Биографии Характеристики Анализ

Т.Г. Киселева Ю.Д

1. Аванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие / Г. А. Аванесова. - М.; М.; М.; М. : Аспект-Пресс, 2006. - 236 с

2. Воеводин, А.П. Эстетическая антропология. / А.П. Воеводин - Луганск: РИО ЛГУВД им. Э.А. Дидоренко, 2010. - 211 с.

3. Гагин, В. Н. Культура России: особенности становления и развития: учебное пособие по курсу "Художественная культура России" / В. Н. Гагин. - 2-е изд. - Москва: [б. и.], 1997. - 121 с.

4. Григорьев, С.И. Теория и методология социальной работы / С.И. Григорьев, Л.Г. Гусляков, В.А. Ельчанинов. - М. : Владос, 2004. - 156 с.

5. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебное пособие. / А.Д. Жарков - М.: МГУК, 1998. - 182 с.

6. Ильин, А.Н. Субъект в массовой культуре современного общества потребления (на материале китч-культуры). / А.Н. Ильин - Омск: «Амфора», 2010. - 211 с.

7. Кавтарадзе, Д.Н. Учеб. пособие для учителей./ Д.Н. Кавтарадзе. - М.: Изд-во Моск.псих.-соц.ин-та, 1998.- 211 с.

8. Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М. : Изд-во Моск. ун-та культуры, 1995. - 234 с.

9. Киселева, Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Программа-конспект учебного курса. / Т. Киселева. - М.: МГУКИ, 2001. - 182 с.

10. Колотова, Е.В. Рекреационное ресурсоведе-ние. / Е.В. Колотова - М., 2008. - 182 с.

11. Крутецкий, В.А. Психология. / В.А. Крутецкий. - М., Просвещение. 1986. - 211 с.

12. Максютин, Н.Ф. Культура. Досуг. Социально-культурная деятельность: Учебное пособие. / Н.Ф. Максютин. - Казань, 1999. - 182 с.

13. Медведенко, В В Партнерство в системе организации праздников и куль-турно-досуговых программ / В В Медведенко // Партнерство кафедр вузов искусств и культуры научно-методические и организационно-управленческие аспекты науч -метод материалы конф АГИИК - Барнаул Изд-во АГИИК, 2003 -С 29-31.

14. Осборн, Р. Цивилизация. Новая история Западного мира. / Р. Осборн - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. - 211 с.

15. Первушина, О.В. Социально-культурная деятельность [Текст] : (Теорет. основы): [Учеб. пособие по специальности 053100 "Соц.-культур. деятельность"] / Первушина О.В. ; Алт. гос. ин-т искусств и культуры. - Барнаул: Изд-во АГИИК, 2002. - 96 с.

16. Ростошинский, Е.Н. Культурология и глобальные проблемы современности / Е.Н. Ростошинский // Формирование дисциплинарного пространства культурологии. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - 211 с.

17. Стрельцов, Ю.А. Педагогика досуга: учебное пособие/Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова.- 2-е изд, испр. и доп.- М.: МГУКИ, 2010.- 307 с.

18. Туев, В. В. Технология организации инициативного клуба Москва / В.В. Туев - Кемерово 1999. - 211 с.

19. Фукуяма, Ф. Великий разрыв. / Ф. Фукуяма - М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. - 211 с.

20. Ярошенко, Н. Н. Социально-культурная анимация: учеб. пособие /Н. Н. Ярошенко. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МГУКИ, 2005. - 253 с.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

зуемую технологию спортивно-досуговой физическое развитие и состояние здоро-деятельности. вья; система знаний, умений и навыков по

В заключение еще раз следует подчер- физической культуре, двигательных дей-кнуть, что как сфера реализации социально- ствий и качеств; устойчивый интерес и культурной деятельности, которая ориенти- потребность личности в систематических рована на здоровый образ жизни, физиче- физкультурно-оздоровительных занятиях; ская культура включает в себя целый ряд навыки самостоятельных занятий физиче-структурных элементов. К ним относятся: ской культурой. Примечания

1. Гурьев, А. И. Парадоксы досуга: Научно-популярное издание «Поиск, творчество, эксперимент» / А. И. Гурьев. - Барнаул: АлтГАКИ, 2012. - 39 с.

2. Жураковский, Г. Е. Педагогические идеи А.С. Макаренко / Г. Е. Жураковский. - М.: АПН РСФСР. 1963. - 175 с.

3. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников.

М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.

4. Марков, О. И. Сценарная культура режиссеров театрализированных представлений и праздников: учеб. пособие [для преподавателей, аспирантов и студентов вузов культуры и искусств] / О. И. Марков.

Краснодар: Изд. КГУКИ, 2004. - 408 с.

5. Марков, А. П. Основы социокультурного проектирования: учебное пособие / А. П. Марков, Г. М. Бирженюк. - СПб., 1997. - 260 с.

6. Новикова, Г. Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: учебное пособие / Г. Н. Новикова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: МГУКИ, 2010. - 158 с.

7. Туев, В. В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию) / В. В. Туев // Ученые записки. Вып.23. - М.: МГУКИ, 2001. - С. 25-39.

8. Жарков, А. Д. Культурно-досуговая деятельность: учебник / А. Д. Жарков. - М.: МГУК, 1998.

9. Ярошенко, Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник / Н. Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007. - 360 с.

ОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА

А. А. Пашков

В статье рассмотрено саморазвитие личности как педагогический процесс, а также выявлены социально-культурные условия педагогической поддержки личности учащихся старших классов в условиях воспитательной деятельности общеобразовательной школы.

Ключевые слова: личность, саморазвитие, социализация, социально-культурная деятельность, культура.

In article self-development of the person as pedagogical process is considered, and also welfare conditions of pedagogical support of the person of pupils of the senior classes in the conditions of educational activity of comprehensive school are revealed.

Key words: the person, self-development, socialisation, welfare activity, culture.

Одной из наиболее важных задач модернизации системы общего образования сегодня нужно признать разработку эффективных педагогических технологий помощи личности в процессе её саморазвития в учебной и внеучебной деятельности общеобразовательной школы. Эта задача ориентирует педагогическое сообщество на понимание процесса саморазвития личности как базового условия для развития духовного, интеллектуального и творческого потенциала личности и общества. Успешное саморазвитие личности - это основа дальнейшей адаптации выпускников школ в системе профессионального образования, их эффективной самореализации в системе трудовых, социальных и культурных отношений.

Саморазвитие личности - это уникальный процесс, который необходимо рассматривать в контексте процессов индивидуализации и идентификации личности. Здесь индивидуализация сущностно связана с самоактуализацией (А. Маслоу), а идентификация являет собой главный механизм саморазвития человека (Э. Эриксон).

Рассматривая воспитание, образование, обучение человека как развитие его внутренних (душевных, психических) и внешних (физических, творческо-деятельностных) сил, нужно понимать под воспитанием, в широком смысле, процесс целенаправленного влияния, целями которого выступают накопление человеком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него определенной системы ценностей. Воспитание, таким образом, это целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активной трудовой деятельности.

Саморазвитие личности - понятие, вбирающее всю полноту самодетерминации процессов социализации, аккультурации и инкультурации, развернутых в социально-культурном воспитательном пространстве.

Современная российская школа стоит на пороге преодоления веками сложившейся

дидактической трансляционности - «педагогики передачи и усвоения» (термин академика И.П. Иванова). Ориентация на личность и всемерную помощь в её саморазвитии - непременная задача модернизации российского образования.

Экстенсивный путь развития образования сегодня сменяется ориентацией на интенсификацию обучения. Как отмечают современные исследователи: «Вместо традиционной задачи воспитания "эрудита" на первый план выдвигается развитие нестандартно мыслящего человека - творца. А это значит, что инновационный процесс не может не включать обновления методов, создания и использования креативных образовательных технологий. Инновационная настроенность педагогов лишь на изменение содержания и объема учебных дисциплин не дает желаемого результата» (1).

Самое существенное - поворот всего учебно-воспитательного процесса к развитию творческой активности, коммуникативности, нравственной ответственности человека. Образование должно не только вооружать знаниями, но и развивать и совершенствовать личность. Таким образом, общество все более проникается идеей гуманизации образования, которая наиболее четко проявляется в современном понимании актуальности задач педагогического обеспечения саморазвития личности школьника и роли в этом процессе социально-культурных условий.

При анализе саморазвития личности мы обращаем внимание на то, что процессы социализации, индивидуализации и инкуль-турации сущностно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их целостность необходимо рассматривать как важнейшее условие становления и саморазвития личности.

Социально-культурные условия вбирают в себя ориентацию на самые лучшие образцы мировой и отечественной культуры. Благодаря трудам выдающихся отечественных философов в российском гуманитарном дискурсе сложилось понимание культуры как «культа лучшей личности, ориентирован-

ной на изменение себя и мира путем самосозидания и саморазвития» (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, В.В. Розанов, П.А. Флоренский).

Культура - сотворенная человеком материальная и духовная среда его обитания, форма созидания и выражение свободы человеческой природы; технологии сохранения, распространения и воспроизводства базовых нормативно-ценностных ориентиров (А.Я. Флиер).

Видный отечественный философ и культуролог В.М. Межуев подчеркивает, что культура несет в себе важнейшую способность человека и всего «человеческого рода» - способность к саморазвитию, делающую возможным сам факт человеческой истории (3, с. 25).

Рассматривая социально-культурные условия саморазвития личности, считаем необходимым обратиться к работам видного российского философа и культуролога М.С. Кагана, в которых рассмотрена система отношений культуры и личности. Эту систему М.С. Каган подразделяет на три уровня: практический, практически-духовной и духовно-теоретический.

Сочетание этих уровней создает целостность социально-культурных условий саморазвития личности и дает основу для методологически важной мысли М.С. Кагана: «человек творит культуру и культура творит человека» (2, с. 110).

На практическом уровне речь идёт о создании личностью своего пространственно-предметного окружения, культурных предметов и процессов, то есть всего того, что составляет «вторую природу» человека.

На втором - практически-духовном - уровне формируется творческий опыт отношения личности к окружающему миру, что проявляется в таких культурных практиках (мифологическое, религиозное, художественное осмысление культурой человека), которые позволяют образно осмыслять природное и социальное бытие.

Духовно-теоретический уровень предполагает рефлексию личностью культуры.

Этот уровень М.С. Каган конкретизирует в особой практике изучения «культурой человека и человеком культуры» (2, с. 110) в обыденном сознании людей, в науке, философии, идеологических учениях.

Сочетание практического, духовно-практического и духовно-теоретических компонентов в учебно-воспитательном процессе обеспечивает целостность социально-культурного воспитания учащихся, включение их в созидательную, общественно значимую деятельность, в том числе в разнообразных формах организации свободного времени (4). В современной общеобразовательной школе сегодня таким условием для саморазвития личности выступает школьное самоуправление.

В нашей педагогической практике мы неоднократно проводили анализ уровня развития школьного самоуправления и каждый раз обнаруживали противоречие: с одной стороны, имеется тяга ребят к самостоятельности и самодетерминированному поведению, а с другой - наблюдается отсутствие навыков такого поведения и деятельности. Это приводит к проблемам в развитии ученического самоуправления.

Приведем фрагмент отчета, составленного по результатам обследования уровня развития ученического самоуправления в возглавляемой нами общеобразовательной школе г. Москвы: «В школе действует ученическое самоуправление. Оно имеет следующую структуру. Все классы поделены на творческие группы по основным направлениям воспитательной деятельности: учебно-познавательную, интеллектуально-творческую, гражданско-патриотическую, спортивно-оздоровительную, оформительскую, художественно-эстетическую. Лидеры групп составляют актив класса. Лидер класса и его заместитель входят в Совет лидеров школы. Заседания Совета лидеров проводятся еженедельно. На этих заседаниях обсуждаются план работы, подготовка и проведение различных мероприятий, проводится подведение итогов. В школе есть ряд

мероприятий, за проведение которых полностью отвечает Совет лидеров. Это День учителя, презентации о проведении каникул, выставка "Природа и фантазия", КВН между командами учителей и учащихся и др. В школе проводится конкурс "Самый классный класс" на рейтинговой основе. Однако далеко не все учащиеся вовлечены в систему школьного самоуправления. Очень вяло работают творческие группы. Часто за внеурочную работу берутся одни и те же учащиеся. Плохо развита самостоятельность в принятии решений и выполнении поручений. Зачастую только под давлением классного руководителя работа выполняется в установленные сроки».

В отчете также были отмечены и другие недостатки. В том числе несовершенство самой системы школьного самоуправления и отсутствие в школе старших вожатых.

Следует отметить, что педагоги, сделавшие данные выводы, точно указав на проблемы, не в полной мере смогли понять их причины и практически не указали пути их преодоления.

Наш анализ показывает, что проблемы личностного и общественного самодетерминированного поведения учащихся тесно взаимосвязаны. Уровень личностного саморазвития во многом предопределяет потребность учеников во включении в активную социально-культурную, культурно-воспитательную деятельность. В то же время развитая система ученического самоуправления становится условием для активизации процессов личностного саморазвития.

Поэтому, обнаруживая недостатки в развитии ученического самоуправления, можно с уверенностью утверждать и о наличии проблем на уровне личностного саморазвития учащихся. Ключ к решению этих проблем - усиление внимания педагогов ко всему комплексу социально-культурных условий, обеспечивающих самодетерминированное поведение учащихся, поддержку их инициатив, развитие лидерства в детско-юношеских ученических коллективах. Современная шко-

ла нуждается в преодолении, а точнее, в расширении знаниевой ориентации - стремление «во что бы то ни стало» подготовить ученика к сдаче государственных испытаний (ИГА, ЕГЭ) не должно входить в противоречие с задачами воспитания личности ученика, оказания ему всемерной помощи в процессе социализации.

Школа, будучи открытой социально-педагогической системой, не может абстрагироваться от социальной ситуации, поскольку ребенок развивается в определенной социальной среде, и без учета ее влияния мы не можем управлять этим развитием. Именно поэтому внешняя социально-культурная среда рассматривается как один из ресурсов, определяющих образовательные и воспитательные потребности детей и их саморазвитие. Потребность в научном анализе этого явления предопределяется, с одной стороны, многочисленными и динамичными изменениями, которые происходят в системе школьного образования, в системе становления представителей новых поколений, а с другой - процессами постепенного формирования и конкретизации целей и приоритетов воспитательной работы с детьми и юношеством. Соотнесение этих встречных процессов реально осуществляется на уровне воспитательного пространства школы, которое представляет собой уникальную систему условий, возможностей для саморазвития личности, образуемых отдельными субъектами этого пространства - детьми, педагогами, родителями.

Практический опыт образовательных учреждений, научные исследования в области саморазвития личности подтверждают особую социальную востребованность этой идеи и дают возможность совершенствовать практическую деятельность учреждений образования, нацеливая их на реализацию воспитательных идей педагогической поддержки сотрудничества, разработку индивидуальных образовательных, методических, управленческих проектов, позволяющих создавать условия для саморазвития личности учащихся.

Примечания

1. Афанасьева, Е. Д. Инновационная культура педагогов / Е. Д. Афанасьева, Л. Г. Борисова // Гуманитарное образование в школе: теория и практика. - 2004. - № 5.

2. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. - СПб.: Петрополис, 1996. - 416 с.

3. Межуев, В. М. История, цивилизация, культура: опыт философского истолкования / В. М. Межуев.

СПб.: СПбГУП, 2011. - 440 с.

4. Ярошенко, Н. Н. Ценности досуга в контексте цивилизационного развития / Н. Н. Ярошенко // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - М., 2011. - №6.

ОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ ЗА РУБЕЖОМ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

О. Г. Кржижановский

Московский государственный университет культуры и искусств

Статья содержит анализ педагогической деятельности по формированию мотивации к военной службе за рубежом. Рассмотрен опыт США, Китая и Израиля как стран, имеющих наиболее боеспособные армии. Выделены положительные аспекты, приемлемые для использования в отечественной практике.

Ключевые слова: мотивация, военная служба, армия, зарубежный опыт.

The article contains the analysis of pedagogical activity on creating motivation for military service in foreign countries. The experience of the USA, China and Israel as the countries with the most combat-capable army is considered. The positive aspects that are acceptable for use in domestic practice are highlighted. Key words: motivation, military service, army, foreign experience.

Изучение проблемы формирования мотивации к военной службе требует обращения к опыту зарубежных стран. Полагаем целесообразным рассмотреть опыт наиболее боеспособных армий мира, которыми, по единодушной экспертной оценке, на сегодняшний день, помимо Российской армии, являются армии США и Китая, а также постоянно воюющая на протяжении многих десятилетий армия Израиля.

Вооруженные силы Соединенных Штатов Америки в начале XXI века являются наиболее мощной военной структурой на пла-

нете. Несмотря на то, что комплектование Вооруженных сил США осуществляется на добровольной основе, полагаем, что педагогический опыт формирования мотивации к службе в американской армии заслуживает внимания.

В ходе военных операций в рамках «глобальной войны с терроризмом» в системе комплектования Вооруженных сил США возникли серьезные проблемы. Подъем патриотических настроений, вызванный террористическими актами 11 сентября 2001 года, пошел на спад, и, как результат, снизилось

  1. В настоящее время понятие « социально - культурная деятельность » (СКД) имеет. Т. Г. Киселева и Ю. Д. Красильников считают СКД одной из.
  2. После публикации учебного пособия Т. Г. Киселевой и Ю. Д. Красильникова « Основы социально - культурной деятельности » новое название уверенно.
  3. Социально - культурная деятельность. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. В учебнике рассматриваются история, теоретические основы.

Социально-культурная деятельность. Социально-культурные технологии в индустрии досуга. Приёмные требования к вступительному экзамену по направлению подготовки 071800 «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ», профиль «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ в ИНДУСТРИИ ДОСУГА» в 2013 г.

Вступительные испытания предусматривают выявление творческих способностей абитуриентов и включают: 1) тестирование, 2) собеседование по вопросам и 3) творческий показ. Для творческого показа абитуриенты должны подготовить следующий репертуар. 1. Отрывок из прозаического произведения.

Киселева Т.г Красильников Ю.д Социально-культурная Деятельность М 2004

Киселева Т.г Красильников Ю.д Социально-культурная Деятельность Скачать

Социально -информационного (А.В. Соколов) и педагогического (Т. Г. Киселева, А.С. Ковальчук, Ю. Д. Красильников, Н.Ф. Максютин, Н.Н. Ярошенко) и др. В настоящее время История социально-культурной деятельности только. Киселева, Т. Г., Красильников, Ю. Д. Социально-культурная деятельность.

6. Художественно-прикладное творчество, фотографии, рисунок и др. 7. Музыкальное исполнение (фортепиано, гитара и др. Абитуриент должен ответить на вопросы, поставленные комиссией, выявляющие его заинтересованность будущей профессией, знакомство с историей и отличительными чертами будущей специальности и общую культуру и гражданскую позицию.

Абитуриент может представить на комиссию свои творческие работы в компонентных областях будущей профессии – авторские сценарии, стихи, прозу, публицистику, произведения изобразительного искусства, архитектурные проекты, музыкальные композиции и т. Абитуриент должен приготовить к актерско-режиссерскому исполнению стихотворение, басню и отрывок из прозаического произведения. Здесь выявляются темперамент и заразительность (эмоциональные качества) будущего студента, точность «видения», логика мышления и неоднородность решения, а также общая эрудиция, вкус, кругозор. Абитуриент может приготовить дополнительно концертный номер в любом жанре, раскрывающий его музыкальность, пластичность или «оригинальность». Приемная экзаменационная комиссия оценивает:. 1.

«Образность» мышления. 2. «Действенность» мышления. 3. Фантазию и воображение. 4.

Эрудицию (объём приёмных теоретических требований и общую культуру). 5. Темперамент и заразительность.

Комиссия имеет право попросить абитуриента изменить репертуар. Критерии оценки на экзамене по направлению подготовки:. 85–100 баллов – выставляется в том случае, если чтение наизусть стихотворения, басни и отрывка из повести, рассказа о непосредственном жизненном наблюдении отвечает всем требованиям, предъявляемым к работам подобного типа, логически и грамотно выстроена; кроме того, абитуриент обладает творческим потенциалом; за ответ, обнаруживающий осознанность и полноту знаний, умение применять знания в оценке социальных процессов и излагать их логично в соответствии с нормами литературной речи; за аргументированность профессионального выбора. Оценка не снижается, если в развёрнутом ответе имеют место несущественные неточности. 69–84 балла – выставляется в том случае, если подготовленная программа выполнена не полностью, но рассказ о непосредственном жизненном наблюдении интересен, абитуриент обладает творческим потенциалом и имеет хорошие данные; ставится за ответ такого же уровня, но при наличии неполноты знаний или одной-двух несущественных ошибок. 53–68 баллов – выставляется в том случае, если абитуриент неуверенно исполняет программу и обладает слабым творческим потенциалом; ставится за ответ, показывающий знание основных положений темы, но при наличии неполных знаний, одной-двух существенных ошибок, нарушения логики изложения, норм литературной речи. До 52 баллов – выставляется в том случае, если абитуриент не имеет подготовленной программы, не обладает творческим потенциалом, не может проявить самостоятельность в жизненном наблюдении; ставится за ответ, обнаруживающий незнание большей части материала темы или наиболее существенных её вопросов, непонимание роли культурных процессов в развитии общества, и считается неудовлетворительным результатом вступительного испытания.

1. Киселёва Т.

Красильников Ю. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М. МГУКИ, 2004.

2. Ерошенков И. Возрастные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М. МГУКИ, 2011.

3. Дуликов В.

Организационный процесс в социокультурной сфере: Учебное пособие. – М. МГУКИ, 2010.

4. Стрельцов Ю.

Стрельцова Е. Педагогика досуга: Учебное пособие.

– М. МГУКИ, 2010. 5. Мануйлов Б. Социально-культурные технологии развития ребенка в процессе хореографического творчества. – М.

Т.Г. Киселева Ю.Д. Красильников

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧЕБНИК

Допущено Министерством образования и науки

Российской Федерации в качестве учебника

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по направлению подготовки

«Социально-культурная деятельность» и специальности

«Социально-культурная деятельность»
Москва 2004

Рецензенты: М.А. Ариарский, доктор

педагогических наук, профессор В. А. Разумный, доктор философских наук, профессор

Раздел II (1-4, 6), Раздел III (4)

Красильников Ю.Д.: Раздел II (5), Раздел III (1-3, 4-7), Раздел IV, Раздел V

Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. - М: МГУКИ, 2004. - 539 с.

В учебнике рассматриваются история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы и технологии социально-культурной деятельности. Учебник предназначен для преподава­телей, аспирантов, соискателей и студентов гуманитарных вузов, практиков социально-культурной сферы.

ISBN - 594778 - 058 - 5

© Т.Г. Киселева, 2004

© Ю.Д. Красильников, 2004

© Московский государственный

университет культуры и искусств, 2004

Оглавление

ОГЛ АВЛЕНИЕ

Предисловие 5

Вводная часть. Становление социально-культурной

деятельности: исторический обзор 17

1. Зарождение основ воспитания и просвещение на Руси

в догосударственный период 17


  1. Социально-культурный уклад России в XV-XVII веках 19

  2. Просвещение и возникновение социально-культурных
    общностей в XVIII века 21

  3. Общественно-просветительное движение и досуг в России
в XIX- начале XX веков 24

5. Характеристика социально-культурных процессов

советского и постсоветского периодов 27

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной

деятельности 43


  1. Социально-культурная деятельность как фундаментальное
    научно-образовательное направление в системе знаний 43

  2. Функции и принципы социально-культурной деятельности.... 95

  3. Психолого-педагогические основы социально-культурной
    деятельности 109

  4. Содержание социально-культурной деятельности:
    проблемное поле и тенденции развития 122

  5. Социально-культурная политика: сущность и
концептуальная основа 130

Раздел П. Сферы реализации социально-культурной

деятельности 143


  1. Досуг и досуговая деятельность 145

  2. Образование и карьера 174

  3. Художественная культура и искусство 199

  4. Физическая культура и спорт 216

  5. Социально-культурная реабилитация и поддержка 227

  6. Межкультурное сотрудничество и коммуникация 261
Раздел III. Субъекты социально-культурной

деятельности 281


  1. Система субъектов и межсубъектных отношений 281

  2. Человек как субъект социально-культурной деятельности 284

  3. Социально-культурные институты 291

4. Семья как социокультурный институт 299

5 Средства массовой информации и коммуникации 310


  1. Отраслевые учреждения социально-культурного профиля... 315

  2. Социально-культурные общности и формирования 330
Раздел IV. Ресурсы социально-культурной деятельности.... 368

  1. Понятие ресурсной базы 368

  2. Нормативно-правовой ресурс 375
3 Кадровый (интеллектуальный) ресурс 379

  1. Финансовый ресурс 391

  2. Материально-технический ресурс 395

  3. Информационно-методический ресурс 396

  4. Морально-этический ресурс 398
Раздел V. Социально-культурные технологии 404

  1. Технологические основы социально-культурной
    деятельности 404

  2. Педагогические основы технологий 421

  3. Сущность и классификация социально-культурных
    технологий 426

  4. Культуротворческие и культуроохранные технологии 428

  5. Рекреативные технологии 438

  6. Образовательные технологии 446

  7. Социально-защитные и реабилитационные технологии 452

  8. Управленческие технологии (социокультурный
    менеджмент) 470

  9. Исследовательские технологии 481

  1. Проектные технологии 487

  2. Альтернативные инновационные технологии 491

  3. Технологии коммуникации и общественных связей 497

  4. Информационно-просветительные и рекламные
    технологии 504

  5. Технологии межнационального и межкультурного обмена
и сотрудничества 519

Список литературы 533

Предисловие

ПРЕДИСЛОВИЕ

XXI век - это век преобразовательных процессов не только в эконо­мической и социальной жизни, но и в сфере культуры, которые происхо­дят практически по всем направлениям. Экономическая ситуация и раз­витие рыночных отношений в современной России явились одной из причин кризисного состояния значительной части населения страны, лишенной возможности полноценной экономической , политической и культурной жизни.

Сегодня экономические, социальные, культурные программы в Рос­сии должны оцениваться по единому критерию: насколько они способст­вуют или препятствуют ее национальному успеху в XXI веке, ее вхож­дению в число самых развитых и влиятельных стран современного мира

В начале нового тысячелетия вся российская жизнь должна базироваться на иных, нежели прежде, основаниях общественного бытия, по природе своей глубоко духовно-ценностных, гумани­тарных.

Формирование гуманистической почвы как базы социально-культурной реформации России только начинается в сложных ус­ловиях, когда мы сталкиваемся с последствиями пережитых об­ществом политического, экономического, культурного кризисов, последствиями глубоких конфликтов между культурой и социаль­ными отношениями в стране,

Идеи культурной реформации и гуманизации постепенно ут­верждаются в обществе, в котором движение социальной системы от прежнего ее состояния к новому осуществляется через дезинте­грацию и нарастание социальной дезадаптированности личности. криминализацию обстановки, отдельные национальные конфлик­ты.

Рубеж XX-XXI веков характеризуется небывалым всплеском творческих идей, инициатив и движений в области культуры, об­разования, искусства, поиском путей продуктивного взаимодей­ствия и сотрудничества различных возрастных, этнических, про­фессиональных и других социально-культурных групп и общно­стей. Активизация этих процессов в российском обществе во мно­гом обусловлена раскрепощением огромной внутренней созида-

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

тельной энергии человека, скованной на протяжении длительного периода идеологическими догмами, запретами и преследованиями, переходом от громких деклараций и лозунгов о «вечной дружбе и братстве», «свободе творчества», «свободе слова» к действи­тельно открытому и честному культурному плюрализму, форми­рованию нового менталитета всех слоев населения путем его участия в различных видах социально-культурной деятельности.

Каждой стране свойственно разнообразие видов, форм, техно­логий социально-культурной деятельности. В каждой из нацио­нально-культурных общностей востребован особый, специфиче­ский тип специалиста социально-культурной сферы. Именно по­этому освоение зарубежного опыта требует не только избиратель­ности, но и строго объективной оценки, поскольку за ним стоят традиции, во многом отличные от российских. Задача состоит в том. чтобы войти в европейскую цивилизацию, не отрываясь от собственных корней, национальных и культурных особенностей. Обращаясь сегодня к историческому прошлому своей страны, пы­таясь в меру своих сил возродить, вернуть часть отвергнутой, но не погибшей российской культуры, мы как бы заново пытаемся осмыслить и проделать долгий путь, пройденный Россией от ве­кового патриархального, домостроевского уклада до утверждения собственного достойного социально-культурного статуса в миро­вом сообществе.

Исторический и современный опыт социально-культурной деятельности в России не только представляет собой исключи­тельную научно-документальную ценность, но и содержит бога­тейший дидактический материал для подготовки специалиста в области культуры, образования, искусства, досуга.

Перед авторами учебника, предлагаемого вниманию читателя, стояла далеко не простая задача обобщить , сформулировать и обосновать наиболее принципиальные закономерности социально-культурной деятельности, осуществляемой на профессиональной и непрофессиональной основе, обозначить векторы направленности научного поиска в этой сфере, выявить суть и смысл существую­щих авторских школ, внедренных в практику методик, идей и ре­комендаций. С полным основанием мы можем сегодня говорить о конструктивности, инновационном характере, общественной зна­чимости опыта, накопленного высшими и средними специаль-

Предисловие

ными учебными заведениями в этой сравнительно новой отрасли педагогического знания.

Этот опыт свидетельствует о ярко выраженном стремлении молодой науки занять прочную методологическую позицию, адекватную сущест­вующей в стране и в отдельных регионах ситуации, внести свой вклад в выработку и реализацию научно обоснованной и взвешенной соци­ально-культурной политики, предпринять энергичные усилия по повы­шению качества подготовки и коэффициента социшшной востребован­ности специалистов, владеющих современными технологиями.

Ряд документальных ссылок, содержащихся во втором разделе дан­ного учебника, подтверждают приоритет Московского государственного университета культуры и искусств во введении в учебно-педагогический оборот специальности «Социально-культурная деятельность» 1 и созда­нии в связи с этим в апреле 1991 года одноименной кафедры. Научная специальность 13.00.05. - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности - включена в номенклатуру специальностей научных работников ВАК РФ Приказом Министерства науки и техноло­гий РФ №17/4 от 25 января 2000 года. Ориентированная на удовлетворе­ние потребностей современной социально-культурной сферы, новая на­учно-образовательная специальность, по существу, заложила основы подготовки на общегосударственном уровне качественно нового поколе­ния профессиональных, в том числе и научно-педагогических, кадров по широкому профилю направлений и специализаций.

Выражаем благодарность коллегам, представителям крупнейших на­учных школ вузов культуры и искусства - А.И.Арнольдову, МААриарскому, Т.ИБаклановой, АДЖаркову, В.А.Максютину, В А.Разумному, В.С.Садовской. Ю.А.Стрельцову. В.ЕТриодину. В.В.Туеву и другим - за активную поддержку разработанных нами в на­чале 90-х годов концепции и программы в качестве базовых документов по специальности «Социально-культурная деятельность», а также за вы­сказанные советы и рекомендации в процессе подготовки настоящего учебника к переизданию

Специальность 05.31.00. Социально-культурная деятельность - утверждена при­казом №337 Комитета по высшей школе при Министерстве науки и технологий р Ф от 25.04.1994 года.
Т. Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Предмет, задачи и источники курса

Как отрасль научного знания и учебный предмет социально-культурная деятельность обладает всеми необходимыми характе­ристиками, присущими любой самостоятельной специальности: объ­ектом, предметом, методами изучения, категориально-понятийным аппаратом, сложившимися в разных регионах страны авторскими школами, эксклюзивной антологией, собственной системой зако­номерностей, принципов и правил. В отличие от других направле­ний культурологии, социально-культурная деятельность представ­ляет собой широкую область современного педагогического зна­ния, имеющую непосредственный выход на такие фундаментальные понятия, как культура, социальная педагогика, социализация, социальное воспитание, социальная среда, социум и др.

Система социально-культурологического образования сталкивается сегодня с необходимостью резкого повышения требований к его качеству. Подготовка специалистов для социально-культур­ной сферы должна базироваться в существующих условиях не столько на узком индивидуальном практическом опыте, сколько на прочном фундаменте научных знаний. Масштабы, объемы и содержание такой подготовки подлежат научно обоснованным со- i циокультурным измерениям.

Многочисленному отряду менеджеров, педагогов, режиссеров, технологов различного профиля, выступающих в качестве ор ганизаторов социально-культурной деятельности, координаторов отраслевых, федеральных, региональных и местных программ предстоит участвовать в дальнейшем возрождении и развитии культуры и искусства России. От уровня их квалификации и при­лагаемых усилий во многом зависит решение жизненно важных проблем российских семей, детей, подростков, региональных проблем в историко-культурной , экологической, социально-пси­хологической, религиозной и других сферах, являющихся общими для различных социальных групп.

Именно им предстоит внести достойный вклад в блокирова­ние и нейтрализацию возможных источников и очагов социальной и межнациональной напряженности, в социально-культурную реабилитацию слоев и групп населения, остро нуждающихся в со­циальной защите и поддержке, в создание благоприятной среды

для развития и реализации социально-культурной активности и инициативы населения в сфере досуга.

Сложности профессиональной подготовки по специальности «Социально-культурная деятельность» обусловлены рядом обстоя­тельств. К ним относится прежде всего необходимость глубокого осмысления и соответствующей корректировки содержания и технологии социально-культурологического образования специа­листов этой сферы, его адаптации к новым реалиям, складываю­щимся в культурной жизни общества. Этот процесс подразуме­вает не только постоянное совершенствование нетрадиционных специализаций, появившихся в последние годы, но и одновре­менно развитие и углубление социально-культурологического и педагогического компонентов в других традиционных для вузов культуры и искусства специальностях в области народного худо­жественного творчества, библиотечной работы, кинофотодела, режиссуры массовых театрализованных программ и т.д. Наконец, речь идет об обеспечении органической взаимосвязи культуроло­гической и педагогической подготовки специалистов с преподава­нием социально-гуманитарных и психолого-педагогических дис­циплин и, что особенно существенно сегодня, с концепциями со­временной культурологии, с идеей национально-культурного воз­рождения России.

Актуальность решения названных проблем определяется ря­дом причин. Одна из них состоит в необходимости преодоления разрозненности организационно-педагогических усилий в форми­ровании новых специализаций, устранения консерватизма, затруд­няющего плавность переходов на новые учебные технологии. Дру­гая связана с требованиями расширения границ профессиональ­ного обучения будущих специалистов, получения ими знаний, умений, навыков и установок, необходимых для собственного жизнеобеспечения, карьерного роста, психологической устойчиво­сти, духовного развития.

В известном смысле социально-культурная деятельность явля­ется социально и педагогически организованным гарантом сохра­нения, развития и освоения культурных ценностей, создания благо­приятной основы для социально-культурных инноваций и инициа­тив Сохраняя преемственность, социально-культурная деятельность

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красияьников. Социально-культурная деятельность

аккумулирует в себе опыт и традиции культуры, просвещения, обра­зования и досуга в России.

Социальное значение данной учебной дисциплины заключа­ется в обеспечении условий для дальнейшего развития современ­ной педагогической и культурологической науки, укрепления взаимосвязи научно-исследовательской и учебно-образовательной работы в вузах культуры и искусства, преемственности учебной и научно-исследовательской деятельности.

Предмет «Социально-культурная деятельность (история, тео­ретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, техно­логии)» является по своей природе педагогической и по своей сущности интегративной учебной дисциплиной. Он возник и раз­вивается на стыке педагогики, культурологии, истории, социоло­гии, психологии, технологии, экономики и управления социально-культурной сферой.

Предмет курса - изучение истории, теоретических основ, сфер реа­лизации, субъектов, ресурсной базы и современных технологий соци­ально-культурной деятельности.

Цель изучения курса - подготовить студентов к профессиональной деятельности в социально-культурной сфере, вооружить их специаль­ными знаниями, умениями и навыками в области организации педагоги­чески направленной социально-культурной деятельности, помочь осоз­нать ее роль как важного общественного явления , дать навыки анализа практического опыта и поиска инновационных решений проблем соци­ально-культурной сферы, самостоятельной работы над опорными ис­точниками, документами и публикациями. Перечисленные знания, уме­ния, навыки, специальные профессиональные качества, сформирован­ные на их базе, составляют основу деятельности будущих менеджеров, педагогов, технологов - организаторов работы с различными по демо­графическим характеристикам социальными и культурными общно­стями и группами.

Основные задачи курса:


  1. знакомство с историческим опытом возникновения и развития со­
    циально-культурной деятельности в России, изучение, осмысление и
    обобщение социально-культурных процессов в области воспитания, про­
    свещения, искусства;

  2. знакомство с теоретико-методологическими основаниями соци­
    ально-культурной деятельности, овладение профессиональным понятий-
Предисловие

ным аппаратом специалиста социально-культурной сферы, закономер­ностями использования известных и новых понятий и дефиниций в соот­ветствии с современными условиями;


  1. характеристика важнейших сфер общественной социально-куль­
    турной практики, в которых находят отражение деятельность многочис­
    ленных возрастных, социальных, профессиональных, этнических, кон­
    фессиональных групп населения, а также система характерных для со­
    временного общества духовных ценностей, норм, ориентации и отноше­
    ний;

  2. выявление и изучение реально существующей системы со­
    циально-культурных институтов (учреждений, объединений, орга­
    низаций и др.), выступающих в качестве субъектов социально-
    культурной политики на федеральном, региональном и местном
    (муниципальном) уровнях;

  3. формирование представлений о содержании ресурсной базы
    социально-культурной деятельности, знакомство с практикой наиболее
    эффективного использования нормативно-законодательных доку­
    ментов, информационно-управленческого обеспечения, кадрового
    потенциала, технического и финансового ресурсов, социально-
    демографического контингента, морально-психологического фактора,

  4. раскрытие многообразия и многозначности технологической ба­
    зы, изучение основных методов и технологий социально-культурной
    деятельности, выработка практических навыков использования техноло­
    гического потенциала отрасли в разработке и реализации социально-
    культурных проектов и программ в области образования, искусства, до­
    суга, спорта, реабштитации, рекламы и других отраслей.
В соответствии с перечисленными задачами сгруппированы и темы учебника в вводной части учебника представлен краткий исторический обзор возникновения и развития социально-культурных процессов в России, общественных движений и инициатив в области просвещения, культуры, искусства, массового досуга, охватывающий догосударст-венный, государственный и послереволюционный периоды в жизни страны, включая этапы развития советского и постсоветского общества вплоть до наших дней. Первый раздел посвящен теоретическим осно­вам социально-культурной деятельности, ее закономерностям, второй -Д^ представление об основных сферах ее реализации. В третьем раз-Деле содержится характеристика основных субъектов социально-куль-турной деятельности, четвертый - знакомит с ее ресурсной базой,

ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Пятый раздел вводит читателя в систему различных по содержанию и функциям современных социально-культурных технологий.

Источники курса, их краткая характеристика

Качественная определенность курса заключается и в его направлен­ности на расширение культурной компетентности населения, на его включение в стандартную сеть социально-культурной коммуникации, формирование у людей, начиная с детского возраста, навыков общест­венно полезной социально-культурной деятельности, организацию пол­ноценного духовного и физического развития , досуга и творчества.

Источниковедческую и учебно-методическую базу курса «Соци­ально-культурная деятельность» составляют Закон Российской Федера­ции «Об образовании», Основы законодательства Российской Федерации ■ о культуре, федеральная целевая программа «Развитие и сохранение: культуры и искусства в Российской Федерации» (2001-2005 гг.), Нацио­нальная доктрина образования «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». «Стратегия развития Московского государственного университета культуры и искусств на 2003-2007 годы», разработанная профессорско-преподавательским кол­лективом, определяет поступательное развитие вуза, проведение фунда­ментальных исследований в социально-культурной сфере, научно-мето­дическое обеспечение внедренного в течение последних лет нового по­коления учебных специальностей и специализаций. Учебники, моногра­фии, научная литература в области истории, теории методики и органи­зации различных видов социально-культурной деятельности, развития профессионального искусства и самодеятельного народного творчества, фольклора, народных промыслов и ремесел, социально-культурной реа­билитации, других направлений обеспечивают высокое качество образо­вания.

Авторы учебника опирались на архивные источники, результаты комплексных исследований истории культуры, просвещения, социально-культурных движений и инициатив в России, анализ современной отече­ственной и зарубежной теории и практики социально-культурной дея­тельности, использовали данные фундаментальных и смежных наук: пе­дагогики, философии, культурологии, психологии, социологии, этики и эстетики. Кроме того, учитывался и научно-педагогический опыт, накоп­ленный за последние годы коллективами ученых вузов культуры и ис­кусства, огромным отрядом специалистов социально-культурной сферы.

Предисловие

Этот опыт позволяет судить о конструктивности, инновационном харак­тере, общественной значимости сегодняшней деятельности социально-культурных институтов в сфере образования, искусства, спорта, в сфере детского, подросткового, семейного досуга и творчества.

Предполагается, что по мере накопления новых научных данных и методического обогащения учебно-образовательного процесса содержа­ние учебника будет корректироваться и дополняться с учетом новых тен­денций в изучении исторического опыта, методологических и теоретиче­ских основ, ресурсной базы и современных технологий социально-куль­турной деятельности.

В связи с этим необходимо выделить гуманистическую на­правленность этого курса, способствующую духовно-нравствен­ному становлению будущего специалиста как личности толерант­ной, умеющей сострадать и социально активно реализовываться в обществе. Формируя собственный гражданский, профессиональ­ный статус, соприкасаясь со многими болевыми точками сего­дняшней действительности, специалист социально-культурной сферы призван взять на себя высокую миссию участия в благо­родном деле «воспитания активного, инициативного, самостоя­тельного гражданина, просвещенного, культурного человека, за­ботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию (Селевко Г.К. Концепция самовоспитания //Современные концеп­ции воспитания. - Ярославль, 2000). Он непосредственно связан с ответственными функциями социальной защиты, социальной под­держки и социально-культурной, психологической реабилитации наиболее нуждающихся в милосердии и заботе групп населения.

Как одна из областей современного педагогического и культу­рологического знания, социально-культурная деятельность рас­сматривает в качестве своего основного объекта и предмета соци­ально-педагогическую и социально-культурную среду обитания человека, возможные пути и формы активного воздействия этой среды на духовное развитие различных социальных, возрастных, профессиональных и этнических групп.

Применение и развитие гуманитарных те.чнологий находит свое отражение не только в хорошо известных традиционных, но и в новых видах социально-культурной деятельности - социально-культурном менеджменте и маркетинге, рекламно-информационном обеспечении

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

и общественных связях, дизайне, художественном и социальном проектировании, имиджмейкерстве и т.д. Обучение этим видам дея­тельности, объединенным общей информационной, профессиональ­ной и коммуникативной доминантой, определяет основное содержание современного социально-культурного образования

Социально-культурная деятельность как крупный блок родст­венных профессий, учебный предмет и отрасль научного знания основана на комплексном изучении исторического опыта , теорети­ческих основ, субъектов, ресурсной базы и современных технологий организации различных форм и видов жизнедеятельности социальных общностей и отдельно взятой личности в тех или иных социокультурных региональных и национальных условиях.

Теоретические основы курса подчинены выявлению соци­ально-культурного содержания различных видов жизнедеятельно­сти человека, между которыми распределяются его жизненно важ­ные, фундаментальные ресурсы - время и энергия. Предметом рассмотрения в курсе является социально-культурный контекст таких видов деятельности людей, как жизнеобеспечение, социали­зация, коммуникация, анимация и рекреация, причем в каждом из них предполагается освоение определенного объема знаний, уме­ний и навыков, ценностных ориентации и стереотипов поведения, совокупности нормативно-правовых критериев, опирающихся на соответствующее конституционное обеспечение (экономическое, правовое, организационное и т.д.),

Содержание учебника ориентировано на освоение таких аспектов знания, как овладение богатством духовной жизни каждого отдельно взятого народа, его социально-культурного уклада, традиций и социаль­ных норм поведения, духовных целей и ценностей; обеспечение возмож­ностей для равноправного культурного диалога и взаимодействия пред­ставителей различных возрастных, социальных, этнических, профессио­нальных и иных групп населения; создание условий для интерактивного общения людей, их включения в мировое образовательное, информаци­онное, профессиональное, общекультурное пространство.

В связи с тем, что предметная область социально-культурной дея­тельности представляет сочетание оригинальной основы с синтезом сопряженных с нею научных дисциплин, правомерна следующая группировка исходных, базовых методов и технологий:

а) адаптированные к специфическим условиям социально-куль-

Предисловие

турной среды и задачам социально-культурной деятельности общена­учные методы и технологии (оценочные, диагностические, исследова­тельские, развивающие, стабилизирующие и др.),

б) выработанные практическим опытом специальные методы и технологии, подчиненные наиболее рациональному достижению целей, стоящих перед познавательными, творческими, рекреативными и дру­гими видами социально-культурной деятельности.

Специальные методы и технологии, с помощью которых формиру­ется, развивается и осваивается социально-культурная среда, предусмат­ривают использование в наиболее типичных условиях универсальных средств, методов и способов социально-культурной деятельности - эко­номических, правовых, организационных, педагогических, психологиче­ских и других. В более развернутом виде методика (технология) соци­ально-культурной деятельности предстает перед студентами в виде ши­рокой совокупности педагогически осмысленных просветительных, обу­чающих и воспитательных, рекреационных и оздоровительных методов, которые постоянно пополняются и обогащаются за счет привлечения как исторического, так и современного опыта, накопленного в сфере куль­туры, образования, искусства, спорта, быта и досуга.

В процессе преподавания курса предусмотрены: лекция-диалог, лекция-демонстрация, лекция-дискуссия; семинар-собеседование, семи­нар-дискуссия, семинар-«круглый стол», семинар-аукцион творческих идей и др. Практические занятия могут проводиться в форме дело­вой игры, клуба альтернативных идей , индивидуальной защиты со­циально-культурного проекта в учебной аудитории, в центре досуга, на предприятии, на депутатской комиссии, в форме учебно-творческой лаборатории, индивидуальных занятий, консультаций, встреч с руково­дителями учреждений культуры, образования, искусств. дос\ га. спорта. государственных и общественных органов культуры и социальной за­щиты, учеными, журналистами, зарубежными гостями

Опираясь на необходимую социологическую информацию и об­ширную базу используемых методов и технологий, студенты занимаются подготовкой рефератов, контрольных и курсовых работ, выполнением практических заданий, участвуют в разработке и реализации различных по своему профилю историко-культурных, образовательных, информа­ционно-развивающих, развлекательно-игровых, художественно-зрелищных, экологических социально-культурных проектов и программ

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

мального соотношения времени на аудиторные лекционные занятия и на групповые семинарские и практические занятия в примерном соотно­шении объемов 1:2 (лекционные не более 40% учебного времени, семи­нарские и практические занятия до 60%). Для индивидуальной работы студента с преподавателем по темам курсовых проектов, методам соци­ально-культурного проектирования, анализу проведенного этапа работы и результатов проектирования предоставляется 10 часов (согласно учеб­ному плану).

Изложенный в программе материал по своему содержанию и фор­мам учебных занятий (дискуссионным, игровым, проективным, практи­ческим и др.) может варьироваться в зависимости от целевого назначе­ния, состава студентов, количества часов и других особенностей образо­вательного процесса.

Материал необходимо также адаптировать применительно к специфическим особенностям отдельно взятых видов обучения: профессиональной (довузовской) подготовки через общеобразова­тельную школу, колледж, училище и т. д.; профессиональной (ву­зовской) стационарной подготовки; профессиональной (вузовской) подготовки на дневном, заочном, очно-заочном отделениях; про­фессиональной (вузовской) подготовки в региональных филиалах университета культуры, в том числе дистанционного обучения; профессиональной вузовской подготовки - магистратуры и бака­лавриата; послевузовской подготовки в системе дополнительного профессионального образования.

Вводная часть.

Становление социально-культурной деятельности: исторический обзор