Биографии Характеристики Анализ

Тайцы ленобласть. Церковь во имя святителя алексия митрополита московского в тайцах, ленинградской области

Село Сакмара - районный центр в центральной части Оренбургской области. Раскинулось село на правом берег реки Сакмара, по которой и названо. Село находится в 35 километрах автодорогами на северо-востоке от областного центра. На противоположном берегу, в посёлке Красный Коммунар расположена узловая станция Сакмарская на железнодорожной линии Оренбург - Орск и Оренбург - Уфа .

История

В 1724 году атаман Оренбургского казачьего войска написал челобитную императрице Екатерине І с просьбой разрешить строительство укрепления на реке Сакмара. Просьба была удовлетворена, и уже на следующий год началось возведение крепости, которая получила название Сакмарский городок. Казаки, жившие в крепости, участвовали во многих военных кампаниях страны, а также в подавлении башкирского восстания 1740 года. В годы Крестьянской войны около городка прошло одно из сражений, при этом сакмарские казаки не воевали на стороне правительственных войск, поддерживая лидера повстанцев Емельяна Пугачёва.

В 19 веке поселения известно было под названием Сакмарск. Оно находилось на землях Оренбургского уезда, но подчинялось Оренбургскому казачьему войску. В Гражданскую войну вблизи Сакмары разворачивались военные действия. В частности, около села прошло Салмышское сражение, где красноармейцы отразили наступление войск Колчака. На горе Янгиз установлен обелиск участникам того боя. С 1935 года Сакмара - районный центр.

Достопримечательности

В Сакмаре работает районный краеведческий музей. Архитектурной достопримечательностью является церковь Казанской иконы Божией Матери, возведённая в 1820-х годах.

Храм Казанской иконы Божией Матери села Сакмара

Тушканова Е.А., Мишучков А.А.
(г.Оренбург)

Храмы Оренбургского края несут в себе бесценную историческую память, о людях, осваивающих яицкую степь, ее защитниках, ее молитвенниках и святых. Именно с появлением храма поселение становилось деревней, полноценным местом обитания, малой Родиной. В границах Оренбургской области до революции 1917 г. храмов насчитывалось более семисот, около половины из них были каменные, четверть домовые. В настоящее время восстановлено только около двухсот. С восстановлением сельских храмов у жителей деревни появляется уверенность, что Бог их не забыл, что деревня социально и демографически не умрет. Восстановление исторической памяти о храмах становится духовной задачей общества, этапом осознания своего культурного кода, не позволяющему народу перестать быть таковым.

По теме статьи авторами был привлечен в основном материал из книги церковного историка Чернавского Н.Н, четырежды упоминающем храм; местного краеведа Севастьянова С. Н., описывающего Сакмарское село. К сожалению, не удалось обнаружить клировые ведомости по Казанскому храму в Государственном Архиве Оренбургской области (ГАОО). Скорее всего, они могут находиться в г. Уральске, так как старообрядческая церковь, а с 1869 г. – единоверческая церковь, относилась к ведению Уральского казачьего войска. Основным источником стала летопись храма Казанской иконы Божией Матери, официальный сайт храма Казанской иконы Божией Матери, а также интервью с жителями села.

История основания храма Казанской иконы Божией Матери была обусловлена значимыми событиями того времени. В 1713 г. атаман Фома Тимофеевич Сибиряков и есаул Гаврила Лукьянович Шугай собрали 14 казаков из Яицкого городка (ныне г. Уральск) и выдвинулись на место немного выше слияния рек Сакмара и Яик. Здесь, на правом берегу Сакмары, они основали поселение с названием Сакмарск. После неоднократного нападения башкир они в 1720 г. спустились ниже по течению, где объединились с исетскими казаками атамана Ивана Гореванова и воздвигли крепость с названием Сакмарск. В центре военного укрепления поставили смотровую вышку, рядом рубленная деревянная церковь. Все казаки были старообрядцами, набожные люди, которые спасались от нажима государевой власти, призывающей к церковному воссоединению. Обиду на царскую власть пересилила военная нужда (набеги башкир). Сход сакмарских казаков обратился к Государыне Императрице с просьбой о включении в служилое казачье сословие и основании крепости Сакмарск.

В грамоте об основании крепости Сакмарска, выданной императрицей ЕкатеринойI атаману Василию Арапову от 19 июня 1725 г., предписано: «…Дабы уберечь Россию от нападения и разорения соорудить крепость оную на реке Сакмаре и вооружить её пушками чугунными да ядрами. А посему повелеваю, чтоб крепость была построена».

На горе (в народе называется «Могильная гора») была отстроена крепость, ограждённая рвом, деревянным заплотом с проездными воротами, возле которых стояли пушки. Внутри укрепления находилась вышка, дом атамана, где собирались казаки для принятия важных решений, и улицы казачьих изб. Деревянный храм в селе Сакмара был отстроен уже к 1733 году, а освящён в 1751 году в честь Казанской иконы Божией Матери.

Но 1760 году случился пожар. Все постройки были деревянными, поэтому сгорело почти всё, в том числе и церковь. Казаки были в берлинской экспедиции (шла Семилетняя война), поэтому пожар остановить было некому. Тогда нужно было всю Сакмару отстраивать заново, как и церковь.
В1825 г. в центре села была построена каменная Казанская церковь. Позволим себе дать полностью цитату из дела о закладке каменной церкви в Сакмарском городке от 24. 05. 1825 г.: «Будучи в собраниях при оных делах Сакмарского общества…, вследствие указа Оренбургской духовной консистории от 12 ноября 1824 года дело 2452 к Уральскому благочинному священнику ИосафуИоанно(вич)у, сообщаем Ему о прибытии его сюда (в Сакмарск) для освящения места на заложение в Сакмарском городке вновь предположенной церкви вместо сгоревшей деревянной церкви (по первому причащению прихожан), (предложено) иметь в данном месте у причта смотрение – инструкции церковным старостам, высочайше утверждённым 18 числа мая. Но поскольку благочинный Иосаф Иоаннов до сего времени в Сакмарск по посланному к нему сношению не прибыл…, то чтобы строящие церковь не остановили работу и не понесли со стороны станицы неминуемый убыток, то решено платить каждому человеку за прогульный день по 2.50…, и о чём здешний священник Сергий извещен».

Отцом Сергием и благочинным священником была освящена каменная Казанско-Богородицкая церковь в Сакмарске 21 июля 1828 г. Церковь представляла собой «восьмерик на четверике» (из учётной карточки, хранящейся в настоящее время в храме). Ограда была деревянной на каменном фундаменте. Храм стал важной осью духовной и социальной жизни села.

Служение Богу, Царю и Отчеству являлись заветом каждого русского, христианина и казака. Старообрядцы верят, что царская власть – от Бога, что защита Отечества – есть главная цель жизни казака. На этих трех ценностях базировалась вся жизни сакмарского казачества. Службы в храме совершались еженедельно. Казаки перед каждым походом приходили в храм взять благословение на военный поход, заручиться поддержкой святых. В отсутствие мужей-казаков женщины молились на обетные иконы, чтобы ничего с защитниками не случилось, чтобы они вернулись домой живыми. История сохранила факты участия сакмарцев в шведском походе Петра I, в турецкой войне 1735 – 1739 гг., в семилетней войне с Пруссией – 1756 – 1763 гг., в походах на Хиву, в усмирении бунтовавших башкир, крестьян в губерниях российских.

Деревянный храм в селе Сакмара горел несколько раз по причине несовершенства отопления – в 1832 г, в 1850 г. Из дела по указу из Оренбургской Духовной консистории об «освящении церкви Пресвятой Богородицы, выстроенной в Сакмарском городке» от 29 августа 1751 г., узнаем: «Указ Ея императорского величества самодержицы всероссийскияЕлизаветы – духовной Оренбургской консистории протопопу Василию Иоаннову, что имевшаяся второго Сакмарского городка церковь Божия во имя Пресвятыя Богоматери сгорела по вине (указано лицо), взявшего бремя отопления печи. Образа иконостаса и все вещи из той церкви Божьей вынесены. Повелеваем атаману Сакмарского городка Василию Тамбовцеву построение вместо той сгоревшей на том же месте деревянную церковь Божью. Заложить оную в присутствии иерея с провозглашением молебствия и водоокропления. Церковь построить в вышину аршина шести вершков, в длину аршина осьми вершков, в ширину аршина четыре вершков». Из дела узнаем, что священником Богородицкого храма Сакмарского городка был священник Феодор Григорьевич.

Согласно Указу Святейшего Синода № 1650 от 19 сентября 1861 г.сакмарским казакам нового обряда была разрешена постройка молитвенного дома, а потом и церкви. Службы временно стали совершать в молитвенном доме. Как свидетельствует прошение от 5 марта 1870 г., «жителей Сакмарской станицы к Оренбургскому губернатору о превращении молельного дома в церковь» от имени К. Боборыкина: «Строительству храма (нового обряда) мешали из «корыстных побуждений» старообрядцы раскольники во главе с «управителем Санковым», которые жили «без спасительных Таинств, Причащения Пречистых Тайн и крови Христовой». «Престол для храма есть, также облачения и сосуды, вскоре назначен будет им священник». «Жители Сакмарской станицы ещё в 1861 г.выходили с просьбой к Пресвященному Антонию устроить молитвенный дом, потом и церковь на одинаковых правах (со старообрядцами)». В силу того, что «Сакмарская станица, принадлежавшая вместе с церковью Уральскому Казачьему войску, в 1869 г. 8 марта с населением в 3812 душ была отчислена в состав Оренбургского Казачьего войска», необходимо было позаботиться духовной и государственной власти о разрешении церкви нового обряда в Сакмарске.

Второе прошение казаками было отправлено Его Преосвященству Митрофану Епископу Оренбургскому и Уральскому: «Вследствие отклонения Вашего Преосвященства от 19 сентября за № 3407 имею честь уведомить, что хотя на основании Высочайше утверждённого в 5 день мая 1865 года положения о разделении бывшей Оренбургской губернии на Уфимскую и Оренбургскую, жители Сакмарской станицы подчинены общей в губернии полиции на наше войсковое сословие, имеющее особое Губернское начальство, (которое) не имело непосредственного влияния, и администрации управления подчинялась лишь косвенно. В настоящее время в силу нового закона о причислении жителей Сакмарской станицы в Оренбургское казачье войско, в мое владение как Указного атамана означенной станицы, то я до сего времени лишён возможности сделать что-либо в пользу соглашения Сакмарских казаков к обращению молитвенного дома в храм. Предавая себя архипастырским молитвам Вашим, имею честь быть с современным почтением и преданностью Вашего Преосвященного, покорнейший слуга К. Боборыкин».

Возведению второго храма в Сакмарске препятствовал еще и тот факт, что «Сакмарская станица, согласно Высочайше утверждённому в 8 день марта 1869 г. положения Военного Совета от Уральского казачьего войска отошла и находится в настоящее время в управлении Атамана Оренбургского казачьего войска». С обращением от 5 марта 1870 г. к военному начальнику Оренбургской губернии обратился секретарь В. Ясижют: «Я обращаюсь к Вашему Превосходительству и прошу у моего Покорнейшего Превосходительства принять участие в побуждении жителей Сакмарской станицы к обращению молитвенного дома в церковь». Наконец,произошло историческое событие: «В ноябре 1869 года единоверческая Казанско-Богородицкая церковь Сакмарской станицы по распоряжению Преосвященного Оренбургского Варлаама отчислена от Уральского благочиния и передана в непосредственное ведение Оренбургской Духовной Консистории».Произошло примирение православных старообрядцев и последователей нового обряда в один единоверческий приход. Таким образом, был преодолён раскол у жителей села Сакмарска, когда в Казанский храм не пускали новообрядцев, а в молитвенный дом – старообрядцев.

Преодолению данного раскола как проявлению религиозного невежества способствовал и факт преодоления неграмотности в селе. С появлением церковной школы в 1832 г. количество грамотных жителей Сакмарска увеличилось до 70% (данные переписи 1872 г.). В Сакмарске действовали две школы: казачья мужская и женская. Церковная школа находилась в частной квартире казака Скородумова. Учились по прописям, один экземпляр которых до сих пор хранится в школьном краеведческом музее села Сакмары. Местный священник, отец Прокофий Учаев, был законоучителем и заведующим школой. Также в школе преподавала учительница, окончившая курс в епархиальном училище. Село значительно выросло, к 1 января 1900 г. в нём было сооружено 18 каменных и 1179 деревянных домов.Из клировых ведомостейархивного фонда ГАОО по Оренбургской Духовной консистории о церкви Сакмарской станицы имеются записи, датируемые 1901 г.: «Казанская Богородицкая Единоверческая церковь построена тщанием и усердием жителей станицы на их собственные средства. Церковь зданием каменная, не исключая и пола, с каменной колокольнею и деревянною оградою на каменном фундаменте. Престолов в храме три: во имя Казанской иконы Божией Матери; во имя святого великомученика Димитрия Солунского; во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста». Святые покровители села Сакмарского откликались на самые важные нужды казаков: военные казаки молились покровителю воинства вмчн. Димитрию Солунскому, о их возвращении из походов Божией Матери молились казачки, а дети молились трем святителям. Ни один из документов по храму в настоящее время не сохранился, в связи с тем, что церковь дважды горела. Но чудом уцелела в Сакмарском школьном музее печать храма иконы Казанской Божьей Матери второй пол. XIX в., которую использовали для подтверждения документов по церковным делам, касающихся, в основном, выдачи зарплаты священнослужителям и работникам церкви.

Престольными праздниками храма были 21 июля, 4 ноября – Казанской иконы; 12 февраля – день памяти святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; 8 ноября – вмчн. Димитрия Солунского.

Новой страницей в истории храма является период его разрушения в эпоху Советской власти и атеистическая борьба с верующими. Село Сакмара, как и всю страну,в 1917 г. постигла трагическая участь. Люди стали бояться ходить в храм, поэтому было организовано несколько молельных домов в селе.

Последним священником Казанского храма при Советской власти был Михаил Алексеевич Горбунов, служивший два года (1927 – 1929гг.). О нем рассказала его дочь, Мария Михайловна: «В церкви не было батюшки, и наши сельчане поехали в Оренбург просить, чтобы нашего отца рукоположили в сан священника. Папу вызвали в Оренбург, уговаривали принять священство. Бабушка, его мать, не хотела этого, отговаривала, мама тоже – такое смутное время! Но отец принял сан. Он ведь все время пел на клиросе, ему от церкви оторваться было тяжело. Став священником отец Михаил духовно сплотил рассыпавшийся приход. За его благочестивую жизнь священника уважали не только православные, но и мусульмане. «Так, когда однажды был сильнейший пожар в Татарской Каргале, к отцу Михаилу приехал мулла, встал на колени и просил: «Ой, Мыхайла, моли русский Бог Мыкола тушить наша Каргала!». Тот успокоил: «Конечно, помолюсь. Там ведь и русские тоже есть. Помолюсь!». Потом этот мулла приезжал, благодарил. «Я, – говорит, – подъезжать стал – уже почти что утушили Каргалу!». В 1929 г. церковь закрыли. По воспоминаниям дочери священника М.М.Тиховой, «её решили взорвать, но взрыв не получился. Пытались маломощным трактором стянуть крест – не удалось. Пригнали из Оренбурга более мощный трактор. Путем расшатывания снесли крест, затем разгромили колокольню, сняли шесть колоколов. Самый большой был сильно поврежден. В лесу, напротив Виселичной горы, вырыли траншею и все в нее сбросили, закопали трактором. Жителей не допустили, была усиленная охрана. Боясь наказания, люди украдкой разобрали по домам иконы. Верх церкви сломали, жители села разобрали камень». После закрытия храма в 1929 г. отец Михаил стал работать кузнецом.

Кто-то из односельчан позавидовал семье Горбуновых, которые недавно приобрели дом, и стал строчить доносы. В них говорилось, что священник Горбунов проводит антисоветскую пропаганду. В 1930 г. отец Михаил был арестован за антисоветскую пропаганду, отбывал наказание в различных исправительно-трудовых лагерях, в том числе на Беломорканале. Срок был равен 8 годам, но за «хорошую дисциплину и ударный труд» отца Михаила отпустили на два года раньше. Мария Михайловна вспоминает о лагерной жизни отца: «На Камчатке в лагере вместе со мной отбывали срок еще два священника. Один был старенький, немощный – мы его водили под руки. И он умолял: «Миша, ешьте мою пайку! Я старый, больной, не выживу. А вы еще людям пригодитесь, может, и послужите!» Нам не запрещали – мы каждый вечер втроем служили. Встанем и молимся. А потом к нам и другие люди стали присоединяться. Утром не разрешали служить, надо было работать. А вечером собирались и в камере служили».

В 1937г. на отца Михаила написали вновь донос. «Факты» в бумаге приводились серьезные: вредительство и контрреволюционный заговор. Вместе с другими такими же «заговорщиками» его обвинили в умышленном повреждении железнодорожных рельс. Он был расстрелян на месте оренбургской голгофы – в Зауральной роще под Оренбургом.

В 60-х гг.XXв. пришла открытка о реабилитации священника Горбунова. Удалось узнать о последних днях батюшки, по рассказам Марии Михайловны, «уже после реабилитации 60-х годов об отце мы узнали от дяди Вани Головченко, он жил на станции Сакмарской. Головченко обвинили в поджоге. Посадили в тюрьму в Оренбурге, и угодил он в одну камеру с моим отцом. Вечером открывается дверь, в камеру втаскивают и швыряют не поймешь кого – окровавленное тело. Дядя Ваня подошел, присмотрелся: «Лексеич, да неужто это ты?!». Без сознания, не отвечает. Когда отец очнулся, Головченко стал уговаривать: «Лексеич, пожалуйста, уж как хочешь, во всем сознавайся, все подписывай – отсидишь, да хоть живой останешься!». А он отказался: «Нет, я не могу перед Богом клеветать ни на себя, ни на других. Что будет, тому и быть, на все воля Божия!». Дядя Ваня восемь лет отсидел и вернулся, а отца тогда же расстреляли».

Храм, начиная с 1929г., советская власть стала постепенно разрушать. Надгробный камень над могилой Прокофия Учаева перенесли на кладбище, а места около церкви перекопали так, что все возможные захоронения священников за алтарём превратились в смесь земли и костей. Каменную оградку разобрали. Перед войной устроили в здании церкви зерносклад, позднее – кинотеатр под названием «Родина». Вспоминает Ольга Ларькина о своих походах в кинотеатр: «И только старые люди сердились: грех ходить в кинотеатр, потому что это – обезглавленное и переделанное здание церкви. А мы-то – ходили… Господи, прости!». Казанскую площадь перед храмом переименовали именем В.Ульянова (Ленина), памятник которого стоит до сих пор напротив здания храма.

Период восстановления Казанского храма приходится на время новой либеральной России. В день праздника Святой Троицы 1992 г. прихожане стали горячо молить Бога о возвращении церковного здания верующим. И 1 августа 1992 г. здание храма было возвращено православным. Двадцать человек образовали приходское управление: Петров Пётр Григорьевич, ПетроваНина Семёновна, Щуплова Антонина Алексеевна. Восстановительные работы возглавлял Олег Борисович Ступичкин, который станет в будущем священником и будет убит в селе Шайтанка Екатеринбургской епархии на Рождество. За 1992 г. было около шестидесяти крестившихся.11 апреля 1993 г. по благословению митрополита Леонтия (Бондаря, †1999), церковь освятил схиархимандрит Серафим (Томин, †2013), первое богослужение провел иерей Сергий Иванцов, служивший в храме Казанской иконы Божией Матери с 1992 по 1993 гг. Прихожане восстанавливали храм своими силами, прилагая все возможные усилия. С 1993 по 1994 г. в приходе служил иеромонах Карион. С 16 апреля 1995 г. по настоящее время в храме служит священник Василий Иванчук. Митрополитом Оренбургским и Бузулукским Леонтием он был рукоположен 12 февраля в сан диакона, а 26 февраля 1995 г. – в сан иерея. Указом от 15 апреля 1995 г. отец Василий направлен в Сакмару настоятелем храма Казанской иконы Божьей Матери. С первых же дней службы в храме отец Василий сразу установил четкий регламент работы, соответствующий правилам и нормам. Стала регулярно проводиться Божественная литургия, совершаться таинства крещения, венчания, причастия. Священник Василий выезжает на требы во все села Сакмарского района. Он стал душой села Сакмары, подавая своим дружным семейством нравственный пример сельчанам. У батюшки Василия и его супруги Галины девять детишек: Михаил, Анастасия, Анна, Ольга, Марина, Ирина, Кирилл, София, Андрей. Под его руководством храм уже был почти готов к освящению. Но за грехи, постигшие людей в «лихие 90-е», Господь посетил сакмарцев. В день грозного Архистратига Михаила, 21 ноября 1998 г. в храме произошёл пожар, который оставил лишь голые стены от здания. Из летописи Сакмарского храма: «Мы вызвали пожарных, а сами с молитвой на устах стали выносить иконы и церковную утварь. Пожарные, безуспешно пытавшиеся погасить огонь, вышли следом, и сразу рухнула крыша на то место, где только что были люди. Выгорело все, остались одни обгорелые каменные стены. Митрополит Оренбургский и Бузулукский Леонтий тогда сказал: «Сгорела не церковь, а место, которое оскверняли». Храм отстраивается почти заново, но дело движется медленно из-за нехватки средств. Объем строительства большой: высота храма 30 метров, ширина 16 метров, длина 34 метра». За время своего почти 20-тилетнего служения отец Василий награждён от правящего Архиерея Митрополита Оренбургского и Саракташского Валентина набедренником, камилавкой, наперстным крестом, в 2008 г. – возведён в сан протоиерея.

Люди обратились к Богу, и храм медленно стал восстанавливаться. 9 ноября 2008 г. состоялось торжественное освящение и подъем главного купола церкви, которое было совершено митрополитом Оренбургским и Бузулукским Валентином.Храм стал духовным и архитектурным центром села Сакмара. Храм производит высокое эстетическое впечатление.Здание восстановленной церкви, как и предыдущей, трёхнефное, разделено четырьмя столпами. Центральный неф завершается барабаном с 8 оконными проёмами, которые украшены фигурными полуциркульными наличниками, шеей с эмитированными 6 оконцами и золочёной главкой в форме луковицы. На западном фасаде надстроена ярусная колокольня с большим золочёным куполом. Всего у церкви имеется 8 колоколов: 4 маленьких (зазвонных), 3 средних и 1 большой (набатный). Под колокольней строитсякрестильня и воскресная школа.

Особо следует остановиться на святынях храма и прихожан. Реликвии храма и прихожан – ценнейшие свидетельства исторической памяти, которые играют важную роль в духовном воспитании веры и ценностей жителей Сакмары. Одной из них является Тихвинская икона Божией Матери, которую в 2003г. принесла в храм Пархоменко Мария Ивановна. Когда иконную доску поместили на аналое, произошло обновление иконы. Это случилось как раз в то время, «когда за океаном было принято решение вернуть в Россию Чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери».Сейчас можно отчётливо увидеть не только иконописное изображение Богоматери с Младенцем, но и часть подписи.Такие чудеса свидетельствуют, что происходит самое главное – обновление веры в душах прихожан. И обновление икон символическое тому свидетельство.

Примечательны и Царские Врата в иконостасе храма. «Царские врата, – что следует из интервью прихожан, – очень красивые, а вырезаны они Еленой Федоровной из липы. Художник по образованию, она в течение 11 месяцев вырезалас молитвой христианский символ – гроздья винограда, покрыла их воском. Виноградная лоза – это христианский символ труда над душой: сложно дается человеку выращивание винограда, но еще сложнее дается ему духовный труд. Так ей Господь на душу положил, взялась - и сделала. В кровь стирала руки, плакала от боли, но вырезала грозди винограда, изящный орнамент. И ни копейки не взяла за работу, сделала во славу Божию. Только сам материал оплатили, восемнадцать тысяч, а ее работа – дар нашему храму».

В храме также находилось Распятие Христово.Из воспоминаний Натальи Ивановны Логуновой: «Эта женщина была одинокая, набожная очень и очень малоразговорчивая. В 1975-м году, почувствовав себя слабой, зазвала к себе мать мою, Марию Николаевну Комиссарову. И велела разобрать ей ветхую стену из камня внутри жилья. За ней оказалось малое пространство, а в нем – большая икона весом килограммов сорок и престольный крест. Икона Божией Матери с младенцем – большая и тяжелая, но лик ее был испорчен. Следы ее потерялись. Возможно, икона до сих пор в Сакмаре. А вот крест сохранился прекрасно. Распятие Христа, написанное яичными красками с золотом, хранилось в доме моей матери 35 лет. Был период тотального увлечения стариной, цель, конечно же, меркантильная. И было очень страшно за маму и за крест. Но Бог миловал, и он сохранился. Маме скоро исполнится 88 лет, и, будучи еще в светлой памяти, она пожелала вернуть крест православной церкви, хотя и староверка. Теперь он там, и на него можно посмотреть и помолиться».

На левом столпе Казанского храма – Табынская икона Божией Матери, которая является покровительницей всей Уральской земли. Именно на этой иконе насчитывается немалое число цепочек с крестиками и колец. Это знак того, что люди получили исцеление, помолившись перед этой иконой. В храме есть ещё одна икона Божией Матери – Федоровская, на которой тоже висят цепочки, кольца и образок Богородицы.

К этим святыням Казанского храма обращаются все верующие жителя Сакмары, и они имеют для всех важную историческую ценность. На непростых по отношению к религии и церкви этапах истории жители села делали всё возможное, чтобы сохранить иконы и иные ценные предметы религиозного культа.

Подводя итоги статьи, сделаем выводы. Религиозность являлась важнейшим духовным приоритетом жизнисакмарцев, духовные события, связанные с Казанским храмом, тесно переплетаются с социальными событиями станицы Сакмара, общероссийской историей.

Прошедшие два десятилетия XX – нач. XXIвв., после изменений в общественно-политической ситуации в стране характеризуются двойственностью: с одной стороны, активно началось возрождение религиозной жизни, с другой стороны, происходит дальнейшее духовное обнищание России, забвение в условиях вестернизации культуры своих исторических корней.

Тайцы - поселок городского типа в 33 км к югу от Санкт - Петербурга; расположен на окраине Ижорской возвышенности, богатой ключевыми водами. Численность населения 2,6 тыс. чел. (2005), 2853(2010, перепись). Гатчинский район.
Название поселка Тайцы происходит от местного термина “таицы” - воды, таящиеся в недрах земли. Среди ближайших окрестных жемчужин Ленинградской области Тайцам отведено довольно почетное место. Прежде всего, благодаря известной усадьбе Демидовых, прекрасному памятнику конца XYIII- начала XIX столетий, и сегодня поражающему и удивляющему современников. Усадебный комплекс в Тайцах создавался в 1774-1778 гг. по проекту И.Е. Старова (1745-1808), одного из крупнейших русских зодчих второй половины XYIII века. Создатель Таврического дворца, собора Александро-Невской лавры в Петербурге, Старов был мастером архитектуры классицизма. В то время усадебное зодчество в России достигло расцвета, и к числу лучших усадебных комплексов XYIII века, безусловно, относится усадьба Тайцы.

История этих земель мало кому известна. После Северной войны Петр I подарил Тайцы “отцу русского флота” адмиралу И.М. Головину. В 1743 году выявилась ценность находящихся на территории поместья подземных источников, особенно Березовских ключей. Перед смертью Головин специально разделил имение между наследниками так, чтобы ключи находились на границе частей. Так образовались Малые и Большие Тайцы.

Малые Тайцы с деревнями Старица, Ивановская, Тихвинка, Истинка, Пегелева и Ключи достались сыну адмирала, который в 1758 году продал их А.П. Ганнибалу. После смерти последнего имение по разделу перешло к его сыну Исааку. Тот в 1786 году продал его. Большие Тайцы с деревнями Тайцы, Кузнечиха, Сааки, Могилево, Нижнее и Большое Пегелево стали владением дочери Головина Натальи. У нее-то и купил в 1761 году имение А.Г. Демидов. Усадебный дом Демидовых в Тайцах - выдающееся творение архитектора И.Е. Старова. Красота и поэтичность Таицкой усадьбы не раз привлекали внимание русских художников. Среди работ, связанных с этими местами, - картина выдающегося русского пейзажиста С.Ф. Щедрина “Вид в окрестностях Петербурга” (Государственная Третьяковская галерея). В течение нескольких лет (в 1881, 1883 - 1886 гг.) выезжал сюда на дачу Н.А. Римский-Корсаков. Поэт И.М. Долгорукий писал: “Кто не знал под Петербургом Тайц? Кто не был очарован тамошними прозрачными ручьями? Я редко видел место прелестнее и не пивал нигде такой воды, которую черпал там для прохлады из самих ключей, бегущих у подошвы строения...”

Тайцы является одним из культурных объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1990 года под номером 540-011 .

Село Тайцы (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Название деревни Тайцы, что в окрестностях Санкт-Петербурга , происходит вовсе не от названия южно-азиатской народности, а от слова «тайный», то есть «подземный». Дело в том, что местная земля богата студеными ключами, которые в свое время снабжали водой императорские резиденции. Но, главное, здесь сохранились усадьба и парк, построенные еще в 18 столетии при знаменитом уральском промышленнике Александре Демидове.

Место, где сегодня находится село, известно еще с 15 века. Как и многие другие окрестные поселения, принадлежавшие Великому Новгороду, Тайцы перешли к шведам после заключения Столбовского мира в 1617 г. В состав России они вернулись в ходе Северной войны, а император Петр I пожаловал их адмиралу Головину, прапрадеду А. С. Пушкина. В середине 18 столетия край этот принадлежал уже прадеду великого поэта - А. П. Ганнибалу.

Проектирование и строительство Демидов поручил мужу своей сестры - Ивану Старову. Архитектор создал скромный, но изящный дом с цилиндрическим бельведером, круглым залом по центру и 4 террасами по углам. Народная молва объясняет появление террас тем, что якобы дочь Демидова, страдавшая легочным недугом, была слишком слаба, чтобы выходить в сад. Взамен для нее создали лоджии, с которых она могла бы обозревать местные красоты.

Тогда же в окрестностях села затевается и другое масштабное строительство. Благодаря тому, что в местной почве полно подземных источников, начинают прокладывать Таицкий самотечный водовод, который гнал воду прямиком в пруды монарших резиденций - в Павловск и Царское Село . Во второй половине 19 столетия в Тайцах открывают две школы - русскую и финскую. На рубеже 19 и 20 веков село от Демидовых переходит в казну, здесь появляется санаторий для больных туберкулезом.

В годы Второй мировой войны земли эти находились в зоне немецкой оккупации вплоть до 22 января 1944. После войны на месте усадьбы открывают дом отдыха и санаторий.

Усадьба в наши дни

В Тайцах до сих пор сохранились, правда, не в лучшем состоянии, усадебный дом или дворец 18 века, приусадебный ландшафтный парк с водопадом и Готическими воротами. Одна из основных достопримечательностей - церковь святителя Алексия, митрополита Московского. Храм был построен архитектором А. Эскузовичем в разгар Великой войны в 1915 г. Церковь возведена в псевдорусском ярком стиле. Сегодня на территории храма находятся братские захоронения солдат, погибших в 1941-1945 гг., а сам храм, как и 100 лет назад, открыт для всех нуждающихся в молитве и заступничестве.

Здание усадьбы ветшает. Оно заброшено, окна заколочены, но внутрь есть доступ через взломанные доски в подвале. Внутри - пустынно, холодно, но пока еще не руины, так что можно пройтись и насладиться высокими потолками и некогда помпезными парадными пролетами лестниц, и только.

Практическая информация

Адрес храма: Ленинградская обл., Тайцы, Гатчинское шоссе, 16а.

Как добраться: с Балтийского вокзала Северной столицы на поезде в сторону Гатчины, остановка «Тайцы». В пути - 45 минут, стоимость проезда около 170 RUB. Цены на странице указаны на август 2018 г.

Тайцы - поселок городского типа в 33 км к югу от Санкт - Петербурга; расположен на окраине Ижорской возвышенности, богатой ключевыми водами.

Из истории поселка нам известно следующее.

Название поселка Тайцы происходит от местного термина “таицы” - воды, таящиеся в недрах земли.

Среди ближайших окрестных жемчужин Ленинградской области Тайцам отведено довольно почетное место. Прежде всего, благодаря известной усадьбе Демидовых, прекрасному памятнику конца XYIII- начала XIX столетий, и сегодня поражающему и удивляющему современников.

Усадебный комплекс в Тайцах создавался в 1774-1778 гг. по проекту И.Е. Старова (1745-1808), одного из крупнейших русских зодчих второй половины XYIII века. Создатель великолепного Таврического дворца, собора Александро-Невской лавры в Петербурге, Старов был мастером архитектуры классицизма. В то время усадебное зодчество в России достигло расцвета, и к числу лучших усадебных комплексов XYIII века, безусловно, относится усадьба Тайцы.

История этих земель мало кому известна. После Северной войны Петр I подарил Тайцы “отцу русского флота” адмиралу И.М. Головину. В 1743 году выявилась ценность находящихся на территории поместья подземных источников, особенно Березовских ключей. Перед смертью Головин специально разделил имение между наследниками так, чтобы ключи находились на границе частей. Так образовались Малые и Большие Тайцы.

Малые Тайцы с деревнями Старица, Ивановская, Тихвинка, Истинка, Пегелева и Ключи достались сыну адмирала, который в 1758 году продал их А.П. Ганнибалу. После смерти последнего имение по разделу перешло к его сыну Исааку. Тот в 1786 году продал его. Большие Тайцы с деревнями Тайцы, Кузнечиха, Сааки, Могилево, Нижнее и Большое Пегелево стали владением дочери Головина Натальи. У нее-то и купил в 1761 году имение А.Г. Демидов.

Усадебный дом Демидовых в Тайцах - выдающееся творение архитектора И.Е. Старова.

Красота и поэтичность Таицкой усадьбы не раз привлекали внимание русских художников. Среди работ, связанных с этими местами, - картина выдающегося русского пейзажиста С.Ф. Щедрина “Вид в окрестностях Петербурга” (Государственная Третьяковская галерея). Это произведение передает “поэтический уголок таицкого парка и его сооружений”.

В течение нескольких лет (в 1881, 1883 - 1886 гг.) выезжал сюда на дачу Н.А. Римский-Корсаков. В “Летописи моей музыкальной жизни” композитор пишет: “Лето 1884 года мы проводили по-прежнему в Тайцах. Здесь я принялся за составление учебника гармонии, который к началу осени оказался готовым к изданию...” Летом 1886 года композитор работал над Третьей симфонией.

Поэт И.М. Долгорукий писал: “Кто не знал под Петербургом Тайц? Кто не был очарован тамошними прозрачными ручьями? Я редко видел место прелестнее и не пивал нигде такой воды, которую черпал там для прохлады из самих ключей, бегущих у подошвы строения...”

Wiki: ru:Большие Тайцы

пос. Тайцы в Ленинградской области (Россия), описание и карта связанные воедино. Ведь Мы - места на карте мира. Узнайте шире, найдите больше. Находится 36,8 км на юг от Санкт-петербурга. Найдите интересные места вокруг, с фотографиями и отзывами. Ознакомьтесь на нашей интерактивной карте с местами вокруг, получите более подробную информацию, узнайте мир лучше.