. Церковь почернела, к ней не ищут дороги. Все продали душу.

Арабески. Портрет. Шинель.

Или Петербургские повети. 1835.
Арабески – сборник. Статьи - Взгляд на составление Малороссии; Несколько слов о Пушкине; Об архитектуре нынешнего времени; О малороссийских песнях.
Дух Петербурга гибелен для России. Он находил в нем засилье Запада.
Невский проспект . Что за этой красивой панорамой?
Жизнь человека – метаморфозы зла. «Все ложь,обман,все не то»
Портрет – проблема дара. Чартков – дьявольское начало. Купил портрет – нашел деньги – далее испытание.
Им овладела адская зависть. Он талантливые произведения рвал с бешенством тигра.
На портрете был изображен ростовщик.
Записки сумасшедшего – герой отринул свой крест,ю свое поприще. «Каждый оставайся в том звании, в котором призван»
Нос – черт пошутил, и нос стал всем – греховная порча лица.
Шинель – житие святого человека. Акакий – смиренный. Он даже не различает, что ест, - все темное ушло, ничего не осталось. У него беззлобный и детский характер. Человек в вещах прячет наготу свою.
Его хранит красота буквы, а людям кажется,что он служит на последнем месте. Он умер,тк жить как прежде уже не мог.

Ревизор.

1816. статья «Петербург и Москва»
«Дайте нам русских характеров, нас самих нам дайте» На сцене засилье французских водевилей. Он просит создать новый репертуар.
Первое упоминание – Письмо к Пушкину – 35г.
Цель Гоголя – посмеяться над чертом.
Смех – возмездие за грехи.
Фабульный план – чиновники во всем своем многообразии, круговая порука, дьявольщина.
Уездный город – русское захолустье. Власть бесконтрольна.
Эпиграф указывает на ревизию души. Внутренний человек – суд совести.
Сон городничего говорит о конфликте, но он кажущийся. «Все ложь, все обман»
В финале немая сцена. Окаменевшая группа. В центре городничий в виде столпа. Типа распьтье.
Любимые приемы гоголя – саморазоблачение героев, особенно в богоугодных заведениях.. Абсурд везде.

43. «Мертвые души»,замысел. Причины неудач.

7 октября 1835-начало работы. План-3 тома, написан-1 и черновики 2. Сюжет Пушкина-реальный факт о местечке Бендеры. Замысел:показать русскую действительность. 1 т.-жизнь,2-Частилище,2т.-Возраждение(героев должны были сослать в Сибирь). Идея восходит к Данте. Герои 1т: Чичиков Павел Иванович, слуги Селифан и Петрушка, Манилов(дети Фемистоклюс и Алкид), Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин. Герои 2: Чичиков,Тентетников Андрей Иванович, Александр Петрович, Фёдор Иванович, Генерал Бетрищев, УлинькаПетух Пётр. Неудача 2т: Гоголь понял что герои неживые, много рассуждал, произведение утратило художественность.

44. Выбранные места

31 письмо, испорчено цензурой. Приложено духовное завещание. Основная работа-лето и осень 1846 года, письма подписаны инициалами. Книга-смесь проповедьи, исповеди и эпистолярным жанром. Идея: автор был болен, но прозрел вследствие своей болезни, полон духа любви, кротости и в особенности смирения. Православие лучше, оправдывает крепостной строй, всех поучает. Белинский раскритиковал и написал «Письмо Гоголю», которое запретили.

46.Духовная драма Гоголя.

Видел зло. Стремится к добру и не находит. Ищет спасение в вере, но слаб религиозно. Сожжение книги-как отказ от дара. Он не сатирик, он мистик. Слишком остро реагировал на мир, не радовался жизни. Был очень горд и боялся смерти.

47. Новатор Крылов

Появились новые образы животных, метко олицетворяющих отрицательные качества людей. Это живые характеры, пороки определенных слоев общества. Его герои стали не условными типажами, а конкретными, они имеют свою индивидуальность(лисица). Показал русский национальный колорит: практичность, житейскую мудрость, простодушную и злую иронию(ларчик). Нет рамок, язык разговорными элементами, народными просторечиями. ("Тьфу пропасть! - говорит она, - и тот дурак, Кто слушает людских всех врак) 48. Мотивы, средства, символика ЖуковскогоПейзажная лирика «Море» 1822. Душевное состояние автора, общение с высшими силами. Постижение тайн стихии. Три логич. Части. Символич. Образы моря и неба(недостижимого идеала). Аллитерации, Мелодичность, ритор.вопр., повторы.49. Баллада Светлана. Перевод Бюргера Посвящена А. А. Протасовой окончен в 1812 году. Три варианта: «Ленора» «Людмила», «Светлана». Написана хореем. Реалистический эффект-ужас во сне. Средства: эпитет,
олицетворение, параллелизм. Природа предстает в произведении
одухотворенной: жалобно кричит сверчок, зловеще каркает ворон,
радуется дню петух. Близость фольклору.50. Горе от ума. Особенности, едиства, язык.элементы классицизма романтизма и реализма. сатира на аристократическое московское общество первой половины XIX в. Вышла в свет в 1862. Единства соблюдены(место, время) действие: любовный+социальный конфликт, говорящие имена. Старое и новое. Чацкий - это прямая пропаганда самых передовых идей. Монолог-экспозиция, монолог-завязка, Монолог "А судьи кто?" является развитием кон-фликта, Монологи Чацкого, Фамусова. Композиционное новаторство Грибоедова в первую очередь состоит в естественности, органичности, в простоте развития действия. Яркий, образный, афористичный язык. Самое цитируемое произведение. Критика галломании. 51. Особенности школы гармонической точности.Жуковский и Батюшков,“Школа гармонической точности” негласно требовала, чтобы слова подбирались с учетом звуковой гармонии: звуки должны ласкать ухо. Поэтому предпочтение отдавалось “приятным” звукам (л, м, н и гласным), шипящие исключались. Не допускался стык согласных. малые формы. слова подбирались по их лексической и стилистической уместности. Несоблюдение (иногда) объектной правды.(Выздоровление. Например-ландыш не может гибнуть под серпом)52. Поиск себя у ПушкинаПервые его стихотворения датированы 1813-м годом. За следующие три года написано свыше 130 произведений. Развитие поэта-отрока было стремительным. Поражал поэтическим слухом, восприимчивостью, жаждой новых жизненных и поэтических впечатлений. В лицейских стихах Пушкина много перекличек с произведениями русских и французских писателей.(певец Пуш. С певца Жук.) Он жадно впитывает все лучшее, что создала европейская литература. Его поэзия-переменчива.Разные тенмы(Опытность/воспоминание в царском селе)53. Мотив вольности у Пушкина 10-20Свобода для поколения 10-20-х годов XIX века - это и политическое освобождение от “гнета власти роковой» Стихи(Ода вольность, К ЧААДАЕВУДеревня)54. Драматургия Пушкина в БГ.1825 г.Малопригодна для театра. Нарушает все единства. Опирается на историю Карамзина. у Шекспира-вольное и широкое развитие характеров,реалистичность. стремление отойти от грубой тенденциозности, от метода проведения той или иной идеи, «любимой мысли». Получилась романтическая трагедия(т.е.не классицистическая) Совмещение и смешного и трагического. Отказ от рифмованного попарно александрийского стиха. Нет центрального героя, есть исторические события. Белинский:это эпичекая поэма.55.Евгений Онегиннаписанный в 1823-1831 годах,8 глав, близко к реализму. Роман в стихах. События: с 19-25. Правдивые описания. Онегинская строфа. Мало событий, т.к. раскрытие характеров важнее. Зеркальность: герои меняются местами. Сам Пушкин делил на три части. Лиро-эпический роман. Каждая глава может стать последней, но может иметь продолжение. Открытый финал-крушение старых схем. 56. Образ автора в Е. О.Автор сам герой и рассказчик. Мы узнаем и о его жизни тоже, о его возлюбленных и думах. О. и П. хотят у путешествовать вместе, у П. оказываются их письма. Это все делает О. реальнее. Между ними есть различия (П. любит театр, а О. смотрит на дам) 57. Маленькие трагедии, пафос, тем, мотивы «Моцарт и Сальери» 1830. Первоначально-Зависть. Сальери убивает М., говоря что спасает человечество. «Гений и злодейство-две вещи несовместимые» Моцарт-сердце, Сальери-ум. 58. Каменноостровский циклПоследние стихи П. 1836 г. (Подражание итальянскому", "Мирская власть")Странные цифровые обозначения (III „Подражание италиянскому“II - «Отцы пустынники»). Сквозной сюжет-Страстной недели Великого поста. Параллель с осужденным карбонари С. Пеллико(п. написал рецензию на его книгу), котрого выпустили досрочно-параллель с декабристами. Возможно пятое - «Когда за городом задумчив я брожу», связь с телом Христа. Памятник-тоже написано на К.О.59 ВыстрелЕдинящее название. За пощечину приходится платить с процентами. Тонкий расчет Сильвио. Сильвио как Наполеон: любит чувство власти над другим, исключительная и загадочная личность. Автобиографичность-П.сам пришел на дуэль с Зубовым с черешнями.60 Станционный смотрительНа стене картинки, изображающие историю блудного сына. Дуня блудная дочь, которая так и не покаялась. 61. Пушкин в современном литературоведении 62. Пушкинские мотивы у ЛермонтоваЛ. Наследник П. 1837 году М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта» - отклик на трагическую гибель Пушкина. Он перенял у него мотивы демона, ангела, толпы и поэта, пророчества. Мотив утекания жизни (Осень/и скучно и грустно). Мотив любви к Родине(деревня/люблю отчизну я)63. Поэма ДемонПервые наброски в 15 лет,часто перерабатывал, 8 редакций. Протест против мира. (Всё благородное бесславил, И всё прекрасное хулил.) Тамара-его идеал, но она ангел на земле, а демон-виновник зла. Губит Тамару.64.Лермонтов в литературоведении65 «вечера на хуторе близ Д»Состоит из двух томов.(Сорочинская ярмарка,Вечер накануне Ивана Купала Майская ночь, или Утопленница,Пропавшая грамота,Ночь перед Рождеством
Страшная месть,Иван Федорович Шпонька и его тетушка,Заколдованное место
) Первый вышел в 1831, второй - в 1832 годуписал в 1829-1832 годах якобы собрал и издал «пасичник Рудый Панько» Действие произведения свободно переносится из XIX века («Сорочинская ярмарка») в XVII («Вечер накануне Ивана Купала»), а затем в XVIII («Майская ночь, или Утопленница»,Окольцовывают обе книги рассказы деда дьяка Фомы Григорьевича - лихого запорожца. Здесь человек ещё враждует с чертом. Одно из ведущих художественных приемов-мистика. Нечистая сила лишена таинственности здесь, она сближается с людьми. Приемы комизма-в нелепых ситуациях(любовники Солохи). Природа сопереживает героям(майская ночь). Фольклорная база. Народный, живой юмор.

66. Тема дома в Миргороде, композиция

1835продолжение «Вечеров Первая часть: «Старосветские помещики»,«Тарас Бульба» Вторая часть:«Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»-для контраста. жизнь в типических характерах, оттеняя в них наиболее существенное с социально-психологической точки зрения. Фантастика в «Миргороде»не являет­ся самоцелью, а служит определенным средством выраже­ния жизненно правдивых обстоятельств. Юмор становится острее, резче, часто переходит в сатиру-«смех сквозь слезы». Старосветские помещики-комизм в описании еды. Историзм в Тарсе Бульбе.

67.Петербургские повести. Шинель-путь, символика

Санкт-Петербургом 1830-1840-х. роблема "маленького человека". Невский проспект, Нос, Портрет, Шинель, Записки сумасшедшего. пошлость и трагизм - две краски петербургского мира. чин и звание –главное. личность нерасторжимо связана с миром вещей, внешнего порядка, системы искусственного, притворного поведения. Шинель-глубочайшая степень социальной ущемленности, тема человека - жертвы общественной системы. Шинель-символ счастья. Ей кража-утраченное счастье, пропажа смысла в жизнь. Отражение бюрократии.

68.Особенности Мертвых душ. Лирические отступления.Л. Н. Толстой говорил о «Мертвых душах»: «Что это? Ни роман, ни повесть. Нечто совершенно оригинальное». Почему поэма? Наряду с сатирическим изображением реальности Гоголь рисует величественный образ России. С ним связано «высокое лирическое движение» Главная тема поэмы - это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. В основе путешествие. имеет кольцевую "композицию. Она обрамляется действием первой и одиннадцатой глав: Чичиков въезжает в город и выезжает из него. одиннадцатая глава является как бы неформальным началом поэмы и формальным её концом. композиция всего задуманного произведения, подсказана Гоголю "Божественной комедией" Данте: первый том - ад крепостнической действительности, царство мертвых душ; второй - чистилище; третий - рай. Этот замысел остался неосуществлённым. Лир. Отступ-поэтичны. Птица-тройка0образ всей Руси и русской жизни. (параллельно образ лошадей Ч.- Бонапарт,Заседатель,Чубарый)69.Стилевое особенности Гоголясатирическая манераБлагодаря гениальности Гоголя, стиль разговорно-бытовой речи был освобожден от «условных стеснений и литературных штампов». Смешивает разные стили, высокое и низкое. (из-за ружья утроили судебную тяжбу)(использует Гоголь канцелярские и чиновничье-официальные выражения при описании «неслужебных», будничных ситуаций и жизни чиновников) язык «Мертвых душ», а также «Шинели» - это «структурное объединение различных стилистических слоев» использовал народно-разговорную речь более широко и глубоко, чем все его предшественники Применение им жаргона мелкого чиновничества, дворянства, помещиков и армейских офицеров.70. Гоголь в соверемнном литературоведении 71 «Горе от ума» на сцене

ервую попытку поставить «Горе от ума» сделали на своей школьной сцене воспитанники Петербургского театрального училищаСам Грибоедов приезжал на репетициино военный губернатор, граф Милорадович, запретил ее, При жизни Грибоедова были предприняты три попытки поставить «Горе от ума»Имеются сведения о том, что комедия «была играна в 1827 году в присутствии автора в крепости Эривани во дворце Саардарского». 2 декабря 1829 года в Большом театре в Петербурге.давалось первое действи«Эти отрывки мало имели действия на зрителей, которые как будто из вежливости похлопали некоторым остроумным стихам Грибоедова», – писал по поводу этого спектакля «Московский Телеграф». В том же 1830 году третий акт комедии был поставлен. Цензура не препятствовала постановке комедии, так как она была с купюрами, первый спектакль «Горе от ума», шедший в провинции (Киев, 1831 год), был поставлен по оригинальному авторскому тексту. В Москве и Петербурге критики отмечали настоящий успех пьесы, но бранили актеров. «Горе от ума» разрешили к исполнению в Императорских театрах, но не в провинции до 1863 года. В столичных же театрах она шла под тщательным контролем цензуры, в изуродованном виде. Со 2 декабря 1829 года до июля 1863 в Петербурге спектакль был сыгран 184 раза, Москва за это время видела комедию 144 раза. В 1906 году спектакль был поставлен В. И. Немировичем-Данченко в Московском художественном театреЧацкого играл В. И. Качалов.
72. Ревизор на сцене

впервые Петербургского Александринского театра 19 апреля 1836 г. в Москве состоялось 25 мая 1836 г. на сцене Малого театра. присутствовал сам Николай I поначалу была запрещена. Гоголь был разочарован, так как его не поняли. В Малом Театре для постановки «Ревизора» пригласили ведущих актёров труппы: Щепкин, Ленский, Орлов спектакль прошёл с огромным успехом.

73.поэты 20-30Алекса́ндр Алекса́ндрович Бесту́жев 17971837 писатель-байронистПубликовался под псевдонимом «Марлинский»Воспитывался в Горном корпусебыл адъютантом главноуправляющих путями сообщения ген. Бетанкура и герцога Вюртембергского и, наконец, с чином штабс-капитана перешёл в лейб-гвардии драгунский полкЗа участие в заговоре декабристов 1825 был сослан в Якутск, а оттуда в 1829 переведён на Кавказ солдатомполучил чин унтер-офицера и георгиевский крестПогиб в стычке с горцами, в лесу, на мысе АдлереНа литературное поприще выступил в 1819 годупечатавшимися в «Сыне Отечества» и «Соревнователе просвещения», а в 1820 году был избран в члены петербургского Общества любителей российской словесности.в 1823-1825 он вместе с К. Ф. Рылеевым, издавал альманах «Полярная звезда».Анто́н Анто́нович Де́львиг 1798 1831русский поэт, издатель.родился в Москве, в семье генерал-майора, происходившего из обедневшего рода прибалтийских немецких баронов. Семья была настолько обрусевшей, что Дельвиг даже не знал немецкого языкаМать - Любовь Матвеевна Красильникова (ум. 1859) была внучкой русского ученого-астронома А. Д. КрасильниковВ 1811 году Дельвиг поступил в Царскосельский лицейуже в 1814 году они появились в печати, в «Вестнике Европы»Кончил курс с первым выпуском лицея, в 1817 году, и к выпуску написал стихотворение «Шесть лет», которое было напечатано, положено на музыку и неоднократно пелось лицеистами.Стихотворения свои он печатал в «Росском музеуме» (1815), «Новостях литературы», «Благонамеренном», «Соревнователе просвещения» и альманахах 1820-х годах.В 1825 году Дельвиг женился на Софье Михайловне СалтыковойВ это же время он начал издательскую деятельность: в 1825-1830 годах вместе с О. М. Сомовым он выпустил семь книжек альманаха «Северные цветы», альманах «Подснежник» на 1829 год, а с 1830 года предпринял издание «Литературной газеты», которое продолжалось после его смерти.Писал он очень мало. Лени, вероятно, немало способствовала и тучная фигура поэта.Поэзия Дельвига развивалась по двум направлениям. С одной стороны, он стремился быть эллиномс другой - он увлекался русской народной поэзией74. Записные книжки Вяземского.Пётра Андреевича Вяземского знали как блистательного поэта, воспевшего халат, русского бога..В "Записных книжках" П.А. Вяземский - острослов, афористичный, желчный, действительно смешной. Здесь он рассуждает о литературе и литераторах, даёт оценку многим авторам.(русский делал нас немцами, а немка русскими)75. проза 30 годов Проза Пушкина-роман 1834 Пиковая дама, с мистическими элементами. Главный герой Германн узнает тайну выигрыша, но сходит с ума. Сюжет был подсказан молодым князем Голицыным. Роман Лермонтова 1833-1834 Вадим. Не окончен. Исторические события о пугачевском восстании. Главный герой-сильная личность, попавшая в ужасное положение.76.Образ Петра у ПушкинаПетр у Пушкина деятель, вывелРоссию на новый путь, открыло в жизни русской нации новый этап.(медный всадник. В "Стансах" проводится параллель между Николаем I и Петром – такая параллель была лестной для любого русского монарха. Пушкин убеждал Николая: "Во всём будь пращуру подобен". Пётр I в "Стансах" – просвещённый монархОбраз Петра – "вечного работника на троне" - Пушкин продолжал развивать и в "Арапе Петра Великого"ак изображает Пушкин, Пётр любил те русские нравы и обычаи, которые не казались ему проявлением патриархальной дикостиБлагородство Петра Пушкин подчёркивает и в "Моей родословной", указывая милость царя к арапу – своему прадеду.77.Сказки пушкинаЯркая фольклорность(спасибо няне Яковлевой Арине). Проблема власти-в Руслане и Людмиле, в Царе Солтане. Добро у Пушкина побеждает зло.78.Незавершенное:история села Грюхина и Дубровскийначало сельской хроники, изложенной от лица владельца Горюхина - молодого помещика Ивана Петровича Белкина.Написано осенью 1830 года в БолдинеО полном замысле Пушкина дает представление план повести, сохранившийся в черновикахПосле раздела «Баснословные времена», начатого в рукописи, должны были идти следующие разделы: «Правление старосты Антипа Мудрого», «Приезд моего прадеда тирана Ив. В. Т.», «Дед мой управляет. Пожар», «Соседи. Повальная болезнь. Церковная история», «Мужики разорены. Отец мой. Староста Трифон. Бунт», «Приказчик», «...барщина».В конце плана идёт краткое резюме: «Была богатая вольная деревня / Обеднела от тиранства / Поправилась от строгости / Пришла в упадок от нерадения…».При создании романа Пушкин отталкивался от рассказа своего приятеля П. В. НащокинаНазвание было дано роману издателями при первой публикации в 1842 году. В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: «21 октября 1832 года». Последняя глава датирована 6 февраля 1833 года.В майковском собрании черновиков Пушкина сохранилось несколько набросков последнего, третьего тома романа. (Князь Верейский visite) - (2 visite). Сватовство - свидания. Письмо перехвачено. Свадьба, отъезд. Команда, сражение. Распущенная шайка - Жизнь Марьи Кирилловны - Смерть князя Верейского - Вдова. Англичанин - Игроки. Свидание - Полицмейстер - Развязкапосле смерти Верейского Дубровский возвращается в Россию, чтобы воссоединиться с Марьей. Возможно, он притворяется англичанином. Однако на Дубровского поступает донос, связанный с его разбойничеством, за этим следует вмешательство полицмейстера79.Драматургия Лермонтова.1830-36пять пьес:«Испанцы» (1830), драмы «Menschen und Leidenschaften» («Люди и страсти», 1830), «Странный человек» (1831), «Маскарад» (1835), «Два брата» (1836). Драматургия Лермонтова имеет ряд отличительных особенностей:
Влияние как европейских, так и русских драматических традиций (В трагедии «испанцы» и драме «Люди и страсти» заметно ориентирование на пьесы Лессинга, Шиллера, Гюго,Отражение в драмах философско-эстетического учения, популярного в среде передовой молодежи 30х гг, автобиографичность (сюжетные линии часто отражают следы реальных жизненных впечатлений от семейных распрей до юношеской любви), Драмы проникнуты общими для всего творчества темами и мотивами, «Маскарад» - «Демон», Драмы тесно связаны между собой. В центре внимания Л. - проблема «личность и общество»,80Кавказские поэмы Л.Впечатления от природы Кавказа, жизни горцев, кавказский фольклор легли в основу многих произведений Лермонтова. создаются «Демон» и «Мцыри». Мотив одиночества и утраченного рая. В демоне-обычаи народов.(последний танец Тамары)81.Лермонтов-прозаик«Лермонтов-прозаик будет выше Лермонтова-стихотворца», - заметил однажды С. Т. Аксакову Н. В. Гоголь. создатель психологического романа, насыщенного общественной, нравственно-философской проблематикой; дальнейшее развитие этот тип романа получит в творчестве Достоевского и Толстого. «Вадим» - первое известное произведение Лермонтова-прозаика - исторический роман из эпохи пугачевского движения. В «Вадиме» отчетливо проявились литературные впечатления и симпатии автора, так или иначе воздействовавшие на формирование его ранней прозы. «Княгини Лиговской» - второго произведения Лермонтова прозаической формы, В ее основе - история светских похождений молодого петербургского офицера Жоржа Печорина (здесь впервые появляется имя главного действующего лица будущего «Героя нашего времени»).Оба недописаны. «Герой нашего времени», над которым Лермонтов работал в 1838 - 1839 гг. и где нашли выражение впечатления, полученные во время кавказских странствий летом и осенью 1837 г., был представлен читателю как «собрание... повестей» Каждая из повестей, посвященная какому-то отдельному эпизоду биографии героя (особенно значительному для создания его портрета), написана в определенном отношении к той или иной жанрово-стилистической традиции. В ряде случаев Лермонтов как бы дает свою вариацию на заданную тему, накладывает свой оригинальный рисунок на четко прочерченные линии знакомой жанрово-сюжетной схемы. Известно о его замысле романтической трилогии - «трех романов из трех эпох жизни русского общества (века Екатерины II, Александра I и настоящего времени), имеющих между собою связь и некоторое единство...»82. Дневники и мемуары пушкинской поры83.Эпистолярная проза пуш.поры.

Литературный процесс 30-х годов

Тема любви

Сатирические произведения

Основная тема сатирических произведений Маяковского - борьба против бюрократизма, пошлости, подхалимства.

Герои сатиры Маяковского - враги революции; новые мещане, прикрывающиеся новыми лозунгами времени; чиновники, погрязшие в коррупции; бюрократы.

Маяковский использует такие сатирические приёмы как гротеск, гиперболу, пародию.

«О дряни»

«Прозаседавшиеся»

«Фабрика бюрократов»

Владимир Маяковский в письме к Лиле Брик писал: «Исчерпывает ли для меня любовь всё? Всё, но только иначе. Любовь – это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё пр. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всём».

«Громада любовь» - вот словосочетание, которое лучше других способно выразить чувство, лежащее в основе произведений Маяковского о любви.

Тема любви в раннем творчестве поэта романтизируется. В более поздний период любовная тема получает иное, общественное звучание.

Маяковский – поэт трагической, неразделённой любви.

Адресаты любовной лирики Маяковского – Лиля Брик, Татьяна Яковлева.

«Лиличка!»

«Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви»

«Письмо Татьяне Яковлевой»


ЛЕКЦИЯ № 12.

ЛИТЕРАТУРА 30-х гг. ХХ ВЕКА

30-е годы ХХ века – время сложное и противоречивое. Это был грандиозный рывок страны к индустриализации, к всеобщему образованию, это было время гигантских строек и тяжёлого процесса коллективизации.

Литература 30-х годов продолжила традиции 20-х и одновременно носила новаторский характер. Происходит смена образа России-революции образом России-родины.

В поэзии 20-х годов девушка представала как боец за революцию, в литературе 30-х годов появляются новые женские образы. героиня лирики 30- годов не знает походной шинели и боевых дел, но она сильна своей простотой, верностью, чувством сопереживания, верой в Родину (М. Исаковский «Катюша», Я. Смеляков «Хорошая девочка Лида»).

30-е годы – время лирического перепутья в литературе. Был намечен переход к мотивам и образам поэтов (Ахматовой, Цветаевой, Блока, Есенина, Гумилёва), отвергнутых пролетарской поэзией в 20-е годы. Этот переходный период в поэзии ярче всего отразился в творчестве поэтов Бориса Корнилова и Павла Васильева.

В поэзии 30-х годов стало явным переосмысление самого яркого образа революции – образа ветра, бури, урагана. Теперь ветер - попутчик, советчик, творец «весенних песен земли», он уже потерял всякую разрушительную силу, но сохранил свою мощь и свежесть для созидательных целей (А. Прокофьев «Товарищ», В. Лебедев-кумач «Весёлый ветер»).

«Девушка простая», «безоружная» Катюша сменяет девушку в революционной шинели, с «родной винтовкой». Вероятно, особенно рельефно обозначилась близость 30-х гг. к 20-м и одновременно их отличие сменой образа Родины в лирике этих лет, в «биографии переживаний» человека, особенно задушевно-интимных. «Исторический факт (событие и т. п.), для того чтобы стать фактом биографическим, должен в той или иной форме быть пережит данной личностью. «Переживание и есть та новая форма, в которую отливается анализируемое нами отношение между историей и личностью: становясь предметом переживания, исторический факт получает биографический смысл...

Переживание есть внутренняя форма биографической структуры», - писал в 1927 г. лингвист Г. О. Винокур.

Лирика с ее мгновенными «фотоснимками» состояний души, ее волнений, сумятицы чувств - это и есть своеобразная биография переживаний не на фоне истории, а в ней самой. Это не легковесная «игра души с самой собою»: биография переживаний - точка пересечения, вернее, прерывистый пунктир чувств, тревог, радостей от ударов и порой впечатлений истории. Достаточно вспомнить биографию переживаний М. Цветаевой, А. Ахматовой, поэтов эмиграции в эти годы - для них годы «после России», чтобы оценить огромнейший вклад лирики 30-х гг. в сокровищницу чувств, запечатленный в музыке слов опыт народной души.

Лирика ожила, когда образ России-революции с ее пейзажем, драмами сражений, сабельного ожесточения сменился пусть неполным образом России-родины (с совершенно иным пейзажем). Как резко изменился и состав переживаний, и облик соучастников лирических диалогов!

Какой чаще всего представала девушка в революционной поэзии 20-х гг.?

Наиболее завершенным ее образ представал в поэзии Михаила Светлова. Эта девушка была своего рода Жанной д’Арк революции, способной отдать костру «молодое тугое тело». Категория цели - все, личное счастье - в рамках этой цели, в пределах самопожертвования. В стихотворении «Рабфаковке» поэт как бы прощается с теми девушками родом из революции, которые «ремешком подпоясывали шинели», которых погребали под грохот барабана:

В каждом братстве больших могил
Похоронена наша Жанна.

В середине 30-х гг. комсомольские, пролетарские поэты оказались практически «безголосыми» в сфере интимной лирики. От поэзии А. Ахматовой, М. Цветаевой, от любовной лирики А. Блока и даже «надрывной», якобы кабацкой поэзии чувств С. Есенина они отвернулись.

Я. Смеляков, позднее написавший чудесные стихи «Хорошая девочка Лида» и «Милые красавицы России», в 30-е гг. еще свирепо отбрасывал как наваждение романсы А. Вертинского:

Гражданин Вертинский
Вертится спокойно,
Девочки танцуют английский фокстрот...

(«Любка Фейгелъман»)

Ему обидно за своих поэтов, за тиражирование импортной грусти. Однако ничего, кроме нового возвращения в пулеметную, огневую стихию 1918-1920 гг., к очередной Жанне д’Арк, многие предложить не могли. В поэзии 30-х гг. возникло противоречивое, может быть, взаимодополняющее (но не всегда) соседство весьма различных песен: скажем, «Песни о Каховке» (1935) М. Светлова и «Катюши» (1938) М. Исаковского. Обе были популярны и часто пелись одними и теми же людьми.

В первой из них, как это было принято в поэзии 20-х гг., образ России-революции складывается из таких героических подробностей: «Каховка, Каховка - родная винтовка, Горячая пуля, лети!», «Гремела атака, и пули звенели, И ровно строчил пулемет...».

Это, безусловно, стихия смерти, здесь можно славно умирать, здесь как бы нет ни дома, ни семьи, не предполагается горя шолоховской Ильиничны, но есть «человек с ружьем», есть ветер, есть ночь слепая... У В. Луговского в стихотворении 1926 г. «Песня о ветре» даже ветер обут «в солдатские гетры», а пулемет не просто ровно строчит: здесь отрадно «пулеметные дорожки расстеливать, беляков у сосны расстреливать». И на исходе жизни В. Луговской в стихотворении «Костры» искренне признается, что он весь во власти картин штурма Перекопа, ему снится «вечерней зари окровавленный нож» (вовсе не ужасающий его!), что всю Россию он видит как «мака кровавый цветок», что «сны революции - это бессмертье мое».

В песне М. Исаковского Катюша предстает принципиально «безоружной», хрупкой, невоинственной, сельской и даже простодушной («Пусть он вспомнит девушку простую, Пусть услышит, как она поет»). Пейзаж, окружающий ее, тоже традиционный, предельно мирный, не знающий ни «горячих пуль», ни горящей Каховки... Да, она помнит о братстве больших могил, о слепом самопожертвовании, об утопической цели! Ho ее любовь, которую она обещает сберечь, - это не любовь к родной винтовке или вечной коммуне, а любовь «здешняя», земная, любовь будущей матери... «Расцветали яблони и груши» - это зеркало расцветающей в любви девичьей души. Безоружная, не знающая походной шинели, боевых дел, Катюша сильна даром верности, силой сопереживания, верой в Родину. Она родственна не Жанне и костру, а княгине Ярославне из «Слова о полку Игореве», стремящейся полететь кукушкой по Дунаю, обтереть князю Игорю кровавые его раны, и Наташе Ростовой, отдающей раненным на Бородинском поле все повозки в горящей Москве, самозабвенно дежурящей ночами возле умирающего Андрея Болконского.

Пафос своеобразного «раскрепощения» женского характера от навязчивых примет революционности, жертвенности, «идейного» аскетизма породил в поэзии массу переходных лирических состояний, множество форм возвращения лирики к отвергнутым в 20-е гг. образцам - к тем или иным вариациям есенинских, цветаевских мотивов, к образотворчеству Гумилева и Ахматовой, к стихии фольклора. Эта переходность ощущается в лирике Бориса Корнилова (1907-1938), Павла Васильева (1910-1937), Дм. Кедрина (1907-1945). Каждый из них в той или иной мере отдал свой поклон - причем искренне - тому «броне-поезду», что «стоит на запасном пути», но с наибольшей силой развернулся на свободе от революционно-поэтической догматики.

В 20х годах случился глубокий духовный кризис, вызванный событиям иевропйеской и русской жизни. Свойственно разочарование – разочарование не в том, что монархия – так как Пушкин был не против монархии – разочаровался в самом монархе, в тех людях, которые призывают идти за собой и сами являются глупыми, жалкими, скептический взгляд на “возжей”, которые сами попирают свои же законы.

“Закон” и “Вольность”.

Но разочарование распространяется не только на вождя, который не смог исправить среду, но и на народ, котоырй не пошел за своими просветителями. “Свободы сеятель пустынный”, “Демон”. В первом – ‘сеятель” остается один в пустыне – не находя отзвука своим проповедям, но это не значит, что слово его не истинно. Просто оно не понятно народу.

  1. Пушкинская лирика 30-х годов

Предпосылки философской лирики.

В 20х годах - всегда есть миг частного бытия. Пушкин включает жизненный опыт – объект лирической рефлексии. Внешний и внутренний мир связаны. Есть внутренняя ретроспекция. С этим он входит в 30е годы.

Февраль 1840 года – Баратынский пишет своей жене: вчера был у Жуковского, разбирал не опубликованные стихотворения. Все поздние пьесы отличаются глубиной и силой. Все современники не подозревали в нем этого (философская лирика). Хомяков – Общество философской поэзии. Целью общества было создание философской лирики по образце немецкой. Они обвиняли Пушкина в легкомыслии. Единственное, что они приняли – стихотворение Пророк.

Молчание 30х было сознательным. Пушкин пишет о том, какие изменения с ним произошли. Он “творит для себя одного”. Он перерос своего читателя. Пушкин понимает, что эти произведения не поймут. При жизни Пушкина не были опубликованы: “Стихи, сочиненные в ночь во время бессонницы”, “Заклинание”, “Румяный критик мой”.

Тема Иуды, предательство и наказание за него.

ИЗ более поздней лирики, после Болдина многие стихотворения не публиковались.

Белинский: Пушкин царствовал 10 лет, теперь мы не узнаем Пушкина. Он умер или обмер?

Лирика Пушкина обращена к потомкам, поэт пытается преодолеть пустоту. Обращенность к читателю-другу (внутренняя обращенность). Пушкин и Николай I. Личный разговор, Пушкин уходит с надеждой, что сможет говорить истину. “Нет, я не льстец…” Пушкин говорит, что надо быть милостивым к тем, кто твой враг.

В Болдино появляются “Бесы” – в черновике подзаголовок “шалость”. Стихотворение строится на переосмыслении образности баллад. Основная эмоция – тревоги, внутреннее смятение и страх. Страх от того, что ты сталкиваешсья с неизвестным. Трагиеское смятение принимает в финале глобалные размеры. Нет конца этому страху. Много рефренов (мчатся тучи). Стихотворение строилось так, что было много образных символов – образ метели (это сквозной образ у Пушкина), ночь (это темнота), зима и бесовщина. Весь этот круг был связан с темой судьбы, исторического пути. Пушкин изображает свое пложение, когда человек теряет ориентиры в жизни, это состояние духовного тупика России (нравственный тупик).

Переосмыслено то, что скрывается за внешним миром

Лирика приобретает скрытый смысл. При этом лирика созраняет легкочсть, внутренний дуализм, обращенность. Возникает огромное количество вопросов, которые задает себе лирический герой.

“Стихи, сочиненные в ночь во время бессонницы”. Это череда вопросов, который создают некий дуализм. Все вопросы связаны с вопросов смысла жизни. Это изначально тупиковое состояние. Оно обрывается, когда возникал идея внутреннего поиска Страх может быть побежден, смысл может быть найден, стремление к возможному свету.

Мы говорит об открытом финале, внешней незавершенности, Это особенность пушкинской лирики 30х годов. Мысль обрывается на полуслове.

Стихотворение “Брожу ди я вдоль улиц шумных”. Это же развивает “Вновь я посетил..”, “Моя родословная”, “Памятник”. Для всех стихотворений важной личное прошлое и моего рода. Часто возвращяется к пережитому (нравственная оценка).

“Моя родословная”. Пушкин выражает чувство – связь его индивидуальной судьбы с судьбой его рода. Идея ответственности за род. Чувство рода дает нравственную защиту. Пушкин противопоставляет роду “новую знать”.

“Вновь я посетил” – 35 год.

У Пушкина умерла мать. Пушкин поехал ее хоронить и стал присматривать место себе.

Через 10 оет приехал после ссылки. Он видит, что все по-прежнему. Обращает внимание на то, чего больше нет. 10 лет, которые изменили самого поэта. Множество потерь, которые он вспоминает. Идея быстро промелькнувшей жизни и вместе с этим это срок (10 лет – это много).

35-36 годы Пушкин ощущает себя старым. “Моя жизнь подходит к концу”. Идея: жизнь в памяти (в потомках), жизнь в поэтическом слове. Эта же идея в “Памятнике”, что является достоитнсвом его музы. Идея свободы – это путь к себе.

Перевод Alfieri 1827г: “иду к себе там буду я свободен”. В условиях внешней несвободы можно оставаться совбодным. Обретенное одиночество и есть свобода.

Дар творчества.

В 30е годы – тем поэта в творчестве. “Осень” 33г. – специфика творческого мира.

Календарный цикл, но все не последовательно. Говорит о непреднамеренности творчества и его рациональности. Творчество есть жизненное преломление самого поэта.

“Каменноостровый цикл” – 36г:

“Из Пиндемонте” – подражание итальянскому.

“Отцы пустынники и жены непорочны”.

“Мирская власть”

Христианско-религиозная символика: сквозной сюжет восходит к событиям страстной недели.

“Отцы” - воспроизводится молитва, читаемая в среду (смятение моего голоса с чужим).

В четверг Иуда предал Христа – “Из Пиндемонте”.

В пятницу Христос был распят – “Мирская власть”

Все христианские образы не являются самоценными. Они погружены в современность. Звучит голос современника, который заново переживает события.

Более существенным становится крестный путь человека, поэта. Абсолютный идеал жизни – свобода. Существовать наперекор человеческим убеждениям, обстоятельствам, историческим событиям. Некоторые исследователи включают в этот цикл стихотворение “Памятник” – человек, который прошел свой тернистый путь.

Вывод: усилена публицистическая струя. Поэт откликается на современность, в таких стихотворениях универсальный подтекст.

“Пир Петра Великого” – 36ой год – стихотворение аллегорично, “дар миловать”.

Имеет ввиду участь декабристов. Это обращение к Николаю. “умеет прощать”.

В 30е годы сильная патриотическая мысль – гражданская лирика.